Танки британии второй мировой войны. Танки Великобритании

В 1940 году во Франции и Северной Африке действия английских танковых войск показали, что стоящие на вооружении армии крейсерские танки Covenanter и Crusader постепенно устаревают. Их отрицательными сторонами стали слабая броня, ненадежный двигатель и недостаточное вооружение. Стандартное оружие в 40 мм уступало немецким пушкам в 50 и 75 мм на средних танках Германии.

К концу 1942 года британские конструкторы разработали новую крейсерскую машину «Кромвель» — танк с высокой скоростью и маневренностью.

Новый двигатель

«Кромвель» разрабатывался по классической британской схеме танкостроения: двигатель, баки с топливом, охлаждающие системы устанавливались в моторном отделении, распространявшееся на корму корпуса. Броня и боевое отделение — средняя часть корпуса и башни. Трансмиссия и отделение управления — передняя часть танка.

V-образный двигатель «Роллс-Ройс Метеор» с 12 цилиндрами и максимальной мощностью в 600 лошадиных сил — это «Кромвель». Танк легко развивал скорость по шоссе до 64 км/ч. Трансмиссия нового среднего танка включала в себя:

  • коробку передач с синхронизаторами;
  • фрикцион — часть маховика двигателя, работавшего по принципу сухого трения;
  • удлиненный карданный вал с многоступенчатой системой;
  • поворотный механизм с двойными дифференциалами.

Броня корпуса и башни

Корпус изготавливался из пластин катаной брони. Заклепками листы закреплялись между собой и на каркас. Толщина пластин корпуса достигала 64 мм, корма и борта — 32 мм. Днище и крыша танка производились без постоянной толщины брони, значение колебалось от 6 до 14 мм.

Листы брони, формировавшие башню почти квадратной формы, закреплялись без наклонных углов заклепочными и болтовыми соединениями. Толщина пластин лобовой части башни — 76 мм, борта и корма — 51 мм. Новый «Кромвель» (танк) был более бронированным, чем предыдущие модели средних боемашин Британии.

Модернизация

С конца 1943 года происходила модернизация крейсерского танка. В оригинальном варианте остались единичные модели к концу войны. Модернизировались машины как капитального ремонта, так и новые боевые конструкции с небольшим пробегом. В процессе улучшения танка с 1943 по 1945 год появились варианты «Кромвеля»:

  • Cromwell I.
  • Cromwell II — пробная машина с гусеницей в 15,5 дюйма ширины против 14.
  • Cromwell III — боевое орудие в 75 мм.
  • Cromwell IV и IVw.
  • Cromwell VIII — поздняя модель с 95 мм гаубицей.

Крейсерский «Кромвель» (танк) в процессе видоизменений получил усиленную броню и улучшенное орудие.

Усиленная броня и улучшенное орудие появились в процессе видоизменений, но с меньшей скоростью. Также были сконструированы и другие версии машин.

Вооружение

Основное вооружение крейсерского танка - пушка в 57 мм, длина ствола — 50 калибров. Различные модификации «Кромвеля» оснащались гаубицей в 95 мм.

Орудие устанавливалось на переднюю часть башни в квадратную маску с дополнительной бронированной пластиной. Танк оснащался и вспомогательным вооружением: пулеметы в 27,7 мм — британские модификации чехословацких орудий. Один пулемет закреплялся как спаренный к основной пушке, второй — в левую часть корпуса спереди. Комплект зарядов включал в себя 3000 патронов.

Эксплуатация

Крейсерский танк «Кромвель», фото которого представлено выше, участвовал в боях во время Второй мировой войны в Западной Европе и Северной Африке. На практике у машины выявились недостатки: слабая огневая мощь и броня.

Танк мог противостоять немецкой «Пантере», но был бессилен против тяжелого «Тигра». Во время боя близ французского города Виллер-Бокаж в 1944 году британская колонна из средних танков «Кромвель» потерпела разгромное поражение от немцев, вооруженных танками «Тигр». При этом количество германских боевых машин было в три раза меньше.

World of Tanks

Игра популярна у многих людей в мире. Пользовательская онлайн-аркада позволяет окунуться во времена Второй мировой войны, узнать о боевых машинах, стоящих на вооружении у нескольких наций.

Танк «Кромвель» в World of Tanks — средняя боевая машина шестого уровня. В игре для достижения лучших результатов используется мобильность и юркость крейсерского танка. Выгоднее подходить к противнику с фланга или тыла. Скорострельность машины позволит быстрее вывести оппонента из строя.

Танк отличается хорошей скоростью: за счет этого можно засвечивать противотанковую технику и тяжелые машины.

Основные враги «Кромвеля» в игре:

  • ПТ (противотанковая техника) 5—6 уровни.
  • СТ (средние машины) 6—7 уровня с топовой пушкой.
  • ТТ (тяжелые танки) на дальних расстояниях, в ближнем бою остаются шансы на выживание.

Крейсерский британский танк «Кромвель» (отзывы пользователей онлайн-игры подтверждают это) хорошо пробивает корму и борта. Игроками отмечаются достоинства машины: высокая скорость, подвижность башни на хорошем уровне, доходность.

Из минусов:

  • практически полное отсутствие брони;
  • у пушки невысокая точность;
  • долгое сведение орудия.

Также в игре «Кромвель» часто оказывается на поле боя с танками восьмого уровня, где большинство из машин — тяжелая техника.

Желательно в игре машине не стоять на месте, а постоянно двигаться, чтобы усложнить задачу противнику. Установленный на технике авиационный двигатель позволяет среднему танку успешно миновать скопления вражеских боевых машин и наносить удары там, где этого не ожидают противники.

Термин «танк», синоним боевого транспортного средства, строго говоря, нельзя применить к британской машине Mark IX, которая на самом деле представляла собой бронетранспортер. Из-за высокой грузоподъемности Mark IX стал прототипом современных машин доя перевозки военных. При первом применении танков во время Первой мировой войны обнаружились недостатки других видов вооруженных сил, особенно пехоты, которая едва поспевала за танками. Это не было следствием высокой скорости машин, которые продвигались не быстрее пешехода. Пешие воины не могли продолжать движение, поскольку попадали под сосредоточенный огонь противника. Вследствие этого танки редко способствовали реальному продвижению войск и часто оказывались изолированными. Таким образом, появилась насущная необходимость сделать пехоту более подвижной и защищенной. Пехоте требовалось как можно ближе подойти к противнику, избегая при этом большого количества жертв от снарядов его артиллерии. Кроме того солдаты, которым не требовалось тратить силы на перемещение по пересеченной местности, должны быть более боеспособны, чтобыбить врага уже собственным оружием. Именно из этих предпосылок родилась идея бронетранспортера. Во время Второй мировой войны немцы разработали большое количество вариантов бронетранспортеров, которые превосходно выполняли свою задачу. Однако за два десятилетия до этого англичане разработали Mark IX, став отцами идеи бронетранспортера.

Изначально британские военные хотели получить в свое распоряжение бронетехнику для перевозки солдат. Но очень быстро реализация этой идеи оказалась невозможной. Теснота танка Mark I и особенно выделение углекислого газа и паров кордита угрожали жизни солдат на его борту. Часто члены экипажа становились жертвами интоксикации и их выносили из машин в бессознательном состоянии. Каждый новый солдат, который садился в танк, только ухудшал положение. Хотя пехотинцы и могли приблизиться к врагу целыми и невредимыми, но при выходе из танка они несколько минут пребывали совершенно не в боеспособном состоянии. Танк Mark V Star, который вошел в эксплуатацию в 1918 году, это танк Mark V, удлиненный для перевозки личного состава. В 1917 году разработчиком бронированного транспортного средства для перевозки пехотинцев был назначен лейтенант Г. Р. Ракхэм. Но британские военные не имели достаточного опыта, что бы определить технические требования к подобной машине и, в результате, было решено разрабатывать машину, оснащенную орудием.

Таким образом, в случае если танк Mark VIII, который еще был в процессе разработки, не выполнил бы свою задачу, Mark IX можно было превратить в бронетранспортер, который стал первым «танком» (от английског «tank»-«резервуар»). Военные, в конечном счете, решили отказаться от танка «дублера», который одновременно был и танком, и транспортером, и началась разработка танка

Mark IX. Гусеницы держались на удлиненном, укрепленном шасси и удлиненном кузове танка Mark V, благодаря использованию вентиляторов была улучшена система вентиляции... Внутри было убрано все лишнее, что позволило освободить место для максимум 30 человек. Mark IX был оснащен двумя пулеметами и восемью обзорными щелями, которые давали людям возможность стрелять. Двигатель перенесли вперед, коробку передач оставили сзади, пространство, отведенное для солдат, пересекал длинный передаточный вал со шкалой. Толщина брони не превышала 10 мм, в походном положении вес достигал 27 тонн. Экипаж состоял из четырех человек: командира, водителя и двух пулеметчиков. Из-за формы гусениц и внешнего сходства машина получила прозвище «свинья» (The Pig).

Опытная модель была одобрена генеральным штабом, который передал заказ представителям военной промышленности на изготовление 200 экземпляров бронетранспортера. Ко времени подписания мира 11 ноября 1918 года было собрано только 35 машин. После войны одна из них стала использоваться медицинской службой, а вторая превратилась в танк-амфибию.


ТАНК ВИККЕРС МАРК Е



Этот легкий танк, также известный под названием «Виккерс-шеститонный», - исключительный случай в истории танков, поскольку он являлся разработкой частной компании. В период между 1920 и 1933 годами лучшие стратеги самых могущественных держав тщательно обдумывали уроки Первой мировой войны. Появление на поле боя бронированных танков полностью перевернуло представление об обычной тактике боя, применявшейся прежде. Кроме того, страны, которые в период между войнами не вели разработок этого вида оружия, рисковали очень скоро оказаться в проигрыше.

Выводы из полученных уроков Первой мировой были очевидны: страны, способные создать достойные бронетанковые войска, должны были инвестировать средства в исследования и разработку, а также в создание системы производства бронетехники. Но 1920 году производство танков обходилось очень дорого. Люди пережили четырехлетнюю кровавую войну, наступил период разоружения, состояние государственных финансов в разных странах было удручающим.Военные бюджеты были незначительными, а потребность в вооружении сразу попадала в зону особого внимания в случае распоряжения о массовом производстве. Оборонная промышленность изыскивала способы разработать недорогостоящее, но надежное оружие и технику, ни привлекая внимания.


Британская компания «Виккерс-Армстронг» сильно рисковала, когда по собственной инициативе приняла решение спроектировать новый танк безо всякой министерской поддержки и без авансового платежа на затраты по разработке. Разработкой «шеститонного танка» занялись знаменитые инженеры и конструкторы танков Джон Валентайн Карден и Вивиан Ллойд.Опытная модель появилась в 1928 году и получила наименование «Марк Е». Машина казалась внушительной: толщина лобовой брони составляла 25 мм, а на башне, в задней части и по бокам - 19 мм; мощность бензинового двигателя 98 л. с.; прекрасные гусеницы, на которых танк мог пройти до 5000 км. Было выпущено две версии танков «Виккерс Марк Е»: модель «А» с двумя башнями, каждая из которых была оснащена пулеметом «виккерс», и модель «Б» с одной двухместной башней, снабженной 47-миллиметровой пушкой и одним пулеметом.Но после различных этапов испытаний, в конечном итоге, британская армия отказалась от танка в связи с недостаточной надежностью подвески.

Хотя надежды фирмы «Виккерс» не оправдались, она не оставила свой проект и попытала счастья на международном рынке. Это решение оправдало себя. В конце 1920-х годов танк «Виккерс» стал основным оружием многих танковых армий в Европе и во всем мире. Эти танки стояли на вооружении в армиях Боливии, Болгарии, Китая, Греции, Финляндии, Португалии и Таиланда. Кроме того, легкий танк быстро скопировали иностранные инженеры. Характеристики танка произвели столь глубокое впечатление на советских военных, что они купили лицензию у фирмы «Виккерс» на производство собственной версии - танк «Т-26», который слегка отличался вооружением и формой брони.В период с 1931 по 1941 год с конвейеров советских заводов сошло не менее 12 ООО «Т-26» всех модификаций.

В начале 1941 года в связи с поражениями британских войск в битвах с Германией был реорганизован Танковый комитет Великобритании. Его уравняли с Военным министерством и наделили полномочиями контроля над всеми мероприятиями, касающимися разработки танков и их применения в бою. Это было жизненно необходимо, потому что в своём существующем виде британские танковые войска не могли обеспечить надлежащего выполнения боевых задач, которые ставила перед ними современная война.

На основании опыта боевых действий 1941-1942 годов британцы окончательно убедились в том, что лёгкие танки, состоявшие на вооружении армии Соединённого Королевства, бессильны почти против всех машин противника, за исключением совсем уж маломощных вроде Pz I. Поэтому на них были возложены исключительно разведывательные функции, да и то понемногу лёгкие танки в разведчастях заменялись более подходящими для этих целей бронеавтомобилями.

Пехотные танки зарекомендовали себя в Европе более или менее неплохо. В качестве примера можно привести бой у Арраса 21 мая 1940 года. Танки Matilda I и Matilda II 4-го Королевского танкового полка произвели атаку на два пехотных полка 7-й танковой дивизии вермахта и полк СС «Мёртвая голова». Пехоту и противотанковые орудия англичане буквально разнесли вдребезги, что и неудивительно. Толщина брони «Матильд» варьировалась, в зависимости от модификации, от 60 до 78 мм, и немецкие противотанковые снаряды калибра 37 мм могли разве что оставить на них вмятины. Эсэсовцы вообще «отступили с признаками паники», то есть, попросту говоря, разбежались. Только когда немцы немного оправились от шока, к месту боя были подтянуты 88-мм зенитные орудия, и британцев удалось остановить. Так что в отношении пехотных танков работы должны были вестись только в направлении улучшения бронезащиты и увеличения мощи вооружения.

В отношении крейсерских танков работы предстояло больше всего. С одной стороны, те машины, которые уже стояли на вооружении британской армии, имели огромное количество конструктивных недостатков и потому не отличались ни хорошими боевыми качествами, ни приемлемым уровнем надёжности. С другой стороны, войскам нужен был полноценный универсальный танк, способный не только сопровождать пехоту, но и решать самостоятельные боевые задачи. И здесь перспективность крейсерских танков была достаточно очевидной. Нужно было только придумать, как сделать так, чтобы двигатели не ломались после нескольких часов работы, не выходили из строя элементы вентиляционной системы и ходовой части. Несколько забегая вперед, сообщим, что более-менее справиться с вышеперечисленными недостатками британцам удалось только к 1944 году.

И точно так же, как и для пехотных, для крейсерских танков остро стоял вопрос увеличения мощи вооружения. Основной пушкой для британских танков того времени было 2-фунтовое орудие (40 мм). Оно было недостаточно эффективным для борьбы против танков. А против пехоты — и вовсе почти бесполезным, так как боекомплект этой пушки либо совсем не предусматривал наличия осколочно-фугасных снарядов, либо они были настолько плохого качества, что танкисты сами заменяли их на бронебойные.

Необходимость установки на танки орудия калибром 57 мм (6 фунтов) была очевидной. И такие пушки у англичан, в принципе, были. Во всяком случае, на танк Valentine VIII (1943 год) 6-фунтовка устанавливалась. Но всё равно продолжительное время большая часть британских танков вооружалась 57-мм орудием, которое было уже лучше, чем 2-фунтовое, но всё ещё обладало недостаточной мощностью. 75-мм орудие стало стандартным вооружением английских танков только начиная с 1944 года.

Надо сказать, что британцы, несмотря на своё активное участие в войне и понимание важности бронетехники, умудрялись раз за разом выпускать не самые удачные машины. Например, Covenanter. Этот крейсерский танк с ходовой частью типа Кристи был ненадёжным, вооружался 2-фунтовой пушкой и к моменту, когда его недостатки были устранены, уже устарел. Его «наследник» Crusader также, хоть и считался поначалу весьма удобным в управлении и комфортабельным, не заслужил большой любви танкистов. Причины были всё те же: низкая надёжность механизмов, слабая пушка и тонкая броня.

Пехотный танк Churchill, которому будет посвящена отдельная статья, пришёл на смену «Матильде». Для своего времени это была достаточно странная машина. Фактически танк скорее соответствовал запросам Первой мировой войны. Он был медленным, как и все пехотные танки, а также имел поначалу весьма сомнительную схему размещения вооружения. В башне первой модификации ставилась 2-фунтовая пушка, а в лобовом листе корпуса — 76-мм гаубица. Быстро придя к выводу, что это не лучший вариант, англичане впоследствии провели целый ряд модернизаций «Черчилля». Гаубицу убрали, башенное орудие вначале заменили на 57-мм, а затем на 75-мм. Существовали и так называемые танки огневой поддержки, вооружённые 95-мм гаубицей. Одной из главных проблем «Черчилля», которая мешала его нормальному перевооружению, был достаточно узкий корпус, не позволявший расширить погон башни. То есть, как ни крути, объёма башни не хватало для установки более крупнокалиберных пушек.

Попытка решить эту проблему была сделана за счёт разработки пехотного танка «Супер Черчилль», он же Black Prince. В конструкции этого танка применялось много узлов и агрегатов от «Черчилля», да и сам танк получился очень похожим на своего предшественника. Но у него был более широкий корпус. Это позволило оснастить танк более просторной башней и 17-фунтовой пушкой. Но для мая 1945 года, когда шесть опытных танков Black Prince поступили в войска для боевых испытаний, конструкция и технические характеристики машины уже были устаревшими. Танк не успел принять участия в бою, и вскоре работы над ним были прекращены.

В некотором смысле можно считать прорывом танк Cromwell, разработанный англичанами в 1941-1943 годах. Он был вооружён орудием калибра 57 или 75 мм и благодаря установке авиационного двигателя «Метеор» стал самым быстроходным британским танком того времени. «Кромвель» был неплохим танком, однако в 1943 году у немцев уже имелись «Тигры» и «Пантеры». Против них 75-мм орудия было недостаточно, а более мощное на «Кромвель» установить было затруднительно из-за малых размеров башенного погона и башни.

Более мощную пушку удалось установить на преемнике «Кромвеля» — крейсерском танке Comet. Благодаря более широкой башне с развитой кормовой нишей на «Комет» удалось поставить 77-мм пушку с начальной скоростью снаряда 787 м/с. Считается, что это самый мощный крейсерский танк Великобритании во Второй мировой войне. Фактически он всё-таки уступал «Пантере», но однозначно превосходил самый массовый немецкий танк Pz IV.


Крейсерский танк, который называли «английской Пантерой», поступил на вооружение уже после окончания Второй мировой войны. Это был Centurion. Он имел сварной корпус с рациональными углами наклона брони, вооружался 17- или 20-фунтовым орудием и состоял на вооружении британской армии вплоть до 70-х годов. Поздние версии машины (приблизительно с середины 50-х годов) вооружались 105-мм нарезной пушкой L7. На базе «Центуриона» был разработан опытный танк FV4202, который за счёт уменьшения линейных размеров корпуса выигрывал в массе и, как следствие, в динамике, а также вооружался 105-мм орудием. Интересной особенностью этого танка было «лежачее» расположение механика-водителя. В серию FV4202 не пошёл, так как к этому времени уже полным ходом развивалась концепция единых боевых танков. Да и сами англичане с 1945 года отказались от деления танков на крейсерские и пехотные.

Последними тяжёлыми танками Великобритании были Caernarvon и Conqueror. Они разрабатывались как тяжеловооружённые машины и должны были специализироваться на борьбе с танками противника. Но именно узость их специализации и большое количество недостатков привели к тому, что всего было выпущено лишь около 180 танков обеих модификаций.

Caernarvon и Conqueror предназначались для борьбы с танками противника на больших дистанциях. Помимо них, на базе Conqueror разрабатывалась ещё одна довольно любопытная тяжелопушечная машина — FV215b. На шасси танка Conqueror изначально собирались поставить 183-мм орудие с автоматом заряжания барабанного типа. Орудие было установлено без возможности вращения и не имело никакой защиты — ни башни, ни боевой рубки. Разумеется, это делало танк слишком уязвимым на поле боя. Достаточно было близкого разрыва осколочно-фугасного снаряда, чтобы вывести из строя орудие и убить экипаж. Поначалу данную проблему решили, соорудив вокруг орудия прямоугольную рубку. А впоследствии придумали и башню, которую пришлось установить в задней части корпуса. Проводились также работы по установке орудия других калибров —120 и 130 мм. В серию танк не пошёл.

Подводя итоги, скажем, что британцы, хоть и были первыми, кто вывел танки на поле боя, впоследствии не смогли удержаться на лидирующих позициях. Возможно, свою роль в этом сыграло то, что Соединённое Королевство было островным государством, для которого сухопутные войска были не столь важны, как мощный флот и авиация. А когда дело дошло до необходимости вести масштабные боевые действия на суше, британцы так и не смогли «догнать» Германию и СССР, в армиях которых танки служили главной ударной силой.

Тем не менее английские танки были довольно интересными машинами, они принимали активное участие во Второй мировой войне, и появление их в игре World of Tanks закономерно.

Также в разделе «Медиа» нашего портала вы можете посмотреть ролик , посвящённый британским танкам.

Символом британского танкостроения в годы между двумя мировыми войнами был тяжелый пятибашенный танк А Т Independent. Эта машина стала объектом пристального внимания специалистов многих стран и, без сомнения, послужила прототипом при создании советского тяжелого танка Т-35 и германского Nb.Fz

Как известно, к строительству танков англичане приступили еще в годы Первой мировой войны, К ее окончанию они имели многочисленные и организационно оформленные танковые войска - Royal Armoured Corps (RAC) - Королевский танковый корпус.

В последующие же 20 лет английское танкостроение находилось почти на "точке замерзания". Причин тому было несколько. Прежде всего, в Великобритании затянулась дискуссия о роли и месте танков в современной войне. Неопределенность по этому вопросу у военных тормозила разработку соответствующих тактико-технических требований и выдачу заказов промышленности. Сыграла свою роль и географическая особенность государства - нападать англичане ни на кого не собирались, а реального противника в Европе у них долгое время не было.
Такое положение привело к тому, что за этот период времени британская промышленность изготовила всего несколько сот танков, конструкцию которых трудно назвать новаторской. Наиболее же интересные идеи их создателей либо воплотились в опытные и экспериментальные образцы, оставшиеся невостребованными, либо просто не нашли применения у себя на родине.

Окончание споров в СССР и Германии о роли танков и последовавшее вслед за этим массовое развертывание танковых войск в этих странах заставило британских военных выйти из состояния спячки. Начиная примерно с 1934 года разработка бронетанковой техники в Великобритании резко активизировалась.

К этому времени в основном определились и взгляды военного руководства на тактическое применение танков. В соответствии с ними в Англии танки разделили на три класса: легкие, пехотные и крейсерские. Причем позже других сформировалась концепция именно крейсерских танков. На первых порах их функции должны были выполнять легкие боевые машины - скоростные и маневренные. Главной же задачей пехотных танков стала непосредственная поддержка пехоты на поле боя. Эти машины имели ограниченную скорость и мощное бронирование. Порой доходило до абсурда: коробка передач пехотного танка "Матильда I", например, имела всего одну скорость - считалось, что этого вполне хватает.

В 1936 году англичане считали достаточным вооружать танки только пулеметами. Здравый смысл, правда, вскоре восторжествовал, и сначала на крейсерских, а затем и на пехотных машинах появилась 2-фунтовая пушка. Ее возможности, впрочем, были весьма ограничены - в боекомплекте отсутствовали осколочно-фугасные снаряды.

Катастрофа в Дюнкерке заставила англичан несколько пересмотреть свои взгляды. На легкие танки теперь возлагались только разведывательные функции, да и то их в ходе войны постепенно передавали бронеавтомобилям. Роль пехотных танков, единственно неплохо зарекомендовавших себя в боях на континенте, практически не изменилась, а усилия по их совершенствованию сводились к увеличению мощи вооружения и броневой защиты.

В то же время, разворачивавшиеся боевые действия в Северной Африке выявили огромную потребность армии в надежном и полноценном танке для самостоятельных бронетанковых соединений. HVi один из состоявших тогда на вооружении британской армии крейсерских танков в полной мере этим требованиям не отвечал. Остается лишь удивляться, что страна, строившая прекрасные корабли, самолеты и автомобили, в течение нескольких лет не могла достичь необходимой эксплуатационной надежности танковых двигателей и элементов ходовой части. Решить эти вопросы англичане смогли только к 1944 году. К этому времени существенно снизились значение пехотных танков и их удельный вес в танковых частях. Крейсерский же танк все больше приобретал черты универсального. Вскоре после завершения Второй мировой войны англичане отказались от деления танков на классы по назначению.


Ведущим разработчиком и производителем бронетанковой техники в Великобритании в 1930 - 1940 тт. была фирма Vickers-Armstrong Ltd. При ее участии была создана едва ли не половина всех британских танков, участвовавших во Второй мировой войне. На фото - Польские танки Викерс в цеху


Сборка крейсерских танков Мк II в цехе завода фирмы BRCW, 1940 г. На переднем плане - стенды для сборки башен

Изготовление корпуса танка Мк V «Ковенантер» в цехе завода фирмы LMS


Крейсерский танк Мк V "Ковенантер" в


Опытный образец танка А43 Black Prince ("Черный принц"), 1945 г. Эта машина, разработанная на базе пехотного танка "Черчилль" и вооруженная 17-фунтовой пушкой, представляет собой попытку создания полноценного английского тяжелого танка

Для 1940-х годов конструкцию и технологию сборки английских танков нельзя признать прогрессивными. Корпуса и башни (если последние не выполнялись цельнолитыми) собирались при помощи болтов на каркасах или бескаркасным методом ("Валентайн"). Сварка применялась крайне ограниченно. Броневые листы, как правило, располагались вертикально, без каких-либо углов наклона. Ни по броневой защите, ни по огневой мощи танки Великобритании, особенно во второй половине войны, не могли конкурировать с немецкими.

Отставали от реальных потребностей и темпы танкового производства накануне и во время Второй мировой войны. Например, к декабрю 1938 года промышленность должна была поставить армии более 600 крейсерских и около 370 пехотных танков. Однако первых выпустили всего 30, а вторых - 60. Год спустя в армию поступило только 314 танков всех типов. В результате Британия вступила в войну, имея немногим более 600 танков, из которых более половины - легкие. Всего же за годы войны англичане произвели 25 116 танков, около 4000 САУ и ЗСУ. Причем значительная часть последних была изготовлена с использованием шасси устаревших и снятых с вооружения машин. Говоря о производстве танков в Соединенном Королевстве, следует учитывать, что значительная часть выпущенных в военный период боевых машин на фронт так и не попала" и использовалась в учебных целях.

Пионерами в мировом танкостроении являются англичане, за это надо благодарить У. Черчилля. Как известно, быстро переросла в позиционную войну. Для придания ей хоть какой-то динамики, в октябре 1914 года, секретарь комитета обороны полковник Э. Суинтон высказал предложение создать бронированную машину на гусеничном ходу, которая могла б прорывать линии обороны: пересекать окопы, траншеи и проволочные заграждения. Военный министр никак не прореагировал на идею, а вот первый лорд Адмиралтейства (морской министр) У. Черчилль замысел поддержал, и спустя некоторое время при морском ведомстве был создан Комитет сухопутных кораблей.

История развития танков Великобритании по моделям

Командующий английскими войсками во Франции генерал Дж. Френч под впечатлением развернувшихся боев сформулировал основные требования к «сухопутному дредноуту»:

  • Сравнительно небольшие габариты.
  • Противопульная броня.
  • Гусеничный движитель.
  • Способность преодолевать воронки до 4 м и проволочные заграждения.
  • Скорость не ниже 4 км/ч.
  • Наличие пушки и двух пулеметов.

Фактически это были первые в мире требования к характеристикам танков. И в январе 1916 года комитет представил первый в мире танк способный принимать участие в боях. Так с легкой руки Черчилля началось танкостроение в Британии, а через несколько лет во всем мире.

Первые танки создавались исключительно для прорыва обороны и подавления вражеских пулеметов, чему способствовала особая форма корпуса. Она представляла собой параллелограмм с гусеницами по внешнему обводу для преодоления вертикальных препятствий. Таким был .

Даже после ощутимых успехов от танков в бою английское военное руководство считало применение их мало перспективным, и только благодаря реальным успехам быстроходных французских «Рено», идея массового выпуска танков овладела умами военачальников. Дж. Фуллер, известный в последствии танковый теоретик, например, выступал за массовое создание быстроходных танков.

Английские танки периода Первой мировой войны

В британских войсках того времени существовало несколько квалификаций танков.

Первая – весовая : до 10 тон – легкие, от 10-20 т средние и около 30т тяжелые. Как известно, предпочтение отдавали в основном тяжелым танкам.

Вторая квалификация касается вооружения : танки с исключительно пулеметным вооружением назывались «самками», с пушками – «самцами». После первых встречных боев с немецкими танками, показавшим несостоятельность пулеметных моделей, появился комбинированный тип с пушками и пулеметами, такие танки называли «гермафродитами».

Что касается доктрины применения танков в бою, то тут мнения военных разделись на две половины. Одна половина хотела создавать и применять чисто «пехотные» танки, вторая «крейсерские».

Пехотный тип – использовался для непосредственной поддержки пехоты, имел низкую подвижность и был хорошо бронирован.

Крейсерский тип – такая себе «бронированная конница», довольно быстроходные, и в сравнении с пехотными, легкобронированные. На их плечи, вместе с кавалерией, ложились задачи быстрого прорыва обороны, обхваты и рейды по тылам противника. Вооружение обеих типов было одинаковое, в основном пулеметное.

Такая концепция использования танков у англичан сохранилась до начала Второй мировой. Если вникнуть в нее глубже, то видно — танки играют вспомогательную роль, основные задачи решают кавалерия и пехота.

До окончания Первой мировой в Англии, после тяжелого МК-I выпускались его модификации до Мк VI и Мк IX и средние: Мк А (неофициально «Уиппет»), Мк В и Мк С.

Само собой, качество первых серийных танков было довольно низкое.

В дневниках немецких солдат и в официальных сводках немало интересных фактов. Например, из-за загазованности внутри танков были нередки случаи удушения всего экипажа. Через примитивность подвески танки создавали такой грохот, что в целях маскировки передвижения танковых частей англичане сопровождали их артиллерийской канонадой. Из-за узких гусениц бывали случаи, что танки грязли в земле прямо перед окопами противника.

Про защищенность говорит один случай.

В ноябре 1917 в боях под Камбре, на окраине селения Флескьер, у брошенной прислугой пушки остался один немецкий офицер, он, не спеша, сам себе заряжая сам же наводя и стреляя, уничтожил по порядку 16 английских танков.

Казалось, уже тогда надо было задуматься над усилением бронирования, но этого не сделал не один из производителей танков вплоть до конфликта в Испании.

Как бы там ни было, англичане своими танками наддали новый виток ведению войн, они перевели их на другие скорости. До конца войны они успели первыми в мире создать плавающие танки и танки сообщения.

Танки в периоде между большими войнами

Первую мировую Англия закончила лидером танкостроения, но очень скоро все преимущества сошли на нет.

Во-первых , из-за того что жестко разделяли типы танков и их применение: англичане продолжали строить «пехотные» и «крейсерские» типы.

Во-вторых , в силу своего географического положения, командование отдавало приоритет в развитии флота, нежели сухопутной армии.

Реализацией одной из тактических идей Дж. Фуллера, к слову ею «заболели» практически все страны, было создание механизированной пехоты. Для этих целей идеально подходила танкетка « Карден-Ллойд» MkVI. Она в своей массе по замыслу стратега должны была исполнять роль «бронированного застрельщика». Несмотря на то, что признания на родине танкетка не получила, хотя на ее базе были построены разведывательные танки и тягачи, ее закупили 16 стран, а Польша, Италия, Франция, Чехословакия и Япония приобрели лицензии на их производство. В СССР ее выпускали как Т-27.

Еще одним танком, который не был оценен соотечественниками, был «Виккерс – 6 тонн». В мировом танкостроении он сыграл не меньшую роль как в свое время «Рено ФТ». Легкий и дешевый в производстве, с пулеметом в одной башне и пушкой в другой, он являлся воплощением идеи танков Первой мировой: пулеметные танки действуют против живой силы, а пушечные поддерживают их.

Среди танков, принятых на вооружение в конце 20 в начале 30 годов были:

  • средний Мк I «Виккерс-12 тонн»,
  • тяжелый А1Е1 «Индепендент»,
  • разные модификации «Виккерс-Карден-Лойд» Мк VII и Мк VIII.

В предчувствии большой войны, штаб сухопутных войск еще в конце 20-х, настаивал на создании и выпуске пехотных танков, но из-за экономического кризиса в стране, финансирование не было выделено.
После конфликта в Испании и нападения Италии на Эфиопию, британское руководство, предчувствуя приближение «большого конфликта» и понимая несоответствия времени созданной ими ранее техники, в срочном порядке финансирует создание и выпуск новых танков.

Появляются: «крейсерские Мк I (А9), Мк II (А10), Мк III, Мк IV и Мк VI «Крусейдер» (А15).

Мк IV и Мк VI реализованные на известной колесно-гусеничной базе американского изобретателя Кристи, но с применением одного движителя.

В 1939 году началось производство первого (!) танка с противоснарядным бронированием — пехотного А11 Мк I «Матильда», позже этим именем назовут другой танк. Скорость в 13 км/ч и пулеметное вооружение делало его посмешищем. В целом за период между «великими» войнами конструкторы Англии создали более 50 реальных моделей танков, 10 из которых приняли на вооружение.

Английские танки второй мировой

На момент начала бронетанковая техника Англии заметно устарела. Ни по качеству, ни по количеству она не могла ровняться с техникой СССР и Германии. Суммарное количество всех танков в армии Англии составляла около 1000 штук, в большей массе легких. Львиная доля которых, была потеряна в боях за Францию.

За время войны английские производители так и не смогли удовлетворить запросы армии, за период 1939-1945 было выпущено всего 25 тыс. единиц бронетехники, такое же количество поступило из США И Канады.

Вся новая техника была довольно посредственной, она на шаг отставала от германской и русской.

В основном выпускались крейсерские и пехотные танки и в незначительном количестве легкие авиадесантные.

После знаменитой послевоенной фразы Черчилля танки всего мира включились в гонку вооружения, и их развитие, в целом, похоже между собой. Для противостояния нашим ИС создается «Конкерор». После принятия в мире концепции основного боевого танка выпускается «Чифтен». Танком третьего поколения в Англии является «Челленджер».

Кроме основных, после долгого перерыва, в 1972году начали выпускать легкие танки «Скорпион».