В чем заключается сущность цивилизационного подхода к истории России? §2.1 Понятие цивилизации. Сущность цивилизационного подхода и его отличие от формационного

состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе ре-лигии, мировоззрения, исторического развития, географического расположения, своеобразие обычаев, традиций и т.д. В своей совокупности эти факторы образуют понятие культуры, которая служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Совокупность родственных культур образует цивилизацию.
Ученые заметили, что духовно-культурные факторы способны:
а) полностью блокировать влияние того или иного способа производства;
б) частично парализовать его действие;
в) прервать поступательное формационное движение;
г) усиливать социально-экономическое развитие.
Следовательно, экономические процессы и факторы цивилизации тесно взаимодействуют, стимулируя друг друга. Это особенно наглядно видно на примере теории американского социолога У. Ростоу, который классифицировал государства по стадиям эко-номического развития, зависимым в свою очередь от научно-технических достижений. Тем самым ученый показал зависимость экономического прогресса от духовно-культурных условий развития общества. Чем выше уровень развития государства, тем устойчивее его экономический потенциал и благосостояние общества.
Наиболее сложным является вопрос о критериях типологии цивилизаций. Английский историк А. Тойнби, внесший большой вклад в развитие цивилизационного подхода, попытался разработать критерии цивилизации и классифицировать их. В качестве типа цивилизации он, в частности, называл религию, образ мышления, общность историко-политической судьбы и экономического развития и др. По этим критериям А. Тойнби первоначально выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков, часть из которых утратила свое суще-ствование.
А. Тойнби полагал, что по типу цивилизации возможно выделить соответствующие типы государства. Однако типологии государств по цивилизационному признаку он не разработал. В то же время заслугой А. Тойнби является то, что он попытался сделать цивилизационный подход всеобъемлющим методологическим инструментом познания истории развития общества.
Цивилизационный подход позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в том числе тот факт, почему все общества и государства неодинаково развиваются и выбирают разные пути движения к прогрессу.
В юридической науке отсутствует типология государств по ци-вилизационному критерию. Выделяют главным образом этапы цивилизации, например: а) локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская и др.); б) особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.); в) всемир-ная цивилизация, охватывающая все человечество. Она формируется в настоящее время и основывается на принципе глобального гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации.
Принцип глобального гуманизма не отрицает национальных обычаев и традиций, разнообразия верований, сложившегося ми-ропонимания и т.д. Однако на первое место выдвигается ценность человека, его право на свободное развитие и проявление своих способностей. Благо человека рассматривается как высший критерий оценки уровня жизни, прогресса общества.
В научной литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Это объясняется тем, что государство играет ключевую роль в развитии социально-экономической сферы. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям принято относить древне-египетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др.
Государство вторичной цивилизации Не так всесильно, как в первичных цивилизациях, оно не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций обычно называют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.
Представляется, что данная классификация по цивилизаци- онному признаку страдает схематизмом, нечеткостью, серьезной недоработанностью. Очевидно, что типологию государств по ци- вилизационному критерию еще предстоит науке разработать.
Достоинство цивилизационного подхода видится в том, что он ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу. Он значительно богаче и более многомерен, чем формационный, так как позволяет рассматривать государство не только как организацию политического господства одного класса над другим, но и как большую ценность для общества. С позиций цивилизационного подхода государство служит одним из важных факторов духовного развития общества, выражения разнообразных интересов людей, источником их единения на основе культурно-нравственных ценностей.
Отрицает ли цивилизационный подход формационный? Ученые отвечают на этот вопрос отрицательно. Их нельзя противопоставлять. Оба подхода взаимно дополняют друг друга. Это позволяет наиболее полно охарактеризовать тип государства с учетом не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, оба подхода должны применяться в комплексе.
В учебной юридической литературе используются и другие классификации государств. Например, государства подразделяются на демократические и недемократические (государства западной и восточной цивилизации и др.).
Заслуживает внимания классификация государств по их отношению к религии. Данный критерии позволяет выделять светские, клерикальные, теократические и атеистические госу-дарства.

Еще по теме Суть цивилизационного подхода:

  1. § 1. Типы государства: формационный и цивилизационный подходы
  2. 3.2.1. ТИПЫ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ
  3. § 4. Экономическое реформирование и цивилизационная специфика российского общества
  4. Цивилизационный аспект: восточная и западная бюрократии

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика -

Цивилизационный подход ведет свое начало с работ русского мыслителя Н.В. Данилевского, английского историка А. Тойнби, немецкого философа О. Шпенглера.

Термин «цивилизация» известен с XVIII в., когда им обозначали определенный уровень развития общества, наступающий после эпохи дикости и варварства. Главным признаком цивилизации считалось появление письменности, городов, классов и государства.

В широком понимании цивилизация – это просто эпоха в историческом развитии общества. В этом смысле цивилизация и общественно-экономическая формация – одно и то же, т.к. цивилизация также включает в себя материально-производственную основу и весь комплекс правовых, культурных, религиозных и прочих форм человеческого общения. Но когда мы говорим о цивилизации, то всем этим формам придается равноправное значение.

Такой подход предполагает изучение мировой истории как единого планетарного целого с постепенной сменой цивилизации.

В России в этот термин вкладывается и другой смысл, предполагающий разумно организованную систему экономических и социально-правовых отношений в развитых странах.

Эта теория находится в начальной стадии своего развития. Ее главной задачей является поиск системообразующих признаков.

В соответствии с данной концепцией в общественном развитии выделяется семь цивилизаций:

1) неолитическая, которая длилась 35 веков;

2) восточно-рабовладельческая – 20–30 веков;

3) античная – 12–13 веков;

4) раннефеодальная – 7 веков;

5) доиндустриальная – 4–5 веков;

6) индустриальная – 2–3 века;

7) постиндустриальная – 2 века.

Последний вид цивилизации – постиндустриальный – по своей социально-экономической форме является смешанной социально ориентированной рыночной экономикой.

Цивилизационный подход лишен классовых условностей. В этом состоит его достоинство. Вместе с тем, следуя цивилизационному подходу, можно «вогнать» специфику развития разных стран и регионов в общую схему, лишив их самобытности и уникальности; в этом заключается опасность цивилизационного подхода.

В рамках цивилизационного подхода выделяются следующие основные теории:

А. Теория стадий роста (стадий общественного развития). Одним из основоположников этой теории в конце 50-х г.г. ХХ века был У. Ростоу, который считал, что «стадия роста» определяется взаимодействием самых разнородных факторов – от технико-экономических и производственных, до политических, идеологических и психологических. Он оперировал признаками уровня развития промышленности, техники, хозяйства в целом, науки и особенно долей накопления капитала в национальном доходе. «Экономические изменения» трактует как «последствие неэкономических человеческих порывов и устремлений», как результат субъективного «принятия решений и выбора». Согласно У. Ростоу процесс смены «стадий» проходит эволюционно и не носит конфликтного характера, как переход от одной общественно-экономической формации к другой, связанный с обострением противоречий между производительными силами и производственными отношениями.

Согласно этой концепции общественное развитие проходит 5 стадий:

1. Традиционное общество . (Основано на господстве сельского хозяйства и низком уровне производительности труда, когда нет материального избытка для накопления капитала).

2. Переходное общество и 3. Стадия «сдвига» . (На этих стадиях происходит существенное увеличение производительности труда в сельском хозяйстве, начинает развиваться производственная инфраструктура, возникают банковские учреждения, развертывается промышленная ре­волюция, норма накопления с 5% поднимается до 10% национального дохода).

4. Индустриальное общество . (Создается крупная машинная индустрия, норма накопления увеличивается до 20% НД, происходит превышение выпуска предметов потребления над платежеспособным спросом и т.п.).

5. Общество (стадия) высокого массового потребления (производственный потенциал нации начинает работать преимущественно на потребителя, достигнута «техническая зрелость», ведущим сектором экономики выступают отрасли, производящие предметы длительного пользования).

В работах 70-х гг. ХХ века У. Ростоу выступил с концепцией новой, шестой «стадии роста» – «стадии поиска качества жизни» , в которой ведущим сектором экономики становится сфера услуг.

В. Концепция полной или частичной конвергенции (врастания, схождения) разнородных социально-экономических систем, авторами которой являются: Дж. Гэлбрейт (США), П. Сорокин (США), Я. Тинберген (Нидерланды), М. Дюверже (Франция) и др. Согласно этой теории капитализм и социализм развиваются по сходящимся линиям, в результате произойдет их слияние.

В рамках этой концепции существуют различные школы:

I. Рационалистическая : ее сторонники считают, что смешанная система возникает в результате того, что общество воспримет три из четырех принципов капитализма;

Частную собственность;

Экономические стимулы;

Рыночную систему;

но не сохранит 4-й принцип капитализма – принцип государственного невмешательства в экономику.

Что касается принципов социализма, то общество также воспримет три принципа:

Большую степень равенства;

Рабочий контроль над условиями производства;

Экономическое планирование;

но оно не сохранит 4-й принцип – общественную собственность.

2. Технологическая школа исходит из посылки, что слияние двух систем произойдет в итоге развития одинаковой технологической структуры.

3. Школа сближения в методах регулирования экономики . Ее сторонники полагают, что в условиях НТР, массового выпуска продукции, высокой ступени организации производства в капиталистических странах усиливается тенденция к планированию, а в социалистических стране переходят к рыночному механизму.

Еще одним вариантом цивилизационного подхода является теория «двух ветвей» , авторы которой выделяют и рассматривают две ветви в общественном развитии: азиатскую и европейскую .

Обе «ветви» общественного развития вырастают из одного «корня» - первобытной общины. При разложении племенного строя, в принципе, возможно движение и по тому, и по другому пути. Определенный путь развития «задается» теми условиями, в которых функционирует данное общество:

1) природные факторы;

2) особенности развития производительных сил;

3) социально-политическая среда (в первую очередь военная угроза и классовая борьба);

4) особенности демографических процессов и др.

Таковы основные положения теорий цивилизационного подхода к развитию человеческого общества.

Обобщая понятия, известные в зарубежной литературе, можно определить экономическую систему как совокупность институтов и механизмов для принятия и реализации решений, касающихся производства, распределения доходов и потребления в рамках определенной географической территории.

К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю в «Экономикс» дают оригинальную классификацию экономических систем:

¨ чистый капитализм (свободная конкуренция);

¨ командная экономика (коммунизм);

¨ смешанная система (США, СССР, Швеция, Япония);

¨ рыночный социализм (Югославия);

¨ традиционная экономика (слаборазвитые страны).

3. Классификация экономических систем на основе способа организации хозяйственной деятельности учитывает следующие признаки:

1) форма собственности на факторы производства;

2) кто и как принимает основные экономические решения;

3) способ координации экономической деятельности;

4) мотивы, стимулирующие ведение экономической деятельности.

На основе этих критериев можно выделить следующие системы: традиционная экономика, плановая экономика, рыночная экономика, переходная экономик, смешанная экономика.

В настоящее время такая классификация является наиболее распространенной, поэтому рассмотрим ее более подробно.

Цивилизация – степень, уровень материального и культурного развития общества, народа; ступень общественного развития, следующая за варварством (по классификации Моргана).

Цивилизация – сообщество людей, объединенных основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особенные черты в социально-политической организации, культуре, экономике, и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу.

Менталитет – образ, способ мышления личности или общественной группы, а также присущая им духовность и ее социальная и биологическая обусловленность; склад ума, умственный настрой, мировоззрение.

Н.Я. Данилевский, «Россия и Европа» , 1871 г.

Центральной являются «культурно-исторические типы» как замкнутые сверхгосударственные человеческие общности или цивилизации. Они призваны реализовать себя в одной из четырех областей жизнетворчества: религия, культура, политика, социально-экономическая деятельность. В процессе развития цивилизация может реализоваться и во всех областях. Такое будущее он предсказывал славянской цивилизации.

О. Шпенглер, «Закат Европы», 1918 г. История как панорама замкнутых и не взаимодействующих друг с другом культур. Культуры существуют на определенной территории и проходят три стадии развития: юность, расцвет, упадок. 8 культур: египетская, майянская, греко-римская, византийская, арабская, индийская, вавилонская, китайская, западноевропейская.

А. Тойнби, «Постижение истории», 1922 г. В центре его учения – локальные цивилизации, которые не охватывали все человечество и были ограничены во времени и пространстве. Вв историческом времени существовала 21 локальная цивилизация, из числа которых к середине XX в. насчитывалось 5 «живых», в том числе христианская и исламская. Допускал некоторую степень взаимовлияния разных цивилизаций, считал, что локальные цивилизации представляют собой мозаичные составляющие универсальной панорамы всемирной истории.

Возникновение цивилизаций связано с механизмом «вызова» и «ответа». «Вызовы» обусловлены как природными, так и социальными факторами. «Ответ» возможен при наличии в человеческом обществе группы людей или выдающихся деятелей, способных к восприятию «вызова», например, И. Христос или Мухаммед. Если «ответы» на «вызовы» становятся неудачными и неадекватными, то цивилизация входит в стадию надлома, а затем наступает распад. Но он не является неизбежным. Спасение современной христианской цивилизации ученый видел на пути межконфессиональной интеграции.

Признаки, объединяющие цивилизации в типы:

– социальная и экономическая общность развития;

– переплетение культур;

– сходство менталитета.

Типы цивилизаций:

1. Нелинейные, статичные, холодные, замерзшие – непрогрессивная форма существования человеческих сообществ; живут в рамках годового природного цикла, прохождение которых от поколения к поколению не меняется (индейцы Америки, аборигены Австралии, племена Африки).

– В социальной организации господствует коллективизм, община – родовая или клановая, и племя.

– Государства нет, но существуют властные отношения, регулирующие процессы внутри общества.

– Культура этих цивилизаций не имеет европейского понятия прогресса. В этом смысле такие общества никогда никуда не шли, развиваясь вне исторического времени. Гарантией существования статичных цивилизаций является достижение ими равновесия с природой.

– Интеллектуальное развитие этих народов специфично и разнообразно и находит отражение в мифах, преданиях и сказаниях.

2. Восточный тип (тип циклического развития, речной).

– Общество живёт в рамках исторического времени.

– Отсутствует/малоразвита частная собственность, господствует общенародная.

– Общество делится не на классы, а на сословия и касты; слабо развиты горизонтальные связи, общественные связи носят исключительно вертикальный характер; социальные роли чётко разделены и закреплены традицией.

– Огромную роль играет государство: оно не только контролирует развитие производственных отношений, но и надзирает за духовной жизнью; деспотия, диктатура, абсолютная монархия.

– Отсутствуют политические и гражданские права и свободы.

– Высокая степень духовности.

– Господствует коллективизм.

– Цивилизация развивается циклически.

3. Западный (западно-европейский, морской, т.к. возник на берегах Средиземного моря) – Древняя Греция, Древний Рим.

– Представление о линейном, быстро текущем времени, состоящем из прошлого, настоящего, будущего.

– В общественном сознании господствует убеждение о необходимости постоянного развития, прогресса.

– Индивидуализм, приоритет личности; общественное сознание рационально и свободно от давления религиозной догматики (в решении практических вопросов); общественная мораль ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­– сфера безраздельного господства христианства (сфера личных взаимоотношений, деловая жизнь); понятие протестантской деловой этики (её принцип: скромное личное потребление, но процветающее дело) → высок нравственный престиж труда и его результатов.

– Классовая структура общества, в нём развиты формы классовой организации (профсоюзы, партии, общественные объединения).

– Развита частная собственность и рынок как способ функционирования экономики; высокий престиж предпринимательства.

– Развиты горизонтальные связи как следствие наличия гражданского общества, существующего независимо от власти → демократические права и свободы граждан.

– Государство выступает в качестве регулятора социально-классовых отношений, инструмента для разрешения социальных конфликтов и для реализации идей прогресса.

– Форма государства: демократия, республика.

4. Пограничный тип – Россия, Турция.

– Эти общества складывались не внутри коалиции западно-европейских цивилизаций, а на окраине западного мира и степи → эти цивилизации уязвимы для нашествий с запада и востока; государственные институты вынуждены тратить огромные средства на укрепление обороноспособности, содержание армии.

– Неустойчивость традиций повышает роль фактора случайности и усиливает возможность для таких обществ прыжка в утопию.

– Характерно наличие западничества, почвеничества и евразийства.


Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Методологические основы изучения истории. Предмет и методы исторического исследования

Сталинская модернизация комплекс мероприятий проведенный в ссср в е гг с целью преодоления общей отсталости страны от запада..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Методологические основы изучения истории. Предмет и методы исторического исследования
Методология - учение о способах исследования, освещение исторических фактов, научного познания. Методология истории основывается на научных принципах и подхо­дах к изучению исторических ф

Формационный подход к истории, его противоречия
Формационный подход разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Смысл его состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций. Они исходили из того, что материальная деятельност

Восточные славяне в древности. Проблема этногенеза
Историческими и этническими предшественниками восточных славян были племена антов, живших в Приазовье, Причерноморье и Приднепровье в I в. до н. э. Другое название антов – асы сближается с название

Принятие христианства и его значение
959 г. - княгиня Ольга тайно приняла христианство. Византийский император Василий II обещал Владимиру отдать в жены свою дочь Анну, однако не выполнил своего обязательства,

Охарактеризовать процесс образования Древнерусского государства. Первые киевские князья
Государство – это особый аппарат управления, стоящий над обществом и призванный охранять общественный порядок. Признаки государственности в раннесредневековом

Киевская Русь X-XI вв
Владимир занял престол, убив своего брата Ярополка, в 980 г. Все земли восточных славян объединены в составе Киевской Руси. Присоединены вятичи, земли по обе стороны

Причины и сущность политической раздробленности Руси
1097 г. – Любечский съезд. Князья перешли к наследованию престола от отца к старшему сыну в пределах отдельных земель. «Пусть каждый держит отчину свою».

Причины возвышения Москвы. Первые московские князья
1147 г. – первое упоминание о Москве. Причины: 1) Выгодное расположение: в узле дорог, ведших из южной Руси в северную и из Новгородской зем

Охарактеризовать процесс складывания единого Российского государства. Правление Ивана III и Василия III
Российское централизованное государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях Киевской Руси, ее южные и юго-западные земли были включены в состав Польши, Литвы, Вен

Последствия смуты. Причины избрания на престол Михаила Романова. Царствование А.М. Романова
Последствия Смуты: Смоленск был утрачен на долгие десятилетия. Западная и часть восточной Карелии захвачены шведами. Потерян выход к Финскому заливу.

Дворцовые перевороты, их социально-политическая сущность и последствия
Эпоха дворцовых переворотов - временной промежуток в политической жизни России 18 века, когда переход высшей государственной власти происходил путем совершения гвардейцами ли

Россия в годы царствования Александра I. Реформаторский проект Сперанского и его судьба
Александр 1 – сын императора Павла I и княгини Марии Фёдоровны, внук Екатерины 2. Родился 23 декабря 1777 г. С самого раннего детства он начал жить у бабушки, которая хотела воспитать из нег

Внутренняя политика Николая I. Изменения политического курса во второй четверти XIX в. Причины и последствия
Вступление Николая на престол после мрачных и скучных последних лет царствования Александра I вызвало в обществе некоторое ощущение новшеств и перемен. Этому способствовало и то, чт

Российский либерализм от течения общественной мысли к политическим партиям
На рубеже 30-40-х годов 19 века среди оппозиционных либералов сложилось два идейных движения: славянофилы (Аксаковы, Киреевские, Хомяков, Самарин) и западники (Грановский, Кавелин,

Особенности русского крестьянского социализма второй половины XIX в. Основные направления революционного народничества. Судьба народничества
Причины подъема общественного движения: - сохранение старой социально-политической системы и, в первую очередь, самодержавного строя с его полицейским аппаратом, при

Социал-демократическое движение в России в конце XIX - начале XX вв
Многие активные участники движения 70-х годов разочаровались в революционном потенциале крестьянства и перешли к пролетариату. Бывшие участники "Черног

Особенности промышленного развития пореформенной России в 60-90-х гг. XIX в. Реформы С.Ю. Витте
Отмена крепостного права обеспечила благоприятные условия для быстрого роста капитализма во всех отраслях промышленности. Появилась свободная рабочая сила, активизировался процесс н

Первая российская революция 1905-1907 гг. и ее итоги
Причины: - нерешенность аграрно-крестьянского вопроса, сохранение помещичьего землевладения и крестьянского малоземелья; -

История Государственной Думы. Опыт думского парламентаризма в России
Государственная дума - законодательное учреждение Российской империи. Дума являлась нижней палатой парламента, верхней палатой был Государственный совет Российской империи. В

Причины и начало Первой мировой войны. Участие в ней России
Причины Первой Мировой войны: – Германии хотелось больше колоний; – Австро-Венгрия стремилась удержать Боснию и Герцеговину; – интересы вс

Победа февральской революции. Альтернативы развития Росси после Февраля. Октябрьский переворот 1917 г. Современные оценки октябрьских событий
Начиная с Февральской революции 1917 г. ход событий в России содержал различные альтернативы общественного развития: – буржуазно-демократическую. Если бы А.Ф. Керенскому - к

Внутрипартийная борьба в РКП(б). установление режима личной власти Сталина (1924-1937)
Главными участниками этой борьбы стали И.В. Сталин и Л.Д. Троцкий. I этап внутрипартийной борьбы (1923-1924 гг.). Левая опп

Индустриализация
Цели индустриализации: Достижение экономической независимости. Создание мощного ВПК. Ликвидация технико-экономической отсталости СССР.

Коллективизация
Проведение грандиозной индустриализации требовало коренной перестройки сельского хозяйства, которое воспринималось как источник ресурсов. Кроме того, растущим городам требовалось все большее количе

Советская внешняя политика. Современные споры о международном кризисе 1939-1941 годов
В 30-е гг. и особенно накануне Великой отечественной войны советская внешняя политика носила сложный и противоречивый характер. Основные этапы внешней политики СССР в 30-е гг.:

СССР во второй мировой войне и ВОВ
Причины Великой Отечественной войны 1. Стремление Гитлера к мировому господству немецкой нации (идея пангерманизма) 2. Необходимость завоевания фашистской Германией природн

Стагнация и предкризисное явление в конце 70-х - начале 80-х годов XX века
После отставки Хрущева новым лидером страны стал Л.И. Брежнев, занимавший до этого должность председателя Президиума Верховного Совета СССР, а затем второго секретаря ЦК. Для обозначения п

Постсоветская Россия в 90-е годы. Изменения экономического и политического строя в России
В октябре 1991 г. Верховный Совет РСФСР утвердил экономическую программу, разработанную группой молодых реформаторов во главе с Е.Т. Гайдаром (программа «Шоковой терапии»). Главная цель будущих реф


Методологии формационного подхода в современной исторической науке в какой-то мере противостоит методология цивилизационного подхода. Цивилизационный подход в объяснении исторического процесса начал складываться еще в XVIII в. Однако свое наиболее полное развитие он получил лишь в конце XIX-XX вв. В российской исторической науке его сторонниками были Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, П. А. Сорокин.

Основной структурной единицей исторического процесса, с точки зрения этого подхода, является цивилизация. Термин «цивилизация» происходит от лат. слова «civil» - городской, гражданский, государственный. Первоначально термином «цивилизация» обозначали определенный уровень развития общества, наступающий в жизни народов после эпохи дикости и варварства. «Civil» противопоставлялось «silvaticus» - дикий, лесной, грубый. Отличительными признаками цивилизации, с точки зрения этой интерпретации, является появление городов, письменности, социального расслоения общества, государственности.

В более широком плане под цивилизацией чаще всего понимают высокий уровень развития культуры общества. Так, в эпоху Просвещения в Европе цивилизация связывалась с совершенствованием нравов, законов, искусства, науки, философии. Существуют в этом контексте и противоположные точки зрения, при которых цивилизация истолковывается как конечный момент в развитии культуры того или иного общества, означающий его «закат», или упадок (О. Шпенглер).

Однако для цивилизационного подхода к историческому процессу более существенное значение имеет понимание цивилизации как целостной общественной системы, включающей в себя различные элементы (религию, культуру, экономическую, политическую и социальную организацию и т.д.), которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. Каждый элемент этой системы несет на себе печать своеобразия той или иной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. И хотя под влиянием определенных внешних и внутренних воздействий в цивилизации происходят определенные изменения, их некая основа, их внутреннее ядро остается неизменным. Такой подход к цивилизации зафиксирован в теории культурно-исторических типов цивилизации Н. Я. Данилевского, А. Тойнби, О. Шпенглера и др. Культурно-исторические типы - это исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои характерные только для них особенности культурного и социального развития. Н. Я. Данилевский насчитывает 13 типов или «самобытных цивилизаций», А. Тойнби - 6 типов, О. Шпенглер - 8 типов.

Цивилизационный подход имеет ряд сильных сторон:

1) его принципы применимы к истории любой страны или группы стран. Этот подход ориентирован на познание истории общества, с учетом специфики стран и регионов. Отсюда проистекает универсальность данной методологии;

2) ориентация на учет специфики предполагает представление об истории как многолинейном, многовариантном процессе;

3) цивилизационный подход не отвергает, а, напротив, предполагает целостность, единство человеческой истории. Цивилизации как целостные системы сопоставимы друг с другом. Это позволяет широко использовать сравнительно-исторический метод исследования. В результате такого подхода история страны, народа, региона, рассматривается не сама по себе, а в сравнении с историей других стран, народов, регионов, цивилизаций. Это дает возможность глубже понять исторические процессы, зафиксировать их особенности;

4) выделение определенных критериев развития цивилизации позволяет историкам оценить уровень достижений тех или иных стран, народов и регионов, их вклад в развитие мировой цивилизации;

5) цивилизационный подход отводит подобающую роль в историческом процессе человеческому духовно-нравственному и интеллектуальному факторам. В этом подходе важное значение для характеристики и оценки цивилизации имеют религия, культура, менталитет.

Слабость же методологии цивилизационного подхода состоит в аморфности критериев выделения типов цивилизации. Это выделение сторонниками данного подхода осуществляется по набору признаков, которые, с одной стороны, должны носить достаточно общий характер, а с другой, позволяли бы обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ. В теории культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского цивилизации различаются своеобразным сочетанием четырех основополагающих элементов: религиозного, культурного, политического и общественно-экономического. В одних цивилизациях давлеет экономическое начало, в других - политическое, а третьих - религиозное, в четвертых - культурное. Только в России, по мысли Данилевского, осуществляется гармоническое сочетание всех этих элементов.

Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского в какой-то мере предполагает применение принципа детерминизма в виде доминирования, определяющей роли каких-то элементов системы цивилизации. Однако характер этого доминирования носит трудно уловимый характер.

Еще большие трудности при анализе и оценке типов цивилизации возникают перед исследователем, когда главным элементом того или иного типа цивилизации рассматривается тип ментальности, менталитет. Ментальность, менталитет (от фр. mentalite - мышление, психология) - это некий общий духовный настрой людей той или иной страны или региона, фундаментальные устойчивые структуры сознания, совокупность социально- психологических установок и верований личности и общества. Эти установки определяют мировосприятие человека, характер ценностей и идеалов, образуют субъективный мир личности. Руководствуясь этими установками, человек действует во всех сферах своей жизнедеятельности - творит историю. Интеллектуальные и духовно-нравственные структуры человека, несомненно, играют важнейшую роль в истории, но их индикаторы плохо уловимы, расплывчаты.

Есть еще ряд претензий к цивилизационному подходу, связанному с интерпретацией движущих сил исторического процесса, направления и смысла исторического развития.

Все это вместе взятое позволяет нам сделать вывод, что оба подхода - формационный и цивилизационный - дают возможность рассмотреть исторический процесс под разными углами зрения. Каждый из этих подходов имеют сильные и слабые стороны, но если постараться избежать крайностей каждого из них, а взять лучшее, что имеется в той или иной методологии, то историческая наука только выиграет.

Истоки первых цивилизаций уходят в период существования раннеземледельческих обществ. Благодаря строительству грандиозных по тем временам ирригационных сооружений, резко повысилась производительность сельского хозяйства.

В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства. Появились города - особый тип поселений, в которых жители, по крайней мере, частично, были освобождены от сельского хозяйства. Начали возводиться монументальные сооружения: храмы, усыпальницы, пирамиды и т.д., имеющие непосредственно хозяйственное назначение.

Началась социальное расслоение общества. В нем появились разные социальные группы, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по социальному статусу, по материальному положению, по объему прав и привилегий. Сформировались государства - системы органов организации и управления жизнедеятельностью общества, защиты социальных интересов одних групп и подавления других.

Была создана письменность, благодаря которой люди могли зафиксировать в материальной форме достижения своей культуры: идеи, верования, традиции, законы и передать их потомству.



Цивилизационный подход к изучению истории - это один из методов, к которому прибегают научные умы, чтобы прояснить важные вопросы хода событий в историческом процессе различных эпох. Огромное влияние на этот метод оказали труды таких историков, как А. Тойнби, К. Ясперс, Н.Я. Данилевский и многих других.

Изучение хода исторических событий мирового масштаба дает возможность проследить и понять, насколько многообразен этот процесс, и как много вариантов формирования общества, отличающиеся не только достоинствами, но и недостатками.

Цивилизационный подход существует наряду с формационным, главное отличие которого заключается в том, что основу его изучения составляют социально-экономические отношения, независимые от воли человека. Они существуют в силу объективных обстоятельств. Цивилизационный же во главу всех происходящих процессов ставит человека, принимая во внимание его нормы поведения, эстетические и этические взгляды.

Понятие «цивилизация» появляется еще в античные времена, но в XVIII веке оно основательно стало частью исторической лексики. Именно с этого времени его активно начинают использовать представители науки. Кроме того, для характерно и появление различных теорий цивилизаций. Хочется отметить, что понятие «цивилизация» еще в древние времена противопоставлялось другому латинскому понятию, означающему «дикость». Уже в те далекие времена люди видели отличие между варварским и цивилизованным обществом и жизнью в целом.

Возвращаясь к теориям, двумя основными являются стадиальная и локальная. В соответствии с первой, цивилизация представляет собой процесс развития по определенным стадиям. Начальным ее этом можно считать момент распада первобытного общества, в результате которого человечество перешло в стадию цивилизованного мира. Такие цивилизации можно отнести к первичным, так как у них не было возможности использовать цивилизационные традиции, сложившиеся в более позднее время. Они создавали их самостоятельно, давая плоды последующим образованиям. Локально-цивилизационный подход изучает исторические аспекты возникновения общности на определенной территории, для которой характерны собственные социально-экономические, культурные, политические особенности. Цивилизации локального характера могут существовать как в рамках определенного государства, так и при объединении нескольких государств.

Цивилизация локального вида - это система, которая состоит из различных взаимосвязанных компонентов: политическое устройство, экономическая ситуация, географическое положение, религия и многие другие. Все эти составляющие как нельзя лучше отображают уникальность определенной цивилизации.

Цивилизационный подход, так же, как и стадиальный, помогает под разным углом взглянуть на исторический ход событий. Для стадиального подхода характерно рассмотрение развития человечества в соответствии с едиными и общими законами. основывается на индивидуальности и разнообразии исторических процессов. Поэтому очень сложно сказать, какая теория лучше или хуже. Они обе имеют право на существование, так как являются дополнением друг для друга, обладая своими преимуществами. Деятели исторических наук неоднократно предпринимали попытки объединения обоих методов изучения, но до сих пор этого не произошло, и не была выработана общая система, объединившая бы обе теории.

Подводя итог, следует отметить, что цивилизационный подход помогает понять основные закономерности и направления формирования и становления мировой цивилизации, своеобразие отдельных цивилизаций, а также дает возможность сопоставлять процессы развития различных цивилизаций.