Ирина печерникова - биография, личная жизнь, фото, фильмография и последние новости. Биография Говорят, вы были влюблены в Олега Даля

Имя: Ирина Печерникова (Irina Pechernikova)

Возраст: 73 года

Место рождения: Грозный

Рост: 166 см ; Вес: 58 кг

Деятельность: актриса театра и кино

Семейное положение: вдова

Ирина Печерникова: биография


Актриса Ирина Викторовна Печерникова с чрезвычайно необычной внешностью вошла в кинематограф и стала знаменитой после фильма «Доживём до понедельника». Популярность её была велика и в СССР и за рубежом.


Ира родилась в городе Грозный в послевоенный год. Семья сразу же, как родилась девочка, уехала в Москву. Соседкой у Печерниковых была Руфина Нифонтова, знаменитая актриса и красивая женщина. Эта женщина стала кумиром для Ирины.


Девочка тайком дарила цветы актрисе. Однажды она услышала, чтобы стать актрисой, нужно уметь всё. Биография будущей актрисы с этого момента начала круто меняться.


Ирина стала посещать все возможные кружки и секции. Она каталась на коньках и фехтовала, активно участвовала во всех занятиях драматического кружка.


Девочке повезло, что преподавателем была ученица Всеволода Мейерхольда. Этот педагог серьёзно занималась с Ириной и помогла ей подготовиться к поступлению во МХАТ.


Девушка не сразу решилась поступать, ей хотелось поработать в артистической среде в течение года в театре Маяковского. Пришла во МХАТ, чтобы узнать, к чему готовиться на будущее. Её заметили и предложили что-то исполнить. Её вид, поведение и рассказ вызвал хохот. Девушка стала студенткой.

Театральная биография Ирины Печерниковой


Сценическая биография получила своё начало со 2 курса. В театре долго обсуждали, почему недипломированной актрисе поручили главную и сложную роль. Актрисы с именем нашёптывали друг другу о том, что студентка получила эту роль через постель. Ирину это очень обидело, но режиссёр убедил её в том, что не судачат только о пустышке, а она уже расценивается как актриса-соперница. Печерникова начала свою карьеру в театре Ленинского комсомола, проработав там два года. Перейдя в театр имени В.В.Маяковского, прослужила ему десять лет.


Режиссёр М.Царёв уговорил актрису играть в своём Академическом Малом театре. Два года надо будет пройти трудный этап привыкания к коллективу. Главные роли теперь поручали только ей, в связи с этим, она часто слышала прямые угрозы в свой адрес. Со смертью любимого режиссёра и началом девяностых, театральная жизнь потеряла смысл. Печерникова стала ощущать ненужность, начала злоупотреблять алкоголем, но вовремя остановилась.

Ирина Печерникова: фильмы


Биография в кино сложилась очень удачно. Она играла на одной съёмочной площадке с Вячеславом Тихоновым , Олегом Далем , Иннокентием Смоктуновским и другими. У актрисы стали появляться любимые режиссёры. Одним из них был Станислав Ростоцкий, который создавал прекрасную атмосферу общения и уважения друг друга.


Почему-то злые языки приписывали молодой начинающей актрисе романы с каждым из знаменитых партнёров по фильмам. С Высоцким были совместные путешествия, но любовного романа не случилось, так как Владимир уже был влюблён в Марину Влади .

Журнал «Советский экран» часто размещал фотографии актрисы и статьи с очередными рецензиями на её роли. Сейчас Ирина Печерникова редко снимается и играет в театре, она не страдает от этого, так как считает, что в современном кинематографе нет таких сильных актёров, с которыми она играла на советских площадках.

Ирина Печерникова: биография личной жизни


Ирина несколько раз выходила замуж. Первый муж актрисы – музыкант из Польши Збигнев Бизон. Молодых людей свело вместе несчастье. Девушка была на съёмках и сломала ноги, ходила с палочкой. Искра промелькнула между актрисой и музыкантом во время концерта группы, куда Ирину привели друзья. Была переписка, звонки по телефону. Пара расписалась, но жить вдали от родных девушка не смогла.


Вторым браком был брак с коллегой по сцене. Борис Галкин полюбил Ирину с первого взгляда на её портрет в театре. Два месяца прошло после пылких встреч влюблённых, и они поженились. Полностью посвятить себя семье и мужу, актриса не смогла, главным в данный момент её биографии была сцена.


Главной любовью Ирины стал Александр Соловьёв. Любовь возникла между ними спустя лишь 17 лет после знакомства. У мужчины был уже сын, а Печерникова не собиралась разбивать чужую судьбу. Через 4 года, когда сын окончил школу и поступил в выбранный им институт, пара стала встречаться, а через 7 лет обвенчалась. Прожили в любви и согласии всего три года. Муж Ирины был убит возле дома неизвестными. Актриса впала в депрессию, из которой врачи выводили её 6 месяцев.

Ирина Викторовна Печерникова. Родилась 2 сентября 1945 года в Грозном. Советская и российская актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР (1988).

Ее родители познакомились, когда учились на геофизическом факультете Ленинградского университета. По распределению попали Чечено-Ингушетию. Там родилось трое детей - сын и две дочери. Ирина была самой младшей.

Затем с семьёй переехала в Москву. Жила на Ленинском проспекте.

По ее словам, в детстве была взбалмошным ребенком, постоянно вредничала. Ее даже выгоняли из детского сада. "Класса с третьего я верховодила во дворе, дралась часто. Все время что-то придумывала, какие-то игрища устраивала. То мы на плоту куда-то плыли: рядом стройка была, котлован с водой, и мы по уши в грязи, потому что плот перевернулся. То были марсианами на той же стройке: «летали» среди балок второго-третьего этажей. И периодически к маме с папой приходила делегация родителей и сообщала, что детям запрещено со мной водиться", - вспоминала она.

Соседкой была актриса Малого театра Руфина Нифонтова. Ирина тайком подкладывала ей под дверь цветы, а однажды набралась смелости и позвонила. "Что нужно, чтобы стать актрисой кино?", - спросила она. "Все", - услышала в ответ, после чего актриса закрыла дверь перед ее носом.

В школьные годы Ирина занималась фигурным катанием, фехтованием, гимнастикой, стрельбой, мотоциклом, лошадьми. А затем записалась в театральную студию.

Ирина Печерникова - Наедине со всеми (25.02.2016)

С первого раза поступила в театральный, и уже на втором курсе Школы-студии МХАТ Печерникову пригласили на интересную и сложную роль в спектакле «Зима тревоги нашей».

Там же она впервые узнала, что такое театральные интриги, когда случайно услышала (между гримерками были тонкие перегородки) разговор двух артисток: "Конечно, кому же, как не ей, дать роль в этой пьесе? Наша девочка не промах. Успевает жить сразу с двумя - с Массальским и с Пузыревым". Ирина Печерникова тогда забилась в декорации и долго плакала. Но утешил педагог: "Запомни, навсегда запомни, если о тебе говорят, значит, ты или женщина необыкновенная, или актриса талантливая. Плакать будешь, когда перестанут".

Впоследствии Печерникова уже не обращала внимания, когда ей приписывали, что она любовница того или иного режиссера (хотя романов в ее жизни было много).

В 1966 году окончила Школу-студию МХАТ и стала работать в Московском театре им. Ленинского комсомола, а с 1968 года - в Академическом театре им. Вл. Маяковского.

В 1978-1990 годах играла в Академическом Малом театре.

Печерникова вспоминала, что когда Михаил Иванович Царёв брал её в Малый театр, сразу предупредил: «Наш театр особый, императорский. Готовьтесь: вас будут есть как минимум два года. А вы, по-моему, съедобная». И она действительно забрала в театре все репертуарные роли.

Роли Печерниковой в театре:

1966 - «Мольер» М. Булгакова - Арманда Бежар (Театр «Ленком»)
1969 - «Два товарища» (Театр им. Маяковского)
1990 - «Джазмен» (Театр на Малой Бронной)
1977 - «Заговор Фиеско в Генуе» - Леонора (Малый театр)
1977 - «Маленькая эта земля» - Снежа (Малый театр)
1978 - «Ревнивая к себе самой» - донья Магдалена (Малый театр)
1979 - «Король Лир» - Корделия (Малый театр)
1979 - «Красавец мужчина» - Зоя Окоёмова (Малый театр)
1980 - «Вызов» - Софья (Малый театр)
1983 - «Дети Ванюшина» - Инна (Малый театр)
1983 - «Утренняя фея» - Адела и Анжелика (Малый театр)
1984 - «Накануне» - Елена Стахова (Малый театр)
1985 - «Федра» - Арикия (Малый театр)
1986 - «Человек, который смеётся» - Дея (Малый театр)
1987 - «Игра» - Ирина Скворцова (Малый театр)

В кино судьба Ирины Печерниковой складывалась удачно. Уже первые картины принесли успех, всесоюзную славу и звание одной из главных красавиц Советского Союза.

Её партнёрами были выдающиеся актёры - , Иннокентий Смоктуновский, Олег Даль и другие.

С Печерникова находилась в дружеских отношениях.

Актриса много снималась во второй половине 1960-х и в 1970-е годы.

В 2010-е годы актрису вновь стали приглашать в кино и на телевидение, она стала участницей телешоу «Формула красоты». Благодаря таланту пластических хирургов она помолодела лет на двадцать, и именно преображение известной актрисы расценивалось как главный успех шоу.

Личная жизнь Ирины Печерниковой:

Трижды была замужем.

С первым мужем - польским музыкантом Збигневом Бизоном - познакомилась благодаря личной трагедии.

Тогда Ирина только стала знаменитой на всю страну - после роли в фильме "Доживем до понедельника". Однако на очередных съемках актриса прыгнула в сугроб, а приземлилась на огромный пень - сломала обе ноги. Врачи сказали, что теперь она будет хромать на правую ногу всю жизнь.

Ей было всего 23 года. Она лежала в гипсе, и друзья, чтобы встряхнуть Ирину, решили устроить ей культурную вылазку на концерт польской джаз-группы "Бизоны".

Печерниковой понравилась не только музыка "Бизонов", ей приглянулся солист ансамбля - Збигнев Бизон. К середине первого концерта она уже поняла, что влюбилась в него по уши. Збигнев тоже сразу заметил Ирину в зрительном зале: маленькая, худенькая, с тростью в руке, но такая веселая, и глаза блестят. Певец часто гастролировал, восторженными поклонниками его было не удивить, но здесь Збигнев почувствовал, как между ним и Ириной пробежала искра.

Вечером Ирина и Збигнев уже вместе пили чай в кафе. Печерникова забыла про все свои болячки. Она так быстро пошла на поправку, что удивила тогда всех своих врачей. Збышек вдохнул в нее новую жизнь.

Когда группа "Бизоны" вернулась в Польшу, Ира и Збышек продолжали общаться. Каждый день она получала от него красивую открытку и сама писала ему письма по-русски. Они очень скучали друг по другу. Когда захотели снова увидеться, выяснилось, что выехать за границу Ира может только к родственнику или к жениху. "Ах нельзя, да? Пожалуйста – мы жених и невеста!" - решила она. На свадьбу Збигнев приехал в Москву. А после регистрации Печерникова уехала с мужем в Польшу. Бросила все: и театр, и кино.

В Польше Ира очень скучала по родителям, по друзьям, по театру и однажды отпросилась у мужа: "Збышек, отпусти меня в Москву. Я через месяц приеду" . А когда она вернулась, счастливая, полная впечатлений, Збигнев понял: Ирина должна вернуться на родину. "Когда в очередной раз он меня посадил на поезд (я ехала на съемки), - вспоминает Печерникова, - он шел вдоль вагона, и я поняла, что он прощается со мной" .

Печерникова уезжала на месяц, но обратно так и не вернулась. "Мы пришли к выводу, что Ирина будет жить в Москве, а я останусь здесь, и посмотрим, что будет" , - рассказывал Збышек. Сейчас он живет в Швеции, преподает, у него взрослые дети.

Вторым мужем Печерниковой был актер .

Она познакомилась с ним, когда служила в Малом театре. Он на тот момент - студент-выпускник, ставил дипломный спектакль. А влюбился в Ирину еще до знакомства - в ее портрет, который висел в театре. Через пару месяцев знакомства он пришел к ней с предложением руки и сердца. Печерникова впоследствии говорила, что и сама не знает, зачем согласилась. "Мне не надо было выходить за него замуж , - уверена она. – Можно было бы просто побыть влюбленными" .

С Галкиным они прожили год. Борис Галкин жил Печерниковой, а Печерникова жила театром. Она очень быстро поняла, что не любит Бориса по-настоящему - в тот момент ей не нужна была семья, ей нужна была только сцена. Ирина подала на развод.

Главной любовью своей жизни Печерникова считает актера , который ждал ее почти 30 лет.

Их первое знакомство произошло в 1969 году в театре Маяковского на премьере спектакля "Два товарища", в котором Ирина играла главную роль - Соловьев принес ей цветы, когда артисты вышли на поклоны.

Ради Печерниковой Соловьев устроился служить в Малый театр. Но она долго его не замечала.

Главная любовь Ирины Печерниковой

В 90-е годы у Ирины началась черная полоса - ролей не было. Вместе с работой ушел смысл жизни. Ирина стала забываться только после бокала шампанского, потом - только после пары бутылок. Так продолжалось два года.

Печерникова решила лечиться. Ирина узнала адрес одной из клиник в Украине. Приехала, заняла место в очереди. И именно там она столкнулась с Александром Соловьевым - он приехал в клинику с той же бедой, что и Печерникова.

В 1997 году в маленькой церкви на Арбате они тихо обвенчались.

Ирина Печерникова и Александр Соловьев

Они не расставались ни на минуту, старались все делать вдвоем. Вместе убирались по дому, ходили по магазинам и обеды с ужинами всегда готовили вместе. Как говорила Печерникова, они как будто предчувствовали, что отведенное им вместе время на исходе.

26 декабря 2000 года в 68-е отделение милиции Москвы заглянул прохожий и сообщил, что за углом на цветочной клумбе валяется прилично одетый мужчина. Его лицо показалось знакомым дежурному оперуполномоченному, но где именно он его видел, вспомнить так и не смог. Мужчину оформили, как неизвестного и отправили в Институт Склифосовского. После недельной реанимации, не выходя из комы, он умер. Это был Александр Соловьев.

Случилось то, чего Печерникова боялась больше всего на свете: Соловьев выпил и то ли подрался, то ли просто упал, но нашли его в бессознательном состоянии.

Печерникова приехала домой только 30 декабря. Ее не было в Москве пять дней. Дома Ирину никто не ждал. Она решила, что Саша обиделся на нее и ушел из дома. Так бывало и раньше, Александр мог вскипеть из-за пустяка и неделю скитаться по друзьям, а потом ворваться домой с огромной охапкой цветов и подарков и на коленях вымаливать прощение.

31 декабря в десять вечера Печерникова накрыла стол, поставила две свечи, бокалы и села ждать мужа. Но Александр не приходил. Ирина уже начала терять терпение. "Ну ладно, может, ровно в 12 придет с подарком", - успокаивала она себя. С первыми ударами курантов Ирина поняла: с любимым что-то случилось. Она упала в обморок.

Ира начала обзванивать друзей, знакомых, но никто Александра не видел. День за днем Печерникова искала Соловьева. Смутно помнит, как проходили дни: звонки друзьям, беседы с участковым, поездки в больницы и морги. Она завела знакомых среди санитаров травмпунктов и реанимаций. А вечера проводила в церкви, где молилась, чтобы любимый вернулся.

После недельной реанимации, не выходя из комы, неопознанный больной, которого привезли в Институт Склифосовского прямо с улицы, умер от кровоизлияния в мозг. Это произошло 1 января 2000 года. А через две недели после всех новогодних празднеств в 68-м отделении милиции вспомнили про незакрытое дело. Оперуполномоченный приехал в морг оформить бумаги. Милиционер посмотрел на Соловьева: "Где же я все-таки его видел... Вспомнил! Он же в кино снимался! "Зеленый фургон" с Харатьяном".

Через два дня после похорон Ирину Печерникову увезли в больницу, там ей поставили диагноз: тяжелое нервное расстройство. Она провела в больнице полгода. Ее пытались вернуть к жизни, а главное - научить спать. Потом последовало несколько лет депрессии и одиночества. Печерникова пила снотворное, проваливалась в тяжелый сон, а потом наступало еще одно ненужное утро. Жить не хотелось. Печерникова не могла улыбаться, говорить и даже находиться рядом с людьми, она уходила в лес и там рыдала до хрипоты. Уезжала в деревню, старалась забыться в работе, выкорчевывала пни на заросшем участке, полола сорняки, сажала цветы. Постепенно Ирина смогла вернуться к нормальной жизни.

Фильмография Ирины Печерниковой:

1967 - Каменный гость - донна Анна
1968 - Первая любовь - Зинаида Засекина
1968 - - Наталья Сергеевна Горелова, учительница английского
1968 - Щит и меч
1970 - Любовь к трём апельсинам - Смеральдина
1973 - Города и годы - Рита Старцова
1973 - Открытие (Рукопись академика Юрышева) - Лиза
1973 - По собственному желанию - Полина Рязанова
1975 - Вариант «Омега» - Елена Ивановна Скорина, жена Сергея
1976 - Сказ про то, как царь Пётр арапа женил - графиня Луиза де Кавеньяк
1976 - Птицы наших надежд - Дина
1976 - Два капитана - Мария Васильевна Татаринова, мама Кати
1977 - Первые радости - Лиза Мешкова
1978 - Личное счастье - Ирина Замятина, актриса местного театра, жена Ильи
1978 - Однокашники - Тоня, любовница Лобанова
1978 - Человек меняет кожу - Валентина
1979 - Необыкновенное лето - Лиза Мешкова
1979 - Голубой карбункул - Катарина
1981 - 34-й скорый - Лёля
1985 - Набат на рассвете - Наталья Егоровна
1991 - Анна Карамазофф - узбечка
2001 - Не покидай меня, любовь - Тася, жена Геннадия
2007 - Последняя репродукция - Васса Андреевна




Имя: Ирина Печерникова
Дата рождения: 02.09.1945
Возраст: 72 года
Место рождения: город Грозный, Россия
Вес: 58 кг
Рост: 1,66 м
Деятельность: актриса театра и кино
Семейное положение: замужем
Вконтакте

Ирина Печерникова долго считалась самой красивой актрисой Советского кино. И это вполне заслуженно. Тонкие, правильные черты лица, нежность во взгляде, все это делало внешность Ирины привлекательной и запоминающейся. Вспомнить хотя бы ее роль учительницы в фильме «Доживем до понедельника». Что же с ней стало сейчас? Ее биография и личная жизнь интересует многих. Об этом речь пойдет в статье.

Ирина Печерникова. Мне не больно

Детство актрисы

Ирина Печерникова родилась в городе Грозном в 1945 году. Ее биография началась в тяжелое послевоенное время. Потом семья переехала в Москву. Ирина в детстве имела горячее личное желание стать актрисой. Жизнь ее родителей была далека от мира театра и кино. Неизвестно от кого в маленькой девочке появилось такое желание. Она ходила в кино и театры и представляла себя на сцене или экране.


Так получилось, что недалеко от дома Печерниковых жила известная актриса Руфина Нифонтова. Ира буквально следила за знаменитостью, тайно пробираясь за ней до дверей квартиры. Потом девочка стала носить цветы к ее двери. А однажды она решилась и позвонила в ее дверь. Когда долгожданная встреча состоялась, Ира в великом волнении спросила: что нужно для того, чтобы стать актрисой. На это Нифонтова ответила неожиданно и кратко: «Всё!» и захлопнула дверь.


Ирина Печерникова в юности

Тогда перед девочкой появилась настоящая цель. Она поступила в драматический кружок, художественную гимнастику, фигурное катание, фехтование и даже стрельбу из лука! Она хотела стать идеальной во всех отношениях.


Ирине повезло: преподавательница в драмкружке оказалась ученицей известного Мейерхольда! Именно она всерьез занялась подготовкой Иры к поступлению в театральный ВУЗ, который тоже выбрала сама. Это Школа-студия МХАТ.


Ирина Печерникова, если признаться, сомневалась в своих силах. Она не была уверена, что ее актерская биография сможет начаться с МХАТа. Поэтому она втайне от преподавательницы решила исполнить личное желание. И это сыграло решающую роль в ее дальнейшей жизни. Ира потихоньку пробралась туда, где работала экзаменационная комиссия. Одета она была в школьную форму с черным фартуком. На голове большой бант. Так одевались в советские времена школьницы, даже в старших классах.


Актриса в молодости

Ирине Печерниковой было тогда шестнадцать лет. Но выглядела она моложе, на тринадцать. Она потихоньку приоткрыла дверь, и тут ее заметили преподаватели. Им показалось это забавным. И тут произошло важное событие, изменившее ее биографию. Девушку пригласили войти. Затем спросили: сколько ей лет? Она соврала, что семнадцать. Тут все рассмеялись. Потом попросили прочесть что-нибудь. Она прочла по личному усмотрению то, что они учили в драмкружке. Почему-то опять раздался смех.


И, несмотря ни на что, ее приняли в Школу-студию МХАТа. Это было важное событие в жизни Ирины. На фото тех лет девушка выглядит совсем еще ребенком – детские черты лица, наивный взгляд. Но, тем не менее, она уже стала студенткой театрального ВУЗа. Сбылась ее давняя мечта.

Творческая карьера актрисы

Уже во время обучения в Школе-студии на второй год будущей известной актрисе Ирине Печерниковой предложили выйти на настоящую сцену. Это был спектакль «Зима тревоги нашей». Она была счастлива, что начало творческой биографии случилось так скоро. Однако, сплетни, касающиеся ее личной жизни, омрачили это счастье. В том, что режиссер выбрал на серьезную роль столь юную девушку, усматривали тайные, грязные причины. Ее подозревали в любовной связи с режиссером. Хотя это, конечно, было не так.


Печерникова играла в тетаре

Тут Ирине пришлось познать все каверзы закулисной жизни. После того, как она окончила театральный ВУЗ, молодую актрису взяли в Театр Ленкома. В нем она играла роль Арманды Бежар в Булгаковском «Мольере». Проработав там два года, молодая актриса перешла в Театр им. Маяковского. Туда она хотела попасть уже давно.


Олега Даля принудила ее сняться в фильме «Вариант «Омега» вместе с ним. Но опять же никакой любовной связи с ним не было. Он сильно любил свою жену, которая работала тут же, на съемочной площадке.

Роль в фильме «Два капитана» принесла актрисе также немалый успех. Режиссер был рад, что нашел, наконец, подходящую кандидатуру на эту роль. Он говорил, что ему нужна такая женщина, от которой бы потеряли голову трое мужиков.


В 90-х годах актриса исчезла с экранов. Возможно, в этом была виновата личная трагедия Ирины. Она проходила лечение от алкоголизма в одной престижной клинике.


Затем Ирина снялась в 2000-м и 2007 году. Больше не было у нее ролей в кино.

Личная жизнь

Как это бывает у красивых знаменитостей, вокруг биографии и личной жизни Ирины Печерниковой ходят множество слухов, верных и неверных. Одно только можно сказать с уверенностью, что детей у нее нет.


Насчет романа с Владимиром Высоцким трудно сказать однозначно. Было известно, что известный певец и актер был неравнодушен к красавице с глазами олененка. Он увез ее в Абхазию, где ему предстояла сняться в фильме. Там же он давал концерты, на которых пел песни, посвященные ей. Все зрители оглядывались, чтобы видеть, для кого же поет Высоцкий. Но он тогда был женат, а становиться любовницей Ирина не хотела. Так что на этом все и закончилось.


Владимир Высоцкий (слева): друг актрисы

Первым официальным мужем актрисы стал Збигнев Бизон, польский музыкант. На его концерт Ирину привели друзья. Она тогда ходила с палочкой, потому что сломала во время съемок ноги. Но этот факт не помешал музыканту влюбиться в русскую красавицу-актрису. Их роман вспыхнул мгновенно. Затем им пришлось разлучиться. Они переписывались, перезванивались. Но при встрече решили больше не расставаться, оформили брак. Но опять же Ирине приходилось уезжать в Россию на съемки.


Збигнев Бизон и Ирина Печерникова

Их брак и любовь не вынесли разлук. В конце концов, они расстались.


Через несколько лет, когда актриса играла уже в Малом театре, ее портрет заметил актер Борис Галкин. Внешность Ирины так впечатлила его, что он стал спрашивать у всех, кто она такая. Потом, увидев Ирину на сцене, Борис сначала не узнал ее. А потом влюбился окончательно. Он стал красиво ухаживать за ней, играл на гитаре, дарил красивые букеты. В конце концов, сердце красавицы было покорено.


Борис сделал ей предложение. Ирина согласилась. Вместе они прожили совсем немного. Актриса призналась позже, что она любила тогда только лишь театр. Поэтому им пришлось расстаться.


Позже Борис женился на другой женщине, у него родился сын Владислав, который стал известным актером.


Настоящая любовь пришла к Ирине Печерниковой слишком поздно. С актером Александром Соловьевым она встретилась еще в 68-м году на съемках «Зеленого фургона». Но в ее биографии он появился еще позже, в 80-х. Они встретились в частной клинике, где оба лечились от алкоголизма. Между ними вспыхнуло настоящее чувство. Но Александр тогда был женат, у него рос сын. А разбивать его личную жизнь Ирина не хотела.


И. Печерникова и Александр Соловьев

Позже, когда сын вырос и стал студентом, они повенчались в православной церкви. Судьба дала женщине, наконец, краткое семейное счастье.


Жаль, что оно было слишком коротким. Через три года ее мужа нашли без сознания возле дома, отвезли в больницу. Но опознать его никто не смог. Это удивительно, но факт. Целый месяц актер лежал в морге. А Ирина просто сходила с ума от беспокойства, ища мужа во всех больницах и моргах. И только случайно один медик признал в «бомже» известного актера. Ирина, похоронив мужа, несколько лет провела в страшном неврозе. И только сейчас она начинает немного приходить в себя.

Ирина Печерникова. Автограф по субботам.

Вам нравится творчество актрисы Ирины Печерниковой?


Да
Нет
Загрузка...
Дата рождения: 02.09.1945
Гражданство: Россия

Рядом с нами, на Ленинском, жила актриса Руфина Нифонтова, я часто ее встречала. Однажды купила букет цветов и пришла к ней домой: "Что надо, чтобы стать актрисой?" Она басом ответила: "Все". И тогда я начала записываться во все кружки подряд - фигурное катание, фехтование, гимнастика... И в театральную студию, где познакомилась с удивительной женщиной, ученицей Мейерхольда. Она была одержима театром, я таких просто больше не встречала. Это она сказала мне, что я должна сдавать экзамены в театральный, и непременно во МХАТ.

Поступила я случайно, даже не слишком готовилась. Решила посмотреть, как другие поступают, спросить что-то - и на год пойти в театр поработать, в "Маяковку": мне там "Гамлет" очень нравился. И вот пришла в Школу-студию МХАТ - смешная такая, в белых носочках, в школьной форме, из которой уже выросла, с огромными капроновыми бантами. Выглядела, наверное, лет на тринадцать. И зачем-то заглянула в учебную часть. Заведующая подняла голову от бумаг и спросила, сколько мне лет. Я соврала: "Семнадцать", прибавив себе год, и покраснела. "Ну, раз ты такая взрослая, иди". В аудитории хохот был, когда я вошла. А как начала читать... Стихотворение "Сеттер Джек" Веры Инбер. И опять все смеются... "Прозу, пожалуйста". Прозу? "Карел Чапек. "Дашенька, или История щенячьей жизни". Я обижалась, что надо мной смеются, проклинала себя. И не выпускала из рук портфель, чтобы не увидели, как у меня коленка трясется. Вот так они смеялись, смеялись... и неожиданно я поступила.

Какие у нас преподаватели были - по литературе, по изобразительному искусству! Я никогда не жила так жадно. Школу ненавидела, хоть и училась на отлично, а тут такая страсть к учебе появилась... Еще студенткой начала играть во мхатовском спектакле, потом снималась в кино...

- Вы, похоже, любимчик судьбы - начали с фантастического успеха.

Сейчас вы спросите, помню ли я тот день, когда проснулась знаменитой? А этого не было - пик своей известности я благополучно проскочила. Вышел фильм "Доживем до понедельника", письма стали приходить мешками - а я как раз в этот момент сломала обе ноги. На съемках в Польше прыгнула в сугроб, а там пенек оказался. Лежу в гипсе, вся такая знаменитая, мне в больницу мешки писем привозят, а я их читаю... Приятно, конечно. Как только выпустили из больницы - опять начались съемки. И на улицах меня никогда не узнавали - я ведь в красивых и тогда не ходила. Была фотогеничной, поэтому на экране смотрюсь интересно.

И вся судьба моя такая косолапая. В самый пик популярности ломаю ноги, полгода валяюсь в больнице. Живу иллюзиями - а за спиной обо мне Бог знает что говорят. Это еще со студенческих времен тянется.

Однажды (я уже репетировала роль в мхатовском спектакле) сижу в раздевалке - там перегородки тонкие - и слышу разговор. Две студентки меня обсуждают: "Вот, ее уже во МХАТ взяли репетировать. Да она живет и с Массальским, и с Пузыревым!" А я тогда еще ни с кем даже не целовалась! Помню, как в танцевальной черной юбке бежала по лестнице, потом рухнула в какие-то декорации и рыдала там. Мимо проходил наш преподаватель Борис Николаевич Симолин - прелестный был человек, его весь ВГИК обожал и весь МХАТ. Он услышал, что в куче декораций кто-то воет, и вытащил меня оттуда. Посадил на стол, посмотрел внимательно и спрашивает: "Коньяк пила когда-нибудь?" Я помотала головой, тогда он достал маленькую фляжечку, налил мне немножко в крышку и заставил выпить. "Что такое?" Я все ему и рассказала. Он говорит: "Запомни на всю жизнь: если про тебя говорят, значит, что-то в тебе есть. Или ты женщина какая-то особенная, или талант у тебя. Вот когда перестанут говорить, тогда задумайся, сядь перед зеркалом, налей себе коньячку чуточку, вспомни меня и спроси сама себя: что произошло? И еще - кого тебе приписывают, обязательно узнай". Замечательный урок, я его действительно на всю жизнь запомнила.

- И стали узнавать, кого вам приписывают?

Узнавала... Приписывали всех партнеров, режиссеров, у которых снималась, и какие-то романы безумные.

- Партнерами вас действительно Бог не обидел. Тихонов, Высоцкий, Смоктуновский, Даль...

Тихонова я стеснялась немножко. А с Володей Высоцким у нас странные были отношения. После окончания студии я очень дружила со старшекурсниками. Мхатовцы люди удивительные - они обладают способностью всегда создавать свой театр. И вот образовалась такая компания - Жора Епифанцев, Высоцкий, Сева Абдулов. Под руководством Геннадия Яловича они создавали театр, а я в этом участвовала. Часов в 11 ночи, после спектакля, приходила в клуб КГБ, где они репетировали. Я как сын полка у них была - все меня любили, звали, просто чтоб была рядом. Вот там я первый раз увидела Высоцкого - и возненавидела его всеми фибрами души. Он такой был... Все время цеплялся, острил, издевался. Я его презирала со всей моей детской категоричностью. Как-то раз пришла на репетицию и вдруг слышу - кто-то здорово поет хрипатым голосом: "Парус, порвали парус". Я влетаю - опоздала немножко, - все кучей стоят, слушают. Проползла между ними и вижу, что это тот самый, ненавистный мне... И ляпнула: "Ой, надо же..." Он как раз петь закончил, посмотрел на меня: "Ну, что?" Я говорю: "Надо же, такой противный - и такую песню спел". Он расхохотался.

А потом я перестала туда ходить, и встретились мы только лет через пять в коридоре "Мосфильма". Шли навстречу друг другу в совершенно одинаковых, тогда очень редких джинсовых костюмах, прямо как близняшки. И так обрадовались этой встрече! Он меня спрашивает: "Привет, ты откуда?" - "Из Стокгольма". - "А я из Парижа!" Сели, поговорили, все было очень мило. Я два года провела за границей, ничего о нем не знала, из вежливости решила задать вопрос: "Скажите, Володя, вот вы тогда свою песню пели, "Парус". А вы еще что-нибудь написали?" У него просто шок был. Он меня за руку схватил: "Слушай, тебя Бог послал. Ты вообще ничего не слышала?" - "Нет..." - "Ладно, у тебя время есть?" Я говорю: "Сценарий отдам и свободна. А что?" - "Мне нужно минимум три часа. Пойдем отдадим твой сценарий". Он повез меня к себе домой, куда-то в Матвеевское, и часа два, может быть три, пел. Я для него была как чистый лист. Подружились сразу - насмерть просто.

Помню, у него что-то не складывалось с "Алисой в Стране чудес", работа стопорилась, и мы с Севой Абдуловым часто у него ночами сидели. Слушали музыку, трепались, пили джин с тоником, а Володя сочинял. Иногда приносил листок: "Вот, родилась строчка". Так было замечательно, какое-то волшебное время...

Он приходил ко мне домой, смешил всех. Мама начальником отдела работала, и у нее осенью всех сотрудников снимали "на картошку". Когда Володя начинал петь "Товарищи ученые", она до слез смеялась. Папе он подарил первую пластинку с военными песнями. И смешно так сказал: "Виктор Федорович, тут в одной про ваше чадо есть целых три строчки. Интересно, угадаете или нет?" Папа послушал: "По-моему, угадал - "Он не в такт подпевал, он всегда говорил про другое..."

- Так это про вас?

Он не про меня, конечно, писал, просто совпало. Я тоже всегда "не в такт". Однажды Володя приехал - и к папе: "Можете отдать мне ваше чадо на трое суток?" Папа удивился: "Как это?" - "Ну очень надо! Верну в целости и сохранности". - "Ну если очень надо - пожалуйста". Мы садимся в машину, едем в аэропорт. Я думаю: наверное, встречать будем кого-то. Потом почему-то садимся в самолет, летим. Я болтаю, он шутит, смешит меня. И вдруг самолет, как мне кажется, начинает падать - это ямы воздушные, и тут я спрашиваю: "Володя, а куда мы летим?" Он начинает хохотать: "Слушай, а почему ты сейчас-то спросила?" Оказалось, мы летим в Адлер, оттуда едем в Гагры, где они с Олегом Далем снимались в фильме "Плохой хороший человек". Меня Володя оставляет в каком-то домике, я сижу, жду, вечером он за мной заезжает и мы едем в Сухуми на его концерт. Для этого он, оказывается, меня и вывез. Потрясающий был концерт: смешные песни, на которых я закатывалась, он пел, адресуя мне, и весь зал оборачивался. А я сидела с пылающими щеками.

Но такие отношения, чуть-чуть "над обычными", не могли долго продолжаться. В конце концов Володя попытался их изменить, довольно-таки решительно, - и не получилось. Он был для меня как сказочник, а не-сказки мне не хотелось. Я очень долго все себе придумывала: и людей, и ситуации.

Самое забавное, что после этого нам пришлось в фильме "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" изображать в постели безумную страсть. Причем все должно было выглядеть очень смешно, сцена задумывалась как гротеск. Так мало того, что мы с ним даже не начали разговаривать, ему еще пришлось таскать меня по съемочной площадке на руках - я в очередной раз сломала ногу. Вся группа покатывалась со смеху, кроме режиссера. Митта был мрачен и громко возмущался: "Вы мне седьмой дубль запороли!" Сцену мы отыграли, но так и не помирились.

- По слухам, вы были очень близки с Олегом Далем...

Мы с Олегом дружили. Я очень давно хотела с ним познакомиться, даже пошла сниматься в "Вариант "Омега", где для меня и роли-то не было - так, эпизоды. Пошла только потому, что там играл Олег Даль, мой любимый артист. Но он человеком был закрытым, и на картине мы почти не общались. Второй раз встретились на "Записках из журнала Печорина". Помню, с ним все время приходилось быть начеку, каждую минуту ожидая подвоха. А потом был дурацкий телевизионный фильм, очень слабый, хорошо, что все его забыли. Но именно на нем мы и сдружились. И все оставшиеся годы планы у нас были общие. Мы очень хорошо с ним молчали. Я всегда знала, о чем он молчит, сама же могла сколько угодно болтать, смеяться.

Веселым я его видела только один раз, когда они с женой Лизой получили квартиру, - до этого ютились в какой-то "хрущевке" страшной, в жутких условиях. Он ходил по дому такой счастливый, благостный, показывал, что успел там сделать: в холле - стена книг, а если нажать на кнопочку, она отъезжала в сторону, как в детективном фильме, а за ней - малюсенький кабинет. Олег радовался как маленький.

- Значит, с мужчинами вы дружили. Неужели влюбиться не хотелось?

Очень хотелось. Я и влюбилась - в поляка, уехала с ним в Варшаву. Сейчас понимаю, что нам не надо было жениться, но так уж вышло. Как раз в тот год, когда я поломала ноги.

Я только-только ходить начала после своих переломов, и друзья повезли меня на польскую выставку, там выступала вокально-инструментальная группа, очень хорошая, "Бизоны" называлась. И я в самого главного из них, Збышека Бизона, влюбилась. Нам хотелось видеться, но оказалось, что для этого необходимо стать мужем и женой. Мы так и сделали: расписались и вскоре уехали за границу.

- И вы оставили театр?

Все бросила - и театр, и кино. Сначала было очень интересно - в Польше я попала в музыкальную среду, джазовую. Наконец-то живьем увидела Эллу Фицджеральд, Брубека. Поляки ко мне хорошо относились, но до определенной дозы спиртного. Сидим, разговариваем - и вдруг они начинают на меня грозно посматривать и кричать: "Еще Польска не сгинела!"

Мы с мужем много путешествовали - Варшава, Штутгарт, Стокгольм, Лондон... Я ходила по музеям, учила языки. Но выдержала недолго: уже через год стала задыхаться без театра. Пыталась сняться в кино - и это не получилось.

В Лондоне мне предложили роль, довольно интересную, в телевизионном пятисерийном фильме: девочка попадает.в аварию, теряет память, и никто не знает, кто она такая, - говорит на пяти языках, но с каким-то неуловимым акцентом. Такой детектив с оттенком мелодрамы. Меня поселили в пансионате, велели не говорить по-русски и ходить в киноакадемию на занятия. Шел сентябрь, после новогодних праздников должны были начаться съемки. И в это время у мамы случился инфаркт. Я попросила отпустить меня в Москву хотя бы дней на десять, а когда прилетела, в аэропорту узнала новость - в отношениях между Великобританией и Советским Союзом возникла "напряженка". Кто-то из наших сдался англичанам и принес список - "ху из ху" в советском посольстве. На что наши предъявили свой такой же список и выдворили из страны каких-то сотрудников английского посольства. На этом закончилась и моя лондонская эпопея. Англичане меня ждали до середины декабря, пробивали визу, какие-то письма писали, а когда я наконец приехала, было уже поздно.

Через год я вернулась в Москву. Думала, еду ненадолго, мы так со Збышеком договорились, а когда из окошка поезда глянула на его перевернутое лицо, поняла, что уезжаю навсегда, и он это знает. Однажды он мне позвонил, чтобы узнать, как я живу, и спрашивает: "Тебе по-прежнему фиорды снятся?" Я много лет видела один и тот же сон: синяя вода и зеленые языки суши - безумно красиво. "Да, снятся". - "А паспорт у тебя все еще наш? Тогда займи денег и приезжай, я сейчас в Норвегии, посмотришь, как твои фиорды на самом деле выглядят". Я прилетела, правда, было немножечко грустно: знала, что у него намечается другая семья. Он меня позвал, чтобы попрощаться. Посмотрела я фиорды - вода серая, скалы серые. Больше я тот сон не видела и Збышека тоже. Сейчас он живет в Швеции, преподает, у него уже дети взрослые.

- А это правда, что каждый следующий муж лучше предыдущего?

Они были очень милые люди - и первый мой муж, и второй. Оба очень талантливые: один писал музыку, другой - стихи. С Борей Галкиным мы познакомились в Малом театре, он там дипломный спектакль ставил. Потом поженились и прожили лет шесть. Или семь... Второй брак тоже оказался не слишком удачным, и только по моей вине. Мне, наверное, вообще не надо было замуж выходить, хорошим людям жизнь портить.

- Вы были плохой женой? Должно быть, морили мужей голодом?

Нет-нет, я умею готовить и дом содержала в порядке. Но жила всегда другим. Театр - главное, все ему посвящалось. На сцене я страдала, умирала, а реальную жизнь ощущала как слабый отсвет последнего спектакля. Наверное, я урод какой-то. Но не я одна - многие артисты вам то же самое скажут: по-настоящему живешь только на сцене, все остальное - лишь ожидание.

Недавно мы вспоминали те годы, и выяснилась странная вещь: я вообще не помню, что происходило вокруг. Зато во всех подробностях могу рассказать, как выпускали тот или иной спектакль, как переживала оттого, что у меня не получалась "Федра" или "Король Лир"...

- Сейчас вы снова замужем, и счастливо, как говорят.

Мне очень повезло. История эта давняя: в 69-м году мы играли в "Маяковке" премьеру, "Два товарища" по Войновичу. Вышли на поклоны, и вдруг я вижу: по залу бежит голубоглазый мальчик с одним-единственным цветком в руке. Кто-то из актеров наклонился, хотел его взять, а он не отдал и протянул мне. Спустя много лет я узнала, что это и был Саша Соловьев.

Он тогда совсем зеленый был, приехал в Москву из Норильска сдавать экзамены в театральный. Говорит, что уже тогда в меня влюбился. А я все уезжала, приезжала и вернулась в театр как раз в тот год, когда в труппу взяли Фатюшина, Соловьева и Костолевского - они у Гончарова учились. С Фатюшиным я где-то играла, с Костолевским тоже, а Сашу Соловьева просто встречала время от времени. Он как меня увидит, глазки опускает: "Здрасьте, Ирина Викторовна". Вот и все, что я о нем запомнила. Сейчас он злится на себя: "Ну почему же я тогда с тобой ни разу не заговорил, почему не решился, ведь мы уже тогда могли бы..." Но я-то думаю, что ничего бы не произошло, он в тот момент не смог бы меня удержать, мне еще через многое нужно было пройти, чтоб жизнь на сто восемьдесят градусов повернулась.

В конце 80-х умер Михаил Иванович Царев, мой ангел-хранитель. Когда он брал меня в Малый, сразу предупредил: "Наш театр особый, императорский. Готовьтесь: вас будут есть как минимум два года. А вы, по-моему, съедобная". И ели... Перед выпуском спектакля звонили мне по десять раз на дню, такими испорченными голосами. Обещали, что кислотой лицо обольют, что заговорят меня у какой-то бабки и я иссохну, и вся моя родня тоже.

- Откуда такая ненависть?

А за что любить-то? Я ведь пришла и забрала все репертуарные роли. Актрис моего возраста в труппе достаточно, я у них не просто работу отняла - надежду. Взяла, все хапнула - великая киноартистка! Царев меня защищал. А когда его не стало - многое изменилось, да так, что мне в театр не хотелось идти. На сцену можно выходить только в том случае, когда с утра все в тебе поет: сегодня спектакль! А не так - ох, сегодня опять в театр... И я ушла. Просто так, в никуда. Я умею вовремя уходить. Из отношений, из театра. Это очень важно, потому что процесс умирания зачеркивает то хорошее, что было.

- Как же вы с Сашей Соловьевым нашли друг друга?

У меня в это время был такой период, очень тяжелый. Я начала пить - и испугалась. Слишком много трагедий из-за этого случилось на моих глазах. Однажды решила: все, хватит. Узнала адрес доктора Довженко - и отправилась к нему в Феодосию. Сижу около регистратуры, вдруг открывается дверь и выходит Саша Соловьев. Мы друг к другу кидаемся, как будто всю жизнь дружили. Оказывается, у него тоже бывали такие периоды, как, впрочем, у многих актеров. Он никому ничего не сказал - ни друзьям, ни жене, купил билет на поезд и приехал.

Потом в Москве увиделись. Саша решил, что раз он так долго меня любит, мы должны быть вместе. Но разве можно на чужом несчастье?.. У него - семья, маленький сын. И мы расстались. Через два года опять встретились - и тоже ненадолго. Потом опять - и вновь в разные стороны. Однажды он показал мне видеокассету со своим фильмом "По Таганке ходят танки". Я сидела не дыша, да так и не решилась признаться, что уже видела его - сын моей подруги принес кассету со словами: "Фильм классный!"

Так восемь лет я и прожила - глупо, потому что поняла, что наконец встретила своего человека. Очень талантливого, неуправляемого, но абсолютно моего. Быть вместе мы не могли. А полюбить другого, даже роман завести не получалось: сердце-то занято. Долго я старалась вырвать это...

- Не удалось?

Не-а. Тянулось - как жилы вытягивают, вытягивают без конца... А тут еще судьба очередной сюрприз преподнесла. Я играла в двух антрепризах, с ними объездила всю страну, а в 92-м вдруг все рухнуло - резко подорожали авиабилеты, гостиницы. И я осталась не у дел. Вроде бы никогда в жизни денег не водилось, но на сигареты хватало, и одеться я всегда могла. А тут собаку нечем кормить... Мне так страшно стало, я даже заболела - вегетососудистая дистония. В том году очень многие люди сломались. И я тоже совсем плохая была. А потом... Решила не скисать, не впадать в уныние. Сдала квартиру, купила дом в деревне. Такую развалюху... Но зато место райское: тишина, красота, двести километров от Москвы. На холме - четыре избы, и только в двух люди живут. Вокруг луга, внизу речка. Два километра от шоссе через лес - только пьяный пастух может забрести. Я даже матом научилась объясняться - иначе он не понимает. У меня в то время еще и папа упал, ослеп, вообще помирать собрался. Я говорю ему: "Папа, как это ты помирать надумал? У меня в доме мужика нет! Ну-ка давай посажу тебя в машину и поедем". - "Я же слепой, ничего делать не могу". А я ему: "Ты будешь советовать, я тебе все расскажу".

Папа, кстати, в деревне окреп, ему сейчас 92. Четыре года стройка шла - я потихоньку покупала то доски, то кирпич, воевала с рабочими. А когда уже дом начал подниматься, поняла, что я сильная, могу и одна прожить. Соберу у себя друзей - у меня их много, неприкаянных, бесприютных, - это мои любимые люди, я для них и построила дом. Возвращаюсь из деревни в Москву - а меня ждет он, Саша. И сообщает, что у него сын поступил в институт, они поговорили обо всем, и теперь нам ничего не мешает пожениться.

Самое смешное - я жутко испугалась замуж выходить! Когда хотела - было невозможно, за эти годы успела уже к одиночеству привыкнуть. И вдруг замуж? Не хочу... Но снова жизнь за меня решила. Мы разом потеряли все. Квартиру, которую снимали, залило, нижнюю тоже, и я должна была обе ремонтировать за свой счет. На следующий день меня обокрали - последние деньги унесли. А из моей квартиры жильцы сбежали и часть вещей вынесли. Сашка собирался квартиру покупать, но тут проект, в котором он участвовал, рухнул. У нас не было ничего, только долги.

Три месяца мы прожили в настоящей голодухе. Но зато так друг друга узнали, что я наконец решилась выйти замуж.

- И сразу все наладилось?

Не сразу, конечно, но я уже стала понимать: самое главное - то, что мы вместе, по сравнению с этим все остальное менее важно. Совершенно незнакомое ощущение.

В детстве так бывает, что грудь спирает от впечатлений, от радости. Я сейчас себя чувствую как в детстве: все радости - они больше и полнее, оттого что мы вместе. А беды - наоборот, нестрашные.

Год назад в маленькой церкви на Арбате мы обвенчались - тихо, никому не сообщая. Не хотели, чтобы кто-то знал, это ведь не дань моде, а очень личное. У меня даже мечты стали не фантастические, а реальные. Хочется найти пьесу, сыграть, и обязательно вдвоем. Пока вот, к сожалению, не получается. А что будет дальше, не знаю. Я чувствую себя совершенно вне возраста - то молодоженкой, то неумехой, и впервые, кажется, проживаю свою жизнь по-настоящему. Я люблю - и это не на сцене, а в жизни. Оказывается, и так бывает...