Крещение ребенка: что нужно знать? Языческие традиции дохристианской Руси: описание, обряды, ритуалы и интересные факты.

Дмитрий, Москва

Откуда пошла традиция крестить детей в младенчестве?

Здравствуйте! Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Иероним Стридонский приняли крещение в зрелом возрасте. Родители их, будучи христианами, по какой-то причине не крестили своих детей в младенчестве. Объясните, почему? Были ли на то какие-либо исторические, политические, личные предпосылки? Также прошу подсказать, в каком веке сформировался институт восприемников, когда появились первые упоминания о нем (в письменных источниках)?

Здравствуйте! Благодарю вас за этот вопрос. Знаете ли, я тоже время от времени задумываюсь над целесообразностью детского крещения. Особенно когда родители, крестив малыша, годами потом не появляются в храме. Хотя мы и говорим, и убеждаем, но это, увы, мало даёт результатов. Потом этот крещёный человек, бывает, приходит к Богу, но уже осквернив свою душу грехами. И невольно думаешь, а может, лучше было бы ему быть некрещеным прийти ко крещению, когда у него произошла настоящая встреча с Богом, подлинное обращение и просвещение?

Наверное, из этого исходили родители святых, о которых Вы пишете. Сложно сказать, какие на то «были исторические, политические, личные предпосылки». Мы знаем, что примерно в те же годы практиковалось детское крещение. Например, святителя Николу крестили в детстве. Давайте обратимся к тому, что писали сами святые отцы.

Блаженный Августин, епископ Иппонийский, прошел горнило сомнений, заблуждений, греха, пока не пришел ко Христу, но на всем протяжении он помнил первые уроки своей благочестивой матери-христианки. Вот как сам он пишет в «Исповеди»: «Я слышал еще мальчиком о вечной жизни, обещанной нам через уничижение Господа нашего, нисшедшего к гордости нашей. Я был ознаменован Его крестным знамением и осолен Его солью по выходе из чрева матери моей, много на Тебя уповавшей. Ты видел, Господи, когда я был еще мальчиком, то однажды я так расхворался от внезапных схваток в животе, что был почти при смерти; Ты видел. Боже мой, ибо уже тогда был Ты хранителем моим, с каким душевным порывом и с какой верой требовал я от благочестивой матери моей и от общей нашей матери Церкви, чтобы меня окрестили во имя Христа Твоего, моего Бога и Господа. И моя мать по плоти, с верой в Тебя бережно вынашивавшая в чистом сердце своем вечное спасение мое, в смятении торопилась омыть меня и приобщить к Святым Твоим Таинствам, Господи Исусе, ради отпущения грехов моих, как вдруг я выздоровел. Таким образом, очищение мое отложили, как будто необходимо было, чтобы, оставшись жить, я еще больше вывалялся в грязи; по-видимому, грязь преступлений, совершенных после этого омовения, вменялась в большую и более страшную вину. Итак, я уже верил, верила моя мать и весь дом, кроме отца, который не одолел, однако, во мне уроков материнского благочестия и не удержал от веры в Христа, в Которого сам еще не верил. Мать постаралась, чтобы отцом моим был скорее Ты, Господи, чем он, и Ты помог ей взять в этом верх над мужем, которому она, превосходя его, подчинялась, ибо и в этом подчинялась, конечно. Тебе и Твоему повелению. Господи, я хочу узнать, если Тебе угодно, с каким намерением отложено было тогда мое Крещение: во благо ли отпущены мне были вожжи моим греховным склонностям? или они не были отпущены? Почему и до сих пор в ушах у меня со всех сторон звенит от слова, то об одном человеке, то о другом: "оставь его, пусть делает: ведь он еще не крещен". Когда дело идет о телесном здоровье, мы ведь не говорим: "оставь, пусть его еще ранят: он еще не излечился". Насколько лучше и скорее излечился бы я, заботясь об этом и сам, и вместе со своими близкими, дабы сенью Твоей осенено было душевное спасение, дарованное Тобой. Было бы, конечно, лучше. Какая, однако, буря искушений нависает над человеком по выходе из детства, мать моя это знала и предпочитала, чтобы она разразилась лучше над прахом земным, который потом преобразится, чем над самим образом Божиим» (Кн. 1 гл.11).

Из этого текста следует, что дети в те времена были только оглашенным и крестили их только в случае смертной опасности. И это притом, что детская смертность была намного выше современной.

Святитель Василий Великий говорит: «И ты откладываешь, раздумываешь, медлишь? С младенчества оглашаемый учением, доселе еще не приступил к истине? Всегда учась, не пришел еще в познание? Всю жизнь испытываешь, до старости высматриваешь; когда же сделаешься христианином? Когда узнаем, что ты наш? За год ждал ты настоящего года. Смотри, чтобы обещания твои не оказались простирающимися за пределы жизни. «Не веси бо, что родит находяй день » (Притч. 27, 1). Не обещай того, что не твое» (Беседа 13 «Побудительная к принятию святого крещения»).

А вот, что пишет святитель Григорий Богослов в слове 40 «На Святое Крещение»:

«У тебя есть младенец? Не давай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу. Ты боишься печати, по немощи естества, как малодушная и маловерная мать? Но Анна и до рождения обещала Самуила Богу, и по рождении вскоре посвятила, и воспитала для священной ризы, не боясь человеческой немощи, но веруя в Бога. Нет никакой тебе нужды в привесках и нашептываниях, вместе с которыми входит лукавый, привлекая к себе от легковерных благоговение, должное Богу. Дай своему младенцу Троицу — это великое и доброе хранилище ».

«Возразят: «Пусть все это справедливо будет в рассуждении ищущих Крещения. Но что скажешь о тех, которые еще младенцы, не чувствуют ни вреда, ни благодати? Крестить ли нам и их?» — Непременно, если близится опасность. Ибо лучше без сознания освятиться, нежели умереть незапечатленным и несовершенным. Доказательством этому служит восьмидневное обрезание, которое в преобразовательном смысле было некоторой печатью и совершалось над неполучившими еще употребления разума, а также помазание порогов, через неодушевленные вещи охраняющее первенцев. О прочих же малолетних мое мнение такое: дождавшись трехлетия, или несколько ранее, или несколько позже, когда дети могут слышать что-нибудь таинственное и отвечать, хотя не понимая совершенно, однако же запечатлевая в уме, должно освящать их души и тела великим таинством совершения. Причина же этому следующая: хотя дети тогда начинают подлежать ответственности за жизнь, когда и разум придет в зрелость, и уразумеют они Таинство (потому что за грехи неведения не взыскивается с них по причине возраста), однако же оградиться им Крещением без сомнения гораздо полезнее, по причине внезапно встречающихся с ними и никакими способами не предотвращаемых опасностей».

Итак, сам святитель Григорий, будучи крещёным взрослым при родителях-христианах, ратовал за крещение всех младенцев. В том числе и потому, что некрещёные младенцы «не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя не запечатлены, однако же не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий недостойный наказания достоин уже и чести; равно как не всякий, недостойный чести, достоин уже и наказания». Это мнение вселенского учителя утвердилось и стало повсеместной практикой.

Когда же появился институт восприемников, сказать трудно. Думаю, это апостольское Предание, чтобы у крещаемых детей были восприемники. Они ведь были и у взрослых людей. Это те, кто свидетельствовал о вере приходящего к Таинству человека. Точно можно сказать, что к VII в. сложились правила о восприемниках и духовном родстве. К примеру, правило 53 Шестого Вселенского Собора, иначе называемого Трулльским (691-692 гг.): «Понеже сродство по духу есть важнее союза по телу, а мы уведали, что в некиих местах, некоторые восприемлющие детей от святаго и спасительнаго крещения, после сего вступают в брачное сожительство с матерями их, вдовствующими: то определяем, дабы от настоящаго времени ничто таковое не было творимо».

А на Руси мы восприняли практику крещения младенцев вместе с принятием христианства. Для нас это тысячелетняя практика. Поэтому предложение отложить крещение малюток до времени их взросления вызывает у родителей и родственников, мягко говоря, непонимание. Откажешь им в одном храме — они пойдут в другой, лишь бы крестить. Хотя я слышал и о таких людях, которые и в наше время откладывают крещение своих детей до совершеннолетия. Не берусь их судить. Опыт показывает, что и в благочестивых семьях дети отходят от веры, и у неверующих родителей дети приходят к Богу. И, может быть, из этих людей, воспитываемых в верующих семьях, но ещё не крещёных, вырастут новые светильники веры. Ведь если бы Августина всё же крестили в детстве, а он потом прошел по тому пути грехов и ошибок, по которому он прошел, то мы бы не имели такого замечательного святителя, экзегета и проповедника. Но чаще бывает, что в случае беды человек обращается к Богу и идёт туда, где был крещён, где его родители и прародители.

Считаю, что мы должны придерживаться сложившейся традиции и делать все от нас зависящее, чтобы дети наши любили Христа и Его Церковь. И эта задача не только родителей, но и нас — священнослужителей.

«Обряд Крещения на Руси» Выполнена учеником 5 класса МОУ «ООШ№ 10 г. Вольска Саратовской области» Куделиным Кириллом

Активные слова: Причастие; Крещение; Храм; Священник; Крестные родители; Молитва; Освящение воды; Крещальня; Крестильная рубашка; Купель; Свечи; Огласительные беседы; Ангел Хранитель; Символ Православной веры; Крестное знамение; Елеей; Таинство Миропомазания; Святое Миро; Христианин.

Причастие: Причастие - главнейшее из христианских таинств, установленное самим Иисусом Христом [см. ] (Матф 26: 26- 28; Мар 14: 22- 24; Лук 22: 19- 20; 1 Кор 11: 23- 25). Православная Церковь преподает таинство Причастия и младенцам (причащая их одною кровью Иисуса Христа). Причастие, по учению Церкви, делает причастников христоносцами, участниками божеского естества; оно способствует укреплению христианина в нравственной жизни, оживляет душу, освящает, соделывает твердыми в подвигах добра. (Энциклопедия «Религия»)

Что такое Крещение? Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Так как Крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то это Таинство не повторяется. (www. bogoslovy. ru,)

Место и время Крещения: Современная практика совершения Таинства Крещения такова, что, большей частью, оно производится в храме. Храм – культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. (Яндекс. Словари)

Совершитель Таинства Крещения: В обычных жизненных обстоятельствах Таинство Крещения совершают епископы и священники Православной Церкви. Священник – служитель православной церкви, имеющий право совершать церковные обряды. (Яндекс. Словари)

Крестные родители восприемники Восприемники (греч. анадехуменос – поручитель за должника) – человек, принимающий на себя обязанность наставлять крестника в духовной жизни, молиться о нем, следить за его воспитанием, учить благочестивой жизни, трудолюбию, кротости, воздержанию, любви и другим добродетелям. На крестного ложится и часть ответственности за поступки его крестника. (www. bogoslovy. ru)

Молитва: Молитва – это произносимое вслух или мысленное обращение человека к Богу или богам. Индивидуальный или коллективный акт. Включает: признание в грехах, просьбы, благодарность. (Энциклопедия «Религия») Молитва крестных о своих крестниках: Господи Иисусе Христе, буди милость Твоя на крестнике (крестнице) моем (моей) (имена), сохрани его (её) под кровом Твоим, который от всякого лукавого похотения, отжени от него (неё) всякого врага и супостата, отверзни ему (ей) уши и очи сердечныя, дару умиление и смирение серцу его (её). Спаси, Господи, и помилуй крестника (крестниц) моего (мою) (имена) и просвети его (её) светом разума Святого Евангелия Твоего и настави его (её) на стезю заповедей Твоих и научи его (её), Спасе, творити волю Твою, яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Освящение воды: Вещество Таинства – вода – является одним из древнейших и всеобщих религиозных символов. (www. bogoslovy. ru) Освящение – это ритуальная процедура, проводимая священником над водой посредством молитв и ритуальномагических действий. (энциклопедия «Религия»)

Крещальня: Крещальня – место в храме, где происходит обряд Крещения. Обычно там устанавливают купель. (www. bogoslovy. ru)

Купель: Купель – в православной церкви сосуд для совершения таинства крещения. При Крещении с восточной стороны купели зажигают три свечи. («Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона»)

Нательный крест: Крест – комбинация из двух пересекающихся прямых линий, священный символ распятия и страдания, огня и света, почитаемый рядом религий. Крест символизирует единство жизни и смерти, а также изображает человека как устремленного от низшего к высшему. (Энциклопедия «Религия») Нательный крест – называется так потому что носится на теле, т. е. не сверху на одежде а снизу. (www. u-mama. ru)

Крестильная рубашка: Крестильная рубашка (Анаволий - греч.)- белое одеяние, надеваемая на новокрещенного в знамение его духовной чистоты и радости, как вышедшего из "бани пакибытия". В древности принявшие Крещение не снимали анаволий до восьмого дня после совершения над ними крещения. (Википедия. ru)

Свечи: СВЕЧА - светильник из воска, жира, стеарина или др. горючего материала. Сальные свечи использовались главным образом для освещения, восковые - для богослужения. На Руси особенно ценились свечи из ярого (ярового) воска. В кон. 19 в. широкое распространение получили стеариновые свечи. («Гуманитарный словарь»)

Огласительные беседы: Огласительные беседы – специальные занятия в рамках подготовки к Таинству Крещения. Смысл огласительных бесед прост: объяснить крещаемым основы той веры, которую они собираются принять, рассказать о переменах, происходящих в жизни после крещения. (www. u-mama. ru)

Ангел Хранитель: АНГЕЛ м. существо духовное, одаренное разумом и волею. Спаситель. Ангел-хранитель, приставленный Господом к человеку, для охраны его. Ангел света, благой, добрый; ангел тьмы, аггел, злой дух. Чей-либо ангел, святой, коего имя кто носит. (Словарь Даля)

Символ Православной веры: Символом Православной веры- называется набор основных вероучительных истин, или догматов, где коротко говорится о том, во что мы, христиане верим. (публикация на www. u-mama. ru)

Крестное знамение: Крестное знамение, изображение креста рукой. (Словарь Брокгауза и Ефрона) Пальцы складываем при крещении определенным образом – большой, указательный, и средний вместе, символизируя нашу веру в Троицу, а два пригибаем к ладони – безымянный и мизинец, в знак того, что Христос был и Богом и Человеком, мы ими осеняем себя так 6 на лоб, на живот, на правое плечо и на левое, завершая крестное знамение небольшим поклоном. Мы тем самым призываем освящение Божие на все наши мысли, чувства и действия. (www. u-mama. ru)

Елей и Святое Миро: ЕЛЕЙ - оливковое, деревянное масло. Святой елей, освященный по обрядам церкви, для помазания христиан в разных случаях. СВЯТОЕ МИРО, специально приготовленное и освящённое душистое масло. В Православной Церкви Миро готовится на основе оливкового масла с добавлением белого вина и множества ароматических веществ (сюда входят алоэ, ладан, лепестки розы, фиалковый, пряный и калганный корни, мускатное, розовое, лимонное и гвоздичное масло – всего около 40 ингредиентов). Обилие составляющих символизирует многоразличность христианских добродетелей. (оба определения «Словарь Даля»)

Таинство Миропомазания: Миропомазание. По канонам (правилам) Православной церкви, сразу после крещения христианин принимает таинство миропомазания. В этом таинстве верующие получают дары Святого Духа, сообщающие им силы быть твердыми в православной вере и хранении чистоты души. (Энциклопедия «Кругосвет»)

Благоприятные дни для Крещения: Для обряда Крещения подходит любой день, но лучше всего крестится в четверг, а самое благодатное время – это праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Январь – 9, 11, 12, 20. Февраль – 7, 9, 21, 27. Март – крестить не следует. Апрель – 4, 11, 18, 22, 28. Май – 2, 6, 10, 12, 16, 24. Июнь – 3, 8, 12, 18, 22, 24, 28. Июль - 4, 7, 21, 29. Август – 2, 4, 16, 22, 26, 28. Сентябрь – 14, 16, 28. Октябрь – 3, 9, 18. Ноябрь – 2, 8, 12, 14, 16, 18. Декабрь – 24, 27.

В день крестин необходимо: во время праздничного обеда угощение должно быть обильным, но объедки на тарелках оставаться не должны, а то ребенок будет неудачлив; Ни в коем случае не угощайте гостей блинами, лучше всего подать пироги с куриным мясом; В день крестин не подают на стол блюда из свинины; В день крестин пересчитайте деньги, чтобы ребенок, когда вырастет, не знал материальных проблем; Во время крестин не дают зажигать от своей свечки другую свечу; Принято никому не открывать двери, пока не вернуться из церкви после крещения; Не дают напиваться гостям в день крестин, особенно это относится к кумовьям, иначе ребенок будет пьяницей; В день крестин не должно быть ссор.

Крещение - это лишь первый шаг сделанный человеком на многотрудном спасительном пути духовного преображения. Сущность Крещения состоит, следовательно, в коренном перевороте, совершаемом в душе человека, в изменении всей его жизни. Это великое испытание совести, такой поворотный момент, что если человек его пропустит, то ничем уже не поправит своего положения. Иеромонах Тимофей (Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев); Самая великая мудрость человека - это мудрость уметь различать духов, уметь отличать добро от зла и держаться добра, потому что там, где добро, там жизнь. Святейший Патриарх Кирилл.

Источники информации: Публикации на www. u-mama. ru Статья с сайта www. babyeda. ru Главы из книги (в сокращении) «Справочник православного человека. Таинства Православной Церкви» . С сайта www. bogoslovy. ru «Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля» Толковый словарь русского языка Ушакова; «Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» ; «Гуманитарный словарь» ; Энциклопедия «Кругосвет» ; Все картинки взяты с Яндекс. фотки; Энциклопедия «Религия» ; Яндекс. Словари; Википедия. ru.

В ночь с 18 на 19 января православные отмечают один из самых древних и почитаемых праздников христианской церкви - Крещение Господне, или Святое Богоявление! Крещение завершает Рождественские святки, а накануне верующие встречают Навечерие, или Крещенский Сочельник. В нашей стране сложились особенные традиции встречи этого чудесного праздника, о которых мы непременно расскажем.

1. Истоки Крещения

Праздник Крещения называется также Богоявлением, так как в этот день миру впервые явилась Пресвятая Троица - Бог Отец провозгласил о Сыне с небес, Сын принял Крещение в водах реки Иордан, и Дух Святой сошёл на Сына в виде голубя. Это день называют ещё днём Просвещения и праздником Светов - от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением. В этот день Христос даровал падшему в грехе человеку возможность получить благодать Духа Святого после обряда Крещения. С тех пор крестившиеся получают прощение грехов и возрождаются для новой, духовной жизни.
Крещение (Богоявление) - один из самых первых христианских праздников (письменные сообщения о нём восходят к II веку). Он старше Рождества Христова, которое праздновали вместе с ним до четвёртого века. В IV веке в Риме стали праздновать Рождество в день непобедимого солнца 25 декабря. Но древнее совмещение праздников осталось в некоторых восточных церквях: армяне и индийцы-христиане Малабара продолжают праздновать Рождество 6 января, в день Богоявления. Традиция праздновать 6 января «старое» Рождество сохранилась и на Шетландских островах (где летом белые ночи, а зимой - сполохи). И по-прежнему и Рождеству, и Богоявлению предшествует Сочельник. Праздник Крещение Господне очень важен. Считается, что именно крещение явило миру Спасителя, который взял на себя все грехи человечества. Об этом писал ещё Иоанн Златоуст. И именно с момента крещения Иисус начал проповедовать слово Божье и просвещать людей.

2. Традиции празднования

18 января праздник предваряет Крещенский Сочельник. В этот день православные, как и накануне Рождества, держат строгий пост до вечерней звезды (или до принесённой из храма освящённой воды), а потом семья собирается за постным столом с непременным сочивом из разваренного зерна, миндального или орехового «молока» и мёда.
От сочива, между прочим, и вошло в русский язык слово «сочельник». В некоторых местах этот вечер называли «Голодной кутьей». В сам праздник с утра шли в храм к обедне и на великое освящение воды, а потом на праздничную трапезу, где подавали каши, щедро сдобренные маслом, блины, наваристые борщи, холодцы, колбасы и запечённую свинину. В некоторых местностях угощались «квадратными» блинами - «чтобы водились деньги».
Ещё на Руси в день Крещения Господне, как только первый церковный звон позовёт к заутрене, благочестивые верующие разжигали на берегу огонь, чтобы Иисус Христос, который крестился в Иордане, мог также погреться у костра. Считается, что крещенская вода обладает целебными свойствами.
Её можно пить при болезни натощак и умываться, чтобы быть здоровым. Пить крещенскую святую воду нужно с молитвой, попросив у Всевышнего духовного и физического здоровья. И вовсе не обязательно брать её канистрами про запас. Ведь много должно быть не воды, а веры.

3. Купания в иордани

Вода - источник жизни человеческой, её освящение означает в православии освящение жизни. Во время Крещения во всём мире, где есть возможность, святить воду выходят на реку, на море или на озеро, а если нет возможности, воду освящают в храме, и так - всюду и везде. В наших широтах в это время, как правило, стоят сильные морозы. Так что на замёрзших водоёмах воду освящают в особых прорубях, которые называют «иордань» в память крещения Христа в реке Иордан. Есть традиция купания в этих прорубях. Богоявленская, или Крещенская, вода (Агиасма) издревле считалась святыней. Её хранили и теперь хранят в продолжение года, ею окропляют вещи, принимают её в болезни и дают пить тем, кто по каким-то причинам не может причаститься.
Для верующих купание на Крещение означает приобщение к особой благодати Господа, которую он посылает на всю воду в этот день. Также считается, что вода на Крещение приносит здоровье, как телесное, так и духовное. В то же время Церковь предостерегает от того, чтобы придавать данной традиции какой-либо магический смысл. Проруби, или иордани, в которых купаются на Крещение, освящаются. Жёстких правил для желающих окунуться в них не существует.
Но всё-таки принято быстро погружаться с головой в воду 3 раза, при этом креститься и произносить: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Традиционно считается, что в Крещение купаться надо в рубашках, а не в купальниках, чтобы не выставлять напоказ свои телеса. Ну и, конечно, не стоит идти на жертвы, если есть какие-то проблемы со здоровьем, например с сердечно-сосудистой системой. Всё-таки это резкие перепады температур, что может негативно сказаться на организме.

4. Крещенские гадания

В старину гадание на Крещение было популярным развлечением. Тем не менее гадание - это вовсе не религиозный обычай. К истинному христианству и к самому празднику Крещения Господня гадание отношения не имеет, а восходит к язычеству. Девушки на Крещение гадали на суженого: разные кольца клали в мешок с зерном и, по очереди доставая их, определяли судьбу. Медное кольцо сулило бедного жениха, серебряное - из семьи со средним достатком, кольцо с самоцветом - жениха знатного, а золотое - из купцов. Другим распространённым гаданием было выйти вечером за ворота и кликнуть суженого. Повстречать молодого парня считалось хорошей приметой, а старика - дурной. Сны в ночь Крещения считали вещими, а девушки загадывали увидеть во сне будущего супруга.

Сегодня крещение для христиан является чем-то само собой разумеющимся. Родился младенец, достиг определенного возраста, принесли его в храм, надели на него крестильный набор для новорожденного и совершили знакомый всем православным обряд. Но так было не всегда. Крещение имеет свою историю, свое развитие и свои динамические традиции.

Первые крещенные на Руси

Данные о первых людях, принявших это таинство, противоречивы и разнообразны. Некоторые утверждают, что ещё Аскольд и Дир во время похода на Константинополь крестились с некоторым количеством народа. Другие говорят о более поздних событиях.

Русская епархия уже значилась в перечне епископий Константинополя в конце IX века.

По официальным данным одной из первых крещенных была княгиня Ольга. Именно она привила своему внуку Владимиру Великому православную веру и любовь к Единому Богу.

Массовое же крещение народа в летописях значится за 988 годом. Этот год считается зарождением Русской Церкви. Именно в этом году христианство стало официальной религией Киевской Руси.

Вместе с приходом новой эпохи по приказу Владимира Великого началось уничтожение старого. Идолы были уничтожены, обряды упразднены. Началась просветительская работа простого народа.

Распространение православной веры

Однако христианизация длилась на протяжение ещё девять веков. Некоторые народы отнеслись к приходу новой религии негативно, что повлекло за собой ряд негативных моментов: репрессий, принудительного крещения, запретов на былые традиции.

Принятие христианства имело также и политическое значение. Весь цивилизованный мир проповедовал христианство. К язычникам не было серьезного и доверительного отношения. Однако после раскола Церкви на западную и восточную начался и раздел на два лагеря: с центрами в Риме и в Константинополе.

Развитие традиций

С течением времени менялись и традиции. Классическое погружение в воду было установлено ещё Иоанном Предтечей, ещё до крещения Иисуса Христа. Было установлено и определенное время крещения, и определенные процедуры.

Одним из важнейших атрибутов крещения были крестильные платья и нательные кресты. Они хранились всю жизнь и должны были оберегать и хранить своих хозяев.

Одновременно с крещением давалось человеку и имя согласно дню крещения ребенка . В этот день празднуются именины (ныне – день ангела). Каждый ребенок должен быть крещен, так он получает своего Ангела-хранителя.

Сквозь тернии, к звездам

С приходом к власти большевиков церковь стала негативным явлением. Храмы были подвержены сожжению, священнослужители репрессированы, а религия была провозглашена «опиумом для народа».

И все же истинные верующие, не смотря на запреты, продолжали исполнять обряды. Вера передавалась из поколения в поколение. Некоторые храмы продолжали существовать, хоть и были взяты под контроль правительства.

С началом перестройки возобновилась и церковная деятельность. Русская православная церковь обрела государственный статус. А 01 июня 2010 года 28 июля официально стало Днем Крещения Руси.

«Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам», - говорит Господь Иисус Христос своим ученикам. Научение вере, катехизация или оглашение - это Божия заповедь. Необходимость оглашения подтверждают 46-е правило Лаодикийского и 78-е правило Шестого Вселенского соборов.

Кто такие оглашенные?

Оглашенные (или по-гречески - «катехумены») - это в первую очередь христиане. Они еще не приняли крещения, но уже считались членами Церкви Христовой и присутствовали на части богослужений, слушали Священное Писание. Во II-III веках срок оглашения был не менее трех лет. Гонения и ереси, вероучительные споры требовали от христиан стойкости и знания своей веры. Поэтому Церковь очень ответственно подходила к принятию в свое лоно новых членов и очень благоговейно относилась к самому таинству крещения. И ко времени, когда в VI веке христианство стало государственной религией в Византии и в церковь пошло много язычников, уговоренных родственниками-христианами или желающих продвижения по службе (статус христианина этому способствовал), Церковь встретила их уже проверенной практикой длительной подготовки к крещению. В какой-то степени катехуменат был буфером между Церковью и миром: с одной стороны, Церковь через огласительные беседы говорила с миром; с другой - институт оглашенных защищал Церковь от проникновение в нее духа мира сего. Но главное, эта промежуточная стадия между сознанием язычника и верного христианина нужна была самим оглашенным: для испытания своей верности Христу, покаяния, «перемены ума» в самом прямом смысле - перемены приоритетов, ценностей, всего мировоззрения и поведения. Главной задачей катехизации было не столько обучение основам веры, сколько введение оглашенных в жизнь и Предание Церкви.

Вступительные экзамены

В древности таинство крещения было не частным, а общественным и торжественным событием. В канун Пасхи и Пятидесятницы, в Рождественский и Богоявленский сочельник крестились все прошедшие огласительный период и интенсивный курс изучения основ веры. Во II-III веках оглашение могло длиться от года до трех. Язычники, уверовавшие во Христа как Сына Божьего, впервые приходя в церковь, должны были пройти собеседование с епископом или другим назначенным им членом клира: пресвитером или диаконом. Будущие оглашенные рассказывали о себе и причинах своего намерении креститься; епископ говорил им небольшую проповедь о том, что такое христианская жизнь и чем христианство отличается от язычества.

После этого проходило посвящение в катехумены (оглашенные). На востоке обряд посвящения состоял из осенения печатью креста (осенения крестным знамением лба и груди), экзорцистского «дуновения» с чтением молитвы и возложения рук. На западе к этому прибавлялось еще вкушение будущим оглашенным щепотки соли в знак той соли Слова Божьего, которую он вкусит во время огласительных занятий. Пройдя обряд посвящения, оглашенные начинали занятия, где им рассказывали о самом Христе, о пророках, предсказывавших приход Мессии, о творении мира и о замысле Божием.

Оглашенные старались сочетать теорию с практикой, исправляя жизнь в согласии с христианским духом. Часто занятия проходили ежедневно, по утрам, чтобы прервать благочестивую языческую традицию посещать храмы перед тем, как отправиться на работу. Оглашенным позволялось присутствовать на всех богослужениях, за исключением литургии верных.

Приступить к крещению могли только те, кто пробыл в чине оглашенных достаточное количество лет, изменил свою жизнь, имел свидетельство верных о серьезности своих намерений, мог лично исповедовать веру и не имел беснования.

Святой Иустин Философ (II век), сам преподававший христианское учение в основанной им школе для оглашенных, писал в своей книге о катехизации: «Кто убедится и поверит, что это учение и слова наши истинны, и обещается, что может жить сообразно с ними, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними. Потом мы приводим их туда, где есть вода, они возрождаются… как сами мы возродились, то есть омываются тогда водою во Имя Бога Отца и Владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святаго».

Интенсивный курс

Тех, кто прошел оглашение и хотел креститься на ближайшую Пасху, ждал еще один экзамен: повторное собеседование с епископом, где оглашенный должен был рассказать об изменениях, произошедших с ним в течение двух-трехлетнего периода. На собеседовании обязательно присутствовали крестные оглашенного, свидетельствующие истинность его слов.

Пройдя собеседование, человек записывал свое имя в список для крещения на ближайшую Пасху или другой из упомянутых дней. С этого момента он назывался «просвещаемым», т. е. готовящимся к «просвещению» (крещению).

Просвещаемые обязаны были посещать огласительные занятия, поститься (воздерживаться от мяса и вина, а также от пищи, посвященной языческим идолам («идоложертвенного») в знак покаяния. Хотя это и не было обязательным, верные (уже принявшие крещение) тоже могли поститься и посещать эти занятия, чтобы возобновить пережитое обращение и очистить душу и достойно подготовиться к встрече праздника Пасхи. По некоторым сведениям, из поста просвещаемых и сочувствующих им верных и произошел Великий пост.

После собеседования с епископом просвещаемый переводился на «интенсивный» курс. «Курс» святителя Кирилла Иерусалимского начинался с «предогласительной беседы», где святитель говорил просвещаемым об изменении их статуса в Церкви и увещевал не пропускать занятия, выучить сказанное, но не говорить о нем оглашенным, а также не любопытствовать о том, что делают на литургии верные. Дальнейшие беседы были посвящены толкованию Символа веры, молитвы «Отче наш» и некоторым другим вероучительным, нравственным и аскетическим аспектам христианства. До Второго Вселенского собора (381), на котором был принят Никео-Цареградский Символ веры (который мы читаем сегодня), в каждой поместной Церкви использовался свой крещальный символ, который представлял собой краткое исповедание веры, произносимое просвещаемым во время таинства крещения (отсюда он и появился). Догматическое содержание в таких исповеданиях оставалось одним и тем же, но формулировки были разные.

Тайны веры

Изучение Символа веры было своего рода привилегией просвещаемых: оглашенные не знали его, и знать им это не полагалось. Пожалуй, были только две вещи, которые ни внешним, ни оглашенным не рассказывались: это учение о Боге-Троице и о Евхаристии. Как наиболее сложные и парадоксальные, они могли быть неверно понятыми и принесли бы только вред, потому что «и больные просят вина; но если оно безвременно будет дано, то сумасшествие производит, отчего рождается два зла: и больной умирает, и врач остается в бесславии. Так, если оглашенный услышит что-либо от верного, то и оглашенный впадет в безумие, потому что не понимает слышанного, однако оное порочит и осмеивает говоримое, и верный осуждается как предатель этой тайны» (св. Кирилл Иерусалимский, «Поучение предогласительное»).

Просвещаемые изучали Священную историю, им рассказывалось о таинстве крещения. Известно, что святитель Кирилл Иерусалимский, еще не будучи епископом, вел огласительные беседы несколько раз в неделю по несколько часов. На таких занятиях, кроме самих бесед, просвещаемые молились, и над ними произносились заклинания (экзорцизмы), которые готовили просвещаемых к обряду отречения от сатаны, совершаемому перед крещением.

После прохождения интенсива просвещаемых опять ждал экзамен. Накануне дня крещения, например в Страстную пятницу, они читали наизусть Символ веры и молитву «Отче наш» в присутствии епископа, а в Западной Церкви - и верных.

Крещение предварялось обрядом отречения от сатаны, которое подчеркивало разрыв с языческим прошлым, и обрядом сочетания со Христом. В наш век скептицизма многим принимающим крещение порой смешно и неловко плевать и дуть «на дьявола», но бывшие язычники в II-IV веках с полным пониманием относились к таким вещам.

После принятия крещения новоначальные христиане прослушивали еще одну серию бесед - теперь уже тайноводственных (введение в таинства Церкви). Объяснялся более глубоко смысл таинства крещения, а также миропомазания и Евхаристии. Что-то о таинстве крещения неофиты уже знали, но о Евхаристии рассказывали только после крещения.

Кто мог катехизировать

Занятия проводились специально благословленными на это людьми, необязательно священниками. Например, христианский писатель и богослов Ориген (первая половина III века) начал преподавать в Александрийском огласительном училище в ранней юности, после мученической смерти его отца (не имея тогда сана), сменив на этом посту своего учителя и тоже церковного писателя Климента, который был священником.

Могли быть катехизаторами и женщины, поставленные на служение диаконис. Они должны были на дому обучать «простых сельских женщин ясным церковным правилам, как отвечать крещаемой и как жить после Крещения», как предписывал Четвертый Карфагенский собор.

До нас дошли огласительные беседы святителей Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского, Григория Нисского, Амвросия Медиоланского, Феодора Мопсуэстийского, Августина Блаженного. Все эти беседы - живое слово, обращенное к живым слушателям, поэтому читать их интереснее, чем катехизисы, которые достались нам с Синодального периода. Последние претерпели сильное влияние католической схоластики, поэтому, хотя они хорошо структурированы, очень скучны. Огласительные слова святых отцов, кажется, имеют единственный недостаток: их переводы на русский делались в девятнадцатом веке и их язык может показаться сложным современному читателю.

Во сколько лет креститься?

Историки говорят, что зафиксировать момент появления практики крестить в младенческом возрасте нет возможности. Мы не знаем точно, крестили ли детей в апостольский век, но Новый Завет сообщает нам о крещении целых семей, в которых, конечно же, были маленькие дети (Корнилия (); Лидии - «крестилась она и домашние ее» (); темничного стража «и всех бывших в доме его» (); Криспа: «Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим» (); Стефана «крестил я также Стефанов дом» (). В Апостольском предании святого. Ипполита Римского (около 215 года) сказано: «Облачитесь в одежды и в первую очередь крестите детей. Все те, которые могут говорить о себе, пусть говорят. За тех же, которые не могут говорить о себе, пусть говорят их родители или кто-нибудь из родственников». Отсюда видно, что среди детей были и совсем маленькие, которые не умели говорить (но это могли быть и не новорожденные). Святые Ириней Лионский и Ориген, ссылаясь на апостольское предание, говорят о практике крестить младенцев. На Карфагенских соборах III века шли споры о крещении младенцев. Было вынесено решение: «…не возбранять [Крещения] младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что, происшедши от плоти Адама, восприял заразу древней смерти чрез самое рождение и который тем удобнее приступает к приятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи». Однако практика крещения взрослых, которые могли бы приступить к крещению сознательно, еще долгое время была очень распространенной. Известно, что Иоанн Златоуст был крещен в 23 (25?) года, Василий Великий - в 26 лет, Григорий Богослов, происходивший из епископской семьи, - в 28, блаженный Павлин Ноланский - в возрасте около 37 лет. Блаженный Августин, который был принят в катехумены еще в младенчестве, крестился после длительных духовных скитаний и борений в 33 (34?) года.

Кроме принципиальных соображений были и откровенные злоупотребления временем оглашения, особенно когда христианство с IV века становится государственной религией: катехумены считались христианами, значит, пользовались всеми правами перед государственными законами, освобождаясь от обязательств христианской жизни. Церковь боролась с этой хитростью, но не очень успешно. Например, cвятой Григорий Богослов, возражая против такого корыстного подхода к таинству крещения, писал: «Крестимся ныне, не будем отдалять от себя благодеяние… не будем ждать, пока сделаемся худшими, чтобы прощено нам было больше; не будем Христо-корчемниками и Христо-купцами. …Спеши к дару, пока еще владеешь рассудком, пока не болен и телом, и духом… пока язык твой не запинается, не охладел и может ясно произнести (не говорю уже о большем) слова Тайноводства, …пока дар для тебя очевиден, а не сомнителен, благодать касается глубин, а не тело омывается на погребение».

Массовое распространение практика крещения младенцев получила в христианской Византийской империи, и именно с этого времени вытесняется практика катехизации.

Журнал «Нескучный сад»