Холодное боевое оружие ниндзя. Оружие ниндзя: история создания, виды и фото

Таинственные воины ниндзя пользовались различными видами холодного оружия, и с самыми смертоносными его видами нас познакомит данный пост.

Катана

Катана была основным оружием каждого ниндзя. Меч делался из нескольких слоев стали, которые опытный оружейник складывал несколько раз. Катана воинов тени отличалась от самурайской - та была длиннее почти на 20 сантиметров.

Фукибари

Этими духовыми ружьями воины-ниндзя пользовались при атаке. Наконечники дротиков были отравлены сильнейшим ядом, что позволяло быстро разделаться даже с более сильным противником. Интересно, что в современной Японии существует вид спорта по стрельбе из фукибари.

Кусари-Фундо

Кусари-Фундо очень напоминает среднеевропейский цеп, который использовали как простые крестьяне, так и профессиональные воины. Опытный ниндзя мог только этим оружием сражаться с двумя-тремя противниками.

Кусаригама

Это вариация кусари-фундо, где вместо грузика на конце прикреплен острый серп. Его можно было бросить в противника, а затем притянуть обратно за цепочку.

Текко-Каги

Универсальное оружие, использующееся как для атаки, так и для защиты. Имея в арсенале только текко-каги, опытный воин мог разоружить вооруженного катаной самурая.

Сюрикен

Сюрикен является одним из самых известных оружий ниндзя. Вопреки расхожему мнению, использовали его достаточно редко. Сюрикеном удобно смутить наступающего противника, а смочив его ядом - попытаться попасть в незащищенную часть тела.

Кунаи

Многое из вооружения ниндзя ведет род от обычных сельскохозяйственных орудий. И кунаи не является исключением: крестьяне использовали его в качестве шпателя, ну а ниндзя пробивали кунаи крепления в стенах.

Макибиши

Это средневековая версия современных полицейских дорожных шипов. Правильно изготовленные макибиши всегда падали остриями вверх и могли задержать целый отряд конных воинов.

Какутэ

Оружие-кольцо, которое носили, как правило, на среднем пальце. Шип был обращен внутрь, что обеспечивало внезапность нападения. Иногда его обмазывали сильнодействующим ядом.

Матсубиши

Матсубиши служили для ослепления противника. Основой этого нехитрого, но очень действенного оружия были скорлупы орехов и яиц. Внутрь помещался любой раздражитель – от пороха, до молотого перца и битого стекла. Матсубиши кидали в лицо - а самурайские шлемы защиты глаз не предусматривали.

Меч ниндзя (синобигатана; ниндзято ) - один из самых любопытных предметов в арсенале японских «воинов ночи». И дело даже не в особой хитроумности его устройства - с этой стороны как раз всё просто, а в том огромном количестве нелепиц, которое в настоящее время сообщается об этом оружии в многочисленных популярных изданиях.


Мечи ниндзя


Меч в разобранном виде и ножны в разрезе

Что же реально представлял собой этот загадочный меч синобигатана ? Нава Юмио описывает его следующим образом (названия частей японского меча и ножа см. на рис. на с. 419). Рукоять меча (цука ) ниндзя была цельнометаллической. Ее оплетали шнуром черного цвета. В отличие от стандартных мечей, в оплетку рукояти синобигатаны не вплеталось украшение мэнуки . Гарда у синобигатана была квадратной и довольно массивной. Деревянные ножны либо просто покрывали черным лаком, либо сначала обтягивали кожей и лишь затем крыли лаком. Никаких украшений на них обычно не было. На конец ножен надевали конусовидную железную головку кодзири . Для прочности ножны охватывали металлическим кольцом. К куригата - специальному выступу с отверстием на ножнах крепился более длинный, чем обычно, шнур сагэо - около 3,6 м. Сам клинок обычно был относительно коротким.


Названия частей японского меча и ножен

Интересно, что здесь нет ни слова о том, что «шпионский» меч имел прямой клинок, хотя на этом настаивают многие авторы популярных работ о ниндзюцу , и хотя в настоящее время подобный меч «синобигатана » выставлен даже в так называемом «музее» ниндзюцу в городе Ига Уэно (интересно, что во время моего первого посещения этого «музея» в 1997 г. синобигатана с прямым клинком представлена не была…), который представляет собой отнюдь не научно-исследовательское, а чисто туристически-увеселительное учреждение.

Популяризаторы ниндзюцу и разного рода «сэнсэи » утверждают, что ниндзя не имели возможности приобретать мечи у профессиональных кузнецов и потому наладили собственное производство. Правда, при этом, то ли в силу незнания технологий, то ли в силу отсутствия у них доступа к качественному металлу, они были принуждены выковывать мечи самой простой формы - с прямым сравнительно широким клинком и толстой спинкой, по качеству далеко не равные благородным классическим японским мечам-катана . Другие авторы, в глазах которых положение ниндзя выглядит, видимо, не столь безнадежно-отчаянным, объясняют специфическую форму синобигатаны спецификой шпионского стиля фехтования, строившегося главным образом на уколах.

Однако в действительности в работах наиболее авторитетных историков ниндзюцу и специалистов по традиционному японскому оружию мечи синобигатана с прямыми клинками либо вообще не упоминаются, либо ставится под сомнение сам факт их существования. Специалисты полагают, что синобигатана с прямыми клинками - выдумка режиссеров кинобоевиков, имевшая целью дополнительно заинтриговать публику и нашедшая живой отклик у фальсификаторов ниндзюцу и их не в меру экзальтированных последователей.

Разделяю эту точку зрения и я. И самым убедительным доказательством ее правоты считаю тот простой факт, что до сего дня не найдено ни одного меча синобигатана с прямым клинком, относительно которого были бы даны весомые доказательства того, что он действительно принадлежал реальному ниндзя , участвовавшему в феодальных войнах.


Выхватывание меча из положения за спиной

Главной особенностью шпионского меча авторы работ по истории ниндзюцу называют его функциональность. Так, чтобы ножны синобигатаны (сая ) не привлекали к себе внимание, их делали очень простыми, лишенными всякой красивости, но прочными, чтобы их можно было использовать в качестве дубинки или подвесного насеста при длительном наблюдении за врагом. Нередко ножны делали сантиметров на десять длиннее клинка. В образовавшуюся пустоту помещали различные мелкие предметы: бо-сюрикэны , секретные документы, ослепляющий порошок и т. д. У некоторых образцов наконечник ножен (кодзири ) снимался, благодаря чему ножны, как утверждают некоторые авторы, можно было использовать как духовое ружье для стрельбы отравленными иголками или как трубку для дыхания под водой.

Более длинный, чем обычно, шнур сагэо также давал лазутчику массу преимуществ. Его использовали для связывания, устройства ловушек и т. д. Синоби даже кодифицировали так называемые «семь способов использования сагэо » - сагэо сити-дзюцу , о которых подробнее будет говориться далее.

Гарда (цуба ) синобигатаны , как уже говорилось, часто была квадратной со стороной около 8–10 см и толщиной около 5 мм. Такая простая форма, как считают, лучше соответствовала специфике работы ниндзя , использовавших гарду как ступеньку при подъеме на стену. Кроме того, большой квадратной гардой с заточенными краями и углами можно было располосовать лицо противника в ближнем бою, а стальным наконечником ножен - кодзири - пробить ему грудную клетку или выбить глаз. Правда, такие необычные цуба и кодзири не могли не бросаться в глаза и должны были постоянно привлекать к себе внимание.

Нава Юмио указывает, что акулья кожа, которой отделывались рукояти японских мечей, при попадании на нее воды сильно разбухает, и мечом становится пользоваться неудобно. Поэтому для защиты от воды ниндзя покрывали акулью кожу лаком (катаны с такими рукоятями действительно встречаются в коллекциях), а сверху закрывали еще и оленьей кожей, которая от воды, наоборот, сжимается, и обматывали нитью.

Мечи ниндзя , как правило, были относительно короткими, так как длинный меч - обуза во время разведывательных операций, когда надо продираться сквозь буераки и буреломы, лазить по деревьям и стенам. Длина клинка синобигатаны , судя по сохранившимся описаниям, колебалась в пределах от 42,5 до 54,5 см. При этом клинок действительно был относительно толстым и широким, но обладал прекрасными рубяще-режущими качествами.

В отличие от стандартных мечей, которыми пользовались обычные самураи, на клинке синобигатаны , как правило, не было ни желоба для стока крови, ни гравировки, так как гравированный меч легче поддается ржавчине при попадании на него воды (а ниндзя , как известно, постоянно приходилось форсировать реки, рвы, действовать под проливным дождем), а меч со стоком при рубке издает характерный свист, который может выдать синоби врагу.

Хочется отметить один любопытный факт. В западной и отечественной литературе почему-то модно описывать синобигатану не по сохранившимся описаниям в источниках, а по тайваньским и испанским подделкам-имитациям. Вот как описывает синобигатану уже упоминавшийся в этой главе В. Момот: «Кроме того, синоби-сайа (правильнее сая. - А.Г. ) часто оканчивается дополнительной заглушкой-пеналом с конусообразным кончиком, в котором имеется прорезь для универсального метательного ножа (хранящегося в нем же), который можно не только метать, но и, вставляя в прорезь и фиксируя его там, превратить ножны в короткое копье…

…В современных модификациях синобигатана под гардой очень часто имеется фиксатор для закрепления двух тонких сякэнов (метательных звезд) …

…За гасира (правильнее - касира. - А.Г. ) в рукояти меча ниндзя чаще всего скрывался еще один тайник, в котором воин-тень мог носить ослепляющую смесь или порох, яды, лекарства и т. п. Гасира в синобигатана не служит для укрепления шнура, а является крышкой для полости в цука, удерживающейся в рукояти за счет двух распирающих изнутри упругих пластинок».

Выглядит это описание, конечно, колоритно, но отражает оно не реальную историческую традицию японских средневековых лазутчиков-диверсантов (по крайней мере, ничего подобного не описывает ни один из японских специалистов), а технические находки современных дизайнеров, воплощенные в «синобигатана », которыми сейчас завалены сувенирные магазины по всему миру.

В кино мы то и дело видим ниндзя с заброшенным за спину мечом, с торчащей над правым плечом рукоятью и выступающим у левого бока наконечником ножен кодзири . Однако Нава Юмио считает, что таким способом ношения меча ниндзя в действительности не пользовались. Аргументы японского специалиста таковы.

Во-первых, торчащие рукоять и кодзири болтаются из стороны в сторону и беспрестанно задевают за ветки и кусты, производя совершенно ненужный шум. Во-вторых, такое положение меча не позволяет делать перекаты и кувырки, так как ножны при этом причиняют боль, а большая гарда грозит распороть лицо или пробить висок. В-третьих, выхватив меч, его практически невозможно вложить обратно в ножны. И, в-четвертых, относительно длинный меч в таком положении просто невозможно выхватить из ножен.

Вообще, традиция меча за спиной была известна японцам с глубочайшей древности. Правда, носили его иначе, нежели показывают в кинофильмах про ниндзя : рукоять над левым плечом, а кодзири у правого бока. При таком положении меча правша может легко выхватить даже довольно длинный меч и столь же легко вложить его обратно. По мнению Навы, именно этим традиционным для японских воинов способом и пользовались в случае необходимости «воины-тени», отнюдь не бывшие новаторами-рационализаторами в этом вопросе. Впрочем, это лишь гипотеза исследователя. И другие авторы считают, что ниндзя всё-таки носили меч на киношный манер в тех случаях, когда надо было куда-то лезть либо ползти.

Как бы то ни было, чаще всего меч ниндзя носили так же, как обычные воины: за поясом на левом боку. Именно это положение наиболее рационально, ибо меч находится в буквальном смысле под рукой. Его можно мгновенно выхватить, вытащить вместе с ножнами или засунуть обратно. Такая свобода маневра была очень кстати во время тайного проникновения во вражеский дом. Двигаясь в кромешной тьме, ниндзя почти до конца выдвигал меч вместе с ножнами из-за пояса и орудовал его рукоятью, как щупом. Если было нужно сделать кувырок, лазутчик одним движением левой руки сдвигал меч на центр живота, если же было нужно присесть, он перемещал меч на спину. Пролезая в щель под забором, «невидимка» вынимал его из-за пояса совсем, клал наземь, зажимал сагэо в зубах, лез в дыру, а затем втягивал меч за собой при помощи шнура.

Одной из самых интересных загадок меча синобигатана является окраска его клинка. Один из японских исследователей выдвинул любопытную гипотезу о том, что синобигатана специально делались черными, чтобы отблеск лунного света ночью не выдал местонахождения лазутчика. По его словам, с глубочайшей древности были известны так называемые «черные мечи» (курогатана ), считавшиеся одними из лучших. Это название, по его мнению, объясняется тем, что клинки курогатана целиком покрывались черным лаком.

Действительно, в настоящее время известны некоторые образцы японского оружия, выкрашенные в черный цвет. Например, в ХХ в. японцы специально чернили штыки, чтобы они не отсвечивали во время ночных атак. Да и сюрикэны , которые использовали ниндзя , тоже были черными. Тем не менее гипотеза о «черных мечах» на поверку оказывается совершенно беспочвенной.

Во-первых, название курогатана не встречается ни в каких старинных текстах. Во-вторых, ни один из знаменитых боевых мечей не имеет лакового покрытия. Дело в том, что для шлифовки и заточки такого меча требуются колоссальные усилия, так как необходимо каждый раз удалять весь лак. В действительности крытые лаком мечи назывались о-каси-гатана , что буквально означает «меч, даваемый взаймы». В периоды мира князья-даймё заказывали дешевые мечи десятками про запас на случай войны, чтобы после начала военных действий вооружать ими нанимаемых воинов. Так как эти мечи подлежали длительному хранению в арсеналах без употребления, их во избежание ржавления покрывали лаком (хорошие же мечи самураи хранили в бочках с маслом). Мечи о-каси-гатана обычно имели стандартную длину от 60 до 70 см, то есть были слишком длинными для ниндзя . Скорее всего, мечи ниндзя не были ни черными, ни серо-буро-малиновыми. И по внешнему виду их клинки ничем не отличались от обычных.

В. Момот в своей работе «Традиционное оружие ниндзя » пишет, что ниндзя никогда не полировали своих мечей, чтобы не «отсвечивать». Однако эта идея выглядит весьма сомнительной, так как в действительности полируют мечи совсем не для красоты, а ради защиты их от ржавчины.

Ниндзя. Многие про них знают, и многим они нравятся. Воспитанные и с самого детства обученные сложному искусству ниндзюцу, они боролись со своими главными соперниками - самураями. Передвигавшиеся словно тень в ночи, эти отважные воины нанимались за самую высокую цену, чтобы совершать своё чёрное дело, на которое самураи не способны.

Но что, если всё это - абсолютная неправда? Что, если современный образ древних ниндзя был полностью основан на комиксах и литературе в стиле фэнтези XX века?

Сегодня мы откроем вам 25 захватывающих фактов про настоящих ниндзя, существовавших в прошлом, и вы узнаете о них всю правду. Читайте и наслаждайтесь более точным и привлекательным образом этих японских воинов.

25. Ниндзя не назывались "ниндзя"

Согласно документам, идеограммы для этого слова в средневековый период правильно читались как "синоби-но моно". Само же слово "ниндзя", которое означает те же самые идеограммы, произнесённые в китайском чтении, стало популярным уже в XX веке.

24. Первое упоминание о ниндзя


Первая историческая запись о ниндзя появилась в военной хронике Тайхэйки, написанной приблизительно в 1375 году. В ней говорится, что однажды ночью ниндзя были отправлены в тыл врага, чтобы поджечь вражеские сооружения.

23. Золотой век ниндзя


Расцвет ниндзя пришёлся на XV-XVI века, когда Япония была охвачена междоусобными войнами. После 1600 года, когда в страну пришёл мир, начался упадок ниндзя.

22. Исторические записи


Существует ничтожное количество записей о ниндзя, сделанных в период войн, и только после прихода мира в 1600-ых годах некоторые ниндзя стали писать руководства о своих навыках и умениях.

Самым знаменитым из них является руководство по боевому искусству ниндзюцу, которое являлось своеобразной библией ниндзя и называлось "Бансэнсюкай". Оно было написано в 1676 году.

По всей Японии насчитывается порядка 400-500 руководств для ниндзя, многие из которых до сих пор хранятся в секрете.

21. Врагами самураев были не ниндзя


В популярных средствах массовой информации ниндзя и самураи часто изображаются врагами. На самом же деле, термин "ниндзя" часто соотносится к воинам любого класса в самурайской армии, а сами ниндзя были чем-то вроде спецназа, если сравнивать с современной армией. Многие самураи обучались ниндзюцу, сложному искусству, которым владели ниндзя, и хозяева держали их ближе к себе.

20. Ниндзя не были крестьянами


В популярных средствах массовой информации ниндзя также изображаются, как представители крестьянского сословия. На самом деле, ниндзя могли стать представители любого класса - как низшего, так и высшего сословия.

Только после 1600 года, когда в Японии воцарился мир, официальное положение ниндзя внутри клана было понижено с самурая до нового социального сословия под названием "дошин" (doshin) - самурая низкого ранга, "полусамурая". С течением времени ниндзя становились всё ниже в статусе, однако они всё ещё занимали более высокое социальное положение по сравнению с большинством крестьян.

19. Ниндзюцу - это не вид рукопашного боя


Распространено мнение о том, что ниндзюцу - это вид рукопашного боя, совокупность боевых искусств, которой обучают до сих пор по всему миру.

Однако идея специализированной формы рукопашного боя, практикуемого ниндзя, была придумана одним японцем в период 1950-60 годов. Эта новая боевая система стала популярной в Америке в 1980-ых годах во время бума ниндзя, превратившись в одно из самых популярных заблуждений про ниндзя.

На сегодняшний день в древних рукописях не найдено ни единого упоминания о подобной форме боевого искусства.

18. "Звёздочки ниндзя"


Метательные "звёздочки ниндзя" не имеют практически никакой исторической связи с ниндзя. Сюрикэны (именно так называется это метательное оружие скрытого ношения, изготовляемого в форме различных предметов: звёздочек, монет и др.) были секретным оружием во многих самурайских школах, и только в XX веке их стали ассоциировать с ниндзя благодаря комиксам, фильмам и анимэ.

17. Маска ниндзя


"Ниндзя никогда не увидишь без маски". На самом деле, нет ни единого упоминания о ниндзя, которые носили маски. Неожиданно, но, согласно древним руководствам для ниндзя, они не носили маски. Когда противник был близко, они должны были закрывать лицо своими длинными рукавами, а когда ниндзя работали группами, то надевали на голову белые повязки, чтобы видеть друг друга при лунном свете.

16. Костюм ниндзя

Популярный образ ниндзя невозможно представить без культового костюма. Это ошибочное наименование, так как "костюм" ниндзя кажется форменной одеждой только жителям западных стран. На самом деле это просто традиционная японская одежда вместе с маской.

Чёрные японские одежды можно сравнить с чёрным костюмом в современном Лондоне. Жители средневековой Японии могли носить маски на улице, чтобы остаться неузнанными. Так что неуместным и выделяющимся такой образ выглядит только в современном мире.

15. Чёрное или синее?


Сегодня популярен аргумент, что ниндзя не носили чёрное, потому что тогда в темноте они бы вообще друг друга не увидели, поэтому на самом деле они носили синюю одежду. Это неправильное представление, появившееся из руководства для ниндзя под названием "Шонинки" (Shoninki) ("Настоящий путь ниндзя" (True Path of the Ninja), написанного в 1861 году.

В нём говорится, что ниндзя могут носить синее, чтобы смешаться с толпой, так как этот цвет был популярным, подразумевая, что ниндзя не выделялись бы в городе среди людей. Им также предписывалось носить одежду чёрного цвета в безлунную ночь и белого - в полнолуние.

14. Ниндзя-то, или меч ниндзя


Знаменитый "ниндзя-то" или традиционный меч ниндзя - это меч с прямым лезвием с квадратной цубой (гардой). Современные ниндзя-то чаще всего имеют прямое лезвие, однако оригинальные мечи были слегка изогнутыми.

Мечи, которые были почти прямыми (они были изогнуты всего на несколько миллиметров) существовали в средневековой Японии и имели квадратную цубу, однако ассоциировать их с ниндзя стали лишь в XX веке. Руководства для ниндзя предписывали использовать обычные мечи.

13. Тайные жесты ниндзя

Ниндзя известны своими тайными жестами рук. Эта особая техника положения рук под названием "кудзи-кири" не имеет реальной связи с ниндзя.

Техника кудзи-кири, как её назвали в Японии, своими корнями уходит в даосизм и индуизм. Из Индии она была привезена в Японию буддийскими монахами, поэтому многие ошибочно воспринимают её как метод наведения порчи.

На самом же деле, это серия жестов, которую использовали при медитации, во время ритуалов и в японских боевых искусствах. Связывать кудзи-кири с ниндзя, опять же, стали только в XX веке.

12. Ниндзя не пользовались дымовыми бомбами


Образ ниндзя, использующего дымовую бомбу, очень распространён. Однако, будучи полностью ошибочным, он вводит в заблуждение.

Руководства для ниндзя на самом деле не содержат упоминаний о дымовых бомбах, однако в них есть сотни инструкций для создания "огненного" оружия: фугасов, ручных гранат, водостойких факелов, греческого огня, огненных стрел, взрывных снарядов и отравленного газа.

11. Никто не знал, кем на самом деле были ниндзя


Это полуправда. Ниндзя делились на ян-ниндзя, которых можно было увидеть, и инь-ниндзя, невидимых ниндзя, личность которых всегда оставалась в тайне.

Поскольку никто никогда не видел инь-ниндзя, они могли принимать участие в миссиях, не боясь быть кем-либо узнанными. С другой стороны, группу ниндзя можно было нанять в открытую: они перемещались вместе с армией, у них были собственные бараки, они были освобождены от несения обязанностей во время привала и были хорошо известны среди равных себе.

10. Ниндзя - это чёрные колдуны

До образа ниндзя-убийцы был популярен образ ниндзя-колдуна, воина-заклинателя. В старых японских фильмах ниндзя используют магию, чтобы обмануть своих врагов.

Занимательно, но среди умений и навыков ниндзя действительно существовало определённое количество ритуальной магии: от волшебных шпилек, делающих их невидимыми, до принесения собаки в жертву, чтобы получить божью помощь. Впрочем, обычные самурайские навыки также содержали элементы магии. В то время это было обычным делом.

9. Ниндзя не были убийцами


Это больше семантический аргумент. Проще говоря, ниндзя с самого раннего возраста не обучали искусству убивать, чтобы их могли нанять другие кланы.

Большинство ниндзя обучались тайным операциям, шпионскому мастерству, умению добывать информацию, проникать в тыл противника, обращаться со взрывчатыми веществами и многое другое. Ниндзя нанимали в качестве убийц лишь в последнюю очередь. В руководствах для ниндзя крайне редко говорится на эту тему. Убийства не были их основным профилем.

8. Хаттори Хандзо (Hattori Hanzo) - реальный человек

Хаттори Хандзо стал известным благодаря фильмам "Убить Билла" (мастер-оружейник, создававший лучшие японские мечи в мире), но в реальности он был самураем и главой рода ниндзя. Он стал знаменитым полководцем, получив за свою свирепость в бою прозвище "дьявол Хандзо".

Считается, что он написал или унаследовал один из древнейших существующих манускриптов ниндзя.

7. Большинство ошибочных утверждений о ниндзя появилось в XX веке


Эпоха ниндзя завершилась в конце XIX века, когда Япония встала на путь модернизации. Хотя домыслы и фантазии о ниндзя существовали даже во времена ниндзя, первый большой бум популярности ниндзя в Японии начался в самом начале 1900-х г.г., когда об исторических шпионах и разведчиках было известно не очень много.

Книги о ниндзя были популярными и между 1910 и 1970 годами, а поскольку многие из них были написаны любителями и энтузиастами, то они были полны ошибочных утверждений и фальсификаций, которые позже, в 1980-ых годах, во время бума популярности ниндзя, были переведены на английский язык.

6. Научное изучение ниндзя

Тема ниндзя была поводом для смеха в японских академических кругах, и на протяжении десятилетий изучение их техник и учений осуждалось и ставилось в один ряд с причудливыми фантазиями.

Доктор Стивен Тернбулл (Stephen Turnbull) из Лидского университета (Англия) в 1990-ых годах издал несколько книг о ниндзя, однако в своей недавней статье он признался, что исследования были ошибочными, и теперь он изучает эту тему досконально с единственной целью - опубликовать правду про ниндзя.

Только в течение последних 2-3 лет в Японии начали проводить серьёзные исследования. Адъюнкт-профессор Юдзи Ямада (Yuji Yamada) возглавляет команду учёных из Университета Миэ (Mie Universit), ведущих исследования, посвящённые теме ниндзя.

5. Манускрипты ниндзя закодированы


Как было сказано, манускрипты ниндзя были закодированы, чтобы оставаться в секрете. На самом деле, это неправильное представление о японском способе составления списка навыков. Многие свитки в Японии, по разным темам - это просто перечни навыков.

Например, "мастерство Лиса" или "навык невидимого плаща" без соответствующего обучения передавались из поколения в поколение, поэтому со временем их истинные значения были утеряны, однако их никогда не зашифровывали.

4. Если ниндзя провалит миссию, он покончит жизнь самоубийством


На самом деле, это всего лишь голливудский миф. Не существует никаких доказательств того, что ошибка в миссии ведёт к самоубийству.

На самом деле, некоторые руководства учат, что лучше провалить миссию, чем выполнять её в спешке, создавая проблемы. Лучше подождать другой, более подходящей возможности.

Существуют исторические доказательства того, что ниндзя могли убивать себя и сжигать себя заживо, если попадали в плен к врагу - чтобы скрыть свою личность.

3. Сверхчеловеческая сила


Считается, что ниндзя обладают гораздо большей физической силой, чем обычные воины, однако на самом деле было лишь определённое количество ниндзя, которые обучались и тренировались в войсках специального назначения.
Многие ниндзя вели двойную жизнь, притворяясь обычными жителями в провинциях противника: они занимались ежедневными обычными делами, торговали или путешествовали, что способствовало распространению о них "нужных" слухов.

Ниндзя должны были быть устойчивыми к болезням, обладать высоким интеллектом, уметь быстро разговаривать и иметь глупый вид (потому что люди игнорируют тех, кто выглядит глупым).

Забавный факт: один ниндзя ушёл в отставку из-за болей в спине.

2. Ниндзя больше не существует


В Японии есть люди, называющие себя мастерами школ , происхождение которых восходит к временам самураев. Этот вопрос очень спорный и деликатный. На сегодняшний день все те, кто называет себя настоящими ниндзя, не предоставили никаких доказательств, чтобы убедить в своей правоте.

Это значит, что не осталось ни одного настоящего ниндзя. Хотя мир всё ещё ждёт доказательств…

1. Реальные ниндзя гораздо круче, чем вымышленные


В то время как вымышленные ниндзя будоражили сердца людей на протяжении почти 100 лет, всплывающая историческая правда оказывается гораздо более впечатляющей и интересной.

С появлением исторических руководств для ниндзя, которые сейчас публикуются на английском языке, всплывает их более реалистичный и неожиданный образ. Теперь ниндзя можно рассматривать как часть самурайской военной машины, каждый с определённым набором навыков и умений, имеющий подготовку в таких областях, как шпионаж, проведение секретных операций, одиночная деятельность в тылу врага, слежка, специалисты по взрывчатым веществам и подрывники, специалисты-психологи.

Этот новый и улучшенный образ японского ниндзя вызывает больше уважения за глубину и сложность приёмов ведения войны самураев.



Меч ниндзя (синоби-гатана, ниндзя-то) - один из самых любопытных предметов в арсенале японских «воинов ночи» (рис. 43). Дело не в особой хитроумности его устройства - с этой стороны как раз все просто, а в том огромном количестве нелепиц и лжи, которое в настоящее время сообщается о нем в многочисленных популярных изданиях.

Что же реально представлял собой этот «загадочный» меч ниндзя-то?

На основе дошедших до наших дней образцов этого оружия, Нава Юмио описывает синоби-гатану следующим образом (названия частей японского меча и ножа см. на рис. 44).

Рис. 43. Мечи ниндзя. Внизу показаны: меч в разобранном виде и

Ножны в разрезе

Рис. 44. Названия частей японского меча и ножен

Рукоять меча (цука) ниндзя была цельнометаллической. Ее оплетали шнуром черного цвета. В отличие от стандартных мечей, в оплетку рукояти синоби-гатаны не вплеталось украшение мэнуки. Гарда у ниндзя-то была квадратной и довольно массивной. Деревянные ножны либо просто покрывали черным лаком, либо сначала обтягивали кожей и лишь затем крыли лаком. Никаких украшений на них обычно не было. На конец ножен надевали отточенную железную головку кодзири. Для прочности ножны охватывали одним металлическим кольцом. К специальному выступу с отверстием на ножнах куригата крепился более длинный, чем обычно, шнур сагэо - около 3,6 метров. Сам клинок обычно был относительно коротким.

И все. Ничего не заметили? Здесь нет ни слова о том, что «шпионский» меч был прямым! Действительно, ни в музее нин-дзюцу в Ига Уэно, ни в ниндзя-ясики в г. Конан я таких мечей не видел. Кроме того, прямые мечи ниндзя-то не описаны ни в работах японских историков нин-дзюцу, ни в японских энциклопедиях по традиционному оружию, ни в справочниках по мечам. Иными словами, прямые мечи ниндзя-то - выдумка режиссеров боевиков. Так что если кто-то попытается демонстрировать вам «технику фехтования ниндзя» с прямым мечом в руках, можете быть уверены - перед вами жулик. Никакие утверждения вроде: «у нас в школе было именно так...», - здесь не проходят. Как не проходят и объяснения, что ниндзя не имели возможности изготовить или купить качественный меч, а потому делали свои мечи прямыми и довольно грубыми. Ниндзя ценили качественное оружие не меньше самураев, да и средств у них на его приобретение вполне хватало. Кроме того, у прямого меча по сравнению с обычной катаной очень много недостатков в бою.

Главной особенностью шпионского меча являлась его функциональность. Для того чтобы ножны ниндзя-то (сая)

Не привлекали к себе глазы любопытных, их делали очень простыми, лишенными всякой красивости, но прочными, чтобы их можно было использовать в качестве дубинки или как подвесной насест при длительном наблюдении за врагом. Нередко ножны были сантиметров на десять длиннее клинка. В образовавшуюся пустоту помещали различные мелкие предметы: бо-сюрикэны, секретные документы, ослепляющий порошок и т. д. У некоторых образцов наконечник ножен (кодзири) снимался, благодаря чему появлалась возможность использовать ножны как духовое ружье для стрельбы отравленными иголками, или как трубку для дыхания под водой.

Более длинный, чем обычно, шнур сагэо также давал лазутчику массу преимуществ. Его использовали для связывания, устройства ловушек и т. д. Синоби даже кодифицировали пресловутые «семь способов использования сагэо» - сагэо сити-дзюцу, о которых подробнее будет говориться далее.

Гарда (цуба) синоби-гатаны, как уже говорилось, была квадратной, со стороной около 8-10 см и толщиной около 5 мм. Такая простая форма лучше соответствовала специфике работы ниндзя, использовавших гарду как ступеньку при влезании. Кроме того, большой квадратной гардой с заточенными краями и углами можно располосовать лицо противника в ближнем бою, а стальным набалдашником ножен кодзири пробить ему грудную клетку или выбить глаз.

Нава Юмио указывает, что акулья кожа, которой отделывали рукояти японских мечей, при попадании на нее воды сильно разбухает, и мечом становится пользоваться неудобно. Поэтому для защиты от воды ниндзя покрывали акулью кожу лаком (такие образцы мечей действительно встречаются в коллекциях), а сверху закрывали еще и оленьей кожей, которая от воды, наоборот, сжимается, и обматывали нитью.

Мечи ниндзя, как правило, были относительно короткими, так как длинный меч - обуза во время разведывательных операций, когда надо продираться сквозь буераки и буреломы, лазить по деревьям и стенам. Длина клинка синоби-гатаны, судя по сохранившимся образцам, колебалась в пределах от 42,5 см до 54,5 см. При этом клинок был относительно толстым и широким, но обладал прекрасными рубяще-режущими качествами.

В отличие от стандартных мечей, которыми пользовались обычные самураи, на клинке синоби-гатаны, как правило, не было ни желоба для стока крови, ни гравировки, так как гравированный меч легче поддается ржавчине при попадании на него воды (ниндзя, как известно, то и дело приходилось форсировать реки, рвы, действовать под проливным дождем), а меч со стоком при рубке издает характерный свист, который может выдать синоби врагу.

Хочется отметить один любопытный факт. В западной и отечественной литературе почему-то принято описывать мечи ниндзя-то не по сохранившимся подлинникам, а по испанским подделкам-имитациям. Вот как описывает синоби-гата-ну уже упоминавшийся в этой главе В. Момот: «Кроме того, синоби-сайа (правильнее сая - прим. автора) часто оканчивается дополнительной заглушкой-пеналом с конусообразным кончиком, в котором имеется прорезь для универсального метательного ножа (хранящегося в нем же), который можно не только метать, но и, вставляя в прорезь и фиксируя его там, превратить ножны в короткое копье...

В современных модификациях ниндзя-то под гардой очень часто имеется фиксатор для закрепления двух тонких сякэнов (метательных звезд)... За гасира (правильнее касира - прим. автора) в рукояти меча ниндзя чаще всего скрывался еще один тайник, в котором воин-тень мог носить ослепляющую смесь или порох, яды, лекарства и т. п. Гасира в ниндзя-то не служит для укрепления шнура, а является

Крышкой для полости в цука, удерживающейся в рукояти за счет двух распирающих изнутри упругих пластинок».

Выглядит это описание, конечно, колоритно, но отражает оно не реальную историческую традицию японских средневековых лазутчиков-диверсантов (по крайней мере, ничего подобного не описывает ни один из японских специалистов), а технические находки испанских дизайнеров, воплощенные в тех фантастических «ниндзя-то», которыми сейчас завалены магазины Москвы и других крупных городов Европы.

Ниндзя (в вольном переводе - «воин-тень») - так называли разведчиков-невидимок, специалистов по тайным убийствам, шпионов, не оставлявших следов средневековых лазутчиков. Однако точный перевод более прост и емок - «терпеливые», а учение, которому они следовали, - ниндзюцу - переводится как «искусство быть терпеливым». Ниндзя слыли мастерами всех видов оружия, блестящими кулачными бойцами, знатоками многочисленных ядов, гениями маскировки, способными укрыться от врагов даже в чистом поле.

Ниндзя, тайные агенты средневековой Японии, не были самураями, но в продолжавшихся столетиями столкновениях военной знати они играли важную, иногда решающую роль. Они совершали порой невероятное. Так, утром 1540 года в одной из многочисленных комнат замка, принадлежавшего известному самураю Фугаси, слугам открылось страшное зрелище: в луже крови на татами лежало тело их хозяина. Вероятно, Фугаси даже не увидел своих убийц. Чуткий слух самурая не потревожил ни один звук - его убили спящим. Удивительным оказалось и другое: воины охраны лежали тут же, перебитые столь быстро, что даже не успели обнажить мечи. У некоторых на теле не было ран, но остекленевшие глаза застыли в ужасе. Чудовищное событие поражало и тем, что все двери были заперты изнутри, а сам замок представлял собой крепость, окруженную высокими стенами и глубоким рвом. У каждой двери, ведущей в покои Фугаси, стояла стража, так и не заметившая ни одного постороннего.

Сам факт убийства в средневековой Японии, раздираемой клановыми распрями, был неудивителен, однако характер удавшегося покушения и его загадочность породили немало слухов. Говорили о призраках-убийцах, обитавших в темных подвалах замка и проникших сквозь решетчатые бойницы в покои Фугаси, о духах мертвых, мстящих самураям за свою смерть. В то, что подобное могли совершить люди, верилось с трудом.

Почти через два столетия после этого события кортеж самурая Сёгуми направлялся в столицу. Дорога шла по опушке леса. Авангард охраны скрылся за поворотом, следом - Сёгуми. Когда и свита сделала поворот, ей открылась поистине мистическая картина - на конях сидели два воина без голов. Сам же самурай исчез, а его конь в испуге задирал морду вверх. Подняв взоры, охранники увидели тело их господина, повешенное на суку ели, наклонившейся над дорогой. Кто же сумел за несколько секунд расправиться с тремя сильными воинами? Поиски убийц в лесу ничего не дали.

Оба загадочных убийства уже в наше время были отнесены на счет ниндзя.

Предполагается, что ниндзя и их искусство действовать тайно и незаметно появились благодаря развитому в средневековой Японии ремеслу шпионажа.

Но есть утверждения, что ниндзюцу зародилось в Японии в VI веке, вскоре после проникновения в нее буддизма из Китая и Кореи. Однако другие исследователи, считают это вымыслом, который объясняется спецификой Востока, где считается, что чем древнее явление, тем оно ценнее. А раз ниндзюцу пережило столько веков, то уже одно это доказывает его ценность.

Уже с VI-VII веков в Японии было известно многое, что впоследствии взяли на вооружение ниндзя, например: изготовление и использование ядов, бои подручными средствами. Из буддизма приходят особые положения пальцев (мудра) и произнесение звуков (мантра), наполненных мистическим смыслом. Тогда же появляются знаменитые монахи-воины - ямабуси, воплощавшие собой дух отшельничества и мудрости. Они странствовали по Японии либо жили в горах, занимались самовоспитанием. Ямабуси великолепно владели всеми видами боевого искусства и нередко в периоды запрета на хранение холодного оружия обучали крестьян кулачному бою.

С усилением централизованной власти в VII-VIII веках возникает спрос на умелых шпионов и лазутчиков. Чтобы удовлетворить его, близ Киото появилась первая школа ниндзюцу, которая принадлежала клану Хаттори. Члены школы многому учились у ямабуси, однако в отличие от горных отшельников-воинов активно использовали знания для шпионажа в пользу своего хозяина. Самого названия «ниндзя» тогда не существовало, и те, кого принято считать родоначальниками ниндзюцу, сильно отличались от мифологизированных персонажей. Они состояли на службе у господина, работали по найму и не задумывались, что такое духовность.

К началу XII столетия в Японии наступил период кровавых междоусобиц. Самураи с еще большим усердием принялись за боевые искусства. Их практика в основном включала искусство владения копьем (содзюцу), фехтование на алебардах (нагината), стрельбу из лука (кодо), искусство владения мечом (кэндо), искусство верховой езды и бой на коне (бадзюцу). Шпионы, состоявшие при воюющих кланах, немало переняли из воинской подготовки самураев, однако устранили многие ритуальные элементы, не имеющие практического значения в бою. Использовали лишь то, что позволяло быстро одержать победу и избежать опасности. Если самурай не мог нарушить ритуал, так как все время находился на виду, да и вообще речь шла о его чести и духовности, то для шпионов проблемы морали, а тем более чести, не существовали.

Кроме того, само оружие накладывало отпечаток на технику ведения боя. Настоящий самурайский меч катана стоил страшно дорого.

Естественно, катана - «душа самурая» - был недоступен лазутчику. Шпионы пользовались малыми мечами - легкими и более хрупкими. Искусство владения катаной проявлялось в тати-кадзе - количестве махов мечом. Их должно быть как можно меньше, а оптимальным вариантом считалось убить соперника одним ударом, едва вынув катану из ножен. Легкий меч ниндзя не позволял наносить таких сокрушительных ударов, зато его можно было вращать и перебирать в руке, что делало технику более разнообразной и скоростной. Опытный ниндзя вращал меч с такой скоростью, что перед его корпусом возникал как бы защитный барьер, преграждавший путь стрелам.

Любой предмет в руках опытного воина превращался в оружие. Ниндзя, переодетый бродячим монахом, мог пустить в ход тяжелый монашеский посох. Для противника было полной неожиданностью, когда из конца безобидной палки выскакивало острое лезвие или вылетала отравленная стрелка. Иногда в посохе делалось отверстие, и там пряталась длинная цепь. Другая, короткая палка использовалась не только для защиты от ударов, но и в качестве рычага для заломов конечностей жертвы.

Характерным оружием ниндзя были кусаригама - крестьянский серп с прикрепленной к его рукояти длинной цепью; нунтяку (нунчаку) - цеп для обмолота зерна; тонфа - ручка ручной зерновой мельницы. Особую категорию составляли мелкие подручные предметы - тонки (например, обычная иголка). К тонкам относились и метательные орудия - например, сюрикены (остро заточенные многогранные пластины). Брошенные опытной рукой, они поражали цель на расстоянии до 25 метров. Сюрикены могли быть отравленными, от них почти не удавалось спастись, когда их метали веером по 5-6 штук.

Чтобы обезопасить себя от погони, ниндзя оставлял за собой острые шипы - тетсу-биси. В полутемных анфиладах замка стража неизбежно напарывалась на эти маленькие «мины», а ниндзя вновь исчезал непойманным и неузнанным.

Огнестрельное оружие редко использовалось лазутчиками. Выстрел обнаруживал стрелявшего. В ход шли эффективные на ближней дистанции и крайне неожиданные для жертвы духовые трубки с набором отравленных игл. Яд тоже входил в арсенал ниндзя.

Чтобы заполучить пленника, ниндзя обычно использовал тонкую крепкую веревку (Гасило) с небольшими утяжелителями на концах. Он бросал ее в ноги соперника, утяжелители по инерции закручивались вокруг них, и тот спотыкался; подскочив, ниндзя окончательно опутывал руки и ноги жертвы, продевая веревку под пах и закрепляя ее петлей на шее. При малейшей попытке освободиться пленник лишь затягивал ее еще больше.

Междоусобные войны XII века в Японии усилили роль наемных телохранителей и знатоков шпионажа, а последующий период японской истории - Камакура (1185-1333 гг.) стал временем возникновения многих школ ниндзюцу (только на острове Хонсю их насчитывалось от 25 до 70). Каждая деревня выделяла в дружину самурая-феодала людей - копьеносцев, пеших воинов, слуг. Часть из них превращалась в самураев низшего ранга, прозванных асигару (легконогие). Они-то и были прообразом тех, кого стали позднее называть ниндзя.

Со временем они стали образовывать кланы. Бойцы могли быть связаны родственными узами. Но превыше самого близкого родства была присяга. Она связывала клан строгой дисциплиной, основанной на подчинении младших старшим и соблюдении ритуалов самурайского общения. Тогда появилось разделение на три категории - гении, тюнин и дзенин. Непосредственными исполнителями саботажа, убийств, шпионажа были генины, а разрабатывали операции, руководили мелкими группами тюнины. Дзенины стояли на вершине этой иерархии.

Кланы ниндзя зачастую формировались и в деревнях - для обороны родного очага от набегов бандитов и удалых бродячих самураев. Между деревенскими ниндзя и самураями нередко происходили жестокие стычки. Чтобы не быть узнанными, простолюдины прикрывали лица масками из темной материи, оставляя открытыми лишь глаза. Отряды самообороны нередко нанимались и для сведения счетов между самураями.

Если ниндзя попадал в плен, наказание для него было крайне жестоким - его заживо варили в кипящем масле. Труп вывешивался на стене замка в качестве назидания, причем самураи гордились большим количеством неудавшихся покушений на них. Это говорило об их неуязвимости и о том, что «их берегут духи».

Придерживаясь крайнего практицизма, ниндзя не стремились победить врага «по правилам», как предписывал кодекс самурайской чести - бусидо. Надо было неожиданно появиться, нанести удар стилетом или мечом, подсыпать яд и так же неожиданно скрыться: «ниндзя приходит из пустоты и уходит в пустоту, не оставляя следов». Для осуществления этой заповеди имелись десятки методов. «Терпеливый» умел просачиваться сквозь небольшие щели, например пролезть под забором, сделав подкоп не более чем в 20×20 сантиметров. Благодаря тренировкам, начинавшимся в детстве, ниндзя могли без вреда для себя делать искусственные вывихи в плечевом, локтевом, тазобедренном суставах. Это помогало им, извиваясь как змея, освободиться от тугих пут или притвориться мертвым, лежа в немыслимой позе.

Основа тактики заключалась в том, чтобы выдавать ложное за действительное. Избегая неожиданного нападения, ниндзя, например, разжигал огонь в своем жилище, накрывал стол, а сам ночевал в укромном шалаше или землянке - личная безопасность превыше удобств. Великолепными притворщиками были ниндзя в бою. Получив удар, они делали вид, что корчатся от боли. Изо рта шла кровь, якобы из горла, а на самом деле высосанная из десны. Ниндзя падал, агонизировал, издавая предсмертные хрипы. Но стоило противнику приблизиться, как снизу следовал удар ножом либо в горло летел сюрикен.

Ниндзя старался избегать прямого столкновения, не рассчитывая оказаться сильнее самурая. В открытых дуэлях меч самурая был для шпиона смертным приговором. Вот почему надо было «прийти из пустоты» и нанести решающий удар. Случаи, когда казалось, что именно так и происходит, были нередки, и в феодальной Японии верили в существование тенго - мистических созданий, наполовину воронов, способных исчезать в одно мгновение, будто растворяясь в воздухе. На самом деле ниндзя достигал «невидимости», действуя, например, под покровом ночи, неслышно выслеживая свою жертву.

Огромное внимание уделялось умению маскироваться и использовать рельеф местности. Ниндзя мог часами плыть по реке, держась за бревно и сливаясь с ним, мог неделями делать подкоп под самурайский дом и подпиливать в нем каменные половицы. Вероятно, именно так убийцы проникли в замок самурая Фугаси.

Среди ниндзя было немало женщин, называемых куноити. Их главным оружием были красота, изворотливость и фанатизм. Они могли служить гейшами, служанками, выполнять крестьянскую работу. Лишенные возможности носить меч, уступая мужчинам в физической силе, они использовали заколки для волос и веера, которыми наносили удары в горло и лицо противнику. Если самурай распознавал куноити, ее отдавали на поругание страже и лишь потом убивали. Поэтому женщины ниндзя в минуту опасности следовали древнему ритуалу самоубийства. В отличие от мужчин, взрезавших себе живот в акте харакири или сеппуку, куноити производили дзигай - удар ножом в шею. Как правило, они делали это хладнокровно, на глазах врага показывая полное презрение к смерти.

Школы, где готовились ниндзя, находились в уединенных, недоступных, строго охраняемых местах. Все, что делалось в этих школах, было окутано глухим покровом тайны.

В секретных школах ниндзя обучали огромному множеству вещей. Главное внимание уделялось тренировке силы, выдержки и умения в совершенстве владеть своим телом, ведь от этого впоследствии могла зависеть жизнь ниндзя. Вдобавок будущие агенты осваивали различные способы выживания в экстремальных ситуациях - в ледяной воде или под водой, при длительном голодании, после получения тяжелых увечий. Они должны были также уметь быстро и незаметно, в полном снаряжении преодолевать любые препятствия - стены замка, засеки, бурные водные потоки, болота, проникать в самый неприступный вражеский лагерь. Немаловажное значение для успешной деятельности ниндзя имело владение искусством маскировки, ведь им часто приходилось под самыми разными личинами, в самых разных облачениях неожиданно скрываться, заметая следы. И потом, будущему тайному агенту, разумеется, полагалось безукоризненно владеть всеми существовавшими в Японии видами оружия, и прежде всего теми, что убивали бесшумно. Главным «оружием» ниндзя было терпение. Известен случай, когда ниндзя пробрался в замок самурая и, прикрепившись к потолку специальными когтями, ждал, пока самурай зайдет в зал. Однако самурай пришел не один, с ним были гости, которые сели играть в японские шашки - го.

Игра затянулась до поздней ночи. Ниндзя провисел под потолком почти пять часов, но он умел ждать. Когда гости наконец ушли, ниндзя выполнил свою задачу.

Молодые люди, прошедшие подобное многолетнее обучение, становились членами разбросанных по всей стране тайных обществ, в которых никто друг друга не знал. Ловко маскируясь, ниндзя поодиночке жили в городах и деревнях. Они не знали ни имен своих предводителей, ни где они живут и даже никогда не видели их. Такие меры предосторожности гарантировали, что в организацию не сможет проникнуть ни предатель, ни шпион.

Как ниндзя получали и выполняли задания? Когда самурай высокого ранга хотел воспользоваться услугами ниндзя, он направлял своего слугу в условленное место, где, как ему было известно, находился посредник тайной организации.

Такими местами, в частности, были увеселительные кварталы крупных городов. Как только посредник признавал в слонявшемся по улице чужаке вероятного заказчика, он подходил и завязывал беседу. Если эти двое заключали сделку, то посредник сообщал об этому другому посреднику. Тот, в свою очередь, передавал поручение - опять же окольными путями - начальнику ниндзя того округа, в котором следовало выполнить задание заказчика. Сначала начальник ниндзя узнавал о всех деталях планируемой операции, а затем отдавал приказ о ее проведении.

Ниндзя, который получал заказ, был полностью предоставлен самому себе. Он тщательно, учитывая каждую мелочь, готовился к предстоящему делу. Он собирал подробнейшую информацию обо всем, что имело отношение к его заданию: о месте будущей операции, человеке, которого он должен был убить, планировке замка, охране военного лагеря, устройстве защитных сооружений и о многом другом. Затем он подбирал подходящую одежду, необходимое снаряжение и оружие и под видом монаха, бродячего актера, торговца, крестьянина или переодевшись женщиной отправлялся в путь. По дороге он прислушивался ко всем разговорам и старался завязать нужные знакомства. Добравшись до места назначения, ниндзя начинал наблюдать за интересующими его людьми или объектами. Для этого он выбирал подходящее укрытие, где проводил, не шелохнувшись, по многу часов.

Узнав таким образом все, что было необходимо, он приступал к разработке плана действий. Следовало взвесить все возможные варианты и выбрать из них лишь один. Например, если ниндзя получал задание убить высокопоставленного самурая, то с помощью разных хитростей или акробатических трюков он должен был попасть к нему в дом. Нападал он обычно из засады - тихо, внезапно и вероломно, тут все средства были хороши. Ниндзя мог убить приговоренного к смерти человека, ударив его ребром ладони, задушив или заколов кинжалом. Иногда несчастных отправляли на тот свет, например, влив им в рот яд в то время, когда они спали.

Продумывая свои действия шаг за шагом, ниндзя всегда предусматривал и пути отступления. Скрываясь с места преступления, «воин-тень» мог прыгнуть в глубокий крепостной ров (тогда ему приходилось прятаться под водой и дышать через бамбуковую трубку) либо, вооружившись крючьями и веревкой, перескакивать с крыши на крышу или с одной верхушки дерева на другую - потому и пошла молва, что ниндзя умеют летать.

Чтобы очистить себе дорогу назад, ниндзя пользовался разными отвлекающими средствами: например, подготовив все заранее, поджигал дом своей жертвы. Поднималась суматоха. Пока домочадцы и челядь бегали за водой, звали на помощь, пытались тушить огонь, убийца уходил никем не замеченным.

Ниндзя был готов и к неудачному исходу дела. Если он попадал в руки противников, то убивал себя, вонзая в горло кинжал, или, если заколоть себя не успевал, раскусывал капсулу с ядом - ее во время чреватой опасностями операции он всегда предусмотрительно держал за щекой.

Ниндзя должен был владеть не только специальным оружием и приемами для осуществления тайных операций, но и не хуже самураев действовать их вооружением. Дело в том, что ниндзя часто внедрялись на службу к противнику и состояли в числе самураев этого клана. И если бы их вооружение чем-либо отличалось от вооружения остальных самураев, то плохо пришлось бы этим шпионам. Кроме того, ниндзя, как правило, имели достаточно средств, чтобы приобрести хороший меч, а хорошее оружие они любили ничуть не меньше самураев.

Видео о Ниндзя.

Оружие Ниндзя (сверху фото, снизу описание).

Колющее оружие с клинком круглого или многогранного сечения. Крюк у рукояти предназначен для перехвата оружия противника

Метательный нож

Меч длиной около полуметра. Навершие рукояти снабжено иглой, часто отравленной. Игла могла убираться внутрь полой рукояти. Меч носили за спиной

Обоюдоострый кинжал с дополнительным клинком, снабженный длинной веревкой с кольцом. Использовался как ударное оружие, а также в качестве кошки

Трансформировавшийся из сельскохозяйственного серпа. Часто им пользовались как парным оружием

Дополнительно оснащался цепочкой длиной 2,5 метра с грузом на конце

Японское метательное оружие скрытого ношения (хотя иногда использовалось и для ударов). Представляет собою небольшие клинки, изготовленные по типу повседневных вещей: звёздочек, игл, гвоздей, ножей, монет и так далее.

Металлический шарик с шипами, который ниндзя метал под ноги противнику

Миниатюрное духовое ружье длиной около полуметра, стреляло отравленными стрелками - хари (вверху)

Бамбуковое духовое ружье, стрелявшее стрелками в виде бумажного конуса с зазубренным отравленным наконечником

Боевой веер, при раскрывании которого обнажались отравленные спицы. Иногда веер скрывал миниатюрный арбалет

— укороченная стрела с более тяжёлым наконечником, напоминает дротик для дартс, но большего размера.Метательные стрелки длиной 10-15 сантиметров ниндзя носил по несколько штук в футляре, пристегнутом к ноге или предплечью

Боевой посох, внутри которого скрывалась цепь с гирьками

Полый посох, внутри которого замаскирована цепь с крюком на конце

Пустотелый шест с пропущенной через него веревкой с крюком. Выпущенные через специальные отверстия петли позволяют использовать сино-битсу в качестве лестницы.