«В дороге» Н. Некрасов

«В дороге» анализ произведения - тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Стихотворение «В дороге» написано Некрасовым в 1845 году, поэту только 24 года. Это жанровая сценка, созданная в виде диалога между барином и ямщиком (перевозчиком на длинные дистанции). Ямщики часто пели песни и рассказывали истории заскучавшим седокам, так что Некрасов описывает типичную жизненную ситуацию. Песня-жалоба ямщика как жанр существовала в фольклоре.

Литературное направление, жанр

Стихотворения Некрасова реалистичны. Они описывают типичного героя в типичных обстоятельствах. Во времена крепостного права крестьяне нередко становились игрушкой в руках господ. Иногда это происходило как будто случайно, как описано в стихотворении «В дороге»: крепостную девочку взяли в господский дом в подруги и компаньонки дочери хозяина. Когда барышня выросла и вышла замуж, а старый хозяин умер, его зять отправил девушку, привыкшую жить как барышня, в деревню и выдал замуж. Помещики не думали о судьбе своих крепостных. Изменение жизни сделало барышню-крестьянку несчастной и грозит ей гибелью. Справедливости ради надо сказать, что случались и неравные браки между помещиками и крепостными, но они редко были счастливыми.

Стихотворение относится к гражданской лирике и обличает общественное устройство крепостнической России.

Тема, основная мысль и композиция

Сюжет стихотворения - жалобы ямщика на свою жену, выросшую в господском доме. Груша была научена наукам, шить, вязать, читать, играть на фортепиано. Она по-господски одевалась, ела господскую пищу (кашу с мёдом). К ней даже сватался учитель, «да, знать, счастья ей Бог не судил». После того как в дом приехал новый хозяин, Груша почему-то была отправлена в деревню и выдана замуж, и жизнь её, а также её мужа, стала невыносимой. Муж не считает её ленивой, но делать она ничего не умеет, «ни косить, ни ходить за коровой». Женщине тяжело выполнять любую физическую работу. Муж-ямщик жалеет её и утешает, как это принято у крестьян, но даже обновки её не радуют, непривычная одежда и обувь неудобны. Груша плачет, мало ест и, очевидно, недолго проживёт на свете. Она читает какую-то книжку (может быть, единственную, которая у неё есть), смотрит на какой-то портрет (не на портрет ли учителя?) Ямщик совершенно не понимает своей жены, не видит собственной вины, ведь он обращался с ней по-крестьянски хорошо, даже почти не бил. Его беспокоит ещё и судьба сынишки, которого мать воспитывает как барчонка.

Основная мысль рассказчика заключена в двух строчках: «Погубили её господа, А была бы бабёнка лихая». Ямщик подразумевает, что крестьянку сгубило барское воспитание. Барин, который просил развлечь его рассказом, останавливает крестьянина на словах о том, что жену он бил только под пьяную руку. Барин-то понимает, насколько девушку должна угнетать такая жизнь. Не потому, что она должна выполнять грязную крестьянскую работу, а потому, что она унижена. Тема стихотворения - несчастная судьба человека с чувством собственного достоинства. Барин осознаёт всю безнадёжность и безотрадность судьбы несчастных супругов и вообще всех людей в классовом обществе, которым была крепостная Россия. Идея стихотворения антикрепостническая.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом, напоминающим тонические русские песни-жалобы. Этот ритм ложится на стук копыт. Живость речи передаёт чередование женской и мужской рифмы, а также разнообразная рифмовка, которая чередуется неупорядоченно: перекрёстная, парная и кольцевая.

Тропы и образы, речь

Реалистичной речь ямщика делают просторечные выражения: слышь ты, понимаешь-ста, тоись, врезамшись, баит, сам-ат, патрет . Некрасов точно сумел передать состояние крестьянина, не знающего, чем помочь своей жене и в чём его собственная вина. Барин в начале диалога спокоен и равнодушен: ему безразлично, какую историю послушать. Но он не бессердечен. Речь барина иронична. В последней фразе «Разогнал Ты мою неотвязную скуку» чувствуется сарказм: было грустно, а стало ещё грустнее и безнадёжней.

В речи ямщика нет тропов, да и откуда бы им взяться у крестьянина. Есть два простонародных сравнения ревёт, как шальная, как щепка худа и бледна и один эпитет - высшая крестьянская похвала бабёнка лихая . Эпитет барина неотвязная скука подчёркивает его горечь от услышанного.

Литература 19 века носила революционный характер. Писатели и поэты издавали произведения о нелегкой крестьянской судьбе. Они как носители передовых революционных идей мечтали о равенстве сословий, К счастью, в том же 19 веке крестьяне стали свободными.

В этой статье мы рассмотрим стихотворение Некрасова «В дороге». Это одно из многочисленных произведений автора о жизни крестьян.

Творчество Некрасова

Николай Алексеевич был сыном дворянина, который угнетал своих крепостных. С детства он наблюдал за печальной судьбой крестьян. Он был против крепостного права. Все его творчество посвящено изображению жизни крестьян, их тяжелой участи.

Детство, семья, окружение оказали на его литературную деятельность сильное влияние. Его отец был тираном и угнетал мать Николая Алексеевича. Это отразилось в творчестве Некрасова. Он писал о нелегкой женской доле.

Наблюдая за жизнью низов, сострадая им, поэт издавал произведения, описывающие несправедливость этой жизни. Он был чуток к человеческой боли, имел революционные взгляды.

Одно из его ранних произведений - «В дороге». В нем автор также затронул тему крестьянской участи. Какой ее изобразил в своем стихотворении Некрасов («В дороге»), анализ покажет.

Для начала мы изложим произведение.

Произведение начинается с обращения барина к ямщику. Он говорит, что ему скучно, просит разогнать его тоску какой-нибудь историей. Например, о рекрутском наборе, разлуке или небылице, о том, что ямщик видал в своей жизни. На что тот отвечает, что ему самому невесело, и начинает рассказывать о своей молодой жене.

Она воспитывалась в барской семье. Там она училась шить, вязать, получала научные знания, читала, играла на музыкальном инструменте, научилась хорошим манерам. Одевалась она в атлас, ела разных вкусностей вдоволь. Словом, жила она вместе с барышней, как дворянская дочь.

Так описывает героиню-крестьянку в своем стихотворении Некрасов «В дороге». Далее сюжет меняется. Ямщик рассказывает, что барышня вышла замуж, ее отец умер. После этого зятек отправил крестьянку-белоручку в село, родное место. Там ее выдали замуж за ямщика. Крестьянская девушка, жившая по-барски, не умела ни косить, ни коров доить. С трудом таскала дрова и воду, шла на барщину. Ямщику было больно смотреть на ее страдания. Девушка украдкой ревела из-за такой перемены в жизни. «Погубили ее господа», - говорит ямщик.

Его супруга, будучи крестьянкой, читает книги, смотрит на какой-то портрет. Своего сына также обучает грамоте, ухаживает за ним, моет, стрижет, не дает бить.

Ямщик делится своей бедой. Говорит, что жена его, Груша, совсем исхудала, бледна, ничего не хочет есть, сама еле ходит. Боится, что так она скоро погибнет. Хотя он признается, что не мучил ее тяжелой работой, одевал, кормил. Старался не бранить и не бить.

Барин говорит ямщику, что тот его скуку разогнал.

Анализ стихотворения Некрасова «В дороге»

Произведение - диалог двух абсолютно разных людей: барина и ямщика. Они из противоположных сословий. Их думы, внутренний мир разнятся. Барин скучает. В его жизни все гладко. Ямщику не до веселья. У него горе: жена погибает. Барин просит разогнать его скуку. Для него веселье - это истории о том, как люди разлучаются. Беды низших сословий его не трогают, наоборот, они его забавляют.

Ямщик рассказывает о том, как его жена хоть и росла с барышнями, но так и осталась крестьянкой. Она жила в другой среде, но, оказавшись ненужной, была отправлена обратно.

Анализ стихотворения Некрасова «В дороге» показывает, как относились помещики к крестьянам. Их не интересовали чувства, беды простых людей. Трагедия крестьянки Груши не взволновала барина. Она лишь разогнала его тоску.

Выразительные средства в произведении

Некрасов «В дороге» написал с использованием просторечных слов: "девка", "бабенка", "мужик" и прочие. Таким образом автор делает свое произведение натуралистичным. Для изложения он использовал диалог, чтобы лучше раскрыть сущность героев через их слова.

Заключение

Анализ стихотворения Некрасова «В дороге» показал нам равнодушие помещиков к судьбе крепостных. Герой произведения, ямщик, не понимает, отчего погибает его супруга. Дело не столько в том, что у крестьянки Груши появились новые обязанности и изменился быт. Скорее всего, она страдала от того, что ее человеческое достоинство было унижено. Она поняла, что, находясь во власти помещиков, не она решает свою судьбу, с ней никто не считается. И как бы близка она ни была с дворянской семьей, от нее в любой момент могут избавиться, ведь она всего лишь крепостная.

В новой среде она словно чужая. Ее супруг не способен понять ее, разделить с ней интересы. Она вышла замуж не по любви, за человека, которого не знала. Она погибает от одиночества и несправедливой участи.

АНАЛИЗ ОТРЫВКА СТИХОТВОРЕНИЯ НЕКРАСОВА (8 класс ср. шк.).

В дороге

"Скучно! Скучно!.. Ямщик удалой,

Разгони чем-нибудь мою скуку!

Песню, что ли, приятель, запой

Про рекрутский набор и разлуку;

Небылицей какой посмеши

Или, что ты видал, расскажи -

Буду, братец, за все благодарен".

Самому мне не весело, барин:

Сокрушила злодейка жена!..

Слышь ты, смолоду, сударь, она

В барском доме была учена

Вместе с барышней разным наукам,

Понимаешь-ста, шить и вязать,

Всем дворянским манерам и шуткам.

Одевалась не то, что у нас

На селе сарафанницы наши,

Ела вдоволь и меду и каши.

Вил вальяжный имела такой,

Хоть бы барыне, слышь ты, природной,

И не то что наш брат крепостной,

Тоись, сватался к ней благородный

(Слышь, учитель-ста врезамшись был,

Баит кучер, Иваныч Торопка),-

Да, знать, счастья ей бог не судил:

Не нужна-ста в дворянстве холопка!

Вышла замуж господская дочь,

Да и в Питер... А справивши свадьбу,

Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу,

Захворал и на Троицу в ночь

Отдал богу господскую душу,

Сиротинкой оставивши Грушу...

Через месяц приехал зятек -

Перебрал по ревизии души

И с запашки ссадил на оброк,

А потом добрался и до Груши.

Знать, она согрубила ему

Вместе жить показалось в дому,

Понимаешь-ста, нам неизвестно.

Воротил он ее на село -

Знай-де место свое ты, мужичка!

Взвыла девка - крутенько пришло:

Белоручка, вишь ты, белоручка!

Тема этого стихотворения традиционна для творчества Некрасова, - это жизнь и страдания крестьян, простого народа. В этом произведении описывается судьба крестьянской девушки, которая выросла в господском доме, но была выдана замуж за простого мужика.

Стихотворение открывается обращением рассказчика. Это путник, барин, заговоривший с ямщиком, чтобы скоротать время в дороге, что заявлено в заглавии. Он предлагает мужику позабавить его песней, рассказом, как это принято в пути. С одной стороны, это типичная ситуация, но скрытый подтекст в том, что барин хочет послушать ямщика только ради развлечения, ему в действительности не интересует его судьба. А ямщик неожиданно начинает серьёзный рассказ, который не может оставить слушателя безучастным.

Следует обратить внимание на начальные слова стихотворения: "Скучно! скучно!.." Это не только дорожная скука, но "скучно" в значении "печально", "грустно", "безнадёжно", что относится к рассказу ямщика и к жизни народа в целом.

Монолог ямщика также начинается словами "Самому мне невесело". И далее мужик рассказывает о судьбе своей жены. Эта девушка была воспитана в господском доме как компаньонка молодой барышни. В этой ситуации скрыт намёк на один из главных конфликтов деревенского общества - противопоставление крестьян и дворни. Дворовые слуги проиближены к господам, хорошо одеты ("Одевалась не то что..."), перенимают их манеры ("Всем дворянским..."). Но при этом люди оторваны от земли, от своих корней, они игрушки в руках господ. Став ненужными господам ("Не нужна..."), они уже не могут заниматься хозяйством, и терпят злобу и насмешки своих братьев-крестьян ("Белоручка...").

Барин полностью распоряжается жизнью и бытом всех крепостных. Умер старый господин - и новый переводит их с барщины ("с запашки") на оброк. Оброк (ежегодная выплата денежного налога) был более выгодной и прогресивной формой хозяйства по сравнению с барщиной (труд на господских полях). Однако крестьянам, привыкшим к последней, было трудно сразу поменять тип ведения хозяйства, и это тоже усложняло жизнь крепостных. Проблема оброка и барщины - один из самых острых вопросов того времени.

Наконец, в центре проблематики личная судьба девушки и её мужа. Груша была игрушкой своих гопод. Вероятно, она была незаконная дочь старого барина (об этом в тексте не говорится прямо, но положение Груши в доме можно объяснить только так, исходя из реалий того времени. Кроме того, на это указывают слова "Отдал богу господскую душу, _сиротинкой_ оставивши Грушу"). После смерти старого барина девушка терпит домогательства нового господина ("А потом..." и далее). И, наконец, её отсылают в деревню, где она ничего не умеет делать, и помимо желания выдают замуж за мужика. Между супругами нет взаимопонимания, они чужие друг другу, у них разные интересы, разное образование, разное воспитание. Прихоть помещика оборачивается поломаными судьбами двух людей, а по большому счёту, такие прихоти ломают судьбы миллионов подневольных крестьян.

Проблематика Некрасова продолжает проблематику Тургенева, они оба принадлежали к литературному направлению натурализма. Оба писателя обращаются к теме народной жизни, к актуальнейшим вопросам того времени. Однако в творчестве Некрасова больше трагизма, он подчёркивает остроту проблемы, призывает всех обратить на неё внимание, потому что в этом - корень бед всей русской нации.

Детали: множество деталей позволяют живо представить интерьер: барский дом, шитьё и вязанье; на селе - девушки в сарафанах, типичные персонажи усадьбы - учитель и кучер и т.д.

Стихотворение написано в форме "монолога в монологе". Композиция состоит из обращения путника и рассказа ямщика. Этому соответствует стиль - повествование. Речь мужика изобилует простонародными элементами (порядок слов, вводные элементы "слышь ты", "понимаешь-ста", слова "баит", "али", искажённое произношение "тоись" и др.). Это делает речь красочной и реалистичной.

Размер - трёхстопный анапест, он создаёт лиричное, напевное звучание под аккомпонемент стука копыт; созвучное народной речи и контрастирующее с тематикой, или наоборот - народная песня-жалоба.

как-то так

В этом стихотворении поднимаются темы, которые были традиционны для творчества Некрасова,- жизнь и страдания простого народа. Автор рассказывает о судьбе крестьянской девушки, выросшей в господском доме, но впоследствии выданной замуж за простого мужика.
В стихотворении присутствует образ рассказчика, обращением которого открывается лирическое
повествование. Это барин, находящийся в дороге. Чтобы скоротать время, он предлагает ямщику позабавить его песней, рассказом. Ситуация вполне естественная. Но барин хочет послушать мужика только ради забавы, не интересуясь на самом деле его судьбой. А ямщик внезапно начинает рассказ о серьёзных вещах, рассказ, который не может оставить слушателя безучастным. Слова "Скучно! скучно!.. ", которыми начинается стихотворение, заслуживают особого внимания. Автор понимает под ними не только дорожную скуку. Имеется в виду "скучно" в значении "печально", "грустно", "безнадёжно".Имеется в виду "скучно" в значении "печально", "грустно", "безнадёжно". Это относится и к рассказу ямщика, и к жизни всего народа.
“Самому мне невесело”, - говорит ямщик барину. И рассказывает о судьбе своей жены - девушки, воспитанной в господском доме вместе с молодой барышней. Здесь скрыт намёк на один из главных конфликтов деревенского общества - противопоставление крестьян и дворни. Дворовые слуги хорошо одеты ("Одевалась не то что... "), перенимают манеры своих господ, но становятся игрушками в их руках. Перестав быть нужными господам ("Не нужна... "), они уже не могут заниматься хозяйством, так как всю жизнь были оторваны от земли. Им только и остается, что терпеть злобу и насмешки своих братьев-крестьян ("Белоручка... ").
В те времена очень остро стояла проблема оброка и барщины. Барин полностью распоряжался жизнью всех крепостных. Умер старый господин - и новый переводит их с барщины на оброк. Оброк был более выгодной формой хозяйства по сравнению с барщиной (труд на господских полях) . Но крестьяне не могли сразу поменять тип ведения хозяйства. Таким образом, барин только усложнял их жизнь. Судьба женщины и её мужа в центре внимания автора стихотворения. Возможно, Груша была незаконной дочерью старого барина. В тексте об этом не говорится прямо, но иначе положения Груши в доме объяснить нельзя. Это было обычным явлением в то время. Об этом говорят и строки: "Отдал богу господскую душу, сиротинкой оставивши Грушу".
Когда её прежний господин умирает, девушке приходится терпеть домогательства нового барина ("А потом... " и далее) . История жизни в господском доме заканчивается тем, что её отсылают в деревню, а она не приспособлена к сельской жизни. Против воли её выдают замуж за мужика. Супруги не понимают друг друга, у них разные интересы, образование, воспитание. Прихоть помещика ломает судьбы двух людей. Некрасов принадлежал к литературному направлению натурализма. Он глубоко затрагивал тему народной жизни - самый острый вопрос того времени. Творчество Некрасова трагично, он обращал внимание на серьёзность проблемы и призывал к этому всех, видя в этом основу бед всего русского народа. В стихотворении автор использует множество деталей. Они очень ярко изображают интерьер барского дома, шитьё и вязанье. Показываются жители села - девушки в сарафанах, типичные обитатели усадьбы -
учитель и кучер. Некрасов создал стихотворение в форме "монолога в монологе". Композиция состоит из обращения путника и рассказа ямщика. Этому соответствует стиль - повествование. В речи мужика во множестве используются простонародные слова и выражения (порядок слов, вводные элементы "слышь ты", "понимаешь- ста", слова "баит", "али", искажённое произношение "тоись" и др.) . Это позволяет сделать речь реалистичной. Напевное звучание под аккомпанемент стука копыт создаётся в стихотворении с помощью размера (это трёхстопный анапест) . Оно созвучно народной речи, благодаря чему стихотворение напоминает народную песню-жалобу.

Стихотворение «В дороге» было написано 24-летним Некрасовым в 1845 году. В это время Николай Некрасов тесно и продуктивно сотрудничал с «Неистовым Виссарионом» Белинским. Также в это время Некрасов, взяв в аренду на паях с Панаевым основанный Пушкиным «Современник» стал заниматься издательской деятельностью. Это было вовсе не первое его поэтическое произведение. В 1840 - м году он издал книжечку своих стихов «Мечты и звуки» , проигнорированную читающей публикой. Расстройство Некрасова равнодушием к своему творчеству подвигло его скупать и уничтожать издание своего сборника, почти как Гоголя с его «Ганцем Кюхельгартеном» . Лишь Виссарион Белинский сухо и сдержанно похвалил «Мечты и звуки» как «вышедшие из души».

Ему Некрасов и показал написанное после нескольких лет перерыва стихотворение «В дороге» . Критик был в восторге. Когда Некрасов прочёл стихотворение, Белинский крепко обнял его и вскричал: «Вы – поэт, и поэт истинный!»

Герцену также очень нравилось это стихотворение что он, нарушив традицию не печатать на страницах «Колокола» стихов, напечатал его, назвав его в анонсе «превосходным».
Жанрово стихотворение «В дороге» представляет собой причудливую и терпкую смесь рассказа и ямщицкой песни. Выстроенное в виде диалога пассажира, русского барина, с ямщиком. Стержнем стихотворения является повествование о драме и трагедии простолюдинки, в душу которой заронили иллюзии.
Зачин стихотворения - это реплика барина. Заранее предчувствуя унылое однообразие долгой дороги, он просит ямщика:

Про рекру тский набор и разлуку;

Небылицей какой посмеши

И ямщик охотно (видать, томило душу!) рассказывает перипетии своей далеко невесёлой жизни. Сначала он жалуется барину на то, что его «сокрушила злодейка жена».

Сокрушила злодейка жена!..

Но чем дальше уходит рассказ ямщика, тем драматичнее становится история: перед мысленным взором читателя проясняется картина трагедии Аграфены- Груши. Выросшая в поместье наперсницей своей сверстницы - барышни, она не просто обучилась грамоте - получила приличное образование. Она к тому же музицирует (» играть на варгане»(органе)). Но смерть главы дома обрушивает во прах счастье деревенской девушки. Юная барышня уезжает в Петербург, а Аграфена - Груша возвращается в деревню, в избу:

«Знай де место свое ты, мужичка!»

Затем, без всякого стеснения её, словно овцу к барану, заталкивают под венец. Но сил Груши не хватает, чтобы смириться и надев лямку тащить до смерти, безропотно, тысячепудовую гирю крестьянской судьбы.

Грех сказать, чтоб ленива была,
Да, вишь, дело в руках не спори
лось!
Как дрова или воду несла,
Как на барщину шла – становилось
Инда жалко подчас… да куды! -
Не утешишь ее и обновкой:
То натерли ей ногу коты,
То, слышь, ей в сарафане неловко.
При чужих и туда и сюда,
А украдкой ревет, как шальная…
Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!

Страдания Груши не от условий скотской жизни, не от непосильной крестьянской работы, хотя это разрушает её физически, но смертную тоску порождает осознание безысходности своей судьбы и пожизненности своего рабства. Прожив в поместье ранние годы своей жизни, она привыкла мыслить как человек, а не как невежественная холопка. И крутой, подлый поворот в её жизни сломал её и приближает к трагической развязке:

А ямщик не в силах, ведь он, по понятиям русской деревни был вполне себе либеральным мужем:

Видит бог, не томил
Я ее безустанной работой…
Одевал и кормил, без пути не бранил,
Уважал, то
ись, вот как, с охотой…
А, слышь, бить – так почти не бивал,
Разве только под пьяную руку…

Эти последние слова недоумевающего мужика невыносимы для пассажира который с горчайшей иронией обрывает его исповедь:

Ну, довольно, ямщик! Разогнал
Ты мою неотвязную скуку!

«В дороге» явственно проступает композиция из трёх частей. К первой части можно отнести начинающую стихотворение просьбу пассажира. Вторая, основная часть –чуть заунывное повествование ямщика. Третья часть – завершающая реплика барина. В начале и финале стихотворения возникает тема скуки , тоски, неизменно присутствующей в русской жизни. В этом плане мы можем говорить о кольцевой композиции .
Стихотворение «В дороге» - это трёхстопный анапест, рифмовка разнообразная – перекрестная, парная и кольцевая. Некрасов щедро, со знанием предмета рассыпает перлы художественной выразительности: эпитеты («ямщик удалой», «бабенка лихая»), метафору («сокрушила злодейка жена»), анафору («То натерли ей ногу коты, То, слышь, ей в сарафане неловко»), сравнение («ревет, как шальная…»). Богат язык стихотворения «В дороге» на диалектные выражения: «понимаешь-ста», «тоись», «слышь», «куды».
Стихотворение «В дороге» обозначило собой прорыв в творчестве Некрасова. Оно было написано после, как уже было сказано выше, неудачи со сборником стихов 1840 года «Мечты и звуки».

Некрасов осознал, что нужно писать иначе. Что поэзия должна подпитываться страстями и жизнью людей. «Передо мною никогда не изображенными стояли миллионы живых существ! Они просили любящего взгляда! И что ни человек, то мученик, что ни жизнь, то трагедия!» – вспоминал впоследствии поэт».

Так родилось «В дороге», открывшее в творчестве Некрасова тему русской крестьянской жизни и где он стал первым среди равных, снискав себе заслуженную славу большого поэта.

«Скучно! скучно!.. Ямщик удалой,

Разгони чем - нибудь мою скуку!

Песню, что ли, приятель, запой

Про рекру тский набор и разлуку;

Небылицей какой посмеши

Или, что ты видал, расскажи -

Буду, братец, за все благодарен».

- «Самому мне невесело, барин:

Сокрушила злодейка жена!..

Слышь ты, смолоду, сударь, она

В барском доме была учена

Вместе с барышней разным наукам,

Понимаешь-ста, шить и вязать,

Всем дворянским манерам и штукам.

Одевалась не то, что у нас

На селе сарафанницы наши,

А, примерно представить, в атлас;

Ела вдоволь и меду и каши.

Вид вальяжный имела такой,

Хоть бы барыне, слышь ты, природной,

И не то что наш брат крепостной,

Тоись, сватался к ней благородный

(Слышь, учитель-ста врезамшись был,

Баит кучер, Иваныч Торопка), -

Да, знать, счастья ей бог не судил:

Не нужна - ста в дворянстве холопка!

Вышла замуж господская дочь,

Да и в Питер… А справивши свадьбу,

Сам - ат, слышь ты, вернулся в усадьбу,

Захворал и на Троицу в ночь

Отдал богу господскую душу,

Сиротинкой оставивши Грушу…

Через месяц приехал зятек -

Перебрал по ревизии души

И с запашки ссадил на оброк,

А потом добралсЯ и до Груши.

Знать, она согрубила ему

В чем-нибудь, али нАпросто тесно

Вместе жить показалось в дому,

Понимаешь-ста, нам неизвестно.

Воротил он ее на село -

Знай-де место свое ты, мужичка!

Взвыла девка - крутенько пришло:

Белоручка, вишь ты, белоличка!

Как на грех, девятнадцатый год

Мне в ту пору случись… посадили

На тягло - да на ней и женили…

Тоись, сколько я нажил хлопот!

Вид такой, понимаешь, суровый…

Ни косить, ни ходить за коровой!..

Грех сказать, чтоб ленива была,

Да, вишь, дело в руках не спорилось!

Как дрова или воду несла,

Как на барщину шла - становилось

Инда жалко подчас… да куды! -

Не утешишь ее и обновкой:

То натерли ей ногу коты,

То, слышь, ей в сарафане неловко.

При чужих и туда и сюда,

А украдкой ревет как шальная…

Погубили ее господа,

А была бы бабенка лихая!

На какой-то патрет все глядит

Да читает какую-то книжку…

Инда страх меня, слышь ты, щемит,

Что погубит она и сынишку:

Учит грамоте, моет, стрижет,

Словно барченка, каждый день чешет,

Бить не бьет - бить и мне не дает…

Да недолго пострела потешит!

Слышь, как щепка худа и бледна,

Ходит, тоись, совсем через силу,

В день двух ложек не съест толокна -

Чай, свалИм через месяц в могилу…

А с чего?.. Видит бог, не томил

Я ее безустанной работой…

Одевал и кормил, без пути не бранил,

Уважал, тоись, вот как, с охотой…

А, слышь, бить - так почти не бивал,

Разве только под пьяную руку…»

Экологическое воспитаниедошкольников в детскомсаду и семьеучитель-дефектолог Воронина Л.Ю. март 2017 г. МБДОУ д/с № 6 2017 год объявлен в...

Анализ стихотворения В дороге Некрасова

1. История создания . Стихотворение "В дороге" было написано Некрасовым в 1845 г. Оно могло появиться в результате личных наблюдений и впечатлений поэта. Ямщики часто в дороге развлекали пассажиров песнями или рассказами.

2. Жанр произведения - гражданская лирика. Стихотворение представляет собой диалог между барином и ямщиком.

3. Главная идея стихотворения заключается в том, что помещики относятся к крестьянам, как к своим личным вещам. Господская прихоть искалечила судьбу крестьянской девушки. Из Груши сделали игрушку для помещичьей дочки. Ей дали дворянское образование и воспитание, приучили к праздному образу жизни. Никто даже не задумался о том, какое будущее ждет обычную крестьянку. Помещичья дочь вышла замуж и уехала в столицу. Это стало первым ударом по непонятному положению Груши.

Вскоре умер помещик, который, вероятно, хорошо относился к девушке и позволил бы ей и дальше жить в господском доме. С приездом нового хозяина ситуация резко меняется. Молодой помещик рьяно берется за переустройство своего хозяйства с целью добиться максимального дохода. Во время ревизии крестьян он обнаруживает "бесполезную душу" - крестьянку с дворянским воспитанием. Грушу немедленно прогоняют из господского дома и возвращают в деревню. Игра хозяев закончилась.

Девушка столкнулась с грубой и тяжелой жизнью русского крестьянства, о которой она не имела ни малейшего представления. По заведенному порядку мужа для Груши выбрал сам помещик. После свадьбы девушка была обязана заниматься крестьянским хозяйством. Груша - чужеродный элемент в деревне. Она изнежена и избалована. Девушка не в состоянии приспособиться к крестьянскому образу жизни. Ей очень тяжело заниматься физическим трудом, есть грубую крестьянскую пищу, переносить жестокие насмешки односельчан. Господская "игрушка" невольно стала тяжелой обузой для ямщика. Ему нужна помощница по хозяйству, а не "барышня". Ямщик прямо говорит о жене: "Погубили ее господа". Он с уверенностью заявляет, что Груше недолго осталось жить.

4. Композиция. Стихотворение начинается с обращения барина к ямщику с просьбой рассказать какую-нибудь историю. Основная часть - грустный рассказа ямщика. Финальная строфа - восклицание барина, подводящее итог печальному рассказу.

5. Размер произведения - трехстопный анапест с чередующейся рифмовкой (перекрестная, парная, кольцевая).

6. Выразительные средства . Главным средством художественной выразительности в произведении является использование простонародной речи. Некрасов ярко передает особенности разговора крестьянина: "слышь", "-ста", "али" и т. д. В бесхитростном монологе ямщика практически нет тропов (эпитеты "вальяжный", "лихая", "худа и бледна"; сравнения "как шальная", "как щепка"). В ответе барина ("Разогнал... скуку!..") отчетливо звучит сарказм, часто использующийся Некрасовым для обличения несправедливости.

7. Основная мысль произведения - между помещиками и крестьянами лежит громадная пропасть. Первым шагом для преодоления этой пропасти должна стать отмена крепостничества. Пока этого не произошло, все попытки искусственно сделать из крестьян образованных людей обречены на неудачу. Несчастная судьба Груши (да и ее мужа тоже) - яркий пример полной противоположности крестьянского и дворянского образа жизни.


"Скучно! скучно! .. Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой
Про рекрутский набор и разлуку;
Небылицей какой посмеши
Или, что ты видал, расскажи -
Буду, братец, за всё благодарен".

- "Самому мне невесело, барин:
Сокрушила злодейка жена!..
Слышь ты, смолоду, сударь, она
В барском доме была учена
Вместе с барышней разным наукам,
Понимаешь-ста, шить и вязать,
На варгане играть и читать -
Всем дворянским манерам и штукам.
Одевалась не то, что у нас
На селе сарафанницы наши,
А, примерно представить, в атлас;
Ела вдоволь и меду и каши.
Вид вальяжный имела такой,
Хоть бы барыне, слышь ты, природной,
И не то что наш брат крепостной,
Тоись, сватался к ней благородный
(Слышь, учитель-ста врезамшись был,
Баит кучер, Иваныч Торопка), -
Да, знать, счастья ей бог не судил:
Не нужна-ста в дворянстве холопка!

Вышла замуж господская дочь,
Да и в Питер... А справивши свадьбу,
Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу,
Захворал и на Троицу в ночь
Отдал богу господскую душу,
Сиротинкой оставивши Грушу...
Через месяц приехал зятек -
Перебрал по ревизии души
И с запашки ссадил на оброк,
А потом добрался и до Груши.
Знать, она согрубила ему
В чем-нибудь, али напросто тесно
Вместе жить показалось в дому,
Понимаешь-ста, нам неизвестно.
Воротил он ее на село -
Знай-де место свое ты, мужичка!
Взвыла девка - крутенько пришло:
Белоручка, вишь ты, белоличка!

Как на грех, девятнадцатый год
Мне в ту пору случись... посадили
На тягло - да на ней и женили...
Тоись, сколько я нажил хлопот!
Вид такой, понимаешь, суровый...
Ни косить, ни ходить за коровой!..
Грех сказать, чтоб ленива была,
Да, вишь, дело в руках не спорилось!
Как дрова или воду несла,
Как на барщину шла - становилось
Инда жалко подчас... да куды! -
Не утешишь ее и обновкой:
То натерли ей ногу коты,
То, слышь, ей в сарафане неловко.
При чужих и туда и сюда,
А украдкой ревет как шальная...
Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!

На какой-то патрет всё глядит
Да читает какую-то книжку...
Инда страх меня, слышь ты, щемит,
Что погубит она и сынишку:
Учит грамоте, моет, стрижет,
Словно барченка, каждый день чешет,
Бить не бьет - бить и мне не дает...
Да недолго пострела потешит!
Слышь, как щепка худа и бледна,
Ходит, тоись, совсем через силу,
В день двух ложек не съест толокна -
Чай, свалим через месяц в могилу...
А с чего? .. Видит бог, не томил
Я ее безустанной работой...
Одевал и кормил, без пути не бранил,
Уважал, тоись, вот как, с охотой...
А, слышь, бить - так почти не бивал,
Разве только под пьяную руку..."

- "Ну, довольно, ямщик! Разогнал
Ты мою неотвязную скуку!.."

«Скучно! скучно!.. Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой
Про рекрутский набор и разлуку;
Небылицей какой посмеши
Или, что ты видал, расскажи —
Буду, братец, за всё благодарен».
— Самому мне невесело, барин:
Сокрушила злодейка жена!..
Слышь ты, смолоду, сударь, она
В барском доме была учена
Вместе с барышней разным наукам,
Понимаешь-ста, шить и вязать,
На варгане играть и читать —
Всем дворянским манерам и штукам.
Одевалась не то, что у нас
На селе сарафанницы наши,
А, примерно представить, в атлас;
Ела вдоволь и меду и каши.
Вид вальяжный имела такой,
Хоть бы барыне, слышь ты, природной,
И не то что наш брат крепостной,
Тоись, сватался к ней благородной
(Слышь, учитель-ста врезамшись был,
Баит кучер, Иваныч Торопка), —
Да, знать, счастья ей бог не судил:
Не нужна-ста в дворянстве холопка!
Вышла замуж господская дочь,
Да и в Питер... А справивши свадьбу,
Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу,
Захворал и на Троицу в ночь
Отдал богу господскую душу,
Сиротинкой оставивши Грушу...
Через месяц приехал зятек —
Перебрал по ревизии души
И с запашки ссадил на оброк,
А потом добрался и до Груши.
Знать, она согрубила ему
В чем-нибудь, али напросто тесно
Вместе жить показалось в дому,
Понимаешь-ста, нам неизвестно, —
Воротил он ее на село —
Знай-де место свое ты, мужичка!
Взвыла девка — крутенько пришло:
Белоручка, вишь ты, белоличка!
Как на грех, девятнадцатый год
Мне в ту пору случись... посадили
На тягло — да на ней и женили...
Тоись, сколько я нажил хлопот!
Вид такой, понимаешь, суровой...
Ни косить, ни ходить за коровой!..
Грех сказать, чтоб ленива была,
Да, вишь, дело в руках не спорилось!
Как дрова или воду несла,
Как на барщину шла — становилось
Инда жалко подчас... да куды! —
Не утешишь ее и обновкой:
То натерли ей ногу коты,
То, слышь, ей в сарафане неловко.
При чужих и туда и сюда,
А украдкой ревет как шальная...
Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!
На какой-то патрет всё глядит
Да читает какую-то книжку...
Инда страх меня, слышь ты, щемит,
Что погубит она и сынишку:
Учит грамоте, моет, стрижет,
Словно ба́рченка, каждый день чешет,
Бить не бьет — бить и мне не дает...
Да недолго пострела потешит!
Слышь, как щепка худа и бледна,
Ходит, тоись, совсем через силу,
В день двух ложек не съест толокна —
Чай, свалим через месяц в могилу...
А с чего?.. Видит бог, не томил
Я ее безустанной работой...
Одевал и кормил, без пути не бранил,
Уважал, тоись, вот как, с охотой...
А, слышь, бить — так почти не бивал,
Разве только под пьяную руку...
«Ну, довольно, ямщик! Разогнал
Ты мою неотвязную скуку!..»

Произведение «В дороге» было написано Некрасовым в 1845 году. Оно представляло собой первое стихотворение, которое было показано В. Г. Белинскому, крайне высоко его оценившему. Когда Некрасов впервые прочитал ему это произведение, Белинский воскликнул: «Знаете ли вы, что вы - поэт, и поэт истинный?»

Реализм в творчестве Некрасова

Проводя анализ стихотворения Некрасова «В дороге», можно упомянуть, что по своей форме произведение может быть отнесено к ямщицким песням, однако оно также содержит в себе и элементы рассказа. Произведение построено в форме диалога между ямщиком и седоком. Оно повествует о трагической жизни женщины, выросшей в барском доме, но отправленной снова на село. Многие из стихотворений поэта достаточно реалистичны - например, таковым является произведение «Железная дорога» Некрасова. Анализ стихотворения, кратко проведенный учеником, показывает: это стихотворение также описывает несчастья простых людей. Оно будет интересно всякому заинтересовавшемуся этой непростой тематикой. Все произведения Некрасова близки к народу, страданиям простого человека, оказавшимся жертвой господского произвола.

Еще одно стихотворение Некрасова - «Железная дорога»

Вышеупомянутое произведение также может быть задано школьнику в рамках темы «Творчество Некрасова». Анализ стихотворения «Железная дорога» Некрасова по плану может содержать в себе следующие пункты.

  1. Название произведения.
  2. Описание композиции произведения (оно состоит из четырех частей).
  3. Тема обманутого народа в стихотворении. Кто в действительности строит железную дорогу.
  4. Художественные средства.
  5. Мнение школьника о стихотворении.

Знакомство с главной героиней

Но вернемся к главной теме данной статьи. Анализ стихотворения Некрасова «В дороге», кратко проведенный учащимся, можно начать с описания начала произведения. Это реплика барина - седока. Он просит ямщика рассказать ему какую-нибудь историю, которая могла бы разогнать его скуку. И тот решает рассказать печальную историю собственной жизни. Поначалу он высказывает своему седоку жалобу на то, что его «сокрушила злодейка жена». Однако по мере рассказа ямщика читатель узнает о том, какая жизнь была уготована Груше. Она провела свои детские годы в барском доме, где ее учили музыке, грамоте, наукам. Однако после того, как старый барин отошел в мир иной, ее возвратили на село. Без согласия Груши ее выдали замуж, однако она никак не может привыкнуть к своей новой жизни.

Два мира произведения

Анализ стихотворения Некрасова «В дороге» показывает, что страдает Груша не столько от непосильной работы, сколько от той повседневности, в которой ей приходится жить. И ее муж, ямщик, до конца не понимает всего трагизма ее положения. Он уверен, что относится к ней вполне хорошо. В произведении противопоставляется два мира: мир зажиточных бояр, из-за которых погибают невинные люди, и мир крепостных крестьян, у которых нет никаких прав. Последние не могут распоряжаться собственной жизнью, у них нет права на выбор.

Все сочувствие, которое выражает поэт в своем произведении, обращено к таким представителям простого народа. Анализ стихотворения Некрасова «В дороге» также показывает, что произведение содержит в себе необычайно острый социальный аспект. Ведь всего лишь из-за одной барской прихоти оказалась искалеченной судьба молодой женщины. Только этот факт уже может вызывать негодование читателя. Но обличением не исчерпывается содержание произведения. Внутренний его драматизм в действительности намного глубже.

Моральная сторона трагедии

Духовная сторона той истории, которая произошла с Грушей, не описывается Некрасовым прямо. Чтобы ее почувствовать, необходимо вообразить те обстоятельства, которые происходили с девушкой. Конечно, внешняя тяжесть тех обстоятельств, в которые попала Груша, не может быть недооценена. Хотя при этом она оказывается способной к тяжелой физической работе. Те слова ямщика, которыми он описывает свою супругу («Белоручка, вишь ты, белоличка»), нельзя воспринимать слишком буквально. Ведь когда он говорит о слезах своей жены, этим в некоторой степени опровергается его ирония.

Изломанная судьба женщины

Груша не презирает физическую работу - просто она ей практически не по силам. Ведь этот труд, лежавший на плечах крепостных крестьянок, был сравним с мужским. И в этом отношении вина господ заключается не только в том, что они отправили девушку снова в деревню, но и в том, что они не стали приучать ее к тяжелому труду с юности. Ямщик упоминает о том, что его жена «читает какую-то книжку» мимоходом. Однако эта фраза может послужить пищей для размышлений, в том числе и о духовной стороне этой драмы, о тех моральных страданиях, которые выпали на долю Груши. Что может ее томить помимо работы? Может быть, она плачет не только от непосильного труда? На какой портрет она постоянно смотрит? Об ответах на эти вопросы совершенно не дает себе труда задуматься ямщик, однако читатель, проводящий анализ стихотворения Некрасова «В дороге», не должен довольствоваться этим поверхностным взглядом.

Может быть, она рассматривает портрет своего возлюбленного, который был мил ее сердцу, когда она находилась еще в барском доме? Однако это предположение не может быть оправдано психологически. Ведь жена-крестьянка не стала бы в присутствии своего мужа предаваться тоске по другому человеку. Вернее было бы сделать иное предположение - скорее всего, это портрет писателя или поэта, книга которого дорога для нее. Скорее всего, это тот человек, который вызвал в ней искреннее стремление к счастью, настоящей любви.

Анализ стихотворения Некрасова «В дороге»: несчастье образованной женщины

Груша, которая научилась наукам и чтению, уже стала жить осознанно - ее душа обладает высшими устремлениями. И страшат ее не столько физические тяготы, сколько духовная изоляция. Муж не способен разделить ее взглядов. Интересно, что заботу жены о сыне ямщик воспринимает как барский каприз: «Словно барченка, каждый день чешет…». О том, какой была повседневная крестьянская жизнь, можно судить только опосредованно. Груша, возможно, ненадолго и утешается своими заботами о сыне. Однако они приносят ей и новую боль - какая жизнь ждет его в будущем? То стремление к счастью и духовному развитию, которое было привито Груше, не может быть осуществимо в тех социальных условиях.

Ямщик и его жена

Непростая доля женщины у каждого читателя вызовет глубокое сочувствие. Ведь она страдает более всего, оказывается виноватой без вины. И даже недалекий муж называет ее «злодейкой». Все «злодейство» Груши заключается в том, что у нее нет никаких душевных или физических сил, чтобы совладать с той ситуацией, в которой она оказалась. Однако и самому ямщику сложно позавидовать. Ведь и ему досталась тяжкая доля. И он всей душой сокрушается о том, что его супруга вот-вот может погибнуть от такой тяжелой работы. По-своему, как умеет, он готов ее не только «одевать и кормить», но также и «потешать». Анализ стихотворения Некрасова «В дороге» по плану должен также содержать и пункт, описывающий отношение ямщика к своей жене. Его нельзя обвинять в том, что он недалек - ведь у него нет злых намерений по отношению к жене. Он также является жертвой господского произвола. Его женили без желания. Согласия в его семье нет и быть не может. А впереди его ждет вдовство, одиночество. Быть может, если бы супругой ямщика стала простая русская крестьянка, они могли бы сойтись по нраву, им было бы веселее и проще прожить свой трудный век. Правда, всей трагичности судьбы своей супруги ямщик до конца не понимает. Но ведь и Груша не делит с ним тех забот, которые его тяготят.