Электронный журнал. Организация повторения основных разделов русского языка на основе анализа СБП Цель: комплексное повторение основных разделов русского языка основных разделов

1. Перепишите, расставляя знаки препинания. При выполнении задания используйте таблицу. Объясните смысловые отношения между частями БСП.

1. Уже исчезла нагота полей их сплошь покрыли разнообразно богатые всходы хлебов. (Бун.). 2. Пообедали стало смеркаться смеркалось Нефеда не было. (Бун.). 3. Ругаться будут не бойся. (Гладк.) 4. Скрипят клесты звенят синицы смеется кукушка свистит иволга немолчно звучит ревнивая песня зяблика задумчиво поет странная птица – щур. (М. Г.). 5. Он гость я хозяин. (Багр.). 6. Теперь им предстояло самое трудное они должны были покинуть товарища зная о том что ему угрожает. (Фад.). 7. прошла неделя другая вдруг въезжает ко мне на двор коляска. (П.). 8. Впереди пробирался старшой подавая команду осторожным движением руки поднимет руку над головой все тотчас останавливались и замирали вытянет руку в сторону с наклоном к земле все в ту же секунду быстро и бесшумно ложились покажет назад все медленно пятились назад. (Кат.). 9. Метелице стало холодно он был в расстегнутой солдатской фуфайке поверх гимнастерки с оторванными пуговицами с распахнутым воротом. (Фад.). 10. Не всегда небо в тучах бывают просветы. Не всегда же зима наступает лето. (Пр.). 11. Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь. (Т.). 12. Люди знали где-то, очень далеко от них идет война. (Аж.)

2. Опуская союзы, переделайте предложения в БСП, запишите, объясните знаки препинания.

1. Мне показалось, что за кустом возле предбанника кто-то стоит.

2. Она взглянула вверх и увидела, что совсем низко над ней летели красные лучи солнца. 3. Он опасался, не разлилась ли в нем за ночь желчь. 4. Ты мыслишь, и таинства миров яснеют для ума. 5. Когда отпустит боль, жизнь кажется легка. 6. Всякое движение по дорогам Нормандии было прекращено, и поездку пришлось отложить. 7. Если глядишь на березу снизу вверх, то чудится, что она растет на глазах и уходит все дальше в небо. 8. Шофер выключил фары, и рассвет стал заметнее. 9. Как много сил, а все еще в начале! 10. О чем они говорили, не знаю, потому что листва шумела, да и голоса были похожи на шум листвы.

3. Объедините простые предложения в БСП, запишите, объясните знаки препинания.

1. Утренние грозы страшны. Жестокие редкие молнии бьют сокрушительно. Долго после каждой из них ходит по оврагам гул. 2. С небольшими перерывами ливень продолжался два часа. Под елью стало влажно, как в хорошей русской бане. 3. Странное чувство охватило Вильгельма. Все представилось ему необычайно сложным. 4. Андрей открыл глаза. За рекой вдоль дубравной равнины тянулись лебеди. 5. В глухом высоком ельнике страшно. Он весь скрипит. Не возникает желания совершать туда прогулки. 6. Вслед за ливнем приходит резкий холод. Окна изнутри густо потеют.

4. Перепишите текст, расставляя знаки препинания. Где возможно, простые предложения преобразуйте в БСП и объясните, как изменится пунктуация.

Сквозь частый соснячок я вышел на поляну. Поляна сухая устланная синим серебром исландского мха. Сидят вдоль поляны маслята. Заслышали меня насторожились. Лишь я шагнул врассыпную бросились как белки. Только треск по валежинам.

Дальше иду. Пробрался ельником. Стоит на опушке боровик. Широкий рослый. Плотный как бубен. Я к нему. А боровик что заяц так и поскакал без оглядки по полю. По ту сторону поля вижу старушка в кустах притаилась. Пожалуй так оно и есть старушка полевушка. А боровик ее не замечает. Остановился прихорашивается шляпу разглаживает. А старуха шасть из кустов хвать его за ногу и в свой берестяной кузов за спину посадила. И решил я тогда ходить по грибы не один а с друзьями. (По Ю.Я. Куранову).

5. Напишите сочинение-миниатюру (рассказ о поездке куда-либо, о случае в лесу, на прогулке и т.п.) с использованием БСП разных типов.

Еще по теме § 18. ПУНКТУАЦИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ (БСП):

  1. Бессоюзные сложные предложения (БСП). Структурно-семантические
  2. 43. Бессоюзные сложные предложения. Синтаксическая форма бессоюзного предложения. Семантические отношения между частями бессоюзного предложения.

Контрольно-измерительные материалы по теме

«Сложное предложение»

1. Укажите вид сложного предложения.

А) Ближний лес затихает, и в нём

Показались повсюду просветы,

И красив он в убранстве своём,

Золотистой листвою одетый.

Б) Тёмный лес стоял стеной и прислушивался, как трещат

от мороза деревья.

В) Занималась заря; от воды поднимался густой туман,

было холодно и сыро.

2. Расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

А) Мне показалось что он смутился.

Б) Если хочешь быть счастливым будь им.

В) Впереди где лишь угадывались огни нас ждало неизведанное.

3. Выберите и запишите неправильную характеристику предложения.

А) Лишь за 70 миллионов лет до наших дней континенты

приобрели нынешние очертания.

Б) И если бы космонавты могли взглянуть тогда

с поднебесья на нашу планету, они бы, наверное, не узнали её.

В) Геологические катастрофы не раз изменяли лик Земли.

Г) 100-150 миллионов лет назад моря и континенты имели

совсем иные очертания, чем в наши дни.

1)Предложение А – простое, грамматическая основа «континенты приобрели».

2)Предложение Б – СПП, состоит из двух простых.

3)Предложение В – простое, распространённое, неосложнённое.

4)Предложение Г – ССП.

5. Расставьте запятые и укажите номера сложноподчинённых

предложений с придаточным определительным.

А) Берег в виду которого мы щли зарылся в туманах.

Б) Вот наконец я вижу и синее море какого вы не видели никогда.

В) От деревни где я жил в то лето до озера всего было два

километра.

Г) Казалось что город устал от зимы.

Д) На обрыве что возвышался сзади в светлом небе чернела одинокая скамья.

6. Расставьте запятые и укажите СПП с придаточным изъяснительным.

А) Я поднялся по лестнице чтобы положить на чердак вёсла.

Б) По-моему он хочет чтобы все случайности были предусмотрены

и предвосхищены.

В) Месяц поглядывает вниз на восток и ждёт когда же поднимется солнце.

Г) Места где уничтожен лес подвергаются тяжёлым размывам

от талых вод и дождей.

7. Расставьте знаки препинания, укажите СПП с придаточными

обстоятельственными места. Постройте схемы всех предложений.

А) На обочине куда падали лучи солнца снег переливался искрился.

Б) Всюду куда ни взглянешь тянулась без конца невесёлая равнина.

В) Случается нередко нам и труд и мудрость видеть там где стоит

только догадаться за дело просто взяться.

Г) Я ждал только когда всё затихнет в доме.

Д) Вновь я посетил тот уголок земли где я провёл изгнанником

два года.

8. Расставьте запятые. Найдите СПП с придаточным образа действия.

Постройте схемы всех предложений.

А) Почтенный замок был построен как замки строится должны.

Б) Я сидел в лодке чувствуя как нарастает беспокойство.

В) Обо всём он говорил по-своему и так что это запоминалось

на всю жизнь.

Г) Вдруг там где прибой швыряет свои белые фонтаны

поднялся орёл.

9. Расставьте знаки запятые, постройте схемы сложных

предложений. Определите вид придаточных.

А) Мне грустно потому что весело тебе.

Б) Светись светись далёкая звезда, чтоб я в ночи

встречал тебя всегда.

В) Владимир встав пошёл искать дорогу но ещё долго блуждал по

незнакомому лесу.

Г) Я вздохнул ещё глубже и поскорей поспешил проститься

потому что ехал по весьма важному делу и сел в кибитку.

Д) Я прервал речь Савельича вопросом, есть ли у меня деньги.

10. Расставьте запятые, постройте схемы сложных предложений.

А) Казалось что дорога вела на небо потому что сколько глаз

мог разглядеть она всё поднималась.

Б) Пока доехал домой прошло ещё два часа так что

когда я вновь вышел уже было светло.

В) Доктор сказал больному что если он хочет быстрее выздороветь

ему следует переменить климат.

11.Расставьте знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

А) Совру простят.

Б) Только проснулся мечта исчезает.

В) Я опять ошибся любовь дикарки немногим лучше любви

знатной барыни.

Г) Город там такой мошенник на мошеннике сидит.

Д) Мне всё мало к печали я так же легко привыкаю,

как и к наслаждению.

Е) Мне осталось одно средство путешествовать.

12. Расставьте знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

А) Раз солгал навек лгуном остался.

Б) Он рассуждал так это выгодно ему или невыгодно.

В) Прошу дайте мне шанс.

Г) Лес зацвёл небеса заголубели.

Д) Просека была залита водой во все стороны простиралось

13. Укажите бессоюзные сложные предложения, где следует поставить тире.

А) Солнце быстрое встаёт будет день горячий.

Б) Я не жалею о поездке я многое узнал о стране.

В) Махнёт птица раз станет светлым-светло.

Г) Земля кругла на ней не скроешь тайны.

14. Укажите бессоюзные сложные предложения, где следует поставить двоеточие.

А) Я верю мы увидимся.

Б) Ласточка день начинает соловей кончает.

В) Очень советую побывайте в заповеднике.

Г) Уже исчезла нагота полей их покрыла трава.

Презентация урока в 9 классе по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" с использованием инновационных технологий (АСО, технологии критического мышления). К презентации добавлены приложения с дидактическим материалом: тесты,карточки.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Приложение1

ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ ПРИ РЕШЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

1. В этом бессоюзном сложном предложении между простыми предложениями следует поставить запятые:

I а) Заря прощается с землею

Ложится пар на дне долин

Смотрю на лес, покрытый мглою,

И на огни его вершин. (А. Фет)

Б) Только песне нужна красота
Красоте же и песен не надо. (А. Фет.)

В) Соловей поет себя тешит. (Н. Новиков)

Г) Было так из тьмы глубокой,
Огненный взметнув клинок,
Луч прожектора протоку

Пересек наискосок. (А. Твардовский)

II а) Ветер. Кругом все гудит и колышется

Листья кружатся у ног. (А. Фет)

Б) Я воспитан природой суровой
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,

Подорожника твердый клинок. (Н. Заболоцкий)

В) С гнезд замахали крикливые цапли

С листьев скатились последние капли

Солнце, с прозрачных сияя небес,

В тихих струях опрокинуло лес. (А. Фет)

Г) Я посмотрел на часы было без четверти три.

2. В этом бессоюзном сложном предложении между простыми предложениями следует поставить точку с запятой:

I а) За липы спрятался последний луч заката

Тепла немая ночь. (А. Апухтин)

Б) Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитого мраком я подвигался вперед с трудом.(И. Тургенев)

В) Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала это был клен.(К. Паустовский)

Г) Летучие мыши уже поселились над его заснувшими верхушками, таинственно кружась и дрожа на смутно-ясном небе резво и прямо пролетел в вышине запоздалый ястребок, спеша в свое гнездо. (И. Тургенев)

II а) Прошумели весенние воды

Загремели веселые грозы

В одеяньях воскресшей природы

Расцвели гиацинты и розы. (А. Голенищев-Кутузов)

Б) Она [Настя] с усилием подняла глаза и тотчас отвела их Гоголь смотрел на нее, усмехаясь. (К. Паустовский)

В) Река вьется верст на десять, тускло синея сквозь туман за ней водянисто-зеленые луга. (И. Тургенев)

Г) А когда снова увидел свою картину, не поверил глазам вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнаженная земля. (Ю. Дмитриев)

3. В этом бессоюзном сложном предложении второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом:

I а) Если ты когда-нибудь в жаркий день случайно дотронешься до ствола березы, заметишь странное явление: даже на солнце ствол березы остается прохладным. (Ю. Дмитриев)

Б) Приоткрыл глаз шире и тотчас же плотно зажмурил: перед ним на задних лапах сидел большой, тощий, ободранный медведь. (Б. Полевой)

В) Старший политрук молчал: не надо мешать командиру принимать решение. (Л. Соболев)

Г) Я вошел в хату: две лавки и стол, да огромный сундуквозле печи составляли всю ее мебель. (М. Лермонтов)

II а) Ей [Поле] повезло: за исключением автоцистерны с залепленным передним стеклом да трех мотоциклистов, со свистом проскользнувших мимо, никто не попался ей, не остановил ее за
всю ночь. (Л. Леонов)

Б) Я не мог заснуть: передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами.

(М. Лермонтов)

В) Я не виню: в тот страшный час

Вы поступили благородно,

Вы были правы предо мной. (А. Пушкин)

Г) Алексей лежал и думал: в Камышине мутные ручьи бегут вдоль раскисших от грязи тротуаров по сверкающим булыжником мостовой, пахнет отогретой землей, свежей сыростью.

(Б. Полевой)

4. В этом бессоюзном сложном предложении второе (или несколько предложений) поясняет первое, т. е. раскрывает его содержание; следует поставить двоеточие:

I а) Наступал вечер шел дождь с севера порывисто дул ветер. (М. Горький)

Б) К первому дню праздника все было готово картины развешены, столбы для флагов выбелены, площадь обильно полита из длинных зеленых бочек. (В. Катаев)

В) Поезд ушел быстро его огни вскоре исчезли через минуту уже не было слышно шума. (А. Чехов)

Г) Вечерами возле сруба все население собиралось кто щепки сгребает, кто у своих подворий копается. (Ю. Грибов)

II а) Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом. (И. Тургенев)

Б) Вспыхнувшее пламя освещает безрадостную картину на кромке льда вповалку лежат олени, там же виднеется трое заледеневших нарт. (Г. Федосеев)

В) Со мною вот что происходит

Ко мне мой старый друг не ходит,

А ходят в праздной суете

Разнообразные не те. (Е. Евтушенко)

Г) В доме мало-помалу нарушалась тишина в одном углу где-то скрипнула дверь; послышались по двору чьи-то шаги; на сеновале кто-то чихнул. (И. Гончаров)

5. В этом бессоюзном сложном предложении второе предложение дополняет смысл первого, распространяя один из его членов, следует поставить двоеточие:

I а) Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани. (С. Есенин)

Б) Алексей помнит лежит он в маленькой темной земляной норе; слегка чадя, потрескивая и роняя искры, горит воткнутая в стену лучина. (Б. Полевой)

В) Волки хорошо знали на гладком речном льду копытное животное не способно сопротивляться. (Г. Федосеев)

Г) Вдруг мужики с топорами явились

Лес зашумел, застонал, затрещал. (И. Некрасов)

II а) Понял Дегтяренко осмотр дал невеселые результаты и дела его приятеля плохи. (Б. Полевой)

Б) Тут его осенила мысль партизаны должны быть где-то здесь, поблизости!

(Б. Полевой)

В) Ехали сюда рожь только начинала желтеть. (М. Пришвин)

г) Хуже было другое расцепив отекшие руки, он почувствовал, что не может встать. (Б. Полевой)

6. В этом бессоюзном сложном предложении содержание одного
предложения противопоставляется другому, следует поставить тире:

I а) Закончена бригадная работа, народ в сборе каждому хочется поскорее посмотреть, как дом поднимается, сколько бревен плотники затесали. (Ю. Грибов)

б) Я говорил правду мне не верили. (М. Лермонтов)

в) Хочу к нему вы тащите с собой... (А. Грибоедов)

г) Я прошу вас всеми чувствами

Никогда не будьте грустными. (М. Светлов)

II а) Упадет луч солнца на траву вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. (М. Горький)

б) Мы обошли кругом усадьбы проходов нигде не было. (А. Гайдар)

в) Удивительная в лесу тишина лес отдыхает. (Н. Сладкое)

г) Трижды громкий клич прокликали
Ни один боец и не тронулся,

Лишь стоят да друг друга подталкивают. (М. Лермонтов)

7. В этом бессоюзном сложном предложении второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении; следует поставить тире :

I а) На улице ветер все качается, гремит. (В. Распутин)

б) Выбрались на поляну и решили отдохнуть дальше при свете двигаться было опасно. (А. Гайдар)

в) Мелкий дождик сеет с утра выйти невозможно. (И. Тургенев)

г) Деревья словно плакали с ветвей на землю все время падали крупные капли. (В. Арсеньев)

II а) Стоит замереть труду у человека начнет замирать жизнь. (Г. Красин)

б) Летом лес не затихает ни на минуту поют птицы, шелестит листва, потрескивает хворост под чьими-то ногами. (Ю. Дмитриев)

в) Стоит углубиться в лес шум исчезает. (Ю. Дмитриев)

г) Еще несколько тысячелетий назад человек оценил удивительное свойство древесины лиственницы она никогда не гниет - ни на воздухе, ни в земле, ни в воде. (Ю..Дмитриев)

8. В этом бессоюзном сложном предложении первое предложение указывает на время или условие того, о чем говорится во втором предложении, следует поставить тире :

I а) Помнишь час последнего свиданья?

Безотраден сумрак ночи был;

Ты ждала, ты жаждала признанья

Я молчал тебя я не любил. (А. Фет)

б) Но нахмурится ночь разгорится костер... (А. Фет)

в) Вчерашний вечер помню живо
Синели глубью небеса,

Лист трепетал, красноречиво

Глядели звезды нам в глаза. (А. Фет)

г) Рванул ветер ель стряхнула с себя шапки снега. (Е. Пермитин)

II а) Я проснулся на дворе уже было темно. (М. Лермонтов)

Б) Я резко отниму от глаз ладони
И вдруг увижу смирно на лугу

Траву жуют стреноженные кони... (П. Рубцов)

В) Ты с рассказом к нему веселым

Он без звука к себе на печь. (Н. Рубцов)

Г) Принесешь деньги шкатулка твоя. (П. Бажов)

9. В этом бессоюзном сложном предложении следует поставить двоеточие :

I а) Я вижу верный пес у ног твоих лежит. (А. Фет)
б) Вдруг слышим во все горло кричат чибисы.(М. Пришвин)

В) Буря прекратилась отряд двинулся дальше.)

Г) Давно наступили сумерки она все еще сидела в гостиной. (С. Аксаков)

II а) Но скоро восходящее светило дня пробудило все творение рощи оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки... (П. Карамзин)

б) Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная вся ряска к зиме опустилась на дно. (К. Паустовский)

в) Я доверяю любящим они великодушны. (/С Паустовский)

г) Зацветут заливные луга не надышишься.

10. В этом бессоюзном сложном предложении следует поставить тире :

I а) Солнце быстрое встает будет день горячий. (А. Твардовский)

Б) Я оторвался от России почти на два года. Но не жалею об этом я многое за это время узнал. (К. Паустовский)

В) Махнет птица раз станет светлым-светло. (В. Даль)
г) Земля кругла на ней не скроешь тайны. (М. Дудин)

II а) Я верю мы во что бы то ни стало в конце концов увидимся. (К. Симонов)

Б) Ласточка день начинает соловей кончает. (П. Сладкое)

В) Очень советую побывайте в заповеднике. (П. Сладкое)

Г) Уже исчезла нагота полей их сплошь покрыли разнообразно богатые всходы хлебов. (И. Бунин)

11. Это предложение соответствует схеме : :

I а) Чуть трамвай притормозит

Пассажир вперед скользит. (К. Завойский)

Б) Я не жалею о былом

Оно меня не усладило. (М. Лермонтов)

В) Царь недолго собирался

В тот же вечер обвенчался. (А. Пушкин)

Г) Проходит день, неделя, месяц, год

Бедняк мой потерял давно в червонцах счет. (И. Крылов)

II a) Мы его предупреждали
Он советом пренебрег. (Б. Окуджава)

Б) Чуть трамвай прибавит ход

Пассажир назад ползет. (К. Завойский)

В) Миг вожделенный настал

Окончен мой труд многолетний. (А. Пушкин)

Г) Заранее предупреждаю удобств по пути не будет. (А. Чехов)

12. B этом сложном бессоюзном предложении знаки препинания поставлены правильно:

I а) Ударит сильный мороз - грунт под зданием постепенно начинает вздыматься и разрушать фундамент. (Из ежегодника «Глобус»)

Б) Идешь по тундре, наступишь на кочку такой поднимается визг, писк, даже подчас вздрогнешь. (И. Соколов-Микитов)

В) У северных охотников есть такая примета если в тундре много пеструшек - будет зимою большая охота. (И. Соколов- Микитов)

г) Глинистая дорога разбухла: приходилось жаться к мокрым кустам. (Ф. Абрамов)

II а) Наташа не узнавала звезд: созвездия запутались в ветвях деревьев и потеряли знакомые очертания. (К. Паустовский)

Б) Но опасно было оставлять матроса одного, так как было воскресенье: на берег наверно понаедет множество народа из города. (В. Катаев)

в) Сказала что-то я: он начал хохотать. (А. Грибоедов)

г) Я встал: накинул башлык, опоясал кинжал и тихо-тихо вышел из хаты; навстречу мне слепой мальчик. (М. Лермонтов)

Ключ.

  1. I. а, б. 2 . I. б, г. 3. I. б, в. 4. I. б, в. 5. I. а, б, в . 6. I. б, в.

II. а, б, в II. в. II. а, б, в. II. б, в, г. II. а, б. II. б, г.

7. I. а, в. 8 . I. б, г. 9. I. а, б. 10. I. а, в, г. 11. I. б, в . 12. I. а, г.

II. а, в. II. а, в, г. II. а, б, в. II. б. II. в, г. II. а.

Предварительный просмотр:

Предложения, подобранные учениками для анализа по теме: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».

А.С.Пушкин. Капитанская дочка.

Время ненадёжно: ветер слегка подымается; вишь, как он сметает порошу.

Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч.

Необыкновенная картина мне представилась: за столом, накрытым скатертью и установленным штофами и стаканами, Пугачев и человек десять казацких старшин сидели, в шапках и цветных рубашках, разгорячённые вином, с красными рожами и блистающими глазами.

Эта девушка не племянница здешнего попа: она дочь Ивана Миронова, который казнен при взятии здешней крепости.

Чудные обстоятельства соединили нас неразрывно: ничто на свете не может нас разлучить.

Я, честный офицер, не захочу тебя обманывать: поверь же ты мне, что женитьба - блажь.

Я решился последовать совету Зурина: отправить Марью Ивановну в деревню и остаться в его отряде.

Но между тем странное чувство отравляло мою радость: мысль о злодее, обрызганном кровию стольких невинных жертв, и о его казни, его ожидающей, тревожила меня поневоле.

Я стал его читать: это был это был секретный приказ ко всем отдельным начальникам арестовать меня, где бы ни попался, и немедленно отправить под караулом в Казань в Следственную комиссию, учрежденную по делу Пугачева.

Отец мой потупил голову: всякое слово, напоминающее мнимое преступление сына, было ему тягостно и казалось горьким упреком. Делать было нечего: Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец, сопровождаемая советами и благословениями Анны Власьевны.

Л.Н.Толстой. Война и мир.

Из залы вели две двери: одна прямо в бывшую гостиную, другая направо в кабинет.

Но она даже не была благодарна ему за его нежность: ничто хорошее со стороны Пьера не казалось ей усилием.

Да и не время рассуждать, а нужно действовать: война в России.

Не тужи дружок: час терпеть, а век жить.

Всё узнал, ваше сиятельство: ростовские стоят на площади, в доме купца Бронникова.

Наташа остановилась: нельзя было говорить.

Наташа не интересовалась тем, что говорил доктор: она видела эти страшные, более для нее несомненные, нравственные признаки.

Не умели утром взять живьем Мюрата и прийти вовремя на место: теперь нечего делать!

Тарутинское сражение, очевидно, не достигло той цели, которую имел в виду Толь: по порядку ввести по диспозиции в дело войска, и той, которую мог иметь граф Орлов: взять в плен Мюрата.

Для этого нужно было сделать самое простое и легкое: не допустить войска до грабежа, заготовить зимние одежды, которых достало бы Москве на всю армию.

С минуту она колебалась: говорить или не говорить?

Гость никаким образом не был отпускаем того же дня: он должен был непременно переночевать.

На улице он сразу понял, что упирался зря: в такую погоду прогуляться по городу – одно удовольствие.

День начинался совсем не плохо: морозные звезды в окне, черные антенны-планёры на больших домах.

Случилась вещь вообще небывалая: уже два вечера подряд он моет посуду.

Умом Россию не понять

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать-

В Россию можно только верить.(Ф.И.Тютчев).

Чичиков оглянулся: на столе стояли уже грибки, пирожки, шанишки…(Н.В.Гоголь)

Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»

Ф.И. учащегося _____________________________________________ Класс _____ Дата

Задание: расставьте знаки препинания; укажите вид предложения по синтаксическим признакам (таблица №1), используя условные обозначения (БСП - бессоюзное сложное предложение; П - простое предложение с однородными членами и обобщающим словом); установите соответствие: БСП – правило, объясняющее постановку двоеточия в нем (таблица № 2); составьте и запишите на свободной строке предложения, синонимичные предложениям №3 и № 8.

Таблица №1

№ п/п

Вид

Степь весело пестреет цветами ярко желтеет дрок скромно синеют колокольчики белеет целыми зарослями пахучая ромашка дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. (А. Куприн)

Отец совершил несколько будничных движений достал бумажник порылся в нем извлек две старые трешницы получил билеты. (Ю. Нагибин)

Я поднял глаза на крыше хаты моей стояла девушка. (М. Лермонтов)

Одного только я не понимаю как она могла тебя укусить? (А. Чехов)

Любите книгу она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей она научит вас уважать человека. (М. Горький)

Сухими болотами называют места носящие в себе все признаки некогда существовавших болот как-то кочки следы родниковых ям и разные породы болотных трав. (С. Аксаков)

Лукашин остановился посмотрел во рву скапливалась вода. (В. Панова)

Луны не было на небе она в ту пору поздно всходила. (И. Тургенев)

Поведение Нагульнова все расценивали по-разному одни одобряли другие порицали некоторые сдержанно помалкивали. (М. Шолохов)

До сих пор удивительным и неразгаданным остается кто же в эту роковую ночь дивизионную школу снял с караула? (Д. Фурманов)

Но я как будто вижу перед собой эту картину тихие берега расширяющуюся лунную дорогу прямо от меня к баржам понтонного моста и на мосту длинные тени бегущих людей. (В. Каверин)

Таблица №2

№ БСП

Проверочная работа по теме «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении» (Ключ к проверке)

Задание: расставьте знаки препинания; укажите вид предложения по синтаксическим признакам, (таблица №1), используя условные обозначения (БСП - бессоюзное сложное предложение; П - простое предложение с однородными членами и обобщающим словом); установите соответствие: БСП – правило, объясняющее постановку двоеточия в нем (таблица № 2); составьте и запишите на свободной строке предложения, синонимичные предложениям №3 и № 8.

Таблица №1

№ п/п

Предложение (знаки препинания не расставлены)

Вид

Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. (А. Куприн)

БСП

Отец совершил несколько будничных движений: достал бумажник, порылся в нем, извлек две старые трешницы, получил билеты. (Ю. Нагибин)

Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка. (М. Лермонтов)

БСП

Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (А. Чехов)

БСП

Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (М. Горький)

БСП

Сухими болотами называют места, носящие в себе все признаки некогда существовавших болот, как-то: кочки, следы родниковых ям и разные породы болотных трав. (С. Аксаков)

Лукашин остановился, посмотрел: во рву скапливалась вода. (В. Панова)

БСП

Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила. (И. Тургенев)

БСП

Поведение Нагульнова все расценивали по-разному: одни одобряли, другие порицали, некоторые сдержанно помалкивали. (М. Шолохов)

БСП

До сих пор удивительным и неразгаданным остается: кто же в эту роковую ночь дивизионную школу снял с караула? (Д. Фурманов)

БСП

Но я как будто вижу перед собой эту картину: тихие берега, расширяющуюся лунную дорогу прямо от меня к баржам понтонного моста и на мосту длинные тени бегущих людей. (В. Каверин)

Таблица №2

Пунктуационное правило, объясняющее постановку двоеточия в бессоюзном сложном предложении

№ БСП

1.Во второй части предложения указывается основание, причина того, о чем говорится в первой части.

5, 8

2.Вторая часть предложения представляет собой прямой вопрос.

4, 10

3.Вторая часть предложения дополняет первую, в которой есть глаголы: «видеть», «слышать», «знать», «чувствовать» (иногда эти глаголы опускаются).

3, 7

4. Вторая часть предложения разъясняет и раскрывает содержание первой.

1, 9

3.Я поднял глаза и увидел, что на крыше хаты моей стояла девушка.

8. Луны не было на небе, потому что она в ту пору поздно всходила.

*При подготовке проверочной работы были использованы примеры из пособия Д.Э Розенталя «Справочник по русскому языку. Пунктуация» (М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004)


перечисления, затем бессоюзные сложные предложения со значением причины,
пояснения, дополнения. Расставьте знаки препинания.
1. Сердце Марии колотилось руки дрожали (В. Закруткин). 2. Тут Полина ахнула это же почки берёзовые распускаются! (А. Адамович). 3. Печка накалилась стало тепло можно было раздеться (Ю. Казаков). 4. Ему кажется он спит у костра повернёшься одним боком холодно другому (В. Распутин). 5. Солнце было огромным и ярким снега искрились вокруг (В. Белов). 6. Он не помнил как это случилось машина его почти мгновенно набрала скорость (В. Агафонов). 7. Мне повезло почти сразу я нашёл нужную улицу. 8. Я был в совершенно непонятном состоянии в голове образовалась путаница (В. Белов). 9. Из-за перегородки пахло жареной картошкой шумел у шестка самовар (В. Белов).

СРОЧНО,ПОЖАЛУЙСТА,НАПИШИТЕ, КТО-НИБУДЬ, ОЧЕНЬ НАДО!!!1.Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором второе простое предложение указывает на

причину того, о чём говориться в главном(Знаки препинания не расставлены):А)Палубы не было видно она вся покрылась волнами; Б)Поезд ушел быстро огни его быстро исчезли; В) Облако пройдёт озеро опять заблестит; Г)Кругом ярко светит солнце поохотитьсещё можно. 2.Составьте и запишите бессоюзное сложное предл., в котором предл.-ия которого указывается на время или условие того, о чем говориться во втором.(Из комедии А,С.Грибоедова"Горе от ума")

Помогите пожалуйста,очень нужно!!! Продолжите данный пример, чтобы получились предложения следующих типов: бессоюзное сложное предложение, между

частями которого надо поставить запятые, простое предложение с однородными членами(без союзов), бессоюзное сложное предложение, между частями которого надо поставить точку с запятой (;). Вот предложение: Домик был выстроен из старинного кондового дерева.

Помогите пожалуйста,очень нужно!!! Продолжите каждый данный пример, чтобы получились предложения следующих типов: бессоюзное сложное предложение, между

частями которого надо поставить запятые,простое предложение с однородными членами(без союзов),бессоюзное сложное предложение, между частями которого надо поставить точку с запятой(;). Вот эти предложения: 1)Позади села поднимается Урал. 2) Домик выстроен из старинного кондового дерева. 3) Домик добродушно поглядывает из-под своей порыжелой тесовой крыши узкими окошечками с белыми ставнями. 4) Вокруг села расстилались поля.

1.укажите бессоюзное сложное предложение.

А)застучали калёса,на переходе мелькнулзелёный огонь,будка вынырнула из темноты и опять пропала.
Б)в сонном,застывшем воздухе стоял монотоный шум,без которого не обходится степная летняя ночь...
В)весений ветер лезет вон из кожи,калиткой щёлкает,кусты корёжит,сырой забор подтплкивает в бок.
ПРЕВИДИТЕ ПРИМЕР БЕССОЮЗНОГО СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

2.укажите правельный вариант обьяснения постановки в предложении БУДЕШЬ КНИГИ ЧИТАТЬ-БУДЕШЬ ВСЁ ЗНАТЬ.
А)Содержание первой части противопоставляется содержанию второй
Б)первая часть указывает на время или условие того,о чём говорится во второй части
В)вторая часть заключает в себе вывод,следствие из того,о чём говорится в первой чвсти
ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕР БЕССОЮЗНОГО СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ,В КОТОРОМ СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОЙ ЧАСТИ ПРОТВОПОСТАВЛЯЕТСЯ ВТОРОЙ

3.укажите бессоюзное сложное предложение,между частями которого ставится тире(некорые знаки препинания опущены)
А)Чиста небесная лазурь теплей и ярче солнце стало
Б)Я поднял голову вперёд огнём на на опрокинутой лодке сидла мльничиха и розговаривала с моим охотником
В)Давно ль пылила вьюга вновь яблоки в цвету
ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕР БЕССОЮЗНОГО СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ КОТОРОГО СТАВИТСЯ ТИРЕ

4.Укажите правельный вариант обьяснения постановки двоиточия в предложении"ТОЛЬКО ВИЖУ:БЛЕДНЫЙ ВСАДНИК ОПУСТИЛСЯ НА ТРАВУ"
А)Вторая часть поясняет первую,т.е.раскрывает её содержание
Б)Вторая частьуказывает на причину того,о чём говорится в первой
В)вторая састь дополняет смысл первой,распостроняя один из её членов
ПРЕВИДИТЕ ПРИМЕР БЕССОЮЗНОГО СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ,В КОТОРОМ ВТОРАЯ ЧАСТЬ УКАЗЫВАЕТ НА ПРИЧИНУ ТОГО,О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В ПЕРВОЙ.

5.укажите бессоюзное сложное предложение,МЕЖДУ ЧАСТЯМИ КОТОРОГО СТАВИТСЯ ДВОЕТОЧИЕ(знаки препинания опущены)
А)утро было прекрасное ночью прошёл дождик.
Б)мы обошли вокруг усадьбы прохода не где не было.
В)Окна извнутри были плотно занавешаны тдерюжками ставни закрыты.
ПРЕВИДИТЕ ПРИМЕР БЕССОЮЗНОГО СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ,МЕЖДУ ЧАСТЯМИ КАТОРОГО СТАВТСЯ ДВОЕТОЧИЕ.

6.укажите бессоюзное сложное предложение,МЕЖДУ ЧАСТЯМИ КОТОРОГО СТАВИТСЯ ЗАПЯТАЯ(знаки препинания опущены)
А)Популярность подобна юности она проходит и больше не возвращается.
Б)день за днём дул жёсткий ветер бледно белели поля...
В)Солнце дымное встаёт будет день горясий.
ПРЕВИДИТЕ ПРИМЕР БЕССОЮЗНОГО СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ,МЕЖДУ ЧАСТЯМИ КОТОРОГО СТАВИТСЯ ЗАПЯТАЯ

А днем он спал, потом уезжал верхом в то село, где была железнодорожная станция и почта. Дни продолжали стоять погожие. Перепадали дожди, пробегали грозы и ливни, и опять сияло жаркое солнце, непрестанно творившее свою спешную работу в садах, полях и лесах. Сад отцветал, осыпался, но зато продолжал буйно густеть и темнеть. Леса тонули уже в несметных цветах, в высоких травах, и звучная глубина их немолчно звала в свои зеленые недра соловьями и кукушками. Уже исчезла нагота полей - их сплошь покрыли разнообразно богатые всходы хлебов. И Митя по целым дням пропадал в этих лесах и полях.

Слишком стыдно стало ему торчать каждое утро на балконе или среди двора в бесплодном ожидании приезда с почты старосты или работника. Да и не всегда было время у старосты и у работников ездить за восемь верст за пустяками. И вот он стал ездить на почту сам. Но и сам он неизменно возвращался домой с одним номером орловской газеты или письмом Ани, Кости. И муки его стали достигать уже крайнего предела. Поля и леса, по которым ехал он, так подавляли его своей красотой, своим счастьем, что он стал чувствовать где-то в груди боль даже телесную.

Раз, перед вечером, он ехал с почты через пустую соседскую усадьбу, стоявшую в старом парке, который сливался с окружавшим его березовым лесом. Он ехал по табельному проспекту, как называли мужики главную аллею этой усадьбы. Ее составляли два ряда огромных черных елей. Великолепно-мрачная, широкая, вся покрытая толстым слоем рыжей скользкой хвои, она вела к старинному дому, стоявшему в самом конце ее коридора. Красный, сухой и спокойный свет солнца, опускавшегося слева за парком и лесом, наискось озарял между стволами низ этого коридора, блестел по его хвойной золотистой настилке. И такая зачарованная тишина царила кругом, - только одни соловьи гремели из конца в конец парка, - так сладко пахло и елями и жасмином, кусты которого отовсюду обступали дом, и такое великое - чье-то чужое, давнее - счастье почувствовалось Мите во всем этом и так страшно явственно вдруг представилась ему на огромном ветхом балконе, среди кустов жасмина, Катя в образе его молодой жены, что он сам ощутил, как смертельная бледность стягивает его лицо, и твердо сказал вслух, на всю аллею:

Если через неделю письма не будет, - застрелюсь!

XVII

На другой день он встал очень поздно. После обеда он сидел на балконе, держал на коленях книгу, глядел на страницы, покрытые печатью, и тупо думал: «Ехать или нет на почту?»

Было жарко, белые бабочки парами вились друг за другом над горячей травой, над стеклянно блестевшим бересклетом. Он следил за бабочками и опять спрашивал себя: «Ехать или разом оборвать эти постыдные поездки?»

Из-под горы, в воротах, показался верхом на жеребце староста. Староста посмотрел на балкон и поехал прямо на него. Подъехав, он остановил лошадь и сказал:

Доброго утра! Все читаете?

И усмехнулся, оглянулся кругом.

Мамаша спят? - спросил он негромко.

Думаю, что спит, - ответил Митя. - А что?

Староста помолчал и вдруг серьезно сказал:

Что ж, барчук, книжка хороша, да на все время надо знать. Что ж вы монахом-то живете? Ай мало баб, девок?

Митя не отозвался и опустил глаза на книгу.

Ты где был? - спросил он, не глядя.

Был на почте, - сказал староста. - И, конечно, писем никаких там нету, кроме одной газетки.

Почему же «конечно»?

Потому, что, значит, еще пишут, не дописали, - ответил староста грубо и насмешливо, обиженный тем, что Митя не поддержал его разговора. - Пожалуйте получить, - сказал он, протягивая Мите газетку, и, тронув лошадь, поехал прочь.

«Застрелюсь!» - подумал Митя твердо, глядя в книгу и ничего не видя.

XVIII

Митя и сам не мог не понимать, что нельзя и вообразить себе ничего более дикого, как это: застрелиться, раздробить себе череп, сразу оборвать биение крепкого молодого сердца, оборвать мысль и чувство, оглохнуть, ослепнуть, исчезнуть из того несказанно прекрасного мира, который только теперь впервые весь открылся перед ним, мгновенно и навеки лишиться всякого участия в той самой жизни, где Катя и наступающее лето, где небо, облака, солнце, теплый ветер, хлеба в полях, села, деревни, девки, мама, усадьба, Аня, Костя, стихи в старых журналах, а где-то там - Севастополь, Байдарские ворота, сиреневые знойные горы в сосновых и буковых лесах, ослепительно-белое, душное шоссе, сады Ливадии и Алупки, раскаленный песок у сияющего моря, загорелые дети, загорелые купальщицы - и опять Катя, в белом платье, под белым зонтиком, сидящая на гальке у самых волн, слепящих своим блеском, вызывающих невольную улыбку беспричинного счастья…

Он это понимал, но что же было делать? Как и куда вырваться из того заколдованного круга, где было тем мучительнее, тем нестерпимее, чем было лучше? Именно это-то и было непосильно - то самое счастье, которым подавлял его мир и которому недоставало чего-то самого нужного.

Вот он просыпался утром, и первое, что ударяло ему в глаза, было радостное солнце, первое, что он слышал, был радостный, знакомый с детства трезвон деревенской церкви - там, за росистым, полным тени и блеска, птиц и цветов садом; радостны, милы были даже желтенькие обои на стенах, все те же, что желтели и в его детстве. Но тотчас же, восторгом и ужасом, всю душу пронзала мысль: Катя! Утреннее солнце блистало ее молодостью, свежесть сада была ее свежестью, все то веселое, игривое, что было в трезвоне колоколов, тоже играло красотой, изяществом ее образа, дедовские обои требовали, чтобы она разделила с Митей всю ту родную деревенскую старину, ту жизнь, в которой жили и умирали здесь, в этой усадьбе, в этом доме, его отцы и деды. И Митя отбрасывал прочь одеяло, вскакивал с постели в одной рубашке, с раскрытым воротом, длинноногий, худой, но все же крепкий, молодой, теплый со сна, быстро выдвигал ящик письменного стола, хватал заветную фотографическую карточку и впадал в столбняк, жадно и вопросительно глядя на нее. Вся прелесть, вся грация, все то неизъяснимое, сияющее и зовущее, что есть в девичьем, в женском, все было в этой немного змеиной головке, в ее прическе, в ее чуть вызывающем и вместе с тем невинном взоре! Но загадочно и с несокрушимым веселым безмолвием сиял этот взор - и где было взять сил перенести его, такой близкий и такой далекий, а теперь, может быть, даже и навеки чужой, открывший такое несказанное счастье жить и так бесстыдно и страшно обманувший?