Рерих николай константинович prince igor. Картины Н.К.Рериха ()

Николай Константинович Рерих известен во всем мире своей художественной гениальностью. Кроме этого, он проявлял свои творческие способности в литературе, увлекался археологией, много путешествовал и занимался активной общественной деятельностью. Однако мало кто знает, что Рерих является основателем собственного религиозно-мистического движения. Его занятия и регулярными послужили поводом для отлучения художника от церкви.

Николай Рерих картины писал всю жизнь. Их насчитывается более 7000 экземпляров, не считая многочисленных эскизов для мозаичных комплексов и фресок в различных храмах и церквях. Художник объездил невероятное количество стран, что получило свое отражение в его произведениях. Большой отпечаток на всю его жизнь наложила философия Востока.

Много загадок и уникальности подарил всему миру Николай Константинович Рерих. Картины, написанные им в молодые годы, значительно отличаются от более поздних полотен, но их художественной ценности это не умаляет. Его первым значимым произведением в мире художественного искусства стал "Гонец".

"Восста род на род" (1897г.)

Талант буквально вырвался из Рериха при Картина "Восста род на род" произвела фурор. Сам Третьяков купил ее для своей галереи. Восторженно отзывался о картине Лев Толстой. Используя сюжет из Евангелия от Матфея, через своего "Гонца" молодой Рерих передает послание всему народу от имени Христа. В напутствии крик о том, что грядут войны, болезни и катастрофы. Знаменитый критик Стасов говорил тогда: "Толстой поймет, с какими вестями спешит гонец".

"Идолы" (1901г.)

Всего через 4 года после первого крупного успеха перед нами появляется новый Николай Константинович Рерих. Картины его становятся более сюжетными и фантастичными, все детали прорисованы четче и уверенней, в сравнении с ранними работами автора. Его "Идолы" - воплощение языческих мыслей и образов, навеянных археологическими экспедициями.

Частокол с нанизанными черепами животных, и задумчивый старец-провидец одиноко бродит между фигурами безмолвных идолов... Этот сюжет продолжили другие произведения, например, "Зловещие", написанные в том же году.

Пророчество Рериха

(с названиями) представлены во многих отечественных и зарубежных каталогах. Среди них есть известные и не очень. Существует как минимум два произведения, которые считают пророческими - "Город осужденный" и "Крик змия". Обе картины написаны одна за одной в 1914 г., незадолго до революции. Соловьев, друг Рериха и критик, писал о том, что произведения автора перекликаются с древней притчей о Вавилоне.

Николай Рерих картины пишет, играя контрастами. Так и здесь: на фоне огненного неба и змея, который обвил город со всех сторон, высятся мрачные серые стены крепостей. В этой авторской безысходности - неминуемость скорой революционной волны.

Небесные фантазии

Николай Рерих картины с сюжетным наполнением обязательно обрамляет контуром облаков. Он отдает им особое место в своих произведениях, а иногда отводит даже главную роль. Например, картина "Веление неба". Рерих в своих литературных воспоминаниях описывает облака как что-то особенное, что запомнилось ему еще с раннего детства. Обладая широкой творческой фантазией, в вечном движении он постоянно замечал что-нибудь новое: богатырей, коней, драконов.

На картине "Веление неба" люди играют второстепенную роль, молясь с поднятыми вверх руками. Игра облаков заметна и на многих других произведениях художника, таких как "Три короны", "Небесный бой" и другие.

Святой Пантелеймон

Художник Николай Рерих картины часто пишет по библейским сюжетам или по народным легендам. Интересно его произведение "Пантелеймон-целитель" об искусном врачевателе-травнике. Но и здесь не ясно, где проходит граница между небом и землей. И тут и там просматриваются особые пейзажи. На их фоне Пантелеймон - всего лишь часть природы. Лекарственные травы излучают свет в ночной глубине. Длинная борода травника развевается и смешивается с ветром. Природа и человек едины - вот основная мысль этой картины.

Рерих и Север

Где бы ни путешествовал, какие бы страны ни посещал, но сдержанную северную красоту всегда любил и ценил уроженец Санкт-Петербурга Николай Рерих. Картины (фото представлены в статье), которые он писал всю жизнь, в большинстве своем передают пейзажи его детства.

"Святой остров" демонстрирует всю мощь и неприступность Валаама, с которым художник познакомился в 1906 году. Тут нет простых людей. На острове свято все, от человека до камня. Кажется, что везде просматриваются очертания лиц, а сами люди украшены нимбами.

Восточная философия

Много лет своей жизни отдал Востоку Николай Рерих. Картины его часто насквозь пропитаны особой философией. На всех восточных сюжетах - люди со своими обычаями, мировоззрением, устремленность к свету и успокоению. Каждую картину Рерих наделяет душой, которая не всем понятна, но манит к себе неповторимым обаянием.

Пестрота Гималайских гор кажется вычурный и надуманной для тех, кто не видел их в природе. Художник настолько полюбился на Востоке, так сроднился с ним, что даже на надгробии его присутствует надпись о его дружбе с индийским народом.

В конце жизни Рерих, пронизанный восточной культурой, принял ламаизм - религию смерти, принимая ее как нечто естественное, но требующее уничтожения. Этой языческой вере свойственны жертвенные приношения с обилием крови. Но, вместе с этим, вера в светлое жила в Рерихе. Об этом свидетельствуют его картины, которые стали российским достоянием, наследием, переданным гениальным художником великой стране.

все Sancta (составлена в 1922 г.) Альбом голов птиц С.-Петербургской губернии (Album No. 2384). Бумага, карандаш. 11.7 х 17.2 см. ГТГ, № 2384 Альбом рисунков "Аризона и Нью-Мексико". 1921 (не авт. серия) Альбом рисунков "Монхиган" I (составлена в 1922 г.) (не авт. серия) Альбом рисунков "Монхиган" II (составлена в 1922 г.) (не авт. серия) Альбом рисунков (Album No. 2385). Бумага, карандаш. 12,1 х 19,3 см. ГТГ, № 2385 арх. гр. (не авт. серия) Альбом рисунков (Album of drawings). Бумага, карандаш. Размер альбома 8 х 12.5 см.; размер листа 7.2 х 11.8 см. (не авт.... Альбом рисунков в холщёвом переплёте (Album No. 2381). 1890-е. Бумага, техника разная. 12,5 х 17 см. ГТГ, № 2381 (не авт... Альбом с карандашными набросками. Санта-Фе (не авт. серия) Альбом с наклеенными рисунками (Album No. 2383). ГТГ, арх. гр., № 2383. Размер альбома 21,4 х 31,6 см. (1890-е годы) (не... Альбом с натурными зарисовками, рисунками и путевыми записями. Бумага, карандаш, чернила. Обложка 8.2 х 12.7 см.; листы... Альбом «Кулута» (не авт. серия) Альбом-папка в синем картонном переплёте с наклеенными рисунками (Album No. 2382). 1893-95. Размер листа: 27 х 36, 5 см.... Археологические рисунки (не авт. серия) Ашрамы (составлена в 1931) Богатырский фриз (составлена в 1909-1910) Внутренняя роспись храма Сошествия Святого Духа во Флёново (около Талашкино) (не авт. название) Гималаи (составлена в 1924 г.; картины других лет не могут принадлежать серии) Гималаи. Листы альбома Гималайские листы I (составлена в 1924 г.) (не авт. серия) Гималайские листы II (составлена в 1924 г.) (не авт. серия) Горная сюита (составлена в 1925) Горы. Альбомные листы (составлена в 1932) Его Страна (составлена в 1924 г.) Замки Гесер-хана (не авт.(?) серия) Знамена Востока (в 1924 г. наз. Зарождение тайн) (составлена в 1924-1925) Извара. Серия рисунков (не авт. название) Иллюстрации к "Литературному сборнику произведений студентов Императорского СПБ. Университета". 1896 (не авт. название) Иллюстрации к книге «Летописный и лицевой изборник дома Романовых» (не авт. название) Иллюстрации к произведениям М. Метерлинка (М. Метерлинк, сочинения. Изд. М.В. Пирожкова. СПб., 1906-1907) (не авт. назва... Кавказские этюды (составлена в 1913) Каменный век. Север (фриз для майолики) (составлена в 1904) Карельская сюита (составлена в 1917) Карельские листы (составлена в 1917-1918) (не авт. серия) Карельский альбом (составлена в 1917-1918) (не авт. серия) Книжка рисунков (составлена в 1913–1916) (не авт. серия) Кулу (составлена в 1928-1930 гг.) Кулута (составлена в 1931 г.) Ладога (не авт. серия) Лахуль (серия автором упоминалась, но в нее причисляют слишком много картин) Летние этюды (1902) Летние этюды (1905) Листы "Кулу" I (1929) (не авт. серия) Листы "Кулу" II (1929-1931) (не авт. серия) Листы "Кулу" III (1931-1933) (не авт. серия) Листы "Кулу" IV (1931-1933) (не авт. серия) Листы "Кулу" V (1931-1933) (не авт. серия) Листы "Кулу" VI (1931-1933) (не авт. серия) Листы "Ладакх" (составлена в 1925 г.) (не авт. серия) Листы альбома. 1914–1916 (не авт. серия) Листы из альбома "Северные русские пейзажи" (1917-1918) (не авт. серия) Листы книжки рисунков (составлена в 1913–1916) (не авт. серия) Майтрейя (составлена в 1925) Мессия (составлена в 1923) Монхиган (составлена в 1922 г.) Начало Руси. Славяне (и варяги) (задуманная автором, но не воплощенная серия) Озёра и Гильгитский путь (составлена в 1925 г.) Океан (составлена в 1922 г.) Оформление сборников стихов С.М. Городецкого (не авт. название) Панно для моленной виллы Л.С.Лившица в Ницце (составлена в 1914 г.) (не авт. название) Пермский иконостас (не авт. название) Пир-Панджал (составлена в 1925 г.) Ранние листы (около 1900 г.) (не авт. серия) Рисунки к рассказу Н.К. Рериха "Жальник" 1915 г. (не авт. название) Русская серия (не авт. серия) Сага о Вёлунде (составлена в 1917 г.) Святые горы (составлена в 1933 г.) Святыни и твердыни [Святилища и крепости] (составлена в 1925 г.) Север (Северная жизнь). Картоны для майоликовых фризов и фронтонов для дома бывшего страхового общества "Россия" в СПб. ... Сикким (составлена в 1924 г.) Сиккимский альбом (не авт. серия) Сказания Ирана (составлена в 1938) Сюита "Equus aeternus" [Серия "Вечные всадники"] (составлена в 1918 г.) Сюита "Heroica" ("Героическая серия") (составлена в 1917) Сюита "Сны мудрости" (составлена в 1920 г.) Сюита декоративных панно, исполненных для столовой в доме Бажанова в Петербурге (не авт. название) Тибетский альбом (не авт. серия) Тибетский путь (составлена в 1924) Три иллюстрации к "Руслану и Людмиле" (составлена в 1906) Финляндские этюды (составлена в 1907 г.) Чингис-хан (составлена в 1931 г.) Швейцария. Санкт-Мориц (составлена в 1923 г.) Эллада (составлена в 1893) Эскиз к не осуществленной постановке сюиты "Кикимора" А.К. Лядова (не авт. название) Эскизы для "Богатырского фриза" (составлена в 1908 г.) Эскизы для мозаик в церкви Святых Апостолов Петра и Павла "На пороховых заводах" (не авт. название) Эскизы для неосуществленных росписей и мозаик церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Пархомовка (не авт. название) Эскизы для постановки оперы Н.А. Римского-Корсакова "Кащей Бессмертный" на сцене Свободного театра в Москве (не осуществ... Эскизы к "Индусской постановке" (постановка не осуществлена) (не авт. название) Эскизы к "Сибирскому фризу" Эскизы к балету «Весна священная» И.Ф.Стравинского (не авт. название) Эскизы к драме "Фуенте Овехуна" Лопе де Вега (не авт. название) Эскизы к драме «Принцесса Мален» М. Метерлинка (не авт. название) Эскизы к опере "Скупой рыцарь" С.Рахманинова (не авт. название) Эскизы к опере «Борис Годунов» М.П.Мусоргского (не авт. название) Эскизы к опере «Валькирия» Р. Вагнера (постановка не осуществлена) (не авт. название) Эскизы к опере «Князь Игорь» А.П.Бородина (не авт. название) Эскизы к опере «Псковитянка» Н.А.Римского-Корсакова (не авт. название) Эскизы к опере «Садко» Н.А.Римского-Корсакова (не авт. название) Эскизы к опере «Сестра Беатриса» А. А. Давидова, на сюжет пьесы М. Метерлинка (не авт. название) Эскизы к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А.Римского-Корсакова (не авт. название) Эскизы к опере «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римского-Корсакова (постановка в Ковент-Гарден не осуществлена) (не авт. назв... Эскизы к опере «Тристан и Изольда» Р. Вагнера (постановка 1912 года не осуществлена) (не авт. название) Эскизы к опере «Хованщина» М.П. Мусоргского (не авт. название) Эскизы к пьесе "Пер Гюнт" Г.Ибсена (постановка в МХТ в 1912) (не авт. название) Эскизы к пьесе «Трагедия об Иуде, принце Искариотском» А. М. Ремизова (постановка не осуществлена) (не авт. название) Эскизы к «Ночь на Лысой горе», фантазии М.П. Мусоргского (постановка не осуществлена) (не авт. название) Эскизы к «Снегурочка», опере Н.А. Римского-Корсакова и пьесе А.Н. Островского (не авт. название) Эскизы к «Три волхва», полулитургической драме в одном действии Н.Н.Евреинова (не авт. название) Эскизы росписи церкви в Талашкине (не авт. название) Этюды из путешествий по России (составлена в 1903-1904) (не авт. название) Этюды из путешествия по Италии и Швейцарии (составлена в 1906 г.)

Николай Константинович Рерих – выдающийся деятель русской и мировой культуры. Художник, философ, писатель, ученый, общественный деятель и путешественник. После себя он оставил огромное творческое наследие – свыше семи тысяч картин, около тридцати томов литературных произведений.

Детство и юность

Николай Рерих родился в Петербурге 9 октября 1874 года. Его отец Константин Федорович Рерих был влиятельным в городе юристом. Мать Мария Васильевна была домохозяйкой, воспитывала детей. У Николая были старшая сестра Лидия и два младших брата – Владимир и Борис.

В детстве мальчик увлекся историей, много читал. Скульптор Михаил Микешин, который был частым гостем в семье Рерихов, заметил, что у Николая есть талант к рисованию, и начал его обучать художественному ремеслу. Учился Рерих в гимназии Карла Мая. Его одноклассниками были Александр Бенуа, Дмитрий Философов.

По окончании поступил в Императорскую Академию художеств. И параллельно учился в университете на юриста. В академии работал в мастерской именитого художника . В это время близко общался с , Анатолием Лядовым и другими.


В студенческие годы ездил на археологические раскопки, а в 1895 году он стал членом Русского археологического общества. В этих поездках он записывал истории местного фольклора.

В 1897 году Николай Рерих окончил Академию художеств. Его дипломной работой была картина «Гонец», ее приобрел для своей галереи . Тогда же молодой художник получил должность помощника заведующего Императорским музеем, а параллельно работал в издании «Искусство и художественная промышленность».

Живопись

В 1900 году Николай Константинович Рерих решает поехать в Париж, там обучался в студиях художников Фернана Кормона и Пьера Пюви де Шаванна. По возвращении Рерих предпочитал писать исторические сюжеты. К раннему периоду его творчества относятся картины «Идолы», «Строят ладьи», «Сходятся старцы» и т.д. Художник работал в области монументальной и театрально-декоративной живописи.


Начиная с 1905 года Рерих трудился над оформлением балетных, оперных и драматических постановок. В этот период времени Николай Константинович ведет активную деятельность по возрождению художественной Руси и сохранению памятников старины.

В 1903 году он организует путешествие по древнерусским городам. В это время пишет серию этюдов с памятниками архитектуры России. Также художник создает эскизы для росписи церквей и часовен. В 1910 году участвовал в археологических раскопках, в которых ему удалось обнаружить остатки кремля Древнего Новгорода.


В 1913 году Рерих начал работу над двумя панно – «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани». Размеры полотен были впечатляющие. «Покорение Казани» создавалось для оформления Казанского вокзала в Москве. Но из-за войны строительство вокзала затянулось. Временно панно было передано в Академию художеств.

Но новый ее руководитель из своих личных соображений решил уничтожить музей Академии и все экспонаты, в нем находившиеся. В итоге полотно Рериха было разрезано на куски и роздано студентам. Вот так безвозвратно погибла работа великого художника.


Также Николай Константинович трудился и над оформлением книжно-журнальной графики, например, он участвовал в создании издания пьес Мориса Метерлинка. В 1918 году Рерих переехал в США. В Нью-Йорке он создал Институт объединенных искусств. В 1923 году в городе стал функционировать Музей Рериха – это был первый музей русского художника, открытый за пределами России.


Но, пожалуй, наибольший след на творчестве Рериха оставила его экспедиция в Гималаи. В 1923 году он вместе с семьей приехал в Индию. Он сразу же начал готовиться к важнейшему путешествию в его жизни – в экспедицию по труднодоступным местам Центральной Азии.

Эти территории интересовали его не только как художника. Он хотел изучить и решить проблемы, связанные с мировой миграцией древних народов. Маршрут был длинным и сложным. Он проходил через Сикким, Кашмир, Синцзян (Китай), Сибирь, Алтай, Тибет и даже нехоженые области Трансгималаев.


По количеству собранного материала данную экспедицию можно смело заносить в число крупнейших экспедиций ХХ века. Длилась она 39 месяцев – с 1925 по 1928 годы.

Пожалуй, самые популярные картины Рериха созданы именно под впечатлением от этого путешествия и великих гор. Художник создал серию картин «Учителя Востока», «Матерь Мира» – цикл, посвященный Великому Женскому Началу. В этот период он написал свыше 600 картин. В его творчестве на первый план вышли философские поиски.

Литература

Велико и литературное наследие Николая Константиновича Рериха. Он издал сборник стихов «Цветы Мории», несколько прозаических книг – «Твердыня Пламенная», «Алтай-Гималаи», «Шамбала» и др.

Но, пожалуй, главным литературным произведением Рериха является духовное учение «Агни-йога» или «Живая Этика». Оно создавалось при участии супруги Николая Константиновича – Елены Рерих. В первую очередь это философия космической реальности, закономерной эволюции Космоса. По учению смысл эволюции человечества – духовное просветление и совершенствование.


В 1929 году благодаря Рериху Николаю Константиновичу начался новый этап в истории всего человечества – был принят Пакт Рериха. Это был первый в истории документ, речь в котором шла о защите мирового культурного наследия. Договор об охране художественных и научных учреждений, а также исторических памятников был подписан 21 страной.

Личная жизнь

Знаменательным годом для Николая Рериха стал 1899. Он повстречал свою будущую жену – . Родом она была из семьи петербургской интеллигенции. С детства увлекалась рисованием и игрой на фортепиано, позднее стала изучать философию, религию и мифологию. Они сразу же прониклись друг другом, одинаково смотрели на мир. Поэтому вскоре их симпатия переросла в сильное чувство. В 1901 году молодые люди поженились.


Всю жизнь они дополняли друг друга в творческом и духовном плане. Елена Ивановна разделяла любые начинания мужа, была надежной спутницей и верным другом. В 1902 году на свет появился их первенец – сын Юрий. А в 1904 году родился сын Святослав.

В своих книгах Рерих Елену Ивановну называл не иначе, как «вдохновительницей» и «другиней». Новые картины он показывал в первую очередь ей, доверяя ее интуиции и вкусу. Во всех путешествиях и экспедициях Елена Ивановна сопровождала супруга. Благодаря ей Рерих познакомился с трудами мыслителей Индии.


Существует версия, что Елена Ивановна была больна психическим заболеванием. Об этом свидетельствовал их семейный доктор Яловенко. Он писал, что женщина страдает «эпилептической аурой». По его словам, такие больные часто слышат голоса и видят невидимые предметы. Доктор об этом сообщал и Николаю Константиновичу. Но он данную информацию воспринимал холодно. Рерих часто попадал под ее влияние и даже верил в ее экстрасенсорные способности.

Смерть

Еще в 1939 году Николаю Константиновичу поставили диагноз, свидетельствующий о болезни сердца. В последние годы художник хотел вернуться в Россию, но началась война, потом ему было отказано во въездной визе. Весной 1947 года все же пришло столь долгожданное разрешение. Семья Рерихов стала готовиться к отъезду.


13 декабря 1947 года, когда были упакованы вещи и свыше 400 картин, Николай Константинович дописывал картину «Приказ учителю». Неожиданно его сердце перестало биться. Похоронили великого художника по индийскому обычаю – тело сожги и развеяли по ветру с вершины горы. На месте кремации поставили памятник с надписью:

«Великому русскому другу Индии».

Произведения

  • 1897 – «Гонец (Восстал род на род)»
  • 1901 – «Заморские гости»
  • 1901 – «Идолы»
  • 1905 – «Сокровище ангелов»
  • 1912 – «Ангел Последний»
  • 1922 – «И мы трудимся»
  • 1931 – «Заратустра»
  • 1931 – «Огни победы»
  • 1932 – «Святой Сергий Радонежский»
  • 1933 – «Путь в Шамболу»
  • 1936 – «Корабль пустыни (одинокий путник)»
  • 1938 – «Эверест»

Библиография

  • 1931 – «Держава Света»
  • 1990 – «Зажигайте сердца»
  • 1991 – «Врата в будущее»
  • 1991 – «Нерушимое»
  • 1994 – «О Вечном...»
  • 2004 – «Агни Йога в 5 томах»
  • 2008 – «Знак Эры»
  • 2009 – «Алтай – Гималаи»
  • 2011 – «Цветы Мории»
  • 2012 – «Миф Атлантиды»
  • 2012 – «Шамбала»
  • 2012 – «Шамбала сияющая»

Среди художников России ярким ограненным алмазом выделяется Рерих Николай Константинович. Его работы удивляют, восхищают, дарят понимание. Русская душа открыта всему миру, полна невероятных по силе чувств.

Биография

В семье нотариуса 27.09.1874 родился сын Николай. Жизнь мальчика полнилась впечатлениями, экспериментами: друзьями родителей были действительно выдающимися умами (Менделеев, Микешин, Костомаров). Ученые, художники, интеллектуальные личности рассказывали много интересного, соответственно, мальчику хотелось исследовать окружающий мир.

Николай тянулся к знаниям. Наибольший интерес проявляя к истории страны, живописи, археологическим изысканиям. Основной акцент парень делал на наследие культуры народов России, восточных стран. Период юности, ранней молодости Николая переполнен множеством крайне важных событий:

  1. 1982. Будучи гимназистом, юноша самостоятельно занимался исследованиями археологического направления. Став студентом, получил членство Общества археологов страны.
  2. 1893. Закончилось обучение гимназии. Сразу переходит в университет Петербурга, избрав юридическую стезю.
  3. 1895. Юноша проходит обучение, стажировку у А. И. Куинджи.
  4. В середине 90-х 19-го века будущий философ, художник активно общается со Стасовым, Дягилевым, Репиным, др.
  5. Еще до окончания учебы, прославился благодаря находке (1897). Николай обнаружил целый комплекс старинных захоронений Води, не покидая Петербургский регион, выполнил рисунок-эскиз «Ошад».
  6. Обучение в Петербургской Академии художеств завершилось, прошла защита диплома работой «Гонец» (1897), впоследствии приобретенной Третьяковым. Картину оценили критики, активно восторгался полотном писатель Лев Толстой.
  7. 1898. Успешно защитил дипломную работу «Правовое положение художников Древней Руси», закончил обучение.
  8. После выпуска получил предложение сотрудничества с Археологическим институтом Петербурга. Получил чин лектора отдельного курса.
  9. 1901. Принял активное участие в создании Комиссии по регистрации памятников старины Санкт-Петербургской губернии. Новое образование подчинялось Обществу защиты, сохранения в России памятников искусства и старины.

Ученый муж разрывается между искусством, наукой, пытается соединить воедино обе страсти. Произведения Рерих Николая Константиновича данного периода относятся к исторической живописи. Древняя Русь, восточный колорит, точные исторические изображения оживают на холстах.

Молодой археолог, искусствовед стал помощником директора главного музея России. В 24 года это считалось огромным достижением, немыслимым большинству. Одновременно мастера кисти пригласили помощником редактора журнала художественного направления, называющегося «Искусство и художественная промышленность». Стремительное развитие карьеры художника продолжилось. Прошло 3 года. Молодой человек получил назначение секретарем Императорского общества поощрения художеств.

Личные отношения развивалась фактически параллельно общественным: 1901-й порадовал семью Николая Рериха женитьбой. Выбрал археолог в спутницы Елену Шапошникову. 1902 подарил живописцу первенца, Юрочку. Младший ребенок, Святослав, родился в 1904-м.

За 8 лет (1894-1902) ученый-художник прожил некоторое время в 40 городах, погрузился сквозь прошлое, написал 90 этюдов. Внимательный, пытливый археолог обратил внимание на древнерусские работы иконописцев, строителей, подтолкнув большинство имеющих возможность помочь к вопросу сохранения архитектурных шедевров, уникальных иконописных образцов.

Примерно с 1904 года биография и творчество Николая Рериха изменили характер. Постоянные разъезды, работа над книгами, поддержка журналов, пост редактора художественного издания забирали свободное время. Дополнительные хлопоты принес пост директора Школы Императорского общества поощрения художеств (1906-1918). Рерих постоянно строит во дворе школы, создает декорации театру, рисует, пишет новеллы, читает философские трактаты.

В путешествиях художник обдумывал известные христианские философские теории, делал выводы, записывал на бумагу. Так увидела свет книга «Держава света» Николая Рериха, где автор связывал воедино реальное бытие, религиозные догмы, данные Библии, сказания старцев.

После Октябрьской революции художник ездил со своими работами по Европе, Америке, организовывая выставки, общаясь с множеством интересных людей. Ученый заводит близкое знакомство с Гербертом Уэллсом, Рабиндранатом Тагором, Джоном Голсуорси. Начинают формироваться некоторые основные параметры книги «Агни Йога» Рерих Николая Константиновича.

Николай не обошел вниманием новые увлечения высшего сословия, с 1900 года повально увлеченного спиритизмом. Согласно записям, дневникам, к 1921 году семейство постоянно проводило сеансы без использования специального стола (отзывались нужные души).

Фактически всю жизнь философ-художник провел в дороге. Индия, Китай, страны европейского, американского континентов заменили дом. Обидно, но свободное посещение родины известному археологу запретили. Каждый раз приходилось подавать запросы на разрешение. Дата смерти Рериха Николая Константиновича (15.12.1947) пришлась на дни, когда ответ из России был в пути, соответственно, художник не знал, что просьбу отклонили.

Пересекая грань существования, живописец подарил потомкам 7000 картин, примерно 30 книг (включающих две книги Николая Рериха со стихами, «Семь великих тайн космоса » Николая Рериха). Результаты раскопок пополнили музеи десятками тысяч найденных ученым образцов старинного искусства.

Творчество

Наибольшую известность Рерих приобрел как художник. Картины Николая Рериха с названиями, открывающими суть шедевра, завоевали мир.


«Путь в Шамбалу» – полотно, которое соединяет пейзаж духовными нотами. Резкие линии, четкие штрихи, солнечные лучи на вершинах гор раскрывают величие пути, одиночество дороги, холод оголенной души. Лишь крепкий духом преодолеет дорогу.


Картина «Заморские гости» открывает историческое прошлое. Древняя Русь, былинные богатыри становятся ближе, понятнее. Караван ладей посещает русскую землю с мирными целями, дружески настроенный. Видно, что оружие, броня воинам близки, первая опасность всколыхнет воинственный настрой.


«Мадонна Орифламма» соединила в себе черты фактически всех культур, представших непосредственно перед глазами художника в путешествиях. Ее можно считать одним из символов единения народов в христианстве. Матерь Божья – защита народа русского. Покровом узорным Богородица ограждает детей Божьих, удерживая врагов на расстоянии.

Картина «Матерь мира» показывает преклонение перед Богородицей, которой женщины несут дары, молитвы. Души умерших тянутся к ней, ища защиты, милости, прощения.


«Заратустра» – поклонение свету, солнцу. Запечатленный восход зачаровывает, не отпускает зрителя. Кажется, что новые лучи прорвутся в новый день, благословив стоящую на горе фигуру жреца.


Уже при взгляде на картину «Гималаи. Эверест», по коже пробегает холод. Кажется, зритель попадает в неприятную, холодную обстановку, смотрит на высотные снега. Крепость характера, выносливость, неустрашимость помогут путнику преодолеть вершину.


Очарование утренней Венеры в гималайском небе неоспоримо. Великолепный пейзаж с яркой, приблизившейся к Земле звездой на картине «Звезда утра» манит туманными далями.


«Святой Сергий Радонежский», хранитель русской земли бережет ее в прошлом, настоящем, будущем. Об этом говорит картина, где святой вышел вместе с ратью, возглавил ее.


«Канченджанга». Священная вершина Гималаев. Парящее совершенство над туманами туч привлекает чистотой, нежностью красок. Очистить душу, покаяться, взять обеты здесь легко.


«Град обреченный» открывает взгляд мастера кисти на состояние общества. Пороки, грязь, душевная леность заполнили души. Содом, Гоморра – города, подвергшиеся уничтожению. Такая судьба ждет отказавшихся от покаяния.

Николай Константинович Рерих – неординарная фигура. Юрист, ученый, художник доказал возможность сочетать несочетаемое, творить вдали от дома, жить надеждой на возвращение, оставаясь при этом самим собой.

Категория

9.06.2019 в 12:22 · VeraSchegoleva · 2 390

10 самых знаменитых картин Николая Константиновича Рериха

Николай Константинович Рерих – известный . Родился 9 октября 1874 года. Умер в возрасте 73 лет 13 декабря 1947 года.

За свою творческую жизнь написал более семи тысяч картин, которые вошли в мировую коллекцию изобразительного искусства.

Друзья семьи, гимнастический курс обучения, университетское образование и Академия художеств, как слагаемые успеха, как кирпичики в основании фундамента складывались, чтоб развить этого могущего по духу человека. В нашей статье пойдет речь о 10 самых знаменитых картинах Рериха с оригинальными названиями и фотографиями работ.

10. Гималаи

Розовые горы. Картина написана в 1933 году. В настоящее время хранится в собрании Нью –Йорского музея Николая Рериха. Всего художником написано до двух тысяч картин, посвященных Гималаям.

Образ гор у художника родом из Индии, где горы – неотъемлемая часть пейзажа этой самобытной страны.

Но для зрелого художника Гималаи – это не горная система мира, не сползающие мощные ледники, не массивные снеговые сопки.

Горы – это живой организм, обладающий своим особым настроением . Переменчивость которого зритель ощущает за счет колебания оттенков. Где нежность розового цвета, любви, привязанности гармонирует с контрастами белого и синего и иссиня черного.

От переживания чувства умиротворения, безопасности, релаксации до отчаянья. Горы, как застывшая вечность.

Но если есть желание узнать, что за ними, то надо пройти их. Может, действительно за ними укрывается сказочная страна Шамбала, где нет места тревогам и печалям.

9. Александр Невский

Настоящая картина написана в 1942 году и вошла в героический цикл художника , наравне с такими произведениями как «Ярослав», «Борис и Глеб», «Победа» и другие.

Историческим событием, которое вдохновило Рериха на создание данного полотна, стала дата – 700-летия победы войск Киевской Руси над Ливонским орденом. Великая битва на Чудском озере или «Ледовое побоище».

12 тысяч русских воинов и 17 тысяч противников полегли на поле сражения, в котором пешая армия победила тяжелую конницу.

На переднем плане картины зритель видит полководца. Его конь идет осторожно. Среди окрашенного кровью льда лежат безжизненные тела людей, коней.

За предводителем идет его свита, его близкие друзья. Лица скорбные, сгорбленные спины от тяжести пережитого и горя.

Отвоевали у захватчиков Киевскую Русь. Полыхает небо. Тает кровавый снег, унося в историю ратный подвиг тысяч и тысяч самоотверженных людей.

8. Матерь Мира

Написана картина в 1924 году. Хранится в Музее Николая Рериха в Нью-Йорке.

Полотно выполнено в синих, голубых, фиолетовых, золотых оттенках. От него невозможно оторвать взгляд.

Картина «затягивает», заставляет вдумываться в то, что находится перед глазами . Удивительный феномен, что чем дольше смотришь на нее, тем больше расширяется пространство в ней. Появляется ощущение бесконечности.

На переднем плане перед зрителем на троне восседает женщина. Царственная особа. Это образ мощной, живительной силы, космической по масштабам и по возможностям – Женской Энергии.

Те, кто развивает ее в себе, становятся более восприимчивыми к прекрасному, к любви, к постижению вечных истин и ценностей.

Те, кто разрушает ее, фактически лишает себя источника вселенской подпитки, вселенского разума, интуиции.

Обращает на себя внимание то, что лицо женщины закрыто на половину. Здесь можно мысленно дорисовать скрытые покрывалом черты лица.

Искусствоведы говорят о том, что скрытая часть – это то, что еще предстоит пройти, пережить. Понять. Открытая часть лица символизирует уже достигнутые высоты, которым надо иметь смелость следовать.

7. Идолы

За деревянным частоколом, увешенным черепами животных, выше роста человеческого, обложенного валунами, стоят и высятся идолы.

В те далекие времена не было , и исполины воспринимаются как существа неизвестного мегаполиса.

Картина правдиво отображает влияние языческих богов на жизнь людей . К ним, к идолам, приходили люди на капища, где творили свои молитвы за день грядущий и завтрашний, приносили в жертву животных.

Как путешественник, Николай Рерих побывал в месте раскопок лично. Картина создана в 1901 году.

6. Приказ учителя

Завет Учителя. Полотно написано в 1947 году. Перед зрителем, высоко в Гималаях сидит гуру. Он сосредоточен.

В небе рядом белый орел, который считывает информацию с уст человека. От птицы исходит торжественное почтение и преклонение. А как иначе. Будучи посредником между Небом и Землей, птица созидательные мысли гуру аккумулирует и, как мощный заряд энергии, перенесет с горных вершин к людям.

Белое оперение орла символизирует чистоту помыслов учителя . Кто этот гуру? Может быть сам художник, который в год ухода из жизни создает такой шедевр.

5. Заморские гости

Картина написана в 1901 году. Перед зрителем, по темно-синей спокойной воде движутся две ладьи русичей. На них плывут купцы. Берега пустынны. Лишь вдалеке виднеется небольшое селение.

Художник тщательно выписывает и одежду людей, и украшение суден. На палубе – миротворцы. Они движутся в места поселения славян.

В 1899 году Николай Рерих предпринял путешествие к Новгороду по воде. Волновавшие его картины по пути следования вдохновили художника на создание этого полотна. Император Николай II высоко оценил картину и приобрел ее у художника .

4. Святой Сергий Радонежский

Картина написана в 1932 году. Находится в Государственной Третьяковской галерее. По воспоминаниям окружения Николая Рериха, житие Сергия Радонежского всегда интересовало художника и вызывало желание этот образ отразить на холсте.

После смерти подвижника не осталось никаких записей, только воспоминания современников. Только его молитвенный подвиг во время битвы с Мамаем (Куликовская битва) заставляют преклоняться перед этим человеком, который поднимал веру воинов для борьбы с полувековым рабством.

На переднем плане картины изображен Сергий. Величественно красив и добр. В руках у него символ души человеческой – храм Божий. Тепло и уютно ей быть в руках Преподобного.

Художник преклоняется перед этим человеком и любит его . «Преподобный отче наш Сергий, моли Бога за нас» – так звучат слова молитвы, и они будут услышаны.

3. Святые Глеб и Борис

Картина написана в 1942 году. В настоящее время хранится в Государственном Русском Музее .

На картине изображены русские святые, которые на ладье движутся к русским берегам, чтобы известить воинов Киевской Руси о победе, которую они одержат над шведами.

Воины Света и Духа торжественны. Вокруг них мягкое свечение золотисто-желтого, зеленого цветов. Столь незаметное, что зритель видит непрерывную горную цепь за ними.

Русские князья, убитые в борьбе за престол, в облике святых составляют Духовное братство, которое помогает русским на всех полях брани, где они защищают свое Отечество.

2. Ярослав Мудрый

Ярослав Мудрый – великий князь Киевский. Являясь сыном Великого князя Владимира, крестителя Руси, он не только сохранил дело отца своего, но и приумножил своими успехами.

Занимаясь просвещением своего народа, он добился не только, чтобы его люди научились читать, но и стали писать книги . Своды его работающих законов не только навели порядок в государстве, но и повысили авторитет Руси в Европе.

На холсте изображен князь Владимир. Он работает. За окнами – купола храма как символ Бога присутствующего во всех деяниях этого великого человека. Яркая, звездная судьба у Ярослава, и на холсте он смотрится значительно.

Его образ выполнен с использованием красных, лиловых, розовых цветов. Как символ святости, религиозной страсти, религиозного самоотречения, умеренности.

Человек, изображенный на холсте строг и академичен, выдержан. Нет у него времени разбрасываться своими талантами, так как много еще дел впереди.

1. Тангла

Песнь о Шамбале. В Китае, в Тибетском нагорье существуют горные массивы, объединенные общим названием Тангла. Здесь сохранилась неописуемая красота, в которой сочетаются куполовидные вершины, плоские склоны, широчайшие плоскодонные котлованы. Художник запечатлел это божественное явление в десяти холстах.

На фоне цепей заснеженных вершин причудливо отражаются краски неба в сочетании с его космической безбрежностью .

Согласно легендам, именно в этих краях находится страна Шамбала, в которой сходятся миры: земной и небесный. Материальный и духовный. А проживающие в этой стране люди, «махатмы», являются носителями невероятных по значимости знаний.

Картина написана в 1943 году. Находится в Государственном Востока. Если отойти чуть дальше от нее, будет впечатление, что пейзаж раскинулся как бы за окном собственного дома.

Выбор читателей: