Флирт для счастливого брака. Судьба и любовь Натальи Селезневой

Наталья Игоревна сейчас снимается в 100-серийном ситкоме «Мама-Москва». Почему ее героиня так похожа на Лилю Брик, о чем будет автобиография актрисы и зачем ее родители кормили собаку красной икрой, Селезнева рассказала Елене КОСТИНОЙ.

Когда художник Павел Каплевич предложил актрисе самой придумать, как будет выглядеть в сериале ее героиня Елизавета Вениаминовна, Селезневу осенило: «А давай загримируем ее под Лилю Брик!»

С любимой женщиной Владимира Маяковского Наталья Игоревна была знакома лично.

В 1960-70-е годы она часто приходила к нам в Театр сатиры, не пропускала ни одной премьеры, - вспоминает актриса. - Брик была дружна с главным режиссером Валентином Плучеком, поклонником поэта. Ею восхищалась вся труппа! Образ Лили Юрьевны до сих пор у меня перед глазами: бледное, почти белое, как у фарфоровой куклы, лицо, ярко-розовые щечки, маленький ротик, красные губы и черные брови дугами. Я видела, как она, будучи уже в возрасте, подрисовывала себе эти дуги и у нее немного дрожали руки… Кстати, Лиля Юрьевна рассказывала, что такие брови она рисовала себе каждый день начиная с 1930-х годов, когда еще был жив Маяковский. В сериале «Мама-Москва» мне сделали такой же грим, и, по-моему, получилось здорово!

Весь вечер ждала звонка Брежнева

По сюжету героиня Селезневой Елизавета Вениаминовна живет в коммуналке старинного дома в центре Москвы. Ее соседи - клоун (Михаил Гуро), спортсмен (Игорь Козликин), пьяница (Алексей Дындыкин). Жильцы квартиры между собой не ладили, скандалы утихли, только когда на пороге квартиры появился риелтор (Влад Маленко) и предложил расселение - квартиру хочет приобрести некий олигарх (Василий Савинов). Предложение выехать в новостройку Елизавета Вениаминовна пресекла на корню: «Графини в Химках не живут!» Она относится к коммуналке как к графским покоям, по которым, как она считает, когда-то бегал маленький Саша Пушкин. Жесты ее изысканны, голос хорошо поставлен - все-таки графиня! Но вот старушка появляется в немыслимой шляпке с перьями или в кожаных рокерских перчатках без пальцев, и начинаешь сомневаться: нет, все-таки авантюристка! Впрочем, кто сказал, что одно исключает другое? Да и сценарий еще не дописан.

Обожаю комедийные роли, - признается Наталья Игоревна. - Сейчас я занята в антрепризе Театрального дома «Миллениум» «8 женщин и...». Моя Огустина по сценарию «злобная крыса». А я злобу даже на сцене ненавижу. Предложила режиссеру Cергею Посельскому: лучше я буду играть большого ребенка, капризного и забавного. И моя идея прижилась! Кстати, на прогон спектакля я пригласила мужа (Владимир Андреев, актер, режиссер, художественный руководитель Театра имени Ермоловой. - Прим. «ТН»). Очень дорожу его мнением и всегда с ним считаюсь. Все замечания, которые он сделал после просмотра, я учла… Иногда меня спрашивают, почему мы с мужем не играем вместе на сцене. Во-первых, у каждого из нас свой театр, а во-вторых, мне с Андреевым будет тяжело играть. Он очень требовательный актер и режиссер, а ко мне будет придираться больше, чем к другим. Честно признаюсь: не уверена, что смогу соответствовать его мастерству и таланту. Если меня зовут в кино, я, конечно, могу с мужем посоветоваться, но сценариев моих он никогда не читает. Ему некогда! Да и юмор у нас с ним разный. Мне нравится, когда женщина может ввернуть крепкое словцо, я сама способна непечатно выразиться. А муж - почитатель тонкого английского юмора. «Театр сатиры!» - ехидно замечает он, узнав об очередном нашем розыгрыше, а они у нас в театре очень популярны… Никогда не забуду, как во времена «Кабачка «13 стульев» меня разыграл Миша Державин. Пока я была на репетиции, он позвонил ко мне домой и, изменив голос, предупредил домработницу: «Передайте Наталье Игоревне, что ей звонили из приемной Брежнева. В 18:00 Леонид Ильич лично с ней поговорит. Пусть будет на связи». Мне передали. Я поверила и весь вечер просидела у телефона. Ровно в 18:00 позвонил Державин, спросил, как дела. Я попросила: «Не занимай линию, мне сейчас Брежнев будет звонить». Поздно вечером Миша снова набрал мой номер: «Не позвонил? Вот обманщик!»

Молилась за маму на коленях

Самые интересные истории о театре и жизни Селезнева решила описать в книге «Биография в фотографиях», над которой сейчас работает.

Мой папа был известным в Москве фотографом (Игорь Селезнев работал в журнале «Советское фото». - Прим. «ТН»), - объясняет актриса. - Когда он получал новую аппаратуру или пленки, на ком же еще ему было все это пробовать, как не на мне? Смотрю сейчас на эти фотографии и думаю: «Как же папа меня все-таки любил!» У меня была нянечка Клава, она приехала в Москву из какой-то далекой деревни, и ей очень хотелось послать домой «свою фотку». Мы жили в двухкомнатной квартире на улице Москвина, это в самом центре Москвы, в одной комнате был большущий балкон. Там папа ее и снял. Довольная, няня пошла пить чай. На пленке осталось несколько кадров, и папа позвал меня: «Дай-ка я тебя щелкну!» Мне ужасно нравилось это папино «щелкну». И представляете, те две фотографии получились настолько удачными, что их купили не только московские журналы, но и зарубежные.
Я храню первую фотографию моей мамы, которую сделал папа. Они познакомились в конце войны. Мама с подругой шли по Столешникову переулку, где была известная на всю Москву толкучка, а отец пришел туда, чтобы продать отрез на брюки. Он потом говорил мне, что влюбился в маму с первого взгляда. Она была очень красива: огромные глаза, ресницы невероятной длины, она их даже немножечко подстригала. Папа подошел к маме и сказал: «Девушка, разрешите, я вас сфотографирую и подарю вам портрет...» Мне очень дорога эта фотография. Конечно, она войдет в книгу. И история о том, как я в два года поверила в Бога, - тоже. Тогда мама заболела брюшным тифом. Врачи говорили, что у нее нет шансов выжить. Папа разрывался между домом и больницей, меня взяла к себе бабушка. У нее на стене висела огромная литография иконы «Моление о чаше». Бабушка поставила меня перед ней на колени и сказала: «Молись, чтобы мамочка осталась жива, Боженька поможет». Я плакала и просила за маму. И она выжила, как говорили взрослые, каким-то чудом. А я потом смотрела на изображение Христа и думала о том, какое невероятное счастье он мне подарил.

Вышла замуж за принца

Папа до конца своих дней оставался большим ребенком, - вспоминает Селезнева. - У него случались простои в работе. Вдруг в такой момент раздавался звонок: «Есть халтурка, правда, деньги не очень большие...» Папа подхватывался: «И за это спасибо, сижу без копейки!» Мама возмущалась: «Игорь, ты с твоим талантом, твоим именем цены себе не знаешь! Сказал бы: «Подумаю», попросил бы перезвонить попозже...» Папа удивлялся: «Ленок, а зачем? Ведь нет же денег». Мама переживала: «Откажись, скажи: времени нет. Мы перебьемся, скоро мне выплатят гонорар!» Она была художником по тканям. Деньги у нас никогда не стояли во главе угла. Хватает заплатить за квартиру, купить вместо прохудившихся ботинок новые - замечательно! Случалось, фамильные колечки носили в ломбард на Пушкинской улице, потом выкупали. Родители были очень доброжелательные, общительные, к нам часто приходили друзья, и мама ставила на стол все, что находила в доме. Любимицей всей семьи была собака Эвочка, боксер. Когда папа слег с воспалением легких, Эвочка прижималась к его груди, согревала. Эвочка постарела, и у нее начались проблемы с кровью. Ветеринар сказал, что собаке поможет красная икра. Себе икры мы позволить не могли, но для Эвочки купили, кормили ее с ложечки.

С Владимиром Андреевым Наталья познакомилась на съемках фильма «Калиф-аист»: он играл принца, она - принцессу.

Я увидела его накануне съемок, когда композитор Жора Гаранян играл на рояле мелодию из фильма, а Андреев стоял рядом и слушал. Я подумала тогда: «Есть же женщины, у которых такие потрясающие мужья». Он в то время был женат на актрисе Наталье Архангельской, и я так ей позавидовала! Но, как известно, судьба непредсказуема. Есть такое выражение, которое мне очень нравится: «Жизнь играет человеком, а человек играет на трубе». Наша любовь началась в первый съемочный день и продолжается до сих пор. У нас был бурный роман. Кстати, Андреев потом рассказывал, что когда мы с ним встретились у рояля, он подумал про меня: «Какие глаза! Все, я пропал!» Как это было похоже на историю с моим отцом! Андреев и Архангельская прожили около восьми лет в гражданском браке, поженились в марте 1968 года. А в апреле он познакомился со мной и отправился разводиться. Предложение мне сделал на съемках. А через год у нас родился сын Егор.

Наталья Селезнева любит называть мужа по фамилии. А по имени - только когда они ссорятся.

В последнее время это, правда, редко случается, - смеется актриса. - А раньше между нами происходили настоящие баталии! Чаще всего камнем преткновения был телефон. Муж общается по-деловому коротко, а я обожаю болтать подолгу. Если он ждет звонка, просит меня не занимать телефон. Но я же не могу на самом интересном месте оборвать разговор, например, с Людой Максаковой или Таней Квашой (супруга актера Игоря Кваши. - Прим. «ТН»). Андреев в такие моменты с ума сходил! Директор театра ему очень сочувствовал и с трудом пробил нам второй номер. И дебаты в нашем доме прекратились… Муж обычно называет меня деткой, наверное, потому, что у нас с ним разница в возрасте 13 лет. Или Натулей. А когда сердится на меня, то не иначе как госпожой Селезневой. В чем-то мы с мужем совпадаем, в чем-то нет. Например, оба ненавидим опаздывать. Обожаем друг другу что-то дарить. Андреев в магазине готов оплатить все мои покупки: «Нравится? Давай я тебе это куплю». Почему-то муж постоянно ругается, когда я покупаю ему обувь и одежду: «Мне это не надо!» А потом подаренные мной ботинки или свитер носит не снимая: «Детка, такая вещь удобная! Спасибо тебе!» Оба любим гостей принимать. У нас две домработницы, которые меняются по очереди, мы считаем их членами семьи, обычно еду готовят они, но под настроение я и сама встаю к плите. Муж очень привередлив в еде, к тому же он вегетарианец, а я не могу без мяса. И отдыхать мы любим по-разному: мне необходимо море, а Андреев обожает нашу подмосковную дачу. Он еще и заядлый грибник, но я к его грибам даже не прикасаюсь. Потому что не доверяю Андрееву! (Смеется.)

Внук записался на кастинг

Сына Селезневой и Андреева - Егора никогда не привлекала актерская профессия.

Леонид Гайдай хотел снимать его в комедии «Не может быть!», даже костюмчик сыну успели сшить. А Егор - ни в какую! - говорит Наталья Игоревна. - Пришлось срочно искать другого мальчика. Просили меня привести сына и на съемки фильма Павла Любимова «Свой парень», где я играла. Егор сказал: «Нет - и все!»

Зато Егор любил учиться, обожал историю, географию и иностранные языки и окончил школу с золотой медалью. Особенно этому радовалась бабушка.

Моя мама много занималась с Егором, - вспоминает актриса. - Водила его в музеи, на выставки, ведь мы с мужем вечно были на гастролях. Обычно дети с родителями разъезжаются, а мы, наоборот, захотели быть поближе друг к другу и в 1977 году съехались. Папы не стало в середине 1990-х, мама пережила его на семь лет. Андреев очень ее любил и уважал. В наших ссорах с мужем мама всегда занимала его сторону, даже если я была права, а такое тоже случалось. (Улыбается.) После школы Егор поступил в МГИМО, окончив институт, служил дипломатом в Германии, там же родился наш внук Алеша. Вот, может быть, внук станет актером. Недавно позвонил и с гордостью объявил, что пойдет на телевизионный кастинг! Но совершенно очевидно: наша актерская профессия ему интересна, и способности у него есть. Меня это очень радует! Думая о выборе пути сына и внука, я прихожу к выводу, что судьба дается человеку свыше. Нельзя просто плыть по течению. Иначе жить будет неинтересно. К счастью, со мной такого не случалось никогда.

Наталья Селезнёва – одна из самых популярных и востребованных актрис Советского Союза. Она сыграла в большом количестве кинофильмов. После распада великой страны женщина продолжала активно работать. Но, снявшись в 2010 году, она больше не снималась в кино, так как ей стали предлагать неинтересные кинокартины. Всё своё внимание она направила на работу в любимом театре, в котором играет с середины 60-х годов прошлого столетия.

Киноактриса сыграла в нескольких кинофильмах Леонида Гайдая, после чего стала неимоверно популярна у зрителей.

Личная жизнь Натальи Игоревны протекает счастливо. У неё любимый муж и сын, которые поддерживают женщину во всём.

В 2016 году на канале «Культура» вышла передача, посвящённая творчеству киноактрисы. Многочисленные её поклонники узнали большое количество интересных фактов. Например, она сама поведала, что, чтобы поцеловать её киношного мужа Шурика, ей пришлось вставать на маленькую табуретку, так как актёр Александр Демьяненко значительно выше её. Она не доставала до губ артиста, а по роли он должен стоять прямо. Тогда Леонид Гайдай и придумал подставить табуретку.

Из передачи стало известно, какой у нашей героини рост, вес, возраст. Сколько лет Наталье Селезнёвой не сложно подсчитать. Она в 2018 году отметила в тихом семейном кругу своё 73-летие.

Наталья Селезнёва, фото в молодости и сейчас которой можно просмотреть в Интернете, среднего роста. Он равен 175 сантиметрам. Весила актриса в течение почти всей жизни около 52 кг. В сложные 90-е женщина незначительно поправилась. Но внешне это никак не сказалось на её фигуре.

В течение многих лет звезда «Операции Ы» и многих других кинофильмов увлекалась спортом. Она в 80-е годы увлеклась аэробикой, упражнения которой делала достаточно часто. Форму женщина поддерживала и разработанной ею диетой. Она отказалась от сладостей и мучных изделий. Лишь в минуты грусти актриса баловала себя кусочком шоколадки.

Биография и личная жизнь Натальи Селезнёвой

В далёкий победный год появилась на свет малышка. Родиной девочки стал столичный мегаполис Советского Союза – Москва. Родители решили назвать дочку в честь бабушки по линии мамы – Наташей. Отец - Полинковский Игорь Николаевич – был знаменитым мастером фотографии, который снимал самые значительные события в стране. Мать - Селезнёва Елена Семёновна решила дать свою фамилию дочурке, так как считала её более красивой, чем у мужа.

С юных лет Наташенька была неимоверно творческой личностью. Она пела, танцевала, рассказывала стихотворения. Сначала малышка поражала и восхищала своим творчеством близких. Затем она стала выступать перед детьми, живущими в своём дворе. На представлении присутствовали и бабушки, которые хором уверяли, что Наташа непременно станет артисткой. Кроме того, уже с 6 лет девочка стала играть на театральной сцене. Ей доверяли главные роли, с которыми она справлялась на отлично.

В школьные годы Наташа хорошо училась. Она добросовестно выполняла все уроки, после чего позволяла себе поиграть. В 7-летнем возрасте девочка полюбила чтение. Она перечитала все произведения, которые были в библиотеке.

Наталья стала писать стихотворения. Мама и бабушка считали, что она непременно станет выдающейся поэтессой, но это занятие так и осталось её хобби.

В свободное от учёбы время девочка играла в различных мероприятиях. Ей доверяли роли положительных героинь. В 5 классе Наташе доверили роль Снегурочки, с которой она отлично справилась.

В старших классах девочка задумалась, кем стать. Но случай повлиял на профессиональный выбор. Наташа вместе с мамой посетила спектакль. Её так увлекло действие, происходящее на сцене, что она решила стать актрисой. Часто девушка стояла после этого перед зеркалом и произносила монологи из различных произведений. Она читала отрывки из «Горя от ума» А.С.Грибоедова, «Бесприданницы» и «Грозы» А.Н.Островского. Особенно ей удавались комедийные отрывки. Надо ли сомневаться, что драматическое искусство будущая звезда «Ивана Васильевича» и других комедий Леонида Гайдая выбрала для себя.

Блестяще окончив школьное обучение, вчерашняя выпускница отправляется покорять театральные институты. Ей удаётся стать студенткой Щуки и Щепки. Наталья думала недолго. Для себя она выбрала Щукинское училище, так как оно располагалось близко от дома. Дорога от дома до института занимала пять минут. Девушка часто рассказывала домашним институтские новости, делилась с ними радостями. Ей и в студенческой среде удалось остаться лучшей студенткой.

Ещё в студенческие годы наша героиня была замечена. Её стали приглашать в кинофильмы. Первая роль была эпизодической, но уже тогда девушку заметили критики и стали прочить ей великое будущее.

В середине 60-х годов прошлого столетия на экраны страны вышел кинофильм «Операция Ы и другие приключения Шурика». Картину снимал мастер советского кинематографа Леонид Гайдай. Наталья снялась в нём в роли студентки Лиды. После премьеры кинокартины девушка становится неимоверно популярной. Ей объясняются в любви, пишут письма. Звезда кино вспоминает, что письма приходили мешками. Ей не удавалось многие из них прочитать, так как она была очень занята.

Получив диплом, наша героиня стала работать в театре Сатиры. Она развивала свой талант, наблюдая за работой многих признанных артистов Советского Союза. Наталья Селезнёва рассказывает, что очень нравилась ей игра Владимира Этуша, Юрия Никулина, Михаила Пуговкина и многих других. Девушка мечтала сыграть драматических героинь, но ей доверяли роли комедийного плана. В течение нескольких десятилетий актриса сыграла в большом количестве спектаклей. Самыми любимыми в зрительской среде стали роли в «У времени в плену», «Пощёчине времени», «Чудаке» и других.

Артистка играла в телевизионных спектаклях. Она поразила телезрителей своей игрой в «Кабачке 13 стульев», в которой ей доверили роль пани Катарины. Нашей героине удалось воплотить все лучшие качества героини. Многие телезрители думали, что она является польской жительницей. За игру в «Кабачке 13 стульев» Наталья Селезнёва стала народной артисткой Польши.

Фильмография: фильмы с участием Натальи Селезнёвой в главной роли

Фильмография популярной актрисы неимоверно насыщена. Женщина сыграла в нескольких кинофильмах мастера советского кино Леонида Гайдая. Её считали супругой Шурика после выхода «Ивана Васильевича», но это было не так. Незадолго до съёмок в кинокартине Наталья вышла замуж. Она стала супругой коллеги по кинематографическому цеху – Владимира Андреева, с которым познакомилась на съёмках кинокартины «Калиф-аист». С этого момента творческая биография и личная жизнь Натальи Селезнёвой протекают параллельно. Сама звезда комедий Гайдая называет их успешными. Она благодарна судьбе за её благосклонность к ней.

Селезнёва играла и в сложные 90-е и в начале нового тысячелетия, но уже не так активно. Просто новые режиссёры предлагали ей роли, которые её не привлекали. Среди наиболее успешных можно назвать работу в «Старых песнях о главном», «Воротилах». Киноактриса сыграла в нескольких эпизодах популярного киножурнала для детей «Ералаш».

Попробовала себя наша героиня в озвучке. Она подарила свой голос аистихе в мультфильме «Калиф-аист».

Актрису по достоинству оценили за её творческую деятельность. Она стала народной и заслуженной артисткой Российской Федерации, но гораздо больше, по её словам, женщина ценит любовь зрителей, которая не проходит до настоящего времени.

Часто актриса любила и любит наблюдать за футбольными баталиями. Она с 17-летего возраста является фанаткой столичного футбольного клуба ЦСКА. Недавно звезда «Не может быть» и «»Операции Ы» с большим увлечением наблюдала за Чемпионатом мира по футболу. Она не пропускала ни одного матча.

В настоящее время Наталья Селезнёва болеет. Она в 2018 году сломала шейку бедра. Актриса не оставляет надежды оправиться от недуга и вновь сыграть на сцене любимого театра Сатиры.

Семья и дети Натальи Селезнёвой

Семья и дети Натальи Селезнёвой поддерживают актрису в течение всей её жизни. Сейчас они помогают оправиться женщине от болезни.

С конца 60-х годов артистка счастлива в браке с коллегой – Владимиром Андреевым. Они воспитали сына. Часто навещают бабушку внуки женщины, которые являются её гордостью.

Отец Натальи был фотографом. Он снимал самые выдающиеся мероприятия в жизни большой страны. Актриса гордится, что работы отца можно видеть в кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию». Мужчина снял любимую дочурку в различных образах. Леонид Гайдай так был поражён великолепием фотографий, что внёс их в свой фильм. Любимый папа нашей героини ушёл из жизни в 80-х годах. Он похоронен на одном из столичных кладбищ.

Мама связала свою жизнь с художественным искусством. Свои работы женщина выставляла в самых известных художественных центрах. Она развивала творчески свою любимую дочку. После ухода супруга из жизни мать актрисы переживала. Она прожила ещё с семьёй дочери почти 10 лет, после чего тихо умерла во сне. Похоронена рядом с супругом.

Сын Натальи Селезнёвой – Егор

В конце 60-х годов у нашей героини и её любимого супруга родился любимый сын, которого они назвали Егором. Мальчик был творческим. Он хорошо рисовал, посещал драматическую студию, музыкальную школу.

В школьные годы сын Натальи Селезнёвой – Егор отлично учился. Он стал лучшим учеником среди сверстников. Парень выучил несколько иностранных языков. После школы он решил стать дипломатическим служащим. Егор учился в одном из лучших столичных вузов – МГИМО.

После защиты диплома молодой человек работал в нескольких зарубежных странах. Он часто приезжал на Родину к родителям. В 90-х годах Егор женился. В настоящее время он – многодетный отец. У него родилось трое детей, которые часто посещают свою любимую бабулю.

Муж Натальи Селезнёвой – Владимир Андреев

В середине 1968 года на съёмках сказочной истории «Калиф-аист» звезда «Операции Ы» встретила своего будущего мужа – Владимира Андреева. Молодые люди играли главные роли. Вскоре искра симпатии перешла в большую любовь, которую артисты сохранили в течение многих лет. Свадьба была весёлой, на ней присутствовали все друзья и близкие влюблённых.

Муж Натальи Селезнёвой – Владимир Андреев сыграл множество самых различных персонажей. Его работы вызывали у супруги настоящий восторг.

В настоящее время мужчина ухаживает за Натальей. Он поддерживает её и убеждает, что она сможет оправиться от болезни.

Владимир Андреев увлекается футболом. Именно он способствовал тому, что звезда советского и российского кинематографа полюбила футбольные баталии любимого ЦСКА.

Инстаграм и Википедия Натальи Селезнёвой

Инстаграм и Википедия Натальи Селезнёвой позволяют узнать, чем знаменита популярная киноактриса и в каких кинофильмах она сыграла.

В социальных сетях наша героиня сама не работает. Она считает это мудрёной наукой для себя. Женщина рассказывает, что гораздо быстрее находят нужную информацию в Интернете её внуки. Страницы в соцсетях ведут поклонники артистки, которые выкладывают многочисленные фотографии женщины в разные периоды её творчества. Кроме того, почитатели таланта киноактрисы дают возможность узнать, что нового случилось в жизни Натальи Селезнёвой.

Довольно много сведений на странице в Википедии. Здесь можно узнать, в каких спектаклях и фильмах она играла, как зовут её родителей, мужа и сына. На страницах представлена информация о состоянии здоровья «Операции Ы».

Руководитель международного управления МГИМО Егор Андреев в интервью «Москва-Баку» рассказал об азербайджанском землячестве Германии, сотрудничестве Московского государственного института международных отношений с крупнейшими вузами Азербайджана, своих знаменитых родителях, а так же о сложной и интересной работе дипломата.

Егор Владимирович, вы были на дипломатической службе в разных городах Германии. Расскажите об азербайджанской диаспоре в этой стране.

Я работал в Германии в течении десяти лет. Азербайджанская диаспора в Германии по численности, конечно, меньше чем в России. Она насчитывает всего 140 тысяч человек, в нее входит немало иранских азербайджанцев. Среди известных людей землячества - профессор Боннского университета Рахмон-заде, знаменитый пианист Али-заде, пианистки Эльвира и Самира Исмаиловы, певица Азиза Мустафа-заде и многие другие.

Надо сказать, что в не менее десяти немецких городах действуют около 15 азербайджанских культурных центров. Это и институт Культуры им. Низами Гянджеви, и Немецко-азербайджанское культурное общество, и Академическое азербайджанское общество, и Общество дружбы Азербайджана и Германии.

В 2010 году в рамках празднования недели Азербайджана в Германии в Гумбольдском университете в Берлине прошло резонансное мероприятие - конференция с участием азербайджанской профессуры и тех академических мужей, что живут в Германии. Она была посвящена современному Азербайджану, взаимоотношениям с соседями, с европейскими странами.

Азербайджанская диаспора в Германии очень динамичная: это деловые люди, деятели науки и культуры. Мне кажется, с учетом улучшения общего климата в Азербайджане – экономического, социального и политического,- численное количество диаспоры не должно увеличиваться. По моим ощущениям идет обратный отток в Азербайджан, и эта тенденция должна сохраниться.

- Вы бывали в Баку. Что из того, что увидели наиболее запомнилось, что поразило?

Не буду скрывать, что последний раз был в Азербайджане достаточно давно. Знаю, что Баку с тех пор очень преобразился, стал более динамичным. Современный город только начинал строиться, а старый Баку – он уникальный. Меня потрясла в нем синергия старого и нового. Вы спрашиваете, что меня поразило? Это и гостеприимство, и стол, и танцы, и легкость общения. Сочетание разных культур. Бакинцы любят говорить, что: «когда в нашем городе открыли месторождение нефти, туда поехали представители всех национальностей». Город гордится тем, что разные народы всегда жили в нем в мире и согласии. Там есть даже немецкие поселения времен Екатерины, с сохранившимися немецкими названиями. Азербайджанцы умеют приглашать к себе людей, не ассимилируя, не подавляя их культуру и язык, создавать им условия для достойной жизни.

- С какими азербайджанскими вузами сотрудничает МГИМО?

Есть соглашения с Бакинским славянским университетом, с Азербайджанским государственным экономическим университетом, Бакинским государственным университетом и Азербайджанской Дипакадемией при МИД Азербайджана. Четыре вуза –партнера. Соглашения подписывались в период с 2001 по 2007 гг., они автоматически продлевались и активно работают.

На сегодняшний день в МГИМО обучаются 60 студентов из Азербайджана, на договорной основе 41 человек, на бюджетной -19 человек. Это лучшие из лучших, которых Азербайджан отправляет на учебу к нам. В дальнейшем они будут служить своей стране на дипломатическом или хозяйственном поприще.

- Почему вы выбрали МГИМО и карьеру дипломата? У вас творческая семья, (мама Егора Владимировича Андреева – известная актриса Наталья Селезнева, папа – выдающийся актер и режиссер Владимир Андреев – прим. ред), близкие не настаивали, чтобы вы продолжили династию?

В школе хорошо давались английский язык, история и география. Мне всегда было интересно: а как там, в дальних странах? Возникало множество вопросов. Хотелось получить на них ответ. У нас были замечательные соседи, - семейная пара, супруг соседки - торгпред в Таиланде, работал в Китае. Сколько себя помню, пропадал у них с утра до вечера. Слушал рассказы о Юго-Восточной Азии. Мне тоже хотелось, как это не высокопарно звучит, поспособствовать объединению людей, народов.

Родители не настаивали, чтобы я выбрал актерскую стезю, а она к себе особенно и не манила. В моей школе учились дети актеров, проводились поэтические вечера, которые я очень любил. На них приходил мой отец, актеры - Михаил Ульянов, Василий Лановой, поэт Роберт Рождественский. Составляющая культурно-театрально-поэтическая в моей жизни присутствовала, но я - то ли стеснялся, то ли еще что-то сыграло свою роль, но желание идти учиться в МГИМО одержало верх над всеми остальными. Школу закончил с золотой медалью и посчитал, что груз накопленных знаний надо перенести из школы в институт. (Улыбается. )

По окончании института поступил на дипломатическую службу, потом перешел в Совет Федераций, работал там на разных международных направлениях. Я был в классическом международном управлении – МИДе, потом смотрел на процесс сквозь призму парламентской дипломатии, сейчас смотрю на дипломатию с точки зрения образовательной - вернулся в родные стены МГИМО.

- Расскажите, чем сейчас занимаются ваши родители.

Мама, по-прежнему, служит в Театре Сатиры, получает много предложений сниматься в кино и в сериалах, но не все принимает. Она актриса старой школы, возможно, ей что-то не нравится в сценариях или не устраивают условия, которые ей предлагают.

Отец активно занят в театре, у него порядка семи-восьми спектаклей в месяц. Играет в постановках. Четыре года назад он отдал театр Олегу Евгеньевичу Меньшикову, он стал его художественным руководителем (Владимир Андреев долгое время возглавлял Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой прим. ред ). Сейчас у отца почетная должность президента театра, но при этом – он действующий актер.

Сейчас готовится его поэтический вечер, он пройдет на Малой сцене театра в декабре. Зал, в котором этот вечер состоится, назван Олегом Меньшиковым в честь моего отца – Андреевским. Помимо этого, отец преподает в ГИТИСе, является заведующим кафедрой актерского мастерства. Преподает там уже лет пятьдесят, руководит кафедрой больше 45 лет.

Вас назначили вице-консулом в Бонне, этому предшествовали годы работы за границей. Когда вы стали заниматься дипломатией на практике, с какими трудностями, если они были, столкнулись?

- Я приехал в Берлин и стал помощником руководителя берлинского отделения посольства Чрезвычайного и полномочного посла Коптинцева - дипломата старой школы, который работал еще с Громыко. Мне пришлось пройти «школу молодого бойца». Это был тот фундамент, который помог понять профессию. Я возглавлял протокольный отдел и вел секретариат.

- Что самое главное в деятельности работника посольства, какими качествами он должен обладать?

На первом месте - выдержка и высокий профессионализм. Умение не впадать в крайности, находчивость – обязательно. Дипломат не может не быть патриотом. Как говорил Константин Симонов: «Патриотизм - вещь очень личная, почти интимная». Для каждого означает что-то свое.

Дипломат не может оставаться равнодушным к стране своего пребывания – это как минимум. Помимо этого, нужно постараться ее полюбить, я права?

Безусловно. Дипломат должен быть не только посланником своего государства, но и, независимо от того, какой ранг он занимает, любить и понимать страну, в которой проходит его служба. И это, невзирая на те сложности, которые возникают на том или ином этапе. Меня этому учили старые дипломаты. Язык, традиции, культуру, какая бы экзотическая страна это не была, нужно хорошо знать и по-настоящему любить.

У нас в институте сохраняется традиция – из стен вуза дипломат выходит с тем языком, который в перспективе должен стать языком его работы за границей. На Западе такого нет, - учат, например, английский, французский, русский, а потом работают в странах независимо от знания языка и страны. Российский молодой атташе едет «очаровывать» местное население со знанием языка.

Министр иностранных дел Сергей Лавров, например, выпустился из МГИМО с сингальским языком, как специалист по Шри-Ланке. Это было в самом начале его карьеры.

Наш институт рекордсмен по количеству изучаемых языков - их 54. Этот факт даже отмечен в книге рекордов Гиннесса. У нас изучаются языки СНГ. Постепенно вводятся языки бывших стран СССР. Это очень нужная и важная инициатива.

Народный артист СССР, народный артист Татарстана, лауреат Государственной премии РФ, художественный руководитель Московского театра имени Ермоловой (1990–2012), президент Московского театра имени Ермоловой, профессор

Родился 27 августа 1930 года в Москве. Отец – Андреев Алексей Владимирович (1905–1981). Мать – Андреева Елена Ивановна (1912–2001). Сын – Андреев Егор Владимирович (1969 г. рожд.). Дочь – Басова Ольга Владимировна (1953 г. рожд.). Супруга – Селезнева Наталья Игоревна (1945 г. рожд.), народная артистка России. Внучка – Ксения (1983 г. рожд.). Внуки – Алексей (1995 г. рожд.), Николай (2011)
Детство будущего актера прошло в Москве, на Большой Спасской, возле трех вокзалов. Андреев хорошо помнит, как в 1930-е годы вместе с мальчишками подолгу гонял на улице. Во дворе, где они в то время жили, стоял большой, но обветшалый храм, куда все приходили молиться. Рядом с ним до сталинской застройки находилось старое приходское кладбище, на месте которого впоследствии устроили двор, где ребята играли. Порой они находили кости и черепа, но это не было чем-то удивительным – у детей не возникало чувство страха, а ужас смерти, который иногда испытывает взрослый человек, их не касался. Однажды, когда Володе было всего 3 года, играя во дворе, он вдруг остановился перед дверьми храма, и ему захотелось войти внутрь. Была всенощная, на службе стояли несколько человек, мальчик остался с ними и молился, как мог.
Еще Владимир Алексеевич очень хорошо помнит, как болел дедушка – он полулежал на высоких подушках, взгляд притягивало его благородное, красивое лицо, когда-то щегольские усы и необыкновенное спокойствие, свойственное человеку, который уже смотрит в вечность. Внук очень любил его и однажды, почувствовав приближение чего-то неизбежного, сказал громко: «Дедушка, хороший, не умирай!»
И еще всплывает картина из детства – как забирали соседа, дядю Иосифа. Со своей старушкой мамой он жил в маленькой комнатке в самом конце длинного коммунального коридора. И однажды за ним пришли. Володя видел, как Иосифа вели мимо комнат – руки за спину. Потом его мама каждый день сидела на кухне у окна. Она все время ждала сына, но так и не дождалась...
Владимир очень рано начал работать, времена тогда были тяжелые. Он с детских лет ощутил необходимость стать самостоятельным, помогать своей семье – долгий период они жили очень бедно. Во время каникул отец школьного товарища, известный геолог, брал ребят с собой в экспедиции, где Андреев, специально пройдя для этого курсы коллекторов, зарабатывал деньги и помогал семье.
В 14-летнем возрасте он ездил во время летних каникул на сельскохозяйственные работы, чтобы заработать овощи, которые кормили всю семью в осенне-зимний период. Володе это было не в тягость и даже нравилось – он относился к своей подработке не без гордости, серьезно, совсем не по-детски. Заканчивая уроки, в военное время надевал рабочий комбинезон и становился к станку, который крутил пружины для управления бронетранспортером. На традиционный для мальчишек футбол времени почти не оставалось… И еще одно яркое воспоминание: старое пальто, доставшееся от дяди, которое оказалось на два размера больше, но он ходил в нем с ощущением потрясающе хорошо одетого и взрослого человека.
Тяга к сценическому действу проявилась у мальчика очень рано. В подвале их дома находился «красный уголок», и Владимир часами просиживал там, с интересом наблюдая, как взрослые что-то говорят, ходят по импровизированной сцене, патетически размахивая руками. Это был самодеятельный театр. А потом в его жизни появились первые роли в студии Дома пионеров, очень напоминавшей профессиональный театр костюмами и режиссурой. Именно эти занятия укрепили желание Андреева жить в мире искусства – театр просто покорил его запахами грима и кулис...
Из студии в Доме пионеров вышли многие знаменитые люди, в том числе Ролан Быков и режиссер Виктор Соколов. Именно Быков посоветовал Владимиру поступать в ГИТИС, на курс замечательного педагога и режиссера Андрея Михайловича Лобанова. Лобанов уже был знаменит – народный артист, лауреат Сталинской премии, постановщик «Спутников» Веры Пановой и «Дачников» Горького. Более счастливой встречи в жизни Андреева не было. Из любви и преданности к учителю он впоследствии и пришел в Ермоловский театр.
С 1948 по 1952 год Владимир Андреев – студент актерского факультета Государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского. Он пришел в актерскую профессию в послевоенные годы. Казалось бы, время для творчества не самое благоприятное и судьба актера могла сложиться иначе. Но Андреев всегда помнил слова А.М. Лобанова о том, что театр надо уметь любить даже тогда, когда он не достоин любви. Такая потрясающая, мудрая, парадоксально звучащая мысль, своеобразный призыв, направленный в адрес людей, которые приобщились к делу театра, будь то актер с взлетами и падениями, режиссер или человек, пишущий о спектаклях. Необходимо всем своим существом проникнуться и прикипеть к самому понятию театра, чтобы в моменты неприятия находить то, что заставляет оставаться с ним.
Георгий Александрович Товстоногов однажды сказал: «Старайтесь чаще, как бы то ни было трудно, делать то, что очень хочется сделать. Как бы ни тяжело было пробиться к этому». В 1952 году Владимир Андреев начал работать в Театре имени М.Н. Ермоловой, с 1985 по 1988 год он в качестве главного режиссера возглавлял Малый театр, а в 1990 году стал художественным руководителем Ермоловского театра.
Когда В.А. Андреев в 1990 году приступил к руководству Ермоловским театром, его чувства было трудно передать: он как будто ощущал себя «самым главным» режиссером в стране. История театра – это великие режиссеры В. Мейерхольд, Н. Хмелев, А. Лобанов... Андрееву довелось творить с выдающимися актерами старой школы – Орданской, Кирилловой, Соловьевым. В свое время театр вырос из курсов, основанных актерами Малого театра с благословения великой актрисы Марии Николаевны Ермоловой, и со временем стал называться ее именем. В 1937 году его возглавил мхатовец Николай Хмелев, потом Андрей Лобанов – тонкий, вдумчивый режиссер-новатор. Дом на Тверской, где находится театр, стоит много веков. Знатоки утверждают, что в его сводчатых подвальных помещениях можно обнаружить камни времен Иоанна Грозного. Нижняя часть дома до сих пор осталась в целости и сохранности, позже надстроили пассаж, и он превратился в настоящий храм для артистов. Тогда и пришли в эти стены музыка, пение, поэзия.
Самой первой постановкой Владимира Алексеевича Андреева в качестве главного режиссера стал спектакль «Не в свои сани не садись» А.Н. Островского (1971), в котором комедийное и драматическое органически связаны.
Одной из удивительных творческих встреч для режиссера стало знакомство с пьесами Александра Вампилова – в ту непростую пору приходилось добывать право на существование этих спектаклей, ведь драматургию Вампилова называли «хулиганской». Но Андреев поставил всё – и «Утиную охоту», и «Прошлым летом в Чулимске» – эти постановки вошли в историю отечественного театра.
Новые темы стали проявлением тяги к подлинной России. И режиссер обратился не только к Вампилову, но и к В. Астафьеву, В. Распутину, В. Белову – причем не только творчески, но и просто по-человечески. Ведь без истинной веры и надежды жить невозможно!
Режиссура и актерское мастерство в стенах Театра имени М.Н. Ермоловой всегда на высоте, а интерес зрителей с годами не уменьшается. Владимир Андреев блестяще владеет формой реалистического и психологического театра, а с актерами всегда старался работать бережно.
Среди публики – люди всех возрастов, немало многолетних почитателей, что особенно дорого актерам. За долгие годы на сцене театра поставлено бесчисленное количество пьес, и сегодня он продолжает радовать зрителей новыми спектаклями. Очень важно, что рядом с известными мастерами раскрывались прекрасные начинающие режиссеры – Родион Овчинников, Владимир Данцигер. В.А. Андреев часто репетировал с молодыми актерами и верил, что их имена скоро будут у всех на устах, как и фамилии его знаменитых учеников – Виктора Ракова, Елены Яковлевой, Марины Дюжевой... Это принципиально важно для театра и значит, что он идет вперед. Владимир Алексеевич постоянно привлекал к работе молодежь, нередко это его ученики, которые всегда были рады возможности поработать со своим педагогом. В театр приходило все больше молодых зрителей, они идут на спектакли с близкой им тематикой – это «Барышня-крестьянка», «Обманщики», «Раба своего возлюбленного», спектакль о Пушкине с участием Сергея Безрукова. Ни одна премьера не оставалась без внимания публики, прессы и телевидения. «Жизнь моя, иль ты приснилась мне», «Перекрёсток», «Невидимки», «Смерть Тарелкина» и другие спектакли стали настоящими событиями в театральной жизни.
Появление на сцене Сергея Безрукова и Кристины Орбакайте не случайно. Орбакайте училась в ГИТИСе, в мастерской Владимира Андреева, который стал ее художественным наставником, а спектакль «Барышня-крестьянка» – дипломной работой Кристины. Постановку осуществила еще одна талантливая ученица Владимира Алексеевича – Нателла Бритаева. Поначалу спектакль шел на малой сцене, но он оказался настолько свежим и неожиданным, что вызвал большой интерес у публики и стал идти на большой сцене.
Сергея Безрукова Андреев заметил, когда тот еще был учеником О.П. Табакова и выступал на сцене Петербургского дома работников искусств, в студенческом чтецком конкурсе имени Яхонтова. Безруков просто поразил режиссера – тоненький молодой человек, с громадным запасом темперамента, обаяния и ума. Тогда он многим запомнился проникновенным чтением рассказа о судьбах собак. И позже, когда стали искать актера на роль Есенина в пьесе «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..», Владимир Алексеевич сказал, что Безруков – именно тот, кто им нужен. И первые же репетиции это подтвердили.
Наряду с классикой в репертуаре коллектива немало пьес современных авторов. Спектакль «Обманщики» М. Карне и Н. Птушкиной поставлен по одноименному фильму М. Карне, который имел большой успех за границей в 1958 году, но по цензурным соображениям не шел у нас в стране – о нем знали только по фотографиям и слухам. Андреева «пронзил» сценарий, изданный в 1961 году. Он действительно почувствовал, что история раскручивается спиралевидно и многое из того, что в прошлом заставляло страдать, беспокоиться, совершать ошибки, снова возвращается в настоящем. Протест и отчаяние, необходимость жить и любить, верить в завтра или нет, сжигать себя в сонме пороков и ошибок, противостоять магнетической тяге ко всему, что иссушает душу и природу, – все это тревожило человечество во все времена. Главное, что заставляло обращаться к этой теме, – это надежда на будущее.
Владимир Алексеевич считает, что если педагог занимается своим делом с душой, то не может быть равнодушным к судьбам своих учеников. Иначе этим нельзя заниматься, как нельзя заниматься театром, если его не любить. Выдающийся педагог и режиссер Андрей Александрович Гончаров говорил, что искусство должно даже в самом трагическом явлении зажечь лампу или хотя бы свечу надежды. Спектакль «Обманщики» определяется постановщиком как два действия про любовь. В нем много молодежи и только один взрослый персонаж, много танцев, музыки, возникающих не как самоцель, не для того, чтобы увлечь зрителя или сменить обстановку. Все возникает органично, как одно из проявлений марафона жизни и движения любви.
В.А. Андреев всегда говорит о том, что есть лишь два варианта – в их творчестве можно быть либо профессионалом, либо непрофессионалом. Разница в том, чтобы не просто помнить о любимом деле, а непрерывно жить в своей профессии. Это значит, что мысль о совершенствовании не покидает профессионала никогда – просто в определенные моменты существования он чувствует, что способен не только защитить свое творческое достоинство, но и научить, а также приобщить зрителя к своим мыслям и чувствам. В этом случае это не просто человек, читающий наизусть чужой текст, а профессионал, который серьезно и с душой относится к своему делу. С годами человек все чаще задумывается если не о бренности всего земного, то о том, как когда-то страдал, мучался, любил... Но если такие мысли приходят и если способность чувствовать еще не угасла, значит, человек жив, а сам театр создан для того, чтобы оберегать человечность.
Сила Божьего добра и сатанинское зло сегодня открыто борются друг с другом, в том числе и в искусстве, а актер – это, по существу, пытливый исследователь человеческой природы. Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Анатолий Папанов поистине поразительно могли проникнуть в суть человеческого существа, и поэтому Владимир Алексеевич считает их великими актерами.
Кроме профессионализма в Андрееве поражают две вещи – цельность натуры и скромность. Режиссера не покидает интерес к гражданской теме, он всегда думает о том, во имя чего ставит спектакль, что это даст зрителям, что можно донести до их сердец? Владимиру Алексеевичу очень хочется, чтобы люди не были безразличны друг к другу, он считает, что равнодушие – наша главная болезнь. В своих спектаклях он взывал к совести, которая и есть, по его мнению, «прививка от равнодушия».
Иногда говорят, что вдохновение, по сути своей, дело глуповато-чувственное. Андреев уверен, что это неправда. Вдохновение – это когда вдруг что-то сгущается, чувства концентрируются и рождается желание жить, придумывать нечто новое, что станет значительным и утвердит какую-то иную веру. Вдохновение – это порыв, который можно протянуть во времени, просуществовать в нем, и хорошо, когда оно не сразу засыпает, когда хочется жить, творить, быть полезным. И вдохновение не обязательно бывает только радостно-веселым. Иногда в этом случае больше подходит определение «печаль моя светла», но что печаль, если она приносит свет? Если замысел, предчувствие приходит во благо, то сама внутренняя природа становится талантливей от этой благодати.
Однажды, когда Андреев только поступил на 1-й курс ГИТИСа, его отец, уезжая на Шпицберген, сказал: «Как я хочу, чтобы ты с помощью труда своего, настойчивости своей достиг каких-то серьезных степеней в жизни и таким бы образом восполнил то, что мне не удалось сделать!» Отец был далек от актерского творчества, но эти слова оказались для сына очень важными, и именно они помогли ему быть упорным в достижении своей цели. Через много лет во время съемок фильма «Сказка о царе Салтане» в Севастополе актер упал с лошади, с множеством переломов лежал в реанимации, но съемки отменять не стали. Под кольчугой и платьем царя скрыли загипсованный торс, оставив непокрытой лишь кисть правой руки, свободную от гипса. В дальнейшем, по мере необходимости и вопреки запретам врачей, руку освободили по локоть, потом – по плечо. В кадре Андреев запаливал пушки, простирал руки к парусам, широким жестом встречал гостей... Это причиняло очень резкую боль и навсегда оставило след – привычный вывих плеча.
Когда В.А. Андреев приступил к постановке спектакля «Крейцерова соната», его, как и любого нормального человека, заботила мысль – как можно убивать, если речь идет не о кровавом преступнике, не о человеконенавистнике, а о простом быте, о семье, о людских ошибках? Разве разрешать проблемы можно только с помощью насилия? И однажды на генеральной репетиции спектакля оказался священнослужитель с совершенно потрясающими глазами. У Андреева благорасположение всегда рождается, если он видит глаза, которые способны помочь, понять, и если не оправдать, то посочувствовать. Тот человек оказался настоятелем храма Всех святых и сказал: «Я буду молить Господа, чтобы эта ваша работа укрепилась, чтобы она состоялась. Потому что в ней Вы призываете, молите о милосердии. Вы выступаете против зла, которое вкрадывается в суть и дух человеческий». После этого Андреев часто бывал у него в храме и не просто наблюдал, а действительно принимал участие в службах, сопереживал, и это помогало ему довести работу до того звучания, когда призыв к добру и милосердию оказался намного сильней, чем просто сюжет или разыгрывание страстей человеческих.
В музыкальной драме по произведениям Александра Дюма «Благодарю вас навсегда», написанной известным поэтом Евгением Евтушенко, Андреев сыграл роль умудренного жизнью Д’Артаньяна. Эта постановка – разговор о том, за что боролись мушкетеры, доверительный рассказ о любви и еще о том, что получается, когда власть давит на личность, – ведь в итоге она губит себя. Посредством спектакля до зрителей доносят идею, что власть чахнет в том случае, когда не способна увидеть в людях честных, порядочных и предприимчивых граждан, когда не дает им развиваться даже в пределах дозволенного законом, в этом случае она теряет многое – уважение и доверие общества. «Благодарю вас навсегда» – это романтическая тоска по ушедшему, надежда на будущее, ради чего и гибнут старые мушкетеры, которые ведут неравный бой.
Во время постановки спектакля актеры не искали прямых проекций и сравнений, а при помощи Евгения Евтушенко и старой притчи стремились доказать важность таких понятий, как романтика и любовь, а также необходимость громких побед во имя идеалов и завтрашнего дня. Во многом это диктует и героико-романтический жанр произведения. Пожилой Д’Артаньян встречает свою последнюю любовь и произносит такие слова: «Все меньше крыш остается, под которыми нас ждут… Ваше величество, я благодарю вас за то, что вы нас снова всех объединили!» Потому что семья – это платформа, крыша, которая бережет человека от неурядиц, это и стены, и дом, а в доме – вся жизнь.
Свою будущую супругу – Наталью Селезневу – Владимир Алексеевич встретил на съемках телефильма «Калиф-аист». Он играл Калифа, она – принцессу Сову. Это было мимолетное знакомство, но получилось так, что в процессе работы они потянулись друг к другу – в паузах между сценами разговаривали об искусстве, истории, живописи. Однажды, возвращаясь со съемок, попросили остановить автобус и вдруг, к всеобщему удивлению, выскочили из него и побежали вверх по взгорью к Спасо-Андрониковому монастырю, где находится музей Андрея Рублева. И долго ходили, разглядывали памятники старины. Это все их постепенно сближало. Потом они с Натальей Игоревной снимались в телевизионном фильме-спектакле «Чудаки», но в основном каждый занимался своим любимым делом.
В.А. Андреев – замечательный отец, его любовь к сыну ответственна и жертвенна, она очень серьезна и трепетна. То, что в семье такие хорошие дружеские отношения, – это во многом его заслуга. И сын многое унаследовал от отца, прежде всего его порядочность. Для него семья – это сумма ответственности, чувств, обязанностей, это то, что в определенный момент защитит и поддержит. Когда постранствуешь, вернешься домой и чувствуешь понимание – это значит многое.
В театре, кино и на телевидении В.А. Андреев сыграл около 100 ролей. Среди них: Голубков в «Беге» М. Булгакова, Васильков в «Бешеных деньгах» А.Н. Островского, царь Максимилиан в одноимённом произведении Ремизова, Франц в пьесе Л. Когоута «Пат, или Игра королей»…
Заметным явлением театрального искусства стали образы в пьесах Л. Зорина «Пропавший сюжет» и «Перекресток» – эти спектакли были показаны во многих городах России, Германии, Франции, США, Канады, Латвии, Эстонии, Литвы, Украины, Белоруссии. Владимир Андреев является постановщиком ряда спектаклей не только в руководимом им Театре имени М.Н. Ермоловой, но и в Академическом Малом театре России, театрах Финляндии, Германии, Болгарии.
Он снимался в фильмах: «Человек родился», «Жестокость», «Ночной патруль», «Доброе утро», «Сказка о царе Салтане», «Джамайка», «Синдикат-2», «Тишина», и др., которые многие годы не сходят с отечественного телеэкрана.
Андреев известен как исполнитель произведений А. Чехова, И. Бунина, Б. Пастернака, Н. Рубцова, Д. Самойлова. Некоторые из названных авторов периодически исполнялись им на экране телевидения и крупнейших концертных площадках Москвы, Санкт-Петербурга, Тель-Авива, Нижнего Новгорода. Многие ученики Владимира Алексеевича стали известными мастерами театра, кино, телевидения не только в России, но и в разных странах мира. Созданная им студия «Тест» представляла свои спектакли в Западной Европе.

В. Андреев – лауреат премии Правительства Москвы в области литературы и искусства, за спектакли Л. Зорина «Пропавший сюжет» (1994) и «Перекресток» (2001) – лауреат международных фестивалей: «Голоса истории» (Вологда) за роль царя Максимилиана (2001), Волжского международного фестиваля «Он и она» (Тольятти-Самара) – за спектакль «Перекресток» в 2001 году получил Гран-при, в 2003 году – приз «За лучшую мужскую роль» в спектакле «Пропавший сюжет».
В.А. Андреев написал ряд статей по теории и практике актерского мастерства, очерки воспоминаний о творчестве, учителях, театре и кино. Среди них работы в сборниках «Тот самый ГИТИС», «Неистовый Гончаров», беседы в журналах «Театральная жизнь», «Фома», «Крестьянка», «Душа Москвы» и многих других.
Владимир Алексеевич Андреев удачно сочетает творческую и педагогическую деятельность. Он – художественный руководитель мастерской в Российской академии театрального искусства (ГИТИС), профессор, доцент кафедры режиссуры, с 1972 года – заведующий кафедрой актерского мастерства. Его избрали действительным членом Международной академии театра (2000), академиком Академии гуманитарных наук (1995).
В.А. Андреев – народный артист СССР (1985), народный артист Татарстана (1978), ему присуждена Государственная премия РСФСР имени К.С. Станиславского (1980). Он награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» II (2010), III (2005), IV (1995) степени, Почета (2000), Трудового Красного Знамени (1979), Дружбы народов (1991), медалью «В память 850-летия Москвы». Отмечен золотой медалью имени А.Д. Попова. Режиссер стал лауреатом Магдебургской премии искусств Германии и ряда международных и российских фестивалей. Награжден премией Московского комсомола (1973), международной премией имени К.С. Станиславского (1993), премией мэра Москвы в области литературы и искусства (2000), премией зрительских симпатий «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены» (2012), Российской национальной театральной премией «Золотая маска» (2018), премией «За создание актерского театра» Фонда имени И. Смоктуновского.
Сейчас Владимир Андреев, несмотря на внушающий уважение возраст, продолжает выходить на сцену, организовывать творческие и поэтические вечера, а также делиться собственным опытом с начинающими талантами.

Андреева не изнуряет работа, но иногда ему хочется помолчать и побыть в одиночестве. Он любит летом отдыхать на даче, где неподалеку есть очень живописный и нетронутый уголок соснового леса, получая истинное наслаждение от созерцания и общения с природой. Любит животных. И еще одна его страсть – это растения. Раньше, когда режиссер приезжал на гастроли в другую страну, то всегда отламывал веточку и говорил, что на родине вырастит из нее дерево. И действительно, в его квартире растет дерево из Марокко и пальма из Сирии.