Первые ракетоносцы. Катюша - оружие победы Кто создал катюшу боевую машину

21 июня 1941 года на вооружение РККА принята реактивная артиллерия - пусковые установки БМ-13 «Катюша».

Среди легендарного оружия, ставшего символами победы нашей страны в Великой Отечественной войне, особое место занимают гвардейские реактивные минометы, прозванные в народе «Катюша». Характерный силуэт грузовика 40-х годов с наклонной конструкцией вместо кузова - такой же символ стойкости, героизма и отваги советских воинов, как, скажем, танк Т-34, штурмовик Ил-2 или пушка ЗиС-3.
И вот что особенно примечательно: все эти легендарные, овеянные славой образцы вооружения были сконструированы совсем незадолго или буквально накануне войны! Т-34 был принят на вооружение в конце декабря 1939 года, первые серийные Ил-2 сошли с конвейера в феврале 1941 года, а пушка ЗиС-3 впервые была представлена руководству СССР и армии через месяц после начала боевых действий, 22 июля 1941 года. Но самое удивительное совпадение случилось в судьбе «Катюши». Ее демонстрация партийному и военному начальству состоялась за полдня до нападения Германии - 21 июня 1941 года…

С небес - на землю

По сути, работы над созданием первой в мире реактивной системы залпового огня на самоходном шасси начались в СССР в середине 1930-х годов. Сотруднику выпускающего современные российские РСЗО тульского НПО «Сплав» Сергею Гурову удалось обнаружить в архивах договор № 251618с от 26 января 1935 года между ленинградским Реактивным научно-исследовательским институтом и Автобронетанковым управлением РККА, в котором фигурирует опытный образец ракетной установки на танке БТ-5 с десятью ракетами.
Удивляться тут нечему, ведь советские ракетостроители создали первые боевые реактивные снаряды еще раньше: официальные испытания прошли в конце 20-х - начале 30-х годов. В 1937 году на вооружение был принят реактивный снаряд РС-82 калибра 82 мм, а год спустя - РС-132 калибром 132 мм, причем и тот и другой - в варианте для подкрыльевой установки на самолетах. Еще год спустя, в конце лета 1939-го, РС-82 были впервые применены в боевой обстановке. В ходе боев на Халхин-Голе пять И-16 использовали свои «эрэсы» в бою с японскими истребителями, немало удивив противника новым оружием. А чуть позже, уже во время советско-финской войны, по наземным позициям финнов наносили удары шесть двухмоторных бомбардировщиков СБ, вооруженных уже РС-132.

Естественно, что впечатляющие - а они действительно были впечатляющими, хотя и в немалой степени за счет неожиданности применения новой системы вооружения, а не ее сверхвысокой эффективности, - результаты использования «эрэсов» в авиации заставили советское партийное и военное руководство торопить оборонщиков с созданием наземного варианта. Собственно, у будущей «Катюши» были все шансы успеть на Зимнюю войну: основные проектные работы и испытания провели еще в 1938–1939 годах, но результаты военных не удовлетворили - им требовалось более надежное, подвижное и простое в обращении оружие.
В общих чертах то, что спустя полтора года войдет в солдатский фольклор по обе стороны фронта как «Катюша», было готово к началу 1940 года. Во всяком случае, авторское свидетельство № 3338 на «ракетную автоустановку для внезапного, мощного артиллерийского и химического нападения на противника с помощью ракетных снарядов» было выдано 19 февраля 1940 года, а в числе авторов значились сотрудники РНИИ (с 1938 года носившего «номерное» название НИИ-3) Андрей Костиков, Иван Гвай и Василий Аборенков.

Эта установка уже серьезно отличалась от первых образцов, вышедших на полигонные испытания в конце 1938 года. Пусковая установка для реактивных снарядов располагалась по продольной оси автомобиля, имела 16 направляющих, на каждую из которых устанавливались по два снаряда. Да и сами снаряды для этой машины были другими: авиационные РС-132 превратились в более длинные и мощные наземные М-13.
Собственно, в таком виде боевая машина с реактивными снарядами и вышла на смотр новых образцов вооружения Красной армии, который проходил 15–17 июня 1941 года на полигоне в подмосковном Софрино. Реактивную артиллерию оставили «на закуску»: две боевые машины демонстрировали стрельбу в последний день, 17 июня, с применением осколочно-фугасных реактивных снарядов. За стрельбами наблюдали нарком обороны маршал Семен Тимошенко, начальник Генштаба генерал армии Георгий Жуков, начальник Главного артиллерийского управления маршал Григорий Кулик и его заместитель генерал Николай Воронов, а также нарком вооружений Дмитрий Устинов, нарком боеприпасов Петр Горемыкин и множество других военных. Можно только догадываться, какие эмоции обуревали их, когда они смотрели на стену огня и фонтаны земли, поднимавшиеся на мишенном поле. Но понятно, что демонстрация произвела сильнейшее впечатление. Через четыре дня, 21 июня 1941 года, всего за несколько часов до начала войны, были подписаны документы о принятии на вооружение и срочном развертывании серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковой установки, получившей официальной название БМ-13 - «боевая машина - 13» (по индексу реактивного снаряда), хотя иногда в документах они фигурировали и с индексом М-13. Этот день и нужно считать днем рождения «Катюши», которая, получается, родилась всего на полсуток раньше начала прославившей ее Великой Отечественной войны.

Первый удар

Производство нового оружия разворачивалось сразу на двух предприятиях: воронежском заводе имени Коминтерна и московском заводе «Компрессор», а основным предприятием по выпуску снарядов М-13 стал столичный завод имени Владимира Ильича. Первое боеготовое подразделение - особая батарея реактивного действия под командованием капитана Ивана Флерова - отправилось на фронт в ночь с 1 на 2 июля 1941 года.
Но вот что примечательно. Первые документы о формировании дивизионов и батарей, вооруженных реактивными минометами, появились еще до знаменитых стрельб под Москвой! Например, директива Генштаба о формировании пяти дивизионов, вооруженных новой техникой, вышла за неделю до начала войны - 15 июня 1941 года. Но реальность, как всегда, внесла свои коррективы: в действительности формирование первых частей полевой реактивной артиллерии началось 28 июня 1941 года. Именно с этого момента, как определяла директива командующего Московского военного округа, и отводилось трое суток на формирование первой особой батареи под командованием капитана Флерова.

По предварительному штатному расписанию, которое было определено еще до софринских стрельб, батарея реактивной артиллерии должна была иметь девять реактивных установок. Но заводы-изготовители не справлялись с планом, и Флеров не успел получить две из девяти машин - он отправился на фронт в ночь на 2 июля с батареей из семи реактивных минометов. Но не стоит думать, что в сторону фронта отправились просто семь ЗИС-6 с направляющими для запуска М-13. По списку - утвержденного штатного расписания для особой, то есть по сути экспериментальной батареи не было и быть не могло - в батарее числились 198 человек, 1 легковая, 44 грузовых и 7 специальных машин, 7 БМ-13 (они почему-то фигурировали в графе «Пушки 210 мм») и одна 152-мм гаубица, выполнявшая роль пристрелочного орудия.
Именно в таком составе флеровская батарея и вошла в историю как первая в Великой Отечественной войне и первая в мире боевая часть реактивной артиллерии, участвовавшая в боевых действиях. Свой первый бой, ставший потом легендарным, Флеров и его артиллеристы дали 14 июля 1941 года. В 15:15, как следует из архивных документов, семь БМ-13 из состава батареи открыли огонь по железнодорожной станции Орша: необходимо было уничтожить скопившиеся там эшелоны с советской военной техникой и боеприпасами, которые не успели добраться до фронта и застряли, попав в руки противника. Кроме того, в Орше скапливалось и подкрепление для наступающих частей вермахта, так что возникала чрезвычайно привлекательная для командования возможность одним ударом решить сразу несколько стратегических задач.

Так и получилось. По личному приказу заместителя начальника артиллерии Западного фронта генерала Георгия Кариофилли батарея нанесла первый удар. Всего за несколько секунд по цели был выпущен полный боекомплект батареи - 112 реактивных снарядов, каждый из которых нес боевой заряд весом почти 5 кг - и на станции начался ад. Вторым ударом батарея Флерова уничтожила понтонную переправу гитлеровцев через реку Оршица - с тем же успехом.
Через несколько дней на фронт прибыли еще две батареи - лейтенанта Александра Куна и лейтенанта Николая Денисенко. Обе батареи нанесли первые свои удары по врагу в последних числах июля тяжелого 1941 года. А с начала августа в Красной армии началось формирование уже не отдельных батарей, а целых полков реактивной артиллерии.

Гвардия первых месяцев войны

Первый документ о формировании такого полка был издан 4 августа: постановление Госкомитета СССР по обороне предписывало сформировать один гвардейский минометный полк, вооруженный установками М-13. Этому полку было присвоено имя наркома общего машиностроения Петра Паршина - человека, который, собственно, и обратился в ГКО с идеей формирования такого полка. И с самого начала предложил дать ему звание гвардейского - за полтора месяца до того, как в Красной армии появились первые гвардейские стрелковые части, а потом и все остальные.
Четыре дня спустя, 8 августа, было утверждено штатное расписание гвардейского полка реактивных установок: каждый полк состоял из трех или четырех дивизионов, а каждый дивизион - из трех батарей по четыре боевые машины. Той же директивой предусматривалось формирование первых восьми полков реактивной артиллерии. Девятым стал полк имени наркома Паршина. Примечательно, что уже 26 ноября наркомат общего машиностроения был переименован в наркомат минометного вооружения: единственный в СССР, занимавшийся одним-единственным видом оружия (просуществовал до 17 февраля 1946 года)! Это ли не свидетельство того, какое огромное значение руководство страны придавало реактивным минометам?
Другим свидетельством этого особого отношения стало постановление Госкомитета по обороне, вышедшее месяц спустя - 8 сентября 1941 года. Этот документ фактически превращал реактивную минометную артиллерию в особый, привилегированный вид вооруженных сил. Гвардейские минометные части выводились из состава Главного артиллерийского управления РККА и превращались в гвардейские минометные части и соединения со своим собственным командованием. Оно подчинялось непосредственно Ставке Верховного главнокомандования, а в его состав входили штаб, управление вооружений минометных частей М-8 и М-13 и оперативные группы на основных направлениях.
Первым командующим гвардейскими минометными частями и соединениями стал военинженер 1-го ранга Василий Аборенков - человек, чье имя фигурировало в авторском свидетельстве на «ракетную автоустановку для внезапного, мощного артиллерийского и химического нападения на противника с помощью ракетных снарядов». Именно Аборенков на посту сначала начальника отдела, а потом заместителя начальника Главного артиллерийского управления сделал все, чтобы Красная армия получила новое, невиданное оружие.
После этого процесс формирования новых артиллерийских подразделений пошел полным ходом. Основной тактической единицей стал полк гвардейских минометных частей. Он состоял из трех дивизионов реактивных установок М-8 или М-13, зенитного дивизиона, а также подразделений обслуживания. Всего в полку числились 1414 человек, 36 боевых машин БМ-13 или БМ-8, а из прочего вооружения - 12 зенитных пушек калибра 37 мм, 9 зенитных пулеметов ДШК и 18 ручных пулеметов, не считая ручного стрелкового оружия личного состава. Залп одного полка реактивных установок М-13 состоял из 576 реактивных снарядов - по 16 «эрэсов» в залпе каждой машины, а полка реактивных установок М-8 - из 1296 реактивных снарядов, так как одна машина выпускала сразу 36 снарядов.

«Катюши», «Андрюши» и другие члены реактивной семьи

К концу Великой Отечественной войны гвардейские минометные части и соединения Красной армии стали грозной ударной силой, оказавшей существенное влияние на ход боевых действий. В общей сложности к маю 1945 года советская реактивная артиллерия насчитывала 40 отдельных дивизионов, 115 полков, 40 отдельных бригад и 7 дивизий - всего 519 дивизионов.
На вооружении этих подразделений стояли боевые машины трех видов. Прежде всего это были, конечно, сами «Катюши» - боевые машины БМ-13 со 132-миллиметровыми реактивными снарядами. Именно они стали самыми массовыми в советской реактивной артиллерии времен Великой Отечественной войны: с июля 1941 года по декабрь 1944-го выпустили 6844 такие машины. Пока в СССР не стали поступать ленд-лизовские грузовики «Студебеккер», пусковые установки монтировали на шасси ЗИС-6, а потом основными носителями стали американские трехосные тяжеловозы. Кроме того, существовали модификации пусковых установок для размещения М-13 на других поступавших по ленд-лизу грузовиках.
Гораздо больше модификаций было у 82-миллиметровой «Катюши» БМ-8. Во-первых, только эти установки благодаря их небольшим габаритам и весу удавалось монтировать на шасси легких танков Т-40 и Т-60. Такие самоходные реактивные артиллерийские установки получили название БМ-8-24. Во-вторых, такого же калибра установки монтировались на железнодорожных платформах, бронекатерах и торпедных катерах и даже на дрезинах. А на Кавказском фронте их переделали под стрельбу с земли, без самоходного шасси, которому было бы не развернуться в горах. Но основной модификацией стала пусковая установка для реактивных снарядов М-8 на автомобильном шасси: до конца 1944 года их было выпущено 2086 штук. В основном это были БМ-8-48, запущенные в производство в 1942 году: эти машины имели 24 балки, на которые устанавливались 48 реактивных снарядов М-8, выпускались они на шасси грузовика «Форм Мармон-Херрингтон». А пока не появилось иностранное шасси, на базе грузовика ГАЗ-ААА выпускались установки БМ-8-36.

Последней и самой мощной модификацией «Катюши» стали гвардейские минометы БМ-31-12. Их история началась в 1942 году, когда удалось сконструировать новый реактивный снаряд М-30, представлявший собой уже привычный М-13 с новой боевой частью калибра 300 мм. Поскольку менять реактивную часть снаряда не стали, получился своего рода «головастик» - его сходство с мальчишкой, видимо, и послужило основой для прозвища «Андрюша». Первоначально снаряды нового типа запускались исключительно из наземного положения, прямо с рамообразного станка, на котором в деревянных упаковках стояли снаряды. Год спустя, в 1943-м, на смену М-30 пришел реактивный снаряд М-31 с более тяжелой боевой частью. Именно под этот новый боеприпас к апрелю 1944 года и была сконструирована пусковая установка БМ-31-12 на шасси трехосного «Студебеккера».
По подразделениям гвардейских минометных частей и соединений эти боевые машины распределялись так. Из 40 отдельных дивизионов реактивной артиллерии 38 были вооружены установками БМ-13, и только два - БМ-8. Такое же соотношение было и в 115 полках гвардейских минометов: 96 из них имели на вооружении «Катюши» в варианте БМ-13, а остальные 19 - 82-миллиметровые БМ-8. Гвардейские минометные бригады вообще не имели на вооружении реактивных минометов калибра меньше, чем 310 мм. 27 бригад были вооружены рамными пусковыми установками М-30, а потом М-31, а 13 - самоходными М-31-12 на автомобильном шасси.

Предшественниками современных ракетных установок можно считать орудия из Китая. Снаряды могли преодолеть расстояние в 1,6 км, выпуская в цели огромное количество стрел. На Западе такие приспособления появились только через 400 лет.

История создания ракетных орудий

Первые ракеты появились исключительно благодаря появлению пороха, который изобрели в Китае. Алхимики открыли этот элемент случайно, когда изготавливали эликсир для вечной жизни. В XI веке впервые были использованы пороховые бомбы, которые направляли к цели из катапульт. Это было первое оружие, механизм которого напоминает ракетные установки.

Ракеты, созданные в Китае в 1400 году, были максимально похожи на современные орудия. Дальность их полета составляла более 1,5 км. Они представляли собой две ракеты, оборудованные двигателями. Перед падением из них вылетало огромное количество стрел. После Китая такое оружие появилось в Индии, потом попало в Англию.

Генерал Конгрев в 1799 году на их основе разрабатывает новый вид снарядов из пороха. Их сразу принимают на вооружение в английскую армию. Тогда появились огромные пушки, которые выпускали ракеты на расстояние в 1,6 км.

Ещё раньше, в 1516 году, низовые запорожские казаки под Белгородом при уничтожении татарской орды крымского хана Мелик-Гирея применили ещё более инновационные ракетные установки. Благодаря новому вооружению они смогли победить татарское войско, которое было намного многочисленнее казацкого. К сожалению, секрет своей разработки запорожцы унесли с собой, погибнув в последующих боях.

Достижения А. Засядько

Большой прорыв в создании пусковых установок был сделан Александром Дмитриевичем Засядько. Именно он придумал и успешно воплотил в жизнь первые УЗО - установки залпового огня. Из одной такой конструкции можно было выпустить почти одновременно не менее 6 ракет. Установки имели небольшой вес, что давало возможность переносить их в любое удобное место. Разработки Засядько были высоко оценены великим князем Константином, братом царя. В своем отчете Александру I он ходатайствует о присвоении полковнику Засядько чина генерал-майора.

Разработка ракетных установок в XIX-XX вв.

В XIX веке конструированием реактивных снарядов на нитропорохе (бездымном порохе) начали заниматься Н.И. Тихомиров и В.А. Артемьев. Первый запуск такой ракеты произвели в СССР в 1928 году. Снаряды могли преодолевать расстояние в 5-6 км.

Благодаря вкладу русского профессора К.Э Циолковского, ученых из РНИИ И.И. Гвая, В.Н. Галковского, А.П. Павленко и А.С. Попова в 1938-1941 годах появилась многоразрядная ракетная пусковая установка РС-М13 и установка БМ-13. В это же время русские ученые создают реактивные снаряды. Эти ракеты - «эрэсы» - станут основной частью пока не существующей «Катюши». Над её созданием будут трудиться ещё несколько лет.

Установка «Катюша»

Как оказалось, за пять дней до нападения Германии на СССР группа Л.Э. Шварца демонстрировала в Московской области новое орудие под названием «Катюша». Ракетная установка в то время именовалась БМ-13. Испытания проводили 17 июня 1941 года на Софринском полигоне при участии Начальника Генштаба Г.К. Жукова, народных комиссаров обороны, боеприпасов и вооружения, и прочих представителей Красной Армии. 1 июля эта боевая техника уехала из Москвы на фронт. А через две недели «Катюша» побывала в первом боевом крещении. Гитлер был повержен в шок, узнав об эффективности этой ракетной установки.

Немцы боялись этого орудия и всячески пытались его захватить или уничтожить. Попытки конструкторов воссоздать в Германии такое же орудие не приносили успехов. Снаряды не набирали скорость, имели хаотичную траекторию полета и не попадали в цель. Порох советского производства был явно другого качества, на его разработку потратили десятилетия. Немецкие аналоги не могли его заменить, что и приводило к нестабильной работе боеприпасов.

Создание этого мощного оружия открыло новую страницу в истории развития артиллеристского оружия. Грозная «Катюша» стала носить почетное звание «орудие победы».

Особенности разработки

Ракетные установки БМ-13 состоят из шестиколесного полноприводного грузовика и специальной конструкции. За кабиной экипажа была закреплена система для запуска ракет на платформе, установленной там же. Специальный подъемник при помощи гидравлики поднимал переднюю часть установки под углом 45 градусов. Первоначально не было предусмотрено перемещение платформы вправо или влево. Поэтому для наведения на цель необходимо было развернуть полностью весь грузовик. 16 ракет, выпущенных из установки, летели по свободной траектории до места нахождения врага. Экипаж делал поправки уже при ведении огня. До сих пор более современные модификации этого оружия используются армией некоторых стран.

На смену БМ-13 в 1950-х годах пришла реактивная БМ-14.

Ракетные установки «Град»

Следующей модификацией рассматриваемой системы стал «Град». Ракетная установка была создана для тех же целей, что и предыдущие аналогичные образцы. Только задачи для разработчиков усложнились. Дальность стрельбы должна была составлять не менее 20 км.

Разработкой новых снарядов занялся НИИ 147, который до этого не создавал подобного оружия. В 1958 году под руководством А.Н. Ганичева при поддержке Госкомитета по оборонной технике были начаты работы по разработке реактивного снаряда для новой модификации установки. Для создания применили технологию изготовления артиллерийских гильз. Корпуса создавали при помощи метода горячей вытяжки. Стабилизация снаряда происходила за счет хвостового оперения и вращения.

После многочисленных опытов в реактивных снарядах «Град» впервые использовали оперение из четырех лопастей изогнутой формы, которые раскрывались при старте. Таким образом, А.Н. Ганичев смог добиться того, что ракета отлично входила в трубчатую направляющую, и при полете её система стабилизации оказалась идеальной для дальности стрельбы на 20 км. Основными создателями стали НИИ-147, НИИ-6, ГСКБ-47, СКБ-203.

Испытания проводились на полигоне «Ржевка» под Ленинградом 1 марта 1962 г. И через год, 28 марта 1963 г., на вооружение страны приняли «Град». Ракетная установка была запущена в серийное производство 29 января 1964 г.

Состав «Града»

СЗО БМ 21 включает следующие элементы:

Ракетную установку, которая смонтирована на корме шасси автомобиля «Урал-375Д»;

Систему управления огнем и транспортно-заряжающий автомобиль 9Т254 на базе «ЗиЛ-131»;

40 трехметровых направляющих в виде труб, установленных на основании, которое поворачивается в горизонтальной плоскости и наводится вертикально.

Наведение осуществляется ручным способом или при помощи электропривода. Заряжается установка вручную. Автомобиль может передвигаться заряженным. Стрельба ведется залпом или одиночными выстрелами. При залпе в 40 снарядов поражается живая сила на площади в 1046 кв. м.

Снаряды для «Града»

Для стрельбы можно использовать различные типы реактивных снарядов. Они отличаются по дальности стрельбы, массе, цели поражения. Их используют для поражения живой силы, бронированной техники, минометных батарей, самолетов и вертолетов на аэродромах, минирования, установки дымовых завес, создания радиопомех, отравления при помощи химического вещества.

Модификаций системы «Град» огромное количество. Все они состоят на вооружении в различных странах мира.

Дальнобойная РСЗО «Ураган»

Одновременно с разработкой «Града» Советский Союз занимался созданием дальнобойной реактивной До появления «Урагана» испытывали ракетные установки Р-103, Р-110 «Чирок», «Коршун». Все они были оценены положительно, но являлись недостаточно мощными и имели свои недостатки.

В конце 1968 года началась проработка дальнобойной 220-мм СЗО. Первоначально её назвали «Градом-3». В полном объеме новая система была взята в разработку после решения министерств оборонной промышленности СССР от 31 марта 1969 года. На Пермском орудийном заводе № 172 в феврале 1972 года изготовили прототип РСЗО «Ураган». Ракетная установка была принята на вооружение 18 марта 1975 года. Через 15 лет в Советском Союзе размещалось 10 реактивных артполков РСЗО «Ураган» и одна реактивная артбригада.

В 2001 году столько систем «Ураган» было на вооружении в странах бывшего СССР:

Россия - 800;

Казахстан - 50;

Молдавия - 15;

Таджикистан - 12;

Туркмения - 54;

Узбекистан - 48;

Украина - 139.

Снаряды к «Ураганам» очень схожи с боеприпасами к «Градам». Одинаковыми составляющими являются ракетные части 9М27 и пороховые заряды 9Х164. Для уменьшения дальности действия на них также надевают тормозные кольца. Их длина составляет 4832-5178 мм, а вес - 271-280 кг. Воронка в грунте средней плотности имеет диаметр в 8 метров и глубину в 3 метра. Дальность стрельбы составляет 10-35 км. Осколки от разрыва снарядов на расстоянии 10 м могут пробить 6-мм стальную преграду.

Для каких целей используют системы «Ураган»? Ракетная установка предназначена для поражения живой силы, бронированной техники, артподразелений, тактических ракет, зенитных комплексов, вертолетов на стоянках, узлов связи, военно-промышленных объектов.

Точнейшая РСЗО «Смерч»

Уникальность системы состоит в сочетании таких показателей, как мощность, дальность и точность. Первая в мире РСЗО с управляемыми вращающимися снарядами - это ракетная установка «Смерч», которая до сих пор не имеет аналогов в мире. Её ракеты способны долетать до цели, которая находится в 70 км от самого орудия. Новую РСЗО приняли на вооружение в СССР 19 ноября 1987 года.

В 2001 году системы «Ураган» находились в таких странах (бывшего СССР):

Россия - 300 машин;

Белоруссия - 48 машин;

Украина - 94 машины.

Снаряд имеет длину в 7600 мм. Его вес составляет 800 кг. Все разновидности имеют огромное разрушающее и поражающее действие. Потери от батарей «Урагана» и «Смерча» приравниваются к действиям тактического ядерного оружия. При этом их применение мир не рассматривает как столь опасное. Они приравниваются к оружию типа пушки или танка.

Надежный и мощный «Тополь»

В 1975 году в Московском институте теплотехники начали разрабатывать мобильную систему, способную запускать ракету с различных мест. Таким комплексом стала ракетная установка «Тополь». Это был ответ Советского Союза на появление управляемых американских межконтинентальных (их приняли на вооружение в США в 1959 г.).

Первые испытания прошли 23 декабря 1983 года. За время проведения целой серии запусков ракета показала себя надежным и мощным оружием.

В 1999 г. в десяти позиционных районах было расположено 360 комплексов «Тополь».

Каждый год в России производят запуск одной ракеты «Тополь». Со времени создания комплекса было проведено порядка 50 испытаний. Все они прошли без каких-либо сложностей. Это говорит о высочайшей надежности оборудования.

Для поражения целей малого размера в Советском Союзе была разработана дивизионная ракетная установка «Точка-У». Работа по созданию этого орудия началась 4 марта 1968 года по Постановлению Совета Министров. Исполнителем стало Коломенское КБ. Главный конструктор - С.П. Непобедимый. За систему управления ракет отвечал ЦНИИ АГ. Пусковую установку производили в Волгограде.

Что такое ЗРК

Набор различных боевых и технических средств, которые связаны воедино для борьбы со средствами нападения противника с воздуха и космоса, называется зенитным ракетным комплексом (ЗРК).

Их различают по месту проведения военных действий, по мобильности, по способу движения и наведения, по дальности действия. К таким относится ракетная установка «Бук», а также «Игла», «Оса» и другие. Чем же отличается конструкция такого типа? Зенитно-ракетная установка включает средства для разведки и транспортировки, автоматическое сопровождение воздушной цели, пусковую установку зенитных управляемых ракет, устройства для управления ракетой и её сопровождения, средства контроля над оборудованием.

История БМ-13 – знаменитых «Катюш» является очень яркой и в то же время противоречивой страницей Великой Отечественной войны. Мы решили поговорить о некоторых загадках этого легендарного оружия.

Загадка первого залпа

Официально первый залп 1-ая экспериментальная батарея «Катюш» (5 из 7 установок) под командованием капитана Флерова дала в 15 ч. 15 мин. 14 июля 1941 года по железнодорожному узлу в Орше. Нередко приводится следующее описание произошедшего: «Над лощиной, поросшей кустарником, где затаилась батарея, взметнулось облако дыма и пыли. Раздался грохочущий скрежет. Выбрасывая языки яркого пламени, с направляющих пусковых установок стремительно соскользнуло более сотни сигарообразных снарядов.Какое то мгновение в небе были видны черные стрелы, с нарастающей скоростью набирающие высоту. Из их днищ с ревом вырывались упругие струи пепельно-белых газов. А потом все дружно исчезло.» (…)

«А через несколько секунд в самой гуще вражеских войск один за другим, дробно сотрясая землю, загремели взрывы. Там, где только что стояли вагоны с боеприпасами и цистерны с горючим, взметнулись огромные гейзеры огня и дыма.»

Но если открыть любую справочную литературу, то можно увидеть, что город Орша был оставлен советскими войсками днем позже. И по кому был дан залп? Представить, что противник смог за считанные часы перешить колею железной дороги и загнать на станцию эшелоны проблематично.

Еще маловероятнее, что первыми в захваченный город у немцев входят поезда с боеприпасами, для доставки которых используются пусть даже трофейные советские паровозы и вагоны.

В наши дни получила распространение гипотеза о том, что капитан Флеров получил приказ уничтожить на станции советские эшелоны с имуществом, которое нельзя было оставлять врагу. Может и так, но прямых подтверждений этой версии пока нет. Другое предположение автору статьи доводилось слышать от одного из офицеров армии Белоруссии о том, что было произведено несколько залпов, и если 14 июля целью стали подходившие к Орше немецкие войска, то удар по самой станции был днем позже.

Но это пока гипотезы, которые заставляют думать, сопоставлять факты, но установленными и подтвержденными документами пока не являются. На данный момент периодически даже возникает ненаучный диспут, где же первый раз вступила в бой батарея Флерова – под Оршей или под Рудней? Расстояние между этими городами весьма приличное – напрямик более 50 км, а по дорогам гораздо дальше.

Читаем в той же не претендующей на научность «Википедии» - «14 июля 1941 года (город Рудня) стал местом первого боевого применения «Катюш», когда батарея реактивных минометов И. А. Флерова прямой наводкой накрыла скопление немцев на Базарной площади города. В честь этого события в городе стоит монумент - «Катюша» на пьедестале.».

Во-первых, прямая наводка для «Катюш» практически невозможна, а во-вторых оружие, действующее по площадям, накроет не только базарную площадь с немцами и видимо жителями города, но и несколько кварталов вокруг. Что там произошло - еще один вопрос. Одно можно констатировать достаточно точно – с самого начала новое оружие проявило себя с лучшей стороны и оправдало возлагавшиеся на него надежды. В записке начальника артиллерии РККА Н. Воронова на имя Маленкова 4 августа 1941 года отмечалось:

«Средства сильные. Следует увеличить производство. Формировать непрерывно части, полки и дивизионы. Применять лучше массировано и соблюдать максимальную внезапность».

Загадка гибели батареи Флерова

До сих пор загадочными остаются и обстоятельства гибели батареи Флерова 7 октября 1941 года. Нередко указывается, что батарея, дав залп прямой наводкой, была уничтожена экипажем.
Повторимся: для «Катюш» стрельба прямой наводкой чрезвычайно опасна и близка к самоубийственной – очень велик риск, что реактивный снаряд, соскользнувший с направляющих упадет рядом с установкой. По советской версии батарея была взорвана, а из 170 бойцов и командиров из кольца удалось вырваться только 46.

В числе погибших в этом бою был и Иван Андреевич Флеров. 11 ноября 1963 года он посмертно был удостоен ордена Отечественной войны 1-ой степени, а в 1995 году отважному командиру было присвоено звание Героя Российской Федерации. До нашего времени сохранились и фрагменты реактивных установок, обнаруженных на месте гибели батареи.

Немецкая версия утверждает, в свою очередь, что три из семи установок германским войскам все же удалось захватить. Хотя первые установки БМ-13, если верить опять же немецким снимкам, попали в руки врага, видимо, гораздо раньше, еще в августе 1941 года.

«Катюши» и «ишаки»

Реактивная артиллерия не была новинкой для германских войск. В Красной Армии немецкие реактивные минометы нередко называли «ишаками» за характерный звук во время стрельбы. Вопреки распространенному мнению, и установки и реактивные снаряды все же попадали в руки врага, но прямого копирования, как это было с образцами советского стрелкового и артиллерийского вооружения не произошло.

Да и развитие немецкой реактивной артиллерии пошло несколько по иному пути. Впервые в ходе Великой Отечественной войны германские войска использовали 150 мм реактивные минометы в боях за Брестскую крепость, отмечено их применение при штурме Могилева и в ряде других событий. Советские реактивные установки БМ-13 превосходили немецкие системы по дальности стрельбы, уступая в тоже время по кучности. Известно число советских танков, орудий, самолетов, стрелкового вооружения, выпущенных за годы войны, но нет пока цифр относительно количества советских реактивных установок, а также количества потерянных в ходе войны «Катюш».

Ясно пока, что это было оружием массовым и сыгравшим большую роль во всех ключевых военных событиях Великой Отечественной войны.

Под командованием капитана И. А. Флерова буквально стерло с лица земли вокзал в городе Орше вместе с находившимися на нем немецкими эшелонами с войсками и техникой. Первые образцы реактивных снарядов, запускаемых с передвижного носителя (машины на базе грузового автомобиля «ЗИС-5»), испытывали на советских полигонах с конца 1938 г. 21 июня 1941 года их продемонстрировали руководителям Советского правительства, и буквально за несколько часов до начала Великой Отечественной войны было принято решение о срочном развертывании серийного производства реактивных снарядов и пусковой установки, получившей официальное название «БМ-13».

Это было воистину оружие небывалой силы - дальность полета снаряда достигала восьми с половиной километров, а температура в эпицентре взрыва - полутора тысяч градусов. Немцы неоднократно пытались захватить образец русской чудо-техники, но экипажи «катюш» строжайше выдерживали правило - попасть в руки врага им было нельзя. На критический случай машины были снабжены механизмом самоликвидации. От тех легендарных установок идет, по сути, вся история российской ракетной техники. А реактивные снаряды для «катюш» разработал Владимир Андреевич Артемьев.

Он родился в 1885 году в Петербурге в семье военнослужащего, окончил петербургскую гимназию и ушел добровольцем на Русско-японскую войну. За мужество и храбрость был произведен в младшие унтер-офицеры и награжден Георгиевским крестом, затем окончил Алексеевское юнкерское училище. В начале 1920 года Артемьев познакомился с Н. И. Тихомировым и стал его ближайшим помощником, однако в 1922 году на волне общей подозрительности к бывшим офицерам царской армии был заключен в концлагерь. Вернувшись с Соловков, продолжил заниматься совершенствованием реактивных снарядов, работу над которыми начал еще в двадцатых годах и прервал в связи с арестом. В период Великой Отечественной войны им было сделано много ценных изобретений в области военной техники.

После войны В. А. Артемьев, будучи главным конструктором ряда научно-исследовательских и проектных институтов, создавал новые образцы ракетных снарядов, был награжден орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, являлся лауреатом Сталинских премий. Умер 11 сентября 1962 г. в Москве. Его имя есть на карте Луны: в память о создателе «катюши» назван один из кратеров на ее поверхности.

«Катюша» - неофициальное собирательное название боевых машин реактивной артиллерии БМ-8 (82 мм), БМ-13 (132 мм) и БМ-31 (310 мм). Такие установки активно использовались СССР во время Второй мировой войны.

После принятия на вооружение авиации 82-мм реактивных снарядов класса "воздух-воздух" РС-82 (1937 год) и 132-мм реактивных снарядов класса "воздух-земля" РС-132 (1938 год) Главное артиллерийское управление поставило перед разработчиком снарядов – Реактивным НИИ – задачу создания реактивной полевой системы залпового огня на основе снарядов РС-132. Уточненное тактико-техническое задание было выдано институту в июне 1938 года.

В соответствии с этим заданием к лету 1939 года институт разработал новый 132-мм осколочно-фугасный снаряд, получивший позднее официальное название М-13. По сравнению с авиационным РС-132 этот снаряд имел большую дальность полета и значительно более мощную боевую часть. Увеличение дальности полета было достигнуто за счет увеличения количества ракетного топлива, для этого потребовалось удлинить ракетную и головную части реактивного снаряда на 48 см. Снаряд М-13 имел несколько лучшие, чем РС-132, аэродинамические характеристики, что позволило получить более высокую кучность.

К снаряду была разработана также самоходная многозарядная пусковая установка. Первый ее вариант был создан на базе грузового автомобиля ЗИС-5 и обозначался МУ-1 (механизированная установка, первый образец). Проведенные в период с декабря 1938 года по февраль 1939 года полигонные испытания установки показали, что она не в полной мере отвечает поставленным требованиям. С учетом результатов испытаний Реактивный НИИ разработал новую пусковую установку МУ-2, которая в сентябре 1939 года была принята Главным артиллерийским управлением для полигонных испытаний. По результатам окончившихся в ноябре 1939 года полигонных испытаний институту были заказаны пять пусковых установок для проведения войсковых испытаний. Еще одну установку заказало Артиллерийское управление Военно-Морского Флота для использования ее в системе береговой обороны.

21 июня 1941 года установка была продемонстрирована руководителям ВКП(6) и Советского правительства, и в тот же день, буквально за несколько часов до начала Великой Отечественной войны, было принято решение о срочном развертывании серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковой установки, получившей официальной название БМ-13 (боевая машина 13).

Производство установок БМ-13 было организовано на воронежском заводе им. Коминтерна и на московском заводе "Компрессор". Одним из основных предприятий по выпуску реактивных снарядов стал московский завод им. Владимира Ильича.

В ходе войны производство пусковых установок в срочном порядке было развернуто на нескольких предприятиях, обладавших различными производственными возможностями, в связи с этим в конструкцию установки вносились более или менее существенные изменения. Таким образом, в войсках использовалось до десяти разновидностей пусковой установки БМ-13, что затрудняло обучение личного состава и отрицательно сказывалось на эксплуатации боевой техники. По этим причинам была разработана и в апреле 1943 года принята на вооружение унифицированная (нормализованная) пусковая установка БМ-13Н, при создании которой конструкторы критически проанализировали все детали и узлы в целях повышения технологичности их производства и снижения стоимости, в результате чего все узлы получили самостоятельные индексы и стали универсальными.

В состав БМ-13"Катюша" входят следующие боевые средства:

Боевая машина (БМ) МУ-2 (МУ-1) ;
Реактивные снаряды.

Реактивный снаряд М-13:

Снаряд М-13 (см. схему) состоит из головной части и порохового реактивного двигателя. Головная часть по своей конструкции напоминает артиллерийский осколочно-фугасный снаряд и снаряжена зарядом взрывчатого вещества, для подрыва которого используются контактный взрыватель и дополнительный детонатор. Реактивный двигатель имеет камеру сгорания, в которой помещен пороховой метательный заряд в виде цилиндрических шашек с осевым каналом. Для воспламенения порохового заряда используются пирозапалы. Образующиеся при горении пороховых шашек газы истекают через сопло, перед которым расположена диафрагма, препятствующая выбросу шашек через сопло. Стабилизация снаряда в полете обеспечивается с помощью хвостового стабилизатора с четырьмя перьями, сваренными из стальных штампованных половинок. (Такой способ стабилизации обеспечивает более низкую кучность по сравнению со стабилизацией вращения вокруг продольной оси, однако позволяет получить большую дальность полета снаряда. Кроме того, использование оперенного стабилизатора весьма существенно упрощает технологию производства реактивных снарядов).

Дальность полета снаряда М-13 достигала 8470 м, но при этом имело место весьма значительное рассеивание. По таблицам стрельбы 1942 года, при дальности стрельбы 3000 м боковое отклонение составляло 51 м, а по дальности - 257 м.

В 1943 году был разработан модернизированный вариант реактивного снаряда, получивший обозначение М-13-УК (улучшенной кучности). Для повышения кучности стрельбы у снаряда М-13-УК в переднем центрирующем утолщении ракетной части выполнены 12 тангенциально расположенных отверстий, через которые во время работы ракетного двигателя выходит часть пороховых газов, приводящая снаряд во вращение. Хотя дальность полета снаряда при этом несколько уменьшилась (до 7,9 км), улучшение кучности привело к уменьшению площади рассеивания и к возрастанию плотности огня в 3 раза по сравнению со снарядами М-13. Принятие снаряда М-13-УК на вооружение в апреле 1944 года способствовало резкому увеличению огневых возможностей реактивной артиллерии.

Пусковая установка РСЗО"Катюша":

К снаряду разработана самоходная многозарядная пусковая установка. Первый ее вариант - МУ-1 на базе грузового автомобиля ЗИС-5 - имел 24 направляющих, установленных на специальной раме в поперечном положении по отношению к продольной оси автомобиля. Ее конструкция позволила производить пуск реактивных снарядов только перпендикулярно продольной оси автомашины, причем струи горячих газов повреждали элементы установки и корпус ЗИС-5. Не обеспечивалась также безопасность при управлении огнем из кабины водителя. Пусковая установка сильно раскачивалась, что ухудшало кучность стрельбы реактивных снарядов. Заряжание пусковой установки с передней части направляющих производить было неудобно и требовало много времени. Автомашина ЗИС-5 имела ограниченную проходимость.

Более совершенная пусковая установка МУ-2 (см. схему) на базе грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-6 имела 16 направляющих, расположенных вдоль оси автомобиля. Каждые две направляющие соединялись, образуя единую конструкцию, именовавшуюся "спаркой". В конструкцию установки был введен новый узел – подрамник. Подрамник позволил вести сборку всей артиллерийской части пусковой установки (как единого агрегата) на нем, а не на шасси, как было ранее. В собранном виде артиллерийская часть относительно легко монтировалась на шасси любой марки автомобиля при минимальной доработке последней. Созданная конструкция позволила уменьшить трудоемкость, время изготовления и стоимость пусковых установок. Вес артиллерийской части был снижен на 250 кг, стоимость – более чем на 20 процентов.Существенно повышены были и боевые и эксплуатационные качества установки. За счет введения бронирования бензобака, бензопровода, боковых и задней стенок кабины водителя была повышена живучесть пусковых установок в бою. Был увеличен сектор обстрела, повысилась устойчивость пусковой установки в походном положении, усовершенствованные подъемный и поворотный механизмы позволили увеличить скорость наведения установки на цель. Перед пуском боевая машина МУ-2 поддомкрачивалась аналогично МУ-1. Силы, раскачивающие пусковую установку, благодаря расположению направляющих вдоль шасси автомашины, прилагались по ее оси на два домкрата, находившиеся вблизи центра тяжести, поэтому раскачивание стало минимальным. Заряжание в установке производилось с казенной части, то есть с заднего конца направляющих. Это было удобнее и позволяло значительно ускорить операцию. Установка МУ-2 имела поворотный и подъемный механизмы простейшей конструкции, кронштейн для крепления прицела с обычной артиллерийской панорамой и большой металлический бак для горючего, установленный сзади кабины. Стекла кабины закрывались броневыми откидными щитами. Напротив сиденья командира боевой машины на передней панели был смонтирован небольшой прямоугольный ящичек с вертушкой, напоминающий диск телефонного аппарата, и рукояткой для поворачивания диска. Этот прибор носил название "пульт управления огнем" (ПУО). От него шел жгут проводов к специальному аккумулятору и к каждой направляющей.


Пусковая установка БМ-13 «Катюша» на шасси Studebaker (6x4)

При одном обороте рукоятки ПУО происходило замыкание электроцепи, срабатывал пиропатрон, помещенный в передней части ракетной камеры снаряда, воспламенялся реактивный заряд и происходил выстрел. Темп стрельбы определялся темпом вращения рукоятки ПУО. Все 16 снарядов можно было выпустить за 7-10секунд. Время перевода пусковой установки МУ-2 из походного в боевое положение составляло 2-3 минуты, угол вертикального обстрела находился в пределах от 4° до 45°, угол горизонтального обстрела составлял 20°.

Конструкция пусковой установки допускала ее передвижение в заряженном состоянии с довольно высокой скоростью (до 40 км/ч) и быстрое развертывание на огневой позиции, что способствовало нанесению внезапных ударов по противнику.

Существенным фактором, повышающим тактическую мобильность частей реактивной артиллерии вооруженных установками БМ-13Н, стало то, что в качестве базы для пусковой установки был использован мощный американский грузовой автомобиль "Студебеккер US 6х6", поставлявшийся в СССР по ленд-лизу. Этот автомобиль имел повышенную проходимость, обеспечивающуюся мощным двигателем, тремя ведущими осями (колесная формула 6х6), демультипликатором, лебедкой для самовытаскивания, высоким расположением всех частей и механизмов, чувствительных к воздействию воды. Созданием этой пусковой установки была окончательно завершена отработка серийной боевой машины БМ-13. В таком виде она и провоевала до конца войны.

Испытания и эксплуатация

Первая батарея полевой реактивной артиллерии, отправленная на фронт в ночь с 1 на 2 июля 1941 года под командованием капитана И.А.Флерова, была вооружена семью установками, изготовленными Реактивным НИИ. Своим первым залпом в 15 часов 15 минут 14 июля 1941 года батарея стерла с лица земли железнодорожный узел Орша вместе с находившимся на нем немецкими эшелонами с войсками и боевой техникой.

Исключительная эффективность действий батареи капитана И. А. Флерова и сформированных вслед за ней еще семи таких батарей способствовали быстрому наращиванию темпов производства реактивного вооружения. Уже с осени 1941 года на фронтах действовало 45 дивизионов трехбатарейного состава по четыре пусковых установки в батарее. Для их вооружения в 1941 году было изготовлено 593 установки БМ-13. По мере поступления боевой техники от промышленности началось формирование полков реактивной артиллерии, состоявших из трех дивизионов, вооруженных пусковыми установками БМ-13 и зенитного дивизиона. Полк имел 1414 человек личного состава, 36 пусковых установок БМ-13 и 12 зенитных 37-мм пушек. Залп полка составлял 576 снарядов калибра 132мм. При этом живая сила и боевая техника противника уничтожалась на площади свыше 100 гектаров. Официально полки назывались гвардейскими минометными полками артиллерии резерва Верховного Главнокомандования.

Впоследствии, по аналогии с «Катюшей», прозвище «Андрюша» было дано советскими бойцами и другой установке реактивной артиллерии БМ-31-12, но это прозвище не получило столь широкого распространения и популярности .

История создания оружия

Снаряд M-13

Мемориальный комплекс д. Пищалово, Оршанский район. Место первого применения установки БМ-13 «КАТЮША»

Ещё в 1920 году сотрудники рижского завода ВЭФ под руководством Александра Типайниса разработали опытный прототип экспериментальной ракетной пусковой установки «Оскарс». Несмотря на успех прототипа, средства на дальнейшее производство выделены не были, и проект так и не дошёл до стадии массового производства. В январе 1921 года чертежи и прочая важная документация попали в руки советских чекистов-агентов НКВД. [ ] В 1921 году сотрудники Газодинамической лаборатории (ГДЛ) Н. И. Тихомиров и В. А. Артемьев приступили к разработке реактивных снарядов для самолётов.

В 1938-1941 годах в НИИ № 3 НКБ (с 1938, бывший РНИИ) под руководством главного конструктора А. В. Костикова, инженеры: И. И. Гвай , В. Н. Галковский , А. П. Павленко , Р. И. Попов, Н. И. Тихомиров, В. А. Артемьев и др. создали многозарядную пусковую установку, смонтированную на грузовом автомобиле .

В марте 1941 года были успешно проведены полигонные испытания установок, получивших обозначение БМ-13 (боевая машина со снарядами калибра 132 мм). Реактивный снаряд М-13 калибра 132 мм и пусковая установка на базе грузового автомобиля ЗИС-6 БМ-13 были приняты на вооружение 21 июня 1941 года ; именно этот тип боевых машин и получил впервые прозвище «Катюша». Впервые установки БМ-13 были опробованы в боевых условиях в 10 часов утра 14 июля 1941 года. Батарея капитана Флёрова , который принимал участие в создании БМ-13, обстреляла вражеские войска и технику на железнодорожном узле города Орша . С весны 1942 года реактивный миномёт устанавливался преимущественно на ввозимые по ленд-лизу английские и американские полноприводные шасси. Наиболее известным среди них стал Studebaker US6 . На протяжении Великой Отечественной войны было создано значительное количество вариантов снарядов РС и пусковых установок к ним; всего советская промышленность за годы войны произвела примерно 10 000 боевых машин реактивной артиллерии .

Происхождение прозвища

Нет единой версии, почему БМ-13 стали именоваться «Катюшами». Существует несколько предположений . Наиболее распространёнными и обоснованными являются две версии происхождения прозвища, не исключающие друг друга:

  • По названию ставшей популярной перед войной песни Блантера на слова Исаковского «Катюша » . Версия убедительная, поскольку батарея капитана Флёрова стреляла по врагу, сделав залп по Базарной площади города Рудня . Это было одно из первых боевых применений «Катюш», подтверждаемое и в исторической литературе . Стреляли установки с высокой крутой горы - ассоциация с высоким крутым берегом в песне тут же возникла у бойцов. Наконец, вплоть до недавнего времени был жив бывший сержант штабной роты 217-го отдельного батальона связи 144-й стрелковой дивизии 20-й армии Андрей Сапронов, впоследствии - военный историк, который и дал ей это имя. Красноармеец Каширин, прибыв с ним вместе после обстрела Рудни на батарею, удивлённо воскликнул: «Вот это песенка!» «Катюша», - ответил Андрей Сапронов (из воспоминаний А. Сапронова в газете «Россия » № 23 от 21-27 июня 2001 года и в «Парламентской газете » № 80 от 5 мая 2005 года). Через узел связи штабной роты новость о чудо-оружии по имени «Катюша» в течение суток стала достоянием всей 20-й армии, а через её командование - и всей страны. 13 июля 2012 года ветерану и «крёстному отцу» «Катюши» исполнился 91 год, а 26 февраля 2013 года его не стало. На письменном столе он оставил свою последнюю работу - главу о первом залпе «Катюш» для готовящейся к печати многотомной истории Великой отечественной войны.
  • Название может быть связано с индексом «К» на корпусе миномёта - установки выпускались заводом имени Коминтерна . А фронтовики любили давать прозвища оружию. Например, гаубицу М-30 прозвали «Матушкой», пушку-гаубицу МЛ-20 - «Емелькой». Да и БМ-13 поначалу иногда именовали «Раисой Сергеевной», таким образом расшифровывая сокращение РС (реактивный снаряд).

Помимо двух основных, существует также множество других, менее известных версий происхождения прозвища - от весьма реалистичных до имеющих чисто легендарный характер:

Аналогичные прозвища

Помимо получившего широчайшую известность во всём мире народного прозвища «Катюша», в отношении советских боевых машин реактивной артиллерии в период Великой Отечественной войны существовал также ряд его аналогов, менее известных .

Существует мнение, изложенное в англоязычных источниках, что боевая машина БМ-31-12 , по аналогии с «Катюшей», получила у советских солдат прозвище «Андрюша» , хотя, возможно, «Андрюшей» назывался М-30 . Также весьма популярное, оно, однако, не получило столь значительных распространения и известности, как «Катюша», и не распространилась на другие модели пусковых установок; даже сами БМ-31-12 чаще называли «Катюшами», нежели собственным прозвищем . Вслед за «Катюшей» русским именем советские бойцы окрестили также немецкое оружие аналогичного типа - буксируемый реактивный миномёт 15 cm Nb.W 41 (Nebelwerfer) , получивший прозвище «Ванюша» . Кроме того, фугасный реактивный снаряд М-30 , применявшийся с простейших переносных пусковых установок залпового огня рамного типа, впоследствии также получил несколько шутливых прозвищ аналогичного вида: «Иван Долбай», связанное с высокой разрушительной силой снаряда , и «Лука» - от имени персонажа Луки Мудищева из порнографической поэмы XIX века, в связи с характерной формой головной части снаряда ; из-за явного непристойного подтекста шутки прозвище «Лука», имевшее определённую популярность у солдат, практически не получило отражения в советских прессе и литературе и осталось малоизвестным в целом .

Миномётные установки назывались «Маруся» (производное от МАРС - миномётная артиллерия реактивных снарядов), а на Волховском фронте назывались «гитарой» .

Тогда как в советских войсках боевые машины БМ-13 и аналоги получили устойчивое прозвище «Катюша», в немецких войсках эти машины были прозваны «сталинскими орга́нами » (нем. Stalinorgel ) - из-за ассоциации внешнего вида пакета направляющих реактивной установки с системой труб этого музыкального инструмента и из-за характерного звука, издававшегося при запуске реактивных снарядов . Советские установки данного типа получили известность под этим прозвищем, помимо Германии, также в ряде других стран - Дании (дат. Stalinorgel ), Финляндии (фин. Stalinin urut ), Франции (фр. Orgues de Staline ), Норвегии (норв. Stalinorgel ), Нидерландах (нидерл. Stalinorgel ), Венгрии (венг. Sztálinorgona ) и Швеции (швед. Stalins orgel ) .

Среди немецких солдат также распространилось и советское прозвище «Катюша» - Katjuscha . Из воспоминаний разведчика Н. П. Русанова известно о неадекватной реакции некоторых немецких вояк на это слово:

Когда подводили его (фельдфебеля) к своим, у штаба стояла «катюша». Только немец услышал это слово «катюша», сразу весь затрясся, кинулся в сторону, так что еле удержали. Сколько было смеху у нас, мальчишек ещё! .

Примечания

  1. Лукницкий П. Н. Сквозь всю блокаду. - Л.: Лениздат, 1988. - С. 193.
  2. Gordon L. Rottman. // FUBAR (F***ed Up Beyond All Recognition): Soldier Slang of World War II. - Osprey, 2007. - P. 278-279. - 296 p. - ISBN 1-84603-175-3 .
  3. Катюша - статья из Большой советской энциклопедии .
  4. Steven J. Zaloga, James Grandsen. Soviet Tanks and Combat Vehicles of World War Two. - London: Arms and Armour Press, 1984. - P. 153. - 240 p. - ISBN 0-85368-606-8 .
  5. «Лука» и «Катюша» против «Ванюши». «Техника и оружие» № 1 1995
  6. АКИМОВ В. Н., КОРОТЕЕВ А. С., ГАФАРОВ А. А. и другие. Оружие победы - «Катюша» // Исследовательский центр имени М. В. Келдыша. 1933-2003: 70 лет на передовых рубежах ракетно-космической техники . - Машиностроение. - М, 2003. - С. 92-101. - 439 с.
  7. Первушин А. И. «Красный космос. Звёздные корабли Советской империи». 2007. Москва. «Яуза», «Эксмо». ISBN 5-699-19622-6 .
  8. ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА - [Военная история ]- Fugate B., Operation Barbarossa
  9. Андроников Н. Г., Галицан А. С., Кирьян М. М. и др. Великая Отечественная война, 1941-1945: Словарь-справочник / Под. ред. М. М. Кирьяна. - М. : Политиздат, 1985. - С. 204. - 527 с. - 200 000 экз.
  10. «К-22» - Линейный крейсер / [под общ. ред. Н. В. Огаркова ]. - М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР , 1979. - С. 124. - (Советская военная энциклопедия : [в 8 т.] ; 1976-1980, т. 4).
  11. Александр Борисович Широкорад. «Лука» и «Катюша» против «Ванюши». Системы залпового огня в Великой Отечественной войне (неопр.) . Независимое военное обозрение (5 марта 2010). Дата обращения 29 ноября 2011. Архивировано 8 февраля 2012 года.
  12. Варбот Ж. Ж. "Этимология // Русский язык. Энциклопедия. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997. - С. 643-647.
  13. Лазарев Л. Л. Легенда о первой «Катюше» // Коснувшись неба . - М. : Профиздат, 1984. Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine .