Леонид добровский. Мама Ренаты Литвиновой: Зять превратил жизнь моей дочери в ад

Рената Муратовна Литвинова – самобытная актриса, сценарист, режиссер, икона стиля и известный персонаж светской хроники, в первой половине 2000-х покорившая зрителей умением переплетать в своих работах философию, психологию, чувства и долю сумасшествия.

За неподражаемую мимику и манеры, умение держать себя многие называют Ренату Литвинову русской Марлен Дитрих .

Детство

Рената Литвинова родилась в семье врачей Алисы Литвиновой и Мурата Вергазова. Назвали Ренату в честь дяди Рината, татарина по национальности. Отец жил отдельно от жены и дочери, поэтому мама воспитывала девочку в одиночку. «Когда ко мне приходили какие-нибудь подружки, я вешала в прихожей или мужскую кепку, или пальто, чтобы они думали, что у меня есть отец», – с грустью поделилась Рената в одном из интервью.


Алиса Литвинова, челюстно-лицевой хирург по профессии, души не чаяла в кино и постоянно брала дочку в кинотеатр на вечерние сеансы. Взрослые фильмы Ренате казались скучными, чтобы увлечь ребенка, мама всегда брала с собой пакет с яблоками. Но в итоге киномания передалась и Ренате, которая впоследствии признавалась, что может смотреть фильмы сутками напролет.

«Я помню, как разбила молотком кассету с одним скандальным фильмом, настолько он мне показался омерзительным. Короче, я слишком неравнодушна к кино. Чересчур. Можно было и не колотить молотком», – вспоминала актриса.


А вот школьные годы Рената Литвинова предпочитает не вспоминать. Единственное, о чем упоминала знаменитость, это воспоминания какой-то беспросветности, одиночества. После занятий девочка всегда торопилась домой, подальше от учеников и учителей, к любимым книгам.

В детстве Рената Литвинова много читала, причем все подряд. Ну а больше всего любила Николая Гоголя и мамину Большую медицинскую энциклопедию. «Помню, между страниц там были вложены гибкие грампластинки как учебное пособие, например „Шизофренический бред“... Вот все это я обожала изучать».

Студенческие годы

В 1984 году, после 10 класса, девушка решила подавать документы на сценарный факультет ВГИКа. Не только из-за не поддающейся контролю любви к кино – уже в средних классах она начала пробовать себя в качестве писателя под псевдонимом Рытхэу. К тому же институт был совсем рядом с ее домом.


Экзамены во ВГИК принимал сценарист Евгений Габрилович. Он сразу выделил Ренату из огромного количества абитуриентов, и девушка без труда поступила с первого раза. На курсе с Ренатой училось много детей знаменитых родителей, например, сын режиссера-мультипликатора Роман Качанов и Аркадий Высоцкий, сын Владимира Высоцкого и Людмилы Абрамовой.

«Познер»: Рената Литвинова

Руководил курсом драматург Исай Константинович Кузнецов. «Рената была красавица, – вспоминал педагог. – Меня сразу поразила ее жестикуляция. Поначалу все манеры Ренаты кажутся ненастоящими, но потом понимаешь, что для нее это естественный способ держаться».

Однокурсники и педагоги Ренаты отмечали, что она была очень резка в суждениях. К примеру, если на курсе обсуждали чью-то работу и спрашивали мнение актрисы, то она заявляла: «А зачем это вообще обсуждать?».


Во времена студенчества Литвинова дебютировала в кино с небольшой ролью («Две стрелы. Детектив каменного века»)

Диплом у Ренаты Литвиновой был под стать ей самой – оригинальный. Называлась работа «Принципиальный и жалостливый взгляд Али К.». Однако рецензент его оценил негативно и диплом пришлось переписывать. После его прочтения один из экзаменаторов даже спросил, умеет ли Рената разговаривать по-русски.

Карьера: сценарист, актриса, режиссер

После института последовала стажировка, которую Литвинова проходила в объединении Сергея Соловьева «Круг». Первый же сценарий «Нелюбовь» понравился руководителю, и картина с одноименным названием вышла в 1991 году. Сюжет рассказывал о девушке, флиртующей одновременно с двумя мужчинами: юным студентом и пожилым, но состоявшимся в жизни фотографом, ни к одному из них не питая искренних чувств.


В 1992 году вместе с Глебом Алейниковым Рената Литвинова работала над сценарием к фильму «Трактористы-2», однако вышедшая на экраны лента осталась незамеченной зрителями.

Актерский дебют Литвиновой пришелся на драму «Увлеченья», режиссером которой выступала Кира Муратова , еще в конце 80-х прочитавшая дипломный сценарий Литвиновой. Тогда их сотрудничество не задалось, но в этот раз Ренате досталась одна из главных женских ролей картины – медсестра Лилия, мгновенно зарекомендовавшая Литвинову как оригинальную, самобытную актрису.


«Я никогда не чувствовала в себе актерских талантов. Более того, свое лицо я считала нефотогеничным. Я всегда отказывалась, когда меня звали сниматься. Но отказать самой Кире – это было невозможно», – рассказывала о своем первом серьезном актерском опыте Рената.

Интервью Ренаты Литвиновой (2000 год)

Сотрудничество Муратовой и Литвиновой продолжилось. В 1996 году режиссер взялась за фильм по дипломному сценарию Литвиновой, который рассказывал о жизни женщины средних лет, ищущей спасение от беспросветного одиночества в детских воспоминаниях.

Чуть позже Рената написала сценарий для одной из новелл киноальманаха «Три истории», а также исполнила в ней главную роль, сыграв девушку по имени Офа, которая по непонятной причине ненавидит всех вокруг. Работая в архиве больницы, она отслеживает судьбы детей, от которых отказались родители. Фраза ее героини «Этой планете я поставила бы ноль» моментально пошла в народ.


Одной из самых сильных литературных работ Ренаты Литвиновой стала повесть «Обладать и принадлежать» – историю о двух девушках, одна из которых глухая, мечтающих уехать в страну глухих, где царит справедливость. Прочитав ее, режиссер Валерий Тодоровский снял свою четвертую картину – драму «Страна глухих» с Чулпан Хаматовой и Диной Корзун.


В начале нулевых, после премьеры сериала «Граница. Таежный роман» Александра Митты , к Литвиновой-актрисе пришла народная слава. Актриса воплотила образ гарнизонного медработника Альбины Ворон – женщины с тонкой, чувствительной и экстравагантной натурой. Создавалось впечатление, что роль писали специально для нее.


Апогей союза Литвиновой и Киры Муратовой пришелся на 2004 год – именно тогда свет увидела трагикомедия «Настройщик». На два с половиной часа экранного времени ее зрители погружались в исследование психологических мотивов, побудивших простого студента консерватории на изящную криминальную аферу. В этом кино Рената Литвинова впервые показала поцелуй. Она не раз отмечала, что ни разу не видела правдивого поцелуя в кино, а потому решила продемонстрировать его сама.


В том же году вышел фильм «Богиня. Как я полюбила» – Рената Литвинова была его режиссером, сценаристом и ключевой актрисой. После просмотра столь интимного авторского фильма зрители не могли сдержать слёз.


Среди других ярких ролей Ренаты Литвиновой – Тата из «Мне не больно» Алексея Балабанова , Зоя из драмы «Жестокость», Алла из экранизации романа Виктора Пелевина «Generation П».

Личная жизнь Ренаты Литвиновой

Рената Литвинова не любит обсуждать личную жизнь. Про первого супруга, кинопродюсера Александра Антипова, она рассказывать не любит. Замуж за него она вышла совсем юной, в 17 лет.

Уже в те годы обладавшая индивидуальным стилем, она неожиданно для самой себя стала настоящим секс-символом среди однокурсников, прозвавших Ренату гейшей за густо напудренное лицо и ярко-красную помаду. Она отвергала все ухаживания сверстников, и лишь начинающему ленинградскому режиссеру Антипову удалось растопить ее сердце. Но увы – их брак продержался лишь три года; разрыв стал серьезным испытанием для психики девушки.

Рената Литвинова – актриса, режиссер и сценарист, женщина загадка, от которой невозможно оторвать глаз. Ее или не понимают вовсе, или же боготворят. Ее манера одеваться, говорить - завораживает. Чего только стоит ее жестикуляция, которая просто гипнотизирует зрителя.

У Ренаты Литвиновой с самого детства была закомплексованность во всем, но ее близкие люди научили как с этим бороться, более того она так умеет себя преподнести, что ее считают самой необыкновенной женщиной. Порой она бывает жесткой и циничной, но в душе всегда остается маленькой ранимой девочкой.

Такая женщина как Рената Литвинова, сколько бы ей не было лет, всегда будет выглядеть шикарно. Многие женщины интересуются секретом красоты, которым она владеет, ее рост, вес. Возраст Ренаты Литвиновой хоть и приближается к отметке пятьдесят, выглядит актриса безупречно и при росте 176 см, ее вес составляет всего лишь 58 кг.

А тайны вовсе и нет никакой, нужно уметь себя любить и ценить, говорит Рената Литвинова. Фото в молодости и сейчас у актрисы как небо и земля. Если сейчас мы видим в ней икону стиля, то раньше девушка не могла наносить даже макияж. Она ходила с выбеленным лицом, накладными ресницами и считала это жутко-красиво.

Недавно Рената поменяла свой стиль и прическу, из блондинки она превратилась в шатенку. Как, отметили большинство ее поклонников, женщина не только стала красивее, а еще и моложе.

Биография 👉 Ренаты Литвиновой (актриса)

Биография Ренаты Литвиновой началась в Москве 12 января 1967 года в семье врачей. Отец – Мурат Аминович Вергазов, имел по происхождению татарские корни и даже девочку назвал в честь своего брата - Рината. Когда родилась дочка, родители вскоре развелись и мать – Алиса Михайловна Литвинова работала не покладая рук, чтобы обеспечить свою семью. В школьные годы девочка хоть и посещала школьные кружки, занималась танцами и спортом, росла очень стеснительной и скромной.

Помимо школы Рената закончила музыкальную школу, а после ее окончания поступила во ВГИК на сценарно-киноведческий факультет. Еще с детства Рената сочиняла стихи и небольшие рассказы, поэтому решила оттачивать свое умение и мастерство. Уже во время учебы девушку приглашали сниматься в учебных фильмах. Педагоги вспоминают, что девушка сразу бросалась в глаза и отличалась от основной массы, она всегда очень резко оценивала работы других однокурсников и также строго относилась и к себе.

После окончания института первая ее работа «Нелюбвь» произвела впечатление и в 1991 году вышла на экран. Литвинову также пригласили сниматься в фильме «Увлеченья», где она сыграла главную роль, но сама актриса признается, что больше по нраву ей работать режиссером, нежели сниматься в кино, так как считает свою внешность недостаточно идеальной.

Дальше Литвинова чем больше пишет сценарии к фильмам и снимается в них, тем больше замечают ее оригинальность и самобытность. Ренату можно увидеть в рекламных роликах, где она рекламирует косметику «L Oreal», а реклама часов «Rado» является актерской и режиссерской работой Литвиновой. Актрису приглашают на телевидение в роли ведущей таких передач, как «Стиль от Ренаты Литвиновой», «Ночные музы», «Красота скрытого».

А своей близкой подруге - Земфире подарила восемь клипов, в которых была режиссером. На данное время Рената Литвинова занимается авторским кино, в которых доносит зрителю свои нравы и убеждения. Не каждый человек поймет это, но режиссер знает, что у нее есть своя аудитория зрителей, которые поймут и оценят ее работы. Эти фильмы хочется пересматривать по несколько раз, и каждый раз находишь что-то новое, поучительное и содержательное.

Личная жизнь 👉 Ренаты Литвиновой (актриса)

Личная жизнь Ренаты Литвиновой всегда остается интересующей всеми тема, о которой всегда говорят. Так как сама Литвинова в интервью не дает подробностей, многие додумывают сами. Уже как много лет Ренате приписывают роман с исполнительницей рок-песен Земфирой, но так это или нет, остается загадкой.

Не один раз папарацци заставали как Рената Литвинова и Земфира целуются. Фото одинаковых колец у обоих, предполагает тот факт, что якобы пара расписалась в стране, где возможны однополые браки. А в социальной сети Земфира написала, что ей никто не нужен кроме Ренаты. Может это настолько близкая дружба женщин, что им и мужчины не нужны?

Семья 👉 Ренаты Литвиновой (актриса)

Семья Ренаты Литвиновой – это мама и бабушка, которые с самого детства учили девочку как стать настоящей женщиной. Мать прививала ей любовь к искусству, постоянно водила дочь на сеансы в кино и в театр. А бабушка учила ее быть женственной и интеллигентной. Внучке не раз демонстрировала как нужно вести себя за столом и какими приборами пользоваться в случае надобности.

Актриса помнит все помады и баночки с кремами, которые так благоухали, и которые были важными атрибутами в жизни женщин. Даже сейчас У Ренаты Литвиновой остался любимым ароматом духов «Красная Москва», которая пользовалась ее бабушка.

Дети 👉 Ренаты Литвиновой (актриса)

Дети Ренаты Литвиновой должны быть самостоятельными и независимыми личностями, всегда думала будущая актриса, еще даже не имея детей. Когда Рената родила дочку, она не изменила своим принципам, и Ульяна будучи еще ребенком, отправилась во взрослую жизнь учиться и жить в другую страну.

Девочка, как и ее мать, растет творческим человеком, очень любит читать книги и отдает предпочтение винтажному стилю одежды. В этом мать и дочь похожи, поэтому с удовольствием ходят по бутикам для выбора новой одежды.

Дочь 👉 Ренаты Литвиновой (актриса) – Ульяна

Дочь Ренаты Литвиновой – Ульяна родилась от Леонида Добровского, второго официального мужа актрисы. На данное время девушке исполнилось семнадцать лет и со школьного возраста Рената, хоть очень и скучает в разлуке с дочерью, отправила учиться ее во Францию. Девушка свободно владеет тремя языками и ей очень нравится жить там.

Когда Ульяна приезжает на каникулы в Москву, мать все свое свободное время проводит с ней и называет своим сокровищем. Внешне девушка очень похожа на Литвинову, и даже манеры поведения напоминают мать.

Бывший муж 👉 Ренаты Литвиновой – Александр Антипов

Бывший муж Ренаты Литвиновой – Александр Антипов режиссер по образованию завоевал сердце неприступной красавицы на первом курсе института. Роман закрутился в водовороте страстей так, что Литвинову чуть не отчислили за неуспеваемость.

Не прошло и трех месяцев после знакомства, как пара расписалась. Рената, как и любая женщина, думала, что эта любовь на всю жизнь. Ну спустя какое-то время молодые люди остыли друг к другу, у Александра, поговаривают, были интрижки с другими женщинами, и пара развелась.

Бывший муж 👉 Ренаты Литвиновой – Леонид Добровский

Бывший муж Ренаты Литвиновой - Леонид Добровский бизнесмен женился на актрисе в 2001 году и в этом же году Рената подарила ему дочь. Пара прожила вместе пять лет, пока в душе у Литвиновой не проснулась любовь к Земфире. Добровский от безысходности кидался на жену даже с ножом, однако ничего не менялось и в 2006 году пара развелась с громким скандалом.

В некоторых источниках появилась информация, что Рената нетрадиционной ориентации, и со своей избранницей они вместе живут. Сама Литвинова опровергает эту информацию, объясняя, что они всего лишь родственные души и близкие подружки.

Супружество и свадьба 👉 Ренаты Литвиновой с Земфирой

Уже ни для кого не секрет, что Земфира и Рената объединили свой союз. Так ли это? Разные официальные источники утверждают и то и другое одновременно. Например dp.ru написала о их браке в Швеции, а rg.ru тут же этот опровергает этот факт. Представители Ренаты пообещали «разобраться» со всеми, кто опубликует клевету и грязь. И вот кому теперь верить? Делаем выводы сами.

Инстаграм и Википедия 👉 Ренаты Литвиновой

Инстаграм и Википедия Ренаты Литвиновой есть, как и у любого знаменитого человека, про которого хочется узнать, как живет актриса, что любит и чем занимается в свободное от работы время. В социальных сетях можно узнать и более детальные подробности из жизни актрисы.

Не так давно Рената поделилась снимком, где она одета в джинсах. Оказывается, это ее любимая форма одежды, так как в них комфортно и они следят за ее фигурой вместо весов. «Сразу можно почувствовать похудела ты или поправилась», говорит Литвинова, «Поэтому даже взвешиваться не надо».

Рената Литвинова в настоящее время работает над фильмом «Северный ветер» , который станет своего рода продолжением одноимённого спекакля, ранее поставленного ей же. Одну из главных ролей в предстоящем проекте сыграет родная дочь Литвиновой, Ульяна Добровская .

Рената Литвинова и её бывший муж Леонид Добровский

Рената выложила в инстаграм фотографию Ульяны, которая решила повторить образ матери из фильма «Небо. Самолёт. Девушка» .

Поклонники актрисы отметили сходство между Литвиновой и её дочерью: «Дочь? Мать после пластики? Сразу и не разберёшь…», «Какая красавица. Рената, ваша копия. Не в обиду. Даже красивее», «Похожа на вас, но такая при этом индивидуальная».

Вместе с Ульяной в картине «Северный ветер» сыграет Светлана Ходченкова , которой придётся постараться, чтобы затмить юную красавицу.

Ульяну Добровскую ранее можно было увидеть в фильмах «Весельчаки» и «Петербург. Только по любви» , а также в короткометражных проектах, снятых её матерью.

Рената Муратовна Литвинова (тат. Renata Morat qızı Litvinova). Родилась 12 января 1967 года в Москве. Российская актриса театра и кино, кинорежиссёр, сценарист, телеведущая. Заслуженная артистка РФ (2003).

Имя Рената актриса получила в честь своего дяди Рината, который был татарином.

Мать - Алиса Михайловна Литвинова работала врачом-хирургом, отец Мурат Аминович Вергазов (1940-1987) также был врачом. Родители разошлись, когда Литвиновой был всего год, но актриса в интервью вспоминала его как очень красивого мужчину. Он был потомком старинного татарского рода из города Касимова Рязанской губернии.

Помимо общеобразовательной, Рената посещала и музыкальную школу, а также секцию лёгкой атлетики, хотя способностей к бегу не имела. Она была выше своих сверстников, за это ей дали прозвище «Останкинская телебашня».

Помимо роста, Литвинова отличалась и особым взглядом на мир, который окружающие не воспринимали и высмеивали, а её классный руководитель называла девочку «не от мира сего» и просила не трогать. Она оставляла её после уроков и учила выкручивать половую тряпку, что Литвинова воспринимала как издевательство.

Не имея друзей, Рената большую часть свободного времени проводила, читая книги в домашней библиотеке. Любимым писателем у неё был Гоголь.

В старших классах школы Рената Литвинова проходила практику в доме престарелых, где её назначили начальницей приёмного отделения, так как постоянных врачей там не было, а кому-то нужно было выполнять работу по приёму пожилых людей. Врачи приезжали лишь в день самого приёма, и дольше не задерживались. Там Литвинова столкнулась с нарушением закона, когда дети сдавали своих родителей, в то время как по закону можно было принимать только одиноких. В интервью она сказала, что у неё было одинокое детство и школа вспоминается с отвращением.

В молодости у Ренаты Литвиновой были большие финансовые проблемы. Это побудило её сниматься в рекламе. Первый рекламный опыт Литвиновой состоялся в девятом классе. Её внешность, видимо, удачно сочеталась с драгоценностями, поскольку именно их ей предложили рекламировать. Позже она успешно прошла отборочный конкурс для работы манекенщицей, но одновременно была принята и во ВГИК, куда и пошла учиться.

Во время учёбы увлекалась историей кино, и, по её собственным словам, предпочитала сценарную работу актёрской.

При написании своего дипломного сценария под названием «Принципиальный и жалостливый взгляд Али К.» у Литвиновой возникли проблемы с рецензентом, который негативно оценил уже почти готовую работу, обвинив в неумении говорить по-русски. В результате её пришлось переписывать три раза.

Преддипломную стажировку Рената проходила в объединении известного режиссёра, сценариста и продюсера Сергея Соловьёва «Круг», с которым она познакомилась ещё тогда, когда он руководил казахской мастерской во ВГИКе. Соловьёв считал, что проза Литвиновой очень своеобразна благодаря ярким личностям и незабываемым манерам, а уровень мастерства уже в ранние годы был выдающимся. Соловьёву очень понравился написанный Ренатой сценарий «Нелюбовь» и он запустил его в своём объединении.

В 1988 году Литвинова написала сценарий короткометражного фильма «Очень любимая Рита. Последняя с ней встреча».

В 1989 году дебютировала в роли актрисы в эпизодической роли фильма российского режиссёра Аллы Суриковой «Две стрелы. Детектив каменного века», сыграв человека из рода.

В 1994 году актриса получила одну из главных ролей в драме «Увлеченья» украинского режиссёра Киры Муратовой. Впоследствии Литвинова снялась ещё в шести фильмах Муратовой, в том числе в мелодраме «Настройщик», которая участвовала во внеконкурсной программе 61-го Венецианского кинофестиваля.

Широкую известность актриса получила в 2000 году после выхода на экраны телесериала «Граница. Таёжный Роман» , в котором сыграла роль Альбины Ворон, гарнизонного медработника - несколько странной, утончённой девушки 25-30 лет, которую тяготит жизнь в глубинке России с ненавистным мужем. Он акцентирует внимание на бытовых проблемах, в то время как Альбина считает себя аристократичной особой и борется с его желаниями. В 2002 году за роль в этом сериале Рената Литвинова получила Государственную премию России.

Кроме игры в кино в качестве актрисы, была сценаристом и режиссёром многих картин. Фильмы «Богиня: как я полюбила» и «Последняя сказка Риты» являются полностью авторскими работами Литвиновой, в которых она выступила как режиссёр, сценарист, продюсер и актриса.

В разное время срежиссировала 8 клипов для Земфиры.

Снялась в качестве актрисы в клипе Аллы Пугачёвой «Речной Трамвайчик».

Рената Литвинова в клипе "Речной Трамвайчик"

В 2001 году Литвинова снялась сразу в трёх картинах: киноальманахе «Чёрная комната», фильме «Берлинский экспресс» и криминальной драме «Апрель». В «Чёрной комнате» Литвинова сыграла роль крупье в последнем эпизоде «Гипноз», вместе с Еленой Кориковой, Маратом Башаровым и Михаилом Ефремовым. В «Берлинском экспрессе» актриса исполнила эпизодическую роль агента спецслужб. Также в этом году Литвинова снялась в клипе «Речной Трамвайчик», а в 2003 году в клипе выпускницы «Фабрики Звёзд» Юлии Бужиловой на песню «Ты мне пишешь».

После ряда незначительных проектов, Литвинова вернулась к работе сценариста, благодаря чему в 2002 году вышел фильм «Небо. Самолёт. Девушка». Он стал ремейком фильма 1968 года «Ещё раз про любовь». В этой работе Рената выступила как сценарист, продюсер и актриса, сыграв главную женскую роль Лары. Сценарий Литвинова писала, опираясь на пьесу Эдварда Радзинского «104 страницы про любовь». Фильм посвящён проблеме любви и расставания.

В 2003 году британский художник, режиссёр и писатель Питер Гринуэй приглашает Литвинову в свой мультимедийный проект «Чемоданы Тульса Люпера». Помимо Ренаты в проекте принимали участие итальянские актрисы Орнелла Мути и Изабелла Росселлини. Несмотря на участие мировых кинозвёзд, проект не удалось реализовать полностью. Литвинова прошла путь от сценариста, вдохновившего Киру Муратову, Юрия Грымова, Валерия Тодоровского, до режиссёра собственного фильма «Богиня: как я полюбила».

С 2004 года на сцене МХТ имени А. П. Чехова Литвинова исполняет роль Любови Андреевны Раневской в спектакле «Вишнёвый сад», а с 2012 года - роль Ромэйн в спектакле «Свидетель обвинения».

В издательстве «Афиша» в 2005 году вышла книга «Богиня. Разговоры с Ренатой Литвиновой», написанная журналистом Алексеем Васильевым. Книга составлена из диалогов и отрывков неопубликованной прозы.

В 2007 издательства «Амфора» и «Сеанс» в серии «Библиотека кинодраматурга» выпустили книгу «Обладать и принадлежать», в которую вошли новеллы и киносценарии.

Помимо актёрской и режиссёрской работ, Рената Литвинова известна как телеведущая нескольких программ об истории моды («Пьедестал красоты. История обуви с Ренатой Литвиновой» и «Красота скрытого. История нижнего платья с Ренатой Литвиновой» на телеканале «Культура»), о кино («Ночной сеанс с Ренатой Литвиновой» на «НТВ», «Кинопремьеры» и «Синемания» на «Муз-ТВ»). Рената Литвинова является рекламным лицом многих брендов. Так, актриса в разное время рекламировала косметику L"Oreal, часы Rado, автомобили Volvo, ювелирные изделия Carrera Y Carrera.

В 2014 году Литвинова при поддержке компании Zarina представила свою авторскую коллекцию одежды в стиле 1950-х годов XX века.

Неоднократно высказывалась против гомофобии, расизма, фашизма. В 2012 году приняла участие в фотопроекте Harper’s Bazaar «Я против!».

В феврале 2013 года, отвечая на вопрос журнала The New Times, выступила со словами поддержки в адрес гомосексуальных подростков: «Когда ты один против всех - надо внутри себя иметь силу и знание, что наступит время, когда, пойдя против всех, но сохранив именно себя, ты будешь правым». Позже присоединилась к антигомофобной кампании «Будь сильнее», в видеообращении для которой высказала аналогичное мнение.

Рост Ренаты Литвиновой: 172 сантиметра.

Личная жизнь Ренаты Литвиновой:

Первый муж - кинопродюсер Александр Антипов (1970 г.р.). Они поженились в 1996 году, но уже в 1997-м развелись.

Второй муж - бизнесмен Леонид Добровский (1965 г.р.), они вступили в брак в 2001 году. 26 июля 2001 года у них родилась дочь Ульяна. В 2007-м пара развелась.

Девочка обучается во Франции - Рената считает, что французское школьное образование превосходит по своим качествам российское.

Брак с Добровским был для Ренаты тяжелым. Они без конца ссорились, иногда муж пускал в ход кулаки. В т.ч. бил в присутствии ребенка. Был случай, когда на глазах у дочки он начал душить Ренату и бросаться на нее с ножом. Разводились со скандалом - муж едва не забрал у нее дочь.

По слухам, Литвинова является бисексуалкой. Есть подозрения, что ее отношения с известной певицей выходят за рамки простой дружбы.

По некоторым данным, скандалы с Добровским были именно из-за отношений Литвиновой с Земфирой.

Сама Рената Литвинова избегает разговоров о личной жизни.

Фильмография Ренаты Литвиновой:

1989 - Две стрелы. Детектив каменного века - эпизод
1994 - Увлеченья - Лилия, медсестра
1997 - Три истории (киноальманах) - Офа, регистратор роддома
2000 - Чёрная комната (киноальманах) - крупье в казино
2000 - Право на выбор
2000 - Граница. Таёжный роман - Альбина Ворон, медсестра
2001 - Гипноз (короткометражный) - крупье в казино
2001 - Апрель - Настасья
2002 - Небо. Самолёт. Девушка - Лара
2002 - Берлинский экспресс - агент спецслужб
2004 - Настройщик - Лина, жена Андрея
2004 - Диверсант
- Фаина, следователь
2005 - Жмурки - официантка / секретарь
2005 - Вокальные параллели
2006 - Мне не больно - Тата, Натэлла Антоновна
2006 - Жесть - жена обнаженного мужчины
2006 - Два в одном - работница трамвайного депо
2006 - 9 месяцев - эпизод (нет в титрах)
2007 - Жестокость - Зоя Андреевна Гаткина
2008 - Отдамся в хорошие руки - мама
2009 - Приказано уничтожить. Операция "Китайская шкатулка" - Шарлотта
2009 - Мелодия для шарманки (Украина) - "Киса"
2009 - Красная шапочка (Червона Шапочка, Украина)
2009 - Весельчаки - жена Розы
2010 - Золотое сечение - Катюша
2010 - Бриллианты. Воровство (короткометражный) - женщина с большим носом
2011 - Сердца бумеранг - волшебница
2011 - Последняя сказка Риты - Таня Неубивко
2011 - Generation "П" - Алла
2012 - Девушка и смерть (Girl and Death, The / Mädchen und der Tod, Das, Германия, Нидерланды, Россия) - Нина
2012 - Вишнёвый сад (фильм-спектакль) - Любовь Андреевна Раневская
2012 - Вечное возвращение - Женщина
2013 - Гена-Бетон - редактор газеты «Наш криминал»
2013 - Волшебный кубок Роррима Бо 3D - старшая пионервожатая / ведьма Вергильда
2015 - Про любовь - лектор
2016 - Как достать соседа

Озвучивание Ренаты Литвиновой:

1999 - 8 1/2 долларов - Ксения (роль Натальи Андрейченко)
2008 - Приключения Алёнушки и Ерёмы (анимационный)
2009 - Сапсан (анимационный)
2009 - Новые приключения Аленушки и Еремы (анимационный) - тетка Аленушки Ефросинья
2011 - Последний человек из Атлантиды (анимационный)

Режиссерские работы Ренаты Литвиновой:

2000 - Нет смерти для меня (документальный)
2004 - Богиня: как я полюбила

2011 - Последняя сказка Риты
2016 - Петербург. Только по любви

Работы Ренаты Литвиновой как сценариста:

1990 - Ленинград. Ноябрь | Leningrad, November (Германия, СССР) в соавторстве с Андреасом Шмидтом, Олегом Морозовым
1991 - Нелюбовь
1992 - Трактористы II в соавторстве с Глебом Алейниковым
1994 - Увлеченья
1995 - Принципиальный и жалостливый взгляд
1996 - Мужские откровения (короткометражный)
1997 - Три истории (киноальманах)
2000 - Нет смерти для меня (документальный)
2002 - Небо. Самолёт. Девушка
2004 - Богиня: как я полюбила
2005 - Вокальные параллели (Россия, Казахстан)
2006 - Два в одном
2011 - Последняя сказка Риты

Продюсерские работы Ренаты Литвиновой:

2002 - Небо. Самолёт. Девушка
2004 - Богиня: как я полюбила
2008 - Зеленый театр в Земфире (документальный)
2011 - Последняя сказка Риты


Писатель Дмитрий Быков первое время терпеть не мог Ренату Литвинову, а потом как-то привык, успокоился и в чем-то даже полюбил. В данном случае это не интервью, а портрет - на фоне личных отношений.

На кинофоруме в Суздале в 1996-м она подошла ко мне - роскошная, высокая, колышущаяся на каблуках и, по тогдашней моде, слегка пьяная:

Дима! Почему вы меня так не любите… бэби…

Это у меня так проявляется любовь, - ляпнул я и убежал.

Чем случайней, тем вернее.

Было время, когда я терпеть не мог Ренату Литвинову, и даже широко писал об этом.

Знаете, - говорю, - Рената, я так был неправ в отношении вас...

Вот видите, - говорит она, - но вы хоть признаете...

С ней не больно-то подставишься. И тем не менее именно ей - как и другой женщине ее склада, Ахматовой, скажем, - я бы охотно рассказал всю свою жизнь, если б хоть на мгновение допускал, что им это зачем-нибудь нужно.

Сноба

Вообще-то я в симпатиях и антипатиях ошибаюсь редко. Скажем, не нравился мне на моем курсе один претенциозный мальчик, который все увлекался Сартром и Годаром и молодежными бунтами. Нос он задирал высоко, и я, скромный ботаник, казался ему конформистом. Теперь этот нонконформист правая рука Василия Якеменко, создателя «Наших» и как бы министра молодежи. И таких историй полно. Но с Литвиновой, кажется, меня что-то сбило - то ли потому, что ее самозабвенно хвалили неприятные мне люди, а иногда приятные, но глупые, то ли я слишком опирался на художественный результат. А художественный результат в ее случае не главное, потому что не она в нем виновата. Сценарии кромсали или ставили по-своему, актерские ее данные использовали кто во что горазд, и в неталантливых руках она действительно выглядела «нашей свежезамороженной Мэрилин Монро из Урюпинска», как написал один критик, тоже ее не любивший. Теперь-то я люблю Ренату Литвинову, на многое для нее готов, - но, господа, я ведь и к девяностым в девяностые относился хуже некуда. А теперь кажется - очень даже ничего.

Вообще быть современником сноба - ничего хорошего. Сноб во всем чрезмерен, слишком ярко настаивает на своем, на каждом шагу доходит до самопародии - и у него серьезные проблемы со вкусом. Моднику важно, как он выглядит, но умирать за это он не готов. А снобу это до такой степени важно, что жизнь ему относительно недорога. Скажем больше: любой эстетически последовательный человек отличается высокой личной храбростью и презрением к опасности, да и к самой жизни. Литвинова - замечательный человек для экстремальных ситуаций: ей так важно себя уважать, что она из-за одного этого не сделает никакой гадости. Как показывает практика, эгоизм - более надежный стимул, чем любовь к людям. Я больше доверяю тем, кто хочет хорошо выглядеть и честно в этом признается. Когда другая претенциозная женщина, тоже с изломанностью, эстетством, но без литвиновского таланта, рассказывает, как она помогает бомжам, потому что любит людей, я в это никак поверить не могу, и мне не нравится, что она возвышает себя за счет бомжей. А если бы она сказала, что это у нее от желания хорошо выглядеть, я бы ее зауважал, не говоря уж о том, что это было бы честно.

Вот у Литвиновой все честно.

Литвинова - замечательный человек для экстремальных ситуаций: ей так важно себя уважать, что она из-за одного этого не сделает никакой гадости

Я заметил эту черту еще у Алены Витухновской, которая тоже не должна была мне нравиться по определению: стихи авангардные, неровные, крикливые, и внешность крикливая, и презрение ко всему живому так и сочится из ее пор. Но то, как она сидела, никого не сдавая, и то, как вела себя потом, - аргумент серьезный. Я понял, что она не лукавит, действительно не любит жизнь, совершенно ею не дорожит, короче, ей действительно важно хорошо себя вести, потому что иначе она не сможет себя любить, а это в ее случае единственная живая эмоция. У Литвиновой, я думаю, примерно та же история - с поправкой на то, что некоторых она все же любит, даже больше, чем себя, но градус безумия у этих людей должен соответствовать ее собственному. А когда появилась Земфира, стало понятно, что литвиновский максимализм еще и относителен, что она, в общем, белая и пушистая на фоне другой ураганной девочки, а художественный результат сопоставим.

Искусственная шизофрения

Я не буду тут пересказывать ее биографию, которой, в сущности, почти и нет: родилась в 1967 году, в январе (а я, кстати, в декабре, очень приятно), росла без отца, названа в честь дяди Рината, мать - врач. Что важно: дома была медицинская энциклопедия, и Литвинова с детства любила слушать прилагавшиеся к ней гибкие грампластинки с записью шизофренического бреда.

Не зря шизофрения превратилась в литературный миф, считается чуть ли не обязательной спутницей гениальности; сразу скажем, что в девяти случаях из десяти нас не ждет никаких открытий, но шизофрения, пожалуй, единственная душевная болезнь, позволяющая свихнуться со знаком «плюс».

Это ненадолго, как всякое болезненное цветение; подступает умственная деменция, распад личности, человек перестает следить за собой, а там и соображать. Но поначалу, когда интеллект еще не затронут, появляются удивительные идеи. Я вот в детстве тоже очень любил читать старинный, пятидесятых годов, учебник «Психиатрия» со стенографическими записями разных бредов: параноидальные были, как правило, логичны и скучны, сопряжены с бредом величия и мало отличались от застольных бесед Гитлера (вот уж точно невыносимое чтение - и скучное, и страшное).

Шизофреники бредят бескорыстнее, веселей, слова у них ставятся не в линейку, а под углом, как у Платонова, и особенно прелестны мгновенные и внезапные перескоки с предмета на предмет, композиционные ходы, до которых рациональный ум не додумается. Литвинова именно тогда научилась своим точным и неправильным словесным конструкциям - именно точным и именно неправильным: «После родов у меня в теле имеются жирные моменты»… Скажи иначе - и будет непохоже, общо. Или знаменитое «все в мире так закрючковано»… Про человека, который одновременно с Литвиновой сделался символом и знаменем отечественной молодой кинематографии, - про Охлобыстина, конечно, - сценарист Александр Александров замечательно сказал: «Он сошел с ума на имитации сумасшествия». У Литвиновой иначе - она привила его себе, как врач прививает чуму для изучения симптомов; и ее сдвинутая речь стала для сдвинутой реальности девяностых годов так же адекватна, как платоновская для двадцатых. Литвинова продемонстрировала на себе все болезни эпохи - но, разумеется, никогда не отдавалась этому эксперименту до конца. Зачем она все это делала? Ну это был такой, если хотите, наш ответ прагматизму и обогащению, наш голос непродавшихся и незарабатывающих, демонстративно отстраненных на грани аутизма. Наша попытка самоутверждения маргинальных. Вы вот так, а мы вот так. Мы никогда не будем делать того, что некрасиво, а если нам предлагается жить некрасиво, мы умрем. Во времена, когда затаптывали слабых и безумных (а в девяностых это было, нечего кривиться), мы демонстративно будем слабы и безумны. Этой слабостью и безумием мы вас покорим, и вы будете нам ножки целовать.

Сценарист

Интересно, что во ВГИКе она дружила и потом общалась как раз не с иконами стиля, не с гламурными красавицами, а с жесткими профессионалами. Скажем, ее очень любили Петр Луцик и Алексей Саморядов, самый талантливый сценарный тандем после Дунского и Фрида, - Саморядов упал с балкона гостиницы «Ялта» во время Ялтинского кинофорума в 1994 году, а Луцик умер шесть лет спустя, успев правильно реализовать один из их любимых сценариев, «Окраину» («Добрые люди»). У них была та же вечная сценарная проблема - все их ставили не так. Они вообще мало с кем дружили, а Литвинова была для них своя. Литвинова вспоминает про Саморядова абсурдный, недостоверный эпизод, но с ним ведь все было недостоверно: однажды они купили пельменей, стали их варить, а пельмени какие-то были очень тяжелые и никак не всплывали. Оказалось, они набиты шариками от подшипников - в начале девяностых практиковалось такое, для веса. Саморядов очень расстроился и предложил Литвиновой хоть водки, но без закуски она не пила.

Что касается ее собственных сценариев того времени - они были не особенно рассчитаны на постановку. Но у Литвиновой было то, из чего делается кино, - герой. Этого героя она чувствует, умеет описать, он живой. Особенно ценно, что он разный: страшная медсестра из «Офелии, безвинно утонувшей», которую она сама же и сыграла. А что это за персонаж? Литвинова его в разговоре со мной определяла так:

Она не борец. А таких неборцов всегда подхватывают либо темные, либо счастливые воды, и они плывут, не сопротивляясь. Чаще темные. Они попадают под влияние каких-то монструозных персонажей. Скорее всего, толстеют, злобнеют, спиваются, бытовеют… и исчезает волшебство. Талантов в них, пожалуй, нет. Скорей всего, какой-то шарм, блескучесть… то, что нельзя определить словами. Что исчезает раньше всего. И то, что неборцы, конечно. Сегодняшний вариант этого типа, может быть, Клавдия Коршунова, которая у Миндадзе в «Отрыве». Черненькая такая лань, на цыганку похожа. Сейчас все, кого в звезды назначают, ужасно фальшивые. А она не фальшивая, страшно, чтобы не испортилась.

Она привила сумасшествие себе, как врач прививает чуму для изучения симптомов; и ее сдвинутая речь стала для сдвинутой реальности девяностых годов

Я даже думаю, что Литвинова вообще - сценарист для сценаристов, как Хлебников для поэтов. Можно брать и подхватывать какие-то ее идеи, которые у нее изложены в невыносимо концентрированном, недостоверном виде, и, разбавив бытом или просто занудством, переносить в кино, и всем понравится. Вот сняла она фильм «Богиня. Как я полюбила» - дикую совершенно сказку про прекрасную милиционершу, все сделано на очень простом контрасте неземной платиновой блондинки с кровавыми губами и ее чудовищно скучной и пошлой службы, еще там любовная линия с Максимом Сухановым, сумасшедшим миллионером, разыскивающим жену на том свете. Смотрелось это как нормальный шизофренический бред с гибкой грампластинки, но о времени, как ни странно, свидетельствовало - потому что доминирующей интонацией этой картины была брезгливость, некоторый ужас перед миром, в который вброшена Фаина, вечный ребенок. Потом приходит Николай Хомерики, снимает гиперреалистическую «Сказку про темноту», про красавицу-милиционершу, с такими же разговорами в курилке, - и смотреть это невозможно, а Литвинову смотришь. Потому что яркость есть яркость, и это привлекает вне зависимости от того, хорошо или плохо получилось. Я вообще с годами все меньше верю в критерии «хорошо-плохо». На вкус и цвет товарищей нет, но если есть свой голос - уже спасибо. Думаю, что все поставленные сценарии Литвиновой как раз и есть разбавленный литвиновский концентрат - в чистом виде он невыносим, а в разбавленном исчезает главное, та самая мгновенная и безусловная узнаваемость. Наверное, ее надо все-таки судить по особым законам, признав существование жанра «Литвинова» - и честно сказав, что никто другой из работающих в этом жанре (а пытались многие) так ничего серьезного и не сделал.

Кстати, беда была именно в том, что Литвинову пытались принимать очень уж всерьез. Серьезное восприятие Литвиновой приводило к восторженным статьям вроде первого материала о ней, который в «Столице» опубликовал в 1993 году Денис Горелов. Эта статья начиналась словами «она умрет скоро». Понятно было, что речь об авторском мифе, о лирической героине, и Денис, написавший так восторженно, ждал в ответ чего-нибудь не менее восторженного, а получил ледяной взгляд. Потому что Литвинова все еще хотела быть отдельно, и смириться с прирастанием маски ей пришлось только после муратовских «Увлечений», когда ее стали снимать постоянно и все в одном амплуа. Тогда ее речь и стала похожа на монологи безумной медсестры. Это все не от хорошей жизни. Она в одном интервью честно сказала, что на конструирование собственного имиджа тратит больше времени и сил, чем на литературу, а толку меньше, и ее бы воля - она бы вообще все время тратила на «бумажки». А приходится на обложки сниматься.

Женщина

И еще вот эти все разговоры про то, что Литвинова - гений чистой красоты, в смысле, чистейшей прелести чистейший образец. Я не эксперт по части женской красоты, но, по-моему, Литвинова с точки зрения канона скорей не красавица и уж во всяком случае ничего даже отдаленно сопоставимого с Монро или Дитрих в ее облике нет. И сексапильности особой я в ее прохладном имидже не вижу. Но что есть и чего не отнять, так это абсолютная последовательность: как говорил в одном романе модельер, красив не тот, кто красив, а тот, у кого хватает последовательности быть до конца некрасивым. Еще Юрий Гладильщиков удивлялся в журнале «Сеанс»: как это Литвинова так сумела навязать всему обществу свои достаточно маргинальные вкусы? Отвечаю: в маргинальности все и дело. Как говорит другой талантливый и профессиональный, но совершенно невыносимый друг Литвиновой, актер и режиссер Александр Баширов: за маргиналами будущее, их мало, но они интенсивны. В случае Литвиновой самая карикатурность образа действует так сильно, что ее уже не забудешь, а запомнив - начнешь инстинктивно подражать. Чем она расплачивается за такую густоту бытия - отдельная тема, но в реальности девяностых она безусловно уловила важный, простите за выражение, тренд.

Какой именно? Я так прямо не скажу. Но, наверное, это такая поруганная красота, вынужденная спасаться под маской; беспомощность всех, кто не зверь, невостребованность и неуместность всех, кто в более мягкие времена нормально бы себе встроился в реальность... Безумие одиноких, несвоевременность одаренных, вынужденность поведения всех сколько-нибудь нестандартных... Литвинова вынуждена осуществляться во времена, когда человек менее упорный и самодостаточный был бы сожран, когда единственной формой бытования сценариста (кинематографа-то нет - сначала рухнул прокат, потом производство) становится светская жизнь либо исполнение гротескных ролей. Типаж, надо полагать, Бланш Дюбуа: «Я всегда зависела от доброты первого встречного...» Но в российских девяностых нельзя быть Бланш Дюбуа, это вам не американские сороковые, можно быть только клоуном; на этом пересечении сентиментальности и шутовства существуют и Муратова, и Литвинова, но Муратова про это снимает, а Литвинова в этом существует. Я ее как-то спросил, не боится ли она конца света.

А, все равно ничего сделать нельзя... Все ухудшается, климат тоже, ну и конец света, ну и что, я в этом живу.

Вероятно, именно поэтому ни один из ее телепроектов не продержался долго. В них есть вызывающая неформатность, пафос в сочетании с пародией, а этого на нынешнем телевидении, не только на отечественном, не терпят.

Жена

С личной жизнью там тоже много всего было, пересуды возникали бесконечные, и читатель, наверное, ждет с самого начала, что вот сейчас я наконец-то расскажу все как есть. А я ничего не расскажу, потому что рассказывать почти нечего. Литвинова очень много работала - два сценария в год, до десятка киноролей, в том числе больших и неожиданных, как в «Жестокости», - а поскольку ставить ее оригинальные сценарии перестали очень быстро, да и большого успеха они не имели, кроме «Нелюбви», ей приходится все меньше писать и все больше играть. При таком напряженном графике какая же личная жизнь? Она ее и не афишировала особо. Литвинова никогда не делала карьеры через постель, скорей уж ею пытались воспользоваться, поскольку в славу она вошла очень рано, брака же у нее было два, и оба распались. Про второй, правда, точных сведений нет.

Первый муж - Александр Антипов, продюсер, вожделенный компромисс между кинематографом и состоятельностью. Познакомились они на фильме по сценарию Литвиновой «Злая Фаина, добрая Фаина». Ставить его собиралась Муратова с Ренатой в главной роли, Антипов выступал продюсером, Муратова настаивала, чтобы в эротической сцене Литвинова непременно снималась сама и по возможности откровенно, а Литвинова не захотела. Литвинова максималист, Муратова совсем максималист, короче, коса на камень. Они не поссорились, но разошлись - это не помешало Литвиновой сыграть едва ли не лучшую свою роль в «Настройщике», где именно Рената придумала обыграть стоявшую неподалеку косу и явилась перепуганной Алле Демидовой в образе гламурной смерти. Но до «Настройщика» было еще четыре года. Из «Фаины» потом получилась «Богиня» - без всякой эротики, - а в «Настройщике» эротика как раз есть, но сквозь ночную рубашку. А в том конфликте продюсер взял сторону Литвиновой - мол, если не хочет, пусть не снимается, - и это их, стало быть, сблизило. Брак продлился два года и распался без скандала. Впрочем, в других источниках утверждается, что и брака никакого не было, или он был гражданский, а Литвинову я расспрашивать не хочу, потому что она или что-нибудь сочинит по обыкновению, или вообще ничего не скажет. Про детство она рассказывает охотно, а про личную жизнь - никогда.

На конструирование собственного имиджа она тратит больше времени и сил, чем на литературу, а толку меньше, и ее бы воля - она бы вообще все время тратила на «бумажки». А приходится на обложки сниматься

Второй муж - бизнесмен Леонид Добровский, ныне заместитель гендиректора ОАО «Мостотрест». Человек не бедный. Дача на Николиной горе, элитная, как пишут в желтых листках, квартира в Толмачевском переулке. Повод для развода - скандалы, повод для скандалов - бурная светская жизнь Литвиновой. Пошли слухи о лесбийском романе с Земфирой, обеим они прибавили скандальной славы, насколько все это справедливо - я комментировать не берусь, и это неинтересно. Многие обсуждали роковой вопрос «Что нашла Литвинова в Добровском?» (будучи выше его на голову и знаменитей в разы). Говорили про деньги, но Литвинова не стала бы выходить замуж за деньги - таких предложений было достаточно, она и так протянула с замужеством до 33 лет. Полагаю, что нашла надежность, и полагаю, что переоценила ее, - это все к вопросу о «доброте первого встречного»: восхищаться Ренатой Муратовной готовы тысячи, а вот обеспечить ей сносную жизнь с повседневной заботой никто не рвался. Короче, этот брак шесть лет спустя закончился громким разводом, причем Литвинова опротестовала первое решение суда об алиментах, упрекнув мужа в сокрытии истинных доходов и потребовав ежемесячно немалую сумму - те же желтые листки называли 120 тысяч рублей, и она не опровергала. Цитируемое в прессе исковое заявление Литвиновой - о том, чтобы оставить с ней дочь Ульяну, разрешив мужу дважды в неделю с ней общаться, - не носит ни малейших следов ее обычной стилистики, чем наглядно доказывает, что Литвинова вполне себе способна обходиться без маски: «Следует учитывать, что отец ребенка Добровский Л. Ю. - бизнесмен и в силу своего менталитета большую часть времени думает и печется о работе, в связи с чем он не сможет уделять Ульяне достаточного внимания, столь необходимого ребенку в ее возрасте». Она явно писала это сама, без помощи юристов, «думает и печется» выдает ее с головой, но если надо, может имитировать любой слог, хоть канцелярит. Настоящие великие безумцы - Пушкин, Хлебников - не могли написать официальную бумагу, не подпустив чего-нибудь исключительно своего. «Саранча летела, летела и села. Села, посидела, все съела и вновь улетела».

Ульяна, 2001 года рождения, блондинка в Ренату, но круглолицестью и курносостью похожа скорей на отца. О будущей профессии ребенка Литвинова не распространяется и, по собственному признанию, не задумывается.

Вы хотите для нее вашей судьбы?

Я хочу, чтобы она не обабилась, вот и все. Женщины, которые много рожают и проваливаются в быт, превращаются в такие… детородные органы, а с мозгами что-то происходит. Наверное, я неправильно говорю…

Что до романа с Земфирой, ну, товарищи, это так неинтересно! Земфира, по-моему, вообще очень неинтересна во всем, кроме сцены, музыки, аранжировок и т. д. Не читал ни одного ее содержательного интервью. Может, это она такая замкнутая - говорила же Цветаева: «Сдержанный человек - значит, есть что сдерживать». Но пока я там не вижу этой особой глубины (в текстах тоже), а вижу эпатаж, большой талант и некоторую потерянность. Сближает их с Литвиновой, думаю, максимализм и брезгливость - женщины часто именно от брезгливости живут вместе, мужчины им противны чисто эстетически, - так что ничего не исключаю, но ничего и не предполагаю. Меня никогда не занимала однополая любовь, даже женская и даже теоретически. И какая разница? На качестве текстов это в обоих случаях не отразилось. Пока заметно одно: и Земфиры, и Литвиновой стало гораздо меньше.

Земфира записала последний альбом два года назад и что-то ничего сенсационного с тех пор не продемонстрировала. Литвинова пробует себя в качестве модельера и тоже ничем особенным на этой ниве не прославилась. Вообще их молчание красноречивей любых слов, потому что в новом времени им уже категорически нет места: не по политическим мотивам, конечно, а по общечеловеческим. Чтобы оценить Литвинову и Рамазанову, нужна хоть капля идеализма, а этого сегодня не осталось совсем, как не осталось нескомпрометированных слов. Можно ставить их под любыми углами - искра не высекается. Литвинова права, относя себя скорее к поколению людей сороковых-пятидесятых, о которых она и сняла свой единственный покамест документальный фильм - «Нет смерти для меня».

А чем отличаются люди девяностых от нынешних?

Наши иногда за деньги продавались, а эти даром отдаются.

Девушка, катастрофа, яблоко

Вот этот ее ответ и заставил меня наконец понять, как сильно я все-таки ее люблю. И за что именно. Кстати, сходные чувства испытал к ней Никита Михалков, который ее терпеть не мог, но после совместной работы на фильме «Мне не больно» как-то проникся. Как раз в этом смысле она и сыграла смерть своего типажа - из реальности он тоже куда-то делся. Или, точней, сейчас уже всем не больно.

Такие женщины, как героиня Литвиновой, приближают крах эпохи - а в другой эпохе существовать уже не могут, крах. Это и есть главная проблема femmefatale. Всю жизнь играть в смерть, а потом умирать по-настоящему.

И хотя вся наша фатальность девяностых годов была очень третьего сорта, Литвинова, кажется, действительно умудрилась приблизить время, в котором ей нет больше места.

А точней всех сказал про нее Нагибин, хоть это и про Ахмадулину. Он там в дневнике спрашивает себя, за что он ее все-таки любит. А вот за то, что если самолет будет падать и все побегут спасаться в хвост, где якобы безопасней, Ахмадулина останется сидеть на своем месте и грызть яблоко.

Литвинова потом именно это сыграла в фильме «Небо. Самолет. Девушка».

Я так ее и воспринимаю - сидит в кресле и грызет яблоко. А куда летит этот самолет - какая уже, к черту, разница.

Фото: Владимир Клавихо-Телепнев