Подземные каменоломни парижа. Катакомбы в париже

Когда я только приехала в Париж, я мечтала сходить в катакомбы (Catacombes de Paris), но все как-то не получалось:то времени не было, то у нас с подругами был запланирован другой музей или мероприятие. В Париже же не заскучаешь. Здесь всегда есть чем заняться. Только спустя два месяца моего пребывания там, я с подругой отправилась в назначенное место. Тем более, что самостоятельное посещение катакомб запрещено: вход возможен только организованной группой.

Школа, в которой я училась (это была частная школа для иностранных студентов), организовывала экскурсии и различные культурные и не только выходы для своих учащихся. Среди них была экскурсия и в Катакомбы. Мы решили пойти с ней, так как гида мы знали - очень приятная женщина, с которой мы ходили и на другие подобные мероприятия. Она интересно рассказывала, а это много значит для людей этой профессии.


Как нам казалось, попадем мы туда быстро, так как в октябре в Париже уже мало туристов, а значит прощайте гигантские очереди в музеи, на выставки и т. д. Как же мы ошибались! Так как одновременно в катакомбах может помещаться в общейсложности не более 200 человек, пускают туда людей порционно. Поэтому даже в октябре туда была очень большая очередь! Наверное, самая большая после очередей в Диснейленд и Версаль, которые мне пришлось пережить в Париже. В ней мы провели добрых полтора часа, прежде чем попасть туда. Но это того стоило!

Начало осмотра

Первое, что ты чувствуешь при входе, это холод. Температура внутри составляет всего +14 °С, а по ощущениям и того меньше. Я была в осеннем плаще и тонкой кофте, и все равно мне было холодно. Учтите, что при посещении катакомб вы спускаетесь вниз под землю, а проходы там такие узкие, в самом оссуарии (это здание или место для хранения скелетированных останков) еще и низкие, поэтому, если вы страдаете клаустрофобией, вовсе не советую вам их посещать.

Второе - это темнота. Несмотря на висящие повсюду фонари, внизу царит полумрак, так что все равно плохо видно, а фотографировать неудобно. Только со вспышкой мне удалось сделать несколько нормальных фотографий.

Музей и акведук Аркёй (Arcueil)

Визит начинается не с самого оссуария, а с небольшого Музея катакомб, где на фотографиях показана история каменоломен. Когда-то это были места, где добывали горную породу для нужд Парижа. Раньше, когда город был значительно меньше чем сейчас, они находились за чертой города. Париж разрастался, и, в конце концов, каменоломни попали в черту города.


Как в каменоломнях оказались черепа и останки давно умерших? Как столица и крупный город, Париж обретал внутри себя множество кладбищ. Среди них было и очень большое кладбище Невинных мучеников. Объяснялось это тем, что церкви, при которых и были они, брали деньги за погребение покойных на своей территории. Это всячески поощрялось духовенством, так как приносило хороший доход.

Однако кладбища росли и вглубь, и вширь. Различные мрачные события Парижа только добавляли огромное количество трупов. Например, эпидемия бубонной чумы или Варфоломеевская ночь, а затем и Великая французская революция были надежными поставщиками останков тысяч людей. Так на кладбище Невинных мучеников к концу XVIII века набралось уже свыше 2 млн покойников. Хоронили людей уже поверх старых захоронений. От кладбища распространялась жуткая вонь, и оно стало рассадником различных инфекций. Но его ликвидации противилась все та же церковь. Ведь это означало и конец одному из надежных источников ее дохода.

Наконец, после того, как стена отделяющая само кладбище от жилых кварталов обрушилась, и во дворы людей хлынула лавина из останков людей, нечистот и т. д., было принято решение о переносе тел и скелетов в каменоломни. В черте Парижа хоронить запретили вообще, а другие кладбища тоже были ликвидированы.

Вот так появились Катакомбы и их оссуарий.


Из этого музея путь ведет к акведуку Аркёй - водопроводу, по которому поступала вода в Люксембургский дворец и к тем местам, где раньше добывали известняк. Собственно, чего-то особо интересного там нет. Голые стены. Впечатляют только арки акведука, стремящиеся ввысь.

Галерея «Порт-Маон» (Port Mahon)

Тут нам показали скульптуры в камне, выполненные одним из рабочих каменломен Дэкюром. Будучи солдатом на службе у кардинала Ришелье, он поступил на службу в каменоломни, где стал выполнять эти скульптуры. Какова была его цель при их выполнении -неизвестно. Рядом прикреплена табличка, на которой по-французски указана вся эта информация. Кстати, умер Дэкюр здесь же, от обвала камеломен, стремясь усовершенствовать свое творение.


Скульптура представляет из себя макет форта в городе Порт-Маон, на острове Менорка, который входит в состав Балеарских островов. Дэкюр провел там в тюрьме какое-то время, когда попал в плен англичан. Во время революции скульптуры разрушили, но затем, уже в середине XIX века, их восстановили.


«Ванна для ног» (Bain des pieds)

Откуда такое странное название у простого колодца, который раньше использовали рабочие каменоломни? Дело тут в необыкновенной прозрачности воды, из-за которой посетители просто не замечали сам колодец и могли случайно намочить в нем ноги.


Так было до 1983 года, когда в катакомбах провели электричество. Чтобы увидеть колодец сегодня, нужно спуститься еще ниже. Зато после него уровень галереи поднимается и выводит уже ко входу в сам оссуарий.

Оссуарий (Ossuarium)

«Остановись! Здесь начинается царство мертвых,» - такая надпись значится сверху, при входе в оссуарий. Эта цитата принадлежит поэту Жаку Делилю. Далее, в самом оссуарии, мы увидели множество высказываний и отрывков из произведений французских поэтов и писателей о смерти и бренности жизни.


Сам вход легко узнать по черно-белым колоннам, которые ему предшествуют. Конечно, на них уже оставили надписи разные невежливые посетители.


Большая часть галерей закрыта для посетителей. Для осмотра доступна только малая их часть. Но это делается только во благо самих же визитеров. Ведь некоторые из них находятся под угрозой наводнения или обвала. Да и заблудиться там без проводника очень легко.


Кости и черепа выложены вдоль стен, при этом образуя своеобразный и жуткий рисунок. Черепа выкладывали в линию под и над костями. На них же укреплены таблички, на которых указано, с какого кладбища они были перенесены. Кстати, где-то среди этих костей лежат останки и знаменитых деятелей Франции: Робеспьера, Дантона, Кольбера, Рабле и т. д.


На меня эти галереи производили жуткое, но вместе с тем и величественное впечатление. Ты проникаешься чувством какого-то странного успокоения и понимаешь, что все в мире лишь суета сует.


Галереи приводят к так называемому фонтану Самаритянки. Он был сделан в 1810 году для сбора грунтовых вод, которые были обнаружены рабочими катакомб. Назван он так из-за эпизода с Иисусом Христом и Самаритянкой у колодца Иакова. Другая причина - аллегория с Летой, рекой в царстве мертвых из греческой мифологии. По легенде, души пили воду из нее, чтобы забыть обстоятельства своей жизни.


Дальше идет еще одна большая зала, которая носит название крипта Sacellum (с лат. «святилище»). Там расположен так называемый алтарь, который был выполнен как копия одной античной гробницы, найденной во Франции в 1807 году. Там же находится большой, белый крест и каменные табуреты.


После мы попали в еще одно мрачноватое место (Хотя казалось бы, куда уж мрачнее?). В небольшой зале на каменном столбе стоит чаша в античной форме. Как вы думаете, для чего она была нужна? Как нам рассказали, ее использовали для сжигания смолы и улучшения вентилляции воздуха внутри каменоломен. Дело в том, что от костей распространялся ужасный запах, и рабочим не было чем дышать. Поэтому его и установили первым. Смолу также сжигали, чтобы отдать дань уважения умершим.


Проходя дальше по галереям, мы увидели то, что, как мы подумали, было гробницей. Но на самом деле это что-то вроде лже-гробницы, призванной поддерживать своды каменоломен. Установлена она в честь прОклятого поэта Николя Жильбера. Его стихи выгравированы на ней.

Единственное настоящее надгробие в оссуарии обретает останки некой Франсуазы Желян или дамы Лёгро. У нее была довольно печальная судьба: она влюбилась в одного авантюриста, который сидел в тюрьме и которого она даже ни разу не видела. Она нашла его записку около тюрьмы. В результатечего она посвятила чуть ли не часть своей жизни тому, чтобы его оттуда вызволить.


Уже на выходе из склепа находится зала Страстей или Ротонда костей. Именно там находится колонна в виде бочки из выложенных черепов и костей, которую можно найти на многочисленных фотографиях кКатакомб в Интернете.

Окончание визита

В самом конце вы попадаете в еще одну залу, которая образовалась здесь в результате обвалов. С 1874 по 1875 год их произошло сразу три. Рабочие очистили два из них.


Таким образом появилась эта зала, которая демонстрирует разные геологические слои. Они специально окрашены в разные цвета.


По винтовой лестнице мы поднялись на поверхность.

На выходе есть, как обычно, магазин с сувенирами, которые тут сделаны ввиде костей или черепов. Нужен брелок с черепом или скелетом? Тогда вам сюда. Я не стала ничего там покупать, так как с меня хватило и так впечатлений от катакомб. Цена таких сувениров начинается от 5 EUR.

Как добраться

Вам нужно доехать до станции метро «Данфер-Рошро» (Denfert-Rochereau). Она находится на пересечении сразу двух веток метро: № 4 и № 6.

Ориентир - скульптура льва рядом. Там вы уже легко найдете вход по длинной очереди.


Часы работы

Открыты катакомбы почти всю неделю: вторник-воскресенье - с 10:00 до 20:30. А вот кассы закрываются в 19:30. Катакомбы закрыты по понедельникам, 1 мая, 15 августа и 1 января.

Совет: зимой или осенью можно подходить до 17:00 с часа открытия. Очередь займет от часа до полутора. Летом, в период туристического сезона, лучше всего приезжать к катакомбам утром, за часа 2 до открытия, чтобы не стоять долго в очереди.

Стоимость входа

Существует несколько вариантов билетов:

  • катакомбы + экспозиции - 12 EUR, 10 EUR - для льготников (студенты и т. д.);
  • катакомбы + археологическая Крипта - 16 EUR и 13 EUR, соответственно.

Штраф за нахождение вне туристических зон - от 60 EUR!

Правила посещении

Вход с большими сумками или рюкзаками запрещен, так как некоторые проходы очень узкие. Разрешены только сумки размером не более 40 х 30 см. Их нужно нести в руке или перед собой.

Так как внутри довольно прохладно и летом, то лучше захватить с собой теплую кофту или куртку.

Беременным женщинам и маленьким детям просмотр катакомб противопоказан.

Фотографировать внутри можно спокойно, но только со вспышкой: внутри очень темно.

парижские катакомбы. На сегодняшний день подземные туннели - это совокупность пещер общей протяженностью более трех сотен километров, которые проходят практически под всей территорией исторической части Парижа.

Катакомбы Парижа как источник строительного материала

Париж - город музеев с уникальными коллекциями и бесценных шедевров архитектуры, но французская столица прячет под землей одну из самых интересных достопримечательностей - парижские катакомбы. В каком веке началась разработка катакомб - рукотворных пещер, использовавшихся в качестве каменоломен для добычи необходимого для строительства города камня, доподлинно неизвестно. На сегодняшний день катакомбы Парижа (подземные туннели) - это совокупность пещер общей протяженностью более трех сотен километров, которые проходят практически под всей территорией исторической части Парижа.

Ученым удалось установить, что первые катакомбы появились под территорией современного Парижа еще во времена античности. После строились новые здания и дворцы для знати и французской аристократии, для которых был необходим строительный камень, и протяженность катакомб увеличивалась с каждым годом, каждым десятилетием, каждым веком.

Начиная с XII столетия, когда начался бурный рост Парижа, в районе современного Люксембургского сада был добыт первый камень-известняк. Именно из камней, добываемых в этом месте, были построены самые известные памятники архитектуры французской столицы. К ним относится королевский дворец Лувр, собор Парижской Богоматери, а также Сен-Шапель. В те годы, когда велась разработка парижских катакомб, жилых строений над ними не было - эта территория не входила в черту Парижа, впоследствии город разрастался, и новые районы строились над подземными галереями.

Подземный город мёртвых

Шли столетия, и предназначение катакомб изменилось - они стали использоваться как подземное кладбище, постепенно превращаясь в огромный некрополь. Согласно утверждению историков, в этом некрополе нашло последний приют гораздо большее количество людей, чем численность населения современного Парижа. Считается, что в подземном некрополе хранятся останки более 6 миллионов парижан, но в данном случае эти цифры являются весьма приблизительными, а точную статистику воспроизвести в точности невозможно. Некрополь парижских катакомб пополнился и в результате перезахоронения останков из многих средневековых кладбищ города, в 1785 году сюда был перенесен прах людей, которые ранее были захоронены на кладбище Невинных.

После этого парижские катакомбы приобрели новое, ранее неиспользовавшееся название - их стали называть Городом Тьмы. Останками - костями и черепами были выложены стены и потолки подземных галерей без учета социального положения умерших. Кости рабочих, мещан и аристократов были плотно пригнаны друг к другу, и теперь они являются своеобразным декором подземных галерей, привлекая многочисленных туристов. Посещение подземелий связано с тайнами и загадками, мистикой и таинственностью. Среди костей находятся останки двух министров финансов эпохи Людовика XIV - казненного Фуке, и умершего в более позднее время Колбера, здесь покоится прах Робеспьера, Лавуазье, Дантона, Марата. В подземном некрополе похоронен и всемирно известный сказочник Шарль Перро, а также другие французские литераторы - Расин, Блез Паскаль, Рабле.

Магия подземных галерей

Подземные галереи парижских катакомб находятся на глубине, превышающей 20 метров, а большинство туристов, спускаясь вниз и направляясь в сторону окутанного легендами оссуария, об этом даже не подозревают. Недалеко от входа в подземелье до сих пор можно увидеть основание старинного акведука Аркёй , который с полной уверенностью можно назвать одной из достопримечательностей Парижа. На сводах катакомб до сих пор отчетливо видны следы проводившихся здесь работ, можно представить, как рабочие отделяли куски камня старинными несовершенными инструментами и сделать выводы о их нелегком труде. На стенах подземных галерей еще можно различить «черную черту» — специальную выдолбленную в породе линию, которая использовалась в качестве ориентира еще задолго до появления электричества. Теперь парижские катакомбы освещаются, что делает их посещение более удобным, безопасным и доступным для большого количества местных жителей. Рассматривая «черную черту», невольно сравниваешь ее с мифической «нитью Ариадны» — единственным способом выйти из древнего лабиринта.

Пройдя по узким подземным галереям, туристы попадают в более широкую часть парижских катакомб, называемую словом «ателье» — именно здесь добывалось основное количество камня для осуществления строительных работ. Эта часть катакомб сохранилась с древних времен практически в первозданном виде, а узкие столбы, подпирающие своды рукотворной пещеры, можно увидеть и сейчас. Подземный некрополь в былые времена был богато украшен скульптурами и барельефами, выполненными как точная копия украшений величественного дворца Пор-Маона, расположенного на одном из Болеарских островов. К сожалению, прекрасные скульптуры не пощадило ни время, ни «черные археологи», занимающиеся грабежами подземного кладбища, в настоящее время от скульптурных композиций не осталось ничего. До наших дней сохранились только барельефы, выполненные искусным мастером Декюром - ветераном армии французского короля Людовика XV, ставшего впоследствии одним из первых рабочих специально созданной Главной инспекции карьеров. И только эти старинные барельефы напоминают о старинном декоре парижских катакомб.

Еще одна интересная деталь подземных галерей - это таблички на пересечении проходов, на которых указаны названия улиц, расположенных над катакомбами, под важными общественными зданиями и католическими храмами и сейчас можно увидеть выбитую на стенах галерей лилию - символ Франции и ее королей. Первые таблички в галереях появились еще во второй половине XVIII столетия, а инициатором изучения катакомб стал французский король Людовик XVI. В те годы на территории Парижа было много входов-выходов в подземные галереи, здесь жили беспризорные, укрывались преступники, поэтому парижские катакомбы долгое время пользовались дурной славой.

Подземный некрополь - оссуарий находится под современными улицами д’Аламбер, Алле, авеню Рене-Коти и улицей Даре, а многие туристы, неторопливо прогуливаясь наверху по этим улицам, даже не подозревают, что под ними находится. Во время увлекательной экскурсии по парижским катакомбам туристы увидят и сам оссуарий, и много других подземных достопримечательностей - старинный алтарь, освященный служителями католической церкви, сам склеп и узкий тоннель, специально проложенный для подачи в подземные галереи свежего воздуха. Служащего и сейчас в качестве своеобразной вентиляции.

Экскурсионный маршрут по парижским катакомбам заканчивается посещением уникальной инспекторской галереи , которая расположена под улицей Реми-Дюмонсель. Главной достопримечательностью этой галереи является подземный колодец, с помощью которого в былые времена добывали известняк для французской столицы, а рассказ опытного экскурсовода словно переносит туристов на несколько веков назад, когда производилась разработка парижских катакомб.

С 1814 у парижских катакомб появилось еще одно назначение - их части использовали в качестве винных подвалов, пивоварен, в них устраивались склады, бары и кафе, а подземные галереи для многих стали обычным местом встречи. При этом протяженность туристического маршрута по парижским катакомбам не превышает полутора километров, а остальное остается за гранью непознанного.

В 2004 году парижские полицейские получили приказ провести учения в ранее неизведанной части катакомб Парижа под Дворцом Шайо. Войдя в подземные тоннели через дренажную систему, офицеры наткнулись на табличку с текстом «Строительная площадка, хода нет», а немного поодаль была установлена камера, которая записывала происходящее. Когда полицейские приблизились к камере, запустилась запись лая собак.

Полицейские спустились вглубь туннелей парижских катакомб и обнаружили огромную, площадью в 400 квадратных метров, пещеру с отлично оборудованным кинозалом. В комнате был установлен огромный киноэкран, проекционное оборудование, стулья и куча фильмов, от нуара (фильмы нуар, «чёрное кино» — жанр кино, который появился во время Второй мировой войны; криминальная драма, жёсткий психологический детектив, отражающие мрачные общественные настроения) до новейших триллеров. Помимо этого, в следующем «номере» подземелий, полиция обнаружила полностью укомплектованный бар и ресторан со столами и стульями. Более того, в пещеру вполне профессионально было подведено электричество и три телефонные линии. Кто превратил эти заброшенные подземные выработки под Парижем в секретный кинотеатр?

Именно этим вопросом задались и полицейские. Но, когда три дня спустя, они вернулись со специалистами — электриками, чтобы попытаться выяснить, откуда поставлялось электричество, кабели были перерезаны, а на полу лежала записка, гласившая: «Не пытайтесь нас найти».

Откуда катакомбы в Париже?

История подземных туннелей Парижа берет свое начало со времен Римской империи. В то время в них добывался известняк, который шел на постройку города. Со временем город разросся до современных размеров, и парижские каменоломни оказались непосредственно под оживленными улицами мегаполиса. Общая протяженность лабиринта туннелей, по общепринятым оценкам, составляет примерно 300 км, но лишь небольшая часть его открыта для всеобщего доступа. Эта малая часть, известная как склеп Данфер-Рошро или просто «катакомбы», стала одной из главных туристических достопримечательностей Парижа.

Чем знамениты подземелья Парижа?

Свою популярность парижские катакомбы получили благодаря хранящимся там останкам, по некоторым оценкам, от шести до семи миллионов горожан. Как же попали в подземелья все эти кости и черепа? Испокон веков кладбища в Париже располагались в черте города. Неудивительно, что со временем, когда город разросся, жителей в нем стало гораздо больше как рождаться, так и умирать, и кладбища постепенно переполнились. Некоторые из них, например, Les Innocents были настолько переполнены, что на них людей хоронили в несколько ярусов, а высота захоронений почти сравнялась с высотой кладбищенских стен. Мало того, что дождями все это добро вымывалось из захоронений и попадало в грунтовые воды и просто на улицы города, так еще и стены, не рассчитанные на такую нагрузку, иногда не выдерживали и просто обрушивались под тяжестью. Так было на уже упомянутом кладбище Невинных (Les Innocents).

Во избежание подобных злоключений, власти, наконец, приняли окончательное решение о перемещении останков людей в катакомбы. Около полутора лет кости переправлялись на специальную обработку и затем в подземелья под бдительным надзором властей.
Таким образом, катакомбы под Парижем стали последним пристанищем примерно для шести миллионов человек. Среди них, кстати, есть и очень знаменитые люди, такие как Жан-Поль Марат, Максимилиан де Робеспьер, Блез Паскаль, Франсуа Рабле, Шарль Перро и другие.

Легальные и не очень туристические маршруты по парижским подземельям

Туристам, как уже было упомянуто, доступна лишь очень небольшая часть лабиринта, всего около двух километров. Но это легальным. Нелегальные искатели приключений ищут другие входы в катакомбы, коих в столице Франции, к слову, до сих пор полным полно. Но здесь надо быть готовым к тому, что при встрече с полицией вас будут ждать однозначные неприятности.
Протяженность и уединенная атмосфера туннелей делает их крайне привлекательными для всякого рода тайных обществ, субкультур, жуликов, деятелей искусств и просто любопытствующих личностей. Отсюда и берут свое начало легенды катакомб Парижа.

В 1980-е годы было даже основано движение катафилов, посвященное исследованию туннелей. После обнаружения тайного кинозала, Патрик Алк, фотограф, близкий к движению человек, сказал, что «стыдно, конечно, но не конец света…». И подытожил: «Вы, ребята, даже понятия не имеете, что еще там внизу есть». Существуют десятки других подобных мест, оборудованных под разные цели.
В связи с участившимися актами вандализма и кражами черепов, парижские катакомбы были закрыты с октября 2009 года по декабрь того же года. После возобновления доступа были приняты дополнительные жесткие меры безопасности, в частности, при выходе проверяют ручную кладь.

Парижские катакомбы - это сеть туннелей и пещер, которые тянутся больше чем на 300км под городом. Эти места славятся паранормальными явлениями и недоброй аурой. Всё началось давным-давно...

Для возведения города требовался строительный материал. Римляне были первыми людьми, которые добывали известняк в этом районе в 6 веке до нашей эры. В карьерах открытого типа римляне раскапывали незащищённую породу.

Поскольку город увеличивался и занимал всё больше места, в карьерах возникли первые туннели. Они увеличивались в размере и сложности и обеспечивали строительными ресурсами в течение многих столетий. Разработки карьеров продолжались с опрометчивой стремительностью, пока не начали возникать проблемы.

К XVIII веку Париж внушительно вырос, а под землёй образовалось большое количество пустот, из-за которых некоторые здания начали разрушаться и проваливаться под землю. Для решения этой проблемы в Париже была сформирована генеральная инспекция по карьерам, чтобы отремонтировать, заполнить или закрыть часть туннелей, считавшихся опасными.

С началом XVIII столетия у парижан появилась вторая проблема: сильная переполненность кладбищ. Только на одном Кладбище Невинных было похоронено более 30 поколений человеческих останков. Священники решили построить для мертвецов своеобразную общую могилу под названием «charnier». Именно туда долгое время свозили тела умерших.

Поскольку растущий город окружил даже кладбища, в нём уже не оставалось свободного места. Где-то под конец закрытия Кладбища Невинных, так же как нескольких других кладбищ, земля поднялась на более чем 10 футов выше дороги. Запах изводил тех, кто жил непосредственно вблизи от кладбища.

Некоторые стены кладбища фактически разрушались, откуда на улицы и в подвалы некоторых прилегающих зданий вываливались гниющие тела. Вскоре живущие поблизости люди начали болеть и умирать от ядов, испаряющихся из трупов. Было принято решение начать освобождать кладбище и помещать кости в сеть туннелей под городом. В 1785 году, когда все кости были помещены в подземелье, карьеры стали музеем «Катакомбы».

Винтовая цементная лестница уводит посетителей вниз на 130 шагов, на 20 метров в глубину. На нижней площадке лестницы есть две комнаты со множеством фотографий древних надписей на стенах внутри музея «Катакомбы», так же как и некоторых подземных структур. Пройдя через две маленькие комнаты, человек попадет в настоящие катакомбы.

В среднем самая низкая высота потолка составляет 1,8м, а самая высокая более 3м, хотя в некоторых секциях есть потолки соборного типа, высоко возвышающиеся над головой. Тусклое освещение постепенно угнетает. Известняковые стены желтовато-коричневого цвета и прохладны на ощупь. Крупный гравий хрустит под ногами с каждым шагом, и единственным другим звуком является случающееся время от времени капанье где-нибудь в туннелях.

В следующем зале гостя приветствует надпись, которая переводится как «Остановитесь! Здесь - Империя мёртвых». В этих секциях кости и черепа образуют орнаменты, изображающие кресты, сердца, дуги и другие символы.

Если задуматься о том, что во всём жутком склепе находятся кости более 6 миллионов тел, то становится как-то не по себе. Ведь в этих глазницах когда-то была жизнь и они созерцали и ощущали этот мир также как и мы.

Туристический маршрут показывает зрителю лишь 1,7 км от всего огромного некрополиса. Вход в дальнейшие туннели закрыт. Говорят, что там оформлением костей никто не занимался и они хаотично разбросаны по полу.

Негативная энергетика непохороненных должным образом тел и редкое присутствие людей могли породить на свет, а правильнее сказать в тьму, страшные мистические тайны. Мы можем лишь гадать что скрывают от постороннего глаза несколько сотен километров малоисследованных мрачных тоннелей.

Давно стали объектом пристального внимания как со стороны местных жителей, так и с боку многочисленных путешественников. Что же привлекает сюда такое огромное количество посетителей ежегодно? Как правило, это желание познакомиться с историей великого города. Хотя ни для кого не секрет, что иногда в парижские катакомбы отправляются экстремалы или искатели приключений. Эти места на самом деле окутаны тайной и загадкой, а для ответа на многие вопросы понадобятся еще годы и годы исследований.

Данная статья направлена на то, чтобы рассказать о таком интересном и достаточно неизвестном объекте французской столицы, как мертвых. Читатель узнает подробности, о которых, как правило, не рассказывают туристам даже самые опытные гиды.

Раздел 1. Общее описание

Катакомбы, протянувшиеся под столицей Франции, представляют собой систему тоннелей, которые появились под городом в далеком прошлом.

Загадочные подземные галереи имеют протяженность более трехсот километров. Ученые-историки полагают, что древние каменоломни возникли в результате добычи материалов, необходимых для возведения дворцов и соборов в городе в период Средневековья. Позднее подземелье стало могилой для многих людей и превратилось в огромное кладбище. Число парижан, захороненных здесь, превышает нынешнее население французской столицы.

Еще во время античности римляне добывали в этих местах известняк, но шахты были открытого типа. Постепенно с ростом города увеличивалось и количество такого рода мануфактур. Основная часть тоннелей появилась во времена французского короля Филиппа-Августа, правившего в 1180-1223 гг., когда известняк использовали для сооружения защитных валов.

Раздел 2. Парижские катакомбы. История возникновения

Общая площадь подземных тоннелей, образовавшихся при разработках известняка, составляет примерно 11 тыс. кв. м.

Первая добыча известняка под землей началась при Людовике XI, который для этого отдал земли замка Воверт. В эпоху Возрождения быстро разрастались, и уже к XVII в. подземные парижские катакомбы, фото которых сейчас можно встретить практически во всех путеводителях, посвященных французской столице, оказались в городской черте, что привело к риску на улицах.

В 1777 г. королем была создана инспекция по проверке каменоломен, действующая и в наше время. На протяжении 200 лет работники данного учреждения проводят работы по укреплению и предотвращению обвалов в подземелье. Многие шахты были залиты бетоном, но укрепления постепенно размываются грунтовыми водами Сены, и опасность обвалов сохраняется.

Раздел 3. Краткая историческая справка

История парижских катакомб напрямую связана с жизнью горожан. Каким образом? Предлагаем ознакомиться с несколькими фактами:

  • В подземных галереях Шайо при проведении всемирной выставки в Париже (в 1878 г.) было открыто кафе «Катакомбы». Многие с уверенностью утверждают, что не посетить это место попросту невозможно
  • В подземельях столицы выращивают шампиньоны, являющиеся любимым продуктом в национальной кухне Франции.
  • Знаменитый писатель Виктор Гюго создал величайший роман-эпопею «Отверженные», сюжет которого тесно связан с подземным миром Парижа.
  • В период Второй мировой войны каменоломни использовались лидерами французского Сопротивления. Летом 1944 г. там был организован штаб, который располагался всего в 500 метрах от секретного бункера фашистов.
  • В эпоху холодной войны и угрозы ядерного нападения некоторые тоннели подземелья были переоборудованы под бомбоубежища.
  • «Парижские катакомбы» - фильм, один из немногих, который снимался не на съемочной площадке, а непосредственно в самих подземельях.

Раздел 4. Что такое Оссуарий?

В Средневековье католической церковью не запрещались захоронения рядом с церквями, большинство из которых располагались в городах. На кладбище Невинных, являющемся самым крупным в Париже, погребено более двух миллионов человек. Там покоятся останки не только простых прихожан, но и людей, умерших во время эпидемии чумы и погибших в резне в Также на кладбище похоронены сотни неопознанных тел.

Далеко не всем известно о том, что нередко могилы достигали глубины 10 метров, а насыпь земли увеличивалась до 3 метров.

Неудивительно, что городское кладбище впоследствии стало источником распространения заразы, и в 1763 г. парламент запретил массовые захоронения в черте города. В 1780 г. после обрушения стены, отделяющей погост от городской зоны, кладбище полностью закрыли, и в пределах Парижа больше никого не хоронили.

Долгое время останки после дезинфекции вывозились в подземные каменоломни Томб-Исуар. Рабочие укладывали кости на глубине более 17 метров, в результате чего возникла стена, и появилось почти 780 метров галерей с останками умерших, которые располагались по кругу. Так в парижских катакомбах в 1786 г. был основан Оссуарий. Здесь нашли покой около шести миллионов человек, в числе которых много известных личностей, но еще больше - никому не ведомых.

Раздел 5. Парижские катакомбы сегодня

Согласно мнению туристов, попадая в Оссуарий, даже не замечаешь, что оказался на глубине 20 метров. Здесь можно увидеть настенные рисунки XVIII в., различные памятники и исторические экспонаты, алтарь, расположенный в шахте для подачи воздуха.

Гости и местные жители утверждают, что, обратив пристальное внимание на потолок, можно заметить черную линию - «нить Ариадны», которая помогала не заблудиться в галереях в прошлом, когда не существовало электричества. Сейчас в подземелье сохранились еще места, не изменившиеся с тех пор: памятники и барельефы, установленные на захоронениях прошлых столетий; колодец для добычи известняка; опорные столбы для свода.

В целом нельзя не отметить, что парижские катакомбы (2014 год - очередное тому подтверждение) становятся все более и более популярной достопримечательностью французской столицы.

Раздел 6. Как попасть внутрь

Вход в парижские катакомбы находится рядом со станцией метро "Данфер-Рошро" (Denfert-Rochereau). Ориентир - Катакомбы открыты ежедневно (кроме понедельника) с 10.00 до 17.00. Стоимость экскурсии - 8-10 евро (дети до 14 лет - бесплатно).

Кстати, бывалые путешественники советуют обратить внимание на тот факт, что индивидуальные посещения запрещены.

В настоящее время посетителям доступны галереи протяженностью 2,5 километра. Также существуют закрытые участки, опасные для посещения. В ноябре 1955 г. в Париже был специально издан закон, запрещающий пребывание в этих местах. А с 1980 г. за соблюдением этих правил следят отдельные бригады полиции.

Раздел 7. Чем опасны нелегальные посещения

Несмотря на все запреты, находятся любители острых ощущений, которые, рискуя жизнью, нелегально проникают в подземелье через люки канализаций, станции метро и т. д.

Подземные галереи с узкими и низкими лабиринтами имеют сложные ходы, где легко заблудиться. Так, в 1793 г. сторож церкви Валь-де-Грас пытался отыскать в каменоломнях старинные винные погреба, но заблудился. Его останки нашли только через много лет, опознав бедолагу по ключам и оставшейся одежде.

Современных «героев» тоже немало, однако местная полиция делает все возможное, чтобы не допустить таких горе-путешественников внутрь.

В этой стране на самом деле есть много интересного: Эйфелева башня, Лувр, удивительные древние города, океан, бескрайние поля виноградников, парижские катакомбы... Франция, тем не менее, должна запоминаться исключительно положительными моментами и радостными минутами. Отговорить вас от совершения необдуманного поступка готов каждый, кому уже удалось побывать внутри упомянутого объекта.