Ель – Мировое Дерево Жизни. Лесная красавица

Магическое слово «ель» знакомо каждому. Чем же так примечательна таинственная лесная красавица!? Ель – источник народной мудрости и творчества. Многие наши обряды и празднества сегодня просто немыслимы без её участия. Вспомните загадки из детства, где незримо присутствует ель.

В любое время года ель невероятным образом притягивает к себе внимание человека. Независимо от нашего настроения, общего состояния, цели прихода – неравнодушный взгляд непременно выделяет среди других деревьев одиноко стоящую ель. В мороз и холод ель даёт нам тепло и приют; в жаркий день – обеспечивает нас приятной прохладой.

Когда внезапно наступивший мороз сменяет оттепель, снег в лесу покрывается сверху толстой ледяной коркой. Тяжело приходится в это время рябчикам, тетеревам и глухарям. Эти птицы ночуют под снегом и иной раз оказываются поутру в заснеженной тюрьме. Как оттуда выбраться? Оказывается, есть такой способ. Даже в самые лютые морозы под еловыми лапами, порой стелющимися до самой земли, снег остаётся более или мене рыхлым. Кто не верит – пойдите в лес и убедитесь!

Если птицам удаётся достигнуть такого места, свобода им гарантирована. С теми же трудностями сталкиваются в подобной ситуации мыши и землеройки, которые проводят значительную часть зимнего времени в поисках корма под снегом. Понаблюдайте на досуге, откуда и куда тянутся по снегу затейливые мышиные следы.

В холодное время года еловые шишки – один из основных источников корма для белок, дятлов, клестов и многих других лесных обитателей. Обронённая белкой или дятлом шишка используется в пищу многочисленными лесными грызунами.

Ель – кормилица! Иначе её и не назовёшь!

Заварите в термосе кипятком горсть свежей еловой хвои. Настаивайте в течение часа. Получается роскошный витаминизированный напиток. Не бойтесь экспериментировать. Добавьте в стакан с еловым отваром немного мёда или свежеотжатого клюквенного сока. Вкусно и полезно! Наибольшую пищевую и лекарственную ценность хвоя ели, сосны, пихты и кедра имеет во второй половины зимы и в начале весны. При сборе хвои бережно относитесь к деревьям. Можно выборочно взять несколько иголок с одной веточки, потом с другой…

Ельнику присущ свой неповторимый аромат. Насладиться им можно по-разному. Можно просто постоять вблизи дерева, вдыхая исходящий от него животворный дух. Находятся и те, кто не прочь прихватить с собой частичку леса в виде разлапистой еловой ветки. Эти люди даже не подозревают о том, обманывают самих себя!

Ведь аромат и энергия, исходящие от живого дерева, в корне отличаются от того, что излучает из себя обреченное на погибель растение! Аромат жизни и аромат смерти – разве могут они быть похожими друг на друга!

Близится Новый год. Давайте вместе немного помечтаем!

Лесная поляна. Местами отдельные деревца группами или в одиночку возвышаются над землёй. Среди них попадаются и ели. Доброй и заботливой рукой они увенчаны всевозможными украшениями. Гостевая изба ждёт желанных посетителей. Столы повсюду уставлены различными вкусностями. Самовар наготове. В лунном свете искрящиеся всеми цветами радуги гирлянды лампочек особенно эффектно. Гости усаживаются за праздничные столы… Начинаются народные гулянья. Участники становятся в круг и водят хороводы. Езда на тройке! Песни бардов…

Е ль — символ храбрости, смелости (до дерзости, безрассудства), приподнятого состояния духа, верности, бессмертия, долголетия, надменности, царских достоинств. В Древней Греции ель считалась деревом надежды (бытовало представление, что троянский конь был частично сделан из ели; греки использовали еловые ветви при прорицаниях). В кельтском друидическом календаре ели посвящён день 23 декабря, когда согласно кельтской традиции, рождается божественное дитя, воплощающее дух плодородия. Рождественская ель символизирует начало годового цикла и жизни в целом. Еловая шишка — символ огня жизни, начала, восстановления здоровья; в ряде традиций ассоциируется с фаллосом. Впрочем символом огня (в т. ч. и небесного) являлась и сама ель, возможно, из-за сходства её формы с формой пламени.
В греческой мифологии ель связана с Питис и лесным божеством . Спасаясь от преследования ненавистного козлоного Пана, нимфа превратилась в ель. В память о возлюбленной Пан украсил свою рогатую голову еловыми ветвями.
По другой версии Питис была превращена в сосну. Христианская легенда повествует о бедном дровосеке, который в ночь перед Рождеством встретил в лесу потерявшегося ребенка. Он приютил, согрел и накормил бедного малыша. На следующее утро мальчик исчез, зато у своих, дверей удивленный дровосек нашел пахучее дерево с блестящей хвоей. Оказывается, в Сочельник под видом голодного ребенка лесоруба навестил Младенец , который в благодарность за милосердие подарил доброму человеку ель. С тех пор ели стали главным рождественским украшением.
Другая легенда, связанная с елью, повествует о святом Бонифации - реформаторе христианской церкви и составитель первой в Англии латинской грамматики. Однажды для того, чтобы обратить язычников в христианство, он срубил священный для них Дуб Тора. Собравшихся вокруг поваленного дерева язычников настолько поразило, с какой легкостью пала их святыня, что все они приняли христианство. На месте Священного дуба святой Бонифаций посадил маленькую елочку, как символ новой веры.
Ель издревле является обрядовым деревом. Относящиеся к ели мифологические представления и обряды получили развитие преимущественно у проторусов (по ареалу её произрастания). Связан с елью сюжет библейской небылицы, в котором ель укрыла богородицу с Христом, бежавших в Египет. Долго пришлось бы бегать иудохристианским персонажам по пустыням Египта в поисках этой ели, чтоб таковая их укрыла, поскольку ель не произрастала в тех местностях.
Для культурной семантики и символики ели существенны её природные свойства как вечнозелёного, колючего, пахнущего, «женского» и бесплодного дерева. Характеризуются пирамидальной сбежистой (т.е. доходящей почти до земли) кроной. С елью проторусы сопоставляли символизм вечной жизни:
С одной стороны, ель наделена положительной и охранной семантикой. На свадебном каравае на Руси делают украшение из теста, столбиками, узором в ёлку. В канун купальской ночи еловые ветки втыкают перед воротами, хлевом, в стреху крыши и другие места, чтобы уберечь скот от болезней. При первом удое молоко процеживают через еловые веточки, чтобы оно не испортилось. Еловые ветки подкладывают при закладке дома под все четыре угла, чтобы предохранить его от грома. Ветки ели также втыкают в крышу дома - от ветра и грома, привязывают к яблоням - от бури, втыкают в стены, кладут под дом, в подпол - «чтобы буря не тронула». С другой стороны, ель наделили отрицательной и похоронной семантикой. В древности было принято подкапывать корни ели, немного выворачивать её из земли, в образовавшуюся яму класть без гроба умершего, а потом сажать ель на прежнее место. Мотив похорон под ёлкой известен во многих русских и славянских песнях. Ветки и гирлянды из ели - одно из самых распространённых украшений могилы. На Руси издревле запрещено держать или сажать ель вблизи дома. Она «выживает» из дома мужчин: «мужики не будут жить, умирать будут, одни вдовицы будут», а «в доме ничего не будет вестись», «ничего не будет родить ни в хлеву, ни дома». Если ель растёт вблизи дома, в нём не будут рождаться мальчики. Особенно избегают держать ель у дома молодожёнов, чтобы те не остались бездетными.
Мировая Ось - важнейший элемент мифологической картины мира: она, поддерживая небосвод, воплощает в себе силы Порядка, Блага, Жизни. Наиболее часто она предстает в образе , которое соединяет воедино землю, небеса и преисподнюю. Нетрудно догадаться, что речь пойдет о новогодней елке. Обычай наряжать на Новый Год елку пришел в Россию из Европы при Петре I, он имеет немецкое происхождение. Однако почитание ели как священного дерева изначально не германское, а кельтское. В культуре галлов ель была воплощением благодаря своим вечно зеленым ветвям.На русской почве обычай наряжать елку в народной среде не прижился, кажется, вплоть до революции - это объясняется не столько тем, что елка как символ Нового Года была изначально частью дворянской культуры, сколько другим обстоятельством: ель в народной славянской культуре неразрывно связана с миром мертвых (вспомним и современные похоронные венки), а "переназначить" символ гораздо труднее, чем утвердить новый. Поэтому в современные крестьянские дома елка как символ Нового Года пришла только через городскую культуру.
Считалось, что вечнозеленые деревья содержат особенно много животворящих элементов ян, которые обеспечивают сохранение зеленой листвы и зимой. Такие деревья сажали на кладбищах и во дворах храмов предков — это должно было предохранить тела усопших от гниения и разложения, а живым принести счастье и удачу.
Деревьям некоторых пород приписывали особые качества и слагали о них всевозможные легенды, получившие широкое распространение в народе.


Однажды мы с отцом гуляли по лесу и когда я устал и уселся на пень, давая понять, что дальнейшее путешествие здесь и закончится, папа решительно объявил привал, и присев на траву, взял в руку упавшую еловую веточку.

Знаешь, Вульф, а ведь ель - это очень необычное растение. Еще в Ветхом завете воспеваются красавицы ели - «жилища аисту» (Псалтырь 103:17) - «жилища аисту».
Это самое древнее растение в России - его ископаемые останки палеонтологи находят в отложениях мелового периода (ого, да?!)

Ель уже во всю использовали жители неолита. Из нее с радостью делали свои знаменитые четырехметровые весла наши предки - викинги, а ее смолой смолили днища кораблей и не только викинги и славяне!

Дай мне, ель, смолы тягучей,
Дай смолы своей и соку:
Засмолю я швы в пироге,
чтобы вода не проникала!

А это говорит индеец Гайавата в поэме Г. Лонгфелло.
В самых разных странах ель называли «поющем деревом», а знаешь почему? Потому что именно из нее изготавливали деки для фортепьяно, виолончелей, арф, балалаек, гитар… Их еще называли резонансными елями.
Армани, Стардивари, Гварнери могли часами ходить по еловым лесам в поисках подходящего дерева, выбирая самую неповторимую ель для своего будущего шедевра.

Само название… по-русски «ель», а по-древнегречески «элат» берет свой корень в индоевропейском «едл» - колючий. Колючие и всегда зеленые ветки ели, сосны издревле использовались кельтами, германцами, скандинавами, славянами в магических и обычных хозяйственных целях, особенно популярны они были при обрядах в пору зимнего солнцестояния, когда год поворачивался на лето.
У угро-финских народов ель, береза и сосна составляли священную триаду, которой поклонялись в специальных Священных Рощах, где ель была посвящена богу Квазю - божеству среднего (человеческого мира), поклоняясь которому, на ель вешали шкуры жертвенных животных, куклы, разноцветные платки.
А на Руси считалось, что в еловом лесу следует молиться, тогда как в березовом жениться, а в сосновом умирать.

Уже в III тысячелетии до нашей эры праславяне рисовали на керамике веточки ели и использовали такие черепки в качестве оберегов, позже для этих же целей стали делать еловые избы, из ели делали свои посохи великие Волшебники.
Ель-кормилица, Еленица народных заговоров-заклинаний… Елена Прекрасная в русских сказках… Это все про нашу елку)


ЕЛЕ́НЬ , я, м. Слав. → Поэт. Олень. Нѣ когда стоящи еле́нь при источницѣ . Зрилище 9. Ловитва днесь его вепрь, заяц и елень. Птрв 122. Иль там елень, — сей горный житель, Летит по чреслу гор отважно. Бобр. Херс. 63. Вдали узрѣ л юных Нимф младаго еленя гонящих. Хрс. Полид. II 127.

Еле́ница , ы, ж. Се узрѣ ша мимо идущу Ланию <на поле: Еленицу>. Кн. жит. 1711 8. Елень лежат на мхѣ растущем по горѣ ; Еленица покоится возлѣ него. Макф. 4. Еле́ний , ья, ье . САР 1 II 952. Роги Еленьи полезны здоровью. Сл. нат. ист. I 143.

Еловые ветки развешивали в доме, закладывали под четыре угла фундамента будущего дома «чтобы бурей не снесло» и в доме был достаток. Ель - хозяйка леса и защитница странников, охотников. Один из самых древних заговоров, дошедших до нас носит как раз именно обережный характер «Ель-еленица, красная девица, оборони от темненькой ночи!»

У славянских народов ель - мировое дерево, по форме напоминающее гору и считающееся прообразом целого мироздания: не счесть на море волн, на небе звезд, на ели хвоинок.
В беде и радости, на празднике и на тризне, во все переломные моменты жизни славянина его незримо осеняли распростертые ветви ели, как небесный свод над головой, защита, опора, надежность.

Ель это еще и священное дерево! Именно ель стоит на море Окияне, на острове Буяне, у камня Алатыря и под ней сидят Христос, Богородица и Святые. Согласно славянским легендам именно ель укрыла Богородицу от солдат Ирода, во время ЕЕ бегства в Египет, за что была награждена Свыше и стала вечно зеленой.
На святки люди ходили в еловые леса, чтобы послушать как в провалившихся под землю церквях поют певчие.
А еще на елях находили иконы… и тогда на этом месте обязательно строили церковь. Да и сами церковки как напоминают елочки))) Легкие, тонкие, устремленные в синее небо!))
А бывает, что и сама ель становится домом или кельей отшельнику - тепло и уютно под ее раскидистыми ветвями. Да что ветвями, деревья становились храмами: если в округе не было церквей, на стволе ели вырезался крест и к ней ходили молиться. Вот такая вот елочка!

Ель постоянный участник ритуалов, оформляющих важнейшие этапы календарного года, жизненного цикла человека (рождение, смерть). И пускай сейчас уже не носят крестить и отпевать в леса, но обычаи бросать вслед за умершим, провожая его в последний путь, ветви ели остался. Ель так же считается свадебным деревом и часто наряжается невестой где-нибудь в лесу, чтобы ничего не случилось и свадьба удалась)
Ель носили с собой колдники, обходя дома на Святки и тот кто нес читался Колядным царем!
Рождественская ель защищает от болезней, стихийных бедствий, отгоняет злые силы, дарит благополучие, здоровье и богатство. По ели гадали: если на ветки быстро осыпаются иголки и ветка вянет - к беде и болезни, если веточка пушистая и зеленая стоит долго - к долголетию и достатку в доме.
Ее украшали всеми плодами земли - фруктами, орехами, колосьями, хлебной выпечкой, цветами и лентами, полосками ткани с нашитыми на нее монетками, и даже зажженными свечками.
И эта языческая традиция сохранилась и в христьянские времена, когда украшение новогодней ели символизировало дары волхвов новорожденному Иисусу и рождественскую звезду наверху, указывающую им путь в Вифлеем.
А в правление на Руси Ивана грозного обычай наряжать елку перешел и в Европу, пропутешествовав по всей европейской части континента и «вернулась» на родину, когда при Петре I обычай наряжать елку стал уже официальным в привычном нам смысле.
Но люди всегда любили ель - дерево, благословенное Богородицей, Небесной Заступницей Земли Русской.

Это то, что рассказал мне отец. Несколько позже я прочитал в книгах, что ель считается магическим деревом: вечнозеленая она обладает свойством постоянно циркулировать энергию, не засыпает на зиму. При общении с деревом человек ощущает ясность рассудка, свежесть, бодрость, умиротворение. Опавшие иголочки, хвою, всегда использовали для отпугивания зла и темных сил, сжигая и окуривая ароматом помещения.
В Западной магии ель символизирует радость, бодрость, жизнелюбие. Запах ели обостряет интуицию, а частое нахождение в еловых лесах развивает мантические способности человека.
С применением еловой хвои часто делают ванночки, которые одинаково успешно помогают при артрите и навевают вещие сны.

Спасибо за внимание)

ИСТОЧНИК

Здесь дополнение

(Математика, технология)

Занятие начинается с того, что в класс входит лесник и обращается к детям с просьбой помочь ему.

"Сегодня, ребята, вы были в гостях в лесу. Вас видели звери-обитатели леса и на Совете зверей было решено отправиться к вам в гости, но не с пустыми руками, а... (далее входят старшеклассники и разыгрывается сценка о зверятах, живущих в лесу. Они просят детей придумать математические задачи, касающиеся леса). Для первоклассников используются заранее приготовленные для наглядности фигурки зверей, грибов, ягод. Например, старшеклассник, переодетый в лесничего, говорит: "Ёжик (показывает рисунок ёжика) нашёл... (дети говорят число) грибов, белочка (рисунок белочки) нашла... (дети говорят число) грибов. Вместе сколько это будет?"

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Коля засушил на зиму 5 орехов, а Витя 2 ореха. Сосчитайте, сколько орехов засушили мальчики? В прошлом году на отдых в лес ездили 60 человек, а в этом 66 человек. На сколько больше желающих отдохнуть в лесу было в этом году? В деревне 10 домов. Для отопления одного дома на зиму требуется 5 телег дров. Сколько телег дров потребуется для отопления 10 домов? Лесной житель просит перечислить известные единицы длины (м, дм, см) Вместе с ребятами думают, есть ли единицы длины больше чем 1 метр? Учитель ведет объяснение новой темы "Километр" Вместе составляют таблицу единиц длины
Таня набрала в лесу 6 стаканов малины, а Лена - 3 стакана. Сколько стаканов ягод засушили девочки на зиму? В мае для строительства домов вывезли 24 машины бревен, в июне 12 машин бревен, а в июле вывезли на 7 машин меньше, чем в мае и июне вместе. Сколько машин бревен вывезли из леса в июле? За лето в лесу школьники собрали и засушили 32 кг лекарственных растений, причем каждый из них собрал по 4 кг. Сколько школьников собирали лекарственные растения? Сосна живет 600 лет, ель вдвое больше сосны, а дуб на 800 лет дольше ели. Сколько лет может прожить дуб? - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Берёза прожила 50 лет, что составляет 1/5 часть продолжительности её жизни. Какова продолжительность жизни березы?

Ребята, сейчас мы с вами решали задачи про лес. Скажите, что лес может дать человеку?



Предполагаемые ответы 1класса: грибы, ягоды.

Предполагаемые ответы 2 класса: свежий воздух, древесину для строительства.

Предполагаемые ответы 3 класса: древесину для отопления (дрова), лекарственные травы.

Предполагаемые ответы 4 класса: деревья растут медленно, их нужно беречь и ни в коем случае не разводить костры в лесу.

Лесник: "Лес - огромная фабрика свежего воздуха (кислорода), который необходим всему живому на Земле. Лес - дом для зверей и птиц, удивительная кладовая неисчерпаемых богатств. Древесина - главный дар леса! Она используется для строительства жилищ, в судостроении, для изготовления мебели. При химической обработке древесины из неё можно получить бумагу, искусственную шерсть, резину, краски, лаки, лекарства. Деревья выделяют в воздух особые летучие вещества, убивающие многие болезнетворные микробы, поэтому лес является наиболее здоровым местом отдыха для людей и способствует их долголетию.

Из собранного на экскурсии материала дети выполняют поделки.

Что радует человека в лесу?

(Литературное чтение, изобразительное искусство)

Конкурс чтецов по данной теме проходит в Доме культуры. Там же проходит утренник, посвященный лесу (праздник готовят учитель и старшеклассники).

Старшеклассники показывают презентацию "Наш лес", затем выступление лесника. Позже учащиеся идут в сельскую библиотеку на выставку книг о лесе (организует библиотекарь), там же учащиеся рассматривают репродукции картин художников, которые писали лес.

Заключительный этап. Подведение итогов

Учитель предлагает продолжить фразу: «Лес – это….».

Как человек может сберечь лес?

Что каждый из вас может для этого сделать?

Детям предлагается на выбор выполнить творческое задание по проблеме дня «Как я могу позаботиться о лесе?» (плакат, сказку, стихи, рассказ и др.). Задание выполняется индивидуально или в микрогруппе.

Представление детьми творческих заданий.

Учитель предлагает детям высказать мнение по поводу тематического дня по следующим вопросам:

что нового я сегодня узнал(а)?

что понравилось больше всего?

что было необычного?

что мне не очень понравилось?

что бы мне хотелось сделать в первую очередь после сегодняшнего разговора?

Приложение 10.1

Дмитриев Ю. «Лес»
(М.: Издательство «Фламинго», 2008. – с. 24)

"Один художник решил нарисовать лес.

Что такое лес? - размышлял он. - Конечно, деревья!

Нарисовал берёзы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились - вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.

Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

А насекомых нарисовал? - опять послышался голос лесовичка.

Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

Нужны птицы, а ещё - кусты и ягоды, - не унимался старичок-лесовичок.

Дорисовал и их художник, но лес всё равно чахнет.

Нарисуй жабу и ящерицу!

Согласился художник и ещё дорисовал много разных зверей.

Было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чьё-то фырканье.

Вот это лес! - сказал старичок-лесовичок и исчез. А может и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нём тысячи жителей. И все вместе они и есть лес".

Приложение 10.2

Отрывок из рассказа Г.Скребицкого "Мать и кормилица"
(Рассказы о животных. – М.: Детская литература, 1999. – с.56)

"...Голодно стало в лесу. Где же раздобыть еду тем, кто не улетел в тёплые страны и не заснул на всю зиму глубоким сном?

Выскочила на лесную полянку пушистая белка, взглянула юрким глазком на старую ель: "Сколько чудесных шишек висит на концах её ветвей! В них, наверное, спрятаны вкусные семена". Мигом забралась белка на дерево, взяла шишку в передние лапы и принялась за еду.

И пёстрый дятел летит из леса прямо к высокой ели - тоже спешит за шишками. Выбрал, какая поплотней, порумяней, сорвал своим крепким клювом и обратно в лес полетел к своему заветному дереву. Там у дятла столовая - расщелина в стволе. В неё он вставляет принесённые шишки, долбит их, выбирает из под чешуек вкусные семена.

Улетел дятел в лес, а у ели уже новые гости. Целая стайка клестов с весёлыми криками опустилась на ветки дерева. Уцепились клесты острыми коготками за шишки, повисли на них, раскачиваются как на качелях, а сами засовывают под чешуйки свои кривые клювы.

Торопятся клесты, какое семечко проглотят, а какое уронят, сколько семян на снегу рассыпано. Что ж и они не пропадут: их охотно склюют те птички, у кого клюв не такой крепкий, как у дятла или клеста. Эти птицы с земли упавшие семечки подберут и тоже сыты будут.

Немало лесных обитателей кормит старая ель, большую пользу лесу приносит. Значит, недаром висят на её ветвях тяжёлые грозди созревших шишек, недаром под их чешуйками кроются вкусные семена. Старая ель - кормилица лесных птиц и зверей".

Приложение 10 .3

Текст для 2-го класса

"В лесу"

(Максимук К. Сборник изложений по русскому языку 2-4 классы: пособие для учителя. М.: Дом педагогики, 1998. – с. 114)

Идут ребята по лесу. Видят: лесную проталинку пересекает ежиная семейка. Впереди топает мама-ежиха. За ней в серых шубках семенят крошечные ежата.

Увидела ежиха людей, свернулась в большой колючий мяч. Ребята уступили дорогу. Ежиха без страха пошла дальше. Она у себя дома.

Это люди в лесу в гостях. Без разрешения хозяев пьют воду из родников, собирают грибы и ягоды, рвут орехи.

Лесные жители добры. Они любят свой дом. Здесь всё растёт, цветёт, дышит, поёт.

Будь хорошим гостем! Не губи лес!

Список литературы

– Горецкий В.Г. Родная речь. Учебники для 1, 2 классов. М.: Просвещение, 2008.

– Кузин В.С. Изобразительное искусство. Учебники для 1,2,3,4 классов. М.: Просвещение, 2007.

– Моро М.И. Математика. Учебники для 1,2,3,4 классов. М.: Просвещение, 2009.

– Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебники для 1,2 классов. М.: Просвещение, 2007.

– Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебники для 3,4 классов. М.: Просвещение, 2007.

– Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 2 класса. М.: Просвещение, 2008.

– Симоненко В.Д. Технология. Учебники для 1,2,3,4 классов. М.: Просвещение, 2007.


Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. Академия образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - с. 29

Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. – С.7-8.

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. -М.: Просвещение, 2009. - с 12-13.

Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.

Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. -М., 2009. Режим доступа http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=958, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. -М.: Просвещение, 2011. -с. 18-19.

Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности: Курс лекций. Калининград: Калинингр. ун-т, 1995, -94 с.; Реализация идей педагогики индивидуальности в деятельности школ Калининградской обрасти: Науч. –метод. пособие /науч. ред. О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. –Калининград: Изд-во КГУ, 2002. -149 с.

Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. -М.: Просвещение, 2011. - 223 с.

Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – С. 77-83.

Там же, с. 83.

Воспитателный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с. Психолого-педагогический практикум: материалы к занятиям / Под ред. Л.В. Байбородовой, А.П. Чернявской. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2002. – С. 10-32.

Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. --М.: Просвещение, 2011. - с. 139-180.

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. Академия образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008, с 18.

Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. --М.: Просвещение, 2011. - с.9-10.

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. -М.: Просвещение, 2009. - С.7-9.

Словарь основных психолого-педагогических понятий; под ред. М.И. Рожкова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1998. - 35 с.

Обучающее изложение №1.

Гнездышко.

Птичка вспорхнула из куста и закружилась над нашими головами. Мы осторожно раздвинули зеленые ветки. Там было гнездо. Мы не тронули гнезда, даже не коснулись его.

Появились птенцы. Мы часто приходили к гнезду. Птицы к нам привыкли. Они нас не боялись.

Птенцы выросли и улетели. Мы уехали в город. Дома часто вспоминали теплое лето и наших доверчивых птичек.

Слова для справок: вспорхнула, не коснулись, к нам, вспоминали, доверчивых птичек.

    Гнездо в кустах.

    Птицы к нам прилетели.

    В городе.

Обучающее изложение №2.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

За дверью плакал ребенок.

Костя Морозов встал умылся, и хотел делать зарядку. Вдруг он почувствовал запах гари. Мальчик осмотрел комнату, кухню и вышел на лестницу.

Из соседней квартиры ползли струйки дыма. Раздавался детский плач. Костя схватил топор и бросился к двери. Брызнули щепки. Он ударил с разбега дверь ногой, потом опять стал работать топором. Дверь рухнула. В поъезд хлынул дым.

Ребенок лежал у порога и плакал. Костя схватил его и бросился по лестнице на улицу.

Слова для справок: с разбега, его.

    Запах гари в квартире.

    На помощь ребенку.

    Опасность миновала.

Обучающее изложение №3.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

Ель-кормилица.

К осени на старой ели висели тяжелые шишки. В них созрели семена. Ель готовилась накормить птиц и зверей.

Голодно стало зимой в лесу. Вот на поляну выскочила белка. Она забралась на дерево, взяла шишку и принялась за еду. Пестрый дятел спешит к ели. Он сорвал шишку и улетел в лес. Стайки клестов опустились на ель. Клесты засунули под чешуйки шишек кривые носы и достают семечки.

Много шишек осталось на ели до весны. Пригрело солнышко. Из шишек вылетели легкие семена. Попадет семечко во влажную землю, прорастет. Оно даст жизнь новому деревцу.

Слова для справок: выскочила, пригрело, семечко, семена, чешуйки, прорастет, в них.

    Ель осенью.

    Зимние гости.

    Ель дает жизнь дереву.

Обучающее изложение №4.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

Раз мы уехали на дачу и забыли в буфете хлеб. Вернулись домой только через неделю. Хлеб покрылся плесенью. Я хотел его бросить, но вспомнил один случай.

Была война. Наша часть освобождала деревню. У ворот дома стояла девочка и просила хлеба. Я вынул из мешка сухари. Она схватила их и жадно стала есть.

Мне стало стыдно, что я хотел бросить хлеб. Я взял его, вышел на улицу. Около дерева я раскрошил хлеб. Подлетела стайка воробьев и стала клевать крошки хлеба. На сердце у меня стало спокойно и легко.

Слова для справок: плесень, его, освобождала, положил, у меня.

    Кусок хлеба остался в буфете.

    Девочка просит хлеба.

    Хлеб не пропал.

Обучающее изложение №5.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

Лесной великан.

В лесной тишине послышался хруст снега. Из чащи березняка показался лось. Он вышел а полянку и огляделся.

Как хорош был этот лесной великан. У него была длинная горбоносая морда, огромные рога. Сам он тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные. А какая красивая окраска шерсти! На ногах белые чулки.

Лось чутко прислушался и зашагал к краю полянки. Он странно поматывал головой. Впереди росли толстые березки. Лось полез между стволами. Один рог у него отломился и застрял в ветвях березок. Так лесной великан сбрасывал свой головной убор.

Слова для справок: послышался, странно, поматывал.

    Нарушитель тишины.

    Как хорош этот лесной великан!

    Лось сбрасывает головной убор.

Обучающее изложение №6.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

Случай с кошельком.

По улице бежали брат и сестра. Впереди шла хроменькая старушка. Из ее сумки выпал кошелек с деньгами. Костя видел это. Он нагнулся, схватил его, побежал и отдал старушке. Старушка назвала себя растеряхой, взяла кошелек.

Костя вернулся к сестре и стал жаловаться на старушку. Он был обижен тем, что она не сказала ему спасибо.

Сестра остановилась и строго посмотрела на брата. Она сказала ему, что быть честным – долг каждого человека, а не заслуга. Не сразу Костя понял слова сестры. А когда понял, то запомнил на всю жизнь.

Слова для справок: кошелек, жаловаться, обижен, не сразу, спасибо.

    Старушка обронила кошелек.

    Обида мальчика.

    Быть честным – долг каждого.

Подборка рассказов про зимующих птиц для детей дошкольников и для начальной школы (1 - 4 класс).

СТАЯ ПТИЦ ПОД СНЕГОМ

Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да - бух! - сорвался и в снег по самые уши.

И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес.

Оказалось - целая стая белых куропаток живёт в снегу на болоте. Днём они вылетают, ходят по болоту, клюкву выкапывают. Поклюют - и опять в снег.

Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?

В. Бианки

Мать и кормилица.

На лесной поляне растёт огромная старая ель. Её вершина высоко поднялась над другими деревьями, будто смотрит через их головы куда-то вдаль, на холмы и долины, на поля и луга... на бескрайний простор родной земли. Кто знает, сколько лет этому дереву: может, двести, триста, а может, и больше.

Когда-то давным-давно эта ель была не одна посреди поляны, а в тесной семье таких же молодых ёлочек, как и она сама. Все они росли дружно, крепко прижавшись друг к другу.

Так проходили годы. Ели разрастались, мужали. Их уже нельзя было назвать молодыми. Стволы у них загрубели, покрылись твёрдой шероховатой корой, а нижние сучья засохли, пообломались, оставив после себя узловатые выросты.

Но далеко не все ёлочки дожили до этого возраста. Многие из них давно уже зачахли, погибли, зато те, что остались, шире раскинули ветви и всё выше и выше поднимали к небу свои вершины.

Ветви соседних деревьев почти смыкались друг с другом, поэтому на земле под ними всегда, даже в жаркие летние дни, было сумрачно и прохладно. Там не росли ни травы, ни цветы, а всю землю будто ковром устилал влажный мох.

Наступила зима.

Голодно стало в лесу. Где же раздобыть еду тем, кто не улетел в южные страны и не заснул на всю зиму глубоким сном?

Выскочила на лесную поляну пушистая белка, взглянула зорким глазком на старую ель: «Сколько чудесных шишек висит на концах её ветвей! В них, наверное, спрятаны вкусные семена». Мигом забралась белка на дерево, взяла шишку в передние лапы и принялась за еду.

И пёстрый дятел из леса прямо к высокой ели - тоже спешит за шишками. Выбрал, какая поплотней, порумяней, сорвал своим крепким клювом и обратно в лес полетел к заветному дереву.

Улетел дятел в лес, а у ели уже новые гости. Целая стайка клестов с весёлыми криками опустилась на ветки дерева.

Немало лесных обитателей кормит зимою старая ель, большую пользу лесу приносит. Значит, недаром висят на её ветвях тяжёлые грозди созревших шишек, недаром под их чешуйками кроются вкусные семена., Старая ель - это кормилица многих птиц и зверей.

По Г. Скребицкому.

Снегирь.

Ты знаешь, многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Что за странное желание - жить у нас зимой, когда здесь холодно и все птицы уже давно на юге? Но дело в том, что наши леса для снегирей уже «тёплые края»: летом они живут гораздо севернее, там, где очень сильные морозы.

Узнать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега.

Снегири - птицы солидные. Не торопясь перелетают они небольшими стайками с дерева на дерево, вежливо уступая самкам (которые окрашены так же, лишь грудь буровато-серого цвета) лучшие грозди рябины.

Когда зазвенит песня зяблика, снегири уже будут далеко на севере - на родине. Совьют там гнёзда, выведут и вскормят птенцов. А поздней осенью или в начале зимы снова раздастся их низкий звонкий посвист: «Жю... жю... жю...- мы прибыли!»

Добро пожаловать! У нас в лесу всегда рады гостям.

Ю. Дмитриев.

Весне навстречу.

Был самый разгар зимы. В лесу от мороза трещали деревья. По утрам солнце вставало красное, как начищенный медный таз. Оно поднималось невысоко над горизонтом и почти не грело землю. Кусты и деревья покрывал белый сверкающий иней, а небо походило на синий застывший ледок. И на нём ещё ярче рисовались серебряные вершины деревьев.

В заколдованном царстве деда-мороза всё было красиво, но безжизненно. Звери попрятались от холода в норы, в логовища, насекомые забрались в глубокие щели и заснули там непробудным сном. Одни только птицы летали по полям и лесам, стараясь разыскать хоть немного корма. Они нахохлились и молчали.

Но вот однажды в лес прилетели весёлые, шумливые птицы - клесты. Ростом они были покрупней воробья и одеты гораздо наряднее. У самочек пёрышки были зеленоватые, а у самцов - с оранжево-красным отливом. Но самое удивительное, что сразу поражало в наружности клестов,- это их клювы.

У разных птиц клювы бывают различной формы.

У синицы он тоненький, как иголочка; таким клювом очень удобно вытаскивать жучков из узких щёлок, У дятла клюв крепкий, короткий; хорошо им долбить кору, добывать из-под неё жуков-дровосеков или расклёвывать хвойные шишки. А вот у ястреба или у коршуна клюв острый, загнутый вниз. Это хищные птицы. Своим крючковатым клювом они ловко хватают добычу и разрывают её на куски.

У птичек клестов клювы были совсем удивительной формы - тоже острые, крючковатые, но только загнуты не книзу, а в разные стороны: верхняя половина клюва изогнута в одну сторону, а нижняя - совсем в другую. Такой необычный клюв больше всего походил на кривые щипцы.

Ну и носы! - удивлялись, глядя на клестов, щеглы и синицы.- Как же ими клевать корм или долбить что-нибудь? Вот уж уроды!

Но кривоносые птицы не унывали. Наоборот, в хмуром зимнем лесу они чувствовали себя как нельзя лучше. Перекочевали они в тот лес с далекого Севера - из тайги. Там, в тайге, ещё холоднее и ещё меньше корма. Прилетев на новое место, клесты прежде всего уселись на вершины сосен и елей.

Ой, сколько здесь спелых шишек!- радовались они.- Какие вкусные в них семена! Вот где раздолье!

Хорошо жилось птицам клестам в новом лесу: шишек вволю! Так и остались они там зимовать.

По Г. Скребицкому.

Гвоздик.

Лес в дрёме по-зимнему спит, заколдованный стужей и снегами. И веет от него светлой печалью и покоем...

Улетели лебеди далеко-далеко. И могучие орланы - великаны птичьего мира - покинули скалы и сухостойные сосны, откуда подкарауливали добычу. Ни крылья не прошелестят, ничей звонкий голос не нарушит зимней дрёмы...

Но остались с нами корольки!

Королёк - малютка, весь-то со стрекозу, да хвойные ели ему дом родной.

Бесшумно перепархивает королёк по веткам, словно с этажа на этаж. Теребит висячий мох, отколупывает чешую с сучьев, и жёлтые пёрышки на голове его как золотая корона.

Неугомонен, деятелен королёк - неспроста он прозван в народе «гвоздиком». Подлинно гвоздит: для всякой щёлки, куда бы ни спрятались мошки и паучки на зиму. По миллиону вредителей леса уничтожает он в год.

Ветер сдувает королька с вершин елей, снегом засыпает пурга, пробирает насквозь мороз... Не сдаётся упрямый, несёт вахту в хвойном море лесов.