Наука и искусство древней греции. Учение о душе

Фрагменты психологического знания стали носить научный характер. Первое упоминание этого термина в рационально-философском контексте встречается у Аристотеля в трактате «О душе», где он ссылается на Фалеса Милетского (640-546 гг. до н.э.). Душа :

    особая бессмертная сущность, «одушевляющая» тело

    обозначение внутреннего мира человека

С самых первых шагов античной философской мысли душа трактовалась как движущая сила. Пифагор (570-500 гг. до н.э.) – в основе его взглядов лежит представление о числовой гармонии. Душа, согласно пифагорейцам, бессмертна, неуничтожима, многократно воплощается в живых существах в соответствии с определенными числовыми закономерностями. В пифагорействе коренится субстанциональное различие души и тела (развитие в дуализме Платона). Анаксагор придерживался дуалистического толкования соотношения душевного и телесного (462-432 гг. до н.э.). Концепции дуализма можно противопоставить традицию ионийской натурфилософии, в которой душа и психические явления рассматривались в одном ряду с явлениями природы, генетически выводились из них. Демокрит (акме – ок. 420 до н.э.) – автор первых психологических сочинений. Считал, что всё состоит из атомов, разработал принцип детерминизма («Всё возникает по неизбежности»). Затем Эпикур усложнил представления о механистической обусловленности душевных явлений, введя в сферу психического фактор случайности. Наряду с попытками описать происхождение и онтологический статус души, возникает интерес к внутренней жизни субъекта. Складываются классификации психических процессов, описания их свойств и возможностей управления психическими феноменами. Важную роль сыграло учение о темпераменте Гиппократа, психологические воззрения Сократа и софистов. Гиппократ (460-370 гг. до н.э.) развил представления Гераклита о «жидкостной» природе различий между людьми (4 психических типа). К нему восходит принцип терапевтической беседы. Софисты (Протагор и Горгий) изучали речевое поведение, формы публичной коммуникации. Сократ (470-399) предложил педагогический метод майевтику (путем умело поставленных вопросов побудить собеседника «породить» истинное знание). Его философские беседы легли в основу творчества его ученика Платона (428-348). Платон обосновал универсальность метода майевтики, выдвинув теорию припоминания. Платон также предложил структурное представление о психике. В движении неоплатонизма противопоставление души и тела приобрело еще более фатальный характер. В платонизме же душевная жизнь человека изначально обречена на динамический конфликт. Аристотель (384-322) – основатель функционального подхода к психике. Душа по Аристотелю – «форма тела», то есть функция и причина телесной организации. Книга «О душе»: Душа разумная и неразумная (не может претендовать на бессмертие). Аристотель ввел в научный обиход понятие целевой (конечной) причинности. В отличие от механистической причинности Демокрита принцип целевой причинности подразумевает развитие в стремлении к некоторой еще не осуществленной цели, существующей в виде замысла или образца. Гален (2 в.) установил роль нервной системы как «проводника» воздействий души на тело. Также Гален предположил двусторонний характер взаимодействия соматического и психического: не только душа через нервные пути осуществляет контроль над телесными проявлениями, но и телесные изменения оказывают влияние на течение душевных процессов. Идея совершенствования души была развита стоиками и эпикурейцами. Ранние стоики (Зенон, Клеанф, Хрисипп) разработали концепцию чувственного восприятия («схватывающее восприятие»). Стоики: логика, физика, этика. Основное значение – этические вопросы. Цель жизни: достижение бесстрастия и душевной невозмутимости. Эпикур (342-270). По Эпикуру удовольствие (цель жизни) – в отсутствии страдания. Самое сильно страдание – страх смерти. Плотин (204-270 гг. до н.э.) видел в оторванности души от своего источника в потустороннем мире непреодолимую преграду истинному познанию. Проблематика рефлексии, выделил процессы обращенности души на саму себя.

Вклад ученых античности в познание души

Душа как активное начало

Гераклит

Подобие индивидуальной души и мирового Логоса

Демокрит

Детерминизм: все возникает по необходимости; Монистический материализм: объяснение психического и физического

Анаксагор

Роль телесной организации в проявлении психического

Гиппократ

Учение о темпераменте

Софисты (Горпий,Протагор)

«Человек – мера всех вещей», интерес к коммуникативным аспектам поведения человека

Диалогический характер мышления и метод диалога в педагогике; майевтика

Проблематика универсальных форм мышления; диалогичность познания; конфликт как неотъемлемая характеристика психической жизни

Аристотель

Целевая детерминация развития человека; функциональный подход к душе; уровневая структура души

Способы совладания с жизненными кризисами

Эпикурейцы

Явление самосознания

Обнаружение роли нервной системы

5. Развитие психологических идей в рамках философии Нового времени (рационализм, эмпиризм, ассоцианизм). Фрэнсис Бэкон (1561-1626) стоит у истоков Нового времени с его гносеологическим оптимизмом и призывом к опытному изучению психики. Бэкон предложил рассматривать душу и тело в единстве, он придерживался традиционного деления души на рациональную божественную душу и нерациональную чувствующую душу. Признавал индуктивный метод для верного познания. Но все же Бэкон скептически оценивал возможности человеческого познания. Бэкон совершает переход от отождествления души и психического к трактовке психики как сознания. Закончил этот переход Рене Декарт (1596-1650). Декарт – дуалист, рассматривает материальное и идеальное в качестве двух разнородных субстанций. Атрибут идеального – мышление, атрибут материального – протяженность. Рассматривает сознание как предмет психологической рефлексии. Заявленная им проблема отношения психического и физического («Психофизическая проблема» Декарта) решается в мировой науке до сих пор. Дуализм Декарта был преодолен в первую очередь психологической концепцией Б.Спинозы (1632-1677). Он предположил, что существует только одна единая субстанция, а мышление и протяженность являются ее атрибутами. Спиноза решает психофизическую проблему в духе единства , а также создает теорию аффектов. Решение психофизической проблемы в духе параллелизма предложил Г.В.Лейбниц (1646-1716) (гипотеза «предустановленной гармонии»). Т.Гоббс (1588-1679) вернулся в своей философии к материалистической трактовке души, лишив психическую жизнь своеобразия и сводя психические явления к проявлению движения. Психика для Гоббса – эпифеномен (явление, сопутствующее другим явлениям, не имеющее собственных функций). Дилемма рационализма-эмпиризма . Рационалисты (Декарт, Спиноза, И.Кант, Лейбниц) были уверены в том, что абстрактное знание невозможно вывести из опыта. Предполагалось наличие в психике некоторых врожденных форм мышления или «идей». Эмпиристы (Т.Гоббс, Д.Локк) считали, что все знание может быть выведено из опыта. Д.Локк (1632-1704) интересовался вопросом формирования сознания человека опытом. По Локку опыт может быть получен из ощущения или из рефлексии. Ассоцианизм (18 в.) воспринял учение Локк и преобразовал его. Д.Гартли (1705-1757) – представитель материалистического ассоцианизма – развивал учение о психике как о продукте деятельности мозга. Психическое включает в себя: ощущения, идеи ощущений, аффективные тона. Э.Кондильяк, Ж.Ламетри, К.Гельвецкий, П.Гольбах, Д.Дидро – французские материалисты-просветители – разделяли взгляд на психику как конфигурацию ощущений, возникших на внешние воздействия на организм, которые постепенно усложняются по принципу ассоциаций, образуя потом внутреннего опыта. Противоположную позицию относительно сущности ассоциаций занимали идеалистические ассоцианисты Д.Беркли (1685-1753) и Д.Юм (1711-1776). Источник душевной жизни не мозг, а сознание.

Вклад ученых Нового времени в формирование психологического знания

Апология индуктивного метода познания, классификация препятствий на пути реализации индуктивного метода («идолы»), сознание как предмет психологии

Психофизическая проблема: решение в духе взаимодействия, рефлекторный принцип функционирования тела, регуляторная функция психики, мышление – центр психической жизни

Психофизическая проблема: решение в духе единства, классификация познавательных процессов, классификация аффектов на основе сведения к трем простейшим – удовольствие, неудовольствие, желание

Психофизическая проблема: решение в духе единства, введение проблематики неосознаваемого познания

Психика как эпифеномен, разработка понятия ассоциации

Рационалисты/эмпиристы

Дедуктивный и индуктивный способ познания

Теория преобразования сенсорного опыта в понятия, интроспективный метод, разработок законов ассоциаций

Механистический ассоцианизм: ассоцианизм – субликаты нервных связей в мозге.

Когда Гиппократ умер, Аристотелю было примерно семь лет. Его имя заслуживает быть упомянутым непосредственно вслед за именем Гиппократа, ибо Аристотель и его учение об идеях, основанное на точном наблюдении природы, оказали большое влияние на разви­тие медицины. Из множества оставленных им трудов, - а их насчитывают по меньшей мере 400,-только малая часть касается медицины, но и они имеют большое значение. Уже его утверждение, что человеку свойственно питаться, размножаться, воспринимать окружающий мир, двигаться и мыслить, показывает, что Гиппократ исходил из данных наблюдения, из деятельности органов и, конечно, из их строения. Анатомия (учение о строении тела) и физиология (учение о деятельности органов тела) были для Аристотеля - первого составителя систематиче­ской зоологии и ботаники - исходными пунктами его описаний и классификации.

Самым главным, говорится в его трудах, является сердце. Поэтому-то оно возникает первым и кончается последним. Рождение есть переход из небытия в бытие, смерть же - переход из бытия в небытие. Поэтому в нарождающемся человеке, точно так же как и в животном, сначала образуется сердце как средоточие всего, затем верхняя часть тела с большой головой и большими глазами, а потом все остальное. Грудобрюш­ная преграда, говорит он, есть нечто вроде защитной стенки, которая задерживает притекающее снизу тепло. Ввиду выполнения такой важной задачи ее полагали цент­ром мышления, но Аристотель выступает против этого взгляда и задает вопрос, какое отношение имеет грудо­брюшная преграда к мышлению. Весьма часто в произведениях древних писателей мы встречаем мнение, что центром мышления служит сердце. Так, например, Гомер говорит в «Илиаде» об Ахилле, что «сердце в косматой груди его два обсуждало решения».

Аристотель (384-322г. до н.э.)

Аристотель приписывает человеку собственную «мыслящую душу», отличающую его от всех прочих живых существ, однако не указывает определенного места в теле, где она находится. .Правильное представление Аристотель имел о функциях оболочек: по его мнению, назначение их - предохранять внутренности от внешних повреждений. Поэтому важнейшие органы - сердце и головной мозг - окружены самой плотной оболочкой, ибо они нуждаются в особо надежном охранении, так как должны поддерживать жизнь. Органы, видимые извне, говорит он, известны, но внутренние органы неизвестны. Можно, однако, предположить, что они сходны с органами животных. Сердце варит из питатель­ных веществ кровь. Пульс, считает он, есть вздрагивание сердца; когда через большие кровеносные сосуды к сердцу подается питание, то это питание вскипает в сердце, и оно от этого резко вздрагивает. Несомненно, Аристотель видел и головной мозг человека, так как у него сказано, что этот мозг большей величины, чем у животных, и более влажный. Вместе с тем он утвержда­ет, что мозг человека лишен крови, холоден и не обладает чувствительностью. Почки человека он сравнивает с почками быка и находит, что они выглядят как бы состоящими из многих маленьких почек, - верное замеча­ние о почках новорожденных. Как этот, так и некоторые другие его выводы свидетельствуют о том, что в древней Греции, где вскрытия, как правило, были запрещены, анатомические познания все же могли быть почерпнуты путем вскрытия трупов младенцев, повидимому, трупов детей с врожденными дефектами.

Жизнь, говорит Аристотель, отличается влажностью и теплотой, старость же, напротив, холодом и сухостью. Человек живет дольше, чем многие крупные животные, потому, что его тело содержит больше влаги и теплоты. Все выделения исходят из негодной или же годной пищи. «Негодной я называю такую пищу, которая ничем не способствует росту и жизни и, будучи введенной в больших количествах, причиняет организму вред; годной я называю пищу, обладающую противоположными свойствами». Далее он утверждает, что все органы состоят из одной и той же субстанции, одинакового первоначаль­ного вещества, но у каждой части организма есть своя особая материя, например, особая материя слизи - сладость, желчи - горечь; однако и эти материи образо­вались из того же первоначального вещества. Организм растет, питается, а потом опять уменьшается, - это мы и называем жизнью.

О сне Аристотель говорит следующее. Сон связан с питанием, так как воздействие питания на рост проис­ходит более в состоянии сна, чем в состоянии бодрствова­ния. Еда приходит извне в предназначенные для нее помещения - желудок и кишки. Это первое правильное указание на путь, который проходит пища. Там происхо­дят изменения - хорошее попадает в кровь, плохое изгоняется, но также определенного рода субстанции путем испарения переходят в кровь. Эти вещества поступа­ют в центр тела - к сердцу, первоисточнику жизни. От испарений, происходящих из пищи, и возникает, по мне­нию Аристотеля, сон. Испаряемое вещество есть теплота, поэтому оно стремится вверх, точно так же как теплый воздух всегда поднимается кверху, затем поворачивает и попадает вниз. Поэтому еда и питье, особенно же употребление вина, содержащего много теплых веществ, действует усыпляюще. Аристотель признает, что в этой области еще много неясного, и ставит вопрос, не наступа­ет ли сон оттого, что пространства и ходы внутри головы охлаждаются вследствие движения, когда туда попадают испарения; он утверждает, что движение вызывает охлаждение, что желудок и кишечник, если они пусты, находятся в теплом состоянии, в то время как наполнение пищей приводит их в движение и поэтому охлаждает.

Аристотель приписывает питанию, наверное, справед­ливо, гораздо большее значение, чем это мы делаем теперь В то же время он, конечно многого не понимает. Так, например, он говорит, что недостаточное питание служит причиной того, что дети вначале имеют светлые редкие и короткие волосы, которые впоследствии темнеют потому, что поступает больше пищи, откуда они и приобретают свою окраску.

Дети пребывают в хорошем расположении духа, старцы же в дурном, так как одни горячи, другие же холодны. Старческий возраст есть своего рода охлаждение. Далее Аристотель говорит, что человек, а также лошадь и мул живут долго, потому что у них мало желчи. Это, конечно, неверно, так как все эти существа произво­дят желчь в очень большом количестве. Верно только то, что у лошади нет желчного пузыря, нет резервуара для желчи, но печень и у лошади производит это столь важ­ное для пищеварения вещество. Аристотелем установлено, что человек по развитию своих чувств остается позади многих животных, но человек, добавляет он, обладает более тонкой чувствительностью и потому является самым разумным из всех живых существ. По этой причи­не, и только по этой, имеются люди с хорошими спо­собностями и люди с плохими способностями, ибо твердокожие менее сообразительны, тогда как люди с мягкой кожей отличаются хорошими умственными способностями. Очевидно, он подразумевает физически крепких и физически слабых людей, но это не соответству­ет действительности.

Человек состоит из материи и формы. Материя производится стихиями - огнем и землей. Форму опреде­ляет отец и, кроме того, все внешние причины, например, солнце, проходящее через небосвод по косой линии. Так думал Аристотель, который усиленно интересовался возникновением и развитием человеческого зародыша. «Семя есть начало», говорил он. Это в какой-то степени правильно, но в других его замечаниях о размножении человека очень много неверного. И ценны только те его сообщения, в которых он приводит данные непосредствен­ного наблюдения. Человек становится зрелым по истечении двух семилетий. Дети, родившиеся до седьмого месяца беременности, выжить не могут. В большинстве случаев женщина рожает за один раз только одного ребенка; в некоторых странах, например, в Египте, на свет появля­ются и двойни, а есть места, где родятся трое и четверо детей; самое большее одновременно родятся пятеро детей. Вероятно, это наиболее раннее свидетельство, которым мы располагаем, о рождении одной матерью пяти младенцев. Безусловно, такие случаи в те времена производили не меньшую сенсацию, как и два тысячеле­тия спустя. У человеческого зародыша, полагал Аристотель, сначала образуется сердце, так как оно, как уже указывалось, считалось начатком организма и поэто­му первообразующейся в развитии живого организма частью. Аристотель также придерживался ошибочного мнения, что сердце состоит из трех камер (на самом деле оно состоит из двух камер и двух предкамер).

Из того, что Аристотель изложил в области медицины, многое, конечно, только продукт его фантазии или же заимствовано у других. Дело в том, что не хватало непосредственных наблюдений, констатаций на трупе. Это изменилось в дальнейшем в период нового подъема греческой науки, особенно когда Александрия - основан­ный Александром Великим портовый город в Египте - превратилась в научный центр, не имевший себе равных. Там в знаменитой библиотеке исследователи могли пользоваться сотнями тысяч книг, там собирались величайшие ученые всех отраслей, там были разрешены и вскрытия человеческих трупов, что хотя бы на время открыло, наконец, путь к исследованию человеческого тела. Лучшие врачи того времени сосредоточили свое внимание на изучении анато­мии и, конечно, физиологии, которая вплоть до XIX века являлась областью медицины, общей с анатомией.

Похожие материалы:

Философская психология существовала со времен великих греческих философов: Аристотеля и Гиппократа, Платона и Сократа. Первым специальным психологическим трудом можно считать трактат Аристотеля «О душе», а сам термин «душа» один из первых стал использовать Гераклит Эфесский.

В античной философии встречаются различные толкования понятия «душа». О душе говорят как об особой бессмертной сущности, одушевляющей тело. Так, в основе взглядов крупнейшего представителя ранней греческой мысли Пифагора (570-500 гг. до н. э.) лежит представление о числовой гармонии. Душа, согласно его учению, бессмертна, неуничтожима и многократно воплощается в живых существах в соответствии с определенными числовыми закономерностями. В связи с понятием о душе Фалес (640-546 гг. до н. э.) подошел к понятию движущей причины, источника действия. Он говорит, что «магнесийский камень (магнит) имеет душу, так как движет железо». Анаксагор (500- 428 гг. до н. э.) предполагает наличие отдельной субстанции - нус, - которая входит в состав живых существ, чем и отличает их от неживой материи. Нус в одинаковой мере присутствует как у человека, так и у животных. Видимое интеллектуальное превосходство человека над животными Анаксагор объяснял тем, что человек располагает лучшими возможностями для реализации нуса через свое тело (человек обладает руками).

Самая первая развернутая философская концепция души принадлежит Гераклиту Эфесскому (544-483 до н. э.). Этому философу принадлежит знаменитое высказывание «границ души тебе не отыскать, по какому бы пути ты не пошел: столь глубока ее суть», в котором зафиксирована вся сложность предмета психологии, что актуально и в наше время.

Сочинение философа «О природе» дошло до нас лишь в отрывках. Попытки синтеза этого произведения стали предприниматься лишь в XIX в. Смысл высказываний Гераклита казался туманным даже его современникам, отчего философ получил прозвище «Темный». Согласно представлениям Гераклита, первовеществом, лежащим в основе мироздания, является огненный Логос - вечный и неизменный творческий

принцип. Из огня произошел весь мир в целом, отдельные вещи и даже души. Огненный Логос скрыт от непосредственного познания и восприятия, однако каждая индивидуальная душа сопричастна мировому Логосу. Отсюда вытекает то, что человек все-таки способен познать мировой Логос посредством анализа его воплощения в своей собственной душе.

Гераклит делит души людей на две категории - «влажные» и «сухие». Души «влажные» - несовершенные, а чем более «суха» душа, тем благороднее ее суть. Из несовершенства душ следует недостоверность чувственного восприятия («глаза и уши - дурные свидетели для людей, если души у них варварские»). И знаменитое изречение Гераклита «все течет, все меняется» относится именно к изменчивости чувственного опыта человека.

Открытие принципа причинности, или детерминизма, принадлежит великому Демокриту (460-370 гг. до н. э.). Он утверждал, что в мире «все возникает по неизбежности». Демокрит полагал, что все состоит из атомов - мельчайших, неделимых материальных частиц. Атомы находятся в постоянном закономерном движении, они разнообразны по форме и размеру, а между ними имеется пустое пространство. В этом и состоит подлинная природа мироздания по Демокриту: все качественные, чувственно воспринимаемые характеристики вещей существуют лишь в человеческом восприятии, а «по природе существуют только атомы и пустота».

Наряду с попытками описать происхождение души, в греческой философии закономерно возникает интерес к внутренней жизни человека: складываются классификации психических процессов и описания их свойств. Важную роль в постановке этих проблем сыграло учение о темпераментах Гиппократа, а также психологические воззрения Сократа и софистов.

Гиппократ (460-377 гг.

до н. э.) - греческий врач, философ, сформулировал положение, что органом души является мозг. Он разработал широко известное впоследствии учение о темпераментах. Каждому психическому типу человека соответствовало преобладание той или иной жидкости в организме. Преобладание крови определяло тип сангвиника, желтой желчи - холерика, черной желчи - меланхолика, а флегмы - флегматика. Рассматривая связь особенностей души, темперамента и типологий людей с физико-климатическими условиями местности (сочинение «О воздухах, водах, местах»), Гиппократ положил начало исследованиям психологических характеристик этносов. Гиппократ был не только философом, но и практикующим врачом, и интересны не только его теоретические построения, но и практические рекомендации и приемы. Так, считается, что к Гиппократу восходит принцип терапевтической беседы.

Сократ (470-399 гг. до н. э.) открывает миру идею нераздельности мышления и общения (диалога) и, возможно, предвосхищает достижения современной психотерапии, заставляя собеседника обнажить свои истинные чувства и причины поведения. Сократу принадлежит открытие особого педагогического метода

- «майевтики» (дословно - повивальное искусство). Суть метода заключалась в том, чтобы путем умело поставленных вопросов побудить собеседника «породить» ис-

тинное знание. При этом Сократ считал, что истинное знание уже неявным образом присутствует в душе собеседника, ему остается лишь «припомнить» его.

Принцип «припоминания» становится центральным в философской системе ученика Сократа - Платона. Платон (428-348 гг. до н. э.) развивает метод «майевтики», выдвигая теорию «припоминания». В соответствии с ней мы узнаем путем воспоминания то, что наши души уже знали, будучи причастны миру идей. Он считает, что душа каждого человека существовала еще раньше до того, как появиться в человеческом облике. В концепции Платона припоминание становится центром психической жизни человека, вытесняя другие процессы на периферию. Платон, понимая душу как «созерцательницу идей», говорит о «внутреннем диалоге» души. «Душа, размышляя, ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая».

Феномен, описанный Платоном, известен современной психологии как внутренняя речь, а процесс ее порождения из внешней (социальной) речи уже позже получил имя «интериоризации ».

С другой стороны, душа человека пленена телом, обслуживает его практические нужды и причастна, таким образом, к миру вещей. Телесность ограничивает познавательные возможности души, и по этой причине душевная жизнь человека изначально обречена на динамический конфликт.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) считается основателем функционального подхода к психике. Он понимал душу как «форму тела», т. е. как функцию и вместе с тем причину телесной организации человека. В трактате «О душе» Аристотель рассматривает душу, как связанную с телом. («Итак, душа неотделима от тела».) Философ выделяет разумную и неразумную части души. В свою очередь, неразумная часть души делится на растительную (вегетативную) и страстную (животную). Только разумная часть души человека может претендовать на бессмертие.

Одновременно развиваются идея совершенствования души через особые педагогические воздействия. Создаются философские школы - стоиков и эпикурейцев.

Стоики (Зенон, Клеанф, Хрисипп) основное значение придавали этическим вопросам, считая учение о природе и о человеческом познании вспомогательным. Философы-стоики, среди которых Марк Аврелий (121-180), философ и император Рима, пытаются указать способы совладания с жизненными кризисами и научить человека сохранять мужество перед ударами судьбы. Целью человеческой жизни стоики считали достижение бесстрастия (араШй) и душевной невозмутимости (Магахш).

Так, в Древнем Египте в связи с ритуальным бальзамированием трупов были описаны некоторые органы, приведены данные об их функции.

В описанном Смитом папирусе (XXX век до н. э.) говорится о головном мозге и его функции, деятельности сердца, распространении крови по артериям. В папирусе «Тайная книга врача» (XV век до н. э.) имеются специальные разделы «Сердце» и «Сосуды сердца». Однако следует иметь в виду, что излагаемые сведения были очень примитивными и во много не верными. К X веку до н. э. относится «Трактат по анатомии» индийского врача Бхаскаре Бхатше, где были суммированы все анатомические сведения, известные к тому времени. В этом трактате приводились данные о многих органах, мышцах, нервах и сосудах тела человека.

Большое влияние на развитие медицины и анатомии оказали ученые Древней Греции .

Древним грекам принадлежит заслуга создания анатомической терминологии. Очень многие древние греческие анатомические термины вошли в современную анатомическую номенклатуру (например, arteria – кровеносный сосуд, amnion – зародышевая оболочка, angiologia – учение о сосудах, anthropologia – учение о человеке, bronchus – бронх, bulbus – лукоцица, colon – ободочная кишка, larynx – гортань, lobus – доля, splen – селезенка, thalamus – зрительный бугор, thenar – возвышение большого пальца и т.д.). В Древней Греции анатомия пополнилась новыми фактами. Греки располагали сведениями о 700 анатомических образованиях. Выдающимися представителями греческой медицины и анатомии были Гиппократ, Аристотель и Герофил.

Гиппократ (460-377 г. до н. э.) получил медицинское образование на острове Кос, где находилась известная врачебная школа.

Затем жил в Афинах, много путешествовал.

Гиппократу принадлежит ряд трудов по анатомии и медицине, которые дошли до нас в виде «Гиппократовых сборников».

Представляют большой интерес сочинения Гиппократа «Об анатомии», «О железах», «О прорезании зубов», «О природе ребенка» и др.

Он описал некоторые кости черепа, соединения их посредством швов, развитие цыпленка, образовании аллантоиса. Гиппократ полагал, что артерии наполнены воздухом.

Особенно важно, что Гиппократ был материалистом и считал необходимым изучение анатомии для врачей. «Я твердо верю, -писал он, - что врач должен изучать человеческую природу и, если желает исполнить свою обязанность, - тщательно расследовать, какие должны существовать отношения между человеком и его пищей, питьем и всем образом жизни…».

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) – великий древнегреческий врач и анатом.

Обучался медицине у своего отца, пидворного врача, а также в Афинах.

Аристотель оставил многочисленные труды: «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных» и др.


В них он изложил процесс внутриутробного развития и систематизировал около 500 видов животных.

Он описал черепные нервы (зрительный, обонятельный и преддверно-улитковый), сосуды плаценты и желточного мешка, установил, что артерии отходят от аорты, отличал нервы от сухожилий.

Воззрения Аристотеля, являвшегося последователем философа-идеалиста Платона, колебались между материализмом и идеализмом, что отразилось на толковании различных явлений. Например, развитие особей, по Аристотелю, происходит вследствие внутреннего стремления к целесообразности, двигателем которого является идеалистическое начало «антелехия» - душа человека или животного, обитающая в сердце.

Герофил (род.в 304 г. до н. э.) учился и занимался медицинской практикой в Александрии. Он объединил существовавшие анатомические сведения и описал ряд неизвестных до него органов: желудочки мозга и его оболочки, сосудистые сплетения, венозные пазухи твердой мозговой оболочки, двенадцатиперстную кишку, предстательную железу, семенные пузырьки и др.

В Древнем Риме медицина многие годы являлась занятием рабов и не была в почете. Лишь в конце I века н. э. медициной стали заниматься свободные граждане. Поэтому древнеримские ученые не внесли в анатомию значительного вклада. Однако большой их заслугой нужно считать создание латинской анатомической терминологии. Правда, в нее вошло много греческих анатомических терминов, подвергшихся транслитерации.

Эразистрат интересовался важнейшими вопросами анатомии. Особо тщательно старался он исследовать головной мозг человека, и только в преклонном возрасте ему удалось обнаружить место выхода чувствительных нервов и пополнить, таким образом, сведения о назначе­нии и сущности нервов. Один из римских писателей рассказывал позднее, будто бы Эразистрат с этой целью совершал вивисекции над осужденными преступниками. Однако доказательств такого утверждения нет, и оно скорее всего является выдумкой.

Клавдий Гален (131 – 210 гг. н. э.) – автор большого количества трудов по различным вопросам философии, логики, математики, медицины и анатомии. Из его анатомических трудов известны «Анатомические исследования», «О назначении частей тела».

Последний труд Галена переведен на русский язык и опубликован в 1971 г. Гален в своих трудах пропагандировал необходимость знаний анатомии и физиологии в практической медицине. Он показал связь между формой, строением и функцией органов, хотя высказывал телеологические идеи о природе и функции организмов.

Гален внес много нового в анатомию. Он описал мышцы позвоночника и спины, три оболочки артерий, четверохолмие головного мозга, 7 пар черепных нервов, большую вену мозга и др. Анатомические сочинения Галена в течение 13 столетий составляли основу анатомических представлений.

В середине века наука, в том числе и анатомия, подчинялись религии. В это время в анатомии не было сделано существенных открытий. В схоластических средневековых школах на первом месте были богословие и искаженная философия Аристотеля. Много внимания уделялось комментариям трудов Гиппократа и Галена.

Зарождение Философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания, с появлением обществ, потребности в изучении общих принципов бытия и познанию. На последующих этапах формирования Философии появились более или менее стройные системы, претендующие на рациональное знание об окружающем мире. Первые, философы античного мира стремились главным образом открыть единый источник многообразных природных явлений. Натурфилософия явилась первой исторической формой философского мышления.

На протяжении V!-V вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе.

Философия милетской школы является рационализацией мифа. Мир объясняется на основе материальных начал, без участия внеприродных сил. Гилозоизм - любое математическое тело обладает душой; пантеизм - бог природа. В человеке милетцьт усматривают, прежде всего, не биологическую, а физическую природу, выводя его из воды (или воздуха и т. п.). Милетская философия возникла на основе зарождающегося эмпирического и теоретического знания. Их материализм носил стихийный характер, мир рассматривался в непрерывном движении и изменении.

Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Священная монада (единица) - это мать богов, всеобщее первоначало и основа всех природных явлений. двойка - это принцип противоположности, отрицательности в природе. Природа образует тело (тройка), являясь триединством первоначала и его противоречивых сторон. Четверка - образ четырех элементов природы. Мысль о том, что всё в природе подчинено определённым численным соотношениям, благодаря абсолютности чисел приводила Пифагорейцев к идеалистическому утверждено, что именно число, а не материя является первоосновой всего.

Все вещи состоят из противоположностей: чётное - нечётное, предел - беспредельное, единство - множество, правое - левое, мужское - женское. Однако их противоположности не переходят друг в друга (в отличие от Гераклита). Особое значение - предел и беспредельное. Предел - огонь, беспредельное - воздух (пустота). Мир дышит пустотой, состоит из взаимодействия огня и воздуха.

ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИИ развитие материализма и диалектики. Первоначало всего мира - огонь. Космос един, всё сущее никем не сотворено и является живым огнем, загорается и потухает. Огонь превращается в воду - семя мироздания, вода превращается в землю и воздух; и назад. душа является огненным дыханием - основанием жизни. Гераклит является основоположником гносеологии (учение о познании). Первый различал чувственное и рациональное познание. Истина постигается умом, который познаёт сущность (логос) мира, находясь за порогом чувств. Познание начинается с чувств, но они должны обрабатываться разумом. Образование и понятие слиты воедино, т. к. едины чувства и рациональное познание. В мире существует единство как результат сочетания противоположностей. Борьба противоположностей закономерна, т. к. является источником создания мира. Противоположности соединяются, и устанавливается гармония. Гераклит развивает диалектические взгляды. “Всё течет, всё изменяется”, “нельзя войти в одну реку дважды”, всё рождается благодаря смерти чего- либо. Это стихийная диалектика, где космос рассматривается как единое целое и пребывает в постоянном движении и изменении.

ПАРМЕНИД ЭЛЕЙСКИЙ, - «против учения Гераклита»): Парменид: абсолютное бытие существует. Если бы его не было, не было бы самой природы. Мы можем выразить то, что существует, что не существует, мы словами выразить не можем. Считал, что небытия нет. Гераклит - линия материализма, Парменид - идеализма. Для Парменида вещь и мысли об этой вещи одно и тоже. Эту идею в последующем примет Гегель. Зенон: прославился апориями - затруднительного положения, в которое попадает разум при анализе явления. С его точки зрения наше понятие о времени, бытии непонятны, неправильны. движение - противоречивое явление. Он способствовал развитию диалектики, правильному понятию вещей.

Великая заслуга Гиппократа заключается в том, что он первый поставил медицину на научные основы, выведя ее из темного эмпиризма и очистил от ложных философских теорий, зачастую противоречивших действительности, господствовавших над опытом, экспериментального стороною дела. Смотря на медицину и философию, как на две неразрывные науки, Г. старался их, и сочетать, и разделить, определяя каждой свои границы. Во всех литературных произведениях ярко очерчивается гениальная наблюдательность Гиппократа и логичность умозаключений. Все выводы его основаны на тщательных наблюдениях и строго проверенных фактах, из обобщения которых, как бы сами собою, вытекали и заключения, Точное предсказание течения и исхода болезни, основанное на изучении аналогичных случаев и примеров, составило Г. и при жизни большую славу. Последователи учения Гиппократа образовали так называемую Косскую школу, которая очень долгое время процветала и давала направление современной медицине.

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Конечно, два с лишним тысячелетия внесли в клятву свои коррективы, но в основе своей она осталась все той же. Реформатор античной медицины, древнегреческий философ и врач Гиппократ является автором таких, ставших классическими, сочинений как враче”, “Наставления”, “О благоприличном поведении”, которые предопределили требования общества к врачу и положение врача в обществе. Его труды и врачебная деятельность стали основой дальнейшего развития клинической медицины двух последующих тысячелетий - вплоть до наших дней. Этюды о врачевателях и Гиппократ, как принято, было говорить до недавнего времени, “стоял на твердых материалистических позициях”. И самой главной его заслугой было освобождение врачебного дела от храмовой медицины. В борьбе с болезнью надо уповать не на волю богов, а на искусство врачевания. Но факт остается фактом: Гиппократ первый поставил медицину на научную основу, очистив от ложных философских теорий, зачастую противоречивших действительности и не принимавших в расчет опытную, экспериментальную сторону дела. Перефразируя Пушкина, можно сказать, что Гиппократ философией “поверил” медицину. Во всех его сочинениях видна гениальная наблюдательность, умозаключения его логичны и строги. Все выводы основаны на тщательных наблюдениях и строго проверенных фактах. Точное предсказание течения и исхода болезни, основанное на изучении аналогичных случаев и примеров, составило Гиппократу, еще при жизни, большую славу.

В конечном счете, Гиппократ создал систему лечения, которая покоилась на строго определенных принципах. Вот они:

Приносить пользу и не вредить;

Противоположное лечить противоположным;

Помогать природе, сообразовывать свои действия с ее усилиями избавиться от болезни;

Соблюдать осторожность, щадить силы больного; не менять внезапно лекарства, применять более активные

средства лечения тогда, когда менее активныё не оказывают действия.

И, наконец, в своих наставлениях он требует от врача не только “умения руководить больными”, но и заботиться о здоровых, чтобы они не болели.

4.Философия софистов и Сократа. Проблема человека. Этика сократа. Роль диалога в познании. Диалектика и майевтика.

Их стали называть “софистами” т.е. мудрецами, учителями мудрости. Позднее софистами стали называться те, кто в своих речах стремился к доказать предвзятой, иной раз заведомо ложной, точки зрения.

Такая характеристика опиралась на то, что новые учителя философии стали доводить до крайности мысль об относительности всякого знания.

Философия течение софистов неоднородно. Наиболее характерно для всех представителей С. явл. тезис о относительности всех чел. понятий, этических норм и оценок.

Старшая группа: Протагор (481 - 41 Iднэ), Горгий, Гиппий и Продик. Протагор был материалистом и учил о текучести материи и об относительности всех восгiриятий, Он доказывал, будто каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение.

Горгий. Ничто не существует. Если и есть нечто существующее, то оно непознаваемо. Если оно позиваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо.

Старшие софисты были крупными спецами в воспроизводить права и общеполитические вопросы.

Младшие софисты.(6 вднэ) В их учениях особенно выделяются этические и социальные идеи. Ликофрон и Алкидам отрицали необходимость классов (знатность это вымысел. Природа никого не создала рабами и люди рождаются свободными.)

Сократ (469-399 гг. до н.э.) стоит на перепутье философской мысли и знаменует собой переход от одной эпохи развития античной мысли к другой.

Он не был философским писателем и излагал свои взгляды в устной форме. Поэтому

первую очередь письменных сообщений его учеников и современников. Особенно полно и

всесторонне описывает взгляды Сократа его ученик и ближайший сподвижник Платон.

Философия, по мнению Сократа, есть учение о том, как надо жить. Поэтому он отрицательно относился к своим предшественникам - натурфилософам и считал, что изучение природы невозможно и бесполезно. Главная направленность философского знания внутренний мир человека, его душа. Главная задача познания самопознание : «познай самого себя >), По преданию это изречение было высечено на колонне в храме Аполлона в дельфинах в качестве призыва к каждому входящему. Оно было принесено в дар храму «семью мудрецами » (Фалес, Солон, Хилон и другие) и означало самоконтроль над своими поступками. У Сократа оно стало означать путь к истинному познанию, добродетели, высшему благу. Философия окончательно принимает форму рефлексии. В этом и заключен рубежный характер Сократической МЫСЛИ.

Знание по Сократу есть постижение общего для целого ряда предметов, вещей, явлений. Но общее существует в качестве понятия. Поэтому познать это дать понятие предмету, определить его понятие. Особенно велика роль понятий в этике. Так, безусловное высшее благо как понятие определяет высшую цель общества, которой подчинены все остальные. В этом положении заключено коренное отличие теоретических построений Сократа от релятивизма софистов. В этике добродетель тождественна знанию: все дурное совершается по незнанию или заблуждению, а мудрость, добро обязано совершенному знанию. Этический рационализм исходил из познания высокой миссии разума, знания, интеллекта - мудрый человек никогда не будет делать зла. дальнейшее развитие это учение получило в так называемых «сократических школах».

Важнейшая заслуга Сократа состояла в совершенствовании диалога как основного метода достижения истины. Этот метод получил образное название майевтики (повивальное искусство). Тем самым подчеркивался напряженный характер познавательного процесса, плодотворность его результатов. Особое значение приобретала знаменитая сократовская ирония, раскрывающая самые неожиданные, зачастую парадоксальные смысловые аспекты обсуждаемой темы.

Сократические ШКОЛЫ : мегарская, элидоэритрийская, киренская.

КИРЕНЦЫ . благо человека - это его наслаждение. В этом И СМЫСЛ И цель жизни. Реально только настоящее, ценно ТОЛЬКО ТО, ЧТО ТЫ получаешь в наст. момент. Основатель этой ветви Гедонип - облагораживал эти принципы, считая, что чел. должен властвовать над наслаждениями. Однако его последователи на это наплевали. Федор атеист:” ради наслаждения все средства хороши”. Гигезий: “наслаждение мимолетно, его трудно получить, оно ггрехлдяще, но если смысл жизни в наслаждение которое так трудно получить, то стоит ли жить?”. Диоген, Антисфен. Человек должен освободить себя от зависимостей, привязанности к удовольствиям связывает человека. Единственно реальны единичные вещи, общего не существ. Нет общих норм и законов природы. Каждый сам по себе.

МЕГАРСКАЯ : Соединили Сокр. добродетель с Парменидовским бытием. Всеобщее и еделимое бытие носит характер всеобщего блага. Все единичное лишается статуса самостоятельной реальности. Те. реально только общее. Сущ. только необходимое, возможности нет.

Философия Платона. Открытие мира идеи. Учение о душе и проблема понятия. Учение о государстве.

В учении Платона (подлинное имя Аристокл) (427-347 гг. до н.э.) древнегреческий идеализм принимает форму мировоззрения. Литературное философское наследие - «корпус Платона» составляет свыше 30 диалогов.. Был одним из любимых учеников Сократа, образ которого активно использовал в своих произведениях. Широко использовал и развивал далее различные идеи пифагорейцев, Парменида, Гераклита и других.

Методологический принцип Платона состоит в раздвоении мира на мир идей и мир вещей. Описание взаимоотношений между ними составляет ядро его философского учения. Чувственный мир вещей рассматривается как «не истинно сущий»: предметы, познаваемые чувствами, непрерывно возникают и исчезают, в них нет ничего постоянного, а, следовательно, истинного. Сущность вещей заключена в бестелесных, нечувственных формах, которые постижимы лишь разумом, сознанием.. Каждому классу или виду материальных чувственных предметов соответствует определенная идея, в которой заключена их суть. Например, реальный стол является таковым, поскольку он соответствует идее стола вообще. Всеобщая совокупность идей составляет подлинное бытие. Но чувственная вещь отражает не только нетленную, вечную идею, то есть бытие, она также несет на себе печать небытия, так как она временна, преходяща. Роль небытия играет «материя». Таким образом, чувственный мир это нечто среднее между миром идей (истинным бытием) и миром материальных вещей (небытием). Систему идей завершает высшая - идея всеобщего блага, являющейся верховной причиной и целью бытия.

Платон разрабатывает теорию познания, методологической установкой которой является так называемое «припоминание». до своего вселения в оболочку тела душа, находясь в мире чистых идей, всесторонне созерцала сущность мира. Но перемещаясь с Платоновых облаков на землю, душа «забывает» о прежней идеальной жизни. Противоречия чувственного мира будят воспоминания, побуждают к размышлению, припоминаются о подлинной сущности мира. Процесс припоминания проявляется как искусство диалектики. Теоретические размышления Платон сопровождает яркими образами, аналогиями, сравнениями. Так, теорию познания он популярно разъясняет через образ пещеры. Человек познающий - это пленник, скованный цепями (чувствами) и помещенный спиной к входу. На противоположной стене пещеры он видит тени предметов, зверей, людей, изображения которых проносятся перед входом. Задача познания состоит в том, чтобы за неясными бликами и тенями раскрыть подлинный мир образов, «вспомнить» истинный мир.

Платон - сторонник переселения души: она бессмертна и постоянно перевоплощается. диалектика взаимоотношения души и тела рассматривается через образ двух коней - Белого (благородные страсти) и черного (низменные страсти). Возничий этой символической упряжки

разумная душа, которая сама выбирает свою дальнейшую участь. Совершенные души навсегда поселяются в царстве идей. Обладающие разумной душой становятся философами, аффективной воинами, вожделенной ремесленниками и землевладельцами.

Воспитание создает предпосылки победы человека над страстями и вожделениями, Но для большинства идеал совершенства недосягаем и поэтому необходимы государство и законы. Платон выступает ревнителем государственных интересов, предлагает ограничение личной собственности, общность жен и государственное воспитание детей. Социальная теория в целом носит ярко выраженные черты абсолютного приоритета государства перед личностью.