«Сатана» против «Миротворца»: Межконтинентальная баллистическая ракета. Сатана — самая мощная ядерная межконтинентальная баллистическая ракета (10 фото) Межконтинентальные ядерные ракеты сатана

Натовцы дали название «SS-18 "Satan” («Сатана») семейству русских ракетных комплексов с тяжелой межконтинентальной баллистической ракетой наземного базирования, разработанных и принятых на вооружение в 1970-х - 1980-х гг. По официальной русской классификации – это Р-36М, Р-36М УТТХ, Р-36М2, РС-20. А «Сатаной» американцы назвали эту ракету по той причине, что сбить её трудно, а на огромных территориях США и Западной Европы эти русские ракеты устроят ад.
SS-18 "Satan” создана под руководством главного конструктора В. Ф. Уткина. По своим характеристикам эта ракета превосходит самую сильную американскую ракету "Минитмен-3". «Сатана» - самая мощная межконтинентальная баллистическая ракета на Земле. Предназначена она, прежде всего, для того чтобы разрушать самые укрепленные командные пункты, шахты баллистических ракет и авиабазы. Ядерная взрывчатка одной ракеты может разрушить большой город, весьма большую часть США. Точность попадания – около 200-250 метров. "Ракета размещается в самых прочных в мире шахтах "; по первоначальным сообщениям - 2500-4500 psi, некоторые шахты - 6000-7000 psi. Это значит, что если не будет прямого попадания американской ядерной взрывчатки на шахту, то ракета выдержит мощный удар, люк откроется и «Сатана» вылетит из под земли и понесется в направлении к США, где через полчаса устроит американцам ад. А таких ракет понесутся на США десятки. А в каждой ракете десять боеголовок индивидуального наведения. Мощность боеголовок равна 1200 бомбам, сброшенным американцами на Хиросиму, Одним ударом ракета «Сатана» может уничтожить объекты США и Западной Европы на площади до 500 кв. километров. И таких ракет полетят в направлении США десятки. Это полный капут для американцев. «Сатана» легко пробивает американскую систему противоракетной обороны. Она была неуязвима в 80-е годы и продолжает быть жуткой для американцев и в настоящее время. Создать надёжную защиту от русской «Сатаны» американцы не смогут до 2015-2020 гг. Но ещё больше пугает американцев тот факт, что русские начали разработку ещё более сатанинских ракет.

«Ракета СС-18 несет 16 платформ, одна из которых загружена ложными целями. Выходя на высокую орбиту все головки "Сатаны" идут "в облаке" ложных целей и практически не идентифицируются радарами».

Но, даже если американцы и увидят «Сатану» на конечном отрезке траектории, головки "Сатаны" практически не уязвимы для противоракетных средств, ибо для разрушения «Сатаны» необходимо только прямое попадание в головку очень мощной противоракеты (а противоракет с такими характеристиками у американцев нет). «Так что подобное поражение весьма трудно и практически невозможно с уровнем американской техники ближайших десятилетий. Что же касается знаменитых лазерных средств поражения головок, то у СС-18 они прикрыты массивной броней с добавлением урана-238, металла исключительно тяжелого и плотного. Такая броня не может быть "прожжена" лазером. Во всяком случае, теми лазерами, которые могут быть построены в ближайшие 30 лет. Не могут сбить систему управления полетом СС-18 и ее головок импульсы электромагнитного излучения, ибо все системы управления "Сатаны" дублированы помимо электронных, пневматическими автоматами»

Ракета Сатана

САТАНА - самая мощная ядерная межконтинентальная баллистическая ракета

К средине 1988 года из подземных шахт СССР были готовы вылететь в направлении США и Западной Европы 308 межконтинентальных ракет «Сатана». «Из существовавших в СССР то время 308 пусковых шахт на долю России приходилось 157. Остальные находились на Украине и в Белоруссии». В каждой ракете 10 боеголовок. Мощность боеголовок равна 1200 бомбам, сброшенным американцами на Хиросиму, Одним ударом ракета «Сатана» может уничтожить объекты США и Западной Европы на площади до 500 кв. километров. И таких ракет полетят в направлении США, если потребуется, три сотни. Это полный капут для американцев и западноевропейцев.

Разработку стратегического ракетного комплекса Р-36М с тяжёлой межконтинентальной баллистической ракетой третьего поколения 15А14 и шахтной пусковой установкой повышенной защищённости 15П714 вело КБ «Южное». В новой ракете были использованы все лучшие наработки, полученные при создании предыдущего комплекса - Р-36.

Применённые при создании ракеты технические решения позволили создать самый мощный в мире боевой ракетный комплекс. Он значительно превосходил и своего предшественника - Р-36:

По точности стрельбы - в 3 раза.
по боеготовности - в 4 раза.
по энергетическим возможностям ракеты - в 1,4 раза.
по первоначально установленному гарантийному сроку эксплуатации - в 1,4 раза.
по защищённости пусковой установки - в 15-30 раз.
по степени использования объёма пусковой установки - в 2,4 раза.

Двухступенчатая ракета Р-36М была выполнена по схеме «тандем» с последовательным расположением ступеней. Для оптимизации использования объёма из состава ракеты были исключены сухие отсеки, за исключением межступенчатого переходника второй ступени. Применённые конструктивные решения позволили увеличить запас топлива на 11 % при сохранении диаметра и уменьшении суммарной длины первых двух ступеней ракеты на 400 мм по сравнению с ракетой 8К67.

На первой ступени применена двигательная установка РД-264, состоящая из четырёх работающих по замкнутой схеме однокамерных двигателей 15Д117, разработанных КБЭМ (главный конструктор - В. П. Глушко). Двигатели закреплены шарнирно и их отклонение по командам системы управления обеспечивает управление полётом ракеты.

На второй ступени применена двигательная установка, состоящая из работающего по замкнутой схеме основного однокамерного двигателя 15Д7Э (РД-0229) и четырёхкамерного рулевого двигателя 15Д83 (РД-0230), работающего по открытой схеме.

ЖРД ракеты работали на высококипящем двухкомпонентном самовоспламеняющемся топливе. В качестве горючего использовался несимметричный диметилгидразин (НДМГ), в качестве окислителя - тетраоксид диазота (АТ).

Разделение первой и второй ступеней газодинамическое. Оно обеспечивалось срабатыванием разрывных болтов и истечением газов наддува топливных баков через специальные окна.

Благодаря усовершенствованной пневмогидравлической системе ракеты с полной ампулизацией топливных систем после заправки и исключением утечки сжатых газов с борта ракеты удалось добиться увеличения времени нахождения в полной боевой готовности до 10-15 лет с потенциальной возможностью эксплуатации до 25 лет.

Принципиальные схемы ракеты и системы управления разработаны исходя из условия возможности применения трёх вариантов ГЧ:

Лёгкая моноблочная с зарядом мощностью 8 Мт и дальностью полёта 16000 км;
Тяжёлая моноблочная с зарядом мощностью 25 Мт и дальностью полёта 11200 км;
Разделяющаяся ГЧ (РГЧ) из 8 боевых блоков мощностью по 1 Мт;

Все головные части ракеты оснащались усовершенствованным комплексом средств преодоления ПРО. Для комплекса средств преодоления ПРО ракеты 15А14 впервые были созданы квазитяжелые ложные цели. Благодаря применению специального твердотопливного двигателя разгона, прогрессивно возрастающая тяга которого компенсирует силу аэродинамического торможения ложной цели, удалось добиться имитации характеристик боевых блоков практически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном участке траектории и значительной части атмосферного.

Одним из технических новшеств, в значительной степени определившим высокий уровень характеристик нового ракетного комплекса, явилось применение миномётного старта ракеты из транспортно-пускового контейнера (ТПК). Впервые в мировой практике была разработана и внедрена миномётная схема для тяжёлой жидкостной МБР. При старте давление, создаваемое пороховыми аккумуляторами давления, выталкивало ракету из ТПК и только после покидания шахты запускался двигатель ракеты.

Ракета, помещённая на заводе-изготовителе в транспортно-пусковой контейнер, транспортировалась и устанавливалась в шахтную пусковую установку (ШПУ) в незаправленном состоянии. Заправка ракеты компонентами топлива и подстыковка головной части производились после установки ТПК с ракетой в ШПУ. Проверки бортовых систем, подготовка к запуску и пуск ракеты осуществлялись автоматически после получения системой управления соответствующих команд с удалённого командного пункта. Чтобы исключить несанкционированный запуск, система управления принимала к исполнению только команды с определённым кодовым ключом. Применение такого алгоритма стало возможным благодаря внедрению на всех командных пунктах РВСН новой системы централизованного управления.

Система управления ракетой - автономная, инерциальная, трёхканальная с многоярусным мажоритированием. Каждый канал самотестировался. При несовпадении команд всех трёх каналов управление брал на себя успешно протестировавшийся канал. Бортовая кабельная сеть (БКС) считалась абсолютно надёжной и в тестах не браковалась.

Разгон гироплатформы (15Л555) осуществлялся автоматами форсированного разгона (АФР) цифровой наземной аппаратуры (ЦНА), а на первых этапах работы - программными устройствами разгона гироплатформы (ПУРГ). Бортовая цифровая вычислительная машина (БЦВМ) (15Л579) 16-разрядная, ПЗУ - куб памяти. Программирование производилось в машинных кодах.

Разработчик системы управления (включая БЦВМ) - Конструкторское бюро электроприборостроения (КБЭ, ныне ОАО «Хартрон», город Харьков), бортовую ЭВМ производил Киевский радиозавод, серийно система управления выпускалась на заводах имени Шевченко и «Коммунар» (Харьков).

Разработка стратегического ракетного комплекса третьего поколения Р-36М УТТХ (индекс ГРАУ - 15П018, код СНВ - РС-20Б, по классификации МО США и НАТО - SS-18 Mod.4) с ракетой 15A18, оснащенной 10-блочной разделяющейся головной частью, началась 16 августа 1976 года.

Ракетный комплекс создавался в результате реализации программы совершенствования и повышения боевой эффективности ранее разработанного комплекса 15П014 (Р-36М). Комплекс обеспечивает поражение одной ракетой до 10 целей, включая высокопрочные малоразмерные либо особо крупные площадные цели, расположенные на местности площадью до 300000 км², в условиях эффективного противодействия средств ПРО противника. Повышение эффективности нового комплекса было достигнуто за счет:

Повышения точности стрельбы в 2-3 раза;
увеличения количества боевых блоков (ББ) и мощности их зарядов;
увеличения района разведения ББ;
применения высокозащищенных шахтной пусковой установки и командного пункта;
повышения вероятности доведения команд на пуск до ШПУ.

Компоновочная схема ракеты 15А18 аналогична схеме 15А14. Это двухступенчатая ракета с тандемным расположением ступеней. В составе новой ракеты без доработок использованы первая и вторая ступени ракеты 15А14. Двигатель первой ступени - четырёхкамерный ЖРД РД-264 закрытой схемы. На второй ступени используется однокамерный маршевый ЖРД РД-0229 закрытой схемы и четырёхкамерный рулевой ЖРД РД-0257 открытой схемы. Разделение ступеней и отделение боевой ступени - газодинамическое.

Основное отличие новой ракеты заключалось во вновь разработанной ступени разведения и РГЧ с десятью новыми скоростными блоками, с зарядами повышенной мощности. Двигатель ступени разведения - четырёхкамерный, двухрежимный (тягой 2000 кгс и 800 кгс) с многократным (до 25 раз) переключением между режимами. Это позволяет создавать наиболее оптимальные условия при разведении всех боевых блоков. Ещё одна конструктивная особенность этого двигателя - два фиксированных положения камер сгорания. В полете они располагаются внутри ступени разведения, но после отделения ступени от ракеты специальные механизмы выводят камеры сгорания за наружный контур отсека и разворачивают их для реализации «тянущей» схемы разведения боевых блоков. Сама РГЧ выполнена по двухъярусной схеме с единым аэродинамическим обтекателем. Также были увеличены объём памяти БЦВМ и модернизирована система управления, для использования улучшеных алгоритмов. При этом точность стрельбы была улучшена в 2,5 раза, а время готовности к запуску сократилось до 62 секунд.

Ракета Р-36М УТТХ в транспортно-пусковом контейнере (ТПК) устанавливается в шахтную пусковую установку и находится на боевом дежурстве в заправленном состоянии в полной боевой готовности. Для загрузки ТПК в шахтное сооружение в СКБ МАЗ разработано специальное транспортно-установочное оборудование в виде полуприцепа высокой проходимости с тягачом на базе МАЗ-537. Используется минометный метод запуска ракеты.

Летно-конструкторские испытания ракеты Р-36М УТТХ начались 31 октября 1977 г. на полигоне Байконур. По программе летных испытаний проведено 19 пусков, из них 2 неудачно. Причины этих неудач были выяснены и устранены, эффективность принятых мер подтверждена последующими пусками. Всего проведено 62 пуска, из них 56 - успешных.

18 сентября 1979 г. три ракетных полка приступили к несению боевого дежурства на новом ракетном комплексе. По состоянию на 1987 г. было развернуто 308 МБР Р-36М УТТХ в составе пяти ракетных дивизий. На май 2006 г. в состав РВСН входит 74 шахтные пусковые установки с МБР Р-36М УТТХ и Р-36М2, оснащенных 10 боевыми блоками каждая.

Высокая надежность комплекса подтверждена 159 пусками по состоянию на сентябрь 2000 года, из которых только четыре были неудачными. Эти отказы при пусках серийных изделий обусловлены производственными дефектами.

После распада СССР и экономического кризиса начала 1990-х встал вопрос о продлении сроков эксплуатации Р-36М УТТХ до замены их новыми комплексами российской разработки. Для этого 17 апреля 1997 года был произведен успешный пуск ракеты Р-36М УТТХ, изготовленной 19,5 лет назад. НПО «Южное» и 4-е ЦНИИ МО провели работы по увеличению гарантийного срока эксплуатации ракет с 10 лет последовательно до 15, 18 и 20 лет. 15 апреля 1998 года с космодрома Байконур был произведен учебно-тренировочный пуск ракеты Р-36М УТТХ, при котором десять учебных боевых блоков поразили все учебные цели на полигоне Кура на Камчатке.

Также было создано совместное российско-украинское предприятие по разработке и дальнейшему коммерческому использованию ракеты-носителя легкого класса «Днепр» на базе ракет Р-36М УТТХ и Р-36М2

9 августа 1983 года постановлением Совета Министров СССР КБ «Южное» была поставлена задача доработать ракету Р-36М УТТХ, чтобы она могла преодолевать перспективную систему американской противоракетной обороны (ПРО). Кроме того было необходимо повысить защищенность ракеты и всего комплекса от действия поражающих факторов ядерного взрыва.
Вид на приборный отсек (ступень разведения) ракеты 15А18М со стороны головной части. Видны элементы двигателя разведения (цвета алюминия - баки горючего и окислителя, зеленые - шаровые баллоны вытеснительной системы подачи), приборы системы управления (коричневые и цвета морской волны).
Верхнее днище первой ступени 15А18М. Справа - отстыкованная вторая ступень, видно одно из сопел рулевого двигателя.

Ракетный комплекс четвёртого поколения Р-36М2 «Воевода» (индекс ГРАУ - 15П018М, код СНВ - РС-20В, по классификации МО США и НАТО - SS-18 Mod.5/Mod.6) с многоцелевой межконтинентальной ракетой тяжелого класса 15А18М предназначен для поражения всех видов целей, защищенных современными средствами ПРО, в любых условиях боевого применения, в том числе при многократном ядерном воздействии по позиционному району. Его применение позволяет реализовать стратегию гарантированного ответного удара.

В результате применения новейших технических решений, энергетические возможности ракеты 15А18М увеличены на 12 % по сравнению с ракетой 15А18. При этом выполняются все условия ограничений по габаритам и стартовому весу, накладываемые договором ОСВ-2. Ракеты этого типа являются самыми мощными из всех межконтинентальных ракет. По технологическому уровню комплекс не имеет аналогов в мире. В ракетном комплексе применена активная защита шахтной пусковой установки от ядерных боевых блоков и высокоточного неядерного оружия, а также впервые в стране осуществлен маловысотный неядерный перехват высокоскоростных баллистических целей.

По сравнению с прототипом, в новом комплексе удалось добиться улучшения многих характеристик:

Повышения точности в 1,3 раза;
увеличения в 3 раза длительности автономности;
уменьшения в 2 раза времени боеготовности.
увеличения площади зоны разведения боевых блоков в 2,3 раза;
применения зарядов повышенной мощности (10 разделяющихся головных частей индивидуального наведения мощностью от 550 до 750 кт каждая; общий забрасываемый вес - 8800 кг);
возможности пуска из режима постоянной боеготовности по одному из плановых целеуказаний, а также оперативного переприцеливания и пуска по любому неплановому целеуказанию, переданному из высшего звена управления;

Для обеспечения высокой боевой эффективности в особо сложных условиях боевого применения при разработке комплекса Р-36М2 «Воевода» особое внимание уделялось следующим направлениям:

Повышение защищенности и живучести ШПУ и КП;
обеспечение устойчивости боевого управления во всех условиях применения комплекса;
увеличение времени автономности комплекса;
увеличение гарантийного срока эксплуатации;
обеспечение стойкости ракеты в полете к поражающим факторам наземных и высотных ядерных взрывов;
расширение оперативных возможностей по перенацеливанию ракет.

Одним из основных преимуществ нового комплекса является возможность обеспечения пусков ракет в условиях ответно-встречного удара при воздействии наземных и высотных ядерных взрывов. Это достигнуто за счет повышения живучести ракеты в шахтной пусковой установке и значительного повышения стойкости ракеты в полете к поражающим факторам ядерного взрыва. Корпус ракеты имеет многофункциональное покрытие, введена защита аппаратуры системы управления от гамма-излучения, в 2 раза повышено быстродействие исполнительных органов автомата стабилизации системы управления, отделение головного обтекателя осуществляется после прохождения зоны высотных блокирующих ядерных взрывов, двигатели первой и второй ступеней ракеты форсированы по тяге.

В результате радиус зоны поражения ракеты блокирующим ядерном взрывом, по сравнению с ракетой 15А18, уменьшен в 20 раз, стойкость к рентгеновскому излучению повышена в 10 раз, гамма-нейтронному излучению - в 100 раз. Обеспечена стойкость ракеты к воздействию пылевых образований и крупных частиц грунта, имеющихся в облаке при наземном ядерном взрыве.

Для ракеты построены ШПУ со сверхвысокой защищенностью от поражающих факторов ЯВ путем переоборудования ШПУ ракетных комплексов 15А14 и 15А18. Реализованные уровни стойкости ракеты к поражающим факторам ядерного взрыва обеспечивают её успешный пуск после непоражающего ядерного взрыва непосредственно по ПУ и без снижения боевой готовности при воздействии по соседней ПУ.

Ракета выполнена по двухступенчатой схеме с последовательным расположением ступеней. На ракете применяются аналогичные схемы старта, разделения ступеней, отделения ГЧ, разведения элементов боевого оснащения, показавшие высокий уровень технического совершенства и надежности в составе ракеты 15А18.

В состав двигательной установки первой ступени ракеты входят четыре шарнирно закрепленных однокамерных ЖРД, имеющих турбонасосную систему подачи топлива и выполненных по замкнутой схеме.

В состав двигательной установки второй ступени входят два двигателя: маршевый однокамерный РД-0255 с турбонасосной подачей компонентов топлива, выполненный по замкнутой схеме и рулевой РД-0257, четырёхкамерный, открытой схемы, ранее уже использовшийся на ракете 15А18. Двигатели всех ступеней работают на жидких высококипящих компонентах топлива НДМГ+АТ, ступени полностью ампулизированы.

Система управления разработана на базе двух высокопроизводительных ЦВК (бортового и наземного) нового поколения и непрерывно работающего в процессе боевого дежурства высокоточного комплекса командных приборов.

Для ракеты разработан новый головной обтекатель, обеспечивающий надежную защиту головной части от поражающих факторов ядерного взрыва. Тактико-технические требования предусматривали оснащение ракеты четырьмя типами головных частей:

Две моноблочные ГЧ - с «тяжелым» и «легким» ББ;
РГЧ с десятью неуправляемыми ББ мощностью 0,8 Мт;
РГЧ смешанной комплектации в составе шести неуправляемых и четырёх управляемых ББ с системой самонаведения по картам местности.

В составе боевого оснащения созданы высокоэффективные системы преодоления ПРО («тяжелые» и «легкие» ложные цели, дипольные отражатели), которые размещаются в специальных кассетах, применены термоизолирующие чехлы ББ.

Летно-конструкторские испытания комплекса Р-36М2 начались на Байконуре в 1986 г. Первый пуск 21 марта закончился аварийно: из-за ошибки в системе управления не запустилась двигательная установка первой ступени. Ракета, выйдя из ТПК, тут же упала в ствол шахты, её взрыв полностью разрушил пусковую установку. Человеческих жертв не было.

Первый ракетный полк с МБР Р-36М2 встал на боевое дежурство 30 июля 1988 г. 11 августа 1988 ракетный комплекс принят на вооружение. Летно-конструкторские испытания новой межконтинентальной ракеты четвёртого поколения Р-36М2 (15А18М - «Воевода») со всеми видами боевого оснащения были завершены в сентябре 1989 года. На май 2006 года в состав РВСН входит 74 шахтных пусковых установки с МБР Р-36М УТТХ и Р-36М2, оснащенными 10 боевыми блоками каждая.

21 декабря 2006 года в 11 часов 20 минут по московскому времени был произведен учебно-боевой пуск РС-20В. По словам главы службы информации и общественных связей РВСН полковника Александра Вовка, учебно-боевые блоки ракеты, запущенные из Оренбургской области (Приуралье), с заданной точностью поразили условные цели на полигоне Кура полуострова Камчатка в Тихом океане. Первая ступень упала в зоне Вагайского, Викуловского и Сорокинского районов Тюменской области. Она отделилась на высоте 90 километров, остатки топлива сгорели во время падения на землю. Пуск прошёл в рамках опытно-конструкторской работы «Зарядье». Пуски дали утвердительный ответ на вопрос о возможности эксплуатации комплекса Р-36М2 в течение 20 лет.

24 декабря 2009 года в 9 часов 30 минут по московскому времени был произведен пуск межконтинентальной баллистической ракеты РС-20В («Воевода»), сообщил пресс-секретарь управления пресс-службы и информации Минобороны по РВСН полковник Вадим Коваль: «Двадцать четвёртого декабря 2009 года в 9.30 мск РВСН проведен пуск ракеты из позиционного района соединения, дислоцированного в Оренбургской области», - сообщил Коваль. По его словам, пуск проведен в рамках опытно-конструкторской работы в целях подтверждения летно-технических характеристик ракеты РС-20В и продления срока эксплуатации ракетного комплекса «Воевода» до 23 лет.

РС-20А )

Пуск ракеты-носителя «Днепр», конверсионной переделки МБР 15А18

Разработку стратегического ракетного комплекса Р-36М с тяжёлой межконтинентальной баллистической ракетой третьего поколения 15А14 и шахтной пусковой установкой повышенной защищенности 15П714 вело КБ «Южное ». В новой ракете были использованы все лучшие наработки, полученные при создании предыдущего комплекса - Р-36 .

Примененные при создании ракеты технические решения позволили создать самый мощный в мире боевой ракетный комплекс. Он значительно превосходил и своего предшественника - Р-36:

  • по точности стрельбы - в 3 раза.
  • по боеготовности - в 4 раза.
  • по энергетическим возможностям ракеты - в 1,4 раза.
  • по первоначально установленному гарантийному сроку эксплуатации - в 1,4 раза.
  • по защищенности пусковой установки - в 15-30 раз.
  • по степени использования объема пусковой установки - в 2,4 раза.

Двухступенчатая ракета Р-36М была выполнена по схеме «тандем» с последовательным расположением ступеней. Для оптимизации использования объема из состава ракеты были исключены сухие отсеки, за исключением межступенного переходника второй ступени. Примененные конструктивные решения позволили увеличить запас топлива на 11 % при сохранении диаметра и уменьшении суммарной длины первых двух ступеней ракеты на 400 мм по сравнению с ракетой 8К67.

На первой ступени применена двигательная установка РД-264, состоящая из четырех однокамерных двигателей 15Д117 работающих по замкнутой схеме разработанных КБЭМ (главный конструктор - В. П. Глушко). Двигатели закреплены шарнирно и их отклонение по командам системы управления обеспечивает управление полётом ракеты.

На второй ступени применена двигательная установка состоящая из основного однокамерного двигателя 15Д7Э (РД-0229) работающего по замкнутой схеме и четырехкамерного рулевого двигателя 15Д83 (РД-0230) работающего по открытой схеме.

Разделение первой и второй ступеней газодинамическое. Оно обеспечивалось срабатыванием разрывных болтов и истечением газов наддува топливных баков через специальные окна.

Благодаря усовершенствованной пневмогидравлической системе ракеты с полной ампулизацией топливных систем после заправки и исключением утечки сжатых газов с борта ракеты, удалось добиться увеличения времени нахождения в полной боевой готовности до 10-15 лет с потенциальной возможностью эксплуатации до 25 лет.

Система управления ракеты - автономная, инерциальная. Её работу обеспечивал бортовой цифровой вычислительный комплекс. Все основные элементы вычислительного комплекса имели резервирование. Применение БЦВК позволило добиться высокой точности стрельбы - круговое вероятное отклонение боевых блоков составило 430 м.

Принципиальные схемы ракеты и системы управления разработаны исходя из условия возможности применения трех вариантов ГЧ:

  • Лёгкая моноблочная с зарядом мощностью 8 Мт и дальностью полета 16000 км;
  • Тяжёлая моноблочная с зарядом мощностью 25 Мт с дальностью полета 11200 км;
  • Разделяющаяся ГЧ (РГЧ) из 8 боевых блоков мощностью 1 Мт;

Все головные части ракеты оснащались усовершенствованным комплексом средств преодоления ПРО . Для комплекса средств преодоления ПРО ракеты 15А14 впервые были созданы квазитяжелые ложные цели. Благодаря применению специального твердотопливного двигателя разгона, прогрессивно возрастающая тяга которого компенсирует силу аэродинамического торможения ложной цели, удалось добиться имитации характеристик боевых блоков практически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном участке траектории и значительной части атмосферного.

Одним из технических новшеств, в значительной степени определившим высокий уровень характеристик нового ракетного комплекса, явилось применение минометного старта ракеты из транспортно-пускового контейнера (ТПК) . Впервые в мировой практике была разработана и внедрена минометная схема для тяжелой жидкостной МБР. При старте давление, создаваемое пороховыми аккумуляторами давления, выталкивало ракету из ТПК и только после покидания шахты запускался двигатель ракеты.

Ракета, помещённая на заводе-изготовителе в транспортно-пусковой контейнер , транспортировалась и устанавливалась в шахтную пусковую установку (ШПУ) в незаправленном состоянии. Заправка ракеты компонентами топлива и подстыковка головной части производились после установки ТПК с ракетой в ШПУ. Проверки бортовых систем, подготовка к запуску и пуск ракеты осуществлялись автоматически после получения системой управления соответствующих команд с удаленного командного пункта. Чтобы исключить несанкционированный запуск, система управления принимала к исполнению только команды с определённым кодовым ключом. Применение такого алгоритма стало возможным благодаря внедрению на всех командных пунктах РВСН новой системы централизованного управления.

Бросковые испытания ракеты с целью отработки системы минометного старта начались в январе года, лётные испытания проводились с 21 февраля . Из 43 испытательных запусков 36 прошли успешно и 7 окончились неудачей.

Моноблочный вариант ракеты Р-36М был принят на вооружение 20 ноября г. Вариант с разделяющейся головной частью был принят на вооружение 29 ноября г. Первый ракетный полк с МБР Р-36М заступил на боевое дежурство 25 декабря г.

В 1980 г. ракеты 15А14, находившиеся на боевом дежурстве, были переоснащены без извлечения из ШПУ усовершенствованными РГЧ, созданными для ракеты 15А18. Ракеты продолжили боевое дежурство под обозначением 15А18-1.

В 1982 г. МБР Р-36М были сняты с боевого дежурства и заменены ракетами Р-36М УТТХ (15А18).

Основные характеристики

  • Принятие на вооружение:
  • Масса: 210 т
  • Диаметр: 300 см
  • Длина: 34,6 м
  • Забрасываемый вес: 7300 кг
  • Тип ГЧ: 1х20 Мт или 1х8 Мт или РГЧ ИН 8х1 Мт
  • Дальность стрельбы: 11200-16000 км

Р-36М УТТХ (индекс 15А18 , код СНВ РС-20Б )

Разработка стратегического ракетного комплекса третьего поколения 15П018 (Р-36М УТТХ) с ракетой 15A18, оснащенной 10-блочной разделяющейся головной частью, началась 16 августа года.

Ракетный комплекс создавался в результате реализации программы совершенствования и повышения боевой эффективности ранее разработанного комплекса 15П014 (Р-36М). Комплекс обеспечивает поражение одной ракетой до 10 целей, включая высокопрочные малоразмерные либо особо крупные площадные цели, расположенные на местности площадью до 300000 км², в условиях эффективного противодействия средств ПРО противника. Повышение эффективности нового комплекса было достигнуто за счет:

  • повышения точности стрельбы в 2-3 раза;
  • увеличения количества боевых блоков (ББ) и мощности их зарядов;
  • увеличения района разведения ББ;
  • применения высокозащищенных шахтной пусковой установки и командного пункта;
  • повышения вероятности доведения команд на пуск до ШПУ.

Компоновочная схема ракеты 15А18 аналогична схеме 15А14. Это двухступенчатая ракета с тандемным расположением ступеней. В составе новой ракеты без доработок использованы первая и вторая ступени ракеты 15А14. Двигатель первой ступени - четырехкамерный ЖРД РД-264 закрытой схемы. На второй ступени используется однокамерный маршевый ЖРД РД-0229 закрытой схемы и четырёхкамерный рулевой ЖРД РД-0257 открытой схемы. Разделение ступеней и отделение боевой ступени - газодинамическое.

Основное отличие новой ракеты заключалось во вновь разработанной ступени разведения и РГЧ с десятью новыми скоростными блоками, с зарядами повышенной мощности. Двигатель ступени разведения - четырехкамерный, двухрежимный (тягой 2000 кгс и 800 кгс) с многократным (до 25 раз) переключением между режимами. Это позволяет создавать наиболее оптимальные условия при разведении всех боевых блоков. Еще одна конструктивная особенность этого двигателя - два фиксированных положения камер сгорания. В полете они располагаются внутри ступени разведения, но после отделения ступени от ракеты специальные механизмы выводят камеры сгорания за наружный контур отсека и разворачивают их для реализации «тянущей» схемы разведения боевых блоков. Сама РГЧ выполнена по двухярусной схеме с единым аэродинамическим обтекателем. Также были увеличены объем памяти БЦВМ и модернизирована система управления, для использования улучшеных алгоритмов. При этом точность стрельбы была улучшена в 2,5 раза, а время готовности к запуску сократилось до 62 секунд.

Ракета Р-36М УТТХ в транспортно-пусковом контейнере (ТПК) устанавливается в шахтную пусковую установку и находится на боевом дежурстве в заправленном состоянии в полной боевой готовности. Для загрузки ТПК в шахтное сооружение в СКБ МАЗ разработано специальное транспортно-установочное оборудование в виде полуприцепа высокой проходимости с тягачом на базе МАЗ-537 . Используется минометный метод запуска ракеты.

Летно-конструкторские испытания ракеты Р-36М УТТХ начались 31 октября г. на полигоне Байконур . По программе летных испытаний проведено 19 пусков, из них 2 неудачно. Причины этих неудач были выяснены и устранены, эффективность принятых мер подтверждена последующими пусками. Всего проведено 62 пуска, из них 56 - успешных.

Также было создано совместное российско-украинское предприятие по разработке и дальнейшему коммерческому использованию ракеты-носителя легкого класса «Днепр » на базе ракет Р-36М УТТХ и Р-36М2

Основные характеристики

  • Принятие на вооружение:
  • Масса: 211 т.
  • Диаметр: 300 см.
  • Длина: 34,3 м.
  • Забрасываемый вес: 8800 кг.
  • Тип ГЧ: РГЧ ИН 10х550 кт
  • Дальность стрельбы: 11500 км.

Р-36М2 (индекс 15А18М , код СНВ РС-20В )

Ракетный комплекс четвертого поколения Р-36М2 «Воевода» (15П018М) с многоцелевой межконтинентальной ракетой тяжелого класса 15А18М предназначен для поражения всех видов целей, защищенных современными средствами ПРО, в любых условиях боевого применения, в том числе при многократном ядерном воздействии по позиционному району. Его применение позволяет реализовать стратегию гарантированного ответного удара.

В результате применения новейших технических решений, энергетические возможности ракеты 15А18М увеличены на 12 % по сравнению с ракетой 15А18. При этом выполняются все условия ограничений по габаритам и стартовому весу, накладываемые договором ОСВ-2 . Ракеты этого типа являются самыми мощными из всех межконтинентальных ракет. По технологическому уровню комплекс не имеет аналогов в мире. В ракетном комплексе применена активная защита шахтной пусковой установки от ядерных боевых блоков и высокоточного неядерного оружия, а также впервые в стране осуществлен маловысотный неядерный перехват высокоскоростных баллистических целей.

По сравнению с прототипом, в новом комплексе удалось добиться улучшения многих характеристик:

Для обеспечения высокой боевой эффективности в особо сложных условиях боевого применения при разработке комплекса Р-36М2 «Воевода» особое внимание уделялось следующим направлениям:

  • повышение защищенности и живучести ШПУ и КП;
  • обеспечение устойчивости боевого управления во всех условиях применения комплекса;
  • увеличение времени автономности комплекса;
  • увеличение гарантийного срока эксплуатации;
  • обеспечение стойкости ракеты в полете к поражающим факторам наземных и высотных ядерных взрывов;
  • расширение оперативных возможностей по перенацеливанию ракет.

Одним из основных преимуществ нового комплекса является возможность обеспечения пусков ракет в условиях ответно-встречного удара при воздействии наземных и высотных ядерных взрывов. Это достигнуто за счет повышения живучести ракеты в шахтной пусковой установке и значительного повышения стойкости ракеты в полете к поражающим факторам ядерного взрыва. Корпус ракеты имеет многофункциональное покрытие, введена защита аппаратуры системы управления от гамма-излучения , в 2 раза повышено быстродействие исполнительных органов автомата стабилизации системы управления, отделение головного обтекателя осуществляется после прохождения зоны высотных блокирующих ядерных взрывов, двигатели первой и второй ступеней ракеты форсированы по тяге.

В результате радиус зоны поражения ракеты блокирующим ядерном взрывом, по сравнению с ракетой 15А18, уменьшен в 20 раз, стойкость к рентгеновскому излучению повышена в 10 раз, гамма-нейтронному излучению - в 100 раз. Обеспечена стойкость ракеты к воздействию пылевых образований и крупных частиц грунта, имеющихся в облаке при наземном ядерном взрыве.

Для ракеты построены ШПУ со сверхвысокой защищенностью от поражающих факторов ЯВ путем переоборудования ШПУ ракетных комплексов 15А14 и 15А18. Реализованные уровни стойкости ракеты к поражающим факторам ядерного взрыва обеспечивают ее успешный пуск после непоражающего ядерного взрыва непосредственно по ПУ и без снижения боевой готовности при воздействии по соседней ПУ.

Ракета выполнена по двухступенчатой схеме с последовательным расположением ступеней. На ракете применяются аналогичные схемы старта, разделения ступеней, отделения ГЧ, разведения элементов боевого оснащения, показавшие высокий уровень технического совершенства и надежности в составе ракеты 15А18.

В состав двигательной установки первой ступени ракеты входят четыре шарнирно закрепленных однокамерных ЖРД, имеющих турбонасосную систему подачи топлива и выполненных по замкнутой схеме.

В состав двигательной установки второй ступени входят два двигателя: маршевый однокамерный РД-0255 с турбонасосной подачей компонентов топлива, выполненый по замкнутой схеме и рулевой РД-0257, четырехкамерный, открытой схемы, ранее уже использовшийся на ракете 15А18. Двигатели всех ступеней работают на жидких высококипящих компонентах топлива НДМГ +АТ , ступени полностью ампулизированы.

Система управления разработана на базе двух высокопроизводительных ЦВК (бортового и наземного) нового поколения и непрерывно работающего в процессе боевого дежурства высокоточного комплекса командных приборов.

Для ракеты разработан новый головной обтекатель, обеспечивающий надежную защиту головной части от поражающих факторов ядерного взрыва. Тактико-технические требования предусматривали оснащение ракеты четырьмя типами головных частей:

  • две моноблочные ГЧ - с «тяжелым» и «легким» ББ;
  • РГЧ с десятью неуправляемыми ББ мощностью 0,8 Мт;
  • РГЧ смешанной комплектации в составе шести неуправляемых и четырех управляемых ББ с системой самонаведения по картам местности.

В составе боевого оснащения созданы высокоэффективные системы преодоления ПРО («тяжелые» и «легкие» ложные цели, дипольные отражатели), которые размещаются в специальных кассетах, применены термоизолирующие чехлы ББ.

Летно-конструкторские испытания комплекса Р-36М2 начались на Байконуре в г. Первый ракетный полк с МБР Р-36М2 встал на боевое дежурство 30 июля г. 11 августа ракетный комплекс принят на вооружение. Летно-конструкторские испытания новой межконтинентальной ракеты четвертого поколения Р-36М2 (15А18М - «Воевода») со всеми видами боевого оснащения были завершены в сентябре года. На май 2006 года в состав РВСН входит 74 шахтных пусковых установки с МБР Р-36М УТТХ и Р-36М2, оснащенными 10 боевыми блоками каждая.

21 декабря 2006 года в 11 часов 20 минут по московскому времени был произведен учебно-боевой пуск РС-20В. По словам главы службы информации и общественных связей РВСН полковника Александра Вовка, учебно-боевые блоки ракеты, запущенные из Оренбургской области (Приуралье), с заданной точностью поразили условные цели на полигоне полуострова Камчатка в Тихом океане. Первая ступень упала в зоне Вагайского, Викуловского и Сорокинского районов. Она отделилась на высоте 90 километров, остатки топлива сгорели во время падения на землю. Пуск прошёл в рамках опытно-конструкторской работы «Зарядье». Пуски дали утвердительный ответ на вопрос о возможности эксплуатации комплекса Р-36М2 в течение 20 лет.

Основные характеристики

  • Принятие на вооружение:
  • Масса: 211 т.
  • Диаметр: 300 см.
  • Длина: 34,3 м.
  • Забрасываемый вес: 8800 кг.
  • Тип ГЧ: РГЧ ИН 10х750 кт или 1х20 Мт.
  • Дальность стрельбы: 11000 - 16000 км.

Источники

См. также

  • Р-36 (SS-9) - МБР тяжелого класса, предшественник Р-36М
  • Днепр - ракета-носитель легкого класса созданная на базе ракеты Р-36М

Ссылки

  • Стратегический ракетный комплекс 15П018 (Р-36М УТТХ) с ракетой 15A18
  • Министерство обороны - Ракетные войска стратегического назначения

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ракета сатана" в других словарях:

    Р 36М, Р 36М УТТХ, Р 36М2 (по классификации НАТО SS 18 «Satan») семейство советских ракетных комплексов с тяжелой межконтинентальной баллистической ракетой наземного базирования, разработанных и принятых на вооружение в 1970 х 1980 х гг. Общие… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Днепр (значения). Днепр … Википедия

    P 36М по классификации МО США и НАТО SS 18 Mod.1,2,3 Satan … Википедия

    Кодовые обозначения (англ. NATO reporting names) используются НАТО для обозначения военной и авиационной техники СССР (теперь России), Китая и в редких случаях других стран. Они используются для унификации иноязычных (для стран НАТО)… … Википедия

«Воевода» - ракета, которая относится к межконтинентальным ракетам тяжелого класса и была разработана на Украине. Комплекс был создан для поражения разных видов целей, которые защищаются современными средствами ПРО, причем применяются они в условиях любых боев.

Ракетные войска - мощь России

Особенные, поскольку они являются главным компонентом стратегических страны. Главная задача ракетных комплексов - сдерживать возможную агрессию и поражать разными типами ударов стратегические объекты противника. В составе ракетных войск специального назначения России три ракетные армии и 12 ракетных соединений. Вооружение комплексов - это 6 типов ракет 4-го и 5-го поколений, три из которых базируются в шахтах, три - имеют мобильное грунтовое базирование.

Самым мощным ракетным комплексом в мире по праву считается баллистическая ракета «Воевода». Она способна доставить порядка 10 боевых блоков массой 8 тонн на расстояние до 11,5 тысячи километров. Ее технические характеристики во многом лучше самых мощных американских комплексов.

Как проводились испытания

Первые испытания ракетного комплекса пришлись еще на 1986 год - они проводились на Байконуре. А уже через пару лет комплекс был принят на вооружение, после чего он испытывался с применением разного вида боевого оснащения. «Воевода» - ракета, которая считается одной из самых мощных среди межконтинентальных. Технологическое оснащение комплекса не находит равных среди аналогов по всему миру, а высокий уровень тактико-технических характеристик служит залогом того, что с помощью ракеты можно легко поддерживать военно-стратегический паритет.

Стоит отметить, что «Воевода» испытывалась непросто, поскольку из 43 пусков удачными были лишь 36. А самый первый старт закончился аварией: ракета, выйдя из шахты, упала обратно в ствол, обошлось без жертв. Но последующие испытания были безопасными и успешными, и «Воевода» (она же «Сатана») была признана одной из самых надежных в мире. Планируется, что ракета будет на вооружении аж до 2022 года, а затем предполагается замена ракеты «Воевода» современной межконтинентальной баллистической ракетой «Сармат».

Главные цели

Во время разработок производители преследовали цель обеспечить качественно новый уровень ТТХ и высокую боевую эффективность. Как следствие, межконтинентальная баллистическая ракета «Воевода» разрабатывалась в следующих направлениях:

  1. Повышалась живучесть ПУ и КП.
  2. Обеспечивалась устойчивость боевого управления в любых условиях применения комплекса.
  3. Расширялись оперативные возможности по переприцеливанию ракет, в частности при стрельбе по неплановым целеуказаниям. Скорость ракеты «Воевода» и время пуска из полной боевой готовности поражает показателями - с ними не сравнится ни один другой ракетный комплекс в мире.
  4. Обеспечивалась стойкость ракеты в полете к поражающим факторам с земли и высотным ядерным взрывам.
  5. Увеличивалась автономность комплекса.
  6. Увеличивался гарантийный срок эксплуатации

Комплекс «Воевода» - ракета, которая отличается надежностью эксплуатации и живучестью в несколько раз больше по сравнению со многими ракетными комплексами.

В чем особенности?

В ходе тестирований ракета обрела большую стойкость к различным воздействиям. Боевое применение комплекса стало эффективнее и оперативнее благодаря нескольким факторам:

  1. Точность комплекса была повышена в 1,3 раза.
  2. Стали применяться заряды большей мощности.
  3. Площадь зоны разведения боевых блоков увеличилась в 2,3 раза.
  4. Комплекс запускается из разных режимов.
  5. Ядерная ракета «Воевода» стала работать в три раза дольше в режиме автономности.
  6. Время на боеготовность уменьшилось в два раза.

Благодаря оснащению комплекса прогрессивными техническими решениями он стал обладать лучшими энергетическими возможностями.

Система амортизации

Разработка ракетного комплекса велась на основе достижений прошлого с использованием по максимуму имеющихся современных инженерных сооружений, коммуникаций и систем. Как следствие, «Воевода» - ракета, которая отличается высокой эффективностью, работает на жидком топливе, полностью ампулизирована и рассчитана для поражения особо важных объектов в разном диапазоне дальности. Разработка ракеты велась по двухступенчатой схеме, в которой последовательно располагались ступени и системы, разводящие основные элементы оснащения. Энергетические возможности комплекса были увеличены за счет нескольких факторов:

  1. Были улучшены характеристики двигателя, внедрена оптимальная схема выключения ДУ.
  2. В полости горючего была выполнена двигательная установка II ступени.
  3. Улучшению подверглись аэродинамические характеристики.

Двигательная установка разведения - это четырехкамерный ЖРД, который оснащен поворотными камерами сгорания - они выдвигаются в полете в рабочее положение. В ракете также используется универсальная жидкостная система, которая стала залогом быстрой и качественной сборки комплекса на заводе.

Особенности управления

Межконтинентальная баллистическая ракета «Воевода» имеет управляемый боевой блок, который имеет форму биконического тела и обладает минимальным аэродинамическим сопротивлением. Система управления ракетой продумывалась таким образом, чтобы достигались сразу несколько целей:

  1. Обеспечивалась работоспособность после воздействий ядерного взрыва в полете.
  2. Разводились боевые блоки максимально высокоточно.
  3. Использовался прямой метод наведения, не требующий подготовки специального полетного задания.
  4. Обеспечивается дистанционное нацеливание.

Специально для решения этих задач ракета оснащается мощным бортовым вычислительным комплексом. Ракета «Воевода», характеристики которой внушали страх, отличается уникальными боевыми и эксплуатационными показателями. Все характеристики комплекса подтверждаются многочисленными испытаниями в воздухе и на земле. Проведенные показали, что она отличается надежностью.

Самая мощная в мире

«Воевода» - ракетный комплекс, который вступил на боевое дежурство еще в прошлом веке. В 1979 году генеральный конструктор Уткин В. Ф. предложил новое техническое решение, касающееся ракетного комплекса. В 1992 году было развернуто около 88 пусковых установок, причем ракета остается самой мощной и тяжелой в мире. Ее вес - больше 200 тонн, а суммарный залп одной ракетной дивизии по мощности равен 13 000 атомных бомб.

Ракета Р-36М2 «Воевода» оснащается совершенным и модернизированным комплексом средств, способных преодолевать ПРО и прорывать систему СОИ. В ракете имеются 10 боевых блоков, которые прикрыты сбрасываемым в полете обтекателем, - они размещаются на специальной раме в два ряда. Двигатель ракеты - это 4-камерный ЖРД, который имеет поворотные камеры сгорания - они выдвигаются в рабочее состояние при полете.

Основные отличия

  1. Ракета отличается высокой стойкостью к поражающим факторам вследствие
  2. Она может быть запущена даже после того, как противник нанес удар по позициям ракетного комплекса.
  3. Специальное темное теплозащитное покрытие облегчает прохождение ракеты через облако пыли, которое образуется после ядерного взрыва. Такое покрытие обеспечивает живучесть ракетного комплекса.
  4. Ракета оснащена специальными датчиками, которые измеряют нейтронное и гамма-излучение, регистрируя опасный уровень. Когда ракета проходит ядерный «гриб», система управления выключается, но двигатели продолжают работу.
  5. Для создания корпуса ракеты использовались материалы высокой прочности - алюминиево-магниевый нагартованный (упрочненный) сплав.
  6. Межконтинентальная баллистическая ракета «Воевода» имеет продуманную систему управления, которая скрыта в герметичном корпусе приборного отсека. Система остается стабилизированной до тех пор, пока ракета не покинет опасную зону. После этого автоматика включается, и системой управления корректируется траектория комплекса.
  7. Пневмогидравлическая система ракеты простая, в ней довольно мало автоматических элементов. Соответственно, нет необходимости в проведении профилактических работ.

Ракетный комплекс заправляется агрессивными компонентами жидкого топлива, но при этом он находится в боевой готовности порядка 25 лет. Адаптированы к сложным боевым условиям двигатели ракеты: они увеличили их тягу, сделали более стойкими основные системы и элементы комплекса.

Особенности «Воеводы»

Ракета «Сатана» («Воевода») является многоцелевой и предназначена для поражения самых разных целей. К особенностям комплекса можно отнести следующее:

  1. Пуск выполняется из шахты.
  2. Ракета двухступенчатая и работает на высококипящих компонентах топлива.
  3. Управление комплексом автоматическое, на основе бортовой вычислительной машины.
  4. Могут применяться разные виды боевого оснащения (головные части).
  5. Ноу-хау, воплощенное только в данной ракете, - минометный старт.

Модификации

Существует несколько модификаций «Воеводы». Первая - Р-36М УТТХ, представляющая собой ракетный комплекс третьего поколения. Он способен поразить одной ракетой до 10 целей, в том числе особо крупные или маленькие цели на площади. Данный комплекс отличается повышенной точностью стрельбы, увеличением количества боевых блоков.

«Днепр» - созданная на базе комплекса «Воевода» ракета. Фото показывает, что перед нами модифицированная ракета, в которой подверглись доработке дополнительные двигатели ориентации и стабилизации, система управления, а также использовался удлиненный головной обтекатель.

Основные перспективы

Изначально предельный срок боевого дежурства ракет «Воевода» ставился на 2018 год, а теперь речь идет о 2026 годе. Специалисты говорят о том, что уже сейчас ракетный комплекс превысил гарантийный срок эксплуатации, при этом срок его боевого дежурства уже составляет около 24 лет. На данный момент проводятся работы с целью повышения срока эксплуатации ракеты до 30 лет, поэтому планируется сохранить данный комплекс в боевом составе стратегических ракетных войск вплоть до 2022 года.

Эксперты считают, что повысить максимально возможный срок эксплуатации ракет «Воевода» возможно благодаря тому, что они отличаются техническим совершенством, которое выражается в конструктивных и технологических решениях комплексов. Также было отмечено, что «Воевода» РС-20В будет находиться в боевом составе российских ракетных войск вплоть до 2026 года.

Выводы

Ракетный комплекс «Воевода» уникален: впервые запущенный еще в 1986 году, он вызвал много споров и расхождений во мнениях. Чего стоили только неудачные пуски, которые могли бы поставить крест на этих комплексах... Но своевременная модернизация и использование современных технологий привели к тому, что ракета «Воевода» со временем стала самой мощной и тяжелой в мире, попав по этим показателям в Книгу рекордов Гиннеса. Благодаря продуманной конструкции и совершенным системам, которыми оснащена ракета, она находится на вооружении в боевой готовности уже четверть века.

Ракетный комплекс «Воевода» («Сатана») хорош тем, что он неуязвим для ПРО, поскольку боеголовки комплекса в полете сопровождают ложные блоки. При этом площадь их рассеивания и плазменные следы такие же, как у реальных боеголовок, что путает противника. Кроме того, это очень защищенное оружие, расположенное в недоступных для атак противника шахтах. И главное: комплекс может простоять в законсервированном состоянии порядка 10 лет и всего за 30 секунд начать старт.

Для новичка старт самой мощной из существующих в мире межконтинентальных баллистических ракет SS-18 Satan неизменно оборачивается разочарованием.


Полдня трясешься попутным транспортным «бортом» на Байконур. Потом пару часов приплясываешь на наблюдательном пункте, стараясь согреться под пронизывающим казахстанским степным ветром (за 45 минут до старта служба безопасности полностью перекрывает движение по дорогам полигона, и после этого туда уже никак не попадешь). Наконец предстартовый отсчет завершен. Далеко на краю горизонта из земли, как чертик из табакерки, выскакивает крохотный «карандашик», зависает на долю секунды, а затем в сияющем облаке стремительно уносится ввысь. Лишь пару минут спустя тебя накрывает отголосками тяжелого грохота маршевых двигателей, а сама ракета уже посверкивает в зените далекой звездочкой. Над местом старта оседает желтоватое облако пыли и невыгоревшего амилгептила.

Все это не идет ни в какое сравнение с величественной неторопливостью старта мирных космических ракетносителей. К тому же их запуски можно наблюдать с куда более близкого расстояния, поскольку кислородно-керосиновые двигатели даже в случае аварии не грозят уничтожением всего живого вокруг. С «Сатаной» иначе. Снова и снова разглядывая потом фото и видеосъемку запуска, начинаешь понимать: «Мама моя! Это же совершенно невозможно!»

Прыгающая «Сатана»

Вот и сам создатель «Сатаны» конструктор Михаил Янгель и его коллеги-ракетчики поначалу так и отнеслись к идее: «Чтобы 211 тонн «выпрыгивали» из шахты?! Это невозможно!» В 1969-м, когда возглавляемое Янгелем КБ «Южное» приступило к работе над новой тяжелой ракетой Р-36М, нормальным способом запуска из шахтной пусковой установки считался «горячий» газодинамический старт, при котором маршевый двигатель ракеты включался уже в шахте. Конечно, некоторый опыт проектирования «изделий», использующих «холодный» («минометный») старт, был накоплен. Сам Янгель экспериментировал с ним почти 4 года, разрабатывая так и не принятую на вооружение ракету РТ-20П. Но ведь РТ-20П была «сверхлегкой» – всего 30 т! К тому же она была уникальной по компоновке: первая ступень – твердотопливная, вторая – жидкотопливная. Это избавляло от необходимости решать связанные с «минометным» стартом головоломные проблемы гарантированного зажигания первой ступени. Разрабатывавшие пусковую установку Р-36М смежники Янгеля из питерского ЦКБ-34 (ныне КБ «Спецмаш») поначалу категорически отвергали саму возможность «минометного» старта для жидкотопливной ракеты весом более 200 т. Только после смены руководства ЦКБ-34 его новый главный конструктор Владимир Степанов решил попробовать.

Экспериментировать пришлось долго. Разработчики пусковой установки столкнулись с тем, что масса ракеты не позволяла применять для ее амортизации в шахте обычные средства – гигантские металлические пружины, на которых покоились ее более легкие собратья. Пружины пришлось заменять мощнейшими амортизаторами, использующими газ высокого давления (при этом амортизационные свойства не должны были снижаться за весь 10-15-летний срок боевого дежурства ракеты). Потом настал черед разработки пороховых аккумуляторов давления (ПАД), которые бы выбрасывали эту махину на высоту не менее 20 м над верхним краем шахты. Весь 1971 год на Байконуре проводились необычные эксперименты. Во время так называемых «бросковых» испытаний массогабаритный макет «Сатаны», заправленный вместо азотного тетраоксида и несимметричного диметилгидразина нейтральным щелочным раствором, вылетал под действием ПАД из шахты. На высоте 20 м включались пороховые ускорители, которые сдергивали с ракеты поддон, прикрывающий ее маршевые двигатели в момент «минометного» старта, но сами двигатели, естественно, не включались. «Сатана» валилась на землю (в специально подготовленный рядом с шахтой огромный бетонный лоток) и разбивалась вдребезги. И так девять раз.

И все равно первые три реальных старта Р-36М уже по полной программе летноконструкторских испытаний были аварийными. Лишь на четвертый раз, 21 февраля 1973 года, «Сатане» удалось не уничтожить собственную пусковую установку и улететь туда, куда ее и запускали, – на камчатский полигон Кура.

Ракета в стакане

Экспериментируя с «минометным» стартом, конструкторы «Сатаны» решали несколько задач. Без увеличения стартовой массы повышались энергетические возможности ракеты. Немаловажным было и снижение неизбежно возникающих при газодинамическом старте вибрационных нагрузок на взлетающую ракету. Однако главным было все же повышение живучести всего комплекса в случае первого ядерного удара противника. Принятые на вооружение новые Р-36М размещались в шахтах, в которых прежде стояли на боевом дежурстве их предшественницы – тяжелые ракеты Р-36 (SS9 Scarp). Точнее сказать, старые шахты использовались частично: газоотводные каналы и решетки, необходимые для газодинамического старта Р-36, «Сатане» были ни к чему. Их место занял металлический силовой «стакан» с системой амортизации (вертикальной и горизонтальной) и оборудованием пусковой установки, в который прямо в заводском транспортно-пусковом контейнере и загружалась новая ракета. При этом защищенность шахты и находящейся в ней ракеты от поражающих факторов ядерного взрыва повышалась более чем на порядок.

Мозг в отключке

Кстати, «Сатана» защищена от первого ядерного удара не только своей шахтой. Устройство ракеты предусматривает возможность беспрепятственного прохождения через зону воздушного ядерного взрыва (на тот случай, если противник попытается накрыть им позиционный район базирования Р-36М, чтобы вывести «Сатану» из игры). Снаружи на ракете есть специальное теплозащитное покрытие, позволяющее преодолевать пылевое облако после взрыва. А чтобы излучение не повлияло на работу бортовых систем управления, специальные датчики просто отключают «мозг» ракеты при прохождении через зону взрыва: двигатели продолжают работать, но системы управления застабилизированы. Лишь после выхода из опасной зоны они вновь включаются, анализируют траекторию, вводят поправки и ведут ракету к цели.

Непревзойденная дальность пуска (до 16 тыс. км), огромная боевая нагрузка в 8,8 т, до 10 разделяющихся боеголовок индивидуального наведения плюс самый совершенный из имеющихся на сегодня комплекс преодоления противоракетной обороны, оснащенный системой ложных целей, – все это делает «Сатану» страшным и уникальным .

Для ее последнего варианта (Р-36М2) разрабатывалась даже платформа разведения, на которую можно было установить 20 или даже 36 боевых блоков. Но по договору их не могло быть больше десяти. Немаловажно и то, что «Сатана» – это целое семейство ракет с подвидами. И каждая может нести разный набор полезной нагрузки. В одном из вариантов (Р-36М) размещено 8 боевых блоков, прикрытых фигурным обтекателем с 4 выступами. Выглядит это как будто на носу ракеты закреплено 4 веретена. В каждом – по две соединенных попарно (основаниями друг к другу) боеголовки, которые разводятся уже над целью. Начиная же с Р-36МУТТХ, у которой была повышена точность наведения, появилась возможность поставить боевые блоки послабее и довести их количество до десяти. Они крепились под сбрасываемым в полете головным обтекателем по отдельности друг от друга на специальной раме в два яруса.

Позднее от идеи самонаводящихся головок пришлось отказаться: они оказались непригодны для стратегических баллистических носителей из-за проблем при входе в атмосферу и по некоторым другим причинам.

Многоликая «Сатана»

Будущим историкам придется поломать голову над тем, чем на самом деле была «Сатана» – оружием нападения или обороны. Орбитальный вариант ее прямой «прародительницы», первой советской тяжелой ракеты SS-9 Scarp (Р-36О), принятый на вооружение в 1968 году, позволял забрасывать ядерную боеголовку на околоземную орбиту, чтобы наносить удары по противнику на любом витке. То есть, атаковать США не через полюс, где за нами постоянно следили американские радары, а с любого незащищенного системами слежения и противоракетной обороны направления. Это было, по сути, идеальное оружие, о применении которого противник мог узнать, только когда над его городами уже поднимутся ядерные грибы. Правда, уже в 1972 году американцы развернули на орбите спутниковую группировку предупреждения о ракетном нападении, которая засекала не подлет ракет, а момент старта. Вскоре Москва заключила с Вашингтоном соглашение о запрещении выведения в космос ядерного оружия.

Теоретически, «Сатана» унаследовала эти возможности. По крайней мере сейчас, когда ее запускают с Байконура в виде конверсионной ракеты-носителя «Днепр», она легко выводит на околоземные орбиты полезные нагрузки, вес которых немногим меньше устанавливаемых на ней боевых блоков. При этом ракеты приходят на космодром из строевых полков РВСН, где они стояли на боевом дежурстве, в штатной комплектации. Для космических программ нештатно работают разве что двигатели разведения ядерных боеголовок индивидуального наведения. При выведении на орбиту полезных нагрузок, их используют в качестве третьей ступени. Судя же по рекламной кампании, развернутой для продвижения «Днепра» на международный рынок коммерческих пусков, он вполне может использоваться и для ближних межпланетных перевозок – доставки грузов к Луне, Марсу и Венере. Получается, что при необходимости «Сатана» может доставить туда и ядерные боеголовки.

Впрочем, вся последовавшая за снятием с вооружения Р-36 модернизации советских тяжелых ракет вроде бы свидетельствует об их сугубо оборонительном предназначении. Уже то, что при создании Янгелем Р-36М серьезная роль отводилась живучести ракетного комплекса, подтверждает, что его планировалось использовать не при первом и даже не при ответновстречном ударе, а при «глубоком» ответном ударе, когда ракеты противника уже накроют нашу территорию. То же самое можно сказать и о последних модификациях «Сатаны», разработкой которых уже после смерти Михаила Янгеля занимался его преемник Владимир Уткин. Так что в недавнем заявлении российского военного руководства о том, что срок службы «Сатаны» будет продлен еще на десятилетие, прозвучала не столько угроза, сколько озабоченность американскими планами развертывания системы национальной ПРО. И регулярный запуск с Байконура конверсионного варианта «Сатаны» (ракеты «Днепр») подтверждает, что она в полной боеготовности.

РС-20В «Воевода» или Р-36М, известная как «Сатана» SS-18 (в обозначении НАТО) – самая мощная ракета в мире. «Сатана» останется в боевом составе РВСН России до 2026 года. Тяжелая ракета SS-18 «Сатана» — мощнейшая в мире межконтинентальная баллистическая ракета, она была принята на вооружение в декабре 1975 года, а ее первый испытательный запуск был осуществлен в феврале 1973 года.

Ракеты Р-36М в различных модификациях могут нести от 1 до 10 (в некоторых случаях до 16) боевых частей общей массой (с блоком разведения и головным обтекателем) до 8,8 тысячи кг на расстояние свыше 10 тысяч км. Двухступенчатые ракеты в России размещаются в высокозащищенных шахтах, где они хранятся в специальном транспортно-пусковом контейнере, обеспечивающем их «минометный» старт. Стратегическая ракета имеет диаметр 3 м и длину более 34 м.

Количество и стоимость

Ракеты данного типа являются самыми мощными из существующих межконтинентальных ракет, они способны нанести по противнику сокрушительный ядерный удар. На Западе эти ракету называют «Сатана».

РВСН России на 2019 год располагают 75 боевыми ракетными комплексами, оснащенными ракетами «Сатана» (всего 750 ядерных боезарядов). Это составляет почти половину ядерного потенциала России, насчитывающего суммарно 1677 боезарядов. К концу 2019 года вероятнее всего, с вооружения России будет снята еще часть ракет «Сатана» и заменена более современными ракетами.

Тактико-технические характеристики

Р-36М «Сатана» имеет следующие ТТХ:

  • Количество ступеней — 2+блок разведения
  • Топливо — хранимое жидкое
  • Тип пусковой установки — шахтная с минометным стартом
  • Мощность и количество боевых блоков — РГЧ ИН 8×900 KT, два моноблочных варианта; РГЧ ИН 8×550-750 кт
  • Масса головной части — 8800 кг
  • Максимальная дальность при легкой ГЧ — 16000 км
  • Максимальная дальность при тяжелой ГЧ — 11200 км
  • Максимальная дальность при РГЧ ИН — 10200 км
  • Система управления – инерциальная автономная
  • Точность — 1000 м
  • Длина — 36.6 м
  • Максимальный диаметр — 3 м
  • Стартовая масса — 209.6 т
  • Масса топлива — 188 т
  • Окислитель — азотный тетраоксид
  • Горючее — НДМГ (гептил)

История создания

Межконтинентальная баллистическая ракета тяжелого класса Р-36М была разработана в КБ «Южное» (Днепропетровск). 2 сентября 1969 года было принято постановление Совета министров СССР о создании ракетного комплекса Р-36М. Ракета должна была иметь высокую скорость, мощность и другие высокие характеристики. Эскизный проект конструкторы завершили в декабре 1969 года. Межконтинентальная ядерная баллистическая ракета предусматривала 4 вида боевого оснащения – с разделяющимися, маневрирующими и моноблочными головными частями.

КБ «Южное» после смерти знаменитого М.К. Янгеля возглавил академик В.Ф. Уткин. Создавая новую ракету, получившую обозначение Р-36М, применяли весь опыт, накопленный коллективом при создании предыдущих моделей ракет. В целом это была новая ракетная система с уникальными ТТХ, а не модификация Р-36. Разработка Р-36М шла параллельно с проектированием других ракет третьего поколения, общими особенностями ТТХ которых были:

  • применение РГЧ ИН;
  • использование автономной системы управления с БЦВМ;
  • размещение командного пункта и ракет в сооружениях высокой защищенности;
  • возможность дистанционного переприцеливания непосредственно перед пуском;
  • наличие более совершенных средств преодоления ПРО;
  • высокая боевая готовность, обеспечивающая быстрый пуск;
  • использование более совершенной системы управления;
  • повышенная живучесть комплексов;
  • увеличенный радиус поражения объектов;
  • повышенные характеристики боевой эффективности, которые обеспечивает увеличенная мощность, скорость и точность ракет.
  • радиус зоны поражения Р-36М блокирующим ядерном взрывом уменьшен в 20 раз по сравнению с ракетой 15А18, стойкость к гамма-нейтронному излучению повышен в 100 раз, стойкость к рентгеновскому излучению — в 10 раз.

Межконтинентальная ядерная баллистическая ракета Р-36М впервые совершила пуск с полигона Байконур 21 февраля 1973 года. Испытания ракетного комплекса были завершены лишь к октябрю 1975г. В 1974 году был развернут первый ракетный полк в г. Домбаровский.

Особенности конструкции

  1. Р-36М — двухступенчатая ракета, применяющая последовательное разделение ступеней. Баки горючего и окислителя разделены совмещенным промежуточным днищем. Вдоль корпуса проходит бортовая кабельная сеть и трубопроводы пневмогидравлической системы, которые закрыты кожухом. Двигатель 1-ой ступени имеет 4 автономных однокамерных ЖРД, которые имеют турбонасосную подачу топлива по замкнутой схеме, они шарнирно закреплены в хвостовой части ступени на раме. Отклонение двигателей по команде системы управления позволяет управлять полетом ракеты. Двигатель 2-ой ступени включает однокамерный маршевый и четырехкамерный рулевой ЖРД.
  2. Все двигатели работают на азотном тетраксиде и НДМГ. В Р-36М реализовано много оригинальных технических решений, к примеру, химический наддув баков, торможение отделившейся ступени при помощи истечения газов наддува и тому подобное. На Р-36М монтирована инерциальная система управления, работающая благодаря бортовому цифровому вычислительному комплексу. Его использование позволяет обеспечить высокую точность стрельбы.
  3. Конструкторы предусмотрели возможность совершить пуск Р-36М2 даже после ядерного удара противника по району расположения ракет. «Сатана» имеет темное теплозащитное покрытие, которое облегчает прохождение через радиационное пылевое облако, появившееся после ядерного взрыва. Специальные датчики, которые измеряют гамма- и нейтронное излучение на время прохождения ядерного «гриба» регистрируют его и выключают систему управления, но двигатели при этом продолжают работать. После выхода из опасной зоны автоматика включает систему управления и корректирует траекторию полета. МБР данного типа имели особо мощное боевое оснащение. Было два варианта ГЧ: РГЧ ИН с восемью ББ (по 900кт.) и моноблочная термоядерная (24Мт.). Имелся и комплекс преодоления систем ПРО.

Видео о ракете Сатана

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них