Московский Кремль: Патриарший Успенский собор. Собор успения пресвятой богородицы на крутицах

В селе Боровенск Мосальского района Калужской области находится Успенский собор. Когда-то здесь располагался Боровенский монастырь.
Обитель была основана святым Феропонтом, одним из учеников преп. Сергия Радонежского. Строительные работы были начаты в 1754г, а спустя 12 лет (1766г) здание церкви было закончено.
Именно здесь в 1812 получали благословение на ратное дело ополченцы, прибывшие на сборный пункт села Боровенск для защиты Отечества.

Храм невозможно ни с чем перепутать: он представляет собой величественное двухэтажное строение оригинальной композиции с двумя эффектными всходами лестниц, пройдя по которым попадаешь сразу на второй этаж. Здесь просторные залы c остатками росписей на стенах (по историческим сведениям, росписи в храме сделаны мастерами украинской школы). Своды поддерживают мощные колонны. От сюда по узкому лестничному проходу в стене можно подняться в колокольню.

На первом этаже центральный зал и несколько отнорков. Один, из которых заколочен досками, наверное, это и есть те самые реставрационные работы, о которых так шумели, вот только проходят они в каком-то вялотекущем режиме… (хотя это нам «на руку», иначе бы мы не смогли бы увидеть своими глазами самую главную особенность этой церкви.)

Особенность Успенского собора в том, что помимо мощных стен и
монументального облика, доминирующего над окружающей природой, на сводах нижнего храма присутствует роспись – «Всевидящее око». Остатки этой фрески, изрядно потрепанной временем и людскими руками, нехарактерно для Калужской области. Такое мы увидели впервые, но об этом чуть позже. Помещения первого этажа также имеют основательные колонны. Много всевозможных ниш в стенах.
Сами стены окрашены в какой-то непонятный «слоновый» цвет, и, по всей видимости, он «родной», так как сохранившиеся росписи именно на нем.

Теперь сладенькое – «Всевидящее Око»
Вот что нам говорит по этому поводу «Всезнающий Интернет» –
«Всевидящее Око - в иконописи сложная символико-аллегорическая композиция, символизирующая Всевидящего Бога. Символ появляется в русской иконографии с конца XVIII века как купольное изображение в храмах: на вершине свода или какой-либо его части».

Так же «Символ божественной вездесущности - «око провидения» или «лучезарная дельта» использовался и в композиции изображений на боевых знаменах, и на памятных медалях в Российской империи».
«Лучезарная Дельта обычно располагается в восточной части храма»
Там еще много про масонов, но это не по теме.

Помимо всего вышесказанного, сразу вспоминается еще одна вещь, где используется такой символ – эта бумажка получила свой первоначальный вид в 1928 году благодаря эмигранту из России Николаю Рериху.

Поковырявшись еще
во всезнающем можно найти еще много интересного про «бакс», «печати» на нем и т.д., но это уже, скорее всего про масонов.

По общим впечатлениям – храм со своей историей и особенностями архитектуры действительно оставляет ощущение чего-то монументального и нерушимого, его видное еще из далека по дороге, да и размеры его довольно внушительные.
По причине того, что многие проходы заложены кирпичом и помещения имеют непонятное назначение (например, пространства под лестницами», или маленькая «комнатка» с таким же маленьким входом между самих лестниц»), в отличие от многих подобных сооружений, после ЭТОГО остается желание побывать здесь вновь. Так же где-то в окрестностях бывшего монастыря Феропонтов ключ, так же имеющий свою историю.

Время работы

Храм открыт ежедневно с 10:00 до 19:00, в дни богослужений — с 8:30.

Схема проезда

Станция метро «Охотный Ряд».

Богослужения

Богослужения свершаются в среду, пятницу, субботу и воскресение. В обычные дни утреня и литургия в 8:30. В воскресные и праздничные дни литургия в 9:00, накануне всенощное бдение в 18:00.

Престолы

1. Успения пресвятой Богородицы;
2. Прп. Сергия Радонежского;
3. Усекновения главы Иоанна Крестителя;
4. Свт. Николая Чудотворца.

Престольные праздники

28 августа – Успение пресвятой Богородицы (главный престол);
18 июля, 8 октября – день памяти святого преподобного Сергия Радонежского;
11 сентября – день памяти Усекновения главы Иоанна Крестителя;
22 мая, 19 декабря – дни памяти святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца.

История

Многие московские храмы из уцелевших в советское время теперь возвращены Русской Православной Церкви, и в период 1991-1992 гг. большинство из них наполнились верующими. Возобновились регулярные богослужения. Одним из таких храмов является храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке.

Успенский Вражек - древнее московское урочище между Тверской и Никитской улицами, в летописях упоминается с XVI в. Здесь находились дворы послов - Литовский двор и «цесаревых послов двор», т.е. Римской империи. Упоминается здесь и двор Алевиза Нового - знаменитого архитектора.

1601 - первое письменное упоминание о храме.

1629 - в большом пожаре сгорела деревянная Церковь Успения.

1634 - вновь выстроена.

1647 - выстроена первая каменная церковь на средства Г.И.Горихвостова

1707 - деревянный придел Николая Чудотворца на погосте.

История храма тесно связана с владельцами соседней усадьбы Яньковыми, заботившимися о благосостоянии церкви.

1735 - Д. И. Яньков пристроил придельный храм Николая Чудотворца к самому зданию церкви Успения. Храм стал усыпальницей Яньковых.

1781 - Никольский придельный храм заново построен «за ветхостью».

1812 - церковь обгорела.

Успенский храм был летним, зимой служили в теплом придельном храме Николая Чудотворца.

В середине 50-х годов старостой храма был избран московский купец С. А. Живаго, ранее купивший для себя усадьбу Яньковых. По заказу Живаго академик архитектуры А. С. Никитин составил проект обширного трехпрестольного храма с колокольней, примыкавшего к Никольской церкви.

1860 - завершено возведение ныне существующего здания храма. В новой церкви три престола: Успения Пресвятой Богородицы, Усекновения главы Иоанна Предтечи и Сергия Радонежского - небесного покровителя храмоздателя.

Отделочные работы продолжались до 1890-х годов. Только в 1870 г. на средства старосты Иосифа Живаго (брата С. А. Живаго) храм был оштукатурен и окрашен, главы позолочены.

1910 - торжественно праздновалось 50-летие храма.

1920 - заключен договор между приходом и Московским Советом рабочих и красноармейцев о передаче в бессрочное и бесплатное пользование «богослужебных зданий».

1924 - постановлением Президиума Моссовета договор с общиной расторгнут. Храм передан Государственному историческому архиву Моск. области. В советское время утрачены главы храма и колокольни, скульптурное убранство храма, декор, не говоря о внутреннем убранстве и церковном имуществе. Разобран придельный Никольский храм при постройке Дома композиторов.

1979 - в храме открыт междугородний телефонный узел.

1992 - постановление Правительства Москвы о возвращении храма РПЦ.

1996 - общине отдан в пользование подвал. Тогда же в Фомино воскресение была свершена первая в возвращенном храме Божественная литургия.

В память утраченного придельного храма престол посвящен Николаю Чудотворцу.

1998 - возвращен верхний храм Успения Пресвятой Богородицы.

1999 - в праздник Отдания Успения Пресвятой Богородицы освящен престол во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Святыни

Икона преподобномученицы Великой княгини Елизаветы с частицами мощей прп. мцц. Елизаветы и инокини Варвары

Кафедральные соборы многих российских городов посвящены празднику Успения Пресвятой Богородицы. Успенскими именуются главные храмы во Владимире, Ростове, Ярославле, Смоленске, Рязани, Муроме, Астрахани, не говоря уже о главном соборе Московского Кремля. Значит ли это, что сам праздник Успения как-то особенно почитался на Руси?

Интересное

Успение Богородицы. Что мы празднуем в этот день?

Что нам известно о Богородице?

Как устроено богослужение праздника Успения Богородицы

Богородичные песнопения: соединение несовместимого

Как празднуют Успение: традиции

Успение Пресвятой Богородицы в высказываниях святых старцев

    «А если некоторые думают, что мы ошибаемся, то пусть исследуют Писания, и не найдут сведений ни о смерти Марии, ни о том, умерла ли она, ни о том, что не умерла, ни о том, погребена ли она, ни о том, что не погребена. И когда Иоанн предпринял путешествие по Азии, то также нигде не говорится, чтобы он вел с собою святую Деву, но Писание просто умолчало об этом по чрезвычайности чуда, чтобы не привести в изумление разум человеческий… Ибо Писание стоит выше ума человеческого и оставило то неизвестным, так как Дева была сосуд честный и превосходнейший, дабы не остался кто-либо в предположении чего-либо плотского о ней.»

    «Дивного Бога дивная Матерь дивна была и в зачатии Своем, дивна и в житии Своем, дивна и в Своем преставлении: воистину вся Она - одно дивное чудо! Зачатая по благовестию Ангела, Она родилась от неплодных, престарелых родителей; пребывая чистой Девой, Она стала в то же время и Матерью; будучи Матерью, Она осталась и Девой; умерла, но гробом, как лествицею, взошла на Небо; поистине дивное чудо! В рождестве Дева и по смерти жива, а гроб, как лествица Иаковлева, оставаясь на земле, делается для Нее лествицей, восходящей до Неба: “… и лествица к Небеси гроб бывает…”.
    Станем же, возлюбленные, у этого дивного гроба Матери Божией, станем умом нашим, и мысленными очами присмотримся, какие это ступени у этой дивной лествицы? Что за ступени, коими Матерь Божия, в час преставления Своего, взошла на небо? Ужели гроб человеческий, в три аршина длиной, поставленный прямо, может достать до неба? Понятно, что слово “гроб” означает здесь самую смерть. Смерть называется здесь гробом и лествицей, потому что как гроб измеряется тремя аршинами, так и смерть святых Божиих возводит их души к небу тремя Богословскими добродетелями: верой, надеждой и любовью. Вера возводит их к лицезрению Божиему, надежда - к получению тех благ, ихже око не виде, и ухо не слыша (1 Кор. 2: 9), а любовь соединяет их с Самим Богом, Который есть любовь. Но кто может исчислить все добродетели пресветлой души Матери Божией? Кто в состоянии поведать, как и какими добрыми делами Пречистая Дева от юности Своей до самой кончины угождала Богу, Творцу Своему? Скорее перечтешь весной цветы, летом колосья, осенью плоды, зимой снежинки, скорее сочтешь капли в море, звезды на небе, нежели добрые дела и преимущества Матери Божией»

    «Отходя в Церковь небесную, Она чудесно собирает к Себе верховных представителей Церкви, разсеянных по земле: и тем дает знамение, что союз Ея с верующими на земли не только не прерывается Ея отхождением, но еще отселе становится крепче, обширнее и деятельнее, и что живущая в Ней благодать, столь долго сокрываемая смирением, должна открыться из Ея гроба, и наполнить Вселенскую Церковь Ея славою, по Ея раннему, некогда невероятному, но совершенно верному предсказанию: ублажат Мя вcи роди»

    «Когда Матерь Божия молилась на горе Елеонской, Ей, - рассказывает предание, - явился Архангел Гавриил, принесший финиковую ветвь, и известил о Ее кончине через три дня. Пречистая несказанно обрадовалась, услышав такое известие, и начала готовиться. Ко дню Ее преставления, по повелению Божию, чудесно явились в Иерусалим, кроме апостола Фомы, все апостолы, рассеянные для проповеди по всему миру. Они были свидетелями Ее мирной, тихой, святой и блаженной кончины. Сам Господь Иисус Христос, во славе небесной, окруженный безчисленным множеством Ангелов и праведных духов, явился принять душу Пречистой Матери Своей и со славой вознес Ее на небо».

Описание:

История

Первое каменное здание Успенского собора Московского Кремля было заложено 4 августа 1326 г. первым московским митрополитом святителем Петром и князем Иоанном Калитой. По данным раскопок, новый собор — первый каменный храм Москвы — был построен на месте существовашего ранее деревянного храма. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города.

В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание своей новой резиденции с перестройки Успенского собора. Храм разобран в 1472 г. до самого основания, при этом были обретены мощи свт. Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он рухнул. Тогда Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, под руководством которого и было построено (1475-1479) здание, и поныне украшающее Московский Кремль. Фиораванти было поручено взять за образец Владимирский Успенский собор — тем самым подчеркивалась преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров Святой Руси.

В августе 1479 г. митрополит Геронтий совершил освящение храма. Мощи святителя Петра, находившиеся во время строительства в церкви святого Иоанна Богослова, были перенесены в собор.

Успенский собор представляет собойшестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный храм. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом: из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные — круглые — столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем.

Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1481 по 1515 г. В росписи принимал участие иконописец Дионисий. В 1642-1643 гг. собор был расписан заново группой из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым, но также сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим дошедшим до нас образцом фресковой живописи на территории Кремля. Иконостас создан в 1653 г. по заказу Патриарха Никона. Собрание икон XI-XVII вв. в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV вв., другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель.

Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV в.); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.

С 1326 г., когда в храме был погребен свт. Петр, и до 1700 г. собор служил усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви — митрополитов и патриархов. Всего в соборе 19 гробниц, расположенных вдоль стен собора.

В 1547 г. здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV. В здании собора проходил Земский собор 1613 г., на котором царем был избран Михаил Федорович Романов. После перенесения столицы в Санкт-Петербург собор продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.

Во время Отечественной войны 1812 г. Успенский собор был разграблен наполеоновскими войсками.

Собор получил незначительные повреждения при артобстреле Кремля в ноябре 1917 г. и в следующем году был полностью восстановлен. В 1918 г. здесь состоялось поставление в патриархи московского митрополита Тихона. В том же году Успенский собор был закрыт в связи с размещением в Кремле правительства РСФСР. Последняя служба здесь прошла на Пасху 1918 г.

В 1922 г. Успенский собор был превращен в музей. Благодаря постоянным реставрационным работам к середине 50-х годов ХХ в. практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей, и с 1954 г. Успенский собор открывают для поситетелей. Реставрационные работы продолжались, что потребовало временного закрытия собора, и окончательное завершение экспозиция получила в 1995 г.

Богослужения в соборе были возобновлены в 1990 г. Богослужения проводятся по большим церковным праздникам, вход — только по пригласительным билетам.

Для осмотра собор доступен всем желающим каждый день, кроме четверга, с 10.00 до 17.00.

Престолы

Главный престол освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, приделы — в честь вмч. Димитрия Солунского, Похвалы Пресвятой Богородицы, свв. первоверховных апп. Петра и Павла.

Святыни храма

Двусторонняя икона Божией Матери «Одигитрия» и «Святой Георгий», «Спас Ярое око», «Троица», два списка Владимирской иконы Божией Матери, храмовый образ «Успение», «Предста Царица», «Апостолы Петр и Павел», «Митрополит Петр в житии» и др. Мощи святителей Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена, посох святителя Петра.

Страна: Россия Город: Москва Адрес: 101000, Москва, Кремль, Соборная площадь Web-сайт:

Архитектор: Аристотель Фиораванти
Построен: 1479

Адрес храма: Москва, Кремль, Соборная пл. (м. «Боровицкая», «Александровский сад»).

История: ныне существующий Успенский собор возведен в 1475 - 1479 гг. (арх. Аристотель Фиораванти) на месте прежнего (1327 г.); расписан в 1642 - 1644 гг.; пятиярусный иконостас выполнен мастерами Троице-Сергиевой лавры в 1653 г.

Успенский собор, ставший символом единой Руси, являлся кафедральным собором московских митрополитов, позднее - патриархов, местом их служения и погребения; здесь венчались на царство русские государи.

Святыни: С 1395 г. в соборе находилась чудотворная Владимирская икона Божией Матери (ныне - в храме свт. Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее - ГТГ). До 1918 г. в соборе хранилась великая святыня - хитон, или Риза Господня, присланная персидским шахом Аббасом со специальным посольством в Москву в первой четверти XVII в.
Икона св. Димитрия Солунского.
10 июля 1625 г. хитон был положен в специально изготовленный драгоценный ковчег и установлен в Успенском соборе Московского Кремля . После прекращения служб (1918 г.), хитон, вместе с другими почитаемыми реликвиями, был унесен из собора.
Поклоняются и другим святыням, находящимся в соборе: мощам свтт. Московских - Петра, Филиппа, Ионы, Ермогена, Иова; под спудом - свтт. Феогноста, Фотия, Макария, Киприана; митрополитов Московских и всея Руси - Филиппа I, Геронтия, Симона, а также последнего русского патриарха XVII в. Адриана. В приделе вмч. Димитрия Солунского погребен московский князь Юрий Данилович, внук Александра Невского , убитый в 1325 г. в Орде.
К святыням Успенского собора также относятся: иконы - «Спас Ярое око», «Спас Златые власы» (XIII в.), Троица, Успения Пресвятой Богородицы; здесь хранится Гвоздь Господень и посох свт. Петра, митрополита Московского.


Святейший Патриарх Кирилл за Литургией в Успенском соборе Московского Кремля .

День памяти: 15/28 августа Богослужения совершаются в дни великих праздников, в дни памяти покоящихся в соборе святителей Московских и, по особому благословению патриарха, в дни иных празднований.

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Кремле - апрель 2009 года.


Апрель 2009 года.

Апрель 2009 года.