Конспект открытого занятия для детей подготовительной группы на тему: «Проказы Матушки-Зимы. Комплексное занятие в старшей группе «Проказы матушки-зимы

Тема. «Здравствуй, матушка-зима».

Цель: создание условий для закрепления представлений детей старшего дошкольного возраста о зиме как о времени года.
Задачи:
расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы;
формировать познавательный интерес к миру природы через экспериментальную деятельность, постановку проблемной ситуации;
развивать умение видеть красоту окружающего мира.

Предварительная работа
Разучивание стихов и народных примет о зиме, разгадывание загадок по зимней тематике.
Дидактические игры:
«Бывает - не бывает», «Когда это бывает?», «Это правда или нет?», «Какое время года?»
Создание ситуации интриги.
Утром в группу воспитатель вносит «волшебный» сундучок, ставит на видное место, чтобы дети его могли заметить. Воспитатель не разрешает детям сундучок открывать, не разрешает заглядывать в него, потому что сундучок чужой, а чужое трогать нельзя. В течение утреннего отрезка времени кто бы ни входил в группу воспитатель и дети задают входящим вопрос: «Это ваш сундучок?» Интрига сохраняется до начала НОД. И только, когда начнется непосредственно образовательная деятельность, ребята узнают, кто хозяин сундучка.
Материал.
«Волшебный» сундучок, обезьянка Чита, ведерко со снегом, тарелочки для эксперимента со снегом, салфетки для рук, снежинки, силуэты картинок зимующих птиц на нитке, карточки с содержанием народных примет, загадки, формочки для замораживания льда, пластиковые бутылки под воду, цветная гуашь, костюм матушки-зимы.Организационный момент. Воспитатель организует совместную игровую деятельность в дидактические игры «Бывает – не бывает», «Что сначала, что потом» до прихода гостей.

Психологический настрой.

Воспитатель.
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить,
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
- Ребята, я думаю, что нам удастся найти хозяина сундучка. Давайте спросим о нем у наших гостей.
Дети входят в группу, здороваются, спрашивают о сундучке.

Основная часть.

Воспитатель: - Снова не нашли хозяина. Ну, ничего. Давайте еще раз рассмотрим находку (подходят к сундучку, рассматривают). Ребята, посмотрите, сундучок украшен снежинками. Как вы думаете, чей же он? А какое сейчас время года? Может быть, сама зима его потеряла?
Приходит в шубке белой
Красавица-зима,
Ступает королевой,
На шапке – бахрома.
Снежинками украшен
Сверкающий наряд,
Платком она помашет -
Снежинки полетят.
Воспитатель: - Ребята, кажется, к нам еще кто-то пришел. Присядьте на стульчики и посидите тихонько, а я посмотрю (дети садятся на стульчики, дальше обсуждение проходит в форме «круглого стола»).
(Воспитатель выходит из группы, возвращается в накидке зимы).
Матушка-зима:
Здравствуйте, ребятки.
Всё у вас в порядке?
Угадайте-ка кто я?
Правильно. Я Матушка – зима, слышала, сейчас мое время года. Пролетая над вашим городом, украшая его серебром,
Сундучок я потеряла,
В нем «секреты» собирала.
Серебристый, небольшой,
Может, видели такой?
Без него мои чудеса никак не происходят. Вы его не видели? Да, это он. Я так рада, что он нашелся. Спасибо, ребята, что сохранили сундучок.
Сегодня пришла я к вам не одна. Со мной обезьянка Чита, символ Нового года. Прилетела Чита к нам из жарких стран, чтобы остаться здесь на весь год.
Но сколько ни кутаю я Читу в свой плащ, она мерзнет все больше. Почему – не пойму. Как вы думаете? (Она жительница жаркого климата, ей нужно одеться теплее).
Правильно, потому что сейчас зима, очень холодно на улице.
Ребята, а Чита ничего о зиме не знает, что же делать? Вот, милая Чита, ребята тебе все о зиме и расскажут. И ты с удовольствием проведешь зиму вместе с ними. А поможет вам мой волшебный сундучок.
Матушка-Зима:
Загадаю вам загадку,
На нее я жду разгадку.
1 секрет.
Эксперимент со снегом.

Загадка.
На дворе горой, а в избе водой.
(Снег)
Правильно, ребята. А как вы думаете, что такое снег? (Снег- это замерзшие кристаллики воды)
Какой он? (Белый, серебристый, холодный).
Зачем он нужен? (Он укрывает землю от мороза, чтобы не вымерзли корни растений).
Что мы делаем со снегом зимой? (Мы делаем из него снежные горки, различные постройки для игр, украшаем снежными фигурками участок).
Почему на улице он не тает? (Потому что на улице холодно, а на холоде снег не тает).
Давайте посмотрим, что нам сундучок приготовил.
Время ключик повернуть,
И вовнутрь заглянуть.
(Достаю из сундучка ведерко со снегом)
Что это в ведерке? (Правильно, дети). Чита, смотри, это снег. Не бывает у нас зимы без снега. Давайте посмотрим снег и Чите дадим потрогать.
Какой снег по цвету? (белый).
Скажите, какой он на ощупь? (холодный, колючий).
Как вы думаете, из чего состоит снег? (Снег состоит из снежинок, очень маленьких, а колючий, потому что лучики у него колкие, острые).
Что в тепле станет со снегом? (Растает).
Ребята, а Чита не верит, что снег в тепле тает. Что делать? (Нужно показать ей). Правильно. Ребята, я предлагаю вам подойти со мной к столикам. (Подходят, встают у столиков) Давайте разложим снег в тарелочки и оставим на время,а потом посмотрим, что с ним произойдет. Берите из ведерка ручками снег, кладите в тарелочки (дети раскладывают снег в тарелочки). Вот молодцы! Пусть снег полежит, мы его на время оставим. Ух, холодный, даже пальчики замерзли!
Давайте вытрем ручки о салфетки и погреем пальчики (отходят от стола и встают в круг).
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы во двор пошли гулять («гуляют» пальчиками в воздухе)
Бабу снежную лепили («лепят» снежок),
Птичек крошками кормили («сыплют крошки»),
С горки весело катались (скользят ладонями по коленям),
А еще в снегу валялись (переворачивают ладони).
А потом домой пришли (пальчики «идут»),
Съели суп («хлебают ложкой»)
И спать легли (кладут сложенные ладони под щеку).
(Трогаю пальчики детей). Совсем горячие ручки стали! Не заморозила я вас. Что же еще интересного в сундучке припрятано, вам узнать хочется? Тогда идите со мной. (Идут, садятся на стульчики)
Матушка-зима:
-Ребята, из чего же снег состоит? (Из мелких снежинок) Правильно, из снежинок.
Я - царица холодов.
Из моих из рукавов
Я снежинки выпускаю,
Землю снегом покрываю.
Ребята, как вы думаете, снежинки одинаковые или разные? (Разные).
А что же нам сундучок покажет? Давайте посмотрим!
Секрет 2.
(Педагог достает конверты со снежинками, раздает детям).
Что это такое с ними? (рассыпались). Почему? (Наверное, сломались). Знаете, почему?
Когда трескучий Мороз сердито стукнет своим волшебным посохом по земле, снежинки становятся хрупкими: «Хруп – хруп!» - слышится под ногами. Это мнутся и ломаются лучики снежинок. (Показываю лучики)Так хотелось показать Чите снежинки. Что же теперь с ними делать? (Сложить можно)
Правильно, давайте попробуем украсить снежинками нашу поляну. (дети проходят на ковер, собирают снежинки). Вы сейчас сложите снежинки из частей, и мы увидим, насколько они разные и красивые.
(После того, как дети соберут снежинки, проводим рассматривание их).
Посмотрите на снежинки и скажите: одинаковые они по форме? (разные)
Посмотри, Чита, две абсолютно одинаковые снежинки найти невозможно. Одни снежинки похожи на звездочки, другие – на ледяные иголки.
Когда их много падает с неба, то говорят, что идет (снегопад).
И вы, мои снежинки,
Белоснежные пушинки,
Всех вас вместе собрала,
И с собою увела.
(Дети садятся на стулья).
Матушка-зима:
- Ребята, а что за шум слышится из сундучка? Давайте послушаем. Слышите? (Прислушиваются)
Секрет 3.
Посмотрим, кто же тут? (педагог достает из сундука маленьких птиц)
Ребята, так это помощники мои расшумелись. Это не просто птицы, это, ребята, птицы – вестники зимы. Каждая птичка хочет рассказать о том, что зимой бывает. А вы ее послушайте и помогите (педагог раздает по одной птичке ребенку). Ребята, пусть каждый из вас скажет, какие изменения зимой происходят. После этого птичку поместите на ветку дерева. (Начинает педагог). Я начну, а вы послушайте:
Матушка-зима:
- Моя птичка говорит, что зимой реки замерзают и покрываются льдом…
(Дети по очереди продолжают называть признаки зимы, размещают птичку на дереве и садятся на стульчик)
Смотрите, дети, Чита, каким красивым стало дерево, оно словно ожило. Да и птичкам на воле веселее, чем в моем тесном сундучке.
Милая Чита, а еще наши ребята очень наблюдательны и знают приметы зимы. Они тебе сейчас их расскажут и скажут, какой секрет я спрятала в приметах. (По приметам можно узнать, какая погода будет).
Снежный буран предвещает мороз ночью.
Если ночью иней - днем снега не выпадет.
Лед сильно трещит - будет мороз.
Снежные хлопья крупные - будет оттепель.
Кольцо вокруг солнца - к ненастью.
Сильно блестят зимою звезды - к морозу.
Воробьи дружно чирикают - к теплу.
Кошка на печи - к стуже; кошка на полу - к теплу.
Снегирь под окном зимой чирикает - к оттепели.
Матушка-зима:
-Молодцы, не ошиблась я в вас. Все Чите рассказали о моем времени года, о зиме. Теперь я могу смело оставить с вами Читу, знаю, вы о ней сможете позаботиться.
- Ребята, я думаю, что пришло время Чите показать, что же случилось со снегом. Кто хочет посмотреть?
(идет рассматривание, краткое обсуждение, почему снег растаял).
Ребята, что в тарелочках у вас? (вода).
А что в тарелочки вы клали? (снег).
Почему же вместо снега теперь в тарелочках оказалась вода? (снег в тепле растаял).
А где снег не тает? (на морозе).
Видишь, Чита, как правы были ребята, когда говорили тебе, что снег в тепле растает. Ты верь им, Чита, и во всем слушайся, ребята тебе еще расскажут о том, как можно весело играть со снегом.
Ох, ребята, жарко мне у вас. Вы садитесь на стульчики, я выйду подышать свежим воздухом.
(Матушка-зима уходит, возвращается воспитатель без накидки).

Заключительная часть.

Воспитатель:
-Ребята, я сейчас матушку-зиму встретила. Она у вас в гостях была? А зачем приходила матушка-зима? (Сундучок искала, Читу принесла)
А вы узнали, что в сундучке было? Зачем вы выполняли задания из волшебного сундучка? Какое задание было самое интересное?
Я так рада за вас: вы очень старательные и добрые - Чите рассказали про нашу снежную зиму, и я уверена в том, что ей с вами не будет скучно. Ребята, матушка – зима на прощание передала для вас вот эти формочки для ледяных фигурок и бутылочки под воду. Если мы сделаем цветную воду, зальем в формочки и заморозим, то получатся цветные льдинки, ими можно украсить наш участок. Но сначала нужно навести порядок в группе. Кто мне поможет?

Предварительная работа.

Формировать у детей представление о зиме как сезоне, наиболее не­благоприятном для жизни растений и птиц в природе, их приспособ­ленности к зимнему периоду.

Формировать элементарное понимание зависимости между типичны­ми явлениями зимы, показать связи между живой и неживой природой путем опытно-исследовательской деятельности.

Обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в нежи­вой природе, пробудить эстетические впечатления детей, углубить их переживания, связанные с красотой русской зимы.

Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.

Через общение с природой воспитывать у детей интерес к наблюдени­ям в природе, желание по-доброму относится к ней, сочувствовать птицам и животным. Формировать нравственно-ценный опыт обще­ния с природой, экологической культуры деятельности и поведения.

Способствовать воспитанию социально-активной личности, способ­ной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно отно­ситься к ней.

Активизировать словарь прилагательными: белая, белоснежная, пу­шистая, хрустальная, ледяная, молчаливая, спокойная, знойная, вьюжная, морозная, холодная, блестящая, серебристая, искристая, колкая, лютая, трескучая, заснеженная, заледенелая, задумчивая, скрипучая.

Ввести в словарь детей названия птиц и слова, обозначающие их при­знаки

Формировать осознанную мотивацию по обогащению и активизации словаря существительных и прилагательных.

Воспитывать радость от умения свободно использовать широкий за­пас слов в общении с окружающими и выражении своих мыслей.

Развивать доказательную, связную образную речь.

Ход занятия

Воспитатель: Я собрала вас сегодня в этом зале, потому что у меня есть экстренное сообщение. Случилась беда. Вы знаете, утром я шла в детский сад и около елочки нашла шишку с запиской. Давайте ее прочитаем.

«Я в плену у зимушки-зимы. Помогите. Следуйте по волшебным следам. Боровичок.»

Неужели зима напоследок решила напроказничать? Вы согласны отпра­виться в путь и помочь Боровичку? Но помните, чтобы помочь ему, нужны ум, внимание, смекалка и доброе сердце. Вы такими качествами обладаете? Тогда сложности нам нипочем. А как же мы попадем на экологическую тропинку? Давайте скажем волшебные слова. «Хлоп-хлоп, топ-топ, повернись, покружись и на экологической тропинке окажись!»

Ах, как здесь красиво! Мы на улице и опять оказались на нашей тропин­ке. А где же волшебные следы? Вот они. Давайте пройдем по ним и посмотрим, куда они нас приведут. Посмотрите, на какую остановку привели нас волшеб­ные следы (остановка «Почемучек») Эта остановка нам с лета хорошо знакома, так что можете занимать места на пеньках.

Как вы думаете, что это? (карта-схема экологической тропинки). Борови­чок не случайно оставил свою карту, он успел нанести на ней места остановок с помощью снежинок. Чтобы нам не сбиться с пути, давайте места остановок от­метим у себя на планшете.

Дети с воспитателем выполняют задание на планшете. В дорогу возьмем только один планшет.

Для того чтобы легче и быстрее найти Боровичка составим портрет Зи­мушки и узнаем ее характер. Из предложенных картинок выберите те, которые соответствуют зиме, и правильно расположите их.

Какая Зимушка-зима у вас получилась на портрете? Дети: Белая, белоснежная, пушистая, хрустальная, ледяная, молчаливая, спокойная, знойная, вьюжная, морозная, холодная, блестящая, серебристая, ис­кристая, колкая, лютая, трескучая, заснеженная, заледенелая, задумчивая, скри­пучая.

Воспитатель: Л теперь у вас задание посложнее: вы должны вспомнить

какими образными выражениями охарактеризовали зиму великие русские поэты.

Дети: Волшебница Зима, Матушка Зима, гостья Зима, чародейка, русская

молодка, белоснежная лебедка, белолицая молодецкая зима, величавая зима,

Зимушка зима, Зима Морозовна, Зима Метельевна, Мороз воевода.

Воспитатель: Теперь мы знаем характер Зимушки-зимы, она сказочна, Красива и своенравна, Я вижу вы совсем замерзли, сейчас я вас согрею. Я буду называть приметы зимы и если вдруг ошибусь, и вы услышите, что-нибудь дру­гое, то можно потопать.

Пришла Матушка зима Со снегами сыпучими, С морозами трескучими, С метелями дружными, Уважаемые господа, С шелковой травой, С жемчужной росой. Пришла Матушка-зима С метелями, вьюгами, С белыми снежком, С рыжим грибком.

Пришла Матушка зима И с собою принесла Лыжи и санки, Коньки и мячи, Клюшки и шайбы, Салазки и снежки.

Смотрю, вы уже согрелись, щеки ваши раскраснелись и мы с вами от­правляемся в путь. Посмотрите на планшет и скажите, на какую остановку мы с вами отправимся, (остановка елочка»).

Дети: Здравствуй елочка!

Воспитатель: Мы очень рады опять встречи с тобой. Спасибо, что ты нам сообщила какая беда случилась с нашим Боровичком. Помоги нам найти его (включаются лампочки на елочке).

Воспитатель: Мне кажется, что елочка согласилась, посмотрите, как за­искрились ее иголочки.

Елочка: Дорогие ребята!

Я очень рада встречи с вами - моими защитниками и любителями при­роды. Я вам помогу, если вы ответите на мои вопросы.

Воспитатель: Ребята порадуем елочку и выполним ее задания.

Елочка: (вопрос записан на магнитной записи). Как вы думаете, почему мы елочки остаемся зимой одни зелеными?

Дети: У елочки листочки -острые, колючие иголочки.

Иголочки твердые, кожистые, поэтому им не страшен мороз.

Иголочки покрыты восковым налетом, и они не испаряют влагу, поэтому не замерзают и остаются вечнозелеными.

Елочка; Кто нас елочек может обидеть?

Дети: Очень сильный ветер может поломать ветки у елочки, а молодую даже вырвать с корнем.

Если мало снега, ель ее корни могут промерзнуть в морозную зиму. Чело­век может обидеть елочку - под Новый год, срубив ее.

Жаркое солнце - может высушить иголочки, если летом долго нет дождя.

После обильного снегопада на ветвях ели лежит много снега, которые мо­гут их сломать.

Елочка: Как же вы помогаете елочке перезимовать зиму.

Дети: Мы прикапываем корни елочки снегом.

Во время сильного снегопада аккуратно стряхиваем снег с ее веток. Ле­том окапываем елочку, чтобы лучше влага поступала к ее корням. В засушли­вое лето поливаем елочку.

Воспитатель: Мы с вами прекрасно знаем, что, ухаживая за елочкой круглый год, может вырасти сильное и крепкое дерево. Такой елочке лучше пе­резимовать зиму.

Елочка: Назовите моих соседей, которые растут рядом со мной на тро­пинке? (дети перечисляют деревья). Почему они молчаливы, может, они за­мерзли, и погибли?

Дети: деревья не погибли, Целый год они трудились, а сейчас отдыхают и спят глубоким сном. Зимой замедляется сокодвижение, потому что земля про­мерзает и корни не могут впитывать влагу и питательные вещества.

Воспитатель: Вы правы, действительно, в связи с замедлением сокодви­жения деревья впадают в глубокий сон, потому что зимой нет необходимых ус­ловий для их роста и развития.

Чтобы доказать тебе елочка, что деревья не погибли мы с ребятами провелн эксперимент. После сильного снегопада мы гуляли на тропинке и подняли несколько поломанных веточек.

Посмотрите на эти веточки и скажите, какие они?

Дети: В этих веточках нет жизни. Кажется, как будто они засохли. Они находятся в состоянии покоя.

Воспитатель: Действительно, эти веточки еще находятся в состоянии покоя, они молчаливы, как деревья на экологической тропе.

Сейчас я вам покажу веточки, которые мы поставили в вазу две недели тому назад. Что вы можете о них рассказать? На них появились листочки?

Дети: Они растут и развиваются. Они ожили.

Воспитатель: Почему среди зимы эти веточки распустились? Какой же вывод мы с вами можем сделать, чтобы удивить елочку.

Дети: Деревья зимой не замерзли. Просто на улице нет благоприятных условий для их роста, а чтобы выжить в морозные дни они находятся в состоя­нии покоя.

Воспитатель: Когда они вновь оживут? (весной, когда ярко засветит солнце).

Весной ласково пригреет весеннее солнышко, задышит, оживет земля и проснуться после долгой спячки величавые деревья. Зашелестят своими моло­дыми листочками, и наша елочка сможет с ними переговариваться.

Елочка мы тебя успокоили, выполнили все твои задания, и ты нам помоги найти Боровичка,

Елочка: Спасибо, милые знатоки природы. Возьмите лыжи и следуйте на следующую остановку, может быть там, найдете Боровичка.

Воспитатель: Посмотрите на планшет И скажите, какая следующая оста­новка на нашем пути. («Птичье дерево») Воспользуемся советом елочки И вста­нем на лыжи.

Дети скользят, имитируя движение лыжника. Если солнце печет Хорошо, хорошо. Если дождик идет Хорошо, хорошо. Если холод и снег Будет лыжный пробег. Нам, ребятам всегда хорошо.

Воспитатель: Снимем лыжи, оставим на лыжне, а сами подойдем к птичьему дереву. Какие птицы чаще всего прилетают к нему?

Приглашаю вас сесть на жердочки, как птички и вспомнить о наших вер­ных друзьях - птицах.

Часто к «птичьему дереву» прилетают сороки. Какими прозвищами за их характер и особенности человек наделил сороку?

Часто наши кормушки посещают воробьи, мы наблюдаем за ними. Каки­ми они нам показались?

Вместе с дружными воробьями к кормушкам прилетают и синицы. Что вы можете рассказать о них?

Иногда за нами во время прогулок наблюдают вороны. Какими они вам показались?

Наш рябинник посещают северные гости? Кто они? (снегири, свиристе­ли). Как же человек еще величает свиристелей?

Вы оказались наблюдательными и много зимующих птиц заметили у себя на участке. Я хочу, проверить знаете ли вы их особенности и повадки, поиграв с вами в игру «Закончи предложение».

Синичка маленькая, а ворона - (большая).

У воробья клюв маленький, а у клеста - (крестообразный).

Сорока стрекочет, а ворона - (каркает).

Воробей зимующая птица, а ласточка - (перелетная).

Сова спит днем, а ночью - (охотится).

Снегирь лакомится ягодами рябины, а запасы на зиму делает - (синица).

Без птиц вряд ли возможно представить живую природу, открывающие свои тайны тому, что умеет быть наблюдательным.

Вы мои маленькие следопыты доказали, что вы очень наблюдательны. Какую пользу приносят птицы? (Ответы детей).

Птицы приносят, огромную пользу человеку истребляя вредных насеко­мых. И в тоже время они являются истинным украшением нашей природы (особенно зимой) благодаря яркому оперенью, оригинальной внешности и своеобразному «пению».

Воспитатель: А как еще мы можем помочь птицам?

Дети: На птичьем дереве мы развесили кормушки, и каждый день, выхо­дя на улицу, мы расчищаем их и подсыпаем корм.

Воспитатель: Мои маленькие птенчики, сейчас я вас покормлю. Из предложенного обеда вам нужно выбрать зимний корм и правильно разложить по птичьим кормушкам.

Дидактическая игра «Птичья столовая».

Воспитатель: Трудно приходится птицам, особенно, в конце зимы, когда оставшийся с лета корм почти уже съеден. Мы с вами, обязательно, ребята должны продолжать подкармливать птиц. Они с удовольствием будут приле­тать в птичью столовую.

После птичьего обеда на снегу остаются следы и по ним можно узнать многое, если умеешь читать «белую книгу» зимней тропинки. Попробуем и мы с вами прочитать ее. Может тогда, быстрее найдем Боровичка.

Как вы думаете, кому принадлежат эти следы?

Дети: Эти следы небольшой птицы. Она передвигается прыжками, пото­му что крестики следов расположены рядом.

Воспитатель: Как вы думаете, какой птице может принадлежать эти сле­ды? Тогда рассмотрим эту цепочку следов, что вы можете рассказать о ней.

Дети: Это следы крупной птицы. Она делает большие шаги. Она пере­двигается шагом, потому что крестики расположены друг от друга.

Воспитатель: Какая птица может оставить такие следы? (ворона, сорока, галка). Это следы, какой птицы?

Дети: Это не птичьи следы, а человека.

Воспитатель: Чтобы узнать точно, кто сегодня обедал у нашего дерева, вы должны собрать мозаику и найти хозяина следов.

Оказывается, боровичок побывал около птичьего дерева. Давайте по­смотрим, куда приведут нас следы боровичка.

Мы с вами вернулись опять на поляну «почемучек» и следы привели нас к снежному сугробу.

Мы знаем, что у природы глубокий зимний сон, но жизнь под сугробами.

Попробуем разгрести снег до земли. Глазам нашим открывается порази­тельное видение. Вот оказывается зима, куда спрятала нашего Боровичка.

Вылезай наш любимый учитель природы. Сейчас я тебя согрею и одену шубку. Не зря ты с нами дружишь. Это ребята тебя спасли от лютых оков зимы. Ты убедишься, что мы прилежные ученики и настоящие любителя и знаток» природы.

На пиктограммах отметьте, зелеными кружками как человек заботится о птицах, а красным кружком - выделите неправильное провидение человека у птичьих гнезд.

Ребята, Боровичок благодарит вас и дарит вам подарки как будущим эко­логам вот эти медали.

Кто такие экологи?

Что у вас нарисовано на медалях. Птицы, растения, животные, человек - это и есть экология, наука об общем доме. Домом для каждого человека являет­ся улица, город, лес, даже экологическая тропинка на которой мы часто гуляем. Свой дом надо любить, быть в нем добрым, заботливым хозяином.

Конспект НОД «Пришла волшебница-зима»

Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик к конкурсу.
Задачи:
- закрепить знания детей о зиме посредством изучения художественных произведений и устного народного творчества;
- формировать навык выразительного чтения стихотворений;
- создать условия для провидения конкурса;
- учить детей правилам поведения во время проведения конкурса./Воспитатель привлекает внимание детей музыкой, а затем читает стихотворение А.С. Пушкина:/
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
В. - Ребята, а чем вам нравится зима? /Ответы детей/
/ Раздаётся стук в дверь, воспитатель открывает её, пропуская гостя. Это белый медвежонок, везущий санки с красивым сундучком./
У. - Здравствуйте, ребятишки: девчонки и мальчишки!
В. - Отгадайте поскорей, откуда взялся этот зверь!? /Ответы детей/

В. – Ребята, кто догадался, как зовут нашего гостя? /Ответы детей/
В. – Попросим Умку: «Нам ответь,
Белый маленький медведь,
Из северных далёких мест
Не принёс ли ты нам весть?»
У. – Я принёс такую весть
Из родных далёких мест:
Дед Мороз уже в пути
И скоро должен к вам прийти.
Дед Мороз ребяток любит:
Угостит и приголубит.
А пока Мороз в пути,
Прочитайте мне стихи.
В. – Давайте сядем все, ребятки,
Стихи прочтём мы по порядку:
Про Снегурку, снегирей,
Про снежок, и про метель,
И про Дедушку Мороза,
Чтоб нам нос не заморозил.
/ Дети читают стихи Умке, за прочтённое стихотворение каждый ребёнок получает фишку и одобрение Умки./
В. – Умка, наши ребята знают не только стихи о зиме, но и загадки. Попробуй-ка их отгадать.
/Дети загадывают загадки, Умка пытается их отгадать, но у него не получается. Загадки отгадывают дети. Воспитатель даёт фишки всем загадывающим и отгадывающим загадки./
/ Воспитатель предлагает Умке вместе с ней загадать детям загадки о зиме:/
Гуляет на воле
В лесу, в чистом поле.
Крутит, воет, бурчит,
На весь мир ворчит (Метель)
Художник-невидимка по городу идёт:
Всем щёки нарумянит, всех за нос ущипнёт.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз)
Серебристой бахромой
На ветвях висит зимой. (Иней)
Не зверь, а воет. (Вьюга)
Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно. (Лёд)
/ Воспитатель даёт фишки детям, отгадавшим загадки./
У. – Здорово Ваши дети отгадывают загадки! А пословицы они знают?
В. – Конечно, Умка, ребята знают и пословицы, и поговорки:
Мороз не велик, да стоять не велит.
Спасибо, мороз, что снегу нанёс.
Береги нос в большой мороз!
Солнце – на лето, зима – на мороз!
/Воспитатель вновь даёт детям фишки./
У. – Какие у Вас умные ребятишки! Давайте поиграем в мою любимую танец- игру «Вот так холод, мороз» /Дети вместе с Умкой играют в игру./
В. – А теперь, как и положено, подведём итоги нашего конкурса. Сосчитайте, сколько у каждого из вас фишек. У кого всех больше, тот и победил. /Умка хвалит детей, награждает медалями и угощает конфетами. Он говорит, что ему пора уходить на север, чтобы встретиться с Дедом Морозом и рассказать ему о своём путешествии в детский сад, о детях, которые так хорошо подготовились к встрече Нового года, прощается и уходит. Детям устраивают чаепитие./

Проказы матушки зимы

Цель: обогащать и расширять знания детей о зиме, о его первом месяце, учить видеть противоречия в рассматриваемых явлениях и разрешать их; развивать внимание, наблюдательность по отношению к явлениям природы; закрепить знания правил поведения при неблагоприятных условий; учить детей передавать в рисунке картину зимнего пейзажа.

Ход

Воспитатель загадывает загадку

Наступили холода,

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь,

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает:

Когда это бывает?

Как вы думаете, какого цвета больше всего зимой? Какими словами можно сказать о зиме? (белоснежная, холодная, морозная, снежная). Когда наступает зима? Отгадайте загадки назовите зимние месяцы.

Назовите – ка, ребята,

Месяц в этой вот загадке.

Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет –

Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

Как вы думаете, почему этот месяц на Руси называют «студень»? (В декабре на улице холодно, студено, морозы трескучие, метут метели. Мороз обжигает лицо, и совсем не хочется выходить на улицу).

Щиплет уши, щиплет нос.

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится:

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что скажи за месяц этот? (Январь)

Январь называли сечень, так как он рассекает зиму на две половины.

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы с неба.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно

Ну, так что это за месяц? (Февраль)

Февраль назвали лютый, так как выпадает много снега, стоят сильные морозы, часто бывают метели.

О каких признаках зимы вы узнали из загадок о месяцах? Иногда зимой случаются оттепели. Как вы понимаете слово «оттепель»? Иногда пригреет солнышко, с юга налетит ветер и принесет оттепель. Снег подтает, станет влажным, будет легко лепиться. На крышах образуются сосульки. А после оттепели ударит мороз и на снегу образуется твердая корочка, кто знает как называется? Правильно, наст, а на дорогах гололедица. На деревьях и проводах образуется пушистая снежная бахрома – изморозь. Что такое снежинки? На что они похоже? При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, снежинки превращаются в снежную пыль. Как называется явление, когда падает снег? (снегопад). Часто во время снегопада дует ветер и тогда снег несется по воздуху, задерживаясь у домов, заборов, наметает большие сугробы. Как называется это явление? (Метель)

Я предлагаю вам послушать произведение «зима» Вивальди. Закройте глаза и представьте картину. Что вы представили, попробуйте изобразить в своем рисунке.

(Дети рисуют самостоятельно, воспитатель, в течение деятельности, помогает тем, кто нуждается в помощи)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного досуга "Рады мы, проказам Матушки Зимы"

Программное содержание: Создать у детей веселое, бодрое, радостное настроение. Развивать у детей желание творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со...

"Проказы матушки-Зимы"

Данный конспект был подготовлен с тем, чтобы в занимательгой форме систематизировать знания детей по теме "Дикие животные леса". Я постаралась единым сюжетом объединить много интересных заданий,...

«Проказы матушки зимы»

(Опытно – экспериментальная деятельность с элементами моделирования)для детей старшего дошкольного возраста....