Как появился самурайский меч катана: мифы и действительность.

Универсальные приемы фехтования Katana Club

Приемы фехтования появились в то же время, как появилось у первобытных людей оружие. Искусность приемов фехтования напрямую зависела от оружия, которым они выполнялись. На заре человечества каменный топор не требовал уроков фехтования и школ фехтования. Как таковое, современное искусство фехтования появилось только в позднее средневековье, во времена Ренессанса.

Чем более сложным и совершенным становилось холодное оружие, тем сложнее и изысканее были сами приемы фехтования.

Достаточно часто можно слышать, что под каждое оружие есть своя, уникальная техника фехтования. Ножевая, сабельная, мачете, техника владения катаной. Свои приемы фехтования, свои удары фехтования, свои движения, свои финты.

Это глубоко ошибочное мнение. Никогда, ни в какие времена воина не обучали отдельным техникам. Воин должен был уметь владеть ЛЮБЫМ оружием. В пылу битвы он мог потерять свой клинок, у него мог сломаться меч, его могли обезоружить в ходе боя. Он должен был продолжить бой на том оружии, что было ему доступно в конкретно этот момент времени.

Такой подход предполагал заведомо универсальность приемов фехтования, когда вам все равно, что у вас в руке - нож или катана. Разумеется, различное оружие диктовало разницу в использовании его на поле боя или в поединке, но основные принципы и техника работы с ним оставались неизменными.

Приемы и техника фехтования на любом оружии обычно распадаются на следующие составные части - приемы фехтования с одним противником на различных дистанциях и приемы фехтования с несколькими противниками так же на разных дистанциях.

Такое разделение диктуется тактикой боя - то, что может позволить себе человек на дуэли с одним врагом, неприемлимо при сражении с несколькими противниками. Katana Club старается взять все лучшее, что есть в восточных и западных трактатах о фехтовании. Например то, что контратаку следует проводить так, чтобы противник не мог провести свою. В свете трактатов и книг того же Мусаси, знаменитого японского фехтовальщика, по новому звучит то, что лучшая защита - это нападение. Не просто нападение без всякого повода, а отражение угрозы атаки своим нападением в момент ее начала, или даже чуть раньше, чем она началась.

Мы опять возвращаемся к теме универсальности приемов фехтования. Основой успешной защиты или успешного нападения служит положение воина в пространстве - то, стоит он в структуре, или нет.

Если он не стоит в структуре, то воздействтие на него противника выведет его из положения равновесия, уутратив которое он становится уязвим. Об этом в общем то писали все школы фехтования, западные и восточные. Называли это по разному - стойками, структурой. Смысл от этого не меняется.

Структура важна для приемов и техники фехтования любым оружием - будть то катана, мачете, или нож. Без нее - вас сомнут напором. В книге "5 Колец" именно об этом пишет Мусаси - если у вас нет структуры или выпоколеблены врагом, вы проиграете, равно как и атака должна быть направлена на то чтобы сломать структуру противника, выбить его из положения равновесия и главное не дать ему в него вернуться.

Второе важное правило школы фехтования Katana Club, которому мы училм - это то, что вы защищены до тех пор, пока между вами и противником есть ваше оружие. И не важно какое оно - длинное - типа катаны, среднее - типо сабли или мачете или короткое, типо ножа. Пока ваш клинок перед ваим, вы можете отражать врага и сами атаковать. Такой подход предолагает отказ от техники рубки а-ля Чапаев с коня - больших, широких замахов, когда клинок выводится за линию своих плеч перед ударом противника или при отражении его ататки. Как только он вышел за эту линию, вы стали доступны для ударов врага. Следовательно, все удары и задита от вражеских ударов происходят в треугольгике - образованным вашим телом, руками - или рукой и клинком. Это как раз и дает структуру, сломать которую противнику ой как непросто.

Третье важное правило - удар СПЕРВА наносится рукой, потом происходит дошаг до противыника и лишь в самом конце возможна коррекция удара кистью. Фактически подшаг к противнику происходит при полностью выпрямленной руке - ну точнее слегка согнутой в локте, чтобы иметь возможность ею дотянуться до противника в конце удара на разгибе.

Сам удар рукой происходит вперед с вворачиванием локтя руки прямо в противника, это дает возможность создать некоторое винтовое движение с двумя векторами силы - вперед и чуть вниз (или вверх, в зависимости от направления самого удара). Такой удар рукой сохраняет структуру целой.

И не важно что за оружие у вас в руках - нож, меч, катана или мачете. Этот удар сильный и сокрушающий, он достингет цели.

Четвертое правило - используй силу ататки противника для своей ататки. Когда вас атакуют, вы можете использовать силу вражеской ататки для своей ататки врага, или ухода с линии его татаки. Вообще желательно всегда уходить с линии ататки противника, отталкиваясь от его клинка, тела, руки и уже потом наносить свой ответный удар. На вас нападают? Прекрасно - ототлкнитесь своим клинком от клинка врага и используйте эту силу для ухода в сторону. Рубят с ен имоверной силой - чуть приостановите вражеский удар и дайте противнику провалитсья - он сам поможет вам в вашей ататке, нападая на вас со своей нечеловеческой силой. Этот принцип использует айкидо для отражения ударов, применяте ее и Katana Club.

В связке с этим правилом стоит и прием тай сабаки - уход с линии атаки противника. Тай сабаки применяется многими школами боевых искусств, без овладения этим приемом успехов в фехтовании ждать не приходится.

В следующих статьях мы подробно остановися на каждом приеме фехтования Katana Club.

Фехтование с катаной - бой с мечом для самурая

Во все времена именно катана считалась символом самурая. Катана - чисто гражданский вариант самурайского меча. Военный вариант самурайского меча назывался тати и никогда не применялся в гражданской жизни, хотя по сути, являся коипей катаны. Он подвешивался к поясу, а не за пояс, был менее остро заточен и угол его заточки был больше, так как он был рассчитан на прорубание доспехов, где бритвенно острое лезие катаны испорилось бы после нескольких ударов.

Однако именно самурайский меч - катана стала по праву симолом самурая.

Фехтование c катаной претерпело достаточно изменений и улучшений, прежде чем достигло современного высочайшего уровня. Основной расцвет японского фехтования начался со времени периода Сэнгоку (яп. 戦国時代 сэнгоку дзидай «Эпоха воюющих провинций»)— период в японской истории со второй половины XV до начала XVII века, когда власть сегуната ослабела и пошатнулась и яполния вступила в период феодальныхъ смут и междоусобных войн. Эта эпоха закончилась только в XVII веке с установлением сегуната Токугава.

Именно в эпоху бесконечных войн всех со всеми и расцветает японское искусство фехтования катаной.

К этому времени, а точнее к XVI веку отнсится образование старейшей фехтовальной школой Японии - Синкагэ-рю. Она считается древнейшей школой фехтования с катаной в Японии, положившей начало современному исккуству владения мечом.

Основоположник школы Синкагэ-рю - самурай Исэ-но-ками Нобуцуна сам был отличнейшим фехтовальщиком своего времени. Он лично прошел обучение в трех школах фехтования - нэн-рю, катори синто-рю и кагэ-рю. Выбрав из этих школ самое лучшее, самое на тот момент прогрессивное и объединив их паринципы в
единое неделимое целое, Исэ-но-ками основал свою школу - Синкагэ-рю, которая и положила основы Кендзюцу - то есть фехтования с мечом в тогдашней Японии. За основу фехтования с катаной Исэ-но-ками взял приемы фехтования школы Кагэ-рю.

Основатель школы Камиидзуми Исэ-но-ками Нобуцуна прошёл обучение в трех школах, которые называют истоками японского кэндзюцу — нэн-рю, катори синто-рю, Кагэ-рю. Исэ-но ками усовершенствовал технику этих школ, особое внимание уделяя технике и принципам школы Кагэ-рю. Результатом стало создание школы синкагэ-рю.

Участвуя в многочисленных сражениях, Исэ-но ками на деле доказал эффективность созданной им школы, которая впоследствии стала очень популярной в средневековой Японии. Синкаге-рю была популярной вплоть до времени реставрации Мэйдзи, когда начался ее упадок и забвение, продолжавшееся вплоть до 50-х годов 20 века, когда школа фактически возродилась и обрела второе дыхание.

Целью развития фехтования катаной было не только осовение умения владения и фехтования мечом, но и моральной составляющей воина. Одна из истин самурая гласила "Если я ударю мечом Мастера меча в тот момент, когда он любуется цветущей сакурой и не ожидает нападения, то даже Мастер меча, не имеющей себе равных в искусстве владения мечом не сможет отразить нападение (Сугавара).

Следовательно, моральный аспект фехтования катаной - это ударить ли подло в спину самурая, когда тот не готов к битве или нет. А технический момент - быть всегда готовым к битве, чтобы тебя не застали врасплох ни при каких обстоятельствах. И этим не попасть в постыдную ситуацию. Бой с мечом - это непрерывная концентрация тела, духа, и мысли.

«Большинство людей предпочитают смотреть в глаза противнику. В таком случае, глаза должны быть уже, чем обычно, но разум должен быть широк. Зрачки должны быть неподвижными. Когда противник рядом, смотри так, как если бы глядел вдаль. И тогда сможешь видеть не только лицо противника, но и все его тело, что позволит предугадать любой атакующий выпад с его стороны...... В фехтовании можно позволить глазам выразить предельную решимость, но никогда не позволяй им выдать свой разум». (Миямото Мусаси).

Вообще, в фехтовании катаной различались три типа стоек для нанесения ударов: Дзедан - позиция с высоко поднятым мечом, Чудан - позиция с мечом поднятым перед собой, и Гэдан - с мечом опущенным вниз. Это основные типы стоек при фехтовании на мече. Бой с мечом у самураев подразумевал использование всех трех типов стоек в связках однга с другой.

Самих основных ударов при фехтовании катаной насчитывается восемь, как и три основх защиты - верхняя, средняя и нижняя.

Разумеется, комбинаций всех ударов, защит и их вариацийможет быть бесчисленное множество. Защита может иджи влево или вправо, из различных видов стойки, с разными углами выноса меча вперед. Равно как и ударов при ататке - бесчисленное множество.


Основа успешного фехтования катаной - это правильное предугадывание действий противника и выбор комбинации ударов и защиты, блокирующих и нейтрализующих это действие. Для успешного предугадывания приема противника важно то, о чем писал Мусаси - видеть лицо противника и читать его разум, как раскрытую книгу. То есть фехтование с катаной - это еще и искусство психологического подавления противника, искусство чтения его мыслей и действий, написанных в глазах, на лице, мимике, жестах.

Школа фехтования Katana Club старается привить своим ученикам сплав нового и старого - старых техник фехтования с катаной с использованием традиционных приемов Синкагэ-рю, и нового - приемов, для катаны, наработанных уже в 20 и 21 веках в Японии, США, Европе. Такое соединение всего самого передового и отточенных веками традиций делает приемы фехтования с катаной Katana Club очень эффективными. Основной упор делается в Katana Club на универсальность приемов, как для длинного меча - катаны, нодати, так и для более коротких, одноручных мечей - вакидзаси, и для ножей - танто.

Именно универсальность движений и приемов позволяет нарабатывать крайне эффективную таткитку боя - не важно, какое у вас оружие, важно то, как ты им пользуешься и как проводишь защиту и ататку. Ученику не приходится разрываться между техникой для ножа, короткого меча (мачете) саблей, или длинным мечом - катаной, нодати, или даже европейским полуторником. Одна и та же техника для внешне разного оружия и механика доводят его мышечную память до совершенства. разумеется, есть и отличия в приемах. Но сама основа остается одинаковой.


Одна мышечная память для разных видов оружия, изучаемая и применяемая на уроках фехтования позволяет в короткие сроки стать эффективным бойцом на разном оружии, в то время как в обычных фехтовальных школах на это уходят долгие годы тренировок.

Школа фехтования Katana Club постоянно соврешенстует свои навыки, приемы и методики фехтования в Москве с катаной, вакидзаси/мачете, и ноже/танто. Мы открыты для новых приемов и стараемся общаться с другими клубами для обмена опытом и знаниями, создавая в то же время свою, уникальную базу знаний.

Самурайский меч катана — это не просто меч, а воплощение японского духа, олицетворение исторической культуры и предмет гордости народа Страны восходящего солнца.

Это оружие считается настоящим символом японского народа, его боевого духа и воли к победе. Еще с самых древнейших времен считалось, что существует три главных японских сокровища. К ним относят яшмовое ожерелье, священное зеркало и меч.

Для самурая меч был его спутником жизни, и даже на пороге смерти воин не выпускал его из рук. Также катана отражала социальное положение своего хозяина, являясь олицетворением чистоты, и — что свойственно только японцам — считалась лучшим подарком в дань уважения. Согласно японской мифологии, меч — это не символ войны и смерти, а наоборот — оружие мира.

История меча катана

Долгое время, участвуя в кровопролитных боях, японцы использовали копья. Но времена правления сёгуната Токугава изменили привычный уклад воинов. С приходом технического процесса стали использоваться мечи. Искусство владения мечом получило название «кэндзюцу». Это не просто набор воинских знаний, но и духовное самосовершенствование.

Возникновение «оружия души» связано с историческим изменением своего более древнего предка — меча тати, который считается традиционным оружием самурая. Катана не является исконно японским мечом, потому как его формирование происходило под влиянием других азиатских культур. Свой окончательный вид меч получил в периоды Нара и Хэйан — это изогнутый клинок с такой же рукояткой, заточенный только с одной стороны — именно таким мы можем увидеть его в наше время. Для создания катаны использовались особые техники ковки и закалки железа, а рукоятка, как правило, обматывалась шелковой лентой. В редких случаях мечи украшались гравировкой, обычно такие экземпляры имели особую ценность.

Ношение катаны

Самурайский меч катана носят с левой стороны в ножнах, которые расположены за специальным поясом — оби. Лезвие меча, как правило, направлено вверх — этот способ ношения считается общепринятым еще с окончания войн в период Сэнгоку, когда ношение оружия приняло скорее традиционный характер, нежели военный. Когда появлялась возможность угрозы, катану держали в левой руке, а если хотели выразить свое доверие, то в правой. Садясь, самурай клал меч недалеко от себя. Если катана использовалась редко, то ее хранили дома в ножнах из необработанного дерева магнолии, которое предотвращало появление и дальнейшее распространение коррозии.

Угол, в котором хранился меч, назывался токонома. А специальная подставка, на которой он располагался – катанакакэ. Во время сна самурай располагал свой меч в изголовье таким образом, чтобы его легко можно было схватить в любой момент.

Владение катаной

Катана — это режущее оружие, способное с одного удара обезглавить противника. Основная техника владения японским мечом заключена в том, что удар наносится не под прямым углом, а вдоль плоскости. Также для упрощения нанесения режущих ударов центр тяжести располагали ближе к клинку.

Длина катаны позволяла совершать различные маневры. Держать её необходимо сразу двумя руками. Середина левой ладони располагалась в конце рукоятки, а вторая рука сжимала область возле гарды. Участие в процессе размаха сразу двух рук позволяло получить большую амплитуду, что усиливало удар.

Выделяют три вида стоек для фехтования катаной:

  • Дзедан — меч находится на верхнем уровне
  • Чудан — в этом положении меч должен находиться перед собой
  • Гэдан — меч находится на нижнем уровне

Для успешного применения освоенных основ в фехтовании катаной, нужно уметь предвидеть все движения противника и в короткое время точно планировать свои действия.

Традиционно обучение фехтованию японским мечом разделено на три уровня:

  • Омотэ -открытый уровень, на нем не происходит углубления в «скрытые» техники владения мечом
  • Тюдан — средний уровень
  • Окудэн — закрытый уровень

В Японии по сей день сохранилось множество традиционных школ, обучающих искусству владения меча. Эти школы смогли продолжить свое существование даже после запрета на ношение мечей, который установил император Мэйдзи.

Как достигается особая острота Катаны?

Катана считается уникальным холодным оружием, поскольку обладает функцией самозатачивания. Подставка, на которую помещается меч, позволяет клинку оставаться долгое время острым благодаря особому движению молекул. Процесс изготовления клинка подразумевает использование специальной техники. Шлифовка представляла собой десять этапов, таким образом уменьшалась зернистость поверхности. Полировка лезвия происходила с использование пыли древесного угля.

В последнюю очередь осуществляется закалка клинка с помощью жидкой глины. Она способствовала возникновению специальной полоски с матовой поверхностью, которая символизировала границу между зеркальной частью лезвия и матовой. Часть лезвия обматывалась глиной, а другая половина клинка закалялась в воде. Таким образом достигалась разная структура поверхности. Если мастер отличался большой популярностью, то на этом этапе изготовления он оставлял свою подпись. Но на этом этапе клинок еще не считался готовым. Окончательная полировка лезвия занимала две недели. Когда поверхность клинка обретала зеркальный блеск, считалось, что работа завершена.

Металл, участвующий в процессе изготовления оружие имел особую структуру. Её особенность – это слоистость. Существовало несколько способов получения качественной стали. Они определялись под воздействием многих внешних факторов.

Самурайский меч катана в наше время

Давно утеряв боевое значение, меч катана стал настоящей находкой для любителей азиатской культуры. Настоящее оружие является древнейшим творением ручной работы. Подлинные экземпляры, чаще всего, передаются по наследству и несут в себе функцию реликвии. Но приобрести самые лучшие катаны имеют возможность далеко не все, так как отличить подделку от оригинала может только настоящий ценитель холодного оружия. Так сколько стоит настоящий самурайский меч катана? Стоимость изготовленных в Японии мечей составляет не меньше 1 тысячи долларов, а цена более редких экземпляров может доходить до 9 тысяч долларов. Таким образом, самым дорогим японским мечом в истории считается меч Камакура 13 века, который был продан на аукционе за 418 тысяч долларов.

Подбор меча

· Меч должен быть длиной от пола до хара кэндо – до груди).

· Рукоять меча (цука ) должна упираться в локоть, если ее поставить вертикально, а указательный палец у гарды (цуба ).

· Длинная цука хороша для контратаки (одзи-ваза ), короткая – для удара с большой дистанции (маай ).

· Меч (бокэн , иайто , синай , катана ) должен быть отцентрован . Рукоятка бокэна должна быть тяжелее его острия. Например, центр тяжести моего иайто – не на середине, а на 2 кулака от цубы .

Как держать меч

· правая рука перед цуба (у лезвия);

· левая рука за конец рукояти (пятка рукояти упирается в мягкую часть ребра ладони);

· расстояние между правой и левой сжатой кистью – один кулак (иначе не будет рычага);

· правая рука направляет [ и останавливает ] меч, левая – наносит удар; правая кисть – «гвоздь», вокруг которой вертится меч; левая кисть вращает рукоять как рычаг;

· кисти держат рукоять крепко (вернее, цепко, но не «душат» меч) и не вращаются (за исключением левой кисти в некоторых случаях);

· направление меча при камаэ (верхней, средней или нижней) и уколе (цука , куби ) – от хара ;

· рукоять меча не отводить за профиль тела (кроме о-гасуми), а остриём по возможности не открывать свой центр;

· блоки делать жёстко: <Ха-а! >

Осанка, перемещение , удары

Осанка

· затылок, шея спина – на одной прямой;

· голова поднята, но не слишком (подбородок чуть опущен для защиты шеи и прямизны ); взгляд открытый;

· не нагибать корпус вперёд;

· зад не оттопыривать (бывает у некоторых новичков, особенно в сувари );

· на лице – «поменьше замученной усталости», одним словом – полный сисэй (выправка).

Перемещение (основа основ, второй урок)

· параллельно полу; голова на одном уровне ;

· плечи не перекашивать;

· осанка вертикальная и прямая (затылок, спина, таз на одной прямой – «ощущение стержня», шеи как бы нет ); следить за центром тяжести (хара );

· передняя стопа смотрит на противника (в любом случае, даже при скручиваниях) ; задняя перпендикулярна и ее середина на линии передней;

· передняя голень перпендикулярна полу .

Удары

· Сила удара складывается из:

§ инерции перемещаемого тела (энергетический взрыв происходит из центра массы - тандэна );

§ момента инерции при закрутке бедер;

§ момента инерции вращения меча левой рукой вокруг правой (при этом острие развивает большую скорость);

§ толчка правой рукой?

· Кроме суммы сил и их взаимной согласованности (перетекания) , на эффективность удара влияет:

§ первоначальное расслабление как плеч, так и всего тела (ощущение себя скрученной пружиной этому не противоречит) с последующим «выстрелом» (молния рождается из пустоты );

§ крепкий и правильный хват , что предотвращает дрожь и зигзаги лезвия «при полете» и гарантирует жесткость и отсутствие отдачи энергии при самом ударе;

§ ровная осанка в начале и конце перемещения и удара;

§ правильный и мощный киай в момент удара.

· удар секущий – рубяще режущий, т.е., с протягом (а не прямой как палкой – бамс!) - поэтому делать хлестко как плетью; для этого удар надо наносить левой рукой .

· большинство ударов – с одновременным шагом (полным – широким, половинчатым – подшагом, или просто притопом), хотя в ката и, тем более, в бою – не редки удары с места и с полувзмахом ;

· при ударе – ноги в плоскости удара ; передняя ступня, как правило (если не в ущерб равновесию), повернута на противника;

· начинать мечом, затем телом – это необходимо для защиты, для силы и для неожиданности (т.к. глаз сначала реагирует на движение тела).


Советы учителя, чёрных поясов, с тарших ученик ов

Здесь я привожу слова нашего инструктора Станислава Владимировича Лукьянова . Каждое выражение кратко, но имеет большую важность для кэндзюцу , а иногда – немерянную глубину для жизни вообще. Высказывания расположил не по мере их «фиксации в сознании», а по мере важности, на мой взгляд.

Также приводятся советы чёрных поясов и других учеников (у которых есть чему поучиться).

Воля

· Это нужно вам, а не мне. [Восточный принцип Личности. Ты приходишь в додзё не за килограммом приемов в авоську, а уточнить самостоятельно изучаемую технику, узнать новое, задать вопросы. Даже будучи на необитаемом острове, будока не прекращает тренировки.]

· Что это за поза уставшего бойца? Где киай, где сисэй?.. Стоя – тоже не облакачивайтесь на меч как Александр Невский. [Это – опершемуся на меч в иай-госи . Следует осознать (лучше самостоятельно – это означает, что уже имеешь понятие) – опираться нужно только на собственный дух . Ни рукой о колено (особенно в иай-госи , где ладонь чисто символически касается колена), ни руками о бедра, ни спиной об стенку, ни, тем более, о меч. Поза «вольно» (даже перед тренировкой или просто в жизни – например, локтем о прилавок), по-моему, вообще недопустима. Это – показатель ослабленного духа, отсутствие бдительности и выправки. Также, думаю, не желательно сжимать или скрещивать руки. Выправка (сисэй ) – очень, очень важна. Стоит в иай-дзюцу вспомнить, что нужна выправка, и все движения начнут получаться . Выправка придает движениям не только чёткость и экономность, но и достоинство , что, кстати, хорошо видно на таком элементарном движении, как наклон меча перед вложением его в ножны. При сдавании зачетов смотрят одинаково на технику, киай и сисэй .]

· Ленивые умирают . [Тут все понятно и «пробивает». С ленью очень трудно бороться. Это один из основных внутренних врагов человека. Хотя и «двигатель прогресса» J .]

· Человек в гору поднимается мелкими шагами, а скатывается стремительно . [Это относится ко всему. Необходимы ежедневные самостоятельные занятия. Тысячи рутинных повторений. Кроме того, так вырабатывается упорство. Но главное – шлифуется техника до уровня рефлексов, чтобы потом в бою думать над ситуацией, а не над техникой движений. По-видимому, при выполнении первой ката всегда будешь находить свои ошибки и открывать в ней что-то новое.]

· Враг должен трепетать . [Движения должны быть энергичными и точными, взгляд спокойный и абсолютно уверенный. «Взгляд убийцы». Но для этого не обязательно предварительно убивать других J . Достаточно время от времени убивать что-то в себе, прежде всего лень, привязанности, страхи.]

Стратегия

· Не дадим противнику ни малейшего шанса ! [Это кардинальный принцип, главная установка во всем. Например, если хочешь решить какую-нибудь проблему в жизни, то не должно быть полумер. Т.е., необходимо быть непоколебимым в собственных решениях вплоть до мелочей, хотя очень и очень трудно идти против привычек.]

· Меч самурай жалеет – он ему достается от деда. И он должен его передать своему внуку . [Т.е., надо рубить противника, а не блокировать его меч.] Нет никаких блоков, есть только удары ! [Получается, возможны лишь 3 действия: отклонение, контратака, взаимное убийство.]

· Все лишнее обрубается . [Отсюда вытекает весь стиль Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю. Добавлю: не только обрубается, но и оббивается и цепляется, если бой в лесу или в помещении. В то же время, слишком сильно все к себе прижимать тоже не следует – будет неудобно и слабо. Кроме того, растопыриваться и размахиваться шибко широко нельзя и по другой причине – самурай в доспехах и шлеме.]

· Вы с противником должны быть как «на верёвочке» . [Не убегайте далеко от удара – вы же биться пришли .]

Сознание

· Бой сводится к одному: пустоту противника заполнить своей полнотой . [В кэндо – это отыгрывание центра противника. Проиграл свой на милиметр – получил по рукам. Проиграл центр на сантиметр – убит. Любая дуэль начиналась с выжидания, когда у протиыника появится суки – брешь в обороне ]

· Дзансин, киай . Киай , дзансин . [Перед ударом сначала нужно на мгновение сконцентрироваться и оценить обстановку, потом выплеснуть сконцентрированную энергию вместе с ударом, выдохом и криком. Затем опять сконцентрироваться (в том числе потому, что противник может оказаться «недорезанным»).]

· Где ваш радостный крик «Тоо!» в ответ на хрип умирающего человека?! [Это не кровожадное замечание, а напротив, уважающее противника, который назван «человеком» и доходчивое представление реальности. Серьезно. Это жизнь самурая. И радость (точнее - торжество) он должен испытывать не от зрелища чужих страданий, а от собственной победы. И причем, не от того, дескать, «я победил!», а - что вообще случилось само это событие – победа над врагом, точнее – противником («враг» - звучит негативно, а к противоборствующей стороне всегда надо относится спокойно, без эмоций). Кстати, Тоо – не киай , а действительно крик радости, поэтому должен издаваться горлом, а не животом .]

Динамика

· Если сломить у противника центр инерции (хара), то он побеждён . [Круто, но не имею комментариев – ещё не понял это. Кэндоист поймёт сразу. Вообще все замечания об отыгрывании центра противника и своём центре – слушайте оч-оч внимательно. ]

· Представьте что Вы напились пива и у Вас тяжелый раздутый живот – это Ярослава ценный совет для удержания равновесия при резкой атаке (особенно о-гасуми ), т.е. контроля центра тяжести, сосредоточения на тандэне .

· Меч, тело. Тело, меч . [Начинать движение вперёд надо с кончика меча и заканчивать движение назад мечом.]

· Голову не так легко срубить, как кажется . [Кроме ударов по воздуху, нужно время от времени рубить ветки, доски, тыкву, в конце концов…]


Для чего и как практиковать ката < new >

Здесь приведены инструкции нашего учителя С. В. Лукъянова, советы других мастеров и мои мнения о практике формальных комплексов – ката .

Вот что говорит о ката Антон Ларин – автор книги «Кобудо: Искусство работы с традиционным японским холодным оружием»:

«Ката – это формальная техника, включающая последовательный набор блокирующих и атакующих техник против воображаемого противника (ов). [Боевой танец.]

Но даже многие люди, достигшие чёрного пояса, не понимают сути ката. В среде же японских единоборцев титул победителя соревнований по ката ценится выше чем по кумитэ . Японцы говорят: «Мы изучаем ката, чтобы иметь хорошие кондиции в кумитэ, и практикуем кумитэ, чтобы лучше понимать ката».

Ката есть квинтэссенция боевых искусств . В них собраны вся мудрость, секреты и тайные знания. Без мастера раскрыть информацию, заложенную в ката, почти невозможно. Любая даже простенькая ката состоит из нескольких уровней освоения (до 5).

Это стройная, продуманная и сбалансированная система. Процессы, происходящие в позвоночнике во время выполнения ката, сходны с происходящими при мануальном сеансе. И так же опасны.

Если в демонстрации отсутствует чётко выраженный темпо-ритм, она не признается корректной, ибо показывает отсутствие понимания.Паузы должны быть «мертвыми» - ни корпус, ни оружие не должны колебаться. А вот техника передвижений, блоков и ударов – должна быть резкой и быстрой.

Поговорка мастеров: «Хито-ката сан-нэн» – Одно ката – три года!»

Наш учитель говорит, что основная задача практики ката Омотэ (у нас 2-3 года, в Японии – 3-5 лет) – это научится чувствовать дистанцию [и, как следствие – правильные повороты ]. В Китае ката (таолу) переводятся как «шаги». Т.е., нужно научиться передвигаться – правильно и в нужное место.

Кроме того, во время ката отрабатывается множество других навыков (если практиковать с правильным настроем): ощущение цели, опыт видов атак и защит, интуитивность, качество движений тела, расслабленность и спокойствие в сочетании с молниеносностью и напором, равновесие и осанка, наконец, дыхание.

Во время ката я рекомендую иметь следующие концентрации (работайте хотя бы с одной, в идеале – со всеми):

· Концентрация на цели

· Концентрация на центре противоборства

· Концентрация на своём тандэне, на плавности и расслабленности движений

· …

Здравствуйте, друзья!

В предыдущей статье я начал рассказывать вам о катане, сегодня хочу подробнее рассказать вам об этом интересном оружии. Начнем, пожалуй, с истории возникновения.

По древнему японскому преданию, первая катана самурайский меч был создан кузнецом Амакуни в 7 веке, жившим в Ямато (древнем государстве, впоследствии в 670 году переименованном в Японию). Легенда гласит, что кузнец наблюдал за возвращавшимися с поля брани воинами и заметил, что многие выкованные им мечи сломаны - это разбило сердце мастера. Он и его сын Амакура поклялись, что смогут выковать такой прочный меч, который не подведет в самом яростном сражении.

Они закрылись в своей кузнице и целую неделю молились богам Синто, что бы те помогли им в создании совершенного меча. Сколько времени они потратили на создание меча доподлинно не известно, но в результате их стараний и появилась боевая катана. И когда в следующем году воины возвращались с войны — все мечи, выкованные Амакуни были целы. Сам император поблагодарил кузнеца за его работу.

Прародителем смело можно назвать японский меч тати (тато), повсеместно используемый японскими воинами. Тати отличается от катаны более длинным (от 75 см) и более изогнутым лезвием. Необходимо упомянуть, что тати уступает катане в качестве изготовления. Постепенно, к 15 веку японская катана вытесняет тати и становится главным оружием самурая.

Культура ношения катаны сформировалась в японском обществе к 17 веку, когда закончился период Сэнгоку («эпоха воюющих провинций»). Период, в который власть династии Асикага в Японии ослабла и появлялись княжества на периферии, которые вели постоянные междоусобные войны. Самураи носили катану обязательно в паре с коротким мечом вакидзаси. Такое парное ношение называется — дайсё («длинный -короткий» в переводе с японского). Подробно о вакидзаси мы поговорим в следующей статье.

Носить катану следует только на левой стороне, обязательно в ножнах (сая), заложенных за оби (узкий пояс, завязываемый простым узлом) лезвием вверх. Ношение самурайской катаны требует исполнения особых ритуалов. Так, входя в дом, самурай вынимал катану из-за оби и если чувствовал, что ему угрожает опасность, держал её в левой руке и был готов в любую секунду нанести удар. В знак особого уважения и доверия, самурай держал катану правой рукой. Садясь, самурай клал катану на пол, но она всегда находилась в пределах его досягаемости.

28 марта 1876 года в Японии был принят закон о запрете ношения мечей для всех, кроме военных и полицейских, а также людей в церемониальной одежде. Многие были недовольны этим запретом, поэтому в то время получило распространение ношение катаны в необработанных деревянных ножнах (сарасая) и без каких либо украшений и инкрустаций. Таким образом боевая катана становилась похожей на деревянный меч — бокуто. В 20 веке появились катаны, лезвия которых хранились в ножнах, выглядящих как деревянный посох.

Кэндзюцу — японское искусство владения мечом

Кэндзюцу появилось более 12 веков назад, когда в Японии появился класс воинов. Упор в этом искусстве ведения боя делается на мастерстве владения мечом. Зачастую, мастерство достигается многотысячным повторением ката. Ката — это последовательность движений, которые можно назвать боевыми приемами. Так, тренируясь долгое время, воин доводил знание приемов до автоматического и в бою использовал их бессознательно, на уровне рефлексов.

В древние времена тренировки часто проходили с использованием боевых мечей, из-за чего они были жестокими и травмоопасными. В более поздние времена и в современном мире используются деревянные модели мечей.

Основную идею кэндзюцу можно сформулировать следующим образом — во время атаки меч должен идти к цели не под прямым углом (нанося удар), а вдоль своей плоскости, таким образом нанося порезы. В этом и заключается уникальность и одно и основных отличий от западных техник владения мечом.

Пожалуй, самая известная и впечатляющая техника Кэндзюцу - иайдо.

Иайдо (дословно означает искусство встречать сидя) — это техника боя, которая заключается в мгновенной атаке или контратаке противника. В иайдо нет фехтования как такогого, здесь изучается именно моментальное поражение противника мечом, который изначально был в ножнах. Все приемы и движения иайдо просты. Но владение этой техникой требует не только физических способностей, но и острого ума, так как нельзя допустить ни единой ошибки и необходимо одним выверенным движением, в считанные секунды закончить поединок.

Так как бой на катанах был скоротечным (обычно от нескольких секунд до минуты), хитрость была залогом успеха. Всем своим видом (мимикой, взглядом) и поведением самурай показывал противнику, что собирается действовать в определенной манере, вынуждая противника подстраиваться под него. В этот момент самурай молниеносно атаковал противника неожиданным приемом, не давая шансов на защиту. И сражение заканчивалось.

Использование катаны

Изначально, самураи не использовали меч как основное оружие — предпочтение отдавалось лукам и копьям. катаны и другие самурайские мечи использовались, как оружие самообороны. Так же применялись для обезглавливания поверженного противника или для совершения ритуального самоубийства — сэппуку. Лишь в 15 веке, когда официально самураям разрешили использовать только мечи, катаны выходят на передний план. Именно в это время особую популярность приобретают техники владения мечом.

Катаны занимали важное место в жизни самурая, поэтому считалось необходимым иметь не одну катану а несколько. Так, в арсенале уважающего себя самурая, были боевые катаны (которые обычно выполнялись в аскетичном стиле, без украшений), катаны для торжеств и праздников (пышно украшенные). Богатую инкрустацию (драгоценными металлами и камнями) можно объяснить тем, что самураям запрещалось носить украшения. Таким образом они могли показать свой достаток и положение.

Масамунэ и Мурамаса — великие Мастера

Первый Мастер — Масамунэ. Родился в конце 11 века в провинции Сагами, где и работал. Его по праву можно считать самым известным оружейником Японии. Приобрел известность тем, что создал свою технику изготовления мечей — Сосю. Оружие по этой технологии изготавливалось по строгим канонам. Основой меча являлись четыре сваренные между собой полоски стали, которые складывались вместе и выковывались пять раз, в итоге количество слоев в клинке становилось равно 128. Этой техникой пользовалось не одно поколение его учеников. По преданиям, Масамунэ отказывался подписывать свои клинки, так как их нельзя было подделать.

Второй Мастер — Мурамаса. Основатель целой династии оружейников из провинции Исэ. Его мечи славились своей невероятной остротой. Мастер был недоволен политикой проводимой тогдашним правителем Японии и в каждый свой меч вкладывал проклятья для императорской семьи. По этой причине в 17 веке мечи Мурамаса были запрещены и их уничтожали, а хранившие их люди подвергались гонениям вплоть до смертной казни. Возможно поэтому ходит преданье, что мечи Мурамасы — кровавые мечи и могут пробудить жажду крови во владельце. До наших дней сохранились лишь четыре меча Мурамаса, один из которых носит титул самого острого меча в мире, который состоит из 25000 слоев стали.

Этих мастеров связывает одна легенда — каждый из оружейников воткнул свой меч в дно реки поросшей лотосом, цветы лотоса проходили невредимыми мимо меча Масамунэ, тогда как меч Мурамасы разрезал их на мелкие части. В данном поединке Мурамаса признал победу Масамунэ, так как по японской философии меч не является оружием агрессии, а оружием мира и создан, что бы прекращать войны.

Катана ручной работы Samurai Sword Katana, стоимость — 5248,37 руб.