Фонетика фонетические единицы языка. Основные единицы фонетики

Практическое занятие № 10

Фонетика. Графика. Система звуков русского языка

1. Фонетика. Графика. Орфография.

2. Основные единицы и понятия фонетической системы русского языка.

3. Классификация гласных звуков.

4. Классификация согласных звуков.

Методические материалы

Язык существует в двух материальных формах – устной и письменной. В устной форме существования языковые значения передаются при помощи звуковых единиц (звуков), а в письменной форме – при помощи графических единиц (букв).

Мельчайшей единицей речевого потока является звук . Звуки составляют определённые комбинации друг с другом, образуют звуковую речь, с помощью которой мы и передаём информацию друг другу.

Звуки речи существуют не изолированно. Они образуют между собой определённые связи и образуют систему. Кроме звуков в эту систему входят и другие элементы, но основной единицей звуковой системы является звук.

Под термином фонетика (phone – звук, голос, тон) понимается звуковая система языка, т.е. прежде всего его звуки, но не только они, а их фонетические чередования, различные виды ударения и др. вопросы, касающиеся звукового оформления речи.

Фонетика также – наука о звуковой стороне языка, изучающая способы образования звуков речи, их изменения в речевом потоке, их роль и функционирование языка как средства общения людей.

Знание звуковых законов необходимо при изучении письменной формы языка, которая описывается графикой и орфографией .

Для русского правописания основным является фонемный принцип написания, а не фонетический, т.е. орфографические правила иногда действуют вопреки произношению, с учётом фонематического, традиционного и дифференцирующего принципа. Это делает взаимоотношения фонетики и орфографии очень сложными.

Основные единицы и понятия фонетической системы русского языка

Минимальной фонетической единицей, далее не делимой при чувственном восприятии, является звук . П звук представляет собой набор физиологических и акустических признаков, которые делятся на дифференциальные и недифференциальные, постоянные и непостоянные.

Звуку как кратчайшей материальной единице соответствует абстрактное языковое понятие фонемы , которая является центральным понятием фонологии.

Фонология оперирует понятиями позиция фонемы (сильная и слабая), фонетический закон и фонетический процесс (аккомодация, ассимиляция, оглушение в конце слова, редукция).

В результате действия фонетических процессов происходит внешнее преобразование одной и той же фонемы. Это и есть фонетические изменения или фонетическая мена звуков. При фонетических изменениях происходят фонетические чередования , которые следует отграничивать от исторических чередований.


Фонетические чередования одной и той же фонемы создают особую фонологическую единицу – фонемный ряд .

Звуки в процессе речи употребляются не изолированно, а в тесной связи с другими звуками, образуя вместе с ними различные по объёму, по признакам и назначению звуковые комплексы или сегменты .

Следующим по уровню после звука таким комплексом является слог – особая звуковая единица, образуемая или одним звуком, или сочетанием нескольких звуков. Слог является минимальной произносительной единицей. Даже при самом медленном темпе речи мы может говорить только слогами, а не по звукам. На этом и построено обучение чтению.

Слоги выступают составными элементами более сложной фонетической единицы – фонетического слова . Фонетическое слово – это несколько слогов, объединённых одним словесным ударением.

Фонетические слова, комбинируясь, образуют речевые такты , из которых складываются наиболее крупные звуковые элементы – фонетические фразы . Фраза представляет собой законченное по смыслу высказывание. Это единица синтаксическая и равна простому предложению. Речевой такт – это часть фразы, которая произносится одним дыхательным толчком. Это интонационно законченная единица. Она отделена от следующего такта паузой. Состоит, как правило, из 3 слов и менее. Речевой такт представляет собой определённую «группировку» членов предложения.

Например: Он не понимал, / почему Женя смеётся//.

Все звуковые элементы – звуки, слоги, фонетические слова, речевые такты, фонетические фразы – являются предметом исследования фонетики, которая изучает их устройство, образование, признаки, назначение и функцию в речевом потоке.

Предметом фонетики выступает также словесное, фразовое, тактовое, логическое ударение и интонация как особые свойства звуковой речи, понимаемые в качестве своеобразных звуковых элементов.

Все фонетические элементы принято делить на: 1) линейные или сегментные единицы языка; 2) нелинейные или суперсегментные единицы языка.

К линейным относятся материальные звуковые единицы: звуки, слоги, фонетические слова, речевые такты, фонетические фразы. Сущность их состоит в их материальности, и в том, что в речевом потоке они последовательно располагаются друг за другом. Два сегмента невозможно произнести в одно и то же время.

Нелинейными (суперсегментными) фонетическими элементами являются все виды ударения и интонация. Их признаки: - нематериальность; -несамостоятельность. Являясь свойством линейных элементов, суперсегментные элементы накладываются на линейные отрезки и существуют вместе с ними.

ПРЕДМЕТ ФОНЕТИКИ.

ОСНОВНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ

ФОНЕТИКА – раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка. Фонетика представляет собой определенную систему, включенную в общую систему языка. Это подуровень общей языковой системы, неразрывно связанный со всей системой, так как основные единицы языка – слова, морфемы, словосочетания, предложения, представляющие более высокие уровни, - являются знаками . Ведь помимо смысловой стороны – обозначаемого (значения ), все они имеют и материальную сторону, доступную органам чувств - обозначающее (звуки и их сочетания). Между обозначаемым и обозначающим существует условная (не природная, не естественная) связь. Так, слово мечта имеет материальное выражение – это сочетание пяти звуков, служащее для выражения значения «нечто, созданное воображением, мысленно представляемое». Предметом фонетики является матеральная (звуковая) сторона языка.

Задача фонетики – изучение способов образования (артикуляции) и акустических свойств звуков, их изменения в речевом потоке. Изучать фонетику можно с разными целями и разными методами. В зависимости от этого различают общую фонетику, описательную фонетику, сопоставительную фонетику, историческую фонетику, экспериментальную фонетику.

Общая фонетика на материале различных языков рассматривает теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой системы языка к его грамматической системе.

Описательная фонетика исследует звуковой строй конкретного языка в синхронном плане, т.е. на современном этапе развития языка.

Сопоставительная фонетика объясняет явления в области звукового строя, обращаясь к материалу родственных языков.

Историческая фонетика прослеживает становление фонетических явлений на протяжении более или менее длительного периода времени, изучает изменения фонетической системы, произошедшие на определенном этапе их развития, т.е. изучает фонетику в диахроническом плане.

Экспериментальная фонетика является частью общей фонетики, изучает звуковую сторону языка инструментальными методами.

Таким образом, фонетика современного русского языка – это описательная фонетика, так как фонетические явления рассматриваются на определенном этапе развития языка, в данный момент времени.

Всефонетические единицы языка - фразы, такты, фонетические слова, слоги, звуки – связаны между собой количественными отношениями.

Фраза самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других таких же единиц паузой. Фраза не всегда совпадает с предложением (предложение может состоять из нескольких фраз, а фраза – из нескольких предложений). Но даже если фраза совпадает с предложением, то все равно одно и то же явление рассматривается с разных точек зрения. В фонетике обращается внимание на интонацию, паузы и т.д.

Интонация совокупность средств организации звучащей речи, отражающих ее смысловую и эмоционально-волевую стороны, которые проявляются в последовательных изменениях высоты тона, ритма речи (соотношения сильных и слабых, долгих и кратких слогов), темпа речи (ускорении и замедлении в протекании речи), силы звучания (интенсивности речи), внутрифразовых пауз, общего тембра высказывания. С помощью интонации производится членение речи на синтагмы.

Синтагма объединение двух или нескольких фонетических слов из состава фразы. Например: Увидимся завтра I вечером. Увидимся I завтра вечером. В данных предложениях паузой отделены синтагмы. Надо отметить, что термин «синтагма» понимается учеными по-разному. Академик В.В.Виноградов, в частности, отграничивает синтагму от речевого такта как интонационно оформленную семантико-синтаксическую единицу речи, вычленяемую из состава предложения

Речевой такт часть фразы, объединенная одним ударением, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности (за исключением последнего). Например: В час испытанья / поклонимся отчизне/ по-русски/ в ноги. (Д. Кедрин).

Фонетическое слово - часть речевого такта (если фраза делится на такты) или фразы, объединенная одним ударением. Фонетическое слово может совпадать со словом в лексическом и грамматическом понимании этого термина. Фраза имеет столько фонетических слов, сколько в нем ударений, т.е. чаще всего знаменательные слова выделяются в отдельные такты. Так как некоторые слова не несут ударения, то нередко фонетических слов меньше, чем лексических. Как правило, неударяемыми являются служебные части речи, но могут оказаться в неударном положении и знаменательные слова: . Слова, не имеющие ударения и примыкающие к другим, словам называются клитиками . В зависимости от того, какое место они занимают по отношению к слову, имеющему ударение, различают проклитики и энклитики. Проклитиками называют безударные слова, стоящие впереди ударного, к которому они примыкают: , энклитиками - безударные слова, стоящие после ударного, к которому они примыкают:, . В качестве проклитик и энклитик обычно выступают служебные слова, однако энклитикой может оказаться и знаменательное слово, когда предлог или частица принимает на себя ударение: по ´ воду [по´въду].

Слог - часть такта или фонетического слова, состоящая из одного или нескольких звуков, соединение наименее звучного звука с наиболее звучным, являющимся слоговым (см. раздел «Слогоделение. Типы слогов»).

Звук - наименьшая единица речи, произносимая за одну артикуляцию. Мы также можем определить звук как мельчайшую фонетическую единицу, выделяемую при последовательном членении речи.

Фонетика - это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации, но и ударение и интонация. Фонетика изучает производство, передачу и восприятие звуковых сигналов в процессе речевого общения, а также систему способов и средств, обеспечивающих кодирование Фонетика (от греч. Phone - звук, голос) наука о звуковом строе языка.

В зависимости от задач исследования, от его источников и методов выделяется несколько разделов фонетики: 1 Описательная фонетика. Её задача - изучение и описание звуковой системы языка на данном этапе его развития. Источником описательной фонетики является современный живой звучащий язык;

2 Экспериментальная фонетика. В её задачу входит постановка специальных экспериментов, где устанавливаются характерные качества звуков, их значение в процессе общения;

3 Историческая фонетика. Её задача - изучение изменений звуковой системы данного языка. Источниками исторической фонетики являются памятники письменности данного языка и диалектическая речь;

4 Общая фонетика. Её задача - изучение природы звука речи, общие закономерности в действующих звуковых системах различных языков.

Предметом фонетики является звуковое средство языка: звуки, ударение, интонация.

Единицы:

    сегментные единицы – в процессе функционирования они следуют друг за другом

а) фонетическая фраза б) речевой такт в) фонетическое слово г) слог д) звук

    супросегментные – не могут функционировать самостоятельно, они накладываются в процессе функцион. на сегменты: а) ударения б) интонация

Речевые единицы служат для организации речевой последовательности. Самая крупная – фонетическая фраза – отрезок звуковой цепи, заключенный между 2-мя длительными паузами, объедин. Фразовыми ударениями и законченной интонацией.

Фонетические фразы делятся на речевые такты – отрезок цепи, заключенный между 2 менее длительными паузами, объединенных особым тактовым ударением характериз. Незаконченной интонацией.

Речевые такты делятся на фонетические слова – отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением.

Фонетические слова : на слоги. Слоги бывают 4 типов.

    слог, кот. Начинается с согласного звука – прикрытый - с гласного – неприкрытый

    заканчивается на согласный – закрытый - на гласный – открытый

Слог – основная произносительная единица.

Слоги: на звуки – последняя единица членения речевого потока.Звук - речевая единица, реализующая в речи фонему, единицу языкаВ основе звука лежит колебание воздушной среды, вызванное каким то материальным телом.

Единицы фонетического уровня: фонема, ударение, интонация ;

Фонема в речи представлена конкретным звуком речи. Фонема – наименьшая звуковая единица языка, выполняющая смыслоразличительную функцию.[рот] [мот] [бот] [гот] [вот] [тот] - разные слова, сигналом к этому разные первые звуки.

Ударение – это выделение одного из слогов в слове, точнее гласного фонетическими средства;Руки – руки, замок – замок.

Интонация – система фонетических средств, наблюдаемая в рамках синтаксических единиц (темп, ритм, интенсивность, мелодика, пауза). В каждом языке – разный набор интонационных рисунков. В речи мы выбирает один из этих рисунков.

Речь доступна для восприятия слушающий благодаря материальности своих знаков. Знаки эти – звуковые при устном общении и графические – при письменном. Поэтому изучение звуковойу стороны языка является неотъемлемой частью языковедения. Этот раздел называется фонетикой .

Звуковой строй служит материальной формой языка и находится в сложной взаимосвязи с биологической и с общественной природой человека. Поэтому сложились следующие аспекты изучения звукового строя языка:

Акустический - изучает звуки как физическое явление;

Анатомо-физиологический, или биологический - изучает звуки как результат работы ряда органов человека;

Лингвистический, или функциональный - изучает функции звуковых единиц языка и является предметом фонологии.

ПРЕДМЕТ ФОНЕТИКИ.

ОСНОВНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ

ФОНЕТИКА – раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка. Фонетика представляет собой определенную систему, включенную в общую систему языка. Это подуровень общей языковой системы, неразрывно связанный со всей системой, так как основные единицы языка – слова, морфемы, словосочетания, предложения, представляющие более высокие уровни, - являются знаками . Ведь помимо смысловой стороны – обозначаемого (значения ), все они имеют и материальную сторону, доступную органам чувств - обозначающее (звуки и их сочетания). Между обозначаемым и обозначающим существует условная (не природная, не естественная) связь. Так, слово мечта имеет материальное выражение – это сочетание пяти звуков, служащее для выражения значения «нечто, созданное воображением, мысленно представляемое». Предметом фонетики является матеральная (звуковая) сторона языка.

Задача фонетики – изучение способов образования (артикуляции) и акустических свойств звуков, их изменения в речевом потоке. Изучать фонетику можно с разными целями и разными методами. В зависимости от этого различают общую фонетику, описательную фонетику, сопоставительную фонетику, историческую фонетику, экспериментальную фонетику.

Общая фонетика на материале различных языков рассматривает теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой системы языка к его грамматической системе.

Описательная фонетика исследует звуковой строй конкретного языка в синхронном плане, т.е. на современном этапе развития языка.

Сопоставительная фонетика объясняет явления в области звукового строя, обращаясь к материалу родственных языков.

Историческая фонетика прослеживает становление фонетических явлений на протяжении более или менее длительного периода времени, изучает изменения фонетической системы, произошедшие на определенном этапе их развития, т.е. изучает фонетику в диахроническом плане.

Экспериментальная фонетика является частью общей фонетики, изучает звуковую сторону языка инструментальными методами.

Таким образом, фонетика современного русского языка – это описательная фонетика, так как фонетические явления рассматриваются на определенном этапе развития языка, в данный момент времени.

Всефонетические единицы языка - фразы, такты, фонетические слова, слоги, звуки – связаны между собой количественными отношениями.

Фраза самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других таких же единиц паузой. Фраза не всегда совпадает с предложением (предложение может состоять из нескольких фраз, а фраза – из нескольких предложений). Но даже если фраза совпадает с предложением, то все равно одно и то же явление рассматривается с разных точек зрения. В фонетике обращается внимание на интонацию, паузы и т.д.

Интонация совокупность средств организации звучащей речи, отражающих ее смысловую и эмоционально-волевую стороны, которые проявляются в последовательных изменениях высоты тона, ритма речи (соотношения сильных и слабых, долгих и кратких слогов), темпа речи (ускорении и замедлении в протекании речи), силы звучания (интенсивности речи), внутрифразовых пауз, общего тембра высказывания. С помощью интонации производится членение речи на синтагмы.

Синтагма объединение двух или нескольких фонетических слов из состава фразы. Например: Увидимся завтра I вечером. Увидимся I завтра вечером. В данных предложениях паузой отделены синтагмы. Надо отметить, что термин «синтагма» понимается учеными по-разному. Академик В.В.Виноградов, в частности, отграничивает синтагму от речевого такта как интонационно оформленную семантико-синтаксическую единицу речи, вычленяемую из состава предложения

Речевой такт часть фразы, объединенная одним ударением, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности (за исключением последнего). Например: В час испытанья / поклонимся отчизне/ по-русски/ в ноги. (Д. Кедрин).

Фонетическое слово - часть речевого такта (если фраза делится на такты) или фразы, объединенная одним ударением. Фонетическое слово может совпадать со словом в лексическом и грамматическом понимании этого термина. Фраза имеет столько фонетических слов, сколько в нем ударений, т.е. чаще всего знаменательные слова выделяются в отдельные такты. Так как некоторые слова не несут ударения, то нередко фонетических слов меньше, чем лексических. Как правило, неударяемыми являются служебные части речи, но могут оказаться в неударном положении и знаменательные слова: . Слова, не имеющие ударения и примыкающие к другим, словам называются клитиками . В зависимости от того, какое место они занимают по отношению к слову, имеющему ударение, различают проклитики и энклитики. Проклитиками называют безударные слова, стоящие впереди ударного, к которому они примыкают: , энклитиками - безударные слова, стоящие после ударного, к которому они примыкают:, . В качестве проклитик и энклитик обычно выступают служебные слова, однако энклитикой может оказаться и знаменательное слово, когда предлог или частица принимает на себя ударение: по ´ воду [по´въду].

Слог - часть такта или фонетического слова, состоящая из одного или нескольких звуков, соединение наименее звучного звука с наиболее звучным, являющимся слоговым (см. раздел «Слогоделение. Типы слогов»).

Звук - наименьшая единица речи, произносимая за одну артикуляцию. Мы также можем определить звук как мельчайшую фонетическую единицу, выделяемую при последовательном членении речи.

Вопросы к экзамену по фонетике

Фонетика, графика, орфография современного русского языка

1. Сегментные единицы речевого потока: фраза, синтагма, фонетическое слово, слог, звук.

Основными единицами фонетики являются звук и фонема.

Речь – язык действий.

· Фонема – нечто идеально, абстрактное. Фонема – это (греч. phonema - звук) кратчайшая звуковая единица, способная различать звуковые оболочки (звуковую сторону, звучание) разных слов и морфем. Так, в функции различителей звуковых оболочек слов бак, бок, бук выступают фонемы <а>, <о>, <у>. Качественное многообразие звуков речи можно свести к небольшому числу общих их типов - фонем, которые, противополагаясь другим типам, участвуют в смысловой, дифференциации слов или в различении морфологических форм.

· Звук – то, что произносится в определенных фонетических условиях. Звук речи – это элемент произносимой речи, образуемый речевыми органами. При фонетическом членении речи звук - это часть слога, кратчайшая, далее неделимая звуковая единица, произнесенная за одну артикуляцию. Гласный звук. Согласный звук. Звук и фонема – линейные, сегментные (имеют форму, их можно измерить).

· Слог – группировка звуков вокруг наиболее сильных. В физиологическом отношении (со стороны образования) звук иди несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. В акустическом отношении (со стороны звучности) отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними - предшествующим и последующим. Слог безударный. Слог ударный. Слог предударный. Слое заударный. Слог закрытый. Слог открытый.

· Слово – группа слогов, объединённая вокруг ударения. Основная кратчайшая единица языка, выражающая своим звуковым составом понятие о предмете, процессе, явлении действительности, их свойствах и отношениях действительности.

· Синтагма – группа фонетических слов, объединённых интонацией не конца предложения. Семантико-синтаксическая единица речи, образуемая группой слов в составе предложения, объединенных в смысловом и ритмомелодическом отношениях. Всегдашние занятия Троекурова / состояли в разъездах/ около пространных его владений (Пушкин) (три синтагмы). Шум походил на то, /как бы вся комната 1 наполнялась змеями (Гоголь) (три синтагмы). Любишь кататься - / люби и саночки возить (пословица) (две синтагмы). Синтагма может также состоять из одного слова, может совпадать с целым предложением. Там, /где была раньше одинокая скала, /лежала груда обломков (А р с е н ь е в) (три синтагмы). На заводе все благополучно (Куприн) (одна синтагма). Синтагма может совпадать или не совпадать со словосочетанием, но между ними сохраняются существенные различия: синтагма выделяется в предложении, является результатом его членения и существует только в нем, тогда как словосочетание не только выделяется в предложении, но наряду со словом служит готовым “строительным материалом” для предложения и является результатом не разложения на элементы, а синтеза элементов. Деление одного и того же предложения на синтагмы может быть различным в зависимости от контекста, ситуации, экспрессивной окраски, придаваемой высказыванию говорящим, разного осмысления содержания предложения и т. д. Этой подвижности синтагматического членения, являющегося объектом рассмотрения стилистического синтаксиса, противостоит устойчивое, основанное на определенных моделях построение словосочетаний.

· Речевой такт – такой отрезок, который мы можем произнести за одно выдыхательное движение. Часть фразы, выделяемая ритмико-интонационными средствами.

· Фраза – группа синтагм, объединённых интонацией конца предложения. Наименьшая самостоятельная единица речи, выступающая как единица общения. Самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединённое особой интонацией и отделённое паузой от других таких же единиц.