Где самая низкая температура на Земле? А есть ли еще ниже? Опыты и практические работы на уроках окружающего мира.

В последние годы климат сильно изменился, и не только в сторону потепления. Особенно заметно такие изменения происходят в зонах резко-континентального климата. Здесь лето невозможно жаркое, зима - очень морозная. Поищем ответы на вопросы: где самая низкая температура на Земле? Где холоднее всего?

Климат Северного полушария в 19 веке

Казалось бы, самыми холодными должны быть Северный и Южный полюса, как самые дальние от экватора. На самом же деле все обстоит не так просто.

В Северном полушарии есть несколько населенных пунктов, которые по праву могут называться “полюсами холода”. Все они расположены в России. И это не удивляет, так как ей принадлежит огромнейшая часть северных территорий.

Давно, в 19 веке, в одном из таких поселков (Верхоянск) была зафиксирована критическая температура - 63.2 градуса мороза. Он расположен в северо-восточном направлении от Якутска, в 650 километрах от него. В этом же районе в январе 1885 года была отмечена еще большая минусовая отметка температуры - 67.8 градусов. На тот момент это - самая низкая температура на Земле.

Верхоянск в то время был местом ссылки политических заключенных. Измерения производились, как полагается, на оборудованной метеостанции одним из политических ссыльных И. А. Худяковым. В связи с этим в Верхоянске есть памятник под названием «Полюс холода». Есть там и любопытный краеведческий Улусный музей с таким же названием.

Морозы 20 века, современность

В середине XX века были произведены измерения температуры на Оймяконе - поселке, расположенном чуть южнее (на 4 градуса) Верхоянска. Это было сделано С. В. Обручевым (сыном автора произведений «Земля Санникова» и «Плутония»). По его данным выходило, что здесь возможна минусовая отметка в 71.2 градуса. И это на то время была самая низкая температура на Земле.

Оймяконская впадина по уровню расположена выше Верхоянской. Кроме того, она окружена горами, задерживающими морозный и сухой воздух во впадине. Однако такая температура на практике не наблюдалась. И все же, Оймякон прославился, как самое морозное место.

Оймякон. Борьба за звание «полюса холода»

На самом деле Обручевым расчеты были произведены возле другого села - Томтор, находящегося в 30 километрах от Оймякона. Так как практически все географические объекты этого района (плоскогорья, впадина и др.) называются именно Оймяконскими, поэтому Оймякон и стал таким известным.

В самом же Томторе, уже в феврале 1933 года, на метеостанции была зафиксирована температурная отметка - минус 67.7 градусов. То есть, пока не побит рекорд самой низкой температуры на Земле (Верхоянской, 1885 г.) с отставанием в 0.1 градуса. Сами жители Томтора считают, что метеостанция построена позже, когда стало происходить потепление климата. А так, вероятнее всего, они давно бы побили рекорд.

По средним температурам за 15 лет в Верхоянске минимальная температура была всего лишь минус 57, а в Томторе она составляла минус 60.0 градусов. А по абсолютным минимумам за этот же период времени температуры такие: Верхоянск - 61.1, а Томтор - 64.6 градусов. Выходит, что в Томторе холоднее, чем в Верхоянске.

Оймяконская метеостанция, в связи с рекордными данными, отмечена в Книге Гиннеса. Но якутские власти переиначили все. Они решили и признали «полюсом холода» именно Верхоянск. Возможно, для того, чтобы привлечь больше туристов.

Станция «Восток». Самая низкая температура на Земле

Достижения вышеуказанных Верхоянска и Томтора меркнут перед значениями температур станции «Восток», находящейся в Восточной Антарктиде. Вот это и есть самый реальный «Полюс Холода».

Станция эта располагается на высоте почти 3,5 километров над уровнем моря, на самом ледяном куполе. На ней была зафиксирована самая низкая отметка температуры - минус 89.2 градуса. Это удивительно! Даже летом температура здесь держится в пределах - 20-40 градусов мороза! Стоит это прочувствовать и увидеть, чтобы понять, что значит настоящий холод.

В Восточной Антарктиде самая низкая температура на Земле.

Дашти-Лут, ливийская пустыня

Самый горячий воздух на Земле был зарегистрирован в 2005 году в Ливии в пустыне Дашти-Лут. Столбик термометра показал плюс 70 градусов по Цельсию.

При такой температуре можно приготовить пищу без использования огня, так как поверхности предметов настолько нагреваются на Солнце, что на них можно спокойно пожарить яичницу. А ходить босиком по земле невозможно. Воздух даже в тени прогревается до 60 градусов.

В Ливии есть еще одна пустыня - Эль-Азизия. На ней в сентябре 1922 года была замечена плюсовая температура 57,8 градусов.

Есть в США Долина Смерти. Там зафиксирована самая жаркая температура на отметке 56,7 градусов. А средняя температура летняя здесь +47 градусов.

Вселенная. Самое холодное место

Самая низкая температура во Вселенной в туманности Бумеранг. Считается, что это и есть то самое холодное место во всей Вселенной. Минус 272 °C ее температура. Это при том, что за самую низкую температуру принимают минус 273°C - самый нижний принятый предел всех температур.

Откуда такая температура? Что происходит?

В самом центре этой туманности расположена умирающая звезда, которая на протяжении уже 1500 лет испускает газы в виде ветра, двигающиеся с немыслимо огромной скоростью - 500 000 километров в час. Выходящий из туманности газ охлаждается таким же образом, как и воздух, который люди выдыхают. Температура самого газа на два градуса меньше температуры места, в котором он затем расширяется. В связи с быстрым расширением, она охладилась до 272 по Цельсию.

Свое название эта удивительная туманность получила из-за сходства по внешнему виду с бумерангом, хотя, считается, что она больше похожа на бабочку. Это связано с тем, что австралийские ученые, которые обнаружили это место в 1980 году, не имели настолько мощных телескопов, как сейчас, и увидели у туманности только отдельные фрагменты. Современный телескоп "Хаббл" сделал наиболее верный снимок.

Таким образом, места на Земле, где самая высокая и низкая температура, это, соответственно, Ливийская пустыня Дашти-Лут и Восточная Антарктида. И таким явлениям природы еще нет предела.

Цель - познакомить учащихся с температурными изменениями в природе.

  1. познакомить учащихся с температурой воздуха как характеристикой погоды, прибором для измерения погоды - термометром, устройством термометра, видами термометров;
  2. развивать умение определять температуру воздуха, воды с помощью термометра, умение наблюдать, сравнивать, обобщать;
  3. воспитывать чувство уважения к изобретению человека, внимательности, интереса, ответственного и бережливого отношения к своему здоровью.

Оборудование:

  • учебник-тетрадь "Окружающий мир" О. Т. Поглазовой для учащихся 3 класса, часть 1,
  • три сосуда с горячей, холодной и тёплой водой,
  • образцы разновидностей термометров (водный, уличный, комнатный, медицинский),
  • модель термометра, изготовленная учителем,
  • памятка "Правила пользования термометром".
  • Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация опорных знаний.

    1. "Минутка календаря".

    Дежурные называют дату, прогноз погоды (природные явления дня).

    2. Проверка домашнего задания по вопросам:

    Какие природные явления ещё не называли на уроке?

    С какими характеристиками погоды мы с вами знакомы?

    (Ветер, сила ветра, направление ветра.)

    С какой скоростью движутся потоки воздуха при сильном ветре? (Более 15 м/с.)

    Какова скорость воздуха при ураганном ветре? (33 м/с.)

    Какие приборы использует человек для определения направления, скорости ветра?

    (Ветроуказатель и флюгер показывают направление ветра, чашечный ветромер и флюгер - силу ветра.)

    Вывод: человек изучает названия природных явлений и характеристик погоды для того, чтобы уметь описывать неживую природу.

    III. Формирование новых знаний.

    1. Постановка цели урока. Создание проблемы. Подготовка к восприятию новой темы.

    У. Изменчиво небо, изменчив ветер, меняются осадки. Часто мы говорим при этом, что стало прохладнее, теплее, наступила жара, пришли морозные дни.

    У. Что нагревает воздух, воду, землю?

    Д. Все эти предметы нагреваются солнцем.

    У. Одинаково ли они нагреваются?

    Д. Они нагреваются не всегда одинаково.

    У. Можно ли измерить тепло, холод?

    Д. Примерно, "на глаз" можно измерить.

    У. Могут ли нам помочь в этом наши ощущения?

    Д. Да, мы можем на ощупь понять: тепло или холодно, тёплая или холодная вода или земля.

    У. Исследуйте воду в трёх сосудах и определите, одинаковые ли ощущения испытали вы, когда дотрагивались до воды.

    Д. В первом сосуде вода горячая, мы ощутили сильное тепло. Во втором сосуде вода холодная, мы ощутили холод. В третьем сосуде вода тёплая, мы ощутили слабое тепло.

    У. Что можно сказать о воде в этих сосудах?

    Д. Вода в этих сосудах нагрета по-разному.

    У. А можно определить точно степень нагретости воды, воздуха, тела или почвы? И с помощью чего это можно сделать? (Проблемная ситуация.)

    2. Объяснение нового материала.

    У. Степень нагретости воздуха, воды, почвы или тела характеризуют температурой. (Термин дан на доске без понятия.) В течение года, месяца, недели, даже в течение дня температура воздуха изменяется. Эти изменения влияют на жизнь растений, животных и человека. Одни живые существа могут жить только в тепле, другие переносят суровые морозы. При резкой смене температуры воздуха некоторые растения и животные могут погибнуть.

    Для измерения температуры человек изобрёл специальные приборы - термометры. Температуру измеряют в градусах. Мы пользуемся для измерения температуры шкалой, в которой ноль градусов - температура таяния льда, а сто градусов - температура кипения воды. Эта шкала носит имя швейцарского учёного Цельсия. Температура по этой шкале записывается так: +8 о С - восемь градусов по Цельсию выше нуля. Или так: -3 о С - три градуса по Цельсию ниже нуля. Можно говорить: "восемь градусов тепла", "три градуса мороза". (Запись учителем на доске образцов обозначения погоды.)

    Вывод: У. Дайте определение понятию "температура".

    Д. Это степень нагретости воздуха, воды, почвы или тела.

    У. Чем можно измерить температуру?

    Д. Температуру можно измерить с помощью специальных приборов - термометров.

    У. Регулярно измеряйте температуру воздуха и записывайте на страницах дневника наблюдений на страницах 59-60 в учебнике-тетради.

    Физминутка "Карлики - великаны" (в обход по классу по команде "Карлики" дети шагают "гуськом" друг за другом, по команде "Великаны" - идут на носочках с поднятыми руками).

    IV. Закрепление изученного материала.

    1. Беседа.

    У. Какие термометры вам известны?

    Д. Виды термометров: комнатный, медицинский, водный, уличный.

    Учитель демонстрирует образцы этих видов термометров.

    У. Как называют в быту медицинский термометр?

    Д. Градусник.

    У. Какую самую высокую и самую низкую температуру можно им измерить?

    Д. Самая высокая температура - 42 о С, самая низкая - 34 о С.

    У. Какой обычно бывает температура вашего тела?

    Д. Температура 36,6 о С.

    У. Если медицинский термометр показывает, что у человека температура тела равна 38 градусам, о чём это говорит?

    Д. Это значит, что температура тела повысилась, человек заболел.

    2. Практическая работа.

    Задание 3 на с. 24 учебника.

    У. Термометр состоит из стеклянной трубочки, заполненной ртутью, которая очень ядовита и опасна для жизни или спиртом. Трубочка прикрепляется к пластинке, на которой нанесены деления. Это шкала термометра. Деление, обозначенное цифрой 0, - граница между градусами тепла и холода. Цифры, стоящие выше нуля, показывают количество градусов тепла, ниже нуля - число градусов холода.

    У. Соедините линиями названия частей термометра с их изображениями.

    Закрасьте сосуд с жидкостью красным цветом так, чтобы термометр показывал температуру:

    I вариант - -15 о С; II вариант - +25 о С.

    Взаимопроверка.

    У. Какое время года у ребят I варианта?

    Д. Это зима.

    У. Какую одежду вы наденете?

    Д. Мы наденем шапки, шубы, пальто, варежки, тёплые штаны; обуем валенки и сапоги.

    У. В какие игры будете играть на улице?

    Д. Мы будем играть на улице в снежки, кататься с горки на санках, лыжах, лепить снеговиков, кататься на катке.

    У. Что вы можете рассказать о времени года у ребят II варианта?

    Д. Это лето. Мы надеваем летом лёгкую одежду: панамки, кепки, сарафаны, платья, шорты, футболки; обуваем сандалии, шлёпки. Играть будем в игры с мячом, подвижные игры, в бадминтон, кататься на роликовых коньках.

    У. Скажите, а как нужно правильно измерять температуру, пользоваться термометром.

    Дети называют кратко правила пользования термометром. Учитель вывешивает плакат, на котором напечатаны эти правила. Учащиеся ещё раз прочитывают их.

    Правила пользования термометром.

    1) При определении температуры глаз наблюдателя должен быть на одном уровне со столбиком жидкости в трубочке термометра.

    2) Уличный термометр укрепляют на наружной стороне того окна, которое меньше всего нагревается солнцем.

    3) Температуру по водному термометру отсчитывают, не вынимая термометра из воды.

    Правила читают все дети, а один ученик демонстрирует их перед классом.

    Задание 5 на с. 25 учебника.

    У. Запишите по стихотворению значения температур. Дети читают "цепочкой".

    а) Жарко. Зной. Плюс двадцать пять!
    В воду тянет понырять.
    И под солнцем на песочке
    На горячем загорать.

    Д. +25 о С или двадцать пять градусов выше нуля, или двадцать пять градусов тепла.

    б) Осень. Слякоть. Гололёд.
    То ли снег, то ль дождь идёт.
    Не отважишься гулять.
    Значит - около нуля.

    в) Вот мороз так уж мороз!
    Пруд до донышка промёрз.
    На коньках бегу кататься,
    Хоть сегодня минус двадцать.

    Д. -20 о С или двадцать градусов ниже нуля, или двадцать градусов холода.

    У. Какие времена года описаны в стихотворениях?

    Д. Лето, осень, зима.

    Задание 6 на с. 25 учебника самостоятельно с устной проверкой.

    У. Какую температуру тела измерили девочка и динозавр? Почему обоим плохо?

    Д. И у девочки, и у динозавра на термометрах повышенная температура. Только у девочки температура тела повысилась, организм заболел. А у динозавра повышенная температура воздуха, потому что у него в руках термометр уличный, а у девочки термометр медицинский. У девочки температура тела - 37,7 о С. У динозавра на термометре показана температура воздуха +54 о С.

    У. Как действуют на человека высокие и низкие температуры воздуха? Как защитить организм от холода и жары?

    Заранее подготовленные ученики рассказывают о жаре и холоде.

    Д. Длительное пребывание на холодном воздухе может вызвать окоченение. Человек не выживает, если температура его тела ниже 26 о С.

    Чтобы защититься от холода:

    • наденьте как можно больше одежды, помня, что шерсть обладает наилучшим изолирующим свойством;
    • избегайте влажности и ветра;
    • сделайте гимнастические упражнения, подвигайте конечностями, мышцами лица;
    • согревайтесь, крепко прижимаясь к другим людям;
    • особенно защищайте наиболее чувствительные к холоду голову, шею, подмышки, живот;
    • нанесите на тело масло, крем, которые обладают защитными свойствами.

    Другой враг человека - это жара. Длительное пребывание при повышенной температуре может вызвать тепловой удар с головной болью, головокружением, рвотой, судорогами, потерей сознания.

    При тепловом ударе необходимо:

    • вызвать "скорую помощь";
    • положить человека в более прохладное и проветренное место, голова должна быть приподнята;
    • положить на лоб влажный компресс;
    • дать свежей воды с ложкой соли.

    "Это интересно":

    V. Итог урока.

    У. С какой характеристикой погоды познакомились на уроке?

    Каким прибором её можно измерить?

    Д. Мы познакомились с новой характеристикой погоды - температурой. Это степень нагретости воздуха, воды, почвы, тела. Её измерить можно с помощью специального прибора - термометра. Они бывают уличные, комнатные, водные, медицинские.

    VI. Домашнее задание.

    У. На с. 23-24 учебника выполните задание 4, вставите в текст необходимые по смыслу слова из таблички выше, ответите на вопрос после текста. На с. 63 учебника даны детали модели термометра (показ учителем готового образца), вы изготовите такое же изделие и поучитесь определять на разном уровне температуру воздуха.

    Урок окончен. Всем большое спасибо за работу!

    Это поразительно, но самая высокая температура во Вселенной в 10 триллионов градусов по Цельсию была получена искусственным путем на Земле. Абсолютный рекорд температуры был установлен 7 ноября 2010 года в Швейцарии при эксперименте на Большом адронном коллайдере – БАК (самом мощном в мире ускорителе элементарных частиц).

    В рамках эксперимента на БАК ученые поставили задачу – получить кварк-глюонную плазму, которая заполняла Вселенную в первые мгновения ее возникновения после Большого взрыва. С этой целью на скорости, близкой к скорости света, ученые столкнули пучки ионов свинца, обладающие колоссальной энергией. При столкновении тяжелых ионов начали возникать “мини-большие взрывы” – плотные огненные сферы, имевшие столь чудовищную температуру. При таких температурах и энергиях ядра атомов буквально плавятся и образуют “бульон” из составляющих их кварков и глюонов. В результате в лабораторных условиях и была получена кварк-глюонная плазма с самой высокой температурой с момента возникновения Вселенной.

    До этого ни в одном эксперименте ученым еще не удавалось получить столь немыслимо высокой температуры. Для сравнения: температура распада протонов и нейтронов составляет 2 триллиона градусов по Цельсию, температура нейтронной звезды, которая формируется сразу после взрыва сверхновой, составляет 100 миллиардов градусов.

    Наше родное Солнце относится к желтым карликам и имеет температуру ядра в 50 миллионов градусов. Таким образом, температура полученной кварк-глюонной плазмы в 200 тысяч раз превысила температуру ядра Солнца. В тоже время в окружающем космосе обычно царит первозданный холод, так как средняя температура Вселенной только на 0,7 градуса выше абсолютного нуля.

    Какая температура самая низкая во Вселенной?

    А теперь угадайте – где и как была получена самая низкая температура во Вселенной? Правильно! Тоже на Земле.

    В 2000 году группа финских ученых (из лаборатории низких температур Технологического университета в Хельсинки), которая занималась изучением магнетизма и сверхпроводимости в редком металле “Родий”, удалось получить температуру 0,1нК (см. пресс-релиз). В настоящее время это самая низкая температура, полученная на Земле и Самая низкая температура во Вселенной.

    Второй по снижению температуры рекорд был установлен в Массачусетском Технологическом Институте. В 2003 году там удалось получить сверх-холодный газ Натрия.

    Получение сверхнизких температур, искусственным путем, является выдающимся достижением человечества. Исследования в этой области чрезвычайно важны для изучения эффекта сверхпроводимости, использование которого (в свою очередь) может вызвать настоящую индустриальную революцию.

    В природе самая низкая температур была зарегистрирована в туманности Бумеранг. Эта туманность расширяется и выбрасывает охлажденный газ со скоростью 500 000 км/ч. За счет огромной скорости выброса молекулы газа охладились до -271 °С. Это является самой низкой из официально зарегистрированных естественных температур.

    Для сравнения. Обычно, в открытом космосе температура не опускается ниже -273 °С. Самая низкая температура в Солнечной системе, -235 °С на поверхности Тритона (спутник Нептуна). А самая низкая естественная температура на Земле, -89,2 °С, в Антарктиде.

    в 10 триллионов градусов по Цельсию была получена искусственным путем на Земле. Абсолютный рекорд был установлен в Швейцарии при эксперименте на Большом адронном коллайдере. А теперь угадайте — где во Вселенной была зафиксирована самая низкая температура? Правильно! Тоже на Земле.

    В 2000 году группе финских ученых (из лаборатории низких температур в Технологическом университете Хельсинки) при изучении магнетизма и сверхпроводимости в редком металле Родий, удалось получить температуру всего на 0.0000000001 градуса выше абсолютного нуля (см. пресс-релиз). В настоящее время это самая низкая температура, полученная на Земле и Самая низкая температура во Вселенной.

    Отметим, что абсолютный ноль — это предел всех температур или -273.15… градусов по Цельсию. Такую низкую температуру (-273.15 °C), просто невозможно достичь. Второй рекорд по снижению температуры был установлен в Массачусетском Технологическом Институте. В 2003 году там удалось получить сверх-холодный газ Натрия.

    Получение сверхнизких температур, искусственным путем — выдающееся достижение. Исследования в этой области чрезвычайно важны для изучения эффекта сверхпроводимости, использование которого (в свою очередь) может вызвать настоящую индустриальную революцию.

    Щелкните мышкой по любой синей панели ниже для получения дополнительной информации.

    Оборудование для достижения рекордно низких температур

    Оборудование для достижения рекордно низких температур, обеспечивает несколько последовательных стадий охлаждения. В центральной части криостата находится холодильник для достижении температуры 3 mK, и две атомные ступени охлаждения, использующие метод ядерного адиабатического размагничивания.

    Первые атомная ступень охлаждается до температуры 50 μK, в то время как вторая атомная ступень с образцом Родия, позволила достичь рекордно низкой отрицательной температуры уже в пикокельвиновском диапазоне.

    Самая низкая температур в природе

    Самая низкая температура в природе

    В природе самая низкая температура была зарегистрирована в туманности Бумеранг. Эта туманность расширяется и выбрасывает охлажденный газ со скоростью 500 000 км/ч. За счет огромной скорости выброса молекулы газа охладились до -271/-272 °С.

    Для сравнения. Обычно, в открытом космосе температура не опускается ниже -273 °С.

    Цифра в -271 °С — является самой низкой из официально зарегистрированных естественных температур. И это значит, что туманность Бумеранг холоднее даже реликтового излучения от Большого Взрыва.

    Туманность Бумеранг находится относительно недалеко от Земли на расстоянии всего лишь в 5000 световых лет. В центре туманности находится умирающая звезда, которая когда-то, как и наше Солнце была желтым карликом. Затем она превратилась в красный гигант, взорвалась и закончила жизнь в виде белого карлика с гиперхолодной протопланетарной туманностью вокруг себя.

    Туманность Бумеранг была детально сфотографирована космическим телескопом Хаббл в 1998 году. В 1995 году, используя 15-метровый субмиллиметровый телескоп ESO в Чили, астрономы выяснили, что именно она является самым холодным местом во Вселенной.

    Самая низкая температур на Земле

    Самая низкая температура на Земле

    Самая низкая естественная температура на Земле, -89,2 °С, была зафиксирована в 1983 в Антарктиде на Станция Восток. Это официально зарегистрированный рекорд.

    Недавно ученые сделали новые замеры со спутника в районе японской станции Купол Фудзи. Получена новая рекордная цифра самой низкой температуры на поверхности Земли -91,2 °С. Однако этот рекорд сейчас оспаривается.

    В тоже время поселок Оймякон в Якутии сохраняет за собой право считаться полюсом холода на нашей планете. В Оймяконе в 1938 году была зарегистрирована температура воздуха в -77,8 °С. И хотя на станции Восток в Антарктиде зафиксирована значительно более низкая температура (-89,2 °С), это достижение не может считаться рекордно низким, так как станция Восток находится на высоте 3488 метров над уровнем моря.

    Для сопоставления результатов различных метеорологических наблюдений их необходимо приводить к уровню моря. Известно, что повышение над уровнем моря значительно понижает температуру. В этом случае самая низкая температура воздуха зарегистрированная на Земле оказывается в уже Оймяконе.

    Самая низкая температура в Солнечной системе

    Самая низкая температура в Солнечной системе, -235 °С на поверхности Тритона (спутник Нептуна).

    Это настолько низкая температура, что охлажденный азот, вероятно, оседает на поверхности Тритона в виде снега или инея. Таким образом, Тритон, является самым холодным местом в Солнечной системе.

    © Копировать пост можно лишь при наличии прямой индексируемой ссылки на сайт

    Настоящее название высочайшей горы на Земле, расположенной в Гималайской горной системе, звучит как Джомолунгма. Этот пик возвышается на 8848 метров: ни одна другая гора в мире не превышает эту отметку.

    Даже вторая вершина двуглавого Эвереста бьет все рекорды – 8760 метров над уровнем моря.

    Звание высочайшей точки в мире было присвоено горе лишь в середине XIX века, когда работник индийской геодезической службы Радханат Сикдар измерил ее высоту. Так как к тому времени не было известно ни об одной такой же высокой вершине, Джомолунгма получила это звание. Впоследствии размеры горы уточнялись: при каждом следующем, более точном и аккуратном измерении, Эверест оказывался еще больше.

    Последние результаты итальянского геолога и американской экспедиции (8850 и 8872) официально не были признаны.

    Благодаря своему почетному званию гора притягивает множество экстремалов, бросающих вызов суровой природе. Ежегодно несколько сотен человек пытаются совершить восхождение на Эверест, но не всем это удается: тяжелые условия представляют собой сложное испытание даже для самых подготовленных альпинистов, многие из которых окончили свою жизнь на склонах высочайшей горы в мире.

    Марианский желоб

    Марианский желоб, известный также как Марианская впадина, является самой низкой точкой на поверхности земной коры. Этот желоб расположен в Тихом океане, в его западной части, неподалеку от Марианских островов. Это протяженная впадина, которая в своей самой низкой точке, известной как «Бездна Челленджера», имеет глубину около 11 тысяч метров ниже уровня моря.

    Марианский желоб был открыт в 1875 году, тогда же были произведены измерения его глубины. В то время приборы не отличались высокой точностью и показали результат в 8 367 метров (возможно, измерения проводились не в самой глубокой точке). В середине XX века английская экспедиция установила максимальную глубину в 10 863 метра, а чуть позже эти размеры были уточнены советской экспедицией, которая предоставила результат в 11 023 метра.

    Марианская впадина – удивительное образование. На ее дне находятся настоящие горные хребты, которые сформировались сотни миллионов лет назад. В 1960 году было совершено первое погружение на дно желоба на батискафе «Триест». После этого последовало всего два погружения, одним из смельчаков стал известный режиссер Джеймс Кэмерон.

    Самая низкая точка на суше находится около Мертвого моря на границе Израиля и Иордании. Этот регион располагается на 399 метрах ниже уровня моря.