Как построить церковь. Основные правила

Рядом с храмом преподобной Марии Египетской начато строительство нового большого храма в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех. Этому событию был посвящен также древний московский Чудов монастырь, основанный святителем Алексием Московским в 1358 году, в ознаменование благодарности за помощь и чудесное исцеление жены татарского хана Джанибека Тайдулы, в тяжелые времена татаро-монгольского ига на Руси. В честь того же события был освящен и соборный (т.е. главный) храм монастыря. Множество исторических личностей и событий связаны с Чудовым монастырем, поскольку находился он внутри московского Кремля. В старые времена величественный кремлевский монастырь называли «Великой Лаврой». После разрушения монастыря в 1929 — 1932 годах, в Москве не осталось храмов, посвященных Чуду Архангела Михаила в Хонех, да и во всей России таких храмов немного.

Само же это чудесное событие произошло в древней Византии, в IV веке. Во Фригии, недалеко от города Иераполя, находился храм во имя Архистратига Михаила; около храма истекал целебный источник. Храм этот был сооружен усердием одного из жителей города Лаодикии в благодарность Богу и святому Архистратигу Михаилу за исцеление его немой дочери водой источника. Архистратиг Михаил, явившись в сонном видении отцу немой девицы, еще не просвещенному святым Крещением, открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника. Девица действительно получила при источнике исцеление и начала говорить. После этого чуда отец с дочерью и все его семейство крестились, и усердием благодарного отца был воздвигнут храм в честь святого Архистратига Михаила. К источнику стали приходить за исцелением не только христиане, но и язычники; многие из язычников отрекались от идолов и обращались к вере во Христа.

В храме святого Архистратига Михаила в продолжение 60 лет исполнял пономарское служение благочестивый человек по имени Архипп. Проповедью о Христе и примером своей богоугодной жизни он многих язычников приводил к вере во Христа. В своем озлоблении на христиан вообще, и в первую очередь на Архиппа, который никогда не отлучался от храма и был примерным служителем Христовым, язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить Архиппа. Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм. Святой Архипп усердно молился Архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия. По его молитве около храма явился Архистратиг Михаил, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в нее водам бурлящего потока. Таким образом храм остался невредим. Увидев такое дивное чудо, язычники в страхе бежали, а святой Архипп и собравшиеся к храму христиане прославили Бога и благодарили святого Архистратига Михаила за помощь. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит «отверстие», «расселина».

Именной кирпич — ваш вклад в строительство храма

Каждый день Церковь молится за создателей, благотворителей, украсителей храма. Эти молитвы столько будут возноситься престолу Божиему, сколько храм будет стоять на земле. Это относится и к обладателям «именного кирпича» — свидетельства об оказании пожертвования на строительство храма Божия. На каждой литургии возносятся молитвы «о создателях святаго храма сего», «о плодоносящих и добродеющих». То есть о людях, делающих пожертвования на храм Божий, а также своими делами способствующих утверждению веры Христовой.

Святой Иоанн Златоуст писал: «Там всегдашния за тебя молитвы, хваления и торжества; за тебя приношение в каждый воскресный день. Помысли, что поставив жертвенник Богу, даже до пришествия Христова, ты будешь иметь воздаяние».

Во время строительства храма, при желании, можно будет увидеть подписанные кирпичи. Но потом стены будут оштукатурены, после чего имена благотворителей будут никому не видны, что согласно заповеди Божией о том, чтобы верующие хранили свои добрые дела в тайне. Втайне совершаемые дела благотворительности, к которым, безусловно, относится и жертвование на строительство храма, привлекают на делающего их благодать Божию, которая совершает спасение человека, очищая его сердце и оживляя его веру (Иак 2:26).
Приобрести именной кирпич можно рядом со строящимся храмом, в храме прп.Марии Египетской.

Инструкция

Решение о предоставлении земли может быть быстрым и успешным, а может затянуться в том случае, если под выбранным участком земли проходят некие подземные коммуникации, а рядом находится лесопарковая зона, река или овраг, а также, если это место запланировано для какого-то другого строительства.

После того, как земельный участок под строительство будет выделен официально, найдите подходящую архитектурно-проектную мастерскую для разработки архитектурного проекта храм а. Убедитесь, что мастерская имеет обновленную государственную лицензию и имеет опыт возведения церкви, которой затем должен быть согласован в местном архитектурном комитете и на других экспертизах.

Отдельного внимания заслуживает поиск добросовестной и умелой строительной бригады. Если ваша архитектурно-проектная мастерская имеет собственных рабочих и строительную лицензию, вы можете заказать у них и строительные работы вдобавок к созданию проекта храм а.

Наверное, самый сложный вопрос, встающий перед тем, кто постройкой храм а – это финансирование, так как строительство и сопутствующие расходы выливаются в серьезные суммы денег – от трех миллионов до полумиллиарда рублей, в зависимости от региона и сложности строительства.

Источник средств может быть самым разным – от кредита в банке до поиска спонсоров, организаций и , которые готовы вложить свой капитал в постройку храм а, а также часть денег можно собрать, благодаря благотворительным взносам и пожертвованиям от членов общины и жителей региона.

В зависимости от того, насколько быстро находятся денежные средства и решаются организационные вопросы, срок постройки храм а может как сократиться, так и растянуться на долгие годы.

В строительстве храм а очень важно знать, чем его внутренняя структура отличается от обычного здания. Все внутренние элементы храм а символичны – в нем должен быть алтарь и , символизирующий божественный мир, где совершаются таинства, и средняя часть для прихожан, символизирующая земной мир, отделенная от алтаря иконостасом.

Если храм имеет всего один престол, то он является однокупольным. Если же престолов несколько, в храм е строится помимо главного несколько дополнительных куполов. Также у некоторых храм ов есть небольшая комната перед входом, называющаяся притвором, вход в который осуществляется с паперти.

Церковь иногда сравнивают с кораблем, плывущим к Царству Небесному среди бурных вод житейского моря. Путь от тьмы к свету лежит с запада на восток. Именно поэтому в большинстве случаев православные храмы алтарем обращены в сторону востока. Что еще требуется учитывать при постройке храма?

Инструкция

Постройка любого начинается с благословения правящего архиерея местной епархии. Церковь строится не для красоты, она призвана удовлетворить нужды церковной общины. Если в городе, поселке или другом населенном пункте церковной общины нет, ее необходимо создать и зарегистрировать в федеральных органах. Чтобы регистрация состоялась, в общину должно входить не менее десяти человек.

Итак, зарегистрирована, благословение архиерея получено. Теперь следует обратиться в местные органы власти для того, чтобы для постройки был выделен участок. При обращении может помочь официальное письмо от архиерея. Следует заранее определить, что за храм будет построен, на он будет рассчитан, каким будет постройки, в чью честь будет освящен главный престол.

Проектирование храма следует поручить архитектурно-проектной мастерской. Выбирая мастерскую, выясните, есть ли у нее государственная лицензия. Утверждение проекта потребуется в нескольких инстанциях, поэтому желательно, чтобы мастерская имела контакт с организациями, которые будут проводить экспертизы проекта. Наиболее крупные проектные мастерские нередко обладают и строительной лицензией, в этом случае проект и строительство можно поручить одной и той же организации, что весьма удобно.

Устройство храма символично, поскольку он отчасти представляет собой образ Царствия Небесного. Алтарь – главная часть православного храма. В центре алтаря расположен престол, самое священное место храма.

Средняя часть храма отделяется от алтаря иконостасом. Иконостас – своеобразные окна между земным миром и Миром Высшим. Иконостас имеет три двери. Средние – Царские врата. Правые ворота расположены с южной стороны, левые – с северной. Через них в алтарь могут входить прихожане мужского пола. А вот через Царские врата может во время богослужения входить только священник или дьякон.

От иконостаса внутрь храма идет возвышение, в центре которого расположен амвон в виде полукруглого выступа. Таинство Причащения совершается именно на амвоне.

Количество куполов в храме может быть разным. При одном престоле в средней части церкви делается один купол. Если есть несколько алтарей с престолами, то над средней частью каждого из них выполняется отдельный купол.

Храм может состоять из двух частей – алтаря и собственно храма. Нередко сооружается в храме и притвор. Сегодня притвором небольшое помещение сразу при входе . С улицы вход в притвор выполняется в виде паперти. Это площадка перед входом в , перед которой имеется несколько ступеней.

Видео по теме

Источники:

  • Как построить храм

В последнее время общество, в котором мы живем, все чаще стало задумываться о возрождении давно забытых или утраченных духовных ценностей. Сейчас достаточно большое количество людей стало верить в Бога. Многие из нас в самые трудные минуты своей жизни, несмотря на различные обстоятельства, находят в себе силы и возможности прийти в храм и попросить помощи у Господа. Все мы молимся Богу, всем святым и просим здоровья, счастья и любви для своих близких и родных. Естественно, нам хочется прийти в церковь и поставить свечу у иконы, однако бывает так, что прийти-то некуда, поэтому и возникает желание возвести храм в своем городе или селе. Это, конечно, задача сложная, но выполнимая.

Инструкция

Получите благословение у правящего архиерея. Для этого необходимо иметь проект будущего храма, который утвержден архитектурным управлением мэрии, сведения об ответственных за строительство, о средствах на возведение или перечень инвесторов, которые готовы вложить деньги в строительство.

Напишите обращение к о желании возвести храм (приложите полученное благословление правящего архиерея и рабочий проект). После определитесь с местом под строительство и получите обходной лист в отделе землепользования. Затем собирается специальная комиссия, которая определяет место и территорию будущего храма. Все это согласовывается и устанавливается «Поклонный Крест» на месте будущей церкви (проводится молебен).

Установите ограждение на территории будущего храма. Проведите земляные работы и заложите фундамент.

Возведите стены будущего храма и обработайте их специальным составом.

Проведите окончательные работы по внутреннему и наружному оформлению храма. Изготовьте и установите иконостас.

Видео по теме

Часовней называют небольшое строение, которое предназначено для молитв. Часовня меньше церкви – она даже может быть размером с киот (место для хранения икон и другой церковной утвари), а может вмещать несколько человек. В отличие от церкви, в часовне нет алтаря – есть лишь иконы, место для установки свечей и лампад. Построить часовню с разрешения церковных властей может каждый, главное при этом – соблюдать некоторые правила. Если вы тоже решили поставить часовню , эта инструкция сможет вам помочь.

Рассказываю на своем опыте строительства 5 храмов.

Проект

Очень мало архитекторов, умеющих правильно и красиво проектировать храмы. Мы один раз взяли обмерочные, реставрационные чертежи для строительства храма Андрея Первозванного (реплики храма, стоящего на Большом Заяцком острове Соловецкого архипелага). И, как показала практика, не ошиблись. Старые мастера умели соблюдать пропорции.

Рабочий проект храма обойдется примерно в 500 000 руб. (на 150 прихожан). Но можно поискать и готовый проект. Сейчас они есть на рынке. Только, тогда будьте готовы к тому, что строящаяся Вами церковь не будет уникальной.

Стоимость

Тут разброс от 3 до 50 млн. руб. Обычно храмы строятся так. Батюшка ходит с протянутой рукой по кабинетам власти или по бизнесменам. Если повезет, найдется крупный спонсор. Это оптимальный вариант строительства. Иногда деньги выделяет епархия. Но деревянные храмы обходятся намного дешевле кирпичных. И быстрее строятся.

Технологии

Большинство храмов строятся по традиционной русской технологии. Недостаток – необходимость повторного конопачения. А лесов уже нет, строители ушли и приходится батюшке голову ломать, как туды залезть. А еще птички утеплитель повытаскивали…

Мы строили 2 храма (каждый на 200 прихожан в Нижнем Новгороде «Иконы Умиления» в Ленинском районе, и «Св.Троицы» в Автозаводском) по норвежской технологии из лафета.

Результат был неплохой, но вскоре стало понятно, что для строительства деревянного рубленого храма оптимальна канадская рубка. Стало понятно после того, как 24 сентября 2011 года состоялось освещение Крестовоздвиженского храма. Этот храм построен из бревна средним диаметром 34 см. Утеплитель не виден, следовательно не потребуется дополнительная конопатка и птички его клевать не будут. И сам проект и его исполнение весьма на уровне.

Сроки строительства

Как правило 2-3 года. Маленький храм, такой как храм Андрея Первозванного в д. Селянцево можно построить свободно за 1 год. И по стоимости он самый доступный. Примерно 3 млн. руб. по нынешним ценам.

Сохранено

В настоящее время наш приход занимается строительством храма в честь святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево

Что значит построить храм?

Строительство в Москве – это целая специальная область, которую невозможно осуществлять непрофессионально. Разумеется, что связанные со строительством функции возлагаются на технического заказчика. Конечно, я знаю случаи, когда приход является сам техническим заказчиком, но даже в этом случае должен быть человек, который занимается строительством профессионально, потому что для начала строительства в Москве нужно огромное количество согласований и профессиональной документации. Поэтому весь процесс действительно очень трудный.

Когда было принято решение о выделении участка под строительство храма? Каков механизм принятия этого решения?
Участок для строительства храма был выделен благодаря «Программе-200». Это уникальная не бюджетная программа, которая организует предоставление земельных участков под строительство новых храмов. А механизм таков: в каждом районе Москвы предварительно определяются наиболее подходящие участки для строительства храмов. Далее, готовится документация по этим участкам и они передаются на публичные слушания, на которых может присутствовать и высказать своё мнение любой желающий. Если решение положительное, то необходимые документы передаются в Правительство Москвы, которое выпускает итоговое постановление о передаче в пользование прихода участка земли. Именная такая процедура была проведена при выделении участка под строительство нашего храма.

Каковы основные стадии работ по строительству?
Сначала, необходимо сказать о том, что предшествует строительству. Всё начинается с создания общины людей, которые хотели бы, чтобы храм был построен. Храм – это радость встречи человека с Богом и человека с человеком. Как правило, на месте строительства возводится временный храм, для совершения богослужений, т.к. люди уже есть. Постепенно община увеличивается и параллельно идёт процесс строительства.
Итак, основные этапы строительства:
1. Создание проекта. Это одна из ключевых фаз строительства, во время которой прорабатываются все нюансы будущего архитектурного сооружения и инженерных коммуникаций. Важной частью этого этапа являются геологические изыскания и посадка храма на местность. В это же время происходит создание архитектурного решения и эскизного проекта, на котором определяется внешний вид храма и виды в разрезах. Далее идёт проектирование всех инженерных сетей и разработки сметно-строительной документации. Сметно-строительная документация определяет всё, что касается строительства: марку бетона, все наружные и внутренние размеры, точки подключения к электросети и много, многое другое. Как правило, это шкафы документации и кропотливый труд.
2. Параллельно созданию проекта осуществляется подготовка стройплощадки: огораживается территория, завозятся необходимые технические конструкции, инструменты. Стройплощадка на время строительства будет огорожена, будет осуществляться периодический подход техники. Это временные трудности, которые нам всем нужно пережить ради окончания уже начатого благого дела.
3. Нулевой цикл. В этот этап входят все работы, которые производятся в земле: роется котлован, происходит закладка камня в основание, заливается фундамент.
4. Возведение стен, перекрытий, сводов, устройство вентиляции, кровли, установка куполов, крестов.
5. Трудоёмким является этап подключения к инженерным сетям: электрическим, канализации, водопроводу, ливневой канализации. Многое зависит от тех условий подключения, которые выдаст город. Например, электричество может быть подключено в ближайшей щитовой, а может быть придётся строить отдельную подстанцию.
6. Последний этап – это внутренняя отделка, установка иконостас, устройство внутреннего интерьера.

На какой стадии сейчас находится на начало 2016 года?
Сейчас готовится документация для подготовки стройплощадки и начала работ по нулевому циклу. Ведётся проектирование, закончить которое планируется во втором квартале 2016 года.
Координаты храма уже нанесены на план участка. Этого удалось добиться путем тщательного геологического исследования земли. В результате было точно установлено: где на участке расположены коммуникации, деревья, где протекают подземные воды, каково качество грунта на заданной территории. Все эти сведения необходимы для точного проектирования и расчета фундамента. Кроме того, точная «посадка» храма на местность дает нам возможность представить, как будет выглядеть будущий проект.
13 декабря 2015 года мы установили Поклонный Крест непосредственно на месте, где будет располагаться алтарь храма во имя Святого князя Владимира. Позже этот Крест будет перенесен в другое место, но до тех пор, пока не начато разработка котлована — он будет стоять на месте Престола.

Сколько времени уйдёт на строительство храма?
В любом начинании должны быть установлены конкретные сроки. В нашем случае, приблизительный продолжительность строительства храма при регулярном финансировании – 2-3 года.

Почему не остановиться на временном деревянном храме?
Временный храм – это место, для начала общинной жизни. Мы решили сделать наш храм как можно красивее и уютнее. Часто, временные храмы строятся максимально простыми и из самых недорогих материалов. Но в красивом парке должен стоять красивый храм. Как мы надеемся, деревянный храм будет и в дальнейшем украшать территорию парка.
Однако временный деревянных храм слишком мал для того количества людей, которое уже сейчас приходит на службы. На Рождественской службе 2016 года нам пришлось по максимуму освободить пространство внутри храма от обычной утвари. Люди стояли очень плотно. Но несколько десятков людей всё равно не смогли войти внутрь и стояли на улице. А согласно существующему законодательству, крупные общественные здания могут быть только каменными/монолитными/кирпичными.

Какие стороны участвуют сейчас в строительстве храма святого князя Владимира
Проектирует храм организация Арххрам, которая относится к Моспроект-2.
Застройщик – компания «Курс».
Технический заказчик – «Практик инженер»
Заказчиком выступает Финансово-хозяйственное управление Московской Патриархии
Куратор «Программы 200» — советник Патриарха Ресин Владимир Иосифович.

Кто архитектор храма? Кто делает проект храма и почему выбран именно такой внешний вид?
Архитектором храма во имя Святого Равноапостольного князя Владимира является Андрей Николаевич Оболенский, который уже спроектировал десятки храмов, в том числе, храм Христа Спасителя в его современном варианте, церкви святой великомученицы Екатерины в Риме и других.
Строительство любых сооружений связано с выполнением многочисленных норм и требований, которые необходимы для осуществления проекта. Таким образом, и внешний вид постройки во многом определяется этими нормами. Размеры и высота храма определяется градостроительным планом земельного участка (ГПЗУ). ГПЗУ выдается Москомархитектуры на основании решения Правительства Москвы. Кроме того, размеры храма могут быть ограничены из-за определенных требований к инженерно-техническим помещениям, которые занимают существенную долю от общей площади, выделенной для строительства.
Андрей Николаевич Оболенский в интервью телеканалу спас озвучил свою точку зрения: «Церковная архитектура всегда шла в авангарде. Люди вкладывали стремились отдать Богу лучше: лучших архитекторов, лучшие материалы, лучших строителей. Иначе бы мы не имели таких прекрасных готических соборов, церквей в стиле барокко. То же самое было и в православии. В советское время храмовая архитектура очень отстала, т.к. не развивалась. Сейчас идет интенсивное развитие храмовой архитектуры в опоре на лучшие образцы прошлого. Процесс выбора стиля, в котором проектируется храм не простой. Если нет чёткого заказа, то я никогда не ставлю себе рамки какого-то определённого стиля. Очень важно, чтобы человек заходя в храм чувствовал себя дома».

Сколько нужно денег, чтобы построить храм святого князя Владимира?
Общая стоимость строительства храма составляет более 100 миллионов рублей.

Где берутся деньги на строительство?
Государство не выделяет денег на строительство храма. Таково изначальное положение «Программы 200» Поиск финансирования является в том числе делом общины (прихода) и настоятеля. Существует два основных источника денежных средств: это посильные ежемесячные пожертвования прихожан и вложения крупных спонсоров. Важно понимать, что строительство храма – это общее дело! Таким образом, половина суммы на постройку временного деревянного храма во имя св. Феодора Ушакова была выделена крупными жертвователями, а вторая половина была собрана прихожанами.
В нашем районе проживает около 100 тысяч человек, и если половина из них пожертвует по 1000 рублей, то это будет уже почти половина стоимости храма. Поэтому, первое, что может сделать каждый, желающий посодействовать строительству храма, — это вовлечь в дело строительства храма максимальное количество людей.

Как можно сделать пожертвование на строительство храма?
Пожертвование можно сделать в храме наличными. Можно сделать перевод через кассу банка, а также безналичным образом.
Реквизиты для пожертвований:
Название организации: Религиозная организация «Подворье Патриарха Московского и всея Руси - храм святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево г. Москвы Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»
Счет № 40703810338000069887 в Московском банке ОАО «Сбербанк»
Кор. счет № 30101810400000000225 в ОПЕРУ Москва
БИК 044525225, дополнительный офис № 0701
ИНН 7709473539
КПП 770901001

Часовню за Северным полярным кругом строят всем миром

Строительство в посёлке за Северным полярным кругом храма-часовни потребовало и времени, и сил, и непредусмотренных финансовых затрат. Но и щедро наградило встречами с людьми, которые, узнав для чего требуется их помощь, оказывали её, не раздумывая.

Большой, издалека видно, стенд на пересечении улиц Строителей и Монтажников сообщает, что строительство первого в Искателях – посёлке геологоразведчиков храма-часовни началось в июле 2015 года. Есть и обязательная на подобных информационных планшетах строка о его планируемом окончании. Однако дата благоразумно не указана – это зависит от многих обстоятельств. Не зря же издревле говорится, что человек предполагает, а Бог располагает.

Казакам – любо

По меркам Ненецкого автономного округа, Искатели - огромное поселение. Там живут без малого восемь тысяч человек. Однако церкви во втором по величине населенном пункте НАО никогда не было. Даже после того, как 10 июля 2012 года здесь создали православный Благовещенский приход, а весной 2014-го ему щедро нарезали в центре поселка под строительство храмового комплекса 16 тысяч квадратных метров земли и снесли на выделенном участке старые бараки, народ еще долго был вынужден привычно добираться на церковные службы в кафедральный собор Нарьян-Мара. В любую погоду старушки терпеливо дожидались на остановках рейсового автобуса в окружную столицу. А не обзаведшиеся личными авто молодые семьи с малышами, которых везли к причастию, напрашивались в попутчики к знакомым с машинами, либо тратились на такси.

На то, чтобы поднять в Искателях храм, у самой северной епархии России денег нет. От лелеемой поначалу мечты о каменном строении пришлось отказаться.

Однако и на деревянную постройку требуется 6 миллионов рублей - по северным меркам средства, вроде, небольшие, но их тоже где-то нужно найти...

– Не хочу даже обсуждать, как намерены обустроить храмовую территории в Искателях. Говорить в нынешних условиях, что сделаем то-то и то-то безответственно. Я - планирую! А дальше что? – не столько отвечал на мой вопрос, сколько размышлял вслух епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков. – Наш регион - нефтяной, однако реальной помощи от нефтяников епархия сейчас не имеет. Слава Богу, получаем какие-то небольшие гранты от округа на формирование библиотеки, миссионерскую деятельность, иначе было бы совсем туго. Руки не опускаем: что можем, то делаем. И, конечно, рассчитываем на поддержку неравнодушных людей. А такие – есть, и их немало.

Поняв, что строительство храма имеет шанс затянуться на неопределённое время, глава Искателей Григорий Коваленко помог с помещением для создания домовой церкви. Она действует с декабря 2014 года. Богослужения совершаются каждую субботу, воскресенье и по праздничным дням. Кузнец Максим Чаленко сотоварищи из местного казачьего общества «Станица Пустозерская» изготовили и установили на здании стилизованный купол с крестом. В его же мастерской соорудили звонницу, три малых колокола для которой молодому приходу передали из Богоявленского кафедрального собора. И теперь прихожан в поселке зовет к общей молитве колокольный звон, никогда прежде над Искателями не звучавший.

Беда лишь, тесно в домовом храме. Придут на литургию с полсотни человек, стоят уже впритык. На минувшую Пасху было 59 православных, так от тесноты нормально не перекрестишься. А ведь приходскую жизнь надо развивать. Пора открывать воскресную школу для детей и взрослых, библиотеку духовной литературы. Но где, если даже воскресные беседы священник вынужден проводить в притворчике (попросту говоря, малюсеньком коридоре) приспособленного под церковь помещения?!

Если задуманный солидный храм, 12 на 12 метров в основании, пока не осилим, будем строить небольшой храм-часовню, благо сруб для него есть, – решил владыка Иаков.

Казаки «Станицы Пустозерской», собрав круг (общий совет), дружно крикнули «Любо!», единогласно поддержав предложение атамана Виктора Обидина оказать начинанию всяческое содействие. Да и как иначе? Не тот казак, кто папаху носит, а кто оправдывает это гордое звание своими делами. Тем паче, если касаются они возрождения в Заполярье православной веры – казака без нее не бывает.

На доброе дело

Помолились на месте будущего храма-часовни и с Божьей помощью приступили.

Любая стройка начинается с вертикальной планировки территории. Песка на это ушло много - 15 грузовиков МАЗ, поскольку потребовалось засыпать яму, оставшуюся на месте снесенного барака. Возили его с карьера, принадлежащего Максиму Доронину, одному из станичников. Понятно, он не взял за это ни копейки. Для плотности песок смешивали с асфальтовой крошкой. Три машины этого добра, и также безвозмездно, выделил директор «Нарьян-Мардорстроя» Владимир Низьев. Летом компания активно ремонтировала в городе дороги, так что битого асфальта было в избытке. Подготовленное надёжное основание под строение укрепили ещё и толстенными бетонными плитами, их опять же подогнал Доронин. Известный в Ненецком округе предприниматель Анатолий Курленко помог со строительной техникой: погрузчиком с ковшом, который ровнял и утрамбовывал подсыпку, автокраном, манипулятором (механическая рука с площадкой) – он потребовался для установки купола.

Но это мы сильно забежали вперед.

Доброе дело, как правило, легким и быстрым не бывает. До венчающего ныне часовню золотистого купола с крестом казакам ещё много чего предстояло преодолеть.

Сикось-накось – не пройдёт!

Подготовив участок под застройку, казаки с легким сердцем разъехались по летним отпускам - люди ведь семейные, с детьми. Кто-то отправился сопровождать многотонную фуру с гуманитарным грузом, собранным «Станицей Пустозерской» с помощью жителей округа в поддержку Донбасса: бои в Донецкой и Луганской областях тогда уже пошли на спад, но блокада мятежного юго-запада Украины киевским режимом разгоралась.

Собравшись снова в Искателях к сентябрю, мужики крепко задумались. Как оказалось, времени без них не теряли. Для часовни уже был готов фундамент из армированного бетона, самого качественного в Нарьян-Маре - четыре куба не пожалела компания «Версо М». Заливкой руководил Владимир Пастухов, начальник участка московской фирмы «Промкапстрой», которая поднимает сейчас в заполярной столице для вновь образованной епархии духовно-просветительский центр «Арктический собор».

Беда лишь, что опытные строители делали всё по предоставленному им готовому чертежу, а замерщик - промахнулся.

За основу он взял длину бревен от торца до торца, без учета того, что при сборке сруба на каждом предстоит вырубить паз-замок. Естественно, с фундаментом они затем не совпали. Да не чуть-чуть, а крепко, в щели между нижними бревнами и подготовленным под них основанием легко можно было просунуть пару кулаков. Чтобы хоть как-то поправить дело, фундамент решили расширить за счет кирпичных столбиков и кусков бетонных свай. И успели уже положить на них пять венцов...

Поглядели на это непотребство казаки, покумекали и вынесли вердикт. На собственном подворье стали бы так делать? Нет! Ну и зачем же храм-часовню сикось-накось строить?!

Надо добывать для торцевых стен более длинные брёвна и переделывать всё по уму.

С этим предложением обратились к правящему архиерею Нарьян-Марской епархии. Епископ Иаков сначала засомневался: а не получится, что готовую уже часть сруба раскатаете, и на этом всё застопорится? Однако когда казаки клятвенно пообещали не просто поднять до нового года сруб, но и увенчать его куполом с крестом - благословил.

Золотые брёвна

Бревен потребовалось 24 штуки и закупать их пришлось в Архангельске. Взяли калиброванные, под размер - пусть и дорогие, но отменного качества. С учётом доставки они обошлись в сто тысяч рублей. Казаки – скинулись.

– В «Станице Пустозерской» никто не бедствует. Все работают, при зарплате, есть ипешники, руководители компаний малого и среднего бизнеса – широко улыбается Максим Доронин. – Ну да, времена сложные. Был момент, я своим сотрудникам не мог вовремя платить. Но если на круге решили построить часовню, то допустить сбоя нельзя. Да и владыке казаки слово дали...

Бревнами как раз Максим занимался. Этот 35-летний чернявый крепыш - просто мотор. За что ни возьмется, все получается складно да ладно. Потому и сбор гуманитарки для Донбасса атаман на него замкнул, знал - не подведет. А как споро действовал Макс гвоздодером, молотком и ломом, когда казаки устроили субботник на единственной в Нарьян-Маре конюшне, где остались никому кроме их хозяйки не нужные лошади бывшего конно-спортивного клуба «Мечта». Поправили тогда все 18 обветшавших денников - выгородок для беспривязного содержания лошадей, укрепили потолок и ворота, подняли упавший забор, скололи наросший на выгоне лёд, побелили известью стены, натаскали с запасом сена.

Вообще-то Доронин не из природных казаков. Помор. Рос в Архангельске. Но уже лет десять как осел накрепко в Искателях. А после того, как здесь организовали общественное объединение «Станица Пустозерская», стал приписным казаком. Вольное это племя, насколько можно заглянуть в историю казачества, никогда не было закрытой кастой. Принимали в свои ряды решеним станичного круга и иногородних – пришлых людей, которые разделяли их взгляды, были готовы биться за казачью идею и зарекомендовали себя заслуженными и достойными уважения гражданами.

Как могу понять, Максима также ведёт по жизни пример отца. Сергей Яковлевич Доронин – бизнесмен. Но на преумножении личного капитала не зациклен. Их семья, сколько Максим помнит, всегда была очень набожной, в храм его водили с младых ногтей. Сейчас отец – церковный староста Успенского храма в Архангельске. Там же, на улице Свободы, строит храм Знамения Божией Матери. Восстановил порушенную большевиками церковь на родине жены в деревне Морилово близ Холмогор. Сам он корнями из небольшого посёлка Шойна, угнездившегося на берегу Белого моря. Собирается построить там для земляков часовню. Закладной крест уже готов.

И без того золотые брёвна для искательского храма-часовни, по идее, должны были стать ещё дороже.

Однако, узнав для чего брёвна предназначены, в архангельской компании «Полар Транс» пристроили груз на одно из двух судов, пробившихся в начале минувшего ноября в Нарьян-Мар через уже сковавший Печору лёд.

При том, что это был крайний в завершающуюся навигацию рейс, и за доставку в заполярную столицу жизненно необходимых грузов, в частности – муки для Нарьян-Марского хлебозавода, другим клиентам пришлось платить по повышенному тарифу, а здесь, считай, задаром.

Всем миром

Приняв в морпорту бревна, закинув их в большегруз и привезя на стройплощадку, казачки маленько поспорили - что делать дальше? Мужики они хоть и рукастые, но срубы прежде никто не ставил. А в этом деле, как, собственно, и в каждом, своих секретов хватает. Без хорошего плотника нельзя, однако найти его загодя не получилось.

– Специалист оказался на славу! Фамилию, стыдно признаться, так и не удосужились у него спросить: Николай да Николай... Но нам его просто Господь послал, – говорит атаман Виктор Обидин. – Не представляю, как бы обошлись без него. Договаривались на два дня, а проработали вместе полтора мясяца.

Именно столько времени потребовалось, чтобы поднять часовню до купола. Сруб в 14 венцов размером 4.20 на 6 метров собирали ровно две недели. Укладывать бревна казакам помогали друзья, жены с детьми готовили конопатку. Дело находилось каждому. Однако, больше венца в день наращивать не получалось. Ноябрь выдался морозным, электроинструмент не выдерживал, часто выходил из строя. Постоянно приходилось ремонтировать мощную дрель.

Но всё-таки главный затык был в нехватке материала. Сруб ведь получили без половой доски, необходимого для обустройства кровли леса и разной прочей всячины. Хорошо хоть, сбросившись в очередной раз, купили за 25 тысяч рублей половую доску-пятидесятку. Остального в городских строймагазинах не было. С Большой земли тоже не привезёшь: круглогодичного наземного сообщения у Нарьян-Мара с материком нет, но навигация уже закрыта, а зимник ещё не действует.

Администрация Искателей вывела казаков на предпринимателя Рамзана Сагаева. Чеченец по национальности и мусульманин по вероисповеданию, он дал нужные для строительства крыши православной часовни пиломатериалы и металлочерепицу на выбор.

От предложенных денег решительно отказался. Другой деловой человек, Валерий Виноградов, выдернул из своего оборота пять кубов столь нужной казакам доски и брус для потолочных балок. Эконом Нарьян-Марской епархии Денис Ожигин привез рулоны утеплителя.

– Оглядываюсь сейчас назад. Бывало, и сложновато приходилось, но в итоге все неизменно утрясалось, – философствует Максим Доронин. – Епископ Иаков за ходом строительства присматривает. Решили как-то его обрадовать, что наконец-то нашли нужные для монтажа стропил доски требуемого сечения. Позвонили, но владыка поправил: «Не вы нашли, а доска сама вас нашла». С того раза «якать» да «мыкать» мы перестали. На все воля Божия...

Запас прочности

Купол с крестом епархия заказала в Пермском крае. Цена в каталоге - 90 тысяч рублей. Объяснили хозяину тамошнего предприятия Евгению Соловьеву: приход в Искателях маленький, средств недостаточно. Он сбросил 10 тысяч. Извинился, что больше не может и оплатил половину стоимости транспортировки покупки до Кирова. Дальше, в Нарьян-Мар, купол доставил на Камазе местный предприниматель Руслан Якуш.

Первоначально предполагалось, что восьмигранный барабан под купол на часовне соорудят деревянным. Однако запротестовал Максим Чаленко. Опытный кузнец доказывал, что гораздо практичнее сделать барабан из металлических уголков и обшить затем жестью. Да это и красивее, непогода, во всяком случае, не поведет и не перекосит.

Поскольку опыта изготовления подобных конструкций у Чаленко не было, купол привезли в его мастерскую. Где они и принялись творить с другом-казаком Василием Скляренко, в миру - заместителем по производству гендиректора компании «Заполяр-Транс-Сервис».

Прошлись для крепости по сгибам металлических уголков иэлектросваркой, приспособили крепления. После того, как дочка Чаленко, школьница Катя, обработала получившиеся 16 ножек средством против ржавчины, одним концом их приладили изнутри купола, другим - к специально изготовленной станине. А ее, в свою очередь, накрепко прикрутили к подготовленному на чердаке часовне столу.

– Сложно было с непривычки? – спросил у Максима.

– А какие сложности могут быть у казаков? – только пожал плечами. – Все сделали по совести, согласно православным традициям и с десятикратным запасом прочности.

Купол на часовню устанавливали атаман «Станицы Пустозерской» Виктор Обидин с казаком Василием Скляренко. Как и дали слова епископу, еще до нового года...

– Да всех надо указать, – просит атаман. – Много кто нам с часовней помогал, но все-таки основную тяжесть вынесли на своих плечах казаки. Все на совесть трудились: Михаил Комнатный, братья Николай и Иван Егоровы, Николай Головков, Алексей Усов...

И еще одно изменение в проект храма-часовни хотят внести казаки. Предусмотренное открытое крылечко преобразовать в теплый притвор с окнами и дверью. Что позволит переделать внутри поперечную глухую бревенчатую стену в арочный проем, освободив больше места для молящихся. Деньги на это уже отложены.

Работы, в принципе, ещё хватает. Но казаки уверяют, что сделают всё от них зависящее, чтобы первая церковная служба в храме-часовне прошла в ближайшую Пасху, которая в этом году выпадает на 1 мая.

Положили уже и добрую традицию - начинать от стен часовни свои поломнические поездки. Не так давно владыка Иаков благословил их здесь в неблизкий путь по зимнику в Антониево-Сийский мужской монастырь, что в полутора сотнях верст от Архангельска.

– Так получилось, что в поездку собирались многие, а поехать смогла лишь небольшая группа, – говорит Виктор Обидин. – Однако взяли с собой знамя «Станицы Пустозерской». Значит, вместе с нами незримо находились все наши казаки.

Нарьян-Мар

Специально для Столетия