Собор успения пресвятой богородицы на крутицах. Церкви, храмы и соборы успения пресвятой богородицы

Всего текстов: 3

Древности. Тр. Моск. археолог. о-ва. М., 1900, Т. 17, с. 279-280

Затем, сообщив, что первый доклад будет прочитан д. чл. проф. К. М. Быковским "О реставрации Московского Большого Успенского собора", графиня предпослала этому докладу следующие слова:

"Константин Михайлович Быковский доложит о реставрации Московского Большого Успенского собора, произведенной за последнее время под руководством Императорского Московского Археологического Общества, член которого, Константин Михайлович Быковский, был приглашен Святейшим Синодом руководителем всех производимых по собору работ.

К несчастию, представляемый ныне доклад не может быть иллюстрирован всеми теми рисунками, которые желательно было бы приложить к докладу, в силу того обстоятельства, что Московское Археологическое Общество лишено возможности получить фотографии, снятые по указанию Общества в разные моменты реставрации собора с тех отдельных частей древнего здания, которые предполагалось возобновлять или исправлять.

Зная по многолетнему опыту, что ученая часть реставрации наших древних храмов не представляет особого интереса духовенству, я, в начале реставрации Успенского собора, несколько раз обращала внимание на необходимость закрепить за Московским Археологическим Обществом снимаемые фотографии, но архитектора наши, полные преданности к преследуемым ученым целям, не настаивали на этом вопросе в полной уверенности, что их не могут лишить того ученого материала, который собран единственно благодаря их трудам и указаниям и который по силе обстоятельств должен принадлежать не одному какому-либо ведомству, а всему ученому миру или, скорей, всей России. Случилось однако ж противное: когда реставрация собора является настолько законченной, что Московское Археологическое Общество считает своею обязанностью отдать ученому миру отчет в своих действиях и решениях, Московская Синодальная контора налагает арест на сделанные фотографии, считает их своею собственностью и не дозволяет воспользоваться ими даже для нынешнего доклада.

Принимая всю вину на себя, как председателя Комиссии по сохранению древних памятников, и извиняясь пред Обществом, что я не сумела настоять на том, чтобы фотографии остались за Обществом, позволяю себе высказать надежду, что они, по крайней мере, не погибнут и когда-нибудь будут все-таки изданы".

После чего К. М. Быковский приступил к изложению сообщения своего о ходе работ по реставрации собора, причем, насколько это удалось сделать Обществу, представил снятые Обществом несколько фотографий, рисунков и планов, относящихся до сей реставрации.

Постановлено: благодарить К. М. Быковского за интереснейшее сообщение и просить его для издания в ближайшем томе "Древностей", присоединяясь вполне к высказанной графиней надежде, что полное собрание фотографий и планов по реставрации собора когда-нибудь увидит свет в научной и серьезной обработке.

"Арх. Изв. и Зам." 1896 г., №№2-3.

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 36-45

Собор Успения Божией Матери

Соборная площадь

"Прежний Успенский собор, предшественник нынешнего, построен был в 1326-1327 гг. при Иване Калите. Этот одноглавый белокаменный Успенский собор стал кафедрой московского митрополита, переселившегося в Москву из Владимира, местом торжественных богослужений и усыпальницей московских митрополитов".

"Под 1326 г. летопись сообщает: "Заложена бысть первая церковь камена на Москве" - Успенский собор". "В летописи упоминается, что в 1470 г. прежний Успенский собор горел".

"В 1472 г. прежний Успенский собор был разобран из-за древности, грозившей разрушением. Новый Успенский собор строился на средства великого князя, церквей, монастырей, пожертвования бояр и гостей".

"При разборке старого собора 1326-1327 гг. были обретены нетленными мощи почивавшего в нем святителя московского митрополита Петра".

"Новый собор начали строить в 1472 г. мастера Кривцов и Мышкин. К 1474 г. успели возвести белокаменные стены собора и положить на них свод. Вдруг одна стена обвалилась и, падая, разрушила все сооружение.

В том же году был приглашен для руководства строительством итальянский зодчий Аристотель Фиораванти из города Болоньи. Ему было велено следовать традициям русского зодчества. Образцом для подражания указан Успенский собор во Владимире, куда он и был послан для изучения архитектуры храма. Вероятно, он ездил и в Новгород - знакомиться с Софийским собором.

Стены Успенского собора построены из белого камня, а своды и остальные части здания из кирпича, изготовлявшегося близ Андроньева монастыря. В 1479 г. собор был закончен".

"Собор строился по указаниям Ивана III и митр. Геронтия с июня 1475 г., освящен 12 авг. 1479 г.".

"Заметим, что Фиораванти заложил фундаменты собора прежде своей поездки во Владимир". "Но после протеста митрополита ему было указано изменить проект и вместо фряжского построить храм в русской традиции".

"Новое здание Успенского собора, дошедшее до наших дней, построено при Иване III в 1475-1479 гг. Аристотелем Фиораванти. Предназначенный для важнейших государственных церемоний - посажения на стол московского великого князя, а с XVI в. венчания на царство; интронизации[*] и погребения митрополитов, Патриархов и т. д., - храм стал центром ансамбля Кремля".

"Высота основного объема 22,5 метра... Высота всего храма 45 м".

"Фундамент был сделан более глубоким, чем обычно. Это и все прочие технические новшества обеспечили грандиозному сооружению необходимую прочность.

Храм напоминает свой прототип - Успенский собор во Владимире - и традиционным пятиглавием, и позакомарным покрытием, и аркатурно-колончатым поясом, и перспективными порталами, и рядом других деталей. В то же время он отличается принципиально новым конструктивно-планировочным решением, технологическими приемами и методами строительства. Здесь также применены элементы ордерной ренессансной архитектуры, которые зодчий очень тактично приспособил к традиционным формам, отчего они и не показались чуждыми и очень скоро привились на русской почве.

В основу плана и решения фасадов собора, как это было принято в архитектуре Возрождения, Фиораванти положил пропорции золотого сечения, что определило соразмерность и гармоническую уравновешенность частей здания.

Незначительные перестройки, которым подвергался Успенский собор за годы своего существования, не исказили его первоначального облика. При восстановлении храма после пожара 1547 г. западный портал был оформлен в виде открытого крыльца - лоджии на колонках с двойными подвесными арками (позже оно было превращено в закрытый тамбур). Этот мотив получил в дальнейшем широкое развитие в русском зодчестве. Западный и южный порталы в XVI в. были украшены фресками. Частичные переделки были произведены и в середине XVII в. внутри, в юго-восточной части храма, где Фиораванти в свое время устроил два придела - Похвальский и Димитриевский, разделенные невысокой стенкой: стена была разобрана, и все помещение перекрыто сводами так, чтобы выделить над ним место для ризницы; внизу был оставлен только Димитриевский придел, а Похвальский переведен в барабан купола. Тогда и были пробиты прямоугольные окна: одно - на южном фасаде и два - в нижней части юго-восточных абсид. Видимо, при росписи собора были сбиты капители столпов. В 1481 г. Дионисий с помощниками - Тимофеем, Ярцем и Коней - по заказу ростовского архиепископа Вассиана Рыло исполнил для нового собора трехъярусный иконостас, который был установлен над алтарной преградой (не сохранился). К тому же времени относят и первые фрески собора: полуфигуры преподобных на алтарной преграде (сохранились 20 изображений из 23), композиции "Семь спящих юношей эфесских", "Сорок мучеников севастийских" (уцелели 24 фигуры из 40), "Апостол Петр исцели недужные" - в северо-восточном, Петропавловском приделе, "Три отрока в пещи огненной" - в жертвеннике алтаря, "Поклонение волхвов" и "Похвала Богоматери" - в бывшем Похвальском приделе и "Рождество Иоанна Предтечи" - в узком коридоре, ведшем в Димитриевский придел. Полуфигуры преподобных и большая часть этих композиций, как полагают, выполнены под руководством Дионисия мастерами его круга при его непосредственном участии (Дионисию приписываются - фреска "Поклонение волхвов", образ Алексея человека Божия на алтарной преграде и ряд полуфигур пророков из "Похвалы Богоматери"). Композиция "Сорок мучеников севастийских" обнаруживает связь с традицией Андрея Рублева и, по-видимому, была написана другой артелью художников. В 1513-1515 гг. собор был расписан уже целиком, но эти первоначальные фрески были оставлены без изменений, органично войдя в общую систему росписи. Эта роспись просуществовала до XVII в. В 1642-1643 гг. собор был расписан заново, но с сохранением всей прежней системы фресок, их иконографического состава и расположения на поверхности стен (с обветшавшей стенописи предварительно были сняты прориси, а затем она была сбита). Фрески конца XV в., к счастью, уцелели, но некоторые композиции ("Три отрока в пещи огненной", "Семь спящих юношей эфесских") были поновлены. В росписи собора участвовали 150 иконописцев из шестнадцати городов, включая Москву (И. Владимиров, И. Паисеин, С. Осипов (Поспеев), М. Матвеев, Б. Савин и другие). В 1773 г. стенопись была сплошь покрыта масляными красками и на протяжении XIX в. неоднократно подновлялась. В 1911 г. была начата реставрация фресок, но она носила эпизодический характер. И только с 1960 г. развернулось планомерное раскрытие всей настенной живописи собора, продолжающееся и по сей день. Стенопись храма отличает исключительная полнота отдельных тематических циклов и их строгая продуманность, благодаря чему она стала образцом для других храмов Древней Руси. К числу наиболее выразительных композиций принадлежит фреска конхи абсиды "Великий вход" (раскрыта в 1961 г.).

Пятиярусный иконостас относится к 1652 г. (выполнен мастерами Троице-Сергиевой лавры Ф. Кондратьевым, Л. Афанасьевым, Я. Григорьевым). Серебряный позолоченный оклад иконостаса - XIX в.

Представляет интерес "Царское место" Ивана Грозного, или "Мономахов трон" (1551 г.), в юго-восточной части Успенского собора - яркий пример древнерусской резьбы по дереву. Его боковые стенки украшены композициями, воссоздающими легенду о происхождении шапки и барм Мономаха".

К 1917 г. существовали следующие приделы:

"Придел Димитрия Солунского, за главным иконостасом". "Построен Фиораванти первоначально вместе с Похвальским, позже - в XVII в. - расширен за счет последнего. Находится с юго-востока";

"Придел Похвалы Богородицы". "Первоначально, со времен Фиораванти, находился рядом с Димитриевским, разделенный от него невысокой стенкой; при переделке середины XVII в. из юго-восточной части собора перенесен в барабан купола";

"Придел апп. Петра и Павла, за главным иконостасом", "с северо-востока собора".

"Приделы получили те же наименования, какие были при первом здании собора, стоявшем с 1327 г., только нынешний Петропавловский был в начале XVIII в. переосвящен из придела Поклонения веригам ап. Петра".

"В 1812 г. 26 сентября Наполеон со свитой осматривали Успенский собор, для чего был вызван священник Михаил Онуфриев (Пылаев). По словам священника, к нему на квартиру пришел французский переводчик Осип Яковлевич Заборовский с караулом.

Переводчик объяснил, что он русский, долго жил во Франции, а в Россию приехал с французами. Священника отвели в Кремль, где он в Успенском соборе читал надписи на образах Донской и Печерской Божией Матери, а переводчик переводил для группы офицеров.

Один из офицеров спросил его: "Где русские архиереи и где под собор ход?" Он ответил: "Не знаю". Затем с побоями и угрозами застрелить заставили священника облачиться в архиерейские ризы. По разоблачении надели на него бархатную камилавку, шелковую рясу и выпроводили из Кремля.

Переводчик сказал: "Тот из офицеров, который задавал вопросы, - Наполеон".

По уходе французов из Москвы в Успенском соборе оказалось, что оклады с икон расхищены, покой св. мощей нарушен, мощи святителя Филиппа лежали вне раки, на помосте; рака святителя Петра вскрыта. Только мощи святителя Ионы с серебряной ракой остались без повреждения.

Большое серебряное паникадило похищено, вместо него находились весы. Неприятели устроили в соборе горн для плавки металла, осталась даже запись - сколько ими употреблено серебра и золота: 325 пудов серебра и 18 пудов золота.

Вскоре разные лица стали доставлять преосвященному предметы кремлевской святыни и слитки. Нашлось и паникадило, только не в целости. Преосвященный принял от главнокомандующего в Москве отысканные в Орле части большого серебряного паникадила Успенского собора, в которых весу было с выжигою и разного лома более 21 пуда.

Преосвященный приказал хранить их в ризнице, может, отыщутся и недостающие части, в то же время сделать смету на устройство недостающих частей по образцу имеющихся. Для украшения икон и рак св. мощей просил у Синода разрешения употребить на это серебро, присланное кн. Кутузовым, которое он отбил у неприятеля, и слитки серебра, доставленные населением.

В 1813 г. преосвященный Августин доносил Синоду: "До нашествия неприятеля рака с мощами св. митрополита Петра была заперта и запечатана; при французах рака открыта, в ней найдены нетленные мощи. Просил разрешения оставить мощи открытыми "во свидетельство всем, что нечестие не только не могло лишить нас святыни, но паче, по неисповедимым судьбам Божиим, невольным образом содействовало вящему прославлению оныя..."

Синод разрешил. С тех пор мощи первосвятителя Петра митрополита почивают в Успенском соборе открытыми, на том же месте, где прежде находились под спудом".

Перед 1917 г. в Успенском соборе "почивали мощи шести св. Угодников Божиих: св. Петра митрополита - между Петропавловским приделом и главным алтарем, в арке, в богатой серебряной раке;

св. Ионы митрополита, в северо-западном углу, как и мощи св. Петра, почивали открытыми;

св. митр. Филиппа (Колычева), у южных дверей, подле иконостаса, по чудному стечению обстоятельств, мощи св. Филиппа положены на том самом месте собора, где он с христианским терпением перенес кару царя Ивана Грозного - именно тут в 1568 г. опричники, не дав ему кончить литургии, сорвали с митрополита священные ризы и вытолкали из храма;

свв. митрополитов Феогноста, Киприана и Фотия - под спудом: Феогноста в Петропавловском приделе, Киприана и Фотия - юго-западном углу собора.

Сверх того, по северной, западной и южной стенам собора погребены митрополиты московские и всея Руси: Филипп I, Геронтий, Симон, Макарий и все Патриархи всероссийские, кроме Никона: Иов, Гермоген, Филарет, Иоасаф, Иосиф, Иоасаф II, Питирим, Иоаким и Адриан".

Последний раз торжественный чин помазания на царство состоялся в Успенском соборе во время коронации императора Николая II, происходившей в Москве с 11 по 14 мая 1896 г. (фотографии см., например, в кн. 12).

К 1917 г. в Успенском соборе находилась богатейшая ризница. Существует множество ее описаний (напр., в кн. 10, 13 и проч.). Самый короткий перечень святынь следующий:

"1. Образ Спасителя, принесенный в 1570 г. из Новгорода, коему был подарен греческим царем Еммануилом.

2. Образ Успения Пресв. Богородицы, писанный св. митрополитом Петром.

3. Образ Благовещения, принесенный из Великого Устюга, на нем надпись: "Матери Бога нашего за избавление от гибели Устюга в лето 1290 посвящают вновь сооруженную ризу вызолоченную в 1818 г."[**] .

4. Образ Владимирской Божией Матери, принесенный в 1395 г. из Владимира, писан, по преданию, св. евангелистом Лукою[***] .

5. Образ Иерусалимской Богородицы, писанный святыми апостолами в Гефсимании (на правой стороне за столбом).

6. Образ Влахернской Богородицы, принесенный в 1654 г., весь из воскомастики. В приделе Петра и Павла.

7. Образ св. влкмч. Дмитрия Солунского, принесенный из Владимира в 1380 г.

8. Образ Всемилостивого Спаса, принесенный из Владимира в 1518 г. (возле северных дверей алтаря).

9. Образ Псковско-Покровской Богородицы, писанный на гробовой доске св. Алексея митр. Стоит над входом в придел Петра и Павла[****] .

10. Копия с образа Тихвинской Богородицы, бывшего при заключении Столбовского мира с Швецией в 1617 г.

11. Мощи св. угодников, находящиеся в разных позолоченных ковчегах, между ними особенно замечательны: рука св. ап. Андрея Первозванного, рака св. митр. Петра в приделе Петра и Павла, мощи митрополитов и Патриархов. Подле гробов патриарших находится Гроб Господень кипарисовый, окруженный с трех сторон медною оградой, покрытый шатровой крышкой. В гроб положена Риза Господа Иисуса Христа, присланная в 1625 г. персидским шахом Аббасом, и часть Ризы Божией Матери".

"В главном алтаре, за жертвенником, в особом великолепном иконостасе, за царскою печатью, хранится Риза Господня, вложенная в серебряный ковчег, украшенный драгоценными камнями. Святыня эта принесена в Москву в 1625 г. послами персидского шаха Аббаса по старанию нашего посланника Василия Коробьина. Патриарх Филарет тогда же установил по этому случаю празднество Перенесения или Положения Ризы в 10-й день июля. Серебряный ковчег, как видно из надписи на нем, есть дар царя Феодора Алексеевича в 4-й день апреля 1682 г.

В том же иконостасе помещаются два другие ковчега, золотой и серебряный. В первом заключается Гвоздь Господень - один из тех, коими прибито было ко кресту Божественное Тело Спасителя. Гвоздь вывезен из Грузии в 1686 г. царем Арчилом Вахтанговичем, а в собор доставлен митр. Сарским и Подонским Игнатием. Во втором ковчеге находится часть Ризы Пресвятыя Богородицы, принесенная в дар Успенскому собору кн. Василием Васильевичем Голицыным".

"В ризнице между драгоценностей и достопримечательностей особенное внимание составляют:

1. Крест Константина Великого с драгоценными камнями, присланный с Афонской горы царю Феодору Иоанновичу, четырехконечный, длиною 5 вершков. Этот крест был на Петре Великом в день Полтавской битвы. Пуля попала в край креста и надломила серебро". "Оригинальный крест похищен французами, заменен копией".

2. "Кресты кипарисовые, серебряные, золотые, в золотых окладах, с частицами Креста Господня и мощей святых, сделанные в конце XVI в. Сверх того много драгоценных крестов золотых, серебряных, с жемчугами.

3. Евангелие напрестольное большое, обложено золотом и драгоценными камнями необыкновенной величины и красоты. Искусно вырезаны изображения евангелистов и некоторых праздников. Подарено царицею Натальей Кирилловной в 1693 г. При Екатерине II оценено в 200 000 рублей.

4. Евангелие, писанное рукою царевны Ирины Михайловны, красивым почерком, краски доныне не утратили блеска и живости.

5. Много печатных и писаных книг, некоторые унизаны жемчугом, обложены золотом, серебром.

Из священных сосудов: два потира преп. Антония Римлянина, вывезенные из Новгорода царем Иваном Васильевичем. Один из них украшен ориентальным ониксом, вещь единственная и цены не имеющая. Весу в нем с золотом и камнями 4 фунта 36 золотников. Другой восточной яшмы, с яхонтовой решеткой, вес с золотом и серебром 4 фунта 64 золотника, оценен в 25 тыс. руб. Потир яхонтовый. Потир и дискос чистого золота 7 фунтов 78 золотников, сделанные в 1585 г. Дарохранительница, присланная Потемкиным в 1778 г., золота в ней 19 фунтов и серебра 19 фунтов 24 золотника. И много других ценностей, перечисление которых составит целый том.

Посреди собора большое серебряное паникадило весом в 20 пудов. Прежнее весило 60 пудов, оно похищено французами в 1812 г.".

"В Петропавловском приделе, в противоположной от мощей св. Петра стене на нарочно для них сделанной раке находятся в особых ковчегах: правая рука и локоть св. ап. Андрея Первозванного, глава св. Григория Богослова, глава св. Иоанна Златоустого, глава муч. Авксентия, часть мощей св. Иоанна Крестителя, Георгия великомученика, кн. Владимира, часть мощей преп. Сергия, рука Евфимии Прехвальныя и другие святыни".

"Икона Владимирской Богоматери, хранящаяся в Успенском соборе, исстари пользовалась большим почетом. Пред нею происходило избрание русских митрополитов и Патриархов. После молебна в киот иконы клались на пелену, в складной панагии, жребии, запечатанные царем. Служился молебен, потом архиерей вынимал один из жребиев, царь распечатывал его, и имя избранного святителя объявлялось народу.

В 1605 г. схваченный поляками Патриарх Ермоген снял с себя архиерейскую панагию, положил ее в киот иконы и сказал: "Здесь, пред сею святой иконою, я удостоен был святительского сана и 12 лет хранил целость веры. Ныне вижу бедствие Церкви, торжество обмана и ереси. Матерь Божия! Спаси и утверди православие!"

Патриарх Никон, оставляя Москву, у иконы поставил свой архиерейский посох, сложил с себя святительские одежды и заявил при этом, что он отныне уже не Патриарх московский, а пасомый, как грешный и недостойный".

"В 1910 г. злоумышленник, проникший внутрь собора, снял с иконы Владимирской Богоматери венчик из кованого золота с изумрудом стоимостью 80 тыс. рублей и 602 бриллианта с разных икон, по приблизительным подсчетам на сумму свыше 500 000 рублей. Похититель был обнаружен, им оказался золотых дел мастер 18-летний Никита Семин. Спрятанные им ценности найдены.

Общая стоимость золотой ризы на иконе Владимирской Богоматери около 280 000 руб.". Вор три дня прятался в иконостасе, покуда не вынужден был голодом выйти и сдаться догадавшемуся о его хитрости начальнику московской сыскной полиции А. Ф. Кошко.

Во время переворота в Москве в октябре 1917 г. Кремль, занятый юнкерами, был подвергнут бомбардировке, продолжавшейся и после его сдачи, когда юнкера покинули кремлевскую территорию. Вот что пишет об этом в вышедшей в том же году книге епископ Нестор Камчатский (Анисимов, впоследствии митрополит; 1883-1962; похоронен при храме Афонского подворья в с. Лукино (Переделкино) под Москвой), как член Всероссийского Поместного собора он был свидетелем событий и одним из первых вошел в Кремль после окончания боев: "Чувство невыразимой тоски поистине неизглаголанного горя охватывает вас при виде этих разрушений и ужаса, и чем вы углубляетесь дальше в осмотр поруганной святыни, тем эта боль становится сильнее и сильнее. С неподдающимся описанию волнением вы переступаете ограду на каменную площадь к великому Успенскому собору и видите огромные лужи крови с плавающими в них человеческими мозгами. Следы крови чьей-то дерзкой ногой разнесены по всей этой площади.

Успенский собор расстрелян. В главный его купол попал снаряд, разорвавшийся в семье его 5 глав, из коих, кроме средней, одна также попорчена. Пробоина в главном куполе размером в 3 аршина, а в поперечнике 2,5 аршина. В барабане купола есть опасные трещины. От сильных ударов осколками снарядов в некоторых местах кирпичи выдвинулись внутрь собора, а на стенах барабана образовались трещины, но все это еще не исследовано архитекторами окончательно, еще не определено - излечимы ли и какими средствами эти страшные раны. Снаружи вся алтарная стена собора испещрена мелкими выбоинами от пуль и осколками снарядов. Таких следов на белокаменной облицовке насчитывается свыше 70. Да на северной стене 54 выбоины. Зеркальные стекла всюду в окнах выбиты или прострелены пулями. Одних только стекол перебито в соборе на 25 000 руб. Внутри Успенского собора разбросаны осколки разорвавшегося там шестидюймового снаряда и по солее и по собору разбросаны осколки белого камня, кирпича и щебня. Стенопись внутри храма в куполе попорчена, паникадила погнуты. Престол и алтарь засыпаны разбитым стеклом, кирпичами и пылью. Гробница св. Патриарха Ермогена тоже покрыта осколками камней и мусором. Такова мрачная картина разрушения и поругания нашей православно-русской Святыни великого Успенского собора - этой духовной твердыни многократного возрождения и укрепления православно-русского благочестия, даже во дни древних тяжелых лихолетий. И еще становится страшнее, когда вы узнаете, что эта всероссийская народная Святыня расстреливалась по прицелу, по обдуманному плану. Расстрел всего этого происходил в ночь на 3 ноября, когда мир был уже заключен и господствовали большевики над Священным Кремлем. Последний ужасный удар по Кремлю приходился на 6 часов утра 3-го ноября.

Православные! Не щемит ли ваше сердце зияющая перед вами эта черная рана нашей родной святыни, разбитая глава нашего Великого Собора? Не стыдно ли вам за вашу Родину, когда вы слышите, как стоящий в толпе перед развалинами кремлевских Святынь чужестранец, серый китаец, изумленно глядит на развалины и бормочет: "Русский не хороший, худой человек, потому что стреляет в своего Бога!".

21 ноября (ст. ст.) 1917 г. в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в Успенском соборе был совершен обряд поставления в Патриархи московского митрополита Тихона (Белавина), избранного по жребию на Всероссийском Поместном соборе 1917-1918 гг.

Однако с переездом 10-11 марта 1918 г. правительства РСФСР из Петрограда в Москву Кремль, в том числе и Успенский его собор, был для народа закрыт. Последняя служба в соборе состоялась на Пасху 1918 г. "по специальному указанию Ленина, данному с целью успокоить ходившие в народе толки об осквернении и распродаже кремлевских святынь". Возглавлял богослужение викарий Московской епархии еп. Дмитровский Трифон (в миру кн. Туркестанов). Впоследствии момент окончания этой службы сделался сюжетом главного произведения художника Павла Корина "Уходящая Русь". С помощью М. Горького, одобрившего всю затею с написанием картины, был приобретен и установлен в мастерской Корина на Б. Пироговской (ранее - Большой Царицынской) улице огромный холст и начата работа по портретированию будущих героев полотна. В числе их оказался, кроме Преосвященного Трифона, и молодой монах Пимен, впоследствии Патриарх, а также другие духовные лица, вид которых поразил Корина во время похорон Патриарха Тихона, увиденных им в 1925 г. в Донском монастыре в Москве.

После смерти Горького, покровительствовавшего созданию картины, возможность написания ее пропала. В мастерской-музее Павла Корина доныне хранится пустой монументальный холст, небольшой эскиз, а также значительное число портретов и набросков к "Уходящей Руси".

"В 1922 г. при изъятии в апреле - мае церковных ценностей под предлогом "спасения голодающих" из одного Успенского собора было "добыто" 65 пудов серебряных изделий, и среди них - драгоценная рака Патриарха Гермогена. Из обычных московских приходских церквей вывозили в среднем от 5 до 15 пудов серебра".

Во времена Сталина доступ в Кремль для народа был закрыт. Быт его в те времена описан, например, в воспоминаниях дочери Сталина Светланы Аллилуевой "20 писем к другу". Современная московская легенда повествует, что якобы в критический момент зимой 1941 г. Сталин, бывший воспитанник Тифлисской духовной семинарии, тайно велел отслужить в Успенском соборе молебен о спасении от нашествия иноплеменных.

С середины 1950-х гг. часть кремлевских храмовых зданий, в том числе Успенский собор, стала музеем. Здесь постоянно проводится реставрация. Весь ансамбль Кремля поставлен на государственную охрану, охранный номер Кремля - для всего его ансамбля - № 1.

После 1918 г. состав реквизированной ризницы собора значительно уменьшился. В частности, ее ценности были использованы для выплаты контрибуции по заключенному 3 марта 1918 г. Брестскому миру с Германией (при этом стоимость изделий определялась их весом). В 1920-1930-х гг. предметы ризницы передавались в Оружейную палату, Государственную Третьяковскую галерею, продавались за границу.

Описание ризницы в 1979 г. существенно скромнее прежних: "В Успенском соборе были поставлены (в местном ряду иконостаса и в киотах) особо почитаемые иконы, как написанные специально для собора ("Спас ярое око" - XIV в., "Троица" - пер. пол. XIV в., записанная в 1700 г. Т. Филатьевым, "Богоматерь Владимирская" - копия начала XV в. древней византийской иконы, - связанные с первым храмом; и "Успение", "О Тебе радуется", "Митр. Петр с житием" - произведения 1480-х гг. школы Дионисия - с построенным в 1475-1479 гг.), так и принесенные из других городов Древней Руси, Византии, с Балкан ("Спас Нерукотворный" XII в., ныне хранящийся в Третьяковской галерее, "Царь царем или Предста Царица" - сербская икона XIV в., "Св. Георгий" - XII в. и "Благовещение Устюжское" - между 1119-1130 гг., вывезенные Иваном Грозным из Новгорода, икона "Богоматерь Владимирская" - XII в. из Константинополя, впервые взятая в Успенский собор в 1395 г. и затем возвращенная во Владимир, а в 1480 г. вновь перенесенная в Москву и поставленная в соборе - обе последние иконы находятся теперь также в Третьяковской галерее).

Из церковной утвари Успенского собора обращает на себя внимание серебряный позолоченный ковчег, так называемый Малый Сион, предназначенный для торжественных богослужений (1486 г., Оружейная палата). Многие вклады в Успенский собор являются высокими образцами прикладного искусства. Особенно славились изделия, изготовленные в мастерских Московского Кремля. Таков, например, оклад Евангелия митрополита Симона, украшенный эмалью, сканью, чеканкой, литьем (1499 г., Оружейная палата)". Скромность описания вызвана как передачей части ризницы в фонды музея, так и ее растратой.

Судьба Ризы Господней доныне неизвестна.

К 1990 г. в Успенском соборе хранятся мощи:

св. Патриарха Ермогена - в сени работы Д. Сверчкова, 1624 г., где до 1913 г. была Риза Господня; св. митр. Ионы, в северо-западном углу, в раке 1585 г.; св. митр. Петра в особой раке; св. митр. Феогноста, Фотия и Киприана - под спудом; св. митр. Макария и Патриарха Иова.

Посох св. митр. Петра и Гвоздь Господень находятся в ларце в Петропавловском алтаре.

В 1979 г. было отпраздновано 500-летие собора, но к этому юбилею он был закрыт для серьезной реставрации и с тех пор еще долго не открывался. Необходимость капитальных работ вызвана тем, что при строительстве в Кремле Дворца съездов был неосторожно нарушен баланс подземных вод, в связи с чем основание Успенского собора (фундамент его стоит на дубовых сваях) стало подгнивать и там образовались пустоты.

К 1000-летию Крещения Руси поднялось движение за возвращение собора Русской Православной Церкви. Была создана церковная община и исполнительный орган - "двадцатка". Но в 1988 г. собор так и не был возвращен. 17 июля 1989 г. на его паперти в годовщину мученической гибели царской семьи о. Глеб Якунин отслужил молебен Новомученикам Российским - об этом рассказал вскоре в газете "Литературная Россия" писатель Олег Михайлов. Наконец, "во время Поместного собора Русской Православной Церкви 13 октября 1989 г. в 9 часов утра внутри главного храма Руси Патриарх Пимен в сослужении архиереев отслужил панихиду по Всероссийским Патриархам и молебен новопрославленным святым Патриархам Иову и Тихону, а также всем святым, в земле Российской просиявшим" . "К сожалению, участниками богослужения стали почти исключительно делегаты собора; и уже с часа дня собор вновь обратился в музей". И лишь год спустя в Успенском соборе "23 сент. 1990 г. совершил первую после долгого перерыва литургию Патриарх Алексий II, после чего он возглавил крестный ход ко вновь открытому храму Большого Вознесения". Согласно письму Патриарха Алексия II от 31.8.1990 г. исполком Моссовета принял решение возвратить собор верующим.

[*] Интронизация - торжественное возведение на кафедру вновь избранного епископа.

[**] Ныне в Государственной Третьяковской галерее.

[***] Там же.

[****] Ныне в Государственной Третьяковской галерее.

Сытин. С. 46-47.

Путеводитель Машкова (есть план и фотографии). С. XXIII-XXX.

Синодальный справочник.

Иванов В. Московский Кремль. М., 1971 (есть план и фото).

Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 419-422 (есть план и фото).

Иконников А. В. Каменная летопись Москвы. М., 1978. С. 17, 45, 67-70, 71.

Александровский, № 8.

Москва. Памятники архитектуры XIV-XVII вв. М., 1973. С. 2, 18.

Розанов Н. История московского епархиального управления. М., 1871. Ч. 3, кн. 2.

Кондратьев И. К. Московский Кремль, святыни и достопамятности. М., 1910. С. 17-41.

Нестор, еп. Камчатский. Расстрел Московского Кремля. М., 1917 (издано по постановлению Всероссийского Поместного Собора). 28 с.: 28 ил.

Москва в ее прошлом и настоящем. М., 1911. Т. 10. С. 44.

Проценко Н. Ф. Монастыри в России и соборы в Москве... М., 1863.

Московские церковные ведомости. 1902. № 33.

Там же. 1910. № 17.

Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной (список). М., 1980. С. 55-58.

Нива. 1918. № 2 (фотографии расстрелянного Кремля).

Павлинов А. М. Московский Успенский собор. М., 1895. С. 11.

Марков В., прот. Успенский собор. Устройство его отопления // Русский архив. 1908. № 3, 4 (есть отдельный оттиск).

Большой Успенский собор в Москве / Изд. кн. Александром Ширинским-Шихматовым. М., 1896. (Альбом со 165 ил.).

Усов С. А. К истории московского Успенского собора. М., 1882. С. 24.

Уникальному памятнику русской культуры - Успенскому собору Московского Кремля 500 лет: Тезисы науч. конференции. М., 1979. С. 84.

Успенский собор Московского Кремля. К 500-летию. М., 1979. 180 с.: 132 ил.

Успенский собор Московского Кремля. М., 1971. 144 с.: 96 ил.

Наука и религия. 1976. № 4. С. 5.

Кошко А. Ф. Очерки уголовного мира царской России: Воспоминания бывшего начальника московской сыскной полиции и заведующего всем уголовным розыском империи. Париж, 1926. С. 94-105.

Памятники архитектуры Москвы: Кремль. Китай-город. Центральные площади. М., 1982. С. 315-320.

Московские церковные ведомости. 1989. № 14. С. 7.

Вестник Христианского информационного центра. 1989. № 36, 37.

Успенский собор Московского Кремля: Сб. статей. М., 1985. 264 с.

Рукопись Александровского, № 8.

Саликова Э. П. Древние соборы Кремля. М., 1971.

Козлов В. У истоков //Архитектура и строительство Москвы. 1990. № 7. С. 15.

Каталог архивов = История памятников архитектуры и градостроительства Москвы, Ленинграда и их пригородов: Каталог архивных документов. М., 1988. Вып. 3; М., 1990. Вып. 5.

Материалы = Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы, собранные из книг и дел преждебывших Патриарших приказов свящ. В. И. и Г. И. Холмогоровыми / Под ред. И. Е. Забелина. М., 1884. Т. 1-2.

Путеводитель Машкова = Путеводитель по Москве, изданный Московским Архитектурным обществом для членов V Съезда зодчих в Москве / Под ред. И. П. Машкова. М., 1913.

Рукопись Александровского = Александровский М. И. Исторический указатель московских церквей. М., 1917 (с дополнениями до 1942 г.). Гос. исторический музей, отдел ИЗО, Фонд архитектурной графики.

Синодальный справочник = Москва: Святыни и памятники. М.: Изд. Синодальной типографии, 1903.

Список Бахима = Описание московских монастырей, соборов, храмов, а также молитвенных домов и часовен с указанием местонахождения и года постройки / Сост. сотрудником Комиссии по охране памятников искусства старины Бахимом в 1917 г. (с позднейшими дополнениями). Машинопись.

Сытин = Сытин П. В. Из истории московских улиц. 3-е изд. М., 1958.

Якушева = Якушева Н. И. Сорок сороков. М., 1962-1980 (с позднейшими дополнениями). Машинопись.

Указатель кремлевских церквей. М., 1916, с. 12-18

Успенский собор. Первенствующий храм Русской Церкви был каменным зданием, первым по времени в Москве и почти первым после столетнего перерыва во всей разоренной Батыем России. Построить собор пожелал Св. Петр, Митрополит Киевский и всей России, который возлюбил Москву более прочих русских городов и возвеличил ее, перенеся в 1322 году сюда свою кафедру. В те времена Россия раздроблена была на много отдельных княжеств и областей, которые к тому же находились в зависимости или от татарского хана или от литовского великого князя, а частью даже от венгерского и польского королей. Но Церковь Русская была едина, и Митрополит был один для всего русского народа. Пребывание в Москве высшего церковного управления объединяло всю Россию около этой новой столицы и очень помогло московским Государям прекратить раздробленность и создать единое крепкое государство единого русского народа. Св. Петр хотел, чтобы его преемники не покидали Москвы, и 4 августа 1326 года на площади у своего нового двора заложил каменный "Дом Пречистой Богородицы", который должен был заменить собою прежние митрополичьи кафедры, Софию Киевскую и Владимирский Успенский собор. В Москве же Святитель Петр пожелал и быть погребенным, предвидя, что Русь будет объединяться, стекаясь на поклонение к гробу Чудотворца, еще при жизни всеми благоговейно почитаемого. Он приготовил себе место погребения у жертвенника строившегося собора, и скончался 21 декабря 1326 года, не дождавшись окончания постройки. Собор был освящен 14 августа 1327 года. Первый придел, построенный при Успенском соборе, именно при северной стороне, в 1329 году, был освящен по дню тезоименитства Митрополита Петра в честь Поклонения веригам Апостола Петра (16 января). Впоследствии были пристроены еще два придела: 1) Димитрия Солунского, по тезоименитству Димитрия Донского, 2) Похвалы Богородицы, по поводу спасения Москвы от татар, сделавших в 1459 году при Митрополите Св. Ионе набег под предводительством Седи-Ахмета. Здание собора с его приделами столько страдало от пожаров и других несчастий, что в 1472 году грозило развалиться, и было разобрано. Второе здание, строившееся в 1472-1474 годах по прекрасно задуманному плану в больших размерах, чем Владимирский Успенский собор, но по его образцу, оказалось неудачным по кладке стен. Нынешнее, третье здание собора, заложено в июне 1475 года. Производил работы болонец Фиоравенти согласно указаниям Великого Князя Иоанна III и Митрополита Геронтия. Освящение состоялось 12 августа 1479 года. Приделы устроены за главным иконостасом. Они получили те же наименования, которые были при первом здании собора, но в начале XVIII века северный придел переименован в Апостолов Петра и Павла. Собор, в общем, построен в византийском стиле. Есть в его архитектуре подробности в стиле Владимирских церквей, напр. пояс колонок посреди наружных поверхностей стен ("киотцы"), но более всего собор напоминает ранние московские церкви, имея даже утолщения посередине колонок, так называемые "бочонки" и "бусы". Своего, нового, итальянец Фиоравенти внес немного, но напр. впервые ввел очень привившуюся на Руси форму двойной висячей арки с гирею посередине, именно в западном крыльце собора.

Будучи кафедрою Русского Первосвятителя, Успенский собор с 1498 года получил новое важное значение храма, где венчаются на царство Русские Государи; прежде обряд торжественного вступления на престол совершался во Владимире. Так как Всероссийские Митрополиты, потом Патриархи бывали погребаемы в их кафедральном соборе, то здесь почивают нетленные мощи открыто Св. Петра, Св. Ионы, Св. Филиппа и Св. Ермогена, а под спудом - Св. Феогноста, Св. Киприана и Св. Фотия.

Св. Петр (1308-1326) был родом из Галиции. Там, недалеко от Львова, на реке Рати он основал свой монастырь. Когда Константинопольский Патриарх посвятил Св. Петра во Всероссийские Митрополиты, Святитель ревностно трудился на пользу Русской Церкви, созывая соборы, поучая пастырей и паству, ходатайствуя перед ханом о смягчении татарского ига, отличаясь при этом кротостью характера и пророческим даром. Убеждая В. К. Ивана Калиту в необходимости построить Успенский собор, он в точности предсказал дальнейшую судьбу любимой им Москвы и величие ее Государей.

Митрополиты Св. Феогност (1328-1353), Св. Киприан (1380-1407) и Св. Фотий (1408-1431) верно хранили заветы Св. Петра и не оставляли Москвы. Они были родом не русские: первый и третий - Греки, второй - Серб. В те времена единственной образованной страной, и притом строго православной, была Греция. Присылаемые от Константинопольского Патриарха в Россию Святители привозили с собою много книг, а также ученых сотрудников, некоторых художников и даже ремесленников, и вообще много сделали для истинного просвещения на Руси.

Св. Иона (1449-1462) был последний из Митрополитов Киевских и Всероссийских. После него Киев стал иметь своего Митрополита, а Москва своего, поставляемого притом своими русскими же епископами. В молодости Св. Иона был иноком в Симонове монастыре, и уже тогда Св. Фотий предсказал, что этот инок будет великий Святитель. Ставши Митрополитом, Св. Иона много содействовал прекращению княжеских междоусобий, последнее проявление которых было в 1450 году. Своими молитвами Святитель в 1451 году спас Москву от татар, подступивших было к городу и неожиданно обратившихся вспять. При нем же был набег 1459 года, и татары были отражены.

Св. Филипп II, Митрополит Московский и всей России (1566-1569), происходил из рода бояр Колычевых. Будучи игуменом Соловецкого монастыря, много заботился о нравственной высоте подвижнической жизни монахов и о хозяйственном благосостоянии обители. Избранный по воле Иоанна Грозного в Митрополиты, Св. Филипп мужественно восставал против неистовых опричников и не боялся обличать самого Царя за его к ним благосклонность. Святитель был заточен в Тверской Отроч монастырь, и там в своей келье был задушен главным опричником Малютою Скуратовым. Мощи Св. Филиппа сначала находились в Соловецком монастыре, но Тишайший Царь Алексей Михайлович (1645-1676) пожелал их перенести в Москву. Замечательна молитва, составленная тогда Царем как бы в виде умилостивительного послания к Св. Филиппу. В ней Царь просил Святителя подвигнуться придти в царствующий град Москву и разрешить грех Царя Иоанна, совершенный вследствие зависти и неудержания ярости. Встреча Св. мощей состоялась в Москве 3 июля 1652 года.

Св. Ермоген, Патриарх Московский и всей России (1606-1612), был спасителем отечества в бедственное время междуцарствия 1610-1612 годов. Он был тогда прославляем как "обличитель на предателей и разорителей христианской веры". В безгосударное время власть оказалась у Боярской Думы и Патриарха. Святитель мужественно противостал малодушию Думы, которая готова была признать власть иноверного государя, разрешила войти в Москву польскому войску и даже допустила устроение польского костела в самом Кремле. Поляки бросили Св. Ермогена в подземелье Архангельской церкви Чудова монастыря и там уморили его голодом. Перед своей мученической кончиной Святейший Патриарх имел утешение знать, что благодаря прямоте и твердости его распоряжений собралось и шло против поляков к Москве ополчение Минина и Пожарского, и что это ополчение одушевлено было одною всенародною мыслью, одним горячим желанием: "умрем за веру православную!"

Кроме мощей этих "Первопрестольников Российских, истинных хранителей Апостольских преданий, столпов непоколебимых", в соборе находятся, в Петропавловском приделе, части мощей многих других Святых. Там же хранятся Гвоздь Господень, часть Ризы Божией Матери и часть Ризы Господней.

Иконы в соборе все замечательны по своему религиозному, историческому или художественному значению, многие во всех этих отношениях. Главною святынею является Владимирская икона Божией Матери. Она написана, по преданию, Евангелистом Лукою, находилась в Греции до XII века, привезена в Вышгород Киевский, 242 года была во Владимире, и в 1395 году перенесена в Московский Успенский собор. Через эту Святую икону при всенародных пред нею молитвах Пресвятой Богородице угодно было спасать Москву и Россию от татарских нашествий в 1395, 1480 и 1521 годах. Великие Князья и Цари во всех важных обстоятельствах жизни молились перед этой иконой. Поставление Святителей происходило по жребиям перед Владимирской же иконой Божией Матери, "кого Она Сама изволит избрать".

Состав иконостаса восходит к середине XVI в. Расположением икон выражена мысль о Вселенской Церкви. В верхнем ярусе изображены Праотцы, во втором Пророки, в третьем события праздников, в четвертом Апостолы. В нижнем ярусе собраны иконы из разных городов России, постепенно присоединявшихся к Москве: Владимира, Новгорода, Пскова, Устюга, Смоленска и др.

Стенопись существует с 1514 года, много раз поновлялась, и теперь восстанавливается в древнем виде. Содержание изображений подобрано с глубокой мыслью. Напр. на откосах окон написаны Свв. Константин и Елена, Владимир и Ольга, распространявшие свет христианской веры в своих странах. Снаружи, у трех входных дверей написаны иконы угодников Божиих: над северным входом Ростовских, над южным Московских, около западного Киевских. Над алтарными выступами в полукруглых впадинах помещены образа: Сын во славе Отчей, Софии Премудрости Божией (Новгородский) и Похвалы Богородицы.

К историческим достопримечательностям собора относятся: 1) так называемая "Синайская гора" у главного престола, в которой хранились грамота об избрании Михаила Феодоровича на царство, завещание Александра I о престолонаследии и другие государственные документы; 2) патриаршее место, при котором обыкновенно находился жезл Св. Митрополита Петра; 3) "Мономахов трон" 1551 года, так названный по вырезанным на нем изображениям; 4) Царское место, перенесенное при Алексее Михайловиче из церкви Рождества на Сенях.

Настоятель собора именуется Протопресвитером, и для священников утвердилось название Пресвитеров. Пение в соборе двоякое: 1) "столповое", когда поет в середине собора многочисленный причт, 2) "партесное", когда поют Синодальные певчие, которые состоят именно при этом одном соборе и имеют свое особое высшее училище церковного пения.

В старой Москве было выстроено огромное количество храмов, освященных во имя светлого праздника Успения Пресвятой Богородицы. Москву издревле считали «Домом Богородицы» - городом, посвященным Царице Небесной. И поэтому главный храм Москвы, основанный в Кремле еще в XIV веке, был освящен во имя Успения Богородицы.

Успенский собор был и первым каменным храмом древней Москвы, возведенный в эпоху великого строительства Ивана Калиты, а основал его сам митрополит Московский, святитель Петр - 4 августа 1326 года, за несколько месяцев до своей кончины, после того как перенес свою кафедру из Владимира в Москву. Святитель и убедил великого князя Ивана Калиту возвести в Москве собор во имя Пресвятой Богородицы по образу Успенского собора в стольном граде Владимире: «Если, сыне, послушаешь меня, то сам прославишься паче всех князей, и весь род твой и град сей возвеличится над всеми русскими городами...» Так символически Москве передавалась роль наследницы древнего стольного града русских княжеств. Всего лишь через год после закладки собора Иван Калита получил ярлык на великое княжение, и Москва стала столицей сначала Владимиро-Суздальского княжества, а затем и всей Руси.

История кремлевского Успенского собора хрестоматийно известна. О нем написано исторической литературы больше, чем обо всех остальных московских храмах. Интересно вот что. Когда к концу XV века собор обветшал, в 1472 году псковские зодчие Кривцов и Мышкин приступили к строительству нового. Спустя два года почти возведенный собор неожиданно рухнул - тогда произошло редчайшее в Москве землетрясение. Специально назначенная для изучения причин катастрофы комиссия с русскими плотниками в составе установила в ходе следствия технические ошибки и недочеты в работе мастеров, произошедшие по их вине. Однако на них не только не обрушились кары за подобные оплошности, но, более того, зодчие приняли участие в дальнейшей застройке Соборной площади и построили там отнюдь не второстепенные сооружения, а высочайшего статуса. Именно Кривцов и Мышкин в 1484-1489 г.г. возвели великолепный Благовещенский собор - домовый храм московских великих князей, и в те же годы - Ризположенскую церковь рядом с Успенским собором, ставшую кремлевским домовым храмом русских митрополитов и патриархов.

А вот новый Успенский собор пригласили строить итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главным условием мастеру поставили соорудить собор в точности по образцам русской церковной архитектуры, и Фиораванти отправился во Владимир изучать местный Успенский собор, который и был утвержден московской властью за образец. Вернувшись, архитектор устроил в далеких московских Калитниках кирпичный завод и стал брать там хорошую глину для строительства главного собора Москвы. В 1475 году был заложен его фундамент, а в 1479 году Успенский собор освятил митрополит Геронтий.

Он стал символом объединения Руси вокруг Москвы в централизованное Государство Российское - местный чин его иконостаса был составлен из икон, привезенных со всех бывших удельных русских княжеств. Уже в 1547 году в Успенском соборе состоялось венчание на царство первого русского царя - Ивана Грозного, а с 1721 года здесь проходили коронации российских императоров. В Успенском соборе совершался и обряд «поставления» митрополитов и патриархов Русской Православной Церкви - 21 ноября 1917 года здесь был «поставлен» в патриархи московский митрополит, святитель Тихон (Белавин). Последняя служба в соборе прошла на Пасху 1918 года и уже с особого разрешения Ленина, - по воспоминаниям очевидцев, он сам вышел вечером посмотреть крестный ход и радовался вслух: «Вот, запомните, в последний раз ходят!» А момент окончания этой пасхальной Литургии стал сюжетом неоконченной картины Павла Корина «Русь уходящая». Службы в соборе действительно прекратились до самого недавнего времени. И существует легенда, что только зимой 1941 года, когда фашисты уже стояли на пороге Москвы, Сталин приказал тайно отслужить в Успенском соборе молебен о спасении страны от нашествия иноплеменных.

Успенский собор был возвращен Православной Церкви в 1990 году, хотя в обычные дни он по-прежнему действует как музей. Все это - лишь вехи истории главного собора Москвы. Он, безусловно, и главный московский Успенский храм среди других городских церквей, освященных во имя этот праздника. Сохранившиеся и разрушенные, действующие и закрытые - каждая из них имеет свою страничку в летописи московской истории. Одна из самых интересных и необычных Успенских церквей, хорошо знакомая любителям московской старины притаилась в тиши пречистенских переулочков.

Церковь Успения Богородицы «на Могильцах» находится в Большом Власьевском переулке рядом с Пречистенским - в самом центре заповедной, исторической Москвы, в самом аристократическом районе старого города. Такое странное для «московского Сен-Жермена» название до сих пор вызывает у исследователей жаркие споры.

Версия первая: в старину здесь было кладбище - обычный погост ли при церкви, или наспех устроенное в XVIII веке во время эпидемии чумы. Или же вовсе здесь был «убогий дом», куда свозили с округи мертвые тела неопознанных, безродных людей и самоубийц. Оттого и появилось название «Могильцы», а в древности и прилегающий местный переулок поэтому назывался «Мертвым» - в советское время он носил имя Николая Островского, а теперь назван Пречистенским. И действительно в 1790-х годах, когда возводили ныне существующее каменное здание Успенской церкви, обнаружили множество могил с массовыми захоронениями.

Версия вторая: в этом элитном районе старой Москвы не могло быть ничего подобного, и название «Могильцы» произошло от окружающей церковь местности. В старину такие неровности, «всхолмленные» участки земли называли «могильцами» или «могилистыми», и древнее название церкви было «что на Могилицах». А соседний переулок назывался «Мертвым» от фамилии местного домовладельца Мертваго.

Так или иначе, только эта Успенская церковь относится к числу древнейших в Москве по времени ее основания. Первый деревянный храм появился здесь, видимо, не позднее XVI века, так как при Иване Грозном впервые упоминается в летописи в 1560 году в связи с пожаром, и уже через шесть лет был восстановлен заново, возможно, уже каменным. Обычно же считают, что эту церковь впервые выстроил в камне богомольный царь Алексей Михайлович около 1653 года.

И в конце XVIII века обветшавший старинный Успенский храм стали перестраивать заново - тогда и была возведена эта пречистенская красавица-церковь. Храмоздателями явились статский советник Василий Тутолмин «с доброхотными дателями» и городской голова В.Я.Жигарев - последний еще построил на свои средства великолепный Мартиновский храм на Таганке и собственный дом на Большой Алексевской улице, где потом родился К.С.Станиславский (см. нашу публикацию от 27 апреля с.г.).

Имя архитектора новой церкви, француза Николая Леграна достойно особого внимания - ведь именно ему Успенская церковь обязана своей красотой и оригинальностью. В конце XVIII века, когда строился этот храм, Легран был главным архитектором Москвы. Однако сам он жил отнюдь не в элитных московских районах, а в скромной Доброй Слободке близ Покровки и Земляного вала. По соседству, кстати, с другим известным московским архитектором Н.Львовым, участвовавшим в постройке роскошного дворца графа Разумовского на Гороховом поле.

В Москве Легран построил здание Главного Кригскомиссариата на Космодамиановской набережной в Замоскворечье, - тот самый, где в советские годы разместился штаб Московского военного округа, и в его подземном бункере был расстрелян Лаврентий Берия. Интересно, что и место для этого сооружения оказалось соответствующим - раньше там находился дворец зловещего герцога Бирона. А современные исследователи иногда даже усматривают в Легране истинного автора знаменитого Дома Пашкова, который по общепризнанному мнению, построен Баженовым. Возможно, что Легран был и автором Святодуховской церкви на Лазаревском кладбище - ныне ученые видят ее определенное типологическое сходство с пречистенской Успенской церковью. Интересно, что еще до революции академик И. Грабарь видел у настоятеля Успенской церкви чертежи кладбищенского храма, собственноручно подписанные Леграном. Однако ученый не счел это доказательством авторства Леграна - его подпись была обязательна на любом подобном чертеже, так как главный архитектор Москвы должен был самолично заверять и утверждать такие проекты.

Успенская церковь на Могильцах стала одним из его последних шедевров - до ее освящения мастер не дожил шести лет. Великолепная и крайне необычная для Москвы классицистическая архитектура Успенской церкви во многом объясняется национальностью ее архитектора, родившегося в Париже. Иногда она даже отдаленно напоминает образ собора Парижской Богоматери и могла быть навеяна автору воспоминаниями о родине. Да и строилась церковь в самом аристократическом районе старой Москвы, который также по аналогии с Парижем называли «московским Сен-Жерменом». Раньше между двумя колокольнями была большая лоджия и полукруглая ниша, где предполагалось поставить скульптурную группу, что еще больше придало бы этой необычной церкви сходство с западноевропейской архитектурой. И поэтому современные исследователи часто называют церковь «оригинальным образцом московского классицизма».

Успенская церковь на Пречистенке была освящена только в 1806 году и заимела свою святыню - икону Богоматери «Неувядаемый Цвет». По воспоминаниям, это был один из самых «модных» приходов не только того района, но и вообще Москвы, наряду с «Николой Явленным» на Арбате и «Большим Вознесением» у Никитских ворот. Этот приход, однако, был определен не только своими именитыми местными жителями, но и прекрасным хором крепостных, лучшим в Москве, который ездили слушать в этот храм.

Церковь знаменита и тем, что попала на страницы эпопеи «Война и мир» Льва Толстого: именно в нее Марья Дмитриевна Ахросимова приводила молиться Наташу Ростову из соседнего Чистого переулка, где располагался дом Ахросимовой. Как известно, это лицо реальное и прототипом ее была легендарная Анастасия Дмитриевна Офросимова, жена московского обер- кригскомиссара, женщина решительная, прямая, своенравная и очень властная. Говорили, что своего добродушного супруга она сама похитила из родительского дома, и впоследствии нисколько с ним не церемонилась: в гневе Офросимова при всех срывала с мужа парик и бросала его на улицу. Ее хорошо знали и очень уважали в Москве, да и побаивались в свете - она могла кому угодно сказать все, что думала, выругать кого-то в Благородном собрании или прилюдно отчитать московских полицейских за плохую, неисправную работу. А однажды в Арбатском театре в присутствии императора Александра I Офросимова разоблачила одного сенатора-взяточника: погрозив ему пальцем, она указала на царскую ложу, и во весь голос молвила: “Берегись, NN!” Услышав это, император решил узнать, чего же должен опасаться сенатор. Когда все выяснилось, тот был уволен со службы.

Грибоедов представил ее в образе старухи Хлестовой, правда, поселив свой персонаж на Покровке. А Лев Толстой оставил свою героиню жить на Пречистенке, и Марья Дмитриевна Ахросимова “поселилась” в том же доме, где жила и ее прототип -в Чистом переулке.

Успенская церковь «на Могильцах» еще упоминается в другом сочинении Толстого - именно в ней венчались Левин и Китти из романа «Анна Каренина». И сама церковь имела интересную историю. В числе ее прихожан была сестра Владимира Соловьева, жившая рядом с храмом на углу Большого Власьевского переулка. Философ часто останавливался у нее, и возможно, сам посещал этот храм. Знакома она была и Гоголю. В соседнем Денежном переулке стоит роскошный особняк эпохи модерна, построенный в 1897 году архитектором Бойцовым для текстильного богача Берга - ныне его занимает посольство Италии, а в революционные годы здесь находилось посольство Германии. Это здание вошло в историю 6 июля 1918 года - тогда именно в нем убили германского посла, графа Мирбаха, что стало началом мятежа левых эсеров. А еще раньше здесь была старинная московская усадьба, где жил писатель, директор московских театров, М.Н.Загоскин. Он собрал богатую библиотеку, столь ценную, что Гоголь приходил сюда посмотреть на нее. Однако добрых отношений с ее хозяином так и не сложилось, и в «Ревизоре» Загоскин ехидно обозначен как автор «Юрия Милославского». А вот местную Успенскую церковь Гоголь вряд ли обходил стороной.

После революции Успенская церковь на Могильцах долго не закрывалась. В тяжелом для Москвы и России 1920 году в ней отпевали известного русского философа, профессора Московского университета Л.М.Лопатина. Он был председателем Психологического общества при Московском университете, читал университетский курс философии, и еще преподавал русскую литературу в старших классах знаменитой пречистенской гимназии Поливанова. По воспоминаниям современников, Лопатин всегда сам опаздывал на лекции не меньше, чем на четверть часа, но зато всем ставил только пятерки. Если же ученики не могли вымолвить ни слова из изученного урока, он сердито угрожал четверкой или что спросит в следующий раз. А в философских спорах его любимой темой было бессмертие души. Лопатин был страстным поклонником Шекспира и в театральных представлениях шекспировского кружка даже сам играл роль Яги, которая ему особенно удавалась.

Удивительно теплые и трогательные воспоминаниям оставила о нем «великолепная Маргарита Кирилловна», жена коллекционера и мецената Михаила Морозова, создавшая после смерти мужа Религиозно-Философское общество в своем доме на Смоленском бульваре и организовавшая издательство «Путь». Московские философы и любители философских прений, по свидетельству самой Маргариты Кирилловны, остались на Лопатина в глубокой досаде за то, что он сорвал приезд в Москву знаменитого французского философа Анри Бергсона, сославшись на занятость и усталость. И тогда Маргарита Кирилловна организовала любительский философский кружок у себя на дому, где каждый философ по своему желанию, независимо от страны и места жительства, мог бы без препон выступить с докладом и обсудить его в близком кругу единомышленников. Лопатин же председательствовал в научном психологическом обществе, где для представления доклада требовались и ученая степень, и целая система административно-уставных преград, да и к самому докладу выдвигались совершенно иные, академические требования.

Кстати, жил Лопатин с раннего детства и до самой смерти в ампирном особняке Штейнгеля в Гагаринском переулке. Это хрестоматийно известное здание приводится во всех альбомах, учебниках, справочниках и путеводителях как классический образец архитектуры московского ампира - стиля первой четверти XIX века. (Дом был построен в 1816 году для барона Штейнгеля, участника войны 1812 года, потом осужденного на каторгу за участие в восстании декабристов). Там от голода, потрясения и воспаления легких Лев Лопатин умер в марте 1920 года. Отпевали его в Успенской церкви, так как в то время она еще действовала.

Ее закрыли только 12 июля 1932 года, в Петров день - видимо, так власти отреагировали на великий христианский праздник. К счастью, эта удивительная церковь не была уничтожена - и всегда тесное соприкосновение с историей уцелевшего храма дарует радостное чувство о его счастливой судьбе, о том, что Москва не потеряла и эту частичку своей души.

Уникальное здание, находящееся на государственной охране как памятник истории и культуры, всего лишь было сильно перестроено для новых нужд, так как в нем разместилось строительное учреждение. Только в 1992 году была создана община, и храм официально возвращен Церкви.

Еще одна замечательная сохранившаяся Успенская церковь на Сретенке, что в Печатниках, была выстроена как приходская для местной слободы мастеров Государева Печатного двора. Однажды в нее зашел живший неподалеку художник В.Пукирев - а в храме в это время венчались богатый старик и совсем молоденькая девушка. Увиденное в храме стало сюжетом знаменитой картины «Неравный брак».

А на Покровке, на углу с Потаповским переулком, до 1929 года стояла дивная московская церковь Успения Божией Матери. Ее называли “восьмым чудом света”, настолько хороши были ее взмывающие в небо главки, украшенные ажурными кружевами лепнины. Московский зодчий Василий Баженов сравнивал ее архитектуру с Покровским собором на Красной площади, а Наполеон изумился ее красоте и поставил особый караул оберегать этот храм от грабежей и пожара. Успенскую церковь построил в XVII веке крепостной зодчий Петр Потапов по заказу купца Сверчкова, местного домовладельца, имевшего рядом с церковью собственный двор. Эти белокаменные палаты Сверчкова - шедевр гражданской архитектуры средневековой Москвы - сохранились во дворе дома №6 по Сверчкову переулку: по легенде, от них к храму вел подземный ход, а в подвале дома будто бы сидел в заточении сам Ванька Каин. А в первой половине XIX века в этих старинных палатах заседала Комиссия для строений в Москве, ведавшая застройкой, перепланировкой и восстановлением города после пожара 1812 года.

После революции в 1922 году сам Луначарский предложил переименовать Успенский переулок в Потаповский - в честь ее крепостного архитектора. Не пощадили только само творение зодчего: в конце 20-х годов церковь безжалостно снесли.

Зато недавно была вновь возвращена к жизни красивейшая церковь Успения в Путинках на Малой Дмитровке, стоящая недалеко от изумительной церкви Рождества Богородицы. Белоснежно-кружевная церковь с «бледным золотом» крестов, она была построена в XVII веке у Посольского Путевого двора, где останавливались иностранные послы и государевы гонцы. Этот двор был окружен сетью, «паутинкой», маленьких кривых улочек и переулков, что и дало местности старомосковское имя «Путинки».

В советские годы здание закрытого храма использовали сначала под жилые (!) помещения, потом под фабричные - долгое время здесь располагался швейный цех. Только в 1992 году храм в ужасном состоянии вернули верующим, и в нем вновь начались богослужения. А теперь сюда приводят маленьких учащихся московских православных гимназий - приобщать их к Православию и к истории старой Москвы.

Кафедральные соборы многих российских городов посвящены празднику Успения Пресвятой Богородицы. Успенскими именуются главные храмы во Владимире, Ростове, Ярославле, Смоленске, Рязани, Муроме, Астрахани, не говоря уже о главном соборе Московского Кремля. Значит ли это, что сам праздник Успения как-то особенно почитался на Руси?

Интересное

Успение Богородицы. Что мы празднуем в этот день?

Что нам известно о Богородице?

Как устроено богослужение праздника Успения Богородицы

Богородичные песнопения: соединение несовместимого

Как празднуют Успение: традиции

Успение Пресвятой Богородицы в высказываниях святых старцев

    «А если некоторые думают, что мы ошибаемся, то пусть исследуют Писания, и не найдут сведений ни о смерти Марии, ни о том, умерла ли она, ни о том, что не умерла, ни о том, погребена ли она, ни о том, что не погребена. И когда Иоанн предпринял путешествие по Азии, то также нигде не говорится, чтобы он вел с собою святую Деву, но Писание просто умолчало об этом по чрезвычайности чуда, чтобы не привести в изумление разум человеческий… Ибо Писание стоит выше ума человеческого и оставило то неизвестным, так как Дева была сосуд честный и превосходнейший, дабы не остался кто-либо в предположении чего-либо плотского о ней.»

    «Дивного Бога дивная Матерь дивна была и в зачатии Своем, дивна и в житии Своем, дивна и в Своем преставлении: воистину вся Она - одно дивное чудо! Зачатая по благовестию Ангела, Она родилась от неплодных, престарелых родителей; пребывая чистой Девой, Она стала в то же время и Матерью; будучи Матерью, Она осталась и Девой; умерла, но гробом, как лествицею, взошла на Небо; поистине дивное чудо! В рождестве Дева и по смерти жива, а гроб, как лествица Иаковлева, оставаясь на земле, делается для Нее лествицей, восходящей до Неба: “… и лествица к Небеси гроб бывает…”.
    Станем же, возлюбленные, у этого дивного гроба Матери Божией, станем умом нашим, и мысленными очами присмотримся, какие это ступени у этой дивной лествицы? Что за ступени, коими Матерь Божия, в час преставления Своего, взошла на небо? Ужели гроб человеческий, в три аршина длиной, поставленный прямо, может достать до неба? Понятно, что слово “гроб” означает здесь самую смерть. Смерть называется здесь гробом и лествицей, потому что как гроб измеряется тремя аршинами, так и смерть святых Божиих возводит их души к небу тремя Богословскими добродетелями: верой, надеждой и любовью. Вера возводит их к лицезрению Божиему, надежда - к получению тех благ, ихже око не виде, и ухо не слыша (1 Кор. 2: 9), а любовь соединяет их с Самим Богом, Который есть любовь. Но кто может исчислить все добродетели пресветлой души Матери Божией? Кто в состоянии поведать, как и какими добрыми делами Пречистая Дева от юности Своей до самой кончины угождала Богу, Творцу Своему? Скорее перечтешь весной цветы, летом колосья, осенью плоды, зимой снежинки, скорее сочтешь капли в море, звезды на небе, нежели добрые дела и преимущества Матери Божией»

    «Отходя в Церковь небесную, Она чудесно собирает к Себе верховных представителей Церкви, разсеянных по земле: и тем дает знамение, что союз Ея с верующими на земли не только не прерывается Ея отхождением, но еще отселе становится крепче, обширнее и деятельнее, и что живущая в Ней благодать, столь долго сокрываемая смирением, должна открыться из Ея гроба, и наполнить Вселенскую Церковь Ея славою, по Ея раннему, некогда невероятному, но совершенно верному предсказанию: ублажат Мя вcи роди»

    «Когда Матерь Божия молилась на горе Елеонской, Ей, - рассказывает предание, - явился Архангел Гавриил, принесший финиковую ветвь, и известил о Ее кончине через три дня. Пречистая несказанно обрадовалась, услышав такое известие, и начала готовиться. Ко дню Ее преставления, по повелению Божию, чудесно явились в Иерусалим, кроме апостола Фомы, все апостолы, рассеянные для проповеди по всему миру. Они были свидетелями Ее мирной, тихой, святой и блаженной кончины. Сам Господь Иисус Христос, во славе небесной, окруженный безчисленным множеством Ангелов и праведных духов, явился принять душу Пречистой Матери Своей и со славой вознес Ее на небо».

Когда в 1454 году в Крутицкий монастырь прибыл епископ Сарайский Вассиан, в Крутицах уже существовал каменный храм во имя святых апостолов Петра и Павла . В 1516 году этот храм был перестроен и переосвящен во имя Успения Божьей Матери, получивший в отличие от Успенского собора в Кремле название Крутицкий Малый Успенский собор . В 1612 году, когда кремлёвские соборы были захвачены поляками, Малый Успенский собор был фактически кафедральным храмом московского православия.

При митрополите Павле III были возведены Митрополичьи палаты - дворец Крутицких митрополитов. Примыкавший к Митрополичьей палате подклет бывшего Успенского собора в 1672-1675 годах был превращен в парадную Крестовую палату (приёмная митрополита), Никольский же придел стал домовой церковью крутицких иерархов.

В 1665 г. было начато строительство нового каменного здания соборной церкви с двумя престолами: Петра и Павла (нижним, зимним) и верхним - в честь Успения Богородицы. Закончилось строительство в 1689 году, освящен собор был в 1699 году, в главный Успенский престол (верхний летний храм) был достроен лишь в 1700 году.

В 1895 году был добавлен придел во имя Сергия Радонежского.

в XX веке

В 1920 году храм был закрыт, митрополичья усыпальница уничтожена. Здание перестроили под жилые помещения общежития, настенную живопись закрасили.

В 1960-1980 собор использовался как производственное помещение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, с 1990 - как филиал Исторического музея «Крутицкое подворье».

В 1993 возобновились богослужения в нижнем храме. В верхнем храме в настоящее время заканчивается реставрация.

Архитектор: Аристотель Фиораванти
Построен: 1479

Адрес храма: Москва, Кремль, Соборная пл. (м. «Боровицкая», «Александровский сад»).

История: ныне существующий Успенский собор возведен в 1475 - 1479 гг. (арх. Аристотель Фиораванти) на месте прежнего (1327 г.); расписан в 1642 - 1644 гг.; пятиярусный иконостас выполнен мастерами Троице-Сергиевой лавры в 1653 г.

Успенский собор, ставший символом единой Руси, являлся кафедральным собором московских митрополитов, позднее - патриархов, местом их служения и погребения; здесь венчались на царство русские государи.

Святыни: С 1395 г. в соборе находилась чудотворная Владимирская икона Божией Матери (ныне - в храме свт. Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее - ГТГ). До 1918 г. в соборе хранилась великая святыня - хитон, или Риза Господня, присланная персидским шахом Аббасом со специальным посольством в Москву в первой четверти XVII в.
Икона св. Димитрия Солунского.
10 июля 1625 г. хитон был положен в специально изготовленный драгоценный ковчег и установлен в Успенском соборе Московского Кремля . После прекращения служб (1918 г.), хитон, вместе с другими почитаемыми реликвиями, был унесен из собора.
Поклоняются и другим святыням, находящимся в соборе: мощам свтт. Московских - Петра, Филиппа, Ионы, Ермогена, Иова; под спудом - свтт. Феогноста, Фотия, Макария, Киприана; митрополитов Московских и всея Руси - Филиппа I, Геронтия, Симона, а также последнего русского патриарха XVII в. Адриана. В приделе вмч. Димитрия Солунского погребен московский князь Юрий Данилович, внук Александра Невского , убитый в 1325 г. в Орде.
К святыням Успенского собора также относятся: иконы - «Спас Ярое око», «Спас Златые власы» (XIII в.), Троица, Успения Пресвятой Богородицы; здесь хранится Гвоздь Господень и посох свт. Петра, митрополита Московского.


Святейший Патриарх Кирилл за Литургией в Успенском соборе Московского Кремля .

День памяти: 15/28 августа Богослужения совершаются в дни великих праздников, в дни памяти покоящихся в соборе святителей Московских и, по особому благословению патриарха, в дни иных празднований.

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Кремле - апрель 2009 года.


Апрель 2009 года.

Апрель 2009 года.