Интересные факты о лягушке. Царевна-лягушка — русская народная сказка

История первая «Хитрый комарик»

Жили-были в одном пруду два лягушонка. Ну, такие задиры и сорванцы, никому от них покоя не было.

Чуть солнышко поднимется, просыпаются тут наши лягушата, и давай, кто кого переквакает да переспорит. И так до самого позднего вечера. Шум от них на пруду стоит невообразимый.

Это утро началось, как обычно:

Квакое квесёлое утро! - сладко потягиваясь, проквакал один из лягушат и с разбегу прыгнул в воду.

Квакое, квакое... - нехотя повторил другой лягушонок. Он протёр глаза и потрогал осторожно лапкой воду - бр, холодная...

Эй, соня, догоняй! - крикнул приятелю первый лягушонок с середины пруда.

Кважется, я не выспался, - пробурчал второй лягушонок и шлёпнулся в пруд. Брызги полетели в разные стороны.

Водомерки, мирно дремавшие на поверхности воды, с ужасом разбежались кто куда, вереща на все лады:

Какое безобразие, отдохнуть не дают спокойно!

Большая жаба, уютно устроившись на широком листе кувшинки, лениво приоткрыла один глаз и, зевнув, снова погрузилась в приятный сон.

А лягушата тем временем вдоволь наплавались наперегонки, перебаламутив при этом весь пруд своим кваканьем. Теперь они облюбовали большую корягу над водой и решили попробовать свои силы в прыжках с высоты.

Квакой трамплин, чур - я первый прыгаю! - проквакал первый лягушонок, изо всех сил подгребая к коряге.

Ква-ква, только после меня! - возразил второй лягушонок и, оттолкнув товарища, ринулся вперёд.

Ах, ты квак?! Сейчас получишь у меня!

Ква-ква! Квак бы не квак, сам получишь!

И тут началось... Друзья напрочь забыли о трамплине и ринулись друг к другу с кулаками. Гвалт поднялся ужасный. Покой обитателей пруда был окончательно нарушен.

В кватакой преквасный день не дают на солнышкве погреться. Квашмар, да и только! Квагда они токва угомонятся? - пожаловалась в сердцах тётушка жаба деду карасю, который, обеспокоенный шумом, поднялся на поверхность воды. Укоризненно покачав головой, карась снова опустился в глубь пруда. Жаба решила поискать для отдыха себе другое место, более спокойное. С досадой она стала подгребать лапкой к берегу, плывя на листе кувшинки, как на лодочке. Благополучно высадившись, тётушка жаба убралась в более спокойное убежище.

А между тем появился ещё один обитатель пруда - маленький комарик. Он пролетал мимо и решил посмотреть, кто это так шумит спозаранок.

Комарик удобно устроился в раскрытой кувшинке и стал с любопытством наблюдать за вознёй лягушат.

Какие глупые, - подумал он - неужели им не надоело целыми днями квакать и драться? Тоже мне - достойное занятие! - Комарик вдруг не выдержал и громко хихикнул.

Лягушата разом смолкли и недоумённо посмотрели друг на друга:

Ты чего смеёшься? - удивлённо спросил первый лягушонок своего приятеля.

Это не я! - помотал тот головой.

Лягушата оглянулись и тут заметили маленького комарика. Тот, забыв о всякой предосторожности, завалился на спину и, дрыгая всеми четырьмя лапками, просто задыхался от смеха. Уж больно глупые физиономии были у лягушат.

Ква-ка! Ну, ты, чего смеёшься? - в один голос проквакали рассерженные лягушата, подбираясь к кувшинке с двух сторон.

В уме у них возникла примерно одна и та же мысль:

Квакое угощенье, - подумал первый лягушонок.

Ква-ква! Я должен первым его съесть, - занервничал второй.

Не сговариваясь, приятели стали подгребать к кувшинке,

жадно поблёскивая глазами.

О-о! - испуганно воскликнул комарик - Кажется, меня ждут бо-ольшие неприятности!

В это время приятели одновременно прыгнули к неосмотрительному комару, широко раскрыв рты.

Тот резко взмыл вверх и...бац!.. Наши задиры треснулись лбами и свалились в кувшинку.

Что, получили? - комарик отлетел на более безопасное место и весело расхохотался.

Незадачливые лягушата, потирая ушибленные лбы с вздувшимися шишками приличных размеров, погрозили кулаками вслед наглому комару:

Ква-ква! Ну, ты у нас ещё получишь, задаквака!

Квак же, квак же! Держите рты шире! - передразнил лягушат комарик и, попискивая от удовольствия, полетел по своим делам дальше.

Вы думаете, что это маленькое происшествие расстроило наших лягушат? Ничего подобного! Через полчаса они, напрыгавшись вдоволь с той самой коряги, из-за которой и разгорелся весь сыр-бор, уже мирно сидели на пеньке. Обнявшись, приятели грелись на солнышке и горланили свою любимую лягушачью песенку:

Квакой квароший день,

Квакой удобный пень!

Квакие мы друзья,

Ква-ква, ква-ква, ква-ква!...

Творческое задание.

Как вы думаете, возможно ли за пять минут смастерить лягушонка, имея под рукой лишь цветную бумагу, карандаш и ножницы? Вполне! Не будем тратить время на разговоры. Возьмем квадрат бумаги зеленого цвета. Кладем его на стол.

Сгибаем его пополам и хорошенько проведем указательным пальцем по линии сгиба. Накладываем на квадрат шаблон таким образом, чтобы его середина приходилась на линию сгиба. Обводим карандашом контуры шаблона. Берем в руки ножницы и аккуратно вырезаем по линии. Расправляем бумагу и получаем готового лягушонка. Таким же образом можно изготовить аппликацию. По заранее заготовленным учителем шаблонам ребята вырезают камыши, кувшинку, пруд из цветной бумаги. Все это предварительно располагается на плотной бумаге, то есть составляется аппликация. Потом все наклеивается. Остается только придумать название аппликационной картинки.

Задание можно усложнить, предоставив учащимся самостоятельность в работе. Предварительно ознакомившись с процессом работы, они вырезают понравившихся персонажей сказки.

История вторая «Где живут облака?»

Как-то раз, одним довольно жарким днём, вдоволь накупавшись и нарезвившись, маленькие лягушата решили немного отдохнуть. Приятели уселись на краю большого листа кувшинки. Она росла прямо посреди пруда и была их излюбленным местом отдыха. Ярко светило солнышко. По голубому небу плыли, словно взбитые сливки, мягкие и пушистые облака.

А они на вид довольно аппетитные! - нарушил тишину первый лягушонок.

Кто? - удивленно поинтересовался второй. Свесив в воду лапки, он болтал ими под водой.

Вот эти штуки... Да ты голову подними, посмотри!

Оторвавшись от своего занятия, второй лягушонок недоумённо посмотрел на друга, тот показал лапкой вверх.

Хм, похожи на большие одуванчики. Они за прудом на полянке растут. Такие же белые и пушистые.

Но квак они там оказались, так высоко? - задумчиво произнёс первый лягушонок, всматриваясь в небо.

Ветер подул, и они туда унеслись... - сообразил второй лягушонок.

Да нет же, это что-то другое, напоминает сладкую вату и... - прервал друга первый лягушонок и замер на полуслове. Закрыв глаза, он вдруг представил себе большую чашку взбитых сливок с земляникой. Вот он берет большую ложку, зачерпывает сливки и... Эх! Было время обеда, и чувствовалось, что приятели довольно сильно проголодались.

Вот бы узнать, квуда это они плывут и хоть попробовать кусочек! Наверное, это так вкусно... - мечтательно проговорил лягушонок, поглаживая свой животик, который настойчиво требовал чего-нибудь срочно перекусить.

Квуда, квуда! Ясно, квуда - домой! Должны же они где- нибудь жить. Вот одуванчики, они живут на поляне. Мы с тобой живём в пруду. Значит, у этих штук тоже дом есть, - рассудительно заметил второй лягушонок.

Я бы совсем не прочь сходить к ним в гости. А ты? - спросил своего друга первый лягушонок.

Ква! - согласился тот.

Сщас, я быстро! - лягушонок спрыгнул в воду и поплыл к берегу, быстро работая лапками. Он вдруг вспомнил о тётушке жабе, самой старой и мудрой обитательнице пруда, после дедушки карася, конечно. Но дед совсем неразговорчивый, слова от него не добьёшься. А уж тётка жаба должна знать, где живут эти белые и вкусные пушистики. Так размышлял лягушонок, приближаясь к берегу.

Там, на большом камне, в тени камышей дремала тётушка жаба. Услышав рядом с собой шум, она приоткрыла один глаз.

Тётя жаба, скажи, куда плывут вот эти штуки? - спросил лягушонок, показывая на облака. Жаба проследила сонным взглядом за его лапкой и пробурчала недовольным голосом:

Квуда, квуда! На квудыкину гору, вот квуда!

А где эта квудыкина гора? - вновь поинтересовался неугомонный лягушонок.

Там! - последовал короткий ответ. Жаба мотнула головой в конец пруда и вновь погрузилась в свой сон.

Ага, понятно! - обрадовался лягушонок и вернулся к своему другу. Тот, устав сидеть, вытянулся во весь свой лягушачий рост и, заложив руки за голову, задумчиво наблюдал за убегающими вперёд облаками.

Ну, квак, - лениво поинтересовался он, - узнал?

Узнал! Они, - первый лягушонок мотнул головой в сторону облаков, - живут на квудыкиной горе!

Ква?! - удивлённо квакнул второй лягушонок, приподнявшись на локте. - Где это?

Любопытные лягушата прыгнули в воду и поплыли вслед за бегущими облаками.

В это время на берегу пруда появилось семейство уток. Мама утка готовила своих маленьких утят к плаванию: учила правилам безопасности и Поведения на воде. Утята плотным кольцом окружили маму и внимательно слушали, дрожа от страха и волнения. Лишь один утёнок, которому, видимо, наскучили нравоучения и не терпелось поплавать, отделился от семьи и бочком стал пробираться к кромке воды. Он смело вошёл в воду и, увидев спешащих лягушат, поплыл навстречу к ним.

Простите, пожалуйста, - смущённо прокрякал утёнок, обращаясь к лягушатам, - но куда вы направляетесь?

На квудыкину гору, - не останавливаясь, хором проквака- ли приятели.

А зачем? - удивился утёнок, он пристроился сбоку и поплыл рядом.

Надо! Там живут вот эти пушистики, - один из лягушат показал наверх лапкой.

Кряк интересно! - протянул утёнок. Он хотел что-то спросить ещё, но тут раздалось гневное кряканье. Это мама утка, недосчитавшись одного утёнка, ринулась за ним в погоню. Остальные малыши обеспокоено попискивали, бегая по берегу, видимо, переживали за брата.

Кряк так можно, сынок? - отчитывала мама утка своё провинившееся чадо. - Ведь ты мог утонуть! Такой маленький и беспомощный!..

Прижав малыша к себе, утка вздохнула.

Я хочу на крядыкину гору, кря-кря... - захныкал утёнок.

Куда? - удивилась мама.

На кудыкину гору! - уже втроём произнесли лягушата и утёнок.

Но зачем? - ещё больше удивилась мама утка.

Там... живут... эти! - делая большие глаза, воскликнул первый лягушонок, показывая на уплывающие вдаль облака.

И я хочу, - пискнул утёнок.

Крякие глупые дети! - вдруг развеселилась мама утка. - На крядыкиной горе никто не живёт!

Почему? - хором спросили лягушата и утёнок.

Квак? Кряк? - совсем растерялись малыши.

А вот так, кря-кря! Про кудыкину гору говорят, когда хотят отвязаться от глупых и надоедливых детей. Кто вам сказал про неё?

И тут первый лягушонок вспомнил недовольную тётушку жабу, которой он помешал дремать на солнышке, и всё понял...

Но эти пушистики же должны где-то жить! - не сдавался лягушонок.

Ква! Кря! - поддержали его друзья.

Детки, это облака. Они никогда не спускаются на землю, могут жить только на небе. Это очень далеко и высоко. Вам, милые мои, за ними не угнаться... Мама утка посмотрела на притихших лягушат и хныкающего утёнка, вздохнула и добавила, - послушайте, а почему бы вам не посмотреть, где живём мы - утки. Это совсем недалеко отсюда, рядом с прудом. Думаю, вам понравится у нас в гостях.

Квак здорово! - повеселели лягушата.

Крянечно! - поддержал маму утёнок. - Вам, крянечно, понравится!

И действительно, лягушатам очень понравилось в гостях. Они весело провели время на птичьем дворе, где жило большое и дружное семейство уток. Мама утка накормила всех вкусной и рассыпчатой пшённой кашей, салатом из листьев одуванчиков. А на десерт была земляника... со... взбитыми сливками! А потом утята научили играть лягушат в свою любимую игру - кря-

кет. Те, в свою очередь, обещали научить малышей, когда те, конечно, немного подрастут, глубоко нырять под воду.

Квакой преквасный день! - затянул свою любимую песенку первый лягушонок, возвращаясь поздно вечером из гостей.

Квак хорошо иметь друзей... - поддержал друга второй лягушонок.

Так жить намного веселей!

Ква-ква, ква-ква!

Ква-ква-ква-ква-ква-ква! - Вместе проквакали лягушата и, посмотрев друг на друга, весело рассмеялись.

Творческое задание.

Попытайся представить себе, что любимую лягушачью песенку решили исполнить утята.

Как бы она зазвучала в исполнении утят? Спой ее.

Крякой прекрясный день!

Кряк хорошо иметь друзей,

Так жить намного веселей!

Кря-кря, кря-кря!

Кря-кря-кря-кря-кря-кря!

История третья «Маленькое происшествие»

Лягушатам надоело купаться. «А не отправиться ли нам немного прогуляться?» - эта мысль почти одновременно пришла им в голову.

Мне первому захотелось погулять! - проквакал первый лягушонок.

Нет, я первый решил прогуляться! - настаивал на своём второй лягушонок.

М-м, послушайте... - крикуны разом обернулись. Из воды показался дедушка карась. Он крайне редко покидал свой домик. Ещё реже разговаривал. Но, видимо, лягушата здорово расшумелись, раз сам дедушка карась решил заговорить. - Почему бы вам, действительно, не пойти погулять. Между прочим, одна и та же мысль может прийти сразу двум и даже трём лягушатам.

Квак? - удивлённо квакнули лягушата. Непонятно, чему больше удивились приятели: тому, что молчун дедушка карась вдруг заговорил, или тому, что сказал.

Да, да! - поддержали дедушку карася вездесущие водомерки. - Мы вдруг тоже подумали, а почему бы вам не прогуляться!

Ква! - поддержала их тётушка жаба. Очень уж она была недовольна шумом и вознёй лягушат. - Квакое хорошее решение!

Рассудив, что мудрый дедушка карась, как всегда, прав, лягушата отправились, наконец, на прогулку. Обитатели пруда облегченно вздохнули и вернулись к своим повседневным делам. Водомерки заскользили по поверхности воды, сосредоточенно меряя пруд вдоль и поперёк своими длинными, скользящими шагами. Дедушка карась вернулся на дно пруда, в свой домик, к своим размышлениям. Дело в том, что он решил написать книжку о своей долгой и полной опасностей жизни. Тётушка жаба вновь погрузилась в свой сладкий предобеденный сон. Тишина и покой были восстановлены благодаря мудрости дедушки карася.

Выбравшись на берег пруда, лягушата вновь чуть не поссорились. Они никак не могли прийти к соглашению: куда же им, в какую сторону отправиться. После долгих споров решение было принято: пойти туда, куда глядят глаза. Но тут лягушата вновь столкнулись с выбором: у одного лягушонка глаза смотрели в одну сторону, у второго - в другую! И дело, наверняка бы, дошло до драки, если бы внимание приятелей не привлекли странный шорох и тихое попискивание. Они оглянулись вокруг, решив, что над ними снова смеётся наглый комарик. Но кругом никого не было.

Он там, в траве... - тихо прошептал первый лягушонок.

Ну, сейчас мы ему зададим! Будет знать, как смеяться над нами, - сжал кулаки второй лягушонок.

Воинственно настроившись, друзья ринулись на звуки... и... увидели в траве маленький жёлтый комочек. Непонятное пушистое существо сидело на земле, раскинув ножки и горько, безутешно плакало. Нет, не плакало, а пищало... Лягушата растерянно переглянулись.

Ты... чей? - обескураженно обратился к незнакомцу первый лягушонок.

Ничей! - пропищал тот.

Как - ничей?.. - ещё больше удивился лягушонок.

А... а где ты живёшь? - перебил его второй лягушонок.

Ннне ззнаю! - заикаясь, пропищал малыш и зарыдал пуще прежнего.

Ну и дела! - озадаченно воскликнул первый лягушонок. - Как ты здесь оказался, это ты знаешь?

Неа!.. - горестно вздохнул комочек. - Я только сегодня утром родился. Скорлупка треснула. Я вылез, пошёл и... потерялся...

Куда ты пошёл? - поинтересовался вдруг второй лягушонок, прикидывая что-то в уме.

Не знаааю! - вновь залился слезами малыш. - Ккуда глааа- заа гляядят!

Тебя, наверное, уже ищут, - успокоил его, поглаживая, первый лягушонок. - Какой ты тёплый и пушистый! - улыбнувшись, добавил он.

Ква? - недоверчиво квакнул второй лягушонок и тоже погладил малыша. - Ква! - подтвердил он.

Маленький незнакомец, успокоившись, поглядывал на лягушат своими большими и блестящими, словно пуговки, глазами.

Хочешь с нами дружить? - спросил его один из лягушат.

Хочу! - пискнул комочек.

А что ты умеешь делать? - вновь поинтересовались друзья.

Не ззнааю! - всхлипнул малыш, слёзы готовы были вот- вот брызнуть из его глаз.

А я знаю, - второй лягушонок весело квакнул, - ква-ква, ты умеешь плакать!

Даа! - пропищал тот.

Да! - протянули лягушата, внимательно изучая найдёныша.

Пошли с нами на пруд купаться! - предложили ему лягушата.

Пошли! - повеселел комочек.

Лягушата с удовольствием нырнули в пруд, малыш храбро пошёл за ними и... скрылся под водой.

Приятели, испуганно квакнув, ринулись доставать своего незадачливого друга. Мокрого и испуганного, они усадили его на берегу и стали держать совет:

Что же нам с тобой делать? - озабоченно спросил найдёныша первый лягушонок. Тот, икая, растерянно переводил взгляд с одного лягушонка на другого.

Придумал! - радостно закричал вдруг второй лягушонок. - Давай смастерим из листа кувшинки лодочку, посадим его туда - пусть катается себе на здоровье.

Ура! - закричали лягушата.

Ура! - икнув, пропищал малыш.

Вскоре лодочка была готова. Лягушата с большими предосторожностями перенесли на неё своего нового друга, оттолкнули лист кувшинки и поплыли, придерживая лист-лодочку с боков. Радости маленького комочка не было предела - ведь он впервые совершал такое интересное и опасное путешествие. Подплыв к тому берегу, за которым находился птичий двор, «мореплаватели» вдруг услышали сильный шум, доносившийся оттуда. Любопытные лягушата решили посмотреть, в чём дело. Причалив к берегу, подхватив своего нового друга, они отправились на птичий двор.

Гвалт и шум там стояли невыносимые. Утки, куры, индюки - в общем, всё взрослое население птичьего двора в большом волнении обсуждало страшную, печальную новость: у мамы курицы, не успев родиться, пропал ребёнок. Какие страшные предположения только не строились: цыплёнка украла хитрая лиса, его похитила коварная ворона, съел бездомный кот... При каждом новом предположении мама курица вздрагивала и пуще прежнего заливалась слезами.

Это я, я одна во всём виновата, - причитала она, - отошла всего на минутку, и он пропал! Мой бедный, несчастный цыплёнок!

Вдруг взгляд курицы, скользнув по лягушатам, остановился:

Вот он, мой сыночек! - вдруг закричала она и бросилась вперёд.

Лягушата, испуганно квакнув, отпрянули в стороны. Цыплёнок, а это был именно он, так и остался стоять на месте, испуганно моргая своими глазами-пуговками.

Сынок мой, сыночек! - мама курица крепко обняла цыплёнка и прижала к себе.

Обитатели птичьего двора мгновенно обступили счастливую мать и радостно аплодировали им.

Мама, мама! - вдруг пискнул цыплёнок и опять заплакал. Вместе с ним зарыдала мама курица.

Первый лягушонок, толкнув в бок своего приятеля, пробормотал:

Теперь я понимаю, в кого он такой плакса!

Второй лягушонок неопределённо квакнул в ответ.

Радости курицы не было предела. Она была так счастлива,

что забыла поругать цыплёнка за то, что он ушёл без разрешения. Курица долго благодарила лягушат за цыплёнка.

Да ладно, чего там! - смущённо говорили они, опустив глаза.

А потом весь птичий двор праздновал день рождения цыплёнка. Дяденька индюк даже произнёс торжественную речь. Он

Цыплёнок родился дважды. Первый раз, когда появился на свет. Второй раз, когда нашёлся!

И все снова поздравляли маму курицу с рождением сына, цыплёнка - с днем его рождения и лягушат, которые помогли малышу родиться во второй раз.

Вновь зазвучали бурные аплодисменты. Мама курица снова обнимала и целовала своего малыша и его спасителей - лягушат. Маленькие утята сплели из жёлтых одуванчиков большие венки и одели их на лягушат. Друзьям очень понравилось быть в центре внимания. Но уже вечерело, пора было отправляться домой. Простившись со всеми и пообещав ещё раз прийти в гости, довольные и важные от гордости приятели отправились домой.

Лягушат совсем не расстраивало то, что дома их ждёт хороший нагоняй за то, что они опоздали к ужину. Возвращаясь домой, они напевали свою маленькую ночную серенаду:

Как весело на свете жить,

Друзьям на помощь приходить,

Квакое это счастье -

Спасать их от несчастья!

Ква-ква! Ква-ква!

Ква-ква, ква-ква, ква-ква!

Творческие задания.

Вы заметили, ребята, что у лягушат нет имени? Придумайте им имена.

Вам понравились похождения неразлучных приятелей? Если да - придумайте свое продолжение сказки.

Персонажи сказки приглашают вас поиграть. Например, веселые лягушата - в забавную игру, которая называется: .

«Лягушонок»

При помощи считалочки выбирается «лягушонок»:

Ква-ква, ква- ква,

Ква-ква, ква!

Начинается игра.

Раз и два,

Ква-ква и три,

Лягушонком будешь ты!

На пол кладется обруч - это домик «лягушонка». Он садится на корточки и прыгает, изображая лягушку. Остальные дети также ищут себе домики.

Участники игры подходят к домику «лягушонка» со словами: «Мы в лягушачьем домике, что хотим, то и делаем!». «Лягушонок» начинает ловить только после дразнилки. Он встает и пытается догнать детей, те убегают в свои домики. Добежав, они должны сказать: «Дома». Пойманный становится лягушкой. Игра повторяется.

Игра от тетушки жабы называется:

«Жабка»

При помощи считалочки выбирается «жабка»:

Как у нас на сеновале

Две лягушки ночевали.

Утром встали, щей поели,

А тебе водить велели!

Мелом очерчивается круг. «Жабка» выходит на середину круга, остальные играющие остаются за чертой. Они приговаривают:

Жабка, жабка, где твои лапки?

Ты по травке поскачи, поскачи,

Нас, ребяток, насмеши, насмеши!

Прыгай, жабка, веселей, веселей,

Своих лапок не жалей, не жалей!

«Жабка» садится на корточки и показывает, как прыгает. Дети начинают дразниться:

Жабка прыгает вот так,

Не догонит нас никак!

«Жабка» прыгает, пытаясь «осалить» кого-нибудь из игроков. Те, увертываясь, бегают по кругу. Кого «жабка» коснется, тот становится на ее место, игра повторяется.

Сошедший с линии круга считается пойманным и выходит из игры.

Игра от дедушки карася.

«Рыбаки и рыбки»

На узкую длинную ленту привязывают вырезанный из картона силуэт рыбки. Рыбку тянут по земле. Каждый из играющих старается «поймать рыбку» соседа, наступив на нее ногой, а свою от этого уберечь.

Кому наступили на рыбку, тот выбывает из игры.

Игра от хитрого комарика.

«А ну-ка, догони!»

Считалочкой выбираются два лягушонка. Остальные дети - комары. Любое возвышение, стул, скамейка и т. п.- убежище комаров, недоступное для лягушат. На полу очерчивается круг - «пруд» - место обитания лягушат. Звучит веселая музыка. Комарики свободно «летают», в то время как лягушата сидят в «пруду». Музыка резко обрывается, лягушата выпрыгивают из «пруда» и начинают «охотиться» за комарами. До кого они дотронутся, те считаются пойманными и замирают на месте. После «охоты» лягушата подсчитывают свои «трофеи». Игра повторяется и продолжается до тех пор, пока на свободе не останутся всего два комара. Они-то и меняются местами с лягушатами. Игра начинается заново.

Алтынай Мурзабаева
«Рассказ О Лягушке» для детей старшего дошкольного возраста.

«РАССКАЗ О ЛЯГУШКЕ » для детей старшего дошкольного возраста .

Виды деятельности

коммуникативная,

познавательно-исследовательская,

восприятие художественной литературы.

Цели :

повторить и расширить представления детей о земноводных ;

обогатить знания новыми сведениями о жизни лягушек , жаб;

учить сопоставлять и сравнивать основные признаки животных;

продолжать формировать умение высказываться;

развивать любознательность.

Воспитывать бережное и экологически грамотное отношение к земноводным.

В лесу мы и в болоте,

Нас везде всегда найдете ,

На полянке, на опушке,

Мы – зеленые

(лягушки )

Ребята, но наша гостья – лягушка необычная .

Посмотрите. У нее на голове корона. Что же это за лягушка ? Царевна-лягушка – персонаж русской народной сказки.

Что это за стрела возле лягушки ?

Кто была царевна-лягушка ? Как ее звали? Какая она была? (Умная, доброжелательная, умелая) .

Лягушки бывают сказочные , а какие они настоящие? Скажите, что вы знаете о лягушках .

Кожа лягушек гладкая и скользкая , и прикреплена к телу только в нескольких местах, то есть лягушка как бы одета в свободный халат. Четыре раза в году лягушки , «переодеваются» - меняют кожу.

В жаркие сухие дни, как вы думаете, где находится лягушка ?

Дело в том, что лягушки дышат и легкими и кожей, а кожа у них голая и покрыта слизью, поэтому если слизь высохнет – лягушка погибнет .

У лягушки очень интересный язык.

Как вы думаете, какой он?

Да : широкий и липкий. Когда лягушка видит летящее мимо нее насекомое, она выбрасывает язык вперед и жертва прилипает к нему.

Чем питается лягушка ?

Ответы детей (комары, мухи, стрекоза) .

Лягушка питается насекомыми в огромном количестве.

Как называются детеныши лягушки ?

Да, он называется лягушонком . Свою жизнь он начинает в воде.

Из чего он развивается? Сначала из икринок, отложенных в воду, развивается головастик, который становится затем лягушкой .

Куда спешат головастики?

Вихрем мчится под водой

Головастик молодой.

А за ним – еще пяток,

А за ним сплошной поток :

Тот – без ног, а тот с ногами,

Кто налево, кто направо,

Так и носится орава

Вдоль пруда, вокруг пруда…

Почему? Зачем? Куда?

Головастики спешат

Превратиться в лягушат !

Б. Заходер

Какие лягушки бывают по окрасу ?

Они бывают разные : зеленые, бурые, краснобрюхие, белые и др. Они есть и в Азии, и в Африке, и в Америке. В Южной Америке лягушки бывают размером с арбуз.

Есть лягушки массой более 3 кг .

Самая маленькая лягушечка – кокоа умещается на ногте большого пальца. Несмотря на свой маленький размер, она обладает сильным ядом.

Физминутка

Вот озёрная лягушка ,

По прыжкам моя подружка. (прыжки на месте)

Только цаплю увидала,

Под кусточек ускакала. (присесть)

Посидела там немножко,

Поскакала по дорожке. (прыжки с продвижением вперёд)

Вот сколько много мы узнали о лягушках . А сейчас послушайте рассказ В . Бианки «Голубые лягушки » .

Как в тексте объясняется лягушачий цвет ?

Как звали этих лягушек ?

Почему голубую лягушку называют турлушкой ?

Слово «лягушка » родственно слову «лягаться» . Так звали лягушку за ее прыжки .

Чтение стихотворения.

Очень трудно застенчивой,

Скромной лягушке ,

Проживающей в луже на

Зеленой опушке.

Отличить ее просто :

Все болото кричит.

Только эта лягушка сидит и молчит .

Речь в этом стихотворении идет не совсем о лягушке , точнее о жабе. Лягушки прыгают , а жабы ходят. У лягушки голова приподнята вверх, так как она охотится за летающими насекомыми, а у жабы голова ближе к земле, так как насекомые, которыми она питается, ползают по земле. У лягушки спинка гладкая , а у жабы – шероховатая. Жабы – животные ночные, днем они отдыхают, прячутся под листьями в прохладном и влажном месте, а ночью охотятся.

Если в вашем огороде поселилась жаба, то проживет здесь всю жизнь и уничтожит много вредных насекомых. Живет жаба 40 лет, но ей редко удается прожить столько. Слишком много врагов у жабы – хищные птицы, ежи, ужи. Как же защищается она от врагов. На спинке у жабы есть ядовитые железы, которые выделяют жидкость, отпугивающую врагов.

Рефлексия

Озорные запятые

Плавают под мостиком –

Черные, проворные,

С тонким, гибким хвостиком.

Запятые подрастут –

Прыгать по лугам начнут. (Головастики)

Это кто? Из чего развивается головастик?

Представьте, что вы лягушки .

Ты лягушка , расскажи про свою кожу . Легко тебе или трудно в жаркую погоду? Чем ты дышишь лягушка ?

Расскажи , лягушка , какой у тебя язык и что ты кушаешь?

Скажи, лягушка , какая ты по окрасу, каким цветом могут быть твои подружки? Какие они еще бывают?

Как отличить жабу от лягушки ?

Где живет жаба? Сколько лет может жить? Кто у нее враги? Как она от врагов защищается?

Из какой сказки ты к нам лягушка пришла ? Кто ты там была? Как себя вела?

Из какого рассказа ты , лягушка ? Ты помнишь, кто о тебе рассказ написал ? Расскажи о себе .

Публикации по теме:

Циклограмма для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) I половина дня Прогулка II половина дня Индивидуальная работа Понедельник 1. Приём и осмотр детей. 2. Беседы с целью развития мыслительных.

Настольно-печатная игра «Составь рассказ по картинке» (Эту игру можно использовать как дополнительный материал к занятиям по развитию.

Игры для детей старшего дошкольного возраста. Игры для детей старшего дошкольного возраста. 1. Представления о сверстниках и о себе. Цель: расширение представления детей о сверстниках.

Шёл декабрь – первый зимний месяц. На дворе по-зимнему было бело, в этот год снег шёл очень часто. Его было много. Он так и искрился, сверкал.

Сказка «Лягушата и цапля». Сценарий для детей старшего дошкольного возраста. Показ спектакля детям раннего возраста Сказка «Лягушата и цапля» сценарий для детей старшего дошкольного возраста. Показ спектакля детям раннего возраста. Цели и задачи: продолжать.

Дом, он на то и дом, чтобы в нем было уютно, хорошо. Вот и лягушке из нашей сказки понадобился тоже свой дом. Раньше она своего жилища не имела. Сказка расскажет нам, по какой причине лягушка изменила своё мнение.

Сказка про лягушку и её дом

Жил-был лес. А в лесу домики. Каждый домик имел своё название – улей, берлога, гнездо, логово, нора.

В этих домиках жили насекомые, птицы и звери. А вот у лягушки Леси своего дома не было.

— А зачем мне дом? – удивлялась она. – Мой дом – целое болото, — говорила она пчёлам, медвежатам, мышатам…

Однажды вечером Леся загулялась, и возвращалась домой (в болото) поздно. Проходя мимо норы мышки, лягушка услышала, как мама-мышка поёт колыбельную песню своим детям. Она пела песню о малыше, о его мягкой кроватке, подушечке, о мирном доме. Лягушке вдруг так захотелось иметь свой собственный маленький домик.

— Но как же я построю дом? – думала она. – Ведь я же не умею строить! Я никогда этого не делала.

Ночь прошла спокойно. Наутро Леся внимательно оглядела болото, но никакой подходящей постройки, которая могла бы послужить ей домом, не нашла.

К вечеру её взор упал на корягу.

— Коряга, давай ты будешь моим домом. Вернее, я вычищу ямку, а сверху закреплю тебя. Это и будет моим домом.

Леся так и сделала. Конечно, её дом не был похож на мягкое, уютное гнездо пеночки, многоходовую нору крота, но это был её собственный домик!

А свой дом – это здорово!

Вопросы и задания к сказке

Подскажи названия домиков, которые перечислены в сказке.

Почему лягушка Леся поначалу не хотела иметь свой дом?

Какое животное пело колыбельную в сказке?

Каким хлебобулочным изделием угощались пчелы?

Нарисуй дом лягушки.

Главный смысл сказки заключается в том, что иметь свой дом — это хорошо, что каждый должен любить и ценить свой дом.

Вы знаете, однажды двух лягушек угораздило свалиться в крынку с молоком. Трудно сказать, как такое вообще произошло, поскольку лягушки довольно редко бывают в тех местах, где молоко хранится. Им нравится сидеть в болотах, прудах или на худой конец в лужах, а молоку больше нравится где-то в холодильнике или хотя бы в погребе. В луже молоко страдает и портится, а в холодильнике - страдают лягушки.

Но как бы там ни было, две лягушки таки пересеклись с пресловутой крынкой. Я не знаю, скажем, какой-то рыбак удил в пруду рыбу, а вместо водки или, на худой конец, пива, взял с собой на рыбалку молоко. А чтобы оно не нагрелось, поставил его в лужу. Ну, крынку с молоком. Ему бы вряд ли удалось поставить молоко без ёмкости. Разве что, если бы он его предварительно заморозил. Но он этого не делал. Просто поступил, как нормальный человек: налил молоко в крынку.

А две лягушки нашли эту крынку и случайно в неё свалились… я не знаю, одна другую подсадила, а потом вторая протянула первой лапу. Или ногу - что там у лягушек? В общем, они забрались на край крынки и по какой-то причине решили прыгнуть внутрь. Зачем? Ну, чтобы проверить, что это там внутри такое белое и жидкое…

Зачем для этого было туда прыгать? Да вы достали, блин, одна лягушка поскользнулась на краю и упала в крынку. А вторая снова протянула ей лапу… или ногу… а когда первая за неё схватилась, то вторая тоже не удержалась и упала. Ядрён батон, история не об этом.

Две лягушки, в общем, оказались в крынке. Одна из них решила «всё, это трындец» и утонула. А вторая не сдавалась и продолжала барахтаться, пока не взбила молоко до состояния масла. И с этого куска масла дотянулась до края крынки и выбралась.

А рыбак потом обнаружил в крынке масло с впечатанной в него лягушкой, которая сдалась. И, видимо, подумал, что это как раз она взбила молоко, а сама осталась внутри. Как тот лесоруб, который пилил сук, на котором сидел. Правда, лесоруб наоборот упал, а не врос в дерево, но ситуация всё равно похожая. Был бы тот лесоруб лягушкой, дерево - маслом, а падение - смертью внутри дерева… то есть масла… - вообще не отличишь. Ровно такая же история. Ну, почти ровно такая же.

Однако она не случилась, это бы просто рыбак так продумал - не про лесоруба, а про лягушку. Поскольку, блин, ни про какого лесоруба он вообще не знал. Ну то есть, про какого-то наверно знал, но не про того, который врос в дерево. И про лягушек он тоже знал далеко не всё. В частности, он не знал, что масло взбила как раз та, которая выбралась. А та, которая сдохла в масле, была ленивой скотиной, которой, блин, поделом.

Правда, сдохшей бы в глазах рыбака досталась вся слава, если бы всё так и вышло, как в этой истории. Типа, это именно она ценой собственной жизни взбила молоко до масла, а не та, которая на самом деле взбила. А про сбежавшую никто бы не узнал - разве что она сама бы кому-то рассказала. Слава не нашла бы героя.

Хотя какая тут слава? Рыбак, что теперь, вместо молока масло с лягушкой будет есть? Или как француз какой-нибудь прямо на этом масле себе лягушку и зажарит? Ну нет, француз наверно бы мог. Но наш рыбак, он из деревни. К гурманским изыскам не привык. Поэтому с его точки зрения сдохшая в масле лягушка всё молоко испортила.

Но история не об этом. История о том, что вторая лягушка не сдалась. Или первая - смотря с какой стороны считать. В общем, не сдалась та, которая не утонула, а взбила молоко до масла. Хотя рыбак об этом и не знал. Он думал, что наоборот та, которая утонула, всё взбила. И сдохла в куске масла, как тот лесоруб. Который на самом деле не сдох, а упал, если бы дерево было молоком.

Блин, нет, забудем лесоруба. История не об этом. История об упорстве. О том, что нельзя сдаваться. И пофиг, что рыбак этого не знает. В смысле, не знает, какая лягушка как поступила. И что их вообще было две. А о том, что нельзя сдаваться, быть может, и знает. И даже не сдался потом, и зажарил себе сдохшую лягушку на масле, которое взбила первая (или вторая - с какой стороны считать), хотя он думал, что эта.

Так. К чёрту рыбака. Он только путаницу вносит. Как тот лесоруб на дереве, которое могло бы быть молоком в этой аналогии.

Только, в общем, лягушки. Одна - назовём её «первой» для определённости - опустила лапы… или ноги? Для определённости пусть будут «ноги». Опустила ноги и утонула. А вторая не сдалась и продолжала барахтаться.

Из этого следует, что нельзя сдаваться, а надо бороться. Как это делала, для определённости, вторая лягушка. А расслабляться, как первая, нельзя. И не потому, что рыбак потом всё равно не узнает, - к чёрту рыбака. А потому что только так ты выживешь.

Я, вот, тут подумал: а лесоруб-то боролся. Упорно пилил сук. Изо всех сил. Потел небось, мозоли на руках натёр. Но в результате упал с дерева. А просто бы книжку там на суку́ почитал - как знать, спустился бы потом и спокойно пошёл домой.

Так, блин, нельзя отвлекаться на лесоруба - он только весь накал повествования сбивает. Прямо как рыбак, который мог бы пожарить лягушку в том масле, которое не она взбила, хотя он об этом не знал. Точнее, не знал, какая именно лягушка взбила - думал на другую. А первая в результате осталась без своей заслуженной славы…

Блин, как эту историю вообще детям для назидания рассказывать? Эти второстепенные детали, чёрт возьми, просто не позволяют понять главное. Самый вот этот глубинный смысл истории. Что расслабляться и всё бросать из-за этих лягушек вообще нельзя. Надо напрячься и взбивать масло, хотя ты ни хрена не лягушка, и из крынки безо всяких взбивок молока на раз вылезешь. Наоборот, это чтобы тебе залезть в крынку - надо постараться.

Это как-то тупо совсем: «представьте, что вы упали в огромную крынку с молоком… зачем? Ну, для назидательности». Лучше, блин, было бы про лесоруба рассказать - безо всяких лягушек. Всё-таки гораздо более вероятно, что ваш ребёнок станет лесорубом, чем лягушкой.

В сказке - да, мог бы. Был бы заколдован и ждал бы прекрасного принца, который его поцелует… Блин, «принц его поцелует и женится на нём» как-то не того для детей. Тогда уж «её». Она могла бы быть заколдована, сидела бы, ждала и расколдовалась поцелуем. А брат её - хрен там, так бы и остался лягушкой. Поскольку детям нельзя про то, как мальчики целуют мальчиков. Даже если они делают это с целью расколдовать из лягушек и хоть на ком-нибудь в результате жениться.

Кроме того, вы ж не царь, поэтому и ваша дочка наверняка не царевна. В лягушку ей не грозит, а вот в лесорубы - возможно. Я не утверждаю, что прямо, вот, обязательно - просто возможно. Кстати, в реальном мире, даже если вы - царь, а она - царевна, то и тут более вероятно, что при плохом раскладе вы пойдёте на лесоповал, а не станете лягушками.

Так что про лесоруба история как ни крути полезнее. Но раз я всё-таки уже начал про лягушек, а не про лесоруба - что делать. Такая вот история.

Я правда, подозреваю, что не все знают вторую историю про лягушек. Там тоже были две лягушки и, не исключено, рыбак… Нет, рыбака - к чёрту. Он всё только испортит - я проверял.

В общем, эти две лягушки тоже нашли у себя в болоте крынку… блин, как она туда попала тогда? Без рыбака не сходится. В общем, ладно, от чёрта рыбака. Рыбак тоже был, но он просто принёс крынку и ловил рыбу, не думая ни о каких лесорубах. Потому что лесоруб тут вообще для повествования неважен. Он только всё портит, этот лесоруб. Начнёшь про лесоруба, а потом через уже полчаса будешь думать, с хрена ли я теперь рассказываю, что дерево тоже может быть в некотором смысле молоком, хотя история вообще не про это была?

Рыбак принёс крынку в лес, поставил её в воду и тихо, даже и не думая о лесорубах, ловил рыбу. А в это время две лягушки подсадили друг друга и соскользнули внутрь крынки. Цимес тут в том, что в этой истории рыбак был не только трезвенником, но ещё и страдал непереносимостью лактозы. Поэтому у него в крынке была вода.

И вот эти две лягушки падают в воду. Первая вспоминает истории, которые ей рассказывали в детстве, и начинает яростно барахтаться. Точнее, вспоминает вторая - мы её для определённости второй назвали. В общем, вторая вспоминает истории, а про первую мы скажем чуть позже.

Вторая барахтается, барахтается, барахтается. Упорно, изо всех сил. Потому что помнит про тех лягушек из первой истории. Конечно, из-за всех этих непоняток с лесорубами даже человеку непросто понять, про что там было. А тут - лягушка. Мозг у неё вообще маленький, человеческого языка она не понимает, а жестами эту историю вообще хрен расскажешь. Как, блин, жестами показать, что дерево может быть молоком, но это неважно для истории? Попробуйте на досуге это жестами рассказать, я на вас посмотрю.

Но эта - вторая - лягушка была, например, очень умной, поэтому русский язык понимала. Родители её тоже должны были понимать язык - иначе кто бы ей всё это рассказал? В общем, там в пруду существует целый клан говорящих лягушек. Очень умных.

Хотя нет, если бы она была прямо совсем очень умной, то из истории извлекла бы и другие детали. Например, что если залезть, подсадив друг друга, на крынку, то потом можно туда обеим свалиться. Особенно если пытаться вытащить свалившуюся другую.

Алгоритм действий должен был быть вообще таким:

  1. Если вы нашли крынку, то не надо на неё лезть;
  2. Если вы всё-таки полезли, то не надо друг друга подсаживать: если залезший свалится в крынку, то второй тогда позовёт на помощь. Тем более, если вы умеете говорить. Да, рыбак, конечно, офигеет и, возможно, останется заикой, но жизнь товарища важнее.
  3. Если вы всё-таки влезли вдвоём, и один упал внутрь, то второй должен сразу же спрыгнуть наружу и бежать за помощью.
  4. Если вы оба свалились, поскольку нарушили предыдущие три пункта, то, блин, вы умеете говорить. Надо просто покричать.

Вот про этот алгоритм умные лягушки должны были бы рассказывать друг другу, а не про каких-то там дурацких лесорубов. Ну, право слово, есть, конечно, древесные лягушки, однако даже если кто-то из болотных поедет в гости к древесным, не пойдут же они пилить сучья. У лягушек даже пилы нет.

В общем, эти лягушки были не особо умными. Хотя, конечно, если они умеют говорить, то и глупыми их было бы тяжело назвать. О, я понял. Они были умными для лягушек, но в остальном - довольно тупыми.

Поэтому из всей истории вторая лягушка извлекла только ту мораль, которую в эту историю обычно вкладывают: надо барахтаться. Она достаточно умная, чтобы говорить или хотя бы понимать человеческую речь, но в остальном довольно тупая. Что, кстати, будет понятно из продолжения истории.

Она, значит, барахтается. Час, второй, третий. Но вода не молоко, её в масло не взобьёшь. В общем, эта лягушка в конце концов умерла от истощения.

А первая лягушка - как та, первая из первой истории (постарайтесь не думать о лесорубах - тут и так всё очень сложно) - расслабилась и махнула на всё рукой. Я не помню, мы вроде бы про ноги договорились для определённости, а про руки - нет? Ну ладно, чтобы не плодить сущности, она махнула на всё ногой.

Но не утонула. Лягушки, если что, в воде не тонут. Они могут просто вот так висеть в ней у самой поверхности и хоть бы хны. У молока, кстати, плотность больше, чем у воды. Поэтому если лягушка не тонет в воде, то и в молоке не должна. Поэтому я вообще перестал понимать эту дурацкую историю. Единственное объяснение, с хрена ли первая лягушка из первой истории сдохла и впечаталась в масло, - это то, что у неё, как у рыбака из второй истории, тоже была непереносимость лактозы.

Мораль тогда становится вообще тривиальной: если у вас непереносимость лактозы, и вы при этом плаваете в молоке, то старайтесь его пить в умеренных количествах. Правда, процесс газообразования в кишечнике слегка увеличивает объём тела, повышая заодно и его плавучесть. Поэтому лягушка с непереносимостью могла бы и в первой истории продержаться дольше второй. Подозреваю, вторая просто умочила первую, взбив масло из молока.

Как бы то ни было, во второй истории никакого масла из воды никто не взбил. Это же не сказочная история… хотя, блин, тут у нас говорящие лягушки… ну ладно, сказочная, но не настолько. Говорящие лягушки ещё допустимы, но вот масло из воды - уже нет. Хотя было бы прикольно. Надо будет на досуге придумать назидательную историю про воду, из которой можно взбить масло.

И про деревья из молока. Вот лесорубам халява будет. Такое дерево даже рубить не надо. Просто собрать его в крынку с поверхности земли. Правда, нахрена лесорубу такое дерево, если из него всё равно потом ни дом не построишь, ни стул не сделаешь? Только разве что в пищу - как обычное молоко.

Блин, говорил я вам: нельзя думать о лесорубе. Он всё испортит. Начал, вот, думать, и история снова ушла в сторону. Вот про что детей надо назидать: рассказываешь про лягушек - рассказывай только про лягушек. В крайнем случае, про рыбака. Но только не про лесорубов. Сказал «лесоруб» - всё. Трындец всей твоей истории. Твои дети вырастут без назидательности и когда-нибудь утонут в молоке.

Хотя во второй истории лягушка утонула в воде. Причём как раз та, которая барахталась. Ну, не совсем утонула - просто сдохла от истощения. А вторая (для определённости называемая «первой») как раз выжила. Она просто плавала у поверхности, как это заведено у лягушек, а потом пришёл рыбак, увидел в крынке с водой лягушку и выплеснул её на волю. Зачем ему лягушка? Он рыбы наловил - уху сварит. А до Франции из этих мест пилить и пилить. Блин, «пилить». Не думайте, пожалуйста, о лесорубах. Расчитайте это слово обратно. История вообще была не об этом.

Лучше давайте про то, какой у этой истории итог? Барахтающаяся и относительно умная лягушка сдохла. Её семья понесла невосполнимую утрату. И человечество тоже - теперь стало сложнее обнаружить на Земле говорящих лягушек. Не исключено, эта вообще последней была. Что, конечно, её семью освобождает от утраты, ибо нельзя что-то утратить, если ты сам уже мёртв. Но человечеству от этого только хуже.

Небарахтающаяся же лягушка наоборот выжила.

История та же (правда, в ней немного меньше о лесорубах и больше о говорящих лягушках, но тот основной сюжет, про который я пытался рассказать, прямо один в один), действия те же, однако исход вообще совсем другой.

Почему об этом не рассказывают детям? Почему не сообщают им, что надо сначала проверить, в молоке ты или в воде, и только потом уже решать, барахтаться тут или наоборот расслабиться? Да, вывод в этом случае будет не столь однозначным: ибо в половине случаев, выходит, гибнет как раз тот, кто чего-то делает, так что чисто статистически получается вообще неважно, барахтаешься ты или нет, - вероятность сдохнуть от этого не меняется. Чтобы изменить вероятность, надо узнать, в какой ты жидкости сейчас. Но от детей скрывают правду. Вторую историю просто замалчивают, а в первой не акцентируют внимание на составе жидкости. Умолчав о составе, просто делают вывод: барахтаться надо всегда, ведь вон у тех лягушек… и так далее.

Примитив. Тут ведь столько всего можно рассказать: про технику безопасности, про важность состава жидкости в процессе принятия решений, про непереносимость лактозы, про говорящих лягушек. И даже про лесорубов - я этого обычно не рекомендую, хотя пару раз в статье всё-таки порекомендовал.

И это ведь далеко ещё не всё, что можно рассказать.