Изгаршев И. Алиса Фрейндлих: чудо, которое много курит и верит в судьбу

Алиса Фрейндлих... Трудно представить русского человека не знающего фильмы с её участием. Любимая актриса всей страны, одна из крупнейших советских артисток двадцатого века и ныне очаровывает своим талантом всё новых и новых зрителей, являясь одной из ведущих актрис Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова.

Весной 2011-ого года Алиса Фрейндлих исполнила главную роль в спектакле художественного руководителя Театра современного танца "Крепостной балет" Елены Прокопьевой. Спектакль "Уроки танго и любви" повествует о том как популярная в прошлом танцовщица, живёт спокойной жизнью наполненной чудесными воспоминаниями недалеко от Парижа. Но одно обстоятельство меняет привычное течение её жизни…

К этому событию Театр цветов Марины Петровой подготовил специальный сценический букет, который был вручен Алисе Бруновне сразу по завершению спектакля. Идея букета не случайна ведь два центральных элемента - цилиндр и трость полностью повторяют сценический костюм актрисы. Цветы в букете расположены группами и обрамлены листьями аспидистры, паникумграссом и ледервареном. Белоснежная сирень, нежная орхидея цимбидиум и тюльпаны сорта Силенсио отлично контрастируют с розой сорта Ред Наоми и яркой герберой.

Ксения Гощицкая
продюсер журнала «Собака.ru»

Сколько бы ни было позади съемок звезд разной величины и интенсивности сияния, когда предстоит фотосессия Алисы Фрейндлих, что уж тут скрывать, ха-ха-ха, испытываешь панику в диапазоне от легкой до средней тяжести. А вдруг ей, скажем, не понравится позировать в кустах роз, чтобы сделать кадр - оммаж королевской династии Ланкастеров? А вдруг просто не будет настроения? И еще сто миллионов других «а вдруг». Мы со съемочной командой сидим на крыльце семейного особняка Louis Vuitton в парижском пригороде Аньер. К дому примыкает мастерская, спроектированная инженерами Гюставом Эйфелем (тем самым) и Виктором Бальтаром, в которой делают дорожные сундуки со знаменитой монограммой и выполняют особые заказы: футляр для Кубка мира по футболу или сундук для пачек примы-балерины Дианы Вишневой. Дом, как вы увидите, перевернув страницу, хорош: гостиная с витражами ар-нуво, потолочные росписи, сделанные Жоржем-Луи Вюиттоном, антикварная мебель, китайские вазы. Я переношу хрусталь с гладиолусами для «усиления локейшен» и говорю домоправительнице, что ваза очень, очень красивая. «И очень, очень дорогая», - добавляет та после небольшой паузы. Тут у пытливого читателя возникает вопрос: при чем здесь Louis Vuitton? А где еще стоило бы сделать семейный портрет в интерьере - Алиса Бруновна, дочь Варвара и внучка Анна, итого три поколения, - как не в благородном особняке, где выросли пять поколений Вюиттонов? Традиции, знаете ли, прежде всего. Но это не единственная причина. Для обеих семей этот год - юбилейный: дому Louis Vuitton исполнилось сто шестьдесят лет. Еще и поэтому идея устроить героиням летние каникулы в Париже показалась нам вполне удачной. Но самое главное - Алиса Бруновна четырежды королева Франции, ведь именно столько раз она сыграла в кино Анну Австрийскую. А ради кого Анна Австрийская покинула родную Испанию? С кем обвенчалась на радость Габсбургам и Бурбонам? Правильно, с Луи. С Луи-королем. Вот тут точно все сошлось.

Первое, что мы слышим, когда актриса прибывает на площадку: она не любит фотографироваться. Не самая хорошая новость. Но надо признать, что при таких исходных Алиса Бруновна показывает настоящий класс, стойко перенося тяготы судьбы. Мастер-класс она дает прямо на съемочной площадке, на ходу придумывая истории, которые и разыгрывает перед камерой, - в отличие от застывающих моделей она все время живет в кадре. Благодаря воле и воображению Алисы Бруновны у нас образуется массовка: прекрасный садовник, с которым она переговаривается из открытого окна (эту роль берет на себя фотограф), горничные, которые накрывают послеполуденный чай (мы делаем что можем!). Неловкость перед фотокамерой она блестяще компенсирует актерской игрой, мы восхищенно наблюдаем. Все спрашивают, какая она? Обаятельная, нежная, трогательная, капризная, терпеливая, внимательная, красивая, хрупкая, сильная, женственная, мальчишески задорная, сухая, мокрая - ой, это, кажется, не отсюда. Она курит одну сигарету за другой, доставая их из элегантного кожаного портсигара. Она смотрится стопроцентной парижанкой. То ли это актерская способность моментально вживаться в обстановку, то ли европейские корни, но когда мы встречаем ее на террасе модного Cafe Ruc, что как раз напротив театра «Комеди Франсез», на следующий день после съемки (а что вы хотели, город-то маленький), то даже не сразу выхватываем ее глазами из толпы местных. Она сидит с чашкой кофе, сигаретой, в шарфе, небрежно накинутом на плечи, - ни дать ни взять кадр из Годара или Лелуша. Да, Алиса Фрейндлих не любит шампанское, ему она предпочитает вермут с соком, приходит в ужас от одежды с пайетками, ценит простую кухню: котлеты с пюре, рыбу с жареной картошкой. Во время чемпионата мира болеет за Бразилию - «Жалко ребят!», ну а в финале - за Германию, все же корни. Очень легкая - это качество она передала и дочери, и внучке, - аристократичная, царственная. Когда все участники съемок выстраиваются к Алисе Бруновне за селфи, она позирует с невозмутимостью монаршей особы, принимающей всех придворных по очереди - и фотографа, и продюсера. И чтобы не заканчивать любимой фразой из школьных сочинений: «Вот такая она, Алиса Фрейндлих!» (хотя и очень хочется), - скажем просто: «Боже, храни королеву!» Королеву наших сердец».

- Алиса Бруновна, говорят, как встретишь Новый год, так его и проведешь. Как отметили праздник?

Отлично! Семейно. Люблю живую елку, чей аромат создает невероятную атмосферу. В прошлом году внук Никита принес мне датскую сосну. Она не пахнет и даже не осыпается - сразу ломается ветвями. Не знаю, чем она его прельстила, может, ценой. (Смеется.) Думал: если дорого, значит, хорошо… Еще одно ни с чем не сравнимое удовольствие - доставать с антресолей игрушки, живущие в большой шляпной коробке, принадлежавшей еще моей бабушке. Откроешь ее, и перед тобой развернется целая череда многочисленных новогодних елок, которые были в моей жизни. Вот большие, роскошные, блестящие и чуть самодовольные пузатые шары - признаки современности. Рядом простенькие, незатейливые зайчики из ваты, лыжница, канарейка в клетке. Их осталось совсем мало - война, блокада, переезды… Однажды в детстве я очутилась на елке в ТЮЗе. Как положено, все пели песни, читали стихи, а в награду получали подарок. Я тоже что-то прочитала. «Проси что хочешь»!» - предложили мне. И я указала на небольшой ярко-красный блестящий шарик, висевший на самой макушке. И что вы думаете? Принесли стремянку и сняли! Долгое время эта игрушка украшала все мои праздники, пока пять лет назад кот не своротил елку, охотясь за шарами и дождиком. Разбилось много шариков, да и Бог с ними, а вот этот жалко. Это была потеря.


- Для многих украшением новогоднего вечера остаются наши старые фильмы: «Ирония судьбы», «Служебный роман». Чувствуете себя классиком?

Ну, здравствуйте! Если во мне и осталось что-то живое, так это неуверенность в себе. Я всегда была пуглива и даже труслива. Берусь за роль - трушу, что не справлюсь, перед премьерой - трушу, что провалюсь.



С дочкой Варей, отцом Бруно Артуровичем и племянником Алексеем (конец 1970-х). Фото: Из личного архива Варвары Владимировой


- А такое случалось?

Это тема повторяющегося ночного кошмара, в котором я вижу со сцены, как зрители уходят и зал пустеет. Вот где ужас! Периодически снится, как я сижу в гримерной, совершенно раздетая, а мне говорят: «Ваш выход». Просыпаюсь в холодном поту… При этом в жизни ничего подобного не случалось. Несмотря на то что в школу и в институт я регулярно опаздывала, начав служить в театре, провела над собой работу. А вот провалы в моей жизни были. В свое время нужно было отыграть энное количество советских пьес. Надо сказать, тогда был целый букет замечательных драматургов. Но театров много, и пьесы расхватывают влет. Конечно, шедевров на всех не хватало. Отсюда случайные пьесы, невнятные роли, которые надо было сыграть, поскольку существовало такое понятие, как производственная дисциплина. Например, по своей воле я никогда бы не выбрала Дашу из «Хождения по мукам». Наверное, поэтому я и сыграла ее до обидного плохо.


- На экраны выходит картина «Карп отмороженный», в которой, кроме вас, сыграли Марина Неелова и Евгений Миронов, а спродюсировал фильм ваш внук…

Никита - молодец. Начал проект, не имея ни единого рубля. Заложил квартиру, насобирал у родственников и приступил к подготовке. Прежде всего упросил Галину Борисовну Волчек отодвинуть премьеру спектакля, в котором была задействована Марина. Надо было срочно схватить уходящую осеннюю натуру. А потом начались долгие поиски денег. Государство не захотело поддерживать фильм - неизвестный сценарист, молодой продюсер, сюжет тоже не из раздела криминальной хроники… Но Никита не отчаялся и нашел частного инвестора.


- Фильм получился?

Да, хотя я несвободна в суждениях. Но мне показалось, что на фоне стрелялок картина вышла не пустой, а славной и, главное, нужной. Простые человеческие отношения, очевидные истины - честность, порядочность, доброта - сейчас как никогда нуждаются в поддержке. Кроме того, в фильме прослеживается притча о блудном сыне. Недаром именно карп в восточной мифологии олицетворяет сына. Может, я слишком философски отношусь к картине, но эту интонацию слышу отчетливо… Хочу отметить работу Мариночки Нееловой. Роль стоила ей большого труда. Я-то через это прошла: в семьдесят лет сыграла девяностолетнюю старуху в фильме «На Верхней Масловке». А она у нас девушка красивая и очень моложавая, несмотря на подступивший возраст. Так что Марине было нелегко смириться со своим отражением в зеркале. Но она умница, смогла сделать над собой усилие, и в результате получилась трогательная пожилая женщина, сохранившая детскую непосредственность.


- Никита - молодец. Начал проект, не имея ни единого рубля. Заложил квартиру, насобирал у родственников и приступил к подготовке. Фото: Андрей Федечко

Мне тоже было интересно сыграть свою тетку. Во-первых, на моем пути мало встречалось настолько острохарактерных ролей. А во-вторых, забавно было работать на контрасте. В фильме Валерия Тодоровского «Большой» я сыграла элегантную, умную, талантливую героиню, а уже через полгода - ее противоположность. Это соседство сильно взбудоражило. Тем более в жизни я пронаблюдала несметное количество таких теток, обремененных огородом, внуком-бездельником, бесконечной борьбой с трудностями и желанием преодолеть свой неказистый быт.


- Вы сразу согласились на участие в картине?

Более того, я сама об этом попросила, воспользовавшись родственными отношениями. (Смеется.) Прочитала сценарий и сразу поняла: по большому счету эта роль должна принадлежать Нине Усатовой. Но ей она неинтересна, потому что за свою жизнь Ниночка сыграла множество таких женщин, а для меня это холодный душ. Так что я собралась с духом и сказала: «Если я не буду лишней в намеченном вами актерском ансамбле, я бы попробовала». Кстати говоря, роль была гораздо острее из-за обилия нецензурной лексики. При этом она используется не как словесный мусор, а по делу. Такая речь соответствует жизни моей героини. Увы, все было изъято из-за запретов, против которых не попрешь. Сказано: «Не курить», и все выбегают из ресторана - покурить в подворотне. Ведь выскочить из круга своей привычки по щелчку пальцев трудно… По крайней мере, у меня не получается, несмотря на предпринятые попытки. Потом поняла: зачем надрываться, измываться над организмом? Если вся жизнь прошла с сигаретой - к чему сейчас такие встряски?


- В жизни вы можете ввернуть крепкое словечко?

Могу. Не надо из мата делать страшилку, вычеркивать его из обихода. В конце концов, слово тоже наша история, как старинные монетки или черепки. Насколько я знаю, все это родилось во времена татарского ига, когда людям просто невозможно было по-другому выразить свою эмоцию. Точнее, погасить ее. Другое дело, что к этому надо относиться аккуратно, а не вставлять через каждое слово.



С дочерью Варей. Фото: Из личного архива Варвары Владимировой. Фото: Андрей Федечко


- Один из критиков назвал «Карпа» обращением к хорошему советскому кино.

Есть такое. Из советских фильмов, которых было несметное количество, мы запомнили только то крупное зерно, которое не проскочило сквозь сито времени, канув в небытие, а осталось лежать на поверхности. Именно оно стоит внимания и сегодня. Так что это необидная аналогия.


- В вашем советском прошлом было много встреч с людьми, которые повлияли на вашу судьбу?

Их можно пересчитать по пальцам. Прежде всего, это актриса БДТ Мария Александровна Призван-Соколова, руководившая школьным драмкружком. Она не просто влюбила меня в театр, она возбудила настоящую страсть и заставила серьезно к ней относиться. Хотя семья тоже этому способствовала. У меня был хороший голос, я обожала музыку. Родственники советовали мне поступать в консерваторию. На что мой папа заметил: «Ничего интересного тебе не светит: ты маленькая, а опера требует фактуру. Если ты будешь камерной певицей, реализуешь еще и драматические способности. Но если пойдешь в театральный институт, сможешь все - и играть, и петь, и танцевать». Кстати, много позже почти эти же слова написал в своем напутствии мой педагог Борис Вольфович Зон - еще один человек, повлиявший на мою жизнь. Папа не стал помогать мне реализовать мечту, хотя Мария Александровна просила его замолвить словечко: «Девочка мелкая, маленькая, худенькая, могут и не заметить. И будет беда». А папа ответил: «Как я могу, если никогда ее на сцене не видел? (Мы с папой виделись редко. У него была другая семья.) Я могу верить вам на слово, но этого недостаточно, чтобы поручиться». И только муж Марии Александровны, Павел Карлович Вейсбрем, который курировал наш кружок, написал в приемную комиссию записочку: «Обратите внимание на эту девочку». Так я оказалась в нашем театральном институте, который нынче загибается от отсутствия хороших педагогов. Потом мне посчастливилось работать с Игорем Петровичем Владимировым (с 1960 по 1999 год - художественный руководитель Театра им. Ленсовета. - Прим. «ТН»). Я уж оставляю за скобками тот факт, что мы взяли и влюбились друг в друга. Он развернул мою судьбу, благодаря ему меня заметили… Мы были не только супругами, мы являли собой крепкий творческий союз. Он, как и я, испытывал к музыке не просто слабость, он был ею болен. Именно по­этому ставил так много музыкальных спектаклей. Важность музыки сейчас понимают не многие режиссеры, а ведь именно она открывает и актерскую душу, и умножает зрительское восприятие. Но каждое время диктует свой театр… Так вот, о людях. После Владимирова больше поворотов не случалось. Разве что в кино… В театре я была уже известной актрисой, но меня упорно не снимали. Так, несколько эпизодов на «Ленфильме», даже имя в титрах не указали. Эльдар Рязанов, к примеру, не утвердил меня в «Гусарскую балладу». Сказал: «Слишком много женственности». Хотя в дипломе у меня написано «травести» и «острохарактерна»! Правда в том, что я была недурно сложена, но в остальном - неказиста и некрасива. Помню, впервые увидев себя на экране, подумала: «Какой кошмар!» Позже узнала, что операторы шарахались от меня, как от огня. «Сложно снимать лицо неправильной скульптуры», - такой вердикт они вынесли. Возра­зить нечего: курносый нос, тяжелый подбородок… Но отставим клинику в сторону… В конце концов Рязанов предложил мне роль-метаморфозу, роль-превращение, историю Золушки. С этого момента для меня открылась дверь в кинематограф. Помню, художник по костюмам никак не мог найти образ Калугиной. Во что ее одеть? Как должна выглядеть эта женщина? Тогда за дело взялись мы с Рязановым. После долгих поисков и центнеров перерытых вещей мы обнаружили весь этот кримпленовый ужас и башмаки со стучащими каблуками в костюмерной «Мосфильма».


С Мариной Нееловой в фильме «Карп отмороженный». Фото: Андрей Федечко


- Вы в жизни также долго мучаетесь выбором - что надеть?

Абсолютно верно. Отметаю все и беру самую посконь. Она помогает мне выглядеть незаметной.


- Это ложная скромность или кокетство?

Ну, без него я вряд ли бы трижды вышла замуж. (Смеется.)


- Если сейчас мы выйдем на улицу и попросим людей назвать фильмы, в которых вы играли, подавляющее большинство назовут картины «Служебный роман» и «Д’Артаньян и три мушкетера»…

Я бы не назвала Анну Австрийскую своей удачей. Думаю, только присутствие вокальных номеров спасло положение. Но подросткам нравится… Лично мне не стыдно за роль примадонны провинциального театра в фильме Константина Худякова «Успех». Особенно, на мой взгляд, удалась сцена в гримерной.


- Я думала, вы назовете «Сталкер» Тарковского…

Крошечная роль, но очень значительная. Как-то раз Анатолий Солоницын, с которым мы играли в Театре Ленсовета, сказал, что на сегодняшний спектакль придет Тарковский. Я не просто волновалась, я трепетала. После спектакля Толя принес мне записочку: «Госпожа Фрейндлих!» В этом обращении весь Тарковский! Он предложил мне небольшую роль в его новом фильме «Зеркало». Но встретились мы только на съемочной площадке «Сталкера». Знаете, что ошеломило меня? Декорации. Настоящие подтеки на стенах, настоящая паутина, гнилая вода в лужах. Тарковский был мастером создавать атмосферу… Он лично смотрел, как стоит стакан, как мелькает свет и дрожат флакончики на табуретке от проходящего за окном поезда. Когда снимали сцену пробуждения Сталкера, так долго все проверяли, что я просто уснула в постели, в которую нас положили. Вторая сцена - истерика - далась мне очень тяжело. Андрей добивался нужной ему эмоции с помощью многократных дублей. Под конец мне стало плохо, и жена Тарковского, которая была его ассистентом, потребовала, чтобы он остановил съемку. Меня просто унесли с площадки.



На свадьбе внучки Анны. Фото: instagram.com


- К сожалению, «Сталкер», как и другие фильмы Тарковского, прошел вторым экраном, картину мало кому удалось посмотреть. Но после «Служебного романа» предложения обрушились на вас лавиной?

Да, их было много. Но Владимиров неохотно отпускал на съемки. Пришлось бы уезжать на долгий срок, и это требовало пересмотра репертуара… Я перешла из «Ленсовета» в БДТ. Для этого был целый ряд причин, глупо выделять одну… С Георгием Товстоноговым мы понимали друг друга. Владимиров его ученик, так что этот переход радикально не изменил мою жизнь. С Георгием Александровичем я работала только в трех спектаклях: «Киноповесть с одним антрактом», «Этот пылкий влюбленный», «На дне». А потом его не стало… На наше сиротское поле пришел Темур Чхеидзе - замечательный режиссер, но я ему за двадцать лет понадобилась только трижды: «Коварство и любовь», «Макбет», «Дядюшкин сон». Причины такой занятости более чем объективные. В БДТ я пришла, когда мне было уже пятьдесят. Ушел целый букет ролей, которые я могла бы играть, но не успела. Начался их дефицит. Это обычная история, которая случалась со многими актрисами, чьими именами мы сегодня гордимся.


- Любовь Орлова в семьдесят лет играла молодуху.

Не думаю, что она была счастлива, а зритель отнесся к этому с восторгом. Нужно четко осознавать предел возможного. Знаете, я считаю, что мне уже поздно играть «Дядюшкин сон». Это Олег Басилашвили может себе позволить, он там в роли старика. А у меня по сюжету молодая дочь. Зрителю нетрудно сосчитать, сколько должно быть матушке, если дочери двадцать с небольшим… Правда, если люди в зале занимаются подсчетом, значит, дело плохо. (Смеется.)


- На самом деле вы великолепно выглядите! Как вам это удается?

Наверное, потому, что вместе с внуками я возвращалась в детство. Это сейчас они взрослые, а было время, когда мы вместе играли. Вообще природу не обмануть. Нельзя повернуть время вспять. Все ухищрения ни к чему: приходит момент, и елка начинает осыпаться. Три четверти жизни я думала, что все еще впереди. Сейчас досадую на себя. Именно досадую, не жалею. Жалеть бесполезно, разве что для гимнастики чувств… Есть вещи, о которых нужно было подумать раньше. Внуки выросли, для романов уже поздновато… Старушка, выходящая замуж, - это смешно. А иметь просто романтические отношения в этом возрасте еще смешнее. Поэтому буду работать.


- Если во мне и осталось что-то живое, так это неуверенность в себе. Всегда была пуглива и даже труслива. Фото: Андрей Федечко

Никита: Позвольте вставить реплику. Алиса Бруновна - системный человек. На протяжении всей жизни она встает и ложится в одно и то же время, утром совершает одни и те же процедуры, а после обеда обязательно спит полтора часа.

Алиса Бруновна: Это называется «дисциплина», которая тебе совершенно неведома.

Никита: Когда Господь распределял таланты, то все отдал тебе. А мы ходим обделенные. (Смеются.)


- Алиса Бруновна, у меня сложилось впечатление, что вы очень продвинутый человек.

У меня два телефона: один - убогий, другой еще более убогий. Дочь подарила мне айпад, с которым управляется даже ребенок. Но я не смогла его осилить. Вот уровень моих знаний. (Смеется.) На «ты» я только со стиральной и посудомоечной машинами.


- Зато вы можете дать внукам дельные советы.

Могу, но они не слушают. У них свои правила жизни. Ане и Никите неинтересно со мной обсуждать что-то, связанное с интернетом, потому что я в него так и не врубилась. И им неинтересно читать мои книги.


- Каково, по-вашему, главное женское предназначение?

Материнство. Оно предназначено судьбой, Богом и природой.

Алиса Бруновна Фрейндлих


Родилась:
8 декабря 1934 года в Ленинграде
Семья: дочь - Варвара, актриса; внуки - Анна и Никита
Образование : окончила Ленинградский театральный институт имени Островского
Карьера: ведущая актриса БДТ имени Товстоногова. Народная артистка СССР. Снялась более чем в 90 фильмах, среди которых: «Похождения зубного врача», «Соломенная шляпка», «Агония», «Жестокий романс», «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину»

«Невозможно успеть все, что пожелаешь, за обычную, такую коротенькую творческую жизнь. Нельзя быть такой обжорой и жалеть обо всех несыгранных ролях». Алиса Фрейндлих Фото: Валерий Плотников

- Но здоровье Георгия Александ­ровича было уже подорвано, и в 1989 году его не стало...

Последняя его работа - «На дне». Когда он ее начал, уже сильно болел. Если читать пьесу, у Горького там все молодые - не больше тридцати лет. А Товстоногов собрал команду актеров, которые были значительно старше персонажей. Ив­ченко - Cатин, Басилашвили - Барон, Стржельчик - Актер, Лебедев - Лука, Крючкова - Василиса. Мне досталась Настя, хотя мне тоже был полтинник. Мы начали репетировать замечательно. Товстоногов, как обычно, попросил нас написать биографии героев, придумать, у кого за плечами какая жизнь. А потом мы расстались на лето, чтобы осенью продолжить работу. Летом Товстоногова пригласили в Америку - поставить, по-моему, «Дядю Ваню», он поехал. Он уже был болен и воспользовался там консультацией врача, который смотрел его сердце, сосуды. Тот ему прописал лечение и сказал: «Если не бросите курить, года не проживете». Товстоногов вернулся в Ленинград страшно напуганный. И стал бросать курить. В театр привезли из Ялты знаменитого иглоукалывателя, кажется, по фамилии Бройко, у которого 97 процентов удачи и только три - неудачи. И это как раз оказались мы...

К иглотерапевту на сеансы собирались группой: Гога, его сестра Нателла, я. Еще из Москвы приехала злостная курильщица Ляля Ко­това, завлит «Современника». Вол­чек по каким-то причинам не добралась до Ленинграда… И вот мы сели, нам всем в ухо всякие иголки повставляли. Забавно это выглядело… Георгий Александрович приходил на репетиции, оставив сигареты… Все думали, что бросил. Но вот он начинал репетировать, потом увядал, увядал, и мы видели, что он даже не смотрит на сцену. Потом делал маленький перерыв, уходил, а когда приходил - начинал бодро и интересно репетировать. Потом мы выяснили, что Гога бегал в сортире выкурить сигаретку. Курить Товстоногов так и не бросил. И действительно, вскоре наступило ухудшение. А тут у нас режиссер Воробьев ставит «Визит старой дамы», идут последние генеральные репетиции. Георгий Александрович, который стал уже совсем плохо ходить, но каждый день выбирался в театр, в этот день сел в ложу посмотреть, что творится на сцене, и попал, как нарочно, на сцену похорон. Валентина Ковель и Олег Басилашвили играли главные роли. Помощница Товстоногова Ирочка рассказывала потом, что Гога вошел в кабинет и сказал: «Ну все, я поеду домой. Выкатите-ка мне мою машину, я давно не сидел за рулем…» Все испугались немножко.

“НР” помог звезде БДТ исполнить заветное желание

Алиса Бруновна все пять дней гастролей была занята. Нам никак не удавалось договориться о встрече. Перед спектаклем взять интервью было невозможно (“Я никогда не общаюсь с журналистами перед выходом на сцену”), после - тоже (“Я ужасно устала. Поймите меня, деточка, так хочется отдохнуть»). В конце концов актриса “попалась” нам после “Калифорнийской сюиты”. Костюмер Юля втащила в комнату охапку букетов. “Сколько уже времени?” - поинтересовалась актриса голосом Людмилы Прокофьевны из “Служебного романа”. “Чуть больше половины одиннадцатого”, - ответил кто-то. Дверь распахнулась и на пороге появилась Алиса Бруновна с цветами в руках. Журналисты “НР” тут же протянули ей скромную веточку сирени.

Боже, это сирень! - восхитилась актриса. - Я все ждала, когда же кто-нибудь из зрителей подарит мне сирень! Спасибо, дорогие! Как это замечательно! Ой, смотрите - я сразу же пятилепестковый цветок нашла! Сейчас съем и загадаю желание!

- Если не секрет, какое?

Не скажу. Заветное.

“Вы можете поговорить в другом помещении, - подошли к нам сотрудники ТЮЗа. - Нужно пройти в фойе”.

Идя по полутемным комнатам, мы поинтересовались у актрисы, как показался ей ТЮЗ. “В общем-то нормально, - сказала Алиса Бруновна. - Но театр очень старенький. Сцена, конечно, ужасная. Вернее, пол очень неважный”.

Вспомнилось, как на репетиции перед первым спектаклем “Коварство и любовь” она, запахивая на себе зеленый халатик, сердито говорила: “Ну как играть на таком полу?! Это кошмар какой-то!”

“У вас ровно пять минут, - предупредили нас организаторы гастролей БДТ. - Ей нужно отдохнуть, а время уже движется к двенадцати часам ночи”. Пришлось, посматривая на часы, общаться в “темпе вальса”.

Алиса Бруновна, как вы относитесь к тому, что собираются снимать римейк фильма “Служебный роман” с участием Филиппа Киркорова, Бориса Моисеева и других звезд эстрады?

Я не знаю, что это такое. То есть, я знаю, что римейк - это повторение, но…

- Ну вы, наверное, видели “За двумя зайцами”, показанный в новогодние праздники.

Я не в курсе дела. Меня об этом даже спрашивать не надо, потому что я очень сильно возражаю против всех этих глупостей. - Тут Фрейндлих вынимает мундштук, вставляет туда сигарету “KENT” и говорит: “Давайте-ка я пока покурю”.

- Как вам удается так хорошо выглядеть?

Это вам впотьмах так кажется. На самом деле я выгляжу плохо и очень собою недовольна. Так что, к сожаление, даже не знаю, что вам сказать.

Алиса Бруновна кривила душой. Конечно же, выглядела она потрясающе: ухоженое лицо, подтянутая фигура. Зайдя на неофициальный сайт, мы были поражены - оказывается 8 декабря звезде исполнится 70 лет!

Наверное, просто какие-то природные задержки произошли и организм чуть-чуть отстал от изменений, которые должны были быть в моем возрасте. Но должна вам сказать, что некоторые усилия я все-таки прилагаю. Например, чтобы поддержать лицо, которое много страдает от грима. И еще стараюсь не толстеть, держать какую-то форму.

- На сцене вы выкладываетесь на все сто. Как держите организм в тонусе?

Когда много трудишься, сама работа не только вынуждает, но и способствует тому, чтобы держаться в тонусе. У меня бывают такие моменты, когда вдруг случайно возникают непредсказуемые паузы в работе. И вот тут я моментально начинаю рыхлеть. Другими словами, чем больше двигаешься, тем лучше.

- Трудоголикам, видимо, нельзя отдыхать
.

Нет, нельзя. Я же говорю, организм сразу начинает рыхлеть с непривычки.

- Говорят, именно вам принадлежит фраза: “Чем больше нервничаешь, тем лучше сохраняешь фигуру” .

Да. Нервы действительно здорово сжигают калории.

Фрейндлих глубоко затягивается сигаретой.

- Вы столько раз пробовали бросать курить. Почему вам так и не удалось это сделать?

Откуда я знаю? Потому что я дрянь безвольная! Вы знаете, сила воли - вещь избирательная. На что-то ее хватает, на что-то - нет. И если она в большом количестве требуется в твоей профессии, то на другое ее уже не хватает.

- Может, курение тоже в какой-то мере помогает держаться в тонусе?

Вероятно, да. Может быть, если бы я бросила курить, то сразу растолстела бы (смеется).

- С Нижним Новгородом вас что-то связывает? Родственники, друзья...

Нет. Ни родственников, ни друзей. Зато есть знакомые из артистической среды вашего города.

- Вы так обрадовались сирени. Это ваш любимой цветок?

Да. Мы сегодня днем гуляли в крепости (в Кремле - Авт.), там сирень уже вовсю расцвела. И я все носом в эту сирень ныряла-ныряла, нюхала-нюхала. Я очень люблю сирень. Самые весенние, вкусные и душистые цветы.

Услышав это, сотрудники ТЮЗа тут же вытащили из вазы огромный сиреневый букет и протянули его Фрейндлих. “Ой, ну зачем же? - расстерялась актриса. - Мне вот подарили веточку, этого достаточно”. Но те настояли - в результате Алиса Бруновна уехала в гостиницу, зарывшись лицом в благоухающуюю охапку. На прощанье пообещала журнналистам “НР”: “Я еще приеду в ваш город. Зритель мне здесь очень нравится”.

rolety dzień i noc w kasecie cena Lublin, kontakt в москве . munca in India https://job.gastrobaiter.com/ro/locuri-de-munca-noi/jsjobs/jobseeker/listnewestjobs/in/1.html pentru lucratorii migranti