Остров пасхи истуканы гипотезы. Статуи острова Пасхи – одна из самых больших тайн на Земле

Статуи моаи на острове Пасхи – тайна острова, загадка, которая до сих пор не была разгадана. Эти огромные каменные истуканы, заполнившие территорию острова, появились неизвестно откуда. Ни один ученый в мире до сих пор не может ответить, кто и когда создал эти статуи, а главное – зачем. Наука лишь предполагает, что авторами каменных идолов был народ Рапа-Нуи, некогда заселявший остров. Неизвестным для историков остается и то, откуда вообще на острове Пасха, который находится посреди Тихого океана, взялись люди. Расстояние до ближайшего материка (Южная Америка) почти 4 000 км, а до ближайшего острова, населенного людьми – около 2500 км.

Впервые остров Пасхи был открыт европейскими моряками в 1722 году, это была команда голландского капитана Якоба Роггевена. Моряки бросили якорь возле острова как раз в день христианской Пасхи, отсюда и пошло название острова. Первое, что бросалось в глаза европейцам, – то, в каких позах они обнаружили статуи Моаи. Абсолютно все они лежали «лицом вниз». Как они оказались в таких позах и почему – неизвестно. Если предположить, что это случилось в результате природного катаклизма, то сразу напрашивается возражение: в таком случае,они бы лежали хаотично, в разных позах и вероятнее всего, не все были бы сброшены.

Помимо этого голландцы также были удивлены необычным климатом острова Пасхи. Здесь достаточно скудная флора, практически нет деревьев, а в центре острова даже имеется небольшая пустыня, вокруг которой располагается около 70 потухших на данный момент вулканов.


Всего на острове 997 каменных изваяний, именуемых моаи. Они были вырезаны из вулканических пород и установлены на каменных пьедесталах (аху). Высота самой высокой статуи Моаи составляет 20 метров, а самой низкой – 3 метра. Средний вес от 10 до 20 тонн, самый огромный истукан весит 90 тонн! До сих пор неизвестно, каким образом они были доставлены к каменным платформам. Согласно легендам, Моаи сами «шагали» на свои места. Историки предполагают, что они создавались на склонах вулкана Рано-Рораку, недалеко от каменоломен. Народ, которому приписывают создание каменных идолов, называется Рапа Нуи. Тайны острова Пасхи также связаны и с этим народом: по сей день никто не смог объяснить не только то, откуда они здесь появились, но и то, куда в итоге исчезли. На сегодняшний день среди немногочисленных местных жителей всего чуть
больше 100 человек являются чистокровными рапануйцами, остальные в основном приезжие из Чили.


Ежегодно сюда приезжают тысячи туристов, ведь остров Пасхи является одним из самых экзотических мест для отдыха. Температура воды здесь никогда не падает ниже +25. Отдыхающие могут не только попытаться разгадать загадку древних цивилизаций, но и понежиться на розовых пляжах. Розовыми их называют из-за необычного цвета песка на острове, он действительно имеет розовый оттенок. Благодаря такой популярности среди туристов, остров Пасхи стал развиваться, и сейчас на нем расположено множество отелей, баров и прочих развлекательных заведений. Местные жители стараются сохранять дух «необитаемого острова», вместе с тем обеспечивая минимальными удобствами. Туристы, приезжающие на остров, могут своими глазами наблюдать уникальные скульптуры, аналогов которым не существует нигде в целом мире. Жители острова установили «упавших» исполинов обратно на их пьедесталы-аху, и теперь каменные статуи Моаи продолжают глядеть в океан, храня тайну острова Пасхи .

Статуи острова Пасхи привлекают внимание многих туристов своим специфическим исполнением. Некоторые из них можно увидеть в крупнейших музеях мира, но лучше всего отправиться в Чили и пройтись среди идолов, любуясь их масштабом и разнообразием. Считается, что сделаны они были в интервале от 1250 до 1500 годов. Впрочем, секрет создания скульптур до сих пор передается из уст в уста.

Статуи острова Пасхи и основные их характеристики

Многим интересно, сколько статуй подобного типа существует и откуда взялись эти огромные туловища на небольшом острове. В настоящий момент обнаружено 887 скульптур разного размера, выполненных в едином стиле. Их еще называют моаи. Правда, не исключено, что раскопки, время от времени проводимые на острове Пасхи, приведут к обнаружению дополнительных истуканов, которые местные племена так и не установили на места.

Материалом для изготовления каменных статуй является туффит – порода вулканического происхождения. 95% процентов моаи изготовлены из туфа, добытого из вулкана Рано Рараку, который находится на острове Пасхи. Лишь немногие из идолов сделаны из других пород:

  • трахита – 22 статуи;
  • пемзы вулкана Охио – 17;
  • базальта – 13;
  • муджиерита вулкана Рано Као – 1.

Многие источники предоставляют недостоверную информацию относительно массы моаи, так как рассчитывают ее с учетом того, что они изготовлены из базальта, а не менее плотной базальтовой породы – туффита. Тем не менее, средний вес статуй достигает 5 тонн, поэтому современники нередко выдвигают догадки, как такие тяжеленные фигуры были перемещены из каменоломни на места своего настоящего расположения.

Размер статуй острова Пасхи варьируется от 3 до 5 метров, а их основание в ширину достигает 1,6 метров. Лишь немногие статуи достигают высоты свыше 10 метров и веса около 10 тонн. Все из них принадлежат более позднему периоду. Отличают такие статуи вытянутые головы. На фото кажется, что они передают черты лица европеоидной расы, но на самом деле физиогномика повторяет особенности полинезийцев. К такому искажению прибегали с единственной целью – увеличить высоту статуй.

Вопросы, которыми задаются при виде моаи

Во-первых, многих интересует, почему статуи разбросаны по всему острову и в чем состоит их назначение. Большинство идолов установлено на аху – погребальных платформах. Древние племена считали, что моаи вбирают в себя силу выдающихся предков и позднее помогают своим потомкам с того света.

Существует легенда, что основоположником традиции по возведению истуканов стал вождь клана Хоту Мату’а, который приказал после своей смерти установить статую на острове Пасхи, а саму часть суши разделить между шестью сыновьями. Считается, что в идолах скрыта мана, которая при правильной медитации способна повысить урожай, принести племени благополучие, придать сил.

Во-вторых, кажется, что перенести такие каменные глыбы от вулкана на достаточно отдаленные места через джунгли невозможно. Многие выдвигали разные гипотезы, но истина оказалась гораздо проще. Во второй половине XX века путешественник из Норвегии Тур Хейердал обратился к вожаку племени «длинноухих». Он попытался выяснить, как называются статуи, для чего они нужны и как изготовлялись. В результате чего весь процесс был подробно описан и даже воспроизведен в качестве примера для приезжих исследователей.

Хейердалу стало интересно, почему ранее технология производства скрывалась ото всех, но вожак лишь ответил, что до этого периода никто не спрашивал о моаи и не просил показать, как их изготавливали. При этом по традиции нюансы техники создания статуй острова Пасхи передаются от старших к младшим, поэтому она до сих пор не забыта.

Для того чтобы выбить моаи из вулканической породы, необходимо изготовить специальные молотки, которыми отбиваются фигуры. При ударе молоток разбивается вдребезги, поэтому приходилось создавать сотни таких орудий труда. После того как идол был готов, его вручную огромным количеством людей при помощи веревок вытаскивали и тянули до аху. На месте погребения под статую подкладывали камни и с помощью бревен, используя метод рычага, устанавливали ее на требуемое место.


Много десятилетий учёные пытались раскрыть тайну строительства гигантских истуканов моаи на одном из самых загадочных островов - Пасхи. Исследователи тщательно изучали не только сами статуи, но и местность вокруг них, стараясь найти ответ на вопрос, каким образом транспортировались моаи, а также как на их головах оказались многотонные каменные шляпы пукао красного цвета. Применение законов физики, методов археологии и компьютерного 3D моделирования позволили, наконец, найти разгадку этого феномена.

Самый загадочный остров



Остров Пасхи таит в себе множество тайн и загадок. Долгие годы учёные пытаются, один за другим, открыть его секреты. Удивительная цивилизация, существовавшая на острове около двух тысячелетий назад, оставила потомкам впечатляющие фигуры моаи. По предположению исследователей, гигантские истуканы – это обожествлённые фигуры предков и родственников древних полинезийцев.



Согласно исследованиям, сама цивилизация практически прекратила своё существование задолго до того момента, когда на остров ступила нога человека. Версий, почему это могло случиться, выдвигалось две: убийственная война, истребившая существовавшие на острове племена, и истощение природных ресурсов острова.


Наконечники копий мата"а. / Фото: www.oursociety.ru


Однако изучение разных видов наконечников копий «мата"а» позволило сделать вывод о том, что они не были орудием убийства, а могли лишь ранить противника. Поэтому предположение об исчезновении цивилизации в результате войны своего подтверждения не нашло.



Скорее, имело место истощение ресурсов, а затем и прибытие на остров европейцев с фактической его оккупацией работорговцами. В то время культура моаи уже почти полностью исчезла и была заменена более агрессивной культурой «птицечеловеков». Таким образом, где-то к середине XIX века были полностью уничтожены остатки древней цивилизации.



Уничтожение самой культуры и носителей языка и стало основной трудностью в разгадке секрета каменных истуканов. Учёных крайне беспокоил вопрос о появлении на истуканах пукао, этих удивительных шляп, весящих до 15 тонн каждая.



Изучение исполинских скульптур показало: туловище и шляпа содержат разные вулканические породы, которые расположены на очень большом расстоянии друг от друга, в разных концах острова. Американские антропологи потратили много лет на поиски разгадки и наконец-то смогли ответить на животрепещущий вопрос о механизме постройки истуканов моаи.

Исследователи приняли во внимание не только состояние поверхности и наличие царапин и повреждений на истуканах и их шляпах, но и все найденные артефакты и состояние грунта острова.

Древние учёные моаи



В результате скрупулёзных расчётов был сделан вывод о единственно возможном способе водружения шляпы на голову истукана. При этом вопрос решался малыми силами: не требовалась колоссальная вырубка лесов и участие большого количества людей в строительстве.



Сами статуи оказались изготовлены таким образом, что имели свойство самостоятельно выпрямляться, если появлялся не слишком большой наклон. Это давало возможность передвигать статуи, слегка сдвигая их попеременно в разные стороны. Таким способом сегодня люди двигают большие громоздкие предметы, маленькими шагами из стороны в сторону. Истуканы медленно, но верно перемещались на значительные расстояния.



А вот шляпы попадали к истуканам готовыми не полностью. От каменоломни, где делались заготовки пукао, их просто катили, что подтверждается царапинами на поверхности. Уже возле истукана, для которого шляпа предназначалась, заготовку дорабатывали и, используя весьма простой способ, надевали на каменного владельца.



Аборигены острова Пасхи сооружали из песка и щебня довольно пологую горку, затем оборачивали верёвку вокруг пукао и привязывали её к истукану. Вытягивая свободный конец, поднимали шляпу на горку, где её просто поворачивали на бок и помещали на голову монумента.



Данная версия нашла множество доказательств: остатки горок у некоторых лежащих истуканов, выемка на пукао, с помощью которой и держится шляпа на голове. Дополнительным подтверждением служил и тот факт, что все истуканы изначально стояли под небольшим наклоном к земле. Именно этот наклон и давал возможность надевать шляпу на монумент, а затем выпрямлять его, просто удаляя некоторые камни сзади постамента.



Данный способ позволял обойтись без участия большого количества людей. Для установки исполинов древние полинезийцы применили свой острый ум, законы физики, горстку людей и небольшое количество природных ресурсов. И на века оставили память о себе.

Ещё одна уникальный сидящий моаи Тукутури.

Все 300 лет, которые прошли с того момента, ученые и исследователи пытаются узнать все тайны рапануйской цивилизации, которая когда-то проживала на территории этого острова и ответить на вопрос: кто построил эти монументы?

Многие исследователи, которые занимались изучением этих статуй, пришли к заключению, что местные жители не могли в такой изоляции (остров находится посреди океана) получить знания, которые были бы достаточны, что создать подобные монументы. Более того, похожие статуи (их называют моаи) были найдены во время раскопок в Тиахуанако (Боливия) и на территории Маркизских островов (Полинезия).

Итак, остров Пасхи - один из самых удаленных от суши островов в мире…

  • Территории острова расположены почти в 4000 км от берегов Южной Америки, в юго-восточной части Тихого океана
  • Площадь острова - 163,6 кв.км, на которой сегодня проживает порядка 5000 человек
  • Основная часть населения живет в столице острова - городе Ханга-Роа. Он является единственным городом на острове, где также есть еще 2 небольших поселения: Матавери и Моероа

Остров Пасхи - наивысшая точка над уровнем океана в огромной возвышенности, которое называют Восточно-Тихоокеанское поднятие.

Местные легенды утверждают, что остров Пасхи когда-то был лишь частью одной большой страны (многие считают его оставшейся частью ). Примечательно, что легенда выглядит правдоподобно, так как сегодня на острове можно найти много доказательств этой легенды: дороги, которые ведут прямо в океан, множество подземных тоннелей, которые начинаются в местных пещерах и ведут в неизвестном направлении и другие факты.

Кто построил истуканов острова Пасхи?

Со времени открытия острова, ученые со всего мира выдвигают гипотезы о том, как могли местные жители без современных технологий построить статуи и как они транспортировали такие массивные каменные блоки от каменоломни (она находится в 7 км от места расположения статуй). Ведь население острова даже во времена своего расцвета не превышало 4000 человек.

Всего на острове 887 монолитные статуи. Высота моаи колеблется от 4-х до 20-и метров, некоторые из них размещены на постаментах из камня, самые огромные - погружены в почву возле вулкана Рано Рараку. На некоторых статуях присутствует «головной убор» - каменные шапки. Самый огромный из истуканов острова Пасхи высотой 21,6 м, его вес, по оценкам специалистов, около 160 тонн.

Чуть меньше половины статуй (394 шт.) так и остались в каменоломне. Некоторые из них лежат там не завершенные до конца, часть установлена на площадке на склонах кратера. Все эти статуи не вырубили до конца, как будто что-то помешало это сделать. Они так и находятся там, в ожидании своей транспортировки.

Недавно археологи ошеломили мировую общественность, раскопав одну из статуй. Оказалось, что каждая статуя имеет «тело», которое спрятано под землей. На «туловищах» истуканов острова Пасхи обнаружили неизвестные петроглифы, значение которых до сих пор неизвестно.

Многие исследователи, узнав об открытии, предположили, что статуи были засыпаны до уровня шеи в следствие мощного цунами, которое ударило по острову еще во времена Великого потопа. Вода принесла с собой разрушения и грязь, которые в последствии и спрятали тела моаи вглубь почвы.

Но кто же построил эти статуи? Несомненным доказательством того, что это сделала высокоразвитая цивилизация, являются платформы, на которых стоят статуи. А точнее - непонятный метод их изготовления. Они построены по принципу полигональной кладки, когда огромные массивные блоки каменных пород идеально подгоняются друг под друга и укладываются без применения какого-либо связующего вещества (раствор, цемент и т.п.). Такую кладку можно наблюдать в комплексе пирамид в Гизе (Египет), и других мегалитических сооружениях, которые с каждым годом все чаще открывают в самых разных точках планеты.

Местные легенды рассказывают о том, что статуи передвигались силой «маны» — мыслями людей, которые их строили. Древнейшие архитекторы, согласно сказаниям, использовали какой-то камень Те Пито Кура, который позволял им концентрировать свою энергию и передвигать огромные предметы по воздуху.

Во время раскопок на острове Пасхи, известный норвежский антрополог Т. Хейердал в 1987 году откопал на глубине нескольких метров массивную стену из камней-мегалитов. Он удивился, так как технология изготовления этих блоков была идентична с той, которую он видел в комплексе Мачу-Пикчу и .

Исследователь из США, Дж. Чечрвард, высказал предположение о том, что строители этих монументов использовали настолько продвинутые технологии, что они в десятки и сотни раз превосходили современные. Он предположил, что истуканы острова Пасхи перемещались в готовом виде благодаря использованию антигравитации. Это позволяло цивилизации, которая по оценкам современных историков, исчезла больше 20 000 лет назад, создавать такие массивные сооружения и с легкостью перемещать огромные объекты.

: он расположен в Тихом океане на расстоянии более 3700 км. от ближайшего континента (Южная Америка) и в 2600 км от ближайшего обитаемого острова (Питкейрн).

Вообще в истории острова Пасхи много тайн. Его первооткрыватель - капитан Хуан Фернандес опасаясь конкурентов, решил сохранить в тайне свою находку, сделанную в 1578-м году, а спустя некоторое время случайно умер при загадочных обстоятельствах. Хотя было ли то, что нашел испанец, островом Пасхи, до сих пор неясно.

Через 144 года, в 1722 г, на остров Пасхи наткнулся голландский адмирал Якоб Роггевен, причем произошло это событие в день христианской Пасхи. Так совершенно случайно остров Те Пито о те Хенуа, что в переводе с местного наречия значит Центр мира, превратился в остров Пасхи.

Интересно, что адмирал Роггевен со своей эскадрой не просто плавал в этом районе, он тщетно пытался найти неуловимую землю Дэвиса - английского пирата, которая по его описаниям была обнаружена лет за 35 до экспедиции голландцев. Правда, никто, кроме Дэвиса и его команды, вновь открытый архипелаг больше так и не видел.

В 1687 году пират Эдвард Дэвис, корабль которого был унесён далеко на запад от Копьяпо, административного центра района Атакама (Чили), морскими ветрами и тихоокеанским течением, заметил на горизонте сушу, где вырисовывались силуэты высоких гор. Однако, даже не попытавшись узнать, был ли это мираж или ещё не открытый европейцами остров, Дэвис развернул корабль и взял курс в сторону Перуанского течения.

Эта «Земля Дэвиса», которая значительно позже стала отождествляться с островом Пасхи, подкрепила убеждённость космографов того времени в том, что в этом регионе существовал континент, являвшийся как бы противовесом Азии и Европе. Это привело к тому, что отважные мореплаватели стали искать затерянный континент. Однако найти его так и не удалось: вместо этого были открыты сотни островов Тихого океана.

С открытием острова Пасхи стало распространено мнение, что это и есть тот ускользающий от человека континент, на котором существовала в течение тысячелетий высокоразвитая цивилизация, в дальнейшем исчезнувшая в пучинах океана, а от континента сохранились лишь высокие горные пики (на самом деле, это потухшие вулканы). Существование на острове огромных статуй, моаи, необычные рапануйские таблички лишь подкрепляли это мнение.

Однако современное изучение прилегающих вод показало, что это маловероятно.

Остров Пасхи расположен в 500 км от гряды подводных гор, известных как Восточно-Тихоокеанское поднятие, на литосферной плите Наска. Остров находится на вершине огромной горы, сформировавшейся из вулканической лавы. Последнее извержение вулканов на острове произошло 3 миллиона лет назад. Хотя некоторые учёные предполагают, что оно произошло 4,5-5 миллионов лет назад.

Согласно местным легендам, в далёком прошлом остров был больших размеров. Вполне возможно, что так было в ледниковый период плейстоцена, когда уровень Мирового океана был ниже на 100 метров. Согласно геологическим исследованиям остров Пасхи никогда не был частью затонувшего континента

Мягкий климат острова Пасхи и вулканическое происхождение должны были бы сделать его райским уголком, вдали от проблем, одолевающих остальной мир, однако первым впечатлением Роггевена от вида острова было как от опустошенной местности, покрытой высохшей травой и выжженной растительностью. Не видно было ни деревца, ни кустиков.
Современные ботаники обнаружили на острове только 47 видов высших растений, характерных для этой местности; в основном это трава, осока и папоротники. В список входят также два вида карликовых деревьев и два вида кустарников. При такой растительности обитатели острова не имели никакого топлива для согревания в холодную, влажную и ветреную зиму. Из домашних животных были только куры; не было летучих мышей, птиц, змей или ящериц. Нашлись только насекомые. Всего на острове жило около 2000 человек.

Жители острова Пасхи. Гравюра 1860 года

Сейчас на острове живет около трех тысяч человек. Из них только 150 человек - чистокровные рапануйцы, остальные же - чилийцы и метисы. Хотя опять-таки не совсем понятно, кого именно можно считать чистокровными. Ведь еще первые высадившиеся на острове европейцы с удивлением обнаружили, что жители Рапануи - полинезийское название острова - этнически неоднородны. Знакомый же нам адмирал Роггевен писал, что на открытой им земле жили белые, смуглые, коричневые и даже красноватого оттенка люди. Их язык был полинезийским, относящимся к диалекту, изолированному примерно с 400 г. н. э., и характерному для Маркизских и Гавайских островов.

Совершенно необъяснимыми казались около 200 гигантских каменных изваяний — «Моаи», расположенные на массивных постаментах вдоль побережья острова с жалкой растительностью, вдали от каменоломен. Большинство статуй располагались на массивных постаментах. Еще не менее 700 скульптур, в разной степени готовности, были оставлены в карьерах или на древних дорогах, связывающих карьеры с побережьем. Складывалось впечатление, что скульпторы внезапно оставили свои инструменты и прекратили работу..

Далекие мастера вырубали «моаи» на склонах вулкана Рано-Рораку, расположенного в восточной части острова, из мягкого вулканического же туфа. Затем готовые статуи спускали вниз по склону и расставляли по периметру острова, на расстояние более 10 км. Высота большинства идолов составляет от пяти до семи метров, более же поздние изваяния доходили и до 10, и до 12 метров. Туф, или, как его еще называют, пемза, из которого они сделаны, по структуре напоминает губку и легко крошится даже при легком на него воздействии. так что средний вес «моаи» не превышает 5 тонн. Каменные аху - платформы-постаменты: достигали 150 м. в длину и 3 м. в высоту, и состояли из кусков весом до 10 т.

В свое время адмирал Роггевен, вспоминая о своем путешествии на остров, утверждал, что аборигены разводили перед идолами «моаи» костры и садились рядом на корточки, преклонив головы. После этого они складывали руки и раскачивали их вверх-вниз. Конечно, это наблюдение не в состоянии объяснить, кем на самом деле были для островитян истуканы.

Роггевен и его спутники не могли понять, как, не применяя толстых деревянных катков и прочных канатов, можно было передвигать и устанавливать подобные глыбы. У островитян не было ни колес, ни тяглового скота и никакого другого источника энергии, кроме собственных мускулов. Древние легенды говорят, что статуи шли сами. Задавать вопрос, как это происходило на самом деле, нет никакого смысла, потому что документальных свидетельств все равно не осталось. Существует множество гипотез передвижения «моаи», некоторые даже подтверждаются экспериментами, но все это доказывает только одно — это было возможно в принципе. И двигали статуи жители острова и никто иной. Вот для чего они это делали? Здесь начинаются расхождения.

Удивительно и то, что в 1770 г. статуи еще стояли, Джеймс Кук, побывавший на острове в 1774 год, упоминал лежащие статуи, до него никто ничего подобного не замечал. В последний раз стоящие истуканы видели в 1830 г. Тогда на остров заходила французская эскадра. С тех пор оригинальных, то есть установленных самими жителями острова, статуй никто больше не видел. Все, что существует на острове сегодня, было восстановлено в XX веке. Последняя реставрация пятнадцати «моаи», расположенных между вулканом Рано-Рораку и полуостровом Поике, произошла относительно недавно — с 1992 по 1995 г. Причем занимались восстановительными работами японцы.

Во второй половине XIX века умер и культ человека-птицы. Этот странный, уникальный для всей Полинезии, обряд был посвящен Макемаке - верховному божеству островитян. Избранный становился его земным воплощением. Причем, что интересно, выборы проходили регулярно, раз в год. При этом самое активное участие в них принимали слуги или воины. Именно от них зависело, станет ли их хозяин, глава семейного клана, Тангата-ману, или человеком-птицей. Именно этому обряду обязан своим возникновением главный культовый центр - скальный поселок Оронго на самом большом вулкане Рано-Као в западной оконечности острова. Хотя, может быть, Оронго существовал задолго до возникновения культа Тангата-ману. Предания сообщают, что наследник легендарного Хоту Матуа, первого вождя прибывшего на остров, родился именно здесь. В свою очередь, его потомки через сотни лет сами давали сигнал к началу ежегодного состязания.

Весной на небольшие островки Моту-Као-Као, Моту-Ити и Моту-Нуи, расположенные недалеко от берега, прилетали посланники бога Макемаке - черные морские ласточки. Тот воин, который первым находил первое яйцо этих птиц и доставлял его вплавь своему господину, получал в награду семь прекрасных женщин. Ну а хозяин становился вождем, или, вернее, человеком-птицей, получая всеобщее уважение, почет и привилегии. Последняя церемония Тангата-ману прошла в 60-х годах XIX века. После катастрофического пиратского рейда перуанцев 1862 года, когда пираты забрали в рабство все мужское население острова, выбирать человека-птицу стало некому и не из кого.

Зачем аборигены острова Пасхи высекали статуи «моаи» в карьере? Почему они прекратили это занятие? Общество, создававшее статуи, должно было существенно отличаться от тех 2000 человек, которых видел Роггевен. Оно должно было быть хорошо организовано. Что с ним произошло?

Более двух с половиной столетий тайна острова Пасхи оставалась нераскрытой. Большинство теорий об истории и развитии острова Пасхи строится на устных преданиях. Происходит это потому, что никто до сих пор не может понять, что же начертано в письменных источниках - знаменитых табличках «ко хау моту мо ронгоронго», что в переводе приблизительно означает - рукопись для декламации. Большая часть их была уничтожена христианскими миссионерами, но и те, что сохранились, могли бы, наверное, пролить свет на историю этого таинственного острова. И хотя ученый мир не раз бывал взбудоражен сообщениями о том, что древние письмена наконец-то расшифрованы, при тщательной проверке все это оказывалось не слишком точной интерпретацией устных фактов и сказаний
Несколько лет тому назад палеонтолог Дэвид Стэдмен и несколько других исследователей выполнили первое систематическое исследование острова Пасхи с тем, чтобы выяснить, каким был ранее его растительный и животный мир. В результате появились данные для новой, удивительной и поучительной, интерпретации истории его поселенцев.

По одной из версий остров Пасхи был заселен примерно в 400 г. н. э. (хотя по данные радиоуглеродного анализа, полученные учёными Терри Хантом и Карлом Липо из Калифорнийского университета (США) в ходе исследования восьми образцовдревесного угля из Анакены, свидетельствуют о том, что остров Рапа-Нуи был заселён примерно в 1200 г. н. э.,) Островитяне выращивали бананы, таро, сладкий картофель, сахарный тростник, тутовник. Кроме кур, на острове были также крысы, прибывшие с первыми переселенцами.

Период изготовления статуй относится к 1200-1500 гг. Количество жителей к тому времени составляло от 7 000 до 20 000 человек. Для подъема и перемещения статуи достаточно несколько сотен человек, которые использовали канаты и катки из деревьев, имеющихся в то время в достаточном количестве.
Кропотливая работа археологов и палеонтологов показала, что примерно за 30 000 лет до прибытия людей и в первые годы их пребывания остров вовсе не был таким пустынным, как сейчас. Субтропический лес из деревьев и мелколесья возвышался над кустарниками, травами, папоротником и дерном. В лесу росли древесные маргаритки, деревца хаухау, из которых можно делать канаты, и торомиро, которое пригодно в качестве топлива. Имелись также разновидности пальм, которых сейчас нет на острове, но раньше их было так много, что подножие деревьев было плотно укрыто их пыльцой. Они родственны чилийской пальме, которая вырастает до 32 м и диаметром до 2 м. Высокие, без ветвей, стволы были идеальным материалом для катков и сооружения каноэ. Они также давали съедобные орехи и сок, из которого чилийцы делают сахар, сироп, мед и вино.

Относительно холодные прибрежные воды обеспечивали рыбную ловлю только в нескольких местах. Основной морской добычей были дельфины и тюлени. Для охоты на них выходили в открытое море и применяли гарпуны. До прихода людей остров был идеальным местом для птиц, т. к. у них не было здесь никаких врагов. Здесь устраивали гнездовья альбатросы, олуши, фрегаты, глупыши, попугаи и другие птицы — всего 25 видов. Это было, вероятно, богатейшее гнездовье во всем Тихом океане.

Примерно в 800-х годах началось разрушение лесов. Все чаще стали встречаться слои древесного угля от лесных пожаров, все меньше становилось древесной пыльцы и все больше появлялась пыльца от трав, приходивших на смену лесу. Не позже 1400 г. пальмы исчезли окончательно, причем не только в результате вырубки, но и из-за вездесущих крыс, которые не давали им возможности восстановиться: дюжина сохранившихся остатков орехов, сохранившихся в пещерах, имела следы изгрызенности крысами. Такие орехи не могли прорасти. Деревья хаухау не исчезли полностью, но их уже не хватало на изготовление канатов.
В 15-м веке исчезли не только пальмы, но и весь лес целиком. Он был уничтожен людьми, которые очищали участки для садов, вырубали деревья для постройки каноэ, для изготовления катков под изваяния, для отопления. Крысы поедали семена. Вполне вероятно, что птицы вымирали из-за загрязнения цветов и уменьшения урожая фруктов. Произошло то же, что происходит везде во всем мире, где уничтожают лес: исчезает большинство обитателей леса. На острове исчезли все виды местных птиц и зверей. Была выловлена и вся прибрежная рыба. В пищу пошли мелкие улитки. Из рациона людей к 15 в. исчезли дельфины: не на чем было выходить в море, да и гарпуны не из чего было делать. Дело дошло до каннибализма.

Райский уголок, открывшийся первым поселенцам, 1600 лет спустя стал практически безжизненным. Плодородные почвы, изобилие еды, множество строительных материалов, достаточное жизненное пространство, все возможности для безбедного существования оказались уничтоженными. Ко времени посещения острова Хейердалом на острове было единственное дерево торомиро; сейчас его уже нет.
А началось все с того, что через несколько столетий после прибытия на остров люди принялись, подобно их полинезийским предкам, устанавливать на платформы каменных идолов. Со временем статуи становились все большими; их головы начали украшать красные 10-тонные короны; раскручивалась спираль соревнования; соперничающие кланы пытались превзойти друг друга, демонстрируя здоровье и мощь подобно египтянам, строившим свои гигантские пирамиды. На острове, как в современной Америке, существовала сложная политическая система распределения имеющихся ресурсов и интегрирования экономики в различных областях.

Гравюра 1873 года из английской газеты «Harper Weekly». Гравюра подписана: «Easter Island Stone Idols Festival Dancing Tatoos» (Фестиваль татуированных танцовщиц у каменных идолов острова Пасхи).

Постоянно растущее население изводило леса быстрее, чем они могли восстанавливаться; все больше места занимали огороды; почва, лишенная леса, родники и ручьи высыхали; деревьев, которые тратились на транспортировку и подъем статуй, а также на строительство каноэ и жилищ, оказалось недостаточно даже на приготовление пищи. По мере уничтожения птиц и животных наступал голод. Уменьшалось плодородие пашен из-за ветровой и дождевой эрозии. Начались засухи. Интенсивное разведение курей и каннибализм не решили проблемы с продовольствием. Подготовленные к перемещению статуи с запавшими щеками и видимыми ребрами — свидетельство начавшегося голода.

При нехватке еды островитяне больше не могли содержать вождей, бюрократию и шаманов, которые осуществляли управление обществом. Выжившие островитяне рассказали первым посетившим их европейцам, как на смену централизованной системе пришел хаос, и воинственный класс победил наследственных вождей. На камнях появились изображения копий и кинжалов, изготовленных воюющими сторонами в 1600-е и 1700-е гг.; они и сейчас разбросаны по всему острову Пасхи. К 1700 г. население составляло от четверти до одной десятой своего прежнего количества. Люди переселились в пещеры, чтобы прятаться от своих врагов. Около 1770 г. противоборствующие кланы начали опрокидывать статуи друг у друга и сносить им головы. Последняя статуя была опрокинута и осквернена в 1864 г.
По мере того, как перед исследователями проявлялась картина упадка цивилизации острова Пасхи, они спрашивали себя: — Почему они не оглянулись, не осознали происходящего, не остановились, пока не было слишком поздно? О чем они думали, срубая последнюю пальму?

Вероятнее всего, катастрофа произошла не внезапно, а растянулась на несколько десятилетий. Изменения, происходящие в природе, для одного поколения были не заметны. Только старики, вспоминая годы своего детства, могли осознать происходящее и понять угрозу, которую несет уничтожение лесов, однако правящий класс и каменотесы, боясь потерять свои привилегии и работу, относились к предупреждениям точно так же, как и сегодняшние лесозаготовители на северо-западе США: «Работа важнее леса!».

Деревья постепенно становились меньше, тоньше и менее значимыми. Когда-то была срезана последняя плодоносящая пальма, а молодые побеги уничтожали вместе с остатками кустарников и подлеска. Никто не заметил гибели последней молодой пальмы.

Флора острова очень бедная: специалисты насчитывают не более 30 видов растений, произрастающих на Рапа-Нуи. Большинство из них было завезено с других островов Океании, Америки, Европы. Многие растения, ранее широко распространённые на Рапа-Нуи, истреблены. Между IX и XVII веками происходила активная вырубка деревьев, которая и привела к исчезновению лесов на острове (вероятно до этого на нём произрастали пальмы вида Paschalococos disperta). Другой причиной было поедание семян деревьев крысами. В связи с нерациональной хозяйственной деятельностью человека и другими факторами возникшая ускоренная эрозия почвы нанесла огромный ущерб сельскому хозяйству, в результате чего население Рапа-Нуи значительно сократилось.

Одно из вымерших растений - Sophora toromiro, местное название которого торомиро (рап. toromiro). Это растение на острове в прошлом играло важную роль в культуре рапануйцев: из него делались «говорящие таблички» с местными пиктограммами.

Ствол торомиро, диаметром в человеческое бедро и тоньше, часто использовался при строительстве домов; также из него делались копья. В XIX-XX веках это дерево было истреблено (одной из причин стало то, что молодую поросль уничтожали завезённые на остров овцы).
Другое растение острова - тутовое дерево, местное название которого махуте (рап. mahute). В прошлом это растение играло также значительную роль в быту островитян: из луба тутового дерева изготавливалась белая одежда, называемая тапа. После появления первых европейцев на острове - китобоев и миссионеров - значение махуте в быту рапануйцев уменьшилось.

Корни растения ти (рап. ti), или Dracaena terminalis, использовались для изготовления сахара. Также это растение применялось для изготовления порошка тёмно-голубого и зелёного цвета, который затем наносили на тело в качестве татуировок.

Макои (рап. makoi) (Thespesia populnea) использовалось для резьбы.

Одно из уцелевших растений острова, которое произрастает на склонах кратера Рано-Као и Рано-Рараку - Scirpus californicus, используемое при строительстве домов.

В последние десятилетия на острове стала появляться небольшая поросль эвкалипта. В XVIII-XIX веках на остров были завезены виноград, банан, дыня, сахарный тростник.

До прибытия на остров европейцев фауна острова Пасхи в основном была представлена морскими животными: тюленями, черепахами, крабами. До XIX века на острове разводили кур. Виды местной фауны, ранее населявшие Рапа-Нуи, вымерли. Например, вид крысы Rattus exulans, которую в прошлом местные жители использовали в пищу. Вместо неё на остров были завезены европейскими судами крысы вида Rattus norvegicus и Rattus rattus, ставшие переносчиками различных болезней, ранее не известных рапануйцам.

Сейчас на острове гнездятся 25 видов морских птиц и обитают 6 видов наземных птиц.

Статистика по моаи такова. Общее количество моаи — 887. Количество моаи, которые установлены на постаменты аху (Ahu) — 288 (32 процента от общего количества). Количество моаи, которые стоят на склонах вулкана Рано Рараку (Rano Raraku), где находился карьер по высечению моаи — 397 (45 процентов от общего количества). Количество моаи, которые лежат разбросанными по всему острову — 92 (10 процентов от общего количества). моаи имеют разную высоту — от 4 до 20 метров. Самые большие из них стоят одиноко на склоне вулкана Рано Рараку. Они по шею погружены в осадочные породы, накопившиеся на острове за долгую историю этого кусочка земли. Некоторые моаи стояли на каменных постаментах, называемых туземцами аху . Количество аху превышает три сотни. Размер аху также различен — от нескольких десятков метров до двух сотен метров. Самый большой моаи по прозвищу «El Gigante» имеет высоту 21,6 метра. Он находится в карьере Рано Рараку и весит приблизительно 145-165 тонн. Самый большой моаи, стоящий на постаменте, расположен на аху Те Пито Кура (Ahu Te Pito Kura). Он имеет прозвище Паро (Paro), его рост около 10 метров, а вес — около 80 тонн.

Загадки острова Пасхи.


Остров Пасхи полон загадок. Повсюду на острове можно увидеть входы в пещеры, каменные площадки, желобчатые аллеи, ведущие прямо в океан, огромные статуи, знаки на камнях.
Одной из главных загадок острова, не дающей покоя уже нескольким поколениям путешественников и исследователей, остаются совершенно уникальные каменные статуи — моаи. Это каменные истуканы самых разных размеров — от 3 до 21 метра. В среднем, вес одной статуи составляет от 10 до 20 тонн, но есть среди них и настоящие колоссы весом от 40 до 90 тонн.

С этих каменных статуй началась слава острова. Было совершенно непонятно, как они могли появиться на затерянном в океане островке со скудной растительностью и «диким» населением. Кто вытесал их, приволок на берег, водрузил на специально сделанные постаменты и увенчал увесистыми головными уборами?

Статуи имеют чрезвычайно странный вид — у них очень большие головы с тяжелым выступающим подбородком, длинные уши и совсем нет ног. У некоторых на головах «шапки» из красного камня. К какому человеческому племени принадлежали те, чьи портреты остались на острове в виде моаи? Заостренный приподнятый нос, тонкие губы, слегка выпяченные как бы в гримасе насмешки и презрения. Глубокие выемки под надбровными дугами, большой лоб — кто они?

Кликабельно

На некоторых статуях — высеченные в камне ожерелья, или татуировка, нанесенная резцом. Лицо одного из каменных гигантов испещрено дырочками. Быть может в древние времена жившие на острове мудрецы, изучавшие движение небесных светил, татуировали лица картой звездного неба?

Глаза статуй смотрят в небо. В небо — такое же, как и тогда, когда столетия назад, для приплывших из-за горизонта открылась новая родина?

В прежние времена островитяне были убеждены, что моаи охраняют их землю и их самих от злых духов. Все стоящие моаи повернуты лицом к острову. Непостижимые, как время, они погружены в молчание. Это таинственные символы ушедшей цивилизации.

Известно, что скульптуры выкались из вулканической лавы на одной из оконечностей острова, а затем готовые фигуры переносились по трем главным дорогам к местам церемониальных постаментов — аху — разбросанных вдоль береговой линии. Длина самого большого ныне разрушенного аху составляла 160 м, а на его центральной платформе длиной около 45 м располагалось 15 статуй.

Подавляющее большинство статуй лежат незаконченные в каменоломнях или вдоль древних дорог. Некоторые из них застыли в глубине кратера вулкана Рано-Рараку, некоторые выходят за гребень вулкана и словно направляются к океану. Все как будто остановилось в один момент, охваченное вихрем неизвестного катаклизма. Почему скульпторы внезапно прекратили свою работу? Все оставлено на месте — и каменные топоры, и незаконченные статуи, и каменные гиганты, словно застывшие на пути в своем движении, как будто люди просто на минуту оставили свою работу да так и не смогли вернуться к ней.

Некоторые статуи, прежде установленные на каменных площадках, повалены и расколоты. То же относится и к каменным платформам — аху.

Конструирование аху требовало не меньше усилий и искусства, чем создание самих статуй. Требовалось сделать блоки и из них сложить ровный пьедестал. Плотность, с которой кирпичи прилегают друг к другу поражает. Для чего сооружались первые axу (их возраст порядка 700-800 лет), до сих пор неясно. В последующем их нередко использовали как места погребений и увековечивания памяти вождей.

Раскопки, проведенные на нескольких участках древних дорог, по которым, предположительно, островитяне переносили многотонные статуи (иногда на расстояние более 20 километров), показали, что все дороги явно обходят плоские участки. Сами дороги представляют собой ложбины V или U-образной формы шириной около 3,5 метров. На некоторых участках присутствуют длинные соединительные фрагменты, по форме напоминающие бордюрный камень. В некоторых местах отчетливо видны столбы, вкопанные за пределами бордюров, — возможно, они служили опорой некому приспособлению вроде рычага. Точной даты строительства этих дорог ученые пока не установили, однако по предположениям исследователей процесс перемещения статуй был закончен на острове Пасхи примерно к 1500 году до н.э.

Еще одна загадка: простые расчеты показывают, что за сотни лет небольшое население не смогло бы вытесать, перевезти и установить даже половину имеющихся статуй. На острове были найдены древние деревянные таблички с вырезанными письменами. Большая часть их была утрачена во время покорения острова европейцами. Но некоторые таблички сохранились. Письмена шли слева направо, а потом в обратном порядке — справа налево. Расшифровать начертанные на них знаки долго не удавалось. И только в начале 1996 года в Москве было объявлено о том, что все 4 сохранившиеся текстовые дощечки расшифрованы Любопытно, что в языке островитян есть слово, обозначающее медленное передвижение без помощи ног. Левитация? Не использовался ли этот фантастический способ при транспортировке и установке моаи?

И еще одна загадка. На старых картах около острова Пасхи изображены другие территории. Устные предания повествуют о медленном опускании земли под воду. Другие легенды рассказывают о катастрофах: об огненном посохе бога Увоке, расколовшем землю. А не могли ли здесь существовать в древние времена более крупные острова или даже целый материк с высокоразвитой культурой и техникой? Для него даже придумали красивое название Пасифида.

Некоторые ученые предполагают, что до сих пор существует некий клан (орден) пасхальцев, который сохраняет секреты предков и скрывает их от непосвященных в древние знания.

У острова Пасхи существует множество названий:

Хититеаираги (рап. Hititeairagi), или Хити-аи-ранги (рап. Hiti-ai-rangi);
Текаоухангоару (рап. Tekaouhangoaru);
Мата-Китераге (рап. Mata-Kiterage - в переводе с рапануйского «глаза, смотрящие в небо»);
Те-Пито-те-хенуа (рап. Te-Pito-te-henua - «пуп земли»);
Рапа-Нуи (рап. Rapa Nui - «Великий Рапа»), название в основном использовавшееся китобоями;
остров Сан-Карлос (англ. San Carlos Island), названный так Гонсалесом Дон Фелипе в честь короля Испании;
Теапи (рап. Teapi) - так называл остров Джеймс Кук;
Ваиху (рап. Vaihu), или Ваихоу (рап. Vaihou), - этим названием также пользовался Джеймс Кук, а позже Форстер Иоганн Георг Адам и Лаперуз Жан Франсуа де Гало (в его честь названа бухта на северо-востоке острова);
остров Пасхи (англ. Easter Island), названный так голландским мореплавателем Якобом Роггевеном, потому что он открыл его в день Пасхи 1722 года. Очень часто остров Пасхи называют Рапа-Нуи (в переводе «Большой Рапа»), хотя оно не рапануйского, а полинезийского происхождения. Такое
название остров получил благодаря таитянским мореплавателям, использовавшим его, чтобы различать остров Пасхи и остров Рапа, лежащий в 650 км к югу от Таити. Само название «Рапа-Нуи» вызвало множество споров среди лингвистов по поводу правильного написания этого слова. Среди
англоговорящих специалистов слово «Rapa Nui» (2 слова) используется для наименования острова, слово «Rapanui» (1 слово) - когда идёт речь о народе или местной культуре.

Остров Пасхи - провинция в составе чилийской области Вальпараисо, возглавляемая губернатором, аккредитованным при чилийском правительстве и назначаемым президентом. С 1984 года губернатором острова может стать только местный житель (первым стал Серхио Рапу Хаоа, бывший археолог и музейный хранитель). Административно провинция Остров Пасхи включает необитаемые острова Сала-и-Гомес. С 1966 года в поселении Ханга-Роа каждые четыре года избирается местный совет из 6 членов, возглавляемый мэром.

На территории острова действует около двух дюжин полицейских, в основном ответственных за безопасность в местном аэропорту.

Присутствуют также вооружённые силы Чили (преимущественно ВМФ). Действующая валюта на острове - чилийское песо (на острове также в обороте доллары США). Остров Пасхи - беспошлинная зона, поэтому поступления в бюджет острова от уплаты налогов сравнительно незначительны. В значительной степени он состоит из дотаций правительства.

колосс (высота 6 м) после раскопок Остров Пасхи (по: Хейердал, 1982

Это кстати, реквизит выброшенный в море при съемках очередного фильма на острове. Так что подводных статуй не было.

Вот еще одна теория, как все должно выглядеть.

Ну или вот так По поводу всяческих загадочных сооружений давайте напомню вам или например, что из себя представляла Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -