Материальный идеализм. Важнейшие философские концепции: материализм и идеализм

Идеализм (от греческого idea – мыслимый образ) – совокупность философских концепций утверждающих действительное существование реальности имматериальной природы: психики, души, духа, идеи, мысли, разума и подобного. В зависимости от направления идеализма помимо его деления на объективный и субъективный, о которых позже, выдвигаются различные утверждения, как например, прямую зависимость материи от имматериального, происхождение материи из идеального, то есть первичность имматериального в разных формах от неких космогонических имматериальных сущностей до разумного начала в виде волевой созидающей разумной сущности (творца). Но так как космогонические воззрения материализма и идеализма я затрону в части книги специально для этого отведённой, то здесь речь пойдёт только о двух основных направлениях идеализма – объективном и субъективном. На самом деле идеализм многоранен и точно его определить не представляется возможным уже в силу предметов его изучения – имматериальных, которые не поддаются на прямую чувственному опыту и не редко знания о них распространяются не далее теоретических моделей, но это детали. Верно определять как идеализм соответствующие его признакам персональные или определённые философские концепции, например, сатанистский идеализм верное понятие отражающее часть комплекса философских концепций сатанизма. Также все религии и религиозные комплексы относятся к идеализму утверждая о чём-то имматериальном по содержанию независимо от его формы: духа предка, божеств или чего-то метафизического и прочего подобного.

Субъективный идеализм по заявляемой им модели мироустройства выбивается из научного знания, скажем так своей оригинальностью, а именно тем, что в широком смысловом значении это направление идеализма отрицает действительное существование какой-либо реальности вне сознания субъекта. То есть реально существует только то, что мыслится субъектом сознания, а прочее либо неявные продукты этого сознания, либо не является реальностью. Одной из разновидностей такого идеализма является, например, солипсизм (от латинского solus – один и ipse – сам (solus ipse sum)), который развивает утверждение о действительно существующей реальности только в сознании субъекта до суждения о действительной реальности только самого субъекта сознания. То есть солипсизм к нереальному или сомнительному относит и других индивидов – носителей разума и предметы, которые существуют только в рамках сознания мыслящего субъекта. В субъективном идеализме понятие восприятие нивелируется и смешивается с мышлением и воображением – воспринимается только то, что мыслится субъектом сознания, а прочее не существует реально в действительности. Теоретические проблемы и проблемные следствия субъективного идеализма и, например, солипсизма лежат на поверхности и очевидны, но как критика не беспокоят сторонников этих направлений, так как исходя из концепции субъективного идеализма проблемами или следствиями не являются, а только мыслятся как реально несуществующие в рамках других философских концепций и теорий. Более сказанного выше могу конечно же добавить как критики, так и деталей о субъективном идеализме, но доказать его проблематично, а исходя из своей же модели мироздания он устойчив к критике и она не является для него ни вредной, ни продуктивной. То есть здесь остаётся только та самая вера, о которой я писал ранее, которая либо побуждает принять модель субъективного идеализма как верную и таким образом устранить для субъекта исследования проблемы с достоверностью и аргументацией. Либо не принимать эту модель и отринуть её как противоречащую любой модели или теории базирующейся на объективной реальности.

Объективный идеализм утверждает действительное существование объективной реальности имматериальной природы вне сознания субъекта. Далее говоря идеализм я буду подразумевать только объективный идеализм, а если речь пойдёт о субъективном идеализме, то я уточню это. Соотношение идеализма и материализма в зависимости от направления различно, от полного устранения материи как продукта уже имматериального, до признания тесных связей материи и имматериального и их взаимовлияния. Проблему первичности материи или имматериального я затрону в другой части книги, а здесь сосредоточусь на проблематике и следствиях идеализма. И употребляя понятие метафизика я буду подразумевать теорию и практику исследования и познания мироустройства лежащего вне компетенции физики и естественных наук, то есть имматериальной природы, а не разнообразные трактовки понятия метафизика, существующие в философии. То есть метафизическая природа в данном случае это схожее с имматериальной природой, но с известными допущениями и оговорками.

Как я упоминал ранее в это главе связь разума с нематериальным, и собственно его возможную метафизическую природу, разумные существа заметили раньше появления классического материализма. Произошло это, скорее всего в связи с тем, что они воспринимали некоторую тождественность сна и смерти, стараясь найти доказательства или аргументацию теоретических конструкций на основании это связи. Такое обстоятельство породило надежду в человеке на иную жизнь или существование за гранью материального, особенно такая перспектива была популярна в «низших» слоях населения среди маргиналов и люмпенов, так пример представления о реинкарнации («Кто был никем, тот станет всем»). На почве этих представлений предприимчивые индивиды, которых вернее называть мошенниками, создали сначала представление о таланте избранных личностей, естественно их самих же, видеть, понимать и управлять метафизическими сущностями и возможностями. Впоследствии появилось понятие о духах, оно культивировалось из мыслей о том, что умершие предки осуществляют протекцию своего потомства. И так далее вплоть до первых религий и жрецов. Это вкратце один из путей развития донаучного и дофилософского идеализма.

Фантазия человечества соперничает лишь
с разумом определённых индивидов.

Итак, различные представления о душе и духах породили сонм религий и культов, но всех их роднит одна интересная особенность. Ввиду своей ограниченности никто из приверженцев этих учений так и не смог эффективно отделить имматериальное от материального. Например, представление романо-католической церкви и её адептов, хоть они утверждают о бестелесности души, прослеживают ряд спорных моментов. Ряд примеров: в-первых, описание Иеговы, который создал человека по своему образу и подобию, следовательно, хотя он и представляется номинально в одной из своих форм как дух, но имеет чисто материальные органы и системы (глаза, руки, ноги и так далее). Значит, Иегова ощущает материю через органы чувств, воспринимая вещественный мир как живой организм; а также испытывает влияние гравитации, передвигается по средствам своего тела, совершает манипулятивные функции руками и тому подобное, особенно вспоминая как он искал Адама в Эдеме. Назревает вопрос: что в нём от духа? В-вторых, греко-католическая церковь нисколько не отделяет душу от тела, это видно из их представлений о Рае как о пространственно протяжённом месте с другими признаками материи (кстати, то же самое в исламе), в-третьих, поклонение трупам (мощам), то есть вещественному. И это лишь малая часть примеров. Вот на таком представлении души и духа неотрывном от материи построен «мост» с классическим материализмом и «стена» ограничивающая совершенствование до «чистого идеализма» причём не только в религии.

И, разумеется, классический идеализм считает, что разум первичнее материи, из этого мнения происходит теория креационизма, то есть материю создал разум, а именно это бог каждой религии соответственно. В исламе это Аллах, в христианстве это Иегова и так далее. Теория биотической эволюции не признаётся, всё прослеживается из концепции креационизма и управления всеми процессами богом-демиургом. Такие взгляды обусловлены историческим активным совершенствованием материализма и идеализма в философии сопряжённым с поиском космогонической первопричины. В любом случае идеализм и материализм искусственно противопоставляют и с этой точки зрения – первопричины сущего: имматериальной или материальной. Но идеализм и материализм вполне могут дополнять друг друга, конечно же если речь идёт не о условно крайних направлениях этих концепций, которые исключают природу один другого. Ранее в философии господствовал метод умозрительного исследования, когда изыскания заключались в субъективной рефлексии мыслителя. Проблема этого метода в том, что субъективное мнение философа не гарантирует совпадения с реальной действительностью. Таким образом, защищая субъективный идеализм и общую субъектность исследования в сатанизме мотивами неких персональных переживаний или личным восприятием сомнительно, что такие апологеты получат данные и знания близкие или соответствующие действительности, они получат субъективные мнения. Сатанизму следует либо уменьшить влияние субъективного идеализма в себе, либо вовсе его исключить если это возможно, собственно так и поступила философия в частности и наука в общем совершенствуя свою методологию. А если исследовательский аппарат сатанизма в данный момент находится на уровне, когда субъективные мнения и рефлексия составляют большую долю того, что понимается как знание, то следует с двойными усилиями совершенствовать аппарат, а не выступать с защитой субъективизма в сатанизме.

Конкретный идеализм

Конкретный идеализм

Впервые термин «конкретный идеализм» использовал Сергей Трубецкой применительно к своей собственной философской системе, а также для описания главной тенденции всей русской религиозной философии. С помощью этого термина Трубецкой противопоставлял русскую философскую традицию классическим системам западного идеализма (Декарт, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель), которые он называл абстрактным, или отвлеченным, идеализмом. В этих системах абсолютным началом является Разум, рассматриваемый как нечто абстрактное, одностороннее по отношению к конкретному живому разумному существу (человеку или Богу). Конкретный идеализм в качестве абсолютного начала всего существующего полагается конкретное Сущее, которое есть самобытное реальное существо, содержащее в себе как свои абстрактные моменты все обычные для классического идеализма определения – мышление, субъект, дух. В этом случае разум признается ограниченным (т.е. рационализм не считается универсальной философской парадигмой): конкретный Абсолюта познается в «сверхрациональном», мистическом, интуитивном акте.

Можно согласиться, что такое понимание абсолютного начала и его познания, достаточно характерно для русской философии. Соответствующую критику западной философии вели уже «старшие» славянофилы (А. Хомяков и И. Киреевский), они предполагали, что философия должна брать в качестве Абсолюта представление о живом личном Боге, характерное для религиозного мировоззрения. Наиболее явно такой подход осуществлял Владимир Соловьев в работах «Критика отвлеченных начал» и «О Богочеловечестве», его критика западной традиции в работе «Кризис западной философии» основана на таких же основаниях. Термин «конкретный спиритуализм» использовал для характеристики своей философской системы Лев Лопатин, он точно так же противопоставлял понятия «конкретное» и «абстрактное». Конкретным идеализмом называл свою философскую систему также Николай Лосский.

Хотя исходно определение «конкретный идеализм» подразумевало противопоставление русской философской традиции системам западного идеализма (прежде всего системам Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля), в начале 20 века новое поколение русских мыслителей дало совсем другую оценку немецкому идеализму, увидело в нем не столько противоположность по отношению к русской религиозной мысли, сколько ее естественный исток и основание. Павел Вышеславцев в книге «Этика Фихте» (1914) настаивал на том, что традиционный образ Фихте как прямолинейного субъективного идеалиста глубоко неверен; Вышеславцев доказывал, что поздняя система Фихте основана на признании Абсолютом живой личности Бога, которая непостижима рациональным образом и бесконечно конкретна в своем содержании. Иван Ильин в книге «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» (1918) убедительно показал, что гегелевский Абсолют – спекулятивное мышление – нужно понимать именно как абсолютно конкретное и живое начало, т.е. как раз так, как предполагается в модели конкретного идеализма. Тот же Ильин в статье «Кризис идеи субъекта в Наукоучении Фихте Старшего» (1912) противопоставлял систему Фихте всем формам западного идеализма, полагая, что он первый попытался принять в качестве абсолютного начала философии конкретную человеческую личность. Наконец, Сергей Левицкий в книге «Основы органического мировоззрения» (1946) уже вполне уверенно относит Фихте, Шеллинга и Гегеля к направлению конкретного идеализма, считая, что в качестве Абсолюта немецкие философы выбирают конкретный дух, понятый по аналогии с человеческим «я», но возведенный в сверхчеловеческую степень. Нужно также учесть, что два ярких русских мыслителя, которых также можно отнести к направлению конкретного идеализма – Семен Франк и Лев Карсавин, – видели исток своих философских построений в учении Николая Кузанского; это означает, что в русской мысли первой половины 20 века конкретный идеализм был понят как достаточно давняя традиция в европейской философии, идущая от Николая Кузанского к немецкому идеализму начала 19 века и далее нашедшая себе полное выражение в русской философии – у Вл.Соловьева и его последователей.

Литература

Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков. Глава IV .Хомяков как философ. Гносеология и метафизика. Томск, 1996. С. 75-92.

Гайденко П.П. «Конкретный идеализм» С.Н. Трубецкого // Трубецкой С.Н. Сочинения. Москва, 1994. С. 3-41.

Евлампиев И.И. Концепция сознания С.Н. Трубецкого в контексте европейской философии ХХ века // Вопросы философии. 2007. № 11. С. 33-44.

Евлампиев И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. С-Петербург, 1998.

Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. С.-Петербург, 1993.

Левицкий С.А. Основы органического мировоззрения // Левицкий С.А. Свобода и ответственность. Москва, 2003.

Лосский Н.О. Идея конкретности в русской философии // Вопросы философии. 1991. № 2. С. 125-135.

Половинкин С.М. Конкретный субстанциальный спиритуализм Л.М. Лопатина // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2008. Том. 9. № 2. С. 172-180.

Соловьев В.С. Критика отвлеченных начал // Соловьев В.С. Сочинения. В 2 томах. Москва, 1988. Том 1. С. 581-744.

Соловьев В.С. Кризис западной философии (против позитивистов) // Соловьев В.С. Сочинения. В 2 томах. Москва, 1988. Том 2. С. 3-138.

Трубецкой С.Н. Основания идеализма // Трубецкой С.Н. Сочинения. Москва, 1994. С. 594-717.

И.И. Евлампиев


Теги: феноменология религии
Дисциплина: Философия
Авторы:

Значение категории бытия утверждают все философ­ские школы; содержание, категории бытия – объект дискуссий. В философском учении о бытии философы сталкиваются с рядом кардинальных проблем, различные решения которых и определяют различия в философских воззрениях. К этим проблемам относятся такие вопросы как: Обладает ли мир в своем существовании единством и что является основой этого единства? Является ли мир в своем существе неизменным или он постоянно изменяется и развивается? Упорядочен ли мир в своем развитии и изменении, подчиняется ли он каким-либо законам или он изменяется и развивается совершенно произвольным образом? Обладает ли мир и в целом и в своих отдельных фрагментах системной организацией или он существует как простой конгломерат различных элементов?

В зависимости от их решения философские концепции мира подразделяются на идеализм и материализм, монизм и плюрализм, детерминизм и индетерминизм и т.д.

Теперь настало время классифицировать исторически сложившиеся направления онтологии; как европейской, так и восточной.

Как правило, философы стремились создавать свои картины мироздания, исходя из одного начала. Это направление в онтологии получило наименование монизма . Существует несколько вариантов монизма. Он может быть материалистическим, идеалистическим, объективным, субъективным и т.д. Выбор философом того или иного варианта монизма происходит сообразно внутренним убеждениям.

Материализмом называется такое направление монизма, при котором первоосновой всего сущего признается материя. Духовные, психические процессы считаются порождением материи; законы духовного бытия зависят от бытия материального, представляют собой отражение законов материального мира. Идеализмом называется такое направление монизма, которое признает первоосновой всего сущего идею, дух или мысль. Материя есть воплощение - «разновидность» - духа. Идеализм полагает, что законы эволюции материального мира порождены духом. Объективный монизм признает существование объективного мира, совершенно независимого от субъекта; реальности, которая субъекту навязана. Субъективный монизм отказывается принять существование этой реальности и считает мир порождением конкретного субъекта.

Монизм имеет очень серьезные корни в европейской философской традиции. Философы античности в массе своей были монистами. Вспомним Фалеса с его идеей о том, что первоосновой сущего является вода. Монизм большинства античных философов имел характер объективного материализма. Средневековая философия также тяготела к монизму, но в варианте объективного идеализма: идея – Божественный Дух – есть первооснова мира, поскольку Бог творит материю, т.о. материя не существовала бы без души. Объективным он называется потому, что Бог считается реальностью, существующей независимо от субъекта, т.е. от человека. Для философии Ренессанса и Нового времени, признававшей авторитет церкви, также в целом характерен субъективный идеализм. В XIX веке возрождается материалистическое направление европейского монизма – например, марксизм. Экзистенциальная философия заложила основы субъективного идеализма. Человеческая душа считалась творцом и вместилищем мира, отсюда и субъективизм и идеализм. Монизм характерен и для некоторых направлений восточной философии: некоторые школы буддизма считают, что первоосновой сущего являлась мысль вселенского Будды Дайнити, породившая прочие пять первоэлементов; совокупность шести этих субстанций и образует все предметы и явления окружающего мира – это тоже объективный идеализм. Махьядмики, например, стоят на позициях субъективного идеализма, подобно Беркли отрицая реальность материального мира.



Особенностью европейской философии, во многом определившей ее облик, как раз и является склонность к монизму. На протяжении всей истории европейской философии идет незатихающий спор между материализмом и идеализмом. Спор, который свелся к формулировке т.н. основного вопроса философии : «Что первично: материя или сознание?» . До сих пор различные школы европейского монизма предлагают свои ответы на этот вопрос. Вопрос действительно серьезный, однако он совершенно бессмыслен, если принять точку зрения дуализма .

дуализмом называется философское направление, рисующее картину мироздания, опираясь на два равноценных начала. Дуалистический взгляд на мир позволяет освободиться от необходимости отвечать на основной вопрос философии, например. Можно признать материю и сознание двумя равноправными субстанциями, совокупность которых творит окружающий мир.

Для традиционной европейской философии дуализм нехарактерен. Некоторые дуалистические тенденции прослеживаются в учениях Декарта и Канта (хотя оба они скорее субъективные идеалисты). Восточная философия больше склоняется к дуализму. Достаточно вспомнить даосские понятия «инь» и «ян».

Современная европейская системная философия также придерживается дуалистической концепции. По мнению представителей этого философского направления в мире вечно сосуществуют и осуществляют взаимопереходы две противоположные субстанции: мир веществ (концентрированная материя, состоящая из атомов и молекул) и мир энергии (рассеянная, материя, всевозможные субатомные структуры). Энтропийные процессы приводят к преобразованию концентрированной материи в рассеянную, а негэнтропийные имеют противоположное направление. Разделение материи на концентрированную и рассеянную материю дополняют делением ее на массовую (образующую предметы материального мира) и безмассовую (образующие явления духовного мира).

Третьим вариантом онтологии является плюрализм , признающий равноправие нескольких начал. К плюрализму относятся не фундаментальные мировые философские концепции, а более частные направления, например социально-философске, антропологические и т.п. Плюрализм пытается теоретически обосновать принимаемые первоосновы.

Самым аморфным вариантом онтологии является эклектика . Эклектика может принимать одну или несколько основных позиций, но без обоснования, т.е. без теории как таковой. Эклектика характерна для тех направлений философии, в которых она понимается как форма творчества. Постмодерн, например.

В зависимости оттого, что кладется в основание мира, какой сфере бытия приписывается первичность (природа или дух), все философы делятся на материалистов и идеалистов. И материализм, и идеализм имеют в равной степени фундаментальное философское обоснование и оба эти течения в философии представлены в равной степени великими мыслителями прошлого и настоящего. Выбор между этими течениями в философии определяется персональными предпочтениями, связанными с образованием, воспитанием, системой разделяемых ценностей, общим складом мышления.

Выделяют четыре основных формы бытия

Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты, а именно их существования, что задает миру исходную целостность и делает его объектом философского размышления. И одним из первых вопросов, возникающих на пути философского осмысления мира, является вопрос о многообразии способов и форм бытия.

Целесообразно выделить следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия.

1) Бытие природы - бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком, представляет собой существование неживой и живой природы, это Вселенная, космос, среда обитания человечества; Предпосылкой, основой человеческой деятельности были и остаются сегодня вещи, процессы, состояния природы, которые возникли, существовали до человека, существуют вне и независимо от сознания и действия людей ("первая природа"). Потом человек стал мощно и широко воздействовать на природу Земли. Возник целый мир произведенных человечеством вещей, процессов, состояний. В философии его назвали "второй природой". Природа объективно реальна и первична также и в том смысле, что без нее невозможны жизнь и деятельность человека. Без нее не могли бы даже появиться предметы и процессы, произведенные человеком. "Вторая природа" строго зависит от первой - от природы как таковой, от ее вещей, процессов, закономерностей, существующих до, вне и независимо от человека. В чем состоит отличие "второй природы" от первой? С одной стороны, воплощенный в ней материал первой природы есть объективная и первичная в философском смысле реальность, развивающаяся по законам, независимым от человека и человечества. С другой стороны, в предметах "второй природы" воплощены или, если воспользоваться термином Гегеля, "опредмечены" труд и знания человека. Бытие предметов и процессов "второй природы" состоит в том, что они представляют собой нерасторжимое единство природного материала и опредмеченного духовного (идеального) знания.

2) Бытие человека (условно) подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие. Специфика человеческого бытия в том, что оно осуществляется не только в мире природы, но и в обществе, где человек приобретает политические, экономические, нравственные и другие качества, осуществляет общение, поведение и становится личностью. Человек одновременно принадлежит к двум мирам: к природному телесному миру как его органическая часть и одновременно к миру сознания, психическому миру, принадлежность к которому и делает его человеком. Именно наличие сознания у человека позволяет ему не только быть, существовать, но и рассуждать о бытии мира и своем собственном бытии. Способ бытия человека в физическом мире определяется принадлежностью его к психическому миру и наоборот. В этом отношении бытие человека это диалектическое единство объективно-предметного и субъективного, тела и духа.

В человеческом бытии, каким бы специфическим оно ни было, первична предпосылка - существование тела (существование в соответствии с законами жизни, циклами развития и гибели организмов, с циклами природы и т.д.) и необходимость удовлетворения его необходимых (в этом смысле фундаментальных) потребностей. Бытие отдельного человека - непосредственно данное диалектическое единство тела и духа. Функционирование тела тесно связано с работой мозга и нервной системы, а через них - с психикой, с духовной жизнью индивида.

Можно сказать, что особенность человеческого существования состоит в возникновении специфической, уникальной для живой природы, "нежесткой" и неуниверсальной обусловленности бытия человека со стороны его тела. Нежесткость проявляется в таких, например, фактах, как способность человека регулировать, контролировать свои фундаментальные потребности, удовлетворяя их не в простом соответствии с проявлениями природы, а в пределах и формах, определяемых обществом, историей, собственной волей и самосознанием индивида. Неуниверсальность же состоит в том, что многие действия человека, которые могли бы определяться (и иногда определяются) своего рода эгоизмом телесных потребностей, очень часто регулируются другими мотивами - духовно-нравственными, социальными.

3) Бытие духа (духовное, идеальное бытие) делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное; составляет единство индивидуального и общественного сознания. Благодаря индивидуальному сознанию человек может осуществлять различную деятельность, выбор, ставить цели и задачи, создавая «вторую» природу, как главный элемент культуры. Под объективированным (объективным) духом подразумевается общественное сознание, т.е. сознание отдельных групп и общностей. Двояким существованием характеризуется и духовный мир человека. Имея в виду именно различия в форме бытия, духовное можно условно разделить на два больших подвида - на духовное, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности индивидов (индивидуализированное духовное), и на то, которое может существовать и часто существует также и вне индивидов, или, говоря иначе, объективируется (внеиндивидуалъное, объективированное духовное). Субъективный дух это внутренний психический мир человека со всеми уровнями его существования от бессознательного до самосознания. Этот мир является достоянием отдельного индивида. Вместе с тем совместная деятельность индивидов в социуме с необходимостью порождает объективированное или интерсубъективное духовное, т. е. такие духовные образования, которые являются уже не просто достоянием отдельных индивидов, а достоянием сообщества индивидов, достоянием духовной культуры общества. Одним из примеров объективно духовного может являться человеческий язык. В языке объективируются результаты работы индивидуальных сознаний, и сокровенная мысль индивида, за которой стоит работа всей его психики, становится достоянием сообщества. Она как бы перестает принадлежать к миру субъективного духа, приобретая объективное существование как не зависимое от психического мира отдельного индивида. К таким формам объективного духа относятся все формы общественного сознания: наука, религия, мораль, искусство и т.д.

Разумеется между объективным и субъективным духом существует органическая взаимосвязь как в процессе становления, так и в процессах развития и функционирования. Внутренний психический мир человека развивается до уровня сознания, только приобщаясь к объективно существующей духовной культуре человечества, а сам объективный дух, мир знания, морали, искусства, религии существует до тех пор, пока предполагается существование индивидов и мира их сознания.

4) Бытие общества представляет собой совместную жизнедеятельность людей, имеющих определенную организацию и систему общественных отношений. Делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе) и бытие общества.

Основы органического мировоззрения Левицкий С. А.

3.7. Конкретный идеализм

3.7. Конкретный идеализм

Итак, рассудочная метафизика субстанций оказалась внутренне порочной и бесплодной. В силу своей механистичности она утратила органичность и живой динамизм космоса.

Более глубок и плодотворен путь онтологического идеализма, открывающего в бытии третье измерение - мир вневременных идей, возвышающийся над миром вечно изменчивых явлений. Но, повторяем, пороком идеализма платоновского типа является тот неестественный разрыв, та пропасть, которую он видит между миром идей и миром явлений. Платонизм есть классический образец отвлеченного, отрешенного идеализма.

Более полноценной формой онтологии является мировоззрение, которое можно назвать конкретным идеализмом и которое получило свое классическое выражение в философии немецкого идеализма - у Фихте, Шеллинга и Гегеля.

За основной онтологический принцип здесь признается не рассудочно мыслимая субстанция и не отвлеченная идея, а живой конкретный дух во всей полноте его творческой мощи. Чрезвычайно важно подчеркнуть, что «Абсолютное Я» Фихте или «Абсолютный Дух» Гегеля как небо от земли разнятся от духовной субстанции, как ее понимали Декарт или даже Лейбниц. Немецкий идеализм (за пример которого мы берем здесь систему Гегеля) отличается от спиритуалистических систем двумя главными существенными признаками: во-первых, он понимает дух не по аналогии с текущими во времени психическими процессами, а скорее по аналогии с носителем психических актов - с человеческим «я», возведенным в онтологическую, сверхчеловеческую степень. Точнее говоря, Дух понимается Гегелем как сверхвременное бытие, проявляющее, однако, свою сущность во времени и в пространстве, а не в отрешении от них. И, во-вторых, Дух понимается не в смысле законченной в себе, готовой субстанции (т.е. не как объект), а как субъект, как принцип творчества и развития. Недаром Гегель выдвинул на первый план принцип: субстанция должна быть мыслима не как объект, но как субъект. Дух Гегеля есть платоновская идея, ставшая живым субъектом.

Иначе говоря, в противоположность статическому и неисторическому характеру идеализма Платона, конкретный идеализм Гегеля носит динамический и исторический характер. Этот динамизм получил свое кульминационное выражение в диалектическом методе Гегеля. Согласно этому методу, всякое положение (тезис), будучи продуманным до своего логического предела, приводит к самоотрицанию (антитезису). В свою очередь, продуманное до конца самоотрицание (антитезис) приводит к «отрицанию отрицания», т.е. к новому положению - «синтезу» тезиса и антитезиса. Так, самое богатое по своему замыслу понятие бытия, при его логическом продумывании, оказывается самой бедной, отвлеченной и пустой абстракцией (из всего существующего), превращаясь, таким образом, в понятие небытия. Но единство бытия и небытия дает новое понятие становления (ибо в становящемся что-то уже «есть», но чего-то еще «нет»). Так, чувственный мир явлений есть для здравого смысла единственная подлинная реальность. Однако если мы отдадим себе отчет в том, что в нем «все течет», что все в нем временно, то мы придем к заключению, что единственно устойчивое (реальное) - это отношения между явлениями, подчиняющиеся логическим законам тождества (А есть А), противоречия (А не есть не-А) и исключенного третьего (всякое Б есть либо А, либо не-А). Иначе говоря, динамизм мира явлений оказывается призрачным, и вместо него мы получаем статический мир формальной логики. На вечно изменчивый мир явлений как бы накидывается сеть логических законов, умерщвляющая этот мир и превращающая его в нечто неподвижное. Но осознание того, что всякое понятие переходит в свою противоположность, открывает нам мир живой диалектики, в котором всякое А есть в то же время и не-А. В мире Духа мы имеем единство изменчивости чувственного и вневременности формально-логического мира, в нем нам открывается живой динамизм и живая органичность мира идей.

Абсолютная Идея первоначально существует «в себе» - как вечный замысел о мире. Но, по закону диалектики, Идея «отпускает» себя в свое «инобытие». Таким образом, вместо абсолютного единства Абсолютной Идеи мы получаем множественность и раздробленность, «вне-себя-бытие» природы. В историческом процессе Абсолютная Идея, отпавшая от самой себя и обратившаяся в свою противоположность, осознает самое себя, становясь «для-себя-бытием» в человеческом самосознании. Здесь, как и везде у Гегеля, «противоречие есть душа развития». Гегель применяет, иногда гениально удачно, но чаще всего насильственно, свой диалектический метод и к истории человечества. Он считает, что при применении диалектического метода исчезнет вся кажущаяся неразумность и неосмысленность природного и исторического процесса и мы узрим в мировом процессе великий смысл - самообнаружение и самоосознание абсолютной Идеи. Тогда мировой и исторический процесс предстанет перед нами как процесс для человека трагический, но в целом осмысленный и внутренне оправданный. «Все действительное разумно, все разумное действительно».

Нет сомнения в том, что конкретный идеализм Гегеля приводит нас к более глубокому постижению бытия, чем отрешенный идеализм Платона, не говоря уже о системах рассудочной метафизики. Система Гегеля преодолевает разрыв между сущностью и явлением, характерный для отвлеченного идеализма. Здесь сущность есть субстанциальная суть явления, а явление есть обнаружение сущности.

Слабость конкретного идеализма гегелевского типа заключается в другом - в его крайнем «мистическом рационализме», в абсолютизации Разума. Гегелевский панлогизм несостоятелен прежде всего гносеологически. Ведь согласно Гегелю, разум способен «вывести», «дедуцировать» из самого себя весь мир, наподобие того, как паук ткет из себя паутину. Естественно, что при этой сверхчеловеческой задаче все противоразумное, иррациональное, противоречащее разуму не принимается во внимание, оказывается вне поля зрения философа. Оно и признается Гегелем лишь в качестве «иррационального остатка». Недаром он говорил: «Если моя философия не согласуется с фактами, тем хуже для фактов».

Но разум по своей природе лишен творческой силы, коренящейся всегда в иррациональном. Разум установлен всегда на данное, он не может заменить собой чувственного восприятия, он может лишь находить смысл в данных в опыте явлениях. Строение сознания таково, что в нем объект не производное от субъекта, он дан субъекту. Бытие не определяет сознания, но и сознание не определяет бытия. В «данном» всегда есть элемент иррациональности. Так, знаменитый тезис о разумности всего действительного и действительности всего разумного разбивается о момент иррациональности в сущем. Панлогизм Гегеля осуществлен путем насилия над данными в опыте феноменами, путем выхолащивания из опыта всего иррационального. В этом отношении позитивизм был естественным коррективом к «онтологии абсолютного разума», хотя сам позитивизм повинен в больших философских грехах, чем Гегель. («Орлам случается и ниже кур спускаться, но курам никогда до облак не подняться".) Но как бы то ни было, «иррациональный остаток», нехотя признаваемый Гегелем, взорвал изнутри его систему.

С этим тесно связан вопрос о ценности диалектического метода. Как один из методов постижения истины он вполне законен. В известном смысле, все великие философы-идеалисты были диалектиками, все они стремились к высшему синтезу, достигаемому через «единство противоположностей» (Платон, Николай Кузанский). Ограничению подлежит лишь выдавание диалектического метода за единственный правомерный метод философии.

Во-первых, голое отрицание понятия никогда не даст нам его противоположность. Антитезис никогда не породит синтеза. Под «не-А» разумеется все, что не есть А, а не противоположность этого А. Гегель преувеличил «мощь отрицания». Во-вторых, противоположность не обязательно означает противоречие, тогда как Гегель сознательно смешивает эти понятия. Поэтому антитезис невыводим непосредственно из тезиса, а синтез - из антитезиса. Синтез может быть получен лишь путем одновременного усмотрения «единства противоположностей» как некоего целого. Иначе говоря, диалектика незавершима без интуиции, без интеллектуального созерцания предмета в его целостности. В целом же есть всегда момент иррациональности, неподводимый под понятие.

Но если диалектика Гегеля приемлема с оговорками и при условии ее завершенности в интуиции, то «диалектика» в понимании так называемого диалектического материализма не выдерживает никакой критики. Если сам Гегель несколько повинен в преувеличении «мощи отрицания», мощи антитезиса, то в диамате момент противоречия абсолютизирован. Противоречие в диамате - «основное», в то время как единство, синтез есть нечто «производное». Диалектика Гегеля питается пафосом синтеза, хотя и не достигает его. Диалектика «диаматчиков», абсолютизируя противоречие, делает синтез и единство принципиально невозможными. Тем самым диамат искажает замысел гегелевской диалектики. Мало того, сама диалектика, лишенная целостной природы синтеза, становится механистической. Переход от тезиса к антитезису осуществляется как бы автоматически. Поэтому механистическая диалектика диамата никак не может быть названа законной наследницей органической диалектики Гегеля. Само выдвижение на первый план антитезиса и противоречия объясняется стремлением оправдать непримиримую классовую борьбу. Если Герцен говорил, что «диалектика Гегеля - это алгебра революции», то в диамате диалектика стала философским прообразом большевичкой беспощадности и непримиримости.

Из книги Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении автора Ильенков Эвальд Васильевич

Глава 5. ЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И КОНКРЕТНЫЙ ИСТОРИЗМ

Из книги Феноменология духа автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

3. АБСТРАКТНЫЙ И КОНКРЕТНЫЙ ИСТОРИЗМ Решающей особенностью диалектического метода анализа понятий и фактов является его конкретность, его конкретно-исторический характер. Именно в конкретности заключается отличие марксистско-ленинского метода мышления от

Из книги Основы пневматологии автора Шмаков Владимир

1. Идеализм Тем самым, что самосознание есть разум, его доселе негативное отношение к инобытию обращается в положительное отношение. До сих пор для него все дело сводилось к его самостоятельности и свободе, к тому, чтобы спасти и сохранить себя для себя самого за счет мира

Из книги Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция автора Лосский Николай Онуфриевич

Из книги Учение о Логосе в его истории автора

Из книги Сочинения автора Трубецкой Сергей Николаевич

Глава восьмая КОНКРЕТНЫЙ ОРГАНИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ-РЕАЛИЗМ КАК МНОГОСТОРОННИЙ ФИЛОСОФСКИЙ СИНТЕЗ Конкретный органический идеал-реализм есть учение, наиболее многостороннее из всех рассмотренных нами типов мировоззрений.Строя онтологию, он признает, что существуют типы

Из книги Об учёном незнании (De docta ignorantia) автора Кузанский Николай

7. Отвлеченный и конкретный Логос. Мировой дух Наличность единой системы формальных принципов строения мира есть условие возможности всякого порядка, всякой системности, всего того, что придает множеству существ и событий характер космоса а не хаоса, характер разумности

Из книги Душа человека автора Франк Семен

Глава двадцать первая ОТВЛЕЧЕННЫЙ И КОНКРЕТНЫЙ ИДЕАЛ-РЕАЛИЗМ Отвлеченным я называю идеал-реализм, допускающий только отвлеченно-идеальные начала, идеи, тогда как конкретный идеал-реализм признает, сверх того, ещё и конкретно-идеальные начала. К области

Из книги Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" К. Маркса автора Ильенков Эвальд Васильевич

Из книги Философия. Книга третья. Метафизика автора Ясперс Карл Теодор

"Конкретный идеализм» С. Н. Трубецкого Сергей Николаевич Трубецкой принадлежит к числу выдающихся представителей русской религиозной философии конца XIX - начала XX в. Глубокий, широко образованный мыслитель, основательный-исследователь, талантливый публицист и

Из книги История марксистской диалектики (От возникновения марксизма до ленинского этапа) автора

Глава 2 КОНКРЕТНЫЙ МАКСИМУМ ЕСТЬ ВМЕСТЕ И АБСОЛЮТ, ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ Достаточно ясно показано, что Вселенная представляет множество конкретно ограниченных вещей, ни одна из которых не может актуально подняться до простой максимальности. Прибавлю теперь к этому, что если

Из книги автора

II. Единство душевной жизни и его конкретный характер Первое, что мы наблюдаем в душевной жизни, есть присущий ей характер сплошности, слитности, бесформенного единства. Прежняя психология, можно сказать, целиком строилась на игнорировании этой основной черты. Под

Из книги автора

Глава четвертая. Логическое развитие и конкретный

Из книги автора

Абстрактный и конкретный историзм Конкретного понимания действительности нельзя достигнуть без исторического подхода к ней. Но и обратно, – историзм, лишенный конкретности, представляет собой чистую фикцию, псевдоисторизм. В наше время в науке не сыщешь

Из книги автора

2. Идеализм - Сильная сторона идеализма в том, что он улавливает единство духовного целого. Он не хочет оставить ничего в обособленности, но хочет постигнуть его исходя из целого, связать со всем остальным. Но слабая сторона его состоит в том, что он не замечает того, что

Из книги автора

2. Отрицание отрицания как разрешающая форма движения противоречия и его конкретный результат Применяя закон отрицания отрицания, Маркс учитывает не только то, что он помогает понять конкретный результат того или иного развития. Маркс рассматривает отрицание отрицания

    «Весь мир есть текст», – утверждает философская школа … герменевтики

    «Истина – это соглашение», – считали представители … конвенционализма

    C точки зрения конвенционализма основным критерием истины является … соглашение между учеными

    C точки зрения прагматизма основным критерием истины является … успех

    Анализ динамики научного знания становится одной из центральных проблем в философской школе … постпозитивизма

    Атрибуты материи являются … всеобщими и неотъемлемыми свойствами материальных объектов

    Б. Спиноза полагал, что существует только одна субстанция, которая является причиной самой себя – это … природа

    Базовым понятием материалистического подхода к истории является … общественно-экономическая формация

    Бытие определенного класса природных объектов (микроорганизмы, растения и животный мир, включая человека) называется … жизнью

    В итальянской философии образ утопического государства – города Солнца – был создан … Т. Кампанеллой

    В марксистской философии наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления является … диалектика

    В мышлении выделяются следующие уровни: разум рассудок

    В новоевропейской философии вопрос о первооснове мира решается с помощью понятия … субстанция

    В основе современной биологической картины мира лежит принцип … эволюции

    В основе современной научной картины мира лежит … теория относительности

    В основе философской картины мира лежит решение проблемы … бытия

    В отличие от идеализма, материализм рассматривает идеальное как … субъективный образ объективной реальности

    В рамках китайской философии существует представление о том, что мир возник в результате взаимодействия пяти первоначал (У-син), такая позиция в философии получила название … плюрализма

    В средневековой философии источником и высшей формой бытия считался(-ась, -ось) … Бог

    В средневековой философии особенный статус человека в системе мироустройства определяется тем, что он создан … по образу и подобию Бога

    В философии постмодернизма было введено понятие «симулякра», обозначающее копию несуществующего оригинала

    В философии Просвещения главным признаком человека считался (-ась) … разум

    В философии различные исторические теории, определенная «философия истории» обозначаются термином … историцизм

    В философской системе Г. Гегеля центральным понятием, направляющим и осуществляющим процесс развития всего сущего, является … абсолютная идея

    В ХХ столетии противопоставление двух социальных систем – социализма и капитализма, обозначалось термином … «биполярный мир»

    В этике И. Канта всеобщий и необходимый нравственный закон, не зависящий от фактических условий человеческого воления и потому безусловно обязательный к исполнению, получает название … категорического императива

    Важнейшей социальной ценностью является … человек

    Важнейшей сущностной характеристикой бытия А. Камю считает … абсурд

    Важнейшим компонентом материально-производственной сферы является … труд

    Важной характеристикой развития является … необратимость изменений

    Вера человека в мир божественного откровения, идеальных ценностей характерна для _ познания. Религиозного

    Взаимосвязь проблемы истины с анализом логической структуры языка является предметом исследования в философской школе … неопозитивизма

    Внутреннее содержание предмета, выражающееся в устойчивом единстве всех многообразных и противоречивых свойств бытия, называется … сущностью

    Внутренняя расчлененность материального бытия называется … структурностью

    Воздерживаться от суждений призывала античная школа … скептицизма

    Вопросы – познаваем ли мир, достижима ли истина? – относятся к ___________ проблемам философии. Гносеологическим

    Вопросы – что первично? что есть бытие, субстанция, материя? – относятся к _____________ проблемам философии. Онтологическим

    Вопросы – что такое добро и зло? что такое мораль, нравственность, достоинство? – относятся к __________ проблемам философии. Этическим

    Воспитание и образование относятся к __________ культуре. духовной

    Восприятие представляет собой форму отражения действительности на _ ступени познания. Чувственной

    Всецелая собранность, неизменность и полнота бытия и жизни, нескончаемая длительность называется … вечностью

    Всякая неживая система стремится к наиболее вероятному для нее состоянию, то есть к хаосу, – гласит закон … энтропии

    Выдвигая теорию о наличии множества духовных сущностей – «монад», составляющих первооснову мира, Г. В. Лейбниц становится представителем онтологического … плюрализма

    Выполняя идеологическую функцию, философия формулирует … систему определенных ценностей

    Выражение «Человек человеку волк» принадлежит … Т. Гоббсу

    Высказывание «Человек есть мера всех вещей: сущих в том, что они существуют, и не сущих в том, что они не существуют» принадлежит … Протагору

    Высшая степень ценного, или наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления, называется … идеалом

    Высшая форма психической деятельности, присущая человеческому способу жизни, называется … сознанием

    Высшей ступенью познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека является … мышление

    Высшим благом для человека, с точки зрения гуманизма эпохи Возрождения, является … удовольствие, счастье

    Гегель рассматривал всемирную историю как закономерный процесс развития … абсолютной идеи

    Главное препятствие к счастью Л. Фейербах усматривает в … отчуждении человеческой сущности

    Главным отличием веры от знания является … субъективная значимость

    Глобальные проблемы, связанные с катастрофическим разрушением природной основы существования мировой цивилизации, загрязнением окружающей среды, изменением климата, носят название … экологических

    Глобальные проблемы, связанные с чрезмерным увеличением численности народонаселения Земли, ухудшением здоровья населения, старением населения в развитых странах, высокой рождаемостью в слаборазвитых странах, носят название … демографических

    Гносеологическое течение, сомневающееся в достоверности человеческого познания и признающее относительность всех знаний, называется … скептицизмом

    Движущей силой всякого развития, согласно диалектике, является … противоречие

    Девиз «Познай самого себя» связан в истории философии с именем … Сократа

    Деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов называется … познанием

    Деятельность философов эпохи Просвещения, направленная на критику пороков общества и государства, существующих на основе церковных установлений, может быть обозначена как … антиклерикализм

    Диалектика появилась как оппозиция … метафизике

    Диалектический материализм в качестве сущности человека выделяет … практическую деятельность

    Длительность и последовательность сменяющих друг друга событий называется … временем

    Для разграничения научного и ненаучного знания К. Поппер предложил принцип … фальсификации

    Для средневековой философии, связанной с христианской религией, характерен … монотеизм

    Достаточным условием нравственного действия, по Сократу, является … знание добра

    Духовную ценность человеческой личности в контексте реалий ХХ века отстаивает религиозно-идеалистическое течение … персонализма

    Естественный конец единичного живого существа, который только для человека выступает как определяющий момент его жизни и мировоззрения, называется … смертью

    Защита христианских истин от критики со стороны поздних античных школ получила название … апологетики

    Знание, которое непосредственно дано сознанию субъекта и сопровождается чувством прямого контакта с познаваемой реальностью, называется … опытом

    Знание, сознательно искажающее представление о действительности, называется … антинаучным

    Игра как всеобщий принцип становления человеческой культуры была предложена … Й. Хейзингой

    Идеи марксистской философии на русской почве развивал … А. А. Богданов

    Идеология, абсолютизирующая роль государства в обществе и предполагающая широкое и активное государственное вмешательство в экономическую и социальную жизнь общества, получила название … этатизм

    Идею «конца истории» в современном глобальном мире предложил … Ф. Фукуяма

    Идею в качестве первоосновы мира предлагал … Платон

    Идею регресса исторического развития предложил … Гесиод

    Изменение объекта под влиянием присущих ему противоречий, факторов и условий называется … самодвижением

    Исторически развивающаяся совокупность создаваемых человеком средств, которые позволяют людям использовать естественные материалы, явления и процессы для удовлетворения своих потребностей, называется … техникой

    Исторически устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общности языка, территории, экономической жизни, материальной и духовной культуры, называется … нацией

    История – это линейное поступательное движение, логика которого выражается в смене общественно-экономических формаций, считают представители ____________ подхода. Формационного

    История культуры человечества, в которой существовало множество самобытных культурных традиций, называется … мировой культурой

    К глобальным проблемам межгосударственных связей относится проблема … войны и мира

    К естественным наукам относятся … физика химия биология

    К идеальным объектам научного познания относятся … геометрическая точка, идеал справедливости

    К общенаучным методам относятся … абстрагирование, анализ, индукция

    К основным формам теоретического знания относятся … проблема, гипотеза, закон

    К особенностям личностного познания относится … зависимость от способностей субъекта

    К формально-логическим критериям истины относится принцип … непротиворечивости

    К числу сократических школ относится школа …киников

    К. Ясперс считает, что особенность современной технической цивилизации состоит в том, что … техника лишь орудие в руках человека

    Картина мира, возникшая в XVII веке, основанная на принципах деизма, называется … механистической

    Классическая наука основана на принципе … объективности

    Классическое определение личности в западноевропейской философии было дано … Боэцием

    Количественная мера возможности называется … вероятностью

    Концепция современной науки и философии, считающая необходимым рассматривать эволюцию человеческого общества и биосферы в единой научной системе, получила название … коэволюции

    Концепция, согласно которой личность рассматривается в качестве высшей ценности, смыслом земной цивилизации, называется … персонализмом

    Концепция, согласно которой человек был создан Богом, называется … креационизмом

    Критерием истинности знания, с точки зрения рационализма Р. Декарта, является … очевидность, ясность

    Культурная общность со своим ограниченным кругом приверженцев, со своими ценностями и представлениями, стилем одежды, языком, нормами поведения, называется … субкультурой

    Личность как особая индивидуальная сущность стала объектом философского анализа в период Средневековья

    Личность как субъект социальных отношений характеризуется …активностью

    Материалистическая диалектика была разработана и обоснована … Ф. Энгельсом

    Междисциплинарное направление, изучающее процесс эволюции и самоорганизации сложных систем, называется … синергетикой

    Международная общественная организация, занимающаяся научным исследованием глобальных проблем, называется ___________ клубом. Римским

    Метафизика как модель развития абсолютизирует … устойчивость

    Мировоззренческая позиция, ограничивающая роль Бога актом творения мира и приведения его в движение, получила название … деизма

    Многообразие производимых человеком предметов, а также природные вещи и явления, измененные воздействием человека, называются … материальной культурой

    Мыслителем, введшим в научный оборот понятие «всемирно-исторический дух», был … Г. Гегель

    Мыслителем, обосновавшим концепцию «постиндустриализма», является … Д. Белл

    Мыслителем, отстаивающим приоритетность географических факторов в общественном развитии, был … Ш. Монтескье

    Мыслителем, отстаивающим приоритетность демографического фактора в общественном развитии, был …Т. Мальтус

    Мыслителем, развивающим теорию общественного договора происхождения государства, является … Т. Гоббс

    Мыслителем, рассматривающим культуру как продукт сублимации бессознательных психических процессов, является … З. Фрейд

    Мыслителем, рассматривающим научно-технологический потенциал главенствующим показателем исторического развития, является … Д. Белл

    Мыслителем, рассматривающим ход развития цивилизаций через схему «вызов – и – ответ», является … А. Тойнби

    Мыслителем, считавшим, что «в современном общественной жизни Европы… вся власть в обществе перешла к массам», является … Х. Ортега-и-Гассет

    Мыслителем, утверждавшим, что выдающаяся личность должна обладать тремя решающими качествами: страстью, чувством ответственности и глазомером, был … М. Вебер

    Наиболее общие законы и ценности общественного бытия изучает … социальная философия

    Наиболее существенные достижения философии Фомы Аквинского были развиты школой …томизма

    Направление в средневековой схоластике, утверждавшее реальное (физическое) существование вещей и признававшее общие понятия лишь именами вещей, называется … номинализмом

    Направление в теории познания, представители которого считают чувственный опыт основным источником познания, называется … эмпиризмом

    Направление в философии, считающее духовное первоосновой мира, природы, сущего, называется … идеализмом

    Направление развития от низшего к высшему называется … прогрессом

    Направление, считающее главной причиной глобальных проблем науку и научно-технических прогресс и критикующее их, называется … антисциентизмом

    Направленность на избранного потребителя, обладающего художественной восприимчивостью и материальными средствами, характерна для ___________ культуры. Элитарной

    Направленные, необратимые качественные изменения системы называются … развитием

    Наука, изучающая все формы социального поведения живых существ, включая человека, на основе принципов генетики и эволюционной биологии, называется … социобиологией

    науки в системе культуры, духовной жизни общества, называется … сциентизмом

    Наукой о формах и приемах рационального мышления является … логика

    Начало спору между славянофилами и западниками положила публикация «Философических писем» … П. Я. Чаадаева

    Неделимое, несоставное единство, начало бытия, мера и прообраз числа называется … монадой

    Необходимость отстаивать состоятельность религиозных истин в контексте господствующей научной картины мира становится предпосылкой формирования философской школы … неотомизма

    Непосредственным предшественником экзистенциализма считается датский философ … С. Кьеркегор

    Область знания о системной организации общества, изучающая структурный аспект общественной жизни, называется … социологией

    Область знания, в которой описываются и изучаются закономерности «второй природы», называется ___________ науками. Техническими

    Область исследований, направленных на осмысление природы техники и оценку ее влияния на общество, культуру и человека, называется … философией техники

    Область философского знания, стремящаяся рационально постичь целостность природы и ее первоначала, осмыслить природу как общее, предельное понятие, называется … натурфилософией

    Областью знания, исторически первой совершившей переход к собственно научному познанию мира, является … математика

    Образ человека как совокупность инстинктов, влечений, конфликтов возникает в … психоанализе

    Общественное бытие определяет общественное сознание, считают представители _ подхода. Марксистского

    Общественное бытие определяет общественное сознание, считают представители _______________ подхода. марксистского

    Общество, достигшее партнерских отношений с государством, способное поставить государство под свой контроль, при этом обеспечить безопасность своих граждан, называется … гражданским

    Общество, его структура и историческое развитие определяются законами природы, считают представители ____________ подхода. Натуралистического

    Объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им, называется … материей

    Ограниченность знания историческими условиями жизни общества отражается в категории « _____ ». Относительная истина

    Одним из виднейших представителей древнегреческого атомизма был … Демокрит

    Одним из виднейших представителей римского стоицизма является … Марк Аврелий

    Одним из наиболее ярких представителей «философии жизни» является … Ф. Ницше

    Одним из признаков псевдонаучных теорий является … некритическое использование фактов

    Одним из принципов неклассической науки является … иррационализм

    Одним из фундаментальных принципов современной космологии, который фиксирует связь между крупномасштабными свойствами нашей Вселенной и существованием в ней человека, является ______________ принцип. Антропный

    Одним из ярчайших представителей русского Просвещения является … А. Н. Радищев

    Одной из величайших заслуг немецкой классической философии является выработка законов объективной … диалектики

    Одной из естественнонаучных предпосылок формирования марксистской философии является … теория эволюции Ч. Дарвина

    Одной из первых научных картин мира была ___________ картина мира. Математическая

    Одной из существенных характеристик гегелевской философской системы является … панлогизм

    Одной из теорий, оказавших влияние на распространение понятия «система» во всех сферах научного знания, была … эволюционная

    Одной из характеристик истины является … конкретность

    Онтологическая позиция Б. Спинозы, утверждавшего наличие единственной субстанции, лежащей в основе мира, может быть охарактеризована как … монизм

    Определение человека как политического (общественного) существа принадлежит … Аристотелю

    Основа существования, выступающая в качестве неизменных первоначал и принципов, называется … субстратом

    Основателем объективного идеализма является … Платон

    Основателем первой в античной традиции системы объективного идеализма становится философ … Платон

    Основной чертой сциентистского направления в философии является … вера в безграничные возможности науки

    Основными методами эмпирического исследования являются … научное наблюдение, эксперимент, описание объекта

    Основными принципами диалектики, с позиций диалектического материализма, являются … всеобщая связь и развитие

    Основными характеристиками пространства являются … трехмерная структура и обратимость

    Основой каждой ценности является … идеал

    Основой самосознания является … рефлексия

    Основоположник русского космизма Н. Ф. Федоров под философией общего дела понимал … проект воскрешения мертвых

    Основоположником рационалистического метода в новоевропейской философии становится философ … Р. Декарт

    Основоположником теории общественного договора является философ … Т. Гоббс

    Основоположником философской школы неоплатонизма является … Плотин

    Особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире, называется … наукой

    Отношение к кому-либо или чему-либо как к безусловно ценному, объединение и соединение с кем (чем) воспринимается как благо, называется … любовью

    Отрицание общественно-исторической природы личности характерно для … экзистенциализма

    Отстаивая идею об особом статусе главы государства, стоящего вне системы обывательской морали, Н. Макиавелли становится родоначальником такого социально-политического течения, как … реальная политика

    Первая научная картина мира (ХVII–XIX вв.) получила название … механической

    Передача культуры происходит по принципу … «социальных эстафет»

    Передача ложного знания как истинного или истинного знания как ложного называется … дезинформацией

    Период «Большой» науки начинается с … конца XIX – начала XX вв.

    Период средневековой философии, ознаменовавшийся сосредоточением философской жизни вокруг университетов и доминирующим стремлением рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение, получил название … схоластики

    По выражению М. Хайдеггера, _________ – дом бытия. Язык

    По мнению Декарта, критерием истинности научного познания является правильная … дедукция

    По мнению Ж.-П. Сартра, специфика человеческого бытия заключается в том, что … существование предшествует сущности

    По мнению И. Канта, основой личности является … моральный закон

    По мнению К. Г. Юнга, бессознательные компоненты фундаментальных ценностей культуры называются … архетипами

    По мнению Конфуция, человек должен преобразовать самого себя, стать … благородным мужем

    По мнению Н. Я. Данилевского, самобытная цивилизация, замкнутое самодостаточное образование называется … культурно-историческим типом

    По мнению Пифагора, гармонию Космоса можно постигать с помощью … чисел

    По мнению Т. Гоббса, до возникновения государства естественным состоянием общества была … война всех против всех

    Под активностью сознания понимается его … избирательность и целенаправленность

    Подход к проблеме развития научного знания, утверждающий принцип несоизмеримости научных теорий, называется … антикумулятивизмом

    Подход к проблеме развития научного знания, утверждающий, что основные движущие силы развития науки находятся во внутренних факторах научного знания (внутренняя логика развития науки и т.д.), называется … интернализмом

    Подход, согласно которому абсолютизируется роль науки в системе культуры, духовной жизни общества, называется … сциентизмом

    Подход, согласно которому культура – это система информационных кодов, закрепляющих жизненный социальный опыт, а также средства его фиксации, называется … семиотическим

    Подход, согласно которому человек – это природное существо, животное, называется … натурализаторским

    Позиция в гносеологии, согласно которой основой познания является опыт, характерна для … эмпиризма

    Позиция, исходящая из признания равноправности и несводимости друг к другу двух первоначал бытия (духа и материи), называется … дуализмом

    Позиция, согласно которой материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексом их свойств, называлась … физикалистской

    Позиция, согласно которой мир по отношению к человеку имеет две испостаси – волю и представление, принадлежит … А. Шопенгауэру

    Позиция, согласно которой опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания, характерна для … рационализма

    Позиция, согласно которой существуют два мира – ноуменальный («вещей в себе») и феноменальный (представлений о вещах), принадлежит … И. Канту

    Позиция, согласно которой только нравственная ценность определяет ценность человеческой индивидуальности, принадлежит … И. Канту

    Познание мира через произведения искусства и литературные ценности характерно для_ познания. Художественного

    Познание мира через произведения искусства и литературные ценности характерно для ______________ познания. художественного

    Полное исчерпывающее знание, которое тождественно своему предмету и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания, понимается как _____________ истина. Абсолютная

    Понятие «научное сообщество» вводит …Т. Кун

    Понятие «ценность» появляется в трудах … И. Канта

    Понятие представляет собой форму отражения действительности на ______________ ступени познания. рациональной

    Попытка разграничения научного и ненаучного знания, определения границ области научного знания называется проблемой … демаркации

    Попытка синтеза философии и искусства была предпринята представителем немецкой классической философии … Ф. Шеллингом

    Потенциальная форма бытия называется … возможностью

    Появление первых оригинальных философских текстов на Руси относят к … XI–XII векам

    Предметом философии науки на современном постпозитивистском этапе развития является … динамика знания

    Преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину называется … ложью

    Представителем английского Просвещения, обосновавшим принцип разделения властей, был философ … Дж. Локк

    Представителем герменевтической традиции в философии является … В. Дильтей

    Представителем современной философии, считавшим, что рост научного знания происходит в результате выдвижения смелых гипотез и осуществления их опровержения, является … К. Поппер

    Представление о бытии как о природе-механизме, противостоящей человеку, возникло в философии … Нового времени

    Представление о том, что бытие образуется как единство материи и формы, принадлежит … Аристотелю

    Представление о том, что мир существует только в сознании одного воспринимающего субъекта, называется … солипсизмом

    Преимущества эмпиризма как универсального метода научного познания отстаивал английский философ … Ф. Бэкон

    Признание наличия единственного начала бытия называется … монизмом

    Принимать свою судьбу как проявление благого промысла, следовать долгу и добродетели вопреки желаниям и страстям призывает античная философская школа … стоицизма

    Принцип верификации был предложен … Л. Витгенштейном

    Принцип определения значимости знания его практическими последствиями был сформулирован в философской школе … прагматизма

    Принципами диалектики как всеобщего метода познания являются … принцип объективности, принцип системности

    Проблемы, связанные с проблемой ресурсов, энергетики, продовольствия, окружающей среды, классифицируются как _____________ проблемы. природно-социальные

    Проблемы, связанные с разоружением, предотвращением термоядерной войны, мировым социальным и экономическим развитием, классифицируются как ___ проблемы. интерсоциальные

    Процесс возникновения и развития человека как биологического вида называется … антропогенезом

    Псевдонаучная теория, связанная с попытками получить совершенный металл (золото, серебро) из несовершенных металлов, называется … алхимией

    Психологическая установка, состоящая в признании безусловного существования и истинности чего-либо, есть …вера

    Равноправность всех возможных направлений пространства называется … изотропностью

    Развитие – это процесс, характеризующийся изменением … качества

    Развитие – это процесс, характеризующийся изменением … качества

    Развитие антропологической проблематики в средневековой философии было связано, в первую очередь, с решением вопроса о … свободе воли

    Раздел философии, занимающийся исследованием проблем человека, человеческого существования, называется … антропологией

    Раздел философии, изучающий сознание и познание, называется … гносеологией

    Разделом философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания, о путях постижения истины, ее основах и критериях, является … гносеология

    Распространение принципов материалистической диалектики на объяснение закономерностей живой и неживой природы было осуществлено … Ф. Энгельсом

    Распространенность и общедоступность являются признаками ______ культуры. массовой

    Реализация единственной возможности в определенных условиях называется … необходимостью

    Реальная протяженность территории, на которую распространяется исторически обусловленная политическая система или осуществляется ее политическое влияние, называется … политическим пространством

    Результатом процесса познания является … знание

    Результаты конкретных наук, неполное знание о предмете понимаются как _ истина. Относительная

    Религиозное мировоззрение утверждает в качестве смысла человеческой жизни … спасение души

    Решающую роль в становлении человека, согласно теории антропосоциогенеза, сыграл … труд

    С позиций диалектического материализма источником движения является … противоречие

    С позиций креационизма источником движения является … Бог

    С позиций немецкого классического идеализма учение о развитии действительности в целом называется …диалектикой

    С точки зрения аксиологического подхода, культура – это … система ценностей

    С точки зрения Д. Белла, в постиндустриальном обществе основной профессиональной группой станут специалисты ______________ наук. Технических

    С точки зрения деятельностного подхода, культура – это … способ жизнедеятельности человека

    С точки зрения диалектического материализма основными формами истины являются … абсолютная и относительная

    С точки зрения Ж.-Ж. Руссо, индивид, не испорченный условностями и предрассудками культуры, называется … естественным человеком

    С точки зрения Л. Мамфорда, строгая иерархическая социальная организация, приводящая к увеличению количества материальных благ ценой ограничения возможностей и сфер человеческой деятельности, называется … мегамашиной

    С точки зрения позитивизма, истинное знание должно быть подтверждено … опытом

    С точки зрения цивилизационного подхода, понятия культура и цивилизация … противопоставляются друг другу

    Свойство истины, которое предполагает зависимость знания от связей и взаимодействий, места и времени, в которых они существуют и развиваются, называется … конкретностью

    Система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства социальной жизни, называется … культурой

    Система существенных, с точки зрения конкретного научного исследования, свойств и признаков объекта, называется … предметом исследования

    Система философских воззрений К. Маркса и Ф. Энгельса называется … диалектическим материализмом

    Системность, обоснованность, логичность характерны для __________ познания. Научного

    Смысл жизни пантеизм и материализм усматривают в … самой жизни, экзистенции

    Смыслом исторического развития общества, по мнению П. Тейяра де Шардена, является … соединение душ людей в космическом Христе

    Совокупность внутренних, душевных и интеллектуальных качеств, воплощающих человеческий идеал в его моральном совершенстве, называется … добродетелью

    Совокупность всех форм существования материи, Вселенная во всем ее многообразии называются … миром

    Совокупность материальных, духовных и художественных ценностей, выработанных человечеством в процессе эволюции, называется … культурой

    Совокупность научных исследований, направленных на выявление сущности глобальных проблем, проблем, затрагивающих интересы человечества в целом и каждого отдельного человека, и поиск путей их преодоления, называется … глобалистикой

    Совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение ее основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях, называется … структурой

    Совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих целостность, называется … системой

    Современные социологи и философы для характеристики специфических черт современного общества употребляют понятие … «массовое общество»

    Современный западный философ Й. Хейзинга считает, что сущностной характеристикой человека является … игра

    Согласно концепции В. С. Соловьева, идеально совершенный человек является высшим проявлением … Софии

    Согласно концепции К. Г. Юнга, психологический тип человека, направленный преимущественно на свой внутренний мир, замкнутый, застенчивый, называется … интровертом

    Согласно концепции К. Г. Юнга, психологический тип человека, направленный преимущественно на внешний мир, общительный, активный, называется … экстравертом

    Согласно позиции Аристотеля, возможность быть чем угодно называется … материей

    Согласно фундаментальному принципу христианской антропологии, каждый человек является … личностью

    Созидательное воздействие философских принципов и понятий на формирование естественно-научных теорий показывает _ роль философии. Конституирующую

    Социальное предназначение философии состоит в том, чтобы способствовать решению _ проблем. Мировоззренческих

    Специфическим свойством времени является … необратимость

    Способ определения и метод философии называется … рефлексией

    Способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обращения к логическим аргументам называется … интуицией

    Способность человека к созданию образов, ранее не воспринимавшихся, называется … воображением

    Средневековые представления о создании всего живого и неживого Богом характеризуются как … креационизм

    Средневековым мыслителем, выдвинувшим тезис о «гармонии между верой и разумом», был … Ф. Аквинский

    Стандартизация и унификация производства культурных образов характерны для ___________ культуры. массовой

    Становление антропологической проблематики в античной философии связано со школой … софистов

    Становление классической логики как науки осуществляется в творчестве древнегреческого философа … Аристотеля

    Столкновение цивилизаций как сценарий ближайшего будущего мировой истории описывает философ … С. Хантингтон

    Структурным компонентом сознания, выполняющим управляющую функцию, является … воля

    Субстратно-субстанциональная концепция рассматривает материю как … носитель свойств, отличный от них

    Субъект, представляющий собой уникальную духовно-телесную целостность, «автор» жизни, определяющий ее смысл и цели, называется … личностью

    Существенная определенность предмета, благодаря которой он существует именно как такой, а не иной предмет, называется … качеством

    Существенной особенностью развития русской философии ХХ века является ее раскол на …советскую и русскую зарубежную

    Существенной чертой философии периода средневековья становится … теоцентризм

    Существенным отличием Античности от последующих этапов развития западноевропейской философии является ее … синкретизм

    Существование человека предшествует его сущности с точки зрения … Ж.-П. Сартра

    Сущность в ее существовании называется … явлением

    Сущность христианской религии, с точки зрения Л. Фейербаха, заключается в том, что … человек создает Бога по своему образу и подобию

    Тезис «познай самого себя» становится ведущим в философии … Сократа

    Теоретико-познавательная позиция, согласно которой ощущения являются единственным источником и основанием знания, называется … сенсуализмом

    Теоретическим ядром мировоззрения является … философия

    Теория, которая показала зависимость пространственно-временных свойств от характера движения и взаимодействия материальных систем, называется теорией … относительности

    Течение русской общественно-политической мысли 40-х гг. XIX в., выступавшее за преодоление исторической отсталости России от стран Западной Европы, получило название … западничества

    Тип культуры, характеризующийся организованной индустрией потребления и широко разветвленной сетью средств коммуникации, называется ____________ культурой. Массовой

    Тип научной рациональности, учитывающий межсубъектные связи между учеными, внелогические методы и процедуры познавательной деятельности, социальную природу научного познания, называется … постнеклассическим

    Точность и однозначность являются характерной особенностью _____ знания. Научного

    Трудовая концепция происхождения человека была предложена … Ф. Энгельсом

    Универсальными свойствами материи, выражающими ее системность (единство и взаимосвязь) являются … вечность существования во времени и бесконечность в пространстве

    Установите соответствие между видами знания и их специфическими свойствами. 1. Объективность, рациональность 2. Рефлексивность, критичность 3. Авторитарность, подчиненность нравственно-этическим нормативам 4. Опора на здравый смысл, бесписьменный характер 1 научное знание 2 философское знание 3 религиозное знание 4 обыденное знание

    Установите соответствие между исторической эпохой и характерным для нее пониманием предмета философии. 1. Философия – «служанка богословия». 2. Главная цель философии – поиск универсального метода познания мира. 3. Распространение света разума есть главное дело философии. 1 Средневековье 2 Новое время 3 Просвещение

    Установите соответствие между мыслителем и характерным для его философии представлением о сущности мира. 1. Существует два мира: «мир идей» и «мир вещей». Платон 2. Мир состоит из бесконечного множества монад. Г. Лейбниц 3. Бог создал мир из ничего. Августин 4. Существуют два рода субстанций: материальная и духовная. Р. Декарт

    Установите соответствие между различными подходами к решению проблемы бытия и их характеристиками: 1. Все вещи и весь мир в целом понимаются как живые организмы. 2. Бог и природа отождествляются. 3. Материя и дух – две независимые друг от друга субстанции. 4. Все в этом мире материально. 1 гилозоизм 2 пантеизм 3 дуализм 4 материализм

    Установите соответствие между типом мировоззрения и его характеристиками. 1. Изучает всеобщие законы развития мира 2. Основано на вере в сверхъестественное 3. Знания отражены в виде художественных образов 1 философия 2 религия 3 искусство

    Установите соответствие между философскими направлениями и их представлениями о сущности мира. 1. Все в мире имеет материальное начало. 2. Внешний мир, действительность существуют только благодаря нашему сознанию, являются продуктами его деятельности. 3. Дух и материя есть две разные и независимые друг от друга субстанции. 4. И внешний мир, и наше сознание являются порождением или проявлением высшего первоначала, имеющего духовную природу. 1 материализм 2 субъективный идеализм 3 дуализм 4 объективный идеализм

    Утверждая, что «свобода есть осознанная необходимость», Б. Спиноза становится на позицию … детерминизма

    Утверждение, принимаемое на веру без доказательства, называется … догмой

    Утверждение, что «в практике должен доказать человек истинность, то есть действительность и мощь, посюсторонность своего мышления», принадлежит философу … К. Марксу

    Учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества, называется … агностицизмом

    Учение о будущем применительно к историческому и социальному времени называется … футурологией

    Учение о бытии называется … онтологией

    Учение о естественной (материальной) причинной обусловленности всех явлений объективного мира называется … детерминизмом

    Учение об идеальном государстве было создано древнегреческим философом … Платоном

    Феномен техники с точки зрения религиозного смысла впервые был рассмотрен … Н. Бердяевым

    Философия науки как особое философское направление сложилось … во второй половине XIX в.

    Философия техники возникает в (во) … второй половине XIX в.

    Философия, будучи прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего человека со всех сторон мира к миру смысла, выполняет _______ функцию. Гуманистическую

    Философом, обосновавшим идеал жизни по принципу «Человек человеку Бог», был … Л. Фейербах

    Философом, считавшим вражду к культуре прирожденным свойством человека, был … З. Фрейд

    Философом, считавшим личность «связкой или пучком восприятий», был … Д. Юм

    Философом, считавшим сущностью человека совокупность общественных отношений, был … К. Маркс

    Философом, считавшим человека переходным этапом от животного к сверхчеловеку, был … Ф. Ницше

    Философом, считавшим, что мир состоит из атомов единых и неделимых, различных по величине, был … Демокрит

    Философом, утверждавшим, что бытие не возникает и не исчезает, что оно неделимо, целокупно, неподвижно и похоже на шар, был … Парменид

    Философская позиция П. Гольбаха, утверждавшего, что «Вселенная, это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движение», может быть охарактеризована как … материализм

    Философская система К. Маркса может быть определена как … диалектический материализм

    Философское направление, представители которого рассматривают понимание и истолкование как основные способы познания, называется … герменевтикой

    Философское направление, признающее субстанциальность бессознательного, называется … иррационализмом

    Философское понятие, служащее для обобщенного выражения сферы высших ценностей и долженствования, есть … мораль

    Философское учение о конечных судьбах мира и человека называется … эсхатологией

    Философское учение о нравственности и морали называется … этикой

    Философское учение, отрицающее роль разума в познании и выдвигающее на первый план иные виды человеческих способностей – инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, называется … иррационализмом

    Философское учение, признающее в основе мира наличие двух независимых и равноправных начал, называется … дуализмом

    Философское учение, согласно которому существует знание, полученное человеком до опыта и независимо от него, называется … Априоризмом

    Философскую позицию Л. Фейерабаха можно определить как … антропологический материализм

    Философы Возрождения решали проблему соотношения Бога и мира с позиции … неоплатонизма

    Философы и ученые, участвовавшие в создании «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», объединенные целью распространения знаний и пропаганды просветительских идеалов, были названы … энциклопедистами

    Формой вненаучного знания, для которого характерны мистика и спиритизм, является ________ знание. Паранаучное

    Формой рационального познания является … суждение

    Формой чувственного познания является … ощущение

    Фундаментальная физическая теория, созданная в начале XX в. для объяснения микродвижений, лежащая в основе современной научной картины мира, называется … квантовой механикой

    Функция философии, предполагающая поиск и нахождение ответов на главные вопросы бытия, называется … мировоззренческой

    Функция философии, раскрывающая закономерности мыслительного процесса и познания мира, называется … гносеологической

    Функция философии, реализующаяся в выделении и учете сложного характера связей между методом и объектом познания в науке, называется … координирующей

    Функция философии, реализующаяся в образовании целостной системы знаний, называется … интегрирующей

    Функция философии, реализующаяся в предельно внимательном отношении к человеку, называется … гуманистической

    Функция философии, связанная с объяснением не только прошлого и настоящего, но и будущего называется … прогностической

    Функция философии, связанная с разработкой наиболее общих принципов и способов научного познания мира, называется … методологической

    Функция философии, связанная с формированием философского мышления, передачей опыта социального бытия, надприродных программ поведения и общения, называется … культурно-воспитательной

    Функция философии, состоящая в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий, называется … эвристической

    Функция философии, тесно связанная с проблемой обоснования ценностей для человека и общества, называется … социально-аксиологической.

    Характерное для русской философии пристальное внимание к проблемам развития и смысла мировой и отечественной истории принято называть … историософичностью

    Характерной чертой научного знания является … рациональность

    Характерными для научной картины мира являются принципы … объективности и материальности мира

    Христианские представления об истории представлены в сочинении Августина Аврелия … «О Граде Божьем»

    Художественное творчество как особая форма общественного сознания, вид духовного освоения действительности называется … искусством

    Ценности, связанные с духовной сферой жизни общества, во многом определяющие образ жизни человека, называются … идеологическими

    Ценности, содержащие в себе общественные установления, запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений (о добре, справедливости и т.д.), называются … субъектными

    Центральным понятием философии В. И. Вернадского является … ноосфера

    Чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без воздействия самих предметов на органы чувств, называется … представлением

    Э. Тоффлер разрабатывает концепцию … «электронного коттеджа»

    Экзистенциализм акцентирует внимание, прежде всего, на проблеме … существования

    Электромагнитные взаимодействия представляют собой _______ форму движения. Физическую

    Этическая концепция Эпикура может быть обозначена термином «__________». Эвдемонизм

    Ю. А. Лотман разработал ____________ подход к рассмотрению культуры. Семиотический

    Ядром политической сферы общества является (-ются) … государство

    Ярчайшим представителем агностицизма является … И. Кант

    Ярым противником русского революционного радикализма становится мыслитель … Ф. М. Достоевский