К вопросу об отличии фонологии от фонетики. Фонетика как наука

К вопросу об отличии фонологии от фонетики

«Большинство специалистов рассматривают фонологию (учение о функциональной стороне звуков речи) как раздел (часть) фонетики (учения о звуках речи); некоторые (среди них, в частности, такие видные фонологи, как Н.С. Трубецкой и С.К. Шаумян) рассматривают эти две дисциплины как непересекающиеся разделы лингвистики.
Отличие фонологии от фонетики состоит в том, что предмет фонетики не сводится к функциональному аспекту звуков речи, но охватывает наряду с этим также её субстанциальный аспект, а именно: физический и биологический (физиологический) аспекты: артикуляцию, акустические свойства звуков, их восприятие слушающим (перцептивная фонетика).» (http://ru.wikipedia.org/Фонология ).

Уважаемые коллеги.

Казалось бы как просто: функциональный аспект – это фонология , а не функциональный – фонетика . Как-то так...

К сожалению, лично мы не можем найти не то чтобы достаточных, а вообще никаких оснований для разграничения между названными разделами языкознания. Так, с точки зрения Московской фонологической школы «Фонема – языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков », то есть в этом случае в какой-то фонетической позиции фонема делегирует свои полномочия (выполнение своих функций) какому-то конкретному звуку речи . При этом просто нелепо говорить, что звук речи – это не функциональная единица! Но, если не звуки речи , то что же должна изучать фонетика ?

Лично для нас отличие названных выше разделов языкознания сводится к тому, что фонология является принципиально новым уровнем развития всё той же фонетики ! А потому различие между ними примерно такое же, как различие между алхимией (фонетика) и химией (фонология)...

Хотя, честно говоря, современное состояние фонологии очень и очень походит на ту самую алхимию: практически каждый теоретик в ней химичит по-своему...

По мотивам монографии «

Среди множества лингвистических дисциплин особенно стоит выделить такой раздел, как фонология. Это наука, изучающая звуковой строй языка, реализацию фонем в нем. Осваивают данную дисциплину на первых курсах специальностей, связанных с переводом, преподаванием языков, в особенности русского.

Мы с вами рассмотрим, что такое фонология, каковы ее предмет и задачи, строй нашего языка на данном уровне. Также познакомимся и с основной терминологией этого раздела.

Определение

Начнем наш разговор с самого определения.

Фонология - это раздел современного языкознания, который рассматривает звуковой строй языка, функционирование различных звуков в его системе и их характеристики.

Относится она к теоретической лингвистике. Основная которую изучает наука, - фонема.

Зародилась она в 70-80-х годах 19-го века в России. Основатель ее - Иван Александрович Бодуэн де Куртене, русский ученый с польскими корнями. В 30-х годах 20-го века оформилась как самостоятельная наука. Сегодня является одной из основных филологических дисциплин и занимает первое место в цикле предметов теоретической грамматики языка.

Предмет и задачи

Как и любая другая наука, данный раздел лингвистики имеет свои задачи и предмет.

Предмет фонологии - фонема, которая является минимальной языковой единицей. Именно ее изучают ученые-фонологи. Невнимательные студенты могут считать, что предметом является звук, но это вовсе не так. На самом деле их изучает другая дисциплина - фонетика.

Второй вопрос, который следует рассмотреть, - задачи. К ним относятся:

  • реализация в языке;
  • анализ сущности;
  • установление соотношений между фонемой и звуком;
  • описание системы фонем и их модификаций;
  • описание фонологической системы;
  • связь между фонемой и другими значимыми единицами языка - морфемами и словоформами.

И это далеко не все задачи фонологии. Стоит отметить, что вышеперечисленные приоритетны для всех существующих ныне фонологических школ.

Известные лингвисты-фонологи

Как уже отмечалось выше, основоположником науки стал Иван Александрович Бодуэн де Куртене. Он разработал ее основы, дал толчок к дальнейшему ее развитию.

Не менее известен и его ученик Николай Сергеевич Трубецкой, написавший знаменитые «Основы фонологии». Он значительно расширил научный аппарат дисциплины, описал основные классификации и понятия.

Работали в данном разделе языкознания и Роман Осипович Якобсон, Аврам Ноам Хомский и многие другие.

Немало научных трудов посвящено проблемам данного раздела языкознания. Следует отметить следующие статьи и монографии, которые дадут исчерпывающее представление о развитии науки, ее основных постулатах:

  • Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров издали в свое время монографию "Система фонем русского языка".
  • Довольно известна работа С. И. Бернштейна "Основные понятия фонологии".
  • Й. Вахек, "Фонемы и фонологические единицы".

Тем, кто интересуется историей вопроса, пригодится книга Л. Р. Зиндер "Основные фонологические школы".

Отметим также работы:

  • С. В. Касевич, "Фонологические проблемы общего и восточного языкознания".
  • Т. П. Ломтем, "Фонология современного русского языка на основе
  • В. И. Постовалов, "Фонология".

Студенты-филологи изучают ее на первом курсе университета, перед знакомством с фонетикой или же параллельно с ней. Знание основ данной дисциплины в дальнейшем помогает не только усвоить грамматику, но и правила орфографии и орфоэпии.

Аспекты изучения звука.

Фонетика различает в звуке речи три основных аспекта – артикуляционный (артикуляторный), акустический (физический) и функциональный (лингвистический).

Артикуляционный аспект фонетики связан с такими нелингвистическими дисциплинами, как анатомия и физиология речеобразования и восприятия. Объектом изучения здесь является речевой аппарат, его устройство и функции отдельных его частей.

Акустический аспект фонетики, связанный с областью физики, занимается изучением акустики речи – раздела общей акустики, исследующей структуру речевого сигнала, систему автоматического синтеза и распознавания речи. Рассматривая звуки речи в акустическом аспекте, выделяют такие их характеристики, как высота, сила, тембр звука, тоны и шумы, резонанс и т.п.

Функциональный аспект фонетики является ведущим, основополагающим, поскольку он изучает структурные и функциональные закономекрности звукового строя языка.

Фазы звука. Артикуляцию принято делить на 3 фазы: приступ (экскурсия) – позиция; выдержка; отступ (рекурсия) – переход к состоянию покоя или к экскурсии следующего звука.

Артикуляция каждого звука складывается их трех этапов:

Экскурсия - это движение органов речи и состояние покоя к рабочему положению;

Выдержка - это положение органов речи, при котором произносится тот или иной звук;

Рекурсия - это возращение органов речи в исходное положение.

Фонология. Фоноло́гия (от греч. φωνή - «звук» и λόγος - «учение») - раздел лингвистики, изучающий структуру звукового строя языка и функционированиезвуков в языковой системе. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования - противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка.

Большинство специалистов рассматривают фонологию (учение о функциональной стороне звуков речи) как раздел (часть) фонетики (учения о звуках речи); некоторые (среди них, в частности, такие видные фонологи, как Н. С. Трубецкой и С. К. Шаумян) рассматривают эти две дисциплины как непересекающиеся разделы лингвистики.

Отличие фонологии от фонетики состоит в том, что предмет фонетики не сводится к функциональному аспекту звуков речи, но охватывает наряду с этим также её субстанциальный аспект, а именно: физический и биологический (физиологический) аспекты: артикуляцию, акустические свойства звуков, их восприятие слушающим (перцептивная фонетика).

Понятие фонемы. Фонемы – это минимальные единицы звукового строя языка, которые выполняют в данном языке определенную функцию: служат для складывания и различения материальных оболочек значимых единиц языка - морфем, слов.
Уже в определении названы некоторые функции фонем. Кроме того, учёные называют еще несколько функций. Итак, к основным функциям фонемы относятся следующие:



конститутивная (строительная) функция;

дистинктивная (сигнификативная, различительная) функция;

перцептивная функция (опознавательная, т. е. функция восприятия);

делимитативная функция (отграничительная, т. е. способная отделять начала и концы морфем и слов).

Как уже было сказано, фонемы – единицы односторонние, имеющие план выражения (экспонент – по Маслову), в то время как смыслоносителями они не являются, хотя, по мнению Л. В. Бондарко, фонемы потенциально связаны со значением: они относятся к смыслоразличителям. При этом надо иметь в виду, что существуют однофонемные слова или морфемы, например, предлоги, окончания и т. п.
Впервые понятие фонемы в языкознание вел русский учёный И. А. Бодуэн де Куртенэ. Использовав термин, употребленный франц. лингвистом Л. Аве в значении «звук речи», он связывает понятие фонемы с её функцией в морфеме. Дальнейшее развитие учение о фонеме находит в работах Н. В. Крушевского, ученика И. А. Бодуэна де Куртенэ. Большой вклад в разработку этого вопроса внес Н. С. Трубецкой, петербургский учёный, в 20-е годы ХХ в. эмигрировавший за границу.

Звук речи и фонема. Фонемы и звуки речи

Понятие фонемы появилось в языкознании сравнительно недавно - всего около 100 лет тому назад, тогда как о таких важных для передачи значения единицах языка, как слово, его части (корень, префикс, суффикс, флексия и т. д.), его грамматические формы и т. д., ученые знали и рассуждали гораздо раньше. Далеко не сразу они согласились вместо традиционного представления о звуках речи ввести понятие фонемы.

Звук речи является результатом работы произносительных органов, вызывающей акустические колебания, воспринимаемые человеческим ухом. Разнообразие звуков речи очень велико: даже один и тот же человек может по-разному произнести одно и то же слово - медленнее или быстрее, тише или громче, хрипло или звонко. Еще больше может быть разница между звуками, произносимыми разными людьми - женщинами и мужчинами, взрослыми и детьми. Однако мы, как правило, не замечаем различий между звуками речи, а слышим (если обращаем на это внимание) лишь разницу между голосами.

Существует и вариативность другого рода, которая зависит от фонетической структуры самого высказывания, т. е. от места определенного звука речи: например, в русском языке ударный гласный произносится длительнее, чем безударный; согласные п, т, к, находящиеся в абсолютном конце слова, произносятся с очень сильным придыханием, которого нет, если эти согласные находятся перед гласным: ср. суп и пушка, рот и толк, крик и капля. Подробнее об этих видах вариативности мы будем говорить в соответствующем разделе этой книги в связи с описанием аллофонов гласных и согласных фонем. Здесь обратим внимание лишь на то, что два разных звука речи - например, непридыхательный и придыхательный звуки т - не являются разными фонемами, т. е. не могут при образовании звукового облика слова находиться в одной и той же фонетической позиции, будь то положение в абсолютном конце слова или в абсолютном начале. Непридыхательный и придыхательный т представляют собой одну фонему и являются ее аллофонами.

Фонема как языковая звуковая единица представлена всегда своими аллофонами, природа которых различна: во-первых, аллофоны могут быть обязательными и факультативными: например, в слове эти ударный гласный может произноситься как гласный в слове шест - это произношение сейчас более распространено - или как гласный в слове дети - такое произношение необязательно, и этот аллофон фонемы является факультативным для слова эти. Обязательные аллофоны делятся на основные и комбинаторно-позиционные. Основными являются такие, фонетические свойства которых в наименьшей степени зависят от фонетического положения (например, для гласных - это изолированное их произношение в словах и, а, у и т. д.). Комбинаторные аллофоны появляются под влиянием соседних звуков, например, в словах сад и чай произносятся разные аллофоны гласной фонемы. Свойства позиционных аллофонов зависят от того, в какой позиции по отношению к ударению или к границам слова находятся эти аллофоны (например, придыхательные п, т, к в абсолютном исходе слова).

Фонема, таким образом, всегда представлена одним из своих аллофонов и в этом смысле не является сама каким-то определенным звуком. Каждый из обязательных аллофонов - «равноправный» представитель фонемы, даже если он и не является основным. Это обстоятельство часто упускается из виду в связи с тем, что фонему обычно называют «именем» ее основного аллофона. Например, мы говорим «фонема /а/», произнося при этом один конкретный аллофон, но подразумевая все возможные. Свойства аллофонов предсказуемы, поскольку нам известны правила взаимодействия звуков и их изменений в разных позициях.

Полное описание сегментных единиц языка возможно лишь в том случае, если не только известны набор фонем и правила образования аллофонов, но имеются также сведения о том, какие свойства звуков, представляющих аллофоны, являются устойчивыми при произношении, важными для восприятия, наименее зависимыми от индивидуальных особенностей говорящего. Этими признаками и определяются проблемы экспериментально-фонетических исследований звуковой системы. Нужно сразу же заметить, что экспериментально-фонетические исследования любого языка заставляют по-новому взглянуть на многие привычные постулаты и представления, сформировавшиеся при слуховом анализе звуковой системы. Мы это увидим на примере русского языка, относительно которого получены новые данные, необходимые при решении уже упоминавшихся прикладных задач.

Лекция 2

История лингвистических учений.

1. Наиболее древняя – индийская лингвистическая традиция . Возникла 2,5 тыс. лет до н. э. Расцвет пришелся на 4-5 вв. В доктрине этой традиции содержится около 4 тыс. правил. Заслуга Панини (др.индийский лингвист создал первую в Индии нормативную грамматику санскрита и частично ведийского языка) в том, что он предложил идею фонемы (звука), а также идею нулевой морфемы:

Пример: стол, столам. В слове «стол» нет показателя единственного числа; в словах, обладающих внутренней флексией, такой показатель есть: foot – feet (здесь число выражено не окончанием, а внутренней флексией).

Последователи Панини: Вараруги и Катьяяна. К их заслугам относится идея глагольного корня. После них индийская лингвистическая традиция стагнировала и заслуги этих людей были признаны лишь в 19 в.

2. Греко-римское языкознание . Начиналась как часть философии. Эту лингвистическую традицию, как правило, разделяют на два периода:

а) 5 – 3 вв. до н. э.

б) с 3 в. до н. э. – Александрийская школа отделила языкознание от философии. Эту школу интересовали проблемы происхождения языков – теория «звукоподражания».С теорией происхождения языка связаны споры о природном или условном характере слуха.

Философы делились на две группы:

1) Те, которые считали, что существует связь между звуком и смыслом.

2) Связь между звуком и смыслом условна (Аристотель)

Сегодня существуют и такие, и такие слова. Первичная связь между звуком и словом условна.

Фоносемантика – звуки связаны со смыслом: [и] – что-то маленькое [A] - что-то большое. Спор об аномалиях и аналогиях. Что преобладает в языке? Язык развивается по принципу аналогии.

Эта традиция также занималась грамматикой и фонетикой. Платон классифицировал слова на существительные и глаголы + предложные союзы.Этимология (происхождение слов). Однако греко-римская лингвистическая традиция не достигла таких высот, как индийская.

3. Арабская лингвистическая традиция. 7 – 8 вв. н. э. Цели данной традиции близки к индийской. Наиболее яркий представитель – Сибавихи (7 в.). Разработал систему арабской грамматики,много внимания уделял правильному произношению 3-х буквенного корня. Идея частей речи: имя, глагол, частица.



Сегодня (начиная с эпохи великих географических открытий) существует идея сходства языков и единства грамматики. 1660 г. – единая универсальная грамматика. Цель: изучение логических принципов, которые лежат в основе всех языков. В 19 в. главное место занимает проблем возникновения языка. Жан Жак Руссо – «Теория междометий», «Национальное самосознание» и др.

Лингвистика началась в 19 в. со сравнительно-исторического языкознания.Открытие санскрита и установление сходств во многих языках стало революцией в языкознании (сравнение санскрита с греческим, латинским, германским и др.языками). Наиболее яркие представители сравнительно-исторического анализа:Яаков Грин, Расмус Расс, А. К. Востоков.

Важные выводы, которые были сделаны: существуют соответствия между звуками в разных языках.

Закон 1: p, t, k (в санскрите) переходит в f, o, h (в германских языках).Пример: pitz (санскрит) – father (английский)

Закон 2: bh, dh, gh (в санскрите) переходит в b, d, g (в германских языках).Пример: bhat (санскрит) – brother (англ.)или Bruder (нем.)

Закон 3 : b, d, g (в санскрите) переходит в p, t, k (в германских языках).Пример: dasa (санскрит) – ten (англ.) – zehn (нем.)

В 19 в. развивалось также философское направление языкознания. Яркий представитель Вильгельм фон Гумбольдт. Большое влияние на это течение оказала работа Канта о языках острова Ява. Известен как автор идеи тождества духа народа и языка. На основе его идей создана теория о влиянии языка на мышление(американские лингвисты).

Эдвард Сепир утверждал, что язык влияет на образное мышление человека.Немецкий исследователь Вайсбергер интересовался, чем отличается язык по структуре, а также продолжал разрабатывать идеи фон Гумбольдта. Он делил языки на:

а) изолирующие (в которых существуют лишь корни, т. е. нет суффиксов, окончаний и т.д.). К таким языками относится, например,древне-китайский.

б) агглютинирующие - в которых суффикс и окончание соединяются с корнем без фонетических изменений. Например, слово «совет» => прилагательное«советский» [савецкий] - т. е. в русском языке происходят фонетические изменения (к агглютинирующим языкам относятся турецкий, корейский, японский)

в) флективные – самые живые языки (имеют окончания, систему спряжений, склонений и т. д.). К таким языкам относятся почти все европейские языки + санскрит.

г) интерпорирующие – все слова входят в одно целое.

Фон Гумбольдт разработал идею противопоставления языка и речи, а также идею о том, что говорящий и слушающий воспринимают слово с разных сторон(Например, слову «революция» разные люди придают разный смысл).

Середина 19 в. связана с развитием анализа различий и сходства языков.Шлейхер (1821 – 68) разработал концепцию праязыков. Он считал, что лингвистика относится к естественным наукам.

В России развитие лингвистический учений было зафиксировано в работе«История лингвистических учений в баснях» под редакцией Звегинцева.

Лекция 3

Начало индоевропеистики относится к 19 в. (открытие санскрита), то есть начало современной лингвистики. Было также открыто, что европейские языки происходят от одного древнего языка. Эти идеи пришли в процесс изучения европейских языков, которые и сейчас являются одним из важных направлений исследований.

Китайское языкознание. Начало относится к правлению династии Хань. Китайское языкознание занималось в основном изучением языков с иероглифическим письмом. Важное место в нем занимал анализ знаков.

Александр Христофорович Востоков

В середине 19 в. наблюдалось главенство индоевропейских штудий.Одновременно развивалась лингвистика. Существовала гипотеза о том, что люди,говоря на разных языках, мыслят по-разному.

Шлейхер уподобляет развитие индоевропейских языков развитию дерева. К19 в. психологические направления в языкознании в основном исследовали речь индивида.

Фердинанд–де-Соссюр (швейцарский лингвист 1857 – 1913). Профессор лингвистики в основном занимался европейскими языками. Открыл звуки, которых не было ни в одном языке, но которые существовали ранее на уровне индоевропейских проязыков. Это действительно подтверждало открытие хеттского языка. Бали и Сеше(ученики Соссюра) записывали его теории – противопоставления Соссюра.

Соссюр разделял лингвистику на внешнюю и внутреннюю . Внешняя лингвистика – изучает взаимодействия языка и общества, язык и мышление (сейчас это социолингвистика ). Психолингвистика – фон и семантика,система ассоциаций. Внутренняя лингвистика изучает язык как некоторую знаковую систему (параллель с шахматами: сама игра и правила игры).

Знак – обладает двухсторонней сущностью, которая состоит из означаемого(предмет) и означающего (слово). То есть знаки имеют как внешнюю форму (как они выглядят на бумаге или еще где-то) и внутреннее содержание (какое понятие они несут в себе). Предложение рассматривается языкознанием внутри семиотики –науки о знаках. Язык – это сложная система. Знаки делятся на простые и сложные(морфемы, слова, предложения). В отличие от других систем знаки языка обладают способностью к бесконечному комбинированию. Знаки языка многозначны. В языке есть подсистемность, где многозначность имеет отрицательное значение.

Полисемия – слово имеет несколько значений(например, слово «кричащий» 1. прямое значение – кричащий человек 2. переносное значение – кричащая одежда, т. е. вызывающая одежда)

Омонимия слова – слова звучащие одинаково, но разные по смыслу (например, слово «ключ» 1. ключ от двери 2. гаечный ключ 3.ключ как родник). Следует избегать омонимов в терминологии, чтобы исключить многозначность трактования.

Избыточность символов: большая черная собака. Здесь выражены число,род, падеж, одушевленность, что часто не нужно.

После Соссюра язык рассматривали как знаковую систему.

Синхрония – описание современных языков. Диахрония – описание исторического развития языков.

1. Парадигматические отношения – логические отношения: или…, или…; дизъюнкция, система падежей.

2. Синтагматические отношения – конъюнкция: и…., и…; линейная последовательность – суффикс обычно следует за корнем; порядок слов в предложении.

Противопоставление языка и речи. Язык – система; речь – конкретная система реализации этой системы.

Системность есть только в синхронии. Лингвисты пражской школы пришли к тому, что системность есть и в диахронии, т. е. развитии языка. Изменение фонетической структуры языка повлияло на грамматические изменения, таким образом, все уровни взаимосвязаны.

Бодуэн-де-Куртене – казанский профессор польского происхождения. Ввел понятие морфемы.

3 современных школы языкознания вышли из работ Соссюра:

1. Американская школа. Ее представителями являются:

а) Эдвард Сепир и Бенджамин Уорф. Изучали языки американских индейцев.Эти языки грамматикализуют (обязательные выражения) понятия, которые не выражают другие языки. Концептуализация действительности – как языки влияют на отражение в сознании окружающего мира. В настоящее время эту идею продолжает Анка Вежблицкая: как воспринимают одинаковые понятия люди, говорящие на разных языках.

б) Леонард Блумфельд. Занимался внутренней лингвистикой. Рассматривал языки как знаковые системы, литературное описание языков. Н. Хомский исследовал синтаксис. Целью этих исследований является создание универсальных законов для всех языков.

2. Пражская школа . Занимается функциональной лингвистикой. Была основаны в 1926 г. Вилемом Матезиусом (возникновение ее связывают с созданием Матезиусом пражского лингвистического кружка). Основу этой школы составляет русская лингвистика (Якобсен). Представители этой школы видели системность и в синхронии, и в диахронии – изменение одного уровня языка ведет к изменению другого. Занимались также фонологией, синтаксисом (теория актуального деления: «летит птица» и «птица летит» здесь слово, которое хотят актуализировать ставят в конец словосочетания). Языковой союз – совместность языков, которые приобретают общие черты в результате контактов – такие явления описываются изоглоссой (наукой, занимающейся изучением территориального распространения того или иного явления языка).

3. Копенгагенская школа . Представитель – Луи Ельмслев (1899 – 1965). Занимался общей теорией языка. Язык – особая семиотическая система.

а) субстанция содержания – все, что можно помыслить на уровне мысли не обличается в языке.

б) форма содержания – все мыслят время, но количество времен в языках различно; различно количество для обозначения цветов и т.д.

в) субстанция выражения – все звуки языка.

Лексические отношения в языках – взаимосвязь зависимость: если есть согласные, то есть гласные и наоборот.

Детерминализация – если есть существительное, то есть и прилагательное,необязательно наоборот.

Свободная зависимость (констелляция) – лицо и род в глаголах русского языка не предопределяют друг друга.

Лекция 4: фонетика и фонология

Фонетика – учение о звуках языка. Звуки – односторонняя единица, не имеющая никакого значения и смысла. Смысл появляется на уровне морфем: стол –столик (т. е. маленький стол).

Уровни языка выделяются по одноименным единицам. Звук – единица речи.Язык – некоторая система, которая существует для общения. Речь – конкретная реализация этой системы. Картавость и дрожащее «р» являются разными единицами речи, но одной единицей языка, так как не меняют смысл слова.

Две функции звука:

1. персептивная (воспринимающая)

2. сигнификативная – способность звука служить для различия значимости единиц: п ел – д ел (изменение звука меняет смысл).

Общая теория звука изучается физикой:

Параметр звука – частота, длительность, амплитуда колебаний. Колебания могут быть периодическими (гласные) и непериодическими (некоторые согласные).Согласные могут быть как теми (л, м, н, р - сонорные), так и другими.

У звуков существует также акустическая характеристика. Сонорные звуки определяются резонансными тонами ротовой и носовой полости. Если звуки состоят только из тонов, то это гласные. Если к тонам примешиваются шумы, то это сонорные согласные. Звонкие согласные, длину которых можно тянуть – ж, з, в;звонкие согласные, которые нельзя тянуть – б, д, г (они еще называются мгновенными); глухие согласные, которые можно тянуть – ф, ш, с; глухие,которые нельзя тянуть – т, к, п (шумные или взрывные).

Артикуляционная характеристика:

1) по способу образования :свободное прохождение через ротовую полость – гласные; звуки суженного прохода– фрикативные, щелевые звуки (х, з, ж, с, в, ф – звонкие и глухие);сомкнутые губы (на пути воздуха выдвигается полная преграда - смычка) – смычные звуки : они подразделяются на а) взрывные (п, б, т, д, к, г), а также гортанный взрыв [?]; б) аффрикаты, когда смычка немного раскрывается для прохода струи воздуха (пф, ц, дз, ч, дж); в) носовые воздух проходит обходом через нос (английское ng); г) боковые(звук л); д) дрожащие – смычка переодически размыкается (звук [р])

2) по месту образования :звонкие звуки включают в себя голосовые связки, смычные образуются путем полной преграды на пути воздуха, которая создается губами и языком. Органы,участвующие в образовании звуков, делятся на активные (т.е. которые двигаются –язык, губы) и пассивные (не двигаются – нёбо).

а) губные - губно-губной (п,б, м), губно-зубной (в, ф): переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные,гортанные, надгортанные

б) зубные: межзубные,нёбные, глубокие

Самыми сонорными являются гласные, затем носовые, боковые, дрожащие и фрикативные.

Дополнительной артикуляцией служит палатализация (смягчение) и веляризация (отвердение). Например, [л] в слове «люк» палатализовано, а в слове «лук» - веляризовано.

Также существует придыхание– одновременно со смычкой образуется сужение щелей между голосовыми связками.

Гласные – это звуки свободного прохода. Они различаются объемом и оформление резонатора. [у] - самый низкий звук, [и] – самый высокий. Артикуляция различается тем, какая часть языка и насколько поднимается.

Передние Средние Задние
Высокие i ы и
Средние e э о
Низкие а

Фраза – самая крупная фонетическая единица,которая отделяется паузой и объединяется интонацией. Характеризуется ритмом –соотношением сильных и слабых слогов, темпом – скоростью протекания речи во времени, интенсивностью. Внутри фразы есть паузы, но они меньше, чем между фразами. Такт – часть фразы, объединенная одним ударением. То, что примыкает к слову спереди, называется проклитикой (например, из-под горы, из-за дома – в этих частиц нет самостоятельного ударения). Энклитика – то, что примыкает к слову справа (например, был ли мальчик). Такт делится на слоги, которые могут быть открытыми и закрытыми, а также прикрытыми (начинается с согласной) и неприкрытыми (начинается с гласной). Слоги образуются гласными,но иногда и сонорными согласными. Гласные могут быть одиночными или дифтонгами.Дифтонги в свою очередь делятся на:

1) нисходящие (первый элемент главный, как в слове toy– ударение на [o])

2) восходящие (второй элемент главный, как в слове puerta)

Суперсегменты – единицы,характеризующие сразу кусок текста, ударением (выделение одного слова из группы).

1) силовое = экспираторное – слог, выделенный из других силой или интенсивностью артикуляции.

2) Количественное = квалитативное – выделение длительностью.

3) Тоновое – выделение частотой

Ударение может быть фиксированным и нефиксированным на определенном слоге. В первом случае оно называется одноместным, иначе – разноместным.

Лекция5: Звуки речи.

Звуки речи бывают в сильной (те, которые не подвержены изменениям) и слабой (подвергаются изменениям) позиции. Изменения в свою очередь могут быть позиционными и комбинаторными (комбинируются с другими звуками). Если изменяются гласные, то это называется редукцией .Редукция может быть:

1) количественной – гласные теряют немного в долготе и силе. Сокращается в основном тембр и его нельзя путать с другими видами редукции.

2) Качественная – гласная становится слабой и короче,а также теряет характерные признаки своего тембра.

Комбинаторные изменения :

1) Аккомодация –приспособление, возникающее между гласной и согласной стоящими рядом. В звуке есть экскурсия (или «приступ» - органы речи установлены в определенной позиции для произнесения звука), выдержка (когда звук произносится), рекурсия (возвращение в исходную позицию). Когда мы произносим слова, рекурсия предыдущего звука должна приспосабливаться к экскурсии следующего – это и есть аккомодация. Если последующий приспосабливается к предыдущему, то это регрессивная аккомодация , а если наоборот, то прогрессивная .В русском языке гласная приспосабливается к согласной (например, «и грать»,но «оты гран» – [и] приспособилась к [т]).

2) Ассимиляция –уподобление, возникающее между звуками того же рода: т.е. гласная к гласной,согласная к согласной. Бывает также прогрессивная и регрессивная. Может быть полной и неполной (в отличие от аккомодации).

Примеры: «сбить» произносится как «збить» - регрессивная неполная ассимиляция; лодка – [лотка] – регрессивная, неполная;

Ассимиляция может быть контактной и дистактной (когда звуки стоят не рядом).

3) Диссимиляция –это расподобление подобных звуков. Также может быть полной и неполной, и прогрессивной и регрессивной. Например, бомба – [бонба], прорубь – [пролубь]

4) Диереза – ситуация,когда звук выкидывается (праздник произносится как празник)

5) Гаплология –выкидывание целых слогов (например, слово «знаменоносец» произносят как«знаменосец)

6) Протеза –наоборот вставка слогов или букв (конкурентоспособность часто произносят как «конкурентноспособность»)

Фонемы . Ученые давно заметили, что некоторые звуки служат противопоставлениями смысла, а другие нет. Впервые это было открыто в казанской школе де-Куртенэ. Фонема – минимальная единица звукового строя языка и служит для складывания и различия значений единиц языка (морфем и слов). Фонемы противопоставляются по дифференциальному признаку, благодаря которым и различаются. Есть признаки, по которым фонемы не различаются –интегральность фонем (например, признак взрывности у [г]). В одних позициях фонемы различают смысл, в других нет. В персептивно слабых позициях бывают различные вариации фонем. Также существует такое понятие, как гиперфонема. Это такая ситуация, когда фонему нельзя точно идентифицировать. Она служит«над-единицей» разных фонем, объединяющей все конкретные фонемы в одно целое,например, в таких случаях, как бо/аран, со/абака и т.д. (такую фонему нельзя проверить проверочным словом).

Фонемы также выполняют разграничительную (делимитативную)функцию, то есть сигнализируют конец слова (в русском языке согласная на конце слова всегда оглушается). Дистинктивная и экспрессивная (например, более долгое произнесение [р]) функции фонем.

Лекция6: Письмо

Письмо делится на два типа:

1) основанное на звучании

2) основанное на смысле (например, знаки цифр во всех языках пишутся одинаково, а читаются по-разному в разных языках)

Все знаки, которые обозначают звуки языка, называются фонограммами. Фонематический принцип – это когда записывается фонема, а не звучание слова. Просодии – накладывание сверху на звуки дополнительных качеств (ударение, тон).

1. Знаки, отображающие смысл делятся на иконические(похожи на смысл) и пиктографические (практически полностью отображающие смысл).

2. Знаки, отображающие звучание. На основе этих знаков существуют следующие типы письма:

А) фонетическое – звуки

Б) фонематическое – фонемы

В) консонантное письмо

Г) слоговое письмо (древнеиндийское, японское)

Принципы орфографии:

1) запись фонемы

2) грамматический (мышь – мягкий знак показывает женский род и третье склонение)

3) дифференцированный – стремление разграничить омонимы (например, в словах «ко мпания» и «ка мпания», «k night» - «night»)

4) этимологический (традиционный, консервативный) –слова пишутся так, как они писались раньше (see – sea)

Большинство типов письма относится к фонематическому, но на него накладываются пункты 2), 3), 4).

Письмо служит и нелингвистическим целям: на Востоке оно носит религиозный оттенок. Считается, что все мусульмане должны писать арабским шрифтом. В Индии шрифт отождествляется с национальной и религиозной принадлежностью.

Транскрипция . Существует несколько типов транскрипции:

1) фонетическая (если нужно полностью отобразить произношение): легкий – [l"ohkej ]

2) фонематическая (соответственно орфографии): легкий– [l’ogkoj ]

Например, слово «безжалостный» по первому типу транскрибируется как [bizzalasnej ], а по второму как [bezzalostnoj ]

3) практическая – звуки одного языка записываются знаками своего: beautiful [bju:tэfl ] – [бьютифул ]

4) транслитерация – передача графем одного языка знаками своего: beautiful – [беаютифул ]

Примеры транскрипции по первому и второму типу:

Яблоко – – ; ногти – - ;сказка – –

Исторические чередования: скак ать – скач у (к g ч), ног а – нож ка(г gж).Собирать – собрать – чередования в корне могут быть традиционными или служить грамматическим различием.

Лекция 7

Каждый уровень языка имеет одноименную единицу. На уровне морфологии это морфемы. Морфема – это единица языка, единица речи. Существуют также корневые морфемы, деривационные (словообразовательные), реляционные(словоизменительные). Например, окно является реляционной морфемой по отношению к слову «окно» и деривационной по отношению к слову «подоконник».

1. Семантическое деление : «сестрица»– уменьшительное от «сестра», в случае же «лисица» - «лиса» оба слова идентичны и суффикс «иц » не меняет значения. Значения морфем: корневое –семантика, реляционное – связь между словами, деривационное – образование новых слов.

2. Структурное деление : Например,в слове «паро ход» - структурная морфема «о» образует данное слово из двух других. В словах «желток», «кипяток» - суффикс «ок » -словообразовательная морфема. Однако в слове чулок – «ок » не словообразовательная морфема, поскольку «ок» входит в состав корня (корень слова «чулок» - корня «чул» нет). Квазиморфемы: мамина, буженина, смородина.

3. Внутренняя флексия (суперморфема): foot – feet – в английском это единичное явление, обычно множественное число образуется по-другому. В арабском – это постоянное явление (3-х буквенный корень): kitab (ед. ч.) – kutub (мн.ч.) Существуют случаи,когда внутренняя флексия не служит для противопоставления смысла. Например, в русском языке слова «скакать» и «скачу», хотя и обладают внутренней флексией,однако смысл слова не меняют. Если морфемы находятся в отношении дополнительного распределения, то они являются вариантами одной морфемы(никогда не попадают в одинаковое окружение, поэтому не служат для различения смысла). Например, во да [ва да] и во ды (ударение на первый слог), где «о» и «а» варианты одной и той же морфемы. «Сороки » и «стола »- варианты одной морфемы, так как одинаковые род, число и падеж – находятся в отношении дополнительного распределения.

Морфология занимается также проблемой грамматических значений, и грамматических категорий.

1. Грамматическое значение .Например, в слове «лиса », где «а» несет в себе грамматическую функцию:показатель падежа, рода, числа. Грамматическое значение выражается:

1) аффиксами (приставки,суффиксы, окончания)

Префикс – перед корнем

Суффикс – после корня

Флексия – окончание

Например, «подоконники», где «под» - префикс, «окон» - корень, «ник»суффикс, «и» - окончание.

Трансфиксы – разрывают корень 2 раза и больше

Инфикс – разрывает корень один раз

Конфикс – аффикс, который охватывает корень с двух сторон. Например,второе причастие от глагола sagen – ge sagt ,где «ge...t» - конфикс

Постфикс – суффикс и окончание

Интерфикс – выполняет соединительную функцию (как в слове «паро ход»)

2) внутренними флексиями .Например, как в слове «лоб» - «лбу». Внутренняя флексия может выражать как грамматическое значение, так и сопутствующее грамматическое изменение.

3) повторами : в малазийском языке arang – человек, arangarang – люди.

4) супплетивизмом –соединение в одну грамматическую пару разнокорневых или разноосновных слов для выражения грамматического значения: я – меня – мной; идти – шел. Может существовать только на фоне регулярной аффиксации. Грамматическое значение может выражаться ударением, как в словах «но ги» - «ноги ».

Все эти способы делятся на синтетический (грамматическое значение выражается внутри слова) и аналитический (наоборот).

Лекция 8

Отношение числа морфем к числу слов (m/w): идеальный аналитический язык: m/w=1; аналитический язык m/w , [m] и звонких шумных согласных [g], [d], [b] и т. д.). Звуки, произносимые без участия голоса глухими [k], [t], [s]). в некоторых языках гортанные согласные (при-сужении голосовой щели и при ее полном смыкании с последующим разрывом смычки возникают шумы).

2.Надгортанные полости , т. е. полость глотки, полость рта и полость носа, выполняют функцию подвижного резонатора,создающего резонаторные тоны.

3.Наиболее активную роль при артикуляции большинства звуков
играетязык - очень подвижный орган, способный принимать различные положения.

Он может оттягиваться назад , подаваться всей массой вперед .

Разной оказывается также степень подъема языка .

При произнесении так называемых язычных согласных - задне
язычных, например [k], [g], [x], среднеязычных, переднеязычных, например [t], [d], [s], [l],- язык разными своими частями"
сближается с пассивными органами: небом, альвеолами, задней стенкой (иногда и нижним краем) верхних зубов , образуя либо смычку
(при [k],[g], [t], [d] и др.), либо щель (при [x], [j], [s] и др.).

Кроме создания преграды язык при произнесении согласных выполняет движения, меняющие форму и объем резонатора. Так, при образовании русских «мягких» согласных средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, придавая согласному специфическую окраску. Эту особенность артикуляции называют па л а т а ли з а ц и е й (от лат.palatum"твердое нёбо"), а соответствующие согласные - палатализованными. Веляризация (отvelum""мягкое нёбо") - подъем задней части языка в направлении мягкому нёбу.

4.Важным активным органом являются губы , особенно нижняя губа. При произнесении губных согласных губы создают препятствие на пути воздушной струи. Так образуются, во-первых, губно-губные (билабиальные) согласные - смычные , например [р], [Ь], и щелевые , в частности [w],
например в англ.wall"стена"; во-вторых - губно-зубные (лабиоден-
альные), в частности щелевые [v], [f] (щель между нижней губой и нижним краем верхних зубов/

5.Небная занавеска может принимать поднятое положение, закрывая проход в полость носа, или опускаться. Так образуются носовые (назальные) звуки во французском.

6. Важными органами в полости рта являются при произнесении
некоторых звуков также язычок , например, при произнесении
язычкового (увулярного), или «картавого», дрожащего согласного
, а в некоторых языках задняя стенка глотки - при произнесении глоточных (фарингальных) согласных, например глухого щелевого [h] в англ.house"дом"

Анатомическая классификация звуков .

Гласные и согласные

1) «ртораскрыватели»

2) при артикуляции речевой канал в надгортанных полостях свободен

3) ток воздуха не встречает препятствий

4) нет места образования

5) общая напряженность мускулов всего произносительного аппарата

6) слабая воздушная струя

Согласные

1) «ртосмыкатели»

2) возникаетпреграда на пути воздушной струи

3) есть место образования

4) сосредоточенное мускульное напряжениев месте образования преграды и более сильная воздушная струя

2 .Гласные классифицируются:

1) по работе языка :

· ряд- передние, задние и смешанные и болеедробные подразделения - «передние отодвинутые назад », «задниепродвинутые вперед » и т. д.)

· степень подъема языка - открытые изакрытые

2) работа губ: огубленные и неогубленные

3) по работе нёбной занавески : неносовые и носовые

4) по долготе: долгие и краткие

3.Классификация согласных сложнее .

· шумные: звонкие (произносимыес участием голоса) и глухие (произносимые вовсе без голоса)

Группа сонантов может рассматриваться как промежуточная между гласными и шумными согласными.

4. Делениепо способу образования шума , т. е. п о характеру преграды: смычные, щелевыеи дрожащие

Смычные:

· Взрывные (смычка заканчивается взрывом (например, [p], [t],
[k], [b], [d],[g] в положении перед гласным)

· Аффрикаты (смычка без взрыва переходит в щель-образованы трением). Примеры аффрикат: [с] вцарь,[р ф 1 в нем.Apfelяблоко (глухая губная аффриката).

5. Делениепо активному артикулируемому органу :

губные, переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные, увулярные, фарингальные и гортанные

· губно-губные (билабиальные)- активность обеих губ

· губно-зубные (лабиоденальные)- активность нижней губы

6. Для многих языков важны другие признаки согласных:

· палатализация (например, в русском языке),

· веляризация,

· лабиализация и т. д.

К биологическому аспекту относятся изменения звуков в потоке речи. Эти изменения называют позиционными(в широком смысле) и подразделяют на 1) комбинаторные, вызванные взаимодействием между артикуляциями звуков, находящихся в потокеречи в непосредственном или близком соседстве, и 2) собственно позиционные, связанные с положением звука в безударном слоге либо на конце слова

Групповая оппозиция

гласный: согласный, противопоставляющая в каждом языке всюгруппу гласных всей группе согласных.

Для французской фонемы /у/ аналогичным образом мы получим
следующий набор дифференциальных признаков: 1) гласный, 2) переднего ряда (в противопоставлении /uи/, например lu /lу/ "прочитанный" :loup/lu/ "волк"), 3) огубленный (в противопоставлении /i/,
например вlit/li/ "кровать"), 4) узкий (в противопоставлении более широком / /и / /, 5)неносовой (в порядке групповой противопоставленности носовым гласным).

Оппозиции фонем по количеству членов могут бытьпропорциональными и изолированными .

Пропорциональная- если отношение между ее членами пропорционально отношению между членами другой или других оппозиций в рамках данного языка, т. е. если это отношение повторяется в других оппозициях.

Так, в системефонем русского языка отношение /b/:/b"/, т. е. непалатализованный:палатализованный, повторяется в парах /p/:/p"/, /d/:/d"/,/v/:/v"/и т. д.; отношение /b/:/р/ повторяется в парах /v/:/f/, /d/:/t/
и т. д.; отношение /b/:/d/:/g/ повторяется в тройках /p/:/t/:/k/, /b"/:/d"/:/g"//и т. д. В системе гласных фонем французского языка отношение носовой: неносовой повторяется в четырех парах. Таким
образом, можно составить соответствующие пропорции, например
/ã/:/a/=/õ/:/o/ или /b/:/p/-/d/:/t/…

Где пропорциональности не наблюдается, оппозиция оказывается изолированной . Например в немецком языке /1/:/г/, т. е. боковой: дрожащий
(leise"тихо" :Reise"поездка"). Но врусском языке оппозиция /l/:/г/
не будет изолированной, так как ей пропорциональна оппозиция солю-сорю /l"/:/r"/

Важным является также подразделение оппозиций на ч и с т ые
(простые) ис м е ш а н н ы е (сложные).

В чистых оппозициях противопоставляемые члены различаются между собой по одному признаку

Примером смешанной оппозиции может служить /b/:/s"/в русском
языке (Люба: Люся)

Лекция 4. Фонетика и фонология

Звуки речи как природная материя языка. Акустическая, артикуляционная и функциональная характеристика звуков речи. Артикуляционная база языка.

Принципы классификации звуков речи. Вокализм и консонантизм.

Слог как артикуляционно-акустическая единица. Основные теории слога. Виды слогов, слоговые и неслоговые звуки. Ударение и его виды. Интонация и ее элементы.

Взаимодействие звуков в речевом потоке. Позиционные и комбинаторные изменения звуков. Основные фонетические процессы: ассимиляция, диссимиляция, редукция. Виды ассимиляции. Фонетические и исторические чередования.

Понятие о фонеме как единице языка. Аллофоническое варьирование фонемы. Релевантные и нерелевантные признаки фонем. Система фонем как система оппозиций.

Сегментные и супрасегментные фонемы.

1. Аспекты фонетики. Фонология. Значение фонетики и фонологии.

2. Акустический аспект в изучении звуков языка.

3. Биологический аспект в изучении звуков языка.

4. Собственно-лингвистический (функциональный) аспект в изучении звуков.

5. Дифференциальные признаки фонем. Противопоставления фонем.

6. Чередования. Нейтрализация фонемных противопоставлений.

Слог как артикуляционно-акустическая единица. Основные теории слога. Виды слогов, слоговые и неслоговые звуки. Ударение и его виды. Интонация и ее элементы (самостоятельно)

1. Аспекты фонетики. Фонология. Значение фонетики и фонологии .

Звуки,слоги, звуковые явления (ударение и
интонация) изучаются фонетикой с нескольких разных точек зрения:
1) с точки зрения их физических (акустических ) признаков; 2) с точки
зрения работы, производимой человеком при их произнесении и слуховом восприятии, т. е. в биологическом аспекте ; 3)
с точки зрения их использования в языке , их роли в обеспечении функции обеспечения средства общения.

Последний, третий аспект исследования звуковой материи языка,
(функциональный) выделился в особую область - фонологию.

Фонетика имеет большое практическое значение . Без нее были бы
невозможны:

a) правильная методика обучения письму и чтению,

b) постановка произношения при изучении неродного языка,

c) создание рациональной системы письма для бесписьменных языков,

d) усовершенствование существующих систем письма,

e) успешное лечение дефектов речии т. д.

Выдвинут ряд новых практических задач, связанных,
например, с необходимостью организовать «диалог» человека с машиной: «научить» машину распознавать информацию, передаваемую человеческим голосом; подавать устные команды и отвечать человеку.

Фонетика имеет дело с определенной физической данностью, с тем, что можно регистрировать и измерять посредством соответствующей аппарата.

Следовательно, фонетика (и соответственно фонология) располагает наиболее точнымиметодами лингвистического исследования .

При изложении различных вопросов фонетики приходится пользоваться специальными видами письма - той или иной научной т р а н с к р и п ц и е й. Это связано с тем, что в обычном письме между буквой и звуком часто нет однозначного соответствия (напр., буква г в словах игра, чего, легкий, снег).

Используется с незначительными изменениями транскрипция акад. Л. В. Щербы, выработанная на базетранскрипции Международной Фонетической Ассоциации (МФА). Основуэтой транскрипции составляют буквы латинского алфавита, но для звуков, не имеющих в латинском письме единого и однобуквенного обозначения, введены знаки из греческого, русского и других алфавитов, придуманы комбинированные знаки, к латинским буквам добавлены диакритики (различительные значки), например для обозначениямягкости согласного - знак минуты: 1"~ль.