Интеллектуальная сау «мста-с. Интеллектуальная сау «мста-с Тактико-технические характеристики сау «мста-с»

В начале 80-х годов ГРАУ выдало руководимому Л.И. Горлицким КБ Уральского завода транспортного машиностроения (УЗТМ) в Свердловске новые требования на самоходную гаубицу калибра 152 мм для замены в войсках гаубицы 2С3 «Акация». Артчасть предполагалась универсальной - для применения как на САУ, так и в буксируемой артиллерии. В то же время ходовую часть нового шасси планировалось унифицировать с ходовой частью основных танков, состоявших на вооружении и находившихся в производстве.


Основными разработчиками САУ назначили: УЗТМ (ныне ФГУП «Уральский завод транспортного машиностроения») - головной разработчик шасси «Объект 316» и машины в целом, а также Тульское КБ приборостроения (ныне НПО «Точность») - разработчик боевого отделения, КБ завода №9 в Свердловске - качающейся части. Главным конструктором установки, получившей обозначение ГРАУ 2С19, утвердили Ю.В. Томашева.

В 1989 году новая самоходка была принята на вооружение артиллерийских полков мотострелковых и танковых дивизий советской армии под обозначением

Гаубица 2А65 «Мста-Б»

2С19 «Мста-С» (С - самоходная, в отличие от буксируемого орудия 2А65 «Мста-Б», принятого на вооружение в 1986 году и имеющего аналогичную с 2С19 качающуюся часть). В те же годы на «Уралтрансмаше» создали специальный тренажер 2Х51 «Бункеровка» для обучения расчетов САУ. Первые серии новых самоходных гаубиц выпускались на заводе «Уралтрансмаш». Вскоре специально для производства машин в необходимых для Советской Армии количествах построили завод в г. Стерлитамаке (Башкирия).

«Мста-С» предназначена для уничтожения тактических ядерных средств, артиллерийских и минометных батарей, танков и другой бронированной техники, противотанковых средств, живой силы, средств ПВО и ПРО, пунктов управления, а также для разрушения полевых фортификационных сооружений и препятствования маневрам резервов противника в глубине его обороны. Она может вести огонь по наблюдаемым и ненаблюдаемым целям с закрытых позиций и прямой наводкой, включая работу в горных условиях. При стрельбе используются как выстрелы из боеукладки, так и подающиеся с грунта, без потери в скорострельности.

Бронированный корпус САУ по конструкции и геометрии подобен корпусу танка Т-72, за некоторыми исключениями. Так, бронирование самоходки более слабое, чем у танка: лобовая часть не имеет комбинированного бронирования и сделана из гомогенной бронестали. Верхний (подбашенный) лист корпуса рассчитан под погон диаметром 2444 мм, а нижняя часть корпуса отличается в связи с применением в подвеске торсионных валов и балансиров от танка Т-80. В корпусе смонтированы двигатель, трансмиссия, приводы управления и подвеска.

Двигатель-марки В-84А. Это V-образный 12-цилиндровый высокоскоростной 4-тактный дизель жидкостного охлаждения мощностью 840 л.с., способный работать на шести видах топлива. Его коробка передач имеет семь передач переднего хода и одну заднего. Электрооборудование включает в себя четыре аккумуляторные батареи напряжением 27 В.

Ходовая часть САУ аналогична танковой (Т-80) и состоит (применительно к одному борту) из шести опорных катков, направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы, ведущего колеса со съемными зубчатыми венцами и пяти поддерживающих роликов. Подвеска независимая с длинными торсионами, из-за чего соответствующие катки правого и левого бортов расположены не соосно (катки левого борта смещены вперед на 110 мм). Первый, второй и шестой катки имеют регулируемые телескопические амортизаторы, стопорящиеся во время стрельбы для гашения колебаний. При этом отпадает необходимость в использовании стабилизирующих сошников. Гусеница шириной 580 мм, оснащенная резинометаллическими шарнирами и обрезиненной беговой дорожкой, тоже заимствована у Т-80.

Башня сварена из катаных броневых листов. В ней находятся: гаубица 2А64 с системой наведения и прицеливания, система автоматизированной подачи и хранения снарядов (включает в себя конвейер подачи снарядов с грунта, укладку 6ЭЦ19 с программируемой выдачей и исполнительный механизм координации углов с подачей снарядов от укладки к орудию), агрегат бортового питания АП-18Д с автономной системой питания, фильтровентиляционное оборудование, средства связи (внутренние телефонные, внешние проводные и радио) и система герметизации казенной части гаубицы, предотвращающая загазованность боевого отделения. Масса башни без боекомплекта - 13500 кг.


3ОФ39 «Краснополь»

Нарезная 152-мм гаубица 2А64 имеет раздельно-гильзовое заряжание. Стрельба ведется ОФС 3ОФ45 (на дальность 24700 м) в составе выстрелов 3ВОФ58, 3ВОФ72, 3ВОФ73 и АРС 3ОФ61 (на дальность 28900 м) в составе выстрела 3ВОФ91, кассетными снарядами типа 3023, содержащими 42 противотанковых суб-боеприпаса (дальность стрельбы 26000 м), снарядами-постановщиками активных радиолокационных помех типа 3НС3О (на дальность 22300 м), дымовыми снарядами-целеуказателями в составе выстрела 3ВДЦ8, а также спецбоеприпасами. Возможно использование и всех типов штатных боеприпасов гаубиц Д-20 и 2С3, а также управляемых снарядов с лазерной подсветкой 3ОФ39 «Краснополь» в составе выстрела 3ВОФ64. Подсветка целей производится передовыми артиллерийскими наблюдателями с помощью приборов 1Д15 (ПП-3), 1Д20, 1Д22 или 1Д26.

Весь боекомплект расположен в башне. Он состоит из 50 выстрелов калибра 152 мм (стандартный набор - 20 ОФС и 30 АРС), а также 300 патронов для пулемета. Масса боекомплекта составляет 2470 кг.

Система перезарядки позволяет вести огонь при любых углах наведения по направлению и возвышению орудия с максимальной скорострельностью без возвращения орудия на линию заряжания. Масса снарядов превышает 42 кг, поэтому для облегчения работы заряжающего из боеукладки они подаются автоматически. Механизм для подачи зарядов - полуавтоматического типа. Конструкция стеллажей боеприпасов позволяет размещать все штатные типы снарядов, а поиск нужного из них и управление всем процессом заряжания ведет контрольная система механизма заряжания. Кроме того, она подсчитывает и фиксирует число выстрелов соответствующего типа. Доставку выбранных снарядов и зарядов к орудию осуществляют два независимых конвейера. Каждый из них обслуживается своим заряжающим, что повышает скорострельность. Наличие дополнительных конвейеров подачи боеприпасов с грунта позволяет вести стрельбу, не расходуя внутренний боезапас. При переводе установки в походное положение дополнительный конвейер подачи снарядов складывается и закрепляется на башне, а другой убирается внутрь. Стреляные гильзы автоматически выбрасываются через люк под стволом орудия, что значительно уменьшает загазованность боевого отделения.


Место командира

САУ оборудована двумя прицелами: панорамным (1П22), находящимся в поворотном бронеколпаке на крыше башни, и прямой наводки (1П23), окно которого расположено на лобовом листе башни. Первый из них имеет 3,7-кратное увеличение и автоматическую горизонтальную стабилизацию поля зрения при условии, что крен машины не превышает 5°. В походном положении прицел убирается за защитную шторку справа от него. Прицел 1П23 увеличивает в 5,5 раза в пределах углов наведения от -4° до +55°.

Привод 2Э46 гаубицы электрический: по вертикали - автоматически, по горизонтали - от пульта управления. Автоматическое восстановление угла возвышения после каждого выстрела упрощает работу наводчика. При стрельбе он выполняет только одну операцию - удерживает управляющим устройством панорамный прицел на точке прицеливания. В критических ситуациях командир машины имеет возможность самостоятельно наводить и стрелять из орудия, используя дублирующее оборудование. При отключении электропитания применяется резервная система ручного заряжания и наведения. «Мста-С» оснащена системой приема и передачи данных стрельбы 1В122 (проводной и радио) на расстояние до 500 м. Контроль за наведением и координацией взаимодействия батареи ведется машиной управления огнем - командирской или старшего офицера.

Пулеметно-зенитная установка с дистанционным управлением и прицелом ПЗУ-5 (ПЗУ-7), смонтированная на командирской башенке и предназначенная для самозащиты от легких бронированных машин, вертолетов и самолетов, аналогична применяемой на танках Т-64А/Б/БВ и Т-80УД. Управляется она дистанционно из башни. Пулемет НСВТ-12,7 «Утес» обладает прицельной дальностью 2000 м и скорострельностью 700-800 выстрелов в минуту при углах вертикального наведения от -3° до +70°. Боезапас его состоит из пяти лент по 60 патронов в каждой.

Для обеспечения работы систем САУ при выключенном или отказавшем основном двигателе используется автономный агрегат питания АП-18Д - газовая турбина мощностью 16 кВт. Время ее непрерывной работы - 8 часов.

Члены экипажа переговариваются с помощью аппаратуры внутренней телефонной связи 1В116 на семь абонентов. Внешняя связь осуществляется с помощью УКВ-радиостанции Р-173 (дальность до 20 км).


Индийская САУ «Bhim»

К дополнительному оборудованию самоходки относятся: автоматическое ППО 3-кратного действия с аппаратурой управления 3ЭЦ11-2; две фильтровентиляционные установки; система самоокапывания, смонтированная на нижнем лобовом листе; ТДА, работающая от основного двигателя; система 902В «Туча» для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами; два танковых дегазационных прибора (ТДП).

Самоходки 2С19 организационно объединены в ОБАК «Капустник», который является базовым звеном для формирования любых артиллерийских соединений.

Впервые «Мста-С» была представлена широкой общественности на авиасалоне в г. Жуковском в августе 1992 года, затем на выставке IDEX-93 в Абу-Даби (ОАЭ) в феврале 1993 года, где продемонстрировала отличные ходовые и огневые качества. В частности, при стрельбе на дальность в 15 км сорока снарядами «Краснополь» оказались пораженными 38 целей.

После модернизации СУО, самоходка получила обозначение 2С19М.
Гаубица предлагается на экспорт, в том числе и с артчастью калибра 155 мм (2С19М1 «Мста-С»), которая может вести стрельбу снарядами «Краснополь-М», а также западными боеприпасами того же калибра. Такая машина была впервые представлена на выставке вооружений «Eurosatory 2000» в Ле Бурже (19-23 июня 2000 года). Эксперты оценивают стоимость одной САУ в 1,6 млн. долл.

Характеристики 2С19 «Мста-С»

Длина с пушкой вперед, мм 11917
Длина корпуса, мм 6040
Ширина по бортовым экранам, мм 3584
Высота по крышу башни, мм 2985
Колея, мм 2800
Клиренс, мм 435
Вооружение (боезапас) 152-мм нарезная гаубица 2А64 (50),
зенитный пулемет НСВТ-12,7 «Утес» (300)
Максимальная дальность стрельбы, км 24,7*
Минимальная дальность стрельбы, км 6,5
Скорострельность, выстр./мин 7-8
Угол возвышения/склонения, град +68/-4
Угол горизонтального наведения, град 360
Начальная скорость ОФС, м/с 828
Масса ОФС, кг 43,56
Масса установки, т 42 ± 2,5%
Экипаж, чел 5
Двигатель (тип) В-84А (Д, V12)**
Мощность двигателя, л.с. 840
Максимальная скорость движения, км/час 60
Запас хода, км 500

* для ОФС с газогенератором - 28,5 км
** Может устанавливаться двигатель В-46-6, задросселированный до 780 л.с.

Изменившаяся к началу 1980-х гг. концепция действий артиллерии на поле боя потребовала не только «повышения её могущества, дальнобойности, манёвренности». Были заложены основы комплексной автоматизации процессов ведения огня посредством объединения средств разведки и систем передачи и обработки данных; начались проектирование и создание «интеллектуальных» артиллерийских образцов.

В этот период коллектив Центрального конструкторского бюро Уральского завода транспортного машиностроения (ЦКБ «Уралтрансмаш») в Свердловске (после 1991 г. – Екатеринбург) приступил к выполнению задания Главного ракетноартиллерийского управления (ГРАУ) по созданию самоходной артиллерийской установки с гаубицей калибра 152-мм для дивизионного звена. В задании содержалась сложная задача совмещения шасси, унифицированного с танками, находившимися на вооружении армейских частей, с универсальным орудием, которое возможно было бы использовать также и в качестве буксируемого. Проект получил индекс 2С19 и название «Мста-С» («Объект 316»). Одновременно Волгоградским ОКБ-2 завода «Баррикады» создавалась буксируемая гаубица 2А65 (позднее «Мста-Б»).

Роли разработчиков установки распределились тогда следующим образом:

– головной организацией по машине в целом и шасси назначили «Уралтрансмаш»;

– боевое отделение разрабатывало Тульское КБ приборостроения (НПО «Точность»);

– качающуюся часть орудия проектировало КБ свердловского артиллерийского «Завода № 9».

Первый опытный образец установки был собран в 1983 г. и весь следующий год испытывался на Ржевском полигоне под Ленинградом. В 1986 г. изготовили ещё шесть единиц САУ для последующих государственных и войсковых испытаний. И только через три года «Мста-С» была принята на вооружение Советской Армии.

Серийное производство машин наладили вначале в башкирском городе Стер-литамак, на специально построенном для этого заводе, а впоследствии перенесли обратно на «Уралтрансмаш».

Официально САУ 2С19 «Мста-С» предъявили военным специалистам и широкой публике в 1992 г. на Международном форуме «Технологии в машиностроении» в подмосковном Жуковском, а в следующем году показали на Выставке вооружений IDEX-93 в Абу-Даби в Объединённых Арабских Эмиратах.

Основное вооружение установки -152,4-мм гаубица 2А64, качающаяся часть которой полностью идентична буксируемой 2А65, как и требовалось по техническому заданию ГРАУ. Длина её нарезного ствола-моноблока составляет 6130 мм, или 47 клб; ствол имеет дульный тормоз и эжектор. В казённике -полуавтоматический клиновой затвор, открывающийся самостоятельно после выстрела за счёт наката. Имеются электромеханический досылатель снаряда и заряда, механизмы удаления стреляной гильзы и блокировки спуска, а также пневматический уравновешивающий механизм. Тормоз отката закреплён в казённике, пневматический накатник заполнен азотом.

Дивизионная самоходная гаубица 2С19 «Мста-С», вооружённая орудием 2А64 калибра 152,4 мм. Масса САУ – 42 т, длина с орудием вперёд – 11,92 м

Масса «сухой» башни САУ-13,5 т, масса боезапасов – 2,5 т. На корме башни закреплён лоток конвейера механизма автоматической подачи снарядов и зарядов непосредственно с грунта

Максимальный вертикальный угол наведения орудия – 68°

Стрельба может вестись как прямой наводкой, так и с закрытых огневых позиций с диапазоном углов вертикального наведения в пределах от -4° до +68°. Дальность поражения целей – до 30 км.

В боекомплект САУ, состоящий из 50 выстрелов, входят несколько типов раздельногильзовых боеприпасов. Это осколочно-фугасные снаряды ЗОФ45 (ОФС), имеющие улучшенную аэродинамическую форму; их масса – 43,56 кг, масса взрывчатого вещества – 7,65 кг, начальная скорость – 810 м/с. При дальнобойном метательном заряде с массой пороха 11,4 кг дальность их стрельбы достигает 24,7 км, при полном переменном заряде с 8,3 – 7,8 кг пороха дальность полёта равна 19,4 км, при уменьшенном переменном заряде с 4,2 кг пороха – 14,37 км.

Снаряды ЗОФ61 массой 42,86 кг могут поражать цели на максимальной дальности около 29 км – для этого они снабжены газогенератором донного вдува. Здесь применён способ снижения донного сопротивления снаряда в полёте за счёт сгорания пороховых шашек в донной его части. При этом происходит выброс в спутную струю горячей газообразной смеси; догорая в ней, она повышает давление за боеприпасом, способствуя увеличению дальности полёта.

Кассетные снаряды ЗО13 (КС) имеют в своей боевой части восемь поражающих осколочных боевых элементов (БЭ), в кассетном снаряде ЗО23 содержится сорок кумулятивно-осколочных элементов. При срабатывании дистанционного или ударно-дистанционного взрывателя вышибной заряд снаряда выбрасывает БЭ из корпуса, под действием центробежной силы они разлетаются в радиальном направлении.

Каждый из разбросанных кумулятивных элементов снаряда 3023 при ударе о преграду создаёт свою кумулятивную струю, способную пробивать броневой лист. Имеются сведения, что аналогичный БЭ американского кассетного 155-мм боеприпаса М483А1 может поразить бронетехнику, защищённую бронёй толщиной до 70 мм.

Снаряды ЗНСЗО используются для постановки активных радиолокационных помех. Такой снаряд снабжается головной частью с полезной нагрузкой в виде дипольных отражателей, уложенных внутри дисковых модулей. Они имеют механизмы выброса с пороховыми зарядами, способными при возгорании разрушать в определённые моменты стенки корпуса головной части. При этом модули мгновенно разбрасываются на значительное расстояние от снаряда как в радиальном направлении, так и впереди него, и отражатели образуют облако помех с большой эффективной областью рассеяния.

В боекомплекте САУ 2С19 могут находиться также управляемые снаряды 30Ф39М «Краснополь-М» и корректируемые ЗОФ75М «Сантиметр-М».

Снаряды «Краснополь» (2К25 – индекс ГРАУ) разработаны в знаменитом тульском «Конструкторском бюро приборостроения» (КПБ) под руководством А. Шипунова и приняты на вооружение в 1986 г. Они являются многофункциональными средствами поражения, «предназначенными для поражения первым выстрелом – без пристрелки»; их целями считаются бронетехника, в том числе и танки, артиллерийские орудия и пусковые установки тактических ракет, а также мосты, переправы, командные пункты, фортификационные сооружения. Огонь ведётся на дальностях от 3-х км до 20 км, причём и по движущимся целям со скоростью до 36 км/ч.

Эти снаряды, длиной 1305 мм, имеют массу 50,8 кг, осколочно-фугасную боевую часть массой – 20,5 кг, снаряжённую 6,5 кг взрывчатого вещества. Практически состоят из двух отделений: снарядного – боевая часть, донный газогенератор, блок стабилизаторов – и управления – отсек автопилота и носовой кожух, головка самонаведения (ГСН).

Отсек автопилота сконструирован на основе инерциального гироскопа, блоков питания и преобразования, приводов; носовой кожух – обтекатель – служит «для защиты оптики головки от повреждений и загрязнений и отделяется в полёте». Автопилот (индекс 9Б838) предназначен для коррекции траектории полёта снаряда.

ГСН «Краснополя» (индекс 9Э421) – лазерная полуактивная – выдаёт команды автопилоту на наведение снаряда на обнаруженную цель. Управление в полёте – с помощью четырёх выдвигаемых аэродинамических рулей.

1 – дульный тормоз; 2 – ресивер; 3 – 152-мм гаубица; 4 – откатное устройство (2 шт.); 5 – пулемёт НСВТ-12,7 «Утёс»; 6 – осветитель; 7 – панорамный прицел 1П22; 8 – воздуховод системы воздухоочистки; 9 – бортовой люк наводчика; 10 – конвейер подачи снарядов с грунта; И – задний ящик ЗИП (2 шт.); 12 – бревно для самовытаскивания; 13 – бак для масла; 14 – ведущее колесо; 15 – выхлопной патрубок двигателя; 16 – опорный каток; 17 – бортовой резинотканевый экран; 18 – гидроамортизатор; 19 – самоокапыватель; 20 – направляющее колесо; 21 – передний ящик ЗИП (2 шт.); 22 – кронштейн крепления ствола по-походному; 23 – петли для швартовки машины в самолёте; 24 – лючок выброса стреляных гильз; 25 – 81-мм дымовые фанаты системы 902В «Туча»; 26 – крюки для снятия башни; 27 – окно прицела прямой наводки; 28 – защитная шторка прицела 1П22; 29 – прицел установки ПЗУ-5; 30 – антенный ввод; 31 – патронный ящик пулемёта НСВТ-12,7; 32 – прицел ТКН-ЗВ; 33 – запасной патронный ящик пулемёта НСВТ-12,7; 34 – пила в чехле; 35 – люк доступа к трансмиссии; 36 – оборудование ОПВТ; 37 – люк подачи снарядов с фунта; 38 – патрубок системы пневмоочистки стекла прицела 1П22; 39 – мерный штырь; 40 – люк наводчика с лючком установки трубы ОПВТ; 41 – рифлёные дорожки для хождения; 42 – люк заряжающего; 43 – люк командира; 44 – фара ФГ-125 с ИК-фильтром; 45 – фара ФГ-127 со СМУ

Головка самонаведения снаряда действует соответственно получаемым отражённым от цели сигналам. Это означает, что цель должна быть подсвечена лазерным лучом, что пока делает корректировщик с лазерным дальномером-целеуказателем (ЛДЦ). Он должен подобраться к ней на расстояние менее 7 км, если цель – танк; при менее габаритных объектах это расстояние должно соответственно сокращаться. Необходимо находиться на прямой видимости цели, что весьма проблематично, например, на европейском театре военных действий, в отличие от пустынных районов Средней Азии или Ближнего Востока. Но там возникает другая сложность – проблема надёжного укрытия и маскировки разведчика.

Используемые дальномеры 1Д15 имеют массу 60 кг, более современный 1Д20 – 30 кг, ЛДЦ-4 – 27 кг. Кроме того, для связи у корректировщика есть армейская радиостанция типа Р-159М массой 15 кг.

Обнаружив цель, корректировщик определяет её координаты, рассчитывает установки для стрельбы и передаёт данные на артиллерийскую батарею, где расчёт обязан на ГСН снаряда выставить определённую частоту импульсов. Такую же частоту должен иметь и ЛДЦ, чтобы снаряд по его отражённому лучу «вышел» на указанный им объект.

После производства выстрела – при подлёте снаряда – на некоторое время, обычно 5 – 12 с, включается дальномер-целеуказатель, подсвечивая цель. ГСН «Краснополя» на расстоянии 2,5 км до цели переходит в режим самонаведения – снаряд самостоятельно наводится на цель, перехватывая отражённый от неё сигнал.

Считается, что вероятность попадания ЗОФ39 «Краснополя» в цель одним снарядом равна 0,8 – 0,9. Рассчитано также, что, например, для подавления широко распространённой в войсках НАТО батареи САУ М109 (6 установок) на расстоянии 16 км необходимо использовать 9 снарядов «Краснополь», когда обычных осколочно-фугасных потребовалось бы более 900.

Корректируемые снаряды типа «Сантиметр» калибра 152 мм разработаны в московском Научно-техническом комплексе «Автоматизация и механизация технологий» под руководством генерального конструктора В. Вишневского. Эти снаряды также предназначены «для поражения бронированных целей и инженерных сооружений» и имеют лазерную полуактивную головку самонаведения.

Могут использоваться снаряды ЗОФ38 «Сантиметр» и более позднего выпуска -ЗОФ75 «Сантиметр-М». Они отличаются массой – 49,5 кг и 45 кг, соответственно, размерами – длина 1195 мм и 861 мм -и величиной заряда – 8,5 кг и 10 кг.

Стрельба этими снарядами может вестись на дальностях до 18 км, причём прицельная в диапазоне 0,8 – 12 км с вероятностью попадания в цель одним снарядом до 0,97. Время подсветки цели для получения отражённого сигнала головкой самонаведения сокращено до 3 с и коррекция траектории по отражённому сигналу производится лишь на последних 20 – 600 м от цели. Поэтому установки для стрельбы должны рассчитываться более точно или должна вестись залповая стрельба из нескольких орудий, а также допускаться пристрелочные выстрелы.

Для управления полётом более поздние снаряды «Сантиметр-М» снабжены четырьмя импульсными твёрдотопливными двигателями (вместо аэродинамических рулей).

Кроме того, САУ «Мста-С» может вести огонь штатными боеприпасами 152-мм буксируемой пушки-гаубицы Д-20 обр. 1947 г. и САУ 2СЗ «Акация».

Все снаряды боекомплекта размещаются в башенной укладке установки. Общая масса возимых выстрелов доходит до 2,5 т. При загрузке снарядов и зарядов используется автоматическая система их подачи с грунта с помощью двух конвейеров; она же может применяться и при позиционном ведении огня – без растрачивания уложенного боекомплекта. Механизм заряжания орудия обеспечивает автоматическую подачу снарядов и полуавтоматическую -зарядов, за счёт чего скорострельность САУ составляет 7-8 выстр./мин и даже более. Стреляные гильзы автоматически выбрасываются через люк за борт.

В качестве вспомогательного вооружения «Мста-С» имеет на командирской башенке пулемётно-зенитную установку ПЗУ-5 с 12,7-мм пулемётом НСВТ «Утёс», управляемую командиром машины из башни дистанционно. Пулемёт может вести огонь на дальность до 2 км, поражая лёгкую бронетехнику, вертолёты и самолёты.

При необходимости комплексом «Туча», состоящим из шести 81-мм гранатомётов 902В и термодымовой аппаратурой могут ставиться дымовые завесы, обеспечивающие маскировку на поле боя.

Выстрел 152,4-мм орудия установки. Дальность стрельбы – до 29 км, скорострельность – 7 – 8 выстр./мин

Колонна САУ на марше. Запас хода установок – 500 км

1 – САУ «Мста-С»; 2 – траектория полёта снаряда; 3 – корректировщик с лазерным дальномером-целеуказателем; 4 – броневая цель

Снаряд «Краснополь-М» и лазерный даль-номер-целеуказатель ЛДЦ-4 с тепловизионным прицелом. Дальность распознавания и лазерного подсвета цели типа «танк» днём -5-7 км, ночью – 3 – 4 км

1 – лазерная головка самонаведения; 2 – блок автоматического демпфирования; 3 – блок автопилота; 4 – осколочно-фугасная боевая часть; 5 – донный газогенератор; 6 – блок стабилизаторов

«Мста-С» оборудована бортовой ЭВМ с дисплеем, системой автоматизированного управления наведением орудия в вертикальной плоскости, что обеспечивает автоматический ввод углов прицела, горизонтальную стабилизацию, возможность восстановления наводки в вертикальной плоскости после каждого выстрела. Аппаратура приёма и передачи данных позволяет трансформировать информацию об установках для стрельбы, переданных от вышестоящего командира, на расстоянии до 500 м.

Для ведения стрельбы из орудия с закрытых позиций на самоходке используются автоматизированный прицельный комплекс с панорамным прицелом 1П22, установленным в бронеколпаке на крыше башни. Для огня прямой наводкой имеется прицел 1П23, размещённый на лобовом листе башни. Наблюдение за местностью может вестись комбинированным прицелом ТКН-ЗВ как днём, так и в ночное время с подсветкой прожектором ОУ-ЗГКУМ.

Внешняя связь обеспечивается УКВ-радиостанцией Р-173 с дальностью действия до 20 км, внутренняя связь -по аппаратуре 1В116, рассчитанной на семь абонентов.

Самоходная артиллерийская установка 2С19 «Мста-С» сконструирована «на специальном гусеничном шасси, во многом унифицированном с танками Т-80. На шасси размещён сварной корпус из катаных броневых листов, башня с 152-мм орудием, системами наведения, прицеливания, автоматом заряжания, укладкой боеприпасов. Лобовая часть выполнена из гомогенной стали, борта выдерживают попадания осколков, малокалиберных снарядов и бронебойных пуль. Масса башни без боекомплекта -13,5 т, масса установки – 42 т.

Моторное отделение расположено в кормовой части. Здесь находится 12-цилиндровый четырёхтактный высокоскоростной дизельный двигатель В-84-1 (или В-84А) Челябинского тракторного завода. Он представляет собой модернизацию дизелей типа В-2 (В-46) и состоит из двух блоков цилиндров, расположенных V-образно, имеет наддув от приводного центробежного нагнетателя, жидкостное охлаждение.

Двигатель В-84-1 – многотопливный, кроме основного топлива Л-40 он может работать на керосине ТС-1, Т-1, Т-2, а также на бензине А-72. Мощность двигателя – 840 л.с.(780 л.с.), литраж – 38,88 л; масса сухого двигателя – 1020 кг, габаритные размеры -1480x900x902 мм. Удельная мощность САУ – более 19 л.с./т.

Ёмкость топливных баков машины составляет 1300 л, что обеспечивает ей запас хода около 500 км.

Трансмиссия – механическая, с планетарным механизмом поворота, коробка перемены передач имеет семь передних и одну заднюю скорость. В ходовой части шесть опорных катков на борт, ведущие колёса – в корме. Подвеска -независимая на длинных торсионах, что определило смещение катков на обоих бортах на 110 мм относительно друг друга. На 1-м, 2-м и 6-м катках стоят телескопические гидропневматические амортизаторы, что позволило обойтись при стрельбе без использования опорных плит или сошников. Поэтому время перевода установки из походного положения в боевое занимает всего около двух-трёх минут.

САУ оборудовано высокоэффективной системой кондиционирования, имеет фильтровентиляционную установку. Автономный агрегат питания, представляющий собой газовую турбину мощностью 16 кВт, обеспечивает непрерывную работу приборов до 8 ч без включения основного двигателя.

Резинометаллическая гусеница шириной 580 мм имеет 86 траков массой по 15,6 кг.

САУ 2С19 «Мста-С» состоят на вооружении батарей артиллерийских полков танковых и мотострелковых дивизий Сухопутных войск; в каждой может числиться до восьми единиц. Батареи объединены в огневые батарейные артиллерийские комплексы ОБАК «Капустник», в состав которых, кроме САУ, входят командно-наблюдательная машина командира батареи 1В 152 «Капустник-Б» на базе БТР-80, машина старшего офицера 1В 153 «Капустник-Б» на базе автомобиля «Урал-43201» с универсальным кузовом.

В настоящее время ведутся работы по дальнейшему усовершенствованию САУ. Так, САУ 2С19М и 2С19М1 оборудовали новой системой управления огнём и наведением орудия «Успех-С». С 2014 г. стали выпускать установки 2С19М2, в которых значительно повысили скорострельность, увеличили эффективность огня, оборудовали модифицированной аппаратурой и ЭВМ.

По состоянию на 2014 г. в нашей армии числилось 600 единиц «Мста-С». В армиях других стран также есть установки 2С19. Например, на 2013 – 2014 гг. их имелось в Белоруссии – 12 единиц, в Венесуэле – 48 ед., на Украине – 40 ед., в Эфиопии – 10 ед. Кроме того, начата поставка установок в Азербайджан, потенциальным покупателем является Индия.

Военные специалисты считают САУ 2С19 наиболее совершенной «машиной» из всех созданных к настоящему времени систем в своём классе. Участвуя в военном параде в честь 70-летия победы в Великой Отечественной войне, на Красной площади в Москве 9 мая 2015 г. установки «Мста-С» получили заслуженные аплодисменты гостей на трибунах, в том числе иностранных наблюдателей и военных атташе.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ «МСТА-С»

Принятие на вооружение, год………….1989

Масса установки, кг……………………..42000

Экипаж, чел…………………………………………5

Длина корпуса, мм………………………….6040

Ширина корпуса, мм……………………….3380

Высота корпуса, мм………………………..3350

Длина с пушкой, мм……………………..11917

Клиренс, мм……………………………………..435

База, мм………………………………………….4520

Колея, мм……………………………………….2800

Двигатель…………………….многотопливный

12-цилиндровый четырёхтактный дизель В-84-1 жидкостного охлаждения

Мощность двигателя, л.с………….840 (780)

Удельная мощность, л.с./т…………………..19

Максимальная скорость, км/ч……………..60

Емкость топливных баков, л……………1300

Запас хода по шоссе, км……………………500

Удельное давление на грунт, кг/см 2 ….0,87

Марка орудия…………………………………2А64

Калибр орудия, мм…………………………152,4

Длина ствола, клб……………………………….47

Вертикальные углы наведения,

град…………………………………………- 4 – + 68

Горизонтальные углы наведения,

град………………………………………………….360

Боевая скорострельность,

выстр./мин……………………………………..7– 8

Боезапас, шт……………………………………….50

Максимальная дальность

стрельбы ОФС, км……………………………..29

Масса снаряда ОФС, кг……………………43,5

снарядом «Сантиметр-М», км……………..18

Масса снаряда «Сантиметр-М», кг 48

Максимальная дальность стрельбы

снарядом «Краснополь-М», км……………25

Масса снаряда «Краснополь-М», кг 43

Калибр и марка пулемёта…………..12,7-мм

Преодолеваемые препятствия, м:

– высота стенки………………………………..0,5

– ширина рва………………………………..до2,8

– брод……………………………………………….1,2

– подъём, град……………………………………25

– крен, град……………………………………….20

Время готовности к стрельбе, мин:

– с неподготовленных позиций

с марша…………………………………………..6– 8

– с подготовленных позиций…………..2– 3

В. ТАЛАНОВ

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Российская самоходная артиллерийская установка «Коалиция-СВ» станет одной из главных премьер предстоящего 9 мая военного парада на Красной площади.

Инновации под броней

Это скорее комплекс, чем самоходная артиллерийская установка в привычном понимании этого оружия. Генеральный директор ОАО «Центральный научно-исследовательский институт «Буревестник» — головного предприятия в стране по разработке и производству артиллерийского вооружения — доктор технических наук Георгий Закаменных называет «Коалицию» не просто высокоавтоматизированным, а практически роботизированным оружием.

2С35 «Коалиция-СВ» отличается автоматическим формированием модульного метательного заряда с возможностью его воспламенения с помощью микроволновой системы, а также пневматическим механизмом заряжания, позволяющим вести огонь при любых углах наведения по направлению и возвышению орудия, с максимальной скорострельностью и без возвращения орудия на линию заряжания.

Выбор необходимых типов снарядов и модульных зарядов осуществляется автоматически. Также автоматизирован процесс загрузки боеприпасов на борт. Это стало возможным за счет введения в состав комплекса бронированной транспортно-заряжающей машины, оборудованной автоматизированной подсистемой загрузки и перемещения боеприпасов, которая позволяет экипажу перезагрузить на борт машины все необходимые выстрелы за считанные минуты.

По степени инновационности разработка отечественных конструкторов не имеет аналогов среди серийных боевых машин мира. Управление вооружением осуществляется здесь дистанционно: экипаж хоть и находится в корпусе машины, но помещен в так называемый модуль управления, который размещен в носовой части и изолирован от боевого отделения с боекомплектом. Расчет комплекса из двух человек полностью контролирует процессы заряжания оружия, его наведения и производства стрельбы.

Модуль управления оборудован бортовыми тактическими системами выбора цели, позицирования и навигации. При этом каждое рабочее место членов экипажа оснащено комплексом дистанционного управления огнем и приборного контроля выполнения всех операций, которые отображаются на дисплеях единой информационно-командной системой. Информационно-управляющие каналы связи рабочих мест экипажа, находящегося в модуле управления, дублированы с модулем вооружения.

Машина также оснащена системами спутниковой навигации, топопривязки, скрытой передачи данных и интегрирована в автоматизированные системы управления тактического звена.

От штурмовых орудий до ядерных боеприпасов

Пик развития самоходно-артиллерийских установок пришелся на годы Второй Мировой войны. Штурмовые орудия и самоходные гаубицы фашистской Германии, такие как StuG, Wespe, Elefant и другие, а также САУ Красной Армии — СУ-122, ИСУ-152 и СУ-100 стали классикой в своем роде. Кстати, две последние установки находились на вооружении Советской армии середины 1960-х годов.

В современной концепции боя главная задача самоходной артиллерии — та же, что и раньше. Это поддержка подразделений различных родов войск артиллерийским огнем с закрытых позиций и использование в качестве противотанкового средства. Мобильность дает САУ возможность наносить удары самостоятельно.

Современные «самоходки» предназначены для ведения кратковременного, высокоинтенсивного огня с быстрой сменой огневых позиций. Машины выдвигаются на позицию, производят стрельбу по удаленным целям, после чего перемещаются в другое место до того, как противник открывает ответный огонь. Оперативность современных САУ достигается, главным образом, благодаря автоматизации управления огнем, а также за счет применения радиолокационных средств разведки, когда данные для стрельбы готовятся заранее.

Кстати, даже одиночные САУ способны уничтожать довольно крупные объекты, например, аэродромы, железнодорожные станции, большие скопления войск противника. Дело в том, что помимо обычных снарядов в самоходной артиллерии, возможно применение и тактических ядерных боеприпасов. При этом в отличие от ракет или самолетов с ядерным оружием на борту артиллерийские снаряды практически не поддаются перехвату. В настоящий момент приоритет развития самоходной артиллерии видится разработчикам в увеличении огневой мощи и баллистических характеристик оружия за счет повышения его скорострельности, а также дальности и точности ведения огня.

Два ствола хорошо, но один – лучше

В комплексе «Коалиция-СВ» реализованы многие из этих подходов. Фактическая дальность стрельбы здесь составляет 40 км против 24 у ближайшего российского «родственника» — самоходной гаубицы 2С19 . Интересно, что один из первых прототипов новой боевой машины имел два ствола калибром 152-мм, расположенных один над другим. Но затем от двуствольного варианта размещения оружия отказались, остановившись на классическом — одноствольном варианте. Два ствола предполагали более сложный механизм заряжания, к тому же в его надежности были сомнения.

Современная самоходная артиллерия во всем мире развивается по схожему сценарию. Приоритет отдается уже упомянутой скорострельности, подвижности, дальности стрельбы, а также более совершенным системам автоматизации и управления огнем. В Германии ставка сделана на САУ PzH2000. Правда, знаменитый рекорд стрельбы с 56 км был поставлен при выстреле специальным активно-реактивным снарядом с улучшенной аэродинамикой. Серийные же снаряды этой установки стреляют на дальность от 30 до 40 км.

Кстати, далеко не все эксперты склонны разделять восторга по поводу этой машины. Дело в том, что применение данной артиллерийской системы в условиях реальных боевых действий, в том числе в составе коалиционных сил в Афганистане, выявило ряд проблем. Например, при стрельбе снарядами с газогенератором на дистанции свыше 30 км кучность огня превысила… километр!

Гаубица M109A6 Paladin

В США приоритет самоходной артиллерии отдан модернизированному варианту гаубиц M109A6 «Паладин». Об этом американском оружии стоит рассказать особо. Дело в том, что исходный образец этого так называемого «глубоко модернизированного» САУ был создан еще в 1953 году! Целью нынешней (уже десятой по счету) модернизации является продление срока эксплуатации M109A6 на 30-40 лет.

На фоне этого оружия «Коалиция» показывает просто-таки радикальное преимущество. Помимо перечисленных новаций стоит взглянуть хотя бы на тактико-технические характеристики нашей и иностранных САУ, в том числе ключевую — дальность стрельбы. Она у «Коалиции» почти на 20 км больше показателей M109A6 «Паладин» (40 км против 22). Кстати, есть информация, что при стрельбе экспериментальным снарядом «Коалиция» показала дальность в 70 км!

Превосходит наша установка зарубежные аналоги и по объему загружаемого боекомплекта — 70 снарядов против 60 у PzH2000. Что говорить, — в «Палладине» только-только появилась цифровая система управления огнем, тогда как в российской самоходной артиллерии многие из ее элементов применяются уже давно, и не только в «Коалиции». Кроме того, новая российская САУ легче: ее вес 48 тонн, а самоходка PzH2000 тянет на все 55.

С гусениц — на колеса и обратно

Основой для артиллерийского модуля «Коалиция-СВ» может стать платформа перспективного российского . Интересно, что полтора года назад была представлена и первая «Коалиция» на колесном шасси. Машина с литерой «СВ-КШ» стала продолжением линейки самоходных гаубиц на колесах. При создании «Коалиции-СВ-КШ» был использован опыт разработки 152-мм самоходной гаубицы 2С21 «Мста-К» на колесной базе автомобилей КрАЗ-6316 и Урал-5323.

По информации представителя ОАО «КАМАЗ» Юрия Кухаренко, гаубицы «Коалиция-СВ-КШ» смонтированы на четырехосном колесном шасси автомобиля КамАЗ-6560 «Торнадо», который уже используется в качестве базы для боевых машин зенитных ракетно-пушечных комплексов 96К6 . Чтобы разместить достаточно тяжелую башню артиллерийской системы, шасси серийного полноприводного бортового тягача КамАЗ-6560 претерпело некоторые изменения.

«Был усилен каркас рамы автомобиля, позволяющий выдержать отдачу при выстреле, а также установлен двигатель мощностью 400 лошадиных сил, который позволяет машине передвигаться в условиях сложно-пересеченной местности », — рассказал Юрий Кухаренко.

Интересно, что САУ в колесном исполнении — также полностью автоматическая. Номера расчета находятся в бронированной кабине, а заряжать и производить выстрел можно дистанционно. Время развертывания орудия не превышает полутора минут.

Бронированная высокомобильная САУ 2С19М1 является модификацией САУ «Мста-С» и так же, как и она, предназначена для уничтожения защищенных и открыто расположенных целей. САУ также используют для создания препятствия противнику в осуществлении маневров резервными силами и средствами в тактической глубине обороны. Экспортный вариант САУ (2С19М1-155) оснащается орудием, доработанным для использования единого боеприпаса НАТО. Последняя модификация САУ, поступающая на вооружение СВ ВС России, обозначается как «объект 350» и неофициально именуется в открытой печати «Необитаемость-155». В настоящее время планируются ее поставки в Индию, Чили и Аргентину.

Особенности.
На новую САУ установлены дополнительные ЖК индикаторные панели для заряжающего и наводчика, БЦВК с модемом, ЖК-дисплеем и цифровым датчиком определения угла возвышения орудия. Эффективность боевого применения установки значительно повышена за счет использования универсальной автоматизированной СУО «Капустник-Б» и системы управления и наведения «Успех-С». Их совместное применение (АСУНО) существенно снижает время, требуемое САУ для начала стрельбы, что положительно сказывается на повышении живучести, маневренности и мобильности последней. Батарея из восьми установок в минуту выстреливает до 3000 кг снарядов. При стрельбе на предельную дальность до попадания в цель первого выпущенного снаряда в полете может оказаться до 70 снарядов.

Конструкция САУ 2С19М1.
Башня сварной конструкции с установленной в ней гаубицей 2А64 смещена к корме самоходного шасси на гусеничном ходу, специально созданного для данной артиллерийской системы. При его разработке была проведена максимально возможная унификация элементов и узлов ходовой части САУ с танком Т-80 и моторно-трансмиссионного отделения САУ с танком Т-72. Шасси САУ, в отличие от своих прототипов, имеет противопульное бронирование. Впереди размещается навесное оборудование для самоокапывания, которое позволяет быстро оборудовать для САУ укрытие, являющееся также дополнительной защитой от осколков снарядов и бронебойных пуль.

В башне установлены системы прицеливания и наведения, хранения и автоматической подачи боеприпасов (конвейер подачи выстрелов с грунта, механизированная укладка 63Ц19 с программированной выдачей, исполнительный механизм, обеспечивающий координацию углов превышения с подачей выстрела к орудию). Кроме этого, в ней монтируется автономный агрегат АП-18Д (газовая турбина мощностью 16 кВт), обеспечивающий бортовое питание потребителей постоянным током. Его установка позволяет значительно увеличить моторесурс маршевого двигателя. Фильтровентиляционная установка и система герметизации казенника гаубицы предотвращают загазованность боевого отделения при стрельбе. АСУНО САУ состоит из баллистического вычислителя, аппаратуры привязки и топографического ориентирования, спутниковой системы навигации, обеспечивает бесприцельное наведение в автоматическом режиме и последующее хранение информации по десяти и более огневым задачам.

Смещение бортовых опорных катков шасси относительно друг друга и установка на них регулируемых телескопических амортизаторов позволили отказаться от стабилизирующих сошников (их назначение - гасить возникающие при стрельбе колебания). Подобное решение обеспечило САУ высокую скорострельность, возможность любым ее модификациям, включая 2С19М1, вести круговой обстрел, значительно сократило время, необходимое для подготовки к стрельбе и покидания огневых позиций после выполнения боевой задачи.

Вооружение.
Основным оружием всех модификаций САУ «Мста-С» является нарезная гаубица 2А64 калибра 152 мм, дополнительным - зенитный пулемет НСВТ калибра 12,7 мм. Гаубица позволяет вести огонь различными типами боеприпасов: кассетными, осколочно-фугасными, активно-реактивными и специальными. Она может вести огонь по выявленным целям прямой наводкой и с закрытых позиций. 2А64 доработана для стрельбы боеприпасами как выпускавшимися ранее, так и новейшей разработки. Например, «Краснополь» с лазерной подсветкой, дымовыми снарядами-целеуказателями, снарядами для постановки активных радиолокационных помех и т. п. Предельная дальность стрельбы зависит от типа применяемого боеприпаса и колеблется в диапазоне от 22 до 29 км. В варианте гаубицы 2С19М1-155, адаптированном под боеприпас НАТО (155 мм), дальность составляет 41 км.

Установка полуавтомата перезаряжания позволяет САУ всех модификаций вести огонь при любых углах наведения по возвышению и направлению гаубицы. При этом скорострельность составляет 6-7 выстр./мин (в случае подачи боеприпасов с грунта) и 7-8 выстр./мин (из внутренней бовукладки).

Поиск боеприпаса нужного типа и управление заряжанием проводит в автоматическом режиме контрольная система механизма заряжания. Одновременно с этим она фиксирует число выстрелов по каждому типу. Снаряды и заряды к гаубице поступают по двум различным конвейерам. Дополнительные конвейеры, по которым боеприпасы можно подавать с грунта, позволяют экономить внутреннюю бовукладку. При совершении марша первый убирается внутрь корпуса, а второй закрепляется на башне. Стреляные гильзы автоматически удаляются из внутрибашенного пространства через специальный люк под стволом гаубицы.

История создания САУ 2С19 Мста-С

К началу 80-х годов офицеров и генералов Советской Армии уже не удовлетворяли имеющиеся на вооружении САУ

. Военных прежде всего не устраивала малая дальность стрельбы этих самоходных гаубиц в сравнении с зарубежными аналогами. Поэтому, оставаясь гаубицей по способу боевого применения, новое орудие должно было обладать пушечной длиной ствола – порядка 50 калибров. Кроме того, из экономических соображений было решено сократить номенклатуру калибров, оставив для ствольной артиллерии один единственный шестидюймовый калибр.

В соответствии с этими идеями и было разработано техническое задание на создание новой САУ.

Первые исследования по самоходной гаубице нового поколения начались в 1976 году, а к непосредственной разработке самоходной гаубицы «Уралтрансмаш» приступил в начале 80-х.

Предполагалось унифицировать ходовую часть с уже состоявшими на вооружении танками и
. Артиллерийскую же часть было решено сделать универсальной - как для применения на САУ, так и в буксируемом варианте.
Основными разработчиками САУ назначили: УЗТМ (ныне ПО "Уралтрансмаш") – головной разработчик шасси "Объект 316" и машины в целом, а также Тульское КБ приборостроения (сейчас НПО "Точность") – разработчик боевого отделения, КБ завода№9 в Свердловске – качающейся части. Главным конструктором установки, получившей обозначение ГРАУ 2С19, утвердили Юрия Васильевича Томашева.

В 1989 году новая самоходка была принята на вооружение артиллерийских полков мотострелковых и танковых дивизий Советской армии под обозначением 2С19 Мста-С . Серийное производство самоходной гаубицы «Мста-С» было развернуто в 1990 году на Государственном предприятии «Уралтрансмаш». Несколько позже оно было освоено и на Стерлитамакском машиностроительном заводе.

Конструкция 2С19 Мста-С

Бронированный корпус САУ по конструкции и геометрии подобен корпусу танка Т-72, нижняя часть корпуса применением в подвеске торсионных валов и балансиров от танка Т-80. В корпусе смонтированы двигатель, трансмиссия, приводы управления и подвеска. Ходовая часть САУ аналогична танковой (Т-80) и состоит (применительно к одному борту) из шести опорных катков, направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы, ведущего колеса со съёмными зубчатыми венцами и пяти поддерживающих роликов. Подвеска независимая с длинными торсионами, из-за чего соответствующие катки правого и левого бортов расположены не соосно -катки левого борта смещены вперёд на 110 мм. Гусеница шириной 580 мм, оснащённая резино-металлическими шарнирами и обрезиненной беговой дорожкой, тоже заимствована у Т-80.

В качестве силовой установки на САУ Мста-С многотопливный 12-цилиндровый четырехтактный V-образный дизель жидкостного охлаждения В84А мощностью 780 л.с. или более мощный В84-1 (840 л.с.), унифицированные с дизелями, применяемыми на танках семейства Т-72. Имеется вспомогательная газотурбинная энергетическая установка АП18Д мощностью 16 кВт, обеспечивающая, в частности, запуск дизеля при температуре до -50 °С за 0,5-1,0 мин. Емкость топливных баков составляет 250 л. Это обеспечивает запас хода, равный 500 км.

Вооружение 2С19 Мста-С

Вооружение установки состоит из 152-мм гаубицы 2А64 и 12,7-мм зенитного пулемета НСВТ-12,7, смонтированного на командирской башенке в составе зенитной установки (ЗПУ) с дистанционным управлением и прицелом ПЗУ-7.
Нарезная гаубица 2А64 имеет раздельно-гильзовое заряжание. Стрельба осколочно-фугасными снарядами ЗОФ45 ведется на дальность 24 700 м. Дальность же стрельбы активно-реактивными снарядами ЗОФ61 достигает 28 900 м. Есть также возможность стрельбы кассетными снарядами, содержащими 42 противотанковых суббоеприпаса. Дальность стрельбы такими снарядами составляет 26 000 м.

Возможно использование и всех типов штатных боеприпасов Д-20 и 2СЗ, а также управляемых снарядов с лазерной подсветкой ЗОФ39 "Краснополь" в составе выстрела ЗВОФ64. Подсветка целей производится передовыми артиллерийскими наблюдателями с помощью приборов 1Д15 (ПП-3), 1Д20, 1Д22 или 1Д26. Наличие полуавтоматической системы заряжания облегчает работу экипажа и обеспечивает скорострельность до 7 – 8 выстрелов в минуту при использовании внутреннего боезапаса и до 6 – 7 выстрелов в минуту при подаче боеприпасов с грунта. Это означает, что батарея из восьми гаубиц посылает в минуту на цель до трех тонн снарядов. При стрельбе на максимальную дальность в воздухе одновременно будет находиться до 70 снарядов, прежде чем первый достигнет цели. Весь боекомплект расположен в башне. Он состоит из 50 выстрелов калибра 152 мм (стандартный набор – 20 ОФС и 30 АРС), а также 300 патронов для пулемета.


Масса боекомплекта составляет 2 470 кг. Система перезарядки позволяет вести огонь при любых углах наведения по направлению и возвышению орудия с максимальной скорострельностью без возвращения орудия на линию заряжания. Масса снарядов превышает 42 кг, поэтому для облегчения работы заряжающего из боеукладки они подаются автоматически. Механизм для подачи зарядов – полуавтоматического типа. Конструкция стеллажей боеприпасов позволяет размещать все штатные типы снарядов, а поиск нужного из них и управление всем процессом заряжания ведет контрольная система механизма заряжания. Кроме того, она подсчитывает и фиксирует число выстрелов соответствующего типа. Доставку выбранных снарядов и зарядов к орудию осуществляют два независимых конвейера. Каждый из них обслуживается своим заряжающим, что повышает скорострельность. Наличие дополнительных конвейеров подачи боеприпасов с грунта позволяет вести стрельбу, не расходуя внутренний боезапас. При переводе установки в походное положение дополнительный конвейер подачи снарядов складывается и закрепляется на башне, а другой убирается внутрь. Стреляные гильзы автоматически выбрасываются через люк под стволом орудия, что значительно уменьшает загазованность боевого отделения. САУ оборудована двумя прицелами: панорамным (1П22), находящимся в поворотном бронеколпаке на крыше башни, и прямой наводки (1П23), окно которого расположено на лобовом листе башни.
Первый из них имеет 3,7-кратное увеличение и автоматическую горизонтальную стабилизацию поля зрения при условии, что крен машины не превышает 5°. В походном положении прицел убирается за защитную шторку справа от него. Прицел 1 П23 увеличивает в 5,5 раза в пределах углов наведения от -4° до +55°. Привод 2Э46 гаубицы электрический: по вертикали – автоматически, по горизонтали – от пульта управления. Автоматическое восстановление угла возвышения после каждого выстрела упрощает работу наводчика. При стрельбе он выполняет только одну операцию – удерживает управляющим устройством панорамный прицел на точке прицеливания. В критических ситуациях командир машины имеет возможность самостоятельно наводить и стрелять из орудия, используя дублирующее оборудование. При отключении электропитания применяется резервная система ручного заряжания и наведения. Мста-С оснащена системой приема и передачи данных стрельбы 1 В 122 (проводной и радио) на расстояние до 500 м. Контроль за наведением и координацией взаимодействия батареи ведется машиной управления огнем – командирской или старшего офицера. Пулеметно-зенитная установка ПЗУ-5, предназначенная для самозащиты от легких бронированных машин, вертолетов и самолетов, аналогична применяемой на танках Т-64А/Б/БВ и Т-80УД. Управляется она дистанционно из башни.
Пулемет НСВТ-12,7 Утес (6П11) обладает прицельной дальностью 2 000 м и скорострельностью 700 – 800 выстрелов в минуту при углах вертикального наведения от -3° до +70°. Боезапас его состоит из пяти лент по 60 патронов в каждой. Для обеспечения работы систем САУ при выключенном или отказавшем основном двигателе используется автономный агрегат питания АП-18Д – газовая турбина мощностью 16 кВт. Время ее непрерывной работы – 8 часов. Члены экипажа переговариваются с помощью аппаратуры внутренней телефонной связи 1 В116 на семь абонентов. Внешняя связь – УКВ-радиостанцией Р-173 с дальностью 20 км. К дополнительному оборудованию самоходки относятся: автоматическое противопожарное (ППО) 3-кратного действия с аппаратурой управления ЗЭЦ11-2; две фильтровентиляционные установки; система самоокапывания, смонтированная на нижнем лобовом листе; термодымовая аппаратура (ТДА), работающая от основного двигателя; система 902В Туча для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами; два танковых дегазационных прибора (ТДП).

Самоходки 2С19 Мста-С организационно объединены в огневые батарейные артиллерийские комплексы (ОБАК) Капустник, в состав которых обычно входят: машина командира батареи 1В 152 Капустник-Б (на базе унифицированного шасси УНШ), машина старшего офицера батареи 1В 153 (на базе Урал-43201 с универсальным кузовом К.43210) и до восьми единиц 2С19. ОБАК является базовым звеном для формирования любых артиллерийских соединений.

Русские САУ

Су-85 Боевая масса – 30 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение – одна 85-мм пушка. Толщина брони: лоб и борт корпуса – 45 мм. Двигатель – В-2-34, 500 л. с. Макс, скорость – 55 км/ч. Запас хода по шоссе – 300 км.

Смотрите также:

Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил

Кто и как продавал Аляску