Получить 2 е высшее образование. Второе высшее по-хитрому

В последнее время на рынке рабочих мест наблюдается тенденция увеличения количества соискателей, имеющих два высших образования.

Действительно, чтобы получить престижную работу в крупной компании, порой недостаточно высшего образования, что получено после школы. Современный работодатель ищет универсального специалиста, обладающего глубокими познаниями сразу в нескольких областях и готов обладателю двух дипломов платить гораздо больше.

Причиной получения «второй вышки» может стать желание продвигаться по карьерной лестнице, стремление расширять знания в области своей профессии или даже просто личный интерес. Необходимость «переучиться» может появиться в любой момент: кто-то поступает во второй вуз сразу же после окончания первого, а кто-то становится студентом спустя много лет. Второй диплом дает нам возможность, уже имея один вузовский документ, получить еще одну новую специальность или профессию.

Где можно получить второе высшее?

Решение получить еще одну профессию обычно приходит к людям, которые уже осознали, что она нужна им на самом деле. Многие из них уже поработали по специальности и поняли, чего им не хватает для дальнейшего роста.

Сегодня шанс сесть еще раз на студенческую скамью имеют практически все желающие, без возрастных ограничений. С ростом их числа растет и количество вузов, предлагающих такую услугу. На сегодняшний день более 70 высших образовательных учреждений России могут дать возможность обучаться по «второму кругу».

Второе высшее образование в России имеет свои особенности:

  • обучение непременно платное;
  • в основном вступительных экзаменов не бывает, в некоторых вузах может проходить собеседование или профильное тестирование;
  • длительность обучения значительно короче, чем при получении первого образования. Оно обязательно зависит от формы обучения по первому диплому и составляет приблизительно 2,5 - 3,5 года.

Формы получения второго диплома

Российские вузы предлагают всем желающим получить возможность повторно стать специалистом с дипломом, используя одну из форм обучения:

  • дневную, при которой для студентов с дипломом создаются на курсе отдельные группы;
  • вечернюю, требующую посещения занятий несколько раз в неделю и по вечерам;
  • заочную, при которой в течение семестра студенты самостоятельно выполняют данные им ранее задания, а в сессию слушают лекции по отдельным предметам и сдают обязательные экзамены и зачеты;
  • дистанционную, когда студенты могут связываться с преподавателями и получать консультации через интернет;
  • периодическую, при которой студенты изучают только отдельные предметы, сдают по ним экзамены и получают подтверждающие сертификаты. При наличии определенного количества сертификатов выдают диплом о высшем образовании;
  • обучение по типу «выходного дня», которое организуется пару раз в неделю для работающих или занятых студентов;
  • экстернат - когда требуемые для студента дисциплины полностью выучены самостоятельно и по ним сдаются экзамены.

Плата за учебу

Оплачивать учебу может или сам студент, или направляющая его организация. Стоимость обучения зависит от:

  • количества и объема изучаемых дисциплин;
  • выбранной формы обучения;
  • времени выплат, которые осуществляются каждый семестр или бывают ежемесячными или единовременными.

Стоимость учебы может быть значительно снижена или полностью отменена для некоторых студентов-льготников.

Правила поступления

На второе высшее образование во многих вузах поступать можно в любое время, поскольку прием документов ведется круглый год. Для поступления на обучение по второй специальности необходимо предъявить те же документы (подлинники), что и для получения первого высшего. А именно:

  • стандартное заявление с просьбой о зачислении на имя ректора;
  • паспорт, а также документ, подтверждающий изменение фамилии, если такое произошло;
  • обычное фото размером 3х4.

Кроме этого надо представить:

  • диплом о высшем образовании;
  • приложение к диплому, где перечислены изученные ранее предметы.

Однако при поступлении в конкретные вузы перечень требуемых документов желательно уточнить.

Считается, что сегодня для того, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, необходимо постоянно дополнять свое образование. Безусловно, это так: изменения происходят каждый день - и это касается практически любой деятельности, от уборки офиса до высшего менеджмента. И если вы будете отставать от тенденций, обозначенных вашей сферой занятости, вы наверняка останетесь за бортом.

Но, если вы только начинаете свою карьеру, наличие второго высшего образования может стать неплохим бонусом. Еще один плюс обладания дополнительным дипломом - в том, что вы можете выбирать из двух специальностей (а в начале пути, как показывает практика, очень важно иметь альтернативу). Или можно работать на стыке усвоенных дисциплин - тогда вы будете поистине незаменимым специалистом и наверняка займете свою нишу.

И ещё: получение второго высшего образования - отличный выход для тех, кто по каким-то причинам не смог обучаться тому, о чем мечтал всю жизнь. Так было у меня: результаты ЕГЭ по обществознанию, которое я сдавала «про запас», оказались впечатляющими, и поэтому платному обучению журналистике я предпочла бесплатное социологическое образование. Желание быть журналистом никуда не исчезло, но и социология по мере учебы захватывала все больше. Поэтому я стала искать возможности освоить обе профессии - и вскоре нашла их.

Важный факт - второе высшее нельзя получить на бюджетной основе. Поэтому, если вы обучаетесь по программе высшего образования или уже имеете диплом, государство не будет финансировать ваше обучение, как бы хорошо вы ни сдали экзамены.

Федеральный закон об образовании (статья №34) гласит, что любой обучающийся имеет право одновременно осваивать несколько профессиональных образовательных программ. Но вот как это осуществить технически?..

Слушатель

Мало кому известно, что, помимо студентов, в университетах могут обучаться так называемые слушатели - люди, которые по тем или иным причинам не могут предоставить оригиналы документов об образовании и зачисляются на курс как бы «авансом». Важная особенность такого статуса - он предоставляется только на заочном или дистанционном отделении (возможно, где-то можно стать слушателем и на «очке» - но это, скорее, исключение из правил). При этом слушатели точно так же ходят на пары, пишут тесты и сдают экзамены.

Поэтому лучше всего не начинать получать второе высшее в тот же год , что первое: велика вероятность, что возникнут проблемы с получением диплома. Да и в психологическом плане это может быть очень сложно: все-таки в школе - иной формат обучения, и, став студентом, нужно привыкнуть к новым правилам, влиться в коллектив. Важно и наладить взаимодействие с преподавателями, ведь именно от них зависит, какие последствия будут у ваших прогулов. А прогулы, увы, случатся точно, потому что, даже получая образование заочно, порой необходимо присутствовать в учебном заведении - и это время может совпадать со временем основных занятий.

Я поступила во второй институт, едва закончив первый курс, и вскоре поняла, что сделала ошибку: моё обучение могло бы длиться на один-два года меньше, будь у меня больше уже освоенных дисциплин (их можно перезачесть - этим занимается ученая часть нового вуза). В общем, лучше всего доучиться хотя бы до третьего курса по первой специальности, чтобы приступать к освоению второй.

Кстати, о поступлении. В каждом вузе свои правила приема студентов на второе высшее. Однако обычно для тех, кто желает получать параллельное образование, не доучившись до третьего курса в основном институте, чаще всего устраивают самый обычный отбор - с результатами ЕГЭ и вступительным экзаменом (не факт, что он необходим - это зависит от специальности). Напомним, что результаты ЕГЭ в России действуют 4 года . Утешает в данной ситуации только то, что на заочное отделение конкурс обычно в разы меньше, чем на очное.

Тех же, кто решает поступать на второе высшее после начала третьего курса основного института обычно зачисляют только по результатам вступительных испытаний .

К слову, в некоторых вузах (в их числе - НИУ ВШЭ и МГУ) существуют программы параллельного образования в рамках одного университета, по итогам которой выпускник может получить два диплома. Однако круг специальностей обычно ограничен.

Параллельное заочное обучение на первых порах тоже может быть сложным и непривычным. Особенно - во время экзаменационных сессий. Конечно, сессии на очных и заочных отделениях обычно не совпадают по времени: это сделано для удобства преподавателей. Но иногда экзамены в двух институтах все же могут накладываться друг на друга - в этом случае придется запастись крепким кофе и «Новопасситом». Но этот период, как показывает практика, быстро заканчивается. И нет ничего лучше, чем праздновать окончание сразу двух сессий!

В общем, для того, чтобы обучаться в двух вузах одновременно, нужно иметь устойчивую психику, бешеную трудоспособность и невероятное желание знать все и сразу. Но выпускников с двумя высшими образованиями работодатели обычно ценят и охотно берут и на стажировки, и на открытые вакансии. И, к тому же, такие студенты экономят главный ресурс современного человека - время , которое в будущем можно потратить не на сидение за партой, а на путешествия, семью или что-нибудь еще.

А еще параллельное высшее - это очень интересно. Здорово, когда ты можешь выйти за рамки профессии, предложить что-то новое, поэкспериментировать, применяя методы одной профессии в другой. Нередко работы, сделанные для одного вуза, были полезны мне для выполнения заданий в другом. Кстати, очень кстати будет как можно раньше вычислить зону ваших научных интересов: тогда все наработки за годы учебы смогут пригодиться вам в написании дипломных работ в обоих вузах. А потом, возможно, и при написании магистерской диссертации - если вы вообще соберетесь ее писать.

Мамы и папы сегодняшних студентов хорошо помнят, как когда-то второе высшее образование считалось большой редкостью и уделом единиц. Даже в Москве трудно было представить, чтобы, скажем, физик, смог получить второе высшее юридическое образование . Но времена меняются.

Сегодня второе высшее образование не только общедоступно, но и часто просто необходимо. Прежде всего — для карьерного продвижения. Ведь часто случается, что в силу каких-то причин меняя род занятий, человек добивается на новом поприще успехов, но останавливается в росте именно из-за отсутствия второго высшего, профильного образования. Кроме того, на рынке труда все востребованнее становятся «многопрофильные» специалисты, хорошо ориентирующиеся одновременно в нескольких отраслях. Скажем, управленец, получивший , гораздо привлекательней для работодателя, чем его конкурент без второго высшего. Точно также юрист, получивший второе высшее образование экономическое , серьезно расширяет свои профессиональные возможности и, разумеется, «стоит дороже».

Как же получить второе высшее образование в Москве , и что для этого требуется? Для начала нужно отметить, что термин «второе высшее» - это обиходное выражение. Нормативно же закреплено определение «освоение основных программ высшего образования на базе уже имеющегося высшего образования». То есть, обязательным условием для получения второго высшего образования является диплом о наличии высшего образования вообще.

Экзамены соискатели второго высшего образования не сдают, проходят тестирование. Срок обучения значительно сокраращен, в зависимости от осваиваемых программ. Второе высшее образование можно получить не только заочно, но и дистанционно. В любом случае такое образование является платным. Другое дело, что второе высшее образование может стоить недорого.

Что касается нашего вуза, то он один из немногих в Москве, который дает второе высшее образование более чем по 10 направлениям подготовки. Традиционно у нас стремятся получить второе высшее юридическое образование , а также второе высшее в управлении, экономике, психологии. Растет спрос на второе высшее в иностранных языках, а также в гостиничном деле, сервисе, туризме.

Поступающие в 2016 году на первый курс студенты второго высшего образования получают степень бакалавра, а имеющие ее могут завершить и магистратуру.

С более подробной информацией о том, как получить второе высшее образование в сферах юриспруденции, управления, экономики, психологии, а также иностранного языка всех желающих познакомят наши специалисты из .

Считается, что второе высшее образование в нашей стране можно получить только за деньги. Но некоторые ушлые студенты умудряются получать по несколько самых настоящих, а не липовых дипломов — и совершенно бесплатно.


АННА ВАСИЛЬЕВА


Магистр других наук


Бесплатно получить государственный диплом о высшем образовании, уже имея один в кармане, можно несколькими законными путями (многие, как это ни прискорбно, идут путем незаконным, но об этом позже).

Самым очевидным способом является магистратура. Студенты, получившие диплом специалиста или бакалавра, могут отправиться в любой другой вуз за дипломом магистра. На сайтах абсолютно всех университетов и институтов, где есть отделение магистратуры, подчеркивается, что магистратура — это возможность получения второго высшего образования бесплатно. "На места, финансируемые из средств федерального бюджета, могут претендовать абитуриенты, получившие высшее образование и обладающие степенью бакалавра или специалиста",— говорится, например, на сайте Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. При этом уточняется, что при поступлении в магистратуру можно выбрать любое направление подготовки, вне зависимости от профиля вашего первого высшего образования. "Возможность сменить направление обучения и овладеть новой специальностью является одним из ключевых преимуществ системы "4+2" (бакалавриат + магистратура)",— подчеркивают в Высшей школе экономики.

Этот путь хорош со всех точек зрения, в том числе и тем, что поступить в магистратуру некоторых вузов бывает легче, чем поступить туда же на первый курс.

"Я мечтал поступить в Высшую школу экономики со школы,— рассказывает 24-летний Руслан Пехов.— Но точно знал, что на бесплатное отделение мне не поступить, слишком высокие требования и конкурс большой. И тогда я пошел в МИИТ, получил там диплом бакалавра и с ним уже поступил в магистратуру в ВШЭ. Вступительные экзамены намного проще, и конкурс минимальный".

Несмотря на то что в магистратуре учиться нужно всего два года, студенты, которые решили кардинально поменять направление в процессе учебы, действительно получают две полноценные профессии. "Я отучилась четыре года в Институте стран Азии и Африки МГУ,— рассказывает 25-летняя Настя Миронова.— Хорошо выучила японский, получила диплом бакалавра. Однако потом поняла, что знание языка — это еще не профессия, работу найти будет сложновато. Поэтому решила, что диплом магистра я получу уже на факультете журналистики МГУ. Сдала документы, прошла конкурс, получила бюджетное место и через два года — второй диплом о высшем образовании. Теперь работаю специальным корреспондентом в Японии и вполне довольна началом своей карьеры".

Но что делать тем, кто уже стал магистром, а учиться все еще хочется?

За чужой счет


Тогда законный путь остается один — гранты. По сравнению с Западом в России тема грантов кажется не очень-то актуальной, тем не менее при желании и способностях образование с их помощью можно получить не только в России, но и за рубежом. Общественных организаций, предоставляющих такие гранты, на самом деле довольно много, стоит только задаться целью их отыскать. Существует, например, Фонд Форда, который ежегодно объявляет конкурс на грант для обучения в магистратуре или аспирантуре в любом университете мира, включая российские. Есть Германская служба академических обменов (DAAD), благодаря которой гранты на второе высшее образование можно получить более чем по 2 тыс. специальностей, причем обучение будет проходить не обязательно на немецком языке.

В этом году Британский совет в России возродил известную многим стипендиальную программу Chevening, обеспечивающую молодым специалистам не только бесплатное обучение в любом выбранном вузе Великобритании в течение 12 месяцев, но и проживание в этой стране. Помимо возможности пройти курс обучения программа предусматривает спонсирование работы специалистов над краткосрочными исследовательскими проектами. От заявителей требуется высокий уровень владения английским языком, диплом о высшем образовании с отличными и хорошими оценками, а также опыт работы не менее двух лет по выбранной специальности. Особый упор делается на намерение претендента на стипендию продолжить трудовую деятельность в России.

Подобные гранты пытаются выделять министерства иностранных дел всех стран, с которыми у России налажены дипломатические отношения. Поэтому, по сути, стоит выбрать страну, зайти на сайт ее посольства и внимательно изучить раздел, описывающий сотрудничество в сфере образования. Так, на сайте посольства Франции опубликован список программ, по которым выдаются гранты, и кажется, что в них отражен весь спектр человеческой деятельности. Здесь есть программа "Коперник", которая рассчитана на молодых экономистов, юристов и инженеров, стипендии, предназначенные для российских студентов, желающих продолжить обучение в рамках второго цикла (мастер), гранты для выпускников вузов, которые хотели бы поступить на государственную службу, и многое другое.

Большинство этих грантов предполагает, что по окончании обучения специалистам будут выданы дипломы, которые приравниваются к официальным документам о получении высшего образования.

Без диплома, но со знанием дела


Всем уже давно понятно, что наличие диплома далеко не всегда свидетельствует о наличии знаний. Поэтому желающим поднять свой уровень образования довольно часто приходит в голову, что куда логичнее выбрать какие-нибудь курсы повышения квалификации или приобрести новые навыки, не связанные с твоей профессией. Количество платных предложений в этой сфере вообще бьет все рекорды, а вот над поиском бесплатных вариантов стоит потрудиться.

Уникальным здесь выглядит Институт медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка", основанный в 2009 году. Цель института — "воспитать новое поколение архитекторов, дизайнеров и специалистов по медиа, от которых будет зависеть облик мира в XXI веке".

Создатели проекта называют институт постдипломной программой, которая предназначена для выпускников высших учебных заведений — молодых профессионалов. "Программа дает возможность поработать с авторами блестящих проектов в области урбанистики, архитектуры и коммуникаций из разных стран мира — опыт, неоценимый для всякого молодого специалиста",— рассказывает директор по коммуникациям института "Стрелка" Александр Острогорский.

"Воспринимать обучение в нашем институте как обычное второе высшее образование все же нельзя. Образовательная программа рассчитана на год, в течение которого студенты работают над проектами, идеи которых связаны с какой-то глобальной и российской проблематикой, например будущим энергетики или сохранением исторического наследия. После обучения студенты получают сертификаты, но мы не выдаем дипломы государственного образца ни по российской, ни по западной системе",— отметил Острогорский.

При этом поступить в "Стрелку" не проще, чем в какой-нибудь западный вуз. При поступлении студенты должны представить портфолио, объяснить, почему им важно это образование, и пройти серьезный конкурсный отбор: на место в прошлом году претендовали 12 кандидатов. После поступления всем студентам предоставляется стипендия, а в случае необходимости — места для проживания.

Обучение абсолютно бесплатное. "Да, у нас есть летние школы для всех желающих, где некоторые воркшопы — платные. Но для наших студентов весь курс обучения абсолютно бесплатен",— уточняет Острогорский.

По его словам, поступить в институт могут не только те ребята, которые уже получили архитектурное или дизайнерское образование. "Наша главная задача — находить пути решения важных для России и всего мира проблем. Поэтому, если к нам придет не архитектор, а, например, физик и скажет, что мечтает применить в России инновационные подходы в области энергетики, мы будем только рады",— подчеркнул Острогорский.

Однако, на его взгляд, для тех, кто хочет совместить учебу с работой, это не лучший вариант. "График обучения очень плотный. В течение года студентам предстоит освоить обширнейшую программу, которая состоит из лекций, мероприятий и обучающих поездок. Поэтому мы против того, чтобы обучение совмещали с серьезной работой, да и вряд ли это может получиться",— считает Острогорский.

Если же стоит задача совместить образование с рабочим графиком, можно попробовать заставить платить за свое обучение работодателя. Некоторые фирмы организуют обучение своих сотрудников на рабочем месте. Это называется корпоративный университет. Такие есть, например, у "Билайна", "Северстали", "Ингосстраха", "Ростелекома", "Вимм-Билль-Данна", "Макдоналдса", Coca-Cola и многих других. Хороши эти заведения тем, что студентам даются практические знания по узкой специальности без отрыва от производства. Как правило, преподавателей приглашают из ведущих бизнес-школ и крупных компаний, а процесс обучения строится на выполнении бизнес-заданий.

Надежда на лучшее


Не исключено, что в будущем учиться второй раз бесплатно в вузе будет проще. Во всяком случае, дискуссии на эту тему среди законодателей ведутся. В 2008 году в Государственную думу был внесен законопроект, в котором депутаты предлагают позволить бесплатно получать второе высшее образование по некоторым специальностям в сфере культуры и искусства. В частности, предполагалось дать возможность еще раз бесплатно отучиться тем людям, которые захотели выбрать в качестве второй профессии такие направления, как режиссура театра, режиссура кино и телевидения, композиция, дирижирование и некоторые другие. Однако номер не прошел.

"Тогда Министерству финансов просто стало жалко денег,— полагает один из авторов законопроекта, депутат от партии "Справедливая Россия" Елена Драпеко.— Конечно, нам объяснили это более благородной причиной: если уж и разрешать бесплатное получение второго высшего образования, то всем". При этом она уверена, что еще не все потеряно, и намерена повторно внести законопроект в ближайшее время. "Многолетний опыт объективно показывает, что в некоторых профессиях, например в профессии режиссера или дирижера, успех достигался только теми, кто поступал на эти специальности в возрасте 23-25 лет. Дирижер — это второе образование по определению, поскольку человек как минимум до того должен получить музыкальное образование и стать, к примеру, отличным скрипачом",— отметила депутат.

Она рассказывает показательную историю про молодого человека, у которого во время обучения на театральном отделении обнаружился редкий талант режиссера мультипликационного кино. "Вот вы мне скажите, много ли у нас режиссеров мультипликационного кино? Да почти никого! А парень действительно талантище. И признают это все. Преподаватели и рады его еще раз бесплатно отучить по новой специальности, но не положено по закону. Вот и приходится собирать деньги по спонсорам,— говорит Драпеко.— Пытаемся найти деньги для талантливых ребят. Но таких грантов мало, далеко не всем желающим и заслуживающим удается их получить".

"Да и кроме того, в этом нет системы,— продолжает депутат.— Это какое-то ручное управление. Мы должны наконец признать, что есть специальности, обучаться которым нужно только взрослым людям".

В обход закона


А пока законопроект ждет своего часа, ушлые студенты решают проблему второго высшего по-своему. Согласно федеральному закону "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" каждый гражданин России имеет право бесплатно получить профессиональное образование на конкурсной основе и только если он получает образование данного уровня впервые. Однако ответственность за получение второго высшего образования бесплатно в законе не предусмотрена. Не предусмотрен и порядок проверки данных о наличии у абитуриента законченного профессионального образования. И некоторые этим пользуются. Абитуриент, как известно, обязан представить приемной комиссии документ, удостоверяющий личность, гражданство, документ государственного образца об образовании и фотографии. То есть нужно по идее представить и диплом о высшем профессиональном образовании, если таковой имеется. Более того, каждый абитуриент расписывается в том, что получает высшее профессиональное образование впервые.

"Законодательство не предусматривает ответственности за предоставление ложных сведений или непредставление определенных документов при поступлении в вуз,— рассказывает специалист Федерального центра образовательного законодательства Мария Смирнова.— А судебная практика по применению к таким делам ч. 3 ст. 327 Уголовного кодекса РФ о предоставлении заведомо подложных документов пока не сформировалась". По идее ответственность в виде отчисления из вуза может быть закреплена в уставе вуза, но и этого тоже практически не бывает.