Иофан, борис михайлович - биография. Борис Иофан и Ольга Сассо-Руффо: любовь на тонущем корабле Здания, спроектированные Б.М

Родился 28 апреля 1891 г. в Одессе Херсонской губернии Российской империи (ныне - на территории Украины). Отец будущего архитектора работал швейцаром. При этом ему удалось оплатить получение хорошего образования для Бориса и его старшего брата, Дмитрия (1885-1961).

В 1911 г. Борис Иофан окончил архитектурное отделение Одесского художественного училища. В 1916 г. окончил архитектурный факультет Высшего института изящных искусств в Риме, а в 1919 г. - римскую Высшую инженерную школу. Стажировался в мастерской архитектора Армандо Бразини.

После окончания одесского училища работал в Петербурге подмастерьем у архитектора Александра Тамаяна и у собственного брата. Был соавтором Дмитрия Иофана при строительстве здания петроградского Главного казначейства (завершено в 1915 г.; в настоящее время в нем располагается главное управление Банка России по Санкт-Петербургу). В 1914 г. уехал на учебу в Италию.
Во время последовавшей архитектурной практики стал автором более 10 построек в разных регионах Италии. Работы этого времени выполнены, преимущественно, в неоклассическом стиле.
В 1921 г. вступил в сформированную в том же году Итальянскую коммунистическую партию, был близко знаком с ее основателями - Антонио Грамши и Пальмиро Тольятти.
В 1923 г. по заказу советского правительства создал проект посольства СССР в Риме (не был реализован). В том же году по приглашению Алексея Рыкова, председателя Высшего совета народного хозяйства СССР, Борис Иофан переехал в СССР.
В 1924 г. он создал проект рабочего поселка при Штеровской ГРЭС (ныне в составе г. Миусинска, Луганская обл., Украина). Затем работал в Москве, первоначально в конструктивистском стиле. В 1925 г. был автором проекта показательных жилых домов для рабочих на Русаковской ул., работал над проектами опытных станций и городков Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева и Химического института им. Л. Я. Карпова. В 1926 г. разработал проект правительственного санатория в подмосковной Барвихе (построен в 1934 г.). В том же году был принят в ВКП(б).
В 1927-1931 гг. вместе с братом проектировал и руководил строительством жилого комплекса для членов Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) и Совета народных комиссаров (СНК) - "Дома на набережной".
В 1930-х гг. Борис Иофан работал над проектом Дворца Советов высотой 420 м в Москве, который планировалось построить на месте снесенного храма Христа Спасителя. Этот проект победил в двух конкурсах 1931 и 1933 гг.; впоследствии он дорабатывался совместно с архитекторами Владимиром Щуко и Владимиром Гельфрейхом. Небоскреб фактически задал новое направление советской архитектуре - монументальный классицизм или сталинский ампир, который господствовал до 1955 г.
Возведение здания, на вершине которого планировалось установить 70-метровую статую Владимира Ленина, началось в 1937 г., но было прервано из-за начала Великой Отечественной войны в 1941 г. Конструкции фундамента впоследствии были использованы для открытого бассейна "Москва".
В 1937-1939 гг. Борис Иофан был архитектором павильонов СССР на Всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке. Парижский павильон, который служил постаментом скульптуре Веры Мухиной "Рабочий и колхозница", в 2010 г. был воссоздан рядом с ВДНХ в Москве.
В 1944 г. по проекту Бориса Иофана была построена станция московского метро "Бауманская". В том же году архитектор представил эскиз монумента Победы, который предлагал установить на месте Исторического музея на Красной площади.
После окончания Великой Отечественной войны Борис Иофан руководил восстановлением Новороссийска и Сталинграда (ныне Волгоград). Затем возглавил проектирование высотного здания Московского государственного университета (МГУ) на Ленинских (ныне Воробьевых) горах. В июле 1948 г. был отстранен от проекта МГУ. Новым руководителем стройки был назначен Лев Руднев, который видоизменил уже готовый проект Иофана (сохранив его основной мотив - высотную центральную часть здания с четырьмя боковыми объемами с башенками). Также Руднев перенес здание чуть дальше от Москвы-реки из-за неблагоприятных геологических условий в районе склона.
С 1950 г. Борис Иофан являлся постоянным членом градостроительного совета Главного архитектурно-планировочного управления г. Москвы. Был автором построенного в 1956 г. здания Института нефтехимической и газовой промышленности им. И. М. Губкина (ныне Российский государственный университет нефти и газа).
Со второй половины 1950-х гг. работал над проектами массовой застройки в районах Северное Измайлово, Сокольники, Марьина Роща, построил институт физкультуры в Измайлово (1972). В 1975 г. были сданы построенные по проекту Бориса Иофана 16-этажные жилые дома на Щербаковской улице в Москве.
Скончался 11 марта 1976 г. в подмосковном санатории "Барвиха". Похоронен в колумбарии на Новодевичьем кладбище Москвы.

Народный архитектор СССР (1970).

Награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. В 1941 г. был удостоен Сталинской премии II степени за проект советского павильона Всемирной выставки в Париже.

Был женат. Супруга - Ольга Фабрициевна (девичья фамилия - Сассо-Руффо; 1883-1961), по линии матери принадлежала к старинным русским дворянским родам Мещерских и Строгановых, отец - итальянский дипломат. Вместе с женой Борис Иофан воспитывал ее сына и дочь от первого брака.

ИОФАН Борис Михайлович , российский архитектор, народный архитектор СССР (1970), член АА СССР. Учился в Художественном училище в Одессе (1903-11), затем помогал брату, архитектору Дмитрию Михайловичу Иофану (1885-1961), в строительстве дома в Санкт-Петербурге (до 1914). Продолжил образование в Риме - на архитектурном факультете Высшего института изящных искусств (среди учителей - М. Манфреди; 1916) и в Инженерной школе при университете (1919). Работал в мастерской известного римского архитектора А. Бразини и самостоятельно - в стилистике неоклассицизма и в духе римской барочной архитектуры (проект здания советского посольства в Риме, 1922-23, и др.). Состоял в Итальянской КП, был знаком с А. Грамши, П. Тольятти и др. По приезде в СССР построил посёлок при Штеровской ГРЭС в Донбассе (1924). С 1924 года работал в Москве. В работах этого периода (многие совместно с братом) проделал путь от «очищенного классицизма» к конструктивизму, квартал опытно-образцовых домов на Русаковской улице (1924-25), Опытная станция при Химическом институте имени Л. Я. Карпова (1926-27), учебный городок Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева (1927-31; все - в Москве); санаторий «Барвиха» под Москвой (1926-34). Одной из наиболее значительных построек Иофана стал жилой комплекс ЦИК и СНК [так называемый Дом на набережной; 1928-31; корпуса сгруппированы вокруг 3 внутренних дворов, включают квартиры (более 500) и помещения культурно-бытового обслуживания], сочетающий новаторские конструкции [в сводчатых перекрытиях клуба (ныне Театр эстрады) и кинотеатра] с репрезентативными неоклассическими элементами (портик главного фасада).

В 1931-48 Иофан был вовлечён в работу по осуществлению идеи Дворца Советов: занимался организацией конкурсов (в том числе был инициатором приглашения иностранных участников); разрабатывал конкурсные проекты (высшие премии 1931 и 1933) и утверждённый вариант композиции с гигантской башней, увенчанной статуей В. И. Ленина (совместно с В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейхом). Автор советских павильонов на Всемирных выставках в Париже (1937; скульптурная группа «Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной) и в Нью-Йорке (1939; статуя «Рабочий» В. А. Андреева), станции метрополитена «Бауманская» (1939-44), лабораторного корпуса в Институте физических проблем на Воробьёвском шоссе (1944-47; совместно с Е. Н. Стамо), здания Института нефти и газа (1949-56). Создавал многие проекты монументальных ансамблей с общественными и административными зданиями, в том числе здания Наркомата тяжёлой промышленности в Москве (1935), реконструкции разрушенных войной центров Сталинграда (ныне Волгоград; 1943) и Новороссийска (1945), высотного здания МГУ на Воробьёвых горах (1948). Руководил проектированием застройки в Москве: в Марьиной Роще, Северной Измайлове и Сокольниках (1955-70); построил ряд 16-этажных жилых домов, Государственный центральный институт физической культуры в Измайлове (1964-74). Государственная премия СССР (1941). Награждён орденом Ленина.

Лит.: Эйгель И. Ю. Б. Иофан. М., 1978; он же. Б. Иофан // Зодчие Москвы. М., 1988. Кн. 2; Костюк М. Итальянское наследие Б. Иофана // Вести Союза архитекторов России. 2002. №1; Никитин С. Жизнь и творчество Б. Иофана в 1920-е годы // Итальянский Дворец Советов. Каталог выставки. М., 2006; Седов В. В. А. Бразини и Б. Иофан // Проект Классика. 2007. №21.


Иофан Борис Михайлович
16 апреля 1891 года в Одессе родился Борис Михайлович Иофан - одна из самых ярких и значительных фигур в советском зодчестве 30-40-х годов прошлого века, автор известных сооружений, единственный одессит, удостоенный звания «Народный архитектор СССР»

Всемирно известные павильоны СССР на международных выставках 1937 года в Париже и 39-го - в Нью-Йорке, монументальные здания и градостроительные комплексы в Москве, жилые и общественные сооружения в Италии - далеко не полный перечень вех в грандиозном наследии, оставленном на всех этапах советской архитектуры Борисом Михайловичем Иофаном. Еще мальчиком Борис увлекся рисованием и твёрдо решил в будущем стать живописцем. В 12 лет он поступает на живописное отделение Художественного училища Одесского общества искусств, действовавшего по программам, санкционированным Петербург-ской Академией художеств, которой принадлежало и право подбора педагогического персонала этого учебного заведения. Выпускники одесского училища имели право поступления в академию без экзаменов на основании лишь месячного испытания. Позже, под влиянием товарищей, Иофан переходит на архитектурное отделение. Сказалось то, что ещё в ранней юности он испытал очарование таких сооружений как Воронцовский дворец, Старая биржа, бывший госпиталь, ощутил законченность ансамблей Приморского бульвара и полукруглой площади со знаменитой лестницей...
В 1911 году Иофан заканчивает училище, получив диплом об окончании курсов и звание техника-архитектора. Начало творческой биографии мастера было необычным. Отслужив вольноопределяющимся в Феодосийском полку, Борис Иофан переезжает в Петербург, где практикуется подмастерьем у известных архитекторов А.О. Таманяна, И.И. Долгинова, работает у своего старшего брата Дмитрия, участвует в проектировании московского дома князя Щербатова на Новинском бульваре, признанного в 1914 году лучшей новостройкой будущей столицы. Изучая произведения русского классицизма, молодой архитектор мысленно все больше обращался к истокам архитектуры. Затем в судьбе Иофана свершается крутой поворот - он уезжает в Италию, на «родину муз», где пребывает долгих десять лет. Здесь начинается творческая карьера зодчего. Окончание художественного училища дало Иофану право поступить сразу на третий курс Высшего института изящных искусств в Риме. Большой след в жизни Иофана оставил архитектор Армандо Бразини, его будущий соперник в конкурсе на проект Дворца Советов в Москве. В 1916 году Иофан успешно заканчивает Высший институт изящных искусств и начинает работать самостоятельно. Он много строит в Италии (Рим, Аквиль, Тиволи, Тоскана, Перуджа и др.). Затем заканчивает курс в Высшей инженерной школе, позволявший в дальнейшем со знанием дела разбираться в вопросах строительной механики и организации строительного производства. В Риме Борис Михайлович познакомился со своей будущей женой Ольгой Огаревой, по отцу итальянской герцогиней Руффо, по матери русской княжной Мещерской. В 1918 году они соединили жизни и оказались почти на полвека не только верными супругами, но и единомышленниками. Ольга Иофан, хорошо знавшая искусство Италии, стала проводником молодого архитектора по музеям и галереям, среди памятников античности и Возрождения, не потерявшим впечатляющей красоты вопреки разрушающему воздействию времени. В 1921 году, когда мутная волна фашизма затопила страну, супруги вступили в Итальянскую компартию и превратились в ее активных функционеров. В том же году они продали свою библиотеку, а вырученные деньги отправили в Россию в помощь голодающим Поволжья. В одной из автобиографических заметок, незадолго до своей кончины, Б.Иофан писал: «Есть люди, которые не занимаются непосредственно творческой работой, по их проектам не сооружают дома, они не делают открытий в науке, но у них есть замечательный талант строить жизнь других, создавать атмосферу для большой творческой работы. Таким талантом обладала Ольга Фабрициевна...».
Он - сын одесского швейцара, она - итальянская герцогиня по отцу и русская княжна по матери. Борис Иофан и Ольга Сассо-Руффо могли никогда не встретиться.

Биография просится на экран -http://www.lechaim.ru/ARHIV/140/kipnis.htm
Прогулки по Новодевичьему Соломон Кипнис

С каждым новым материалом, который удавалось разыскать для написания новеллы, – ее название тогда еще не придумалось, а рабочее было –
«Иофан Борис Михайлович (1891–1976)», крепло убеждение, что жизненная и творческая биография этого выдающегося архитектора может быть заявкой на увлекательный художественно-документальный фильм.

В таком заявочном, «лохматом» стиле и написана новелла (прошу ее считать моей заявкой).

***
...В Петербурге в 1911-м успешно заканчивает Академию художеств и получает звание архитектора Иофан Дмитрий Михайлович (1885–1961). Ему в работе помогает младший брат Борис, который прошел курс обучения в Художественном училище Одесского общества искусств.
По мнению педагогов, Борис весьма одарен и желательно, чтобы он продолжал совершенствоваться. И старший брат, преодолев финансовые затруднения, отправляет Бориса в 1914 году учиться за границу.
Сначала тот попадает в Париж, затем в Италию. Позади учеба в Высшем институте изящных искусств и в Высшей инженерной школе в Риме. Появляются жилые дома, построенные по проекту архитектора Бориса Иофана. Участвует он и в политической жизни, становится членом итальянской компартии.
***
...Итальянский дипломат герцог Сассо– Руффо знакомится в Петербурге с княгиней Мещерской, которая становится его женой и матерью их дочери Ольги. Проходят годы, и Ольга выходит замуж за полковника русской армии Б.Б. Огарева (внучатый племянник революционера Н.П. Огарева).
Семейная жизнь у них не складывается, и она с двумя детьми – Ольгой и Борисом – покидает Париж и уезжает в Рим, к своему дяде, графу Строганову. С его помощью покупает виллу на окраине Рима и живет на деньги за сдаваемые комнаты.
...Один из постояльцев герцогини Руффо становится ее мужем. Это – Борис Иофан.
***
...1924 год. В Рим на лечение приезжают инкогнито председатель Совета Министров СССР А.И.Рыков с женой.
Советское посольство просит Иофана познакомить «этих иностранцев» с Римом. Общение с главой советского правительства окончательно убеждает Иофана вернуться в Россию.
***
...В Москве, на ул. Серафимовича, в 1931 году закончилось строительство жилого Дома правительства (ЦИК и СНК СССР) по проекту архитектора Б.М. Иофана (совместно с Д.М. Иофаном).
Очень мало найдется сегодня москвичей, которым это название что-то скажет. Но стоит произнести утвердившееся за ним после выхода романа Ю.В.Трифонова «Дом на набережной» это его неофициальное название, и сразу становится ясно, о чем идет речь.
«Дом на набережной» – это уникальный по своей грандиозности и масштабам жилой комплекс: несколько 10–11-этажных зданий с пятьюстами квартир для видных государственных, политических и общественных деятелей, военачальников, работников культуры.
Чего только не было в этих зданиях: детсад, ясли, спортивные залы, библиотека, столовая, прачечная, амбулатория, универмаг, отделение связи, сберкасса, клуб, ставший потом Театром эстрады, наконец, кинотеатр «Ударник», который еще совсем недавно числился самым крупным в Москве – 1500 мест.
Б.М. Иофан с женой и двумя ее детьми – удочеренной им Ольгой и усыновленным Борисом заняли в этом доме одну из квартир, переоборудованную для его работы под мастерскую.
Сталинские репрессии как мясорубка перемалывали жильцов этого дома. И сегодня только в одной квартире из 500 живут потомки тех, кто занимал ее изначально: в квартире Иофана живет семья его внука!


***
На конкурсе (1931–1933) проектов Дворца Советов, который должен появиться на месте взорванного храма Христа Спасителя, высшую премию получает Б.М.Иофан. Его проект принят к исполнению. Строительство Дворца Советов – грандиозного здания-пьедестала высотой 415 м под статую 80 метрового Ленина – прервала начавшаяся война.
Многие значительные конкурсы на общественные сооружения заканчиваются победой Иофана. В 30-е годы он в фаворе у Сталина. 14 раз (!) встречался архитектор с вождем.
Иофан – автор павильона СССР на Всемирной выставке в Париже (1937), который венчала исполинская скульптура «Рабочий и колхозница», выполненная В.Мухиной по рисунку... самого Иофана.
Иофан – автор павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939).
Лебединой песней прославленного архитектора дожно было стать здание Московского университета на Воробьевых горах. Но не стало...
Энциклопедии, путеводители дружно сообщают, что Московский университет построен по проекту архитектора Л.В. Руднева.
А вот что поведала своим читателям газета «Известия» (04.01.2001).
«...В 1949 году в Москве было заложено высотное здание МГУ. Автором первого проекта был архитектор Иофан Борис, однако он отважился поспорить с самим Сталиным по поводу местоположения новой высотки. В результате право возводить МГУ передали одному из учеников Бориса Иофана – Льву Рудневу, который практически весь проект своего учителя оставил без существенных изменений. Так что фактический автор проекта здания МГУ отнюдь не Руднев, как сообщают справочники, а Иофан».
Если из этой заметки убрать вымысел (его там предостаточно) и оставить правдивую и уточненную информацию, то получится: автором утвержденного эскизного проекта был Иофан. Он отважился поспорить с самим Г.М.Поповым, секретарем МК и МГК ВКП(б), секретарем ЦК ВКП(б), а не со Сталиным!
Иофан действительно настаивал на том, чтобы здание МГУ поставить на 300 метров ближе к бровке реки по сравнению с местом, где оно расположено сейчас.
Бескомпромиссность архитектора обошлась ему неожиданно дорого: Сталин подписал распоряжение передать руководство всеми дальнейшими работами архитектору Л.В. Рудневу. (Руднев не был учеником Иофана, это газетная выдумка.)
Руднев с коллективом архитекторов, взяв за основу всесторонне разработанный Иофаном технический проект, довели работу до полного завершения, за что и получили Сталинскую премию.
А Иофан? Ничего!
Когда речь идет о сооружении высотного здания МГУ, его имя даже не упоминается, хотя правда такова: здание МГУ на Ворбьевых горах построено по проекту Б.М. Иофана и Л.В. Руднева.
И после этой трагической для Иофана истории по его проектам было построено не одно здание. Но знаменитым сделали его не они.
Знаменитым, и даже очень, он уже был. И неудивительно, что когда в 1970 году учредили почетное звание «Народный архитектор СССР» , в числе первых, получивших его, значился Б.М. Иофан.
***
...4 марта 1976 года врач санатория «Барвиха», построенного тоже по проекту Иофана, обходя палаты, увидел его, лежащего без сознания в кресле у чертежной доски. Через 6 дней, не приходя в сознание, Иофан скончался.
Проекты ТАЛАНТЛИВОГО АРХИТЕКТОРА
Дом на набережной
1925 - здание на Русаковской улице, 7
1927 - Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева, Административный корпус, Колхозный корпус
1928-1931 - работа над 1-м Домом Советов ЦИК и СНК СССР (Дом Правительства, «Дом на набережной»)
1931 - проектирование здания Дворца Советов
1935 - корпуса Санатория Лечебно-санитарного управления Кремля «Барвиха» (ныне ФГУП УДП РФ клинический санаторий «Барвиха»)
1937 - павильон международной выставки в Париже и идея скульптуры В. Мухиной «Рабочий и колхозница» - павильон-цоколь по проекту Иофана в настоящий момент восстановлен на ВВЦ
1939 - советский павильон выставки в Нью-Йорке
1938-1944 - станция метро «Бауманская»
1944-1947 - лаборатория академика П. Л. Капицы.
Реконструкция и восстановление Театра им. Евгения Вахтангова
1947-1948 - проекты сталинских высоток, здания Университета
1957 - Центральная клиническая больница с поликлиникой Управления делами Президента РФ
1962-1975 - комплекс жилых домов в Москве на Щербаковской улице (дома № 7, 9, 11; соавторы Д. Алексеев, Н. Челышев, А. Смехов)
1972 - Институт физкультуры (последний осуществлённый проект)


Плита колумбария Иофана на Новодевичьем кладбище Москвы

Цифра 1 — поистине судьбоносная для Иофана . В 1911-м он окончил Одесское художест-венное училище. В 1931-м было закончено строительство его «Дома правительства», в 1941-м он получил Сталинскую премию. В 1941-м же прекращено и строительство главного его проекта — Дворца Советов. Цифра 1, устремлённая ввысь, как символ его жизни и творчества.

Посмотрите на фото его павильонов СССР на Всемирных выставках в Париже (1937 г.) и Нью-Йорке (1939 г.) — точно взлетающих в небо. А здание Дворца Советов, самое высокое на то время в мире — 420 м, должна была венчать 80-метровая статуя Ленина .

Странно, что об Иофане до сих пор не сняли фильм. Успешный и удачливый красавец, талант, любимец Сталина (встречались 14 раз!). Супруга Ольга — герцогиня Руффо , одновременно из рода князей Мещерских и графов Строгановых (Иофан снимал комнату у неё на вилле, когда его старший брат, архитектор Дмитрий, отправил Бориса учиться в Италию.

Кстати, там ровно 100 лет назад он окончил Высший институт изящных искусств и Высшую инженерную школу). Ему прощалось всё: и «царст-венный» брак — правда, супруги были членами Итальянской компартии, затем ВКП(б), — и знакомство с А. И. Рыковым , «врагом народа», благодаря которому Борис Михайлович вернулся из Италии в Совет-скую Россию. За ним не приезжал «чёрный воронок» в Дом ЦИК и СНК СССР (Дом на набережной), где у него была роскошная квартира. Кстати, в ней по сей день живут его потомки — редчайший случай! У него была ещё одна мастерская — напротив дома, за Большим Каменным мостом (Кремлёвская наб., д. 1) (1) . Орден Ленина, Гран-при на Всемирной выставке в Париже, звание почётного гражданина Нью-Йорка... Да что там - у Иофана было всё.


В своей мастерской (здание с колоннами на Кремлевской набережной, д.1) Борис Иофан работал над проектом Дворца Советов. Фото: АиФ / Эдуард Кудрявицкий

Подвинуть МГУ

Иофан прокололся только однажды, но этот случай стал для него роковым. Будучи автором проекта высотного здания МГУ на Ленинских горах (Воробьёвы горы, д. 1а) (2) , он дерзнул спорить со Сталиным. Вождь в итоге вспылил... и отстранил до того любимого зодчего от проекта.

Восемь (в итоге — семь) высоток не зря называют «сталинскими» — идея их возведения как спутников Дворца Советов принадлежит вождю народов, родилась она в 1947 г. Самая высокая — главный корпус МГУ на Ленинских горах.

Руководить проектом поручено Иофану, он предлагает общий архитектурный вид здания. Снова устремлённость ввысь — башня, которую по замыслу Иофана должна была венчать скульптура Ломоносова авторства Мухиной . А по указке Сталина все высотки должны завершать шпили со звёздами (у МГУ — 50-метровый со звездой весом 12 т). Но не это стало главным расхождением зодчего с вождём. Иофан планировал установить МГУ на бровке гор, прямо над обрывом, но специалисты по фундаментам опасались за устойчивость строения, боялись, что здание сползёт вниз. Иофан упорствовал и в итоге 3 июля 1948 г. был отстранён от руководства стройкой.

По задумке зодчего, МГУ должна была венчать фигура Ломоносова. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

МГУ был построен уже без него в рекордный срок — за 5 лет, с 1949 по 1953 г. Возможно, если бы Иофан остался руководить стройкой, было бы принято его предложение установить перед зданием скульптуру «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной, верной соратницы архитектора. А теперь подключим воображение: здание-гигант вблизи обрыва, наверху — Михайло Васильевич, перед ним — мухинский шедевр! А носить МГУ должен был имя Сталина, но вождь умер и...

Госдом на болоте

Большим зодчим в принципе не нужны надгробные памятники. Гигантский массив Дома на набережной напротив Кремля (ул. Серафимовича, д. 2) (3) — чем не памятник -Борису -Иофану? Его и называют порой «дом -Иофана». Всю жизнь Иофан много работал. Вернувшись в Россию, поехал в Донбасс строить рабочий посёлок электростанции, затем обустраивал «образцовые жилые дома» для рабочих в Москве — на Щербаковской ул. (д. 7, 9, 11, 35) (4) , -Русаковской ул. (д. 7, к. 1-3) (5) , в Северном Измайлове. А мечтал... о 32-этажной высотке (проект 1947 г.), когда Иофан участвовал ещё и в планах восстановления Сталинграда и Новороссийска. Среди его конкурсных проектов — и проект Мавзолея в стиле древнеегипетской гробницы.

В Доме на набережной до сих пор живут потомки архитектора. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

«Гробницей» в итоге стали называть его Дом правительства на 500 квартир: перед войной каждый третий его житель был репрессирован, расстрелян, а хозяева освобождавшихся квартир менялись с непостижимой скоростью. В грандиозном проекте, на то время самого крупного жилого строения в Европе, соединились тяготения Иофана к мемориалам и жилым комплексам.

Так и стоит он по сей день, увешанный мемориальными досками, как уникальный памятник эпохе. Характерно, что первоначально здание должно было быть красно-розовым, с оттенком крови... Будто бы под цвет Кремля. Иофан стал ещё и автором внутреннего дизайна: в квартирах был дубовый паркет, художественная роспись на стенах и потолках. Фрески делали специально приглашённые из Эрмитажа живописцы-реставраторы. Он же придумал и мебель из морёного дуба — стандартную для всех жильцов, тяжеловесную, массивную.

Борис Михайлович Иофан – архитектор, лауреат Государственной премии СССР.

Родился 28 апреля 1891 года в Одессе в семье художника. В 1903 году поступил на живописное отделение Одесского художественного училища, где учился у К.К. Костанди , Г.А. Ладыженского и скульптора Л. Иорини. Окончил училище в 1911 году с отличием и званием техника-архитектора. Работал в Петербурге помощником архитектора А. Таманяна и своего брата Д. Иофана. В 1914-1916 гг. учился в Высшем институте изящных искусств, а в 1916-1923 гг. в Высшей школе инженеров в Риме.

В 1915-1923 гг. по его проектам были сооружены школа в Калабрии, лицей в Аквиле, колумбарий в Нарни, капелла Амброджи в Риме, больница в Перуджии и др. В 1921-1924 гг. был членом Итальянской компартий. Незадолго до возвра-щения на Родину Борис Михайлович Иофан спроектировал в Италии первое за рубежом Посольство СССР (1923).

В 1924 году приехал в Москву, а с 1927 года стал ее главным архитектором.

По его проектам и под его руководством в Москве были сооружены: здание опытной станции Химического института им. Л.Я. Карпова, жилой комплекс на ул. Серафимовича, 2 (дом ЦИКа СНК СССР), кинотеатр “Ударник”, станция метро “Бауманская”, институт нефте-химической и газовой промышленности им. Губкина, Центральный институт физической культуры, комплекс высотных зданий ОГУ на Ленинских горах, застройки северной части Измайлова и др. Санаторий “Барвиха” под Москвой, павильон СССР на Международной выставке 1937 года в Париже (для которого совместно с В. Мухиной была создана скульптура “Рабочий и колхозница”), Павильон СССР на Международной выставке 1939 года в Нью-Йорке и др.


Кинотеатр “Ударник”



Верой Игнатьевной Мухиной

Павильон СССР на Международной выставке в Париже

Много лет являлся профессором и действительным членом Академии архитектуры СССР.

Жил в Одессе на ул. Елисаветинской, 1 (1891-1911).

Ирина Арутюнова, специалист Управления
охраны культурного наследия Облгосадминистрации