Tag: калмыки. Лев Гумилев: буряты - это древние монголы, а хунну были тюрками

Политика Крымского ханства на Северном Кавказе (1475-1769 гг.). Часть 2

Колумнист «Реального времени» Ярослав Пилипчук продолжает цикл статей, рассказывающих о ключевых периодах тюркской истории. Сегодняшний материал украинского историка это продолжениепубликаций об эволюции отношений крымских Гиреев с племенами Северного Кавказа - давней арены столкновения народов и цивилизаций. Актуальность этому сюжету придают последние кадровые назначения татарстанцев в Карачаево-Черкесии (вице-премьером республики стал крымский татарин из Пестрецов) и Дагестане (Артем Здунов).

Памятную плиту в честь уроженцев Калмыкии, защищавших Ленинград в годы ВОВ, открыли на Пискаревском мемориальном кладбище Санкт-Петербурга 11 сентября.

Мемориал расположен около гранитных монументов, посвященных жителям Крымского полуострова, сообщил телеканал «Санкт-Петербург» .

В степях близ села Приютное в республике Калмыкия накануне во второй раз прошел Тюльпановый фестиваль. Калмыкия - одно из немногочисленных мест в России и в мире, где сохранились большие поля дикорастущих тюльпанов. Каждую весну, примерно, в середине апреля начинается их бурное цветение, отчего зеленая степь взрывается красками. К сожалению, люди, которым посчастливилось увидеть эту картину, не ограничивались парой фотографий, а собирали пышные букеты цветов. В результате количество тюльпанов сократилось в разы. Состоявшийся Тюльпановый фестиваль был призван привлечь внимание к этой проблеме и объяснить людям, что рвать тюльпаны нельзя.

В поселке Цаган Аман Юстинского района Калмыкии 21 мая по древним ойратским традициям будет возведен каменный памятник «Иҗл һолын ова» у реки Волга. Появление мемориала будет приурочено к 240-летию массового переселения калмыцкого народа в Китай.

По мнению руководителя Центра развития современной ойратской культуры «Тенгрин уйдл» Басана Захарова, «трагедия 1771 года заключается не только в значительной потере численности этноса». «Мы утратили собственное государство. До сих пор наш народ так и не смог восполнить людские, духовные, культурные потери, понесенные в тот тяжелый год», — заявил Захаров.

Лев Гумилев: Судьба и идеи Лавров Сергей Борисович

7.2. Кто такой Хара-Даван?

7.2. Кто такой Хара-Даван?

Вернемся к белградской книге, изданной там на русском языке на средства автора. Оказалось, что Э. Хара-Даван – очень интересный человек и весьма самобытный автор. Родился он в 1883 г. в кочевье, в центральной части калмыцкой степи у бедного калмыка Давы, которого за смуглость прозвали «Хара» (черный). Если коротко ознакомиться с изгибами его судьбы, предстает такая Одиссея перемещений и взлетов, которая нацело разбивает стереотип: «царская Россия – тюрьма народов», разбивает неоднократно и убедительно.

Родители Эренжена были бедны. Отец, не имевший достаточного количества скота, чтобы прокормить семью, был вынужден постоянно работать по найму398. Тем не менее маленький Эренжен учился в улусской школе на общественные средства, а потом, поскольку оказался способным, был отправлен в Астрахань, бывшую тогда административным центром Калмыкии. Летом, на каникулах, он с товарищами едет в Сарепту399, поближе к дому. Узнав, что туда приезжают профессора из Петербурга и Хельсинки, собирающие народные мелодии, Эренжен начинает и сам собирать их.

Следующий «шаг вверх» был сделан в 1908 г. в Петербурге, где он поступил в Военно-медицинскую академию400.

Калмыков, учившихся в учебных заведениях России, было совсем немного: двое (друзья Эренжена) на юридическом факультете Петербургского университета, а один на восточном401. Но не только с ними встречался в северной столице юноша; идея национального возрождения, объединившая студентов-калмыков, находила понимание и у петербургских ученых-востоковедов. Недавно выяснилась интересная деталь: Э. Хара-Даван успел побывать и студентом Тартусского университета402. «Тюрьма народов», кажется, была не совсем тюрьмой.

1917 г. Хара-Даван встречал в Царицыне, а затем на Калмыцкой секции Исполкома Астраханского Губсовета его избрали председателем, то есть человеком № 1 в Калмыкии. Сын бедного калмыка, получивший диплом престижной Военно-медицинской академии, в Петрограде стал другим человеком. В 1918 г. на русско-калмыцком съезде он высказался против экспроприации скота у зажиточных хозяев, против социализации земли. «Плюрализм», как легко понять, в ту пору не поощрялся. Астраханский губисполком решил не предоставлять автономии «такой» Калмыкии; она получила ее лишь в 1920 г. Ну, а председатель «Калмыцкой секции» эмигрирует из России с остатками Белой армии. Судьба бросает его в Прагу – очаг евразийства, бросает потому, что в столице Чехословакии обосновалась калмыцкая организациях научных работников. Сюда же попали и его друзья-калмыки по обучению в Петербурге – юристы и востоковед.

В биографии нет каких-либо указаний на встречи Э. Хара-Давана с «классиками» евразийства, но библиография в его книге содержит имена П. Савицкого и Г. Вернадского. Еще доказательнее говорит о хорошем знакомстве с ними (не так уж важно – очном или заочном403) сама направленность книги, все ее содержание. Личная судьба Э. Хара-Давана складывается после этого достаточно грустно: в 1929 г. он переезжает в другой центр русской эмиграции – Белград, участвует в создании первого буддийского храма в Западной Европе, готовится к отъезду в Америку, в степи Северной Мексики или Техаса (тянет его в степи; жива память о родной Калмыкии!). Но сначала этому препятствует начало „мировой войны, а в 1942 г. Э. Хара-Даван умирает.

Надо думать, что жизнь калмыцкой эмиграции была еще труднее, чем многочисленной русской: неустроенность, нищета, разнобой в оценках того, что происходило на родине. В этих условиях естественной была попытка верхушки калмыков на Западе (а Эренжен – доктор наук) разобраться, что же произошло, где корни истории калмыков, и вообще – к чему надо стремиться? Задача очень нелегкая. Ответы на эти вопросы Хара-Даван попытался дать в книге, посвященной истории Монгольской империи и Чингисхану, 700-летие со дня смерти которого приходилось на 1927 г.

Этой историей в России занимались давно. В 1826 г. Академия наук поставила задачу проанализировать: «Какие последствия произвело господство монголов в России?», но к намеченному сроку поступило лишь одно сочинение, и то на немецком языке. Попытка была повторена в 1832 г.; опять в Академию поступила всего одна работа, и тоже на немецком, не получившая премии404.

В условиях эмиграции, на чужбине калмык, получивший хорошее, но отнюдь не историческое, образование в России, пытается разобраться в истории, и не с узких – калмыцких позиций, а с куда более широких – российских. «Познай самого себя» и «будь самим собой», – пишет Хара-Даван, – вот лозунги, которыми мы должны руководствоваться после неудачных копирований духовной культуры Европы, приведших в тупик Россию теперь, начиная с Петра I до наших дней»405. Заметим, что «мы» – взгляд никоим образом не узконациональный, а «познай самого себя» взято у евразийцев, хотя и не они первые сформулировали это как жизненную позицию человека или этноса. Думаю, что Э. Хара-Даван нашел ее в тех же трудах евразийцев, на которые мы ссылались.

Сказанное может навести на мысль о некоей «вторичности» книги Э. Хара-Давана, тем более что программная статья князя Н. Трубецкого «Наследие Чингисхана. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока» вышла в 1925 г., то есть четырьмя годами раньше. Но ведь истинным взглядом с Востока была именно работа Э. Хара-Давана. Это подчеркивали и сами евразийцы. П. Савицкий отмечал: «Совершенно особый характер придает повествованию тот факт, что автор непосредственным, бытовым образом знаком с жизнью кочевников. Это позволяет ему в ряде случаев прийти к ценным и убедительным выводам»406. Книга Э. Хара-Давана многократно цитировалась и Г. Вернадским, в частности, в его капитальной работе, вышедшей в США в 1953 г.407. Более того, даже в статье 1966 г. он замечал, что из обширной литературы о Чингисхане и Монгольской империи может указать только книгу калмыка д-ра Эренжена Хара-Давана408.

Хара-Даван писал, конечно, под воздействием евразийцев, но у него был и свой взгляд, и свои знания, что позволило создать очень яркое и самобытное произведение409. Вот его основные идеи.

Величие Азии: «Колыбель бесчисленных народов и племен, родина кровавых завоевателей, источник мифов и легенд, мать всех религий, почва, питающая около миллиарда (в 1929 г. – СЛ.) человеческих существ – такова Азия»410.

Величие Монгольской империи: «Только мировая монгольская экспансия быстро охватывает всю Азию, за исключением Японии, Индостана и Аравии, перебрасывается в Европу и сокрушающим натиском монгольской конницы докатывается до Адриатического моря. Так образуется Великая Монгольская империя от устьев Дуная, границ Венгрии, Польши и Великого Новгорода до Тихого океана и от Ледовитого океана до Адриатического моря, Аравийской пустыни, Гималаев и гор Индии»411.

Величие личности Чингисхана: С кем сравнить Чингисхана, спрашивает Э. Хара-Даван. С Наполеоном? Да, но тот одну армию бросил на произвол судьбы в Египте, остатки другой покинул в снегах России. Его империя пала еще при его жизни. Сравнить с великим Александром Македонским? Да, оба завоевателя умерли на вершине своей славы, и имена их живут до сих пор в легендах народов Азии. Но события, наступившие после смерти, сравнения уже не выдерживают. Тотчас после кончины Александра полководцы его вступают в борьбу между собой за обладание его царством, из которого его сын принужден бежать. Между тем сын Чингисхана без всякого протеста вступил в управление его империей от Армении до Кореи и от Египта до Волги, а его внук царствовал над половиной света412.

Апологетика? И да, и нет. Нет потому, что так думал отнюдь не один калмыцкий ученый в Праге. В 30-х гг., то есть после него, Джавахарлал Неру оценивал так: «Чингис без сомнения был величайшим военным гением и вождем в истории. Александр Македонский и Цезарь кажутся незначительными в сравнении с ним»413. П. Савицкий писал о «памяти великого и сурового отца нашего Чингисхана»414. Более того, у него есть и почти дословное совпадение с Э. Хара-Даваном: «Разрешите мне еще раз одно сравнение с Европой: в сопоставлении с Чингисханом Наполеон – не более как мелкотравчатое и неудачливое его подобие, к тому же на шесть веков позднее»415.

Мировое господство: Вместо гибельных усобиц мелких племен между собой Чингисхан внушил объединенному им народу идею всемирного владычества. Его жизнь была неизменно подчинена одной этой цели. Добавим, что вышедшая в Лондоне за год до книги Э. Хара-Давана работа Гарольда Лэма называлась: «Чингисхан – император всего человечества».

Пока речь шла о фактах, расхождений между Э. Хара-Даваном и евразийцами почти нет. Кое-что они даже впервые увидели у него, например, портрет Чингисхана, опубликованный в его книге; этот портрет из Императорского дворца в Пекине до той поры был неизвестен евразийцам. Когда же речь заходит об оценочных моментах, легко обнаруживаются разные подходы, и не только с евразийцами. Согласно мнению Б. Владимирцова, герой Хара-Давана – «гениальный дикарь»416. Г. Вернадский отмечает, что в некоторых отношениях великий завоеватель был еще более примитивным и диким, чем его помощники417. Правда, позднее он изменил эту оценку.

Э. Хара-Даван идеализировал и романтизировал своего героя, утверждая, что добродетели, которые тот ценил и поощрял, были: верность, преданность и стойкость; а пороки, которые особенно преследовал у своих подчиненных: измена, предательство и трусость. К подобным же передержкам следует отнести и утверждение калмыцкого ученого, что задачей Чингисхана было создание из всей азиатской державы посредницы между цивилизациями Востока и Запада418.

Что же касается разрушения цветущих городов и оазисов, гибели сотен тысяч людей на подчиненных землях, то, по Э. Хара-Давану, «производились они только во время войны и вызывались военной необходимостью; как она в те времена понималась»419. По Г. Вернадскому, жертвами этой «военной необходимости» были несколько миллионов человек420.

Не обошел своим вниманием Хара-Даван вопроса о влиянии монгольского нашествия на Русь. Здесь позиции Хара-Давана практически идентичны с евразийцами. «Московская Русь была лишь небольшой провинцией Великой Монгольской империи..., составляла только малую часть «Улуса Джучи», который сам являлся одной из четырех крупных составных частей Чингисовой империи»421. Подобная мысль высказывалась и Г. Вернадским422.

Э. Хара-Даван утверждал, что до прихода монголов многочисленные русские княжества фактически не составляли единого государства; благодаря монгольскому владычеству эти княжества были слиты воедино, образовав сначала Московское царство, а затем Российскую империю423. Н. Трубецкой подчеркивал «малость» Киевской Руси, площадь которой «не составляла и двадцатой доли обшей площади той России, в которой родились все мы». Он полагал, что «Киевская Русь была нежизнеспособна, а всякий нежизнеспособный организм разлагается»424.

Если подбор высказываний в защиту «восточных» позиций Хара-Давана может показаться тенденциозным (все же они евразийцы!), то обратимся к такому историку, которого никак не заподозрить в евразийстве – П. Н. Милюкову. «В лесной области России, – писал он, – то же нашествие совпало с началом конструктивного периода и, несомненно, оказало влияние на возникновение новой формы русской государственности» (выделено мною. – С. Л.)425.

А вот мнение современного турецкого историка, профессора Анкарского университета Айдина Яльчина: «Под защитой Золотой Орды (распавшейся после Батыя) Московское княжество укрепилось, и в 1552–1556 гг. разбило своего противника – Казанское ханство, положив тем самым конец татаро-монгольскому владычеству, просуществовавшему в этой части страны более 300 лет»426.

Согласно мнению Хара-Давана, политика монголов (при Чингисхане и после) дала покоренной ими стране основные элементы будущей московской государственности: самодержавие, централизм, крепостничество. Она дала и ямскую повинность населения, улучшив связи между районами страны (создание почтовых трактов), дала общую перепись населения в фискальных целях и единое податное обложение, установила общую для всех русских областей монету – серебряный рубль, разделенный на 216 копеек427. Э. Хара-Даван отмечал, что именно поэтому монгольские слова «казна», «алтын», «таможня», «ямщик», «ямской» и поныне остались в русском языке428.

Анализируя влияние Золотой Орды на возвышение Москвы, автор опирался на классиков русской истории – на Ключевского и Платонова. При этом он выделял помощь золотоордынских ханов московским князьям. Местному главному князю подчинялись остальные князья, что и обеспечивало все управление. «Конечно, из местных ставился во главе более лояльный; таковыми как раз оказались московские князья, начиная с Ивана Калиты...» Московские великие князья действовали дипломатией и «смиренной мудростью» (по Ключевскому), а тверские пытались отстоять свою независимость силой оружия429.

Из книги 100 великих загадок XX века автора Непомнящий Николай Николаевич

МЕРТВЫЙ ГОРОД ХАРА-ХОТО (Материал В. Лукницкого)Легенды о таинственном Хара-Хото, затерянном в песках южной части пустыни Гоби, всегда волновали воображение русских путешественников. В свое время заинтересовался ими и ученик Николая Пржевальского Петр Кузьмич Козлов. Он

автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

Гора Меру и Великая Хара – К2? Весьма интересно, что калаши и все дардские народы обитают в высокогорных местах в непосредственной близости от величайшей вершины мира, называемой альпинистами «К2», а местным населением – Чогори. Эта вершина расположена в Кашмире, на

Из книги Изгнание царей автора

В.3. Кто такой «Лже»-Дмитрий За романовской завесой, раскинутой над русской историей XVI века, оказалось скрыто, среди прочего, одно очень важное обстоятельство. У отстраненного от власти царя Ивана Ивановича, по-видимому, был СЫН. Звали его Дмитрий. Вероятно, мальчик не

Из книги 100 великих замков автора Ионина Надежда

Мертвая крепость в Хара-Хото Легенды о мертвом городе Хара-Хото передавались из века в век, и сейчас уже трудно сказать, кто из европейских путешественников первым узнал о нем. Этот город сменил много названий. Уйгуры называли его Индикутшари, китайцы – Хочжоу (Огненный

Из книги Царь славян автора Носовский Глеб Владимирович

50. КТО ТАКОЙ АВГУСТ Если первый год Августа совпадает в 1211 годом н. э., то, скорее всего, в скалигеровской истории должен быть известен император, начавший править именно в 1211 году. Причем он должен быть основателем новой династии. И действительно, такой император есть.

Из книги Восток - Запад. Звезды политического сыска автора Макаревич Эдуард Федорович

Кто такой Джунковский? Потомственный дворянин, выпускник Пажеского корпуса, зачисление в который проводилось по собственному указанию его величества. После корпуса служил в лейб-гвардии Преображенском полку, и однополчанами его были представители знатнейших родов

Из книги История фараонов. Правящие династии Раннего, Древнего и Среднего царств Египта. 3000–1800 гг. до нашей эры автора Вейгалл Артур

V династия, 3. Хере: Хара-Нефер Неферефра 2696–2693 годы до н. э В определении порядка трех следующих правлений существуют некоторые трудности, однако, как я объяснил на с. 22, 23, между смертью Сахура и воцарением Какаи-Нефериркара (самого младшего из троих братьев в легенде),

автора

Глава VIII ЦАРСТВО ЗМЕЯ, МОЛОЧНОЕ ОЗЕРО, ГАВАХ (ГОМАТИ), ЗОЛОТАЯ ГОРКА, КАШПИР И РЕЧКА ХАРА Царство Змея Некоторые этнографы высказывали предположение, что Семарга, Самарка в ведической Руси изображалась в виде крылатого змея и крылатой собаки, грифона. Так ли? Вопрос. Во

Из книги Обитель богов [Колыбель Ригведы и Авесты] автора Бажанов Евгений Александрович

Кашпир, Золотая горка и речка Хара На левом берегу Волги урочище (и поселок) Кашпир, а недалеко урочище (и поселок) Золотая горка. На правом берегу Волги, почти напротив, река Кашпирка, урочище Кашпир (поселок Кашпир построен в 1683 г. князем Козловским) и Красная горка.

Из книги Мифы и загадки нашей истории автора Малышев Владимир

Кто он такой? Любопытно, что если и сегодня поискать в Интернете, то окажется, что сведения о нем крайне скупы. Всего несколько строк в энциклопедиях: «социал-демократ, адвокат, выступавший на политических процессах. Сотрудничал в журналах «Жизнь», «Образование» и др.

Из книги Что было до Рюрика автора Плешанов-Остоя А. В.

Хара Березайта В истории есть, так называемые «кочующие топонимы», которые разные источники ассоциировали с разными местами. К ним относится горный хребет Хару Березайти из зороастрийских текстов «Авесты» с горой Хукайрья. Это архетипическая Мировая гора, из-за которой

С XVII века калмыки принимали самое деятельное участие в истории России. Опытные воины, они надежно оберегали южные границы государства. Калмыки, однако, продолжали кочевать. Иногда не по своей воле.

«Называйте меня Арсланом»

Лев Гумилев говорил: «Калмыки – мой любимый народ. Не называйте меня Львом, называйте меня Арсланом». «Арсалан» по-калмыцки - Лев.

Калмыки (ойраты) – выходцы из Джунгарского ханства, начали заселять территории между Доном и Волгой в конце XVI - начале XVII веков. Впоследствии они основали на этих землях Калмыцкое ханство.

Сами калмыки называют себя «хальмг». Это слово восходит к тюркскому «остаток», или «отколовшиеся», так как калмыки были той частью ойратов, которая не приняла ислам.

Миграция калмыков на нынешнюю территорию России была связана с междуусобными конфликтами в Джунгарии, а также с дефицитом патбищ.

Их продвижение к нижней Волге было сопряжено с рядом трудностей. Им пришлось противостоять казахам, ногайцам и башкирам.

В 1608 - 1609 годах калмыки впервые принесли присягу на подданство русскому царю.

«Заха улус»

Царское правительство официально разрешило калмыкам кочевать на Волге во второй половине 40-х годов XVII века, прозванного в русской истории «бунташным». Напряженные внешнеполитические отношения с Крымских ханством, турками и Польшей представляли реальную угрозу для России. Южное подбрюшье государства нуждалось в нерегулярных пограничных войсках. Эту роль взяли на себя калмыки.

Русское слово «захолустье» образовано от калмыцкого «заха улус», что значит «пограничные» или «дальние» люди.

Тогдашний правитель калмыков тайша Дайчин заявил, что он всегда «государевых непослушников бить готов». Калмыцкое ханство в то время представляло из себя мощную силу в размере 70-75 тысяч конных воинов, тогда как русская армия в те годы состояла из 100-130 тысяч человек.

Некоторые историки даже возводят русский боевой клич «Ура!» к калмыцкому «уралан», что переводится как «вперед!»

Таким образом, калмыки могли не только надежно оберегать южные границы России, но и направить часть своих воинов на Запад. Писатель Мурад Аджи отмечал, что «руками калмыков воевала Москва в Степи».

Воины «белого царя»

Роль калмыков во внешней военной политике России в XVII веке сложно переоценить. Калмыки вместе с казаками участвовали в крымских и азовских походах русской армии, в 1663 году правитель калмыков Мончак отправил свои отряды на Украину для борьбы с войском гетмана правобережной Украины Петром Дорошенко. Через два года 17-тысячное калмыцкое войско снова выступило на Украину, участвовало в боях под Белой Церковью, отстаивали интересы русского царя на Украине калмыки и в 1666 году.

В 1697 году, перед «Великим посольством», Петр I возложил на калмыцкого хана Аюка ответственность за защиту южных границ России, в дальнейшем калмыки принимали участие в подавлении Астраханского мятежа (1705-1706), восстания Булавина (1708) и башкирского восстания 1705-1711 годов.

Междуусобийца, исход и конец Калмыцкого ханства

В первой трети XVIII века в Калмыцком ханстве начались междуусобные распри, в которые непосредственным образом вмешивалась русское правительство. Ситуацию усугубляла колонизация калмыцких земель русскими помещиками и крестьянами. Холодная зима 1767-1768 годов, сокращение пастбищных земель и запрет на свободную продажу хлеба калмыками привели к массовому голоду и падежу скота.

Среди калымков стала популярной идея возвращения в Джунгарию, находившуюся на тот момент под властью маньчжурской империи Цин.

5 января 1771 году калмыцкие феодалы подняли улусы, кочевавшие по левобережью Волги. Начался исход, обернувшийся для калмыков настоящей трагедией. Они потеряли около 100 000 человек и лишились почти всего скота.

В октябре 1771 года Екатерина II ликвидировала Калмыцкое ханство. Звание «хан» и «наместник ханства» упразднились. Небольшие группы калмыков вошли в состав Уральского, Оренбургского и Терского казачьих войск. В конце XVIII века калмыки, жившие на Дону, были зачислены в казачье сословие Области войска Донского.

Героизм и опала

Несмотря на сложности взаимоотношений с российской властью, калмыки продолжали оказывать значительную поддержку русской армии в войнах, как оружием и личной отвагой, так и лошадьми и скотом.

Калмыки отличились в Отечественной войне 1812 года. В борьбе с наполеоновской армией участвовало 3 калмыцких полка, численностью более трех с половиной тысяч человек. За одну только Бородинскую битву более 260 калмыков были удостоены высшими орденами России.

В ходе Первой мировой войны царским правительством проводились неоднократные реквизиции скота, мобилизации лошадей и привлечение «инородцев» к «работам по устройству оборонительных сооружений».

До сих пор проблемной является в историографии тема сотрудничества калмыков с вермахтом. Речь идет о Калмыцком кавалерийском корпусе. Его существование сложно отрицать, но если посмотреть на цифры, то никак нельзя сказать, что переход калмыков на сторону Третьего рейха был массовым.

В Калмыцком кавалерийском корпусе состояло 3500 калмыков, тогда как Советским Союзом за годы войны были мобилизованы и направлены в ряды действующей армии около 30 000 калмыков. Каждый третий из призванных на фронт погиб.

Тридцать тысяч солдат и офицеров калмыков – это 21,4 % численности калмыков перед войной. Практически все мужское население дееспособного возраста сражалось на фронтах Великой Отечественной в составе Красной армии.

Из-за сотрудничества с Рейхом калмыки были в 1943-1944 годах депортированы. О том, насколько серьезным был остракизм в их отношении может свидетельствовать следующий факт.

В 1949 году во время празднования 150-летнего юбилея Пушкина, доклад о его жизни и творчестве делал по радио Константин Симонов. При чтении «Памятника» Симонов остановил чтение в том месте, когда должен был произнести: «И друг степей калмык». Реабилитированы калмыки были только в 1957 году.

С XVII века калмыки принимали самое деятельное участие в истории России. Опытные воины, они надежно оберегали южные границы государства. Калмыки, однако, продолжали кочевать. Иногда не по своей воле.

«Называйте меня Арсланом»

Лев Гумилев говорил: «Калмыки – мой любимый народ. Не называйте меня Львом, называйте меня Арсланом». «Арсалан» по-калмыцки - Лев.

Калмыки (ойраты) – выходцы из Джунгарского ханства, начали заселять территории между Доном и Волгой в конце XVI - начале XVII веков. Впоследствии они основали на этих землях Калмыцкое ханство.

Сами калмыки называют себя «хальмг». Это слово восходит к тюркскому «остаток», или «отколовшиеся», так как калмыки были той частью ойратов, которая не приняла ислам.

Миграция калмыков на нынешнюю территорию России была связана с междуусобными конфликтами в Джунгарии, а также с дефицитом патбищ.

Их продвижение к нижней Волге было сопряжено с рядом трудностей. Им пришлось противостоять казахам, ногайцам и башкирам.

В 1608 — 1609 годах калмыки впервые принесли присягу на подданство русскому царю.

«Заха улус»

Царское правительство официально разрешило калмыкам кочевать на Волге во второй половине 40-х годов XVII века, прозванного в русской истории «бунташным». Напряженные внешнеполитические отношения с Крымских ханством, турками и Польшей представляли реальную угрозу для России. Южное подбрюшье государства нуждалось в нерегулярных пограничных войсках. Эту роль взяли на себя калмыки.

Русское слово «захолустье» образовано от калмыцкого «заха улус», что значит «пограничные» или «дальние» люди.

Тогдашний правитель калмыков тайша Дайчин заявил, что он всегда «государевых непослушников бить готов». Калмыцкое ханство в то время представляло из себя мощную силу в размере 70-75 тысяч конных воинов, тогда как русская армия в те годы состояла из 100-130 тысяч человек.

Некоторые историки даже возводят русский боевой клич «Ура!» к калмыцкому «уралан», что переводится как «вперед!»

Таким образом, калмыки могли не только надежно оберегать южные границы России, но и направить часть своих воинов на Запад. Писатель Мурад Аджи отмечал, что «руками калмыков воевала Москва в Степи».

Воины «белого царя»

Роль калмыков во внешней военной политике России в XVII веке сложно переоценить. Калмыки вместе с казаками участвовали в крымских и азовских походах русской армии, в 1663 году правитель калмыков Мончак отправил свои отряды на Украину для борьбы с войском гетмана правобережной Украины Петром Дорошенко. Через два года 17-тысячное калмыцкое войско снова выступило на Украину, участвовало в боях под Белой Церковью, отстаивали интересы русского царя на Украине калмыки и в 1666 году.

В 1697 году, перед «Великим посольством», Петр I возложил на калмыцкого хана Аюка ответственность за защиту южных границ России, в дальнейшем калмыки принимали участие в подавлении Астраханского мятежа (1705-1706), восстания Булавина (1708) и башкирского восстания 1705-1711 годов.

Междуусобийца, исход и конец Калмыцкого ханства

В первой трети XVIII века в Калмыцком ханстве начались междуусобные распри, в которые непосредственным образом вмешивалась русское правительство. Ситуацию усугубляла колонизация калмыцких земель русскими помещиками и крестьянами. Холодная зима 1767-1768 годов, сокращение пастбищных земель и запрет на свободную продажу хлеба калмыками привели к массовому голоду и падежу скота.

Среди калымков стала популярной идея возвращения в Джунгарию, находившуюся на тот момент под властью маньчжурской империи Цин .

5 января 1771 году калмыцкие феодалы подняли улусы, кочевавшие по левобережью Волги. Начался исход, обернувшийся для калмыков настоящей трагедией. Они потеряли около 100 000 человек и лишились почти всего скота.

В октябре 1771 года Екатерина II ликвидировала Калмыцкое ханство. Звание «хан» и «наместник ханства» упразднились. Небольшие группы калмыков вошли в состав Уральского, Оренбургского и Терского казачьих войск. В конце XVIII века калмыки, жившие на Дону, были зачислены в казачье сословие Области войска Донского.

Героизм и опала

Несмотря на сложности взаимоотношений с российской властью, калмыки продолжали оказывать значительную поддержку русской армии в войнах, как оружием и личной отвагой, так и лошадьми и скотом.

Калмыки отличились в Отечественной войне 1812 года. В борьбе с наполеоновской армией участвовало 3 калмыцких полка, численностью более трех с половиной тысяч человек. За одну только Бородинскую битву более 260 калмыков были удостоены высшими орденами России.

В ходе Первой мировой войны царским правительством проводились неоднократные реквизиции скота, мобилизации лошадей и привлечение «инородцев» к «работам по устройству оборонительных сооружений».

До сих пор проблемной является в историографии тема сотрудничества калмыков с вермахтом. Речь идет о Калмыцком кавалерийском корпусе . Его существование сложно отрицать, но если посмотреть на цифры, то никак нельзя сказать, что переход калмыков на сторону Третьего рейха был массовым.

В Калмыцком кавалерийском корпусе состояло 3500 калмыков, тогда как Советским Союзом за годы войны были мобилизованы и направлены в ряды действующей армии около 30 000 калмыков. Каждый третий из призванных на фронт погиб.

Тридцать тысяч солдат и офицеров калмыков – это 21,4 % численности калмыков перед войной. Практически все мужское население дееспособного возраста сражалось на фронтах Великой Отечественной в составе Красной армии.

Из-за сотрудничества с Рейхом калмыки были в 1943-1944 годах депортированы . О том, насколько серьезным был остракизм в их отношении может свидетельствовать следующий факт.

В 1949 году во время празднования 150-летнего юбилея Пушкина, доклад о его жизни и творчестве делал по радио Константин Симонов. При чтении «Памятника» Симонов остановил чтение в том месте, когда должен был произнести: «И друг степей калмык». Реабилитированы калмыки были только в 1957 году.

Скоро исполняется 103 года со дня рождения пророка новой России Льва Гумилева. Данному событию будет посвящено много мероприятий. Естественно, будет высказано много абсолютно полярных точек зрения.

Среди российских либералов и интеллигенции нет, наверное, более ненавидимой фигуры, чем Лев Гумилев. И это лишний раз доказывает правильность его позиции по принципиальным вопросам. Фактически он вернул россиянам их подлинную историю, в которой не было татаро-монгольского ига, зато четко показано принципиальное отличие российско-татарской имперской цивилизации от восточнославянской и, шире, европейской. Не будь татар, мы бы, наверное, стали польскими холопами, как украинцы и белорусы. Гумилев показал нам наши исторические корни, связь с которыми должна нам помочь выжить и победить в современном глобальном мире беспощадной конкуренции за человеческие души и природные ресурсы.

Тема Орды или, правильнее сказать, России как продолжения Орды снова станет в центре внимания ближайших дискуссий и, как всегда, приведет к столкновению мнений. От себя могу сказать, что экономика говорит в пользу Гумилева. Европа находится в серьезном кризисе, экономический центр силы быстро смещается в сторону Азии. Этот процесс начался еще в середине нулевых, об этом еще тогда писали уважаемые аналитические команды ведущих российских и международных инвестиционных банков.

Логика денег или жажда наживы в значительной степени определяет решения элит, наверное, во всех современных странах, и Россия, конечно, не является исключением. Мы уже 25 лет, как и все остальные земляне, мыслим прежде всего монетарными категориями. В Азии позиционировать славянское братство или либеральную демократию глупо, а вот объявить себя наследниками Бату-хана и Александра Невского – очень даже престижно. В общем, с точки зрения денег и финансовой выгоды, если бы не было Орды, ее надо было бы придумать. Но она была, и, как гениально показал Гумилев, мы ее прямое продолжение, несмотря на различные эксперименты правителей романовской России и постсоветской эпохи.

Однако почти со стопроцентной вероятностью за бортом торжеств, посвященных Гумилеву, останется тема, выражаясь языком Великой Степи, людей длинной воли, или пассионарных личностей. Теория для многих спорная, но ее правота давно подтверждается самой жизнью. ХХ век сильно уменьшил число таких людей в России: две мировые войны, Гражданская война и репрессии, а также смута 90-х, когда перестройка закончилась активной перестрелкой и борьбой за собственность. Вместе с тем такие люди в России по-прежнему есть. И они абсолютно лишние в современной России, которая является практически раем для обывателя.

Никто не спорит, что после богатого на потрясения ХХ столетия стране нужна была передышка. Однако у медали, как всегда, две стороны. В нулевые в России был, наверное, уникальный период нашей истории. Россия не вела активных войн, не было никаких политических потрясений. Рост добычи и подъем цен на нефть обеспечили быстрый рост доходов. Несмотря на достаточно низкую в целом производительность труда, россияне быстро стали зажиточной нацией. Дополнительный спрос обеспечивала кредитная активность банков, при этом ставки быстро снижались. Закончилась приватизация, борьбы за собственность стало значительно меньше, и она стала мягче. Романтики ножа и топора занялись цивилизованным бизнесом. Политический режим в нулевые был, наверное, самым мягким за всю российскую историю. Полная свобода: ходи куда хочешь, можно ездить в Испанию, ходить в церковь, ночной клуб, быть охранителем или ярым оппозиционером, православным фундаменталистом или лицом нетрадиционной ориентации, до этого никому нет дела.

Однако перспектива покупки новой машины и прочие радости общества потребления и уютного обывательского семейного счастья явно не могли радовать пассионарных личностей. Не то что бы данные прелести и ценности чужды, они были просто неинтересны. Люди длинной воли быстро оказались лишними людьми в посткоммунистической России. Автору этих строк выход подсказала Судьба. На фондовом рынке потенциальные прибыли и риски фактически ничем не ограничены. При этом сама профессиональная деятельность на фондовом рынке – это очень конкурентная среда, которая требует профессиональной отдачи 24 часа в сутки. Вместе с тем мой случай – это лишь редкое исключение из общего правила.

Конечно, ситуации с лишними людьми возникали в разных странах, в разные времена. Однако обычно всегда был пускай не идеальный, но выход. Житель Западной Европы мог отправиться с крестоносцами воевать в Палестину, Польшу или Прибалтику, испанец или португалец мог поучаствовать в колонизации Америки, а русский – в освоении Сибири. Бывали времена, когда лишние люди творили историю, именно они сделали из опального, глубоко несчастного царевича Темуджина грозного Чингисхана, именно они сделали Петра Первого Великим и из унылой Московии создали Российскую империю. Продолжать данный список можно достаточно долго.

Вместе с тем события последних двух лет, Сирия и Украина, показали много интересного. Перед нашей страной снова встали очень серьезные угрозы. Пока у нас есть нефть и ядерное оружие, Запад вряд ли оставит Россию в покое, максимально стараясь затеять новую внутреннюю смуту или свару у наших границ. Современная бюрократическая система намного лучше безвластия и анархии 90-х, однако она очень неповоротлива, коррумпирована и, как и советская в 80-е, часто неспособна быть адекватной времени. Наиболее активная и честолюбивая часть граждан давно в бизнесе, а не на государственной службе. За время своего правления Путин остановил развал страны, увеличил размер экономики в 10 раз в долларовом выражении, вернул природную ренту в казну и сделал много других полезных вещей. Однако так и не решился на смену элиты, которая в значительной степени остается продуктом советско-ельцинской эпохи.

Либералы очень часто любят повторять, что Россия слабая и неконкурентная страна. И они в этом частично правы. Только в значительной степени неконкурентны не граждане России или ее компании, а ее современная элита. Рано или поздно история отправит ее на свалку, и очень не хотелось бы, чтобы вместе с ней на свалку отправилась и сама Россия. В формировании новой элиты без лишних людей не обойтись, во все времена у всех народов они были мотором перемен. Главное – запустить процесс перемен, который так страшит обывателя и который так нравится людям длинной воли. Остальное они сделают сами, ведь для них интересы державы да и в принципе сам процесс, связанный с риском, намного интереснее сытой, стабильной обывательской жизни. Для них всегда и везде, как говорил самый известный из лишних людей – Темуджин, ставший Чингисханом, «лучше быть последним среди волков, чем первым среди шакалов».