Крушение теплохода «Булгария». Хроника и расследование дела (07.07.2014)

Семь лет назад затонул пассажирский теплоход "Булгария". У людей было около трёх минут, чтобы выбраться из огромного корабля, который стремительно скрывался под водой.

10 июля 2011 года совершавший круиз по маршруту Казань - Болгар - Казань двухпалубный пассажирский теплоход "Булгария" затонул на обратном пути. Из-за перегруза, непрофессионализма экипажа и плохого технического состояния судна погибли 122 человека, среди которых 28 несовершеннолетних. Катастрофа стала крупнейшей на Волге по числу жертв в современной России.

Многие ехали в Болгары семьями или шумными компаниями. Те, кто выжил, до сих пор винят себя, что остальных не удалось спасти, даже если это было физически невозможно.

Она была беременна

Евгений и сыграли свадьбу 25 июня 2011 года, а через пару недель отправились в путешествие. Молодые люди знали, что Лейсан была на 15-й неделе беременности, и подбирали имя будущему ребёнку. Девушка знала, что родится сын, но пока не решалась сказать, - всё хотела сделать сюрприз.

Молодые люди встречались ровно год и жили вместе полгода. Они любили друг друга так сильно, что окружающие говорили, что они как брат и сестра - похожи и внешне, и характером. У них даже отчества были одинаковые - Айдарович и Айдаровна.

Денег особо не было, Женя только недавно устроился на работу, чтобы обеспечивать семью. Решили, что небольшой круиз на теплоходе потянут, - надо же себя порадовать. Да и отправлялись вместе с друзьями.

Утром 9 июля Женя и Лейсан летели сломя голову к речному порту: были уверены, что теплоход отходит от причала в 9:00. Уже на месте вспомнили, что до отправления ещё 12 часов, - "Булгария" стартовала из Казани вечером. Ну что поделать? Пришлось вернуться. Возвращаться перед дорогой считается плохой приметой, но кто об этом в 20 лет задумывается?

И вот он - вечер. На пристани выстроился ряд теплоходов. Все они стояли гордо, прямо и поражали своей какой-то статью, что ли. Поодаль от них примостилась "Булгария". Она словно заманивала людей, "приветливо" наклонившись направо. На крен обратили внимание все пассажиры, правда, значения никто не придал: ну неприятно, но не критично же?!

До Болгар дошли еле-еле. Особо пассажиры не жаловались: многие из них - дети, которые вообще слабо представляют, как должен выглядеть теплоход. Остальные считали, что это просто "неудобства", и продолжали веселиться. Дождь и шторм, конечно, раздражали, но что тут поделаешь, - бывает. В конце концов никто не ждал VIP-судна за тысячу, ну максимум за 3,5 тысячи рублей, уплаченных за путёвку.

Утром 10 июля всех высадили в Болгарах и отправили на экскурсию. Туристы чертовски устали - душно, много ходить, да и у многих был довольно весёлый вечер. Поэтому по возвращении на борт многие просто рухнули отдыхать.

Не стал исключением и Евгений, а Лейсан отправилась прогуляться по палубе. Она стала одной из первых, кто увидел, как судно заваливается на бок и наполняется водой. Девушка бросилась в каюту - разбудила спящего мужа. Молодожёны схватились за руки и побежали наверх. Пробежали по коридору по колено в воде, подбирались к двери, ведущей к спасению, как вдруг теплоход пошатнулся, водой захлестнуло всё вокруг.

Лейсан внезапно исчезла в потоке, она просто выскользнула у меня из рук. Я не удержал её, - рассказывал Евгений Лайфу.

Молодой человек сразу бросился за женой: стал нырять в кромешной темноте в поисках супруги. Под руки попадалась какая-то мебель, чьи-то вещи, и тут вдруг... человек. Схватил за шкирку, вытащил - ребёнок, лет семь. Вытолкнул к выходу. Ещё раз - может, сейчас Лейсан?! Но на Женю посмотрела пенсионерка. Терёшин спас две жизни. Но его родные - жена и неродившийся сын - остались на дне Волги.

Самого парня вынесло воздушной пробкой из подводной могилы. Спустя несколько минут пассажиров подобрала "Арабелла". Когда сошли с неё, на берегу уже стояли родственники и его, и жены. Молодого человека увезли в больницу. Две недели под капельницами, работа с психологом из Москвы, непрекращающиеся кошмары во сне. Последние, впрочем, виделись ещё не один год.

Жену похоронили на родине матери в посёлке Апастово. Женя же не мог представить, что делать. Покончить с собой? Пойти и разнести к чёртовой матери офис турфирмы, которая продала путёвки, зная, что теплоход может утонуть? Всё время его оберегали и родители, и родные жены.

Как-то Лейсан приснилась своей маме и поручила ей: "Смотрите там за ним, оберегайте", - вспоминал Евгений.

Он не раз говорил, что, если бы только успел, постарался как можно больше раз сказать Лейсан, как он её любит.

Опоздай. Просто опоздай

Девушка к двадцати трём годам окончила Казанский кооперативный институт, работала в магазинах, на производстве, успевала шить, вязать себе и другим. Очень любила купаться. Так что прогулка на теплоходе по любимой Волге для неё казалась чудесным вариантом отдыха.

Опоздай, ну опоздай же". Девушка приехала на речной вокзал за несколько минут до отправления.

Теплоход как-то не внушал доверия, но ребята, подшучивая про "Титаник", двинулись на борт. На то, что судно кренится, старались не обращать внимания: ну и правда, что тут сделаешь - бывает.

В Болгаре молодые люди отстали от экскурсии и рисковали не успеть на теплоход, но заплатили таксисту по двойной таксе, чтобы не опоздать.

Девушки прогуливались по палубам, когда увидели, как теплоход слишком сильно стал наклоняться. Они бросились в каюты, пробираясь через потоки воды, хлеставшие из дверей. Вся компания бросилась к выходу.

Альбина ухватилась за лестницу, при этом держа сестру за руку. Вдруг хлынул мощный поток воды, из-за которого руки расцепились. Короткий крик, который вскоре исчез под водой.

Альбина даже не могла броситься за сестрой - не умела плавать. Руслан искал возлюбленную, но безуспешно. Айгуль так и не выбралась. Альбине и Руслану удалось спастись. Руслан потом долго ещё не мог говорить, только смотрел на воду, надеясь, что каким-то чудом его невесту доставят на берег живой.

О том, как и чем сейчас живёт Альбина, ничего не известно. О Руслане, впрочем, тоже немного. Судя по его странице в одной из соцсетей, в 2012-м году он начал встречаться с девушкой, в 2014-м женился. И просто пытается жить дальше.

Выжил один

Сиринэ Шарапова с 11-летней дочкой Камилой и мужем Ниязом отправилась в небольшое путешествие на "Булгарии" вместе с 37 другими семьями сотрудников завода, поставляющего строительные материалы на универсиаду. Так на предприятии решили поощрить людей, усиленно работающих перед спортивным мероприятием.

У Шараповых как раз сорвался отпуск в Крыму, так как Сиринэ попросту не успевала всё закончить. Поэтому решили прокатиться на "Булгарии" - хоть что-то. Вообще, 46-летняя мать семейства всегда думала совершить длинное путешествие по воде. Вся семья плавала хорошо.

Даже если что-то случится - выплывем, - уверенно говорила она.

Нияз за 13 лет вместе привык, что жена всегда была активной. На теплоходе, машине, поезде - как угодно. Она летать только не любила: боялась разбиться.

Жизнь с ней никогда не была серой. Конечно, без трудностей не обходилось, на блюдечке нам ничего не приносили. Но Сиринэ была мудрой. Всегда могли сесть вдвоём - всё обсудить и решить, - рассказывал позже Нияз "Аргументам и фактам".

Он занимался бизнесом, так получалось, что чаще мог уехать с работы, чтобы забрать дочь с танцев, из школы. Даже получалось пару часов погулять и посекретничать.

Шли пешком и разговаривали обо всём на свете. Она хорошо училась. Год с одной четвёркой закончила. Занималась танцами, играла на пианино, - вспоминает мужчина.

Дочь женщины от первого брака - Гузель - позже рассказывала, как Камилу в семье называли "будущий президент", - девочка была крайне ответственна. Делать уроки или разучивать очередную мелодию шла сама, без напоминаний. А вот на каникулы её в этот раз никуда не получалось свозить, как-то поощрить. И тут звонит супруга и радостно сообщает, что они едут на день на теплоходе до Болгара.

Ну хоть дочка развеется, - подумал тогда Нияз.

Да и жене нужен был отдых: в последнее время постоянно родственники умершие снились. Могла несколько раз за ночь проснуться. В семье думали, что это от нервов: очень переживала из-за работы, хотела, чтобы всё успели в срок.

Мысли, которые преследовали Шараповых по пути в Болгар: не теплоход, а сплошное разочарование, питание скудное, обстановка самая простецкая, судно кренится всё время. Ладно, в следующий раз можно поехать на нормальном...

https://static..jpg" alt="" data-layout="wide" data-extra-description="">

Алмаз Хайретдинов из Арска в четыре года остался без родителей из-за трагедии на Волге. Родные только через год решились сказать мальчику, что мама Раиля и папа Айнур больше никогда не вернутся.

Спите спокойно, мамочка и папочка, - сказал ребёнок, уезжая с могилы.

Отдыхать на "Булгарии" поехали 28-летний Айнур с Раилей, которая на год его младше. В двухдневное путешествие их позвала сестра Айнура Ильмира и её супруг Альберт Аглиев. Сначала мужчины и вовсе думали отказаться от затеи: не было кают с душем. Но потом под уговоры жён согласились.

Чего-то особенного о начале поездки они не помнят: на крен не обращали особого внимания, а вечером, как и многие, поужинали, потанцевали. Утром погуляли по Болгару. А по возвращении решили посидеть в каюте у брата и его жены. Супруги уже думали пойти к себе, когда услышали: "Все на левый борт!"

Аглиевы бросились в свою каюту, что по соседству, за спасательными средствами. Затем понеслись наверх. В коридоре Раили и Айнура не было - наверное, наверху уже, решили супруги.

Поток воды почему-то шёл снизу - как фонтан. Мы выскочили на палубу, поплыли. Если бы не муж, я бы не вынырнула с опрокинувшегося корабля, - призналась Ильмира, которая плохо умела плавать.

Они спаслись в той катастрофе. А вот родители Алмаза остались на дне Волги.

Мать Раили кричала мне в лицо: "Зачем ты выплыла, зачем вернулась, если не спасла своего брата?!" - рассказывала позже МК Ильмира.

Общая трагедия не объединила семью. Бабушки мальчика - - ещё на поминках начали выяснять, кто же будет опекуном ребёнка. Рос он вместе с родственниками отца, но бабушка по материной линии не собиралась отказываться от внука. Как-то договориться, чтобы он был и с теми, и с другими, было невозможно.

Суд в итоге вынес решение в пользу родственников отца. Мальчик до сих пор живёт с ними. А его тетя в соцсетях выкладывает снимки - вот родственники собрались за большим столом, вот - Алмаз во время выступления кружка, видимо, по народным танцам, вот мальчик тренируется.

Все дети, которые остались сиротами после крушения "Булгарии", были взяты под временное опекунство: в восьми случаях их забрали бабушки, в одном - тётя.

Владельцем теплохода значилось "Камское речное пароходство", а арендовал (фрахтовал) её "Агроречтур" во главе со Светланой Инякиной. Как позже утверждали спасшиеся члены экипажа, именно "Агроречтур" отдал капитану распоряжение выпускать судно из Болгара, несмотря на его опасения. В противном случае он мог поплатиться работой и кошельком. В июле 2014 года глава компании получила 9,5 года колонии за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

В сентябре 2015 года СМИ сообщали, что Инякина попала под амнистию в честь 70-летия Победы, а срок наказания ей уменьшили на треть. Родственники жертв крушения назвали это плевком в душу. В интервью ещё в 2012 году она призналась, что хочет и дальше заниматься речными судами. Как выйдет на свободу.

Старпома судна - Рамиля Хаметова - приговорили к 6,6 года заключения, но в 2015-м сократили срок до 4,7 года.

Чиновники Госморречнадзора Ирек Тимергазеев и Владислав Семёнов в феврале этого года вышли на свободу. Каждого из них приговорили более чем к пяти годам тюрьмы, однако позже зачли время, проведённое в СИЗО.

Дизель-электроход «Булгария»

В ЦУКС Главного управления МЧС России по РТ от Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды поступает штормовое предупреждение об опасном метеорологическом явлении следующего содержания: «В ближайший час с сохранением вечером 9 июля, ночью 10 июля 2011 г. местами по РТ и в Казани ожидаются грозы, сильные ливневые дожди, шквалистые усиления ветра 22 - 27 м/с, крупный град. В связи с ухудшением погодных условий воздержаться от поездок. В случае ухудшения погодных условий владельцам маломерных судов в связи с плохой видимостью, а также осложненной обстановкой на воде необходимо воздержаться от выезда на своих плавсредствах без особых на то причин».

По расписанию дизель-электроход «Булгария» выходит из Казани в Болгар в двухдневный круиз выходного дня, уже имея крен на правый борт. Маршрут круиза проходит по акватории Куйбышевского водохранилища.

Теплоход «Булгария» отправляется в обратный путь из Болгар в Казань, также имея правый крен.

Аниматоры теплохода приглашают детей в игровую комнату. В результате около 30 детей оказываются на нижней палубе теплохода.

Место крушения теплохода «Булгария»

Момент катастрофы.

При выполнении поворота и выходе на главный судовой ход судно ещё сильнее накренилось на правый борт. В этот момент шёл ливень и дул шквалистый ветер. При маневре судно зачерпывает большое количество воды. Происходит затопление палуб и внутренних помещений. В течение примерно 3-х минут времени теплоход «Булгария» полностью уходит под воду на глубине около 20 метров. Крушение происходит в 3 километрах от правого берега Волги, в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана.

Около 13:00

Сухогруз «Арбат» во главе с капитаном Юрием Тучиным проходит мимо, объясняя это тем, что не понял, что людям нужна помощь, поскольку ни свистков, ни криков, ни сигнала SOS не было. Тем не менее он связывается с диспетчером и докладывает об увиденном. Диспетчер, в свою очередь отвечает, что следом идет «Арабелла», которая всех подберет и добавляет: следуйте по маршруту.

Некоторое время спустя капитан теплохода «Дунайский-66» Александр Егоров, проходит мимо места трагедии, объявляет тревогу "человек за бортом". После чего делает запрос капитану теплохода «Арабелла» о дальнейших действиях.

Капитан теплохода «Арабелла» Роман Лизалин, как возглавляющий спасательную операцию, от помощи буксира "Дунайский-66" отказывается объясняя это тем, что есть вероятность столкновения судов, а так же длительное время подхода «Дунайского-66» к месту нахождения плотиков из-за низкой маневренности и большого веса буксира.

Капитан теплохода «Арабелла» Роман Лизалин

К месту крушения «Булгария» подходит теплоход «Арабелла». Ее экипаж спускает шлюпки и оказывает помощь потерпевшим.

Около 14.30 - 15.00

На место трагедии выезжают силы Камскоустьинского гарнизона пожарной охраны, Центра ГИМС и Поисково-спасательной службы. Из Казани вылетает вертолет Ми-8 авиазвена МЧС России с группой спасателей на борту.

В акватории Куйбышевского водохранилища идет спасательная операция. Информация о крушении попадает в СМИ.

В речном порту Казани собираются родственники пострадавших.

В речной порт прибывает теплоход «Арабелла», подобравший пострадавших. Туда же были направлены около 100 сотрудников патрульно-постовой службы полиции и 10 экипажей ГИБДД. Выставлено оцепление, организовано патрулирование дорожного движения. Для оказания морально-психологической помощи выжившим, а также их родственникам работают психологи МВД. На месте ЧП задействовано более 200 сотрудников органов внутренних дел Татарстана. Поисковые группы патрулируют близлежащие территории, идет поиск выживших в катастрофе, ведется опрос свидетелей и выяснение причин трагедии. Принимаются меры по сохранению вещественных доказательств, недопущению мародерства. Сотрудники криминальной милиции проводят работу по дальнейшему уточнению списков пострадавших и установлению их адресов. У многих находившихся на борту «Булгарии» известны только имена и фамилии. Поисково-спасательная операция продолжается...

Из Москвы прилетает самолет со спасателями «Центроспаса» - 17 человек и «Лидера» -16 человек.

В настоящий момент

По состоянию на 25.07.11г. извлечено 122 тела погибших, в том числе 28 детей, 72 женщин и 22 мужчины.

Всего с начала проведения поисково-спасательной операции в зоне затонувшего судна для патрулирования на акватории, обследования островов и береговой линии по воде и с суши привлекались 4153 человека, 1109 плавсредства, 266 автомобилей и 134 воздушных судна.

В связи с обнаружением тел всех погибших с 25.07.2011г. поисковая операция на акватории и прилегающей территории прекращена.

По уточненным данным СКР, на судне в момент крушения находился 201 человек, были спасены 79.

ФАКТЫ .

Затонувшему теплоходу было 56 лет. По утверждению создателей «Булгарии» срок эксплуатации теплохода истек еще в 1975 году, таким образом он использовался после окончания срока эксплуатации еще 36 лет.

Изначально судно носило название «Украина». После перенесенного пожара теплоход должны были снять с эксплуатации, однако этого не произошло.

На теплоходе находилось на 61 человек больше рассчитанного по нормативам.

По факту кораблекрушения возбуждены три уголовных дела — о нарушении правил эксплуатации (ст. 263 УК РФ) и оказания туристических услуг (ст. 238 УК РФ), о неоказании капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ). Двое подозреваемых по ст. 238 УК РФ — гендиректор субарендатора «Булгарии» «Аргоречтур» 40-летняя Инякина и старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра 62-летний Ивашов по постановлению Вахитовского райсуда Казани арестованы на время предварительного следствия — до 10 сентября 2011 г. Оба уже оспорили решение суда, настаивая на более мягкой мере — подписке о невыезде или домашнем аресте.

По материалам сайтов МЧС, новостных агентств, сообщениях в Twitter, википедии.

Крушение теплохода «Булгария». Хроника и расследование дела

Ответ редакции

Московский суд Казани приговорил директора ООО «АргоРечТур» Светлану Инякину , субарендатора теплохода «Булгария», к 11 годам заключения в колонии общего режима. Подсудимая признана виновной по ст. 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности») и ст. 143 УК РФ («Нарушение правил охраны труда»). Суд установил, что субарендатор теплохода «Булгария» не обеспечила подготовку судна к плаванию, не провела обучение экипажа и нарушила правила эксплуатации речного судна. Также по этому делу старший помощник капитана судна Рамиль Хаметов приговорен к 6,5 года лишения свободы в колонии общего режима, а бывшие сотрудники Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ирек Тимергазеев и Владислав Семенов получили 6 и 5 лет колонии общего режима соответственно.

10 июля 2011 года около села Сюкеево Камско-Устиновского района республики Татарстан во время грозы затонул пассажирский лайнер «Булгария». В этой катастрофе погибло 122 человека, из них 28 детей. Хронологию событий напоминает АиФ.ru

9 июля 2011 года двухпалубный теплоход «Булгария» (сконструированный в Чехословакии в 1955 году) вышел из порта в Казани в двухдневный круиз. Судно на тот момент имело крен на правый борт и неработающий правый двигатель. На борту корабля находился 201 человек, из них 147 пассажиров. Маршрут теплохода проходил по акватории Куйбышевского водохранилища.

10 июля 2011 года «Булгария» стартовала из города Болгар обратно в Казань. Около 13:30 по московскому времени на расстоянии менее 3 км от берега судно дало сильный крен на правый борт, в результате чего в открытые иллюминаторы хлынула вода. Затопление судна происходило очень быстро. Менее чем через 2 минуты «Булгария» перевернулась на правый бок и затонула. Сигналы бедствия члены экипажа подать не успели, так как радиорубка была сразу же затоплена. На поверхность смогли выбраться 79 человек. Мимо терпящего крушение лайнера проходил сухогруз «Арбат» и баржа «Дунайский-66», но, как выяснило следствие, капитаны этих судов не остановились для оказания помощи пострадавшим. Около 14:30 дня к месту крушения подошёл круизный теплоход «Арабелла», члены экипажа которого начали спасательную операцию. Выжившим была оказана первая помощь, тяжело пострадавших отправили в больницу в Казани. На место крушения прибыли специалисты МЧС России, психологи и спасатели отряда «Центр "Лидер"». Начались водолазные работы в районе затопления.

Следственный комитет завёл уголовное дело по статье 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и морского транспорта», а также была создана комиссия для расследования обстоятельств катастрофы.

Поднятая «Булгария». Фото: АиФ

11 июля 2011 года начались следственные проверки собственника и арендатора судна «Булгария», так как, по сообщениям Приволжской транспортной прокуратуры, круизный лайнер не имел лицензии на перевозку пассажиров и шёл на рейс в нарушение технического регламента эксплуатации судна. Президент России Дмитрий Медведев дал распоряжение начать внеплановые тотальные проверки гражданских пассажирских судов.

12 июля 2011 года был объявлен днём траура по всей России, начались похороны опознанных тел погибших. В отношении директора ООО «АргоРечТур», субарендатора теплохода Светланы Инякиной и эксперта Камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова, выдавшего разрешение на эксплуатацию «Булгарии», было возбуждено уголовное дело. Кроме того, были определены грузовые суда, не оказавшие помощи терпящей бедствие «Булгарии».

13 июля 2011 года продолжились водолазные работы в месте затопления судна. Подозреваемые Инякина и Ивашов были временно заключены в следственный изолятор по ходатайству старшего следователя Сергея Чернышова.

15 июля 2011 года закончились поисковые работы водолазов на затонувшем судне, было обнаружено 114 тел погибших, из которых 20 мужчин, 66 женщин и 28 детей. Поисковые работы продолжились вниз по течению реки Волги. Начались подготовительные работы по подъёму «Булгарии». В отношении капитанов двух судов, не оказавших помощи пострадавшим, Александра Егорова (судно «Дунайский-66») и Юрия Тучина(судно «Арбат») было возбуждено уголовное дело по статье 270 УК РФ.

16 - 21 июля 2011 года проходили работы по подъёму затонувшего судна. Экипаж судна «Арабелла» и сотрудники МЧС России были награждены медалями «За содружество во имя спасения».

22 - 25 июля 2011 года Инякиной и Ивашову вынесли предварительное обвинение в совершении преступления по статье 238 УК РФ. Корпус «Булгарии» был частично поднят над уровнем воды. С герметизацией и откачкой воды из теплохода были затруднения, и было решено отбуксировать корабль на мель в Кирельский затон. После буксировки и работ на теплоходе было обнаружено ещё 8 тел, тех, кто ранее считался пропавшими без вести. Поисковые работы завершились, так как все погибшие на теплоходе были найдены и опознаны.

9 августа 2011 года Арбитражный суд Республики Татарстан признал ООО «АргоРечТур» виновным в совершении административного правонарушения по статье 14.1 КоАП («Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии») и назначил штраф в размере 50 000 рублей.

15 августа 2011 года на сайте Ространснадзора были опубликованы результаты проверки обстоятельств крушения теплохода. Основными причинами были названы техническая неисправность судна, нарушения правил безопасности судовладельцем и капитаном лайнера, низкая квалификация и халатность членов экипажа.

16 августа 2011 года следственными органами были задержаны начальник Казанского отдела Ространснадзора Ирек Тимергазеев и главный инспектор отдела Владислав Семёнов по подозрению в преступной халатности — они дали положительное заключение о готовности судна «Булгария» к перевозке пассажиров. На следующий день подозреваемых заключили под стражу и предъявили обвинение по ст. 293 УК РФ.

21 ноября 2011 года в Камско-Устьинском суде Республики Татарстан начались слушания по делу против капитана сухогруза «Арбат» Юрия Тучина. 26 декабря суд вынес постановление признать Тучина виновным и выплатить штраф в размере 130 000 рублей.

6 декабря 2011 года прошли слушания по делу против капитана судна «Дунайский-66» Александра Егорова, однако было решено перенести судебное заседание в Казань, где проживало большинство потерпевших и свидетелей.

28 февраля 2012 года капитан судна «Дунайский-66» был признан виновным и приговорён к выплате штрафа в размере 190 000 рублей.

11 мая 2012 года СК РФ объявил о завершении расследования обстоятельств крушения «Булгарии». Стало известно, что к уголовной ответственности был привлечён старший помощник капитана теплохода Рамиль Хаметов. Светлане Инякиной было предъявлено обвинение в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, в нарушении правил безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта и в нарушении правил охраны труда. Якову Ивашову вменялась неправомерная выдача официальных документов, которые позволяли «Булгарии» совершать пассажирские перевозки, и злоупотребление должностными полномочиями. Рамиль Хаметов был обвинён в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, а Ирек Тимергазеев и Владислав Семёнов были обвинены в злоупотреблении должностными полномочиями.

11 января 2013 года следователи заявили, что дело о крушении «Булгарии» Республики Татарстан в феврале 2013 года. Материалы уголовного дела составили более 80 томов.

11 февраля 2013 года в отношении помощника капитана «Булгарии», директора ООО «АргоРечТур», эксперта Российского речного регистра и сотрудников Ространснадзора.

6 мая 2013 года в 10:00 по московскому времени Московский районный суд в Казани . В ходе заседания судья удовлетворил ходатайство Семёнова и Тимергазеева в связи с тем, что подсудимым необходимо дополнительное время для ознакомления с материалами дела.

Заседание 27 мая 2013 года затянулось, рассмотрение было перенесено на следующий день. 28 мая было зачитано обвинительное заключение в отношении Якова Ивашова, и на этом заседание было окончено. Дальнейшее рассмотрение дела было отложено, а окончательное постановление по делу пока вынесено не было.

«Булгария» (рус. Булгария) (до 2010 года - «Украина») - речной круизный двухпалубный теплоход, где иногда проводились корпоративы на теплоходе . 10 июля 2011 года затонул в Куйбышевском водохранилище в районе села Сюкеево (Татарстан) на глубине 20 метров.

На борту находились 201 человек (147 пассажиров, 36 человек членов экипажа, 18 незарегистрированных пассажиров). Спасено 79 человек.

История

Теплоход был построен в 1955 году в городе Комарно (Чехословакия, сейчас - Словакия) и принадлежал к теплоходов проекта 785 «Россия». С самого начала носил название «Украина». В феврале 2010 года был переименован в «Булгария» в честь древней государства Волжская Булгария.

Авария

9 июля 2011 года «Булгария» вышла из Казани в круиз в город Болгар по акватории Куйбышевского водохранилища. Во время движения судно должно крен на правый бок. 10 июля теплоход отправился в обратном направлении. Через три часа после отправки из-за плохих метеоусловий судно за несколько минут ушло на дно. Людей, которым удалось выбраться на поверхность воды, подобрало судно «Арабелла». По предварительным данным, причиной катастрофы стал неисправный левый двигатель. Сразу было возбуждено уголовное дело по статье 263 УК РФ - нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и морского транспорта. Следователи выяснили, что «Булгария» в свой ​​последний рейс вышла без лицензии. Также установлено, что судно было технически неисправно и перегружено. Владелец судна - генеральный директор ОАО "Судоходная компания« Камская речное пароходство »Валерий Кирчанов - заявил, что неисправность двигателя никак не могла повлиять на безопасность теплохода, а также, что возможен« человеческий фактор ». Также было обнаружено, что судно было обесточено, поэтому невозможно было подать сигнал о помощи.

Народный мемориал в Казанском речном порту

Директор департамента информационной политики МИД Украины Олег Волошин заявил, что украинская среди погибших на «Булгарии» нет.

80% погибших на «Булгарии» - это женщины и дети. Многих взрослых нашли в ресторане, потому что в момент катастрофы был обеденное время.

Судоподъемная операция

На финансирование расходов, связанных с подъемом, включая проектные работы, «Булгарии» со дна Куйбышевского водохранилища и его буксировки в пункт отстоя выделено 150 млн. руб. Судоподъемных работы профинансированы из резервного фонда правительства России по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Утром 18 июля начались работы по подъему судна. В операции задействованы плавкраны «Могучий» и КПЛ-351 («Шторм») грузоподъемностью 350 и 300 тонн соответственно, вспомогательный плавкран грузоподъемностью 10 тонн, специалисты научно-исследовательского института аварийного дела и водолазных работ Военно-морской академии имени Н. Г. Кузнецова. Всего в поисково-спасательных работ привлекалось 918 человек, в том числе 47 водолазов, 9 психологов и 209 единиц техники, в том числе 49 речных и 15 воздушных судов (4 самолета, 11 вертолетов). В ходе судоподъемных операции корпус судна был осмотрен и, со второй попытки (во время первой произошел срыв носовой части), поднятый над водой до уровня верхней палубы. После осмотра «Булгарию» отбуксировали на мель в Кирельський затон.

По состоянию на 7 часов утра 25 июля тела всех погибших при крушении найдены. Всего найдено 122 погибших, в том числе 28 детей, 72 женщины, 22 человека. Опознаны (на 25.07.2011) 119 тел. «В связи с выявлением тел всех погибших» с 25.07.2011 поисковая операция в акватории и прилегающей территории завершена.

25 июля судно поставлено на мель, начаты работы по герметизации корпуса и откачке воды для постановки в сухой док завода имени Куйбышева. После завершения следственных действий судно планируется утилизировать.

Расследование катастрофы

12 июля в связи с катастрофой теплохода «Булгария» было возбуждено уголовное дело в отношении генерального директора оператора-эксплуатанта судна ООО «АргоРечТур» Светланы Инякинои, и старшего эксперта Камского филиала Российского речного регистра, который выдал разрешение на эксплуатацию «Булгарии», Якова Ивашова.

15 июля Казанский линейный отдел Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта также обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о привлечении к административной ответственности ООО «АргоРечТур». Дело назначено к рассмотрению на 9 августа 2011 года.

15 августа Комиссия Ространснадзора завершила расследование аварии дизель-электроходов «Булгария». Комиссия пришла к выводу, что причинами аварии стал ряд факторов. А в частности, невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса, в ходе которого не обеспечивалась безопасность плавания судна, а также низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа. Материалы расследования переданы в прокуратуру.

"Булгария" — речной круизный двухпалубный дизель‑электроход проекта 785 (словацкое обозначение OL800, osobna lod 800) был построен в 1955 году на судоверфи Narodny Podnik Skoda Komarno (Slovenske Lodenice n.p. Komarno) в городе Комарно (Чехословакия, с 1993 года — Словакия).

Длина судна — 80,2 метра, ширина — 14 метров, осадка — 1.9 метров, скорость хода — 20,5 километров в час, два двигателя 6NVD48 (дизельный четырёхтактный бескомпрессорный реверсивный) мощностью 400 лошадиных сил каждый. Корабль был рассчитан на 140 пассажиров , максимальная пассажировместимость составляла 233 человека.
Дизель‑электроход имел класс Речного регистра "О" (Внутренние водные пути, реки и водохранилища, ограничение по силе ветра не свыше семи баллов).
Первоначально корабль имел, кроме одно-, двух- и четырехместных кают, также шести- и восьмиместные, но в процессе эксплуатации каюты большой вместимости были переоборудованы .
На судне были два ресторана, бар, музыкальный салон, открытый солярий, медицинский пункт.

При постройке дизель‑электроход получил название "Украина", в феврале 2010 года был переименован в "Булгарию" в честь Волжской Булгарии.

До 1962 года судно принадлежало Волжскому пароходству (порт приписки — Горький, ныне Нижний Новгород), затем был передан в Камское речное пароходство (в настоящее время — ОАО "Судоходная компания "Камское речное пароходство").
В 1986 году корабль использовался как плавучая гостиница для ликвидаторов и строителей саркофага над аварийной Чернобыльской АЭС. После окончания работ "Украину" ("Булгария") в числе других наименее зараженных судов вернули в эксплуатацию.
До 2003 года судно эксплуатировалось в Перми различными турфирмами. В 2003 году "Камское речное пароходство" по экономическим причинам отказалось от использования дизель‑электрохода, и несколько лет в законсервированном виде он стоял в доке. В 2006 году корабль прошел доковый ремонт, в 2007 году его вновь спустили на воду.
Каждый год, начиная с 2007-го, у теплохода был новый арендатор .

В 2011 году корабль был арендован ООО "Бриз", которым в июне 2011 года сдан в субаренду казанской компании ООО "АргоРечТур" (Татарстан).
Судно бассейна реки Волги (в том числе по реке Каме), выполняя туристические (прогулочные) рейсы.
Срок эксплуатации дизель‑электроходов типа "Булгарии" не превышает 20 лет, более длительная эксплуатация корабля возможна только при условии постоянного ремонта и модернизации.

9 июля 2011 года дизель‑электроход "Булгария" вышел из Казани в город Болгар в двухдневный круиз выходного дня. У судна был крен на правый борт и неработающий правый двигатель. Маршрут круиза проходил по акватории Куйбышевского водохранилища. На борту находился 201 человек, из которых 147 человек — пассажиры.

10 июля 2011 года начавшаяся гроза со шквалистым ветром , возвращавшийся из Болгар в Казань, на правый бок.
Несмотря на усилия капитана и экипажа, судно не смогло противостоять стихии и в считанные минуты в трех километрах от берега в районе села Сюкеевский взвоз Камско‑Устьинского района Татарстана на глубине 20 метров.

Теплоход не дотянул до спасительной мели, к которой вел судно капитан, примерно 50 метров. Сигнал бедствия с "Булгарии" подать не успели, так как радиорубка была практически сразу же затоплена.

Из 201 человека, находившегося на борту, спаслись только 79. Погибли 122 человека, в том числе 28 детей. Люди, потерпевшие бедствие, находились на плаву на плотах, уцелевших плавсредствах и просто в воде рядом с ними.
Через некоторое время после крушения теплохода мимо спасшихся пассажиров прошло два грузовых судна — сухогруз "Арбат" и баржа с толкачом "Дунайский‑66", капитаны которых не остановились, чтобы оказать помощь терпящим бедствие.
Спасшиеся после крушения "Булгарии" продержались в воде около двух часов, пока на помощь не подошел теплоход "Арабелла", который и спас оставшихся в живых людей.
Сразу после крушения началась поисково‑спасательная операция, которая продолжалась 16 суток.

25 октября 2011 года теплоход "Булгария" как вещественное доказательство по делу о кораблекрушении — Камскому речному пароходству. Корабль с помощью толкачей был отбуксирован на мелководье у поселка Куйбышевский Затон.

За неоказание помощи терпящим бедствие сухогруза "Арбат" Юрий Тучин и буксира "Дунайский‑66" Александр Егоров, которые, находясь в районе крушения "Булгарии", по мнению суда, не оказали всей необходимой помощи тонущим людям. Капитанам назначено наказание в виде штрафов — 130 тысяч рублей и 190 тысяч рублей соответственно.

10 июля 2012 года в годовщину трагедии на высоком берегу Волги в селе Сюкеевский взвоз Камско‑Устьинского района Татарстана в память о погибших на теплоходе "Булгария". Он состоит из часовенной церкви, мечети и стены памяти с именами погибших пассажиров и членов экипажа "Булгарии" на центральной площади комплекса. В темное время суток с начала и до окончания периода судоходства осуществляется подсветка мемориала.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников