Конспект непосредственной образовательной деятельности с проведением экспериментальной работы и применением ИКТ в старшей логопедической группе “Опасные игры. Знакомство со звуком “В”

Один из основополагающих принципов ФГОС дошкольного образования - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Именно через познание осуществляется развитие детей в дошкольном возрасте. «Познание-категория, описывающая процесс получения любых знаний путем повторения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми».

Развитие познавательной функции речи тесно связано с умственным воспитанием ребенка, с развитием его мыслительной деятельности. Чтобы передавать информацию, новые знания и сведения, слово должно сначала раскрыть образ каждого предмета, его свойства, качества. Речевое мышление осуществляется на основе словесных значений, понятий и логических операций. Формирование предметной отнесенности слова-названия - происходит одновременно с формированием значений слов и систем значений. Л.С.Выготский называл эту связь «единством мышления и речи». Понятие возникает в процессе интеллектуальной операции.

Известно, что у дошкольников с общим недоразвитием речи страдают все стороны речи, а также высшие психические функции: память, внимание, мышление. Это подтверждается данными логопедического обследования детей старшей группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №11 «Сказка» г.Балаково У детей снижена вербальная память, низкая продуктивность запоминания. Они забывают последовательность заданий, сложные инструкции, отстают в развитии словесно-логического мышления. Детям трудно подобрать нужные слова, правильно построить фразу. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, ребенок ограничивается лишь их перечислением. В активной речи дети чаще всего пользуются простыми предложениями или отдельными словами. Неумение обозначать словами причинно-следственные связи приводит к тому, что они не могут составить логичный рассказ, полно и развернуто ответить на вопрос. Отсутствует четкость и последовательность изложения. Чаще всего дети ограничиваются перечислением предметов или их отдельных частей. В качестве примера мы приводим рассказ, составленный ребенком 5 лет: «Машина. Руль. Крутить. Колеса. Ездить надо».

Трудности в овладении детьми понятийного мышления, и соответственно, усвоении новых слов, затормаживают процесс развития связной речи. Поэтому встал вопрос в поиске новых форм работы по развитию этой функции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В качестве активизирующего средства мы используем познавательно-исследовательскую деятельность, так как развитие речи и познание тесно связаны между собой, а познавательное развитие ребенка, развитие его понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляемые им новые знания и представления.

Цель познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: развитие познавательных интересов, потребности и способности самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта. Китайская пословица «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму» отражает поставленные задачи:

Формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;

Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе исследовательской деятельности, устанавливать причинно-следственную зависимость, умение делать выводы;

Развивать речь.

Коррекционно-образовательная работа строится на основе интеграции способов познания, которая даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.

Лексический принцип построения непосредственно образовательной деятельности играет важную роль в познании. Мы активно используем такие формы работы как тематические дни и недели, тематические занятия («Чудо - пуговка», «Наши цветущие растения», «Мирные профессии в Армии нужны»).

В зависимости от конкретной образовательной ситуации используем и занятия с простейшими опытами: «Откуда взялся ветер?» (сочетается с развитием правильного речевого дыхания), «Путешествие Капельки» и т.п.. Они углубляют представления детей о предметах, явлениях, событии, обогащают их словарный запас, учат рассуждать, делать выводы, действовать самостоятельно, взаимодействовать с партнером, группой, договариваться, слушать и слышать, высказывать общее мнение. Пример: тематическое занятие «Делу время, потехе - час» формирует у детей представления о таком абстрактном понятии как время, в частности о минуте. Дети экспериментально проверяют, как долго длится время, и определяют характер его течения - долго или быстро. Для этого им последовательно предлагаются игры 1) «Помолчим». Пока пересыпается песок в песочных часах, логопед предлагает просто посидеть и помолчать.

2) Игра «Кто быстрее?» (практическое знакомство с одной минутой)

(У каждого ребенка лежат бусы и шнурки.)

Логопед: По сигналу вам надо нанизать на шнурок как можно больше бус. Игра закончится, как только песок пересыплется вниз. (Дети нанизывают бусы на шнурки, далее - подсчет бус). В результате дети пришли к выводу, что один тот же отрезок времени может длиться по-разному в зависимости от вида занятия.

Свои представления о времени дети впоследствии выразили в небольшом коллективном рассказе «Скучен день до вечера, коли делать нечего». Вот такого содержания: Однажды Петя и Ваня пошли на рыбалку. Петя закинул в речку удочку и стал ждать, а Ваня решил половить бабочек. Скоро Ване стало скучно одному бегать за бабочками и он стал звать Петю. А Пете некогда - он ловит рыбу. Ваня не поймал бабочку, а у Пети - полное ведерко рыбы.

Для активизации и развития связной речи используем игры-превращения: «Живое - неживое», «Чудесный мешочек», «Да - нет», «Отгадай предмет», «Что сначала, что потом», «Что лишнее» и т.д.

Процессы-превращения лежат в основе действий, которые мы совершаем даже не задумываясь. Нажав на выключатель - темноту мы превратим в свет, вымыв руки мылом, из грязных мы сделаем их чистыми и т.д. Наблюдая подобные процессы и осваивая соответствующие действия, ребенок учится совершать преобразования самых разных ситуаций. Однако развитие способностей к преобразованию у детей происходит стихийно и не всегда достигает высокого уровня. Несмотря на очевидность превращений в окружающем мире, ребенок далеко не всегда «схватывает» сам момент перехода, преобразования, поэтому, например, разные агрегатные состояния одного и того же вещества могут казаться ему абсолютно разными объектами.

Самым сложным типом речи является рассуждение, потому что тесно связано с диалогическим общением и аргументацией, т.е. ребенок должен знать, о чем говорит. Этому способствуют заданиями типа:

-«Закончи предложение» (Петя не пошел гулять, потому что…) Далее придумывают дети: потому что на улице холодно, потому что он заболел и т.п.

-«Вопрос-провокация»: - Почему зимой идет снег, а не дождь? Чем бабочки отличаются от птицы?

Ребенок, высказывая свою мысль, доказывая правильность или неправильность своего предположения (на основе опыта, из прошлого опыта), учится рассуждать, обобщать общее мнение.

Наиболее интересно проходит усвоение понятий, которые можно проверить, потрогать, измерить. Например, мы с детьми экспериментально проверяем гладкость или шероховатость листочков комнатных растений и учимся давать им определения. «У герани - листочек бархатистый, а у цикламена - гладкий», «кожа - гладкая, а мех - пушистый» и т.д.

В ходе небольших экспериментов дети имеют возможность инициативно высказываться, делиться своими переживаниями. Мы исследовали температуру воды, и дети придумали множество определений для нее: тепленькая, тепловатая, прохладная, приятная, освежающая, холодная, жидкая, блестящая. Деятельность педагога при этом состоит в том, чтобы дать возможность исследовать, выбирать способ действия.

В заключение мы хотим сказать, что мир физических явлений, окружающий ребенка, дает огромные возможности для систематического развития способностей к преобразованию как компоненту общих умственных способностей. Развитие речи и исследовательская деятельность тесно связаны между собой. Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения. Радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Эффективность нашей работы в данном направлении подтверждается данными итогового исследования связной речи. Оценивая выполнение предложенной методики «Последовательные картинки», мы отметили, что у детей улучшились показатели в лексико-грамматическом оформлении высказывания с адекватным использованием лексических средств. В меньшей степени наблюдается стереотипность грамматического оформления и нарушение порядка слов. Употребляемые детьми грамматические конструкции в виде сложных, распространенных предложений.

Таким образом, использование познавательно-исследовательской деятельности как средства коррекции связной речи позволяет значительно улучшить качество речи у детей с нарушениями речи.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. «Мышление и речь» Изд. 5, испр. — Издательство "Лабиринт", М., 1999. — 352 с.

2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. М.: Мозаика-Синтез. 2012г.-78с.

3. Касавин И.Т. Новая философская энциклопедия: в 4 тт. М: Мысль. Под редакцией В.С.Степина. 2001г.

4. Левченко И.Ю., Киселёва Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. - М.: Изд. «Книголюб». 2007г.-152 с.

5. ТрошинО.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие.-М.:ТЦ Сфера. 2005г.-256с.

Программное содержание: Учить детей устанавливать элементарные связи в неживой природе. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воздуха. Продолжать развивать у детей познавательную деятельность в процессе экспериментирования. Развивать речь детей при описании увиденного и установлении причинно-следственных связей. Развивать умение работать сообща (парами), оказывать помощь и поддержку друг другу в трудной ситуации. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Предварительна работа:
1. Проведение беседы «Воздух на Земле»;
2. Рассматривание энциклопедии «Наша планета»;
3. Чтение А.Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше»;
4. Свободное экспериментирование в уголке экспериментальной деятельности.

Материал: веера по количеству детей, увеличительные стекла, одноразовые тарелки и ложки, бутылочки, стаканы, свеча, банка, краски, кисточки, воздушные шары, диск, кукла-Карлсон.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришло звуковое письмо. Хотите узнать от кого оно? (Просмотр отрывка из мультфильма «Карлсон, который живет на крыше», при этом звучит запись)
Моя лаборатория
Известна всем, друзья!
С огромным нетерпением
Вас жду сегодня я.
Любых веществ загадку
Здесь можно распознать,
Но только извините,
Могу я опоздать.
Недавно опыт делал,
Напутал что-то я,
И будто невидимка
Поселился у меня
Со мной ведь он играет,
Его не вижу я,
Попробуйте, найдите
Его Вы для меня.

Воспитатель: Ребята, а вместе с письмом Карлсон прислал еще и план, как пройти в его лабораторию. Ну что, отправляемся к Карлсону в лабораторию? Будем идти точно по плану.

Воспитатель: Какая просторная, светлая у Карлсона лаборатория. Как много оборудования для опытов.

Воспитатель: Начинаем искать невидимку?

Стук в дверь. Появляется игрушка Карлсон.

Карлсон : Здравствуйте, ребята! Хорошо, что я успел. Теперь мы все вместе будем искать невидимку.

Опыт №1. Возьмем стеклянный стакан с широким горлом, наполненный до половины водой. Подкрасим воду акварелью. Возьмем баночку поменьше, такую, которая легко входит в большую. Крепко держа баночку за дно, осторожно горлышком вниз опустим в подкрашенную воду. (Дети наблюдают и делают вывод, что вода в баночку не входит).

Воспитатель: Что же ей мешает, ведь баночка пустая. Или нет? А может быть здесь притаился невидимка? Нельзя ли заставить его показаться, стать видимым? Попробуем?

Опыт №2. Берем все ту же маленькую баночку и опускаем в тазик с водой, но горлышком вверх. (Дети наблюдают как у баночки выскакивают пузыри воздуха и устремляются к поверхности воды).
Дети: В баночке был воздух, он легче воды, поэтому вода заполнила место в баночке.
Карлсон : Ребята, как вы думаете, в воде есть воздух?
(Дети рассматривают стакан с водой, отмечают на стенках банки прозрачные пузырьки).

Опыт №3. Опустим осторожно в банку ложечку и станем помешивать воду. Пузырьки начинают кружиться, постепенно поднимаясь на поверхность и исчезают.
Дети: В воде тоже есть воздух.
Воспитатель: Ребята, давайте предположим: в почве есть воздух? (Предположения детей).
Воспитатель: Давайте проверим. Рассмотрим через увеличительное стекло, из чего состоит почва? (Дети рассматривают).
Дети: Песчинки, пылинки, сухие травинки, склеенные между собой в комочки разного размера.
Воспитатель: А не спрятался ли здесь воздух-невидимка. Давайте проведем опыт.

Опыт №4. В стакан с водой дети опускают комочек почвы.
Дети: На комочках появились прозрачные пузырьки и они понимаются вверх.
Воспитатель: Это воздух, бывший внутри комочка между песчинками и травинками. Вода прошла внутрь и вытеснила его. Он всплыл и смешался с окружающим нас воздухом. (Дети делают вывод: воздух есть в почве).
Воспитатель: Какой вывод можно сделать из этих опытов?
Дети: Воздух есть везде. Он вокруг нас. Воздух занимает место. Есть в воде и почве.
Воспитатель: Почему мы его не видим?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный. Не имеет запаха и вкуса.
Карлсон : Вот как интересно! А можно воздух почувствовать?
Воспитатель: Ребята, возьмите в руки веер и взмахните возле лица. От вашего движения окружающий воздух колыхнется, и вы словно бы услышите его голос: «Я есть!», «Я вокруг тебя!»

Физкультминутка:
Веер воздух раздувает,
Веер ветер нагоняет.
Заставляет нас проснуться,
Потянуть, улыбнуться!
Веер, веер будто птица
Любит в воздухе кружиться.
Так давайте с ним, ребята,
Полетаем, как орлята.
Налетались, отдохнули,
Воздух глубоко вздохнули.
Головой влево, вправо, вбок-
Размяться веер нам помог!

Воспитатель: А сейчас мы немного отдохнем.
Дети исполняют куплет из песни про волшебника-неудачника.
Воспитатель: Я хочу показать вам еще один опыт, но буду делать его сама. Если захотите повторить его дома, то обязательно нужно делать вместе со взрослыми.
Воспитатель: Как можно погасит свечу, не прикасаясь к ней и не задувая?

Опыт №6. Зажечь свечу. Фарфоровую чашку подержать над пламенем свечи. Предмет потемнел – покрылся слоем копоти. Воздух загрязнился.
Карлсон : Я пролетал и видел, как из труб выходит черный дым.
Я по воздуху летел
И моторчиком гудел.
Вдруг – труба, над нею дым,
Оказался я над ним.
Заблудился я в дыму,
Что со мною – не пойму.
Долго кашлял и чихал,
Даже видеть перестал.
Здесь вопрос любому ясен!
Грязный воздух нам опасен,
Не летайте над трубой –
Вы рискуете собой!

Карлсон
: Ребята, а как называется город, в котором вы живете? А какие заводы есть в вашем городе?
Дети: Машзавод, Нефтеоргсинтез, Никелькомбинат.
Воспитатель: Ребята, что же нам делать?
(Дети предлагают надевать маски, придумывают воздухоочиститель).
Зарисовывают и оставляют в лаборатории.

Воспитатель: Все ваши рисунки мы отдали на заводы и там инженеры-конструкторы разработают новые воздухоочистители.
Карлсон : Спасибо, вам, ребята за интересные открытия. А что вам больше всего понравилось делать в моей лаборатории? Что запомнилось? Что узнали интересного?
На прощание хочу подарить вам воздушные шарики. Вы теперь знаете, что за невидимка спрятался в них.

Продолжительность занятия: 25 минут
Название: Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей логопедической группе «В лаборатории у Карлсона»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОАУ № 106 «Анютины глазки»
Месторасположение: г. Орск, Оренбургская область

Ольга Сонина
Интегрированное занятие по познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной логопедической группы

Тема : «Что такое воздух?»

Образовательные области : познавательное развитие , речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Образовательные задачи :

- познакомить детей со свойствами воздуха и способами его обнаружения;

Дать элементарные представления о значении чистого воздуха;

Дать представления о воздухе, как газообразном веществе.

Развивающие задачи :

Развивать связную речь :

Развивать навыки проведения опытов;

Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе опытов,

сопоставлять и делать выводы;

Развивать логическое мышление,

Развивать познавательный интерес .

Речевые задачи :

Активизировать предметный словарь и словарь прилагательных (опыт, атмосфера, оболочка, кислород, твёрдое тело, жидкое тело, газ, фильтр, грудная клетка, лёгкие; прозрачный, безвкусный, бесцветный)

Воспитательные задачи :

Воспитывать умение видеть удивительное в окружающем мире;

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, к окружающей среде.

Предварительная работа : игры с, ветречками”, наблюдение на прогулке за дымом из труб котельной, творческая мастерская : создание сюжетной аппликации (на ватмана) ,Наш город”, изготовление силуэтов деревьев, радужных облаков.

Наглядно практический материал : цветная иллюстрация героев мультфильма Фиксиков, схема,значения атмосферы для нашей планеты”,схемы-карточки определения на вкус, запах, на ощупь, схемы карточки веществ- твёрдых, жидких, газообразных, воздушный шарик, свеча, блюдце, тазик, стакан, с приклеенной на дне бумажкой, по количеству детей : камушки, стаканчики с водой, веера, резиновые игрушки, мелкие предметы (пуговицы, бусины, целлофановые пакеты, трубочки, кусочки губки, карандаши- клей, салфетки.

Мотивационно-ориентировочный этап.

Сегодня необычный день, к нам в гости пришли герои мультфильма - Фиксики. Они очень любознательные и хотят знать про всё на свете. Однажды, они задумались, а что такое воздух? Какой он и как его можно обнаружить? Решили спросить у вас. Расскажем им?

Поисковый этап.

А что вы можете сказать о воздухе?)

Предложить детям сделать долгий выдох, а затем задержать дыхание; вдох, а затем вновь задержать дыхание.

Как долго, вы могли не дышать?)

Почему?) Не хватало воздуха. Правильно, без воздуха мы не можем дышать, но не только мы люди.

А кому ещё нужен воздух?) Животным, рыбам.

А почему рыбам, они же живут в воде)Воздух всюду, но мы его не замечаем, не видим.

Как вы думаете, почему мы не видим воздух) Он прозрачный.

Как ещё можно сказать, какой он?) Не имеет цвета, значит какой) Бесцветный.

Сейчас закройте глаза и сделайте вдох ртом.

Какой воздух на вкус)

Снова закройте глаза и вдохните носом.

Какой запах у воздуха?)

Мы узнали о некоторых свойствах воздуха. Расскажите, а помогут вам в этом карточки-подсказки.)

Воздух-это удивительная оболочка Земли. Воздухом, как прозрачным покрывалом окутана вся наша планета. Воздух защищает её. Представьте, если бы воздух исчез, что бы произошло? Дети рассматривают рисунок-схему, дают ответы.)

Вода на Земле сразу же закипела, всё живое погибло бы от палящих солнечных лучей солнца днём, а ночью от холода. Без воздуха, Земля была бы мёртвой пустыней.

Но, что же такое воздух? Проведём некоторые опыты. А для этого пройдёмте в исследовательскую лабораторию, которую для вас приготовили Фиксики.

Практический этап

Возьмите в руки камень и сожмите его.

Какой он?) Твёрдый. Значит, камень-это твёрдое тело.

А можно ли взять в руки воздух и сжать его?) Значит сделаем вывод : (я начну, а вы продолжите) воздух-это) Не твёрдое тело. Дети подбирают схему.

Возьмём стакан с водой, и рассмотрим воду. (переливаем её из стакана в стакан) .

Что можно сказать о воде, какая она?) Жидкая.

Так что же такое вода?) Жидкость.

Какие жидкости вы ещё знаете?)

Итак, мы с вами выяснили, что воздух нельзя сжать, значит это не твёрдое тело. Воздух не течёт, не льётся, его не пьют, значит это (продолжите) ) не жидкость. Дети подбирают схему.

Воздух, ребята, это газ. Он не видимый, прозрачный, бесцветный, не имеет запаха. Дети подбирают схему.

Это наше первое открытие. Продолжим наши исследования.

1. Возьмём пакет и начнём скручивать его с открытого края.

Что происходит с пакетом?) Надувается.

Почему это происходит?) Пакет наполняется воздухом.

Потрогайте, какой стал пакет?) А воздух вы видите?)

Теперь возьмите веера и помашите на лицо; подуйте на ладонь.

Что вы чувствуете?)

Это движение воздуха. Делаем вывод : Хотя воздух мы не видим, мы его ощущаем.

2. Воздух есть везде и занимает место. Проверим это. У вас на столах разные предметы,бросьте их в воду и понаблюдайте.

Что вы видите?)

Когда предмет тонет из него выходят маленькие пузырьки - это воздух. Предметы тяжёлые, они тонут, а воздух лёгкий, он поднимается.

Возьмите резиновую игрушку и сожмите её.-

Что вы слышите?) свист.

Воздух выходит из игрушки. Теперь закройте отверстие пальцем и попробуйте сжать игрушку снова

Что происходит?) Она не сжимается.

Что ей мешает?)

Вывод : воздух находящийся в игрушке не даёт её сжать.

Посмотрим, что произойдёт, когда будем опускать стакан в тазик с водой. (на дне стакана прикреплена бумажка)

Что вы наблюдаете?) Вода не вливается в стакан.

Почему вода не заполняет стакан?) В стакане есть воздух, он не пускает воду.

Теперь наклоним стакан. Что произошло?) Вода влилась в стакан.

Она уступила место воде. Вывод : воздух занимает место.

Физкультминутка, Надувные игрушки”

Дети разбиваются на пары. Один ребёнок игрушка, другой насос. Игрушка вяло сидит на полу, насос со звуком с-с-с накачивает её. Затем насос нажимает на кнопку- игрушка со звуком ш-ш-ш сдувается и переходит в исходное положение. Дети меняются ролями.

3. Ребята, давайте ещё раз вспомним, для чего нам воздух?) для дыхания.

Мы провели опыты и убедились, что воздух не видим, его можно ощутить, он занимает место.

А теперь проверим и убедимся, что мы дышим воздухом.

Возьмём соломинку и опустим её в стакан с водой, тихонько подуем в неё.

Что вы наблюдаете) пузырьки.

Это доказывает, что мы выдыхаем воздух и он выходит в виде пузырьков. Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох.

Что происходит?) грудная клетка поднимается.

Наши лёгкие наполняются воздухом. А теперь выдохните.

Что произошло с грудной клеткой?) она опустилась.

Воздух вышел из наших лёгких.

Каким должен быть воздух, чтобы человеку легко дышалось?)

А от грязного воздуха, что может произойти?)

Что делает человек, чтобы воздух в помещении был чистым?)

Для чего выращивают растения?)

Скажите, а чем отличается воздух, которым мы дышим в городе, от воздуха,которым мы дышим в лесу?) Почему?

Деревья работают как пылесосы. Зелёные листья растений всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений, чем чище воздух, тем полезней для человека и его здоровья.

Подумайте, а от чего бывает грязный воздух в городах?)

Давайте посмотрим, что происходит с воздухом, когда их труб идёт дым, горит костёр.

Опыт со свечой. Зажигается свеча и держится над ней блюдце. Посмотрите, каким грязным стало блюдце. На нём образовалась копоть.

Что же надо делать, чтобы спасти воздух от загрязнения?)

4. Сейчас, ребята, хочу пригласить вас в творческую мастерскую. Давайте в нашем городе посадим много деревьев и украсим его радужными облаками. (дети приклеивают деревья и облака, приготовленные во время предварительной работы) Пусть наш город будет чистым, а люди, живущие в нём здоровыми и счастливыми.

Рефлексивно-оценочный этап.

Я, думаю, наши гости Фиксики и вы узнали много интересного о воздухе . У меня в руках воздушный шарик. Передавайте его друг другу и рассказывайте, что нового вы узнали о воздухе, что вам понравилось делать.

Публикации по теме:

«Северные приключения». Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Звёздочка Конспект познавательно-исследовательской деятельности.

Лексическая тема: «Подготовка диких животных к зиме» (с участием родителей) Коррекционно-развивающие задачи: -уточнить и закрепить знания.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми второй младшей группы «Весёлое путешествие» ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10 ГОРОДА СЫЗРАНЬ ГОРОДСКОГО.

«Свойства дерева и металла». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе Тема: Свойства дерева и металла Цель: создание условий для уточнения и обобщения представлений детей о свойствах дерева и металла. Задачи:.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе «Кап-кап-капелька» Конспект НОД познавательно – исследовательской деятельности в старшей логопедической группе «Кап – кап - Капелька». Интеграция областей:.

Конспект организованной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 7-го года жизни «Разноцветный лед» Ход деятельности. Воспитатель собирает детей у макета города, на улицах которого случился затор. Воспитатель: Ребята, как вы думаете,.

Конспект совместной исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Воздух-невидимка» Конспект совместной исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Воздух – невидимка» Цель: показать,.

Краткосрочный проект по исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы «Старая чашка» Формировать; мотивацию на познавательную деятельность, первичные представления об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях,.

Открытое интегрированное занятие с детьми старшей логопедической группы «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Открытое интегрированное занятие с детьми старшей логопедической группы «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Цель: введение.

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Экскурсия на Крайний Север» Занятие по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группеЭкскурсия на Крайний СеверЦель: создавать условия для.

Библиотека изображений:

Проект - способ организации совместной деятельности взрослого и ребенка для достижения общей цели. Основоположник проектов американский педагог Уильям Кильпатрик представлял учебный процесс в школе как ряд опытов. Знания, полученные в процессе одного опыта, развивали и обогащали последующий опыт. Под проектированием понимается идеальное осмысление и практическое воплощение того, что должно быть. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Именно исходя из этого я решила попробовать провести с детьми небольшую исследовательскую работу.

Коррекционные занятия на логопункте общеобразовательной школы посещают первоклассники с нарушениями звукопроизношения. Цель логопеда - подготовить артикуляционный аппарат ребенка к произнесению трудных для него звуков с помощью специальных артикуляционных упражнений, поставить (вызвать) звук, закрепить его в самостоятельной речи школьника. На первом этапе работы необходимо сформировать «физиологический образ» звука.

Без понимания того, где и как расположены органы артикуляции (губы, зубы, язык) при произнесении звука невозможно воспроизведение нужных артикуляционных поз, а, следовательно, усложняется и постановка звука. Частично «физиологический образ» звука можно объяснить с помощью упражнений артикуляционной гимнастики, когда, используя игровые сюжеты и предметные картинки, логопеды развивают подвижность языка, его переключаемость, точность и последовательность движений. Но не все дети сразу правильно выполняют упражнения и воспроизводят нужный артикуляционный уклад.



Это объясняется рядом причин, например, отсутствие передних резцов у первоклассников не дает опору для языка при произношении некоторых звуков. В связи с этим я решила провести вместе с детьми небольшое исследование. А поскольку в начале учебного года самые младшие школьники не могут самостоятельно это сделать, а тем более оформить результаты, привлекла родителей. У большей части первоклассников - логопатов нарушено произношение звука [Р], именно поэтому тема нашей исследовательской работы так и звучит «Как правильно произносить звук [Р]» .

Цель проекта: осмысление ребенком - логопатом положения органов артикуляции при произношении звука [Р].

Задачи:

Выяснить, какие органы участвуют в образовании речи человека,
-установить, какие из них принимают участие в произношении звука [Р],
-выявить особенности положения органов артикуляции при произношении звука [Р]

Вид проекта:

исследовательский, краткосрочный, индивидуальный

Адресация:

Проект реализуется в рамках Программы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения

Участники проекта: учащиеся 1 классов
Возраст участников: 6-7 лет

Сроки реализации: октябрь 2012-13 учебного года

Ожидаемый результат: осознанное принятие правильного артикуляционного уклада при произнесении звука Р.
Предполагаемые критерии оценки эффективности проекта: создание буклета, которым могут воспользоваться другие дети с нарушениями звукопроизношения.


Проектно-исследовательская деятельность на коррекционно-логопедических занятиях. Как правильно произносить звук [Р].
Проект – способ организации совместной деятельности взрослого и ребенка для достижения общей цели. Основоположник проектов американский педагог Уильям Кильпатрик представлял учебный процесс в детском саду, как ряд опытов. Знания, полученные в процессе одного опыта, развивали и обогащали последующий опыт. Под проектированием понимается идеальное осмысление и практическое воплощение того, что должно быть. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Именно исходя из этого я решила попробовать провести с детьми небольшую исследовательскую работу.
Коррекционные занятия на логопункте детского сада посещают дети подготовительных групп с нарушениями звукопроизношения. Цель логопеда – подготовить артикуляционный аппарат ребенка к произнесению трудных для него звуков с помощью специальных артикуляционных упражнений, поставить (вызвать) звук, закрепить его в самостоятельной речи школьника. На первом этапе работы необходимо сформировать «физиологический образ» звука.
Без понимания того, где и как расположены органы артикуляции (губы, зубы, язык) при произнесении звука невозможно воспроизведение нужных артикуляционных поз, а, следовательно, усложняется и постановка звука. Частично «физиологический образ» звука можно объяснить с помощью упражнений артикуляционной гимнастики, когда, используя игровые сюжеты и предметные картинки, логопеды развивают подвижность языка, его переключаемость, точность и последовательность движений. Но не все дети сразу правильно выполняют упражнения и воспроизводят нужный артикуляционный уклад.
Это объясняется рядом причин, например, отсутствие передних резцов у детей не дает опору для языка при произношении некоторых звуков. В связи с этим я решила провести вместе с детьми небольшое исследование. А поскольку в начале учебного года самые дошкольники не могут самостоятельно это сделать, а тем более оформить результаты, привлекла родителей. У большей части детей - логопатов нарушено произношение звука [Р], именно поэтому тема нашей исследовательской работы так и звучит «Как правильно произносить звук [Р]».
Цель проекта: осмысление ребенком - логопатом положения органов артикуляции при произношении звука [Р].
Задачи:
-выяснить, какие органы участвуют в образовании речи человека,-установить, какие из них принимают участие в произношении звука [Р],-выявить особенности положения органов артикуляции при произношении звука [Р]
Вид проекта:
исследовательский, краткосрочный, индивидуальный
Адресация:
Проект реализуется в рамках Программы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения
Участники проекта: дети подготовительной группыВозраст участников: 6-7 лет
Сроки реализации: ноябрь 2015-2016 учебного года
Ожидаемый результат: осознанное принятие правильного артикуляционного уклада при произнесении звука Р.Предполагаемые критерии оценки эффективности проекта: создание буклета, которым могут воспользоваться другие дети с нарушениями звукопроизношения.


Приложенные файлы