Лернейская гидра. Лернейская Гидра – обязательный персонаж сказаний о подвигах Геракла

Гидра – вымышленный персонаж из преданий Древней Греции, якобы живший поблизости Лерны. Чудовищу приписывали невероятную силу и живучесть, считали крайне ядовитым. Наиболее пространное описание монстра встречается в легендах о подвигах Геракла, сумевшим победить тварь.

Всех змей, обитавших в водоемах, древние греки именовали «гидрами», что в переводе с латинского означает «водяные». Гидра, описанная в трактатах о Геракле, предпочитала жить в топях. Будучи детищем Ехидны и Тифона, описанным Гесиодом в труде «Теогония», считалась кровной сестрой не менее знаменитых псов – Цербера и Орфа , охранявших вход в подземное царство и стада красных коров соответственно. При появлении на свет была взята под опеку богиней Герой, ненавидевшей Геракла и мечтавшей с ним расправиться. Ради этого хозяйка Олимпа пожертвовала свое молоко для растущей многоголовой змеи.

Главная особенность монстра

В некоторых преданиях Гидру называли Ехидной из Лернея и часто приписывали многоглавие. Основная вина за путаницу в сведениях о количестве голов лежит на поэте Писандре, представлявшим зверя то семиголовым, то девяти или даже стоглавым. Разница в подсчетах объяснялась способностью монстра отращивать новые головы на месте срубленных.

Причем в некоторых источниках говорится, что на месте утраченной могло вырасти сразу две, а то и три «свеженьких». Также предполагалось, что какая-то одна из всех и вовсе была бессмертной, с огненным дыханием.

Детство гидры

Какими событиями было наполнено детство монстра сказать трудно. Большинство упоминаний, связанных с чудищем, касается описаний условий, при которых погибли некоторые жертвы водяной змеи до момента ее смерти от рук Геракла и, собственно, сам процесс сражения знаменитого героя с монстром. Остается тайной и процесс освоения Гидрой приглянувшихся ей земель. Возможно, что этому сильно поспособствовала сама Гера, рассчитывавшая заманить Геракла в логово многоголовой змеи.

Львиная доля монстроподобных существ и тварей античных времен предпочитали располагать свои логова поблизости поселений. Гидра выбрала сердце Древней Греции, разместившись недалеко от древнего Аргоса, в небольшом удалении от Пелопонесса и развалин древних Микен. Близ древней Лерны было жарко и влажно. Несмотря на отсутствие в Аргосе рек, здесь не было недостатка в воде. Многочисленные колодцы, наполнялись за счет подземных источников. Для справки, название Лерна имеет область и так же называется озеро в южной стороне от Аргоса.

Название местобитания

Древнегреческий историк Страбон называл вышеупомянутое озеро Лернейским. По факту же это был не одинокий водоем, а комплекс из ряда болот, подпитываемых водами множеств источников и озер. Сюда же входило известное озеро Алкония, наполнявшееся за счет источника Амфиарея, соседствовавшее с входом в загробный мир Аида. Отсюда начиналось дерзкое путешествие Диониса, мечтавшего высвободить из царства мертвых свою Семелу.

В мифах озеро наделяли коварными свойствами. Оно приманивало к себе безмятежной поверхностью, но как только человек отваживался освежиться в водоеме, то обязательно тонул. Постепенно озеро мелело и зарастало тростником. Когда-то на его берегах проводили фаллические шествия в честь Диониса. Сегодня же озера уже не найти, поскольку оно полностью высохло.ъ

Место отдыха

Считается, что Гидра предпочитала отдыхать на одиноком платане, близ рощи из деревьев такого же вида. Чтобы отыскать эту посадку, нужно было добраться до истока реки Амионы, что протекала близ Алкионии. Маршрут этот вырисовывается со слов Павсания, перу которого принадлежит описание второго подвига Геракла.

Вид, характер, особенности поведения Гидры

Что любила гидра?

Чаще всего авторы, упоминавшие в своих трудах о Гидре, сообщали лишь о ее способности отращивать утраченные в битве головы и об общем количестве последних. Больших деталей о внешнем виде чудовища не найдено. Что касается привычек, то ей приписывали любовь к охоте на крупный домашний скот и пастухов, охранявших стада.

Наличие дыхания смерти

Из описания смертоносных способностей чудища следует, что смерть человека наступала даже от соприкосновения с дыханием монстра. Более того, змее было достаточно подуть на следы прошедшего мимо человека, чтобы последний вскоре погиб в мучительных конвульсиях.

Количество голов?

Из описания внешнего вида Гидры складывается впечатление, что будь она с одной головой, то ее можно было бы спутать с обычной водяной змеей, выросшей до гигантских размеров. Что касается количества ее голов, то цифры в разных источниках не совпадают. Например, Диодор Сицилийский упоминал о ста головах. Эту цифру рьяно отрицал Павсаний, указывавший, что подобное строение тела сделало бы монстра слишком неповоротливым в бою. Этот же ученый говорил, что рассказчики, утверждавшие о множестве десятков голов Гидры, всего лишь стремились приукрасить подвиг Геракла. Но даже Павсаний не отрицал степени ядовитости монстра.

Гибель Гидры

Последние минуты жизни многоголового монстра описаны не раз и более детализировано, чем вся его остальная жизнь. Если задуматься о подтексте всех этих легенд, то все они в сказочной форме описывают реальное столкновение двух устройств мира, где многоголовой Гидре отведена роль представлять устои старого мира. Геракл же, наполовину бог и любимчик Зевса, является символом победы над прежним строем.

Смертельные враги: Геракл и его друг Иолай

Самое многословное описание сражения Геракла и его друга Иолая с противником в лице Гидры и чудовищного рака, принадлежит перу Псевдо — Аполлодору. Каким образом рак был определен на роль партнера гигантской змее неизвестно. Возможно, описывавшей сражение автор решил сравнять силы противоборствующих сторон, чтобы победа Геракла и Иолая выглядела честной. Либо присутствие рака было вызвано особенностями ведения знаменательного боя, из-за которого были потревожены все обитатели болота, где жила Гидра.

Предыстория боя: Геракла обязали служить Эврисфею, которому захотелось послать первого сразиться со смертельно опасной Гидрой из Лернеи. Парень взял в помощники своего племянника (по другим данным сводного брата). Добираясь до места обитания монстра, будущие герои встретили Афину, подсказавшую способ убийства живучей твари. Геракл по достоинству оценил ценность совета и впоследствии заявил, что этот подвиг совершил во славу Афины.

Обязанности гидры

В обязанности Гидры вменялось охранять проход во владения Аида. В качестве логова чудище облюбовало подводную пещеру, спрятанную под поверхностью источника Амимоны. На воздух зверь выбирался лишь ради охоты, намечая в жертвы оказавшийся поблизости скот или людей.

Чем убили змею?

Для привлечения внимания Гидры Геракл использовал подожженные стрелы. Когда же монстр перешел в атаку и начал нападать, то после каждого обезглавливания – для чего Геракл использовал косу, Иолай прижигал образовавшуюся на туловище чудища рану – по-другому бы они не победили.

Где похранили?

Труп убитого монстра предали захоронению в земле и прикрыли место огромным камнем.

Как созвездия рака связанно с убийством гидры?

Вмешавшегося в битву рака тоже убили, после чего отправили на небосвод – так легенда объясняет появления созвездия Рака. Впоследствии Зевс таким же образом поступил и с Гидрой, ставшей еще одним скоплением звезд.

Что помогло Гераклу победить?

Еще неизвестно, каким бы был результат побоища, не будь на Геракле шкуры Немейского льва. Но даже она не смогла обеспечить герою 100% защиту, поскольку прикрывала не все участки тела. В результате он заболел и был вынужден отыскать целебный цветок, о существовании которого узнал от оракула. Путешествие за лечебным растением в финикийские земли было сложным, но успешным.

Что символизирует ее гибель?

Если интерпретировать легенду с рационалистической точки зрения, то Гидра – это персонаж, символизирующий крепость с повстанцами, выступившими под предводительством Лерна против царя Эврисфея. А победа над чудищем указывает на полный разгром противника.

Что осталость после смерти?

Гибель Гидры не стала причиной полного забвения последней. Ее ядом Геракл смачивал концы боевых стрел, которые пригодились в ряде последующих сражений с чередой мифических чудищ. С ядом же многоголовой змеи связывали несносный запах от вод Анигир близ Пелопонеса, попавшим туда из раны Хирона, которого Геракл подстрелил отравленной стрелой.

В период средневековья многоголовую змею вновь стали воспоминать. Например, епископ Исидор Севильский в своей энциклопедии, весьма скептически отнесся к факту существования Гидры. Что, естественно получило отражение в тексте описания чудища – для того времени стремление к дискредитации языческих мифов было обычной практикой.

Сегодня же о Гидре говорят в двух случаях: когда вспоминают о подвигах Геракла или же при описании безнадежной задачи, которую сколько ни решай, а конца ей не видно.

Видео: Легендарный Бестиарий

В мире всегда было много мифов и легенд, заслуживающих внимания и вызывающих удивление. Ни один народ не мог обойтись в своем историческом развитии без повествований о существах фантастических, поражающих воображение, воплощающих в себе представления древнего человека о сущности земных и небесных явлений. Гидра - как раз относятся к тем животным, упоминание о которых можно часто встретить в древних мифах, легендах и сказаниях. Первой упоминавшейся гидрой, стала Лернейская гидра из древнегреческой мифологии. Змея с девятью драконьими головами была рождена около озера Лерн, куда убийцы приходили замаливать свои грехи. Это место и стало ее жилищем. Иногда ее изображали с человеческими головами. Она была вечно голодна и опустошала окрестности, поедая стада и сжигая посевы своим огненным дыханием. Гидра была покрыта блестящей чешуей, а тело ее было толще самого толстого дерева. Когда она приподнималась на хвосте, ее было видно далеко над лесами. По преданию, Лернейскую гидру победил Геракл - всем известный герой древней Греции. Но одолеть гидру было нелегко. Геракл срубал мечом головы гидры, но на их месте вырастали две новые, гидра становилась сильнее. И тогда друг Геракла, Иолай, стал прижигать огнем обрубленные шеи. Так Гераклу удалось убить древнее чудовище. Битва Геракла с гидрой - один из самых популярных и всем известных сюжетов. Имя гидры дано одному из созвездий, по форме напоминающему змею.
Второй знаменитой гидрой стала средневековая водяная змея. По преданию, она жила в водах Нила и враждовала со своим вечным заклятым недругом крокодилом. Когда крокодил засыпал на берегу с открытой пастью, гидра забиралась в его чрево и разрывала его изнутри. Борьба крокодила и гидры в древних сказаниях символизировала искупление грехов: крокодил олицетворял ад, а гидра - Христа, выводящего оттуда грешников.
В Средневековье гидру также представляли многоголовым драконом, у которого на месте отрубленных голов появлялось несколько новых. Иногда ее изображения ассоциировались с семиголовым драконом Апокалипсиса.
Ужасного гигантского Ламбтонского червя из Северной Англии также причисляют к гидре. Днем он жил в реке, а ночью выползал на берег, поедая животных и людей. Победить его было невозможно: его разрубленные части тут же срастались вновь. Согласно древней легенде, его убил хозяин замка Ламбтон. По совету колдуньи он покрыл свои доспехи острыми шипами. Червь обвился вокруг него, но не смог раздавить - шипы рвали его на части. Червь распался на мелкие кусочки, тут же подхваченные сильным течением реки. Так червя не стало. Хотя, как это свойственно гидрам, каждый из этих кусочков мог вырасти в дальнейшем в нового червя.
Интересно, что многие чудовища древности, которых мы теперь считаем вымышленными, практически до 18 века воспринимались как реально существующие животные. В их существование верили даже ученые, а некоторых мифических зверей можно было найти на картах и в атласах. Так что вполне вероятно, что за сохраненными веками преданиями и легендами могут скрываться еще не раскрытые тайны и загадки истории.

Лернейская гидра (Второй подвиг)

После первого подвига Эврисфей послал Геракла убить лернейскую гидру. Это было чудовище с телом змеи и девятью головами дракона. Как и немейский лев, гидра была порождена Тифоном и Ехидной. Жила гидра в болоте около города Лерны и, выползая их своего логовища, уничтожала целые стада и опустошала все окрестности. Борьба с девятиголовой гидрой была опасна потому, что одна из голов ее была бессмертна. Отправился в путь к Лерне Геракл с сыном Ификла Иолаем. Прибыв к болоту у города Лерны, Геракл оставил Иолая с колесницей в близлежащей роще, а сам отправился искать гидру. Он нашел ее в окруженной болотом пещере. Раскалив докрасна свои стрелы, стал Геракл пускать их одну за другой в гидру. В ярость привели гидру стрелы Геракла. Она выползла, извиваясь покрытым блестящей чешуей телом, из мрака пещеры, грозно поднялась на своем громадном хвосте и хотела уже броситься на героя, но наступил ей сын Зевса ногой на туловище и придавил к земле. Своим хвостом гидра обвилась вокруг ног Геракла и силилась свалить его. Как непоколебимая скала, стоял герой и взмахами тяжелой палицы одну за другой сбивал головы гидры. Как вихрь, свистела в воздухе палица; слетали головы гидры, но гидра все-таки была жива. Тут Геракл заметил, что у гидры на месте каждой сбитой головы вырастают две новые. Явилась и помощь гидре. Из болота выполз чудовищный рак и впился своими клещами в ногу Геракла. Тогда герой призвал на помощь своего друга Иолая. Иолай убил чудовищного рака, зажег часть ближней рощи и горящими стволами деревьев прижигал гидре шеи, с которых Геракл сбивал своей палицей головы. Новые головы перестали вырастать у гидры. Все слабее и слабее сопротивлялась она сыну Зевса. Наконец и бессмертная голова слетела у гидры. Чудовищная гидра была побеждена и рухнула мертвой на землю. Глубоко зарыл ее бессмертную голову победитель Геракл и навалил на нее громадную скалу, чтобы не могла она опять выйти на свет. Затем рассек великий герой тело гидры и погрузил в ее ядовитую желчь свои стрелы. С тех пор раны от стрел Геракла стали неизлечимыми. С великим торжеством вернулся Геракл в Тиринф. Но там ждало его уже новое поручение Эврисфея.

Главный мотив в мифологии - борьба добра и зла. Каждую из сторон поддерживает целый сонм созданий. Некоторые из тех, кто «играет» за сторону зла способны устрашать и сегодня.

Диббук

«Диббук» с иврита переводится как «прилепившийся». Это злой дух в ашкеназском еврейском фольклоре, который является душой умершего злого человека. Душа-диббук не может расстаться с земным существованием из-за совершенных человеком тяжких преступлений и грехов, например, если человек совершил самоубийство.

Диббуки упоминаются в каббалистической литературе с XVII века. Диббук изгоняется цадиком (праведником) и десятью другими членами еврейской общины, которые при этом одеты в погребальные рубашки. При процедуре изгнания диббука сжигают ароматные вещества, читают молитвы и трубят в шофар. Диббуков можно соотнести с демонами и духами, которые в католической церкви изгоняются при помощи обряда экзорцизма.

Василиск

Василиск - зооморфное существо. Обычно он изображался как чудовище с головой петуха, глазами жабы, крыльями летучей мыши и телом дракона. От его взгляда или дыхания каменеет все живое. Убить василиска может только собственное отражение в зеркале, питаются эти существа камнями.

В Средние века считалось, что василиск рождается из яйца, снесённого петухом и высиженного жабой на подстилке из навоза.

Ещё василиск не переносит крика петуха (из-за чего выбирается из пещер только ночью) и боится единорогов, так как это слишком «чистое» животное.

Свое название василиск получил из-за хохолка или диадемы на голове, которые похожи на корону.

Ракшасы

Ракшасы - крайне неприятные создания. Они упоминаются и в буддизме, и в индуизме. Там ракшасами называют демонов-людоедов и злых духов. Ракшасов женского пола называют ракшаси.

В индуизме ракшасы являются собирательным образом тёмного начала (тамас), то есть всё что несёт страдание, несправедливость и зло в существующий мир, нарушает дхармический порядок.

Ракшасы только и делают, что все портят: мешают проведению богослужений, оскверняют могилы, могут вселиться в человека, когда он ест или пьет, начинают его терзать и могут даже довести до самоубийства. Также ракшасы способны оборачиваться в разных животных и даже принимать человеческий облик. Всегда - со злонамеренными целями - напакостить, поссорить, привести человека к беде...

Абааасы

Абаасы - общее название бесчисленного множества злых божеств и духов верхнего, среднего и нижнего миров в якутской мифологии. Само слово происходит из корня «аба» – зло. В якутском эпосе «Олонхо» небесных и подземных абаасы часто называют ещё «адьарай» (чудовище).

В одном из якутских поверий есть легенла о том, что абаасы рождается из камня черного цвета, похожего на ребенка. Поначалу абаасы ничем не отличается от людей и ест то же самое, но когда вырастает, начинает есть самих людей.

Абаасы искушают людей на плохие поступки, преступления, внушают страхи, насылают на них страдания и болезни и могут довести до самоубийства. Часто родственники больного или умершего приносили в жертву абаасы животное, как бы обменивая его душу на душу человека, которой они угрожают.

Абаасы - абсолютное зло. Все вредные и опасные вещи, животные и растения - созданы абаасы.

Лернейская гидра

Лернейская гидра («гидра» с древне-греческого переводится как «водяная») знакома нам детства - она одна из тех, кого побеждает Геракл. Это змееподобное чудовище с ядовитым дыханием, обитавшее в подземных водах. В древнегреческой мифологии Гидра считалась дочерью Тифона и Ехидны.

Описания Гидры разнятся. Обычно она многоголовая и обладает очень важным прикладным «скиллом» - на месте отрубленной головы у нее вырастает несколько новых. Одна голова Гидры и вовсе бессмертна.

Геракл выманил Гидру из пещеры горящими стрелами, а затем при помощи Иолая, который прижигал места, где отрубалась голова, победил чудовище. Бесссмертную голову Геракл закопал и завалил тяжелым камнем. Правда, из-за того, что справился герой в чудищем не в одиночку, подвиг ему Еврисфеем не зачелся.

Джинны

Джинны - в исламе и в доисламскую эпоху реальные духи, созданные из чистого бездымного пламени. Джинны живут параллельно с людьми, но не вопринимаются ни одним из пяти чувств.

По мнениям салафизма джинны способны представать перед человеком в облике человека, животного или растения. Они могут овладевать разумом и телом живых существ, иногда они делают это с целью нанесения вреда, или если влюбляются в человека.

Чтобы обезопасить себя от нежеланного контакта с джинном, мусульманин должен чаще читать Коран дома. Если джинн всё-таки вселился в человека, его можно изгнать только именем Аллаха. Злые джинны или шайтаны склоняют человека к порокам, и идолопоклонству. Чтобы джинн не смог проникнуть в дом, перед входом мусульманин говорит «бисмиллях».

Служат джинны Иблису, исламскому аналогу Сатаны. Он, отпавши от Бога сам, склонил к падению праотцов рода человеческого, отторгнул от Бога некоторых других духов; так произошли джинны, дэвы и пери.

В исламской мифологии джинны - единственные существа, кроме людей, имеющие свободную волю. Джинны, как и люди, рождаются, женятся, производят потомство и умирают. Но джинны вольны выбирать, верить в существование Аллаха или не верить. Джинны бывают разных видов, но особенно зловредные из них - ифриты: огромные, крылатые, злобные и хитрые исчадия ада, живущие под землёй

Гаки

Одна из самых плодовитых на страшных существ мифология - японская. Так, в ней есть вечно голодные демоны, называемые гаками. Считается, что в гаков после смерти перерождаются те, кто предавался чревоугодию, либо выбрасывал съедобную пищу.

Гаки постоянно хотят есть, но не могут при этом от голода умереть. Они способны съесть все, в том числе и своих детей, но насытиться не могут. Когда гаки попадают в мир людей, то становятся людоедами.

Хундун

На изображении хундуна вы не увидите ни глаз, ни рта, ни ушей, поскольку хундун - это олицетворение хаоса, абсолютно безликое божество из китайских народных верований. Хундун описывается как гуманоидное существо, напоминающее живой бесформенный мешок без отверстий.

Хундун был зловредным созданием и приносил в жизнь несчастья. У Хундуна, между тем, достаточно трагичная судьба. Считавшие его уродом китайские боги Шу и Ху решили провести над Хундуном пластическую операцию и просверлить ему глаза, рот и нос, но пациент операции не перенес...

В греческой мифологии Гидра - дракон- змея с семью головами. Она символизирует трудности в борьбе со злом: как только одну из ее голов отрубают, тут же вырастает новая. Слепая, животная сила жизни.

Гидра Лернейская (Hydra), в греческой мифологии чудовищная девятиголовая змея с собачьим туловищем, рожденная Ехидной от Тифона (по Гесиоду).

Чудовище обитало в болоте близ местечка Лерны, недалеко от Аргоса, гидра считалась непобедимой, так как из отрубленной головы у нее вырастали две новые. Царь Тиринфа и Микен Эврисфей отправил Геракла с заданием убить лернейскую гидру.

С помощью своего племянника Иолая (по другим версиям брата) Геракл смог одолеть свирепую гидру, юноша Иолай прижигал обезглавленные шеи гидры горящей головней (по Аполлодору).

Разрубив туловище гидры, Геракл смочил острия своих стрел в ее смертоносной желчи, так чтобы наносимые ими раны становились смертельными. Однако, этот подвиг героя не был признан Эврисфеем, так как Гераклу помогал племянник.

Историческая справка.

Лерна (Λέρνη), в древности так называлось или местечко в Арголиде, или источник, или болото, известные благодаря мифу о гидре, убитой Гераклом. В тридцати стадиях (пять км) от Аргоса, происходили в честь Деметры лернейские таинства, являвшиеся подражанием известным Элевсиниям. Там же было расположено считавшееся бездонным озеро Алкиония, около которого происходили ночные мистерии в честь Диониса.

Легенда o Гидре:

В греческой мифологии многоголовый дракон или водяная змея с несколькими головами. Больше всех известна Лернейская гидра, жившая в болотах вблизи города Лерна на берегу Арголидского залива. Порождение Ехидны и Тифона, она имела огромное змеиное туловище и девять голов дракона, одна из которых была бессмертной. Время от времени чудовище выходило на сушу и опустошало окрестные земли, пожирая посевы и скот. Дыхание гидры отравляло воду и сжигало посевы; даже когда она спала, ядовитый воздух вокруг нее был смертелен для людей. Но самым ужасным в этой твари было то, что стоило отрубить ей одну голову, как на ее месте вырастали две другие.

Очистить землю Арголиды от этого чудовища царь Эврисфей поручил Гераклу. Взяв с собой возничего Иолая, герой отправился на колеснице к Лерне. Оставив лошадей поодаль, Геракл подошел к логову Лернейской гидры и стал метать внутрь горящие стрелы, заставляя гадину выбраться из пещеры. В ярости выползла, извиваясь покрытым блестящей чешуей телом, громадная змея и грозно поднялась на своем хвосте, готовясь броситься на героя.

Сын Зевса наступил ей ногой на туловище и придавил к земле, а сам взмахами тяжелой палицы стал колотить по змеиным головам. Гидра обвилась хвостом вокруг ног Геракла и старалась свалить его, но велик и могуч был герой. Непоколебимой скалой стоял он, вихрем свистела в воздухе его палица, одна за другой слетали головы гидры.

Но на месте каждой сбитой головы вырастали две новые, и стало казаться, что не будет конца этой битве и чудовище обречено на вечное существование. К тому же на помощь гидре вылез из болота огромный рак и вцепился в другую ногу Геракла. Пришлось Гераклу позвать Иолая, стоявшего с колесницей в ближайшей роще. Иолай поджег рощу и горящими стволами деревьев стал прижигать гидре те места, откуда слетали головы. Теперь новые головы перестали расти, и все слабее и слабее сопротивлялась гидра сыну Зевса. Наконец Геракл добрался до бессмертной головы, срубил ее, зарыл глубоко в землю, а сверху придавил это место тяжелейшим камнем. Затем он рассек туловище зловещей гадины и в ядовитую желчь обмакнул все свои стрелы. Так в нелегком бою Геракл совершил свой второй подвиг.

Другой знаменитой гидрой была жившая в водах Нила водяная змея, вечно враждующая с другим речным обитателем - крокодилом. Дождавшись, пока крокодил заснет на берегу с открытым ртом, гидра заползала в его чрево, разрывала крокодила и выходила наружу. По средневековым бестиариям, эта борьба символизировала искупление грехов. Крокодил олицетворял смерть и ад, а гидра - Христа, сходящего в ад, чтобы вывести оттуда души грешников.