Сравнительная характеристика остапа и андрия черты характера. Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (2) - Закон

Закончив читать книгу Гоголя "Тарас Бульба", я с сожалением отложил ее в сторону. Мне она очень понравилась. Прочитал на одном дыхании за один вечер. Потом, перед написанием сочинения, я перечитал ее еще раз. Книга эта непростая и отдать предпочтение кому-либо из героев сложно. Больше всего меня заинтересовали Остап и Андрий. Вроде братья, а какие разные взгляды на жизнь, какие разные характеры.

Гоголь -- гениальный писатель. Он короткими штрихами может описать внешность так, что сразу представишь наяву, как выглядел человек. "Остап и Андрий только слезли с коней. Это были два дюжих молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва".

Сыновья Тараса Бульбы окончили Киевскую бурсу и, приехали домой. Братья были молоды и красивы. В силу разности их характеров и в бурсе они были отличны друг от друга.

Остапу знания в бурсе давались труднее. Да он и не хотел учиться и четыре раза закапывал в землю свой букварь. Только под угрозой отца он остался в бурсе. Провинившись, Остап сам ложился на пол под розги и не просил пощады. Он был верным товарищем, и бурсаки единодушно любили его.

Андрий же, наоборот, старался отвертеться от порки, как мог. Учился он охотно, без напряжения, но так же, как и Остап, мечтал о подвигах и сражениях.

Оба брата очень обрадовались, узнав, что поедут с отцом в Запорожскую Сечь. По дороге каждого занимали свои мысли. Остап думал о сражениях, он страстно мечтал о ратных подвигах, хотел ни в чем не уступить своему прославленному в битвах отцу. "Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки, по крайней мере, никогда почти о другом не думал".

"Меньшой брат его, Андрий, имел чувства несколько живее и как-то более развитые". Он вспомнил о своей встрече с полячкой в Киеве. Андрий полюбил ее и не мог забыть того сладостного момента, когда она разговаривала и смеялась над ним.

В Запорожской Сечи братьев приняли как равных. Казаки быстро оценили их силу, смелость, ловкость, отвагу в бою, веселый нрав на пирушках. Но и тут братья вели себя неодинаково. Остап был храбр в сражении, но в то же время и осмотрителен. Он умел найти выход из трудного положения, притом с пользой для

своих. Даже придирчивый Тарас Бульба поговаривал: "О, да этот будет со временем добрый полковник! Ей-ей, будет добрый полковник, да еще такой, что и батьку за пояс заткнет!"

Андрий же летел в бой, не чувствуя ничего. Его опьяняли свист пуль, блеск сабель, звон оружия. Он несся с безумной храбростью, и, где не смог бы победить старый казак, он выходил победителем. И про младшего сына Тарас говорил: "И это добрый, враг бы его не взял, вояка; не Остап, а добрый, добрый вояка".

Но на беду Андрия, польская девушка, которую он полюбил в Киеве, оказалась в осажденном казаками городе. Ночью, пробравшись в город, Андрий встретил ее. Он поклялся ей в любви и сказал: "Нет у меня никого! Никого, никого! Отчизна моя -- ты... И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну...".

Страшно разгневался Тарас, увидев сына впереди польского полка. Это был позор и для него, и для Оста-па, для всего казацкого войска. С этой минуты старый Тарас ни о чем уже думать не мог и только требовал, чтобы казаки заманили Андрия в лес.

А вот Остап был до конца верен своей отчизне, своему долгу. Даже в плену, когда ляхи подвергали его страшным мукам, он не сказал ни слова. Ни крика, ни стона не вырвалось из его истерзанной груди. Он умер как верный сын своей Родины.

* Трудно не преклониться перед мужеством, отвагой и стойкостью Остапа. Но и такую всепоглощающую любовь Андрия тоже нельзя не уважать. Надо иметь не меньше мужества, чтобы ради любви согласиться оставить все: дом, родных, друзей, отчизну. Я не могу сказать, кто мне больше нравится, кого бы из них я выбрал положительным героем. Думаю, что в каждом конкретном случае сердце само подсказывает, как поступить. И со своей точки зрения и Остап и Андрий правы в своих поступках. Так поступают настоящие мужчины, они погибают либо за Родину, либо за любимую женщину.

Синонимов (сопоставить, противопоставить).

  • Сравнивают свое понимание термина с трактовкой понятия из «Толкового словаря» С.И.Ожегова и Словаря литературоведческих терминов
  • Определяют роль сравнения героев

(это способ более глубокого постижения авторского замысла и понимания художественного произведения)

  • Анализируют этапы построения сравнительной характеристики

Вступление - определение проблемы, над которой предстоит работать.

Основная часть - параллельное сравнение поступков и действий героев в аналогичных ситуациях или по одним и тем же признакам (сходство и различие героев). Заключение - вывод по анализу (исследованию) характеров героев.

  • Ознакомительное чтение памятки при построении сравнительной характеристики
  1. Следует помнить о том, что Вам нужно продемонстрировать не только умение размышлять, думать и рассуждать. Вам нужно еще пояснить и убедить.
  2. Сочинение-рассуждение имеет четкую структуру (тезис - доказательство - вывод), и ее необходимо строго придерживаться.
  3. Нужно составить план сочинения.
  4. Не забывайте логически разделять части Вашего сочинения.
  5. Чтобы избежать повторений, используйте синонимы.
  6. Не следует забывать и о том, что есть несколько способов для приведения аргументов. Использование цитат и указание нумерации предложений должны быть использованы в сочинении.
  • Обычно сочинение - сравнительная характеристика - это сочинение-рассуждение, основанное на сравнении двух персонажей того или иного художественного произведения

Теперь давайте более подробно рассмотрим, как правильно писать сочинение–рассуждение.

Части сочинения

Выдвинуть тезис, полное опровержение или доказательство которого будет детально разобрано в основной части нашего текста.

Вступление следует начинать с какого-нибудь вводного слова. Однако использовать вводные слова вовсе необязательно. Вступление может состоять из трех предложений. Также важно правильно заканчивать вступление. Последним предложением нужно закончить первую часть и начать основную. К примеру, фразы: "давайте поговорим об этом" или "давайте разберемся" являются отличным логическим завершением вступления.

Теперь переходим к написанию основной части. В ней нужно доказать тот тезис, который мы выдвинули во вступлении. Нужно дать два доказательства и ограничиться этим количеством. Аргументы должны быть весомыми и опираться на заданную тему. Необходимо очень грамотно оформлять фрагменты из текста. Вы можете использовать цитаты, если их объемы позволяют это сделать. Как и в случае с прямой речью, мы точно так же расставляем знаки препинания, используя кавычки. Если цитата внушительная, то можно взять отрывок из цитируемого источника, заключить его в кавычки и поставить перед ним и после него многоточие. Многоточие означает, что отрывок начат и закончен по середине предложения. Если же выбранный Вами отрывок имеет в конце знак препинания, то также ставьте его в цитате без многоточия, но в кавычках.

Третьей частью является заключение. Зачастую Ваша оценка зависит именно от концовки. Именно она может испортить все сочинение, или же, наоборот, исправить некоторые допущенные неточности. Как и вступление, заключительная часть не должна превышать объем основной части. Для концовки достаточно использовать несколько предложений. В этой части сочинения весьма желательно использовать те самые вводные слова. Целью заключительной части является подведение итога основной части и соединение аргументов, приведенных до этого, воедино. В заключении не должно быть вопросов. Нужно просто подтвердить те аргументы, которые Вы приводили в основной части.

План сочинения-рассуждения

  1. Сначала пишем введение.
  2. Далее занимаемся постановкой проблемы.
  3. Пишем комментарий к данной проблеме.
  4. Описываем позицию автора.
  5. Высказываем свою позицию.
  6. Приводим аргументы, опираясь на текст.
  7. Пишем заключение.

2. Закрепление материала.

1. Сопоставление Остапа и Андрия (в таблице)

1. Что общего у героев

  • Учащиеся выделяют 4 сходства

(оба вышли из семьи запорожского казака, оба получили одинаковое воспитание в бурсе, оба увлекались боевой жизнью и обычаями запорожской Сечи, оба были молоды, отличались храбростью и ловкостью).

2. Чем отличаются друг от друга

1.Внешность

Остап суровый на вид, мужественный. – Андрий более нежный, красивый.

2.Отношение к учёбе

Остап был способен к учению, но желания учиться не имел. – Андрий учился охотно и без напряжения.

3.Проявление характера

Остап умный, честный, прямодушный, не умел хитрить, никогда не подводил своих товарищей. – Андрий более изобретательный, хитрый, умел увёртываться от наказания.

3. Поведение в бою

Остап хладнокровен и рассудителен. Во время боя он взвешивает положение противника, быстро соображает, какими средствами отбить врага. – Андрий - горячий, неуравновешенный человек. Он не ставит перед собой определённой цели, а действует так, как ему подсказывает чувство, которое преобладает у него над рассудком.

4. Отношение к Отечеству

Остап отличался горячей любовью к родине, был готов за неё отдать свою жизнь. – Андрий изменил родине. Любовь к полячке стала ему дороже отчизны.

5. Выдержка, воля

Остап – человек твёрдой воли, большой выдержки – мужественно переносит нечеловеческие мучения, пытки. – Андрий – человек безвольный, не борется со своим чувством, а поддаётся влиянию полячки и врагов.

  1. Отношение автора к своим героям

Н.В.Гоголь осуждает Андрия за измену родине. Герой умирает, по его словам, «бесславно, как подлая собака» (с.199).

Остап вызывает глубокое сочувствие и любовь автора. Писатель изображает его как былинного богатыря, защитника родины, сравнивает со львом, говорит, что ему «на роду был написан битвенный путь и трудное знание вершить ратные дела». Как и в Тарасе Бульбе, в Остапе воплощены лучшие черты русского человека, готового умереть за родину.

(попутно отбирают материал для выборочного цитирования (словосочетания, предложения) и вписывают в таблицу)

2. Коллективное составление вступления.

Своеобразным отражением жизни казаков Запорожья конца XVI и в первой половине XVII века является повесть Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”. В ней решаются вопросы не только исторические, но и глубоко нравственные: об обязанностях казака перед отчизной, товарищами, вопросы долга, чести.

В решении этих проблем особенно важна роль двух героев повести – Остапа и Андрия. Ставя их раз за разом перед серьезным выбором, автор утверждает мысль о том, что дорога чести – это дорога верности долгу перед родиной, дорога чести и глубокого патриотизма (идея сочинения).


Среди мужских характеров в повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя Андрий стоит отдельно. Он единственный из них покорился чувствам. Любовь к красавице – стала смыслом его жизни, она заменила ему Мать, Родину, Веру и преданность народу.

Образ и характеристика Андрия в повести «Тарас Бульба» помогут разобраться, каким должен быть настоящий запорожский казак.

Внешность младшего сына

В семье Бульбы младший красив и удивительно схож с утонченностью черт, привлекающих взгляды женщин. Эпитеты, которые подбирает для него автор, выделяют Андрия среди всех мужских образов литературного произведения:

«…всех (красивей) взрачней…»;
«… всех бойчее, всех красивее…»;
«… загорелые щеки блистали яркостью девственного огня…».


У молодого запорожца черные волосы,

«нежно всклоченные кудри».

Черные, как темная украинская ночь, брови, бархатная кожа, бледная и интеллигентная, подтверждающая благородство крови. Высокий и крепкий молодой человек 21-22 лет. Если знать размер сажени, то получается, что казак ростом выше 2 метров (2,13м). Его сложением любуются все: отец, брат, красавица полячка, мать и автор. Его привлекательность усиливается, когда мужчина начинает взрослеть:

«…черты лица…стали теперь грозны и сильны…»;
«…крепостью дышало…» казачье тело;
качества личности «…приобрели широкую силу льва…».


Красивый молодой человек интересно одевается: медного цвета головной убор, модный женский шарфик повязан на запястье, красные сафьяновые сапожки, серебряные подковы на каблуках. Шаровары такие широкие, что автор сравнивает их с Черным морем по ширине, переливом складок, блеском ткани. Ремешок, перетягивающий их, вышит золотыми нитями, украшен различными побрякушками и украшениями.

Андрий Бульба – воин

Младший казачок бросается в битву, как в пучину моря. Война для парня, вступающего в жизнь Запорожской Сечи, – стихия, здесь можно разгуляться, показаться и раскрыть мощь характера. Хлопец не просчитывает действия, не выстраивает схему будущей схватки, не управляет событиями.

«...Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы…».


Старый Бульба, наблюдая, «не раз дивился…». Сын,

«…понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся на то, на что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный…»

Запорожец. Но судьба благоволила к молодому парню, «…бешеным натиском…» Андрий «…производил такие чудеса…», что изумляли опытных и много воевавших запорожцев, повидавших славу и смерть. Нерасчетливость и азарт увлекают, безумная схватка, благодаря смелой молодости, завершается победой.

Андрий – сын

Младший изобретателен, хитер и практичен одновременно. Он обретает лидерские черты уже с рождения. Ум помогает ему выстроить тактику так, чтобы избежать наказания, скрыть свои настоящие чувства. Он легко учится, восхищается музыкой. Для понимания учебных понятий ему не требуется стараться и напрягаться. Красавец – настоящий потомок семьи, перенявший и впитавший яркие черты личности главы дома и чувственность матери:

Гордость. Парень не представляет ситуации, где он

«…отдастся в плен живым…».


Смелость. Безумная смелость и храбрость:

«…Украйне не видать …храбрейшего из своих детей, взявшихся защищать ее...».


Физическая сила. Словами описать мощь казака невозможно. Автор предлагает понять, насколько он силен такими строчками:

«...с безумною смелостию схватил он мощною рукою своею за заднее колесо и остановил колымагу...».


Андрий перенял от матери черты доброго и способного сострадать другим человека (

«…движимый состраданием, он швырнул ему один хлеб…»

Так ведет себя Андрий в осажденном городе врагов). Ему жалко мать, парень любит быть один, тишину и гармонию с собой.

Андрий Бульба – мужчина

Любовь красавицы становится для мужчины самым важным чувством. Он так поглощен любовью, что не может реально оценивать события. Андрий выпадает из всей системы мужских характеров – сильных и увлеченных войнами и битвами. Сердце парня таяло от слов женщин. Жажда любви и потребность в чувствах появилась в 18 лет. Имя полячки заменяло ему все дорогие имена. Любовь поселилась в душе и стала смыслом, от которого казак не смог убежать. Мужчина отказывается от отца, брата, товарищей. За чувства Андрий намерен биться против всех. Не у всех читателей возникает желание осуждать парня, многим становится жалко и непонятное отношение сострадания селится в голове. Невозможно помочь. Сколько параллелей можно провести, поняв любовь мужчины:
  • различие религий;
  • границы стран.
Человек ищет свою половину, но она может оказаться недоступной и недосягаемой.

Андрий гибнет от рук Тараса Бульбы, отца. Он не противится отцу, покорно принимает свою судьбу. Отец смотрит на красоту мертвого сына и сожалеет о случившемся, о таком отличном казаке, но изменившим своей Отчизне.

Повесть «Тарас Бульба» была написана Н.В. Гоголем в 1835 году. Его интерес к истории Украины (Малороссии), а именно борьба запорожских казаков за независимость от поляков, и побудили Гоголя написать эту повесть. Его отношение к роли украинцев в политической и культурной жизни России было неоднозначным.
Но повесть «Тарас Бульба» — одно из любимых произведений Гоголя, где он показал, что главной силой в свершении исторических событий может выступить народ. Сам писатель написал о повести: «Тогда было поэтическое время, когда все добывалось саблею, когда каждый в свою очередь стремился быть действующим лицом, а не зрителем».
Знание национального характера казаков, их обычаи помогли Гоголю создать яркие и выразительные образы героев. Семья Тараса Бульбы и стала этим примером. показал нравы и обычаи запорожского казачества тех лет.
Главный герой Тарас Бульба не был бедным и мог отправить своих детей учиться. Он считал, что дети должны быть образованными и сильными. В Сечи были суровые нравы. Запорожские казаки учили своих детей дисциплине, стрельбе и езде на лошадях. Но около матери они такими не будут.
Два сына Тараса Бульбы, которые были воспитаны в одинаковых условиях, совершенно разные типы. Трудно давалась учеба Остапу. Он неоднократно сбегал из бурсы. Его пороли и опять заставляли учиться. Испугавшись угроз отца, что его отдадут в монастырь, Остап решил учиться, но розги ему все-таки доставались.
По характеру Остап был добрым, прямодушным и в то же время суровым и твердым. Он никогда не «предводительствовал другими» и был хорошим товарищем. А в дерзких предприятиях и затеях всегда был первым, и, если что, брал всю вину на себя.
Остап, воспитанный на традициях Запорожской Сечи, всегда чтил их и всегда мечтал стать продолжателем этих традиций. Как и его отец, Остап считает, что защищать Родину — это его долг, поэтому для него нет выбора, кем он будет. Остап знает, что его дело — дело воина.
Андрий же был совершенной противоположностью брату. Учился охотно и без напряжения, но был более чувственный, романтичнее и мягче брата. В отличие от Остапа любил поверховодить друзьями, его тянуло на подвиги. С другой же стороны, Андрий испытывал какие-то другие чувства, и он уходил от друзей и бродил один.
Попав на Сечь вслед за отцом, они скоро начали выделяться «между другими молодыми прямою удалью и удачливостью во всем». Отец радовался, что воспитал сыновей под стать себе.
«Ей-ей, будет добрый полковник, — восхищался сыном старый Тарас. — Да еще такой, что батька за пояс заткнет». Так говорил Тарас о старшем сыне.
Остап — это воплощение отваги, мужества, любви к Родине, близким и родным людям. Эти качества всегда присущи самоотверженным защитникам своей отчизны, и многие казаки обладали этими качествами. Каждый из них, рискуя собственной жизнью, старался прийти на выручку товарищу.
Не зря его отец Тарас Бульба, обращаясь к своим воинам, сказал: «Нет уз святее товарищества». Он призывал защищать не только свой народ, но и всех христиан. И Остап, воспитанный своим отцом в традициях своего народа, не склонившего голову перед захватчиками, не посрамил его честь и не уронил свою. Он сражался, как герой, рядом со своим отцом и, погибая, хотел, чтобы отец видел — Остап не стал предателем. Он вынес все нечеловеческие пытки, но не дрогнул.
Сравнивая Андрия со старшим братом, мы считаем его предателем. Его образ стоит обособленно, но от этого его судьба не менее трагична. Андрий сражался так же отчаянно, как и брат, но без какого-либо расчета. Он совершал поступки, руководствуясь только «запальчивым увлечением». Но судьба распорядилась иначе. Любовь к польской панночке сделала младшего сына Тараса Бульбы предателем. Такого не смог простить Тарас своему сыну. Ничто не может искупить измену, а оправдать тем более. Такого позора, как предательство сына, Тарас Бульба не смог вынести. Андрия казнил сам отец, сказав перед этим: «Я тебя породил, я тебя и убью».
Показывая двух братьев в своей повести

Остап и Андрий в повести «Тарас Бульба» одни из главных персонажей. Гоголь наполнил их образы запоминающимися чертами. Эти герои важны не только для движения сюжета, но и для раскрытия характера их отца, и для воплощения основной идеи повести. Остап и Андрий для Тараса Бульбы значат очень много. Ради того, чтобы воспитать в сыновьях боевой дух и закалить их характер, Бульба решает ехать в Запорожскую Сечь, пытается агитировать кошевого нарушить мирный договор и в итоге устраивает внеочередные выборы на Сечи.

В первой главе дано общее описание Остапа и Андрия из «Тараса Бульбы»:

«Это были два дюжие молодца, ещё смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва. Они были очень смущены таким приёмом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю».

По этим строкам становится ясно, что они ещё подростки («первый пух волос»), их поведение указывает на скованность и неравное положение. И Остап, и Андрий всё ещё ощущают давление отца. Старшего сына задели слова Бульбы о смешной форме семинаристов, поэтому тот идёт на Тараса с кулаками, чтобы защитить свою честь и точку зрения. Он намерен доказать отцу, что стал взрослым мужчиной. Бульбе такой поворот событий понравился:

«– Да он славно бьётся! – говорил Бульба, остановившись. – Ей-богу, хорошо! – продолжал он, немного оправляясь, – так, хоть бы даже и не пробовать. Добрый будет козак!»

В Остапе и Андрие, сыновьях Тараса Бульбы был заложен огромный потенциал. Это подметил и сам отец, поэтому решает приобщить их к делу своей жизни – козачеству. Появилась идея у Тараса Бульбы Остапа и Андрея отправить в Запорожскую Сечь. Таланты обоих юношей пригодились им на Сечи. «Скоро оба молодые козака стали на хорошем счету у козаков». В семинарии Остап изначально показал себя не с лучшей стороны. Он много раз сбегал и докучал преподавателям. Но позже всё же взялся за ум, усердно занимался и стал одним из лучших учеников в классе. Аналитическое мышление пригодилось ему и на поле битвы. Остап быстро мог найти выход из сложившегося положения или же сделать верный тактический ход. Он был, кроме того, ещё и хорошим товарищем.

В одном из боёв старшего сына взяли в плен. Остап долго находился в польской темнице, пока не был объявлен приговор о смертной казне. Он умирает как герой, крепкий и несломленный козак, не позволив себе ни одного крика боли.

Андрий же отличался от старшего брата особой чувствительностью к тонким материям. Его привлекает красота природы, тихий шелест степной травы, старинные улицы Киева. Андрий рано открыл в себе потребность любить, но не мог признаться в этом даже близким людям. Именно эта отличительная черта в итоге обернулась фатальной. Андрий предаёт отца, отдавая всего себя на служение польской панночке. Его убивает Тарас, не желая понять, как получилось так, что любовь Андрий ценил выше долга.

Однако при таком складе характера именно Андрий был зачинщиком и организатором всяких проделок и приключений. А наказания ему удавалось избегать с помощью своего изворотливого ума. Именно эта способность найти нестандартное решение в сочетании с задатками лидера делала Андрия особенным козаком. «Он не знал, что такое обдумывать или рассчитывать… Бешеную негу и упоение он видел в битве: что-то пиршественное виделось ему в те минуты, когда… летят головы, с грохотом падают на землю кони».

Нельзя сказать, что в «Тарасе Бульбе» образы Остапа и Андрия противоположны. Это два разных героя, но тем не менее у них есть что-то общее. Они оба смелые, отважные воины, которые готовы сражаться и умирать за то, что им дорого. Остап и Андрий, сыновья Тараса Бульбы, были достойными людьми.

Приведенное описание образов сыновей Тараса Бульбы Остапа и Андрия поможет 6-7 классам при подготовке сочинения на тему «Остап и Андрий в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»»

Тест по произведению