Почему весной около деревьев лунки? Развитие весенних растений под снегом. Задачи и упражнения к школьному курсу общей экологии

Алекандрова Н. В.

Март

Еще лежит глубокий, нетающий снег, а уже повеяло весной: потеплело солнце, и ветерок приносит влажный весенний запах из глубины леса. Снег покрылся черными точками; присмотрись - это семена березы. У каждого - два крылышка. Клен тоже начал сбрасывать на снег свои крылатые семена - и ольха, и елка. Семена полежат на снегу, напитаются влагой и, когда снег сойдет, прорастут.

В марте прогреются первые проталины - на пригорках, у стволов деревьев - а с ними появятся и первые перелетные птицы: грачи и скворцы. Грачи заявляют о себе шумно - с карканьем, большими стаями рассаживаются на вершинах больших берез, а по дорожкам ходят молча - важные, черные с отливом; только клюв светлый. Грачи починят растрепанные зимними ветрами гнезда, чернеющие высоко на деревьях, и скоро будут насиживать яйца. Когда из них вылупятся птенцы, для них уже будет много корма - сойдет снег с полей, распашут землю, и черные птицы, с криками слетаясь на свежую пашню, будут выискивать в земле червяков и жуков.

И скворцы прилетают в марте - тоже черные, с блестящими пестринками. Скворец выберет себе жилье - дупло или скворечник, сядет рядом на ветку и начнет звонко петь, трепыхая крылышками; в его песне слышен и свист, и подвизгиванье, и как будто скрип колеса или старой двери.

Еще один мартовский гость - жаворонок. Его голос, будто дрожащий глубоко в небе, как первое весеннее тепло разливается в воздухе. Жаворонок живет в поле и поднимается вверх почти отвесно - все выше, выше - и вот его уже не видно, только звучит бесконечная, переливающаяся песня. Прилет жаворонков в старину праздновали: лепили птичек - "жаворонков" - из теста и выпекали их в печке.

Апрель

Снег уже совсем сошел, лед на речке растрескался, большие льдины уплыли по воде, толкаясь, шумя и рассыпаясь в ледяное крошево. Сбежали бурные ручьи - с полей, из глубины лесов, по оврагам и рытвинам - принесли в реку талую воду. Началось половодье: вода в реке поднялась и затопила низкие берега; только верхушки ракит выставили свои ветки над водой. Но скоро и река успокоилась, вернулась в свое русло.

В лесу еще совсем сыро, пахнет свежей землей и влагой, а в темноте под еловыми лапами еще белеют клочья почерневшего снега. Но пройдет совсем немного времени - и под ногами зазеленеет трава и листья, расцветут первые цветы. В прозрачном апрельском лесу синими островами цветет медуница. Среди синих цветков проглядывают и розовые - это те, которые только что распустились; потом они тоже посинеют. Если зацвела медуница - значит, проснулись пчелы и уже собирают мед.

А на светлом, подсыхающем пригорке, среди сухой травы цветут желтые цветы: первоцвет - горсть желтых колокольчиков на одном стебельке - и мать-и-мачеха, похожая на маленький одуванчик. Ее цветы никогда не увидят собственных листьев - листья развернутся летом, когда цветков уже не будет. Сверху лист мать-и-мачехи гладкий и холодный, а снизу - мягкий на ощупь - поэтому ее так назвали.

Лес еще не зазеленел, но уже наполнился весенними голосами. Даже дятел, который зимой молчал, оглашает лес громким треском, похожим на барабанную дробь. Прилетели зяблики, овсянки; зяблик поет бодрую, веселую песенку, а овсянка сидит на вершине березки и тянет песню грустную, мелодичную.

Сами деревья, кажется, еще спят, но внутри стволов и ветвей уже потекли, потянулись вверх новые жизненные соки. Если в апреле срубить или поранить березу, то порез быстро наполнится соком и красноватой пеной. Самый сладкий весенний сок - у клена. Многие деревья - ива, осина, ольха - цветут раньше, чем одеваются в листву (догадайся, почему). Их сережки пылят - выпускают на ветру легкое облачко желтой пыльцы.

Май - месяц свежей, молодой листвы, благоухающего цветения и неумолкающего птичьего пения. В середине месяца кажется, что возвращаются холода: помрачнеет небо, подует студеный ветер. Тогда в народе говорят: черемуха зацветает. А когда она, наконец, зацветет вся, как облако, белыми душистыми кистями - приходит настоящее летнее тепло, приходит время ночного соловьиного пения. Как поет соловей! Посвистывает, щелкает на все лады, поодаль отзывается другой, третий - и так весь вечер, всю ночь до рассвета. Соловья очень трудно увидеть - он прячется в густом кустарнике, а если увидишь, то удивишься: какая маленькая, серо-бурая птичка обладает таким звучным, сочным голосом.

А днем в зеленом, свежем, полном солнечного света лесу долго-долго кукует кукушка -далеко ее слышно, как эхо. Странный у нее характер. Все птицы сейчас заняты своими гнездами, а кукушка - чужими. Снесет яйцо где-то в траве, возьмет его в клюв и подложит в чье-нибудь гнездо. Вылупится из него кукушонок, все другие яйца из гнезда выбросит и требует корма. Птицы - родители думают, что это их птенец, и усердно его выкармливают, даже когда он вырастет вдвое больше их самих.

Майские дни и ночи полны звуков, запахов, свежего дыхания весеннего воздуха. Мягкий, теплеющий ветерок колышет молодую шелковистую траву, треплет гибкие ветви берез с едва показавшимися, еще клейкими листочками, осыпает мелкие, как снег, лепестки черемухи. В глубине майского леса зацветает ландыш - скромный, но удивительно изящный и ароматный лесной цветок. Ландыши сохранились только в первозданных, незатоптанных лесах, и их нужно беречь. Не надо набирать ландышевый букет; только если ты попал действительно в дикий лес, где ландышей очень много - сорви один цветок и поставь его в прозрачный стеклянный стакан или бокал - он долго сохранит в доме аромат майского леса. Ландыш целебен: из его ягод приготовляют лекарство, чтобы лечить сердце. Эти красные ягоды ландыша - а они созревают летом - нельзя срывать, они ядовиты.

Когда в лесу цветут ландыши, стоят в бело-розовом цветении и яблоневые сады, а на солнце вдоль дорожек желтым ковром расстелились одуванчики. Одуванчик любит только солнце - на ночь и перед дождем он закрывается. Когда созреют семена одуванчика, он развернет белый пуховой шарик, на который - все знают - так приятно подуть. Отцвели яблони, полетел пух с одуванчика - значит, наступило настоящее лето.

1. Какие это птицы? (Рисунки - грач, скворец, жаворонок, зяблик, овсянка, соловей, кукушка, ласточка).

2. В каком месяце прилетают: грачи, скворцы, соловьи, ласточки?

3. Где строят гнезда жаворонки? А грачи?

4. Почему грачи прилетают раньше, а соловьи - позже?

5. Какую птицу трудно разглядеть в небе?

6. Какая птица не строит гнезда?

7. На каких деревьях цветут сережки весной? Почему они цветут раньше, чем появляются листья?

8. Какие это цветы? (Рисунки - медуница, первоцвет, ландыш, мать-и-мачеха, одуванчик).

9. Почему у медуницы и синие, и розовые цветы?

10. В каком порядке зацветут: ландыш, одуванчик, медуница?

11. Какие главные приметы марта, апреля и мая?

1. Нарисуй весну.

2. Вспомни, был ли ты весной в лесу и что ты там видел.

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,

Теплом озарены,

И в душу снова просятся

Пленительные сны.

Везде разнообразною

Картиной занят взгляд,

Шумит толпою праздною

Народ, чему-то рад.

Какой-то тайной жаждою

Мечта распалена -

И над душою каждою

Проносится весна.

Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет;

Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут;

На рассвете в долинах теплом и черемухой веет,

Соловьи до рассвета поют.

Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы...

Все цветет и поет, молодые надежды тая...

О весенние зори и теплые майские росы!

О далекая юность моя!

Плакали чибисы, тонко и ярко

Весенняя светится синь,

Обвяла дорога, где солнце - там жарко,

Сереет и сохнет полынь.

На серых полях - голубые озера,

На пашнях - лиловая грязь.

И чибисы плачут - от света, простора,

От счастия - плакать, смеясь.

Алимпий иконописец

Очистив от снега небольшой участок почвы, посмотрим, что происходит сейчас под ним в лесу. Делать это следует возможно осторожней, чтобы, удаляя нижние слои снега, не повредить находящиеся под ним растения.

Весна только еще начинает входить в свои права.

Официально она уже началась, так как сок уже брызжет в теплые дни из ранки в кленовом стволе, однако какие-либо другие весенние явления в растительном мире подметить еще очень трудно. И хотя погода стоит сырая и теплая и лишь по ночам хрустят легкие морозцы, несомненным кажется для нас, что развитие растений тормозит снежный покров, продолжающий еще лежать в лесу сплошным слоем. Лишь кое-где на полях, по буграм, чернеют большие проталины, на которых важно расхаживают грачи; уже давно освободились от снега также склоны крутых оврагов и железнодорожных откосов.

Казалось бы, что найти сейчас что-либо интересное в растительном мире можно, только отправившись на эти свободные от снега участки. Однако гораздо полезнее экскурсия в широколиственный лес, в дубраву, в липовый лес или один из старых, хорошо сохранившихся парков, где-нибудь в окрестностях города.

Не рано ли идти в лес? Неужели там есть сейчас что-нибудь интересное? Да, именно в это время здесь можно наблюдать одно из самых интересных явлений в жизни наших ранневесенних растений.

Как тает снег в лесу

Снег лежит в лесу ровным слоем, однако он сильно изменился по сравнению с рыхлым и легким белым покровом зимы. Тяжелый и пористый, он рассыпается на отдельные крупинки, причем особенно поражает его грязная поверхность. Хвоинки, мельчайшие кусочки коры, хворостинки, кленовые и липовые плоды и просто копоть, налетевшая сюда из заводских труб, придают поверхности снега черноватый оттенок. Откуда же взялся весь этот мусор? Почему его не было видно зимой, когда снег на солнце ослеплял своей белизной? Дело объясняется очень просто. В течение всего года падают на поверхность снега или почвы различные частицы с деревьев, известные в лесоводстве под названием «отпада». Осенью основную массу его образуют опавшие листья. Зимний отпад состоит из частиц коры (корки), наружные слои которой шелушатся, особенно под действием низких температур и замерзающей воды, затекающей в трещины во время оттепелей. Кроме того, зима с ее снежными навалами - сезон естественного очищения стволов от сучьев, которые обламываются, не выдерживая тяжести снега. Действие ветра, проникающего вглубь леса сквозь прозрачный древесный полог, сильнее всего сказывается опять-таки зимой. Сухие сучья, обгрызенные белками однолетние еловые побеги, раздробленные дятлами сосновые шишки - весь этот разнообразный отпад в лесу бывает замаскирован вновь выпадающим снегом. Весной же при таянии снег оседает, и все, что было в него погружено, оказывается лежащим на поверхности. Мусор, находящийся на поверхности снега, весной приобретает большое значение. В ясные солнечные дни он значительно ускоряет процесс снеготаяния, так как темные предметы, как известно, поглощают тепловые лучи, тогда как белые, наоборот, их отражают. Ранней весной в лесу можно наблюдать еще одно характерное явление - воронки вокруг деревьев, кое-где уже протаявшие до самой земли. Образование их связано также с работой солнечных лучей. В ясные солнечные дни темная поверхность стволов значительно нагревается, поэтому окружающий их снег тает более энергично, причем сильнее с южной стороны ствола. Здесь раньше всего появляется из-под снега почва, покрытая опавшей прошлогодней листвой и частями растений, зимующих зелеными. Температура тающего снега считается равной нулю. При этом имеется в виду чистый снег. В разгар снеготаяния температура в поверхностных слоях снега в пасмурную погоду может доходить до +4,1º, однако уже на глубине 10 см она падает до +2º, +1º, а на глубине 15 см колеблется от +1 до -1º. Напротив, зимой нижние слои снегового покрова значительно теплее верхних, и если близ поверхности снега температура бывает отрицательной, доходя до -10 -15º, то на уровне почвы она может быть лишь немного ниже нуля.

Что можно наблюдать в лесу под снегом

Очистив от снега небольшой участок почвы, посмотрим, что происходит сейчас под ним в лесу. Делать это следует возможно осторожней, чтобы, удаляя нижние слои снега, не повредить находящиеся под ним растения. Мы увидим здесь, наряду с перезимовавшими вечнозелеными стеблями зеленчука (Galeobdolon luteum), копытня (Asarum europaeum) и волосистой осоки (Carex pilosa), целый ряд нежных, желтоватых или едва позеленевших ростков, пробившихся сквозь слой слежавшейся прошлогодней опавшей листвы. У многолетней пролески (Mercurialis perennis), обычного лесного растения, образующего летом фон в травянистом ярусе леса, мы обнаружим под снегом крупные дугообразные ростки с бутонами. Также найдем мы молодые стебли с бутонами и листьями у медуницы (Pulmonaria officinalis), чистяка (Ficaria ranunculoides) и ветреницы (Anemone ranunculoides) - наших обычных весенних растений, а также у адоксы мускусной (Adoxa moschatellina), сныти и некоторых других. Эти нежные стебельки с молодыми еще свернутыми листочками, резко отличаются от грубых кожистых частей перезимовавших растений, поэтому трудно предположить, чтобы они развились с осени или с предыдущего лета и зимовали в таком виде. Кроме того, осенью на поверхности почвы не найти у всех этих растений таких крупных проростков, не говоря уже о развитых листьях или даже окрашенных бутонах, которые нередко можно встретить под снегом у медуницы. Лишь у многолетней пролески с осени под толстым слоем опавших листьев можно заметить маленькие дугообразные изогнутые ростки с кисточкой едва заметных зачаточных листочков.

Таим образом, остается придти к выводу, что наши весенние растения обладают замечательной способностью развиваться под снегом зимой. Уходя осенью под снег с покоящимися подземными органами - корневищами и клубнями, - они выходят из него уже с развившимися стеблями, листьями и нередко даже с окрашенными бутонами. В лесу во время снегосхода молодые части весенних растений пробиваются сквозь снег.

Почему в лиственном лесу зимой не промерзает почва

Какие же условия необходимы для того, чтобы растения могли развиваться в лесу под снегом? При удалении снега почва широколиственного леса оказывается совершенно талой, благодаря чему из нее без труда можно выкапывать растения. Замечательно, что в таком же талом состоянии сохраняется почва в лесу в течение всей зимы даже тогда, когда стоят тридцатиградусные морозы. Нередко осенью, еще до образования снежного покрова, во время так называемых гололедиц, почва в лесу сковывается морозом, однако в дальнейшем, уже в начале зимы, она полностью оттаивает, и лишь у самой поверхности остается неглубокий полумерзлый слой в два-три сантиметра толщиной. Этим почва широколиственного леса резко отличается от почвы хвойного или смешанного леса, которая зимой сильно промерзает, причем мерзлота здесь сохраняется довольно долго и сходит лишь спустя много дней после исчезновения снежного покрова.

Чем же объясняется столь своеобразный тепловой режим почвы широколиственного леса? Прежде всего, в нем по сравнению с хвойным лесом имеется гораздо более пышная лесная подстилка из опавших листьев. Ее роль в жизни леса очень велика. Не касаясь сейчас других сторон, укажем, что лесная подстилка - чрезвычайно плохой проводник тепла благодаря ее рыхлости и большому количеству воздушных полостей, а также и потому, что она состоит из веществ, обладающих малой теплопроводностью. Кроме того, лесная подстилка очень влагоемка; вода же примерно в два раза более теплоемка, нежели почва. Таким образом, лесная подстилка, уменьшая теплопроводность почвы, препятствует ее охлаждению зимой; летом она защищает почву днем от инсоляции, а ночью - от лучеиспускания, понижая тем самым суточные и годовые колебания температуры. Весной, в период снеготаяния, а также во время зимних оттепелей незамерзающая почва широколиственного леса продолжает нормально впитывать просачивающуюся влагу, благодаря чему здесь никогда не образуется ледяной корки. Все это создает благоприятные условия для развития растений под снегом.

Как растут растения под снегом

Хотя на поверхности тающего снега температура и может значительно повышаться, в нижних его слоях даже в разгар снеготаяния она остается неизменной - близкой к нулю или даже несколько ниже. Нуль градусов для большинства растений является предельно низкой температурой, при которой всякий рост прекращается, в частности, для пшеницы граница роста лежит на нуле. Для клена и сосны такой границей является 7º тепла, для кукурузы 9º, а для огурцов 15º.

Что же дает возможность весенним растениям развиваться при таких низких температурах?

Тут прежде всего необходимо отметить, что все весенние растения-подснежники являются многолетними. Они развиваются за счет подземных органов-корневищ, луковиц или клубней, в которых откладываются питательные вещества. Таким образом, рост весенних растений в его первых стадиях идет за счет превращения уже готовых органических веществ, и процесс фотосинтеза, т.е. усвоения углекислоты, не является здесь необходимым. Вследствие этого развитие весенних растений гораздо меньше зависит от внешних условий.

Какие же питательные вещества находятся в подземных кладовых?

Если осенью разрезать корневища ветреницы или клубеньки чистяка, то с помощью обычной и одной реакции нетрудно убедиться в присутствии в них крахмала. Однако как только у растений закончится период покоя и они начнут свое развитие, отложенный в корневищах и клубнях крахмал превращается в сахар. Сахара отличаются от крахмала своей способностью растворяться в воде, поэтому они передвигаются по растению к молодым растущим частям и служат источником энергии для дыхания, которое здесь совершается весьма интенсивно. Дыхание это то же горение, хотя и очень медленное. При нем про исходит выделение теплоты; поэтому здесь уместен вопрос: могут ли нагреваться растущие под снегом части весенних растений в результате дыхания? Всем известно, как «горит» навоз, который поднимает температуру в парниках до 40º; это нагревание целиком обязано дыхательной деятельности многочисленных бактерий и грибов, которых в прелом навозе развивается великое множество. Однако наблюдать выделение тепла при дыхании высших растений - дело довольно трудное.

Если бы нам удалось с помощью самых совершенных приборов измерить температуру листьев, не нагреваемых солнцем, или внутренность ствола какого-нибудь дерева, то мы выяснили бы, что она несколько ниже или равна температуре окружающего воздуха. Происходит это потому, что одновременно с некоторым нагреванием в процессе дыхания растения, испаряя воду, теряют теплоту. Чтобы наглядно убедиться, как велика может быть потеря тепла в результате испарения, налейте себе на руки какой-нибудь быстро испаряющейся жидкости, например, спирта или эфира. Вы получите ясное ощущение холода. Чем больше поверхность растения, тем соответственно сильнее будет происходить излучение тепла в результате испарения; поэтому листья, имеющие обычно очень большую поверхность, быстро теряют образовавшуюся в процессе дыхания теплоту. Нагревание растений в результате их дыхания в некоторых случаях удается наблюдать непосредственно на их растущих частях. Знаменитый французский натуралист и натурфилософ Ламарк заметил, что у Arum italicum, растения из семейства ароидных, цветочные початки значительно нагреваются. Дальнейшие наблюдения показали, что соцветия пальм, некоторых саговниковых, а также цветки гигантской водяной кувшинки-Виктории регии нагреваются порой на 10º по сравнению с температурой окружающего воздуха.

В связи с этим возникает вопрос, не происходит ли значительного нагревания в результате дыхания у молодых растущих частей наших весенних растений, развивающихся под снегом. В альпийских условиях, где снег долго залеживается, подснежное развитие растений представляет собой самое обычное явление и служит очень важным приспособлением растений к короткому вегетационному периоду. Благодаря такому заблаговременному развитию растения успевают здесь закончить свой цикл и принести зрелые семена до наступления осени. Описывая цветение сольданеллы в снегу, Кернер указывает, что бутоны ее могут пробиться сквозь слой снега лишь благодаря выделяемой ими при дыхании теплоте. По мнению этого автора, растение, растапливая снег, образует вокруг своих растущих частей особые пещерки, а в дальнейшем, когда оно достигает поверхности снега, и глубокие воронки. В наших лиственных лесах во время снегосхода у торчащих из-под снега листьев и стеблей весенних растений можно наблюдать образование воронок, что, по-видимому, всецело зависит от работы солнечных лучей и в этом отношении аналогично образованию кольцевых проталин вокруг деревьев, о котором мы уже говорили. Раскапывая снег, мы никогда не замечали каких-либо признаков, указывающих на способность ростков весенних растений растапливать вокруг себя снег. Таким образом, можно полагать, что хотя дыхание у них идет достаточно энергично, но повышение температуры при этом не настолько велико, чтобы оно могло оказывать заметное влияние на кристаллы снега, окружающего растения. Впрочем, все это остается еще в значительной степени в области предположений, так как специальных точных исследований с применением точной аппаратуры в этом направлении еще не проведено. Мы уже указывали, что в результате растворения запасных веществ, главным образом крахмала, молодые растущие части весенних растений бывают богаты сахаром. Это значит, что клеточки их наполнены клеточным соком, представляющим собой концентрированный сахарный раствор. Всякий же крепкий раствор, как известно, замерзает при з начительно более низкой температуре, чем дистиллированная вода; поэтому нежные ростки весенних растений могут переносить без особого вреда температуры ниже нуля. Важно также, что даже в случае промерзания нежных ростков весенников при сильном падении температуры промерзшие части, благодаря снежному покрову, оттаивают очень медленно и постепенно, поэтому замерзание проходит без вреда для растений.

Что мешает подснежникам начинать свое развитие с осени

Мы уже указывали, что осенью в наших лесах имеется, казалось бы, целый ряд возможностей к развитию ранневесенних растений, относящихся к группе подснежников. В это время полог леса снова становится светлым, понижается температура воздуха и увеличивается влажность почвы, приближаясь к условиям весны. Вместе с тем уменьшается и продолжительность дня: в октябре в среднем день становится короче, чем в апреле. Мы видели также, что на юге, в лесах Кавказа и Крыма, имеются растения, использующие все эти осенние условия для своего развития; в нашем климате такие виды из числа наших подснежников отсутствуют. Они не развиваются осенью даже в оранжерее и до известного времени находятся в периоде покоя. Какие же условия необходимы этим растениям, чтобы вновь начать свое развитие? Почему они так упорно не развиваются осенью и, наряду с этим, с середины зимы начинают расти под снегом, казалось бы, в самых неблагоприятных условиях? До недавнего времени такую же загадку в отношении своего развития представляли озимые сорта хлебов, которые, как известно, не колосились при весеннем посеве, и все попытки заставить их развиваться нормально в этом случае оставались безрезультатными.

Каждая из этих стадий требует для своего наступления определенных температурных условий. Так, например, если озимые пшеницы будут расти все время в условиях температуры выше +10º, то большинство сортов не сможет плодоносить. Они не будут нормально развиваться и в том случае, если температура все время будет ниже +10º. Для нормального развития озимой пшеницы необходимо, чтобы семена на ранних стадиях своего развития подвергались воздействию низкой температуры от 0º до 2º, т. е. прошли стадию яровизации; в дальнейшем же, однако, при переходе в стадию плодоношения, наряду с другими условиями, для них обязательна сравнительно высокая температура не ниже 10º. Таким образом, одно и то же растение на различных этапах своего развития предъявляет различные требования к внешним условиям. При отсутствии необходимых условий перехода от одной стадии к другой не происходит, и развитие растений либо консервируется, либо идет ненормально. В частности, переходя к о собенностям ритма развития наших подснежников, можно полагать, что для своего нормального развития растения должны пройти своего рода «стадию яровизации» при низких температурах. После того как почва в лесу в результате осенних заморозков промерзнет и находящиеся в ней подземные части весенних растений подвергнутся значительному охлаждению, растения начинают свое развитие в начале зимы под снегом. На то, что охлаждение действительно является необходимым условием для развития некоторых весенних растений, указывают опыты академика Любименко с клубеньками чистяка. Эти клубеньки начинают прорастать с осени, затем развитие их полностью приостанавливается. Вы звать его продолжение удается, лишь подвергнув клубеньки действию низкой температуры. Наши опыты показали, что охлаждение клубеньков в течение нескольких дней до температуры, близкой к нулю, не оказывает заметного действия. По-видимому, необходимо либо более сильное, либо более длительное охлаждение. Сходные результаты получились также в моих опытах с обыкновенной хохлаткой (Corydalis solida). Если осенью накопать клубни этого растения, посадить их в плошки и поставить в оранжерею или комнату, то они очень долго не развиваются, проходя стадию покоя. Развитие обычно начинается лишь в январе, причем, как правило, получаются карликовые экземпляры, в 2-3 см высоты, с коротким убогим соцветием, едва выставляющимся из прикорневого чешуйчатого листа. Интересно, что листья у таких экземпляров почти не развиваются, так что растения эти не могут ассимилировать и быстро погибают, не успев принести зрелых плодов. Однако если с осени часть банок с клубнями хохлатки оставить под снегом, где-нибудь в саду, а затем взять их среди зимы и внести в оранжерею, то из них развиваются нормальные растения, которые приносят зрелые семена. Точно такой же результат получается при опытах с выгонкой сон-травы (Pulsatilla patens). Этих опытов еще далеко не достаточно, чтобы делать окончательные выводы о тех условиях, которые необходимы нашим подснежникам для нормального развития. Они должны быть повторены и поставлены на различных объектах, и в этом деле многие из читателей могли бы принять участие.

О чем говорят жизненные особенности наших подснежников

Изучая жизненные особенности наших, подснежников, нетрудно заметить, что их ритм развития не гармонирует с периодичностью нашего климата. В самом деле, эти растения уходят на покой в самое благоприятное время года и, наоборот, развиваются зимой, под снегом. Правда, таким образом, они получают ряд преимуществ как в отношении освещения, которое затем сильно падает в лесу, так и в отношении конкуренции с другими обитателями леса, которые к этому времени еще не развились. Возникает вопрос, не является ли этот ритм развития отпечатком каких-либо иных климатических отношений, в условиях которых он мог бы оказаться гармоничным? В самом деле, способность подснежников развиваться при низких температурах зимой, при условии длительного охлаждения, И их чрезвычайно короткий период вегетации, приуроченный к холодной и влажной части года, не указывают ли на то, что перед нами растения-выходцы из стран с холодным и коротким летом? Выясним, прежде всего, не являются ли наши подснежники выходцами из далеких северных стран, где вегетационный период очень короток и суров. Уже давно исследователи указывали, что полярная флора в сущности является весенней флорой, и подчеркивали ее чрезвычайно быстрое развитие в тундре, после того как сойдет снежный покров. Однако эти же исследователи отмечали, что на крайнем севере сравнительно мало растений типа нашей ветреницы, хохлатки, пролески, гусиного лука, т.е. растений с отмирающими на зиму стеблями и зимующими подснежными органами-корневищами, луковицами и клубнями. В основном на крайнем севере преобладают растения вечнозеленые с зимующими стеблями или листьями, причем среди этих растений различают низкие карликовые кустарники или растения подушки. Почва на крайнем севере зимой промерзает чрезвычайно сильно и в обширном районе вечной мерзлоты летом оттаивает на незначительную глубину. Кроме того, световые условия крайнего севера как будто не соответствуют природе весенних растений. В высоких северных широтах летом день очень продолжителен, а между тем подснежники, по-видимому, являются растениями короткого дня. Мы видим, таким образом, что условия далеких северных окраин не соответствуют ритму развития весенних эфемеров. Перенесемся мысленно в более южные широты и посмотрим, нет ли там для них подходящей обстановки. Исследователи Альп давно уже обратили внимание на замечательную способность альпийских растений развиваться под снегом. Почва на альпийских лужайках под глубоким снежным покровом совершенно не промерзает; раскопав снег в середине зимы, здесь можно наблюдать у многих растений образование свежих листьев и бутонов. Весной сквозь тающий снег цветет альпийская сольданелла, о подснежном развитии которой мы говорили выше. Кроме того, на высоте от 1650 до 2890 м в июне наблюдали цветение сквозь снежный покров толщиной в 10-20 см альпийского крокуса, камнеломки (Saxifraga oppositifo1ia), злака сеслерии (Sesleria coerulea) и голубой пролески (Scilla bifolia). Последнее растение обитает и в дубравах в западных частях лесостепной полосы, где оно является одним из типичных подснежников. Подснежное развитие растений наблюдал в альпийской зоне Алтая известный исследователь этой страны В.В.Сапожников. «Ranunculus frigidus, - пишет этот автор об одном из альпийских лютиков, - не стесняется даже сплошным покровом снега; где он не толст, вы видите, как бутоны цветов, покрытые черным пушком, пробивают снежную корку и выставляются над ней, но расцвести вполне не могут; пусть тающий снег отступит хоть на 1 вершок, золотисто-желтые цветки скоро раскроются». Особенно ярко выражено подснежное развитие в альпийской зоне Кавказа. Здесь во влажных районах, например, в Западном Закавказье мощный снежный покров тает чрезвычайно медленно и сильно задерживает развитие растительности. Однако она не дожидается его исчезновения, и большое количество видов образуют под снегом листья и бутоны с тем, чтобы немедленно расцвести, как только вокруг стеблей образуются проталинки. Целый ряд луковичных растений - песий зуб (Erythronium dens-canis), различные виды голубых пролесок (Scilla), виды хохлаток (Corydalis conorhiza и др.), гусиные луки (Gagea), золотистая сон-трава (Pulsatilla lutea), некоторые виды ветрениц (Аnemоne caucasica и др.) и много других растений можно наблюдать здесь весной под снегом. В условиях сурового альпийского климата способность растений к развитию под снегом является очень важным биологическим приспособлением. Благодаря этому они успевают закончить свой жизненный цикл и принести зрелые семена до наступления осени, а также накопить в результате ассимиляции в своих подземных органах необходимые питательные вещества, за счет которых начинается в будущем году их развитие. Однако вернемся с далеких альпийских лужаек Кавказа в наши леса, откуда мы невольно так далеко отвлеклись, изучая жизненные особенности подснежников. Какой же вывод мы можем сделать из нашей экскурсии по снежным вершинам гор? Мы подметили целый ряд общих черт в ритме развития у типичных альпийских растений и у обитателей наших лесов. Сходство это, можно полагать, не является случайным. Мы знаем, что в отдаленные от нас времена на значительной части территории СССР и Европы альпийские условия действительно имели место. Это было в ледниковое время, когда спустившийся со Скандинавских гор мощный ледяной покров в несколько кило метров толщиной покрывал те места, где в настоящее время раскинулась угрюмая тайга или зеленеют кудрявые дубравы. В это же время по соседству с тающим льдом на равнинах могли обитать, по мнению проф. Энглера, одного из классиков ботанической географии, растения с коротким и быстрым ритмом развития, вроде наших ветрениц, хохлаток и других ранних весенних растений. Здесь, в этих условиях, или еще раньше, в горах, мог сложиться их своеобразный ритм развития, сохранившийся неизменным до нашего времени. Отсюда наши подснежники могли в дальнейшем перейти в лиственные леса, где при наличии непромерзающей почвы и благоприятных световых условий они нашли себе как бы вторую родину. Конечно, следует иметь в виду, что все эти соображения о происхождении жизненных особенностей наших подснежников представляют собой лишь предположение, о правильности которого нам позволят судить лишь дальнейшие исследования. Во всяком случае, глядя весной на букетики лазоревых пролесок, желтых ветрениц или лиловых хохлаток, задумайтесь над тем, что перед вами находятся интереснейшие растения, свидетели далеких прошедших эпох, сохранившие в своих жизненных особенностях следы чуждого нам сурового ледникового времени.

ТУР 1 1. Выброшенную бумагу «съедят» невидимки-микробы за: года лет лет и более


ТУР 1 2. Бутылка или банка, брошенная в лесу, пролежит без изменения: лет лет лет
















ТУР Основа для разработки санитарных норм, а также для решений об открытии или остановке того или иного производства: 1. Предельно допустимая концентрация вещества 2. Наличие тяжёлых металлов 3. Государственный стандарт качества




ТУР Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо: 1. Рассортировать 2. Собрать в одном месте 3. Раскрошить


ТУР 2 Вопрос Она бывает разноцветной, её очень трудно сломать 2. Предметы, изготовленные из неё мало весят. 3. У меня очень много игрушек сделано из неё. 4. Если её поджечь, появляется много дыма, который плохо пахнет


ТУР 2 Вопрос Его делают из песка. 2. Чаще всего оно прозрачное. 3. Когда падает, оно разбивается. 4. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.


ТУР 2 Вопрос Это легче воды. 2. Это может плавать в воде и не тонет 3. В речке этого много, когда моют машины. 4. Это мешает дышать рыбам.


ТУР 2 Вопрос Это то, без чего мы не можем прожить. 2. Когда это попадает в воду, то образуется много пены. 3. Этим мы пользуемся каждый день. 4. С помощью этого всё становится чище.


ТУР 2 Вопрос Это получается, когда становится старым или ломается. 2. Это можно увидеть везде в городе, в деревне, даже вдоль дорог. 3. Это можно сдать и получить деньги. 4. Это бывает цветным, из него можно сделать что-то новое.


ТУР 2 Вопрос B небольших количествах он очень полезен. 2. Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием. 3. При попадании в водоёмы он разрушается, рыба и другие животные начинают задыхаться. 4. Его производит обыкновенная корова.






Игра со зрителями 3. Парниковый эффект, вызванный увеличением в атмосфере углекислого газа, приводит к: Понижению температуры нижних слоев атмосферы Повышению нижних слоев атмосферы Таянию вечных снегов и затоплению низменных участков земли Отравлению организмов Увеличению радиационного фона на земле












ТУР 3 3. Расчеты, проведенные учеными, говорят о том, что в ближайшие лет количество атмосферного кислорода сократится на одну треть по сравнению с его современным содержанием. Какие виды человеческой деятельности способствуют сокращению доли кислорода в атмосфере?

Открывающим сезон цветения у деревьев является ольха. Соцветия ее невзрачны, но все же в период массового цветения они непременно обратят на себя внимание, если мы будем в это время проходить где-нибудь по берегу ручья или у оврага, где обычно встречаются ольхи. Еще издали можно заметить рыжеватый оттенок кроны дерева. Подойдя ближе, мы увидим большое количество поникших сережек, которые при малейшем постукивании по стволу или дуновении ветра будут выбрасывать целые облака желтой пыли. Кроме этих сережек, мы найдем на ольхе также многочисленные черные шишечки. В то время как сережки представляют собой мужские соцветия ольхи, эти шишечки являются прошлогодними женскими соцветиями, которые все еще продолжают висеть на дереве и опадают лишь к началу лета.

Почти одновременно с ольхой ранней весной, когда еще в глубине леса лежат сугробы снега, зацветает на опушке, на припекаемых солнцем склонах лещина, или орешник, обычный и все известный в наших лесах кустарник. Впрочем, орешник популярен лишь осенью, когда созревают его плоды; весной на него никто не обращает внимания, особенно когда он стоит в безлистном состоянии. Между тем как раз в это время он, пожалуй, и наиболее интересен в биологическом отношении. Цветение орешника принимается некоторыми фенологами за начало третьего периода весны, которая в это время окончательно вступает в свои права.

Первый цветущий кустарник
Почти одновременно с ольхой ранней весной, когда еще в глубине леса лежат сугробы снега, зацветает на опушке, на припекаемых солнцем склонах лещина, или орешник, обычный и всем известный в наших лесах кустарник. Впрочем, орешник популярен лишь осенью, когда созревают его плоды; весной на него никто не обращает внимания, особенно когда он стоит в безлистном состоянии. Между тем как раз в это время он, пожалуй, и наиболее интересен в биологическом отношении. Цветение орешника принимается некоторыми фенологами за начало третьего периода весны, которая в это время окончательно вступает в свои права. В это время обычно уже устанавливаются теплые солнечные дни, снег быстро тает и пробуждение растительного мира с каждым днем становится все заметнее. Если береза и клен началом своего сокодвижения как бы улавливали первые проблески наступающей весны, то скромные цветы лещины знаменуют собою ее полный разворот, окончательную победу над зимой.

Раннее зацветание орешника, так же как и ольхи, возможно лишь благодаря заблаговременной подготовке его соцветий. В течение всей зимы на его ветвях мы наблюдаем мужские сережки, в которых имеются вполне сформированные цветочки. Они стойко переносят тридцатиградусные морозы, однако стоит им только начать свое развитие, как они уже становятся гораздо более чувствительными к понижению температуры и в период цветения они нередко страдают от заморозков. Строение мужских сережек орешника на первый взгляд напоминает уже знакомые нам сережки ольхи.

Развитие цветочной сережки весной происходит с исключительной быстротой. Как только пригреет солнце и повысится температура, сережки начинают трескаться, а стержень, на котором сидят цветки, растягивается и растет почти на глазах. Так, например, на срезанной ветке орешника во влажной камере стержень мужской сережки за сутки удлинился на целых 3 см. Быстрота растрескивания пыльников находится в тесной зависимости от степени влажности воздуха. В условиях влажной атмосферы открытие пыльников затягивается на несколько дней, если же перенести сережку в сухое место, оно наступает уже через полчаса. Это обстоятельство имеет большое значение в жизни растения. Оно позволяет ему как бы пережидать дождливую погоду и откладывать цветение до более благоприятного времени. Впрочем, в дождливую погоду уже раскрывшиеся щели пыльников обладают способностью вновь смыкаться. Это также значительно сокращает непроизводительный расход пыльцы. Количество пыльцы, выпускаемой орешниками в период цветения, огромно. Одна сережка его дает около 4 миллионов пыльцевых зерен, и если принять, что таких сережек на среднем кусте будет не менее сотни, а на самом деле значительно больше, то можно представить себе, какое колоссальное количество мельчайших пылинок носится весной в воздухе в наших лесах. Обратимся теперь к женским цветкам орешника. В отличие от мужских они зимой скрыты в почке и становятся заметными лишь весной, когда из чешуи появляются пурпуровые кисточки рылец.

Имеет ли какое-нибудь биологическое значение интенсивно-красный цвет рылец? Многие, вероятно, обращали внимание на то, что молодые листья, развивающиеся из почек весной, или ростки травянистых многолетних растений имеют ярко-красную окраску. Она хорошо видна на крупных ростках конского щавеля или на молодых листьях клена, вишни или дуба. Эта красная окраска объясняется наличием в тканях растений особого пигмента - антоциана, растворенного в клеточном соке. На нем мы еще остановимся более подробно в главе о листопаде, а сейчас укажем, что антоциану в настоящее время приписывается роль дополнительного улавливателя с вета. Поглощая зеленые и синие лучи спектра, он способствует повышению температуры в клетках, что в прохладное весеннее время имеет большое значение. Считается, что интенсивно-розовый цвет рылец орешника, так же как и пурпуровая окраска женских соцветий ольхи, ускоряет, таким образом, прорастание пыльцы на рыльцах, которое происходит более энергично в условиях повышенной температуры.

Когда закладываются почки у лещины
Развертывание листьев у орешника наступает значительно позже его цветения. Лишь после того как мужские сережки отпылят, потемнеют, высохнут и начнут опадать с ветвей, начинают распускаться почки, покрывая кустарник нежной зеленой дымкой. Почему листовые почки распускаются значительно позже, чем женские цветочные почки или мужские сережки? Почему с такой закономерной последовательностью идет развитие нашего кустарника, сначала раскрывающего свои огромные цветки, а затем одевающегося в свой зеленый наряд? Можно полагать, что у орешника, так же как и у большинства других наших деревьев и кустарников, цветущих до распускания листьев, развитие цветочных и развитие вегетативных почек — различные стадии, для наступления которых требуются различные температурные условия. Для развертывания вегетативных почек требуется значительно больше тепла, чем для развития цветочных. Почки орешника, начав свое развитие, в дальнейшем распускаются чрезвычайно быстро, так как в них все необходимые части заложены уже с предыдущего года. Это формирование почек происходит гораздо раньше, чем обычно себе представляют, и уже в середине лета у большинства наших деревьев и кустарников на молодых побегах всегда можно найти вполне сформировавшиеся почки. Так, например, 25 мая на молодых растущих побегах орешника приходилось наблюдать почки, состоявшие из 6-10 чешуй. 10 июня на этих почках имелось уже 12-14 чешуй, но листовых зачатков среди них еще не было заметно. Они появились в почках в начале июля сначала в количестве одного или двух, а к 11 августа развились следующие 2 - 3 листа.

Замечательно, что уже в это время в пазухах этих крохотных листьев под сильным увеличением можно было обнаружить мелкие почечки из двух-четырех чешуек. Эти зачатки почек должны, таким образом, дважды перезимовать, прежде чем начнут свое развитие. Вот какой длинный путь развития проходят почки орешника, прежде чем они станут заметными или мы обратим на них внимание!

Что представляют собой почечные чешуи
У большинства растений, например, у ивы, боярышника, шиповника и др., у взрослых листьев мы можем различить три основные части — пластинку листа, которая служит для светового питания растений, черешок, который поддерживает листовую пластинку и прикрепляет ее к стеблю, и, наконец, прилистники. Прилистники имеют обычно вид двух маленьких листочков, расположенных у основания листового черешка, и назначение их не всегда бывает ясно с первого взгляда. Однако та значительная роль, которую они играют в жизни растений, становится понятной весной, когда почки на деревьях начинают развиваться. Оказывается, что у орешника, как и у большинства наших деревьев и кустарников, почечные чешуи, играющие столь существенную роль в жизни растений зимой, представляют собой не что иное, как прилистники, которые в почке значительно опережают своим развитием соответствующие им листья. У орешника прилистники опадают, выполнив свое назначение, сразу после того, как разовьется побег, и летом их на побегах найти уже невозможно. У липы это опадение прилистников в момент распускания листьев бывает настолько заметно, что в липовых лесах весной вся почва под деревьями бывает усыпана розоватыми или слегка позеленевшими почечными чешуями. У других деревьев прилистники сохраняются в течение всей жизни растения. Они зеленеют и принимают участие в ассимиляции. Однако не следует думать, что у всех наших деревьев и кустарников почечные чешуи образованы прилистниками. Смородина совсем лишена прилистников, и в ее почках чешуи представляют расширенные листовые черешки. У конского каштана почечные чешуи являются видоизмененными листовыми пластинками. В этом не трудно бывает убедиться в момент распускания его крупных почек, где легко можно наблюдать все переходы между почечными чешуями и настоящими листьями. Мы знаем теперь, что представляют собой почечные чешуи у орешника. Посмотрим, как они устроены. Здесь есть одна любопытная подробность. Если сделать через почечную чешуйку поперечный срез и посмотреть ее под микроскопом, мы обнаружим внутри особую полость. Эта полость наполнена воздухом, который, как известно, является очень плохим проводником тепла. В результате этого увеличивается защитная роль чешуй, которые предохраняют нежные листовые зачатки от резких колебаний температуры.

После того как побег орешника закончит свое развитие-цветение, развертывание ростовых почек, рост побегов и заложение новых почек, мы не заметим дальнейших существенных изменений. Тем не менее, летом происходят важные процессы созревания семян в оплодотворенных завязях и отложение запасных веществ в листовых почках и цветочных мужских сережках, что обеспечивает их развитие будущей весной.

Созревание семян у орешника происходит крайне медленно. Несмотря на то, что этот кустарник цветет чрезвычайно рано, плоды его полностью созревают лишь к сентябрю. Этим он резко отличается от других наших деревьев и кустарников, период плодоношения которых является значительно менее продолжительным. Особенно любопытно, что период созревания плодов у ивы и осины обычно не превышает месяца, тогда как у орешника он в среднем равен четырем месяцам. С чем связаны эти особенности плодоношения различных растений сказать трудно, впрочем, в дальнейшем мы еще частично вернемся к этому вопросу.

Наши ивы ранней весной
Ранней весной среди наших ветроопыляемых деревьев и кустарников, увешанных скромными, невзрачными сережками, цветущие кусты ив еще издали привлекают к себе внимание. В это время на сером, еще прозрачном фоне леса резко выделяются ярко-желтые ивовые соцветия, густо покрытые липкой пыльцой и издающие тонкий и приятный аромат. Впрочем, еще задолго до цветения многие ивы, особенно красная верба, становятся достаточно заметны благодаря своим изящным пушистым соцветиям, известным под названием «барашков». Внезапное появление этих «барашков» в середине зимы, в январе или феврале, представляет одно из любопытнейших явлений в жизни нашей весенней природы. Однако прежде чем познакомиться с жизненными особенностями ив, необходимо отметить, что их существует у нас большое количество видов. Всего во флоре СССР в настоящее время насчитывается около 170 видов ив, причем в одной лишь Московской области количество их доходит до 40. При таком видовом разнообразии ивы обладают способностью давать друг с другом помеси, причем нередко двойные и тройные. В настоящее время известны даже пятерные и шестерные помеси, разобраться в которых чрезвычайно трудно. Мы будем иметь в виду лишь некоторые наиболее известные и распространенные ивы из числа тех, которые цветут рано весной до распускания листьев. Сюда относится всем известная красная верба, или краснотал (Salix purpurea), распространенная на юге Европейской части СССР, доходящая на севере до южной границы Московской области и введенная в культуру; козья ива, или ива-бредина (Salix caprea), повсеместно распространенная в лесах, и пепельная ива (S. cinerea), растущая по сырым местам большей части СССР. Другие широко распространенные у нас ивы, как, например, белая ветла (Salix alba) или Ломкая ива (Salix fragilis), растущие по берегам прудов и у жилья в виде крупных плакучих деревьев, цветут значительно позже, одновременно с развитием молодых листьев.

Когда пробуждаются от зимнего сна цветочные почки ивы
Период покоя у наших ранних ив продолжается до середины января. До этого времени их почки плотно стянуты чешуями и не обнаруживают каких-либо заметных изменений. Однако, начиная с конца января, цветочные почки начинают выявлять несомненные признаки начинающегося развития. Колпачки при самом основании трескаются и, не будучи в состоянии охватить набухающую цветочную сережку, постепенно сдвигаются к ее вершине или в сторону, а затем и вовсе опадают. Впрочем, процесс этот идет чрезвычайно медленными темпами и обычно заканчивается полностью лишь ко второй половине марта.

Сбрасывание колпачков у наших ранних ив представляет собой чрезвычайно интересное явление. В феврале бывают самые низкие температуры, нередко трещат двадцатиградусные морозы и почва промерзает на максимальную глубину. Тем не менее, набухание цветочных сережек с несомненностью указывает на начало развития растений выход их из зимнего оцепенения. Жизнь наших деревьев зимой изучена еще далеко недостаточно, однако есть основания полагать, что в периоды оттепелей и в теплые солнечные дни в отдельных ветвях ив начинается сокодвижение. В них происходит превращение запасных веществ и передвижение их к почкам из различных частей кроны и ствола.

Проследим теперь дальше за развитием цветочных сережек у ивы. Сбросив свои колпачки, они выглядят изящными, пушистыми белыми шариками, похожими издали на маленькие пучки ваты. Что же представляют их многочисленные волоски? Ответить на этот вопрос лучше всего в момент цветения ивы. В это время нетрудно заметить, что соцветия ив бывают двух сортов: и мужские и женские, причем они расположены на различных кустах таким образом, что на одном кусте имеются лишь мужские сережки, а на другом-женские.

Мужские цветы ив построены очень просто. Они лишены околоцветника и прикрыты лишь одной чешуйкой в пазухе, в которой располагаются обычно две (у некоторых ив больше) тычинки. Чешуйки обычно двуцветные: внизу желтовато-зеленые, наверху черноватые. Верхняя часть чешуйки покрыта длинными многочисленными волосками, которые придают еще нерасцветшей сережке характерный пушистый облик. Значение этих волосков в жизни растения вполне понятно. Одевая, словно шубой, бутоны, они дают им возможность без всякого вреда переносить низкие температуры и ее резкие колебания в то время, когда прикрывающие их колпачки опадут. Женские цветы ив имеют сходное строение, за исключением лишь того, что здесь вместо тычинок располагается продолговатая утолщенная книзу завязь, напоминающая по форме бутылочку. Эта завязь наверху переходит в столбик с двураздельным рыльцем, клейкая поверхность которого улавливает попадающую на него пыльцу. Кроме чешуек, тычинок и пестиков, в мужских и в женских цветах ив имеются при основании кроющих чешуек особые нектарники, выделяющие сладкий сок-нектар. Ивы в отличие от большинства других наших рано цветущих деревьев и кустарников опыляются при помощи насекомых, которых привлекает, с одной стороны, ароматный нектар, а с другой - большое количество пыльцы, в период цветения густо облепляющей цветочные сережки.

Такое простое строение цветов у наших ив, лишенных каких-либо следов околоцветника, как-то не вяжется с их способом опыления; кроме того, все остальные, кстати сказать, более древние представители семейства ивовых — различные тополя и осина - являются типичными ветроопыляемыми растениями. Поэтому в настоящее время считается, что ивы являются вторично приспособленными к опылению при помощи насекомых, причем приспособление это могло возникнуть в сравнительно недавнее время. На это указывает, между прочим, большое число видов насекомых, посещающих цветы ивы, доходящее до восьмидесяти. Среди них мы встретим шмелей, обыкновенных и земляных пчел, бабочек и некоторых мух. Этот разнообразный ассортимент опылителей указывает на то, что у ив нет особой специализации в этом направлении, тогда как цветы большинства других энтомофильных растений строго приспособлены к определенному виду или определенной группе насекомых. С некоторыми из этих приспособлений мы ознакомимся в следующей главе.

Интересно отметить также, что в настоящее время имеются основания полагать, что предки наших ив имели обоеполые цветки, на что указывает не столь уже редкое появление у козьей ивы особых уродцев в виде цветов, имеющих и пестик, и тычинки. Возможно, что переход к двудомности дал ивам ряд преимуществ в отношении предохранения от самоопыления. Впрочем, все это еще остается в области самых отдаленных предположений.

Тема: «Весенний лес»

Цель: Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе, о растительном и животном мире.

Задачи:

· Расширять представления детей о растительном и животном мире.

· Развивать способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи, высказывать суждения по теме.

· Учить сравнивать три дерева по внешним признакам (цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке).

· Развивать наблюдательность, внимание, мышление (умение анализировать, обобщать, делать выводы).

· Развивать связную речь у детей.

· Воспитывать любовь к природе.

Словарная работа: Активизировать словарь (логово, берлога, гайно, волчья стая, дупло, беличья семья, добыча, линька, потомство).

Материалы и оборудование : вазы с веточками деревьев, шишки, разрезанные геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, круг)

Предварительная работа.

· наблюдения за живой природой на прогулке;

· разучивание стихов о природе;

· наблюдения за елью, сосной, березой в уголке леса на территории ДОУ

· чтение литературы природоведческого характера;

· рассматривание иллюстраций о лесе

· знакомство с Красной книгой.

· Рассматривание картин «Деревья», «Дикие животные», «Весна», «Птицы».

Методы и приемы:

Ожидаемые результаты:

Ход занятия.

Звучит аудиозапись «Весенней песни» (Ф. Мендельсон). Дети входят в зал.

Воспитатель.

Светает рано по утрам,

Проталины и тут и там.

Ручей шумит как водопад .

Скворцы к скворечнику летят.

Звенят под крышами капели.

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко теплом ласкает.

Кто это время года знает? (Весна)

Сегодня мы поговорим о том, как пробуждается весной природа.

Проводится игра «Волшебная веточка» Дети передают веточку и, отвечают на вопрос «Какая у нас весна?» (Холодная, ветреная, поздняя, светлая, задорная, веселая, снежная, долгожданная.)

Правильно, молодцы вы правильно описали весну. Весна, ребята, в этом году к нам пришла раньше, чем обычно. Поэтому, ее можно еще назвать и ранней весной.

Ребята, я шла сегодня в садик и нашла на тротуаре отломанные веточки деревьев Мне стало их так жалко, что я принесла их в группу. Очень хотелось узнать с какого дерева они были сломаны.

Но сначала я прошу разделиться на три команды.

Молодцы, теперь каждая группа должна сказать

С какого дерева веточка.

Доказать почему вы так думаете сравнивая ее с другими веточками.

Чем они похожи и чем отличаются.

Молодцы! Вы всё правильно заметили. Давайте еще раз повторим как отличить сосну от ели.

Как вы думаете, если мы поставим эти ветки в вазу с водой, что с ними произойдёт? (Почки лопнут, и на ветках появятся листья.)

Где быстрее распустятся листья: на ветках деревьев, растущих в лесу или стоящих в вазе? Почему? (Предположения детей.) Правильно, в помещении детского сада теплее, чем на улице, поэтому листья на ветках, стоящих в вазе, появятся раньше.

Ребята, а не хотите ли вы отправиться в лес, может быть, мы увидим что-нибудь интересное! Но прежде, чем мы отправимся, давайте вспомним какие правила нужно соблюдать, придя в лес. (Дети отвечают)

· Нельзя разжигать костер в лесу, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.

· Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

· Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

· Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.

· В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

Правильно, ребята. Присядьте на пенечки, закройте глаза и представьте себе, что вы уже в лесу.

(Звучит аудиозапись «Звуки природы. Весна в лесу».)

В весеннем лесу прохладно. Солнце ещё не прогрело сырую

холодную землю. Как вы думаете, чем пахнет в весеннем лесу? (В лесу пахнет прошлогодней травой и набухшими почками. Пробивается сквозь слой прелых листьев молодая весенняя травка. Воздух чистый и свежий.) Как здесь светло и красиво! Давайте послушаем звуки леса. (тишина тебе)

Какие звуки вы услышали? (Трели птиц, шум ветра, шелест деревьев.)
- Действительно, мы могли услышать и трели первых птиц, шум ветра, шелест деревьев.

Мы же пришли в весенний лес, так давайте расскажем об этом!

Физкультминутка «Мы пришли в весенний лес».

Мы пришли в весенний лес!

Сколько здесь вокруг чудес!

(шагают на месте)

Справа берёзка ветвями шумит.

(Вытягивают руку вправо)

Слева - ёлка на нас глядит!

(вытягивают руку влево)

На опушке зайчик скачет.

Словно белый мягкий мячик.

Раз прыжок и два прыжок -

Вот и скрылся наш дружок!

(Прыжки на месте)

На поляне серый рыщет.

Он себе добычу ищет

(Бег на месте)

Все мы спрячемся сейчас,

Не найдёт тогда он нас.

(Присели на корточки)

Мишка вылез из берлоги,

(Идут переваливаясь)

Огляделся на пороге.

(Смотрят по сторонам)

Потянулся он со сна:

К нам опять пришла весна.

(Потягиваются)

Наклонился взад - вперёд.

(Наклоны вперед, назад)

Вот он по лесу идёт.

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки - для медведя витаминки .

(шагают на месте)

Наконец медведь наелся

(Поглаживают живот)

И на брёвнышко уселся.

(Садятся на место)

Ребята, а кого из животных нашего края мы могли бы встретить в лесу? (ответы). А смогли бы вы описать любое животное?

Чтобы вам было легче составить рассказ, я предлагаю вот такую подсказку.

(объяснение мнемотаблицы воспитателем)

(Составление рассказов детьми о медведе, лисе, зайце, белке )

Воспитатель . Вам понравились рассказы ребят о животных? Чей рассказ вам понравился больше всего? Чем он вам понравился?

Воспитатель. С этими животными вы хорошо знакомы. Но сегодня к нам пришел совсем незнакомый зверь. О нем, нам расскажет Дарина. (Сообщение с показом презентации о Росомахе)

Какая Дарина умница! Кто тебе помог подготовиться?

Вот видите ребята, как много знают ваши родители! А нам пора возвращаться назад. А чтобы поскорее вернуться, я предлагаю вам поводить весенний хоровод.

Хоровод

Итог:

· Как много вы знаете о весне, ее признаках, и обитателях наших лесов!

· Весна бывает такой разной! А какая она в этом году? (ранняя, почему?)

· Веточки каких деревьев мы сегодня рассматривали?

· О каких животных мы сегодня говорили?

· О каком новом животном вы сегодня узнали? (Росомаха)

Когалым г.