Как называется свечная люстра в церкви. Пресса о компании рестамп

Ирина Редько
Фото Андрей Радкевича и из архива Андрея Анисимова

Лампы и свечи в храме - это не только осветительные приборы, но и символ молитвы. Почему во время всенощного бдения свет выключают часто, а во время литургии никогда? Зачем во время Херувимской в Греческой церкви раскачивают хорос - главный светильник храма? О том, что символизирует свет в храме, рассказывали протоиерей , настоятель храма Живоначальной Троицы в Голенищеве (Москва), и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей Анисимов.

Покаяние и ликование

Каждый, кто бывает на богослужении, замечал, что в разные моменты службы храм освещен по-разному: то горят все светильники, то половина, то гасятся все лампы и даже свечи. Объясняет протоиерей , настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве: «Всенощное бдение - это служба покаянная, приготавливающая нас к литургии, когда, исповедав свои грехи, мы можем принять прощение и милость Господа, причаститься Святых Христовых Тайн. А когда человек кается, он не должен быть ярко освещен». По Уставу свет на всенощной гасится на шестопсалмие, когда читаются покаянные псалмы Давида. На Афоне всенощную вообще принято служить в полной темноте - так удобнее всего молиться. Только одна-две свечи горят, и то в притворе. Светильники там зажигаются только у иконы над Царскими вратами и у центральной иконы. И только на великие праздники на всенощной зажигается паникадило - главный светильник храма - со всеми свечами, причем только в определенное время: на полиелее (когда верующих помазывают освященным маслом), на хвалитных псалмах (псалмы, поющиеся в последней части утрени: «Всякое дыхание да хвалит Господа») и на пении величания. По словам прот. Сергия Правдолюбова, «слово “полиелей” имеет несколько значений. Иногда его переводят как “многомаслие” — “много зажженных масляных лампад”. Но мне ближе вариант «многомилостивый», и именно этот смысл отражает многократно звучащий во время полиелея припев: “Яко в век милость Его. Аллилуия”». До третьей песни канона, читаемого после полиелея, светят все светильники и паникадило, но к третьей песне гасятся свечи и лампады. Прот. Сергий Правдолюбов: «Это не оттого, что праздник кончился, а оттого, что по Уставу в этот момент полагается праздничное чтение из святых отцов или истории праздника. Происходит перемена состояния человека: он «переключается» на слушание, а потом все снова возвращаются к молитве, продолжается чтение канона, но свечи зажигаются, только когда начинается Богородичная песнь – “Величит душа моя Господа”. Возжигание свечей и лампад именно в этот момент — знак нашего почитания Пресвятой Богородицы».

На литургии же свет не гасится никогда: «Литургия - самое торжественное, самое великое служение, — поясняет прот. Сергий Правдолюбов. - По Уставу преп. Саввы Освященного Литургия по времени довольно короткая, не более часа двадцати. Но здесь надо учитывать, что литургией заканчивалось богослужение, продолжавшееся всю ночь. Если мы служим всенощную с восьми вечера - у нас так было в храме - и в десять часов утра заканчиваем, то литургия воспринимается как краткий торжественный аккорд в завершении всей молитвы. И окончание молитвы - это полные звуки, полное торжество, полный свет; литургия заслуживает такого света, потому что Христос есть Свет, «Солнце правды Христос Бог наш». Литургия никогда не бывает печальной, даже во время Великого поста она радостная и торжественная».

Радость и ликование праздничной литургии на Афоне выражается раскачиванием главного светильника – хороса. Это бывает на большие праздники во время пения Херувимской песни. «Хорос, - рассказывает архитектор Андрей Анисимов, - это древняя форма главного светильника в храме. Хорос представляет собой большое кольцо, на котором стоят лампады или свечи. (В России в последние века хорос заменило паникадило, на котором свечи или лампочки расположены ярусами.) Сам по себе хорос выглядит проще паникадила, но, когда начинает работать вся система, состоящая из нескольких хоросов, - это красота, фейерверк, праздник, ликование».

Тот, Кто приводит свет

По мнению Андрея Анисимова, «свет и организация пространства храма с помощью света — это задача церковного зодчего». Храм состоит из трех частей: притвора, центральной части и алтаря. В притворе совершаются начальные поклоны, начинается покаяние, откладываются житейские попечения, заботы. «Поэтому притвор принято делать слабоосвещенный, без больших окон и с минимальным количеством ламп и подсвечников для свечей, — говорит архитектор. — В древних храмах (например, в Успенском соборе Московского Кремля) в центральной части окна расположены не ниже второго яруса стены и в барабане купола. Это связано с тем, что храм в вертикальном измерении делится на несколько уровней, они ярко видны в росписи: святые, ряд ангельских чинов, образ Христа-Вседержителя. И свет в православном храме может исходить только от преображенного человека, ангелов и Бога, поэтому окна делаются не ниже уровня росписей святых, ангелов и Господа». К тому же, как поясняет Андрей Анисимов, древние храмы имели очень толстые стены. Свет, проникающий через узкие окошки сверху, отражался от огромных откосов (в древнем зодчестве они назывались рассветами) и рассеивался по всему храму гораздо лучше, чем если бы шел из окон снизу.

Второй источник света в храме - это алтарь. Алтарь - образ рая, он обращен на восток, символизирующий приход Христа, откуда восходит солнце. «Однако, - уточняет Андрей Анисимов, - древние храмы ориентированы не строго на восток. Если посмотреть планы раскопок Кремля, Новгорода, любого древнего города, можно увидеть, что все храмы расположены по-разному. Причина не в том, что компаса не было. В большинстве случаев обоснование расположения алтаря - это восход солнца на престольный праздник. Ведь место восхода меняется в зависимости от времени года. Поэтому строили так, чтобы на престольный праздник восход солнца на востоке приходился на сторону алтаря. Получилось, что храмы, престольный праздник которых приходится на лето, смещены к северу, на зиму - к югу».

Свет, попадающий через окна алтаря, освещает и храм. Молящиеся видят солнечные лучи, прорезающие клубы ладана. «В древнем храме окно на восток никогда не загораживали витражами, не подсвечивали икону Воскресения Христова электрическим светом! — говорит прот. Сергий Правдолюбов. - Солнечный свет должен проходить беспрепятственно сквозь восточное окно храма и освещать не только Престол, но Плащаницу, которая во время Страстной седмицы находится посреди храма. После ночной службы погребения, утром, во время литургии, когда идет смена великопостных черных облачений на белые, - в это время солнечные лучи пронизывают алтарь сквозь облака ладана и падают на Плащаницу. Читается субботнее Евангелие и поется “Воскресни, Боже…”. Участие солнечного света ничто не может заменить. Я служил около восемнадцати лет ночную службу в Великую субботу, и мы все были очень рады тому, что у нас окно не загорожено витражом и солнце участвует в нашем богослужении».

На всенощном бдении возглас «Слава Тебе, показавшему нам свет» был связан именно с восходом солнца. «Один путешественник в XIX веке ездил на Афон, — рассказывает прот. Сергий Правдолюбов, — и удивлялся тому, почему там кругом так много часов, которые отбивают время. Оказывается, на Афоне часы меряют каждый день по-разному - от восхода солнца и до заката. И если всенощную прослужили слишком быстро и до восхода оставалось время, специально добавляли стихиры. По Уставу в это время поется песнопение, которое называется “фотагогикон” — “светилен” по-русски. “Фотагог” означает “Тот, Кто приводит свет”. Посреди храма выходит певчий и начинает петь особым напевом эксапостиларий, это другое название фотагогикона. И в это время поднимается солнце, будь то над морем или над скалами. А когда солнце полностью взойдет, священник воздевает руки и произносит: “Слава Тебе, показавшему нам свет!”».

Свечка или лампочка?

Паникадило или хорос - главные светильники храма. В российской традиции на паникадиле принято изображать крест. На Афоне до сих пор при украшении паникадила применяются такие древние христианские символы, как рыба, корабль, парус, якорь, крест в лодке. Все эти символы обозначают Христа, Церковь. «Паникадило (от греч. polykandēlos - состоящий из многих светильников) символизирует собой весь мир, весь космос, - объясняет прот. Сергий Правдолюбов. - Зажженное паникадило - знак участия всего народа, всех православных христиан в торжестве».

Кроме большого паникадила бывают еще боковые паникадила, лампады у икон и подсвечники с лампадами, стоящие отдельно. Традиция подвески лампад везде разная: у греков лампады висят выше лика святого, у нас - ниже. Существуют различные подсвечники: латунные, деревянные с песком… Древние подсвечники были деревянные, изящно расписанные.

Сегодня кроме естественного освещения — солнца, свечей и лампад - храм освящает электричество. Андрей Анисимов: «Конечно, в электрическом свете нет такой тайны, как в солнечном или от свечей, но тем важнее организовать электрическое освещение деликатно, без театральщины. Когда мы проектируем электричество, мы с батюшками выясняем, как они хотят светом управлять. Есть вариант реостатов, когда свет плавно угасает и плавно загорается. Есть вариант поярусного выключения света: вполсилы, в треть силы, в четверть силы. Делаем хоросы с лампочками или лампадами со светодиодами - если лампадка цветная, это достаточно деликатно смотрится. Есть варианты совмещенных хоросов: на кольце стоят электрические “свечки”, а внизу висят подвески с разноцветными лампадами. Но главное — помнить, что свет в храме не просто служебная функция, а символ радости и покаяния, торжества и победы над тьмой».

Паникадило - это центральный многоярусный светильник в любом православном храме, размещаемый под главным куполом собора. Также его называют всесвещником.

Происхождение названия

Происхождение и значение слова "паникадило" восходит к греческому "поликандилон", что означает "многосвечие". Современное русское звучание названия, по мнению известного лингвиста Максимилиана Фасмера, возникло от искаженного произношения греческого первоисточника, где первая часть подверглась влиянию слова "панихида", а вторая сблизилась со словом "кадило".

Устройство и значение паникадила

По своей форме светильник напоминает конус, обращенный вершиной к потолку. Каждый ярус люстры имеет форму круга, на котором находятся лампы или свечи. Количество ярусов может быть разным, в зависимости от высоты и размеров храма. Поскольку освещение имеет для церкви особое значение, то изготовленные из бронзы или латуни паникадила богато украшают ликами святых, позолотой, орнаментами и хрусталем, преломляющим и усиливающим свет ламп.

В центр паникадила помещается шарообразный элемент, именуемый "яблоком", означающий благодать и плод небесной мудрости. Само паникадило - это символ Небесной Церкви, источающий подобие Духовного свечения, ожидающего верующих на пути в Царствие Небесное.

Многоярусные паникадила в храме олицетворяют собой указание на небесный порядок и иерархию. Если соотносить круги светильника с небесной твердью, то каждый вертикальный ряд будет соответствовать уровню небес и чину существ, его населяющих. Если же соотнести уровни с собирающимися в храме людьми, то они будут отражать степени духовного совершенства прихожан. Так как неизвестно точное количество небесных чинов, то и нет обязательного указания на число ярусов паникадила - их может быть от 3 до 12.

Потому как паникадило - это главный светильник храма, согласно церковным канонам, его зажигают только во время праздничных и особо значимых богослужений. Во время особых моментов церемонии, для придания большей торжественности моменту, паникадило раскачивают, чтобы свет пролился на все скопление людей.

Хорос - древний вид паникадила

Архитектура первых христиан не предполагала наличия массивных светильников. Под куполом здания располагался хорос - круглая площадка со вписанным которой расставлялись 12 свечей, соответственно количеству апостолов. Распространение христианства и развитие зодчества меняло внешний облик хороса, который постепенно приобретал современный вид.

Хорос - самая древняя форма паникадила. Старинные хоросы делались из металла или дерева, представляя собой колесо, которое горизонтально подвешивали к потолку на цепях. По окружности колеса устанавливались светильники. В некоторых случаях хорос имел вид полукруглой чаши, где в углубление ставились лампады. Постепенно форма хороса усложнялась, их стали украшать орнаментами, образами, библейскими персонажами и сценами.

Сегодня хорос - это паникадило особого вида, каждый ярус которого напоминает обод колеса. Количество колес ограничено лишь размерами храма и фантазией мастера. Светильник символизирует небесную твердь и звезды на ней. Также хорос может иметь структуру дерева. В этом случае в центр помещается стержень, к которому крепятся колеса с лампочками. Подобное строение светильника символически означает древо жизни.

Современные формы хоросов и их необыкновенная красота производят впечатление и поражают взгляд. Слияние древних традиций и новые технологии позволяют создавать истинные шедевры, сочетающие тонкую ювелирную работу и глубокий философский смысл.

, средний храм и притвор.

АЛТАРЬ

Алтарь – это самая главная часть храма, означает Царство Небесное. Христианские храмы строятся алтарем на восток - в сторону, где восходит солнце. Если в храме несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого события или святого. Все алтари в этом случае, кроме главного, называются приделами.

Устройство православного храма

Алтарь выше прочих частей храма. Само слово "алтарь" означает возвышенный жертвенник.
В алтаре совершается богослужение и находится самое святое место во всем храме - святой престол , который делают либо в виде каменных монолитов высотой около метра, либо из дерева, в виде рамы с крышкой сверху. Престол облачается в две одежды: нижнюю - льняную, называемую катасаркием или срачицею (символически представляет погребальные пелены Иисуса Христа - плащаницу), обвитую верёвкой (вервием), и в верхнюю - из парчи, называемую индитией (индитионом), символизирующую торжественное одеяние Иисуса Христа как Царя славы.

ПРЕСТОЛ

На престоле совершается Таинство святого Причащения. Считается, что на престоле невидимо присутствует Христос, и потому касаться его могут только священнослужители. На престоле всегда полагаются антиминс , напрестольное Евангелие , напрестольный крест , дарохранительница , дароносица и лампада . В престол в особом ковчежце полагают частицы святых мощей.
В соборах и крупных храмах над престолом устанавливают сень в виде купола с крестом (киворий), которая символизирует небо, а сам престол землю, на которой пострадал Иисус Христос. В центре кивория над престолом помещают фигурку голубя, что символизирует сошествие Духа Святого.
Место за престолом у восточной стены считается самым святым местом даже на алтаре, специально делается немного возвышенным и называется “Горним местом ”. На нем традиционно располагаются большой семисвечник и большой запрестольный крест .

ЖЕРТВЕННИК

У северной стены алтаря за иконостасом располагается особый стол - жертвенник . Высота жертвенника всегда равна высоте престола. На жертвеннике происходит обряд торжественного приготовления хлеба и вина для причастия или проскомидии, первой части Божественной литургии, где предложенные к священнодействию хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для последующего таинства Бескровной Жертвы Тела и Крови Христовых. На жертвеннике находится потир (святая чаша, в которую вливается вино с водою, символ крови Иисуса Христа); дискос (блюдо на подставке для причастного хлеба, символ тела Иисуса Христа); звездица (две соединенные крест-накрест дуги, установленные на дискос так, чтобы покров не касался частиц просфор; звездица - символ звезды Вифлеемской); копие (острая палочка для вынимания частиц из просфор, символ копья, пронзившего Христа на кресте); лжица - ложечка для причащения верующих; губка для вытирания сосудов. Приготовленный хлеб для причастия накрывают покровом. Небольшие покровы крестообразной формы называют покровцами , а самый большой - воздухом . В приходских храмах, не имеющих особого сосудохранилища, на жертвеннике постоянно находятся священные богослужебные сосуды, которые в неслужебное время покрываются пеленами. На жертвеннике обязательно находится лампада , Крест с Распятием.
У южной стены алтаря устраивается ризница – помещение для хранения риз, т.е. богослужебных одежд , а также церковных сосудов и богослужебных книг.

ЦАРСКИЕ ВРАТА

В древнехристианских храмах алтарь всегда отделялся от остального храма особой перегородкой. За алтарной перегородкой хранится кадильница , дикирий (двусвечник), трикирий (трехсвечник) и рипиды (металические круги-опахала на рукоятках, которыми дьяконы веют над дарами при их освящении).
После великого раскола христианской церкви (1054 г.) алтарная перегородка сохранилась только в православной церкви . Со временем перегородка превратилась в иконостас , а её средние, самые большие двери стали Царскими вратами , потому что через них Сам Иисус Христос, Царь Славы, невидимо входит во Святых Дарах. Через Царские врата могут проходить только священнослужители, и только во время богослужения. Вне богослужения и без облачения входить через Царские врата в алтарь и выходить из алтаря имеет право только архиерей .
Внутри алтаря за Царскими вратами висит особая завеса - катапетасма , которая по ходу Богослужения открывается полностью или частично в установленные уставом моменты богослужения.
Как и облачения священнослужителей катапетасма в зависимости от дня года и праздника бывает разного цвета.
На Царских вратах изображены четыре евангелиста (Матфей, Марк, Лука и Иоанн) и Благовещение Пресвятой Богородицы. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери.
Справа от Царских врат располагается икона Спасителя , слева - икона Божией Матери . Справа от иконы Спасителя расположена южная дверь , а слева от иконы Божией Матери - северная дверь . На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил , или первые диаконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Северную и южную боковые двери называю диаконскими вратами , так как через них чаще всего проходят диаконы.
Далее помещаются иконы особенно чтимых святых. Первая икона справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) называется храмовой иконой , т.е. на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм.
Если иконостас состоит из нескольких ярусов, то во втором ярусе обычно располагаются иконы двунадесятых праздников , в третьем иконы апостолов , в четвертом - иконы пророков , на самом же верху - всегда помещается крест с изображением на нем распятого Господа Иисуса Христа.

СРЕДНИЙ ХРАМ

Иконы также размещаются по стенам храма в больших киотах , т.е. в специальных больших рамах, а также на аналоях, т.е. на особых высоких узких столиках с наклонной крышкой.
Перед иконами и аналоями стоят подсвечники , на которые верующие ставят свечи.
Возвышение перед иконостасом, на котором устроены алтарь и иконостас, выступает вперед в среднюю часть храма и называется солеей .
Полукруглый выступ перед Царскими Вратами в середине солеи называется амвоном , т.е. восхождением. На амвоне диакон произносит ектении и читает Евангелие, отсюда проповедует священник и преподается Святое Причастие.
По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов.
У клиросов стоят хоругви .
Низенький столик, на котором стоит изображение распятия и ряды подсвечников, носит название канунника или кануна . Перед канунником служатся заупокойные Богослужения - панихиды.

СВЕТИЛЬНИКИ

Особое место в ряду церковной утвари занимают светильники.
Еще в византийской империи зародились предметы церковной утвари для освещения храмов, изготавливаемые и поныне: лампады , хоросы , паникадила , церковные подсвечники и церковные люстры.
Наиболее древними светильниками считаются лампады (или ломпада), тусклый свет которых освещал древние пещерные храмы ранних христиан.
Лампада является переносным светильником (подсвечником), который во время малого и большого выходов на литургии несут впереди священника и дьякона. Такую лампаду специальный служитель-лампадчик (греч. примикирий) вручает архиерею при его входе в храм.
Еще древние греки для освещения храмов подвешивали лампады к деревянным или металлическим обручам или навешивали их на протянутые через храм цепи. Развитие такого способа подвески светильником привело к появлению висячих светильников более сложных форм: хоросов, паникадил и церковных люстр.
Более ранними, чем паникадила, церковными светильниками являются хоросы, которые занимают промежуточную ступеньку в эволюции церковных светильников между лампадой и паникадилом.
Хорос имеет вид горизонтально расположенного металлического или деревянного колеса, подвешиваемого на цепях к потолку храма. По всей окружности колеса крепились лампады или свечи. Иногда в центр колеса устанавливалась полусферическая чаша, в которой также размещалась лампада.
Позднее хоросы эволюционировали в громоздкие паникадила, которые со временем преобразовались в более изящные люстры. Впрочем паникадило это практически люстра, которая, по типу хоросов, состоит из многочисленных ярусов концентричных колец. В центре паникадила размещается характерное сферическое «яблоко» из позолоченной бронзы.
Еще одним типом светильников, которые применяются в храмах, является многосвечный напольный подсвечник , который часто содержит много ярусов или уровней. В качестве светильника используется также поставная или тощая свеча .
Одним из главных подсвечников, устанавливаемых в алтаре, является семисвечник , который символизирует Семь Таинств Церкви и Семь Даров Святого Духа, пожалованных верующим во имя подвига Христа, искупившего их грехи ценой своей жизни.

Таким дошло до нас устройство и убранство православного храма .

См. также " Виды храмовой утвари ", " Церковные облачения ", "Виды церковных облачений " .

Паникадило – это большая люстра со свечами или лампадами. Своё начало церковные светильники берут с глубокой древности, во времена возникновения христианства. Тогда храмы освещались при помощи тусклого света лампад или примитивных . Со временем их форма становилась все сложнее, одновременно приобретался особый символический смысл. Таким образом, появилось паникадило, которое является ключевым церковным светильником, что служит символом Божественного света.

Естественный свет в современных храмах почти отсутствует. Фактически церковь находится в полумраке, который можно разогнать исключительно при помощи , что разжигаются в период проведения богослужений. Как сказано в Священном Писании: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Здесь заключен смысл о том, что в жизни свет дарит только вера в Господа. Как правило, по воскресеньям в церкви зажигают все светильники, а также , что служит символом света Божьего, сияющего для праведников. Паникадило символически отождествляют с Небесной церковью, тогда как, большое количество свечей означает верующих людей, которых осенила благость Святого Духа.

Материал и декорирование

В ранние времена люстры делали из меди, железа, серебра, олова. При этом металлический обруч изделия служил опорой для восковых свечей. Люстра в церкви была одноярусной (многоярусной). Современное паникадило выступает в качестве роскошного многоярусного светильника. Строгих ограничений в отношении количества ярусов нет, потому как, нет определенного количества чинов небесных существ, чью иерархию отображают ярусные кольца. Стандартное количество ярусов – 1, 3, 7, 9, 12.

Любая церковная люстра фактически является произведением искусства. Ярусы паникадила украшают листьями, цветами, нередко фигурами апостолов. Работа по их изготовлению производится в соответствии с церковными канонами, потому как, элементы украшения содержат в себе сакральное значение. Сегодня одним из часто используемых материалов для производства паникадила является бронза и иные медные сплавы, но также можно заказывать люстры из латуни. В орнаменте применяют хрусталь, природные камни.

Цена паникадила зависит от многих факторов, включая размер и материал, поэтому ее можно узнать после проведения соответственных расчетов на основании заявки заказчика. Кроме того, стоимость на стандартные изделия, можно посмотреть в на сайте нашего интернет-магазина. При этом не следует забывать, что изготовление церковной люстры – это весьма сложная и долговременная работа, которая требует точного знания и понимания церковной символики.

Льющийся из ниоткуда свет наполняет Церковь Нотр-Дам-дю-О

Свет в храме принципиально не утилитарен, он является проводником смысла, глубоко символичен и должен быть тщательно продуман и локализован. Чередование темных и светлых участков, правильные переходы из полумрака в полусвет, сочетание прямого и отраженного света, игра на разнице цветовых температур, эффект сияния, акценты и рефлексы… все это является обязательным условием для создания гармоничной свето-пространственной композиции храма.

Разбирать световую партитуру христианской церкви будем на примере классического православного крестово-купольного храма, католический похож по структуре, но:
— алтарь не скрыт от глаз прихожан алтарной преградой (иконостасом)
— как правило, имеет большое количество оконных проемов, в православной же традиции площадь окон не должна превышать 10% от площади пола.

Для начала, основные элементы храма:

  • Притвор (Нартекс)
  • Средняя часть храма (Наос)
  • Алтарь

Притвор — является символом мира греховного. Там стоят оглашенные и кающиеся. Естественное освещение должно быть ограниченным или отсутствовать. Это самое темное место в храме. Уровень освещенности — 20лк*

Средняя часть храма — является символом Земли. Купол — символ Неба, а его проекция на пол в районе средокрестия, их соединением. Здесь располагаются верные (крещеные христиане). Боковые приделы более темные, чем центральный неф. Естественное освещение осуществляется преимущественно из верхней зоны через окна в стенах и в световых барабанах глав. Это зона игры света, тени и рефлексов. Уровень освещенности — 50лк*

Алтарь — образ Рая, духовного мира, нисходящего на землю к людям, здесь находятся священнослужители и главное место в храме — престол. Естественное освещение осуществляется, как правило, через три светопроема в апсиде, центральный из которых ориентирован в восточном направлении. Иконостас освещен дополнительно — это самое светлое место в храме. Уровень освещенности — 200лк*

*СНиП 23-05-95

Характеристика светового настроения элементов храма:

  • Притвор — полумрак
  • Наос — полусвет
  • Купол — сияние
  • Средокрестие — рефлекс
  • Алтарь — свет
  • Престол — акцент

Источники освещения

Естественные #небесный #рассеянный #холодный #белый #голубой

  • Оконные проемы в алтарной части — освещение алтаря, частично храма и акцентировано — престола
  • Боковые и фронтальные оконные проемы — освещение средней части храма, трансепта и хоров
  • Проемы в световом барабане — освещение купола и светом, отраженным от парусов — храма и стен

Искусственные #земной #точечный #теплый #желтый #цветной

  • Паникадило — многоярусная люстра с 12 и более свечами, более древний вариант — одноярусный Хорос в виде обода колеса — располагается в центральном нефе под куполом и символизирует круги планет
  • Поликадило — люстра от 7 до 12 свечей располагается, как правило, в боковых приделах
  • Настенные бра — дополнительное освещение
  • Лампады — освещение икон
  • Подсвечники — живые свечи

Церковный устав предусматривает при праздничных и воскресных богослужениях зажигание всех светильников, в других случаях только некоторой части, а в третьих — почти полное выключение, но полной темноты не должно быть никогда.

Электрическое же освещение в храме нежелательно с любой точки зрения: богословской, эстетической и психологической.
Здесь будет уместно процитировать Павла Флоренского:
«… Далеко не безразличен способ, каким она (икона) освещена… Это освещение в данном слу­чае — отнюдь не есть рассеянный свет художественного ателье или музейной залы, но неровный и неравномерный, колышущийся, отчасти, может быть, мигающий свет лампа­ды. Рассчитанная на игру трепетного, волнуемого каждым ветерком пламени, заранее учитывающая эффекты цветных рефлексов от пучков света, проходящего через цветное, порою граненое, стекло, икона может созерцаться как таковая только при этом струении, только при этом волнении света, дробяще­гося, неровного, как бы пульсирующего, богатого теплыми призматическими лучами, — света, который всеми восприни­мается как живой, как греющий душу, как испускающий теп­лое благоухание…
Золото, — варварское, тяжелое, бессодержательное при дневном рассе­янном свете, — волнующимся пламенем лампады или свечки оживляется, ибо искрится мириадами всплесков то там, то здесь, давая предчувствие иных, неземных светов, наполня­ющих горнее пространство… электрический свет убивает краску и нарушает равновесие цветовых масс…»