Однополые школы. Раздельное и совместное обучение

Наталья Перцевая
Особенности обучения мальчиков и девочек

Сейчас можно найти много пособий по подготовке к школе,но все они будут посвящены какому – то среднестатистическому ребенку, без индивидуальных особенностей характера и восприятия, без пола.

Большинство родителей даже не представляют себе, (а педагоги забывают или же у них нет возможности это воплотить, что есть какая – то принципиальная разница в обучении мальчиков и девочек .

Главное - стараться выполнять все положенные задания в детском саду и группе подготовки к школе – и успех гарантирован. Но мальчики в большинстве осваивают программу подготовки к школе с большими трудностями, чем девочки , да и в начальной школе часто уступают девочкам в обучении .

Природа предусмотрела для человеческого рода две разные линии поведения – мужскую и женскую. И хотя детство мальчиков и девочек протекает в одном и том же мире, для них этот мир выглядит совершенно по – разному, и постигают они его совершенно разными путями.

У мальчиков речевое развитие идет несколько медленнее. При этом их успехи зависят не столько от речевого развития, сколько от общего уровня развития интеллекта. Мальчикам интереснее искать нестандартные решения новых задач, чем копировать готовые решения. У них медленнее, чем у девочек развивается мелкая моторика, зато лучше развиты координация крупных движений, дальнее зрение, пространственное мышление. Для мальчиков важнее добиться максимально высокого места в признании сверстников, получить от значимых взрослых признания своего статуса, возможности «стать большим» .

При подготовке мальчика к школе надо делать ставку на развитие общего интеллекта, учить его игре в шахматы, конструированию. Если есть новая игра, не надо заранее рассказывать, как и что нужно делать, пусть он самостоятельно ищет решение, медленно и с ошибками. Лучше предложить ему найти и исправить ошибки самому, чем делать это за него. Мальчику необходимо больше показывать, чем рассказывать. Словесные пояснения должны быть четкими и короткими.

Не стоит добиваться от мальчика безупречной аккуратности, достаточно, чтобы задание было выполнено правильно и разборчиво. Мальчикам проще осваивать графические навыки в «крупной форме» : толстыми маркерами на большом листе, палочкой на песке, и лишь потом постепенно можно уменьшать масштаб. Как можно чаще надо вводить в занятия игру, творчество, ролевые сценки.

Важно знать, если мальчик вдруг «перестал соображать» - это признак переутомления, так что бесполезно заставлять его переделывать неверно выполненное задание. Мальчики быстро интеллектуально истощаются. Лучше сменить вид деятельности и вернуться к трудному заданию через некоторое время.

У девочек несколько раньше , чем у мальчиков , формируется речь, как устная, так и письменная. Успешность обучения девочки напрямую зависит от уровня речевого развития. Девочки с удовольствием работают по образцу, стараясь довести работу до совершенства. Но редко пытаются самостоятельно освоить новые навыки или придумать новую стратегию. Они обладают более совершенной, чем у мальчиков зрительно – моторной координацией, поэтому без труда осваивают необходимые для учебы графические навыки.

Девочки легко разделяют игровую и учебную деятельность.

Для девочек важен эмоциональный контакт со сверстниками («дружит – не дружит» ) и значимыми взрослыми. Главная учебная мотивация для девочек – одобрение учителей и родителей. Даже пойти в школу и стать ученицами они хотят потому, что это одобряется семьей, окружающими людьми

Публикации по теме:

Конспект занятия по гендерному воспитанию «Весна для мальчиков и девочек» Конспект комплексного занятия: Тема: «Весна для мальчиков и девочек». 3-4 года Количество детей: 3 человека Цель: формирование гендерного.

Занятие по гендерному воспитанию «Золотая осень для мальчиков и девочек» Тема: «Золотая осень «(для мальчиков и девочек) 3-4 года. Количество детей: 3 человека Цель: формирование гендерного воспитания Задачи.

Наступил первый месяц зимы и в рамках нашей программы мы провели занятие по изобразительной деятельности. Тема "Украшение свитеров для мальчиков.

Гендерное воспитание девочек и мальчиков КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ТЕМА: «Гендерное воспитание мальчиков и девочек» По результатам анализа психолого-педагогических исследований,.

Консультация для родителей «Как хвалить мальчиков и девочек» Ни для кого не секрет, что девочки и мальчики разные с самой колыбели. Быть любимой – жизненная необходимость каждой женщины. Эта потребность.

Консультация «Особенности развития творческого воображения мальчиков и девочек шестого года жизни» В жизни ребенка старшего дошкольного возраста воображение, фантазия и проявления творчества играют огромную роль: в этот период происходит.

Задумывались ли вы когда нибудь, так ли это полезно обучаться мальчикам и девочкам вместе? Говорят, что лучше всего, когда мальчика воспитывает мужчина, отец или наставник, а девочек женщина. Но, еще лучше когда мальчики воспитываются в среде мальчиков, а девочки в среде девочек. И вот почему...

До 1918 года обучение детей в России было раздельным. 31 мая 1918 года вышло постановление "О введении обязательного совместного обучения", подписанное комиссаром просвещения чарским. В 30-е годы многим, в том числе и новой власти во главе со Сталиным, стали видны негативные последствия "бесполого" обучения. Уже в те годы стал заметен дефицит сильных духом, мужественных и волевых юношей при призыве в армию. И это при том, что тогда на самом высоком уровне было и физическое, и трудовое, и патриотическое воспитание. Молодежь сдавала нормы ГТО, воспитывалась под лозунгом "Быстрее! Выше! Сильнее!" и т.д.


Сталин попытался вернуть школу к прежней модели. В раздельных школах дети стали лучше развиваться, особенно мальчики. У них постепенно стали исчезать черты, характерные для противоположного пола. Казалось бы, истина восторжествовала. Однако такой порядок обучения существовал лишь до тех пор, пока был жив Сталин. В 1954 году мальчиков и девочек вновь смешали в общие классы по календарному возрасту.

Для генетически менее зрелых мальчиков представительницы слабого пола становятся духовно-эмоциональным примером поведения и образцом ("героем") для подражания. Качества этого "образца" - прилежность, послушание, усидчивость, стремление услужить, понравиться, отсутствие протестных установок и т.д. Такая модель поведения стала активно поощряться учителями-женщинами. Постепенно из школьной жизни и чувств мальчиков исчезли ценности мужского характера. Исчезла мужская героика, былинный мужской эпос, мужская символика. Мальчики оказались погруженными в сугубо женскую духовно-сигнальную среду с ее смыслами и ценностями. Более того, духовно более зрелые девочки сами стали прививать менее зрелым мальчикам свои сугубо женские символы, пристрастия, игры, эмоции, мечты, фантазии, привычки, мотивы, смыслы жизни, страхи. В итоге на протяжении нескольких поколений из учебных заведений, где проходит большая часть жизни детей, исчезла поло-личностная самоидентификация молодых людей, и особенно мальчиков.

В конечном счете присущие только мальчикам природные задатки - страсть к риску, испытаниям на волю и силу духа, жажда быть смелым и мужественным - стали заглушаться и нейтрализовываться. Учитывая, что эмоции непременно имеют четкую и определенную гормональную активацию (а гормоны, как известно, вещества прямого генетического действия), речь идет о подавлении и нейтрализации мужских задатков и на генетическом уровне. Кроме того, природа мужского начала такова, что самое унизительное, позорное, буквально саморазрушительное переживание для мальчиков - быть слабее девочек. На этот счет имеются многочисленные сообщения в зарубежной, а в последние годы и в отечественной научной литературе: женоподобные мужчины стали все больше и больше заполнять пространство социальной жизни.


Мы в ХХ веке провели над собой трагический эксперимент - игнорировали поло-ролевое воспитание и активно внедряли бесполую педагогику. Вот результат... В условиях, когда до основания разрушена народная воспитательная культура, когда до основания разрушено семейно-родовое воспитание, наша школа, нацеленная на некую сумму знаний (без воспитания чувств) есть преступление перед народом.

Обсуждать вопрос о раздельном обучении в школах начали примерно четверть века назад. Среди педагогов-новаторов Амонашвили, Шаталова, а занял свое место и Владимир Базарный. В то время он создал в подмосковном Сергиевом Посаде лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования. Проведя многочисленные социологические исследования, Базарный пришел к однозначному выводу: главный враг здоровья детей - современная школа в том виде, в каком она сейчас существует. Один из китов, на котором стоит методика педагога - разделение классов по половому признаку. "Смешение мальчиков и девочек в детсадах и школах по календарному возрасту - вещь непростительная, - считает Владимир Базарный. - Девочки в начале обучения на 2-3 года духовно и физически опережают по своему развитию мальчиков. Исследования выявили, что если мальчики оказываются окруженными более сильными девочками, то у одних мальчиков формируются женские черты характера, у других складывается комплекс невротического неудачника".

Последователи методики Базарного убедились в том, что высоких результатов позволяет достигать именно программа раздельного обучения. К примеру, в одной из школ Красноярского края, перешедшей на раздельное обучение, более 60% учеников - отличники, 90% выпускников с первой попытки поступают в вузы. В приложении к воспитанию эта истина выражается в том, что мальчики и девочки рождены для совершенно разных жизненных реализаций, поэтому обучать их нужно не одному набору наук (как это делается у нас в школах), а по совершенно разным программам и в разной манере. Образование девочки, например, включало в себя освоение 108 женских искусств (в том числе умение вести хозяйство, оказывать врачебную помощь, умение красиво одеваться, красиво двигаться и говорить, петь, писать стихи и тому подобное). У девочек родители стремились воспитать такие качества, как нежность, женственность, целомудрие, верность, трудолюбие, готовность стать невестой, матерью. Мальчика обучали в соответствии с его врожденной природой: кто-то рожден, чтобы просто трудиться, кто-то - чтобы преумножать богатства, кто-то - чтобы защищать и руководить, кто-то - чтобы наставлять и советовать. Воспитывались смелость, воля, сила духа, способность быть лидером и брать на себя ответственность, готовность защищать слабых, готовность стать главой семьи, встать на защиту Отечества и т.д. Народы еще в древности осознали: мужское в мальчике изначально закрепощено и само по себе не раскроется. Так появились испытания, направленные на преодоление страха, развитие силы, ловкости, смелости, выносливости и т.д.


В современном обществе почти повсеместно девочек учат так же, как мальчиков, таким образом прививая им неверное видение своей жизненной роли. Отсюда - несчастливые в личной жизни женщины. Мальчиков же не ориентируют на соответствующую им социальную деятельность. Отсюда - профессионально потерянные мужчины (те, кто не доволен своей работой, своим положением и достижениями).

Учителям рекомендуют, например, осторожно проводить в "девчоночьих" классах соревнования, потому что эмоциональные девочки иногда очень остро реагируют на неудачу, если проигрывают. А мальчишек, наоборот, соперничество может подстегнуть, заставить быстрее думать, искать правильный ответ. Речь не идёт о двух учебных программах. Просто одну и ту же дисциплину дети изучают разными темпами, часто по-другому строится и сам урок. Девочкам нужно подробно объяснить тему, привести примеры, а после этого проверить, как они усвоили материал, предложив решить задачку. Мальчикам свойственно искать новые пути, быть первооткрывателями. Им лучше предложить сначала справиться с заданием самостоятельно, а уже потом обобщить, рассказать, как и почему надо было действовать. Следует учитывать и такую особенность: мальчиков необходимо включать в поисковую деятельность, их надо подталкивать к нахождению принципа решения, они лучше работают тогда, когда характер вопросов - открытый, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не просто повторить за учителем и запомнить информацию. Их нужно натолкнуть, чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе в течение урока, тогда они запомнят и усвоят материал. То есть им больше подходит обучение через самостоятельное разрешение проблемной ситуации. Мальчики лучше работают "от противного": сначала - результат, потом - как мы к этому пришли. От общего - к частному. Почти все учителя говорят, что в классе мальчиков работать сложнее, но интереснее. Если же им предлагают действовать по шаблону, они в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему, не выполнить несвойственные им виды деятельности.

Никто, в том числе и в стане противников раздельного обучения, не спорит: в "сегрегированных" классах и успеваемость выше, и дисциплина лучше, и усвоение знаний быстрее, и физически ребята крепче.


Выпускники школ 40-х-50-х годов прошлого века вспоминают, что дружеской атмосферы в "однополом" классе, как правило, не было. О сплоченном коллективе не было и речи. Девочки всячески стремились показать свое превосходство. В "мужских" школах процветал культ силы, педагоги жаловались на многочисленные хулиганские выходки учащихся. Однако в наши дни в школах, создаваемых по новой модели, мальчики и девочки занимаются "через стенку", встречаясь на переменках и на внеклассных мероприятиях.

Наиболее строгие критики этого метода обучения говорят о принципиальной недопустимости воспитания в детях привычки делить людей на "таких же, как я" и "других". Поделив учеников сначала по гендерному признаку, говорят оппоненты, возникает соблазн продолжить делить их по расовому, религиозному, физическому, интеллектуальному признакам. Некоторые критики считают, что в мужском классе будет процветать дедовщина. Встречаются даже мнения, что класс, где нет девочек, - хорошая среда для воспитания будущих... маньяков.


Аргумент, что в раздельных классах дети ограждены от сомнительных прелестей полового созревания, тоже не выдерживает критики. У нас сейчас слишком большое влияние имеют средства массовой информации, где детям рассказывается обо всех "прелестях" половой жизни, в том числе и добрачной.

Помимо споров вокруг собственно метода, существует проблема совсем другого рода - педагогические кадры. В регионах, где проводится эксперимент, на роль классного руководителя в мужской класс ищут, как правило, мужчину. На деле выяснилось, что это почти нереально.

И все же гендерная педагогика набирает обороты. Учитывая предыдущий педагогический опыт и современные исследования, все больше учителей стараются возродить эту неоспоримо эффективную методику обучения. Все больше родителей ищут школы или классы с раздельным обучением. Эксперты в педагогическом сообществе обращают внимание на то, что большинство "разделенных" школ - гимназии, лицеи, образовательные учреждения с углубленным изучением ряда предметов. Там, где есть математические и гуманитарные классы, отчего бы не быть "мальчиковым" и "девчачьим". Кроме того, учиться не в такой школе, как все, престижно.

Опытные площадки открылись уже на 35 территориях Российской Федерации - всего получилось 62 класса. Мониторинг здоровья, проведенный медиками после четырех лет обучения по новой системе, показал, что дети стали реже болеть. Раздельные уроки физкультуры дали поразительный эффект: ребята стали сильнее и выше ростом, чем их сверстники из других школ.

Если обратиться к современному опыту западных стран, то в немецких государственных школах разделение по половому признаку категорически запрещено. Исключение составляют только несколько особо престижных, очень дорогих частных гимназий.

Американский департамент образования недавно ввел новые правила, облегчающие организацию раздельного школьного обучения. Начиная с 1998 года количество школ в США, предлагающих раздельное обучение мальчиков и девочек, возросло с 4 до 223. Школы, имеющие хотя бы несколько "однополых" классов, есть в 32 штатах.

По статьям Тимофея Шадрина и Владимира Базарного

Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку - ТОП материалов о новом человеке, новой экономике, взгляде на будущее и образовании вы можете найти там, где вам максимально удобно

Два главных вопроса для родителей, думающих, а куда отдать сына или дочку?

1. Не обделим ли мы наших детей или позволим слишком много социализации, не создадим ли в будущем им проблем в общении с противоположным полом, если в настоящем примем решение отдать их в школу раздельного или совместного обучения?

2. Где мой ребенок сможет раскрыть и развить свой потенциал в учебном и физическом плане: в школе совместного или раздельного обучения?

Ответ на первый вопрос. Школы раздельного обучения организуют кружки (например, постановка спектаклей) совместно друг с другом по принципу школ побратимов, устраивают танцы и дискотеки. Школы совместного и раздельного обучения используют различные методики, основанные на новейших исследованиях в области психологии и физиологии мальчиков и девочек. А насыщенный учебный процесс и послешкольное время развивают все необходимые навыки для успеха в будущем. Ответ на второй вопрос о подаче учебного материала и вовлечении ребенка в образовательный процесс и спортивные мероприятия решается в лучших традициях педагогической мысли прошлого и современности. Подача материала в школах как совместного, так и раздельного образования, система тестирования и столпы воспитания базируются на индивидуальном подходе к каждому учащемуся и знании психологии и физиологии детей и подростков, как мальчиков, так и девочек. Факультативы и кружки позволяют детям попробовать много разных интересных занятий и найти интерес, который может помочь в выборе будущей профессии и сделать жизнь полноценной и занимательной. Преимущества и недостатки раздельного и совместного образования можно увидеть в таблице ниже:

3. Есть ли будущее у раздельного обучения

образование совместный раздельный ребенок

Сегодня в России раздельное обучение существует на базе городских экспериментальных площадок - ГЭП. Ребята учатся не в разных школах (отдельно для мальчиков, отдельно для девочек), а в параллельных классах на базе одного учебного заведения. Именно такая форма позволяет избегать недостатков раздельного обучения, сохраняя его преимущества.

В Республике Коми в программе участвуют 400 школ, в Ставропольском крае около 100, в Москве - чуть более 10. Как правило, это не общеобразовательные, а школы с углубленным изучением отдельных предметов: иностранных языков, математики и т.д.

Эксперимент проходит под наблюдением психологов: они диагностируют детей, проводят тренинги для педагогов, встречаются с родителями, ведут индивидуальную работу с учащимися. По их мнению, гендерное обучение особенно полезно детям, у которых есть проблемы со здоровьем, воспитанием и успеваемостью.

Идея раздельного обучения не нова: по этому принципу работали все дореволюционные учебные заведения. Мальчики могли учиться в гимназиях, лицеях и вузах, а для девочек существовали специальные образовательные учреждения, предлагающие своеобразный набор дисциплин - в основном по домоводству. Недоступным для женщин до конца XIX века было и высшее образование. Поэтому во многом совместное обучение возникло на волне борьбы за равноправие, и с 1918 г. мальчики и девочки стали учиться вместе. Вернулись к разделению в 1943 г., но ненадолго: уже через 11 лет учащихся снова объединили. Впрочем, оставались военные, спортивные, хореографические школы...

Кто "за" и почему...

Среди сторонников раздельного обучения - врачи, психологи, генетики, педагоги. Их главный аргумент: мальчики и девочки развиваются по-разному - у них разные интересы, игры, пристрастия. Поэтому учить ребят лучше порознь, учитывая физические возможности, период полового созревания и психологию восприятия.

Действительно, в биологическом и психологическом развитии мальчики отстают от девочек на два года, поэтому в начальной школе обычно хуже учатся. Успеваемость девочек выше, их чаще хвалят учителя - и это может подавить у "сильной половины" класса стремление хорошо учиться. Простой пример - перемена: девочки усидчивы, они могут и на переменке продолжать работать, чтобы дописать начатое. А мальчишек после звонка не удержать, лучше их отпустить, зато они быстрее концентрируются и легко нагоняют упущенное.

Некоторые ученые смотрят еще глубже. По мнению Владимира Базарного, руководителя Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации МО, при совместном обучении мальчики подражают девочкам и перенимают присущие им качества: прилежность, стремление услужить и понравиться, отсутствие протестных установок и т. д. Другими словами, ценности мужского характера исчезают, природные задатки нивелируются - и мальчики развиваются по женскому типу, усваивая женский же эталон социального поведения. Тогда как в раздельных классах они учатся налаживать отношения в своем коллективе, не прячась за спинами девочек, у них воспитываются типичные мужские черты: воля, смелость, решительность и т.п.

По статистике Института гигиены детей и подростков, 40 лет наблюдавших за состоянием здоровья учащихся некоторых школ Москвы, смешанное обучение отрицательно влияет на здоровье 94 % девочек: страдает кровеносная, пищеварительная и нервная системы, их преследуют постоянные простуды, из-за которых они часто пропускают уроки.

Школы для девочек закончили в свое время: "железная леди" Маргарет Тэтчер, бывший премьер-министр Великобритании; бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт; нынешний - Кондолиза Райс; бывший премьер-министр Израиля Голда Мейер; председатель совета директоров компании Hewlett-Packard Карлтон Фиорина.

Разделяй и учи?

У мальчиков и девочек свои особенности мышления, восприятия новой информации. Значит, нужно использовать разные приемы и формы преподавания! Учителям рекомендуют, например, осторожно проводить в "девчоночьих" классах соревнования, потому что эмоциональные девочки иногда очень остро реагируют на неудачу, если проигрывают, а мальчишек, наоборот, соперничество может подстегнуть, заставить быстрее думать, искать правильный ответ. Речь не идет о двух учебных программах. Просто одну и ту же дисциплину дети изучают разными темпами, часто по-другому строится и сам урок.

Девочкам нужно подробно объяснить тему, привести примеры, а после этого проверить, как они усвоили материал, предложив решить задачку. Мальчикам свойственно искать новые пути, быть первооткрывателями. Им лучше предложить сначала справиться с заданием самостоятельно, а уже потом обобщить, рассказать, как и почему надо было действовать.

Педагоги отмечают целый ряд преимуществ раздельного обучения:

· повысилась успеваемость: девочкам, которых в подростковом возрасте больше волнуют не уроки, а внешность, при раздельном обучении проще сосредоточиться на предмете

· выросла работоспособность - можно "пройти" больше, подробнее разобрать сложные темы

· легче поддерживать порядок и тишину, настроить ребят на учебу

· улучшилось психологическое состояние учеников, они более комфортно чувствуют себя в школе

· дети не стесняются неправильно ответить или переспросить, если что-то не поняли

· на уроках физкультуры девочки не комплексуют в бассейне, уверенно прыгают через "козла", а мальчики не боятся промахнуться мимо кольца, сделать меньше подтягиваний, отжиманий и т.д.

Ложка дегтя

Несмотря на все положительные моменты, раздельное обучение имеет немало противников. Их главный аргумент: разница между полами сильно преувеличена, поэтому разделять детей незачем. Хороших результатов можно добиться и в совместных классах, практикуя индивидуальный подход. Конечно, пол ребенка определяет многое, но гораздо важнее его личностные характеристики. Не все девочки аккуратны и усидчивы, так же как и не все мальчишки от природы взбалмошны, гиперактивны, неряшливы и склонны к соперничеству.

У совместного обучения плюсов значительно больше. Главное - оно дает сильный дополнительный стимул к учебе и развитию. Нужно идти навстречу потребности детей в общении, а не бороться с ней. Например, одна из форм интенсивного обучения - работа в микрогруппах - учитывает это. Основное внимание в школе следует уделять формированию дружеских отношений между детьми в классе, в том числе между мальчиками и девочками. В такой, правильно сформированной, сплоченной группе происходит развитие и "взаимообмен" позитивных качеств.

Дефицита общения нет!

Главный недостаток раздельного обучения, на который обращают внимание его противники, - потеря навыка общения с противоположным полом. Дети приходят в школу не только за знаниями, они учатся жить в большом коллективе, налаживать контакт со взрослыми и сверстниками - как девочками, так и мальчиками. В этом и заключается социальная роль школы, которая должна расширять возможности личности, а раздельное обучение их сужает и обедняет. Детям из раздельных классов прочат трудности при обучении в вузах и в дальнейшей жизни: ведь за стенами школы никто не делит людей по половому признаку.

Этот упрек в адрес раздельного обучения признают и его сторонники, делая все для успешной социализации своих учеников: девочки и мальчики получают полноценное образование, а не ограниченное только "женскими" или "мужскими" предметами. К тому же некоторые уроки (музыка, танцы) проводятся совместно. Избегать дефицита общения помогает хорошо продуманная система досуга и внеклассных мероприятий: дети вместе ходят на экскурсии, выезжают в город, проводят праздники, общаются на переменах.

Школы разные нужны

Несмотря на то, что пока немногие педагоги поддерживают раздельное обучение, большинство все же признает необходимость дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам. Для этого нужны разные учебники по отдельным предметам и разные программы обучения. Но их пока нет.

Прошло уже более десяти лет с момента возобновления раздельного обучения, но выводы пока делать рано, тем более категоричные и однозначные. Есть безусловные плюсы, но есть и упущения, над которыми предстоит работать.

Даже сторонники раздельного обучения признают, что распространить его на все общеобразовательные школы будет сложно, да и не нужно. Скорее, эта форма выгоднее учебным заведениям с профильным обучением и спецшколам - для повышения качества преподавания.

Раздельное обучение относят к здоровьесберегающим технологиям: оно позволяет регулировать нагрузку в зависимости от пола, чтобы, с одной стороны, добиться хороших результатов в учебе, а с другой - избежать переутомления.

По мнению педагогов, раздельное обучение целесообразно начинать с 1-го класса - тогда дети лучше адаптируются к учебному процессу.

Настоящий бум раздельного обучения переживает США: по словам Леонарда Сакса, директора Национальной ассоциации гендерного образования, с 1998 г. более чем в 50 раз выросло количество школ с раздельным обучением, и скоро к экспериментальной программе примкнут тысячи новых учебных заведений.

В некоторых странах, например в Великобритании, раздельное обучение принято в основном в частных элитных школах. Так, из стен Итона вышли 19 премьер-министров, видные военачальники, парламентарии, деятели церкви. Но самый самый знаменитый "выпускник" Итона - Джеймс Бонд! По мнению создателя агента 007 писателя Яна Флеминга (кстати, воспитанника Итона), настоящий мужчина и суперпрофессионал мог учиться только в этой самой престижной школе Британии.

Зарубежный опыт

Что ждет выпускников "однополых" школ

Ученые Лондонского института образования провели широкомасштабное социологическое исследование и пришли к выводу, что у выпускниц школ для девочек гораздо больше шансов преуспеть в жизни. Ученые опросили 13 тыс. человек, чьи школьные годы пришлись на 1970-е, когда в Великобритании идея раздельного обучения была особенно популярной. Эта система практиковалась тогда в четверти всех средних школ в стране (против сегодняшней одной восьмой). Проанализировав ответы респондентов о том, как сложилась их дальнейшая жизнь, социологи обнаружили, что выпускницы школ для девочек в среднем зарабатывают на 10 % больше, чем их сверстницы, учившиеся в смешанных школах - скорее всего потому, что в отсутствие "сильной" половины в классе девочки активнее осваивают традиционно мужские дисциплины: физику, математику и др.

Ученые считают, что в раздельном обучении для девочек есть масса преимуществ:

· приобретение навыков, востребованных в любой сфере деятельности

· широкие возможности для выбора профессии

· свобода от половых стереотипов

· развитый соревновательный дух

· здоровые амбиции и т.д.

Что касается мужчин, то, увы, способ обучения не оказал никакого влияния на карьеру выпускников школ для мальчиков. Зато... пагубно сказался на их семейной жизни. Процент разводов среди них гораздо выше, чем среди тех, кто учился в смешанной школе. Видимо, сказывается недостаточный навык общения со слабым полом...

Впрочем, британский профессор Алан Смитерс, ведущий в стране эксперт по образованию, утверждает, что все разговоры о преимуществах однополого обучения не имеют никаких оснований. Он проанализировал статистические данные из разных стран мира, собиравшиеся на протяжении 50-ти лет, и пришел к выводу: качество образования не зависит от того, какую школу окончил ребенок - смешанную или раздельную.

Заявление ученого вызвало недовольство в педагогических кругах: в Британии как раз начинается новый бум раздельного обучения, и количество "однополых" школ снова начинает расти.

Дети пошли в школу, и снова с жаром вспыхнул спор о вреде и пользе раздельного обучения. Опрос, проведенный сразу в нескольких областях, показал, что у подобного метода - неисчислимая армия противников - около 90 процентов. Похожая пропорция и среди учeных. Но давайте всe-таки выслушаем тех, кто доказывают, что мальчикам и девочкам лучше постигать знания обособленно друг от друга.

Репортаж Виктора Аверина.

Вот уже 17 лет в этой казанской гимназии девочек на уроках никто не дeргает за косички и не бросает на парты романтических записок. Мальчики и девочки здесь учатся раздельно. На переменах сверстники встречаются и общаются беспрепятственно, а со звонком делятся на классы по половому признаку. Идеологи раздельного обучения убеждены, у девочек и мальчиков разные интересы, они по-разному усваивают учебный материал. Девочки, например, обучаются быстрее. Чтобы мальчики не были в роли отстающих - их нужно взять и отделить.

Ольга Баклашова, директор гимназии: "Мальчики активнее, мобильнее на уроках, лучше успеваемость. Не потому что девочки отвлекают. Потому что им предоставлена возможность проявить себя. Не на фоне девочек, а самостоятельно".

Эльнар Нуруллин, ученик: "Если, например, в смешанных классах, спрашивают больше девчонок, потому что они стараются всe время рассказать, выделиться там. То в раздельных классах, где одни мальчики, там уже спрятаться не за кем.

К эксперименту над собой дети относятся со всей серьeзностью. Сверстникам из других школ, где учатся по обычной, смешенной системе, эти гимназисты терпеливо объясняют - у нас не монастырь. Девочки и мальчики всe равно общаются. Но только не на уроках.

Татьяна Кочурова, ученица: "Зря говорят, что без мальчиков нельзя. Можно! Мы общаемся же с ними. Обыкновенно, так же. Так что мы не чувствуем какого-то дискомфорта".

Диляра Мухеметзянова, ученица: "Но если даже получится так, что мы снова воссоединимся с мальчиками, я буду не против".

В одной из московских школ решили пойти ещe дальше. И с помощью раздельного обучения не только повысить успеваемость, но и повлиять на демографическую ситуацию. С начальных классов девочкам внушают, что они - будущие матери. Именно поэтому на головах у учениц венки - символ невесты, а в каждом женском классе - колыбель с куклой. В классе напротив - знаний набираются мальчики. Они по задумке администрации школы - будущие воины. Каждый второклассник здесь уже твeрдо знает, что у него нет выбора, кроме как вырасти мужественным.

Елена Пилипенко, учитель начальных классов: "У нас во многих семьях, скажем так, папы ушли на второй план. И матриархат такой, скажем так, во многих семьях царит. А вот мы стараемся изменить это, чтобы папу всe-таки выдвинуть на первое место".

Владимир Гармаш, директор школы-лаборатории: "Воспитание по "среднеродной" системе - не может сформировать женщину с определeнными качествами. Потому что женщина, в первую очередь - это мать. И всe остальное, в конечном счeте, потом".

По мнению сторонников такого раздельного обучения, мальчики в отдельных классах быстрее растут, меньше болеют, лучше учатся. Девочки, к окончанию школы, уже готовые жeны и матери.

Владимир Базарный, руководитель лаборатории проблем образования: "Надо воссоздавать мужское, женское начало. Сегодня всe размазали! Потому что мы думаем: родился ребeнок - он станет сам по себе - мальчик - мужчиной, женщина - женщиной. Глубоко ошиблись!"

Но есть у системы раздельного обучения и противники. Делить мальчиков и девочек по способностям и предназначению нельзя. Все дети разные, у всех разные способности. А предназначение в жизни должен выбрать сам ребeнок, а не директор его школы.

Марьяна Безруких, директор института возрастной физиологии: "Это чревато, на мой взгляд, очень серьeзными и тяжкими последствиями. Потом мы будем учить мальчиков и девочек общаться. Потом мы будем рассказывать им, что всe-таки между ними много общего. Что они не другие. Что они не с другой планеты".

Девять лет эти школьницы учились отдельно от мальчиков. Но никакие стены и педагогические приeмы не смоги победить взаимный интерес сверстников. То, чего детям не хватает на уроках, они восполняют на переменах.

Валерия Михайлова, ученица 9 класса: "Конечно, хорошо, что мальчики не отвлекают нас на уроках. И довольно хорошо, что у нас успеваемость идeт лучше. Ну, конечно, не хватает нам общения с мальчиками. На переменах мало времени пообщаться… А так, всe хорошо".

Станислав Симин, ученик 9 класса: "Вот, я считаю, если бы мы учились с девочками, по поведению в школе мы бы были, как бы, более аккуратны при них. То есть, меньше бы пакостили при них. Так можно сказать…"

Ведущий: Мальчики налево, девочки направо. Попытка перенести этот туалетный принцип в школу, порождает бездну споров. Свое веское слово готов сказать профессор, академик Российской Академии образования Игорь Кон. Игорь Семенович, добрый день. А вы сторонник раздельного обучения или противник?

Гость: Вы знаете, я видел и то, и другое, и я точно знаю, что совместное лучше.

Ведущий: Какие у вас аргументы?

Гость: Ну, это проблема имеет две стороны: социологическую и психологическую. В социологической, вопрос заключается в том, к чему мы готовим? Поскольку мы готовим заведомо, нравится нам это или нет, но обязательно и мальчики и девочки будут работать и заниматься, так сказать, мы даем им свободный выбор. И для того, чтобы этот выбор был равным, не угнетать ни тех ни других, мы должны им дать в принципе одинаковое образование с тем, чтобы когда они станут взрослыми, они выбрали. Это сделать гораздо проще в условиях совместной школы. А кроме того, опять-таки, совместные школы имеют то преимущество, что ребята привыкают друг к другу, они взаимодействуют сегодня на равных.

Ведущий: Ну, а в чем угнетение, если мальчики отдельно, в девочки тоже отдельно и у них одинаковая программа? Какое угнетение?

Гость: А, ну, во-первых, им друг с другом интересно. Когда ссылаются на то, что у мальчиков и девочек разные способности, это обычно делается без надлежащего знания психологии, потому что действительно мальчики и девочки очень сильно отличаются друг от друга, и мужчины, и женщины, но, тем не менее, это вовсе не мешает им одинаково успешно заниматься самыми разными видами деятельности.

Ведущий: Нет, ну говорят, что девочки быстрее развиваются, года на два, на три опережают мальчиков.

Гость: Дело в том, что как раз к школьному возрасту ситуация уже меняется, просто вот раздельное обучение часто оказывается легче учителям, потому что учитель, который привык работать с более озорными, менее внимательными и так далее мальчиками, у него один стереотип поведения, а учитель, который привык с более послушными и аккуратными девочками, у него другой стереотип. Есть специфические предметы, в которых по причинам очень сложным и разнообразным в одних лучше успевают мальчики, в других лучше успевают девочки.

Ведущий: Например.

Гость: А инженерные дисциплины: математика, физика.

Ведущий: Труд.

Гость: Да, это, так сказать, вот здесь считается, что больше успевают мальчики, а язык, литература и так далее, это считается, что это женские занятия. И вот при совместном обучении эти трудности увеличиваются.

Ведущий: Из ваших предыдущих слов можно было понять, что девочки, которые находятся в классе рядом с мальчиками, находятся с ними рядом на перемене, каким-то образом удерживают их от хулиганства. Это правильно или нет?

Гость: Это правильно. Они как-то смягчают, потому что, когда мальчики находятся целиком в своей среде, там агрессии бывает гораздо больше.

Ведущий: А что мальчики девочкам дают?

Гость: А они дают стимул, от них больше неожиданности, приключения и так далее. К тому же девочки гораздо раньше вообще начинают интересоваться мальчиками, чем наоборот.

Ведущий: Неловко сравнивать, но вот я однажды был на съемках в обезьяннике, где мартышек готовили к космосу, и там были только самцы, и у них появлялись очень нехорошие мысли. Вот этот пример можно перенести на школу? Т.е. как бы отдельное, раздельное обучение, оно не наносит ущерба ориентации, правильной ориентации людей?

Гость: Несомненно в условиях раздельного обучения в особенности интернатного, подчеркиваю, такая дневная школа, ничего там не будет, а вот интернаты и детские дома, там совершенно точно бывает гораздо больше гомосексуального поведения.

Педагог Светлана Пятницкая рассказала «Летидору» о том, как в России менялись ценности раздельного обучения, в каких случаях мальчикам лучше учиться отдельно от девочек, и какие особенности в современном мире у раздельного обучения.

Традиции раздельного обучения в России

Раздельное обучение в царской России

Замысел о раздельном обучении девочек и мальчиков своими корнями уходит в царские времена.

Основной принцип раздельного обучения в дореволюционной России - женщинам и мужчинам необходимы разные знания для продуктивного пребывания в обществе.

Будущих хранительниц очага готовили к замужеству и материнству. Помимо изучения иностранных языков и уроков словесности, девушки занимались рукоделием, танцами и домоводством. Считалось, что у женщин возникают затруднения с точными и техническими науками, так что надобности в их изучении никто не видел.

Юношам предлагали более широкий круг дисциплин, в соответствии с их способностями. Ко всему прочему, они обладали возможностью обучаться в высших учебных заведениях.

Раздельное обучение в СССР

После прихода к власти коммунистической партии и закрепления всеобщего равенства конституционно, раздельные школы сменились смешанными. Одной из главных целей образования стало «формирование товарищества и дружбы между мальчиками и девочками», так что однополые классы уже не считались эффективными.

В 1943 году раздельное обучение в крупных городах СССР было восстановлено. Государство было заинтересовано в том, чтобы концепция раздельного образования воплощала в себе новую политику в отношении брака, семьи, сексуальности между полами.

Основополагающим в женском образовании стал образ матери, в мужском - защитника Отечества. Вместе с тем, ожидалось, что и мальчики, и девочки будут одинаково добросовестно трудиться на благо страны. В женских школах будущие «матери-труженицы» изучали педагогику, рукоделие и стенографию, а будущие «отцы-труженики» - допризывную и физическую подготовку.

В 1954 году раздельное по полу обучение было отменено, и советская школа опять стала смешанной. Первые эксперименты современного раздельного обучения стали наблюдаться в начале 90-х годов 20 века.

Сегодня раздельное образование имеет ряд особенностей: мальчики и девочки учатся в разных классах, но чаще всего - в стенах одного образовательного учреждения. Перечень базовых предметов для всех един, но отличаются дисциплины, входящие в вариативную часть. Внеклассные мероприятия для детей обоих полов в большинстве случаев проводят совместно.

Почему раздельное обучение – это хорошо

Известно, что биологическое развитие мальчиков и девочек происходит в разное время. Опираясь на этот факт, отечественные исследователи раздельного обучения (В.А. Геодакян, В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман и другие) считают: когда мальчики учатся отдельно от девочек, педагоги могут выработать специфические приемы, которые будут наиболее эффективны с каждым полом в отдельности. Следовательно, результаты успеваемости будут выше.

Разумная разница в подходах к обучению

Женский и мужской мозг функционируют по-разному. Нейропсихологи говорят о том, что у девочек преобладают интуиция и эмоции, у мальчиков - логика и рациональность. Раздельное обучение позволяет ребёнку взять за основу то, что даёт ему лучше «прочувствовать» материал, найти тот способ решения задачи, который соответствует его типу функциональной организации мозга.

В классе девочек учитель вместе с ними разбирает алгоритм выполнения задания, постепенно учит действовать самостоятельно, подготавливая к поиску собственных решении нетиповых заданий.

В классе мальчиков учитель включает детей в задания, требующие сообразительности и быстроты реакции, подводит к открытию принципа решения, не отвергая ошибок и предположений.

У детей нет страха перед негативной оценкой противоположного пола

В присутствии мальчиков девочки больше озабочены впечатлением, которое производят на них, а не учебой. А мальчики свое внимание выражают через обидные замечания и подтрунивания.

В гомогенном классе учителя отмечают более высокий уровень самооценки и мотивации достижения успеха. Ребёнок больше верит в собственные силы, снижается страх негативной оценки и насмешек со стороны противоположного пола.

Снижение агрессии внутри группы мальчиков

При однополом обучении учителя отмечают снижение физической агрессии у мальчиков: они легче «договариваются» при разрешении возникающих конфликтов, не возникает необходимости «демонстрации» перед девочками своей физической силы.

В совместных классах девочки вынуждены конкурировать за внимание мальчиков, а не учиться

Девочки при совместном обучении с мальчиками часто теряют важные составляющие женского типа личности. Им приходится одновременно конкурировать с мальчиками в учебе и пытаться понравиться им.

Все это приводит к тому, что девочки становятся агрессивными, порой даже жестокими, теряют уважение к мужчине (что обнажает риск подрыва будущей семейной жизни). Но в то же время они чувствуют себя беспомощными перед силой и «взрывным» характером поведения мальчиков.

Почему раздельное обучение – это плохо

В совместном классе дети учатся понимать и уважать представителей другого пола

Как известно, в школе дают не только возможности для развития психических функций и познавательных процессов, но и воспитывают личность. Исходя из того, что человек не может существовать вне социума, важно своевременно научиться понимать представителей другого пола, среди которых человек будет жить, когда вырастет.

Учителя воспитывают личности, готовые к разным моделям поведения и ролям в современном обществе

Жизнь настолько непредсказуема, что каждому из нас в определённых условиях необходимо уметь пользоваться тем типом мышления, который является для нас менее востребованным. Ребёнок в процессе разнополого обучения развивает в себе возможность пользоваться несвойственными ему видами мышления. В группе сверстников он получает многообразие вариантов решений одного и того же задания.

При условии грамотной организации учебного процесса и оптимального выбора возраста учащихся, раздельное обучение дает хорошие результаты по адаптации школьников, способствует формированию положительной и адекватной самооценки. Этот вид обучения позволяет создать в детском коллективе атмосферу эмоционального и психологического комфорта, снизить уровень тревожности детей, дает установку на достижение успеха. Вместе с тем, стоит помнить о том, как это может сказаться на целостной личности формирующегося человека. Разделив детей по разным школам, мы можем не раскрыть всех возможностей, которые человеку дала природа, рискуя эксплуатировать только один тип мышления. Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребёнок учился по-разному осмысливать учебный материал.

Таким образом, важно ориентироваться на индивидуальные особенности ребенка, его отношения с противоположным полом, а также внимательно выбирать ведущего педагога (классного руководителя), который найдет грамотный подход к каждому ученику вне зависимости от состава класса.