Фототочка. точка зрения о фотографии

Одним из наиболее важных и ценных инструментов в Photoshop для редактирования, ретуширования и восстановления изображений является палитра гистограммы. О важности этого инструмента говорит то, что они используются не только в Photoshop, а во многих других графических редакторах. Также, гистограммы отображаются на дисплеях современных цифровых фотоаппаратов, что позволяет просматривать экспозицию ваших фотографий не только после съёмки, но и выбрать нужный ракурс и параметры в процессе подготовки до съёмки кадра.

Так что же такое гистограмма? Гистограмма представляет собой график, который показывает текущие параметры тонального диапазона нашего изображения. Под понятием "тональный диапазон" подразумеваются значения яркости изображения. Гистограмма показывает нам, какое количество областей изображения в настоящее время являются чисто черными (или самыми тёмными), сколько в настоящий момент чистый белых областей (или самых ярких), и какая часть находится между этими крайними черными и белыми областями. Важно в данном случае не путать понятие "чёрный" и "белый" с черно-белыми изображениями. В данном случае понятия "черный" и "белый" следует понимать не как цвета, а как крайние степени яркости. Гистограммы одинаково хорошо работают как с полной цветной фотографией, так как мы имеем дело со значением именно яркости, а не цвета, так и с чёрно-белым фото.

Примечание. Мы можем использовать гистограммы для просмотра яркости каждого отдельного цвета, но это выходит за пределы темы данной статьи.

Почему мы должны знать значения тонального диапазона изображения? Ну, к примеру, вы никогда не смотрели на фотографию, которая, кажется, немного тусклой и "плоской"? В большинстве случаев это происходит из-за низкой контрастности, и с помощью гистограммы мы можем легко обнаружить и решить эту проблему. Она покажет нам имеющиеся зоны яркости, являющиеся не такими яркими, какими они должны бы быть в идеале, это касается и тёмных областей, являющихся недостаточно тёмными для для данного изображения. Обе эти проблемы приводят к плохому контрасту, но, к счастью, с помощью гистограммы это легко обнаружить и исправить.

Еще одна потенциальная проблема, с которой можем столкнуться при редактировании изображений состоит в том, что мы можем привести темные и светлые части фотографии к чисто черному или чисто белому цвету, так, что можно потерять все детали изображения в этих областях фотографии. Эта ошибка известна как "отсечение" теней и светов. Все это означает то, что мы можем потерять детализацию изображения в светлых и тёмных областях фотографии.
Это не всегда легко заметить, просто глядя на фотографии, т.к. наши глаза попросту недостаточно чувствительны (хотя мы можем различать детали в тенях гораздо легче, чем мы в светах). А с помощью гистограммы мы можем мгновенно увидеть как изначальные недостатки изображения, так и ошибки, сделанные при редактировании. Или, если мы восстанавливаем старую фотографию, гистограмма расскажет нам о потерянных светлых или тёмных областях.

Гистограмма иллюстрирует распределение пикселов на изображении; это график, на котором указано число пикселов на каждом уровне интенсивности цвета. Гистограмма показывает детали в области тени (в левой части), в области средних тонов (по середине) и в светлой области (в правой части). Гистограмма позволяет определить, имеет ли изображение достаточно деталей для эффективной коррекции.

Гистограмма также дает представление о тональном диапазоне изображения или типе ключа изображения. На изображениях в низком ключе детали концентрируются в тенях; изображение в высоком ключе содержит больше всего деталей в светлых участках; а в средних тонах детали концентрируются на изображениях в среднем ключе. Изображение с полным тональным диапазоном содержит определенное число пикселов во всех областях. Определение тонального диапазона помогает выбрать подходящую коррекцию тональности.

А. Передержанная фотография Б. Фотография с правильной выдержкой и с полным тональным диапазоном В. Недодержанная фотография

Панель гистограмм предлагает множество вариантов просмотра информации о цвете и тоне изображения. По умолчанию на гистограмме выводится тональный диапазон всего изображения. Для того чтобы посмотреть данные гистограммы для фрагмента изображения, сначала выделите этот фрагмент.

Для просмотра гистограммы в качестве вставки-наложения в диалоговом окне «Кривые» выберите в меню «Параметры отображения кривой» параметр «Гистограмма», а на панели «Коррекция» (CS5) или «Свойства» (CS6) окна «Кривые» выберите команду «Параметры отображения кривой» > «Гистограмма».

Обзор панели «Гистограмма»

Чтобы открыть панель гистограмм, выберите пункт меню «Окно» > «Гистограмма» или перейдите на вкладку «Гистограмма». По умолчанию панель «Гистограмма» открывается в компактном представлении, в котором отсутствуют элементы управления и статистика, но можно выбрать другое представление.

Панель «Гистограмма» (Расширенный просмотр)

А. Меню «Канал» Б. Меню панели В. Кнопка «Обновление без кэш-памяти» Г. Значок «Предупреждение о данных из кэш-памяти» Д. Статистика

Выбор представления панели «Гистограмма»

Выберите представление в меню панели «Гистограмма». Расширенный просмотр В этом режиме гистограмма отображается со статистикой. Кроме того, отображаются элементы управления, позволяющие выбирать каналы, представленные на гистограмме, устанавливать параметры панели «Гистограмма», обновлять гистограмму для просмотра некэшированных данных и выбирать определенный слой в документе с несколькими слоями. Компактный просмотр Гистограмма отображается без элементов управления и статистики. Гистограмма представляет все изображение. Просмотр всех каналов Помимо всех параметров, доступных в расширенном представлении, также отображаются отдельные гистограммы каналов. В число гистограмм не входят альфа-каналы, каналы заказного цвета и маски.

Панель «Гистограмма» со всеми каналами, показанными в цвете, и скрытой статистикой

Просмотр определенного канала на гистограмме

Если на панели «Гистограмма» выбрать расширенный просмотр или просмотр всех каналов, то становятся доступными настройки в меню «Канал». В Photoshop настройки каналов запоминаются при переключении из расширенного просмотра или просмотра всех каналов обратно в компактное представление.

  • Выберите один из каналов, чтобы просмотреть его гистограмму, например канал цвета, альфа-канал или плашечный канал.
  • В зависимости от цветового режима изображения выберите «RGB», «CMYK» или «Совмещенный», чтобы отобразить составную гистограмму всех каналов.
  • Для изображения в режиме RGB или CMYK выберите параметр «Свечение», чтобы открыть гистограмму, представляющую значения светимости или интенсивности композитного канала.
  • Для изображения в режиме RGB или CMYK выберите параметр «Цвета», чтобы открыть составную гистограмму отдельных цветовых каналов в цвете. Этот параметр устанавливается по умолчанию для просмотра изображений формата RGB и CMYK, если предварительно выбран «Расширенный просмотр» или «Просмотр всех каналов».

    В режиме просмотра всех каналов при выборе параметров в меню «Канал» меняется только верхняя гистограмма на панели.

Просмотр гистограмм каналов в цвете

На панели «Гистограмма» выполните одно из следующих действий.

    В режиме просмотра всех каналов выберите команду «Показать каналы в цвете» в меню панели.

    В режиме расширенного просмотра или просмотра всех каналов выберите один из каналов в меню «Канал» и выберите команду «Показать каналы в цвете» в меню панели. Если переключиться в режим компактного просмотра, каналы все так же будут отображаться в цвете.

    При расширенном просмотре или просмотре всех каналов выберите команду «Цвета» в меню «Канал», чтобы открыть составную гистограмму каналов в цвете. Если переключиться в компактное представление, составная гистограмма все так же будет отображаться в цвете.

Просмотр статистики гистограммы

По умолчанию на панели «Гистограмма» статистика отображается в режиме расширенного просмотра и просмотра всех каналов.

  1. Выберите команду «Показать статистику» в меню панели «Гистограмма».
  2. Выполните одно из следующих действий.

      Для просмотра информации о значении определенного пиксела наведите указатель мыши на гистограмму.

      Для просмотра информации о диапазоне значений перетащите указатель по гистограмме, чтобы выделить диапазон.

    На панели под гистограммой выводится следующая статистическая информация.

    Среднее Среднее значение интенсивности. Станд. откл. (стандартное отклонение) Насколько сильно варьируются значения интенсивности. Медиана Срединное значение в диапазоне значений интенсивности. Пикселы Общее число пикселов, на основании которых была рассчитана гистограмма. Уровень Уровень интенсивности для области под указателем мыши. Подсчет Общее число пикселов, соответствующих уровню интенсивности области под указателем мыши. Процентиль Совокупное число пикселов, соответствующих уровню интенсивности области под указателем мыши и более низким уровням. Это значение выражается в виде процентной доли всех пикселов в изображении: от 0% в крайнем левом положении до 100% в крайнем правом положении. Уровень кэша Показывает сведения о кэше текущего изображения, который использовался для создания гистограммы. Когда уровень кэша больше 1, гистограмма отображается быстрее. В этом случае гистограмма создается из репрезентативной выборки пикселов изображения (на основе увеличения). Уровень кэша для оригинального изображения равен 1. На каждом уровне выше первого для вычисления значения одного пиксела берется среднее значение по четырем соседним пикселам. Таким образом, размеры изображения для каждого следующего уровня в два раза меньше (1/4 числа пикселов), чем для предыдущего уровня. Когда в Photoshop требуется выполнить быструю аппроксимацию, программа может использовать один из высших уровней. Нажмите кнопку «Обновление без кэш-памяти», чтобы перерисовать гистограмму с использованием фактического слоя изображения.

Просмотр гистограммы для многослойного документа

  1. Выберите расширенное представление в меню панели «Гистограмма».
  2. Выберите подходящее значение в меню «Источник». (Меню «Источник» недоступно для документов, состоящих из одного слоя.) Изображение полностью Показывает гистограмму для всего изображения, включая все слои. Выделенный слой Показывает гистограмму для слоя, который в данный момент выбран на панели «Слои». Комбинированная настройка Показывает гистограмму для корректирующего слоя, выбранного на панели «Слои», а также всех слоев ниже этого корректирующего слоя.

Предварительный просмотр корректировок на гистограмме

Результат применения любых корректировок цвета и тона можно предварительно просматривать на гистограмме.

Установите флажок «Просмотр» в диалоговом окне любой команды коррекции цвета или тона.

При выборе режима «Просмотр» на панели «Гистограмма» отображается влияние корректировок на гистограмму.

Примечание. При выполнении корректировок на панели «Коррекция» все изменения автоматически отражаются на панели «Гистограмма».

Предварительный просмотр коррекции на панели «Гистограмма»

А. Оригинальная гистограмма Б. Гистограмма с коррекцией В. Тени Г. Средние тона Д. Светлые участки

Обновление гистограммы

Когда гистограмма считывается из кэша, а не с текущего состояния документа, на панели «Гистограмма» появляется значок «Предупреждение о данных из кэш-памяти» . Гистограммы на основе кэша изображения отображаются быстрее и создаются для репрезентативной выборки пикселов изображения. В настройках производительности можно установить уровень кэширования (от 2 до 8).

Примечание. Более высокий уровень кэширования повышает скорость перерисовки для больших многослойных файлов, но требует задействования дополнительной оперативной памяти системы. При дефиците оперативной памяти, а также при работе с небольшими изображениями рекомендуется устанавливать низкие уровни кэширования.

Гистограмма в Фотошоп

На первый взгляд гистограммы редактора Фотошоп выглядят как набор ненужной информации. Однако это далеко не так.

Гистограмма показывает распределение количества пикселей изображения в зависимости от их яркости, а значит, пользуясь гистограммами, можно максимально точно выполнить профессиональную цветовую коррекцию любой фотографии. Рассмотрим, как работать с гистограммами в режиме «RGB».

Для начала обратимся к цветовой модели «RGB» и посмотрим, как она взаимодействует с «RGB» - гистограммой. Для этого мы воспользуемся изображением цветовой палитры, расположенной на кольце. На панели слоев «Layers» расположено три слоя, представляющих собой полукольца с различным сочетанием красного, зеленого и синего цветов. В местах пересечения этих колец происходит слияние цветов, и образуются новые цвета и оттенки.

Выберите инструмент «Move Tool» - "Перемещение или воспользуйтесь горячей клавишей «V». Выделяя поочередно каждый из слоев, переместите их таким образом, чтобы в центральной части холста оказалось пересечение средних частей каждого из полуколец.

В месте пересечения красного, зеленого и синего цветов должна получиться область белого цвета. Данная модель является идеальным средством для того, чтобы понять, каким образом работает цветовой режим «RGB».

Разобравшись с принципом работы режима «RGB», мы можем посмотреть, как он взаимодействует с гистограммами. Для этого перейдем к следующему изображению и обратимся к панели гистограмм. Если данная панель не отображается в окне программы, перейдите на вкладку «Window» - "Окно" и выберите команду «Histograms» - "Гистограммы".

Кликните левой кнопкой мыши по пиктограмме в правом верхнем углу панели «Histograms». В раскрывшемся списке команд выберите «All Channels View» – «Просмотр всех каналов» и отметьте галочкой пункт «Show Channels in Color» – «Показать каналы в цвете».

Сочетание каналов красного, синего и зеленого показано на гистограмме черного цвета. Ниже составной гистограммы расположены три отдельные гистограммы для каждого из цветовых каналов. На нашем изображении преобладают темные оттенки цветов, поэтому пик составной гистограммы располагается в левой ее части, которая определяет темные тона.

Для максимального удобства в работе с гистограммами вынесите панель гистограмм за пределы вкладок с панелями, зажав левую кнопку мыши.

Перейдите на панель информации «Info». Если она неактивна, то сделайте ее видимой, выбрав на вкладке «Window» - "Окно" команду «Info».

Далее необходимо добавить корректирующий слой «Curves» – «Кривые». Сделать это можно через панель «Adjustments» – «Коррекция». Вы также можете добавить этот корректирующий слой, нажав на кнопку «Create a new fill or adjustment layer», и выбрав в раскрывшемся списке команду «Curves» – «Кривые».

На панели инструментов выберите инструмент «Eyedropper Tool» - "Пипетка" или воспользуйтесь горячей клавишей «I».Наведите курсор в виде пипетки на небо и, удерживая клавишу «Ctrl», кликните левой кнопкой мыши по светлой части изображения неба.

Зажав на клавиатуре клавишу «Shift», кликните левой кнопкой мыши по той же области фотографии. В средней части панели «Info» отобразятся значения красного, синего и зеленого цветов, комбинация которых дает данный оттенок оранжевого цвета.

Теперь, зажимая левую клавишу мыши на области кривой, расположенной на панели «Adjustments» – «Коррекция», вы можете менять сочетания цветов для данного изображения. Для этого перетаскивайте мышь, изменяя форму кривой. Как вы можете заметить, вместе с цветами меняется и форма гистограмм цветовых каналов.

Вы можете создавать несколько точек на кривой и корректировать изображение по своему усмотрению.

Теперь рассмотрим, как применить полученные навыки на практике, и выполним цветовую коррекцию фотографии. Для этого перейдем к изображению пейзажа. Как можно заметить, фотография выглядит неестественно.

Проведите пипеткой по участку с изображением гор, имеющих серый оттенок. Обратите внимание на значения красного цвета на панели «Info». Видно, что количество красного всегда больше, чем синего и зеленого цветов, при том, что у нейтрально серого цвета должны быть примерно равные значения красного, зеленого и синего. Таким образом, мы имеем явное преобладание красного цвета на фотографии.

Для того чтобы исправить данный недостаток, добавим корректирующий слой «Curves» – «Кривые», для чего на панели «Adjustments» – «Коррекция» и выберем соответствующую команду.

На панели «Adjustments» отобразится диаграмма, в которой отображаются кривые. На этой диаграмме нам необходимо отметить самую темную и самую светлую точки изображения. Слева от области диаграммы расположены три кнопки. Дважды кликните по самой верхней кнопке.

В открывшемся диалоговом окне выберите абсолютно черный цвет, установив нулевые значения для красного, зеленого и синего цветов. Закройте окно, нажав кнопку «ОК».

Теперь дважды кликните по самой нижней кнопке. В открывшемся диалоговом окне необходимо установить самую светлую точку изображения. Для этого введите в каждое из полей «R», «G» и «В» значение, равное двести пятьдесят три. Тем самым Вы отметите самую светлую точку, и она не будет являться чисто белой.

Теперь необходимо найти на снимке самую яркую область – таковой являются лепестки цветов. Кликните по лепесткам, и вы сразу увидите изменение баланса цветов фотографии в лучшую сторону.

Теперь повторим процедуру с выбором темной точки. Для этого нажмите самую верхнюю кнопку и кликните по самому темному участку снимка – таковым является утес, расположенный на заднем плане в правой части фотографии. Обратите внимание, как меняется гистограмма вслед за вносимыми в фотографию изменениями.

Таким образом, сместив белую и черную точки, мы не только убрали оттенок красного цвета, но и усилили общий контраст фотографии. Теперь необходимо выполнить коррекцию средней точки. Это действие будет эффективно, только если заранее известно, какая область изображения была серого цвета. В нашем случае в качестве источника серого цвета выступают скалы на переднем фоне. Нажмите среднюю кнопку в виде пипетки и кликните по области с изображением скал.

Как вы можете заметить, изображение было обновлено и полностью откорректировано по цветам. Вместе с изображением обновилась и наша гистограмма. Вы можете скрыть корректирующий слой, чтобы увидеть первоначальное состояние как фотографии, так и цветовых каналов на панели гистограмм. Сделав слой опять видимым, Вы сможете в полной мере оценить изменения.

Таким образом, использование гистограмм помогает без затруднений выполнить наиболее точную корректировку фотографий за считанные минуты. Этот прием достаточно часто применяется при профессиональной обработке изображений, а теперь и Вы можете использовать все его возможности.

(1)
1. Фотомонтаж. Обработка фотографий. 14:19 9 28026
2. Создание этикетки 8:00 1 23790
3. Рисуем снег, дождь, солнце 18:10 0 9949
4. Filter «Lens Correction» 7:16 0 4195
5. Гистограмма снимка 9:33 1 6003
6. Как создать реалистичную тень? 16:33 0 8675
7. Векторные маски 15:54 0 7696
8. Портретная ретушь 11:27 0 9558
9. Эффект старения 16:46 0 16532

Одним из наиболее важных и ценных инструментов, которые Photoshop предлагает для редактирования, ретуширования и восстановления изображений, является гистограмма (Histogram). На самом деле, гистограммы настолько незаменимы, что вы можете обнаружить их и в других графических программах для редактирования изображений, таких как Photoshop Elements, Adobe Lightroom, Camera Raw и др. Многие цифровые камеры на сегодняшний момент также выпускаются с функцией гистограммы, что позволяет просматривать экспозиции ваших фотографий сразу после съемки. Тем, кто серьезно относится к качеству фотографии, просто невозможно представить себе жизнь без гистограммы.

Так что же такое гистограмма? Проще говоря, Гистограмма представляет собой график. Я знаю, что как только я упомянул слово «график», многие из вас захотели спать, представляя как это скучно. Но не волнуйтесь, все намного легче, чем кажется на первый взгляд! Гистограмма представляет собой график, показывающий нам текущий тональный диапазон нашего изображения. Говоря «тональный диапазон», я имею ввиду значение яркости изображения. Гистограмма показывает нам, сколько в данный момент в изображении чисто черного (темного) тона, сколько в настоящее время белого (яркого), и сколько промежуточного тона между черным и белым. Важно не путать здесь понятие «черное и белое» с понятием черно-белого цвета изображения. Гистограммы одинаково хорошо работают с полноцветными фотографиями, показывая уровень яркости изображения, а не его цвет (мы можем использовать гистограммы для просмотра яркости конкретного цвета на изображении, но не будем вдаваться в подробности).


Зачем необходимо знать тональный диапазон нашего изображения? Во-первых, вы когда-нибудь видели фото, которое вам казалось «плоским», не объемным? Возможно, это очень хороший снимок в целом, но качество оставляет желать лучшего. Скорее всего, это потому, что изображение низкоконтрастное. Используя гистограмму, вы легко определите проблему. Гистограмма покажет вам, насколько можно повысить яркость изображения в случае ее недостаточности, или, углубить тени там, где они должны быть на снимке.
Обе эти проблемы приводят к плохой контрастности изображения, но гистограмма позволяет выявить эти недостатки и легко исправить их.


Еще одна часто встречающаяся проблема снимков состоит в их сильном затемнении, когда фотография настолько темная, что пропадают все детали изображения. Эта же проблема касается ситуации, когда фото очень яркое, пересвеченное. Технически это называется «клиппинг» (Clipping) или отсечение, т.е. уменьшение диапазона яркости теней и светов (Shadows, Highlights) на фотографии. Это означает, что потеряна детализация изображения в данном месте. Мы не всегда способны при редактировании визуально обнаружить такие недостатки снимка на экране, потому что наши глаза не достаточно чувствительны (хотя подробно выделить детали в области теней легче, чем в области светов). Но, взглянув на Гистограмму нашего изображения, мы сразу увидим погрешности и сможем исправить ошибки. Суть в том, что если вы редактируете изображение и не знаете, как читать гистограмму, ваша работа будет содержать ошибки и может стать непродуктивной.

Просмотр гистограммы в Фотошоп.

Вы можете найти панель гистограммы через главное меню Окно-Гистограмма (Window-Histogram), но наиболее распространенным местом для просмотра гистограммы в фотошоп является диалоговое окно коррекции «Уровни» (Levels), хотя компания Adobe в версиях программ Photoshop CS, Photoshop CS3 и выше предоставила удобную возможность увидеть гистограмму и в диалоговом окне коррекции «Кривые» (Curves). Но только в окне «Уровней» мы можем легко и точно узнать, о чем говорит нам гистограмма.

Ниже показан пример гистограммы в диалоговом окне «Уровни». Сама гистограмма – это область черного цвета, похожая на горный хребет. Левая сторона графика отражает область теней (shadows), правая – область светов (Highlights), а средняя часть – состояние яркости в области полутонов (Midtones). В «Уровнях» коррекция тонов осуществляется при помощи трех ползунков, соответствующих трем диапазонам: теней (черный), полутонов (серый) и светов (hightlights).



Изучение гистограммы изображения наиболее понятно в окне коррекции «Уровней» по той причине, что в нем присутствует шкала черно-белого градиента, расположенная ниже графика. Градиент начинается с чисто черного цвета в левой стороне окна и заканчивается чисто белым в правой.



Почему градиент помогает нам легче понять показания гистограммы? Потому, что яркость уровней градиента в точности совпадает с гистограммой над ним! Гистограмма показывает нам, как тональный диапазон распределяется на изображении между чисто черным и чисто белым цветом. Чем выше гистограмма в определенном диапазоне тонов, тем выше его яркость. Низкая гистограмма указывает на недостаток или отсутствие интенсивности в каком-либо из трех режимов (света, тени или полутонов).


На примере ниже мы видим, что слева значение гистограммы равно нулю. Эта область гистограммы соответствует чисто черному цвету на изображении, которого очень мало. Откуда же нам известно, что это черный цвет, а не какой-либо еще? Это можно понять по цвету градиента под гистограммой. Значит, можно сказать по такому положению гистограммы о том, что в изображении присутствует очень мало чисто черного цвета.



Если мы посмотрим на крайнее правое положение гистограммы, то увидим, что чисто белого цвета в нашем изображении присутствует еще меньше, чем чисто черного, поскольку график в этом месте очень низкий, почти отсутствующий. Откуда мы знаем, что это белый цвет? Опять же, взглянув на градиент ниже, совпадающий по вертикали со значением графика.



У нас может быть очень мало черного или белого в изображении, но между ними мы видим крутые возвышения, что означает наличие информации в других уровнях яркости. Опять же, если мы сравним пики гистограммы с градиентом под ней, мы узнаем, как именно изменяется яркость конкретных тональных областей (например, полутонов, четвертьтонов и т.д.).



Даже не глядя на само изображение в окне документа, по гистограмме можно судить о фотографии с хорошей экспозицией. Она представляет собой большое количество деталей, каждая из которых имеет нормальный уровень яркости. Низкий показатель чисто черного и белого на правильной гистограмме указывает, что тени и света не отсечены до чисто черного и белого цветов, а значит детали в областях теней и светов на изображении сохранены.


Для сравнения, ниже приведена гистограмма изображения, в котором отсечена область теней. Обратите внимание, насколько высокий пик на краю левой части гистограммы, соответствующий чисто черному цвету градиента ниже. Такая гистограмма свойственна изображениям с потерей деталей в области теней, которые выглядят неестественно темными, с недостаточной экспозицией. Такой снимок называется недоэкспонированным.



Вот пример недоэкспонированного снимка.



Мы не собираемся сейчас говорить о решении данной проблемы, просто учимся понимать, что говорят нам наши изображения.


Следующий пример с прямо противоположной проблемой. Здесь присутствует отсечение в области светов, что говорит о потере деталей изображения в этом диапазоне тонов. Такие снимки выглядят неестественно светлыми, пересвеченными, и часто называются переэкспонированными.



Примеры переэкспонированных снимков:




Без гистограммы вы легко можете не заметить потери данных в каком-либо режиме тонального диапазона. Далее, мы посмотрим, существует ли такая вещь, как идеальные гистограммы?

256 уровней яркости.

Если вы посмотрите под график гистограммы, то увидите поля, в которых установлены значения 0 слева и 255 справа. Гистограмма показывает нам 256 различных уровней яркости, от черного до белого, где 0 – чисто белый цвет, 255 – чисто черный. Такое количество уровней не случайно, поскольку стандартное 8-битное изображение содержит 256 различных уровней яркости. Почему же нумерация от 0 до 255, а не от 0 до 256? Причина в том, что когда мы начинаем отсчет с 1, компьютерные программы рассматривают это значение как 0.



Если вы посмотрите внимательно на верхнюю часть гистограммы, то увидите, что ее поверхность зазубренная. Каждая такая неровность является верхушкой тонкой вертикальной черной полосы. Множество этих полос и образуют график гистограммы, который мы видим. Если начать их считать, то получится ровно 256 полос, каждая из которых представляет собой различные уровни яркости. Чем больше пикселей в вашем изображении на определенном уровне яркости, тем выше будет полоса. Вот как выглядит увеличенная гистограмма:



Имейте в виду, что соотношение между гистограммой и фактическим количеством пикселей в изображении не является 1:1, поскольку многие цифровые фотографии в наши дни содержат миллионы пикселей, и если бы Adobe постарались уместить их все внутри гистограммы, то потребовалось бы несколько мониторов для просмотра такой гистограммы. Таким образом, гистограмма дает нам общее представление об уровнях яркости изображения. Даже если вы работаете с 16-битным режимом в Фотошоп, что увеличивает число уровней яркости от 256 до колоссальных 65536, гистограмма будет по-прежнему отображать только 256 уровней яркости.

Миф об идеальной гистограмме.

Многие люди спрашивают, существует ли совершенная гистограмма? Такого понятия не существует. Каждое изображение отличается и, соответственно, гистограмма не может повторяться. Она должна быть только руководством к исправлению недостатков на снимке. Наибольшее значение имеет само изображение. Редактируя изображение, вы всегда должны держать взгляд на гистограмме, чтобы не перестараться с коррекцией.
В качестве примера взгляните на изображения ниже, которые следует отличать от фотографий с недостатками (недоэкспонированных и переэкспонированных).



Этот снимок сделан в ночное время и, соответственно, уровень его яркости достаточно низкий. Взгляните на гистограмму этой фотографии:



Обратите внимание, что большая часть гистограммы сосредоточена в левой части графика, что означает обилие теней и совсем немного светов на изображении. Такие изображения не являются недоэкспонированными, так как сделаны в естественное для их состояния время суток, и называются снимками в стиле «Низкий ключ» (low-key).


По гистограмме следует, что у нас потеряны детали в области теней, но это не так, поскольку растения черного цвета на снимке добавляют ему таинственности в лучах лунного света, и было бы неверно исправлять такой снимок лишь для привлекательного вида гистограммы. Так что из каждого правила существуют исключения.


Вот еще один пример для рассмотрения.



Этот зимний пейзаж полная противоположность предыдущему примеру. Здесь все очень ярко, мало темных областей. Посмотрите на гистограмму этого снимка:



Большая часть гистограммы находится в правой части диалогового окна, что соответствует обилию светов и небольшому количеству теней на фото. В самом деле, темного не просто мало, а он вообще отсутствует. Изображения, подобные этому называются снимками в стиле «Высокий ключ» (high-key), поскольку их яркость естественна и не портит очарования сюжета. Редактировать фотографию в этом случае было бы неверно.


Навык в изучении гистограммы поможет вам стать настоящим профессионалом своего дела.

Очень часто сканированные изображения имеют погрешности в области света и тени. Это возникает тогда, когда реальный тоновый диапазон изображения меньше, чем диапазон сканера. Тогда света и тени остаются невостребованными. В таком изображении нет ни черных, ни белых участков, только серые…

Хвосты на гистограммах часто свидетельствуют о шумах в области темных и светлых тонов. Стратегия коррекции изображения может быть выбрана после аниза гистограммы и выявления тоновых недостатков.

Коррекция света и тени

Откройте документ МАТЬ_И_ДИТЯ.tif, который находится на прилагаемом диске. Снимок сделан в солнечный день, при ярком свете, а фотография получась серая, некоторые детали совсем затемнены. Что же нужно сделать, чтобы ис-

править изображение? Было бы удобно сначала посмотреть, в каких тоновых иервалах расположены пикселы изображения, а затем выбрать метод коррекции. Photoshop предлагает такую возможность.

1. Откройте палитру Histogram (Гистограмма). На экране изображение и его "объективный график" - гистограмма. Она отображает распределение пикселов в изображении: по оси Х располагаются тоновые градации, или уровни (levels), в диапазоне от 0 до 255, а по оси Y - количество пикселов каждого уровня.

Как вы видите, в изображении на экране имеет место небольшой "хвост" (рис. 9.9, а ) - отсутствие черной краски и явное преобладание средних тов - в этом и заключается причина нечеткости изображения.

Для измерения тонов изображения необходимо наличие "датчика" и "табло". В качестве "датчика" можно использовать инструмент Eyedropper (Пипетка), а в качестве "табло" - знакомую вам палитру Info (Информация) (рис. 9.9, б ).

2. Включите инструмент Eyedropper (Пипетка) на палитре инструментов.

3. Вызовите постоянного спутника всех инструментов - палитру Options (Питра инструмента), щелкнув дважды на инструменте Eyedropper (Пипетка). Если же палитра на экране, то просто откройте ее.

Рис. 9.9. Фотография, палитра Histogram , панель инструмента Eyedropper (а ); палитра Info (б )

4. В палитре Options (Палитра инструмента) из списка Sample Size (Размер группы) выберите вариант 3 by 3 Average (Усреднение 3 3). Это вариант, при котором будет отображаться усредненная цветовая информация с площи 3 3 пиксела.

5. Откройте палитру Info (Информация). Одна секция должна отображать цветую модель RGB. Если это не так, щелкните на треугольной стрелке рядом с пипеткой на палитре Info (Информация) и в открывшемся списке выберите стветствующую модель. Во второй секции выберите вариант Grayscale (Градии серого). Это позволит вам измерять яркость пикселов независимо от их цвета.

Рис. 9.10. Фотография, палитра Histogram и раздел Levels

в палитре Adjustments для коррекции тонового диапазона

6. В меню Image (Изображение) выберите команду Adjustments (Настройки) и в открывшемся списке выполните команду Levels (Уровни). На экране откроется диалоговое окно Levels (Уровни), в котором представлена такая же гистограа распределения пикселов в изображении, но в этом диалоговом окне можно корректировать тоновый диапазон.

Коррекция света и тени сводится к отсечению краевых диапазонов - самых светлых и самых темных тонов, в которых практически нет пикселов изобра-

жения. Таким образом, существующие тона растягиваются на весь диапазон - тоновый диапазон изображения расширяется. Заметьте, что количество тонов в изображении при растягивании тонового диапазона уменьшается (поскольку изначально их было 256, а часть мы отбросили).

7. Теперь воспользуемся для коррекции шкалой тонов диалогового окна Levels (Уровни). Раздел Levels (Уровни) можно найти на палитре Adjustments (Нтройки), которая приведена на рис. 9.10 для фотографии ДОМ.jpg, которая нодится на прилагаемом диске.

8. В диалоговом окне Levels (Уровни) на шкале Input Levels (Входные значения) переместите черный и белый треугольники (которые олицетворяют черную и белую точки) к основной группе уровней. При этом будут изменяться и цифры в поле Input Levels , отображающие численные значения уровней черного и бого цвета. Добейтесь того, чтобы уровень черного (левое окно поля Input Levels (Входные значения)) был равен примерно 27, а белого (правое окно того же поля) - 221. В принципе можно и непосредственно ввести эти значения в окна для ввода поля Input Levels (Входные значения), но на практике удобнее производить коррекцию, перемещая движки и отслеживая визуально происхящие с изображением изменения.

9. Нажмите кнопку OK . Гистограмма изменилась: если гистограмма из сплошной стала полосатой, то пробелы - это плата за расширение диапазона яркостей. В данном изображении отсутствие пикселов определенных яркостей не сильно сказывается на качестве изображения, но в некоторых изображениях при маимальном расширении диапазона яркостей могут появиться значительные провалы в тонах, потому что этих тонов просто нет. В этом случае вы увидите на изображении "пустые" пятна.