Тест по биологии зоны участки корня. Тест "Корень

Часть А

1.Из зародышевого корешка семени образуется корень

1)главный

2)боковой

3) воздушный

4) придаточный

2. По строению корневой волосок – это

1) вырост клетки

2) боковой корень

3) главный корень

4)придаточный корень

3.Корневой чехлик корня покрывает зону

1)роста

2)деления

3) всасывания

4) проведения

4. Зона деления корня образована тканью

1) основной

2) покровной

3) проводящей

4) образовательной

5. Растение, у которого образуется корнеплод

1)лук

2)томат

3)морковь

4) картофель

6. Мочковатую корневую систему имеет

1)овес

2)огурец

3) одуванчик

4) картофель

7. Назовите растения, у которых развиваются воздушные корни

1)плющ

2)баньян

3)георгин

4)орхидея

8.Назовите зону корня, клетки которой имеют корневые волоски

1)роста

2)деления

3) всасывания

4) проведения

9. Основная функция корнеплода

1)питание

2)дыхание

3) запасание

4) размножение

10. Корни, отрастающие от стебля томата при окучивании

1)главные

2)боковые

3) придаточные

4) дыхательные

11. Растение, не образующие корнеплод

1)редис

2)томат

3)брюква

4)редька

Часть В

При выполнении заданий В 1-В 2 выберите три верных ответа из шести.

В 1. Выберите растения с мочковатой корневой системой.

1)морковь

2)чеснок

3)томаты

4)рожь

5)лилия

6)Ответ:

В 2 . Корнеплоды и корневые клубни

1)формируются для запасания питательных веществ

2)служат для вегетативного размножения

3)являются видоизменениями боковых и придаточных корней

4)обычно образуются у многолетних растений

5)обычно образуются у однолетних растений

6) запасают воду

Ответ:

В 3. Установите соответствие между зонами корня их характеристиками.

А. Клетки зоны постоянно делятся 1. Зона деления

Б. Находится выше зоны всасывания 2. Зона проведения

В. В этой зоне корень ветвится

Г. Состоит из образовательной ткани

Д. Клетки зоны мелкие, плотно прилегающие друг к другу.

А Б В Г Д

В 4. Установите последовательность расположения зон в корне, начиная от корневого чехлика.

1) зона роста

2) зона деления

3) зона всасывания

4) зона проведения

Ответ:

В 5. Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Корневая система растений.

Корень – осевой вегетативный орган. Различают главный, А , придаточные корни. Корни, которые возникают на стебле или листе, называются Б . Совокупность всех корней растения составляют корневую систему. Различают стержневую и В корневую систему. Стержневая корневая система имеет хорошо выраженный Г корень.

1.главный 5. стержневая

2.боковой 6. двудольные

3.придаточный 7. однодольные

4.зародышевый 8. мочковатая

А Б В Г
Часть С

С 1

Почему важно уметь различать ядовитые растения и знать, как действовать в случае, если произошло отравление?

1.Ядовитые растения могут иметь сходство с неядовитыми растениями.

2. В случае отравления ядовитыми растениями необходимо оказать первую помощь:

1)Дать пострадавшему внутрь большое количество (5-6 стаканов) теплой воды.

2)Нужно вызвать рвоту, раздражая корень языка.

3)Уменьшению всасывания ядов способствует прием взвеси активированного угля.

4)Пострадавшего немедленно следует доставить в лечебное учреждение для оказания квалифицированной медицинской помощи

С2

Корневые волоски растения

Подсчита­но, что длина всех корней (без мелких ответвлений) у пшеницы составляет 71 км, у яровой ржи – 79, у ов­са – 87 км, а суммарная длина всех корневых волос­ков одного экземпляра ози­мой ржи или пшеницы мо­жет достигать 10 000 км с общей поверхностью 400 м2. За счет корневых волосков ко­лоссально возрастает по­верхность соприкосновения корней с почвой.

Основная функция корневых волосков – всасывание во­ды и питательных веществ из почвы путем осмоса, который происходит на границе двух сред с разной концентрацией жидкостей. Клеточный сок корневых волосков богат различ­ными солями и кислотами, а почвенные растворы, наоборот, имеют малую концентрацию их. У многих водных расте­ний (сусак, белая кувшин­ка, водяная сосенка), которым нет надобности увели­чивать всасывающую по­верхность, так как эти растения буквально купаются в воде, корневые волоски не образуются. У других водных растений (желтая кубышка, элодея, аир) корни, находящиеся в воде, не образуют корне­вых волосков, а на корнях, углубляющихся в почву, они развиваются в большом количестве.

Корневые волоски – недолговечные образования, живут всего 15-20 дней и, выполнив свою физиологическую роль, отмирают. Корень в этом месте покрывается толстой корой и уже выполняет только механическую функцию. Исключе­нием являются корневые волоски некоторых сложноцвет­ных. Стенки их утолщаются и одревесневают, и они могут жить в течение одного-двух вегетационных сезонов.

1) Какова основная функция корневых волосков?

2) У каких растений на корнях отсутствуют корневые волоски?

3) Почему у некоторых растений корневые волоски живут несколько лет, а не 15-20 дней.

С3

Корнеплоды Вода,г Сахара,г Клетчатка, г Белки,г Зола,г Витамин С, мг Энергетическая ценность
ккал кДж
Морковь 86-91 4,8-6,4 0,7-2,0 0,6-1,3 0,6-0,8 2,8-7,9 33 138
Петрушка 64-88 2,9-10,1 1,6-3,7 1,5-3,2 1,6-1,7 18-30 47 197
Сельдерей 80-90 1,8-3,9 0,6-1,1 1,3-2,5 0,8-1,2 4-42 31 130
Пастернак 71-75 5,4-6,9 2,4-3,6 1,1-2,6 0,7-1,5 24-29 47 197
Свекла 81-86 8-12 0,4-2,1 0,1-2,0 0,6-1,3 14,5-18,5 42 168
Редька 87-89 2,7-7,8 0,8-1,7 0,3-2,0 0,8-1,1 8-20 34 142
Редис 91-95 0,8-4,0 0,5-1,0 0,8-1,3 0,5-0,7 11-44 20 84
Репа 87-95 3,8-6,4 0,8-2,0 0,4-2,1 0,4-1,5 19-63 28 117
Брюква 84-90 5-10 0,5-2,4 0,6-2,0 0,4-2,1 23-69 37 155
Содержание неорганических и органических веществ в корнеплодах, энергетическая ценность корнеплодов

Корнеплоды каких растений имеют одинаковую энергетическую ценность?

2)

Часть А

1.Из зародышевого корешка семени образуется корень

1)главный

2)боковой

3) воздушный

4) придаточный

2. По строению корневой волосок – это

1) вырост клетки

2) боковой корень

3) главный корень

4)придаточный корень

3.Корневой чехлик корня покрывает зону

1)роста

2)деления

3) всасывания

4) проведения

4. Зона деления корня образована тканью

1) основной

2) покровной

3) проводящей

4) образовательной

5. Растение, у которого образуется корнеплод

1)лук

2)томат

3)морковь

4) картофель

6. Мочковатую корневую систему имеет

1)овес

2)огурец

3) одуванчик

4) картофель

7. Назовите растения, у которых развиваются воздушные корни

1)плющ

2)баньян

3)георгин

4)орхидея

8.Назовите зону корня, клетки которой имеют корневые волоски

1)роста

2)деления

3) всасывания

4) проведения

9. Основная функция корнеплода

1)питание

2)дыхание

3) запасание

4) размножение

10. Корни, отрастающие от стебля томата при окучивании

1)главные

2)боковые

3) придаточные

4) дыхательные

11. Растение, не образующие корнеплод

1)редис

2)томат

3)брюква

4)редька

Часть В

При выполнении заданий В 1-В 2 выберите три верных ответа из шести.

В 1. Выберите растения с мочковатой корневой системой.

1)морковь

2)чеснок

3)томаты

4)рожь

5)лилия

6)Ответ:

В 2 . Корнеплоды и корневые клубни

1)формируются для запасания питательных веществ

2)служат для вегетативного размножения

3)являются видоизменениями боковых и придаточных корней

4)обычно образуются у многолетних растений

5)обычно образуются у однолетних растений

6) запасают воду

Ответ:

В 3. Установите соответствие между зонами корня их характеристиками.

А. Клетки зоны постоянно делятся 1. Зона деления

Б. Находится выше зоны всасывания 2. Зона проведения

В. В этой зоне корень ветвится

Г. Состоит из образовательной ткани

Д. Клетки зоны мелкие, плотно прилегающие друг к другу.

А Б В Г Д

В 4. Установите последовательность расположения зон в корне, начиная от корневого чехлика.

1) зона роста

2) зона деления

3) зона всасывания

4) зона проведения

Ответ:

В 5. Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Корневая система растений.

Корень – осевой вегетативный орган. Различают главный, А , придаточные корни. Корни, которые возникают на стебле или листе, называются Б . Совокупность всех корней растения составляют корневую систему. Различают стержневую и В корневую систему. Стержневая корневая система имеет хорошо выраженный Г корень.

1.главный 5. стержневая

2.боковой 6. двудольные

3.придаточный 7. однодольные

4.зародышевый 8. мочковатая

А Б В Г
Часть С

С 1

Почему важно уметь различать ядовитые растения и знать, как действовать в случае, если произошло отравление?

1.Ядовитые растения могут иметь сходство с неядовитыми растениями.

2. В случае отравления ядовитыми растениями необходимо оказать первую помощь:

1)Дать пострадавшему внутрь большое количество (5-6 стаканов) теплой воды.

2)Нужно вызвать рвоту, раздражая корень языка.

3)Уменьшению всасывания ядов способствует прием взвеси активированного угля.

4)Пострадавшего немедленно следует доставить в лечебное учреждение для оказания квалифицированной медицинской помощи

С2

Корневые волоски растения

Подсчита­но, что длина всех корней (без мелких ответвлений) у пшеницы составляет 71 км, у яровой ржи – 79, у ов­са – 87 км, а суммарная длина всех корневых волос­ков одного экземпляра ози­мой ржи или пшеницы мо­жет достигать 10 000 км с общей поверхностью 400 м2. За счет корневых волосков ко­лоссально возрастает по­верхность соприкосновения корней с почвой.

Основная функция корневых волосков – всасывание во­ды и питательных веществ из почвы путем осмоса, который происходит на границе двух сред с разной концентрацией жидкостей. Клеточный сок корневых волосков богат различ­ными солями и кислотами, а почвенные растворы, наоборот, имеют малую концентрацию их. У многих водных расте­ний (сусак, белая кувшин­ка, водяная сосенка), которым нет надобности увели­чивать всасывающую по­верхность, так как эти растения буквально купаются в воде, корневые волоски не образуются. У других водных растений (желтая кубышка, элодея, аир) корни, находящиеся в воде, не образуют корне­вых волосков, а на корнях, углубляющихся в почву, они развиваются в большом количестве.

Корневые волоски – недолговечные образования, живут всего 15-20 дней и, выполнив свою физиологическую роль, отмирают. Корень в этом месте покрывается толстой корой и уже выполняет только механическую функцию. Исключе­нием являются корневые волоски некоторых сложноцвет­ных. Стенки их утолщаются и одревесневают, и они могут жить в течение одного-двух вегетационных сезонов.

1) Какова основная функция корневых волосков?

2) У каких растений на корнях отсутствуют корневые волоски?

3) Почему у некоторых растений корневые волоски живут несколько лет, а не 15-20 дней.

С3

Корнеплоды Вода,г Сахара,г Клетчатка, г Белки,г Зола,г Витамин С, мг Энергетическая ценность
ккал кДж
Морковь 86-91 4,8-6,4 0,7-2,0 0,6-1,3 0,6-0,8 2,8-7,9 33 138
Петрушка 64-88 2,9-10,1 1,6-3,7 1,5-3,2 1,6-1,7 18-30 47 197
Сельдерей 80-90 1,8-3,9 0,6-1,1 1,3-2,5 0,8-1,2 4-42 31 130
Пастернак 71-75 5,4-6,9 2,4-3,6 1,1-2,6 0,7-1,5 24-29 47 197
Свекла 81-86 8-12 0,4-2,1 0,1-2,0 0,6-1,3 14,5-18,5 42 168
Редька 87-89 2,7-7,8 0,8-1,7 0,3-2,0 0,8-1,1 8-20 34 142
Редис 91-95 0,8-4,0 0,5-1,0 0,8-1,3 0,5-0,7 11-44 20 84
Репа 87-95 3,8-6,4 0,8-2,0 0,4-2,1 0,4-1,5 19-63 28 117
Брюква 84-90 5-10 0,5-2,4 0,6-2,0 0,4-2,1 23-69 37 155
Содержание неорганических и органических веществ в корнеплодах, энергетическая ценность корнеплодов

Корнеплоды каких растений имеют одинаковую энергетическую ценность?

2)

Корень.

Примеры закрытых тестов

1.1.Функции корня

а) поглощение воды и минеральных солей,

б) фотосинтез,

в) симбиоз с другими организмами,

г) вегетативное размножение,

д) транспирация.

1.2. Главным называется корень:

а) самый толстый,

б) самый длинный,

в) самый разветвлённый,

г) развивающийся из зародышевого корешка,

д) образующийся от стебля.

1.3. Придаточными называются корни:

а) самые толстые,

б) самые длинные,

в) самые разветвлённые,

г) развивающиеся из зародышевого корешка,

д) образующиеся от стебля.

1.4. Мочковатая корневая система характеризуется:

а) нет главного корня,

б) главный корень хорошо выражен,

в) несколько главных корней,

г) хорошо развиты боковые корни,

д) есть придаточные корни.

2.1. Корень имеет зоны:

а) деления,

б) роста,

в) ветвления,

г) всасывания,

д) проведения.

2.2. Корень имеет ткани:

а) покровную,

б) фотосинтезирующую,

в) основную,

г) проводящую,

д) образовательную.

3.1. Поступление воды и минеральных солей в корневые волоски обеспечивается:

а) диффузией,

б) явлением капиллярности,

в) корневым давлением,

г) активным транспортом,

д)испарением воды листьями.

3.2. Передвижение воды и минеральных солей от корня к стеблю обеспечивается:

а) диффузией,

б) явлением капиллярности,

в) корневым давлением,

г) активным транспортом,

д) испарением воды листьями.

3.3. Минеральные удобрения:

а) селитра,

б) хлорид натрия,

в) мочевина,

г) торф,

д) суперфосфат.

3.4.Органические удобрения:

а) селитра,

б) суперфосфат,

в) торф,

г) навоз,

д) мочевина.

3. 5. Роль азотных удобрений:

а) ускоряют созревание плодов,

б) способствуют росту надземных частей растений,

в) повышают холодостойкость растений,

г) способствуют росту луковиц,

д) способствуют росту клубней.

4.1. Корнеплод – это видоизменение:

а) главного корн,

б) боковых корней,

в) придаточных корней,

г) корневища,

д) стебля.

4.2. Корневые клубни – это видоизменения:

а) главного корня,

б) придаточных корней,

в) боковых корней,

г) корневища,

д) стебля.

Примеры открытых текстов

    1. Перечислите функции корня.

      Перечислите виды корней.

      Назовите типы корневых систем.

2.1. Перечислите зоны корня.

3.1. Назовите механизмы поступления воды и минеральных

солей в корневые волоски.

3.2. Назовите механизмы передвижения воды и минеральных

солей от корня по сосудам стебля.

3.3. Когда вносят в почву калийные удобрения и с какой целью?

3.4. Когда вносят в почву фосфорные удобрения и с какой целью?

3.5. Когда вносят в почву азотные удобрения и с какой целью?

Ответы на закрытые тесты

    1. а, в, г

    1. а,г,д

2.1. а,б,г,д

2.2. а,в,г,д

3.1. а,г

З.2. б,в,д

3.3. а,в,д

3.4. в,г

3.5. б

4.1. а

4.2. б,в

Ответы на закрытые тесты

    1. 1) механическая (закрепляет растение в почве); 2) поглощает и проводит в надземную часть воду и минеральные соли; 3) синтезирует биологически активные вещества; 4) выделяет в почву различные кислоты; 5) участвует в дыхании; 6) орган вегетативного размножения; 7) депо запасных питательных веществ; 8) вступает в симбиоз с грибами и клубеньковыми бактериями.

      1) главный; 2) придаточные; 3) боковые.

      1) стержневая; 2) мочковатая.

2.1. 1) деления; 2) роста; 3) всасывания; 4) проведения.

3.1. 1) диффузия; 2) осмос; 3) активный транспорт.

3.2. 1) корневое давление; 2) испарение воды листьями; 3) явление капиллярности.

3.3. 1) в первой половине лета; 2) усиливают развитие и рост корневой системы.

3.4. 1) осенью вместе с навозом; 2) ускоряют созревание плодов и повышают холодостойкость растений.

3.5. 1) перед посевом; 2) влияют на рост надземных частей растения.

Допишите предложения:

1. Через корень растение получает из почвы воду и.

2. Все корни растения составляет его...

3. В корневой системе одуванчика хорошо выражен...

4. Корневая система одуванчика называется...

5. Корни, отрастающие от стебля, то называются...

6. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных

других корней растения, то корневая система называется...

7. На главном корне и придаточных корнях развиваются...

8. Верхний плодородный слой земли называется...

9. Темная окраска почвы зависит от наличия ней...

10. Почва отличается от горных пород наличием...

11. Почва обладает особым свойством, называемым...

12. При прорастании семени первым семенной кожуры появляется...

13. Корень растет в длину своей...

14. Отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений называется...

15. Кончик корня покрыт...

16. Под чехликом находится уча­сток (зона) ...

17. У георгина, чистяка и неко­торых других растений некоторые боковые и

придаточные корни пре­вращаются в...

18. Длинный вырост наружной клетки корня называется...

19. Выше зоны всасывания нахо­дится зона...

20. Зона деления корня образова­на тканью, которая называется...

21. В зоне проведения корня раз­вивается ткань, называемая...

22. Под слоем клеток, образую­щих корневые волоски, располага­ется...

23. Прочность и упругость корня обеспечивает ткань, называемая...

24. Поступлению воды из корня в стебель способствует...

25. Длинные мертвые полые клетки с толстыми оболочками, на­ходящиеся в зоне

проведения, на­зываются...

26. При дыхании клетки корня поглощают.... а выделяют...

27. В результате утолщения бо­ковых или придаточных корней об­разуются...

28. У плюща развиваются свое­образные корни - ...

29. У моркови, свеклы, репы главный корень и нижние участки стебля

превращаются в...

Тест. Корень. Корневые системы

Из предложенной информации по каждому вопросу выберите те буквенные

обозначения, после которых даны правильные ответы.

1. Вода и минеральные соли посту­пают в растение из почвы:

а) через корни;

б) через корни и нижнюю часть стебля;

в) через корни и другие органы рас­тения, соприкасающиеся с почвой.

2. У большинства однодольных рас­тений корневая система:

а) стержневая;

б) мочковатая;

в) смешанная.

3. У моркови, свеклы, репы разви­ваются:

а) все виды корней;

б) только главный корень;

в) главный и боковые корни.

4. Корни у пшеницы, ржи, ячменя:

а) почти все одинаковой длины и толщины;

б) разные по длине и толщине;

в) почти все одинаковой длины и толщины, за исключением трех, которые заметно

крупнее (длин­нее и толще) остальных.

5. Боковые корни развиваются:

а) только на главном корне;

б) только на придаточных кор­нях;

в) как на главном, так и на придаточных.

6. Придаточные корни образуются:

а) только на главном корне;

б) только на нижней части стебля;

в) как на стебле, так и на листь­ях.

7. На поставленных в воду черен­ках тополя, ивы или черной сморо­дины

развиваются:

а) придаточные корни;

б) боковые корни;

в) придаточные корни, а на них боковые.

8. Корень растет в длину:

а) только верхушкой;

б) верхушкой и всеми другими следующими за ней участками;

в) участком, отходящим от стебля.

9. Главный корень развивается:

а) у однолетних растений;

б) у двулетних растений и много­летних;

в) у двудольных растений, вы­росших из семян.

10. Главный корень хорошо заме­тен в корневой системе:

а) фасоли;

б) пшеницы;

в) смородины, выросшей из стеб­левого черенка.

11. Корневой чехлик можно уви­деть:

а) только с помощью микроскопа;

б) с помощью лупы;

в) невооруженным глазом.

12. Клетки корневого чехлика:

а) живые;

б) мертвые, с толстыми оболочками;

в) наряду с живыми имеются мертвые.

13. Клетки зоны деления:

а) мелкие, расположенные рыхло;

б) мелкие, плотно прилегающие друг к другу;

в) крупные, округлые.

14. Корневой волосок представляет собой:

а) клетку наружного слоя корня с длинным выростом;

б) длинный вырост наружной клетки корня;

в) нитевидный боковой корешок.

15. Корневые волоски живут:

а) около месяца;

б) несколько дней;

в) около суток.

16. Корневые волоски обычно не бывают длиннее:

а) 10 мм;

б) 20 мм;

в) 30 мм.

17. Зона всасывания, как и другие зоны корня:

а) постоянно увеличивается в длину;

б) постоянно перемещается вслед за кончиком растущего корня и не

увеличивается в длину;

в) не перемещается вслед за кончиком корня и не увеличи­вается в длину (на

одном и том же участке вместо отмерших корневых волосков образуются новые).

18. Прочность и упругость корня обеспечивает:

а) покровная ткань;

б) проводящая ткань;

в) механическая ткань.

19. Огородные растения нужно по­ливать:

а) редко и понемногу;

б) редко, но обильно;

в) часто и понемногу;

г) часто и обильно.

20. Наибольшее количество воды растениям нужно:

а) во время роста;

б) во время созревания плодов;

в) во время цветения.

21. Культурные растения садов и огородов лучше поливать:

а) утром;

б) днем;

в) вечером.

22. Рыхление почвы способствует:

а) сохранению влаги и поступле­нию воздуха в почву;

б) сохранению влаги;

в) поступлению воздуха в почву.

23. Корнеплод моркови или свеклы образуется:

а) при разрастании главного кор­ня:

б) при разрастании главного кор­ня и нижних участков стебля;

в) при разрастании нижних уча­стков стебля.

24. В результате утолщения боко­вых или придаточных корней раз­виваются:

а) клубни;

б) корневые шишки, или корне­вые «клубни»;

в) корнеплоды

Тест 9. Корневые системы

Распределите названные ниже растения по типам корневых

систем, используя цифровые обозначения.

Корневые системы:

А. Стержневая -

Б. Мочковатая -

В. Стержневая с большим количеством придаточных корней -

Названия растений:

1. Мятлик

2. Пшеница

3. Кукуруза

4. Одуванчик

5. Рожь

6. Морковь

7. Свекла

8. Томат

9. Клевер

10. Подсолнечник

11. Подорожник

12. Лук

13. Картофель

14. Чеснок

15. Капуста

Тема: Корень. Строение и функции корня Задание 1. «Внешнее строение корня»

    Какие корни обозначены на рисунке цифрами 1 – 3?

    Что такое корневая система?

    Какие корневые системы обозначены на рисунке буквами А и Б?

    Какое из данных растений относится к двудольным, а какое к однодольным?

Задание 2. «Внешнее и внутреннее строение корня»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Сделайте подписи к рисунку.

    Какой из данных корней (А или Б) – корень двудольного растения? Ответ поясните.

    Какой из данных корней (А или Б) – корень однодольного растения? Ответ поясните.

    Перечислите клетки, по которым осуществляется горизонтальное движение воды и солей.

Задание 3. «Горизонтальный транспорт»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Сделайте подписи к рисунку.

    Какой путь горизонтального транспорта воды является основным?

Задание 4. «Внутреннее строение корня»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:


1. Что обозначено на рисунке?

Задание 5. «Горизонтальный транспорт»

Рассмотрите рисунки и ответьте на вопросы:

Рис. 2. Горизонтальный
транспорт

Что обозначено на рисунках?

Рис. 1 поступление воды в стелу


Задание 6. «Видоизменения корней»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Какие видоизменения корней изображены на рисунке?

    Какие дополнительные функции выполняют эти видоизменения корней?

Задание 7. «Корни»

Дайте ответ одним предложением:

    Что такое корень?

    Какой корень называется главным?

    Какие корни называются придаточными?

    Какие корни называются боковыми?

    Что такое корневая система?

    Перечислите функции, которые выполняет корень.

    Какие зоны различают во внешнем строении корня?

    Какие три слоя различают в первичной коре корня?

    Что такое перицикл, где он находится?

    Сколько лучей ксилемы у однодольных и двудольных растений?

    Чем отличается эндодерма однодольных и двудольных растений?

    Что является нижним концевым двигателем, поднимающим воду вверх по стеблю?

    Что является верхним концевым двигателем, поднимающим воду вверх по стеблю?

    Что такое пикировка?

    Приведите примеры органических и неорганических удобрений.

    Какие удобрения усиливают рост листьев и стеблей?

    Какие удобрения усиливают рост корней, клубней, луковиц?

    Какие удобрения продлевают цветение, ускоряют созревание плодов?

Задание 8. «Важнейшие термины и понятия темы»

Дайте определение терминам или раскройте понятия (одним предложением, подчеркнув важнейшие особенности):

1. Эпиблема. 2. Эндодерма. 3. Пропускные клетки эндодермы. 4. Перицикл. 5. Осевой цилиндр (стела). 6. Пикировка. 7. Осмотическое давление корневых волосков. 8. Апопластный и симпластный пути горизонтального транспорта. 9. Корневое давление. 10. Когезия. 11. Адгезия. 12. Корнеплоды. 13. Корнеклубни. 14. Воздушные корни. 15. Дыхательные корни.

Задание 1. «Внешнее строение корня»

1. 1 – главный корень; 2 – придаточные корни; 3 – боковые корни. 2. Корень, развивающийся из зародышевого корешка. 3. Корни, развивающиеся на стебле и листьях. 4. Корни, образующиеся на другом корне любого происхождения. 5. Совокупность всех корней растения. 6. А – стержневая, Б – мочковатая корневая система. 7. А – двудольное растение, Б – однодольное.

Задание 2. «Внешнее и внутреннее строение корня»

1. 1 – корневые волоски ризодермы; 2 – первичная кора корня; 3 – осевой цилиндр (стела); 4 – пропускные клетки; 5 – клетки эндодермы; 6 – перицикл; 7 – сосуды ксилемы; 8 – флоэма; 9 – корневой чехлик; 10 – зона деления; 11 – зона роста; 12 – зона корневых волосков; 13 – зона проведения. 2. А – корень однодольного растения (лучей ксилемы больше пяти, клетки эндодермы имеют подковообразные утолщения из суберина). 3. Б – корень двудольного растения (лучей ксилемы меньше пяти, эндодерма без подковообразных утолщений). 4. Корневые волоски, клетки первичной коры (экзодерма, мезодерма, эндодерма), сосуды ксилемы.

Задание 3 . «Горизонтальный транспорт»

1. 1 – симпластный транспорт; 2 – вакуолярный транспорт; 3 – апопластный транспорт воды; 4 – клетки эндодермы; 5 – пояски Каспари; 6 – сосуды ксилемы; 7 – перицикл; 8 – пропускные клетки; 9 – подковообразные утолщения из суберина. 2 – апопластный.

Задание 4 . «Внутреннее строение корня»

1 – эпиблема; 2 – первичная кора; 3 – эндодерма; 4 – флоэма; 5 – ксилема; 6 – камбий.

Задание 5. «Горизонтальный транспорт»

Рис. 1. 1 – апопластный путь; 2 – симпластный путь; 3 – часть мезодермы и эндодерма; 4 – эндодерма; 5 - перицикл; 6 – пояски Каспари. Рис. 2. 1 – корневой волосок; 2 – апопластный путь; 3 – симпластный путь; 4 - эпиблема; 5 – эндодерма; 6 – перицикл; 7 – клетки стелы.

Задание 6. «Видоизменения корней»

1. 1 – ходульные корни; 2 – корни-зацепки; 3 – корневая часть корнеплодов; 4 – стеблевая часть корнеплода; 5 – воздушные корни; 6 – корнеклубни; 7 – клубеньки на корнях; 8 – досковидные корни; 9 – корни-подпорки; 2.

Задание 7. «Корни»

1. Осевой орган, обладающий способностью к неограниченному росту и свойством положительного геотропизма. 2. Корень, развивающийся из зародышевого корешка. 3 Корни, развивающиеся на стебле и листьях. 4. Корни, образующиеся на другом корне любого происхождения. 5. Совокупность всех корней растения. 6. Укрепления растения, поглощение воды и минеральных веществ, проведение веществ, накопление веществ, орган вегетативного размножения. 7. Корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона всасывания, зона проведения. 8. Экзодема, мезодерма, эндодерма. 9. Находится под эндодермой, здесь закладываются боковые корни. 10. У двудольных – до пяти, у однодольных – от пяти и более. 11. У однодольных растений в клетках эндодермы развиваются подковообразные утолщения из суберина (кроме пропускных). У двудольных все клетки эндодермы имеют пояски Каспари. 12. Корневое давление. 13. Транспирация. 14. Удаление кончика корня. 15. Органические – торф, перегной, навоз, птичий помет. неорганические – азотные (аммиачная селитра), фосфорные (суперфосфат), калийные (хлористый калий). 16. Азотные. 17. Калийные. 18. Фосфорные.

Задание 8. «Важнейшие термины и понятия темы»

1. Первичная покровная ткань корня. 2. Внутренний слой клеток первичной коры. 3. Клетки, пропускающие воду в осевой цилиндр корня. 4. Корнеродный слой клеток, находится под эндодермой. 5. Центральная часть корня, находящаяся под первичной корой. 6. Удаление верхушки корня. 7. Давление, которое создается цитоплазмой и вакуолью корневого волоска, обеспечивает поступление воды в корневые волоски. 8. Апопластный – движение воды через клеточные стенки и межклеточные пространства. Симпластный – движение воды через протопласты клеток, соединенные плазмодесмами. 9. Сила, с которой корень нагнетает воду в стебель. 10. Сцепление молекул воды друг с другом водородными связями под действием сил притяжения. 11. Сцепление молекул воды со стенками проводящих тканей. 12. Образуется в результате утолщения главного корня, но в его образовании участвует и стебель. 13. Утолщенные придаточные или боковые корни. 14. Корни, располагающиеся только в воздушной среде и не связанные с почвой. 15. Отдельные корни болотных растений, поднимающиеся над водой или почвой и способные поглощать воздух.

Вариант 1.

    Какую из перечисленных функций корни не выполняют:

1) закрепление растения в почве; 2) всасывание растворов минеральных веществ из почвы; 3) запасание питательных веществ; 4) образование питательных веществ.

    Корни одного растения называют корневой системой, потому что:

1) у растения много корней; 2) все корни растения выполняют одинаковые функции; 3) у корней разные названия; 4) корни имеют разные размеры.

    Главным корнем называется корень:

1) развивающийся из зародышевого корешка; 2) самый прочный; 3) самый разветвлённый; 4) самый толстый.

    Корневой чехлик:

1) защищает верхушку корня от повреждений; 2) участвует в всасывании растворов минеральных веществ; 3) участвует в проведении растворов минеральных веществ к стеблю; 4) совершенно не нужен корню.

    Зоны деления и растяжения образованы:

1) основной тканью; 2) проводящей тканью; 3) покровной тканью; 4) образовательной тканью.

    Корневые волоски – это:

1) одна вытянутая живая клетка; 2) одна вытянутая мёртвая клетка; 3) группа мёртвых клеток; 4) группа живых клеток.

    По сосудам проводящей ткани передвигаются:

1) вода с минеральными веществами от корня к стеблю и листьям; 2) вода с минеральными веществами от листьев к корню; 3) растворы органических веществ от листьев к корню; 4) растворы органических веществ от корня к листьям.

    Прочность и упругость корня обеспечивает:

1) образовательная ткань; 2) проводящая ткань; 3) основная ткань; 4) механическая ткань.

    Корневые клубни – это утолщение:

1) главного корня; 2) боковых корней; 3) придаточных и боковых корней; 4) любых корней.

    Воздушные корни – это:

1) придаточные корни; 2) боковые корни; 3) придаточные и боковые корни; 4) любые корни.

    Что обозначено цифрами в корневой системе:

Корневые системы, видоизменение корней.

Вариант 2.

    Корни не выполняют функции:

1) закрепления растения в почве; 2) всасывание растворов минеральных веществ из почвы; 3) фотосинтеза; 4) запасания питательных веществ.

    Корневая система у пшеницы мочковатая потому, что:

1) у растения много корней; 2) у пшеницы нет выраженного главного корня; 3) у корней разные названия; 4) есть выраженный главный корень.

    Придаточным называется корень:

    развивающийся из зародышевого корешка; 2) отходящий от стебля; 3) отходящий от главного корня; 4) самый тонкий.

    Сколько участков (зон) можно выделить в строении корня:

1) 2; 2) 4; 3) 5; 4) 6.

    Корневой чехлик образован клетками:

1) проводящей ткани; 2) покровной ткани; 3) образовательной ткани; 4) основной ткани.

    Под корневым чехликом располагается зона:

1) всасывания; 2) проведения; 3) деления; 4) растяжения.

    Зона всасывания находится:

1) далеко от кончика корня; 2) вблизи кончика корня только у крупных корней; 3) вблизи кончика корня в каждом корне; 4) по всей длине корня.

    Зона проведения образована:

1) сосудами и ситовидными трубками; 2) только сосудами; 3) только ситовидными трубками; 4) в этой зоне клеток нет.

    Корнеплод – это утолщение:

1) главного корня; 2) бокового корня; 3) придаточного корня; 4) любого корня.

    Корни – прицепки это:

1) главные корни; 2) боковые корни; 3) придаточные корни; 4) может быть любой корень.

    Что обозначено цифрами на рисунке:

1)_________; 2)____________; 3)___________; 4)____________.


Ответы. Тема «Корневые системы»

1 вариант.

придаточный корень

главный корень

боковой корень

2 вариант.

главный корень

боковой корень

придаточный корень