Сообщение о жизни и творчестве окуджава. В помощь школьнику

Окуджава Булат Шалвович, (1924-1997), русский советский поэт, писатель

Родился в Москве в семье партийного работника. Окончил школу в 1941. В 1942 добровольцем ушёл на фронт. После войны учился в Тбилисском государственном университете. Работал учителем в сельской школе под Калугой.

Первый сборник его стихов «Лирика» вышел в 1955 в Калуге. В 1956 после реабилитации родителей возвратился в Москву. Сборники его лирики начали выходить один за другим: «Острова» (1959), «Весёлый барабанщик» (1964), «По дороге в Тинатин» (1964), «Март великодушный» (1967).

Известность приобрёл как исполнитель собственных песен, значительная часть которых посвящена впечатлениям военных лет.

В 1961 появилось его первое прозаическое произведение «Будь здоров, школяр». В 1965 он издал повесть для детей «Фронт приходит к нам», за ней последовали два исторических романа – «Бедный Авросимов» (1969) и «Похождения Шипова» (1971). Романы Окуджавы «Путешествие дилетантов» (1978) и «Свидание с Бонапартом» (1979-1983) поставили их автора в ряд лучших русских прозаиков.

Последний прижизненный поэтический сборник вышел в 1996.

Булат Окуджава – советский и российский бард, поэт, переводчик, композитор, филолог и киноактер. За свою биографию он сочинил более двухсот песен.

Окуджаву, наряду с Высоцким и Галичем, считают одним из ярчайших представителей жанра авторской песни советской эпохи. В его много интересных событий и фактов, о которых мы вам расскажем прямо сейчас.

Итак, перед вами краткая биография Булата Окуджавы .

Биография Окуджавы

Булат Шалвович Окуджава появился на свет 9 мая 1924 года в . Он родился в семье большевиков, вследствие чего воспитывался в духе коммунистического патриотизма.

Его отец, Шалва Степанович, был партийным деятелем. Мать, Ашхен Степановна, всячески поддерживала мужа и имела такие же политические убеждения.

Детство и юность

Изначально в семье Окуджавы все складывалось хорошо. Глава семейства стремительно поднимался по партийной лестнице, занимая разные ведущие должности.

Но однажды между Окуджавой-старшим и Лаврентием Берией произошел конфликт, который пошатнул его положение в партии.

Вскоре на Окуджаву был совершен ложный донос. Его задержали и приговорили к расстрелу, который был исполнен 4 августа 1937 г. Стоит заметить, что оба брата Шалвы Окуджавы также были расстреляны по ложным обвинениям.

После этого мать с сыном поселилась в одной из московских коммуналок. Женщина прекрасно понимала, что рано или поздно за ней также придут, поскольку она была женой «врага народа». Так и случилось.

Менее чем через год ее арестовали и сослали в лагерь в Караганду, где она пробыла около 9 лет.

После ареста обоих родителей Булат Окуджава жил у родственников в .

Булат Окуджава в молодости

Окончив среднюю школу, он устроился работать токарем. В 1942 г. 18-летний юноша оказался в рядах Красной армии. В эти годы биографии он впервые начал сочинять песни.

Вернувшись домой, Окуджава успешно сдал экзамены в Тбилисский университет на педагогический факультет. После получения диплома в 1950 г. он больше 2-х лет преподавал в деревенской школе.

В этот период биографии он сочинял стихи и прочие произведения.

Литература и музыка

В 1954 г., спустя год после смерти , Булат Окуджава прочитал свои стихотворения на одном из творческих вечеров. Его произведения получили хорошие отзывы, вследствие чего молодого поэта начали печатать в местной газете.


Булат Окуджава на сцене

За 40 лет своей творческой деятельности он опубликовал порядка 15 поэтических сборников, в числе которых были «65 песен», «Посвящается вам» и «Зал ожидания».

В период биографии 1970-1990 гг. Окуджава издал десятки прозаических произведений. Кроме этого из-под его пера вышло несколько исторических романов, среди которых были «Путешествие дилетантов», «Свидание с Бонапартом» и «Фотограф Жора».

Интересно, что Булат Окуджава также писал и для детей. Наибольшую известность получила сказка «Прелестные приключения», которая была переведена на многие языки.

Стоит заметить, что помимо писательской деятельности Булат Окуджава также переводил стихи с арабского, финского и шведского языков. Кроме этого, до 1961 г. он был редактором издательства «Молодая гвардия», а также руководил отделом поэзии в «Литературной газете».

Однако получив известность и почувствовав уверенность в собственных силах, Окуджава уволился, после чего занимался только творческой деятельностью.

В начале 60-х Окуджава приобрел особенную популярность как бард. Он часто давал концерты, на которых всегда собиралось много людей.

В скором времени он посетил множество советских городов, исполняя собственные песни.

Творчество Булата Окуджавы серьезно повлияло на таких известных артистов, как , Юрий Визбор и Александр Галич. Его песни знал и пел весь .


Владимир Высоцкий и Булат Окуджава

Наиболее известными композициями барда Окуджавы являются:

  • Возьмемся за руки, друзья;
  • Молитва Франсуа Вийона;
  • Бери шинель, пошли домой;
  • Песня лисы Алисы и кота Базилио;
  • Песенка о несостоявшихся надеждах;
  • Ваше Благородие, госпожа Удача.

Параллельно с этим Булат Шалвович писал песни к кинофильмам. Наибольшую популярность получила песня «Нам нужна победа», прозвучавшая в картине «Белорусский вокзал». Эта композиция сильно полюбилась его соотечественникам, а особенно бывшим фронтовикам.

В целом песни Окуджавы прозвучали в более 70 фильмах.

В конце 60-х годов Окуджава побывал во , где записал пластинку с собственными композициями. После этого он выпустил еще несколько альбомов в СССР.

За свою биографию Окуджава снялся в 8 фильмах, играя как самого себя, так и второстепенных персонажей. Помимо этого он написал сценарии к четырем кинолентам.

Личная жизнь

На протяжении всей жизни Булат Окуджава проявлял большой интерес к слабому полу. Его первой супругой была Галина Смольянинова.

В этом браке у них родилась дочь (умершая в раннем возрасте) и сын Игорь, который позже стал наркоманом и попал в тюрьму.

В 1964 г. Булат и Галина решили расстаться. Спустя год бывшая жена барда умерла от разрыва сердца.

Со временем Окуджава познакомился с физиком Ольгой Арцимович, ставшей позже его женой.

В этом семейном союзе у них родился мальчик Антон, который также стал музыкантом. Этот брак оказался достаточно счастливым.

Тем не менее, в середине 80-х у Булата развились отношения с певицей Натальей Горленко. Он несколько лет сожительствовал с ней, не разрывая при этом отношений с законной супругой.

Смерть

Последние годы жизни Булат Окуджава провел в . Он очень болезненно пережил смерть старшего сына, в связи с чем серьезно подорвал свое здоровье.

Вскоре он заболел гриппом, давшим осложнение на почки. Болезнь прогрессировала, в результате чего доктора были не в силах его спасти.

Булат Шалвович Окуджава умер 12 июня 1997 года в возрасте 73 лет во французском городе Кламар.

Выдающегося русского барда похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве. Интересно, что за несколько дней до смерти он принял крещение, так как всю жизнь верил в Бога.

Фото Булата Окуджавы

Ниже вы можете посмотреть избранные фото барда Окуджавы.




Биография

Булат Окуджава родился в Москве 9 мая 1924 года в семье коммунистов, приехавших из Тифлиса для партийной учёбы в Коммунистической академии. Отец - Шалва Степанович Окуджава, грузин, известный партийный деятель, мать - Ашхен Степановна Налбандян, армянка, родственница известного армянского поэта Ваана Терьяна.

Вскоре после рождения Булата его отец был отправлен на Кавказ работать комиссаром грузинской дивизии. Мать осталась в Москве, работала в партийном аппарате. На учёбу Булат был отправлен в Тбилиси, учился в русском классе. Отец был повышен до секретаря Тбилисского горкома; из-за конфликта с Лаврентием Берией он обратился с письмом к Серго Орджоникидзе с просьбой направить его на партийную работу в Россию, и был отправлен на Урал парторгом на строительство вагоностроительного завода в городе Нижний Тагил. Затем Шалва Степанович стал 1-м секретарём Нижнетагильского горкома партии и вскоре выписал семью к себе на Урал. Булат начал учиться в школе № 32.

В 1937 году отец Окуджавы был арестован и расстрелян по ложному обвинению (4 августа 1937 года). Вскоре после ареста отца, в феврале 1937 года, мать, бабушка и Булат переехали в Москву. Первое место жительства в Москве - ул. Арбат, д. 43, коммунальная квартира на 4-м этаже. Мать Окуджавы была арестована уже в Москве в 1938 году и сослана в Карагандинский лагерь, откуда вернулась лишь в 1955 году. Булат Окуджава редко говорил и писал о своих предках и о своей судьбе, лишь к концу жизни в автобиографическом романе «Упразднённый театр» (1993) рассказал о невзгодах своей семьи.

В 1956 году после реабилитации обоих родителей и XX съезда вступил в КПСС.

В 1959 году Окуджава вернулся в Москву. В том же году начал выступать как автор песен (стихов и музыки) и исполнять их под гитару, быстро завоёвывая популярность. К этому периоду (1956-1967) относится сочинение многих наиболее известных ранних песен Окуджавы («На Тверском бульваре», «Песенка о Лёньке Королёве», «Песенка о голубом шарике», «Сентиментальный марш», «Песенка о полночном троллейбусе», «Не бродяги, не пропойцы», «Московский муравей», «Песенка о комсомольской богине» и др.).

Работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», затем - заведующим отделом поэзии в «Литературной газете». Участвовал в работе литературного объединения «Магистраль».

В 1961 году ушёл со службы и больше по найму не работал, занимаясь исключительно творческой деятельностью.

В 1961 году в Харькове состоялся первый на территории СССР официальный вечер авторской песни Булата Окуджавы . Вечер был организован литературоведом Л. Я. Лившицем, с которым Б.Окуджаву связывали дружеские отношения. В 1962 году Окуджава стал членом Союза писателей СССР. В том же году Окуджава впервые появился на экране в фильме «Цепная реакция», в котором исполнил песню «Полночный троллейбус».

В 1970 году на экраны вышел фильм «Белорусский вокзал», в котором исполнялась песня Булата Окуджавы «Нам нужна одна победа». Окуджава - автор и других популярных песен для таких кинофильмов, как «Соломенная шляпка», «Женя, Женечка и „Катюша“» (в нём Окуджава в эпизодической роли поёт под гитару в солдатской форме) и др. В общей сложности песни Окуджавы и на его стихи звучат в более чем 80-ти фильмах. Окуджава стал одним из самых ярких представителей жанра русской авторской песни (наряду с В. C. Высоцким и А. А. Галичем), который вскоре развили барды и который с появлением магнитофонов приобрёл огромную популярность. В этом жанре Окуджава сформировал своё направление.

Исторические романы

1969 - «Бедный Авросимов»
1970 - «Похождения Шипова, или Старинный водевиль»
1976 - «Путешествие дилетантов»
1983 - «Свидание с Бонапартом»
1993 - «Упразднённый театр»

Сборники

1967 - «Март великодушный»
1976 - «Арбат, мой Арбат»
1984 - «Стихотворения»
1989 - «Избранное»
1988 - «Посвящается вам»
1993 - «Милости судьбы»
1996 - «Зал ожидания»
1996 - «Чаепитие на Арбате»

Советская литература

Булат Шалвович Окуджава

Биография

ОКУДЖАВА, БУЛАТ ШАЛВОВИЧ (1924−1997), русский поэт, прозаик. Родился 9 мая 1924 в Москве в семье партийных работников, детство провел на Арбате. Жил с родителями в Нижнем Тагиле до 1937, когда отец был арестован и расстрелян, а мать отправлена в лагерь, затем в ссылку. В 1942 девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, после ранения - радистом. В 1945 работал в Тбилиси токарем, окончил десятый класс вечерней школы. В 1946-1950 учился на филологическом факультете Тбилисского университета, по окончании которого работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой, затем в Калуге, где сотрудничал в областных газетах. В Калуге вышла первая книга Окуджавы, вошедшие в нее стихи и поэма о Циолковском не включались автором в позднейшие сборники. В 1956 переехал в Москву, работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», заведовал отделом поэзии в «Литературной газете». Вступив в Союз писателей в 1962, полностью сосредоточился на творческой работе.

Свою первую песню - Неистов и упрям… - Окуджава сочинил еще студентом, в 1946, а во второй половине 1950-х годов им были созданы песни (Полночный троллейбус, Ванька Морозов, Король, До свидания, мальчики, Песенка про Черного кота и др.), которые сразу приобрели широкую известность. Песни эти сначала исполнялись автором в дружеских компаниях, затем публично, магнитофонные записи расходились по всей стране. Окуджава - один из создателей и признанный патриарх жанра, получившего позднее название «авторская песня». Сам Окуджава никогда не видел принципиального различия между своими стихотворениями-песнями и непесенными стихотворениями, обладал подчеркнуто литературным (и даже «литературоцентричным») самосознанием, ориентировался в своем творчестве - как поэтическом, так и прозаическом - на духовную традицию 19 в.

Первое прозаическое произведение Окуджавы - повесть Будь здоров, школяр! - было опубликовано в 1961 в альманахе «Тарусские страницы». Как и многие песни Окуджавы, оно было подвергнуто в прессе осуждению за «пацифизм», отсутствие «героического» пафоса. Независимое гражданское поведение Окуджавы, его сочувственное отношение к преследуемым властями коллегам (в частности, подписание писем в защиту А. Д. Синявского и Ю. М. Даниэля, А.И.Солженицына) создали ему репутацию «неблагонадежного» писателя. Не будучи по характеру активным политическим борцом, Окуджава убедительно выразил во многих стихах и песнях чувства и мысли радикально настроенной интеллигенции, а также, продолжая традицию Ю. Н. Тынянова, творчески осмыслил конфликт вольнодумца с властью в своей исторической прозе, к работе над которой приступил с конца 1960-х годов.

В годы «перестройки» популярность Окуджавы сопровождается официальным признанием, он активно участвует в общественной жизни, работает в Комиссии по вопросам помилования при Президенте Р. Ф. Ему присуждается Государственная премия СССР (1991), Букеровская премия (1994) за автобиографический роман Упраздненный театр. В 1990-е годы Окуджава пристально следил за происходящими в России событиями, тревожился за судьбы демократии, осуждал войну в Чечне.

Поэзия Окуджавы восходит к разным и даже разнородным фольклорным и литературным источникам. Это и творчески преобразованная традиция городского романса, и некрасовская линия прозаизации стиха, и русский символизм с его предельной многозначностью ключевых образов, и поэтика В. Маяковского с ее речевыми сдвигами и акцентным стихом (который Окуджава трансформирует в напевные ритмы). Окуджаве присуща поэтика гармонизированного сдвига, когда смелость и парадоксальность приема становится неощутимой в общем потоке задушевно-доверительной интонации.

Мир Окуджавы одновременно интимен и космичен. Этот эффект достигается последовательным расширением смысла, которое лежит в основе лирической композиции. Полночный троллейбус становится кораблем, а пассажиры - матросами. Синий шарик улетает и возвращается, успев побывать земным шаром. Арбат предстает целым «отечеством» и даже «религией». Реальные, земные Вера, Люба и Надя-Наденька превращаются в символическую триаду Вера - Надежда - Любовь. Индивидуальная поэтическая фразеология Окуджавы («дежурный по апрелю», «надежды маленький оркестрик», «возьмемся за руки, друзья» и т. п.) стала частью общенационального языка.

Окуджаве-прозаику принадлежат романы Глоток свободы (Бедный Авросимов; 1965−1968), Мерси, или Похождения Шипова. Старинный водевиль (1969−1970), Путешествие дилетантов (1971−1977), Свидание с Бонапартом (1983). Прибегая к языковой и образно-предметной стилизации, автор парадоксально сталкивает судьбы «больших» и «маленьких» людей, все более проникаясь скептическим взглядом на возможность радикально-волевого вмешательства личности в историю. В незавершенной семейной хронике Упраздненный театр (1990−1993) эта мысль развивается как трезво-критическая оценка большевистского романтизма, развенчание иллюзорных идеалов «комиссаров в пыльных шлемах». Повести и рассказы Окуджавы Отдельные неудачи среди сплошных удач (1978), Похождения секретного баптиста (1984), Искусство кройки и житья (1985), Девушка моей мечты (1985), Около Риволи, или Капризы фортуны (1991) в высшей степени автобиографичны, исполнены плодотворной критической рефлексии, остроумной самоиронии. Таковы же Автобиографические анекдоты, опубликованные в «Новом мире» (1997, № 1) и ставшие последней прижизненной прозаической публикацией Окуджавы. Окуджава написал сценарии кинофильмов Женя, Женечка и «катюша» (1967) в соавторстве с В. Мотылем и Верность (1965) совместно с Тодоровским, он писал театральные инсценировки своих прозаических произведений, песни для театра и кино. Умер Окуджава в Париже 12 мая 1997.

Булат Шалвович Окуджава, русский поэт, родился 9 мая 1924 года в Москве в семье известного коммунистического деятеля Шалвы Окуджавы. В 1937 году отца Окуджавы расстреливают по ошибочному обвинению, в 1938 – мать Булата подвергается аресту и попадает в Карагандинский лагерь.

В 1942 году молодой поэт уходит на фронт добровольцем, принимает участие в боях на Северо-Кавказском фронте в роли минометчика, позже радиста. После войны поэт работает токарем на заводе, а в 1946 году Окуджава поступает на филологический факультет Тбилисского государственного университета, после выпуска работает учителем в сельской школе города Шамордино Калужской области.

В 1956 году Окуджава работает с газетой «Молодой ленинец», дебютирует на литературном поприще со стихотворным сборником «Лирика», выступает со своими песнями перед слушателями. Позже работает на должности редактора в издательстве «Молодая гвардия», затем заведует поэтическим отделом в «Литературной газете». В этом же году, после политической реабилитации родных вступает в коммунистическую партию. При этом Окуджава крайне негативно относится к Сталину, а позже критикует КПСС.

В 1961 году издает автобиографическую повесть «Будь здоров, школяр», а через год становится членом Союза Писателей. Окуджава становится одним из самых известных представителей жанра русской бардовой песни, который становится популярным после появления магнитофонов. Также Окуджава пишет песни для кинофильмов, в соавторстве с Исааком Шварцем он создает больше 30 песен. В период "перестройки" поэт вносит свой вклад в политическое развитие страны, занимает демократическую позицию, а в 1990 году покидает ряды Коммунистической партии.

Поэзия Окуджавы гармонично сочетает в себе традиции городского романса, четкие образы русского символизма, пропуская сквозь поэтическое произведение линию некрасовской прозаизации стиха. Мир, созданный поэзией Окуджавы, интимен и космичен, такой эффект достигается расширением смысла его образов. Окуджава известен не только как блестящий поэт, но и как прозаик, в его произведениях описывается трагедия декабристского переворота.

Умер Булат Окуджава 12 июня 1997 года в Париже. Перед самой смертью он принял крещение и взял имя Иоанн.

Булат Окуджава - повелитель чувств вот уже на протяжении нескольких поколений. Впечатление доверительности и непринужденности производят его неповторимые песни. Однако непосредственность Окуджавы вовсе не синоним простоты. Окуджава - виртуоз поэтического стиля.

Булат Шалвович Окуджава - поэт и прозаик - один из основоположников жанра бардовской песни, родился и вырос в Москве.

Мой город носит высший чин и звание Москва,

Но он навстречу всем гостям всегда выходит сам.

Его детство прошло в небольших уютных дворах тихих арбатских переулков. Это она, арбатская детвора, придумала себе игру в "Арбатство" и ритуал посвящения в свое "сословие".

Пускай моя любовь, как мир, стара,

Лишь ей одной служил и доверялся,

Я, дворянин с арбатского двора,

Своим двором введенный во дворянство.

В 1942 году девятиклассник Окуджава добровольцем уходит на фронт. Вместо учебников осваивает науку пехотного боя.

Ах, война - она не год еще протянет, -

На то она и война;

Еще много километров портянок

Выкроят из полотна.

Рядовой Булат Окуджава воевал до конца 1944го. Ранения, госпитали..., и больше воевать не пришлось. "Бери шинель - пошли домой"... И вот наступила долгожданная Победа в войне жестокой, стоящей жизни миллионам людей, в войне, отнявшей у поколения, только вступившего во взрослую жизнь, целых четыре года юности.

Со слов самого поэта достоверно известно, что его первая песня на собственную мелодию "Нам в холодных теплушках не спалось..." появилась на фронте в 1943 году. И если та первая, фронтовая, которую сам автор считает слабой, давно забыта, то вторая сохранилась, звучит и поныне, хотя год её рождения - 1946-й.

Неистов и упрям

Гори, огонь, гори!

На смену декабрям

Приходят январи.

После окончания университета Окуджава едет по распределению работать в одну из сельских школ в Калужскую область. Появляются новые стихи, которые время от времени публикуют калужские газеты. В 1956 году выходит первый сборник стихов "Лирика". Он возвращается в Москву, работает сначала редактором в издательстве "Молодая гвардия", впоследствии заведует отделом поэзии в "Литературной газете".

Как раз в эти годы одна за другой пошли песни: "О Леньке Королеве", "Девочка плачет - шарик улетел", "Последний троллейбус", "До свидания, мальчики". Всех не перечесть, но нельзя не задержаться на мелодиях арбатских.

Ты течешь, как река.

Странное название!

И прозрачен асфальт, как в реке вода.

Ах, Арбат, мой Арбат, ты - мое призвание.

Ты и радость моя, и моя беда.

Только ведая правду о тех годах разлук и смятений, "когда свинцовые дожди лупили так по нашим спинам, что снисхождения не жди", можно понять, почему у Окуджавы его возлюбленный Арбат - и радость, и беда. Годом же раньше написана иная "арбатская" песня, менее восторженная, но еще более биографичная.

О чем ты успел передумать, отец расстрелянный мой,

Когда я шагнул с гитарой, растерянный, но живой?

Как будто шагнул я со сцены в полночный московский уют,

Где старым арбатским ребятам бесплатно судьбу раздают.

Одно дело - песня, романс, совсем другое - поэт с гитарой на эстраде. Любопытно, что сам автор, по крайней мере раньше, не считал свои песни собственно песнями. Для него они были и оставались стихами, только не записанными на бумаге, а напетыми с голоса.

Негромкий, задушевный голос Окуджавы притягивал, заставлял вслушаться. Он никогда не писал звонких стихотворений, "на заказ". "Социальные заказы" были не для него. Его душа и сердце безошибочно определяли темы, важные для современников.

В нашей жизни, прекрасной и странной,

и короткой, как росчерк пера,

над дымящейся свежею раной

призадуматься, право, пора.

Призыв "Давайте говорить друг другу комплименты" - не просто красивая фраза, а жизненная необходимость для каждого из нас. В мире разрушающихся идеалов, как путеводная звезда - "надежды маленький оркестрик под управлением любви". Слово любовь употребляется поэтом очень часто. Ведь речь идет, в сущности, о жизни человека, основном принципе его бытия. Жизнь может состояться только при наличии любви: к окружающему миру, к людям, к жизни во всех ее проявлениях.

Неожиданная смерть Булата Шалвовича Окуджавы в 1997 году потрясла нас, его современников. Он пел о ценностях вечных, истинных, по-настоящему важных для человека: "Виноградную косточку в теплую землю зарою..." Кто из нас не грустил под эти пронзительные слова, кто не задавался вопросом. "А иначе, зачем на земле этой грешной живу?"

Профессия поэта "опасна и трудна". Роль поэта в обществе, его назначение и судьба - этой теме Булат Окуджава посвятил немало своих строк:

Поэтов травили, ловили на слове,

им сети плели; куражились,

корнали им крылья, бывало,

и к стенке вели...

Окуджава не изменился, став знаменитым: скромный облик, гитара, удивительная деликатность и уважение к слушателям. Один из его последних сборников называется "Посвящается вам", то есть нам, его почитателям, благодарным его современникам.

Узкожанровая специализированность создателей поэтического слова, как общеизвестно, бытует не изначально. Драматург А. Володин совсем недавно еще раз напоминал об этом: "В древности поэтов называли певцами: они сами сочиняли стихи и мелодию, сами пели их и сами себе аккомпанировали. Но постепенно отпала необходимость личного исполнения, затем отпала мелодия, стали необязательны рифма и размер, а иной раз даже мысль - сама поэзия стала служить недостойным целям... Тогда она спохватилась и потребовала: воссоединяйте меня! В нашей стране первым это сделал Окуджава".

Вероятно, в конце данного высказывания присутствует какаято доля гиперболизации. Вероятно, не самым первым. Были Визбор, Анчаров. Однако остается фактом, если первенство считать не единственно по хронологии событий, от самых первых его песен, а учитывая их количество, имеющих известность в самых разнообразных кругах, словно по основному пику широчайшей популярности, то звание Первого барда по праву относится к Окуджаве.

У Окуджавы написано всего приблизительно полторы сотни замечательных песен о любви и надежде, о бессмысленности войн, о вере в триумф здравого смысла и мудрости.