Когда учительница литературы рассказала нам. Подготовка к егэ по русскому языку - коллекция текстов

Замечательный человек, встретившийся мне в начале жизненного пути, был Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт. Он преподавал в нашей школе русский язык и литературу, и поразил нас учитель с первого взгляда чрезмерной близорукостью. Читая, учитель приближал бумагу к лицу, водил по ней носом и, ровно бы сам с собою разговаривая, тыкал в пространство указательным пальцем: «Чудо! Дивно! Только русской поэзии этакое дано!»
«Ну, такого малохольненького мы быстро сшама-ем!» - решил мой разбойный пятый «Б» класс.
АН не тут-то было! На уроке литературы учитель заставил всех нас подряд читать вслух по две минуты из «Дубровского» и «Бородина». Послушав, без церемоний бросал, сердито сверкая толстыми линзами очков: «Орясина! Недоросль! Под потолок вымахал, а читаешь по слогам!»
На уроке русского языка учитель наш так разошелся, что проговорил о слове «яр» целый час и, когда наступила перемена, изумленно поглядев на часы, махнул рукой: «Ладно, диктант напишем завтра».
Я хорошо запомнил, что на том уроке в классе никто не только не баловался, но и не шевелился. Меня поразило тогда, что за одним коротеньким словом может скрываться так много смысла и значений, что все-то можно постичь с помощью слова и человек, знающий его, владеющий им, есть человек большой и богатый.
Впервые за все время существования пятого «Б» даже у отпетых озорников и лентяев в графе «поведение» замаячили отличные оценки. Когда у нас пробудился интерес к литературе, Игнатий Дмитриевич стал приносить на уроки свежие журналы, книжки, открытки и обязательно читал нам вслух минут десять - пятнадцать, и мы все чаще и чаще просиживали даже перемены, слушая его.
Очень полюбили мы самостоятельную работу - не изложения писать, не зубрить наизусть длинные стихи и прозу, а сочинять, творить самим.
Однажды Игнатий Дмитриевич стремительно влетел в класс, велел достать тетради, ручки и писать о том, кто и как провел летние каникулы. Класс заскрипел ручками.
Не далее месяца назад я заблудился в заполярной тайге, пробыл в ней четверо суток, смертельно испугался поначалу, потом опомнился, держался по-таежному умело, стойко, остался жив и даже простуды большой не добыл. Я и назвал свое школьное сочинение « Жив ».
Никогда еще я так не старался в школе, никогда не захватывала меня с такой силой писчебумажная работа. С тайным волнением ждал я раздачи тетрадей с сочинениями. Многие из них учитель ругательски ругал за примитивность изложения, главным образом за отсутствие собственных слов и мыслей. Кипа тетрадей на классном столе становилась все меньше и меньше, и скоро там сиротливо заголубела тоненькая тетрадка. «Моя!» Учитель взял ее, бережно развернул - у меня сердце замерло в груди, жаром пробрало. Прочитав вслух мое сочинение, Игнатий Дмитриевич поднял меня с места, долго пристально вглядывался и наконец тихо молвил редкую и оттого особенно дорогую похвалу: «Молодец!»
Когда в 1953 году в Перми вышла первая книжка моих рассказов, я поставил первый в жизни автограф человеку, который привил мне уважительность к слову, пробудил жажду творчества. (4 54 слова) (В.П.Астафьев)

Перескажите текст подробно.
Ответьте на вопрос: «Как удалось учителю привить своим ученикам «уважительность к слову», пробудить у них жажду творчества?»
Перескажите текст сжато.
Ответьте на вопрос: «Какое впечатление произвел на вас рассказ об учителе?»

(1) Александра Ивановна… (2) Может быть, любовь к первой учительнице, если вам не неё повезло, так же необходима и естественна, как и первая любовь вообще?

(3) Вспоминая свои чувства к Александре Ивановне, я думаю, что в моей любви к ней каким-то образом нераздельно слились два чувства – любовь к ей именно, такому человеку, каким она была, и любовь к русской литературе , которую так умело она нам раскрывала.

(4) Она почти каждый день читала нам что-нибудь из русской классики или несколько реже что-нибудь из современной, чаще всего антифашистской литературы.

(5) Осталось в памяти чтение «Капитанской дочки» Пушкина, как минуты сладчайших переживаний. (6) Если в области духа есть чувсво семейного уюта, то я его впервые испытал во время чтения этой книжки, когда в классе стояла мурлыкающая от удовольствия тишина.

(7) Помню, Александра Ивановна заболела, и её три дня заменяла другая учительница. (8) На последнем уроке она пыталась продолжать чтение «Капитанской дочки», но как только мы услышали её голос, нас охватили ужас и отвращение.

(9) Это было совсем, совсем не то! (10) Видно, она и сама это почувствовала, да и ребята в классе расшумелись с какой-то искусственной злой дерзостью. (11) Она закрыла книгу и больше не пыталась нам её читать.

(12) Сейчас трудно сказать, почему мы с такой силой почувствовали чужеродность её чтения. (13) Конечно, тут и любовь к нашей учительнице, и привычка слышать именно её голос сказались. (14) Но было и ещё что-то. (15) Этим препятствием была сама временность пребывания этой учительницы с нами. (16) Книга нам рассказывала о вечном, и сама Александра Ивановна воспринималась как наша вечная учительница, хотя, конечно, мы понимали, что через год или два её у нас не будет. (17) Но мы об этом не задумывались, это было слишком далеко.


(18) Недавно, читая записки Марины Цветаевой «Мой Пушкин», я вспомнил наши чтения «Капитанской дочки» и удивился несходству впечатлений. (19) Мятежную душу будущего поэта поразил в этой книге Пугачёв, он показался ей таинственным, заманчивым, прекрасным. (20) Меня же, как сейчас помню, больше всего поражал и радовал в этой книге Савельич. (21) Не только меня, я уверен, и весь класс.

(22)В образе Савельича Пушкин устроил себе пир, который не всегда мог позволить себе в жизни. (23) Тут преданность выступает во всех обличиях. (24) Величайшее чувство, красоту которого Пушкин столько раз воспевал в стихах. (25) Но вот эта идея преданности с неожиданной силой погружала нас в свой уют спокойствия и доверия. (26) Идея преданности самой идее, которая, по-видимому, из-за отсутствия других воплощений высоких человеческих страстей развивалась в нас с трагической (о чём мы не ведали), а иногда и уродливой (о чём мы тем более не ведали) силой.

(27) Может быть, именно поэтому чтение «Капитанской дочки» производило тогда такое сладостное, такое неизгладимое впечатление. (28) И именно поэтому мы оттолкнули (чуть-чуть уродство) попытку другой учительницы продолжать чтение Александры Ивановны.

(По Ф. Искандеру)

Задания части С

С1

Сочинение-рассуждение по тексту Ф. Искандера об учительнице литературы Александре Ивановне.

Любовь, чувства, отношения между людьми… Действительно, «любовь к первой учительнице так же необходима и естественна, как и первая любовь вообще!» Ф. Искандер предлагает поразмышлять в основном над такими проблемами: отношения между людьми и любовь к литературе через образ учителя.

В данном тексте меня наиболее заинтересовал вопрос: отношение между учителем и учениками. Почему одного учителя дети любят и принимают, а другого – нет? Думаю, что проблема близка каждому школьнику и каждому учителю. Ученик, конечно же больше привыкает к своему первому учителю. Если учитель на уроках уделяет много внимания учащимся, может заинтересовать их учебным материалом, то и дети будут слушать его с интересом. Постепенно ученики будут уважать своего учителя.

Решая проблему, автор подводит читателя к мысли о том, что ученики не приняли новую учительницу из-за того, что посчитали ее «чужой», не близкой. Учащиеся больше всего привыкли к своей прежней учительнице, которая им так хорошо раскрывала русскую литературу.

С мнениями автора я полностью согласен. Человек лучше привыкает к такому человеку, который ему больше всего нравится. К неожиданным изменениям он не всегда готов. Z Время человека очень сильно меняет. Я думаю, если бы новая учительница осталась с учениками чуть дольше, то они могли бы зауважать и ее. Можно привести пример из исторической литературы. Например, в начале 18 века консерваторы не хотели никаких изменений, а желали идти лишь самобытным путем. Петр I, напротив, брал пример с европейских стран, и благодаря этому Российская империя продвинулась далеко вперед.


Меняется время, меняются и люди. Ученики когда-нибудь поймут, наверное, что неправильно поступили с молодой учительницей. Ведь учитель старается дать детям знания.

с развернутым ответом по тексту Ф. Искандера

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.

Вариант №9 Исходный текст

(1)Бронзовый гигант Бартоломео Коллеони известен каждому, кто побывал в Музее изобразительных искусств в Москве, по великолепной, в натуральную величину копии, установленной в нижнем зале. (2) Я влюбился в лучшее творение Андрея Верроккьо, когда впервые десятилетним мальчишкой попал в музей, который мать по старинке называла Музеем изящных искусств. (3) В тот прекрасный жгуче-морозный январский день я раз и навсегда полюбил изящные искусства, и кровь во мне сменилась: послушное домашнее животное, прилежный ученик стал злостным прогульщиком, лентяем и лгуном. (4) Вместо школы я чуть ли не каждый день отправлялся в музей, без зазрения совести обманывая и домашних, и учителей, выгадывая враньем свободу и очарование. (5)Так облагораживающе подействовали на незрелую душу изящные искусства.

(6) Конечно, я полюбил многое в музее, но Коллеони остался во мне первой любовью. (7) Он могуч и прекрасен, также могуч и прекрасен его конь. (8) В горделивом поставе прямой крепкой фигуры, в жестких морщинах грозного лица, в косо выдвинутом вперед плече под железным оплечьем, в неумолимом и победном облике воителя было все, чем пленяется героическое мальчишеское сердце. (9) К тому же очаровывало, туманило голову звучное и таинственное слово «кондотьер». (10) Я так же не задумывался над его смыслом, как и над смыслом другого заветного слова: «мушкетер». (11) Мне не было дела, что кондотьер – это наемный военачальник , продающий свой меч любому, кто хорошо заплатит. (12) Я вкладывал свой смысл в эти слова: в тяжело-звонком «кондотьер» звучала битва, стук мечей, топот тяжелых коней, в «мушкетере» - скрежет острых шпаг. (13) Было и ещё одно, сделавшее скульптуру Верроккьо столь важной для меня. (14) Подавленные муки совести отыгрывались смутным ожиданием расплаты, я всякий раз не верил, что попаду в музей. (15) Не верил, садясь в кольцевой трамвай, не верил, приближаясь к ограде музея, не верил, подымаясь по широким каменным ступеням и слыша свое громко стучащее сердце, не верил, минуя контроль, и разом исполнялся захлебывающейся веры, обнаруживая исчерна-зеленого кондотьера на своем месте. (16) Правда, до этого счастливого мига мой стыдливый взгляд должен был скользнуть по белому, голому, как из бани, Давиду, держащему на плече что-то вроде мочалки, а затем уже находил Коллеони. (17) И был мне бронзовый воитель гарантией предстоящего счастья. (18) Я продолжал любить Коллеони и взрослым, видя в нем уже не героя, а воплощение не пробужденной временем к сомнению и милосердию средневековой души.(19) Правда, подлинному ценителю искусства полагается больше любить другого конника в том же зале – Гатамалату, созданного учителем Верроккьо, великим Донателло. (20) В нем больше гармонии, спокойствия, величавости, столь приличествующих скульптурным образам.(21) Не экспрессия и движение стихия скульптуры, а состояние великого, сосредоточенного покоя. (22) Это утверждали в один голос все экскурсоводы.(23) Но я оставался верен Коллеони и всю жизнь мечтал о встрече с ним подлинным, первозданным под небом Венеции. (По Ю. Нагибину)

Задания части С

С1 . Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором (избегайте чрезмерного цитирования).

Объем сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение рассуждение учащейся Сергеевой Влады по тексту Ю. Нагибина.

Что такое любовь к искусству? В чем она выражается? На эти вопросы трудно ответить человеку, далекому от искусства, человеку, для которого нет ничего важнее материальных ценностей. Проблему любви к искусству, тяги к ней поднимает в своем тексте Ю. Нагибин.

Мы часто ошибочно воспринимаем значение искусства. Для многих искусство – это походы в театры, посещение театров, галерей. Тяга к искусству – это, скорее всего, состояние души. К искусству человек тянется с раннего детства, но не каждый может правильно распознать это чувство и невольно его подавляет.

Автор старается донести до читателя мысль о том, что изящные искусства облагораживающее действуют на незрелую душу. Юрий Нагибин описывает тот период своей жизни, когда он начинает понимать истинный смысл искусства, его предназначение. Автор считает, что на пути к искусству нет преград, и, если для души что-то нужно, этому невозможно противостоять.

Нельзя не согласиться с автором в том, что для искусства нет преград и нет определенного возраста для восприятия искусства. Ведь искусство – это состояние души. Мы чувствуем радость, восхищение, тоску, грусть и внутреннюю пустоту. И человек не в состоянии объяснить это чувство. А ощущение пустоты можно только заполнить. А чем именно – это уже выбор самого человека.

Вспомним годы Великой Отечественной войны, когда людям было далеко не просто, когда к тяжести жизни обыденной присоединялась боль душевная. В эти суровые дни войны, солдаты, сидя в окопах, сочиняли проникновенные стихи, песни, например: «Темная ночь, только пули свистят…», передавая через свои произведения всеобщую боль.

«Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу», - заметил К. Паустовский. Я считаю, что это высказывание бесспорно. Убеждена, что душа человека, не нуждающегося в искусстве, сформирована не до конца, и такой человек не может считать себя полноценным, ведь душа – это часть человека.

Критерии проверки и оценки выполнения задания

с развернутым ответом по тексту Ю. Нагибина

Критерии оценивания ответа на задание С1

Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет.

Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста, согласившись с мнением автора, аргументировал его, привел только один аргумент из исторической литературы.

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста.

Допущена 1 грамматическая ошибка

Допущено не более 1-ой речевой ошибки

Этические ошибки в работе отсутствуют

Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют

Сочинение ученицы Митрофановой Марианны по тексту Е. Чернявского :

«Знание нескольких языков всегда оценивалось положительно. Прочитанный текст заставил меня задуматься над проблемой изучения языков.

Автор текста Е. Чернявский на своем личном примере излагает читателям секрет знания нескольких десятков языков. Он считает, что изучение языка для него не самоцель, а средство приобщения к духовным ценностям других народов. Знание языков для автора – это «язык, как ключ к другим мирам и жизням». Автор уверен, что «по изучению языков люди распадаются на четыре типа». Он сам себя относит к первому типу людей. Это те, считает автор, кто любит языки. Чернявский также обращает наше внимание на то, что «не существует единого метода изучения иностранного языка ».

Позиция автора такова: изучение языков – это труд, это ежедневный кропотливый труд. Автор текста сравнивает изучение языков с обучением играть на музыкальном инструменте и подчеркивает, что нужно регулярно, настойчиво и ежедневно упражняться, хотя на это уходит несколько лет. Автор прав, когда уверяет, что нужна огромная сила воли.

Нельзя не согласиться с мнением автора. На мой взгляд, чтобы осилить любую поставленную цель, любую высоту, непременно нужна большая сила воли. Не тратить попусту время, а постоянно пополнять свои знания. «Старайся дать уму как можно больше пищи», - это наставления молодому поколению великого русского писателя Льва Толстого. Нужно регулярно заниматься над собой, над усвоением новых знаний, что особенно необходимо в наше прогрессивное время. Как принято говорить, «языки и правила надо учить в молодости, пока свежа память».

Критерии проверки и оценки выполнения задания

с развернутым ответом по тексту Е. Чернявского

Критерии оценивания ответа на задание С1

Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет.

Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста, согласившись с мнением автора, аргументировал его, привел только один аргумент из исторической литературы.

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста.

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.

Допущена 1 орфографическая ошибка

Допущена 1 пунктуационные ошибка

Допущена 1 грамматическая ошибка

Допущено не более 1-ой речевой ошибки

Этические ошибки в работе отсутствуют

Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют

В Хабаровске прошёл краевой этап Всероссийского конкурса «Учитель года». В нем приняли участие 70 человека из 15 районов края. Шестеро стали победителями, они отправятся на заключительный этап конкурса в Москву.

Целую неделю педагоги представляли жюри и коллегам свои программы, методические разработки, проводили открытые уроки, дискутировали на актуальные темы. Одна из самых острых - как уйти от уроков, на которых «царит» только учитель, и вовлечь ученика в дискуссию, сделав его полноправным участником учебного процесса. Особенно важно это для уроков литературы, на которых, в идеале, воспитывается умение размышлять, спорить, сопереживать, но иногда получается как в фильме «Доживём до понедельника», в сочинении - только «чужие мысли, аккуратные цитаточки дома приготовлены - и пятёрочка, можно считать, в кармане».

Как воспитать грамотную личность в эпоху лайков, твитов и СМС, мы обсудили с Ириной Скобелевой, учителем русского языка и литературы.

Читать, потом спорить

- Ирина Васильевна, как увлечь современного десятиклассника четырёхтомной эпопеей «Война и мир»?

Фото: АиФ/ Из личного архива И. Скобелевой

Во-первых, есть такие ученики, которых увлечь образованием практически невозможно, потому что никто из их семьи никогда не держал в руках книги, хоть и имеет заветную корочку о высшем образовании и даже порой не одну. Во-вторых, по моему глубокому убеждению, если учитель сам искренне увлечён литературой, ему обязательно удастся увлечь и своих учеников.

А в‑третьих, если у педагога нормальные, человеческие отношения с ребятами, если он не использует своё знание литературы, чтобы подловить ученика на незнании какой-то детали (что, к сожалению, бывает), то у такого учителя дети читают. И чем старше становятся, тем больше читают разных книг, а не только по программе.

Бывает, что учитель требует не только писать грамотно, но и копировать его (учителя) мнение о Наташе Ростовой или Евгении Онегине. Правильно ли это?

Тут двух мнений быть не может: это плохо. Но сделать с этим что-либо почти невозможно, таков этот учитель, который, как правило, уже сформировался в своём неприятии чужой позиции. Причём это распространённое среди многих людей, а не только учителей, желание считать, что есть два мнения - моё и неправильное.

Другое дело, когда ученик не читал произведения или читал в кратком содержании. Или, как мне сказал один ученик, ему папа рассказал, так что, он, видите ли, не согласен с Пушкиным. Конечно, это же здорово - не согласиться с самим Пушкиным! Но в таком контексте «несогласие» я не приемлю категорически.

Старшеклассники, готовясь к ЕГЭ, анализируют небольшие рассказы, которые даются в задании, и пишут по ним сочинения-размышления. Как поступать учителю, если ученик не соглашается с автором рассказа, доказывая своё мнение?

В вопросе есть ключевая фраза «ученик доказывает». Если он смог убедительно доказать, почему нет? Тем более на экзамене ему такой аргумент, согласно критериям оценивания, обязательно зачтут.

- Насколько объективен учитель, проверяя работы выпускника на ЕГЭ?

Учителя быть объективным заставляют критерии, которые требуют отбросить все свои «нравится - не нравится», а проверять наличие, например, аргумента. Есть аргумент - балл, нет аргумента - нет балла. Кроме того, каждую работу проверяют два эксперта, задача которых - быть слаженными, то есть совпасть, не сговариваясь, в оценке работы ученика. Таковы главные требования к эксперту: проверять по критериям и умение работать, как сейчас модно говорить, в команде.

Брежнев и классика

Запрещать - вообще дело бесперспективное, особенно учитывая то, что сегодня дети видят по телевизору и Интернету. А возраст сам по себе не показатель: для какого-то десятиклассника и «Война и мир» совсем не по возрасту, а возможно, он до неё и никогда не дорастёт. Вспомнила афоризм немецкого писателя: «Книга - это зеркало. И если в него смотрится обезьяна, то из него не может выглянуть лик апостола». Многое зависит от личности того, кто читает, и от авторитета того, кто советует.

Есть утверждённый список литературы, который проходят в каждом классе. Как сильно он изменился за последние годы? Может ли учитель приносить на урок, изучать, читать с учениками книги не из утверждённого списка?

Этот «список» называется «программа», перечень книг которой, конечно, изменился с советских времён. В нём и Пастернак, и Платонов, и Булгаков, и Бродский, и Солженицын, и даже Пелевин.

И у учителя есть право знакомить своих ребят со своими читательскими предпочтениями, например, на уроках внеклассного чтения, на обзорных темах типа «Современная литературная ситуация: реальность и перспективы», «Эволюция модернистской и постмодернистской прозы» и многих других.

Однако даже моя очень советская (если можно так выразиться) учительница литературы позволяла себе вольности: вместо положенных 8-10 часов, отведённых на изучение произведений Брежнева, тратила на них один урок, а в остальное время - на классику! За что я ей очень благодарна.

- Наверное, из-за неё вы сами стали учителем?

История банальная: у моей бабушки было восемь внуков, которых на всё лето ей отправляли. Я - старшая внучка, вот и занимала их целыми днями, пока бабушка варила да на огороде возилась.

А почему именно русский и литература? Тут действительно моя классная руководительница «виновата», о которой я уже упоминала. Училась я хорошо по всем предметам, а когда задумалась, что буду сдавать при поступлении в педагогический институт, поняла, что легко, без подготовки, сдам только те предметы, которые она преподавала: поблажек не давала ни себе, ни нам. Так я и стала учителем русского языка и литературы.

Марина ЛИТВИНОВА

1)Поддерживаете ли Вы введение «допускного» сочинения? Почему? 2)К каким положительным или отрицательным результатам приведет внедрение этого дополнительного экзамена? 3)Какие изменения Вы бы хотели внести в организацию и содержание итоговой аттестации по русскому языку и литературе




Цели литературного образования 1) Программа по литературе под ред. В. Г. МАРАНЦМАНА: Цель школьного образования в том, что школа, как социальный институт призвана помочь преодолеть расстояние между биологическим возрастом ребенка и историческим опытом человечества. Школа должна воспитать творца, а не специалиста в какой-то узкой области не обладающего достаточными сведениями о мире.














Модель решения речевой задачи 1. Задайте вопрос: К какому типу народных сказок относится сказка «_____»? 2. Укажите признаки и проиллюстрируйте их примерами из текста: В этой сказке есть волшебные превращения: _____. В этой сказке действуют фантастические существа: _____. В этой сказке есть чудесные предметы, например: ____. 3. Сделайте вывод: Следовательно, сказка «_____» относится к числу ______.


















Эталонный текст Описание модели: 1)Сколько смысловых частей? 2)В какой последовательности они располагаются? 3)Чем обусловлен переход от одной части к другой? 4)Какой способ доказательства выбирается? 5)Какие средства выразительности наиболее целесообразны в РВ?




(1)«И враги человеку домашние его» – эти слова из Евангелия от Матфея большинство читателей Библии списывают на издержки божественного разума. (2)И вправду, чушь какая-то получается: дом мой - враг мой? (3)Моя жена, мои родители, мои дети - ищут моей погибели? (4)Как это? (5)А вот так это! (6)Никто, конечно, не считал, но едва ли я ошибусь, если предположу, что большинство грехов, преступлений и просто непростительных глупостей совершаются в этом мире ради семьи. Д. Соколов-Митрич Крыжовниковый яд


(1)В девяностые годы прошлого столетия, которые с легкой руки журналистов называют «лихими», один философ написал в своей статье следующее: «Прогресс общества определяют десять процентов населения. (2)Это творцы, таланты, новаторы… (3)А остальные девяносто процентов – серая посредственность, безликая масса, способная только потреблять».


1)Когда учительница литературы рассказала нам о смерти Пушкина, то сразу же несколько человек спросили: «А что потом стало с Дантесом? (2)Как сложилась его жизнь?» (3)Учительница смутилась и сказала, что он уехал за границу, прожил счастливую жизнь, окруженный теплом семейного уюта. (4)Было видно, что она не хотела об этом говорить, потому что испытывала то же самое чувство, какое испытали мы, – недоумение. (5)Как такое могло произойти, почему такое страшное злодеяние осталось безнаказанным, почему убийцу не настигла карающая рука справедливого возмездия?


Что такое счастье? Ответ на этот, казалось бы, простой вопрос ищут люди уже не одно тысячелетие, и вся бесконечно сложная история человечества есть попытка найти, поймать, добыть, обрести это непостижимое счастье. Если мы вслушаемся в затихающий гул минувшего, то услышим там разочарованное кряхтенье тех, кто остался ни с чем, и радостные крики добившихся своей цели.


(1)Как совместить непреложные, бескомпромиссные законы справедливости и незаглушаемый голос милосердия? (2)Может быть, следует признать, что есть какая-то высшая справедливость, которая выше норм общественной морали, потому что допускает к принятию решений всепонимающее и всепрощающее добро? (3)А может, напротив, законы, не знающие исключений, одинаковые для всех граждан, являются высшей ступенью нравственного развития? (4)Трудно ответить однозначно.






Создание фрагмента 1. Опишите состояние людей, которые плывут в ночной тьме по бушующему океану. Расскажите о том, что путь в ночном море им помогает найти свет маяка «Давайте представим себе бушующий океан… 2. Соотнесите эту картину с миссией писателя. «Подлинного художника можно назвать маяком: среди бурлящего океана жизни он указывает человеку путь к счастью, путь к ____…»





















(1)Александра Ивановна… (2)Может быть, любовь к первой учительнице, если вам на нее повезло, так же необходима и естественна, как и первая любовь вообще?(3)Вспоминая свои чувства к Александре Ивановне, я думаю, что в моей любви к ней каким-то образом нераздельно слились два чувства – любовь к ней именно, такому человеку, каким она была, и любовь к русской литературе, которую она так умело нам раскрывала.(4)Она почти каждый день читала нам что-нибудь из русской классики или несколько реже что-нибудь из современной, чаще всего антифашистской литературы.(5)Осталось в памяти чтение. «Капитанской дочки» Пушкина, как минуты сладчайших переживаний. (6)Если в области духа есть чувство семейного уюта, то я его впервые испытал во время чтения этой книжки, когда в классе стояла мурлыкающая от удовольствия тишина.(7)Помню, Александра Ивановна заболела, и ее три дня заменяла другая учительница. (8)На последнем уроке она пыталась продолжать чтение «Капитанской дочки», но как только мы услышали ее голос, нас охватили ужас и отвращение.(9)Это было совсем, совсем не то! (10)Видно, она и сама это почувствовала, да и ребята в классе расшумелись с какой-то искусственной злой дерзостью. (11)Она закрыла книгу и больше не пыталась нам ее читать.(12)Сейчас трудно сказать, почему мы с такой силой почувствовали чужеродность ее чтения. (13)Конечно, тут и любовь к нашей учительнице, и привычка слышать именно ее голос сказались. (14)Но было и еще что-то. (15)Этим препятствием была сама временность пребывания этой учительницы с нами. (16)Книга нам рассказывала о вечном, и сама Александра Ивановна воспринималась как наша вечная учительница, хотя, конечно, мы понимали, что через год или два ее у нас не будет. (17)Но мы об этом не задумывались, это было слишком далеко.(18)Недавно, читая записки Марины Цветаевой «Мой Пушкин», я вспомнил наши чтения «Капитанской дочки» и удивился несходству впечатлений. (19)Мятежную душу будущего поэта поразил в этой книге Пугачев, он показался ей таинственным, заманчивым, прекрасным. (20)Меня же, как сейчас помню, больше всего поражал и радовал в этой книге Савельич. (21)Не только меня, я уверен, и весь класс.(22)В образе Савельича Пушкин устроил себе пир, который не всегда мог позволить себе в жизни. (23)Тут преданность выступает во всех обличиях. (24)Величайшее чувство, красоту которого Пушкин столько раз воспевал в стихах. (25)И вот эта идея преданности с неожиданной силой погружала нас в свой уют спокойствия и доверия. (26)Идея преданности самой идее, которая, по-видимому, из-за отсутствия других воплощений высоких человеческих страстей развивалась в нас с трагической (о чем мы не ведали), а иногда и уродливой (о чем мы тем более не ведали) силой.(27)Может быть, именно поэтому чтение «Капитанской дочки» производило тогда такое сладостное, такое неизгладимое впечатление. (28)Именно поэтому мы оттолкнули (чуть-чуть уродство) попытку другой учительницы продолжать чтение Александры Ивановны.По Ф. Искандеру

Показать текст целиком

Ф. Искандер, вспоминая своё школьное прошлое, поднимает проблему влияния учителя на формирование внутреннего мира подрастающего поколения.

Автор, вспоминая о своих чувствах к Александре Ивановне, своей первой учительнице, говорит, что в его любви к ней каким-то образом нераздельно слились два чувства - любовь к ней именно, такому человеку, каким она была, и любовь к русской литературе, которую она так умело нам раскрывала (предл. 3) . Особым воспоминанием в памяти Фазиля Искандера осталось чтение «Капитанской дочки» Пушкина, «как минуты сладчайшего переживания» (предл. 5).

Позиция автора довольно ясна: учитель, увлечённый своим делом, искренне желающий познакомить детей с наукой, которую преподает , в благодарность за свои старания будет видеть на лицах учеников неподдельный интерес, увлечение и уважение . Действительно, я не могу не согласиться с позицией автора. Очень важно, конечно, чтобы учитель был образованным человеком, хорошо разбирался в своём предмете и умел его донести до ученика. Но не важно быть добрым и отзывчивым учителем, любить детей и выражать это чувство искреннем желании научить.

Обращаясь к литературе мы сможем найти множество примеров, иллюстрирующих как образцовых , настоящих учителей, так и таких, о которых без слёз не рассказать . В комедии Фонвизина «Недоросль» мы можем найти несколько примеров горе-учителей. По сюжету комедии госпожа Простакова нанимает для своего любимого сына Митрофанушки нескольких «учителей», один из который и вовсе кучер,

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 2 из 3 К2