Тяжелый танк кв. Советские тяжелые танки серии кв Кв 1 описание

Танк был создан в результате модернизации танка КВ-1, направленной на снижение его веса и повышение скорости движения. В ходе модернизации облегчен и несколько уменьшен по высоте корпус машины, снижен вес агрегатов силовой передачи и ходовой части (применены гусеницы меньшей ширины), уменьшена литая башня. Из-за острой нехватки алюминия вместо алюминиевого радиатора установили сварной железный. Боекомплект для танковой 76,2-мм пушки ЗИС-5 был увеличен на 24 снаряда.

КВ-1С принят на вооружение в августе 1942 года и сразу же запущен в серийное производство. По запросу посольства США в Москве два экземпляра танка были отправлены в США, где прошли испытания на Абердинском полигоне. В отчете об испытаниях отмечалось, что 76,2-мм пушка танка очень хороша: проста, безотказна, боекомплект расположен удачно, что советский танк, обладая мощной броневой защитой, имеет торсионную подвеску, которая на испытаниях функционировала очень эффективно». Были отмечены и недостатки: устаревшая конструкция трансмиссии, плохие воздухоочистительные устройства, небрежная механическая обработка. Танк КВ-1С выпускался до сентября 1943 года, когда он был заменен в производстве танком КВ-85. Всего было выпущено 1230 танков КВ-1С, которые сыграли важную роль в Сталинградском и других сражениях начального периода Великой Отечественной войны

За год, прошедший с начала Великой Отечественной войны, накопилось достаточно информации, позволяющей дать объективную оценку применению на полях сражений тяжелых танков.
В 1940 г. Котин и его подчиненные на базе модификаций КВ-1 фактически уже разработали два прототипа КВ-3, который удовлетворял бы требованиям, предъявляемым к новому тяжелому танку в 1942 году. «Объект 220» имел более длинный корпус, более крупную башню и 107-мм пушку. «Объект 222» сохранил внешний вид КВ-1, но имел усовершенствованную башню. Машина нуждалась в новой силовой установке, но создать ее в сложный период 1941-1942 гг. не удалось. ГКО отказался запускать КВ-3 в производство.

КВ до начала 1942 г., несомненно, был лучшим тяжелым танком в мире. Толстая броня делала машину практически неуязвимой, а 76-мм пушка позволяла эффективно бороться с любой бронетехникой противника. Но накапливалась и негативная информация. Великолепные свойства орудия невозможно было использовать в полной мере из-за неважных прицельных приспособлений. Круговой обзор из танка был сильно ограничен. Но главной проблемой был недостаточно мощный двигатель и ненадежная трансмиссия. К тому же танк был тяжеловат, что отрицательно сказывалось на проходимости и маневренности.

Среди военачальников-танкистов все больше распространялось мнение, озвученное М.Е. Катуковым: «…танки КВ неповоротливы и медлительны, препятствия преодолевают с трудом, ломают мосты и вообще приносят много хлопот. Да и вооружение их не отличается от среднего танка — та же 76-мм пушка» . На специальном совещании ГКО с участием конструкторов и представителей промышленности, состоявшемся в июне 1942 г., И. В. Сталин подвел черту: «…Такой танк нам не нужен. Следует уменьшить его вес. Если это невозможно — снять с вооружения» .

На основании приказа ГКО, главной задачей конструкторов стало снизить массу танка, одновременно повысив его маневренность и надежность. Единственный способ выполнить задачу заключался в радикальном облегчении брони. Толщину лобовой брони уменьшили до 75 мм. Уменьшили размеры корпуса (прежде всего высоту) и изменили его конфигурацию. Была создана новая литая облегченная башня, где впервые (после Т-50) установили командирскую башенку, что существенно улучшило обзорность из машины. Однако в командирской башенке отсутствовал люк, в результате чего троим танкистам, как и на КВ, приходилось забираться и покидать башню через один узкий люк.

Танки КВ-1С 6-го танкового полка прорыва гвардии полковника М.Е.Раневского.

Хотя работами по новому КВ руководил Н.Л. Духов, фактически главным конструктором был Н.Ф. Шашмурин, спроектировавший новую коробку передач. Новая коробка радикально улучшила ходовые качества, а ее надежность на порядок превосходила старую.
Задавшись целью снизить вес, изменяли все что можно. Установили более легкие опорные катки, а также облегченные суженные гусеницы (сузили до 608-мм). Боекомплект вначале тоже уменьшили до 90 выстрелов, позднее, правда, вновь увеличили до 114 выстрелов.
С помощью столь радикальных мер массу машины удалось снизить на 5 т, а максимальную скорость повысить с теоретических 34 км/ч до практических 43 км/ч. Кроме того, в конструкцию внесли множество изменений технологического характера, направленных на экономию дефицитных сортов стали и импортируемых материалов, а также упрощающих выпуск машины.

Делегация колхозников передает танки КВ-1С Красной Армии

Новый танк получил обозначение КВ-1С (скоростной). В середине июля 1942 г. начались успешные испытания, и 20 августа танк был принят на вооружение. Еще ранее, до официального принятия машины на вооружение, на ЧКЗ началось производство КВ-1С.

Надо сказать, что улучшение ряда свойств (возросшая скорость, маневренность и надежность танка) далось дорогой ценой. Вооружение КВ-1С осталось прежним — 76,2 мм орудие ЗИС-5, а уменьшение толщины брони (особенно сильно бортовой и башенной) при неудачной схеме броневого корпуса (броневые листы располагались вертикально или с небольшими углами наклона) значительно снизило снарядостойкость танка. Таким образом, по своим боевым качествам КВ-1С практически сравнялся с Т-34.

Серийный выпуск новых танков продолжался на ЧКЗ с августа 1942 г. по сентябрь 1943 г. По ходу производства вносились изменения в основном технологического характера. Всего было выпущено 1106 машин. Первые танки КВ-1С поступили в войска в течение ноября-декабря 1942 г. Этими машинами укомплектовывались специальные танковые части — отдельные гвардейские танковые полки прорыва. Наименование «гвардейской» такой части присваивалось еще при комплектовании. Полки придавались для усиления стрелковым и танковым соединениям.

Тип

Т-34/85

КВ-1С

ИС-2М

Вариант
Запас хода по шоссе, км
Запас хода по перес.местности, км

Толщина брони, мм:

Лобовая броня башни
Борт башни
Тыл башни
Крыша башни
Лобовая часть корпуса
Борт корпуса
Кормовая часть корпуса
Верх корпуса
Днище корпуса

Впервые танки КВ-1С были использованы на Донском фронте в декабре 1942 г. при ликвидации армии Паулюса под Сталинградом.

Танки КВ-1С6-го гвардейского отдельного танкового полка прорыва в атаке. Северо-Кавказский фронт.

Несколько таких полков участвовало в наступлении на Курской дуге летом 1943 г. Большинство полков прорыва было рассредоточено по всей протяженной линии фронта, где и принимало участие в операциях местного масштаба.

Однако противник тоже не сидел сложа руки. Вермахт все больше насыщался противотанковым вооружением огромной мощности, повсеместно вводились кумулятивные и подкалиберные боеприпасы, в войска поступали новые 75-мм противотанковые пушки Рz 40, танки Pz.III и Pz.IV стали вооружаться длинноствольными 50-мм и 75-мм орудиями.

В 1 квартале 1943 г. предполагалось установить на KB-1С улучшенную командирскую башенку новой конструкции, ленд-лизовские перископы, измененную систему смазки и охлаждения двигателя, а также ЗИП. По своим боевым свойствам КВ-1С практически не отличался от более простого в производстве, следовательно, более дешевого Т-34. Выпускать два разных по конструкции, но одинаковых по свойствам танка было признано излишеством, и в сентябре 1943 г. производство КВ-1С было прекращено.

Советский тяжёлый танк времён Второй мировой войны. Обычно называется просто «КВ»: танк создавался под этим именем, и лишь позже, после появления танка КВ-2, КВ первого образца ретроспективно получил цифровой индекс. Производился с августа 1939 года по август 1942 года. Учавствовал в войне с Финляндией и Великой Отечественной войне.

История создания

Необходимость разработки и создания тяжелого танка, несущего противоснарядное бронирование хорошо осознавалась в СССР. Основываясь на отечественной военной теории, такие танки были просто необходимы для проламывания фронта противника и обеспечении прорыва или преодоления укрепленных районов. Большинство армий развитых стран мира имели свои теории и практики преодоления мощных укрепленных позиций противника, опыт в этом деле был приобретен ещё в ходе Первой Мировой Войны. Такие современные на тот момент укрепленные линии как, например, линия Мажино или линия Маннергейма считались даже теоретически непреступными. Существовало даже ошибочное мнение, что танк КВ создан в ходе Финской кампании специально для прорыва финских долговременных укреплений (линии Маннергейма). На самом деле танк начал создаваться ещё в конце 1938 года, когда стало окончательно ясно, что концепция многобашенного тяжёлого танка, подобного Т-35, является тупиковой. Было очевидно, что наличие большого количества башен не является преимуществом. А гигантские размеры танка лишь утяжеляют его и не позволяют эксплуатировать достаточно толстую броню. Инициатором проектирования танка был начальник АБТУ РККА комкор Д. Г. Павлов.

В конце 1930-х были предприняты попытки создать танк уменьшенных (по сравнению с Т-35) размеров, но с более толстой бронёй. Однако конструкторы так и не решились полностью отказаться от использования нескольких башен: предполагалось, что одна пушка будет бороться с пехотой и подавлять огневые точки, а вторая обязательно должна быть противотанковой - для борьбы с бронетехникой.

Новые танки, спроектированные в рамках этой концепции (СМК и Т-100), были двухбашенными, вооружёнными 76-мм и 45-мм пушками. И лишь в качестве эксперимента создали ещё и уменьшенный вариант СМК - с одной башней. За счёт этого сократилась длина машины (на два опорных катка), что положительно повлияло на динамические характеристики. В отличие от предшественника, КВ (так назвали экспериментальный танк) был оснащён дизельным двигателем. Первый экземпляр танка был построен на Ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ) в августе 1939 года. Изначально главным конструктором танка был А. С. Ермолаев, затем - Н. Л. Духов.

30 ноября 1939 года началась Советско-финская война. Военные не упустили шанс подвергнуть испытанию новые тяжёлые танки. За день до начала войны (29 ноября 1939 г.) СМК, Т-100 и КВ были направлены на фронт. Их передали 20-й тяжелотанковой бригаде, вооружённой средними танками Т-28.

Свой первый бой танк КВ принял 17 декабря при прорыве Хоттиненского укрепрайона линии Маннергейма.

Экипаж КВ в первом бою:

Лейтенант Качехин (командир)
-И. Головачев воентехник 2-го ранга (механик-водитель)
-лейтенант Поляков (наводчик)
-К. Ковш (механик-водитель, испытатель Кировского завода)
-А. И. Эстратов (моторист / заряжающий, испытатель Кировского завода)
-П. И. Васильев (трансмиссионщик / радист, испытатель Кировского завода)
Танк с честью прошёл испытания боем: его не смогла поразить ни одна противотанковая пушка противника. Огорчение военных вызвало лишь то, что 76-мм пушка Л-11 оказалась недостаточно сильной для борьбы с ДОТами. Для этой цели пришлось спроектировать новый танк КВ-2, вооружённый 152-мм гаубицей.

По представлению ГАБТУ совместным постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 19 декабря 1939 года (уже через день после испытаний) танк КВ был принят на вооружение. Что же до танков СМК и Т-100, то они также показали себя в довольно хорошо (впрочем, СМК в самом начале боевых действий подорвался на мине), но на вооружение приняты так и не были, поскольку при более высокой огневой мощи они были оснащены менее толстой бронёй, обладали значительными размерами и весом, а также худшими динамическими характеристиками.

Производство

Серийный выпуск танков КВ стартовал в феврале 1940 года на Кировском заводе. В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 июня 1940 года Челябинскому тракторному заводу (ЧТЗ) предписывалось также начать производство КВ. 31 декабря 1940 года на ЧТЗ построили первый КВ. Одновременно на заводе стартовало строительство специального корпуса для сборки КВ.

На 1941 год было запланировано произвести 1200 танков КВ всех модификаций. Из них на Кировском заводе - 1000 шт. (400 КВ-1, 100 КВ-2, 500 КВ-3) и ещё 200 КВ-1 на ЧТЗ. Однако на ЧТЗ до начала войны было построено всего несколько танков. Всего в 1940 году было произведено 243 КВ-1 и КВ-2 (в том числе 104 КВ-2), а в первом полугодии 1941 года - 393 (в том числе 100 КВ-2).

После начала войны и мобилизации промышленности производство танков на Кировском заводе существенно возросло. Выпуску танков КВ был отдан приоритет, поэтому к производству многих узлов и агрегатов для тяжёлых танков подключились ленинградские Ижорский и Металлический заводы, а также другие заводы.

Но уже начиная с июля 1941 года началась эвакуация ЛКЗ в Челябинск. Завод расположился на территории Челябинского тракторного завода. 6 октября 1941 года Челябинский тракторный завод был переименован в Челябинский Кировский завод Наркомтанкопрома. Этот завод, получивший неофициальное название «Танкоград», стал основным производителем тяжёлых танков и САУ в ходе Великой Отечественной войны.

Несмотря на трудности, связанные с эвакуацией и развёртыванием завода на новом месте, во второй половине 1941 года фронт получил 933 танка КВ, в 1942 году их было выпущено уже 2553 (включая КВ-1с и КВ-8).

Помимо этого в блокадном Ленинграде на заводе № 371 в 1942 году из неиспользованных заделов корпусов и башен и агрегатов поставленных с ЧКЗ, построили еще как минимум 67 КВ-1, вооруженных пушками как Ф-32, так и ЗИС-5. Так как эти машины шли только для нужд Ленинградского фронта, отрезанного от «Большой земли», то в отчеты ГАБТУ они не попали. Общий выпуск танков КВ, таким образом, на сегодняшний день можно оценить в 3539 танков.

Конструкция танка

Для 1940 года серийный КВ-1 являлся поистинне новаторской конструкцией, воплотившей в себе самые передовые идеи того времени: индивидуальную торсионную подвеску, надёжное противоснарядное бронирование, дизельный двигатель и одно мощное универсальное орудие в рамках классической компоновки. Хотя по отдельности решения из этого набора довольно часто реализовывались ранее на других зарубежных и отечественных танках, КВ-1 был первой боевой машиной, воплотившей в себе их комбинацию. Некоторые эксперты считают танк КВ этапной машиной в мировом танкостроении, оказавшей значительное влияние на конструирование последующих тяжёлых танков в других странах. Классическая компоновка на серийном советском тяжёлом танке была использована впервые, что позволило КВ-1 получить наиболее высокий уровень защищённости и большой модернизационный потенциал в рамках данной концепции по сравнению с предыдущей серийной моделью тяжёлого танка Т-35 и опытными машинами СМК и Т-100 (все - многобашенного типа). Основой классической компоновки является разделение бронекорпуса от носа к корме последовательно на отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделение. Механик-водитель и стрелок-радист располагались в отделении управления, три других члена экипажа были размещены в боевом отделении, которое объединяло среднюю часть бронекорпуса и башню. Там же размещались орудие, боезапас к нему и часть топливных баков. Двигатель и трансмиссия были оборудованы в корме машины.

Броневой корпус и башня

Броневой корпус танка сваривался из катаных броневых плит толщиной 75, 40, 30 и 20 мм. Броневая защита равнопрочная (бронеплиты с толщиной отличной от 75 мм применялись только для горизонтального бронирования машины), противоснарядная. Броневые плиты лобовой части машины монтировались под рациональными углами наклона. Башня серийных КВ производилась в трёх вариантах: литая, сварная с прямоугольной нишей и сварная с закруглённой нишей. Толщина брони у сварных башен была 75 мм, у литых - 95 мм, так как литая броня была менее прочной. В 1941 году сварные башни и бортовые бронеплиты некоторых танков были дополнительно усилены - на них на болтах укрепили 25-мм броневые экраны, причём между основной бронёй и экраном оставался воздушный промежуток, то есть этот вариант КВ-1 по факту получил разнесённое бронирование. Не совсем ясно, зачем это было сделано. Тяжёлые танки немцы начали создавать только в 41 году (тяжелый танк в немецкой теории блицкрига не находил своего применения), поэтому для 1941 года даже штатное бронирование КВ-1 в принципе являлось избыточным (броня КВ не поражалась штатными 37-мм и 50-мм ПТО вермахта, но всё же могла быть пробита 88-мм, 105-мм и 150-мм орудиями). В некоторых источниках ошибочно указывается, что танки производились с катаной бронёй толщиной 100 мм и более - на самом деле эта цифра соответствует сумме толщины основной брони танка и экранов.

Решение об установке «экранов» было принято в конце июня 1941 года, после первых донесений о потерях от огня немецких зениток, однако уже в августе эта программа была прекращена, так как ходовая часть не выдерживала массу машины, возросшую до 50 тонн. Эта проблема была позже частично решена установкой литых опорных катков усиленной конструкции. Экранированные танки эксплуатировались на Северо-Западном и Ленинградском фронтах.

Лобовая часть башни с амбразурой для орудия, образованная пересечением четырёх сфер, отливалась отдельно и сваривалась с остальными бронедеталями башни. Маска орудия представляла собой цилиндрический сегмент гнутой катаной бронеплиты и имела три отверстия - для пушки, спаренного пулемёта и прицела. Башня монтировалась на погон диаметром 1535 мм в броневой крыше боевого отделения и фиксировалась захватами во избежание сваливания при сильном крене или опрокидывании танка. Погон башни размечался в тысячных для стрельбы с закрытых позиций.

Механик-водитель размещался по центру в передней части бронекорпуса танка, слева от него было рабочее место стрелка-радиста. Три члена экипажа размещались в башне: слева от орудия были оборудованы рабочие места наводчика и заряжающего, а справа - командира танка. Посадка и выход экипажа осуществлялись через два круглых люка: один в башне над рабочим местом командира и один на крыше корпуса над рабочим местом стрелка-радиста. Корпус также был оборудован днищевым люком для аварийного покидания экипажем танка и ряд люков, лючков и технологических отверстий для погрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.

Вооружение

На танках первых выпусков оборудовалась пушка Л-11 калибра 76,2 мм с боекомплектом 111 выстрелов (по другой информации - 135 или 116). Интересно, что первоначальный проект предусматривал ещё и спаренную с ней 45-мм пушку 20К, хотя бронепробиваемость 76-мм танковой пушки Л-11 практически ни чем не уступала противотанковой 20К. По всей видимости, прочные стереотипы о необходимости иметь 45-мм противотанковую пушку вместе с 76-мм объяснялись её более высокой скорострельностью и большим боекомплектом. Но уже на прототипе, направленном на Карельский перешеек, 45-мм пушку демонтировали и установили вместо неё пулемёт ДТ-29 . Впоследствии пушку Л-11 заменили на 76-мм орудие Ф-32 с аналогичной баллистикой, а осенью 1941 года - на орудие ЗИС-5 с большей длиной ствола в 41,6 калибра.

Пушка ЗИС-5 устанавливалась на цапфах в башне и была полностью уравновешена. Сама башня с орудием ЗИС-5 также являлась уравновешенной: её центр масс размещался на геометрической оси вращения. Пушка ЗИС-5 имела вертикальные углы наводки от -5 до +25 град., при фиксированном положении башни она могла наводиться в небольшом секторе горизонтальной наводки (т. н. «ювелирная» наводка). Выстрел осуществлялся посредством ручного механического спуска.

Боекомплект орудия составлял 111 выстрелов унитарного заряжания. Выстрелы укладывались в башне и вдоль обоих бортов боевого отделения.

На танке КВ-1 монтировались три 7,62-мм пулемёта ДТ-29: спаренный с орудием, а также курсовой и кормовой в шаровых установках. Боекомплект ко всем ДТ составлял 2772 патрона. Эти пулемёты устанавливались таким образом, что при необходимости их можно было снять с монтировок и применять вне танка. Также для самообороны экипаж имел несколько ручных гранат Ф-1 и иногда оснащался пистолетом для стрельбы сигнальными ракетами. На каждом пятом КВ устанавливали зенитную турель для ДТ, однако на практике зенитные пулемёты ставили редко.

Двигатель

КВ-1 оборудовался четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2К мощностью 500 л. с. (382 кВт) при 1800 об/мин, впоследствии из-за общего увеличения массы танка после установки более тяжёлых литых башен, экранов и отмены стружки кромок бронеплит мощность двигателя довели до 600 л. с. (441 кВт). Запуск двигателя осуществлялся стартером СТ-700 мощностью 15 л. с. (11 кВт) или сжатым воздухом из двух резервуаров ёмкостью 5 л в боевом отделении машины. КВ-1 имел плотную компоновку, при которой основные топливные баки объёмом 600-615 л размещались и в боевом, и в моторно-трансмиссионном отделении. Во второй половине 1941 года из-за нехватки дизелей В-2К, которые выпускались в то время только на заводе № 75 в Харькове (с осени того же года начался процесс эвакуации завода на Урал), танки КВ-1 производились с четырёхтактными V-образными 12-цилиндровыми карбюраторными двигателями М-17Т мощностью 500 л. с. Весной 1942 года было издано постановление о переоборудовании всех находящихся в строю танков КВ-1 с двигателями М-17Т обратно на дизель-моторы В-2К - эвакуированный завод № 75 наладил их производство в достаточном количестве на новом месте.

Трансмиссия

Танк КВ-1 оборудовался механической трансмиссией, в состав которой входили:

Многодисковый главный фрикцион сухого трения «стали по феродо»;
-пятиступенчатая коробка передач тракторного типа;
-два многодисковых бортовых фрикциона с трением «сталь по стали»;
-два бортовых планетарных редуктора;
-ленточные плавающие тормоза.
Все приводы управления трансмиссией - механические. При использовании в войсках наибольшее число нареканий и жалоб в адрес завода-изготовителя вызывали именно дефекты и крайне ненадёжная работа трансмиссионной группы, особенно у перегруженных танков КВ выпуска военного времени. Практически все авторитетные печатные источники признают одним из самым существенных недостатков танков серии КВ и машин на его базе низкую надёжность трансмиссии в целом.

Ходовая часть

Подвеска машины - индивидуальная торсионная с внутренней амортизацией для каждого из 6 штампованных двускатных опорных катков малого диаметра по каждому борту. Напротив каждого опорного катка к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами цевочного зацепления размещались сзади, а ленивцы - спереди. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми обрезиненными штампованными поддерживающими катками по каждому борту. В 1941 году технологию производства опорных и поддерживающих катков перевели на литьё, последние лишились резиновых бандажей из-за общей в тот период нехватки резины. Механизм натяжения гусеницы - винтовой; каждая гусеница состояла из 86-90 одногребневых траков шириной 700 мм и шагом 160 мм.

Электрооборудование

Электропроводка в танке КВ-1 была однопроводной, вторым проводом служил бронекорпус машины. Исключение составляла цепь аварийного освещения, которая была двухпроводной. Источниками электроэнергии (рабочее напряжение 24 В) были генератор ГТ-4563А с реле-регулятором РРА-24 мощностью 1 кВт и четыре последовательно соединённые аккумуляторные батареи марки 6-СТЭ-128 общей ёмкостью 256 А·ч. Потребители электроэнергии включали в себя:

Электромотор поворота башни;
-наружное и внутреннее освещение машины, приборы подсветки прицелов и шкал измерительных приборов;
-наружный звуковой сигнал и цепь сигнализации от десанта к экипажу машины;
-контрольно-измерительные приборы (амперметр и вольтметр);
-средства связи - радиостанция и танковое переговорное устройство;
-электрика моторной группы - стартер СТ-700, пусковое реле РС-371 или РС-400 и т. д.

Средства наблюдения и прицелы

Общая обзорность танка КВ-1 ещё в 1940 году оценивалась в докладной записке Л. Мехлису от военинженера Каливоды как крайне неудовлетворительная. Командир машины имел единственный смотровой прибор в башне - панораму ПТК. Механик-водитель в бою осуществлял наблюдение через смотровой прибор с триплексом, который оборудовался броневой заслонкой. Этот смотровой прибор монтировался в бронированном люке-пробке на лобовой бронеплите по продольной осевой линии машины. В спокойной обстановке этот люк-пробка выдвигался вперёд, обеспечивая механику-водителю более удобный непосредственный обзор с его рабочего места.

Для ведения огня КВ-1 оборудовался двумя орудийными прицелами - телескопическим ТОД-6 для стрельбы прямой наводкой и перископическим ПТ-6 для стрельбы с закрытых позиций. Головка перископического прицела защищалась специальным броневым колпаком. Для обеспечения возможности огня в тёмное время суток шкалы прицелов имели приборы подсветки. Курсовой и кормовой пулемёты ДТ могли комплектоваться прицелом ПУ от снайперской винтовки с трёхкратным увеличением.

Средства связи

Средства связи включали в себя радиостанцию 71-ТК-3, позже 10Р или 10РК-26. На ряде танков от нехватки оборудовались авиационные радиостанции 9Р. Танк КВ-1 оборудовался внутренним переговорным устройством ТПУ-4-Бис на 4 абонента.

Радиостанции 10Р или 10РК представляли из себя комплект из передатчика, приёмника и умформеров (одноякорных мотор-генераторов) для их питания, подсоединяемых к бортовой электросети напряжением 24 В.

10Р-симплексная ламповая коротковолновая радиостанция, работающая в диапазоне частот от 3,75 до 6 МГц (соответственно длины волн от 80 до 50 м). На стоянке дальность связи в телефонном (голосовом) режиме достигала 20-25 км, в движении она несколько уменьшалась. Большую дальность связи можно было получить в телеграфном режиме, когда информация передавалась телеграфным ключом азбукой Морзе или иной дискретной системой кодирования. Стабилизация частоты производилась съёмным кварцевым резонатором, плавная подстройка частоты отсутствовала. 10Р разрешала осуществлять связь на двух фиксированных частотах; для их смены применялся другой кварцевый резонатор из 15 пар в комплекте радиостанции.

Радиостанция 10РК являлась технологическим улучшением предыдущей модели 10Р, она стала проще и дешевле в производстве. У этой модели появилась возможность плавного выбора рабочей частоты, число кварцевых резонаторов было уменьшено до 16. Характеристики по дальности связи значительных изменений не претерпели.

Танковое переговорное устройство ТПУ-4-Бис позволяло вести переговоры между членами экипажа танка даже в сильно зашумленной обстановке и подключать шлемофонную гарнитуру (головные телефоны и ларингофоны) к радиостанции для внешней связи.

ТТХ КВ-1 обр. 1940 г.

Классификация: тяжёлый танк
-Боевая масса, т: 47,5
-Компоновочная схема: классическая
-Экипаж, чел.: 5

Размеры:

Длина корпуса, мм: 6675
-Ширина корпуса, мм: 3320
-Высота, мм: 2710
-Клиренс, мм: 450

Бронирование:

Тип брони: стальная катаная гомогенная
-Лоб корпуса (верх), мм/град.: 75 / 30 град.
-Лоб корпуса (середина), мм/град.: 60 / 70 град.
-Лоб корпуса (низ), мм/град.: 75 / 25 град.
-Борт корпуса, мм/град.: 75 / 0 град
-Корма корпуса (верх), мм/град.: 60 / 50 град.
-Корма корпуса (низ), мм/град.: 75 / 0-90 град.
-Днище, мм: 30-40
-Крыша корпуса, мм: 30-40
-Лоб башни, мм/град.: 75 / 20 град.
-Маска орудия, мм/град.: 90
-Борт башни, мм/град.: 75 / 15 град.
-Корма башни, мм/град.: 75 / 15 град
-Крыша башни, мм: 40

Вооружение:

Калибр и марка пушки: 76-мм Л-11, Ф-32, Ф-34, ЗИС-5
-Тип пушки: нарезная
-Длина ствола, калибров: 41,6 (для ЗИС-5)
-Боекомплект пушки: 90 или 114 (в зависимости от модификации)
-Углы ВН, град.: ?7…+25 град.
-Прицелы: телескопический ТОД-6, перископический ПТ-6
-Пулемёты: 3 х ДТ

Подвижность:

Тип двигателя: V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный жидкостного охлаждения
-Мощность двигателя, л. с.: 600
-Скорость по шоссе, км/ч: 34
-Запас хода по шоссе, км: 150-225
-Запас хода по пересечённой местности, км: 90-180
-Удельная мощность, л. с./т: 11,6
-Тип подвески: торсионная
-Удельное давление на грунт, кг/кв.см.: 0,77

Серийный тяжелый танк КВ-1 со сварной башней и пушкой Л-11. 1940 г.



Танк прорыва. Разработан в 1939 г. в СКБ-2 Кировского завода (г Ленинград) как однобашенный вариант опытного танка СМК. Принят на вооружение Красной Армии постановлением КО при СНК СССР № 443сс от 19 декабря 1939 г. Производился на Кировском заводе, Челябинском тракторном и Челябинском Кировском заводах. С февраля 1940-го по октябрь 1943 года изготовлена 4771 единица.

КОНСТРУКЦИЯ И МОДИФИКАЦИИ КВ-1 обр. 1940 г. – первый серийный вариант. Корпус и башня – сварные. коробчатой формы На части танков устанавливались литые башни. Боевая масса 47 т. Габариты 6675x3320x2710 мм. двигатель В-2К. Вооружение: 76-мм пушка Л-11 и 4 пулемета ДТ (1 запасной). Боекомплект 111 выстрелов. 3024 патрона. Бронирование 30…75 мм. Часть танков имела экранированную броню. Экипаж 5 чел. Изготовлено 142 единицы.



Серийный танк КВ-1 выпуска 1941 г. с пушкой Ф-32. Судя по прямоугольным дополнительным топливным бакам на надгусеничной полке, эта машина изготовлена после начала войны



Колонна отремонтированных танков КВ-1 по пути на фронт. Ленинград, весна 1942 г.


КВ-1 обр. 1941 г. – 76-мм пушка Ф- 32 с длиной ствола 31,5 калибра, С октября 1941г. – 76-мм пушка ЗИС-5 С длиной ствола 41.5 калибр. Дополнительные топливные баки на надгусеничных полках. На части танков башни упрощенной конструкции, экранированная броня, карбюраторные моторы М-17.

КВ-2 – сварная коробчатая башня большого размера. У первых 46 машин отличалась по форме от последующих. Боевая масса 52 т. Габариты 6950x3320x3250 мм Вооружение: 152-мм гаубица М-10 и три пулемета ДТ. Боекомплект 36 выстрелов раздельного заряжания и 3087 патронов Экипаж 6 чел. Изготовлено 213 единиц.

КВ-1С – литая башня обтекаемой формы с командирской башенкой. Снижена масса агрегатов силовой передачи и ходовой части. Уменьшена толщина брони. Введена новая коробка передач Изготовлено 1048 единиц.



Танк КВ-1 с упрощенной башней, изготовленный на Кировском заводе в Ленинграде осенью 1941 г.



Экипаж экранированного танка КВ-1 получает боевую задачу, Северо-Западный фронт, 1941 г.


KB-8S (объект 239) – КВ- 1С с новой башней и 85-мм пушкой Д-5Т. Башня – литая, обтекаемой формы, с командирской башенкой. Боекомплект 70 выстрелов и 3276 патронов. Ликвидирована шаровая установка курсового пулемета. Боевая масса 46 т. Габариты: 3493x3250x2800 мм. Экипаж 4 чел. Изготовлено 148 единиц.

По состоянию на 1 июня 1941 г. в войсках имелось 504 танка КВ. Из этого количества большая часть находилась в Киевском Особом военном округе – 278 машин. Западный Особый военный округ располагал 116 танками КВ, Прибалтийский Особый – 59, Одесский – 10. В Ленинградском военном округе имелось 6 танков КВ, в Московском – 4, в Приволжском – 19, в Орловском – 8, в Харьковском – 4. Из этого количества в эксплуатации находилось 75 КВ-1 и 9 КВ-2 (из них 2 и 1 соответственно требовали среднего ремонта). С 1 по 21 июня в войска с завода был оправлен еще 41 танк КВ.

В первые же дни Великой Отечественной войны в полной мере проявились как очевидные достоинства, так и недостатки новых тяжелых танков, равно как и все недочеты в боевой подготовке и организационной структуре танковых войск Красной Армии. В 1941 г. КВ мог поразить любой танк гитлеровского Вермахта, оставаясь при этом практически неуязвимым. Наиболее эффективным средством борьбы с ним были 88-мм зенитные пушки и авиация. Значительное количество этих боевых машин было оставлено на поле боя из-за поломок технически несовершенной трансмиссии.



Тяжелый танк КВ-2 (предсерийный образец У-7 с первой башней МТ-2) перед испытаниями. Сентябрь 1940 г.


В июле-сентябре 1941 г. наибольшее количество танков КВ имелось на Ленинградском фронте, так как он получал тогда почти все КВ, выпускаемые Кировским заводом. Действительно, ни один фронт не мог позволить себе в то время иметь отдельные батальоны танков КВ. в то время как под Ленинградом их было несколько, не считая КВ в составе других танковых частей. Например, 11 сентября в состав 42-й армии прибыли батальон майора Житнева, в котором имелось 29 танков КВ и 51-й танковый батальон (16 КВ, 1 Т- 34, 12 БТ, 9 Т-26). Тем не менее кардинально изменить ситуацию они не смогли – в конце сентября 1941 г. Ленинград оказался в блокадном кольце. Боевые действия приняли здесь позиционный характер.

На других участках советско-германского фронта действия КВ были еще менее активными, так как количество потерянных в боях танков росло быстрее, чем поступление их с заводов промышленности – Кировский завод был в блокаде а выпуск КВ в Челябинске еще только разворачивался.

Первые челябинские танки КВ-1 с пушками ЗИС-5 приняли участие в боях под Москвой осенью 1941 г. Учитывая тяжелую обстановку на подступах к столице. Ставка ВГК приняла решение направлять большую часть новых тяжелых танков дли обороны Москвы. Согласно существовавшим штатам, в составе танковых бригад имелась рота тяжелых танков КВ – семь или десять машин. Кроме того, в составе отдельных танковых батальонов имелась рота танков КВ – десять машин.

Помимо танковых бригад и батальонов, танки КВ направлялись непосредственно в распоряжение командующих бронетанковыми и механизированными войсками фронтов для пополнения частей, уже ведущих боевые действия. Например, в мае 1942 г. для пополнения войск было отгружено 128 танков КВ – 28 Брянскому, 20 Калининскому, 30 Крымскому фронтам и 40 Юго-Западному направлению. В начале июля 1942 г. началось формирование отдельных танковых батальонов КВ по 15 машин и отдельных танковых рот по 10 машин в каждой.





Танк КВ-1 с литой башней и корпусом, выпускавшимся заводом №200. Весна 1942 г.



Танк КВ-1 с литой башней производства УЗТМ. Пушкинская площадь в Москве, январь 1942 г.


Неудачным оказалось применение КВ весной 1942 г. на Крымском фронте и под Харьковым. В распутицу тяжелые танки в больших количествах выходили из строя из-за поломок коробок передач. Вместе с тем как танк поддержки пехоты КВ не имел себе равных – толстая броня и большой силуэт позволяли пехотинцам надежно укрываться за танком в ходе атаки. Кроме того, при движении на первой передаче скорость КВ была такой же, как у шедших в атаку солдат.

К концу 1942 г. большая часть танков КВ-1 была потеряна. Они довольно долго сохранялись в составе частей на стабильных участках советско-германского фронта – Ленинградском, Волховском и Карельском фронтах. Небольшое количество КВ-1 участвовало в боях на Курской дуге летом 1943 г., а отдельные танки воевали до осени 1944 г.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА КВ-1 обр. 1941 г.

БОЕВАЯ МАССА, т: 47,5.

ЭКИПАЖ, чел: 5.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 6900, ширина – 3352, высота – 2710, клиренс – 450.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка ЗИС-5 обр.1941 г. калибра 76 мм, 4 пулемета ДТ обр.1929 г. калибра 7,62 мм,

БОЕКОМПЛЕКТ: 114 выстрелов, 3024 патронов. ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел ТМФД-7, перископический панорамный прицел ПТ-4-7.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб и борт корпуса – 75, корма – 60. ,75, крыша и днище – 30,..40, башня – 75.

ДВИГАТЕЛЬ: В-2К, 12-цилиндровый, четырехтактный, дизельный, V- образный, жидкостного охлаждения; мощность 500 л.с. (368 кВт) при 1800 об/мин, рабочий объем 38 880 см

ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы, планетарные бортовые передачи.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть опорных катков с внутренней амортизацией на борт, три обрезиненных поддерживающих катка, направляющее колесо, ведущее колесо заднего расположения со съемным зубчатым венцом (зацепление цевочное); подвеска индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 87 – 90 траков шириной 700 мм.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 34.

ЗАПАС ХОДА, км: 250.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 36, ширина рва, м – 2,7, высота стенки, м – 0,87, глубина брода, м – 1,6.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 71-ТК-З, переговорное устройство ТПУ-4 бис.


Танки КВ-1 116-й танковой бригады. Западный фронт, апрель 1942 г. У танка "Щорс" башня литая, а у танка "Багратион" – сварная



Танк КВ-1 в Выборге. Ленинградский фронт, 26-й гвардейский танковый полк прорыва, 23 июня 1944 г.


Танки КВ-1С стали поступать в войска в ноябре – декабре 1942 г. Ими комплектовались специальные танковые части – гвардейские танковые полки прорыва имевшие 214 человек личного состава и 21 танк КВ-1С или "Черчилль". Звание "гвардейский" присваивалось этим полкам сразу, согласно директиве Ставки ВГК. Полки эти придавались стрелковым и танковым соединениям и предназначались для прорыва обороны противника.

Боевое крещение полки прорыва приняли на Донском и Воронежском фронтах в конце 1942 г. Активно использовались танки КВ-1С и в летней кампании 1943 г. Например, 6-й гвардейский танковый полк прорыва в мае-июне 1943 г. действовал в составе войск Северо-Кавказского фронта. Несколько полков участвовало и в сражении на Курской дуге. Так в составе Центрального фронта насчитывалось 70 танков КВ, а в составе Воронежского – 105, что составляло всего 5% от общей численности танков этих двух фронтов. Так что заметного вклада в разгром врага в Курской битве танки КВ не внесли. В прорыве так называемого "Миус-фронта" в июле – августе 1943 г. принимал участие 1-й гвардейский танковый полк прорыва, понесший в первый день наступления тяжелые потери, составившие до 50% боевых машин – два танка КВ сгорели, два были подбиты и шесть подорвались на минах.

С сентября 1943 г, на вооружение гвардейских танковых полков прорыва начали поступать тяжелые танки КВ-85.





Тяжелый танк КВ-1С выпуска конца 1942 г. на полигоне в Кубинке


Последний гвардейский танковый полк прорыва был сформирован в январе 1944 г., а к осени все эти полки были расформированы или переформированы в гвардейские тяжелые танковые полки, получавшие танки ИС. Оставшиеся в строю КВ-1С и КВ-85 передавали в другие полки прорыва и в обычные танковые полки, в составе которых они принимали участие в боевых действиях Великой Отечественной войны вплоть до середины 1944 г, а отдельные машины – до мая 1945 г.

Кроме того, КВ-1С использовались в качестве командирских машин в тяжелых самоходно-артиллерийских полках.

Танки КВ послужили базой для создания самоходно-артиллерийских установок и огнеметных танков. В 1944 г. часть машин была переоборудована в эвакуационные тягачи.



Танки КВ-1 в атаке. Калининский фронт, январь 1943 г.



КВ-1С из танковой колонны "Советский полярник" перед боем. 5-й гвардейский танковый полк прорыва, Донской фронт, декабрь 1942 г.



Тяжелый танк КВ-85. 1943 г.



На марше – КВ-1С 6-го гвардейского танкового полка прорыва. Апрель 1943 г.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА КВ-1 С

БОЕВАЯ МАССА, т: 42,5.

ЭКИПАЖ, чел.: 5.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 695Q, ширина – 3250, высота – 2640, клиренс – 450.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка ЗИС-5 обр.1941 г. калибра 76 мм, 4 пулемета ДТ обр.1929 г. калибра 7,62 мм

БОЕКОМПЛЕКТ: 114 выстрелов, 3087 патронов.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел 10Т, перископический панорамный прицел ПТ-4-7.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб и борт корпуса – 75, корма – 40…75, крыша и днище – 30,..40, башня – 82.

ДВИГАТЕЛЬ: В-2К, 12-цилиндровый, четырехтактный, дизельный, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность 500 л.с. (368 кВт) при 1800 об/мин, рабочий объем 38 880 см #179;.

ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, восьмискоростная коробка передач с демультипликатором (8+2), бортовые фрикционы, планетарные бортовые передачи.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть опорных катков на борт, три поддерживающих катка, направляющее колесо, ведущее колесо заднего расположения со съемным зубчатым венцом (зацепление цевочное); подвеска индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 88 – 89 траков шириной 608 мм,

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 43.

ЗАПАС ХОДА, км: 200.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 36, ширина рва, м – 2,7, высота стенки, м – 1, глубина брода, м -1,6.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 9Р или 10Р, переговорное устройство ТПУ-4 бис.

. Это предложение было получено Ж.Я. Котиным в декабре 1938 г. в Кремле во время отчета перед Главным Военным Советом ленинградских танкостроителей о проделанной работе по проектированию танков и .

Конструкция танка КВ-1

Для 1940 года серийный КВ-1 являлся подлинно новаторской конструкцией, воплотившей в себе самые передовые идеи того времени: индивидуальную торсионную подвеску, надёжное противоснарядное бронирование, дизельный двигатель и одно мощное универсальное орудие в рамках классической компоновки. Хотя по отдельности решения из этого набора неоднократно реализовывались ранее на других зарубежных и отечественных танках, КВ-1 был первой боевой машиной, воплотившей в себе их комбинацию. Некоторые эксперты рассматривают его как этапную машину в мировом танкостроении, оказавшую значительное влияние на разработку последующих тяжёлых танков в других странах. Классическая компоновка на серийном советском тяжёлом танке была применена впервые, что позволило КВ-1 получить наиболее высокий уровень защищённости и большой модернизационный потенциал в рамках этой концепции по сравнению с предыдущей серийной моделью тяжёлого танка и опытными машинами и (все - многобашенного типа). Основой классической компоновки является разделение бронекорпуса от носа к корме последовательно на отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделение. Механик-водитель и стрелок-радист размещались в отделении управления, три других члена экипажа имели рабочие места в боевом отделении, которое объединяло среднюю часть бронекорпуса и башню. Там же располагались орудие, боезапас к нему и часть топливных баков. Двигатель и трансмиссия были установлены в корме машины.


Броневой корпус танка сваривался из катаных броневых плит толщиной 75, 40, 30 и 20 мм. Броневая защита равнопрочная (бронеплиты с толщиной отличной от 75 мм использовались только для горизонтального бронирования машины), противоснарядная. Броневые плиты лобовой части машины устанавливались под рациональными углами наклона. Башня серийных КВ выпускалась в трёх вариантах: литая, сварная с прямоугольной нишей и сварная с закруглённой нишей. Толщина брони у сварных башен была 75 мм, у литых – 95 мм, так как литая броня была менее прочной. В 1941 году сварные башни и бортовые бронеплиты некоторых танков были дополнительно усилены – на них на болтах закрепили 25-мм броневые экраны, причём между основной бронёй и экраном оставался воздушный промежуток, то есть этот вариант КВ-1 фактически получил разнесённое бронирование. Не совсем понятно, зачем это было сделано (на самом деле это было сделано из-за дезинформации немцами нашей разведки – были подброшены пропагандистские материалы о тяжелых немецких танках, которых на тот момент у немцев не было, с целью перенапрячь советскую промышленность.

КВ-1 с пушкой Ф-32 и с экранированными башней и корпусом, 1941 год

Тяжелые танки немцы активно разрабатывали еще с 30-х годов, но применять на восточном фронте не планировали), так как для 1941 года даже штатное бронирование КВ-1 в принципе являлось избыточным. В некоторых источниках ошибочно указывается, что танки выпускались с катаной бронёй толщиной 100 мм и более – на самом деле эта цифра соответствует сумме толщины основной брони танка и экранов. Лобовая часть башни с амбразурой для орудия, образованная пересечением четырёх сфер, отливалась отдельно и сваривалась с остальными бронедеталями башни.


Маска орудия представляла собой цилиндрический сегмент гнутой катаной бронеплиты и имела три отверстия – для пушки, спаренного пулемёта и прицела. Башня устанавливалась на погон диаметром 1535 мм в броневой крыше боевого отделения и фиксировалась захватами во избежание сваливания при сильном крене или опрокидывании танка. Погон башни размечался в тысячных для стрельбы с закрытых позиций. Механик-водитель располагался по центру в передней части бронекорпуса танка, слева от него находилось рабочее место стрелка-радиста. Три члена экипажа располагались в башне: слева от орудия были рабочие места наводчика и заряжающего, а справа – командира танка. Посадка и выход экипажа производились через два круглых люка: один в башне над рабочим местом командира и один на крыше корпуса над рабочим местом стрелка-радиста. Корпус также имел днищевой люк для аварийного покидания экипажем танка и ряд люков, лючков и технологических отверстий для погрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.

Двигатель танка КВ-1

КВ-1 оснащался четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2К мощностью 500 л. с. (382 кВт) при 1800 об/мин, впоследствии из-за общего увеличения массы танка после установки более тяжёлых литых башен, экранов и отмены стружки кромок бронеплит мощность двигателя довели до 600 л. с. (441 кВт). Пуск двигателя обеспечивался стартёром СТ-700 мощностью 15 л. с. (11 кВт) или сжатым воздухом из двух резервуаров ёмкостью 5 л в боевом отделении машины. КВ-1 имел плотную компоновку, при которой основные топливные баки объёмом 600-615 л располагались и в боевом, и в моторно-трансмиссионном отделении. Во второй половине 1941 года из-за нехватки дизелей В-2К, которые производились тогда только на заводе № 75 в Харькове (с осени того же года начался процесс эвакуации завода на Урал), танки КВ-1 выпускались с четырёхтактными V-образными 12-цилиндровыми карбюраторными двигателями М-17Т мощностью 500 л. с. Весной 1942 года было издано постановление о переоборудовании всех находящихся в строю танков КВ-1 с двигателями М-17Т обратно на дизель-моторы В-2К - эвакуированный завод № 75 наладил их производство в достаточном количестве на новом месте.

Вооружение танка КВ-1

На танках первых выпусков устанавливалась пушка Л-11 калибра 76,2 мм с боекомплектом 111 выстрелов (по другим данным – 135). Интересно, что изначальный проект предусматривал ещё и спаренную с ней

, хотя бронепробиваемость 76-мм танковой пушки Л-11 практически не уступала противотанковой 20К. По всей видимости, прочные стереотипы о необходимости иметь 45-мм противотанковую пушку вместе с 76-мм объяснялись её более высокой скорострельностью и большим боекомплектом. Но уже на прототипе, направленном на Карельский перешеек, 45-мм пушку сняли и установили вместо неё пулемёт . Впоследствии пушку Л-11 заменили на 76-мм орудие Ф-32, а осенью 1941 года – на орудие ЗиС-5 с большей длиной ствола в 41,6 калибра.

На танке КВ-1 устанавливались три 7,62-мм пулемёта : спаренный с орудием, а также курсовой и кормовой в шаровых установках. Боекомплект ко всем составлял 2772 патрона. Эти пулемёты монтировались таким образом, что при необходимости их можно было снять с монтировок и использовать вне танка. Также для самообороны экипаж имел несколько ручных гранат Ф-1 и иногда снабжался пистолетом для стрельбы сигнальными ракетами. На каждом пятом КВ монтировали зенитную турель для , однако на практике зенитные пулемёты ставили редко.

Боевое применение танка КВ-1

Дебют танков КВ состоялся на фронте советско-финской войны. Первые КВ были отправлены на фронт составе 91-го танкового батальона 20-й тяжелой танковой бригады. Первый бой КВ принял 17 декабря при прорыве Хоттиненского укрепрайона линии Маннергейма. Танк КВ действовал в бою значительно лучше танка СМК, подорвавшегося на замаскированном фугасе, и Т-100. Он уверенно двигался по территории противника по курсу, указанному по радио, ведя огонь из орудия по обнаруженным целям, а на обратном пути вывел на буксире в расположение своих войск подбитый средний танк . После боя, при осмотре танка, его экипаж насчитал следы от 43 попаданий снарядов в корпус и башню. У танка был прострелен насквозь ствол пушки, повреждены несколько траков, пробит опорный каток, сорван запасной топливный бак, помяты надгусеничные полки.

Танк успешно прошёл испытания боем: его не могла поразить ни одна противотанковая пушка противника. Огорчение военных вызвало лишь то, что 76-мм пушка Л-11 оказалась недостаточно сильной для борьбы с ДОТами. Для этой цели пришлось создавать новый танк , вооруженный 152-мм гаубицей.

Первые же встречи немецких танкистов с КВ ввели их в состояние шока. Танк практически не пробивался из немецких танковых пушек (например, немецкий подкалиберный снаряд 50-мм танковой пушки пробивал борт КВ с дистанции 300 м, а лоб - только с расстояния 40 м). Противотанковая артиллерия также была малоэффективна: так, бронебойный снаряд 50-мм противотанковой пушки Pak 38 позволял поражать КВ в благоприятных условиях на дистанции только меньше 500 м.

Неоднократно танки КВ-1 выдерживали бой не просто с несколькими, а с несколькими десятками немецких танков. Так, 20 августа 1941 года танк старшего лейтенанта Зиновия Колобанова из состава 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии 98-ю выстрелами уничтожил 22 немецких танка 3-й танковой роты 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии генерал-майора Вальтера Крюгера 4-й танковой группы группы армий «Север». Этот знаменитый серьёзно задержал наступление противника под Ленинградом и спас город от молниеносного захвата. Кстати говоря, одной из причин, почему немцы так стремились захватить Ленинград летом 41-го было как раз то, что в городе находился Кировский завод, выпускавший танки КВ.

Однако множество танков было брошено экипажами в первые дни войны и охотно ставились немцами на вооружение

под индексом 753(r). Немцы рассверливали зарядную камору танкового орудия, чтобы установить в 2,5 раза больший пороховой заряд, превращая, таким образом, трофейные КВ в эффективное средство борьбы с советскими танками.

Немецкий KV-1 753(r)

Смотрите также:

КВ-1С является советским тяжёлым танком времен ВОВ. КВ означает «Клим Ворошилов», что является официальным названием советских серийных тяжёлых танков выпускавшихся в 1940-1943 годах. Индекс 1С обозначает «скоростную» модификацию первой модели серии.


создания КВ-1С

В условиях военного времени, когда было необходимо в первую очередь производить больше танков, все изменения, вносимые в конструкцию КВ-1, сказывались на надежности работы узлов и агрегатов тяжелого танка. Это в первую очередь касалось двигателя, элементов трансмиссии и КПП. Поскольку до начала Великой Отечественной войны КПП и трансмиссия танка КВ-1 до нормального рабочего состояния доведены не были, то не удивительно, что надежность деталей и качество изготовления КВ, выпускаемых в военное время стали еще хуже. Кроме того, поскольку в конструкцию танка вносились различные изменения и упрощения (литые башни, траки и катки, дополнительные баки для топлива и так далее) значительно увеличился вес танка - масса машины составляла от 47,5 до 48,2 тонн.

Из войск начали поступать многочисленные рекламации и жалобы, в которых говорилось, что «танки «Клим Ворошилов» на маршах часто ломаются, обладают малыми подвижностью и скоростью, ни один мост не выдерживает их». Государственный комитет обороны 23 февраля 1942 года принял постановление № 1334сс, согласно которому ЧКЗ обязывался с 15 апреля обязывался выпускать танки «Клим Ворошилов» массой менее 45,5 т и дизельным двигателем мощностью 650 лошадиных сил. На основании данного постановления, 24 февраля подписали приказ по НКТП № 222мсс, а 26 февраля - приказ Народного комиссариата обороны № 0039. Вес танков КВ, согласно данным приказам, должен быть снижен за счет уменьшения до 95 миллиметрам толщины лобовой брони вместе с экраном, снижения до 30 миллиметров толщин крыши башни, крыши корпуса, люков, уменьшения до 60 миллиметров толщины бронирования кормы, до 20 миллиметров задних листов днища, также убрали запасные топливные баки, боекомплект снизили до 90 снарядов, сократили ЗИП так далее.

Но, несмотря на усилия, в конструкцию тяжелого танка быстро внести изменения завод не смог. Сказывалась нехватка квалифицированных кадров, оборудования и материалов. Например, в первом квартале 42-го года потребность завода в рабочих составляла 40 тыс. человек, а коллектив завода по факту составлял 27321 человек. Также можно отметить кризис с оснащением танков «Клим Ворошилов» радиостанциями, когда с марта 42-го радиостанции устанавливались только на каждом пятом танке.

На заводе в начале марта были начаты испытания танка имеющего 650-сильный двигатель В-2К и новые бортовые передачи. Двигатель оказался неработоспособен, однако бортовые передачи показали хорошие результаты, поэтому с апреля месяца они были введены в серийное производство. На ЧКЗ с 20 апреля проводили испытания двух КВ, оснащенных 700-сильным дизельным двигателем и новой 8-скоростной коробкой передач. Довести «до ума» двигатели вновь не удалось, а новую коробку передач начали устанавливать на танк КВ-1С.

В марте-апреле 42-го года кризис с качеством КВ-1 достиг своего апогея: около 30% танков проходило всего 120–125 километров, после чего они ломались. Ненадежность тяжелых танков «достала» всех настолько, что по НКТП 21 марта издали приказ № 3 285мс в котором руководство Народного комиссариата объявило выговор конструкторско-инженерному составу и руководству СКБ-2 и ЧКЗ (Махонин, Зальцман, Кизельштейн, Котин, Арсеньев, Маришкин, Гольштейн, Цуканов, Шендеров) и обязало «навести в технической документации и технологии производства дизелей В-2 и танков КВ необходимый порядок».

Однако, несмотря на нарушение технологического процесса, недостатки, невыполнение различных постановлений ГКО и приказов НКТП, выпуск на ЧКЗ танков КВ-1 продолжал постоянно расти. Инженеры и рабочие, работая по 11 часов в день (такой была продолжительность рабочей смены), а зачастую и больше, пытались дать фронту наибольшее количество боевых машин. Красная армия в марте 1942 года получила 250 КВ-1, в апреле уже 282, а в мае 351 машину. После этого производство танков «Клим Ворошилов» начало снижаться и в начале лета поступило немало предложений снять КВ с производства. Дело в том, что к лету 42-го года, из-за перевооружения вермахта, танки КВ утратил свое преимущество в бронезащите. Данная ситуация потребовала кардинальных изменений.

История создания танка КВ-1С (скоростного) началась с любопытного документа. 5 июня 1942 г. И.В. Сталин, председатель Государственного комитета обороны было подписано постановление № 1878сс которое содержало следующее:
«Опыт боевого использования КВ-1 в воинских частях показал следующие недостатки танков «Клим Ворошилов»:
-большая масса танка (составляющая 47,5 тонн), сокращает боевую оперативность машины и усложняет условия его боевой эксплуатации;
-недостаточная надежность КПП вследствие малой прочности шестерен замедленной и первой передач и картера;

Работа системы охлаждения двигателя недостаточно интенсивная. Вследствие этого часто приходится производить переключение скоростей на более низкие, что является причиной сокращения средних скоростей движения, а также ограничивает возможность полного использования мощности мотора;
-круговая обзорность танка была недостаточной из-за отсутствия командирской башенки и неудобного размещения смотровых приборов.
Кроме данных основных недостатков из армии поступает информация о множестве дефектов сборки и изготовления некоторых узлов, в особенности дизельного двигателя, что свидетельствует о недостаточном контроле процесса изготовления и сборки танков, а также о нарушении технологического процесса».

Танки КВ-1С 6-го гвардейского отдельного танкового полка прорыва в атаке. Северо-Кавказский фронт

Этим же постановлением ЧКЗ было предписано с 1 августа перейти на производство танков КВ масса которых не будет превышать 42,5 тонн. Для уменьшения веса танка приказом народного комиссариата танковой промышленности заводам № 200 и УЗТМ разрешалось изменить толщину бронелистов:
-уменьшить толщину лобового, бортовых и нижнего листов, а также листов сварной башни с 75 до 60 миллиметров;
-снять у водителя экран - срок окончания работ 15 июня;
-уменьшить до 30 миллиметров толщину листов днища;
-уменьшить толщину стенок бронезащиты пушки и литой башни до 80–85 миллиметров, а также сохранив существующий погон пушки уменьшить ее габариты за счет литейных форм;
-уменьшить ширину трака до 650 миллиметров (срок выполнения до 1 июля 1942 года).

Согласно данному приказу на танки КВ-1 должны были устанавливаться новые 8-скоростные КПП, новые вентиляторы и радиаторы. Этим же приказом сокращался выпуск КВ-1 весом 47,5 тонн.

На ЧКЗ и заводе № 100 к 20 июня полным ходом велись работы по отработке агрегатов и узлов для облегченного танка. Так, например, испытания новой 8-скоростной коробки передач велись сразу на двух танках КВ (№№ 10279 и 10334), причем их начали еще в апреле. Машины к середине июня прошли лишь от 379 до 590 километров (по плану танки должны были пройти 2 тыс. километров). В то же время, на танках «Клим Ворошилов» с номерами 10033, 11021 и 25810 поставили гусеницы меньшей ширины и без клыков через один трак. Масса трака была меньше старого на 1,2 килограмма, а вся гусеница на 262 килограмма. Проводили испытания радиатора новой конструкции, разрабатывали новую башню. Три танка КВ даже отправили в Ташкент для проведения испытаний системы охлаждения двигателя при высоких температурах.

В начале июля начали сборку первых облегченных КВ, на которых были установлены новые узлы и агрегаты.

В это же время, учитывая прорыв к Сталинграду немецких войск, Ставка верховного главнокомандующего приняла решение увеличить производство средних танков Т-34 за счет сокращения производства танков «Клим Ворошилов». Мотивы данного решения были обоснованными и простыми: КВ перед Т-34 не имел преимуществ в вооружении, уступал в маневренности, был менее надежен, был более дорогим и сложным в производстве. ГКО 15 июля 1942 года решает в течение месяца развернуть на ЧКЗ производство «тридцатьчетверок». При этом производство тяжелых танков значительно сократилось - до 450 единиц в квартал, то есть около 25% мощностей предприятия оставили для производства тяжелых танков.

Одновременно с организацией на заводе № 100 и ЧКЗ производства танков Т-34 полным ходом велись испытания нового танка «Клим Ворошилов», который получил обозначение КВ-1С (скоростной). Два КВ-1С в период с 28 июля по 26 августа 1942 года прошли гос. испытания. Еще до окончания испытаний - 20 августа 1942 г. - новый тяжелый танк приняли на вооружение.

Толщина бронелистов танк КВ-1С была уменьшена до 60 миллиметров (лишь толщина подбашенной коробки была такой же, как и на КВ-1 – 75 миллиметров), изменили форму кормы корпуса, установили уменьшенную башню новой конструкции, которая была оснащена командирской башенкой кругового обзора, оснастили новыми смотровыми приборами. Существенные изменения внесли в силовую передачу танка, установили новый главный фрикцион, 8-скоростную коробку передач с силуминовым картером (2 скорости назад и 8 вперед). Также, на танке КВ-1С были смонтированы новые вентилятор и радиаторы, изменили размещение аккумуляторов. В ходовой части были применены облегченные опорные катки и облегченные гусеницы имеющие уменьшенную ширины.

В результате данных изменений масса КВ-1С уменьшилась до 42,3 тонн, скорость увеличилась до 43,3 километров в час по шоссе, повысилась надежность и маневренность танка. Однако цена, заплаченная за это, была очень большой: вооружение танка КВ-1С не изменилось - 76,2-миллиметровое орудие ЗИС-5, однако уменьшение толщин брони при сохраненной схеме бронекорпуса снизило снарядостойкость машины. КВ-1С по своим боевым качествам почти сравнялся с танком Т-34.

Танкисты 6-го гвардейского танкового полка прорыва осваивают новые танки КВ-1С (2-я гвардейская танковая армия, командующий генерал-полковник С.И. Богданов)

Производство КВ-1С было начато в августе 1942 года, до официального принятия танка на вооружение. Поскольку ЧКЗ занимался выпуском танков трех типов - Т-34, КВ-1 и КВ-1С - возникли значительные проблемы с производством КПП. Но, несмотря на это в сентябре 42-го года завод смог изготовить 180 КВ-1И, после чего производство данных танков начало снижаться.

С первого квартала 1943 года предполагалось установить на танк КВ-1С командирскую башенку, имеющую новую конструкцию, перископы Mk-4, изменить системы охлаждения двигателя и смазки, и увеличить ЗИП. Однако к этому времени стало ясно, что КВ-1С не удовлетворяет новым требованиям, которые предъявляются к тяжелым танкам прорыва. В связи с этим работы по совершенствованию танка свернули, а уже в августе 43-го производство КВ-1С свернули окончательно. Все силы завода № 100 и ЧКЗ направили на создание тяжелого танка ИС.

Используя КВ-1С в качестве базового, создали другой гораздо более известный образец бронетехники – тяжелую штурмовую САУ СУ-152.

Всего в 1942 году на ЧКЗ выпустили 626 тяжелых танков КВ-1С, а в 1943 году – 464.

Общий суммарный выпуск танков КВ-1С составил 1090 штук (по другим сведениям - 1106). Кроме того, выпустили 25 КВ-8С (огнеметные) имеющие корпус от КВ-1с и башню огнеметного КВ-8 и 10 собственно КВ-8С (огнеметные), где огнемет АТО-42 был установлен в штатную башню танка.

Описание конструкции

По своей сути КВ-1С по отношению к КВ-1 являлся модернизацией средней глубины. Основной целью модернизации являлось уменьшение общего веса танка, повышения надёжности при эксплуатации и его скорости, решение неудовлетворительной эргономики рабочих мест на КВ-1. «Скоростная» модификация КВ-1 по сравнению с базовой моделью получила меньшие габаритный и массу корпуса (в том числе, благодаря ослаблению бронирования), новую башню, имеющую кардинально улучшенную эргономику, новую более надёжную КПП. Моторная группа и вооружение остались без изменений. Компоновка КВ-1С была классической, что и для всех остальных советских серийных средних и тяжёлых танки того времени. Корпус танка от носа к корме делился на следующие отделения: управления, боевое и моторно-трансмиссионное. Стрелок-радист и механик-водитель были размещены в отделении управления, другие члена экипажа (три) размещались в боевом отделении, которое объединяло башню и среднюю часть бронекорпуса. Там же были размещены орудие, боезапас, а также часть топливных баков. Трансмиссия и двигатель устанавливались в кормовой части машины.

Бронекорпус и башня

Бронекорпус танка был сварен из катаных бронеплит толщиной 20, 30, 40, 60 и 75 миллиметров. Бронезащита противоснарядная, дифференцированная. Бронеплиты лобовой части танка были установлены под рациональными углами наклона. Обтекаемая башня являлась броневой отливкой сложной геометрической формы. 75-миллиметровые борта для повышения снарядостойкости располагались под углом к вертикали. Лобовая часть башни и амбразура для орудия, которая образовывалась пересечением четырёх сфер, была отлита отдельно и соединялась с остальными бронированными деталями башни при помощи сварки. Маска орудия являлась цилиндрическим сегментом гнутой катаной бронеплиты. Она имела три отверстия - для пушки, прицела и спаренного пулемёта. Толщина брони лба башни и маски орудия достигала 82 миллиметров. Башня была установлена на погон (диаметр 1535 миллиметров) в бронекрыше боевого отделения и фиксировалась при помощи захватов для предотвращения сваливания во время сильного крена или опрокидывания танка. Погон башни размечался в тысячных для ведения огня с закрытых позиций.

Механик-водитель размещался в передней части бронекорпуса машины по центру, место стрелка-радиста находилось слева от него. Три члена экипажа размещались в башне: рабочие места командира и наводчика располагались слева от орудия, заряжающего – справа. У командира машины имелась литая наблюдательная башенка с 60-миллиметровой вертикальной броней. Посадка/высадка экипажа происходила через два круглых люка: над рабочим местом заряжающего в башне и над рабочим местом стрелка-радиста на крыше корпуса. В корпусе также имелся днищевой люк, предназначенный для аварийного покидания танка и несколько люков, лючков и тех. отверстий для погрузки боекомплекта танка, доступа к горловинам топливного бака, другим агрегатам и узлам машины.

Вооружение

Основное вооружение танка КВ-1С – пушка 76,2-миллиметровая ЗиС-5. Орудие устанавливалось в башне на цапфах и было уравновешено полностью. Сама башня и орудие Д-5Т также являлись уравновешенной: центр масс башни размещался на геометрической оси вращения. Вертикальные углы наводки пушки ЗиС-5 составляли от −5 до +25°. Выстрел производился при помощи ручного механического спуска.

В боекомплект орудия входило 114 выстрелов унитарного заряжания. Укладка выстрелов осуществлялась в вдоль бортов боевого отделения и в башне.

На танке КВ-1С было установлено три 7,62-миллиметровых пулемёта ДТ: один спаренный с орудием, курсовой и кормовой пулеметы в шаровых установках. Боекомплект к ДТ составлял 3 тыс. патронов. Данные пулемёты устанавливались таким образом, что в случае необходимости они снимались с монтировок и использовались вне танка. Кроме того, для самообороны у экипажа имелось несколько ручных гранат Ф-1, а иногда сигнальным пистолетом.

Двигатель

Танк КВ-1С оснащался 12-цилиндровым четырёхтактным V-образным дизельным 600-сильным (441 кВт) двигателем В-2К. Для пуска двигателя служили 15-сильный (11 кВт) стартер СТ-700 или сжатый воздух из двух 5-литровых резервуаров размещенных в боевом отделении. Танк КВ-1С имел довольно плотную компоновку, при которой топливные баки, объём которых составлял 600-615 литров, располагались в боевом и моторно-трансмиссионном отделениях. Также танк имел четыре наружных дополнительных топливных бака общей ёмкостью 360 литров, и которые не связаны с топливной системой мотора.

Трансмиссия

Механическая трансмиссия танка КВ-1С состояла из:
- главный фрикцион – многодисковый, сухого трения («сталь по феродо»);
-четырёхступенчатая КПП имеющая демультипликатор (2 передачи назад и 8 вперёд);
-пара многодисковых бортовых фрикционов сухого трения («сталь по стали»);
-два планетарных бортовых редуктора.

Приводы управления трансмиссией танка - механические. Почти все авторитетные печатные источники отмечают, что самым существенным недостатком танка КВ-1 и машин созданных на его базе являлась низкая общая надёжность трансмиссии, поэтому на КВ-1С установили новую коробку передач, которая позднее применили на танках ИС-2.

Ходовая часть

В ходовой части КВ-1С сохранили все тех. решения аналогичного узла КВ-1, но некоторые детали уменьшили в размерах для снижения общей массы машины. Подвеска танка - торсионная индивидуальная для каждого из 6 двускатных цельнолитых опорных катков (диаметр 600 миллиметров) на борт. Напротив каждого из опорных катков к бронекорпусу были приварены ограничители хода балансиров подвески. Венцы - съёмные, зацепление - цевочное. Для поддерживания верхней ветви гусеницы служило три поддерживающих катка на борт. Для натяжения гусеницы служил винтовой механизм; гусеница состояла из 86-90 одногребневых траков; ширина гусеницы – 608 миллиметров. Ширину гусеницы по сравнению с КВ-1 уменьшили на 92 миллиметроа.

Электрооборудование

В КВ-1С электропроводка была однопроводной, бронекорпус машины служил вторым проводом. Исключением являлась цепь аварийного освещения, являвшаяся двухпроводной. Источником электроэнергии (напряжение 24 В) служил генератор ГТ-4563А оснащенный реле-регулятором РРА-24 (мощность 1 кВт), а также четыре последовательно соединённых аккумуляторных батареи 6-СТЭ-128 (общая ёмкость 256 А ч). Потребителями электроэнергии являлись:
- электродвигатель поворота башни;
- внутреннее и внешнее освещение танка, приборы подсветки шкал измерительных приборов и прицелов;
- наружный звуковой сигнал, цепь сигнализации к экипажу машины от десанта;
- контрольно-измерительные приборы (вольтметр и амперметр);
- электроспуск пушки;
- танковое переговорное устройство и радиостанция;
- электрика моторной группы - пусковое реле РС-400 или РС-371, стартер СТ-700 и так далее.

Прицелы и средства наблюдения

На танк КВ-1С впервые для советского крупносерийного танка была установлена командирская башенка имеющая пять смотровых щелей с защитными стёклами. В бою механик-водитель наблюдал через смотровой прибор с триплексом, для защиты служила броневая заслонка. Данный смотровой прибор был установлен на лобовой бронеплите в бронированном люке-пробке по осевой продольной линии танка. В спокойной обстановке данный люк-пробка выдвигался вперёд, обеспечивая непосредственный более удобный обзор с рабочего места механика-водителя.

Для стрельбы танк КВ-1С был оснащен двумя орудийными прицелами - перископическим ПТ-6 для ведения огня с закрытых позиций и телескопическим ТОД-6 для ведения огня прямой наводкой. Головку перископического прицела защищал специальный броневой колпак. Для обеспечения возможности ведения огня в темноте шкалы прицелов оснащались приборами подсветки. Кормовой и курсовой пулемёты ДТ оснащались прицелом ПУ от снайперской винтовки, имеющей трёхкратное увеличение.

Средства связи

Среди средств связи радиостанция 9Р (10Р, 10РК-26) а так же переговорное устройство ТПУ-4-Бис, рассчитанное на 4 абонента.

Радиостанции 10Р (10РК) – комплект в который входят передатчик, приёмник и умформеры (одноякорные мотор-генераторы) для их питания, которые подсоединяются к 24 В бортовой электросети.

10Р – симплексная ламповая гетеродинная коротковолновая радиостанция, работающая в диапазоне от 3,75 до 6 МГц (длины волн – 50-80 метров). Дальность связи на стоянке в голосовом (телефонном) режиме составляла 20-25 километров, в движении дальность была несколько меньшей. Большая дальность связи получалась в телеграфном режиме, когда информацию передавали азбукой Морзе или другой дискретной системой кодирования. Для стабилизации частоты использовался съёмный кварцевый резонатор, плавная подстройка частот отсутствовала. 10Р давала возможность вести связь с использованием двух фиксированных частот; для их смены использовали другой кварцевый резонатор состоящих из 15 пар, входящих в комплект радиостанции.

Радиостанция 10РК была технологическим улучшением модели 10Р. Новая радиостанция была дешевле и проще в производстве. У данной модели уже имелась возможность плавного выбора частоты, число кварцевых резонаторов уменьшили до 16. По дальности связи характеристики не претерпели значительных изменений.

Переговорное устройство ТПУ-4-Бис давало возможность вести переговоры между членами экипажа даже при сильно зашумленной обстановке. Существовала возможность подключать к радиостанции шлемофонную гарнитуру (ларингофоны и головные телефоны) для внешней связи.

Боевое применение

Создание танка КВ-1С было оправданным шагом, если учитывать неудачный первый этап войны. Но данный шаг лишь приблизил «Клим Ворошилов» к средним танкам. В армию так и не поступило полноценного тяжёлого танка (по более поздним стандартам), который бы резко отличался по боевой мощи от средних танков. Таким шагом могла стать установка на танк 85-миллиметровой пушки. Однако дальше экспериментов не проводилось, поскольку обычные 76-миллиметровые танковые пушки в 41-42-х годах легко боролись с любой бронетехникой немцев. Вроде бы не было явных причин, чтобы усилить вооружение.

Делегация колхозников Ленинского района Московской области передает Красной Армии танковую колонну «Московский колхозник», состоящую из 21 танка КВ-1С

Но после появления на вооружении третьего рейха Pz. VI («Тигр»), оснащенных 88-миллиметровой пушкой танки «Клим Ворошилов» в одночасье устарели: КВ не могли на равных бороться с тяжёлыми танками противника. Осенью 43-го года выпустили некоторое количество КВ-85 (разработан на базе КВ-1С и оснащен 85-миллиметровой пушкой), однако затем производство танков КВ свернули в пользу ИС.

Некоторое количество танков КВ-1С продолжало использоваться вплоть до 1945 года; в частности, 68-я танковая бригада, которая принимала участие в боях на Кюстринском плацдарме, в феврале 1945 г. имела два танка данного типа.

Подбитые советские танки КВ-1С и Т-34-76