Лесной хозяин. М

Ответы к стр. 79 — 80

Михаил Пришвин
Лесная капель

Почки раскрываются, шоколадные с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная светлая капля. Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или особенным воспоминательным запахом черёмухи: вспоминаешь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодками, блестящими, чернолаковыми, и ел их горстями прямо с косточками, и почему-то от этого никогда ничего, кроме хорошего, не бывало.
Вечер теплый и такая тишина, что ждёшь чего-то напряженно: должно же что-нибудь случиться в такой тишине. И вот, кажется, пришло: кажется, начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзой белой издали перекликаются, осинка молодая стала на поляне, как зелёная свеча, находит себе такую же свечу, черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками. И так, если с нами сравнить, мы звуками перекликаемся, а у них аромат: сейчас каждая порода окружена своим ароматом.
Когда начало темнеть, стали в темноте исчезать почки, но капли на них светились, и, даже когда ничего нельзя было понять в тёмной тесноте кустарников. Капли светились, одни только капли да небо: капли брали у неба свой свет и светили нам в тёмном лесу. Мне казалось, будто я весь собрался в одну смолистую почку и хочу раскрыться навстречу единственному неведомому другу, такому прекрасному, что при одном только ожидании его все преграды движению моему рассыпаются ничтожною пылью.

1. Прочитай описание почек. Допиши предложение.

Почки раскрываются шоколадные с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная светлая капля.

2. Укажи ⇒ , что с чем сравнивается.

почки как маленькие зелёные птички
осинка как зелёная свеча

3. Перечитай последний абзац. Как автор описывает капли? Допиши предложение.

Капли светились, одни только капли да небо: капли брали у неба свой свет и светили нам в тёмном лесу .

4 ∗ . Приходилось ли тебе наблюдать лесную капель? Какая картина вспоминается? Нарисуй.

Лесной хозяин

Михаил Михайлович Пришвин
Лесной хозяин
Рассказы
Содержание
Паутинка
Лесной хозяин
Сухостойное дерево
Деревья в плену
Жаркий час
Разговор деревьев
Ореховые дымки
Осинкам холодно
Силач
Старый дед
Именины осинки
Старый скворец
ПАУТИНКА
Вот был солнечный день, такой яркий, что лучи проникали даже и в самый темный лес. Шел я вперед по такой узенькой просеке, что некоторые деревья с одной стороны перегибались на другую, и это дерево шептало своими листиками что-то другому дереву, на той стороне. Ветер был очень слабый, но все-таки он был: и наверху лепетали осинки, и внизу, как всегда, важно раскачивались папоротники. Вдруг я заметил: со стороны на сторону через просеку, слева направо, беспрерывно там и тут перелетают какие-то мелкие огненные стрелки. Как всегда в таких случаях, я сосредоточил свое внимание на стрелках и скоро заметил, что движение стрелок происходит по ветру, слева направо. Еще я заметил, что на елках их обычные побеги-лапки вышли из своих оранжевых сорочек и ветер сдувал эти ненужные больше сорочки с каждого дерева во множестве великом: каждая новая лапка на елке рождалась в оранжевой сорочке, и теперь сколько лапок, столько сорочек слетало - тысячи, миллионы...
Мне видно было, как одна из этих слетающих сорочек встретилась с одной из летящих стрелок и вдруг повисла в воздухе, а стрелка исчезла. Я понял тогда, что сорочка повисла на невидимой мне паутинке, и это дало мне возможность в упор подойти к паутинке и вполне понять явление стрелок: ветер поддувает паутинку к солнечному лучу, блестящая паутинка вспыхивает от света, и от этого кажется, будто стрелка летит. В то же время я понял, что паутинок этих, протянутых через просеку, великое множество, и, значит, если я шел, то разрывал их, сам не зная того, тысячами. Мне казалось, что у меня была такая важная цель - учиться в лесу быть его настоящим хозяином, - что я имел право рвать все паутинки и заставлять всех лесных пауков работать для моей цели. Но эту замеченную мной паутинку я почему-то пощадил: ведь это она же благодаря повисшей на ней сорочке помогла разгадать мне явление стрелок. Был ли я жесток, разрывая тысячи паутинок? Нисколько: я же их не видел - моя жестокость была следствием моей физической силы. Был ли я милостив, наклоняя для спасения паутинки свою натруженную спину? Не думаю: в лесу я веду себя учеником, и если бы я мог, то ничего бы не тронул. Спасение этой паутинки я отношу к действию моего сосредоточенного внимания.
ЛЕСНОЙ ХОЗЯИН
То было в солнечный день, а то расскажу, как было в лесу перед самым дождем. Наступила такая тишина, было такое напряжение в ожидании первых капель, что, казалось, каждый листик, каждая хвоинка силилась быть первой и поймать первую каплю дождя. И так стало в лесу, будто каждая мельчайшая сущность получила свое собственное, отдельное выражение.
Так вхожу я к ним в это время, и мне кажется: они все, как люди, повернулись ко мне лицами и по глупости своей у меня, как у бога, просят дождя.
- А ну-ка, старик, - приказал я дождю, - будет тебе всех нас томить, ехать, так ехать, начинай!
Но дождик в этот раз меня не послушался, и я вспомнил о своей новой соломенной шляпе: пойдет дождь - и шляпа моя пропала. Но тут, думая о шляпе, увидел я необыкновенную елку. Росла она, конечно, в тени, и оттого сучья у нее когда-то были опущены вниз. Теперь же, после выборочной рубки, она очутилась на свету, и каждый сук ее стал расти кверху. Наверно, и нижние суки со временем поднялись бы, но ветки эти, соприкоснувшись с землей, выпустили корешки и прицепились... Так под елкой с поднятыми вверх сучьями внизу получился хороший шалашик. Нарубив лапнику, я уплотнил его, сделал вход, устелил внизу сиденье. И только уселся, чтобы начать новую беседу с дождем, как вижу, против меня совсем близко пылает большое дерево. Быстро схватил я с шалашика лапник, собрал его в веник и, стегая по горящему месту, мало-помалу пожар затушил раньше, чем пламя пережгло кору дерева кругом и тем сделало бы невозможным движение сока.
Вокруг дерева место не было обожжено костром, коров тут не пасли, и не могло быть подпасков, на которых все валят вину за пожары. Вспомнив свои детские разбойничьи годы, я сообразил, что смолу на дереве поджег скорей всего какой-нибудь мальчишка из озорства, из любопытства поглядеть, как будет гореть смола. Спустившись в свои детские годы, я представил себе, до чего же это приятно взять чиркнуть спичкой и поджечь дерево.
Мне стало ясно, что вредитель, когда загорелась смола, вдруг увидел меня и скрылся тут же где-нибудь в ближайших кустах. Тогда, сделав вид, будто я продолжаю свой путь, посвистывая, удалился я с места пожара и, сделав несколько десятков шагов вдоль просеки, прыгнул в кусты и возвратился на старое место и тоже затаился.
Недолго пришлось мне ждать разбойника. Из куста вышел белокурый мальчик лет семи-восьми, с рыжеватым солнечным запеком, смелыми, открытыми глазами, полуголый и с отличным сложением. Он враждебно поглядел в сторону просеки, куда я ушел, поднял еловую шишку и, желая пустить ее в меня, так размахнулся, что перевернулся даже вокруг себя. Это его не смутило; напротив, он, как настоящий хозяин лесов, заложил обе руки в карманы, стал разглядывать место пожара и сказал:
- Выходи, Зина, он ушел!
Вышла девочка, чуть постарше, чуть повыше и с большой корзиной в руке.
- Зина, - сказал мальчик, - знаешь что?
Зина глянула на него большими спокойными глазами и ответила просто:
- Нет, Вася, не знаю.
- Где тебе! - вымолвил хозяин лесов. - Я хочу сказать тебе: не приди тот человек, не погаси он пожар, то, пожалуй, от этого дерева сгорел бы весь лес. Вот бы мы тогда поглядели!
- Дурак ты! - сказала Зина.
- Правда, Зина, - сказал я, - вздумал чем хвастаться, настоящий дурак!
И как только я сказал эти слова, задорный хозяин лесов вдруг, как говорят, "улепетнул".
А Зина, видимо, и не думала отвечать за разбойника, она спокойно глядела на меня, только бровки ее поднимались чуть-чуть удивленно.
При виде такой разумной девочки мне захотелось обратить всю эту историю в шутку, расположить ее к себе и потом вместе обработать хозяина лесов. Как раз в это время напряжение всех живых существ, ожидающих дождя, дошло до крайности.
- Зина, - сказал я, - смотри, как все листки, все травинки ждут дождя. Вон заячья капуста даже на пень забралась, чтобы захватить первые капли.
Девочке моя шутка понравилась, она милостиво мне улыбнулась.
- Ну, старик, - сказал я дождю, - будет тебе всех нас томить, начинай, поехали!
И в этот раз дождик послушался, пошел. А девочка серьезно, вдумчиво сосредоточилась на мне и губки поджала, как будто хотела сказать: "Шутки шутками, а все-таки дождик пошел".
- Зина, - сказал я поспешно, - скажи, что у тебя в этой большой корзине?
Она показала: там было два белых гриба. Мы уложили в корзину мою новую шляпу, закрыли папоротником и направились от дождя в мой шалаш. Наломав еще лапнику, мы укрыли его хорошо и залезли.
- Вася, - крикнула девочка. - Будет дурить, выходи!
И хозяин лесов, подгоняемый проливным дождем, не замедлил явиться.
Как только мальчик уселся рядом с нами и захотел что-то сказать, я поднял вверх указательный палец и приказал хозяину:
- Ни гу-гу!
И все мы трое замерли.
Невозможно передать прелести пребывания в лесу под елкой во время теплого летнего дождя. Хохлатый рябчик, гонимый дождем, ворвался в середину нашей густой елки и уселся над самым шалашом. Совсем на виду под веточкой устроился зяблик. Ежик пришел. Проковылял мимо заяц. И долго дождик шептал и шептал что-то нашей елке. И мы долго сидели, и все было так, будто настоящий хозяин лесов каждому из нас отдельно шептал, шептал, шептал...
СУХОСТОЙНОЕ ДЕРЕВО
Когда дождик прошел и все вокруг засверкало, мы по тропе, пробитой ногами прохожих, вышли из леса. При самом выходе стояло огромное и когда-то могучее дерево, перевидевшее не одно поколение людей. Теперь оно стояло совершенно умершее, было, как говорят лесники, "сухостойное".
Оглядев это дерево, я сказал детям:
- Быть может, прохожий человек, желая здесь отдохнуть, воткнул топор в это дерево и на топор повесил свой тяжелый мешок. Дерево после того заболело и стало залечивать ранку смолой. А может быть, спасаясь от охотника, в густой кроне этого дерева затаилась белка, и охотник, чтобы выгнать ее из убежища, принялся тяжелым поленом стучать по стволу. Бывает довольно одного только удара, чтобы дерево заболело.
И много, много с деревом, как и с человеком и со всяким живым существом может случиться такого, от чего возьмется болезнь. Или, может быть, молния стукнула?
С чего-то началось, и дерево стало заливать свою рану смолой. Когда же дерево стало хворать, об этом, конечно, узнал червяк. Закорыш забрался под кору и стал там точить. По-своему как-то о червяке узнал дятел и в поисках закорыша стал долбить там и тут дерево. Скоро ли найдешь? А то, может быть, и так, что, пока дятел долбит и раздолбит так, что можно бы ему и схватить, закорыш в это время продвинется, и лесному плотнику надо снова долбить. И не один же закорыш, и не один тоже дятел. Так долбят дерево дятлы, а дерево, ослабевая, все заливает смолой.
Теперь поглядите вокруг дерева на следы костров и понимайте: по этой тропе люди ходят, тут останавливаются на отдых и, несмотря на запрет в лесу костры разводить, собирают дрова и поджигают. А чтобы скорей разжигалось, стесывают с дерева смолистую корку. Так мало-помалу от стесывания образовалось вокруг дерева белое кольцо, движение соков вверх прекратилось, и дерево засохло. Теперь скажите, кто же виноват в гибели прекрасного дерева, простоявшего не меньше двух столетий на месте: болезнь, молния, закорыш, дятлы?
- Закорыш! - быстро сказал Вася.
И, поглядев на Зину, поправился:
- Дятлы!
Дети были, наверно, очень дружны, и быстрый Вася привык читать правду с лица спокойной умницы Зины. Так, наверно, он слизнул бы с ее лица и в этот раз правду, но я спросил ее:
- А ты, Зиночка, как ты, милая дочка моя, думаешь?
Девочка обняла рукой ротик, умными глазами поглядела на меня, как в школе на учителя, и ответила:
- Наверное, виноваты люди.
- Люди, люди виноваты, - подхватил я за ней.
И, как настоящий учитель, рассказал им о всем, как я думаю сам для себя: что дятлы и закорыш не виноваты, потому что нет у них ни ума человеческого, ни совести, освещающих вину в человеке; что каждый из нас родится хозяином природы, но только должен много учиться понимать лес, чтобы получить право им распоряжаться и сделаться настоящим хозяином леса. Не забыл я рассказать и о себе, что до сих пор учусь постоянно и без какого-нибудь плана или замысла, ни во что в лесу не вмешиваюсь. Тут не забыл я рассказать и о недавнем своем открытии огненных стрелок, и о том, как пощадил даже одну паутинку.
После того мы вышли из леса, и так со мною теперь постоянно бывает: в лесу веду себя как ученик, а из леса выхожу как учитель.
ДЕРЕВЬЯ В ПЛЕНУ
Весна сияла на небе, но лес еще по-зимнему был засыпан снегом. Были ли вы снежной зимой в молодом лесу? Конечно, не были: туда и войти невозможно. Там, где летом вы шли по широкой дорожке, теперь через эту дорожку в ту и другую сторону лежат согнутые деревья, и так низко, что только зайцу под ними и пробежать.
Вот что случилось с деревьями: березка вершинкой своей, как ладонью, забирала падающий снег, и такой бы идти по такой дорожке, самому не сгибая спины. В оттепель падал опять снег и прилипал к тому кому. Вершина с тем огромным комом все гнулась и наконец погрузилась в снег и примерзла так до самой весны. Под этой аркой всю зиму проходили звери и люди изредка на лыжах.
Но я знаю одно простое волшебное средство, чтобы идти по такой дорожке, самому не сгибая спины. Я выламываю себе хорошую увесистую палочку, и стоит мне только этой палочкой хорошенько стукнуть по склоненному дереву, как снег валится вниз, дерево прыгает вверх и уступает мне дорогу. Медленно так я иду и волшебным ударом освобождаю множество деревьев.
ЖАРКИЙ ЧАС
В полях тает, а в лесу еще снег лежит нетронутый плотными подушками на земле и на ветках деревьев, и деревья стоят в снежном плену. Тонкие стволики пригнулись к земле, примерзли и ждут с часу на час освобождения. Наконец приходит этот жаркий час, самый счастливый для неподвижных деревьев и страшный для зверей и птиц.
Пришел жаркий час, снег незаметно подтаивает, и вот в полной лесной тишине как будто сама собой шевельнется еловая веточка и закачается. А как раз под этой елкой, прикрытой ее широкими ветками, спит заяц. В страхе он встает и прислушивается: веточка не может же сама собой шевельнуться. Зайцу страшно, а тут на глазах его другая, третья ветка шевельнулась и, освобожденная от снега, подпрыгнула. Заяц метнулся, побежал, опять сел столбиком и слушает: откуда беда, куда ему бежать?
И только стал на задние лапки, только оглянулся, как прыгнет вверх перед самым его носом, как выпрямится, как закачается целая береза, как махнет рядом ветка елки!
И пошло, и пошло: везде прыгают ветки, вырываясь из снежного плена, весь лес кругом шевелится, весь лес пошел. И мечется обезумевший заяц, и встает всякий зверь, и птица улетает из леса.
РАЗГОВОР ДЕРЕВЬЕВ
Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная капля. Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или черемухи.
Понюхаешь черемуховую почку и сразу вспомнишь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодами, блестящими, черно-лаковыми. Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.
Вечер теплый, а такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья: береза белая с другой березой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зеленая свечка, и зовет к себе такую же зеленую свечку-осинку, помахивая веточкой; черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками. Если с нами сравнить - мы звуками перекликаемся, а у них - аромат.
ОРЕХОВЫЕ ДЫМКИ
Барометр падает, но вместо благодетельного теплого дождя приходит холодный ветер. И все-таки весна продолжает продвигаться. За сегодняшний день позеленели лужайки сначала по краям ручьев, потом по южным склонам берегов, возле дороги, и к вечеру зазеленело везде на земле. Красивы были волнистые линии пахоты на полях - нарастающее черное с поглощаемой зеленью. Почки на черемухе сегодня превратились в зеленые копья. Ореховые сережки начали пылить, и под каждой порхающей в орешнике птичкой взлетал дымок.
ОСИНКАМ ХОЛОДНО
В солнечный день осенью на опушке леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там в лесу стало холодно и они вышли погреться на солнышко, на опушку.
Так иногда в деревнях выходят люди посидеть на завалинке, отдохнуть, поговорить после трудового дня.
СИЛАЧ
Муравьи разрыхлили землю, сверху она поросла брусникой, а под ягодой зародился гриб. Мало-помалу, напирая своей упругой шляпкой, он поднял вверх над собой целый свод с брусникой и сам, совершенно белый, показался на свет.
СТАРЫЙ ДЕД
У старого огромного пня я сел прямо на землю, пень внутри - совершенная труха, только эту труху держит твердая крайняя древесина. А из трухи выросла березка и распустилась. И множество цветущих трав поднимается с земли к этому огромному пню, как к любимому деду...
На самом пне, на одном только светлом солнечном пятнышке, на горячем месте, я сосчитал десять кузнечиков, две ящерицы, шесть больших мух, две жужелицы. Вокруг высокие папоротники собрались, как гости. А когда в гостиную у старого пня ворвется самое нежное дыхание ветра, один папоротник наклонится к другому, шепнет что-то и тот шепнет третьему, и все гости обменяются мыслями.
И снова тишина.
ИМЕНИНЫ ОСИНКИ
Шиповник, наверно, с весны еще пробрался внутрь по стволу к молодой осинке, и вот теперь когда время пришло осинке справлять свои именины, вся она вспыхнула красными благоухающими дикими розами. Гудят пчелы и осы. Басят шмели. Все летят поздравлять осинку и на этих больших именинах роски попить и домой медку захватить.
СТАРЫЙ СКВОРЕЦ
Скворцы вывелись и улетели, и давно уже их место в скворечнике занято воробьями. Но до сих пор на ту же яблоню в хорошее росистое утро прилетает старый скворец и поет.
Вот странно! Казалось бы, все уже кончено, самка давно вывела птенцов, детеныши выросли и улетели... Для чего же старый скворец прилетает каждое утро на яблоню, где прошла его весна, и поет?

Почки раскрываются, шоколадные, с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная капля.

Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет тебе ароматной смолой берёзы, тополя или черёмухи.

Понюхаешь черёмуховую почку и сразу вспомнишь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодами, блестящими, чернолаковыми. Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.

Вечер тёплый, и такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзой белой издали перекликаются, осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же зелёную свечку-осинку, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками.

Если с нами сравнить — мы звуками перекликаемся, а у них — аромат.

Вопросы для обсуждения

О каком растении говорится в рассказе М. Пришвина «Золотой луг»? Что ты знаешь об одуванчике? Почему сначала ребята считали одуванчик неинтересным цветком? Как они относились к этому растению? Как ты понял выражение «золотой луг»? Каким ты себе его представил? Какое открытие сделал однажды автор рассказа? Какой красивый образ он придумал, чтобы рассказать нам о зелёном и золотом луге? Почему теперь одуванчик стал для детей самым интересным цветком?

Тебе интересно было слушать рассказ М. Пришвина «Разговор деревьев»? Что особенно удивило тебя в этом произведении? Что нового ты узнал из рассказа? Как могут разговаривать между собой деревья? Как ты думаешь, почему автор называет почки на деревьях шоколадными? Они сделаны из шоколада? Расскажи, какими ты себе представил раскрывающиеся почки. С чем сравнивает автор молоденькую осинку? Чем осинка похожа на тоненькую зелёную свечку? Как ты думаешь, какие звуки можно услышать в этом рассказе? (Шелест деревьев.) А какие запахи можно уловить? (Аромат от смолы разных деревьев.) Как ты думаешь, похожи ли в рассказе деревья на людей? Как автор добился этого сходства?

Малинкина Лариса Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №184"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: конспект урока внеклассного чтения
Тема: М.М.Пришвин "Гаечки", "Разговор деревьев"
Дата публикации: 27.07.2016
Раздел: начальное образование

Тема урока:
М.М.Пришвин «Гаечки», «Разговор деревьев».

Цель урока:
знакомство с произведениями М. М. Пришвина, развитие умения видеть красоту природы.
Задачи:
учить анализу художественного произведения на сюжетном, идейном, языковом уровнях; творческому пересказу; продолжить работу над совершенствованием навыков осознанного, правильного, выразительного чтения; развитие речи, творческого мышления, воображения; развивать умение анализировать и обобщать; учить видеть красоту природы, воспитывать бережное отношение к ней; воспитывать интерес к родному языку; предмету литературного чтения; развитие коммуникативных навыков.
Оборудование:
карточки-шифрограммы; карточки для дифференцированной работы; карточки с этапами урока и ключевым словом; мультимедийная презентация; фрагмент аудиозаписи В.Салманова «Вечер»; толковый словарь; этимологический словарь; учебник «Живой родник», Литературное чтение. Л.И.Тикунова, А.Г.Дигина, 4 класс (Ш-я часть). Форми
руемые результаты (формирование УУД):
Личностные УУД: - учебно-познавательный интерес к урокам литературного чтения; -смыслообразование, нравственно-этическая ориентация; Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации; - способность и умение учащихся производить логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение); -обогощение активного словаря, развитие речи, воссоздающего воображения; Коммуникативные УУД: - развитие монологической и диалогической речи;
-умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; - развитие навыков учебного сотрудничества (учитель-ученик, ученик- ученик); -умение работать в группах, учитывая позицию собеседника; Регулятивные УУД: - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, - постановка учебных задач; - планирование предстоящей деятельности; - самоконтроль и взаимоконтроль, взаимооценка; - самоанализ и самоконтроль результата; -развитие навыков рефлексивной деятельности - самоанализ и самоконтроль результата;
Ход урока
1.
Организационный момент
. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи. С хорошим настроением приступим к занятию. 2.
Этап первичного синтеза
. (Подготовка к восприятию литературного произведения) Ключевым словом урока я выбрала слово «ПРИРОДА». Какие ассоциации у Вас возникают, когда вы слышите это слово?(Радость, красота, отдых…) С давних времён человек связывал свои мысли и чувства с картинами природы. Это отразилось и на творчестве композиторов, воспевающих родную природу в своих произведениях. Закройте глазки, мысленно представьте себя на лоне природы (звучит фрагмент произведения В.Салманова «ВЕЧЕР»). Что Вы представили?
(
Румяный закат; опушку леса, залитую лучами солнца; маленькую лесную речушку, пробивающуюся сквозь чашу леса…) Много произведений о родной природе создано. Я предлагаю Вам вспомнить некоторые из них. (Два человека у доски читают наизусть отрывки из 2-3 произведений М. М. Пришвина, с которыми учащиеся уже знакомы. Дети вспоминают названия этих произведений. Проверка дифференцированного домашнего задания.) Вспомните, пожалуйста, автора этих произведений (портрет). А вот с какими произведениями М. М. Пришвина мы познакомимся на уроке, узнаете, разгадав шифрограмму путём исключения иностранных букв:
Q CW C CГ U А S Е D Ч К G И Y I Р F А З L Г Z О В О N Р Д Е N Р V Е В D Ь Е S В D
3.

Постановка

темы

цели

урока.

Составление

плана

урока.
Сформулируйте тему урока. (М. М. Пришвин. «Гаечки», «Разговор деревьев») Конечная цель урока – создание словесной зарисовки картины природы такой, как описывает её автор. (На слайде появляется слово «ЦЕЛЬ») Вы хотите выполнить это задание? Тогда подумайте, что для этого нужно сделать, составьте план урока. (на слайде слова «Подумаем, посоветуемся. Работа в парах, группах», «Чтение и анализ произведений», «Самостоятельная работа», «Творческое задание», «Итоги урока») Если нам удастся выполнить все этапы урока, то сможем прочитать слово. (Слово «Цель» исчезает, появляется буква «Ч»)
Прогнозирование по заголовку и иллюстрации.
Откройте учебник на стр. 134. Попробуйте предугадать содержание рассказа по его заголовку и иллюстрации (Индивидуальная работа) А удалось ли нам предугадать содержание рассказа, узнаем, прочитав его (3 подготовленные ученика читают у доски – проверка дифференцированного домашнего задания). Оценивание чтения детей.
Проверка первичного восприятия.
Ваше впечатление от рассказа? Что мы смогли предугадать?
4.

Анализ произведения.
(Дифференциация учебного материала по уровню сложности) Предлагаю прочитать начало рассказа, где говорится о том, как автор наблюдал за работой гаечек. Чтение жужжащее.У некоторых ребят на столах карточки с лексическим значением слова. Вам нужно найти в тексте слово с соответствующим лексическим значением, остальные ребята при чтении подумайте, значение всех ли слов Вам понятно. (На карточках: Тёмно-синий с синеватым отливом - _________ (сизый). Зачитайте лексическое значение слова. Какое слово из текста соответствует данному значению? Значение остальных слов понятно? Запомните это слово и используйте в своей речи.
Найдите описание синичек. (Дети зачитывают) За пухлые щёчки их ещё называют пухляками, своими маленькими носиками только одни они из синиц долбят дерево, достают червячков, делают дупло. Чтение-разведка
.
Взяли в руки карандаши, приготовились. (Чтение и анализ пар слов. При чтении текста учитель заменяет важные, ключевые для восприятия текста слова другими, мене значимыми. Тем самым делается акцент на словах автора. Выделенные слова анализируются, используются учащимися при подготовке творческого пересказа с целью обогащения активного словаря и передачи колорита произведения. Курсивом выделены слова, которые читает учитель, жирным шрифтом- слова, написанные в тексте). Подошёл –
тихонечко подкрался –
неслышно,не спугнуть; Поймал –
прикрыл ладонью
– неполнота действий, не хотел ловить, а наблюдал; Притихла –
как будто умерла, не шевелится, как убитая
– не двигается, затаила дыхание от испуга, чтобы не выдать себя; Щебетала –
попискивала
– издавала тревожные звуки, предупреждала об опасности, просила незнакомца отпустить подружку; Говорила –
убеждала –
заставляла поверить Посмотрите на следующую часть текста. Как бы вам хотелось её прочитать? (Чтение по ролям)
Работа в группах.
Подготовьтесь к чтению по ролям в группах по 3 человека: распределите роли, подумайте на какие слова нужно поставить логическое ударение, какая интонация должна быть при прочтении диалога. Оцените чтение. 5.
Этап вторичного синтеза.
Подготовка к творческому пересказу. Представьте, что гаечки полетели в лес и встретили там своих подружек, а вы случайно оказались рядом и подслушали их разговор. Подумайте, посоветуйтесь, о чем могла бы рассказать синица-пленница своим подружкам. Предлагаю составить творческий пересказ от лица птицы- пленницы (работа в парах.) Заслушиваются 1-2 ученика. Оценивание ответа учащихся.
Работа с этимологическим словарём.
А вы знаете, почему эту птицу назвали синичкой. Найдите слово синица в этимологическом словаре.
6.

Знакомство с рассказом «Разговор деревьев».


Обсуждение проблемной ситуации, групповая работа. А вы знаете, что предупреждать об опасности, рассказать что-то друг другу могут не только животные и птицы, но и растения. Объединитесь в группы по
4
человека, подумайте, как могут перекликаться деревья. (Дети высказывают свои предположения.)
Переворачиваю карточку «Подумаем, посоветуемся», появляется

Языковой анализ произведения.
Предлагаю прочитать рассказ (молчаливое чтение) и выделить художественные средства, используемые автором. Кто будет испытывать затруднения, может воспользоваться карточкой-помощником. Дифференциация учебного задания по степени помощи, критерий - уровень обученности. Карточка Сравнение. Листочки в почках, словно зелёные _________________________ (хвостики, клювики) Молодая осинка как ______________________________________ (зелёная свечка) Олицетворения Деревья ______________________________________ (шепчутся, перекликаются) Осинка _____________________________________ (вышла, зовёт, помахивает веточкой) Черёмуха ___________________________________ (подаёт ветку) Эпитеты. Почки ____________________________ (шоколадные) Ягоды ____________________________ (чёрно-лаковые) Берёзка ___________________________ (белая, молодая) Проверка осуществляется фронтально. Зачитайте, какие сравнения, олицетворения, эпитеты использует
автор. Есть словосочетания, к которому так и хочется подобрать сравнения, продолжите«черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками...». А как Вы думаете, с какой целью автор использует художественные средства? (Точнее передать красоту природы, показать, что она живая и относится к ней нужно бережно; любит природу и стремиться передать частичку своей любви читателю. Как же перекликаются растения? (Ароматом)
Переворачиваю карточку «Самостоятельная работа», появляется

буква «Д».

Переворачиваю карточку «Чтение и анализ

произведений»,появляется буква «Е».

Творческая работа.
Представьте, что Вы – художник. Какую бы иллюстрацию Вы нарисовали к прочитанным на уроке произведениям? Нарисуйте её сначала в своём воображении, а затем передайте словами, используя слова и словосочетания, отмеченные на уроке. Заслушивание ответов 2-3 учеников. На доске воссоздаётся картина природы при помощи предметных картинок: полянка, отдельно прикрепляются нарисованные деревья, гаечки…)
Переворачиваю карточку «Творческое задание», появляется буква

«С».
9.
Домашнее задание
Вам понравился этот текст? Вы хотите научиться читать его выразительно? Дома предлагаю подготовиться к выразительному чтению данных произведений. Желающие могут взять книги этого удивительного писателя в библиотеке и подготовить их к выразительному чтению.
10. Итоги урока.
С какими произведениями М. М. Пришвина Вы познакомились на уроке? Что нового, интересного Вы узнали, о чём Вас заставило задуматься творчество Пришвина?
Переворачиваю карточку «Итоги»,появляется буква «А».

11. Рефлексия.
Мы перевернули все карточки. Какое слово у нас получилось?
ЧУДЕСА
Как Вы думаете, почему открылось это слово? (Чудо то, что всё это происходит в природе, что это видит автор и учит этому нас. Это сохранить может только человек. Чудо то, что автор учит понимать язык птиц и
растений, чтобы мы смогли помочь тем, кто попал в беду.) Какие теперь у Вас возникают ассоциации со словом «ПРИРОДА»? (В природе постоянно происходят чудеса, она могучая и одновременно беззащитная, её нужно защищать) Автор стремится посеять в нас зерно доброты, помочь маленьким и взрослым ощутить волшебную музыку и яркие краски окружающей природы, помогает понять, что эту красоту нужно беречь. И если, прочитав рассказы М.М.Пришвина, Вам самим захочется побольше увидеть и услышать, испытать радость открытия, и что-то самому сделать на радость другим, доброго Вам пути. Вы сегодня молодцы. Хорошо поработали на уроке. А Вам понравился урок? Какие задания показались наиболее интересными? Предлагаю выразить свои чувства от урока, прикрепив цветочки, лежащие на партах, на доску, завершая нашу зарисовку. Спасибо за работу!

Внимательное и бережное отношение писателя к миру.

М. Пришвин «Разговор деревьев»

Урок литературного чтения, 3 класс

Тип урока - урок деятельностного типа

Цели урока:

- обучающая: формирование умения анализировать рассказ через наблюдение за его образными, интонационными, конструктивными особенностями;

Развивающая: развитие целостного, системного представления о мире на основе анализа рассказа как особого жанра литературы;

Воспитательная: воспитание чуткого и бережного отношения к природе.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

  • проявлять интерес к содержанию и форме художественного произведения;
  • проявлять эмоционально-ценностное отношение к прочитанному;

Метапредметные:

  • принимать и удерживать учебную задачу, контролировать ее выполнение и оценивать результаты работы;
  • слушать и использовать в работе другую точку зрения

Создать условия для развития у учащихся

  • навыков фиксировать информацию, полученную путем анализа текста;
  • умения строить устные высказывания и формулировать собственное мнение;
  • умения работать в паре и в группе.

Предметные:

  • осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер;
  • овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения;
  • понимать эстетические и нравственные ценности художественного текста;
  • уметь анализировать средства выразительности, позволившие создать поэтические образы в прозаическом тексте;
  • высказывать собственные оценочные суждения.

Технология развивающего обучения.

Ресурсы:

  • Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 3 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Изда-тельский дом «Федоров», 2012.

Оборудование: учебник, интерактивная доска, компьютер, презентация SMART Notebook, карточки желтого цвета (для работы в парах), карточки голубого цвета (для составления плана) по количеству учеников, конверты и задания (для каждой группы), вырезанный из зеленой бумаги березовый лист, выставка книг М. Пришвина, буквы О, Ч, Е, Р, К (в процессе урока прикрепляются на доску).

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности.

Закройте глаза и послушайте.

Включаю «Звуки леса».

Что вы представили себе, слушая эти звуки?

Назовите одним словом то, что вы перечислили.

Природа

Как вы думаете, какое отношение природа имеет к сегодняшнему уроку чтения?

2. Этап проблематизации и актуализации знаний.

Пришвин

- «Если бы природа могла чувствовать благо-дарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благо-дарность выпала бы на долю Михаила При-швина», - считал писатель Константин Паус-товский. По его мнению, Пришвин — «один из своеобразных писателей. Он ни на кого не похож — ни у нас, ни в мировой литературе».

3) разгадывание названия произведения

Название произведения Пришвина спряталось здесь (на экране):

Разговор деревьев

3.Этап целеполагания и планирования

1) формулирование темы

Назовите тему урока.

М. Пришвин «Разговор деревьев»

Я хочу уточнить тему (появляется запись на экране): «Внимательное и бережное отношение писателя к миру. М. М. Пришвин «Разговор деревьев». На примере этого литературного произведения мы попробуем доказать, что писатель действительно относится к природе внимательно и бережно.

2) постановка первой части цели

Сформулируйте цель урока: познакомиться…

Познакомиться с произведением М. Пришвина «Разговор деревьев»

3) словарная работа в парах

Положите перед собой карточки желтого цвета. Вам предстоит поработать в парах. Михаил Пришвин писал в разных жанрах. Определения некоторых из них записаны в таблице. А что это за жанры?

  • самостоятельная работа в парах (не более 2 минут)
  • фронтальная проверка - дети читают определение и называют жанр (сказка, рассказ, последний неизвестен)

4) постановка второй части цели

Сформулируйте вторую часть цели: узнать, …

Узнать, в каком жанре написано изучаемое произведение

4.Этап основного содержания

  • планирование деятельности
  • индивидуальная самостоятельная работа

Положите перед собой карточку голубого цвета. Определите верную последовательность плана, по которому мы будем работать. Пронумеруйте в первом столбце.

  • фронтальная проверка - один ребенок определяет верную последовательность на экране

Каждый выполненный пункт плана мы будем отмечать знаком «+», а я буду показывать вам букву названия жанра.

  • биография Пришвина

Посмотрите на фотографии. На них изображен (делаю паузу) … Пришвин.

Что вы можете сказать об этом человеке, глядя на эти фотографии? Что он любил? О чем любил писать?

  • обсуждение в группах (2 минуты)
  • высказывание мнений детей
  • комментирование учителя

Михаил Михайлович При-швин (1873 - 1954) родился в Орловской гу-бернии. О своем детст-ве он рассказывает в романе «Кащеева цепь». Жилось семье трудно — мать оста-лась вдовой с пятью детьми. Всякое быва-ло в жизни будущего писателя. Однажды он даже убежал из первого класса гимназии в «золотую страну Азию», но его вернули обратно.

В немецком городе Лейпциге Пришвин окончил универси-тет, стал агрономом. Он собирался зани-маться наукой, даже писал агрономичес-кие книги, но к трид-цати годам твердо решил стать писа-телем.

Пришвин внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только на-блюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была осо-бенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом:

«После чаю я уходил на охоту за перепел-ками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно. Моя охота была и тогда, и теперь — в наход-ках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался. Хозяйство мое было большое, тропы бес-численные».

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору — принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немно-го завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи!»

А еще писатель увлекался фотографией: сам снимал и сам печатал.

Особенно нравилась Михаилу Михайлови-чу Пришвину природа средней полосы России. Дом, где жил писатель в последние свои годы, — в деревне Дунино, недалеко от Звени-города, — давно стал музеем. Вы можете самостоятельно познакомиться с этим музеем в Интернете, у него есть свой сайт http://prishvin.ru/ .

Отмечаем выполненный пункт плана, выставляю букву Р.

  • слушание произведения
  • установка на слушание, высказывание предположения

Попробуем предположить, о чем могут разговаривать деревья и как они делают?

  • чтение текста учителем (с. 133 - 134), учебник у детей закрыт.
  • обмен впечатлениями

Приходилось ли вам бывать в такой обстановке и чувствовать то же, что почувствовал Пришвин?

Подтвердились ли наши предположения?

Отмечаем выполненные пункты плана, выставляю букву К, Ч.

  • анализ произведения

Откройте учебник с. 133 - 134.

Посмотрите еще раз на фотографии тех деревьев, которые я показывала вам в начале урока.

Какого дерева, упомянутого в произведении Пришвина, здесь нет?

Показываю иллюстрацию тополя.

Какое время года описывает писатель? Докажите цитатой из текста.

= «Почки раскрываются», «черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками».

Какие воспоминания вызывает весенний лес у писателя?

Воспоминания детства

Перечислите художественные приемы, которые автор использовал в своем произведении.

  • выбор с помощью интерактивного задания художественного приема (сравнение, олицетворение, эпитеты), примеры которого нужно найти в тексте (работа в группах)

  • каждой группе выдается два конверта : в первом дано определение выбранного художественного приема, во втором - карточка - подсказка. Учитель предупреждает, что на работу дается 3 минуты, а воспользоваться подсказками можно только в крайнем случае

Сравнение.

Конверт 1. Что это такое?

Художественный приём, основанный на сопоставлении явления с другим явлением с целью выделить какой - либо особо важный в художественном отношении признак. Сравнение вводится с помощью слов «как», «словно», «будто».

Конверт 2. Подсказка.

Найдите и прочитайте предложение, в котором говорится об осинке.

Какой образ почек создаётся с помощью слов «хвостик», «клювик»? Как называется такое сравнение?

Эпитет.

Конверт 1. Что это такое?

Образное красочное прилагательное, которое даёт художественную характеристику явлению или предмету. Не всякое прилагательное является эпитетом.

Конверт 2. Подсказка.

Выполнить задание вам помогут следующие слова: почки, ягоды, берёзка, осинка.

Олицетворение.

Конверт 1. Что это такое?

Художественный приём, когда о неодушевлённых предметах говорится как о живых.

Конверт 2. Подсказка.

Найдите и прочитайте третий абзац. Что говорится о неодушевлённых предметах?

  • самостоятельная работа в группах (3 минуты)
  • поинтересоваться, какие группы не воспользовались подсказкой
  • проверка (выступают три группы, остальные три работают на дополнение)

Сравнение: осинка, как зеленая свечка; метафора - клювик и хвостик, как у птички (показываю иллюстрацию набухшей почки).

Эпитет: почки шоколадные, ягоды черно-лаковые, березка белая, осинка молодая.

Олицетворение: деревья начинают шептаться между собой, береза белая с другой березой издали перекликаются, осинка молодая вышла на поляну и зовет к себе такую же зеленую свечку-осинку, помахивая веточкой, черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками.

  • вывод

С какой целью в этом небольшом произведении писатель использует такое обилие художественных средств?

Чтобы точнее передать красоту природы, показать, что она живая, и относиться к ней нужно бережно, автор любит природу и стремится передать частичку своей любви читателю.

Что помогло писателю услышать шепот леса?

С помощью чего деревья в лесу переговариваются? Докажите цитатой из текста.

Как вы думаете, важнее узнать, о чем говорят деревья, или научиться воспринимать их как живых?

Отмечаем выполненный пункт плана, выставляю букву О.

5.Этап рефлексии.

Остался последний пункт плана.

Вернемся к теме урока. Удалось ли нам доказать, что писатель внимательно и бережно относится к природе?

Сумели ли мы достичь поставленных целей?

Нет, мы не узнали название жанра

Выставляю букву Е и прошу составить слово (очерк). Еще раз акцентируем внимание на определении жанра.

Беру зеленый бумажный листочек и объясняю, что передам листок кому-нибудь из ребят, а тот должен ответить на вопрос, появившийся на экране. Ученик отвечает и передает листок следующему.


Вопросы (появляются при нажатии на цифру)

*Что тебе сегодня удалось?

*Что тебя сегодня удивило?

*Что тебе сегодня понравилось при работе в паре?

*Чей ответ тебе сегодня особенно запомнился?

*Кому ты хочешь сказать спасибо?

Поднимите руку, кому захотелось познакомиться с другими произведениями М. М. Пришвина.

Обращаю внимание на выставку книг.

Какое домашнее задание вы хотели бы получить?

Выбираю один из вариантов, предложенных детьми.

Приложения

/data/files/r1524320510.mp3 (Звуковой файл для начала урока)

/data/files/h1524320465.rar (Раздаточный материал к уроку)

/data/files/h1524320420.notebook (М. Пришвин "Разговор деревьев")