Как научиться позитивно рассказывать истории. Как правильно рассказывать смешные историии и анекдоты

Хотите интересно рассказывать истории? За чем дело стало? Оглянитесь вокруг, включите СМИ или сходите на лекцию. Многие это умеют – отлично рассказывать , интересно повествовать, захватывающе вещать.

Вам, чтобы приблизиться к этому олимпу, нужно не так уж много.

Для начала – наблюдайте . И делайте это каждый раз, когда рядом с вами оказывается персона, которую остальные с интересом и вниманием слушают.

С чего вообще вы взяли, что оказаться в центре внимания других – страшно? Поверьте, ничто не будет угрожать вашему здоровью и безопасности, если вдруг ваше выступление не окажется успешным. Все дело в практике.

Чем чаще вы пользуетесь возможностью выступить – тем лучше у вас начинает получаться.

Итак, что же такого умеют эти волшебники-ораторы, что прочие готовы идти за ними, как крысы за Нильсом?

Во-первых, слова

На какую бы тему вам ни приходилось вещать – захватить и удерживать внимание людей можно лишь в том случае, если ваша речь будет образной. Что это значит? Люди преобразовывают услышанные слова в определенные образы – визуальные (которые можно увидеть), аудиальные (которые можно услышать) и кинестетические (которые можно ощутить).

Используйте глаголы, прилагательные и существительные, относящиеся к визуальному, аудиальному и кинестетическому восприятию в равной степени. Попробуйте составить три списка и определите, какого именно типа образов не достает вашей речи. Обогатить словарный запас поможет чтение художественной литературы. Обратите внимание, какими именно образами пользуется автор, чтобы поместить вас в придуманный им мир.

Во-вторых, что бы ни говорил вам собеседник, представьте его точку зрения, как возможную

Не нужно сразу же отказывать человеку в его собственном выстраданном мнении. Он его вряд ли тут же сменит в угоду вам, зато к вашим словам станет относиться более настороженно. Есть такой вариант – даже если вы категорически не согласны с убеждениями собеседника, попробуйте согласиться с ним не в частностях, а в общем. Например, он атлет, а вы любите йогу. Оба вы согласитесь с тем, что физические упражнения полезны для тела, а дальше уже можете развивать тему в нужном вам направлении. Одобряя убеждения и интересы собеседника, тем самым вы располагаете его к себе.

Находите общие точки соприкосновения в разговоре. Это может быть любое явление или событие, по поводу которого у него и у вас имеется определенный опыт. Это может быть фильм, книга, путешествие, место, человек, игра – все, что угодно. Таким образом, во-первых, возникает тема для обсуждения и обмен эмоциями, а во-вторых, собеседник перестает воспринимать вас как чужака, поскольку имеет опыт, сходный с вашим. Попробуйте обсудить с незнакомцем любое впечатлившее вас событие, в котором вы оба принимали участие, и вы сразу заметите, как стали ближе друг другу и как изменились ваши чувства к этому человеку.

Подстраивайтесь под тембр голоса, скорость речи, манеру говорить и интонации

Если ваш собеседник говорит тихо и невнятно или громко и с жестикуляцией – то для лучшего взаимопонимания делайте то же самое, только не переборщите. Вы даже сможете развеселить грустного человека, если начнете печальным голосом и грустными интонациями рассказывать ему о чем-то хорошем, постепенно меняя свой голос и «настроение».

Жесты – еще один отличный способ сделать ваш рассказ наглядным и образным

Показывайте руками и телом то, о чем говорите, меняйте мимику на лице, в зависимости от характера повествования. Так вы будете иллюстрировать свои слова, и люди будут не только слышать, но и «видеть» то, о чем вы рассказываете. Это поможет им лучше запомнить вашу речь и вас счесть приятным собеседником.

Ставьте слушателя на место главного героя

Чтобы удержать внимание – ставьте слушателя на место главного героя, добавляя в свою речь специальные обороты и местоимения (вот представь…, ты видишь, слышишь, идешь…). Когда человек может сопереживать, он подсознательно представляет себя в роли персонажа и ярче воспринимает рассказанное.

У всякой истории должно быть вступление, основная часть и заключение

Во вступлении сделайте привязку ко времени и к месту. Помните, как сказки начинаются? Давным-давно, в тридевятом царстве… Тогда даже самая невероятная история будет восприниматься, как то, что уже где-то и когда-то действительно было.Далее, обязательно должен быть герой повествования – вы сами, другой человек, любая вещь, город, группа… любой обособленный объект.

В основной части с вашим героем должны произойти качественные изменения – он попадает в новую ситуацию, встречает новых людей, с ним происходит нечто важное, чего не происходило ранее.

В заключении говорим о новоприобретенном опыте, о том, какие изменения произошли и как они повлияли на героя рассказа, какие выводы он сделал из случившейся ситуации.

И, главное, ничего не бойтесь. Будьте уверены и не сомневайтесь, что ваше выступление оценят по достоинству!

Умение захватывающе рассказывать истории и быть хорошим собеседником характеризует женщину как интересную, умную особу. Если и вы хотите стать центром внимания и душой компании, начинайте работу над собой, развивайте речь, совершенствуйте актерские навыки и сделайте свой язык богаче.

Вам пригодится умение рассказывать истории

Начните с письменной речи

Сначала вам нужно поработать над эпистолярным жанром. Помочь в этом может ведение дневника, в который вы будете записывать все текущие события. Только проследите за тем, чтобы ваши заметки имели забавные подробности и интересные детали, а не представляли собой сухой перечень того, что вы делали в течение дня.

Ведение дневника поможет вам увидеть суть вещей и главное в событиях вашей жизни. Следите за логичностью повествования. Для этого вы должны четко видеть всю структуру каждой записи.

Чтение, безусловно, помогает развить речь, и письменную, и разговорную. Но не каждая книга подойдет для такого обучения. Остановите свой выбор на произведениях мировых классиков. Читайте медленно и вдумчиво.

Старайтесь отслеживать удачные формулировки и сравнения, а не только обращать внимание на развитие событий

От классической литературы вы должны взять умение чувствовать разные стили повествования и видение композиции, красоты письменного языка. После прочтения книги попробуйте написать отзыв, как сочинение в школе. Выразите свои чувства, которые вызвал у вас литературный труд, и отметьте наиболее примечательные места в произведении.

Расширяйте лексикон

Встречаясь с незнакомым словом, обязательно смотрите его значение в словаре. Мало того, возьмите за правило каждый день знакомиться с новым словом. Ведь чем богаче ваш словарный запас, тем больше возможностей стать интересным рассказчиком вы имеете.

Приобретите словарь поговорок и пословиц. Порой меткое и точное употребление афоризма, крылатой фразы или народной мудрости может добавить в ваше повествование живость и юмор.

Работайте с речью

Займитесь совершенствованием своей дикции, практикуйтесь с помощью различных скороговорок. Кроме того, вам нужно отработать комфортный для слушателей темп и тембр вашей речи.

Скорость рассказа должна быть средней. Если будете говорить слишком медленно, слушатели устанут или даже уснут. А начнете

Cо-основатель проекта «Объясняшки» и Лаборатории Упаковки Смыслов

Тема сторителлинга набирает популярность. На прилавках можно найти немало переводных книжек, отчасти или целиком посвящённых сторителлингу. К сожалению, ни в одной из них мне пока не удалось найти объяснения, почему рассказывание историй особым образом воздействует на сознание человека, и воздействует ли. Не берусь утверждать, что я нашёл ответ, но мне кажется, что истина где-то рядом.

Давайте посмотрим на пример, приведённый в книге Ли Лефевера «Искусство объяснять» . Это два разных способа объяснить, что такое блог – в виде последовательности фактов и в виде истории.


Что мы видим? Конечно, первый вариант больше похож на серьезное объяснение, чем второй. Однако, если через пару дней вас попросить вспомнить определение, скорее всего, это не удастся. Зато история всплывёт в памяти. Почему? Если компьютер просто фиксирует весь поток информации, то наш мозг устроен хитрей: ему важны не сами данные, а их интерпретация. Все мы, хотим или не хотим, настроены на критическое восприятие. Не только факты имеют значение, но и внутренняя предрасположенность к их принятию. То есть любые слова и явления для нас существуют только в контексте. Единственная информация, которую каждый из нас принимает на 100% - это личный опыт. Мозг настроен на то, что нужно доверять своим чувствам.

Причём же тут сторителлинг? Мне кажется, это способ взломать защиту мозга и подсунуть ему информацию под видом собственного опыта. Чтобы это сработало, нужно обеспечить несколько базовых условий.

Первое

Наличие героя. В истории должен быть персонаж, с которым аудитория себя может себя ассоциировать. Если в ходе сюжета возникнет эмпатия, эмоциональная связь с персонажем, то его опыт будет автоматически присвоен аудиторией.

Второе

Драматургия. Взаимодействие с персонажем нужно строить вокруг конфликта, а история должна развиваться по определённой логике, зашифрованной в аббревиатуре ЭЗРКР (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка). Разберем подробнее.

Экспозиция. Это знакомство с героем истории. Так как наша задача – вызвать эмпатию, очень важно дать персонажу имя, рассказать, что он любит, к чему стремится, что его беспокоит. Героем истории можете стать вы сами. В этом случае расскажите об ощущениях и желаниях, которыми вы жили в то время, о котором пойдёт рассказ.

Завязка. Появляется первый намёк на конфликт, который бывает внешним или внутренним. В первом случае возникает антигерой, а во втором речь идет о борьбе с самим собой – допустим, герою не хватает каких-то важных качеств. Поначалу персонаж не воспринимает проблему как проблему. Однако со временем, когда жить в прежних условиях становится всё сложней, он решает действовать.

Развитие. Герой предпринимает попытки решения проблемы, но все они заканчиваются неудачей. Кульминация. Ничего не получается. Герой впадает в отчаяние. И тут приходит подсказка – герой подмечает нечто, наводящее на способ преодоления проблемы.

Развязка. Благодаря подсказкам, герою удаётся разобраться с проблемами и выйти из передряги обновлённым.

Третье

Индукция. Со школы нам пытаются привить научное мировоззрение, учат работать с абстрактными знаниями и категориями. Это позволило человечеству проникнуть в тайны мироздания, но одновременно сыграло злую шутку. Нашему мозгу требуются значительные усилия для того, чтобы соотносить абстрактные категории с реальной жизнью. Просьба «привести пример», как правило, заставляет серьёзно задуматься. Вместе с тем, объяснять на конкретных примерах всегда проще. Это мощный инструмент в донесении смыслов – нужно стремиться к максимальной конкретности и не пытаться охватить всё сразу.

Четвёртое

Смысл. История нужна только для того, чтобы помочь ухватить ключевую идею. История подобна ракете-носителю, которая выводит искусственный спутник – главный смысл - на околоземную орбиту. Отдельные части ракеты – ступени – отвалятся и сгорят в атмосфере. Мы не обязаны помнить все истории, что слышали. Однако что-то в сухом остатке будет продолжать жить в нас очень долго. Что-то, ради чего и была написана история. В начале работы попытайтесь коротко, в одно предложение, сформулировать главную мысль. Это будет ваш спутник. И только потом начинайте строить ступени.

Пятое

История не самодостаточна. Она хороша для донесения ключевых смыслов – даёт ответ на вопрос «зачем». При этом на вопрос «как» лучше отвечать в традиционной форме. Когда я в 40 лет пошёл учиться на программу MBA, то преподаватели Академии Народного Хозяйства, отмечали разный настрой у нас и бакалавров. Жизнь сформировала у взрослой аудитории запрос на информацию, в то время как для бакалавров рассуждения профессоров казались пустым звуком. Если нет мотивации, знания не лягут в голову. Сторителлинг – хорошее мотивирующее дополнение к информации, поданной в рационально-логической форме. Так, например, можно подкреплять инструкции, договоры, коммерческие предложения, описания и т.д.

Согласитесь, одна и та же история, рассказанная двумя разными рассказчиками, звучит по-разному. У одного ― это будет скучное повествование, которое не очень хочется слушать до конца. Другой его расскажет так, что оставит неизгладимое впечатление. Некоторым людям этот дар заложен от природы, а другие должны изрядно потрудиться для развития указанного навыка. Но, шаг за шагом, следуя нижеприведённым советам, вы быстро научитесь искусству риторики, увлекая своими рассказами окружающих. О том, как рассказывать истории правильно, поговорим ниже.

Постижение основополагающих принципов увлекательного рассказа

Чтобы получить желаемый эффект от повествования, вам необходимо.

Примером могут послужить :

  • Для сказки: «Давным-давно, с незапамятных времён, когда повсюду было волшебство, а звери умели говорить…».
  • В забавной истории: «Я очень спокойный, домашний, как кот, да? А мой лучший друг постоянно попадал в курьёзные истории».

Как пример используйте

  • Сказка: «Высокая белая свеча полыхала всей своей красотой. Мотылёк подлетел к ней и почувствовал мощный удар в животе. Любовь проснулась в нём. Как известно, спасение принцесс героями в один день невозможно. Так и Мотылёк провёл много прекрасных ночей. Всё больше влюбляясь в Пламя».
  • Смешной рассказ: «После Нового года мы переехали жить в другой район. Он был милый, но…опасный. Мне приходилось жить в постоянном напряжении. Хороший заряд энергии».

  • моралью: «Это, уважаемые слушатели, говорит о том, что спешить с выводами не стоит»;
  • вопросом: «Не страшно ли это? Пережить такого я больше не хочу».

Замедление речи на конце рассказа поможет понять, что это завершение.

Что необходимо для улучшения истории?

Используя несколько простых рекомендаций, вы сможете сделать ваш рассказ ярче. Поговорим о них в отдельности.


Секреты применение голоса и языка тела

Немаловажным для создания хорошего впечатления о рассказанной вами истории есть то, как вы двигаетесь, говорите. Специалисты советуют прибегать к следующим техникам.


Речь – один из самых простых инструментов общения. Банально? Нет, потому что это один из сложнейших инструментов общения. И если вы умеете говорить красиво и интересно – это +1000 баллов к вашей харизме. Именно выразительная речь ведет за собой людей и превращает обычного человека в лидера. На самом деле, для того, чтобы понять, как научиться рассказывать интересно, не нужны ни ораторские тренинги, ни актерские курсы. Мы делаем себя сами.

Читаем

Как ни странно, но для обучения красивой речи нам больше нужно чтение и письмо. Кто, как ни классики, научат вас, как интересно рассказывать истории. Если Достоевский и Толстой кажутся вам скучными, то ищите хорошую современную литературу. Главное, чтобы написана она была хорошим языком. Хорошая пресса и интересные блоги тоже вам в помощь, тем более, что многие талантливые писатели современности их ведут активно.

Уделяйте внимание и литературе специализированной. Так вы и кругозор расширите, и словарный запас тоже. Почитайте классические труды, посвященные красноречию (и современные тоже), запоминайте новые слова и словосочетания, а если вам понравилось какое-то выражение, подслушанное на улице – не бойтесь брать в обиход.

Тренируйте письменные навыки

Они тоже научат рассказывать интересно. Возможно, вы не станете классиком, но дневник вам пойдет на пользу, как и личный блог. Передавайте эмоции, записывайте все самое интересное, что с вами происходило за день. Ведение дневников, кстати, не дает состариться мозгу, поэтому слабоумие вам точно грозить не будет.

Строим предложения правильно

Для этого не нужно возвращаться в школу и учить русский язык. Достаточно упомянутого выше полезного чтения и дневников. Хорошо, если в дневнике вы записываете не короткие фразы, а пространные рассказы со всеми деталями и диалогами. Если вас ждет выступление на публике, можете для начала записывать интересные слова и фразы, связанные с темой выступления. Можете послушать людей, которые умеют интересно рассказывать и перенять что-то из их манер, попробовать понять, как они делают истории интересными.

Увеличиваем словарный запас

В помощь нам снова-таки чтение самой разной литературы, а еще общение с людьми разных специальностей и увлечениями, от которых вы далеки. Старайтесь сразу же узнавать значение нового слова.

Ищите трудные книги, старайтесь делать их понятными для себя.

Выделяем главное

Возможно, вам лично интересна история с кучей подробностей, особенно если она вызывает приятные воспоминания. Но поверьте, большинство слушателей это сильно утомляет. Просто представьте, что читаете детектив с интереснейшим сюжетом и интригой, но написанный с зашкаливающим количеством подробностей и описаний. Он быстро вам наскучит. В своих историях выделяйте главное и отметайте все мелкие и не особенно нужные детали, иначе история будет очень занудной.

Для этого вам нужен лишь диктофон. А еще - ручка, чтобы записывать все ваши «это самое», «например», «как бы» и прочий хлам. Избавиться от них непросто, но попробуйте.

  • Учитесь выступать и рассказывать не только своим друзьям и домашним, но и при большом скоплении народа.
  • Уверенность в себе позволит держать вашу речь под контролем.
  • Тренируйтесь перед зеркалом, работайте над мимикой и жестикуляцией. В этом также поможет школа имиджа, актерские курсы и т.д. Но зеркало надежнее.
  • Тренируем и дикцию. Здесь снова в помощь театральная студия и головоломные скороговорки.
  • Если вы сумеете найти несколько интересных историй или моментов, то даже о сухих скучных фактах можно рассказать захватывающе.
  • Истории можно рассказывать по разному. Например, можно несколько интересных историй собрать вокруг главного сюжета. Они могут переплетаться друг с другом, но быть связанными с центральным рассказом.
  • Можно начинать рассказ с середины, с самой кульминации. Так вы людей заинтригуете и заставите себя слушать.

Практика

Начните тренировки в компании хорошего друга или кого-то из домашних. Сидя в комнате, выбирайте любой из объектов, которые в ней есть, хоть предмет мебели, хоть случайно оказавшаяся в спальне вилка. Начните свой рассказ об этом предмете и следите, чтобы он был конструктивным и связным, а еще – интересным. Также определитесь с промежутком времени, в течении которого будете рассказывать.

Начинаем с пяти минут, дальше можно ваше время и увеличить. Пускай слушатель оценивает ваш рассказ о вилке: бы ли он интересным, связным, информативным. Кстати, лекции в лекции на пять минут о вилке – это не так просто, как вы подумали. Особенно если в лекции нет повторов, междометий или отступлений. Важно, чтобы слушатель всегда был один и тот же и он мог наблюдать за вашим прогрессом.

Ощутив почву под ногами, начинайте рассказывать истории в компаниях или незнакомым людям.

Со временем это будет становиться все проще, а истории – все более захватывающими.