Священная часть храма как называется. Горнее место, семисвечник, жертвенник, ризница

Для чего верующие строят храмы? Зачем их такое большое количество разбросано по всей православной Земле? Ответ прост: цель каждого - спасение души, а достижение ее невозможно без посещения церкви. Она - лечебница, где происходит исцеление души от греховных падений, а также ее обожествление. Устройство храма, его убранство позволяют верующему окунуться в божественную атмосферу, стать ближе к Господу. Провести обряд крещения, венчания, отпустить грехи может только священник, который присутствует в храме. Без служений, молебнов не может человек стать чадом Божьим.

Православный храм

Православный храм - это место, где служат Богу, где есть возможность соединиться с ним при помощи таких таинств, как крещение, причастие. Здесь собираются верующие, чтобы совершить совместную молитву, о силе которой знают все.

Первые христиане имели нелегальное положение, поэтому у них не было своих храмов. Для молитв верующие собирались в домах предводителей общин, синагогах, а бывало, что и в катакомбах Сиракуз, Рима, Эфеса. Длилось это на протяжении трех столетий, пока к власти не пришел Константин Великий. В 323 году он стал полноправным императором Римской империи. Христианство он сделал государственной религией. С тех пор и началось активное возведение храмов, а позже и монастырей. Именно его мать - царица Елена Константинопольская - была инициатором воздвижения в Иерусалиме.

С той поры устройство храма, его внутреннее убранство, архитектура претерпели значительные изменения. На Руси повелось строить крестово-купольные церкви, этот тип актуален до сих пор. Важной деталью любого храма являются купола, венчаются которые крестом. Уже издалека по ним можно заприметить дом Божий. Если же купола украшаются позолотой, то под лучами солнца они пламенеют, символизируя огонь, пылающий в верующих сердцах.

Внутреннее устройство

Внутреннее устройство храма обязательно символизирует близость к Богу, наделено определенной символикой, убранством, служит для удовлетворения целей христианского богослужения. Как учит Церковь, весь наш материальный мир есть не что иное, как отражение духовного мира, невидимого глазу. Храм - образ присутствия Царства Небесного на земле, соответственно, образа Царя Небесного. Устройство православного храма, его архитектура, символика дают возможность верующим воспринимать храм как начало Царствия Небесного, его образ (невидимый, далекий, божественный).

Как и любое строение, храм должен нести в себе те функции, для которых он предназначен, удовлетворять потребности и иметь следующие помещения:

  • Для священнослужителей, которые проводят службы.
  • Для всех верующих, присутствующих в церкви.
  • Для кающихся и тех, кто готовится принять крещение.

Издревле храм разделяется на три основные части:

  • Алтарь.
  • Средняя часть храма.
  • Притвор.
  • Иконостас.
  • Жертвенник.
  • Престол.
  • Ризница.
  • Горнее место.
  • Амвон.
  • Солея.
  • Пономарка.
  • Клиросы.
  • Паперти.
  • Свечные ящики.
  • Колокольня.
  • Крыльцо.

Алтарь

Рассматривая устройство храма, особое внимание нужно уделить самая главная часть церкви, предназначенная только для священнослужителей, а также для тех лиц, которые прислуживают им во время богослужений. Алтарь заключает в себе образы Рая, небесного жилища Господа. Обозначает таинственную сторону во Вселенной, часть неба. Иначе алтарь называют «небо на Зеле». Всем известно, что Господь закрыл после грехопадения Врата в Царствие Небесное для простых мирян, вход сюда возможен только Имея особое священное значение, алтарь всегда внушает верующим благоговение. Если верующий, помогающий в службе, наводящий порядок или зажигающий свечи, заходит сюда, он обязательно должен совершить земной поклон. Мирянам вход в алтарь запрещен по той простой причине, что место это всегда должно быть чисто, свято, именно здесь находится Святая Трапеза. Не допускается в этом месте толчея и бесчинство, которое по своей греховной натуре могут допустить простые смертные. Место это для сосредоточения молитвы священником.

Иконостас

Христиане испытывают чувство благоговения, войдя в православный храм. Его устройство и внутреннее убранство, иконы с ликами Святых превозносят души верующих, создают атмосферу умиротворения, трепет перед Господом нашим.

Уже в древних катакомбных храмах алтарь начали отгораживать от остальной части. Тогда уже существовала солея, алтарные преграды выполнялись в виде приспущенных решеток. Намного позже возник иконостас, который имеет царские и боковые врата. Он служит разделительной чертой, которая разгораживает средний храм и алтарь. Устроен иконостас следующим образом.

В центре размещены царские врата - особо украшенные двери с двумя створками, располагаются напротив престола. Почему они так называются? Считается, что через них сам Иисус Христос исходит, чтобы преподать причастие людям. Слева и справа от устанавливаются северные и южные врата, которые служат для входа и выхода священнослужителей в уставные моменты богослужения. Каждая из икон, расположенных на иконостасе, имеет свое особое место и значение, рассказывает о каком-либо событии из Писания.

Иконы и фрески

Рассматривая устройство и убранство православного храма, нужно отметить, что иконы и фрески являются очень важной принадлежностью. Изображаются на них Спаситель, Богородица, ангелы, святые угодники из библейских сюжетов. Иконы в красках передают нам то, что описывается словами в Священном Писании. Благодаря им в храме создается молитвенное настроение. Молясь, нужно помнить, что молитва возносится не к картинке, а к образу, изображенному на ней. На иконах образы изображены в том виде, в каком они снисходили к людям, какими видели их избранные. Так, Троица изображена в том виде, как видел ее праведный Авраам. Иисус изображен в том человеческом обличье, в котором жил он среди нас. Святой дух принято изображать в виде голубя, так явился он во время крещения Христа в реке Иордан, или в виде огня, который видели апостолы в день Пятидесятницы.

Вновь писаная икона обязательно освящается в храме, окропляется святой водой. Тогда она становится священной и имеет способность действовать с Благодатью Святого Духа.

Нимб вокруг головы обозначает, что изображенный на иконе лик имеет благодать Божию, является святым.

Средняя часть храма

Внутреннее устройство православного храма обязательно содержит среднюю часть, иногда ее называют нефом. В этой части храма расположены амвон, солея, иконостас и клиросы.

Именно эта часть собственно и зовется храмом. Издревле эту часть называют трапезной, ведь здесь вкушают Евхаристию. Средний храм символизирует земное бытие, чувственный людской мир, но оправданный, обожженный и уже освященный. Если алтарь символизирует Верхнее Небо, то средний храм - это частица обновленного людского мира. Две эти части должны взаимодействовать, под руководством Неба восстановится на Земле нарушенный порядок.

Притвор

Притвор, входящий в устройство христианского храма, является его преддверием. В истоках веры в нем останавливались кающиеся лица или те, кто готовился к Святому Крещению. В притворе чаще всего располагают церковный ящик для продажи просфор, свечей, икон, крестиков, для регистрации венчаний и крещений. В притворе могут стоять те, кто получил от духовника епитимью, да и все люди, которые по каким-то причинам считают себя в данный момент недостойными входить в храм.

Внешнее устройство

Архитектура у православных храмов всегда узнаваема, и хоть виды ее бывают различными, внешнее устройство храма имеет свои основные части.

Абсида - выступ для алтаря, пристраивается к храму, обычно имеет полукруглую форму.

Барабан - верхняя часть, которая завершается крестом.

Световой барабан - барабан с прорезанными проемами.

Глава - увенчивающий храм купол с барабаном и крестом.

Закомара - русская архитектура. Полукруглое завершение части стены.

Луковица - глава церкви луковичной формы.

Паперть - возвышенное над уровнем земли крыльцо (закрытого или открытого типа).

Пилястра - плоский декоративный выступ на поверхности стены.

Портал - вход.

Трапезная - пристройка с запада здания, служит местом проповеди, собраний.

Шатер - имеет несколько граней, покрывает башни, храм либо колокольню. Распространено в архитектуре XVII века.

Фронтон - завершает фасад здания.

Яблоко - купольный шар, на котором установлен крест.

Ярус - убывание по высоте объема всего здания.

Виды храмов

Православные храмы имеют различную форму, они могут быть:

  • В форме креста (символ распятия).
  • В форме круга (олицетворение вечности).
  • В форме четырехугольника (знак Земли).
  • В форме восьмиугольника (путеводная Вифлеемская звезда).

Каждая церковь посвящена какому-либо святому, важному христианскому событию. День их памяти становится престольным храмовым праздником. Если приделов с алтарем несколько, то каждый называется отдельно. Часовня - это небольшое сооружение, которое напоминает храм, но не имеет алтаря.

Во времена устройство христианского храма Византии имело крестово-купольный тип. В нем объединялись все традиции восточного храмового зодчества. Русь переняла от Византии не только православие, но и образцы архитектуры. Сохраняя традиции, при этом русские церкви имеют много своеобразного и самобытного.

Устройство буддийского храма

Многие верующие интересуются, а каким образом устроены храмы Будды. Дадим краткую информацию. В также устанавливается все согласно строгим правилам. Все буддисты почитают «Три сокровища» и именно в храме ищут для себя прибежища - у Будды, его учения и у общины. Правильное место - то, где собраны все «Три сокровища», они должны быть надежно защищены от любого влияния, от посторонних. Храм - замкнутая территория, защищенная со всех сторон. Мощные ворота - главное требование в устройстве храма. Буддисты не различают монастырь или храм - для них это одно и то же понятие.

Каждый буддийский храм имеет изображение Будды, неважно, вышитое, рисованное или это скульптура. Изображение это должно размещаться в «золотом зале», ликом к востоку. Главная фигура имеет огромные размеры, все остальные изображают сцены из жизни святого. Храм имеет и другие изображения - это все существа, почитаемые буддистами. Алтарь в храме украшают фигуры знаменитых монахов, они расположены чуть ниже Будды.

Посещение буддийского храма

Те, кто хочет посетить буддийский храм, обязательно должны придерживаться некоторых требований. Ноги, плечи обязательно должна прикрывать непрозрачная одежда. Как и остальные религии, буддизм считает, что несоблюдение приличий в одежде - это неуважение к вере.

Ноги у буддистов считаются самой грязной частью тела, потому что они соприкасаются с землей. Поэтому при входе в храм нужно обязательно снять обувь. Считается, что так ноги становятся чище.

Обязательно нужно знать правило, по которому садятся верующие. Ноги ни в коем случае не должны указывать в сторону Будды или какого-либо святого, поэтому буддисты предпочитают держать нейтралитет - сидеть в позе лотоса. Можно просто подогнуть ноги под себя.

По-гречески же алтарь в древности назывался "бима", что означало возвышенный жертвенник, возвышение, с которого ораторы произносили речи, судилище, с которого цари возвещали народу свои повеления, творили суд и раздавали награды.Эти названия, в общем, соответствуют духовному назначению алтаря в православном храме.
Алтарь, по причине совершаемого в нем таинства Евхаристии, как бы повторяет собою ту прибранную, устланную, готовую горницу, где состоялась Тайная вечеря, потому и в наши дни Он содержится в особенной чистоте, устилается коврами и, по возможности всячески украшается.

История алтаря православного храма восходит к тем ранним временам христианства, когда в катакомбных храмах под землей и в наземных базиликах, в передней части, отгороженной низкой решеткой или колоннами от остального пространства, ставилась, как святыня, каменная гробница с останками святого мученика. На этой каменной гробнице в катакомбах совершалось таинство Евхаристии - претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

Со временем алтарь со святым престолом стал все более отгораживаться от остальной части храма. В катакомбных храмах (I-V вв. по Р.X.) уже существовали солея и алтарные преграды в виде низких решеток. Затем возник иконостас с царскими и боковыми дверями , который служил своего рода разделительной чертой, отгораживающей алтарь от остального храма.

Количество окон в алтаре символично:

три окна знаменуют несозданный свет Святой Троицы,
два раза по три окна (вверху и внизу) или три вверху и два внизу - в честь двух естеств Господа Иисуса Христа,
четыре окна - во имя Четвероевангелия.

В центре алтаря находится престол - стол, на котором во время Литургии совершается Таинство Евхаристии. Престол символизирует собой Гроб Господень.
В соответствии с древнейшими традициями, восточная стена алтаря с внешней стороны храма делается в форме полукружия ("абсида"). Вплотную к середине абсиды алтаря, напротив престола, делается возвышение. В кафедральных архиерейских соборах и во многих приходских храмах на этом месте стоит кресло для епископа как знамение престола, на котором невидимо восседает Вседержитель. В приходских храмах в полукружии абсиды возвышения и кресла может и не быть, но в любом случае это место является знамением того Небесного Престола, на котором незримо присутствует Господь, и от этого оно называется Горнее (т. е. небесное, божественное) место .
Горнему месту обязательно кадят во время богослужений; проходя мимо него, кланяются, осеняя себя крестным знамением; на Горнем месте непременно возжигается свеча или лампада. Прямо перед Горним местом позади престола помещается обычно семисвечник , который в древности был подсвечником для семи свечей, а ныне чаще всего является светильником, разветвленным на семь ветвей от одного высокого столпа, в котором находятся семь лампад, возжигаемых при богослужении. Это соответствует Откровению Иоанна Богослова, видевшего на этом Горнем месте семь золотых светильников.

Справа от Горнего места и слева от престола расположен жертвенник , на котором совершается проскомидия. Около него обычно стоит стол для поданных верующими просфор и записок с именами людей о здравии и об упокоении. Справа от престола, чаще всего в отдельном помещении, располагается сосудохранилище и ризница , где хранятся в не богослужебное время священные сосуды и облачение духовенства. Иногда ризница может находиться в отдельном от алтаря помещении. Но в таком случае справа от престола всегда имеется стол, на который полагаются ризы священнослужителей, приготовленные для богослужения.
По сторонам семисвечника, с северной и южной сторон престола, принято поставлять на древках выносную икону Божией Матери (с северной стороны) и Крест с образом Распятия Христова (с южной). Справа или слева от престола помещается умывальник для омовения рук священнослужителей перед литургией и омовения уст после нее и место, где возжигается кадило.

Главную принадлежность алтаря составляет святой престол, по-гречески - "трапеза", как он называется иногда и по церковно-славянски в наших богослужебных книгах. В первые века христианства, в подземных церквах катакомб, престолом служила гробница мученика, по необходимости имевшая форму удлиненного четырехугольника и примыкавшая к алтарной стене. В древних же надземных церквах престолы стали устраиваться почти квадратные.
Престол знаменует собой небесный престол Божий, на котором таинственно присутствует Сам Господь Вседержитель. Он именуется также "жертвенником" (по-гречески "фисиастирион"), потому что на нем приносится Бескровная Жертва за мир. Престол изображает собою и гроб Христов, ибо на нем полагается Тело Христово. Четырехугольная форма престола символически изображает то, что на нем приносится жертва для всех четырех стран света, что все концы земли призываются ко вкушению Тела и Крови Христовой.
Соответственно двоякому значению престола, он облачается в две одежды, нижнюю белую одежду, которая называется "срачицей" (по-гречески - "катасаркион", "приплотие") и изображает собой плащаницу, которой было обвито Тело Спасителя, и верхнюю "индитию" (от греческого - "эндио", "одеваю") из драгоценной блестящей одежды, которая изображает славу престола Господня. При освящении храма нижняя одежда (срачица) обвивается веревкой, которая символизирует собою узы Господа, которыми Он был связан, когда Его вели на суд к первосвященникам Анне и Каиафе (Иоан. 18:24). Веревка обвязывается вокруг престола так, что со всех четырех сторон его получается крест, символизирующий собою тот крест, которым злоба иудеев низвела Господа во гроб и который послужил к победе над грехом и адом.

Важнейшую принадлежность престола составляет антиминс (от греческого "анти" "вместо" и латинского mensa "менса" "стол, престол"), или "вместопрестолие". В настоящее время антиминс представляет собою шелковый плат с изображением положения Господа Иисуса Христа во гроб, четырех Евангелистов и орудий страданий Христа Спасителя, внутри которого, в особом мешочке с обратной стороны, вложены частицы св. мощей. Антиминс, выданный архиереем священнику при освящении храма, есть как бы видимый знак полномочия священника совершать Божественную литургию, находясь в подчинении архиерея, выдавшего этот антиминс.
Антиминс лежит на престоле, сложенный вчетверо.
Внутри его полагается "губа ", или по-гречески "муса". Она знаменует ту губку, которую, напитав желчью и уксусом, подносили к устам Господа, висевшего на кресте. Служит губа для отирания частиц Тела Христова и частиц, вынутых в честь святых, живых и умерших, при погружении их в святую чашу при окончании литургии.
Антиминс, сложенный вчетверо, заворачивается еще в особый шелковый плат, который несколько больше его по размерам, и называется "илитоном " (от греческого "илэо", что значит "обвертываю"). Илитон изображает собою те пелены, которыми повит был Господь по рождестве Своем, и одновременно ту плащаницу, в которую обернуто было Его Тело при погребении Его во гробе.

В настоящее время сверху антиминса на престоле полагается Евангелие , обычно украшенное, и в драгоценном переплете, с изображениями на верхней крышке. В середине крышки изображается Воскресение Христово, а по углам - четыре Евангелиста. В древности Евангелие находилось не на престоле, а в особом отделении при алтаре - сосудохранилище, и торжественно вносилось в алтарь перед тем, как должно было читаться ("малый вход").
Рядом с Евангелием полагается на престоле крест , ибо на престоле приносится Бескровная Жертва в память той жертвы, которую Господь принес на кресте. Этот крест, как и Евангелие, называется "напрестольным".

Иногда ставится еще крест за престолом (запрестольный крест).

Для хранения Святых Таин теперь на самом престоле ставится специальный ковчег или кивот, называемый также дарохранительницей . Он делается наподобие гроба Господня или в виде церкви. Там же хранится обычно и святое миро.

Также, внутри дарохранительницы или прямо на престоле, располагается дароносица - переносная дарохранительница для ношения Святых даров. Она используется для осуществления таинства Причастия вне храма и представляет из себя небольшой ковчег, в котором находятся маленькие потир и лжица, ковчежец для Даров, сосуд для вина, губка и плат.

На престоле также устанавливаются светильники для изображения Света Христова, просвещающего мир.
Ничего, кроме священных предметов, не должно находиться на престоле. Также, никто, кроме епископов, священников и диаконов, не должен касаться престола и лежащих на нём предметов.

В северной части алтаря (а в древности - в особом отделении, лишь примыкавшем к алтарю), устраивается "предложение " (по-гречески "професис").
Это стол, так же, как и престол, облаченный в драгоценную одежду, на котором в начале литургии приготовляются Святые Дары. Он называется "предложением" потому, что в древности туда приносились и "предлагались" верными хлеб и вино и все необходимое для совершения Божественной литургии. Из принесенного священник отбирал самое лучшее для совершения Таинства, а остальное употреблялось на так называемых - "агапах", или "вечерях любви", которые в древности соединялись с совершением Евхаристии. Предложение называется также "жертвенником ", потому что на нем приготовляются хлеб и вино для совершения Бескровной Жертвы.
Во время приготовления Святых Даров вспоминается и рождение и страдание Спасителя: поэтому жертвенник символизирует собою Вифлеем, или, частнее - ясли, в которых был положен Господь по рождении, и Голгофу, на которой он испил чашу страданий.

На жертвеннике находятся сосуды, необходимые для совершения Евхаристии и прочие необходимые священные предметы :

Дискос (по-гречески - "глубокое блюдо") это круглое металлическое блюдо, обычно золотое или серебряное, на подставке в виде ножки, на которое полагается "Агнец", то есть та часть просфоры, которая на литургии претворяется в Тело Христово, а также и другие частицы, изымаемые из просфор при начале литургии. Дискос символизирует собою ясли, в которые был положен новорожденный Богомладенец, а вместе с тем и гроб Христов.

Потир или чаша (от греческого - "потирион" сосуд для пития) - это есть тот сосуд, из которого верующие приобщаются Тела и Крови Христовой, и который напоминает собою ту чашу, из которой Господь приобщил в первый раз Своих учеников на Тайной вечери. При начале литургии в эту чашу вливается вино с добавлением небольшого количества воды (так, чтобы вино не потеряло свойственного ему вкуса), которое претворяется на литургии в истинную Кровь Христову. Эта чаша и напоминает также "чашу страданий" Спасителя.

Звездица (по-гречески - "астир, астерискос") состоит из двух дуг, соединенных между собою крестообразно. Напоминая звезду, приведшую волхвов в Вифлеем, звездица ставится на дискосе для того, чтобы покровцы не касались расположенных на дискосе частиц и не смешивали их.

Копие (по-гречески - "лонхи"). Это нож, имеющий форму копия, который служит для изъятия из просфор Агнца и прочих частиц. Оно напоминает то копие, которым прободены были пречистые ребра Спасителя на кресте (Иоан. 19:34).

Лжица, ложица (по-гречески - "лавида"), со времен св. Иоанна Златоуста употребляется для причащения мирян Тела и Крови Христовой. Она знаменует собою те клещи, которыми Серафим взял уголь от алтаря небесного, прикоснулся им к устам Исаии пророка и очистил их. Уголь Тела и Крови Христовой точно также очищает тело и душу верующих.

Губа, или губка (по-гречески - "муса") - отличная от той, которая влагается внутрь антиминса - употребляется для отирания св. чаши, после потребления иереем св. Даров. Она так и называется "истиральной" и оставляется всегда в св. чаше.

Покровцы употребляются для покрытия св. Даров.
Их три: одним покрывается дискос, другим потир, а третьим, который носит название "воздуха" (по-гречески - "аир"), покрываются дискос и потир вместе.
Воздухом, самым большим по размерам, иерей веет над св. Дарами во время пения Символа веры:
потрясая, колебля воздух, иерей тем изображает трус, бывший при воскресении Христовом.

Покровцы в начале литургии символизируют собою младенческие пелены Господа Иисуса,
а по Великом входе, который знаменует шествие Господа на Голгофу, и постановлении св. Даров на престол, что обозначает снятие Господа со креста и погребение, покровец над дискосом символизирует собою сударь, покрывавший главу Спасителя во гробе.

Покровец над потиром - плащаницу, или синдон, которым было обвито Тело Господа,
а воздух - камень, приваленный ко двери гроба.

Кроме дискоса при совершении проскомидии употребляются еще два блюдца и ковшик.
На одном блюдце изображен крест: оно употребляется для изъятия Агнца из первой просфоры.
На втором блюдце, имеющем изображение Божией Матери, изымается частица из второй просфоры в честь Божией Матери. С помощью ковшика, вино, смешанное с водой, вливается в св. чашу, а перед причащением священнослужителей в алтаре из этого ковшика наливается в св. чашу теплота.

Дикирий и трикирий это двусвечник и трисвечник, которые употребляются для осенения молящихся архиереем при Божественной литургии и некоторых других службах. Дикирий знаменует два естества Господа Иисуса Христа Божеское и человеческое, а трикирий три Лица Пресвятой Троицы. Право осенять дикирием и трикирием дается и некоторым архимандритам.

Внешнее и внутреннее устройство храма

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что он посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти диавола. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, спасает нас от бушующего моря житейского и ведет к тихой, надежной пристани в Царстве Небесном. Иногда храмовое здание устраивается в виде круга: этим напоминается нам вечность Церкви Христовой; оно может быть устроено и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обычно завершается сверху куполом, изображающим небо. Купол же венчает глава, на которой ставится крест – во славу Главы Церкви Иисуса Христа. Часто на храме ставят не одну, а несколько глав: две главы означают два естества (Божественное и человеческое) в Иисусе Христе, три главы – три Лица Святой Троицы, пять глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав – семь таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав – девять чинов ангельских, тринадцать глав – Иисуса Христа и двенадцать апостолов; иногда строят и большее количество глав.

Православные храмы строятся алтарем на восток – в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «Восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет.

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например Троицкий храм, Преображенский, Николаевский и т. д. Если в храме устраивается несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными, или приделами (пристройка к главному храму, имеющая свой алтарь и в нем особый престол).

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом строится колокольня, или звонница, то есть башня, на которой висят колокола, употребляемые, чтобы созывать верующих на молитву и для возвещения о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Православный храм (по образцу ветхозаветного храма, имевшего двор, святилище и святое – святых) по внутреннему устройству делится на три части: алтарь, средний храм и притвор.

Притвором называется западная часть храма, где находится главный вход. Она соответствует двору ветхозаветного храма, где молился весь народ. Раньше притвор предназначался для лиц, не имевших права входить в храм. Здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства крещения; и тяжело согрешившие и отступившие от Церкви, посланные стоять в притворе для исправления. В настоящее время в притворе продаются свечи и просфоры. Иногда в притворе стоят люди, получившие соответствующую епитимию (наказание) от духовника, а также люди, которые сами по тем или иным причинам почитают себя недостойными в данное время проходить в среднюю часть храма. Поэтому и в наши дни притвор сохраняет свое духовно-практическое значение.

Распространенное название этой части – трапеза, поскольку в древности в ней устраивались угощения для нищих по случаю праздника или поминовения усопших. В Византии эта часть называлась еще нарфикс – место для наказанных.

Сейчас у притвора имеется богослужебное назначение. В нем совершаются литии на великих вечернях и панихиды по усопшим.

Вход в притвор с улицы обычно устраивается в виде паперти – площадки перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней. Паперть имеет весьма определенный смысл, так как является образом того духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира.

В притворе есть изображения пророков, предвозвестивших воплощение Христа, ветхозаветных событий, являвшихся прообразами Его пришествия. На западной стене притвора помещается изображение Страшного Суда, с тем чтобы выходящие из церкви могли унести с собой мысль о неизбежном конце и задуматься о своих грехах.

Средняя часть храма, где стоят молящиеся, соответствует святилищу ветхозаветного храма. В святилище ветхозаветного храма никто не имел права входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.

Здесь находятся образы воплотившегося Христа Спасителя на руках Богоматери, Святой Троицы, святых и Ангелов. В куполе возвышается Христос Вседержитель, Глава Церкви, с Евангелием, открытым на словах: Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11: 28). Под куполом, в четырех углах, называемых «парусами», изображены евангелисты, распространяющие учение Христа по всему миру.

В этой части храма происходит вкушение Евхаристии. Она символизирует область земного бытия, мир людей, но уже оправданный, освященный. Толкования сходятся в том, что, в отличие от алтаря, знаменующего собою область бытия Божия, средняя часть храма – это подобие тварного мира.

Алтарь – это самая священная часть храма. Как святое – святых в ветхозаветном храме означало, так и теперь алтарь означает Царство Небесное. В Ветхом Завете во святое – святых мог входить только первосвященник, да и то один раз в год и лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте, откроет Царство Небесное для всех. Вот почему, когда Христос умер на кресте, завеса в храме, закрывавшая святое – святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верою приходит к Нему.

В алтаре, в углублении свода, находится образ Богоматери, Которая неотделима через воплощение от Искупительной Жертвы. Над жертвенником, где приготовляются Святые Дары, располагаются иконы: «Распятие», «Положение во гроб» или «Снятие с креста».

Святость этого места настолько велика, что в древности вход в алтарь был строго запрещен кому-либо из мирян, как женщинам, так и мужчинам. Исключение делалось иногда только для диаконис, а впоследствии для инокинь в женских монастырях, где они могли входить в алтарь для уборки и возжигания светильников. Впоследствии с особого архиерейского или иерейского благословения в алтарь было дозволено входить иподиаконам, чтецам, а также и так называемым алтарникам из благоговейных мужей или инокинь, в обязанности которых входит уборка алтаря, возжигание светильников, приготовление кадила и т. п.

В центре алтаря находится престол – особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя одеждами: нижней – белой, из полотна, и верхней – из более дорогой материи, на котором совершается таинство причащения.

Святой престол православного храма символизирует невещественный Престол Пресвятой Троицы, Бога – Творца и Промыслителя всего сущего. Четыре стороны престола соответствуют четырем сторонам света, четырем временам года, четырем периодам суток (утро, день, вечер, ночь), четырем степеням области земного бытия (неживая природа, растительный мир, животный мир, человеческий род).

Престол знаменует собою также Христа. В этом случае четырехугольная форма престола означает Четвероевангелие, содержащее всю полноту учения Спасителя, и то, что все четыре стороны света, все люди, призываются к общению с Богом в Святых Тайнах.

Святой престол также знаменует собою гроб Господа Иисуса Христа, в котором покоилось Его тело до момента воскресения, а также и Самого Господа, лежащего во гробе.

На святом престоле находятся: антиминс, Евангелие, один или несколько напрестольных крестов, дарохранительница, пелена (полупрозрачная ткань), покрывающая все предметы на престоле в промежутках между богослужениями, и дароносица.

Антиминс – плат с зашитыми частицами мощей христианских святых и надписанием епископа. Антиминс – необходимая принадлежность для совершения полной литургии. Освящается по особому чину только епископом. Обычно он четырехугольный, из шелковой или льняной материи. На современных антиминсах изображаются положение во гроб Иисуса Христа после снятия с креста и четыре евангелиста. На антиминсе постоянно находится губка для собирания мелких частиц Тела Христова в чашу, а также для отирания рук и губ священнослужителей после Причастия. Без антиминса нельзя служить литургию. Для сохранности антиминс завертывается в другой шелковый плат – илитон.

Поверх сложенного антиминса непременно полагается на престоле Евангелие, называемое напрестольным, чтобы видимым для всех образом свидетельствовать о постоянном присутствии Господа Иисуса Христа в самой главной части храма. С этим Евангелием совершают входы на литургии, на некоторых вечернях его выносят на середину храма для чтения или поклонения ему, в определенных случаях его читают на престоле или в храме, им крестообразно осеняют престол в начале и в конце литургии.

Так как на престоле совершается Бескровная Жертва Тела и Крови Христовых, то рядом с Евангелием на престол непременно полагается крест с изображением распятого Господа.

Помимо антиминса, Евангелия, Креста, составляющих неотъемлемую принадлежность престола, на нем находится дарохранительница, – особый сосуд, обычно устроенный в виде храма или часовни, с небольшой гробницей. Внутри этого сосуда в гробнице или в особом ящичке в нижней части полагаются приготовленные особым образом для длительного хранения частицы Тела Христова, пропитанные Его Кровью. Эти частицы употребляются для причащения верующих на литургии преждеосвященных даров и больных.

На престолах принято также полагать и дароносицы – небольшие ковчежцы, чаще всего устраиваемые в виде часовенки с дверцей и с крестом наверху. Внутри дароносицы находится ящичек для положения частиц Тела с Кровью Христовой, маленькая чаша, лжица (небольшая ложка для причащения), иногда сосуд для вина. Дароносицы служат для перенесения Святых Даров в дома больных и умирающих людей для их причащения.

Со временем алтарь стал все более отгораживаться от остальной части храма. В катакомбных храмах уже существовали солея и алтарные преграды в виде низких решеток. Затем возник иконостас с царскими и боковыми дверями, который служит своего рода разделительной чертой, отгораживающей алтарь от остального храма.

Иконостас устраивается следующим образом. В центральной его части помещаются царские врата – двустворчатые, особо украшенные двери, расположенные напротив престола. Они называются так потому, что через них исходит Царь славы Господь Иисус Христос в Святых Дарах для преподания причастия людям, а также во время входов с Евангелием и на великом входе за литургией в предложенных, но еще не преложенных Честных Дарах.

Слева от царских врат устраиваются северные одностворчатые двери для выходов священнослужителей в уставные моменты богослужения. Справа от царских врат, в южной части иконостаса находятся южные одностворчатые двери для уставных входов священнослужителей в алтарь, когда они совершаются не через царские врата. Изнутри царских врат, со стороны алтаря, привешивается сверху донизу завеса. Она отдергивается и задергивается в уставные моменты и знаменует собою вообще покров тайны, прикрывающий святыни Божии.

На царских вратах помещается обычно образ Благовещения Архангелом Гавриилом Деве Марии о предстоящем рождении Спасителя мира, а также образы четырех евангелистов, возвестивших об этом пришествии Сына Божия во плоти всему человечеству. Это пришествие, являясь началом, основным событием нашего спасения, воистину отверзло людям закрытые доселе двери небесной жизни, Царства Божия.

Справа от царских врат помещается образ Христа Спасителя, и сразу за ним – образ того святого или священного события, во имя которого освящен данный храм или придел. Слева от царских врат ставится образ Матери Божией. Тем самым всем присутствующим в храме показывается, что вход в Царство Небесное открывается людям Господом Иисусом Христом и Его Пречистой Матерью.

Далее за иконами Богоматери и храмового праздника по обе стороны царских врат ставятся иконы наиболее чтимых в данном приходе святых или священных событий. На боковых, северных и южных дверях алтаря изображаются, как правило, архидиаконы Стефан и Лаврентий (первомученики) или Архангелы Михаил и Гавриил. Над царскими вратами помещается образ Тайной Вечери как начала и основания Христовой Церкви с ее самым главным таинством. Этот образ указывает также, что за царскими вратами в алтаре происходит то же самое, что происходило на Тайной Вечери, и что через царские врата совершится вынесение плодов этого таинства – Тела и Крови Христовых для причащения верующих.

Справа и слева от этой иконы образа Тайной Вечери, во втором (праздничном) ряду иконостаса, находятся иконы важнейших христианских праздников, то есть тех священных событий, которые послужили спасению людей.

Следующий, третий ряд икон (так называемый деисисный) имеет своим центром образ Христа Вседержителя, в царственном облачении восседающего на троне, грядущего судить живых и мертвых. По правую руку от Христа изображается Пресвятая Дева Мария, молящая Его о прощении человеческих грехов, по левую руку от Спасителя – образ проповедника покаяния Иоанна Предтечи в таком же молитвенном положении. Эти три иконы носят название деисиса (от греч. «деисис» – моление). По сторонам от Богоматери и Иоанна Крестителя располагаются образы апостолов, обращенных ко Христу в молитве.

В центре четвертого ряда (так называемого пророческого) иконостаса изображается Матерь Божия с Богомладенцем в лоне Своем или на коленях. По обе стороны от Нее изображены предвозвестившие Ее и рожденного от Нее Искупителя ветхозаветные пророки.

В пятом ряду иконостаса (так называемого праотеческого; пятый ряд не является обязательным и может отсутствовать) по одну сторону помещаются образы праотцев, а по другую – святителей. Верхний ряд в лице ветхозаветных патриархов с соответствующими текстами на свитках представляет ветхозаветную Церковь от Адама до Моисея. В центре этого ряда помещается образ Святой Троицы, или «Отечество» (один из иконографических вариантов изображения Святой Троицы).

Иконостас непременно венчается крестом или крестом с Распятием как вершиной Божественной любви к падшему миру, отдавшей Сына Божия в жертву за грехи человечества.

За престолом стоит семисвечник, то есть подсвечник с семью лампадами, а за ним – запрестольный крест. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом, оно обычно делается возвышенным.

По сторонам семисвечника, с северной и южной сторон престола, принято поставлять на древках выносную икону Божией Матери (с северной стороны) и крест с образом Распятия Христова (с южной). Справа или слева от престола помещается умывальник для омовения рук священнослужителей перед литургией и омовения уст после нее и место, где возжигается кадило.

Жертвенником называется стол, покрытый священными одеждами, на котором совершается проскомидия, т. е. приготовляются хлеб и вино для совершения таинства причащения (Евхаристии). Он стоит в северо-восточном углу алтаря. На нем находятся священные сосуды: чаша (потир), в которую вливается церковное вино; дискос – небольшое круглое блюдо на подставке с изображением Младенца Иисуса, лежащего в яслях. На дискос кладется хлеб (Агнец – вырезанная средняя часть просфоры) для освящения на литургии, а также частицы, вынутые из других просфор; звездица, состоящая из двух, крестообразно соединенных между собой, изогнутых металлических дуг; она поставляется на дискосе для того, чтобы покров не прикасался к вынутым из просфор частицам; копье, которым вырезается из просфоры Агнец и вынимаются частицы из просфор; лжица (ложечка) для причащения верующих; губка для вытирания сосудов.

В древней Церкви в алтаре жертвенника не было. Он устраивался в особом помещении, в древнерусских храмах – в северном приделе, соединенном с алтарем небольшой дверью. Такие приделы с двух сторон алтаря к востоку повелевалось устраивать еще Апостольскими постановлениями: северный придел – для предложения (жертвенника), южный – для сосудохранилища (ризницы). Позднее для удобства жертвенник был перенесен в алтарь, а в приделах чаще всего стали устраивать храмы, то есть ставили и освящали престолы в честь священных событий и святых. Таким образом, многие древние храмы стали иметь не один, а два и три престола, соединять в себе два и три особых храма.

В приходских храмах, не имеющих особого сосудохранилища, на жертвеннике постоянно находятся богослужебные священные сосуды, покрываемые в неслужебное время пеленами. На жертвеннике обязательно ставится лампада, имеется крест с Распятием.

Жертвенник знаменует пещеру, где были ясли, то есть место Рождества Христова, а также Голгофу, место крестного подвига Спасителя. Кроме того, когда Святые Дары в конце литургии переносятся с престола на жертвенник, он приобретает значение небесного Престола, куда вознесся Господь Иисус Христос и воссел одесную Бога Отца.

Возле жертвенника обычно ставится стол для положения на нем просфор, поданных верующими, и записок о здравии и о упокоении.

В алтаре хранятся также кадильницы, употребляемые для каждения фимиамом (ладаном). Каждение установлено еще в ветхозаветной Церкви Самим Богом.

Каждение перед святым престолом и иконами выражает наше почтение и благоговение к ним. Каждение, обращенное к молящимся, выражает пожелание, чтобы молитва их была усердной и благоговейной и легко бы возносилась к Небу, подобно дыму кадильному, и чтобы благодать Божия так осеняла верующих, как окружает их дым кадильный. На каждение верующие отвечают поклоном.

В алтаре также хранятся дикирий и трикирий, употребляемые архиереем для благословения народа, и рипиды.

С правой стороны от алтаря устраивается ризница. Так называется помещение, где хранятся ризы, т. е. священные одежды, употребляемые при богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается богослужение.

Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, выступает значительно вперед, в среднюю часть храма, и называется солеей.

Середина солеи, возвышение перед царскими вратами, называется амвоном, т. е. восхождением. На амвоне диакон произносит от лица молящихся ектении (молитвенные прошения) и читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим и святое причастие.

По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов.

У клиросов стоят хоругви – изображения Лика Спасителя или Пресвятой Богородицы на материи или металле, прикрепленные к длинным древкам. Их носят во время крестных ходов как церковные знамена.

В храме имеется еще канунник – низенький столик, на котором стоит изображение Распятия и устроена подставка для свечей. Перед канунником служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения.

Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи.

Посередине храма, вверху на потолке, висит паникадило, т. е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения.

Важной принадлежностью православного храма являются иконы и фрески с изображениями Спасителя, Ангелов, святых угодников Божиих и библейских сюжетов. Иконы свидетельствуют о Боге, делах Его милости, о небесном мире. Они передают в красках то, что Священное Писание описывает словами, создают в храме молитвенное настроение. Молясь перед иконой, надо помнить, что мы молимся не веществу, из которого она сделана, а Господу, Богоматери или святому, которые на ней изображены.

Древнейшие места молитвы христиан, катакомбы, сохранили до наших дней священные изображения тех времен. Эти изображения отличаются большей символичностью в сравнении с современными иконами. Тем не менее идея та же: напоминать о Боге. Среди таких древних изображений следует упомянуть агнца – символ Господа Иисуса Христа, пострадавшего за людей; льва – символ Его могущества; рыбы – в своем греческом названии «ихтис» содержит инициалы Иисуса Христа, Сына Божия; якорь – знак христианской надежды; голубя – символ Святого Духа и т. д. Встречаются в катакомбах и более сложные композиции, иллюстрирующие библейские события и евангельские притчи: Ноя в ковчеге, поклонение волхвов, воскрешение Лазаря и другие. С веками эти ранние христианские символы и композиции стали более художественными и разнообразными.

На иконах Бог изображается в тех образах, в которых Он являлся людям. Так, например, Пресвятая Троица изображается в виде трех странников-Ангелов, сидящих за столом. В таком виде Господь явился праведному Аврааму. На других иконах каждое из Лиц Пресвятой Троицы имеет Свое символическое очертание. Бог Отец – в виде старца, потому что Он так явился пророкам Исаии и Даниилу. Иисус Христос изображается в человеческом образе, каким Он был, когда сошел на землю и сделался человеком: младенцем на руках у Девы Марии или учащим народ и совершающим чудеса, преображающимся, страдающим на кресте, лежащим во гробе, воскресшим или вознесшимся.

Бог Дух Святой изображается в виде голубя (так Он явил Себя во время Крещения Спасителя в Иордане) или в виде огненных языков (так Он сошел видимым образом на святых апостолов в пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа).

Вновь написанная икона непременно должна быть освящена в храме и окроплена святой водой. После этого она становится священным предметом, через который невидимо действует благодать Святого Духа. Известно много чудотворных икон, от которых совершаются исцеления.

Вокруг головы Спасителя и святых на иконах изображается сияние – нимб. Он символизирует благодать Божию, пребывающую в том, кто с нимбом нарисован.

Размещение святых изображений отражает в гармоничной неразрывности догматы Православия: Нераздельность и Единосущность Святой Троицы, Воплощение и Искупительную Жертву Христа.

Из книги НАСТАВЛЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ автора Феофан Затворник

ПРЕЛЬЩЕНИЕ ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ Справедлива также боязнь прельщения… бывает мысленная прелесть - это самомнение; бывает внешняя - это светы, звуки, фигуры какие-нибудь. Плюйте на все сие… Вражье есть. Бес явился к одному, и ну кричать: "Христос идет, Христос идет!" Тот

Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор Владимирович

Из книги Достижение мира посредством внутреннего спокойствия автора Гьяцо Тензин

Внутреннее и внешнее разоружение Таким образом, для внутреннего мира и мира во всем мире нам необходимо и внутреннее, и внешнее разоружение. Это означает, что на внутреннем уровне мы развиваем сострадание и затем, со временем, на этой основе мы способны разоружить все: все

Из книги Ветхозаветные пророческие школы. Библейско-исторический этюд автора Троицкий Владимир Алексеевич

Внутреннее устройство пророческих школ Библия даёт немало оснований судить о внутреннем устройстве пророческих школ, хотя и этих сведений далеко недостаточно для отчётливого и подробного представления как сущности, так и внешних форм пророческих школ. В сообщениях 1-й

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 1 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

23:1 - 27:34 Устройство Храма и царства Эти главы обескураживают, поскольку на первый взгляд кажутся скучными именными списками, сходными с теми, что мы видели в главах 1 - 9, но при более внимательном чтении в этих списках обнаруживаются разногласия. Это фактически списки

Из книги Справочник православного человека. Часть 1. Православный храм автора Пономарев Вячеслав

Из книги Духовные беседы автора Египетский Преподобный Макарий

Беседа 42. К совершенству ведет человека, или вредит ему, не внешнее, но внутреннее, то есть, или Дух благодати, или дух лукавства 1. Если большой город, по разорении стен его, взят врагами и опустошен; то не приносит ему пользы обширность. Почему, при величине нужно ему иметь и

Из книги Правила поведения в церкви автора Звонарева Агафья Тихоновна

Внутреннее устройство храма Итак, вы входите в храм. Вы прошли первые двери и попали в притвор, или трапезную. Притвор есть преддверие к храму. В первые века христианства здесь стояли кающиеся, а также оглашенные (то есть лица, готовящиеся к святому крещению). Теперь эта

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

Внутреннее расположение и устройство храма Внутреннее расположение храмов определяется еще с глубокой древности целями христианского богослужения и символическим воззрением на их значение. Как всякое целесообразное здание, христианский храм должен был удовлетворять

Из книги Лучшие притчи дзэн [Обычные истории о людях необы­чайных] автора Маслов Алексей Александрович

Внешнее и внутреннее в школе Чань Приход созерцания Старшим учеником Пятого патриарха школы Чань, наставника Хунжэня, был Шэньсюй, что означало «Чудесная красота». Однажды, следуя указаниям Патриарха, Шэньсюй прямо на внутренней стене монастыря написал

Из книги Христианские притчи автора Автор неизвестен

Внешнее и внутреннее Один царь, разъезжая по своему царству со своими придворными, встретил двух нищих старцев в изорванных одеждах. Он тотчас же остановился, вышел из колесницы, поклонился им до земли и поцеловал их.Придворные оскорбились таким поступком царя,

Из книги Настольная книга православного верующего. Таинства, молитвы, богослужения, посты, устройство храма автора Мудрова Анна Юрьевна

Устройство храма Что такое христианская Церковь? Православные люди собираются в Божьем Доме – который называется церковь или храм – для молитв, участия в Таинствах, для бесед со священником. Православная Церковь – это и общество православных людей, и Дом Божий. Церковь

Из книги Истина Дао [Даосизм для Запада. C иллюстрациями] автора Анатоль Алекс

Из книги Свами Вивекананда: вибрации высокой частоты. Рамана Махарши: через три смерти (сборник) автора Николаева Мария Владимировна

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Устройство православного храма Первые храмы строили в виде базилики (прямоугольника), по образцу самых величественных сооружений того времени (правительственных зданий, домов знати). Это здание своей продолговатой формой напоминало корабль – один из символов Церкви,

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

XII Внутреннее и внешнее состояние избранного рода во время патриархальной эпохи. Богослужение и обряды. Нравы и образ жизни. Правление, промышленность и просвещение В истории патриархальной эпохи явственно выступают три отдельных ступени в отношении Бога к людям. После

Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного.

Новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного

Как ветхозаветный храм (вначале – скиния) разделялся на три части:

  1. святое святых,
  2. святилище и
  3. двор ,

– так и православный христианский храм делится на три части:

  1. алтарь,
  2. средняя часть храма и
  3. притвор .

Как святое святых тогда и теперь алтарь означает Царство Небесное.

В ветхозаветные времена в алтарь никто не мог входить. Только первосвященник один раз в год, и то лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это его действие знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте, откроет Царство Небесное для всех. Вот почему когда Христос умер на кресте, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верой приходит к Нему.

Средняя часть новозаветного храма соответствует святилищу ветхозаветного

Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть храма . В святилище ветхозаветного храма никто из народа не имел права входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.

Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор , теперь существенного значения не имеющий. Раньше здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства крещения. Теперь же иногда тяжело согрешивших и отступивших от Церкви временно посылают стоять в притворе для исправления.

Оглашенные - это люди готовящиеся стать христианами

Православные храмы строятся алтарем на восток – в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы называем Иисуса Христа «Солнце правды», «с высоты Востока» (то есть «Восток свыше»), «Восток имя ему».

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило‑Архангельский, Николаевский и т. д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными , или приделами .

В храме может быть несколько алтарей

Храм («церковь») есть особый дом, посвященный Богу – «Дом Божий», в котором совершаются богослужения. В храме пребывает особенная благодать или милость Божия, которая подается нам через совершающих богослужение – священнослужителей (епископов и священников).

Наружный вид храма отличается от обыкновенного здания тем, что над храмом возвышается купол , изображающий небо. Купол заканчивается вверху главою , на которой ставится крест , во славу главы Церкви – Иисуса Христа.

Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда

  • две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
  • три главы – три Лица Св. Троицы;
  • пять глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов,
  • семь глав – семь таинств и семь Вселенских Соборов;
  • девять глав – девять чинов ангельских;
  • тринадцать глав – Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Иногда строят и большее количество глав.

Над входом в храм обычно строится колокольня , то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон необходим для того, чтобы созывать верующих к богослужению и возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

При входе в храм снаружи устраивается паперть (площадка, крыльцо).

Внутри храм разделяется на три части:

  1. притвор ,
  2. собственно храм или средняя часть храма , где стоят молящееся, и
  3. алтарь , где совершаются священнослужителями богослужения и находится самое главное место во всем храме – святой престол , на котором совершается таинство святого Причащения.

Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом , состоящим из нескольких рядов икон и имеющим трое врат : средние врата называются Царскими , потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь славы, невидимо проходит в Святых Дарах (во святом причащении). Потому через царские врата никому не разрешается проходить кроме священнослужителей.

Иконостас нужен для отделения алтаря от средней части храма

Совершающееся по особому чину (порядку) в храме во главе со священнослужителем чтение и пение молитв называется богослужением .

Самое важное богослужение – литургия или обедня (она совершается до полудня).

Так как храм есть великое святое место , где с особенной милостью невидимо присутствует Сам Бог , то мы должны входить в храм с молитвой и держать себя в храме тихо и благоговейно . Нельзя поворачиваться спиной к алтарю. Не следует уходить из храма до окончания богослужения.

Итак, вы входите в храм. Вы прошли первые двери и попали в притвор , или трапезную. Притвор есть преддверие к храму. В первые века христианства здесь стояли кающиеся, а также оглашенные (то есть лица, готовящиеся к святому крещению). Теперь эта часть храма не имеет такого значения, как раньше, но и сегодня иногда тяжело согрешившие и отступившие от церкви временно стоят в притворе для исправления.

Войдя в следующие двери, то есть попав в среднюю часть храма, православный христианин должен осенить себя трижды крестным знамением.

При входе в среднюю часть храма надо трижды перекрестится

Средняя часть храма называется нефом , то есть кораблем, или четвериком . Предназначается она для молитвы верных или лиц, уже принявших крещение. Самой примечательной в этой части храма являются солея , а также амвон, клиросы и иконостас . Слово солея имеет греческое происхождение и обозначает седалище. Это – возвышение перед иконостасом . Оно устраивается для того, чтобы богослужение было виднее и слышнее для прихожан. Следует заметить, что в древности солея была очень узкая.

Солея - это площадка, возвышение перед иконостасом

Середина солеи, против Царских врат, называется амвоном , т. е. восхождением. На амвоне дьякон произносит ектеньи и читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим и святое Причастие.

Клиросы (правый и левый) – это крайние участки солеи, предназначающиеся для чтецов и певцов. К клиросам прикрепляются хоругви , то есть иконы на древках, называющиеся церковными знаменами. Иконостасом называется стена, отделяющая неф от алтаря , вся увешанная иконами, иногда в несколько рядов.

В центре иконостаса – Царские врата , расположенные напротив престола. Они называются так потому, что через них выходит в Святых Дарах Сам Царь Славы Иисус Христос. Царские врата украшаются изображением на них икон: Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов , то есть апостолов, написавших Евангелие: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери .

Направо от царских врат всегда помещается икона Спасителя ,
а налево – икона Божией Матери .

Направо от иконы Спасителя находится южная дверь , а налево от иконы Божией Матери находится северная дверь . На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил , или первые дьяконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Боковые двери называются еще дьяконскими вратами , так как через них чаще всего проходят дьяконы.

Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона , то есть изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.

В русской традиции приняты высокие иконостасы, часто состоящие из пяти ярусов

  1. В первом ярусе на Царских вратах – иконы Благовещения и четырех евангелистов; на боковых вратах (северных и южных) – иконы архангелов. По сторонам Царских врат: справа – образ Спасителя и храмового праздника, а слева – Божия Матерь и икона особо чтимого святого.
  2. Во втором ярусе – над Царскими вратами – Тайная вечеря, а по сторонам – иконы двунадесятых праздников.
  3. В третьем ярусе – над Тайной вечерей – икона «Деисус», или моление, в центре которой изображен Спаситель, сидящий на престоле, справа – Богоматерь, слева – Иоанн Предтеча, а по сторонам – иконы пророков и апостолов, простирающих в молитве руки к Господу. Справа и слева от Деисуса – иконы святителей и архангелов.
  4. В четвертом ярусе над «деисусным рядом»: иконы ветхозаветных праведников – святых пророков.
  5. В пятом ярусе – Бог Саваоф с Божественным сыном, а по сторонам – иконы ветхозаветных патриархов. На самой вершине иконостаса ставится крест со стоящими по сторонам Божией Матерью и святым Иоанном Богословом.

В различных храмах число ярусов может разниться.

На самом верху иконостаса помещается крест с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа.

Кроме иконостаса иконы размещаются по стенам храма, в больших киотах , то есть в особых больших рамах, а также располагаются на аналоях , то есть на особых высоких узких столиках с наклонной поверхностью.

Киот - это особая большая рама для иконы

Алтарем храмы всегда обращены к востоку в ознаменование мысли, что церковь и молящиеся устремлены к «востоку свыше» , то есть ко Христу.

Алтарь составляет главнейшую часть храма, предназначаемую для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения. Алтарь знаменует собой небо, жилище самого Господа. Ввиду особенно священного значения алтаря он всегда внушает таинственное благоговение, и при входе в него верующие должны делать земной поклон, а лица воинского звания – снимать оружие. Войти в алтарь с благословения священника в крайних случаях могут не только служители церкви, но и миряне – мужчины.

В алтаре совершается священнослужителями богослужение и находится самое святое место во всем храме – святой престол , на котором совершается таинство святого Причащения. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно богослужение и видно, что делается в алтаре. Самое слово «алтарь» значит «возвышенный жертвенник».

Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящийся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижней – белой, из полотна, и верхней – из более дорогой материи, большей частью из парчи. На престоле таинственно невидимо присутствует Сам Господь как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.

На престоле находятся: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица.

Антиминсом называется освященный архиереем шелковый плат (платок) с изображением на нем положения Иисуса Христа во гроб и, обязательно, с зашитой на другой его стороне частицею мощей какого‑либо святого, так как в первые века христианства Литургия всегда совершалась на гробницах мучеников. Без антиминса нельзя совершать Божественную Литургию (слово «антиминс» греческое, значит «вместопрестолие»).

Для сохранности антиминс завертывается в другой шелковый плат, называющийся илитоном . Он напоминает нам сударь (плат), которым была обвита голова Спасителя во гробе.

На самом антиминсе лежит губа (губка) для собирания частиц Св. Даров.

Евангелие – это слово Божие, учение Господа нашего Иисуса Христа.

Крест – это меч Божий, которым Господь победил дьявола и смерть.

Дарохранительницей называется ковчег (ящик), в котором хранятся Святые Дары на случай причащения больных. Обычно дарохранительница делается в виде маленькой церкви.

За престолом стоит семисвечник , то есть подсвечник с семью лампадами, а за ним запрестольный крест . Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом ; оно обычно делается возвышенным.

Дароносицей называется маленький ковчежец (ящичек), в котором священник носит Святые Дары для причащения больных на дому.

Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, украшенный также со всех сторон одеждой. Этот стол называется жертвенником . На нем приготовляются дары для таинства Причащения.

На жертвеннике находятся священные сосуды со всеми принадлежностями к ним. Ко всем этим священным предметам никому нельзя прикасаться, кроме епископов, священников и дьяконов.

С правой стороны алтаря устраивается ризница . Так называется помещение, где хранятся ризы, то есть священные одежды, употребляемые при богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается богослужение.

В храме имеется еще канунник , так именуется низенький столик, на котором стоит изображение распятия и устроена подставка для свечей. Перед канунником служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения.

Перед иконами и аналоями стоят подсвечники , на которые верующие ставят свечи.

Посредине храма, вверху на потолке, висит паникадило , т. е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения.

Теперь о колоколах. Они принадлежат к предметам церковной утвари. Колокола стали употребляться с VII века, во времена гонений на христиан. До этого время для богослужения определялось через словесные объявления совершителей службы, или же христиане созывались на молитву особыми лицами, ходившими с объявлениями по домам. Потом для зова к богослужению употреблялись металлические доски, называемые билами или клепалами , по которым ударяли молотком. В VII веке в итальянской области Кампания появились колокола; поэтому колокола иногда еще называются кампанами.

В русской церкви для звона обычно употребляются 5 или более колоколов различной величины и различного тона. Сам звон носит троякое название:

  1. благовест,
  2. трезвон и
  3. перезвон.

Перезвон - медленный звон в каждый колокол поочередно, начиная с самого большого и кончая самым меньшим, а затем удар одновременно во все колокола. Перезвон употребляется обычно по поводу печального события, например при несении умерших.

Благовест - звон в один колокол.

Трезвон - звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и подобного.

Теперь входит в обычай придавать колоколам звуки гаммы, так что звон их иногда издает определенную мелодию. Звон колоколов увеличивает торжественность богослужения. Для освящения колоколов перед поднятием их на колокольню существует особая служба.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня , или звонница , то есть башня, на которой висят колокола.

Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, а также для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Несмотря на все многообразие форм и архитектурных стилей, используемых при строительстве храмов, внутреннее устройство православного храма всегда следует определенному канону, сложившемуся в Византии приблизительно к началу второго тысячелетия и не претерпевшему существенных изменений.
Традиционный православный храм разделен на три части: алтарь, среднюю часть (собственно храм) и притвор-нартекс.

В древних храмах притвор был местом, где во время богослужения молились оглашенные и кающиеся — те, кто не причащался за Евхаристией. По Уставу, в притворе положено совершать некоторые части богослужения, в частности литию за всенощным бдением. Панихиды (краткие заупокойные богослужения) тоже должны совершаться в притворе, хотя на практике их чаще всего совершают в одном из боковых приделов храма.

Во многих современных храмах притвор или вовсе отсутствует, или полностью сливается с центральной частью храма. Это связано с тем, что функциональное значение притвора давно утеряно. В современной Церкви оглашенные и кающиеся не существуют в качестве отдельной категории верующих, а потому отпала и нужда в притворе как отдельном помещении.

Центральная часть храма представляет собой место, где во время богослужения находятся миряне. В древности в центре храма совершалась литургия оглашенных; там же произносились проповеди, епископ читал молитвы над оглашенными и верными, а также больными и одержимыми; там же диакон произносил екте-нии. По сути, именно центральная часть храма была местом, где в основном происходило богослужение; лишь собственно Евхаристия совершалась в алтаре. Впоследствии большинство церковных служб было перенесено в алтарь, однако некоторые части богослужения все еще совершаются на середине храма. На утрени и всенощном бдении в воскресные и праздничные дни на середине храма совершается полиелей и помазание верующих святым елеем. Евангелие читается диаконом также на середине храма. При архиерейском служении на середине храма совершается встреча и облачение архиерея, а также вся начальная часть литургии до малого входа.

В древних храмах в середине размещалась кафедра (называвшаяся «амвоном»), с которой читали Священное Писание и произносили проповеди. В настоящее время такая кафедра имеется только в кафедральных соборах. На нее становится архиерей в тех случаях, когда богослужение совершается в середине храма. С этой же кафедры диакон читает Евангелие во время литургии.

Как правило, в центре храма на аналое (подставке) лежит икона храмового святого либо празднуемого в этот день святого или события. Перед аналоем стоит подсвечник (такие подсвечники ставятся и перед другими иконами, лежащими на аналоях или висящими на стенах). Использование свеч в церкви — один из древнейших обычаев, дошедший до нас от первохристианской эпохи. В наше время он имеет не только символическое значение, но и значение жертвы на храм. Свеча, которую верующий ставит перед иконой в церкви, не покупается в магазине и не приносится из дома: она приобретается в самом храме, и потраченные деньги поступают в церковную кассу.

В современной церкви за богослужением используется, как правило, электрическое освещение, однако некоторые части богослужения положено совершать в полумраке или даже полной темноте. Полное освещение включается в наиболее торжественные моменты: во время полиелея на всенощном бдении, за Божественной литургией. Свет в храме полностью гасится во время чтения шестопсалмия на утрени; приглушенный свет используется во время великопостных богослужений.

Главный светильник храма (люстра) называется паникадилом. Паникадило в крупных храмах представляет собой люстру внушительных размеров с множеством (от 20 до 10о и даже более) свечей или лампочек. Оно подвешивается на длинном стальном тросе к центру купола. В других частях храма могут быть подвешены люстры меньших размеров.

В монастырях Святой Горы Афон, где при богослужении не используется электричество, сохраняются древние обычаи возжжения свеч и лампад в определенные моменты службы. Лампады перед иконами возжигаются в начале службы специально для этого назначенным монахом-экклезиархом. Свечи перед иконами и свечи, служащие для освещения пространства храма, возжигаются лишь в некоторые моменты богослужения. Под куполом храма располагается люстра в форме обруча: на обруче стоят свечи, которые возжигаются в особенно торжественные моменты богослужения при помощи специальной лучины, прикрепленной к концу длинного шеста. В некоторых случаях люстру со свечами раскачивают из стороны в сторону, так чтобы блики от свечей двигались по храму: это движение, наряду с колокольным звоном и особенно торжественным мелизматическим пением, создает праздничное настроение.

Некоторые полагают, что характерным отличием православного храма от католического или протестантского является отсутствие в нем сидений. На самом деле все древние богослужебные уставы предполагают наличие в храме сидений, так как во время некоторых частей богослужения по уставу положено сидеть. В частности, сидя слушали псалмы, чтения из Ветхого Завета и из Апостола, чтения из творений отцов Церкви, а также некоторые христианские песнопения, например «седальны» (само название песнопения указывает на то, что слушали его сидя). Стоять считалось обязательным лишь в наиболее важные моменты богослужения, например при чтении Евангелия, во время евхаристического канона. Литургические возгласы, сохранившиеся в современном богослужении — «Премудрость, прости», «Станем добре, станем со страхом», — изначально были именно приглашением диакона встать для совершения определенных молитв после сидения во время предыдущих молитв.

Отсутствие сидений в храме является обычаем Русской Церкви, но отнюдь не характерно для греческих храмов, где, как правило, предусмотрены скамьи для всех, кто участвует в богослужении. Отсутствие сидений в русских храмах удивляло греков, посещавших Россию еще в XVII веке. Один из паломников, диакон Павел Алеппский, сопровождавший Антиохийского патриарха Макария в его путешествии по России, так описал свои ощущения от присутствия на продолжительных русских богослужениях:

В субботу мы слушали у них литургию, от которой вышли не раньше, как наши ноги стали никуда не годны от долгого стояния, ибо в церквах у них нет сидений... Ты мог бы видеть их, читатель, стоящими в церкви недвижимо, подобно камням. Мы же много страдали от усталости, так что душа у нас разрывалась от изнеможения и тоски... Находясь среди них, мы приходили в изумление. Мы выходили из церкви, едва волоча ноги от усталости и беспрерывного стояния... Сведущие люди нам говорили, что если кто желает сократить свою жизнь на пятнадцать лет, пусть едет в страну московитов и живет среди них как подвижник.

Описанные ощущения знакомы и нашим современникам, которые нередко жалуются на отсутствие скамеек. В некоторых русских православных храмах, впрочем, имеются сиденья, расположенные вдоль стен и предназначенные для пожилых и немощных прихожан. Однако обычай садиться во время чтений и вставать только в наиболее важные моменты богослужения для большинства храмов Русской Церкви не характерен. Он сохраняется лишь в монастырях, где для монахов вдоль стен храма устанавливаются стасидии — высокие деревянные кресла с откидным сиденьем и высокими подлокотниками. В стасидиях можно как сидеть, так и стоять, опираясь руками на подлокотники, а спиной на стену. Нет, как кажется, ничего зазорного в том, чтобы стасидии или сиденья иной формы были установлены и в приходском храме. Это не только сделало бы православное богослужение более «гуманным» по отношению к верующим, но и возродило бы одну из особенностей древнего богослужебного чина.

Стены центральной части храма обычно украшены фресками или мозаиками. В восточной части храма находится иконостас, отделяющий среднюю часть храма от алтаря. Перед иконостасом расположена солея — возвышение для священнослужителей. Центральная часть солеи, представляющая собой, как правило, полукруглый выступ, называется амвоном. Отсюда произносится проповедь; здесь же совершаются некоторые священнодействия, например малый и великий входы на литургии; с амвона произносится отпуст — заключительное благословение в конце каждого богослужения.

Правую и левую стороны солеи образуют клиросы — места, где обычно размещаются хоры. Во многих православных храмах за богослужением попеременно поют два хора, которые располагаются соответственно на правом и левом клиросах. В некоторых случаях дополнительный клирос строится на уровне второго этажа в западной части храма: в этом случае хор оказывается позади присутствующих, а священнослужители — впереди, что создает своеобразный стереоэффект.

В центре нижнего яруса иконостаса располагаются двери, в русской традиции называемые царскими вратами; в греческой традиции их называют «святыми дверьми». Происхождение наименования «царские врата» не совсем ясно. Некоторые полагают, что в этом названии отражен символизм великого входа, изображающего крестный путь Спасителя, «Царя царствующих» и «Господа господствующих», Который «приходит заклатися и датися в снедь верным». Другие считают, что центральные врата алтаря получили название «царских» из-за того, что через них в алтарь входили цари и императоры. Действительно, в русской практике императоры во время церемонии коронации входили в алтарь через царские врата: в алтаре они причащались вместе со священниками, принимая Тело Христово в руки и приобщаясь Крови Христовой из чаши (так же поступали и императрицы). В Византии же «царскими» назывались врата, ведущие из притвора в центральную часть храма, либо двери, через которые император входил в храм.

С северной и южной сторон иконостаса расположены две боковые двери. Литургическая процессия всегда выходит из алтаря через северные двери и возвращается через царские врата. Диакон тоже выходит на солею для произнесения ектении северными дверьми, а возвращается в алтарь южными дверьми.

Алтарь является наиболее священным местом православного храма — подобием Святого святых древнего Иерусалимского храма. Нередко алтарь воспринимается как своего рода закрытое пространство «за кулисами», где священнослужители и прислужники могут скрыться от глаз верующих. Такое восприятие в корне противоречит значению алтаря как места особого присутствия Божия. В алтаре живет та слава Божия, которая некогда наполняла Святое святых Иерусалимского храма. Всякий находящийся в алтаре должен хранить благоговейное молчание, прерываемое лишь чтением молитв или необходимыми по ходу службы замечаниями. Разговоры на посторонние темы в алтаре недопустимы.

В алтаре должны присутствовать только те священнослужители, которые принимают непосредственное участие в богослужении. Не заслуживает поощрения распространенный обычай приглашать в алтарь для присутствия за богослужением «почетных гостей», будь то государственные сановники или спонсоры храма. Все почетные гости должны находиться на специально отведенных местах в центральной части храма или на клиросах. Священнику не следует причащать в алтаре лиц, не облеченных священническим или диаконским саном, в том числе иподиаконов и чтецов. В алтаре причащаются только те, кто получил рукоположение в алтаре; те же, кто получает посвящение вне алтаря (чтецы и иподиаконы), должны причащаться вне алтаря.

В центре алтаря, напротив царских врат, располагается престол для совершения Евхаристии. Престол является наиболее священным местом алтаря, подобным жертвеннику или ковчегу завета в древнем Иерусалимском храме. По практике Русской Церкви к престолу могут прикасаться только священнослужители; мирянам это запрещено. Мирянин также не может находиться перед престолом или проходить между престолом и царскими вратами. Даже свечи на престоле зажигают только священнослужители. В современной греческой практике, однако, мирянам не запрещено прикасаться к престолу.

По форме престол представляет собой сооружение кубической формы (стол), изготовленное из камня или дерева. В греческих храмах распространены прямоугольные престолы, по форме напоминающие продолговатый стол, поставленный параллельно иконостасу; верхняя каменная доска престола покоится на четырех столпах-колоннах; внутреннее пространство престола остается открытым для глаз. В русской практике горизонтальная поверхность престола имеет, как правило, квадратную форму и престол полностью покрыт индитией — облачением, соответствующим ему по форме. Традиционная высота престола — аршин и шесть вершков (98 см). В середине под верхней доской престола ставится столбец, в который при освящении храма архиереем вкладывается частица мощей мученика или святого. Эта традиция восходит к древнехристианскому обычаю совершения литургий на гробах мучеников.

В некоторых храмах над престолом устраивается киворий, подобно тому как это было сделано в константинопольском храме Святой Софии. Киворий обычно состоит из четырех колонн, или столпов, расположенных по четырем углам престола. Поверх капителей колонн устраивается крыша (она может иметь четырехскатную форму). По древней традиции, под крышей кивория подвешивается (или в центре нижней части крыши изображается) голубь, символизирующий Святого Духа.

Пространство за престолом, в восточной части алтаря, называется горним местом: здесь размещается трон архиерея, по сторонам которого располагаются скамьи для священников. Трон епископа, по уставу, должен находиться на горнем месте в любом храме, не только кафедральном соборе. Присутствие этого трона свидетельствует о связи между храмом и епископом: без благословения последнего священник не имеет право совершать богослужение в храме.

По левую сторону престола, в южной части алтаря, находится жертвенник, по своему внешнему виду напоминающий престол, но нередко меньший по размерам. Жертвенник предназначен для совершения подготовительной части литургии — проскомидии. На жертвенник помещаются Святые Дары в конце литургии, после причащения мирян.

По традиции Русской Церкви с восточной стороны престола в алтаре ставится семисвечник — светильник с семью лампадами, по внешнему виду напоминающий еврейскую менору. В Греческой Церкви семисвечники отсутствуют. О семисвечнике не упоминается в чине освящения храма, и он не был изначальной принадлежностью христианского храма, а появился в России в синодальную эпоху в качестве напоминания о светильнике с семью лампадами, стоявшем в Иерусалимском храме (см.: Исх 25, 31-37). Семисвечник является единственным находящимся в алтаре предметом, не выполняющим прямых литургических функций.

Во внебогослужебное время, а также в некоторые моменты богослужения центральный вход в алтарь (царские врата) закрывается завесой, именуемой катапетасма. В современной русской практике катапетасма представляет собой прямоугольное полотно, простирающееся от верхнего края царских врат до пола. Обычно завеса бывает темно-красного цвета, на ней вышивается четырех- или восьмиконечный крест. В древности употреблялись и богато расшитые катапетасмы.