Сладков, ивовый пир. Сладков Николай

ПРОВЕРКА ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Класс

Играющие собаки

Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке дворовая собака Полкан.

К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять: хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.

Погоди-ка, вот он тебе задаст, - сказал Володя, - проучит он тебя.

Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.

Видишь ли, - сказал Володе отец, -Полкан добрее тебя. Когда с тобою начинают играть твои маленькие братья и сёстры, то непременно дело кончится тем, что ты их поколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

(К.Ушинский)

Прочитай текст «Играющие собаки» К. Ушинского. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1.В какое время суток могли происходить события, описанные в тексте?

а) утро б)день в)вечер г) ночь.

2. Выпиши из текста слово, определившее твой выбор времени суток.______

3.Найди в тексте слово благосклонно. Отметь слово, близкое ему по смыслу:

а)доброжелательно б) сурово; в) весело.

4.Восстанови с помощью цифр последовательность действий маленького Мопса:

А)хватал зубами за лапы, за морду; б) подбежал; в) надоедал; г) стал кидаться и лаять.

5.Найди в тексте и запиши слово, характеризующее действия Мопса по отношению к Полкану.___________________

6.Отметь предложение, выражающее главную мысль текста:

Ф)кого уважают, того и слушают, б) Добрый пример лучше ста слов, в) Большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

7. Подумай, к какому жанру относится этот текст.

а) сказка б)басня в)рассказ

Замечательные дома

Оказывается, весь лес сверху донизу занят сейчас под жильё. Свободного местечка нигде не осталось. Живут на земле, под землёй, на воде, под водой, на деревьях, в траве и в воздухе.

В воздухе - дом у иволги. Она высоко над землёй подвесила к ветке берёзы лёгкую корзиночку, сплетённую из пеньки, стебельков, волосков и шерстинок. В корзиночке лежат иволгины яйца. Прямо удивительно, как они не бьются, когда ветер раскачивает ветку.

В траве - дома у жаворонков, лесных коньков, овсянок и многих других птиц. Пеночка-весничка делает шалашик из сухой травы и мха, с крышей, вход сбоку.

В деревьях - в дуплах - дома у летяги (белка с перепонками между лапами), у жуков-древоточцев и короедов, у дятлов, синиц, скворцов, сов и других птиц.

Под землёй - дома у крота, мышей, барсука, у ласточек- береговушек, у зимородка и разных насекомых.

У чомги - водяной птицы из гагар - плавучее гнездо на воде. Оно из кучи болотной травы, камыша и тины. Чомга разъезжает на нём по озеру, как на плоту.

Под водой устроили себе домики ручейники и водяной паук-серебрянка. В.В. Бианки (199 слов)

1.Отметьü времена года, в течение которых весь лес сверху донизу занят под жильё.

а) Зима; б) весна; в) лето; г) осень.

2.Где размещаются жильцы? Ответ подчеркни в тексте прямой линией.

3.У какой птички гнёздышко висит в воздухе? Ответь кратко.

______________________________

4.Какова технология изготовления гнезда иволги? Нужный вариант отметьü.

а) Слеплено; б) выкопано;

в) выдолблено; г) сплетено.

5. К ветвям каких деревьев часто подвешивает своё гнёздышко иволга? Ответь кратко. _________________

6.Заполни таблицу. У каких птиц гнёздышки устроены в траве?

7.Что представляет собой гнездо пеночки-веснички? Ответ подчеркни в тексте прерывистой линией.

8.Заполни таблицу. Чьи гнёздыш­ки устроены в дуплах деревьев?

9.Заполни таблицу. Чьи дома находятся под землёй?

11. Соедини названия птиц с названиями их домиков.

12.Гнёзда каких птиц могут находиться в движении? Вставь названия птиц.

а)Корзиночка___________________

раскачивается на ветке под действием ветра.

б)Гнездо_________________ плавает по поверхности озера.

13. Отметьü верные утверждения (2).

а) Серебрянка – паук;

б) летяга – птица;

в) ручейник – насекомое;

г) зимородок – паук


Ивовый пир

Зацвела ива - гости со всех сторон. Кусты и деревья ещё голые, серые - ива среди них как букет, да не простой, а золотой. Каждый новый «барашек» - пуховый жёлтый цыплёнок: сидит и светится. Пальцем тронешь - пожелтеет палец. Щёлкнешь - золотой дымок запарит. Понюхаешь - мёд. Спешат гости на пир.

Шмель прилетел - неуклюжий, мохнатый, как медведь. Забасил, заворочался, весь в пыльце измазался.

Прибежали муравьи: поджарые, быстрые, голодные. Набросились на пыльцу, и раздулись у них животы, как бочки. Того и гляди, ободки на животах лопнут.

Комарики прилетели: ножки горсточкой, крылышки мельтешат. Крошечные вертолётики. Жуки какие-то копошатся. Мухи жужжат.

Бабочки крылья распластали.

Шершень на слюдяных крыльях - полосатый, злой и голодный, как тигр. Все гудят и торопятся: зазеленеет ива - пиру конец. Зазеленеет, потеряется среди зелёных кустов. Пойди- ка тогда её отыщи! А сейчас она как букет золотой. И всех созывает на ивовый пир.

Н.И. Сладков (136 слов)

Прочитай текст «Ивовый пир» Н.И. Сладкова. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1.В какое время года происходят события, описанные в тексте?

а) Зимой; б) весной; в) летом; г) осенью.

2.Каких гостей привлекает к себе ива?

а) Шмелей, муравьёв; б) комариков, жуков; в) стрекоз, ос;

г) мух, бабочек; д)шершней.

4.Какое значение вкладывает Н.И. Сладков в слово барашки?

а) Цветочные серёжки ивовых растений;

б) небольшие кучевые облака;

в) уменьшительно-ласкательное к слову баран;

г) белая пена на гребнях волн.

6.Чем лакомятся насекомые на иве?

8.Почему насекомые торопятся насладиться пиром?

Зазеленеет ива:

а) закончится буйное цветение;

б) потеряется среди буйных кустов;

в) другие насекомые оттеснят этих гостей;

г) наступят заморозки, и опадут «барашки».

9. Определи насекомых, к которым относятся вписанные в таблицу образные выражения.

10.Вставь пропущенные слова в предложения, которыми обычно заканчиваются волшебные сказки.

а) И закатили они_____________

на весь мир.

б) На том_________ я был,

мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало.

11.Определи, в какой из сборников ты поместишь этот текст.

а)Толковый словарь;

б)энциклопедия;

в)сказочные истории;

г)рассказы о природе.

Гиена и черепаха

Африканская сказка

Однажды случился в лесу пожар: загорелась сухая трава. Все звери испугались и бросились бежать, а черепахе с её коротенькими ножками как уйти от огня?

Огонь всё ближе к ней подбирается, вот-вот настигнет - и сгорит бедная черепаха. Пробегала мимо гиена. Черепаха её просит:

Пожалей меня, подруга, вынеси из огня!

А огонь всё ближе.

Смотрит черепаха - бежит леопард. Черепаха к нему - просит спасти её. Взял леопард черепаху, посадил на самое высокое дерево, а когда прошёл огонь, вернулся, снял с дерева и опустил на землю.

Позволь отблагодарить тебя за твою доброту, - сказала ему черепаха.

Собрала она пепел от сгоревшей травы, разбавила водой и подошла к леопарду.

У тебя доброе сердце, поэтому и ходить ты должен в красивой одежде.

Разрисовала ему шкуру чёрными узорами, и стал леопард с тех пор таким красивым.

Когда повстречала его гиена, спросила удивлённо:

Дружище, где ты раздобыл такой красивый костюм?

Ответил леопард:

Это подруга моя, черепаха, мне его подарила.

Побежала гиена к черепахе и попросила, чтобы та и ей сделала такой же костюм, как у леопарда.

У тебя злое сердце, - сказала ей черепаха, - поэтому и одежда твоя будет совсем другой.

И пеплом нарисовала на шкуре гиены чёрные некрасивые полосы.

Интегрированный рок

Литературное чтение. Тема. Н.Сладков. Ивовый пир (3класс, УМК «Гармония»)

Русский язык. Тема. Что ты знаешь о словах (3класс, УМК «Гармония»)

Цели: познакомить с жизнью и творчеством Н.Н.Сладкова;

развивать навыки выразительного чтения произведений;

формировать умения видеть выразительные средства языка,

помогающие рисовать картины природы;

развивать и обогащать речь учащихся;

воспитывать интерес к чтению произведений.

формировать умения анализировать слова как части речи,

анализировать их грамматические признаки;

развивать умения решать задачи, связанные со строением слов, их

лексическим значением

развивать абстрактное мышление, коммуникативные навыки работы

воспитывать интерес к предмету русский язык.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ковалевская Татьяна Михайловна,

МБОУ СОШ № 28 г.Пятигорска,

Учитель начальных классов

Интегрированный рок

Литературное чтение. Тема. Н.Сладков. Ивовый пир (3класс, УМК «Гармония»)

Русский язык. Тема. Что ты знаешь о словах (3класс, УМК «Гармония»)

Цели: познакомить с жизнью и творчеством Н.Н.Сладкова;

Развивать навыки выразительного чтения произведений;

Формировать умения видеть выразительные средства языка,

Помогающие рисовать картины природы;

Развивать и обогащать речь учащихся;

Воспитывать интерес к чтению произведений.

Формировать умения анализировать слова как части речи,

Анализировать их грамматические признаки;

Развивать умения решать задачи, связанные со строением слов, их

Лексическим значением

Развивать абстрактное мышление, коммуникативные навыки работы

В парах;

Воспитывать интерес к предмету русский язык.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

Сегодня у нас необычный урок. Мы приготовили сразу два учебника: русский язык и литературное чтение. Почему? Сейчас узнаем. Слайд 1.

II. Актуализация ранее изученного.

1) Сообщение темы урока. Учебник « Русский язык» с. 81 -Прочитайте название темы урока.

Собери свои знания и дай ответ на вопрос заголовка.

Слайд 2,3,4.5

2) Работа по учебнику « Русский язык» № 549 с. 81

Мы задумали такие слова. Слайд 6.

Можешь ли ты точно назвать часть речи, к которой относятся слова? Выскажи свои предположения.

Если задуманные слова- имена существительные, что о каждом можешь сказать? А если они глаголы?

Запиши к каждой схеме по одному слову этих частей речи.(задание выполняется на доске)

Какое значение слов было представлено в наших схемах- основы(лексическое) или окончания(грамматическое).

Почему так считаешь?

А какое значение появилось в твоих примерах?

Почему так произошло?

Ученики 3 класса подобрали такие слова к схемам. Слайд 7.

Верно ли выполнено задание. Докажи.

III. Изучение нового.

  1. Сообщение целей урока. Сегодня мы познакомимся с произведением Николая Николаевича Сладкова «Ивовый пир»
  2. Сообщения учащихся.

Николай Николаевич Сладков родился в 1920 году в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много лесопарков. Коля забирался в самые глухие места и слушал жизнь леса. Он научился узнавать по голосам самых разных птиц. Слайд 8

К началу войны успел окончить первый курс Гидрографического института и добровольцем ушел на фронт. Всю войну прослужил в топографическом отряде. Топограф - специалист, занимающийся измерением участков земной поверхности и изображением местности на картах и планах. Он умел все изобразить на плане или карте. Слайд 9

Профессия военного топографа помогла ему в работе над книгами, потому что приходилось много путешествовать.

За всю свою жизнь он написал более 60 книг. В числе самых известных можно назвать такие издания. как «Краешком глаза», «За пером синей птицы»,»Осиновый невидимка», «Подводная газета» и многие другие прекрасные книги.

Умер в 1996 году в возрасте 76 лет.

3)Первичное чтение текста (по цепочке) Слайд 10

Ивовый пир (рассказ)

Зацвела ива - гости со всех сторон. Кусты и деревья вокруг ещё голые, серые. Ива среди них - как букет, да не простой, а золотой. Каждый ивовый барашек - как пуховый жёлтый цыплёнок: сидит и светится. Пальцем тронешь - пожелтеет палец. Щёлкнешь - золотой дымок запарит. Понюхаешь - мёд!
Спешат гости на пир.
Шмель прилетел: неуклюжий, толстый, мохнатый, как медведь. Забасил, заворочался, весь в пыльце измазался.
Прибежали муравьи: поджарые, быстрые, голодные. Набросились на пыльцу, и раздулись у них животы, как бочки. Того и гляди ободки на животах лопнут.
Комарики прилетели: ножки сложены горсточкой, крылышки мельтешат. Крошечные вертолётики.
Жуки какие-то копошатся.
Мухи жужжат.
Бабочки крылья распластали.
Шершень на слюдяных крыльях, полосатый и злой, как тигр.
Все гудят и торопятся.
И я там был, медовые барашки нюхал.
Вот отцветет ива, зазеленеет, потеряется среди других зеленых кустов. Тут и пиру конец.

4)Проверка первичного восприятия. Выборочное чтение текста.

Объясни значение произведения.

Найди и прочитай описание ивовых цветков. С чем их сравнивает автор? Почему?

Найди и другие сравнения в этом произведении.

Определи в этом произведении

Рассказывает о чем-то;

Описывает, рисуя картины;

Повествует о событиях.

  1. IV. Физкультминутка (упражнения под музыку)

V. Закрепление изученного

1) работа в тетрадях №550.

Продолжи собирать слова разных частей речи.

Из текста Р.Сладкова выпиши в столбик к соответствующим схемам по одному примеру, а рядом к каждому припиши существительные. Слайд 11

Что можешь рассказать о словах?

Проверка выполнения работы в парах.

2)работа в печатных тетрадях №551.

Самопроверка - Слайд 12.

3)работа в тетрадях №552,553.

Задумали ещё два слова известных тебе частей речи. Оба они оканчиваются на –чь.

Что ты о них можешь сказать?

Запиши примеры слов в два столбика.

Допиши в начатые столбики слова из задания № 553.

Проверка - Слайд 13.

  1. VI. Итог урока.
  1. -Что нового узнали?

С творчеством какого писателя познакомились?

VII. Рефлексия.

Сегодня я смог…

За этот урок…

– Я узнал…

Я приобрёл…

Для меня было открытием…

Мне кажется важным…

VIII. Домашнее задание. Слайд 14

Учебник «Литературного чтения » -с 164-166 (выразительное чтение);

Учебник «Русского языка » -с.83 №554 (п).



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мценска
«Средняя общеобразовательная школа № 7»

КОНСПЕКТ
урока литературного чтения

Тема:Н. Сладков «Ивовый пир»

Цель: совершенствовать навык чтения, умение работать с текстом, продолжить знакомство с творчеством Н.Сладкова;
Развивать речь и воображение учащихся, пополнить словарный запас. Расширить знания детей о природе нашей Родины.
Прививать любовь к произведениям о животных, воспитывать чувство доброты и бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник, краски, палитра, портрет Н.Сладкова, изображение цветущей ивы, сообщение о Сладкове, памятки для составления синквейна.

Ход урока.
Оргмомент. Психологический настрой.
Хором прочитаем название раздела, делая логическое ударение на первое и третье слово.
Весна идёт, весне дорогу! (сообщение)
-Выделяем второе и четвёртое (рассказываем, как происходит)
Весна идёт, весне дорогу!

Возьмите краски и мазками на своих палитрах попробуйте в цвете выразить: Какая весна!
Вывод: Почему у вас получилась разная палитра красок? Вы же выражали свои чувства к одному времени года?
Мне хотелось, чтобы на протяжении всего урока вся разнообразная палитра ваших чувств, эмоций помогла открыть что-либо новое в произведении Н. Сладкова о весне.

Работа с текстом до начала чтения.
-Предположение содержания по фамилии автора. О чём он пишет?
На доске: Ивовый пир. Как поставим ударение? Уточним значение слова пир.
-Попробуем предположить, предвосхитить содержание текста по заглавию.
-Открываем учебник на стр.164, проведём речевую разминку по ключевым словам. Дополним свои предположения о содержании по группе ключевых слов и иллюстрации.
Обобщили.
- Сейчас мы будем читать текст и проверим, уточним свои первоначальные предположения о содержании произведения Сладкова «ИВОВЫЙ ПИР»

Работа с текстом во время чтения – вдумчивое чтение.
-Первичное чтение текста «комбинированное».
(Жанр произведения, события происходят вокруг ивы, гости – насекомые)
-От чьего имени ведётся рассказ?
-Вопрос №4 стр.166 (карточка с3 вопросами)
(описывает, рисуя, картины и рассуждает)
-Какое создалось настроение, чувство после прочтения этого рассказа?
-Сейчас, перечитывая произведение, мы попытаемся понять, какими словами создано это настроение. Как Сладков по-своему рисует словесные картины весенней природы, используя волшебные слова-краски.
-Как они называются? (сравнения, олицетворения)
Работа «в парах»: делят текст на части и озаглавливают.
1часть «Зацвела ива – гости со всех сторон»
Найди и прочитай описание ивы, ивовых цветков. С чем их сравнивает автор?
Пыльцу?
2 часть « Спешат гости на пир»
Найдём в этом тексте и другие сравнения. Чем похожи предметы, которые сравниваются?
Работа над выразительностью чтения.
Почему все гости так торопятся насладиться пыльцой? Этот ответ и находится в 3 части.
3 часть «Тут и пиру конец».
-Что произойдёт. Когда ива отцветёт?
-Объясните название произведения?
Сладков описывает период весны, за которым начинается буйство зелени.
У него весна – это пир.

Работа с текстом после чтения. Достижение понимания на уровне смысла.
Проблемный вопрос: Для чего автор написал это произведение? Для кого?
-Попытаемся понять авторский замысел « спрятанный между строк».

Сообщение о писателе (несколько учеников).

Сладков писал: «Природа волновала и влекла меня всю жизнь. Её красота, тайны, обаяние, удивительная стройность и слаженность, неисчерпаемость познания поражали воображение и влекли сердце. Поэтому мои все книжки о ней.
Никто меня специально не вводил в природу, никто не «приучал» и не «открывал глаза». Я родился уже готовым её поклонником.
Он часто берётся за перо не только из желания познакомить читателя с малоизвестными явлениями в природе. Ему хочется показать, что жизнь во всех её формах – самое удивительное явление. Что её надо беречь и уважать.
«Чтобы беречь землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить, надо узнать. Узнав – невозможно не полюбить. В этом он считает смысл работы.
Книги Сладкова не столько познавательные, сколько показывающие эстетическое воздействие природы на душу человека.
Есть просто науки - география, зоология, - Николай Иванович создаёт свою поэтическую географию, поэтическую зоологию. Животные для него – это живые существа, человеку очень близкие, порождённые общей матерью – природой. Пристальное внимание к меньшим нашим братьям – основа его творчества. Но главное действующее лицо в произведениях Н Сладкова человек: его ощущения, его мысли, его действия.

Повторяется проблемный вопрос.
Ответы учащихся.
Итог.
В разделе «Весна идёт, весне дорогу!» мы, читая произведения разных авторов, увидели, что это время года у авторов разная. У А.Чехова весна – счастье, К.Паустовского весна – радость, Н Гоголя весна – гулянье, А.Плещеева весна – обновленье, праздник. А у Н.Сладкова весна?
Составление синквейна по теме «ВЕСНА» на основании произведения Н.Сладкова «Ивовый пир».

Весна.
Золотая, медовая.
Копошится, жужжит и торопится.
Вот отцветёт ива и веселью конец.
Пир.
Д/з – Составить синквейн по теме «Весна», исходя из ваших ощущений.
- Нарисовать рисунок, отражающий всё содержание текста.
- Пересказ по составленному плану.

Рефлексия.
На обратной стороне палитры изображён цветок с тремя лепестками. Раскрасьте его тремя цветами, отражающими ваше состояние после урока.

сообщить о неприемлемом содержимом

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Николай Иванович Сладков
Сборник

Барсук и медведь

– Что, Медведь, спишь ещё?

– Сплю, Барсук, сплю. Так-то, брат, разогнался – пятый месяц без про́сыпу. Все бока отлежал.

– А может, Медведь, нам вставать пора?

– Не пора. Спи ещё.

– А не проспим мы с тобой весну-то с разгону?

– Не бойся! Она, брат, разбудит.

– А что она – постучит нам, песенку споёт или, может, пятки нам пощекочет? Я, Миша, страх как на подъём тяжёл!

– Ого-го! Небось вскочишь! Она тебе, Боря, ведро воды как даст под бока – небось на залежишься! Спи уж, пока сухой.

Всему своё время

Надоела зима Сороке. Вот бы лето сейчас!

– Эй, Свиристель, ты бы лету обрадовался?

– Спрашиваешь ещё? – Свиристель отвечает. – Перебиваюсь с рябины на калину, оскомина на языке!

А Сорока уже Косача спрашивает. Жалуется и Косач:

– Сплю в снегу, на обед одна каша берёзовая! Брови красные – отморозил!

Сорока к Медведю стучится: как, мол, зиму зимуешь?

– Так себе! – Миша ворчит. – С боку на бок. На правом боку лежу – малина мерещится, на левом – мёд липовый.

– Понятно! – Сорока стрекочет. – Всем зима надоела! Чтоб ты, зима, провалилась!

И зима провалилась…

Ахнуть не успели – лето вокруг! Теплынь, цветы, листья. Веселись, лесной народ!

А лесной народ закручинился…

– Растерялся я что-то, Сорока! – Свиристель говорит. – В какое ты меня поставила положение? Я к вам с севера по рябину примчался, а у вас листья одни. С другой стороны, я летом на севере должен быть, а я тут торчу! Голова кру́гом. И есть нечего…

– Натворила Сорока дел! – шипит сердито Косач. – Что за чушь? Куда весну подевала? Весной я песни пою и танцы танцую. Самое развесёлое времечко! А летом только линять, перья терять. Что за чушь?

– Так вы же сами о лете мечтали! – вскрикивала Сорока.

– Мало ли что! – Медведь говорит. – Мечтали мы о лете с мёдом да с малиной. А где они, если ты через весну перепрыгнула? Ни малина, ни липа зацвести не успели, – стало быть, ни малины, ни мёда липового не будет! Поворачивайся хвостом – я его тебе сейчас выщиплю!

Ух как рассердилась Сорока! Вильнула, подпрыгнула, на ёлку взлетела и крикнула:

– Провалитесь вы вместе с летом!

И провалилось нежданное лето. И снова в лесу зима. Снова Свиристель рябину клюёт… Но терпят. Настоящую весну ждут.

Ивовый пир

Зацвела ива – гости со всех сторон. Кусты и деревья вокруг ещё голые, серые. Ива среди них – как букет, да не простой, а золотой. Каждый ивовый барашек – как пуховый жёлтый цыплёнок: сидит и светится. Пальцем тронешь – пожелтеет палец. Щёлкнешь – золотой дымок запарит. Понюхаешь – мёд!

Спешат гости на пир.

Шмель прилетел: неуклюжий, толстый, мохнатый, как медведь. Забасил, заворочался, весь в пыльце измазался.

Прибежали муравьи: поджарые, быстрые, голодные. Набросились на пыльцу, и раздулись у них животы, как бочки. Того и гляди, ободки на животах лопнут.

Комарики прилетели: ножки сложены горсточкой, крылышки мельтешат1
Мельтешить – надоедливо мелькать перед глазами.

Крошечные вертолётики.

Жуки какие-то копошатся.

Мухи жужжат.

Бабочки крылья распластали.

Шершень2
Шершень – крупное насекомое, похожее на осу.

На слюдяных крыльях, полосатый и злой, как тигр.

Все гудят и торопятся.

И я там был, медовые барашки нюхал.

Вот отцветёт ива, зазеленеет, потеряется среди других зелёных кустов. Тут и пиру конец.

Лесная азбука
(В сокращении)

Хоровод

Грибник хоть и не берёт мухоморы, но мухоморам рад: раз пошли мухоморы – белых жди! Да и глаз мухоморы радуют – хоть несъедобные и ядовитые. Стоят, подбоченясь, на белых ножках, в кружевных панталончиках, в красных клоунских колпаках: не хочешь, а залюбуешься!

Ну а набредёшь на хоровод мухоморий – впору остолбенеть!

Стоит дюжина красных молодцов посреди зелёной поляны: встали в круг и приготовились к танцу!

Было в старину поверье, что таким мухоморным кольцом отмечен круг, на котором по ночам пляшут ведьмы. Так и называют кольцо из грибов – «ведьмин круг». И хотя теперь никто в ведьм не верит, нет в лесу никаких ведьм, но посмотреть на «ведьмин круг» и сейчас интересно. Он без ведьм даже лучше, словно сами грибы приготовились к танцу.

Вот дюжина танцоров встала в тесный круг, вот – раз-два! – разомкнулись, вот – три-четыре! – приготовились. Теперь – пять-шесть! – кто-то хлопнет в ладоши, и – семь-восемь! – закружится хоровод! Всё быстрей и быстрей – пёстрой праздничной каруселью. Замелькают белые ножки, закивают красные шляпки, зашуршит лежалый лист.

Стоишь и ждёшь

И мухоморы стоят и ждут. Ждут, когда ты, наконец, догадаешься и уйдёшь. Чтобы без помех и чужого глаза затеять свой грибной хоровод вокруг круга ведьм. Как в старину…

Дудка

Дудкой ребята называют борщовник – растение с высоким и толстым стеблем, с лопушистыми листьями и с белым цветком-зонтиком наверху.

Растёт он на лесных полянах, по светлым лесным опушкам. И пахнет мёдом. На сладкий запах слетаются мухи, осы, пчёлы, жуки, бабочки и старательно копошатся в белых цветах.

Но ребят борщевник влечёт не медовым запахом, а толстым, как палка, стеблем, полым внутри. Какие из него получаются чудо-дудки!

Чего только из такой дудки не смастеришь. Свистульку смастерить можно: сидеть и весь день свистеть. Можно смастерить духовушку. Насыпать в дудку ягоды черёмухи или рябины и стрелять из кустов в прохожих. А можно сделать насос. Набирать из бочки воды и целый день гоняться друг за другом, поливая холодной струёй.

А насвистишься, настреляешься, наобливаешься – что тогда? А тогда возьми свою дудку и съешь! Чтобы добро не пропадало. Они, дудки, вполне съедобны – как огурчики. Может, даже лекарственные.

А взрослые-то всё кричат: хватит вам гоняться и обливаться, бросьте вы эти надоедные дудки!

Нет уж, дудки!..

Заяц серый

Кто сказал, что заяц серый? «Трусишка зайка серенький», «заяц серый, куда бегал?». А он, заяц-то, совсем не серый! И никогда серым не был. Он зимой белый, а летом – бурый. А его почему-то серым зовут.

Но вот продираюсь я как-то весной сквозь ольховые мелоча и вижу… серого зайца! Замелькал в прутнике, наставя уши и вскидывая задок. Серый ольшаник, серая опадь по низу и… серый заяц! Которого не бывает. И быть не может…

Вот ведь как иногда получается! На одну недельку в году стал заяц серым – и заметили! И даже в песнях прославили. А что остальные сорок восемь недель бурым и белым бегал – словно не замечали. Серенького углядели! Линючего, в

конец ознакомительного фрагмента

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

– Что, Медведь, спишь ещё?

– Сплю, Барсук, сплю. Так-то, брат, разогнался – пятый месяц без про́сыпу. Все бока отлежал.

– А может, Медведь, нам вставать пора?

– Не пора. Спи ещё.

– А не проспим мы с тобой весну-то с разгону?

– Не бойся! Она, брат, разбудит.

– А что она – постучит нам, песенку споёт или, может, пятки нам пощекочет? Я, Миша, страх как на подъём тяжёл!

– Ого-го! Небось вскочишь! Она тебе, Боря, ведро воды как даст под бока – небось на залежишься! Спи уж, пока сухой.

Всему своё время

Надоела зима Сороке. Вот бы лето сейчас!

– Эй, Свиристель, ты бы лету обрадовался?

– Спрашиваешь ещё? – Свиристель отвечает. – Перебиваюсь с рябины на калину, оскомина на языке!

А Сорока уже Косача спрашивает. Жалуется и Косач:

– Сплю в снегу, на обед одна каша берёзовая! Брови красные – отморозил!

Сорока к Медведю стучится: как, мол, зиму зимуешь?

– Так себе! – Миша ворчит. – С боку на бок. На правом боку лежу – малина мерещится, на левом – мёд липовый.

– Понятно! – Сорока стрекочет. – Всем зима надоела! Чтоб ты, зима, провалилась!

И зима провалилась…

Ахнуть не успели – лето вокруг! Теплынь, цветы, листья. Веселись, лесной народ!

А лесной народ закручинился…

– Растерялся я что-то, Сорока! – Свиристель говорит. – В какое ты меня поставила положение? Я к вам с севера по рябину примчался, а у вас листья одни. С другой стороны, я летом на севере должен быть, а я тут торчу! Голова кру́гом. И есть нечего…

– Натворила Сорока дел! – шипит сердито Косач. – Что за чушь? Куда весну подевала? Весной я песни пою и танцы танцую. Самое развесёлое времечко! А летом только линять, перья терять. Что за чушь?

– Так вы же сами о лете мечтали! – вскрикивала Сорока.

– Мало ли что! – Медведь говорит. – Мечтали мы о лете с мёдом да с малиной. А где они, если ты через весну перепрыгнула? Ни малина, ни липа зацвести не успели, – стало быть, ни малины, ни мёда липового не будет! Поворачивайся хвостом – я его тебе сейчас выщиплю!

Ух как рассердилась Сорока! Вильнула, подпрыгнула, на ёлку взлетела и крикнула:

– Провалитесь вы вместе с летом!

И провалилось нежданное лето. И снова в лесу зима. Снова Свиристель рябину клюёт… Но терпят. Настоящую весну ждут.