Эйдетическая редукция. Введение в феноменологию Гуссерля - П

Ступени феноменологической редукции. Метод редукции должен, по замыслу Гуссерля, иметь несколько ступеней. Если привести к единому знаменателю различные варианты изложения метода редукции, имеющиеся в произведениях философа, можно говорить о трех ступенях.

1. Эпохе . У последователей скептика Пиррона термин «эпохе » означал «воздержание от суждения», здесь - воздержание от приписывания бытия внешним объектам. Бытие должно быть «выведено за скобки». «Вывести бытие за скобки» - значит, не отрицая, просто отвлечься от него и рассуждать так, как если бы мир был только содержанием моего сознания. Это позволит феноменологу, по замыслу Гуссерля, освободиться от всякого практического интереса и занять позицию незаинтересованного наблюдателя.

К чему мы приходим в результате эпохе ? В содержании нашего сознания ничего не меняется, меняется лишь наше отношение к этому содержанию. Теоретическая установка не связана напрямую с практической: астроном исходит из теоретической установки лишь в своих научных занятиях, но, идя по земле, он так же, как все люди, должен полагаться на то, что земля под его ногами покоится.

Весь наш опыт предстает теперь как содержание сознания, т. е., все предметы нашего опыта рассматриваются не как «вещи в себе», а как смыслы для субъекта; не существует «смыслов в себе», которые не были бы смыслами для какого-нибудь сознания. «...Никак нельзя позволять, чтобы нас вводили в заблуждение рассуждения о том, что вещь трансцендентна сознанию или же что она есть «бытие в себе»» (2: 4 - 5).

Тем самым феноменологическое исследование переходит от вопросов бытия - к смыслу. «Реальность» вещей естественной установки становится далекой и не затрагивает сознание феноменолога. «Между сознанием и реальностью поистине зияет пропасть смысла» (2:11).

2. Трансцендентальная редукция. Здесь мы всю жизнь сознания рассматриваем как целостную, когда каждый интенциональный акт вступает в синтез со всем предыдущим содержанием сознания («универсальный синтез»). При таком рассмотрении оказывается возможным «взять в скобки» не только бытие внешнего мира, но и меня самого как эмпирического субъекта.

Сознание теперь должно рассматриваться как абсолютное сознание - замкнутая самодовлеющая сфера, лишенная отношения к чему-либо «вне сознания»: «Сознание, если рассматривать его в чистоте, должно признаваться замкнутой в себе взаимосвязью бытия, а именно взаимосвязью абсолютного бытия, такой, в которую ничто не может проникнуть и изнутри которой ничто не может выскользнуть» (2: 11). Когда сознание исследователя освободилось от скованности практическими интересами и навязанными ими предрассудками, тогда открывается широкое поле для исследования - поле «трансцендентального опыта», рефлексии, в которой субъект имеет дело исключительно с фактами сознания.



Субъектом трансцендентального опыта может быть только трансцендентальный субъект - он открывается в итоге всей феноменологической работы, как общий смысловой центр всей жизни сознания. По Гуссерлю, такой центр необходимо должен мыслиться как «Я-полюс» «я-актов».

Феноменологический метод. Гуссерль поставил перед собой задачу дать абсолютно безпредпосылочное обоснование всех наук и особенно философии. Последним законным источником всех разумных утверждений он считает видение, или, как он выражается, изначально дающее сознание. Нужно дойти до самих вещей. Таково первое и фундаментальное правило феноменологического метода. Под «вещами» же понимается просто данное, то, что мы «видим» перед нашим сознанием. Это данное называется «феноменом» в том смысле, что оно yaiueiai является сознанию. Это слово не означает, что за феноменом есть еще нечто неизвестное. Феноменология не ставит вопроса об этом, она ориентирована только на данное, не пытаясь решить, есть ли это данное действительность или явление: в любом случае оно есть, оно дано.

Феноменологический метод не дедуктивный и не эмпирический. Он состоит в показе того, что дано, и в прояснении этого данного. Он не объясняет с помощью законов и не дедуцирует из принципов, а просто непосредственно видит то, что стоит перед сознанием, свой объект. Следовательно, его тенденция целиком направлена на объективное. То, что его непосредственно интересует, это не субъективное понятие и не деятельность субъекта (хотя эта деятельность можете свою очередь стать предметом исследования), а то, что является предметом знания, сомнения, любви, ненависти и т.д. Даже там, где речь идет о чистом воображении, следует различать между процессом воображения и тем, что воображается: если мы, например, воображаем кентавра, то и этот кентавр есть объект, отличаемый от наших психических актов. Равным образом тональность С, число 2, фигура, круг и т.д. суть объекты а не психические акты. В то же время Гуссерль отвергает платонизм: он был бы истинен лишь в том случае, если бы каждый объект был реальностью. Гуссерль называет себя даже «позитивистом», поскольку он требует основывать знание на данном.



Но, с его точки зрения, позитивисты совершают грубую ошибку, которую надо исправить, если мы хотим постичь истинную действительность. Они смешивают видение вообще с чувственным, опытным видением. Они не понимают, что любой чувственный индивидуальный объект имеет сущность. Если индивидуальное как действительное случайно, то смысл этого случайного связан именно с сущностью, или, как выражается Гуссерль, с чисто постигаемым эйдосом. Таким образом, есть два типа наук: науки о фактах, основывающиеся на чувственном опыте, и науки о сущностях, или эйдетические науки, задачей которых является усмотрение сущности, видение эйдоса. При этом все науки о фактах базируются на науках о сущностях, так как, во-первых, они все применяют логику и обычно также и математику (эйдетические науки) и, во-вторых, любой факт должен включать в себя сущностное содержание.

Математические науки - это ясно выраженные эйдетические науки. К этому же типу наук принадлежит феноменологическая философия: ее предмет - не случайные факты, а сущностные связи. Она чисто описательна, ее подход заключается главным образом в описании сущности. Она действует путем постепенного просветления, двигаясь со ступени на ступень посредством интеллектуального созерцания сущности. По отношению к основам наук она – «первая философия», отличающаяся совершенной безпредпосылочностью. В то же время это строгая, аподиктичная наука. Пользование ею не легко, но Гуссерль и его ученики доказали, что феноменологический метод дает широкий простор для чрезвычайно плодотворных исследований.

Д. Редукция: постановка в скобки. Для того, чтобы прийти к собственному объекту, эйдосу, феноменология должна прибегнуть не к картезианскому сомнению, а к воздержанию от суждения, которое Гуссерль называет «эпохе». Его суть в том, что феноменология «заключает в скобки» определенные элементы данного и отвлекается от них. Следует различать несколько видов такой редукции. Прежде всего, историческое эпохе отвлекается от всех философских учений; феноменолога не интересуют чужие мнения, он постигает сами вещи. Затем, после этого предварительного исключения, начинается эйдетическая редукция, с помощью которой «ставится в скобки» и исключается индивидуальное существование изучаемого объекта, поскольку феноменология ориентируется лишь на сущность. Вместе с индивидуальностью и существованием исключаются все науки о природе и о духе, их фактические наблюдения и обобщения. Должен быть исключен даже Бог, понимаемый как причина бытия. Сама логика и все другие эйдетические науки подлежат такой же процедуре: феноменология имеет дело лишь с чистой сущностью и устраняет все другие источники информирования.

В более поздних работах Гуссерля к эйдетической редукции добавляется еще одна, называемая «трансцендентальной редукцией». Она состоит в постановке в скобки не только существования, а и всего того, что не является коррелятом чистого сознания. В результате этой последней редукции от объекта остается лишь то, что дано субъекту. Для того, чтобы полностью понять теорию трансцендентальной редукции, необходимо обратиться к учению об интенциональности, на котором она основывается.

Трансцендентальная редукция - это применение феноменологического метода к самому субъекту и его актам. Гуссерль еще раньше утверждал, что область феноменологии должна быть конституирована из различных регионов бытия. Одним из таких регионов бытия, своеобразным регионом, является чистое сознание. К этому чистому сознанию можно прийти с помощью интенциональности - очень важного понятия, перенятого Гуссерлем у Брентано и опосредованным образом у схоластики. Есть среди переживаний такие, сущностной особенностью которых является то, что они - переживания объекта. Эти переживания называются «интенциональными переживаниями», и поскольку они суть сознание (любовь, оценивание и т.д.) чего-то, они обозначаются как «интенционально отнесенные» к чему-то. Если теперь к этим интенциональным переживаниям применить феноменологическую редукцию, то, с одной стороны, мы приходим к схватыванию сознания как чистой точки отнесения интенциональности, которой дан интенциональный предмет, а с другой - к объекту, у которого после редукции не остается никакого другого существования, кроме того, что он интенционально дан этому субъекту. В самом переживании мы созерцаем чистый акт, выглядящий просто как интенциональная отнесенность чистого сознания к интенциональному предмету.

Так, феноменология становится наукой о сущности чистых переживаний. Вся действительность выступает как поток переживаний в смысле чистых актов. При этом всячески подчеркивается, что в этом потоке нет ничего психического, что здесь речь идет только о чисто идеальных структурах, так что чистое сознание (называемое в состоянии актуализации «cogito») это не реальный субъект, его акты - лишь интенционалъные отношения, а объект редуцируется к факту данности этому логическому субъекту. В потоке переживаний Гуссерль различает чувственную гиле (материю) и интендируемую морфе (форму). То, что формирует материал, превращая его в интенциональные переживания, называется у него «ноэза», а многообразие данных, могущих быть зафиксированными в чистой интуиции, - «ноэма». Например, у дерева можно выделить смысл восприятия дерева (его ноэму) и смысл восприятия как такового (ноэза); подобным же образом, имея дело с суждением, мы выделяем вынесение суждения (т.е. сущность этого вынесения, ноэзу суждения) и вынесенное суждение (ноэма суждения). Ноэму суждения можно было бы назвать «предложением в чисто логическом смысле», если бы ноэма кроме логической формы не содержала бы еще и материальную сущность.

Самое важное в этом анализе - это установление двухполюсности интенционального переживания: субъект выступает как сущностно отнесенный к объекту, а объект - как сущностно данный чистому субъекту. Если здесь и есть какая-то реальность, - что имеет место не всегда, ибо интенциональный акт может совершаться и без реального объекта, - то ее существование не необходимо для бытия чистого сознания; с другой же стороны, мир трансцендентной «res» (вещи - ред.) полностью связан с актуальным сознанием. Реальность по самой своей сути лишена самостоятельности, она лишена абсолютности и представляет собой нечто принципиально только интенциональное, только осознанное, являющееся.

Таким образом, философия Гуссерля завершается трансцендентальным идеализмом, похожим в некоторых отношениях на неокантианство. Различие между ним и марбуржцами состоит по сути лишь в том, что предмет у него не растворяется в формальных законах и он признает множество вроде бы существующих субъектов. Однако школа Гуссерля не последовала за ним в этом идеализме.

С помощью объявленного принципа Гуссерль обосновывает феноменологию как строгую науку. Zu den Sachen selbst (“Обратимся к вещам”) – такая программа феноменологии ставит целью найти прочную и несомненную опору для нового здания философии. Ее методом призван стать метод epoche (греч.: остановка в суждении).

Хотя термин “эпохе” напоминает сомнение скептиков и картезианцев, все же его следует понимать несколько иначе. Гуссерль призывает Не верить слепо всему, о чем говорят философы, представители науки, и даже собственным привычным утверждениям, относящимся к повседневной жизни и “естественной установке”.

“Естественная установка” человека соткана из различных убеждений, без которых не обойтись в повседневной жизни; первым из них является убеждение, что нас окружает мир реальных вещей. Все это так, но подобного рода очевидностям не хватает конструктивности, на них не построишь здание философии. Из моего убеждения в существовании мира нельзя вывести ни одного философского положения. Более того, факт существования мира вне сознания, к которому он обращен, – далеко не несомненен. Как человек философ не может не верить в реальность мира и многое другое, без чего практическая жизнь невозможна. Но как философ за точку отсчета он должен взять нечто иное.

Нельзя оттолкнуться ни от идеи реального существования мира, ни от данных естествознания, ибо в последних хотя и используются точные методы, есть множество наивных заимствований из сферы обыденного опыта и здравого смысла, не выдерживающих проверки epoche. Проблема не в существовании мира, поясняет ситуацию итальянский феноменолог Энцо Пачи, проблема в смысле и назначении мира для меня, а затем его осмыслении для других.

Так что же может устоять под прессом epoche? Единственное, чего нельзя взять в скобки, убежден Гуссерль, – это сознание, субъективность. Cogito и cogitata – феноменологический остаток, очевидность которых абсолютна. Сознание – не просто реальность наиболее очевидная, но и реальность абсолютная, основание всякой реальности. Мир, подчеркивает философ, “конституирован” сознанием. Открытым все же остается вопрос: если сознание придает осмысленность миру, то искомый смысл оно творит или раскрывает как данный?

Гуссерль, похоже, колебался между двумя этими решениями на разных этапах своего жизненного пути. Как трансцендентальное “я” в качестве феноменологического остатка можно примерить с монадическим и сингулярным характером “я” (ведь картезианское cogito – лишь кромка того мира, который подлежит проверке на epoche). “Это "я", которое осуществляет epoche, это "я", которое вопрошает мир как феномен, тот мир, что значим для меня так же, как и для других, кто принимает его во всей определенности. Следовательно, я возвышаюсь над всяким природным существом, раскрывающимся для меня. Я – субъективный полюс трансцендентальной жизни... И я в полноте своей конкретности впитываю в себя все это”.

Результаты поиска

Нашлось результатов: 12940 (1,88 сек )

Свободный доступ

Ограниченный доступ

Уточняется продление лицензии

1

№20 [Православная община, 1994]

Журнал «Православная община» выходил с 1990 по 2000 год в издательстве Московской высшей православно-христианской школы (современное название: Свято-Филаретовский православно-христианский институт). Главный редактор журнала - священник Георгий Кочетков.

Торжество индивидуальности, по крайней мере в той степе­ ни, в какой индивид является не редукцией , а <...> Хорошо известно, что представляют собой продукты азиатскою экспорта под названием "трансцендентальная <...> Я склонен думать о наступлении утонченною синкретизма в трансцендентальном единстве релиmй, начиная с <...> ЛИЧНОСТЬ ВНЕ РЕДУКЦИЙ Третий момент необходимо предложить обновленное воспри­ ятие Благой Вести.

Предпросмотр: Православная община №20 1994.pdf (0,5 Мб)

2

Социальная феноменология учеб. пособие

Учебное пособие по социальной феноменологии представляет собой последовательное рассмотрение тем и проблем философской феноменологии, взятой с точки зрения ее социального аспекта и социальной феноменологии как таковой. Философская феноменология рассматривается начиная с ее предыстории, но принят не исторический, а логический подход к изложению ее основного содержания. Социальная феноменология представлена переходом от философской проблематики к исследованию современной методологии исследования общества.

В ходе исполнения трансцендентальной редукции «в скобках» остается трансцендентальное «Я», «за скобки <...> Потому и необходима трансцендентальная редукция . <...>Трансцендентальная редукция позволяет пересмотреть и результаты эйдетической редукции . <...> Учение о трансцендентальной редукции можно рассматривать не только как завершение учения о редукциях , <...> Что такое трансцендентальная редукция ? 18.

Предпросмотр: Социальная феноменология.pdf (0,2 Мб)

3

Избранные работы [Идеи к чистой феноменологии; Парижские доклады; Амстердамские доклады; Интенциональные предметы» и др.]

М.: Территория будущего

Феноменология - одна из главных философских инноваций XX в. «Прорыв феноменологии» как философского направления произошел в 1900–1901 гг. и был связан с публикацией двух томов «Логических исследований» Эдмунда Гуссерля (1859–1938). В 1900 г. были опубликованы еще две работы тех, кому предстояло сыграть значительную роль в истории ранней феноменологии: «Феноменология воли» Александра Пфендера и «Трансцендентальный и психологический метод» Макса Шелера. Феноменология родилась как направление немецкой университетской философии, но смогла выйти за пределы своего исторического и социального контекста. Отдельные фрагменты того, что Эдмунд Гуссерль понимал под феноменологией, вошли в самые разные течения современной философской мысли, различные философские дисциплины и социальные науки. Помещенные в настоящем издании работы не претендуют на полное и систематически связанное представление феноменологии Гуссерля. Однако они дают возможность познакомиться со всеми периодами его феноменологического творчества. Работы упорядочены хронологически и являются воспроизведением уже существующих публикаций, рассеянных, однако, по самым разным изданиям (некоторые из них в настоящее время труднодоступны).

Трансцендентально -феноменологическая редукция и трансцендентальная кажимость удвоения Если теперь встает <...>Трансцендентальное поле бытия, также как и метод доступа к нему - трансцендентальная редукция - суть <...>Редукция к моей собственной трансцендентальной сфере или к моему трансцендентальному конкретному Я-сам <...> Когда я в трансцендентальной редукции рефлектирую в отношении себя, трансцендентального Ego, то я дан <...>редукции , интенционального самоистолкования раскрытого посредством этой редукции трансцендентального

Предпросмотр: Избр. сочинения («Идеи к чистой феноменологии»; «Парижские доклады»; «Амстердамские доклады»; «Интенциональные предметы» и др. с предисл. Виталия Куренного).pdf (0,2 Мб)

4

в статье проанализирован феномен восприятия в контексте феноменолого-эстетической методологии. Опираясь на гуссерлевскую феноменологию, автор подчеркивает ключевую роль восприятия в структуре сознания. В установке феноменологической редукции выявляются данные структуры сознания, а эстетическое восприятие оказывается осознанием любой действительности. Анализируя интенциональную структуру сознания как структуру интенционального переживания, выделяются базовые элементы, обусловливающие феноменолого-эстетический подход к проблеме восприятия

Феноменологический метод включает следующие операции трансцендентального сознания: феноменологическая <...> установка, рефлексия, феноменологическая редукция , эпохе, эйдетическая редукция и метод вариаций. <...> данного в естественной установке, и перейти к сосредоточению на самих переживаниях сознания; затем трансцендентальная <...> В период гуссерлевских «Идей», когда эти проблемы рассматриваются уже в установке трансцендентальной <...>редукции , возникает пара ноэсис и ноэма.

5

В статье рассматривается критика картезианского основоположения в феноменологической философии, а именно себетождественность cogito и его «субстанциализация». Феноменология исходит из понимания бытия сознания, его временности и истолкования его генезиса как становления смысловых структур. Поэтому предметом феноменологической критики является картезианская замкнутость представлений, указание на наличие дорефлексивного cogito, представление об агентивных переживаниях, представляющих одновременно кинестетические и интенциальные акты, указание на телесный опыт как конститутивный для генезиса сознания вообще

В результате феноменологической Эрпчз и последующей фе� номенологической редукции нам является чистая <...> Но «...наперед ясно одно: произведя подобную редукцию , мы в потоке многообразных переживаний – в этом <...> Безусловно, при совершении трансцендентальной редукции остается остаток (Residium) – само «я могу» редукции <...> Первичным слоем Lebenswelt является трансцендентальная субъективность как живое присутствие, которое <...> Несмотря на отказ от постулата о трансцендентальном «я» именно с целью не дать утратить телесности всякую

6

После того, как Ф. Брентано в европейской философии вновь обратился к во- просу о происхождении сознания времени, Гуссерль и Хайдеггер предложили два варианта конституирования временности как особой формы организации нашего опыта. В статье рассматриваются оба эти варианта, а также основные проблемы, возникающие в связи с отрицанием «исходного» характера времени для нашего опыта.

<...>трансцендентальной <...> трансцендентальная редукция . <...> <...> трансцендентальной феноменологии.

7

После того, как Ф. Брентано в европейской философии вновь обратился к вопросу о происхождении сознания времени, Гуссерль и Хайдеггер предложили два варианта конституирования временности как особой формы организации нашего опыта. В статье рассматриваются оба эти варианта, а также основные проблемы, возникающие в связи с отрицанием «исходного» характера времени для нашего опыта.

Когда он, по его собственному свидетельству, открыл для себя метод феноменологической редукции . <...>трансцендентальной феноменологии: 1) естественная установка; 2) эпохé и феноменологическая редукция ; <...> Гуссерля 3) эйдетическая редукция ; 4) трансцендентальная редукция . <...> Гуссерлем и был открыт метод редукции , и именно размышления над происхождением сознания времени стали <...> толчком для начала перехода от дескриптивнопсихологической к трансцендентальной феноменологии.

8

статья представляет собой первую часть исследования эволюции проблемы понимания от античности и средневековой экзегетики до ее постмодернистских интерпретаций. Данный раздел посвящен краткой истории развития проблемы и ее решений вплоть до феноменологии Э. Гуссерля и «новой онтологии» М. Хайдеггера

Такая редукция смыслов к значениям может быть как раз интерпретирована как подмена понимания объяснением <...> Как возможно, чтобы трансцендентальный субъект имел одновременно феноменальный статус по отношению к <...> Гуссерль решает проблему понимания Другого при помощи своего основополагающего метода трансцендентальной <...>Трансцендентальное понимание Другого, предполагающее, как было описано выше, «поворота» от естественной <...> Таким образом, Гуссерль приходит к идее необходимо сти «трансцендентальной герменевтики» как исследования

9

№4 [Философия науки, 2017]

Выходит с 1995 года. Это первый российский журнал, посвященный проблемам философии, логики, методологии и истории естественных наук. Основные направления журнала: анализ философских, методологических и логических проблем современного естествознания (физики, химии, геологии, биологии, медицины) и математики; история естествознания в контексте развития его философии, логики и методологии; в разделе “Из архивов” публикуются неизвестные или забытые в силу разных причин, но не потерявшие актуальность работы известных философов и ученых-естествоиспытателей.

» (или «феноменологической») и «эйдетической» редукций , об абсолютном характере бытийствования трансцендентального <...> Значение трансцендентальной , или феноменологической, редукции состоит в результирующей волевого усилия <...> эпохе и трансцендентальную редукцию , вместо «заключения в скобки» говорит о «подвешивании», а также <...> к его имманентно-трансцендентальному (чистому) феномену, редукция эйдетическая направлена от фактов и <...> Именно в отношении процедуры эйдетической редукции Гуссерль употребляет известное понятие трансцендентальной

Предпросмотр: Философия науки №4 2017.pdf (0,2 Мб)

10

Феноменология и искусство очень близки; значит ли это, что феноменологическую деятельность можно попытаться описать в терминах эстетической теории? В настоящей статье предлагается интерпретация феноменологии Марка Ришира на языке русского формализма. Ришир радикализирует гуссерлевскую феноменологическую редукцию, вводя “гиперболическую редукцию”, которая служит своего рода “обнажением приема” (Якобсон, Томашевский), возвращающим предыдущей философской технике действенность. Условный, симулятивный, иллюзорный характер новой редукции выявляет искусственность и иллюзорность самотождественного Я. Внутреннее единство и самотождественность Я не даны изначально, а скорее сотворены; имея статус художественного творения, Я постоянно “мерцает” между “понарошку” и “взаправду” (Шкловский), между бытием и небытием

<...>Трансцендентальное <...> симулякром трансцендентального трансцендентальная <...> Понятие “трансцендентальной Трансцендентальной диалектики”: <...> языка вне трансцендентального

11

Введение в феноменологию: теория и практика монография

М.: ФЛИНТА

В издании рассматриваются предпосылки и история феноменологического движения, общетеоретические проблемы зарубежной феноменологии XX века, состояние феноменологии в современной России, ее применение в психотерапии, религиоведении и культурологии. Монография может быть использована в качестве учебного пособия для гуманитарных дисциплин. В книге также затрагиваются вопросы, которые вызовут интерес и у обычного читателя: Что значит «быть самим собой»? Сколько смыслов у жизни и надо ли их изобретать? Что такое «священный ужас»? Кто такой «человек религиозный»? Какова миссия мифического героя? В чем специфика славянского понимания святости и суть духовного подвига св. Бориса? Может ли произведение художественной культуры претендовать на «правдивость» (истинность)? и др.

Соответствующая редукция - редукция психологического феномена до чистой «сущности», или же в выносящем <...>редукция эйдетическая. <...> Иные редукции - специфически трансцендентальные - «очищают» психологические феномены от того, что придает <...> Эта операция является трансцендентальной редукцией ; она ни в коем случае не может быть психофеноменологической <...>редукцией (Деррида Ж.

Предпросмотр: Введение в феноменологию теория и практика (1).pdf (1,1 Мб)

12

№2 [Личность. Культура. Общество, 2007]

«ЛиКО» - это журнал, концептуально объединяющий исходные категории социально-гуманитарных наук, которые выражают главные стороны современного социума – Личность, Культуру и Общество. Приоритетными направлениями издания журнала стали методология комплексного изучения человека, культуры и общества, социальная теория, теория культуры и личности, теория организаций и менеджмента, психология, теория государства и права, гендерные исследования, науковедение, кросскультурные исследования, россиеведение, социальные технологии и прикладные разработки, педагогика и методика преподавания социально-гуманитарных дисциплин. Журнал предназначен, прежде всего, для профессионалов, заинтересованных в глубоком и всестороннем знании дела, и не озабоченных своей принадлежностью к какому-либо корпоративному сообществу – «узких» специалистов и односторонних прагматиков. Журнал для ученых и практиков, стремящихся к преодолению «дисциплинарных границ» между науками и к решению проблем социальной жизни.

Указывается, что трансцендентальная редукция меняет характер сознания: оно лишается статуса онтического <...> Понятие онтического и трансцендентальная редукция Совершив феноменологическую, заключив в скобки все <...> Безус� ловно, при совершении трансцендентальной редукции остается остаток (Residium) – само «я могу» <...> Таким образом, трансцендентальная субъективность, благодаря эйде� тической редукции , выступает в своей <...> «я» и «я» эмпирическое есть одно и то же, поскольку при трансцендентальной редукции сохраняется та же

Предпросмотр: Личность. Культура. Общество №2 2007.pdf (0,2 Мб)

13

№1 [ Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, 2014]

В журнале преподаватели, научные работники, аспиранты, магистранты и студенты ВГУЭС публикуют результаты собственной научно-исследовательской работы в области экономики, политологии, права, инноваций и высоких технологий, а также материалы по итогам научных конференций

Она состоит из трех шагов – психологической, эйдетической и трансцендентальной редукции . <...> Эйдетическая редукция снимает формы познавательных операций, а трансцендентальная фокусирует Copyright <...> Событие трансцендентальной редукции состоит в обнаружении значимого различия «чего-то как чего-то» – <...> В теоретико-познавательном аспекте трансцендентальная редукция служит открытию возможности прояснения <...> В онтологическом аспекте редукция открывает новую трансцендентальную сферу опыта как сферу абсолютного

Предпросмотр: Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса №1 2014.pdf (0,3 Мб)

14

Сравниваются два подхода к проблеме Другого: подход, представленный Э. Гуссерлем в "Картезианских медитациях" и точка зрения Ж. -П. Сартра, изложенная им в работе "Бытие и Ничто". Несмотря на то, что они оба называют свой метод феноменологическим, различие в понимании ими этого метода с самого начала приводит к разному контексту постановки проблемы Другого.

<...> В отличие от последнего “чистое эго” не подвергается влиянию феноменологической редукции …» [А. <...> Совершив редукцию , Гуссерль полностью исключил из рассмотрения вопрос о бытии феноменов вне сознания. <...> трансцендентального Эго <...> трансцендентального

15

предложенное в статье понятие лексического эйдоса как совокупность наиболее существенных универсальных семантических компонентов, которые определяются интуитивно в ходе феноменологической редукции, составляют семантическую формулу слова, управляя процессом актуализации значений. Он может быть дешифрован как универсальный конструкт, посредством которого становится возможным понимание бытийных сущностей, с помощью которых человек видит, понимает и говорит

универсальных семантических компонентов, которые определяются интуитивно в ходе феноменологической редукции <...> определяют подлинный смысл трансцендентальной феноменологии . <...> роль интроспекции в процессе редукции довольно велика. <...> анализ можно осуществить и на естественной почве, отказавшись от трансцендентальной установки. <...> Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / Э. Гуссерль; пер. с нем. Д. В.

16

Модальная природа сознания: на примере концепций дзен и чань-буддизма

Статья посвящена анализу основополагающих моментов концепции сознания, представленной в философии китайской и японской махаяны. Анализ направлен на выявление признаков модального понимания сознания, а так же на поиск точек соприкосновения буддийской версии сознания с концепциями современной европейской философии.

В работе «Трансцендентальность эго» он задается вопросом: «В самом ли деле личность (и даже такая абстрактная <...> проблематичными и мыслит её как бы по ту сторону вопроса о бытии или небытии, существовании и несуществовании: «Трансцендентальная <...>редукция как универсальный метод познания и самопознания состоит в том, чтобы не полагать в начале как <...> словам Сартра, «мы следуем за Гуссерлем во всех его замечательных описаниях, где он показывает, как трансцендентальное <...>Трансцендентальность эго. Набросок феноменологического описания // Логос. – 2003, № 2 (37).

Предпросмотр: Модальная природа сознания на примере концепций дзен и чань-буддизма.pdf (0,7 Мб)

17

№10 [Философские науки, 2008]

проблема», «трансцендентальный мотив» и «трансцендентальная история». <...> в «Картезианских медитациях» примордиальной редукции , «редукции к сфере собственного» (поF нятой как <...> «Историческая редукция » по смыслу близка феноменологиF ческому эпохе и феноменологической редукции . <...> философия», посвященного теории трансцендентальной редукции . <...> Кризис евF ропейских наук и трансцендентальная феноменология. С. 103 – 104.)

Предпросмотр: Философские науки №10 2008.pdf (0,1 Мб)

18

Исследования по феноменологии сознания [избр. работы]

М.: Территория будущего

Книгу составляют два исследования: 1. Время и сознание; 2. Различение и опыт. В первом исследовании рассматривается взаимосвязь сознания, времени и рефлексии в феноменологической философии. Проводится сравнительный анализ учений И. Канта, Э. Гуссерля и М. Хайдеггера. Основная тема второго исследования - сознание как первичный опыт различений. Дилемма ментализма и редукционизма находит свое разрешение в новом понимании корреляции сознания, предметности и мира как различения, различенного и иерархии различенностей. Методологическое различие между анализом и интерпретацией служит основным ориентиром при выявлении различия между феноменологической дескрипцией и основными принципами в феноменологии Гуссерля. Различение рассматривается как неагрессивное сознание, в отличие от синтеза и идентификации, а деформации опыта, в том числе кризис и агрессия, - как нехватка различений.

Однако отношение между временем и редукцией сложнее: временная редукция - это не только один из видов <...>редукции , но и основа всякой редукции у Гуссерля. <...> Как бы Гуссерль ни детализиро вал понятие феноменологической редукции , для него редукция - это всегда <...>редукции редукцию трансцендентальную ), прояснить его с помощью различных метафор: «заключение в скобки <...>Редукция , как и абстрактный треугольник, только указывает на определенный опыт, но редукцию как таковую

Предпросмотр: Избранные работы.pdf (0,5 Мб)

19

В статье рассматривается структура и познавательная деятельность чистой (бессмертной) части души в метафизике Платона. Анализируются сущность познавательных условий, способностей и процедур души. Эксплицируются составные элементы чистой души (сознание), принимающие участие в конституировании предмета познания.

Ключевые слова: трансцендентальная редукция , восхождение, интенциональность чистой души, ощущения и впечатления <...>Трансцендентальный метод (в различных своих вариациях) дает возможность подойти к осмыслению сознания <...> Иначе говоря, воображение является трансцендентальным условием репродукции и рекогниции. <...>трансцендентальным . <...> Как известно, в трансцендентальном познании идеи выступают в качестве гипотез.

20

в статье рассматривается социально-феноменологическая концепция А. Шюца, посвященная формированию и пониманию смысла человеческих действий. Раскрывается идейная связь социальной феноменологии А. Шюца с трансцендентальной феноменологией Э. Гуссерля. Анализируется трактовка А. Шюцем концептов: переживание, жизненный мир, субъективный и объективный смыслы действия, круги понимания.

Гуссерля, создателя трансцендентальной феноменологии. <...> <...> Смирнова: «…Суть трансцендентально -феноменологической редукции , по Гуссерлю, состоит в «воздержании от <...> в установке феноменологической редукции . <...> «Редукция к сфере принадлежности (примордиальной сфере), – отмечает Н. М.

21

В статье рассмотрены актуальные проблемы понимания феномена правовой коммуникации и его структуры. Особое внимание автор обращает на взгляды А.В. Полякова о взаимосвязи коммуникативных процессов в правовой системе общества. Автор приходит к выводу о том, что дискурс правовой коммуникации в рамках феноменологического подхода получил бы новый импульс развития, в случае осмысления применительно к праву идей экзистенциального направления феноменологии, а также подходов к описанию коллективного бессознательного, разрабатываемых аналитической психологией.

Ключевые слова: коммуникация, текст, ценность, правовая система, феноменологическая редукция . S. <...> Для этого Гуссерль ввел понятие феноменологической редукции , которая предполагала возможность абстрагирования <...> Aгентство Kнига-Cервис»Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 10 менологическая редукция <...> Поляков, «выделение эйдетических правовых ценностей возможно только в результате феноменологической редукции <...> Но поскольку, как уже было сказано, феноменологическая редукция не является строго научным методом, ее

22

М.: ПРОМЕДИА

В статье ставится вопрос о возможности обращения к феноменологии Э. Гуссерля как к философскому основанию исследований рефлексии в психологии.

Затем осуществление феноменологического постижения переживаний сознания с помощью феноменологической редукции <...> Феноменологический (или трансцендентальный ) опыт. <...> В трансцендентальном опыте ничто из реального бытия не утверждается напрямую: «Если Я, живущее в трансцендентальной <...> априорного, т.е. чистого и необходимого «вообще» осуществляется через феноменологическую и эйдетическую редукцию <...> Я-центр, который сам является ноэмой в феноменологической редукции , т.е. обладает горизонтностью (бесконечностью

23

Цель данной статьи - раскрытие содержания понятия «социальный образ» в контексте последних исследований социально-конструктивистских и феноменологических направлений. Автор оценивает характер влияния социальных образов на общество. Исследования «расстраивания интенций» социального образа показывают, что феномен «мифа» является частным случаем искажения социального образа. Выявляется радикальное отличие мифогенеза и смыслогенеза социального образа, в основании которого находится уровень «чистого сознания» Э. Гуссерля.

Утрата феноменологической установки в лучшем случае приводит к честному агностицизму трансцендентального <...> Я” у Гуссерля подразумеваются все 4 возможных статуса субъекта - психофизический, лингвистический, трансцендентальный <...> Преодоление этого уровня происходит с помощью трансцендентально -феноменологической редукции , «которая <...> Оно находится преимущественно на уровне разума или трансцендентального субъекта. <...> Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. СПб.: СПбУ МВД России, 2004. 368 с. 6.

24

№2 [Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия, 2013]

Журнал «Вестник Воронежского государственного университета» основан в 1993 г. и первоначально издавался в двух сериях «Гуманитарные науки» и «Естественные науки», которые с 2000 по 2010 годы преобразовались в 12 серий более узкого направления. Серия «Философия», образованная в 2009 году, как и серия «Гуманитарные науки», публикует научные статьи и краткие сообщения с оригинальными результатами исследований, а также обзоры по всем разделам философии (в соответствии с рубрикатором ГРНТИ). Журнал предназначен для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов.

Однако, с одной стороны, в гуссерлианской феноменологии наблюдается тенденция полной редукции сознания <...> Так, мы достигаем методического усмотрения, согласно которому, наряду с феноменологической редукцией , <...> определяют подлинный смысл трансцендентальной феноменологии . <...> Далее и эта область подвергается редукции , и остается сама «направленность» сознания, или интенция. <...> роль интроспекции в процессе редукции довольно велика.

Предпросмотр: Вестник Воронежского государственного университета. Серия Философия №2 2013.pdf (0,9 Мб)

25

№1 [Вопросы философии, 2018]

Позже Левинас охарактеризовал метод эпохе и трансцендентальной редукции – основу феноменологического <...> C) Трансцендентальная редукция характерна для оригинальной версии гуссерлевской феноменологии. <...> E) Онтологическая редукция была предложена Хайдеггером как радикализация или перевертыш трансцендентальной <...>редукции Гуссерля. <...> Но я бы сказал, что он не остановился на редукции к имманентности, но развил полную, трансцендентальную

Предпросмотр: Вопросы философии №1 2018.pdf (0,1 Мб)

26

В статье рассматриваются упреки Кристины Лафонт в адрес М. Хайдеггера, который, по ее мнению, не смог сохранить предпосылку единого для всех мира, независимо от того, что мы о нем знаем или не знаем, а также ответы на эти упреки со стороны Хуберта Дрейфуса и других защитников Хайдеггера, а также полемика, развернувшаяся по этому поводу в зарубежных философских журналах. В этой связи формулируются некоторые принципы метода М. Хайдеггера, непонимание или неприятие которых как критиками, так и большинством защитников Хайдеггера и стало поводом для данной полемики.

установки» и выстроил иерархию «перспектив» соответственно степени завершенности феноменологической редукции <...> : 1) естественная установка; 2) установка феноменологической редукции ; 3) установка эйдетической редукции <...> ; 4) установка трансцендентальной редукции .

27

В статье рассматривается основной методологический принцип и содержание современной социальной онтологии, в соответствии с которым ирредукционизм предписывает однозначный онтологический статус социальных объектов, независимость объектов друг от друга и несводимость их друг к другу, аксиоматизацию множественности, единое в качестве локальной конструкции, новое топографическое отношение между «микро» и «макро», «частью» и «целым»

Таким образом, объект занимает место этого колебания между редукцией и антиредукцией. <...> Всякий объект конституируется этой «двойной связью» редукции и антиредукции. <...> Он аксиоматически исключает любую аксиому априорной редукции . <...>Трансцендентальное обозначает структуру самого мира. <...>Трансцендентальная организация одновременна с миром: любая конструкция есть локальность.

28

Жан-Люк Марион – философ эклектичный, причем, как мы увидим, он – мастер весьма неожиданных сочетаний: идей Хайдеггера и Дионисия Ареопагита, современной французской философии и Отцов Церкви. Однако область интересующих его вопросов сформировалась исключительно в постхайдеггеровскую пору европейской философии – главным образом, это проблема конца метафизики, понятой вслед за Хайдеггером как онто-теология, и поиски «иной рациональности». Поиски иного способа мыслить обусловлены в случае Мариона, как нам кажется, стремлением преодолеть недоверие к трансцендентному, боязнь непостижимого, нежелательность встречи с ним, в которых философ видит квинтэссенцию метафизики как особого типа мышления.

основании, которое понимается Марионом не как утверждение о некотором эмпирическом наблюдении, а как трансцендентальный <...> В трансцендентальной философии Канта возможным оказывается то, что согласуется с познавательными способностями <...> В феноменологии Гуссерля созерцание «обрамлено» двумя условиями возможности – горизонтом и трансцендентальным <...> данные-сущие, однако субъект посредством «перцептивных средств» (будь то положение об основании как трансцендентальный <...> Напротив, поскольку смысл редукции состоит в том, что трансцендентальные амбиции ego заключаются в скобки

29

№1 [Вестник Московского университета. Серия 7. Философия, 2014]

Журнал является периодическим научным изданием, старейшим из издаваемых в настоящее время в России философских журналов. В журнале публикуются статьи по различным направлениям философской науки, информация о конференциях и критические рецензии

субъекта, к которому можно прийти в итоге редукции . <...> Все, о чем идет речь после совершения редукции , понимается как результат работы трансцендентального Эго <...> , то, чтобы попасть в такое состояние, необходимо произвести дополнительные действия, «редукцию трансцендентального <...> Образованная моей общностью с Другими трансцендентальная интерсубъективность в качестве трансцендентального <...>Трансцендентальный опыт и трансцендентальная наивность в Картезианских медитациях Эдмунда Гуссерля //

Предпросмотр: Вестник Московского университета. Серия 7. Философия №1 2014.pdf (0,1 Мб)

30

Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ: история, мыслители, проблемы [монография]

М.: Территория будущего

Монография представляет собой первое русскоязычное исследование экзистенциально-феноменологической традиции в психиатрии. Анализируя, с опорой на оригинальные тексты и биографические материалы, основные идеи представителей феноменологической психиатрии и экзистенциального анализа (К. Ясперса, Э. Минковски, В. Э. фон Гебзаттеля, Э. Штрауса, Л. Бинсвангера, М. Босса и др.) и выстраивая панораму их формирования и развития, автор включает рассматриваемую традицию в философский контекст XX века.

Процедура феноменологической редукции . <...> Гуссерль различает две стадии феноменологической редукции : 1) эйдетическая редукция - редукция от единичных <...>Трансцендентальная феноменология связывается Гуссерлем с трансцендентальной редукцией : редукцией психологического <...> Поскольку автор не следует за Гуссерлем по пути трансцендентальной редукции , это солидарность по духу <...> Штраус отрицает возможность трансцендентальной редукции , поэтому говорить о полном заимствовании феноменологической

Предпросмотр: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЯ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ.ИСТОРИЯ,МЫСЛИТЕЛИ,ПРОБЛЕМЫ.pdf (0,7 Мб)

31

Антропогенез является неявным фокусом феноменологической философии, направленной на осуществление генетического анализа трансцендентальной субъективности. Историчность «жизненного мира» последней определяет, что методологическим условием позитивности познания антропогенеза является обращенность к историографическому содержанию. Историография оказывается предметом феноменологического истолкования и средством раскрытия смыслов изначальности.

Деррида, «трансцендентального опыта никаким языком», в феноменологии проблема языка занимает центральное <...> феноменология восприятия брать в расчет философскую деятельность, не обращаясь к чему-то такому, что было бы “редукцией <...> Разве язык не является свидетелем этой дистанции, рефлексии и самой редукции ?» . <...> Основания для такого вывода находятся в том, что «конституирующая жизнь трансцендентальной субъективности <...> Ведь по своему трансцендентально -историческому характеру феноменологическая интенция ретроспективна и

32

Проблема отношения когнитологии и когнитивизма возникает на волне прогресса научного знания в области информации, оказавшего влияние на ситуацию всех, не только естественных, технических, но и гуманитарных наук. Естественно, это влияние оказалось различным и имеет различные теоретические и практические последствия

Совпадение эмпирического и трансцендентального , таким образом, происходит в действительности практического <...> В такой «вещи» также происходит соединение трансцендентального и эмпирического, но эмпирическое здесь <...> Он называет этот процесс трансцендентально -феноменологической редукцией , т.е. методом движения от внешне <...> испытываемого мира ко всеохватывающему, конститутивному абсолютному бытию, т.е. к трансцендентальной <...> Соответственно интенциональный объект играет роль «трансцендентального намека», «направляющей нити» к

33

КАТЕГОРИЯ СВОБОДЫ В ФИЛОСОФИИ М.К. МАМАРДАШВИЛИ

Целью данной работы является рассмотрение категории свободы в творчестве М.К. Мамардашвили. В задачу исследователя здесь входит анализ философских текстов, в которых автором осуществляется попытка определения данного феномена. Известно, что Мамардашвили не был вполне оригинальным, опираясь на тексты предшественников (прежде всего – Декарта, Канта); в частности, это проявляется и в определении им свободы как необходимости. Но при этом философ дает собственную, уникальную трактовку понятию свободы, существующему в философской традиции. КАТЕГОРИЯ СВОБОДЫ В ФИЛОСОФИИ М.К. МАМАРДАШВИЛИ // Антропологія права: філософський та юридичний виміри (стан,проблеми, перспективи) : Статті учасників Міжнародного «круглого столу» (м. Львів, 3-5 грудня 2010 року). − Львів: Галицький друкар,2010 - С. 244-254. -http://law.lnu.edu.ua/uploads/media/Antropologija_prava_zbirka_statei_VI.pdf

Проистекающее из необходимости себя, требует свободы сознания, а с другой стороны − его очищения, редукции <...> Таким образом, в роли законодателя изначально выступает не эмпирический, а трансцендентальный субъект <...> И этот акт «феноменологической редукции », в рамках которого самоопределяется человек как личность, обладающая <...> Эмпирический субъект при этом оставляется «за скобками», а самоопределяется только трансцендентальный <...> Но речь идет уже о трансцендентальном субъекте, а не об эмпирическом.

Предпросмотр: КАТЕГОРИЯ СВОБОДЫ В ФИЛОСОФИИ М.К. МАМАРДАШВИЛИ.pdf (0,5 Мб)

34

Методологические проблемы современного гуманитарного познания учеб. пособие

М.: ФЛИНТА

В учебном пособии рассматриваются некоторые методологические проблемы, появившиеся в гуманитарной науке к концу XX века в связи с кризисом классической рациональности и происходящими в мире цивилизационными изменениями. Пособие включает элементы монографического исследования и написано на основе курса лекций по методологии гуманитарной науки и по истории и философии науки, которые автор читал в течение ряда лет в Тюменском государственном университете. Оно представляет собою существенную переработку вышедшего ранее пособия «Логика и методология науки. Современное гуманитарное познание и его перспективы».

Трансцендентальная редукция . <...> методов: эйдетической и трансцендентальной редукций , тесно связанных друг с другом, но дающих разные <...> Результатом редукции становится трансцендентальная позиция исследователя, позволяющая ему непосредственно <...> Понятие редукции . Феноменологическая редукция . Эйдетическая редукция . Трансцендентальная редукция . <...> методов: эйдетической и трансцендентальной редукций , тесно связанных друг с другом, но дающих разные

Предпросмотр: Методологические проблемы современного гуманитарного познания.pdf (1,6 Мб)

35

В статье рассмотрены с позиций феноменологического подхода к праву взгляды философа А. Райнаха (1883-1917). Проведенное исследование взглядов А. Райнаха позволяет обнаружить наличие в теории априорных оснований права научного потенциала, который может быть реализован при творческом переосмыслении его идей в рамках современного постклассического понимания правовых феноменов.

Райнаха как трансцендентальную феноменологию права. Такого мнения, в частности придерживаются М.В. <...> для трансцендентальной феноменологии. <...> Гуссерля (КонрадМарциусом, Гейгером, Ингарденом) не принял идей трансцендентальной феноменологии, но <...> Поэтому, весь ход рассуждений А.Райнаха – это попытка редукции не всего жизненного мира, а только его <...> Неполнота феноменологической редукции приводит А.

36

Социальная гетерология учеб. пособие

Издательство Уральского университета

В учебном пособии освещаются принципы и методы гетерологии, ее основные методологические и теоретические проблемы, ее эвристические возможности для современной философии и науки, а также обосновывается концепция дифференциальной социальной социальности. Книга адресована преподавателям, аспирантам, студентам, а также всем, кто интересуется проблемами современной философии

трансцендентальное поле». <...> В этом смысле она описывается как «трансцендентальное поле». <...> Вот почему процесс редукции или идентификации никогда не завершается: различия возвращаются и создают <...> Конечно, этими тремя разновидностями редукции не конструктивизм и т. д.). <...> Конечно, этими тремя разновидностями редукции не конструктивизм и т. д.).

Предпросмотр: Социальная гетерология.pdf (1,1 Мб)

37

Работа посвящена выделению принципа социального бытия, т. е. принципа единения участников некоторого сообщества и принуждения их к взаимному поддержанию единства в различных отношениях/взаимодействиях. Данный подход, на взгляд автора, позволяет не только отказаться от бесперспективного поиска «субстанции» социума, но и упорядочить предметную область социального в отличие от феноменов общества и общения, политической и экономической областей, языковой коммуникации

Другими словами, социальный индивид призван свободой морального бытия и в своем трансцендентальном опыте <...> Взятая в чисто знаковом виде (с учетом эйдетической редукции и снятия эмпирической обусловленности), <...> В этих словообозначениях результатов феноменологической редукции (мы не усматриваем здесь именования, <...> Это единство и есть живое настоящее в отличие от трансцендентального бытия, которое в своей чистоте для <...> между внутренним и внешним темпорализация является сразу и властью и границей феноменологической редукции

38

М.: ПРОМЕДИА

Статья посвящена рассмотрению феноменологии как методологической основы изучения различных аспектов повседневности. Автором анализируется понятие "жизненный мир" как одно из основных понятий феноменологии Гуссерля. Гуссерль развил идею "жизненного мира", мира нашей обычной повседневной деятельности и здравого смысла. В то же время непризнаваемая реальность жизненного мира является основой и матрицей всякой научной деятельности. Феноменология как философское направление, возникнув в начале XX в., плодотворно развивалась и стала междисциплинарной гуманитарной методологией.

к трансцендентальному миру. <...> Таким образом, трансцендентальная феноменология есть описание сущностных структур конституирования мира <...> в трансцендентальной субъективности. <...> в своей статье «Жизненный мир» пишет: «В феноменологической установке (благодаря феноменологической редукции <...>Редукция (эпохэ+), благодаря которой жизненный мир становится предметом исследования, проводится относительно

39

№2 [Вопросы философии, 2017]

"Вопросы философии" - академическое научное издание, центральный философский журнал в России. В журнале обсуждаются проблемы судеб российской культуры, вопросы российской ментальности, становления гражданского общества в России, общие проблемы философии истории, политической философии, философии права.

Ришир радикализирует гуссерлевскую феноменологическую редукцию , вводя “гиперболическую редукцию ”, которая <...>Трансцендентальное поле, открытое “как если бы” редукции , имеет характер симуляции, поскольку порождено <...> симулякром трансцендентального cogito, утверждает Ришир ; пускай трансцендентальная <...> Понятие “трансцендентальной видимости” (Schein) появляется в начале “Трансцендентальной диалектики”: <...> языка вне трансцендентального поля, обеспечиваемого редукцией .

Предпросмотр: Вопросы философии №2 2017.pdf (0,5 Мб)

40

В статье анализируется преобразование метафизики, осуществленное в творчестве М.К. Мамардашвили. Отмечается, что философия у него представлена как философствование - духовное познание. Устанавливается понимание им трансцендентальной философии Канта, феноменологии Гуссерля и экзистенциально-фундаментальной онтологии М. Хайдеггера. Метафизика у Мамардашвили предстает не как учение о мире, а как созидающая деятельность трансцендирования, формирующая моральное существо.

Мораль, подчеркивает Мамардашвили, трансцендентальна , ибо ее нет как устоявшегося факта эмпирического <...> слои феномена, которые хотел исследовать Гуссерль, а те, которые последний “сбрасывал” в результате редукции <...> Маргвелашвили, философ стремился через редукцию индивидуального «дойти до Абсолюта, до трансцендентального <...> В результате не получаем ли мы некий «трансцендентальный платонизм». В чем же его специфика? <...> В ее основе - идеи Канта и Гуссерля, философия трансцендентальная и феноменологическая.

41

№2 [Вопросы философии, 2018]

"Вопросы философии" - академическое научное издание, центральный философский журнал в России. В журнале обсуждаются проблемы судеб российской культуры, вопросы российской ментальности, становления гражданского общества в России, общие проблемы философии истории, политической философии, философии права.

Даже феноменологу трансцендентальной направленности, поскольку он сам не трансцендентальный субъект, <...> В феноменологии – идея трансцендентально -феноменологической редукции , эпохе, задача которой состоит в <...> методы, трансцендентальный опыт, восходящая шкала анализа. <...> в трансцендентальной феноменологии Э. <...>редукция : в скобки заключается всё множественное в содержании сознания; после этого предметом трансцендентального

Предпросмотр: Вопросы философии №2 2018.pdf (0,1 Мб)

42

Мишель Анри – влиятельный французский феноменолог, философия которого до сих пор мало представлена и изучена в России. В первую очередь этот автор известен своими исследованиями по феноменологии жизни и аффективности, а также анализом абстрактной живописи. В данной статье предпринята попытка обосновать взаимосвязанность эпистемологических и эстетических размышлений философа. В частности, показывается, что эпистемологическим следствием проекта неинтенциональной феноменологии М. Анри является эстетизация смысла. Истоком всякого смысла в философии Анри является прафеномен жизни, который носит исключительно аффективный характер. Интенциональное смыслонаделение, описанное Эдмундом Гуссерлем, не способно, с точки зрения Анри, без искажений воспринять подобные аффективные смыслы. В результате сам процесс смыслонаделения неизбежно переходит в область аффективного. Тезис автора статьи состоит в том, что наиболее аффективно наполненным опытом, который позволяет установить соответствие между внутренним переживанием и внешним выражением, становится именно эстетический опыт. Как следствие, именно он оказывается средоточием смысла в философском проекте Анри. В первой части статьи раскрывается суть неинтенционального подхода Анри; согласно данному подходу, активный сознательный субъект вытесняется пассивным и аффицированным внутренней жизнью. Во второй части дается более детальное описание прафеномена жизни, которому Анри отводит ключевое место в своей философии. В заключительной части автор обращается к эстетическому наследию Анри и показывает, что эстетический опыт в рамках феноменологии Анри оказывается наиболее полным в смысловом отношении.

До него феноменология традиционно считалась «трансцендентальной эгологией», причем как в позитивном ключе <...> Поэтому для обнаружения искомого самоявления явления Анри ищет такую радикальную редукцию , которая бы <...> Что же обнаруживает Анри в результате такой редукции ? <...> Таким образом, искусство живописи дает Анри такой же доступ к феномену жизни, как и радикальная редукция <...> Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология.

43

феноменологи, как и лингвисты, анализируя сознание, обращают особое внимание на те его акты, которые участвуют в конституировании значения. Однако язык рассматривается ими как средство выражения логического содержания, т.е. в контексте его способности быть носителем преимущественно идеальных значений. Тем не менее точки соприкосновения в направлениях исследований лингвистов-когнитологов и феноменологов все же имеются. Роль феноменологии в том, что она призвана вскрыть и описать те инвариантные структуры сознания, которые лежат в основе познавательной, а следовательно, и практической деятельности человека

151 Научные cообщения УДК 130.121 ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕДУКЦИЯ И СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ЯДРО ЗНАЧЕНИЯ С. А. <...> Для этого следует предварительно освободиться с помощью метода редукции от пространственно-временной <...> Если провести феноменологическую редукцию и абстрагироваться от специфических и субъективных компонентов <...>Трансцендентальный солипсизм, на котором основана интерсубъективность, «не позволил Гуссерлю понять истинное <...> В трансцендентальной феноменологии естественный язык так и не приобрел статуса самостоятельного объекта

44

в статье рассматривается историко-философский процесс становления новой, социальной герменевтики, ее основных установок и понятий. В центре внимания такие направления, повлиявшие на формирование социальной герменевтики, как американский символический интеракционизм, понимающая социология М. Вебера и социальная феноменология А. Шюца и его последователей. Раскрываются принципиальные отличия социальной герменевтики от классической (текстовой) герменевтики

Гуссерля, создателя трансцендентальной феноменологии. <...> «феноменологической редукцией ». <...> Гуссерль выводит в установке феноменологической редукции . <...> Гуссерлевская идея феноменологической редукции необходима для А. <...> Шюц, можно обнаружить лишь в установке феноменологической редукции .

45

Применение методов аналитической философии и феноменологии позволяет уточнять соотношение субъективного и объективного в онтологическом статусе сознания. Однако процесс такого уточнения не может быть завершен и приводит к бесконечному регрессу на пути совершенствования понятий и интерпретации соответствующих им феноменов. Это связано с тем, что феноменология есть в основном взгляд «от первого лица», тогда как аналитическая философия - взгляд «от третьего лица». Это противоречие может быть снято только путем синтеза.

Автор обращается к проблеме выбора как смысловой интерпретации содержания категории свободы. В работе предпринята разработка новой теоретической модели выбора как феномена: поиск социального идеала выбора в современных условиях и его реализация.

Гуссерль различал три типа редукции : психологический, эйдетический и трансцендентальный . <...> В связи с этим Гуссерль поясняет, что "после введения расширенной редукции , редукции к феноменологически <...> Это личностный (экзистенциальный) выбор, который соотносится с трансцендентальной редукцией , цель которой <...> Необходимость трансцендентальной проблематики и, соответственно, перехода к трансцендентально -феноменологической <...>редукции объясняется способом бытия субъективности, "я".

Предпросмотр: Свобода, которую мы выбираем.pdf (0,6 Мб)

47

Философия учеб. пособие

"В учебном пособии, подготовленном коллективом кафедры философии ЯрГУ им. П. Г. Демидова при участии ученых из других вузов г. Ярославля, излагаются наиболее сложные для изучения и недостаточно четко представленные в имеющихся учебных и учебно-методических изданиях темы систематического курса философии для вузов. Авторы делают новые смысловые акценты, предлагают собственные, порой дискуссионные подходы к раскрытию многих традиционных тем из разных областей предметного поля философии: онтологии, гносеологии, антропологии, философии истории, философии культуры. Учебное издание предназначено для студентов, обучающихся по всем специальностям (дисциплина ""Философия"", блок ГСЭ), очной и очно-заочной форм обучения. Может быть полезным преподавателям философии, аспирантам, магистрантам вузов. "

Феноменологическая установка достигается с помощью метода редукции , который включает в себя: эйдетическую <...> его организации, воздержание от любых суждений о реальном бытии и сознании, и трансцендентальную редукцию <...> Именно такова трансцендентальная схема" (8; 123). <...> искусстве и в точных науках побудил его к широким обобщениям и к открытию метода феноменологической редукции <...> Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология.

Предпросмотр: Философия Учебное пособие.pdf (0,8 Мб)

48

Рассматривается книга известного историка-эллиниста Пола Вена "Фуко: его мысль и характер", в которой он позиционирует М. Фуко как скептика.

«Кусочек эмпирического исследования, небольшой фрагмент истории имеют право бросить вызов трансцендентальному <...> Скептицизм - это императивный отказ от редукции различий, который одновременно и направляет работу по <...> знания, описываемые Фуко, не являются ни отношениями тождества или идентификации (это предполагало бы редукцию <...> не может быть единственным, а его универсальная форма, предполагающая строгую редукцию и нейтрализацию <...> «Кантовскому и гуссерлевскому представлению о трансцендентальном истоке мысли Фуко противопоставляет

49

Анализ современных подходов к решению проблемы раскола двух культур (естественно-научной и гуманитарной) и построению единой науки. Обосновывается тезис о том, что главным препятствием на пути конструктивного продвижения в этом направлении является продолжающаяся неясность с вопросом о гносеологическом статусе и методологической роли редукции в научном познании.

Нагель, редукция , редукционизм. V.G. B o r z e n k o v. <...> разрабатываемых философами в русле эмпиризма, платонизма, априоризма и т.д., наиболее убедительным является трансцендентальный <...>Трансцендентальная философия задает некие рамки, в которых все эти результаты можно обсуждать. <...> Разумеется, сторонникам концепции редукции было ясно, что реальный процесс редукции биологии к физике <...> Но из истории физики мы знаем, что тем не менее такая редукция была успешно осуществлена.

50

№5 [Философские науки, 2019]

В журнале публикуются статьи отечественных и зарубежных специалистов в области истории и философии науки, культурологии, религиоведения, политологии, глобализации, конфликтологии, философии права, терроризма, философии преступности, философии непознанного, психологии, виртуалистики, эзотерики, универсальной истории, образования, философии для детей. Журнал включен в перечень изданий, публикации в которых обязательны для защиты диссертаций. Журнал включен в «Реферативный журнал» и в базы данных ВИНИТИ РАН. Сведения о журнале ежегодно публикуются в международной справочной системе по периодическим и продолжающимся изданиям «Ulrich’s Periodicals Directory».

На этапе феноменологической редукции совершается методологическое переключение фокуса, исключающее из <...> Феноменологическая редукция предполагает перенос внимания и «взгляд» на собственный опыт. <...> Если в трансцендентальной феноменологии редукция понимается описанным способом, то в аналитической традиции <...> Так редукция может рассматриваться как процедура референции без привязки к условиям верификации содержания <...> Таким образом, феноменологическая редукция в семантической интерпретации Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ»

Предпросмотр: Философские науки №5 2019.pdf (1,4 Мб)

Данный термин употребляется в разных науках. Дословно редукция - это сведение, приведение обратно, возведение.

Интерпретация рассматриваемого понятия в зависимости от науки

В рамках математики, логики редукция - это специальный логико-методологический прием, позволяющий свести сложное к простому.

В астрономии, геодезии - процесс приведения результатов наблюдений, изменений из одной системы отсчета в другую посредством введения ряда поправок, детерминированных влиянием определенных причин. Последние внедряются ввиду того, что выполнение угловых измерений осуществляется для визирных целей. Их вертикальные оси не совпадают с имеющимися центрами пунктов. Вышеупомянутую поправку вводят в такие измерения, которые выполнены на смежном пункте.

В химии редукция - это раскисление, т. е. противоположный окислению процесс. Иначе говоря, процесс восстановления из оксида.

В такой науке, как биология, рассматриваемое понятие - это развитие, которое ведет к упрощению внутреннего строения организма.

В технике редукция - это уменьшение, сокращение силы движения либо напряжения.

В рамках социологии рассматриваемый термин означает теоретических подход, суть которого заключается в обосновании социального поведения с точки зрения психологии и физиологии.

Также редукция - это (в русском языке) ослабление в безударном положении звучания гласных.

Рассматриваемое понятие может быть интерпретировано и как отчуждение у аристократии коронных земель, которое проводилось королевской властью ряда европейских государств (XVI-XVII вв.).

Редукцией также называют парагвайские поселения индейцев, непосредственно управляемые Иезуитским орденом.

Редукция гласных

Известно, что это изменение гласного звука в слабой позиции (безударной). Редукция гласных может быть качественной и количественной. В первом случае происходит кардинальная перемена звука в безударном положении, меняются его качественные характеристики. Так, качественная редукция гласных наблюдается в изменении таких звуков, как [о], [е], [а].

Во втором случае затрагивается лишь длительность произношения (укорачивание звука), при этом основные характеристики не изменяются, ввиду чего даже в безударной позиции произносимый звук всегда узнаваем. Количественная редукция гласных в русском языке наблюдается в произношении таких звуков, как [и], [у], [й].

Степени редукции

Рассматриваемый процесс зависит от положения безударного слога, в котором употреблен звук. Итак, в первом предударном, неприкрытом слоге или сочетании гласных степень их изменения значительно меньше, чем в иных безударных слогах.

Таким образом, русские гласные, которые подвержены качественной редукции, имеют 2 степени. Как уже известно, 1-я степень - изменение гласных либо в первом предударном слоге, либо в неприкрытом, либо в сочетании гласных, а 2-я - это их изменение в последующих слогах - предударных, заударных.

Произношение редуцированных гласных в зависимости от твердости/мягкости предшествующего согласного

Редукция в словах весна, батрак, шестой, пятак, вода, летать и пр . одинаковая, то есть под ударением это один и тот же звук, несмотря на то, что, по сути, звуки разные.

Совсем недавно литературной нормой произношения считалась так называемая экающая (было необходимым употребление таких звуков, которые имели э-образный призвук, как между буквами и и э ). Нормой было произношение звуков, приближенных к [ы] и [и], в безударном положении на месте ударных е .

Известно, что после твердых согласных, согалсно правилам, произносятся следующие звуки:

  • [а] (молоко [малако́]);
  • [ы] (мыловар [мылава́р], желтеть [жылт"э́т"], живот [жыво́т], лошадей [лашыд"э́й"]).

После мягких - звуки:

  • [и] (миры [м"иры́], лежать [л"ижа́т"], часы [ч"исы́]);
  • [у] (любить [л"уб"и́т"]).

Из вышеперечисленных примеров видно, что один и тот же безударный гласный звук может быть отображен на письме различными буквами, а именно:

  • [а] - буквами о (к примеру, постель [пас"т"э́л"]) и а (например, жара [жара́];
  • [и] - буквами е (например, медок [м"идо́к]), я (к примеру, ряды [р"иды́]), и (например, пистон [п"исто́н]), а (к примеру, часок [ч"исо́к]);
  • [у] - буквами ю (например, бюро [б"уро́]) и у (к примеру, пустой [пусто́й"]);
  • [ы] - буквами и (например, жизнь [жыз"н"]), ы (к примеру, мыслитель [мысл"и́т"ил"]), а (например, жалеть [жыл"э́т"].

Все вышесказанное касаемо соответствия безударных гласных и букв, их обозначающих, для удобства можно представить в виде таблицы.

Русская лингвистика

Эта наука представлена следующими разделами, которые изучают современный литературный язык:

  • лексикология;
  • морфология;
  • фонетика;
  • морфемика и словообразование;
  • синтаксис.

Важно отметить, что графика, орфография, как правило, самостоятельно не изучаются. Так, первая включена в раздел фонетики, а вторая - словообразования, фонетики, морфологии.

Такой раздел, как стилистика, изучается на уроках развития речи, а пунктуация - при изучении синтаксиса.

Объект изучения лингвистики

Ее разделы описывают язык разносторонне, ввиду чего имеют самостоятельные объекты:

  • фонетика - звучащая речь;
  • словообразование - производность языковой единицы;
  • морфология - слова в качестве частей речи ;
  • морфемика - состав языковой единицы;
  • лексикология - словарный состав знаковой системы;
  • синтаксис - предложения, словосочетания.

Синтаксис в совокупности с морфологией образует грамматику.

Рассматриваемый в данной статье лингвистический термин относится к разделу фонетики.

Безударные гласные

Как уже упоминалось ранее, в безударном положении гласные произносятся более кратко, с меньшей мускульной напряженностью органов речи, чем под ударением. Данный процесс в рамках лингвистики называется редукцией. Итак, гласные в безударном положении изменяют свое качество и тем самым произносятся не так, как ударные.

В нашем языке в безударной позиции различаются всего 4 гласных звука: [у], [и], [а], [ы]. Они отличаются, с точки зрения произношения, от соответствующих им ударных. Эти звуки не только короче, но и имеют несколько иной тембр, что вызвано меньшей мускульной напряженностью в ходе произношения, следствием чего выступает смещение органов речи к положению покоя (нейтральному положению). В связи с этим их обозначение посредством тех же самых транскрипционных знаков, как и у ударных гласных, в известной степени условно.

Английский язык: редукция

Для правильного произношения английских слов стоит запомнить, что их недопустимо произносить в отдельности. Английская речь достаточно плавно звучит, что достигается с помощью специальных законов произношения отдельно взятых английских слов в общем потоке речи - редукции, связки звуков. Так, редукция в английском языке - это утрата некоторыми гласными звуками своей сильной формы либо полное их выпадение из слов.

В английском ударными и безударными могут быть и слоги в слове, и сами слова внутри предложения. Некоторые лексические единицы звучат достаточно сильно, ввиду чего являются знаменательными, другие - безударно, они - служебные. Естественная редукция либо выпадение отдельно взятых звуков происходит в безударных словах, так как в них звуки также звучат слабо.

Если обратиться к словарю (раздел транскрипции) служебных слов: артиклей, союзов, предлогов, то можно заметить, что там представлены 2 их варианта: слабая и сильная форма. Именно первая, как правило, звучит в английской речи, так как служебные слова в предложениях выступают безударными. Точно такая же картина наблюдается и с местоимениями, вспомогательными, модальными глаголами, ввиду того, что они достаточно часто выполняют вспомогательную, служебную функцию и тем самым являются безударными.

Для сравнения можно привести следующие примеры:


Разновидности редукции в английском языке

Так же, как и в русском языке, в английском рассматриваемый лингвистический термин может подразделяться на следующие виды:

1. Количественная редукция. При ней звук утрачивает долготу, к примеру:

  • заменяется [u];
  • переходит в [i].

2. Качественная редукция (примеры приведены ранее и чуть ниже). Звучание существенно меняется:

  • [ɑ:] переходит в [ə];
  • [ʌ] меняется на [ə];
  • [æ]заменяется [ ə];
  • [ʊ] переходит в [ə].

3. Нулевая редукция. Происходит полное выпадение звука, к примеру: she is - [ʃi ɪz] (She is a good girl [ʃi z ə ɡʊd ɡɜːl]).

Таким образом, подытожив, можно сказать, что редукция в языке (и английском, и в русском) выступает лингвистическим термином и подразделяется на качественную и количественную. Это законы произношения.

Редукция с точки зрения философии

Это ее главный феноменологический метод. Его понимание, по мнению Э. Гуссерля, влияет на осознание всей феноменологии в целом. Этот немецкий философ считал, что она выступает труднейшей задачей философии, которая в результате определяет и подлинность существующей философской рефлексии, и смысл самой человеческой жизни.

Ее трудности связаны, во-первых, с противоестественностью. Если рассматривать ситуацию с обычной естественной установкой, характерной для повседневного, научного опыта, то она осуществляется в согласии с гипотетическими примышлениями. Феноменологическая же (достигаемая посредством редукции) выступает полной противоположностью природе.

В связи с этим можно говорить, что редукция не отрицает мир, она представляет собой радикальное сведение существующего сознания до уровня «самого себя» (к изначальным данностям человека). Таким образом, мир не становится менее существующим, он только переходит в его феномен. Так называемый режим редукции допускает исключительно ноэтически-ноэматические структуры сознания. Однако это весьма трудноосуществимо, ввиду того, что люди привыкли видеть лишь объективное. Еще сложнее его обратить вовнутрь, вместе с присутствующими бесконечными препятствиями в виде привычек эмпирически-субъективистского, объективистского мышления.

Три типа редукции по Гуссерлю

Он выделял:

  • психологическую;
  • трансцендентальную;
  • эйдетическую редукцию.

Каждому из вышеперечисленных типов соответствует специфический уровень феноменологического исследования. Так, психологическая редукция охватывает область дескриптивной феноменологии, трансцендентальная - универсальной трансцендентальной, а эйдетическая - сущностной.

Психологическая редукция

Суть - возвращение к собственному опыту либо к «чистым» показателям психологического самоисследования. Субъект сразу сталкивается с таким трудным обстоятельством, как переплетение его психологической стороны жизни с информацией «внешнего» опыта, что обусловливает первое внепсихической реальностью.

Реальность, воспринятая извне, принадлежит к особому интенциональному сознанию, несмотря на то, что к последнему относится само восприятие человеком своей внешней реальности. Именно отсюда появляется необходимость проведения эпохе (воздержание от суждений). Так, феноменолог исключает любую объективную установку вместе со всеми суждениями касательно объективного мира. В результате остается лишь опыт в виде интуитивной самоданности: отдельно взятого дерева, дома, мира в целом (опыт - суть предмета).

Стадии психологической редукции:

  1. Систематическое, радикальное эпохе во главе всякой объективной точки зрения в рамках опыта, которое практикуется при рассмотрении отдельно взятых объектов и установки сознания в целом.
  2. Опытное усмотрение, описание, анализ разного рода «явлений»: здесь суть - уже «смысловые единства», а не «объекты». Само по себе феноменологическое описание формируется из характеристики ноэматических предметностей и поэтических актов.

Эйдетическая редукция

Метод идеации дает возможность исследователю относиться категориально к фактическим аспектам феноменов, другими словами, рассматривать их как «примеры» их инвариантной «сущности». Так, феноменолог для исследования априорных форм явлений отвлекается от их частных форм. Во всей общности ноэтических актов интересуют его лишь неизменные структуры, которые необходимо усмотреть, так как без них невозможно ни одно восприятие.

Итак, если первый тип редукции оголяет феномены внутреннего опыта, то второй - схватывает его сущностные формы. Стоит учесть, что рассматриваемая феноменология, которая эмпирически опирается на дескриптивную, вместе с тем априорно детерминирует ее, ввиду чего генетический постфактум оказывается логическим приусом.

Трансцендентальная редукция

Она выступает самым глубоким, а значит, и трудным этапом всей процедуры. Здесь эпохе производится над эйдетической и дескриптивной феноменологией. Это обусловлено тем, что они еще имеют корни в реалиях психического мира.

Когда феноменолог осуществляет эпохе и над существующей психической субъективностью, то ему открывается область, которая никак не связана с объективным миром и которая выступает самоданностью чистой субъективности, выраженной формулой «Я есмь».

Трансцендентальная редукция очищает сознание до абсолютной субъективности, которая конструирует мир. Согласно Гуссерлю, структура данной субъективности трехчленна: ego, cogito, cogitatum. Иначе говоря, трансцендентальное «Я», первоначальные ноэтические акты, их ноэматические референты.

В общих чертах значимость рассматриваемого понятия для феноменологии обусловлена тем, что редукция лежит в основе феноменологического метода и кардинально меняет традиционные философские представления и наивного реализма, и субъективного идеализма относительно взаимоотношения сознания и природы.

Наряду с эпохе, в качестве дальнейшего методического шага, Гуссерль приводит трансцендентальную редукцию. Чтобы понять ее значение в достаточной степени, необходи­мо связать гуссерлевское требование абсолютной обоснованности с критикой психологизма. Первый ее критический пункт направлялся против такого опыта обоснования, в кᴏᴛᴏᴩом на сознание или мышление в его реальной последо­вательности ссылаются как на основу. Эпохе принуждает к радикализации ϶ᴛᴏй идеи тем способом, что и эмпирически-телесные компоненты всякого сознания должны быть выне­сены за скобки. Ибо суждения о собственной телесной реальности человека представляют собой точно такие же бытийные установления, как и суждения о какой-либо вещ­ной реальности. Материал опубликован на http://сайт
Трансцендентальная редукция должна при­вести к "чистому сознанию", кᴏᴛᴏᴩому уже не приписывается никаких эмпирических компонентов.

Мотив для подобной конструкции очевиден. Несмотря на ϶ᴛᴏ, разумеется, остаются вопросы о том, как достичь такого "чистого сознания" и в каком еще смысле оно может воспри­ниматься. Путь к нему Гуссерль характеризует посредством критерия "адекватной данности". Весьма разветвленные гуссерлевские размышления можно привести к единому знаме­нателю при помощи одного мыслительного эксперимента. В случае если попытаться дать общую характеристику переживания сознания в сравнении с реальной вещью, то обнаружится основополагающее различие: реальная вещь дана только в некᴏᴛᴏᴩой перспективе. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ϲʙᴏим смыслом, она никогда не сможет прийти к совершенной данности в одном акте. Иначе с сознанием, кᴏᴛᴏᴩое в рефлексии делает темой самое себя в ϲʙᴏем продуктивном характере и в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ϲʙᴏими конститутивными моментами. Отно­сительно ϶ᴛᴏй саморефлексии, согласно Гуссерлю, можно говорить об адекватной данности, т.к. в ϶ᴛᴏм рефлексирую­щем самое себя акте соразмерная сознанию данность совпа­дает с подлинным характером бытия.

Данная конструкция Гуссерля не будет беспроблемной и порождает некᴏᴛᴏᴩые затруднения, поскольку в ϶ᴛᴏм тематизирующем себя акте Гуссерль надеется обнаружить абсолютную данность сознания в противоположность реальной вещи, в бытии кᴏᴛᴏᴩой мы не можем быть уверены полнос­тью. Гуссерль осознает трудность ϲʙᴏих размышлений, и по϶ᴛᴏму он ищет различные пути к феноменологической редукции. Специфический смысл трансцендентальной реду­кции можно прояснить наилучшим образом, изменив поста­новку вопроса касательно объективности. На переднем пла­не стоял возникший в Логических исследованиях вопрос: каким образом объективность основанного на опыте убежде­ния может быть теоретически установлена. Трансцендента­льная редукция направляет интерес на то, как в пережива­нии сознания порождается объективность. В сознании ϶ᴛᴏт характер продуктивности (Leistungscharakter) выдвигается в поле зрения. Феноменологическая рефлексия призвана удостоверить ϶ᴛᴏт характер на фундаменте, кᴏᴛᴏᴩый более ни к чему не ϲʙᴏдим н любому познавательному акту необхо­димым образом предпосылаем. Возможность познания при­вязывается к интенционально ""действующей" жизни созна­ния. Отныне наряду с характером интенциональности имеет место равнозначный характер конституции. С идеей консти­туирующей деятельности сознания Гуссерль сформулировал центральную тему трансцендентальной феноменологии.