Психологическая зрелость: понятие, периоды, уровни и особенности. Психологическая зрелость

Зрелость - самый длительный и самый значимый для большинства людей период жизни (границы определяются по-разному: от 30-35 до 65 лет и зависят от человека). Обычно зрелость связывают со временем ухода на пенсию. Согласно Э. , зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Анализируя зрелость как седьмую стадию человеческой жизни, он считал ее центральной на всем жизненном пути человека.

Социальная ситуация развития в зрелости - это ситуация реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в и семейных отношениях.

В современной возрастной психологии существуют различные точки зрения на проблему развития в зрелом возрасте:
а) развитие прекращается, заменяется простым изменением отдельных психологических характеристик;
б) это возраст не только сохранения всего приобретенного ранее, но и дальнейшего развития личности;
в) перестраивается как физическое состояние человека, так и его характеристика как личности и субъекта деятельности (В.Г. ).

Но для одних людей период взрослости является лишь хронологическим понятием, ничего не прибавляя в развитии. Другие исчерпывают себя, достигают определенных целей и снижают свою жизненную активность. Третьи продолжают развиваться, постоянно расширяя свои жизненные перспективы. У части людей в середине периода возникает еще один кризис, происходит еще одна корректировка жизненного пути.

Е.Е. Сапогова, характеризуя период взрослости, задает вопрос: какого человека можно считать взрослым? И отвечает:
Во-первых, взрослость определяется физиологически, с точки зрения оптимального функционирования всех систем организма. Внешне взрослые люди продолжают расти, физиологически изменяться - достигает оптимума и изменяется функционирование костной, мышечной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, гормональной и других систем. Скажем, сексуальные функции у женщин достигают оптимума к 26-30 годам и держатся на этом уровне до 60 лет; мужчины же переживают их постепенный спад после 30 лет.

Во-вторых, взрослость определяется социально и юридически - с точки зрения возможности соблюдать нормы и правила социальной жизни, занимать определенные статусные позиции, демонстрировать уровень своих социальных достижений (образование, профессия, укорененность в социальных сообществах и т.д.), нести ответственность за собственные решения и поступки.

В-третьих, взрослость - категория психологическая, учитывающая собственное отношение человека к возрасту, свои переживания к новой возрастной когорте. Наличие семьи и опыт родительства (социально-демографические исследования показывают, что риск распада семей максимально велик в первые пять лет супружества и на границе 45-60 лет, когда люди прожили в браке около 15 лет) .

Во взрослости отмечаются следующие новые личностные характеристики:
умение брать на себя ответственность;
стремление к власти и организаторские способности;
способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других;
уверенность в себе и целеустремленность;
склонность к философским обобщениям;
защита системы собственных принципов и жизненных ценностей;
способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой ;
формирование индивидуального жизненного стиля;
стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт молодому поколению;
реализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни;
стабилизация системы и др. (Е.Е. Сапогова).

Центральным возрастным новообразованием зрелости можно считать продуктивность. Понятие продуктивности, по Эриксону, включает как творческую и производительную (профессиональную) продуктивность, так и вклад в воспитание и утверждение в жизни следующего поколений, связано с заботой «о людях, результатах и идеям к которым человек проявляет интерес». Отсутствие продуктивности, инертность влечет сосредоточенность на себе, что приводит к косности и застою, личностному опустошению. В психологии такая ситуация описывается как . Человек личностно не чувствует себя состоявшимся, а свою жизнь - наполненной смыслами.

Существует мнение, что средний возраст является временем тревоги депрессии, стресса и кризисов. Наблюдается осознание расхождения между мечтами, целями и действительностью. Человек оказывается перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни. Это так называемый кризис 40 лет.

Главные проблемы кризиса среднего возраста: убывание физических сил и привлекательности, сексуальность, ригидность.

Исследователи видят причину кризиса взрослости в осознании человеком расхождения между своими мечтами, жизненными планами и ходом их осуществления.

Выход из кризиса: переформулировка целей на более реалистичную точку зрения; осознание ограниченности времени любого человека; тенденция чувствовать свое положение приличным; довольствоваться тем, что есть; ограничиться в планах на будущее; выработка новой .

Современные исследования показали, что в зрелые годы у многих людей наблюдается такое психологическое явление, как кризис идентичности. Под идентичностью понимается некая нетождественность человека самому себе, его неспособность определить, кто он такой, каковы его цели и жизненные перспективы, кем он является в глазах окружающих, какое место занимает в определенной социальной сфере, в обществе и т.д. Время и интенсивность этого кризиса зависят от индивидуальных особенностей жизни личности. Причины возникновения кризиса идентичности у зрелого человека: динамика смены поколений, специфика трудовой (профессиональной) деятельности.

Разрешение кризиса: на основе найти себе и своему «Я» место в новых условиях, выработать соответствующую форму поведения и способ деятельности.

В новой ситуации развития, оказавшись на вершине жизни и не имея сил подняться выше, человек может на основе самоанализа восстановить тождественность себе в новых условиях, найти своему «Я» место в этих условиях, выработать соответствующую форму поведения и способ деятельности».

Личность проходит разные стадии развития, достигая своей зрелости. По мнению А.А. Деркача и др., «...степень желаемой зрелости - это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, но всегда реально показывает, насколько он состоялся как гражданин, как профессионал деятель, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как семьянин... Физическая и психическая зрелость человека, находящая выражение в сформированности интеллекта, чувств, воли - это его личностная зрелость, которая, конечно, зависима от них, но главным образом все таки проявляется в отношениях.

Его зрелость как субъекта труда и жизни обнаруживается прежде всего в способностях, самым тесным образом связанных друг с другом, проявляется в его самобытной индивидуальности. Вместе с тем оказывается, что, как правило, не происходит фронтально одновременного достижения ступени зрелости человека как индивида (живого организма), как субъекта деятельности, как индивидуальности. Пульсирование развития чаще всего разновременно в этих качествах. Время выхода на уровень « » человека во всех его макроизмерениях очень часто не совпадает, можно говорить лишь об относительном совпадении.

Акмеология всесторонне освещает особенности важнейшей ступени, которую проходит человек в своем развитии - ступени зрелости. Она определяет сходное и различное в зрелости у разных людей и проявляет у них своеобразие действия факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости.

Состояние зрелости не появляется у человека неожиданно и сразу. На него «работает» вся предшествующая жизнь человека.

Очень часто внешне незаметные, медленно идущие изменения в организме взрослого человека, в его сознании при контакте с окружающей действительностью, в опыте общения и при выполнении деятельности являются следствием большего или меньшего подъема в показателях его физического состояния, в социальной значимости его поступков, в продуктивности его деятельности. У одних людей таких заметных «скачков» бывает несколько, у других - всего один. И в них выражается достигнутый человеком высший для него уровень гражданственности, трудоспособности, гуманизма.

Этот высший для каждого человека уровень в его развитии, который приходится на какой-то временной отрезок его зрелости, есть его «акме», его вершина. Насколько высокой оказывается эта «вершина», насколько она содержательно многогранна и богата, настолько личностно и социально значимы, новаторски оригинальны результаты всех его деяний. Это, конечно, зависит от особенностей жизненного пути, который прошел человек до своего «акме», от социальной, экономической, политической, правовой, социально-психологической ситуаций, в которые он попадал, поднявшись и находясь на ступени зрелости. Но не в меньшей мере количественно-качественные показатели его «акме» определяются тем, какой сформировался у него кругозор, общий и специальный интеллект, нравственное ядро, насколько развились способности творца».

Глава 2. Что такое зрелость человека

Зрелость представляет собой наиболее ответственный период жизни человека, ибо в зрелости определяется жизненный путь, наступает расцвет творческих сил, наблюдается проявление того активного отношения к жизни, в результате которого создаются материальные и духовные ценности общества. Период зрелости отличается от предыдущего, юношеского тем, что в нем заканчивается общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание. Этот период является годами интеллектуальных достижений.

Из книги Тайны разума. История Разума. Разум Сталина, Ельцина, Путина, Березовского, бен Ладена автора Ткаченко Константин Владимирович

1. ЧТО ТАКОЕ РАЗУМ ЧЕЛОВЕКА И ПОЧЕМУ ОН ВОЗНИК Существует общепринятое мнение, что труд создал человека и его разум. В процессе труда человек развил свой разум, но односторонне - он приспособил собственное мышление к своему выживанию в земных условиях. Человек добился

Из книги Психология и Дао [Синхроничность: случайны ли совпадения в нашей жизни] автора Болен Джин Шинода

Глава 1. ЧТО ТАКОЕ ДАО… ЧТО ТАКОЕ ТАНЕЦ… Личная перспектива понимания Дао в религиях Востока. Синхроничность, как единственный эквивалент Дао в психологии. Повод из-за которого у нас людей Запада так много проблем с этим понятием - это принцип работы нашего

Из книги Как стать любимой и желанной автора

Глава 3 Что такое «мышление человека» и как можно научиться им управлять? Чтобы заниматься личностным развитием, становиться эффективней и улучшать качество жизни, человеку в первую очередь нужно обратить внимание на свое мышление.Все важнейшие процессы в жизни людей

Из книги Как стать Завидной невестой? автора Дуплякина Оксана Викторовна

Глава 8 Что такое «мышление человека» и как можно научиться им управлять? Чтобы заниматься личностным развитием, становиться эффективней и улучшать качество жизни, человеку в первую очередь нужно обратить внимание на свое мышление.Все важнейшие процессы в жизни людей

Из книги Управляющий мозг [Лобные доли, лидерство и цивилизация] автора Голдберг Элхонон

Глава 9. Социальная зрелость, моральность, право и лобные доли 1. Oppenhelm H. Zur Pathologie der Grosshirngeschwulste // Archives of Psychiatry. 1889. Vol. 21. P. 560. 2. Schore A. Affect Regulation and the Origin of the Self: The Neurobiology of Emotional Development. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Assoc, 1999. 3. Anderson S. W. et al. Impairment of social and moral behavior related to early damage in human prefrontal cortex // Nat.

Из книги Люди, которые играют в игры [Психология человеческой судьбы] автора Берн Эрик

Глава Десятая ЗРЕЛОСТЬ И СМЕРТЬ А. Зрелость Зрелость можно определить четырьмя разными способами.Юридически. Человек считается зрелым, если он умственно здоров и достиг двадцати одного года. В соответствии с еврейским законом мальчик достигает зрелости в

Из книги Хорошая девушка начинает и выигрывает! автора Николаева Елена Ивановна

А. Зрелость Зрелость можно определить четырьмя разными способами.Юридически. Человек считается зрелым, если он умственно здоров и достиг двадцати одного года. В соответствии с еврейским законом мальчик достигает зрелости в тринадцатилетнем возрасте.В соответствии с

Из книги Музыка простыней. Раскрывая секреты сексуальной близости в браке автора Леман Кевин

Глава 1 Что такое успех и что такое счастье? В этой главе мы не собираемся давать единственный рецепт достижения успеха или счастья.Попытки осчастливить людей по единым предписаниям уже многие делали, и они всегда заканчивались несчастливо для всех участников такого

Из книги Психология сексуальности автора Фрейд Зигмунд

ВЫБИРАЯ ЗРЕЛОСТЬ Одна из вещей, которую мы с вами знаем о человеческих привычках, заключается в том, что вся наша жизнь состоит из серии определенных решений. Некоторые теоретики даже предполагают, что умственные заболевания являются результатом принятого решения, - вы

Из книги Ваш билет на экзамене жизни. 102 ответа на жизненно важные вопросы автора Некрасов Анатолий Александрович

Преждевременная зрелость Таким моментом является самопроизвольная сексуальная преждевременная зрелость, которую можно с несомненностью доказать в этиологии, по крайней мере, неврозов, хотя она одна сама по себе так же недостаточна, чтобы вызвать невроз, как и другие

Из книги Изменения, которые исцеляют автора Клауд Генри

16. Что такое аура человека? Человек является неотъемлемой частицей мироздания, нервной клеткой космического организма. Глубокое осознание и полное принятие этой истины, применение её в каждой ситуации облегчит решение всех задач!Человек имеет своё продолжение в тонких

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

Глава 14. Что такое зрелость? Сара все время испытывала чувство беспокойства.- Я никогда не могу расслабиться, - призналась она мне при первой встрече, - несмотря на то что дела у меня идут очень успешно и все вокруг просто прекрасно. Я всегда думаю о том, что вот-вот

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

2.6. Недостаточная зрелость Наряду с параметрами, характеризующими зрелость психического развития, Г. С. Сухобская выделяет типичные проявления недостаточной зрелости. Речь идет о несформированности способностей к обоснованному прогнозированию и планированию

Из книги Или вы побеждаете, или вы учитесь автора Максвелл Джон

Из книги Как мы портим наших детей [Коллекция родительских заблуждений] автора Царенко Наталья

Глава 12 Зрелость – квинтэссенция учения Что вы приобрели, познакомившись со всеми идеями, которые я изложил в этой книге? Найдете ли вы горшок с золотом на конце радуги? Что случится, если вы… Взрастите в себе кротость – дух учения. Посмотрите в глаза

Из книги автора

Глава 3 Коллекция заблуждений на тему «Что такое хорошо и что такое плохо?» Помимо поощрений и наказаний, в наших отношениях с детьми существует еще множество других моментов: детский сад и школа, друзья и домашние зверушки, ложь и стремление к идеалу, семейные

♡ Вы хотите иметь рядом с собой зрелого мужчину?
♡ На сколько вы готовы в данный момент к зрелым отношениям?
♡ На каком уровне психической зрелости находитесь вы сами?

Многие женщины мечтают о том, чтобы рядом с ними был зрелый мужчина. Зрелый не в плане возраста, а в плане психического развития… Ответственный, надежный, перспективный…
Потому что те мужчины, которые находятся рядом с ними, зачастую являются инфантильными и не способными нести ответственность не только за семью, но и за самих себя. В результате чего в отношениях появляются серьезные проблемы, пропадает уважение к партнеру, перестает хотеться близости с ним…

Не зрелость партнеров – это действительно очень актуальная тема в современном мире. Но прежде чем говорить о том, что делать, если рядом – не зрелый партнер, для начала давайте разберемся с тем, что такое зрелость…

И ответим на актуальные для каждой женщины вопросы:

♡ Как отличить психически зрелого человека от не зрелого?
♡ Кто такой зрелый мужчина? И стоит ли о нем мечтать?
♡ И что еще более актуально – на сколько вы готовы к отношениям с таким зрелым мужчиной?

Итак…

📌 Зрелость – это соответствие психического развития прожитым годам жизни. Каждый из нас, взрослея, должен уметь решать задачи, соответствующие нашему возрасту. И это совершенно естественно. Точно также, как когда мы учимся в школе, у нас есть задачи и задания для 1 класса, для 5 класса, для 10 класса… То же самое происходит и в жизни. Каждый возраст, как этап развития, бросает нам определенные вызовы, с которыми нам важно справляться, чтобы идти дальше.

Когда я училась на клинического психолога, нам говорили о том, что женщина, если она правильно проходит стадии взросления, достигает психической зрелости примерно к 28 годам, а мужчина – к 33.
Это означает, что в этом возрасте мы уже должны уметь нести за себя ответственность, делать выбор, принимать решения, строить отношения, обладать определенной жизненной устойчивостью…

Если говорить о развитии чакральной системы человека, то к 28 годам завершается формирование сердечного энергетического центра , который отвечает за нашу способность любить, строить сердечные отношения с партнером и людьми в целом, готовность не просто иметь детей, но быть настоящими родителями, что также символизирует определенную зрелость.

Но иногда такого взросления по тем или иным причинам не происходит. И в результате человек оказывается не способным полноценно строить семейные отношения, которые предполагают определенный уровень зрелости для того, чтобы способствовать развитию обоих партнеров и решать задачи, которые ставит перед парой семейная жизнь.

Конечно же, не существует идеально зрелых людей, все равно каждый из нас в той или иной степени будет являться в чем-то не зрелым, так как у каждого из нас есть свои “точки роста”.

Однако существуют основные показатели психической зрелости, и они относятся в целом и к мужчинам, и к женщинам. И они вполне достижимы.
То есть для того, чтобы отношения в паре сложились, и этот союз был благоприятным для развития в нем как самих мужчины и женщины, так и их детей, необходимо, чтобы партнеры по крайней мере осознавали важность этих показателей и делали реальные шаги для их обретения.

Примерьте эти показатели сейчас к себе и к своему партнеру. Это хорошая возможность ответить для себя на вопросы:

♡ На сколько я являюсь зрелой?
♡ И на сколько психически зрелый мой партнер

1. Первый показатель зрелости – это принятие на себя ответственности за себя и за свою жизнь.

Помните сцену из фильма “Бриллиантовая рука», в которой героиня фильма кричала: «Не виноватая я! Он сам пришел!».

Зрелая личность понимает, что такое ответственность. Что это не какое-то мифическое абстрактное понятие, а конкретные дела и поступки и принятие на себя ответственности за их результат.

Поэтому зрелый человек имеет адекватное представление о чувстве вины. Он не сваливает вину за какие-то события на родителей, супруга, детей, начальника и т.д. или, как другая крайность, не винит во всем себя. Потому что зрелость дает понимание того, что у каждого человека есть своя ответственность.

⚠ Так, например, при разводе зрелый человек осознает, что разрыву способствовали оба супруга, и в том, что они сейчас расстаются, есть ответственность каждого. Инфантильная позиция – это свалить все на мужа (жену) или же принять все на себя. Не зрелость часто дает склонность к самобичеванию.

Однако, когда я работаю с клиентами, которые проживают разрыв отношений, я всегда прошу представить перед собой партнера и сказать ему: «Я отдаю тебе твою часть ответственности за наше расставание, а себе оставляю свою». И это всегда меняет восприятие ситуации. Конечно, доли ответственности не являются равными, но всегда важно понимать, что в отношениях есть двое, и каждый из них внес свою лепту в конечный результат.

Поэтому, если вы встречаете мужчину и на вопрос о том, почему не сложились прежние отношения, слышите что-то типа: «Она меня не понимала, не поддерживала меня, слишком много с меня требовала, я так больше не мог…» – перед вами не зрелый мужчина. Равно как и если он ответит, что жена у него была прекрасная, а он – полное ничтожество, и он все разрушил (да-да, бывают и такие мужчины!).

2. Второй показатель зрелости – это способность встречать реальность лицом к лицу и не бежать от нее. То есть способность проживать тот опыт, который дает жизнь.

Как я уже писала выше, на каждом этапе нашего развития нам даются определенные посильные задания и задачи, которые нам необходимо выполнить и которые создают нам возможности для формирования жизненного опыта.

Инфантильность проявляется в том, что человек избегает прохождение этих задач, например, в течение долгого времени не идет в сложные для него переживания, избегает выяснения отношений, которые давно надо было выяснить, не решает проблемы по мере их поступления, откладывая их в дальний ящик, боится посмотреть правде в глаза и продолжает жить в иллюзиях.

Согласитесь, что когда девушка-подросток не решается прояснить отношения с понравившимся парнем, это нормально, но когда этим занимается женщина 40-ка с лишним лет, это уже печально…

👉 Сюда же относится и умение грамотно расставаться, а не бежать из отношений, не поставив точку и ничего не объяснив, а умение поговорить и по-взрослому сказать «Прощай». А также способность адекватно встретить «Прощай» другого человека, прожив эту потерю и двигаясь дальше.

Это также и умение делать выбор и нести за него ответственность. Выбирать, где, как и с кем он живет сейчас, какое у него окружение, с кем он проводит время, какое у него здоровье, работа и т.д.

⚠ Зрелый человек осознает, что то, что происходит в его жизни – это следствие его решений и сделанных выборов .

Инфантильный человек предоставляет возможность другим людям выбирать за него, например, родителям решать, где он будет работать, друзьям решать, где они будут проводить время и т.д. Инфантильность боится ответственности, боится ситуаций выбора и избегает их.

3. Третий показатель зрелости – это способность в течение довольно длительного времени выдерживать психологическое напряжение, неопределенность, враждебность со стороны других людей, а также адекватное отношения к конфликтам.

⚠ Психологически зрелый человек понимает, что любые отношения – это развитие двух отдельных личностей , каждый из которых имеет свои взгляды, мысли, убеждения, проживает разные этапы, которые могут не совпадать с «этапами» партнера. И это нормально время от времени попадать в ситуацию конфликта, выяснять отношения, спорить, доказывать что-то друг другу.

Если отношение к конфликтам адекватное, то эти конфликты способны развивать и углублять отношения. Если же человек воспринимает любой конфликт, даже самый не значительный, как “конец света”, как показатель того, что «все кончено», «меня больше не любят», «у наших отношений нет будущего», то это показатель инфантильности.

Если человек не способен выдерживать напряжение в отношениях и сразу старается подстроиться под партнера даже ценой собственного разрушения личности, то это показатель не зрелости.

👉 Зрелый человек понимает и принимает , что у него могут быть недоброжелатели, он признает за собой право не быть хорошим для всех. И при этом остается открытым к поиску решений конфликта и устранения враждебности.

Сюда же относится и способность восстанавливаться после стресса. Зрелый человек несет ответственность за свое состояние, и если он ощущает, что не справляется со своими эмоциями, то он просит о помощи специалиста, а не ждет, куда кривая выведет.

А еще зрелость дает понимание важности отдыха, и зрелый человек никогда не загонит себя, словно лошадь, и не оставит себя без необходимой передышки.

4. Четвертый показатель зрелости – это способность быть и чувствовать себя живым, проявлять интерес к жизни.

Это очень интересный пункт, так как он показывает глубинное отношение человека к жизни. Быть здесь и сейчас, умение чувствовать каждый момент жизни, быть в этом моменте, проживать его, дышать им, ощущать себя, свое тело, свои чувства… Это показатель зрелости.

Инфантильность проявляется в том, что человек вроде бы живет, а вроде бы и нет. У него нет глубинного интереса к жизни, жажды проживать каждое мгновение. Не зрелый человек просто «проживает» свою жизнь день за днем, лежа на диване, совершая какие-то рутинные дела, либо бежит от жизни в работу, в зависимости, занимает свою голову компьютером и социальными сетями, либо просто боится жить, боится дышать полной грудью, и ничего не делает с этим страхом.

Зрелый человек выбирает жизнь , выбирает жить и чувствовать все: и хорошее, и плохое. Он каждое утро приветствует жизнь и каждый вечер засыпает с мыслями благодарности за прожитый день, и он выбирает ощущать себя живым, даже если это означает чувствовать боль.

5. Пятый показатель зрелости – это принятие своих чувств, и светлых, и темных.

Зрелый человек создает свое поведение изнутри , исходя из собственного состояния и желания, а не из из чужого мнения, оценок и ожиданий. Инфантильный человек всегда сначала думает о том, что скажут окружающие, как они отреагируют на его проявления, что от него ждут сейчас.

Зрелость дает принятие себя во всех своих ипостасях, во всех своих состояниях, и при этом зрелый человек находится в контакте со своими чувствами, понимает, что с ним происходит в каждый момент времени и при необходимости способен контролировать свои чувства и управлять ими.

Сюда же относится и спокойное отношение к своим и чужим недостаткам, без агрессии. Зрелый человек видит свои достоинства и недостатки, свои сильные и слабые стороны, и при этом не делает из своих недостатков не решаемую проблему, а наоборот превращает их в ресурс. Он принимает себя как человека, достойного уважения, и с уважением относится к другим.
Инфантильная позиция – это гнев и даже ненависть в отношении себя за свои несовершенства, жесткое и категоричное отношение к другим людям за их недостатки и ошибки.

6. Шестой показатель зрелости – это способность любить и строить глубокие сердечные отношения.

Зрелая позиция в отношениях – это понимание того, что не может быть всегда все идеально, что любовь и боль – это две стороны одной медали, что когда ты открываешь свое сердце, ты всегда рискуешь, однако, живя с закрытым сердцем, ты на самом деле не живешь, а просто существуешь.

Зрелость дает смелость идти в отношения , быть честным и искренним, открытым, пробовать, ошибаться, снова пробовать… Зрелая позиция дает готовность и способность строить отношения с партнером на равных.

Инфантильная позиция всегда поверхностная, в ней нет глубины, нет истинной любви и доверия, человек чаще всего строит отношения из страха остаться одному или из позиции «у всех есть, и мне надо» или просто не понимает, как так вышло, что он в отношениях, и зачем ему это. Не зрелость дает склонность к попаданию в зависимость от партнера, к проживанию треугольника “жертва-агрессор-спасатель”, к болезненным привязанностям и “залипанию” в другого человека.

Сюда же относится и зрелое отношение к сексу. Когда у человека появляется психическая зрелость, он начинает воспринимать близость не просто как физический акт, приносящий удовольствие, для него на первое место выходит получение удовольствия от единения с близким человеком. Ему хочется заниматься не сексом, а любовью. Ему важно качество, а не количество.

Еще один показатель зрелости в отношениях – это способность не торопиться, но и “не тормозить” при вступлении в отношения и в их развитии. Конечно, у каждой пары свой темп развития, но когда человек сразу “прыгает” в отношения, даже еще не разобравшись, что за человек перед ним, и форсирует события, это явный показатель не зрелости.

Некоторое время назад мне написал в вк мужчина, у нас завязалась переписка, и пару раз мы с ним поговорили по телефону. И вот через 5 дней после виртуального знакомства я получаю от него сообщение с признаниями в любви… Он написал мне, что я его судьба, что ему никто кроме меня больше не нужен и т.д. Показывает ли это его как зрелого человека?! Конечно же, нет. Потому что он не узнал меня настоящую, он все про меня придумал для себя, и сразу же ринулся в бой.

Другой вариант – мужчина тянет время, не делая тех шагов, которые своевременны и необходимы для развития отношений. Как сказала наша с Юлей общая знакомая: “Зачем мне такой мужчина? Мне не 18 лет, и у меня нет времени на слишком медленные танцы!”.

7. Седьмой показатель зрелости – это более или менее ясное представление о своей цели в жизни и саморазвитие в соответствии с этой целью.

Конечно, глубокое понимание своей глобальной цели в жизни – это высокий уровень осознанности личности, к которому способны только очень взрослые и опытные Души. Но в целом представление о том, зачем ты живешь, для чего проживаешь каждый свой день – это естественное состояние зрелого человека.

Зрелый человек имеет представление о своих целях на разных жизненных этапах, живет осмысленно и планирует свои шаги в соответствии со своими ценностями и убеждениями.

Зрелый человек планирует свое развитие из года в год , исходя из своих внутренних побуждений, желаний, интуиции, а не из моды и советов друзей и родных.

Не зрелый человек с трудом представляет себе, зачем он живет, куда он идет, где и с кем он хочет быть через год, через 5, 10, 20 лет. Он чаще всего даже не задумывается об этом или действует по принципу: “Все пошли, и я пошел!”.

Психически зрелый человек способен сохранять концентрацию и решать различные задачи, которые ставит перед ним жизнь, а не впадать во «фрустрацию».

8. Восьмой показатель зрелости – это жизнестойкость.

Это и позитивный взгляд на мир, и умение пошутить над собой в сложных ситуациях, и способность спокойно принимать новый опыт и новые жизненные условия… Это и позиция «чтобы ни случилось, я все переживу и стану сильнее», и готовность ждать наиболее подходящего времени, а не следовать сиюминутному порыву, это и уверенность в том, что «я получу все в свое время»… Это и способность принять то, что что-то не в его силах изменить, и умение идти на риск, чтобы выбраться из тупика.

Инфантильные люди чаще всего живут в позиции жертвы, их мысли и речь окрашены в негативные тона. Они боятся изменений и привязаны к стабильности, поэтому они предпочтут жить плохо в тупике, чем рисковать ради лучшей жизни. Они хотят все прямо “здесь и сейчас” и ждать для них – это каторга. Они не способны принять то, что что-то не в их силах изменить, и либо уходят в депрессию, либо разбивают голову о стенку.

9. Девятый показатель зрелости – это самодостаточность.

Зрелая самодостаточность – это умение говорить «нет», понимать и отстаивать свои границы, это способность ни под кого не подстраиваться, давать себе поддержку и не требовать ее от окружающих. Это умение быть в одиночестве со спокойным сердцем.

Инфантильная самодостаточность – это позиция “мне никто не нужен”, “я и безо всех обойдусь”, это некая бравада своим одиночеством, отказ от помощи – “сам справлюсь”, отказ от отношений с родителями и предками. На самом деле такой “самодостаточностью” руководит желание самоутверждения и огромное количество страхов.

10. Десятый показатель зрелости – это умение обращаться с деньгами.

Зрелый человек ценит материальную энергию, даже если он живет в постоянной аскезе и духовности. Зрелость дает способность относиться к деньгам с уважением, как к одному из важных видов энергии, без залипания в них и без обесценивания.

Зрелый человек – разумно щедрый. Он готов отдавать не из чувства долга и принимать без чувства вины или необходимости компенсации.

Инфантильная позиция по отношению к деньгам – это страх денег, обесценивание или наоборот чрезмерное обожествление материальной энергии. Инфантильные люди не умеют тратить деньги, не умеют вести учет денег, не умеют планировать расходы.
Они не имеют баланса в отношениях “давать-принимать”, и чаще всего сильно уходят либо в одну, либо в другую сторону.

🎯 Зрелость – это совокупность всех выше перечисленных показателей.

Конечно же, такой уровень зрелости – это трудно достижимый идеал, и как я писала в начале статьи, у каждого из нас чаще всего остаются свои “точки роста”. Однако, если совпадает большинство показателей или хотя бы половина, то человек развивается в правильном направлении, то есть проходит процесс психического взросления.

Самыми важными показателями являются: 1 – принятие ответственности за свою жизнь; 2 – способность проживать тот жизненный опыт, который дает жизнь, и не бежать от него; 3 – адекватное отношение к конфликтам; 5 – принятие своих чувств; 6 – способность любить и строить отношения; 9 – самодостаточность. Именно они являются базовыми для зрелости.

👉 А на какой стадии психического взросления находитесь сейчас вы?
👉 И где находится ваш партнер (или мужчины, которых вы привлекаете, если постоянного партнера пока нет)?

Очень важно также честно оценить себя и своего мужчину, если он у вас уже есть, на сколько психически зрелыми является каждый из вас.
Если вы понимаете, что пока еще далеки от зрелости, не начинайте сразу себя ругать и обвинять. Мы будем в скором времени говорить с вами о том, как помочь себе вырасти.

А пока давайте вернемся к мечтам о зрелом партнере, особенно если вы сейчас обнаружили, что ваш партнер (или поклонники) далеки от зрелого отношения к жизни. Я предлагаю вам сделать сейчас небольшую практику…

Представьте себе, что рядом с вами по-настоящему зрелый мужчина… В нем есть все выше описанные показатели, и этот мужчина – ваш!
Задайте себе вопрос:

♡ Я готова сейчас к такому мужчине?

Почувствуйте это… Какие ощущения у вас появляются в теле рядом с таким мужчиной… Какое внутреннее состояние…

📌 Вы ощущаете себя спокойно рядом с таким ответственным самодостаточным мужчиной?
📌 Или же у вас появляется чувство сжатия, тревоги, появляются страхи и комплексы?

Часто женщина мечтает о зрелом мужчине, но сама она пока еще является совсем не зрелой, и соответственно такой мужчина на данный момент ее развития ей просто противопоказан, так как рядом с ним у нее могут всплыть все ее комплексы и обнажиться внутренние психологические проблемы, и это будет действовать на нее разрушающе. Все-таки зрелый партнер – это довольно высокая планка. Когда женщина является не совсем зрелой, она, как правило, по закону подобия притягивает к себе не зрелого партнера.

Если ощущения приятные, то спросите себя:
♡ Для чего мне нужен такой мужчина?

Дело в том, что иногда мы мечтаем о зрелом мужчине на самом деле не для того, чтобы построить с ним отношения на равных, как две зрелые личности, а потому что нам нужен папа, родительская фигура, которая даст нам состояние защиты, надежности, возьмет за нас ответственность. И это важно осознавать.

⚠ Хорошо, когда оба партнера находятся примерно на одинаковой степени “взрослости”, тогда у них есть возможность развиваться в унисон и построить гармоничные отношения. А если есть серьезный перевес у одного из пары, то могут возникать серьезные проблемы.

Зрелая женщина не сможет долгое время быть рядом с инфантильным мужчиной , потому что это начнет разрушать ее. У нее пропадет уважение к такому мужчине, исчезнет сексуальное желание к нему, с каждым днем будет расти внутреннее напряжение и опустошение.

Зрелый мужчина также не сможет долгое время быть рядом с инфантильной женщиной , потому что то, что изначально могло умилять, со временем превращается либо в раздражение либо в отношение, как к дочке, которую принимаешь такой, какая она есть, но не видишь в ней женщину и, соответственно, не хочешь ее.

Очень важно честно ответить себе на вопросы:

На сколько я сейчас зрелая?
С чем у меня ассоциируется зрелость? Хочу ли я идти туда? Потому что часто слово “зрелость” ассоциируется с понятием “старость”, и соответственно отношение к зрелости становится негативным, и идти в нее совсем не хочется.
Если я боюсь становиться зрелой, то почему?

Обретение зрелости – это один из самых значимых уроков нашей Души , одна из самых важных целей нашего развития и личностного роста. Потому что только зрелый человек может построить по-настоящему гармоничные, глубокие, взаимно обогащающие отношения со своим партнером, с детьми, с родителями, с коллегами и партнерами. Именно истинная зрелость открывает нам путь для настоящего духовного общения и любви.

Зрелость приносит женщине мудрость, причем не важно, сколько этой женщине лет. Зрелость дает женщине цельность и глубину и ощущение подлинного счастья. Зрелая женщина – это женщина, которая обрела себя и собрала себя воедино, и она готова к глубоким сокровенным отношениям с Богом.

Если вы готовы к этому в своей жизни, то вопрос зрелости для вас – это важная тема для ощущения и проживания!

С Любовью, Екатерина Полищук!

Психологическая зрелость – это многоаспектное понятие, не имеющее на данный день единого устоявшегося определения. Психологическая зрелость личности это особое состояние психических процессов и мировосприятия, позволяющее человеку быть самореализующимся индивидом. Это включает способность устанавливать продуктивные социальные контакты, адекватно воспринимать реальность и окружающих людей. Помимо этого психологическая зрелость личности основывается на самостоятельности в удовлетворении базовых необходимых потребностей, а также ответственности за свою жизнь и поступки.

Вся деятельность психологически зрелого индивида направлена на реализацию собственных умений, эмоциональных , с соблюдением социальных норм, прав и личных границ других людей. Это определенное умение, позволяющее добиваться успеха, как в личной жизни, так и в профессиональной. Приоритетными задачами для такой личности становятся задачи роста, развития, продвижения, имеется богатый запас жизненного опыта и , что позволяет осуществлять коммуникации практически на любом уровне.

Что такое социально-психологическая зрелость

Личностная зрелость не приобретается и не зависит от паспортного возраста. Это скорее возраст психологический, который может быть совершенно различен у ровесников. Так, человек прошедший множество различных ситуаций, научившийся их преодолевать и самостоятельно отвечающий за собственные выборы является более зрелым в психологическом плане, чем тот, кто все это время прожил в одинаковых условиях с минимальным уровнем ответственности. У некоторых складывается ощущение, что чем более серьезен человек и чем более загружен различными важными задачами, тем выше уровень его зрелости. Важно понимание собственных возможностей и желаний, чуткое следование внутреннему голосу, который включает не только интуицию, но и разум.

Психологическая зрелость дает ощущение плавности и повышает гибкость – ни одно правило однажды установленное не является незыблемым. Человек понимает, что меняется он, окружающая реальность и потребности, а соответственно должны меняться и способы взаимодействия.

В действиях зрелого человека много естественности, он не будет скрывать слезы силой воли, когда очень грустно и не будет держать серьезное лицо, когда смешно. Подобная свобода рождается от полного принятия себя, глубокого знания своих психологических особенностей и малой подверженности . Социальные стереотипы практически не властны над такими людьми, поскольку в выборе пути и собственных реакциях они ориентируются на внутренние ощущения, собственные потребности.

Принятие себя и мира с его законами, смертью, страданиями и недостатками людей позволяют находиться в большей и не пытаться изменить то, что существует тысячелетиями. Ресурсы тратятся на необходимое и приносящее пользу: на собственное развитие и деятельность, приносящую результаты. Такие люди в итоге живут более наполненной жизнью и довольно спокойно принимают смерть, в отличие от тех, кто все время играет с ней в прятки, так и не совершив ничего стоящего.

Психологически зрелые люди выделяются из толпы не только поведенческими реакциями, но и внешне, обычно их образ довольно экстравагантен, поскольку нет стремления поддерживать общие тенденции. Так же у них нет жалоб на скуку и стремления убить время – они полны живого интереса к миру и жизни, часто азартны, а единственное о чем могут сожалеть, так это об ограниченности физического воплощения.

Психологическая зрелость человека может проявиться и сформироваться исключительно в условиях социальной среды. Соответственно на пути взросления человек проходит необходимые стадии и процессы созревания личности. Это своеобразная гармоничная комбинация, включающая физическую зрелость и психологический возраст. Есть свои особенные необходимые психологические проявления на каждом возрастном промежутке, свидетельствующие о гармоничности процесса развития, при застревании на одном из этапов личностное взросление тормозится и присутствует .

Многими психологами личностная зрелость определяется через экзистенциальный процесс нахождения смысла собственного существования и принятия ответственности в проявлении свободы своего выбора. Помимо столь глубоких и серьезных категорий существуют измеримые внешние признаки психологической зрелости. Сюда первым делом входит интерес человека не только к индивидуальным потребностям, своему существованию и телу, но и к делам окружающих. Такой человек будет заботиться о своей семье, помогать друзьям, участвовать в процессах, формирующих общественное состояние. Интерес проявляется не только к самому близкому ограниченному кругу, но к многочисленным социальным группам (рабочий коллектив, государственные процессы, религиозные традиции и прочее). Способность оценивать себя со стороны позволяет устанавливать глубокие и конструктивные социальные отношения, которые строятся на взаимном доверии, сочувствии, искренности, уважении и .

Социально-психологическая зрелость позволяет человеку контролировать и предугадывать собственные эмоциональные проявления. Это способствует проявлению толерантности, но не путем усилий воли, а благодаря широкому кругозору и принятию, как своих внутренних особенностей, так и других людей. Управление своими эмоциями позволяет выражать их в социально приемлемой форме, указывая свое отношение и не обижая чувства других.

Зрелая личность довольно целостна и гибка в своих проявлениях. То есть у нее всегда есть система ценностей и важных целей, достижение которых всегда будет соответствовать морально-этической концепции человека. Чувство юмора и самоанализ также приобретаются при психологическом взрослении и отражают высокий уровень психического развития.

Социальная зрелость не является идентичным понятием зрелости психологической. Она отражает исключительно аспект социального взаимодействия, при котором учитывает адекватность, предсказуемость и устойчивость личности. Это отражает самостоятельность человека в жизни, когда он не нуждается в физических, материальных или психологических поддержках со стороны окружающих, при полной дееспособности в данном вопросе. Сюда относится умение самостоятельно решить свои бытовые проблемы, уметь обеспечить свое питание и проживание.

Социально-психологическая зрелость напрямую связана с ответственностью, как в личном проявлении относительно только себя, так и на общественном уровне, где вовлечены другие индивидуумы. Если психологическая зрелость заботится о развитии и реализации потенциала личности, то социальная зрелость подразумевает направленное поведение человека, способствующее развитию человечества в целом.

Даже механизмы психологических защит у зрелой личности не находятся на примитивном уровне: среди них будут интеллектуализация, вместо и .

Признаки психологической зрелости

Психологическая зрелость и психологический возраст – тесно связанные понятия, но это не дает понимания и определения такой личности. Наиболее оптимально определять категории через признаки, в зависимости от научной концепции их насчитывается от четырех до пятнадцати. К основным признакам относят:

– естественное и спонтанное поведение, а также эмоциональное реагирование. Это подразумевает свободное и открытое самопредъявление, но при этом существует уважение к принятым общественным нормам. Зрелая личность будет проявлять свои желания и чувства, но выберет для этого такой способ, чтобы не травмировать психическое состояние окружающий, соблюдая этикет и толерантность;

– относительная вовлеченность в мировые процессы. Человек осведомлен об основных мировых событиях и в важных для него социальных группах, но достаточно независим в своих суждениях, чтобы не поддаваться на пропаганду и манипуляции. Доля юмора и отрешенности позволяют не сильно эмоционально вовлекаться в мировые социальные процессы, что дарит независимость;

– в отношениях отсутствуют меркантильные интересы и искусственные формы поведения. Вместо этого присутствует принятие себя и других людей в том состоянии, в котором они естественны и не пытаются переделать в более удобные и выгодные варианты;

– наличие глобальных целей и смыслов и постоянная работа над их реализацией. Это заставляет совершенствоваться, развиваться, постоянно двигаться и быть занятым. Среди подобных целей обычно что-то, имеющее высокую духовную ценность или практическое значение для многих людей, а не пользу в настоящем моменте;

– процесс достижения целей никак не корректирует моральные ценности и устремления личности. Чувствительность к несправедливости, невозможность предать собственные идеалы в сочетании с высоким уровнем развития позволяют выбирать пути достижения в рамках своей моральной концепции;

– отношения, выстраиваемые в узком личном кругу обычно долговременные, глубоки, открыты. В контексте подобного взаимодействия происходит совместное развитие партнеров и постоянное углубление в познание внутреннего мира, как своего, так и другого;

– и чувство юмора. Данные проявления спонтанны и естественны, для их проявления подойдет и бытовая ситуация и профессиональные вопросы. Кроме того подобное восприятие касается собственных качеств и взаимоотношений с другими. Позволяет легче адаптироваться и быстрее переживать кризисные моменты, находить простые и неожиданные выходы из сложных ситуаций.

Естественно автоматически сюда включаются все факторы, определяющие взрослого человека, несущего полную материальную и уголовную ответственность. Зрелая личность способна нести ответственность, обусловленную любыми законодательными актами и документальными требованиями.

Уровни психологической зрелости

Уровень психологической зрелости во многом измерим степенью ее социализации, поскольку основные признаки касаются именно социального взаимодействия и устроенности личности. Сюда можно отнести широту социальных контактов, которые могут быть на уровне взаимодействия с конкретным человеком, группой людей или человечеством. Чем шире круг, с которым способен взаимодействовать человек, тем выше уровень его зрелости. Кроме этого учитывается характер данного социального взаимодействия, который может заключаться в присвоении и использовании чужих достижений в процессе контакта или в сознательном воспроизводстве с целью улучшения. Важным критерием является социальная компетентность, отражающая умение человека ориентироваться в различных ситуациях общения и общественных нормах.

Среди внутренних характеристик уровень зрелости отражает количество теплоты, проявляемое в сторону другого в сочетании с чувствительностью, чтобы забота не превратилась в навязчивость. Принятие себя и других помогает устанавливать безопасные отношения, возможность открываться и развиваться. Чем выше уровень понимания и принятия собственной личности, тем выше способность к формированию адекватного конструктивного взаимодействия.

Высокий уровень личностной зрелости состоит из высокого развития чувства ответственности и толерантности. Чем выше стремление к саморазвитию и чем эффективнее и быстрее оно происходит, тем о более высоком уровне психологической зрелости можно говорить. Этому способствует позитивное мышление и открытое отношение к миру. Развитие и совершенствование личности не останавливается ни после достижения физической автономности, ни после социальной самостоятельности. Данный процесс бесконечен и включает огромное количество факторов, над которыми можно постоянно работать – от реализации собственных , до принятия не идеальности всего мира.

К коему приходит организм в конце периода развития. Самый продолжительный период онтогенеза, характерный тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности. Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны и определяются завершением юности и началом периода старения. Есть попытки разделения зрелости на стадии: молодость, расцвет, собственно зрелость и пр. В психологии изучение зрелости представлено исследованиями динамики способностей интеллектуальных и творческих, изменений ведущих мотивов и интересов, поиском закономерностей развития личности. Изучаются психологические аспекты таких событий зрелого возраста, как заключение брака и развод, проблемы взаимоотношений семейных, родительские функции. Исследователи выделяют следующие характеристики зрелой личности:

1 ) развитое чувство ответственности;

2 ) потребность в заботе о других людях;

3 ) способности:

а ) к активному участию в жизни общества и к эффективному использованию своих знаний и способностей;

b ) к психологической близости с другим человеком;

с ) к конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к полноте самореализации.

Развитие человека в период зрелости непосредственно связано с его активным включением в сферу общественного производства. Неспособность успешно включиться в нее приводит к личностному застою, стагнации.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Зрелость

   ЗРЕЛОСТЬ (с. 246)

Для нескольких поколений отечественных психологов понятие «возрастная психология» выступало синонимом детской психологии. Возрастным особенностям того этапа жизненного пути, который выходит за рамки детства, внимания не уделялось вовсе. Было негласно признано, что человек, став однажды взрослым, долгие годы до самой смерти пребывает в этом почти совершенном состоянии, а происходящие с ним изменения сводятся лишь к обогащению жизненного опыта. В этом представлении, по сути дела, воплотился поведенческий подход, в рамках которого индивидуальное развитие рассматривается как приобретение опыта. Накопил достаточно опыта - можешь считать себя взрослым. Правда, даже при таком, явно упрощенческом, подходе остается открытым вопрос: достаточно - это сколько?

Нельзя обойти вниманием и проблему физического развития. Когда старшие в ответ на чрезмерные, по их мнению, притязания ребенка, отрезают: «Мал еще!», они при этом имеют в виду, что ему не просто мало лет и опыта недостает, но он еще и в буквальном смысле мал, то есть не вырос и не обрел достаточно сил. Правда, подростку такого уже не скажешь. Он может уже лет в пятнадцать обгонять ростом маму с папой, поэтому им только и остается апеллировать к недостатку опыта. То есть очевидно, что физическое развитие выступает важным условием взросления, однако не определяющим.

Можно еще сослаться на юридические нормы, определяющие срок наступления совершеннолетия. Вот только в разных культурах и разных законодательных системах эти нормы различны. Например, по исламским канонам девочка может быть выдана замуж по достижении 12 лет. Российское законодательство такого не допускает. Однако даже в нашей стране, где совершеннолетие, то есть так называемый брачный возраст, наступает в 18 лет, закон позволяет при определенных условиях оформление брака и в более раннем возрасте. То есть человек, еще не достигнув официального совершеннолетия, может на законных основаниях оказаться супругом и родителем. И кто же он тогда - взрослый или еще нет?

Таким образом, приходится признать, что единого критерия зрелости не существует. Таких критериев может быть выделено несколько. При этом может оказаться, что по одному критерию зрелость уже наступила, а по другим до нее еще далеко. Вероятно, о подлинной зрелости можно вести речь лишь тогда, когда человек отвечает всем этим критериям. Каковы же они?

При всей уязвимости выделенных параметров, каждый из них должен быть учтен. Безусловно, зрелость, или , наступает с обретением определенного социального опыта, то есть необходимого набора знаний и умений. По этому критерию взрослым может быть признан, скажем, тринадцатилетний бушмен или папуас, вполне освоивший набор несложных навыков, необходимых для выживания в джунглях.

Джунгли современного мегаполиса требуют от своих обитателей гораздо более широкого набора навыков, поэтому лондонский или московский сверстник папуаса взрослым никак считаться не может: он просто еще не успел освоить всего, что понадобится ему для полноценного существования, и без внешнего вспомоществования выжить в одиночку не в состоянии. Таким образом, с развитием цивилизации период взросления все удлиняется: все больше и больше требуется узнать, большему научиться, чтобы соответствовать современному уровню развития технологии и культуры.

В соответствии с этим основой зрелости следует признать некоторый объем информации, а также практических навыков, без овладения которыми невозможно самостоятельное существование в условиях окружающей реальности. Соответственно, реальность и диктует содержание этой палитры знаний и навыков.

Однако при внимательном рассмотрении этот вопрос оказывается не так прост. При определении «базового минимума» возможна изрядная субъективность. В наших условиях получение аттестата зрелости (название говорит само за себя) призвано свидетельствовать о приобретении необходимого «багажа». А может ли стать взрослым человек без аттестата? В ситуации, когда всеобщее образование превратилось в химеру (сегодня в нашей стране не посещают школу десятки, если не сотни тысяч детей), многим людям придется вести взрослую жизнь, так и не освоив базового минимума. При этом многие из них сумеют научиться исполнять вполне приемлемые социальные роли, не требующие знания логарифмов и пунктуации. Да и миллионы объективно взрослых владельцев аттестатов практически не владеют якобы освоенной программой средней школы. Чтобы в этом убедиться, попробуйте остановить на улице десяток случайных прохожих и задайте каждому пару несложных вопросов из школьной программы. Если эта информация никак не вовлечена в профессиональную деятельность опрашиваемого, то можно поручиться, что он не сможет воспроизвести ни закон Бойля-Мариотта, ни даты жизни Гоголя, не говоря уже о том, чтобы построить пару простеньких предложений на якобы изученном иностранном языке. На самом деле в этом нет большой трагедии. Было бы наивно полагать, будто образование представляет собой накачивание головы учащегося необходимыми знаниями. Совершенно очевидно, что для большинства учащихся большая часть преподносимых им знаний необходимыми не являются и никогда не будут востребованы в их практическом жизненном опыте. Реальная задача образования - не столько накопление информации, сколько освоение навыка ее приобретения и оперирования ею, с тем чтобы впоследствии действительно необходимые знания и навыки человек сумел адекватно воспринять, освоить и использовать. Что же до необходимого минимума, то он, судя по всему, гораздо уже рамок школьной программы и превосходит необходимый запас папуаса гораздо в меньшей степени, чем наша культура превосходит его культуру. Даже в наши дни и в наших краях взрослым можно стать, фактически оставаясь неграмотным или, по крайней мере, полуграмотным. Если рассуждать иначе, то среди окружающих нас людей взрослыми вправе считаться единицы.

Пожалуй, наименее спорным является критерий физической зрелости. Но тут приходится признать, что этому критерию человек начинает соответствовать задолго до того, как его можно считать взрослым по всем прочим критериям. Иными словами, телесная зрелость - скорее даже не компонент, а условие подлинной взрослости - необходимое, но отнюдь не достаточное.

Официальный срок наступления совершеннолетия также можно (точнее - приходится) рассматривать как ступень достижения зрелости. Однако необходимо отдавать себе отчет в условности этого параметра. Его значительные культурные вариации заставляют признать, что это параметр скорее статистический, да и к тому же основанный на житейском здравом смысле: в рамках некоторого общества принято считать взрослым человека с определенного срока, при том что большинство его сверстников «на глазок» могут считаться таковыми. Научно обоснованных критериев того, отчего за один и тот же проступок человек сегодня считается шалуном, а завтра, став на день старше, будет назван бандитом, - похоже, просто не существует.

Таким образом, все выделенные критерии либо условны, либо очевидно недостаточны. Главным критерием следует признать критерий психологический, хотя и он, увы, довольно расплывчат. Для его дефиниции можно было бы воспользоваться терминологией Э.Берна, выделявшего эго-состояние Взрослый в качестве наиболее зрелой и совершенной инстанции личности. Взрослым в самом широком смысле этого слова, вероятно, следует признать того, в ком сформировался здравомыслящий берновский Взрослый, умеющий трезво соотнести притязания Дитя и требования Родителя с объективно существующими условиями действительности. Настоящий взрослый умеет примирить инстинктивные позывы своей природы и директивные назидания социума, не идя на поводу ни у тех, ни у других. Взрослый руководствуется соображениями разумной целесообразности. Он поступает определенным образом не потому, что ему это приказали, и не для того, чтобы любой ценой воспротивиться приказу, сделать наоборот (хотя умеет при необходимости и подчиняться, и бунтовать). Взрослым движет не прихоть, не страх, а здравый смысл. Разумеется, учиться этому приходится долгие годы. В иных случаях полноценным взрослым можно так никогда и не стать, несмотря ни на аттестат зрелости, ни на законный паспорт, ни на косую сажень в плечах. Взрослость - это самостоятельность, причем даже не столько материальная и юридическая (все мы - в чьем-то подчинении), сколько психологическая. Соответственно, главный принцип воспитания можно почерпнуть из старого афоризма: «Воспитывать детей - значит учить их обходиться без нас».


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "зрелость" в других словарях:

    ЗРЕЛОСТЬ - Зрелость: возраст, когда мы все еще молоды, но с гораздо большим трудом. Янина Ипохорская Зрелость: возраст, когда ты уже достаточно стар, чтобы знать, чего не следует делать, и достаточно молод, чтобы это сделать. Альбер Палле Зрелость была бы… … Сводная энциклопедия афоризмов

    ЗРЕЛОСТЬ - ЗРЕЛОСТЬ, зрелости, мн. нет, жен. 1. отвлеч. сущ. к зрелый во 2 знач. Зрелость мысли. Политическая зрелость. 2. Состояние организма, достигшего полного развития. Половая зрелость. Достигнуть зрелости. ❖ Аттестат зрелости (офиц. дорев.)… … Толковый словарь Ушакова

    зрелость - взрослость, гипергенитализм, период, развитость, обдуманность, опытность, возмужалость, спелость, зрелый возраст, сформированность Словарь русских синонимов. зрелость 1. спелость 2. зрелый возраст / о мужчине: возмужалость Словарь синонимов… … Словарь синонимов

    ЗРЕЛОСТЬ - товара стадия цикла жизни товара, характеризующаяся тем, что большинство покупателей уже приобрело товар, темпы роста продаж падают, а прибыль начинает снижаться. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь … Экономический словарь

    ЗРЕЛОСТЬ - ЗРЕЛОСТЬ, и, жен. 1. см. зрелый. 2. Возраст между молодостью и старостью; период жизни в таком возрасте. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова