Десять знаменитых дуэлей. Дуэль: история зарождения

У Пушкина было много дуэлей. Вызовов на дуэли еще больше, аж 30!
К счастью, не все дуэли состоялись. Александр Сергеевич Пушкин был отменным стрелком, но в то время этого было мало. Дуэльные пистолеты специально покупались новыми и никогда не пристреливались. Это делало даже опытного стрелка равным тому кто первый раз держит пистолет в руках и способен лишь навести его в сторону противника (

Время дуэлей Пушкин он ни разу не пролил кровь противника (кроме последнего поединка) и никогда не стрелял первым. Дуэли - это странная черта в Пушкине.

Не злой по натуре человек, он вдруг, без видимых причин, начинал проявлять назойливую задиристость. Часто вел себя вызывающе. Были у полиции особые списки, в которые включались люди, не совсем удобные для общественного спокойствия. В списках этих было и имя Александра Пушкина. И отнюдь не в вольнодумии и прочих высоких материях обвинялся он тут - был в этих списках на одном из почетных мест в качестве карточного понтера и дуэлянта.

Пушкин был большим мастером пистолета, и не боялся бросать вызов любым соперникам. Как мы помним по "граненому стволу" из его "энциклопедии русской жизни" - "Евгения Онегина" - пистолет начала 19 века был оружием сложным и разносторонним.

После первого выстрела, вероятность попадания при котором была крайне мала, пистолет ввиду долгой перезарядки не мог более использоваться в бою, как огнестрельное оружие.

1. 1816 год. Пушкин вызвал на дуэль Павла Ганнибала, родного дядю.
Причина: Павел отбил у молодого 17-летнего Пушкина дaмy на балу (далеко не красавицу) . Итог: Дуэль отменена.

Хоть ты, Саша, среди бала
Вызвал Павла Ганнибала,
Но, ей Богу, Ганнибал
Не подгадит ссорой бал! (С) Ганнибал

2. 1817 год. Пушкин вызвал на дуэль Петра Каверина, своего друга.
Причина: сочиненные Кавериным шутливые стихи. Итог: Дуэль отменена.

3. 1819 год. Пушкин вызвал на дуэль поэта Кондратия Рылеева.
Причина: Рылеев пересказал на светском салоне шутку Толстого про Пушкина. Будто бы его высекли в тайной канцелярии. Итог: Дуэль не состоялась.

4. 1819 год. Пушкин вызвал на дуэль и графа Федора Толстого.
Причина: Шутка что пушкина высекли в тайной канцелярии. Дуэлянты обменялись едкими эпиграммами, но у барье-ра так и не встретились. Кстати судьба Толстого (большого счастливого дуэлянта) уникальна и с мистикой. Пушкин с ним даже подружился. Ниже пост о нем, его мистической судьбе и Пушкине, рекомендую. Итог: Дуэль не состоялась.

5/ 1. 1819 год. Пушкина вызвал на дуэль его друг Вильгельм Кюхельбекер.
Причина: шутливые стихи про Кюхельбекера, а именно, пассаж "кюхельбекерно и тошно". Итог: Вильгельм в Пушкина выстрелил, а Пушкин в Вильгельма нет.

6. 1819 год. Пушкин вызвал на дуэль Модеста Корфа, служащего из министерства юстиции.
Причина: слуга Пушкина приставал пьяным к слуге Корфа, и тот его избил. Итог: Дуэль отменена.

7. 1819 год. Пушкин вызвал на дуэль майора Денисевича.
Причина: Пушкин вызывающе вел себя в театре, крича на артистов, и Денисевич сделал ему замечание. Итог: Дуэль отменена.

8. 1820 год. Пушкин вызвал на дуэль Федора Орлова и Алексея Алексеева.
Причина: Орлов и Алексеев сделали Пушкину замечание за то, что тот пытался в пьяном виде играть в бильярд и мешал окружающим. Итог: Дуэль отменена примирением сторон.

9. 1820? год. Дуэль с неизвестным греком.
Причина: кишиневского грека (его фамилия не сохранилась) Пушкин вызвал на дуэль т.к. тот удивился, как мог Пушкин не знать какую--то книгу, о которой случайно зашла речь. Итог: Дуэль не состоялась.

10. 1821 год. Пушкин вызвал на дуэль на саблях офицера французской службы Дегильи.
Причина: ссора с невыясненными обстоятельствами. Итог: Дуэль не состоялась Дегильи отказался.

11 / 2. 1822 год. Пушкина вызвал на дуэль подполковник Семен Старов.
Причина: не поделили ресторанный оркестр при казино, где оба предавались азартной игре. Итог: стрелялись, но оба промахнулись.

12. 1822 год. Пушкин вызвал на дуэль 65 летнего статского советника Ивана Ланова.
Причина: ссора во время праздничного обеда. Ланов назвал поэта молокососом, а в ответ получил от Пушкина звание винососа и вызов на дуэль. Итог: Дуэль отменена, Пушкина посадили под арест.

13 / 3. 1822 год. Пушкин вызвал на дуэль молдавского вельможу Тодора Балша, хозяина дома, где он гостил в Молдавии.
Причина: Пушкину недостаточно учтиво ответила Мария на некий вопрос супруга Балша. Итог: стрелялись, но оба промахнулись.

14. 1822 год. Пушкин вызывает на дуэль бессарабского помещика Скартла Прункуло.
Причина: Тот был в качестве секунданта на дуэли, где Пушкин был так же секундантом, и oни не договорились о правилах дуэли.
Итог: Дуэль отменена.

15. 1822 год. Пушкин вызывает на дуэль Северина Потоцкого.
Причина: дискуссия за обеденным столом о крепостном праве. Итог: Дуэль отменена.

16. 1822 год. Пушкина вызвал на дуэль штабс-капитан Рутковский.
Причина: Пушкин не поверил, что бывает град весом в 3 фунта (а градины такого веса все-таки бывают) и высмеял отставного капитана. Итог: дуэль отменена.

17. 1822 год. Пушкин вызвал на дуэль кишиневского богача Инглези.
Причина: Пушкин домогался его жены, цыганки Людмилы Шекора. Итог: Дуэль отменена, Пушкин был посажен под арест.

18 / 4. 1822 год. Пушкина вызвал на дуэль прапорщик генерального штаба Александр Зубов.
Причина: Пушкин уличил Зубова в шулерстве во время игры в карты. На дуэль Пушкин явился с фуражкой, полной черешни, и ел ягоды, пока соперник в него целился. Итог: Зубов стрелял в Пушкина (мимо), а сам Пушкин от выстрела отказался.

19. 1823 год. Пушкин вызвал на дуэль молодого молдавского писателя Ивана Руссо.
Причина: личная неприязнь Пушкина к этой персоне. Итог: Дуэль отменена.

20. 1826 год. Пушкин вызвал на дуэль Николая Тургенева, одного из руководителей Союза благоденствия, члена Северного общества.
Причина: Тургенев ругал стихи поэта, в частности, его эпиграммы. Итог: Дуэль отменена.

21. 1827 год. Пушкина вызвал на дуэль артиллерийский офицер Владимир Соломирский.
Причина: Пушкин, бывая в доме князя Урусова, пользовался вниманием его дочери по имени София, к которой его приревновал Соломирский. Итог: Дуэль отменена благодаря усилиям секундантов.

22. 1828? год. Дуэль с неизвестным.
Причина: Неизвестна. "Мне удалось даже отвести его от одной дуэли. Но это постороннее "... Ф. Н. Глинка. Из письма к Бартеневу. Историки практически ничего ничего не знают об этой дуэли. Итог: Дуэль отменена благодаря усилиям Ф. Н. Глинки.

23. 1828 год. Пушкин вызвал на дуэль министра просвещения Александра Голицына.
Причина: Пушкин написал дерзкую эпиграмму на министра и тот устроил ему за это допрос с пристрастием. Итог: От дуэли противников удержал поэт и публицист Федор Глинка.

24. 1828 год. Пушкин вызвал на дуэль секретаря французского посольства в Петербурге Лагрене.
Причина: неизвестная дaма на балу и услышанная фраза обращенная к Пушкину "Прогоните его". Итог: Дуэль отменена.

25. 1829 год. Поэт вызывает на дуэль Хвостова, чиновника министерства иностранных дел.
Причина: последний плохо выразился об эпиграммах Пушкина, в которых автор сравнивает Хвостова со свиньей. Итог: Дуэль отменена.

26. 1836 год. Поэт вызывает на дуэль Репина
Причина: Та же, что и в предыдущем случае - недовольство вызванного стихами Пушкина о себе. Итог: Дуэль отменена.

27. 1836 год. Дуэль с чиновником министерства иностранных дел Семеном Хлюстиным.
Причина: Та же, что и в двух предыдущих случаях.Итог: Дуэль отменена.

28. 1836 год. Поэт вызывает на дуэль Владимира Сологуба.
Причина: Нелестный отзыв Владимира жене Пушкина - Наталье. Итог: Дуэль отменена.

29. 1936 год. Пушкин вызывает на дуэль Дантеса.
Причина: Анонимные письма "рогоносца" с намеком на связь Дантеса с Натали. Итог: Дуэль отменена, т.к. Дантес делает предложение сестре Натали - Екатерине Гончаровой.

30 / 5. 1837 год. Пушкина вызывает на дуэль нидерландский посол Геккерн, но драться за себя посылает приемного сына Жоржа Дантеса.
Причина: Письмо Пушкина, в котором он резко отозвался о Геккерне как об отце Дантеса, нелестно охарактеризовал его приемного сына и «отказал им от дома». Итог: Пушкин убит, Дантес ранен в правую руку (пуля рикошетит от пуговицы на груди).

В.С.Пикуль в одном романе заметил, что бесправие русской женщины, среди прочего, выражается в отсутствии права вызвать оскорбителя на дуэль.

У мужчин такое право тоже было не всегда, но поединки в мире исчислялись тысячами. Правила дуэли предполагали максимальное равноправие противников, общество их не считало преступлениями, чего бы ни говорил закон.

Вопрос чести

История знает много разновидностей частных поединков – рыцарские турниры, «потешные бои»… Но дуэль имеет ряд признаков, отличающих ее от прочих схваток.

Наследница турнира

Считается, что в Европе дуэли появились в 16 веке – после отмирания рыцарских турниров. Родина их – Италия, но вскоре традиция личных поединков распространилась на Францию и Германию.

«Дуо» означает «два», но парными дуэли были не всегда. На начальном этапе известно немало поединков больших компаний. Во Франции известен случай одновременной схватки 6 противников, причем выжил только один.

А.Дюма воспользовался прецедентом для создания финальной сцены в «Графине де Монсоро». Но уже в 18 веке дуэли стали поединком двоих.


История дуэлей в России началась в 1666 году. Это был импорт – участниками были два наемных офицера-иностранца. Победитель, Патрик Гордон, стал затем видным деятелем петровской эпохи.

Отличительные признаки

Прошлые века «частную» схватку чем-то особенным не считали. Но дуэль имела ряд характеристик, свойственных только ей.

  1. Причина дуэли – оскорбление чести и достоинства (участника или близкой ему женщины). Имущественный спор или криминальная претензия рассматривались судом.
  2. Дуэль – вооруженный поединок. Борьба без оружия за таковую не считалась.
  3. Вызов и сам поединок должны были иметь свидетелей. Встречи наедине случались редко.
  4. Противникам предоставлялись равные возможности: одинаковое оружие и условия. По этой причине перед схваткой обязательно приобреталось новое оружие. Каждый участник должен был иметь комплект «на двоих», а чей будет использован – решал жребий. Если один из противников не мог сражаться (был стар или болен), он мог выставить заместителя (обычно родственника или лучшего друга). Такой случай описывает Корнель в «Сиде».
  5. Целью было не убийство противника, а доказательство своего морального превосходства. Хотя убийства редкостью не были.
  6. Дуэлью мог считаться только поединок равных. Хотя им не обязательно было быть дворянами.
  7. Поединок должен был иметь протокол. Это требовалось для того, чтобы участников нельзя было счесть уголовными преступниками. Протокол мог быть «на честном слове», но чаще записывался.

Это были неписаные правила, но соблюдали их четко. Отступления бывали, но чаще по договоренности сторон.

Честь разночинца

Обычно участниками поединков выступали дворяне, особенно офицеры. Но это не было непреложным правилом. К примеру, известный российский политический деятель начала прошлого века А.И.Гучков (купеческого рода, но получивший дворянство по Табели о рангах) был известен как опаснейший бретер (то есть поединщик).

В Западной Европе огромной популярностью долго пользовались студенческие дуэли.

Дрались на шпагах. Участники стремились нанести противнику рану, очень легкую, но в заметное место, лучше в лицо. Целью выступало желание не столько наказать противника за оскорбление, сколько доказать, что ты – парень боевой, и лучше тебя не трогать.

Чем больше у студента было шрамов на лице, тем больше его уважали. Важно одно: противником дворянина был дворянин, разночинца – разночинец. В Западной Европе (но не в России) зафиксированы женские дуэли.

Право выбора

Оно всегда предоставлялось участникам поединка. Насколько – зависело от их статуса. Выбирали оружие, место, способ действий. Больше прав было у оскорбленного, но все зависело от тяжести конфликта.

Один из участников мог отказаться от поединка. Но это было чревато последствиями. Без них отзывал вызов только оскорбленный, получив извинения.


Трусливого оскорбителя же могли подвергнуть бойкоту или уволить со службы. Наличие или отсутствие запрета на дуэли при этом не играло роли.

Бывали и исключения. Так, знаменитый оружейник С.И.Мосин дважды посылал вызов мужу любимой женщины, а тот оба раза… доносил на потенциального противника в соответствующие инстанции!

Выбор оружия

Это право предоставлялось оскорбленному. До 18 века обычно использовалось холодное оружие – сабля, рапира, . Клинки должны были быть равноценными, одинаковой длины или с учетом роста бойцов. Были упоминания в истории и о курьезах, типа использования канделябров.

Дуэльные кодексы 19 века отдавали предпочтение пистолетам. Применяли только новые, одинаковые по характеристикам, гладкоствольные образцы.


После встречи противники могли оставить оружие себе. Но уже не имели права выйти с ним на новый поединок.
Иногда договаривались о применении нескольких видов оружия.

Выбор места

Кроме особо тяжелых случаев, этот вопрос решали сообща. Требовалось достаточно известное, но безлюдное и удаленное местечко. Поэтому имелись участки, где дуэли происходили регулярно (Пре-о-Клер в Париже или та же Черная речка).

Если обида была очень серьезной, могли использовать место, опасное для упавшего (берег моря или пропасть). Тогда даже легкая рана грозила противникам смертью.


Но это случалось нечасто, при дуэли основной целью убийство редко бывало. На поединок нельзя было опаздывать. Задержка на четверть часа считалась уклонением.

К барьеру

Еще приходилось выбирать способ проведения поединка. Холодным оружием можно было драться, стоя неподвижно, или передвигаясь, как при обычном сражении. Пистолеты давали еще лучший простор для маневра. Существовало несколько возможностей их использования.

  1. Стоять неподвижно и стрелять по сигналу с определенного расстояния (измерялось шагами).
  2. Стоять неподвижно спиной к противнику и стрелять через плечо наугад.
  3. Разойтись на определенное количество шагов, а затем по команде сходиться до определенной отметки. Выстрел можно было делать на этой отметке (барьере) или на ходу.
  4. Сходиться постепенно, делая оговоренное число остановок для выстрела. При этом каждый противник, уже выпустивший пулю, должен был дождаться, пока то же проделает второй.
  5. Зарядить только один пистолет, выбрать оружие по жребию, приставить дула друг другу ко лбам и спустить курки. Как уж судьба решит…

Были и другие варианты. Так, в Америке практиковались «охоты», когда противников с одинаковым оружием (их предварительно обыскивали) запускали в определенное место (овраг, рощу, дом). Они могли делать там все, что захотят, пока не кончатся заряды.


Так выглядит поединок Мориса Джеральда и капитана Колхауна во «Всаднике без головы». Россияне в серьезных случаях стрелялись «через платок». Расстояние определялось длиной вытянутых рук участников, взявшихся за уголки одного носового платка. Промахнуться было невозможно.

Без бюрократии никак

Этапы дуэли обязательно документировались. Вызов надо было делать прилюдно (обругав противника, бросив ему в лицо перчатку или отвесив пощечину) или письменно.

Если один человек получал несколько вызовов, проводился строгий жребий или вызванный сам выбирал себе противника (чтобы исключить расправу многих с одним). Условия проведения встречи также записывались и подписывались участниками.


Это должно было не допустить преступлений под видом поединков чести. Иногда это правило нарушалось на страх и риск участников. Чаще это делали тогда, когда собирались драться насмерть, или в эпоху запрета стычек. Бывали и замаскированные убийства – преступник вызывал заведомо слабейшего противника.

Обязательные участники

Хотя в самом сражении должны были участвовать только 2 человека, на месте, где происходила дуэль, народу обычно было немало. Свидетели надзирали за порядком и оказывали участникам помощь.

Скорая помощь

Если не предполагался обязательный смертельный исход, требовалось присутствие врача. Иногда приводили двоих – от каждой стороны. В эпоху запретов поединков договаривались, что доктора не сообщат властям истинной причины ранения своих пациентов.


Врачи должны были спасать жизнь тех, кто пострадал серьезно, и устанавливать, может ли раненый боец продолжать поединок. Ими же, нередко, констатировалась смерть…

Будьте моим секундантом

Важнейший участник дуэли – секундант. Им обычно становился лучший друг или родственник участника, причем не имеющий непосредственного отношения к конфликту.

После того, как бывал, брошен вызов, противникам не следовало общаться. Все переговоры вели секунданты (1-2 от стороны). Они же должны были проверить оружие, отмерить при необходимости расстояние и следить за соблюдением противниками правил.

Иногда из их среды или дополнительно выбирался распорядитель (самый старший и уважаемый среди секундантов или просто почтенный человек). Распорядитель проверял отсутствие нарушений, делал все необходимое для примирения враждующих, подавал сигналы к началу и окончанию схватки.


Быть секундантом было небезопасно. Антидуэльные законы наказывали их почти так же строго, как и участников. Бывали и худшие случаи. Так, в 1870 году в Париже принц Пьер Бонапарт, двоюродный брат императора Наполеона III, застрелил 20-летнего журналиста Виктора Нуара.

Юноша явился к нему в качестве секунданта своего приятеля, Паскаля Груссе (известен как друг и соавтор Ж.Верна, писатель Андре Лори). Тот вызвал принца на дуэль за грубое оскорбление корсиканских социалистов (Груссе был корсиканцем и революционером).
Дуэльный кодекс – не уголовный. Принца оправдали…

Запрет не помеха

В 17 веке в Европе дуэли обрели такой размах, что начали существенно сокращать количество дворянства. С этим связаны попытки изжить их.
Попытка, сделанная кардиналом Ришелье, достаточно известна.

Получилось у него именно то, что описано в «Трех мушкетерах» – количество схваток только возросло.

Нашелся даже нахал, что из принципа устроил дуэль прямо под окнами у грозного министра. Наглеца казнили, но дворяне продолжали драться хотя бы назло кардиналу.

Петровский устав

Петр Великий не спешил импортировать из Европы ее недостатки. Особым уставом им были запрещены поединки в России под страхом смертной казни для всех участников!

Получилось не лучше, чем у Ришелье. Дворяне все равно полагали, во многих случаях, делом чести смывать оскорбление кровью.

Закон, запрещающий поединки, неоднократно применялся, но смог лишь немного снизить их число.

В дальнейшем русские императоры неоднократно делали попытки прекратить в России эти безобразия, но с тем же успехом. Екатерина II грозила ссылать забияк в Сибирь – и лишь немного уменьшила количество схваток. Николай I был решительным противником дуэлей, но в его правление стрелялись Пушкин с Дантесом и Лермонтов с Мартыновым.


Общество в этом вопросе не поддерживало правителей. Дуэлянтам помогали маскировать поединки, старшие офицеры норовили избавиться от подчиненных, уклоняющихся от сатисфакций, а товарищи устраивали таким обструкцию, вынуждая уходить в отставку.

Ссылка в действующую армию или разжалование в солдаты, практиковавшиеся в качестве наказания за дуэль в середине 19 века, многими воспринимались как награда, признание мужества. Такие «наказанные» быстрее прочих получали чины и ордена. Были среди императоров и поклонники дуэлей, например, Павел I.

Обязательное сражение

Император Александр III пошел другим путем. В 1894 году он отменил запреты и ввел официальные правила организации дуэлей среди офицерства. Всякий спор должен был в первую очередь рассмотреть офицерский совет. Если он постановлял, что противникам лучше помириться, они могли послушаться, а могли и нет.

Если же решалось, что схватка обязательна, отказавшийся немедленно увольнялся из армии.

Это решение увеличило число дуэлей, но не число смертей. Вообще, в России выстрел намеренно мимо, а то и в воздух, считался делом достойным.
Александровские постановления были отменены вместе с монархией.

Мало кому известно, что отлучённый после дуэли с Пушкиным, от дворянского общества Дантес, подвергся остракизму не из-за убийства известного поэта, а по причине нарушения им правил дуэльного поединка.


Дело в том, что после начала схождения и выстрела Дантеса, Пушкин, получив ранение, выронил пистолет, который упав в снег отказал. Стоит отметить, что правила дуэли запрещали, кому-либо из поединщиков менять оружие во время боя.

Но Пушкин требовал заменить пистолет и Дантес ему это разрешил. После выстрела Александра Сергеевича Дантес упал, но ранение было лёгким.

Все дело в том, что на дуэли обычно брали две пары пистолетов, при этом зачастую резервная пары была снаряжена ослабленными зарядами, для того чтобы можно было решить вопрос без крови и без ущерба для репутации.

Некоторые источники считают, что вторая пара пистолетов на этой дуэли имела именно такой заряд.

Дантес же согласился на замену оружия, тем самым поставив себя в более выгодное положение. Неизвестно знал ли он заранее о наличии ослабленного заряда, скорее всего, догадывался, но, тем не менее, разрешил использование такого оружия. За что впоследствии и поплатился.

Один из известных случаев вызова на дуэль дворянина разночинцем опять же связан с Дантесом, именного его впоследствии вызвал на дуэль мещанин, но убийца Пушкина отказался от вызова на законных основаниях.

Заключение

В правовом государстве разрешать личные конфликты с помощью оружия не положено. Но все же многие жалеют об исчезновении дуэлей, поскольку такой способ требовал от спорщиков решимости и ответственности.

Видео

Дуэль

ДУЭ́ЛЬ -и; ж. [франц. duel]

1. В дворянском обществе: вооружённый поединок по вызову одного из противников в присутствии секундантов на заранее определённых условиях (как способ защиты личной чести). Смертельная д. Условия дуэли. Вызвать на д. Драться на дуэли. Д. на пистолетах, на шпагах. // О перестрелке двух сторон. Танковая д. Артиллерийская подготовка перешла в огневую д.

2. Состязание, соревнование двух сторон. Шахматная д. Д. двух признанных актёрских талантов. Заочная дуэль (О споре двух человек. // О споре двух человек. Словесная, д.

Дуэ́льный, -ая, -ое. Д-ые правила. Д. пистолет.

дуэ́ль

(франц. duel, от лат. duellum - война), поединок (с применением оружия) между двумя лицами по вызову одного из них. В переносном смысле - борьба, состязание двух сторон.

ДУЭЛЬ

ДУЭ́ЛЬ (франц. duel, от лат. duellum - война), поединок (с применением оружия) между двумя лицами по вызову одного из них. В переносном смысле - борьба, состязание двух сторон.
История дуэлей (поединков) тесно связано с представлениями общества о способах защиты чести. Тацит (см. ТАЦИТ) свидетельствует об обычае древних германцев разрешать ссоры оружием. Но особое значение получили дуэли у средневековых рыцарей Европы. Во Франции был разработан дуэльный кодекс, заимствованный в других странах, где он перерабатывался согласно местным обычаям. Практически во всех странах дуэли преследовались законом и в то же время общественное мнение осуждало уклонение от дуэлей. Право на дуэль признавалось только за дворянами.
Первые дуэли в России состоялись в конце 18 в. Петр I (см. ПЕТР I Великий) , несмотря на свое пристрастие к европейским порядкам и обычаям, сразу же вступил в борьбу с этим явлением. По «Уложению Шереметева» (1702) жестоко карался даже вызов на дуэль, «Краткий артикул» (1706) предписывал смертную казнь участникам поединка, даже если он не имел трагических последствий.
В дальнейшем в соответствии с «Уставом воинским» (1715) подвергались наказанию лица не только за вызов и участие в дуэли, но и те, кто не донес военному суду об этом факте. За вызов на поединок дуэлянт лишался чина, с него взимался штраф, конфисковывалась часть имущества. За выход на дуэль наказанию подвергались также и секунданты.
При Анне Иоанновне (см. АННА Ивановна) и Елизавете Петровне (см. ЕЛИЗАВЕТА Петровна) поединки учащаются. Екатерина II (см. ЕКАТЕРИНА II) выпускает «Манифест о поединках» (1787), по которому дуэли признавались «чужестранным для России насаждением». Тем не менее искоренить дуэли не удавалось.
Яростным противником дуэлей был Николай I (см. НИКОЛАЙ I Павлович) , который считал их проявлением варварства. Несмотря на резко негативное отношение к этому явлению российского императора, число дуэлей росло. В результате поединков погибли великие русские поэты Пушкин и Лермонтов.
Лишь Николай II (см. НИКОЛАЙ II Александрович) разрешил дуэли для русских офицеров, и, более того, в случае оскорбления офицер обязан был драться на поединке.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "дуэль" в других словарях:

    Дуэль, и … Русское словесное ударение

    - (франц. duel, лат. duellum, от bellurn война). Поединок. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДУЭЛЬ поединок между 2 мя противниками, в угоду общественному мнению, полагающему, что в некоторых случаях… … Словарь иностранных слов русского языка

    ДУЭЛЬ, дуэли, жен. (франц. duel). Поединок, происходящий по определенным правилам, сражение между двумя противниками по вызову одного из них. Дуэль между кем нибудь и кем нибудь. Дуэль Пушкина с Дантесом. Драться с кем нибудь на дуэли. Вызвать… … Толковый словарь Ушакова

    См … Словарь синонимов

    дуэль - и, ж. duel m., > нем. Duell, ит. duello. Поединок, происходивший с применением оружия между двумя противниками по вызову одного из них. БАС 2. Поединок, единоборство, сражение между двух, или многих особо на шпагах, или на пистолетах в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (поединокъ, одинъ на одинъ по единому съ каждой стороны). Ср. Дуэль безобразіе, нелѣпость, варварство, остатокъ средневѣковья все это мы повторяемъ, и съ полнымъ убѣжденіемъ, но что лучше: остаться на вѣкъ съ клеймомъ на лбу, или рискнуть… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    - (поединок) средневековый институт, непосредственно возникший из практики частных войн и являющийся облагороженной формой саморасправы мести, сложился в среде рыцарской феодальной знати. В XVI XVII вв. Д. запрещена в Западной Европе и приравнена к … Юридический словарь

    - (французское eduel, от латинского duellum война), поединок (с применением оружия) между двумя лицами по вызову одного из них на заранее определенных условиях. В переносном смысле борьба, состязание двух сторон … Современная энциклопедия

    - (франц. duel от лат. duellum война), поединок (с применением оружия) между двумя лицами по вызову одного из них. В переносном смысле борьба, состязание двух сторон … Большой Энциклопедический словарь

    ДУЭЛЬ, и, жен. 1. То же, что поединок (в 1 знач.). Вызвать на д. Убит на дуэли. 2. перен. Борьба, состязание двух сторон. Шахматная д. Словесная д. Артиллерийская д. (перестрелка). | прил. дуэльный, ая, ое (к 1 знач.). Дуэльные пистолеты.… … Толковый словарь Ожегова

Слово «дуэль» латинского происхождения и переводится оно как «поединок». Обычно в этом мероприятии участвуют два человека. Так, один из них считается обидчиком, а другой - защитником своей чести. При этом не исключалось, что в таком действии кто-то из дуэлянтов мог трагически погибнуть.

В наше время аналогичные противоборства случаются крайне редко, да и наказание за это можно получить по всей строгости закона. В современном обществе униженные и оскорбленные люди должны искать правду в суде, а не заниматься самоуправством.

Однако еще каких-то сто лет тому назад все было не совсем так. Тогда нанесение обиды могло смываться лишь кровью. С подобной практикой сталкивалась знать или лица дворянского происхождения. Тогда как публика низших сословий занималась решением спорных вопросов с помощью кулаков. У благородных дворян в ход шло все, от холодного до огнестрельного оружия.

Спорные вопросы решались шпагами, саблями и, конечно же, пистолетами. В разные времена государство относилось к дуэлянтам и дуэлям разнообразно, но в основном негативно. И это было серьезным вызовом для государства. Поскольку погибала полная сил молодежь, а часто и военная элита, которая могла бы принести огромную пользу своему отечеству.


Из истории дуэлей

В незапамятные времена дуэльными поединками не приходилось заниматься. Тогда полагались на волю Всевышнего. И тогда же для людей устраивалось что-то типа так называемых судебных поединков. В те времена считалось, что Всевышний всегда будет на стороне невинного, а значит, ему нечего было бояться, и он должен был непременно победить.

В то же время любому из дуэлянтов разрешалось приводить вместо себя на место дуэли своего дублера. Все равно суд ведь божий, и неважно, кто дрался. Люди той поры придерживались мнения, что победа доставалась только той стороне, на которой была правда.

Тем не менее, практика показала, что Всевышний не во всех случаях был беспристрастным. Часто побеждал откровенный бандит, а честному человеку приходилось терпеть лишь унижение или смерть. Вследствие этого такие противоборства переставали быть популярными, и постепенно от них пришлось отказаться.

Однако им быстро нашли замену в виде рыцарских турниров. В какой-то мере можно сказать, что рыцари - это прародители дуэлянтов, притом что турниры в основном несли в себе соревновательный характер, а ристалище меньше всего походило на место дуэли. Рыцарями в основном демонстрировалась сила и сноровка. В ходе столкновений соперники старались не убивать друг друга, а только сбивать с лошадей.

Дуэль рыцарей

В дальнейших столкновениях рыцарям разрешалось, действуя мечами, наносить только рубящие удары. От них они были надежно защищены доспехами. Кроме высокого травматизма, на таких состязаниях бывали и смертные случаи, но дело чести было тогда главенствующим. Собственно эти нравственные устои начали переходить к дворянству XV-XVI веков.

Те в свою очередь прекратили изнурять себя тренировками с пяти лет, ведь уже не было нужды «обвешиваться» тяжелыми доспехами и орудовать огромными мечами. Поскольку на замену им приходило оружие нового поколения в виде мощных арбалетов, а позднее и мушкетов, но достоинство и честь остались, а точнее эгоизм и гордыня – вот истинная причина дуэли. В результате разодетым господам, встречавшимся на узких улочках городов, было мало места. Уступать один другому дорогу никто не желал – это было плохим тоном. И тут шли в ход шпаги. Порой на место дуэли успевали городские стражники, а порой подходили к уже охладевшим телам.

Время зарождения дуэлей

Понятие дуэли в том виде, каком ее обычно представляют, впервые возникло в Италии в XIV столетии. Собственно здесь молодые дворяне зародили традицию разрешения конфликтных ситуаций с помощью оружия. Они находили укромное место дуэли, а там устраивали бои до появления первой крови либо до кончины одного из недругов.

Такие примеры оказались крайне заразительными и стремительно перекинулись на территории Франции. Этому южному народу также присуща вспыльчивость. Тогда как англичане такие выяснения отношений практиковали не так часто, впрочем, как и немцы.


Рыцарский турнир

Дуэльный ажиотаж

Массовый дуэльный ажиотаж пришелся на XVI-XVIII столетия. Началась массовая гибель дворян. Короли стали издавать указы, запрещающие кровавые поединки, однако это ни к чему не приводило. Дворянство продолжало настойчиво уничтожать себя. Дошло до того, что предлоги для схваток были типа косого взгляда или неучтивого тона.

Вторую жизнь смертельные поединки обрели в XIX столетии. Именно тогда пришло время огнестрельного оружия. И тут уже не до физических данных соперников, тут уж как кому повезет. Поскольку только жребий определял очередность стрельбы. Находились дуэлянты в двадцати шагах один напротив другого - попробуй, не попади.

Кодекс дуэлянтов

Собственно в XIX столетии дело дошло до формирования дуэльного кодекса. Его нарушение считалось плохим тоном. Любые отходы от правил приводили порицанию нарушителей. Вызовы на дуэль осуществлялись устно или письменно. К тому же обиженный обязан был сообщать о предстоящем поединке на протяжении суток.

На место дуэли съезжались ранним утром. Обязательным считалось присутствие врача и секундантов. Причем один из последних становился распорядителем. В его обязанности входило предложение дуэлянтам о примирении, которое в основном не принималось. Далее шло заряжание пистолетов с передачей их дуэлянтам. После чего приступали к стрельбе согласно жребию. Недругам разрешалось стоять на установленном расстоянии либо приближаться друг к другу к намеченному барьеру.


Самыми опасными считались дуэли, когда недруги открывали огонь, руководствуясь командой распорядителя. Нередко в таких случаях гибли оба. Предельная дистанция между стрелками не превышала 30 шагов. Это приблизительно 15-20 метров, промах был почти невозможен. Однако если он все же случался, тогда второй иногда оставлял право выстрела за собой, причем на неопределенное время. Выстрелом в воздух, конфликтная ситуация могла разрешаться наиболее благополучно для всех.

Женские дуэли

В 1829 году в Орловской губернии произошла сабельная дуэль. В результате дуэлянты погибли. Ну и что? Этим никого не удивишь. Но это была не мужская, а женская дуэль, с участием помещиц Ольги Заваровой и Екатерины Полесовой, из-за простой ссоры. Однако и это не все. Спустя пять лет на дуэли встретились их повзрослевшие дочери. Погибла Анна Полесова.

Женские дуэли в России и Европе были обычным явлением. В России экзотическими были дуэли между женщинами и мужчинами, но не для Европы, там это было нормой.


Женская дуэль

Интересно, что в дуэли пришлось поучаствовать будущей императрице Екатерине II. Будучи принцессой в 1744 году она билась на шпагах со своей сестрой. Это была принцесса Анна Людвига Анхальт. Для пятнадцатилетних дуэлянток все завершилось без кровопролития.

Некоторые историки считают, что при правлении Екатерины II лишь трем женским дуэлям не очень повезло, и они закончились плачевно. Многим дамам той поры хорошо было известно оружие. И они нередко с его помощью выясняли отношения. В те времена нередко встречались упоминания о том, что, например, в 1765 году придворные дамы участвовали в 20 дуэлях, а в 8 из них секунданткой была никто иная, как сама Екатерина II.

Наиболее известным женским поединком той поры, была дуэль 1770 года. В ней участвовали княгиня Екатерина Дашкова и герцогиня Фоксон. Однако дело было не в Санкт-Петербурге или Москве, а в Лондоне. И дело было так. Графиня Пушкина пригласила в свой дом двух образованнейших женщин для мирной беседы. Мало-помалу беседа начала перерастать в полемику, а потом и в жаркие споры. В общем, диспут закончился взаимными обвинениями. Потом дело дошло до пощечин и естественно до вызова «к барьеру». На примирение дамы не пошли, и дело дошло до поединка на шпагах. Все произошло здесь же на территории сада. Все закончилось несмертельно. Графиня Дашкова была ранена в область плеча.

Известно, что мужские поединки обычно происходили на природе, а сами дуэлянты отдавали предпочтение пистолетам. Тогда как русские женщины предпочитали разбираться с помощью шпаг, не выходя из помещений. В те времена даже было наличие светских салонов, организующих дамские поединки. Например, в салоне мадам Востроуховой, лишь за 1823 год было организовано 17 женских поединков.

Увлекательные записи о дуэлях россиянок составила француженка маркиза де Мортене. Она писала, что русские дамы обожают разбираться между собой при помощи оружия. Эти поединки вовсе не изящны, как у французских дам. В них наблюдается только слепая ярость, направленная на истребление соперниц. Кстати, в ту пору француженки на дуэлях обнажались до пояса, что и могло выглядеть более изящно.

Что интересно, так это то, что в русской литературе и живописи нет упоминаний о женских дуэлях. Зато в Европе об этом писалось в романах и изображалось на картинах. Наибольшей известностью пользовалась картина «Женская дуэль», от испанца Хосе де Риверы 1636 года. Увидеть ее можно в испанской столице в Национальном музее Прадо.

Сам поединок произошел еще до написания полотна в 1552 году. Дуэль состоялась между неаполитанками Изабеллой де Карацци и Диамброй де Петтинеллой, заинтересовавшимися молодым повесой Фабио де Зересолой. В итоге они решили разобраться в поединке с помощью мечей. Неаполитанский меч был незначительно тяжелее шпаги, и многим дамам удавалось им виртуозно владеть. В те времена дамские поединки были диковинкой, поэтому толки об этом сохранились на долгое время, чем и подсказали для художника идею для сюжета полотна.

Однако на моменте его написания европейские дамы уже полным ходом занимались выяснением отношений с помощью оружия. Так, было много слухов о дуэли маркизы де Несль с графиней де Полиньяк, произошедшей в 1624 году. Противоборство этих женщин было из-за только что ставшего первым министром Франции, известного персонажа книг Александра Дюма, кардинала Де Ришелье.


Чтобы выяснить отношения дамы решили избрать пистолеты. Поединок завершился тем, что маркиза получила легкое ранение плеча. Очевидно, это громкое событие потешило честолюбие первого министра, ведь он об этом упоминал в своих записях. Эту пикантную историю еще долгое время обсуждали все парижские аристократические круги.

Женщины того времени на столько привыкли к владению оружием, что нередко позировали с ним для художников. Так, на полотнах Беро часто можно было видеть весьма элегантных француженок с непринужденностью держащих шпаги. Причем выглядели они, так будто бы шпаги являлись обычными аксессуарами дамских нарядов, типа веера или зонтика.

Некоторые дамы настолько захватывались искусством фехтования, что часто вызывали на дуэли лиц противоположного пола. Наибольшей популярностью пользовалась мадемуазель де Мопен, у которой на счету несколько успешно проведенных поединков с мужчинами. Причем она была настолько популярной, что о ее реальных похождениях Теофилем Готье был написан роман «Мадемуазель де Мопен».

Дуэли в России

Относительно России, то здесь дуэльный ажиотаж начался ближе к концу XVIII столетия. Это как раз было время заката правления Екатерины II. Императрице довелось умереть в 1796 году, а о поединках при ней имеются самые противоречивые сведения. С одной стороны, она и сама в юности участвовала в одной такой и не раз была секунданткой у своих придворных дам.


С другой стороны, «Указ о поединках» образца 1787 года. Согласно ему всех участников поединков ожидала непременная ссылка в места не столь отдаленные, а тогда этим местом была Сибирь. Если вдобавок ко всему дуэль заканчивалась смертоубийством, то оставшийся в живых мог отправиться прямиком на каторгу.

Самая большая численность дуэлей пришлась на царствование Николая I. Собственно в те годы в дуэлях участвовали многие известные личности типа Лермонтова, Пушкина, Рылеева, Грибоедова и пр. В дуэлях участвовал и погибал цвет нации, а сам император не выносил дуэлей. Дуэлянтов направляли в войска, действующие на Кавказе.

Если случался летальный исход поединка, то победивший в нем мог быть разжалован до рядового. Однако даже такие меры не останавливали дворян. Они все равно продолжали стреляться с потрясающей настойчивостью. Участие в таких мероприятиях считалось хорошим примером, от которого только добавлялся авторитет дуэлянту.

Русским дуэлям были характерны чрезвычайно короткие барьерные расстояния. Это было каких-то 10-12 метров. Кроме того, дуэль считалась оконченной лишь после смерти или обморока кого-то из участников. В отличие от Европы, если оба промахивались после первых выстрелов, то все повторялось заново.


Дуэльный набор

На дуэль запрещалось задерживаться более 15 минут. Начиналась она вслед за прибытием всех участников. Все занимало минут 10. Получение оружия, стрельба. Кто-то упал, его подняли и увезли. Другой отправился на празднование удачного конца.

В мае 1894 года Александр III разрешил офицерские дуэли из-за личных обид. До 1914 года было почти 330 поединков, но только 32 завершились смертельным исходом. Остальные были легко ранены. В Первую мировую поединки почти не проводились.

Самая странная дуэль

Самую странную дуэль зафиксировали во Франции в 1400 году. Произошло убийство одного дворянина другим. Тот и спрятал труп, однако собака убитого вначале указала людям на могилу, а затем лаяла на убийцу. Решили устроить суд в виде поединка. Убийце не удалось совладать с псом. Его признали виновным и повесили.

Вместо заключения


В наше время дуэли лишилась былой популярности. Это была привилегия дворян, а в XXI столетии демократия. Достоинство и честь теперь отстаиваются в судах. У офицеров имеются формальные суды чести, которые ничего не решают. Ковбойская дуэль осталась лишь в вестернах. Сейчас живется почти безмятежно. Хотя количество убийств ежегодно только возрастает. Объясняется это все тем, что преступность постоянно растет, и не имеет никакого отношения к канувшим в Лету дуэлям.

Вступление.

Происхождение, дуэлей

ЧАРЛЬЗ МУР, сражавшийся против дуэлей в восемнадцатом столетии, писал о том, что такого рода поединки зародились в «эру невежества, суеверий и готского варварства» {4} . Он был не одинок в убежденности в том, что дуэли обязаны своим происхождением нецивилизованным обычаям Средних веков: многие авторы как до, так и после него искали корни дуэлей в различных формах поединка, на которые с незапамятных времен выходили мужчины, стремясь разом разрешить возникшие между ними противоречия.

Люди всегда искали битвы один на один, какими бы ни бывали причины. Доктор Джон Кокберн, корифей неоклассического века английского искусства, написавший одну из историй дуэлей, делал жестокий вывод:

Невозможно отрицать очевидного, что гордыня, зависть, злоба, жажда мщения и чувство обиды всегда царствовали над умами человеческими, а последствиями всего этого становились деяния, выливавшиеся очень часто как в открытое насилие и подавление чужой воли, так и в совершение тайных убийств {5} .

Так или иначе, самые ранние примеры поединков, ставших неотъемлемыми частями как нашей литературы, так и культуры в целом, связаны с героическими борцами за правду, защитниками слабых и спасителями своего народа. Многие из таких мощных литературных аллюзий живут, что называется, одной ногой в мифах, а другой в истории: архангел Михаил и Сатана (спасение мира - никак не меньше) и Беовульф с его подвигами (тут размах, пожалуй, поменьше, но героизм определенно налицо) существуют, конечно же, в области мифологического. В «Потерянном рае» Мильтон превосходным образом описывает поединок архангела Михаила с дьяволом. Оставшийся неизвестным автор Беовульфа рассказывает никого не оставляющую безучастным историю героя из-за моря. Если деяния ангела, по Мильтону, имеют прочные корни в христианской традиции, Беовульф принадлежит к языческой мифологии Севера.

Испытание поединком представляло собой юридическую норму улаживания противоречий между людьми и брало свое начало из «Темных веков» истории Европы. Есть мнение, что Гундобальд, король Бургундии, первым из правящих государей официально установил такое правило примерно в 501 г. от Р.Х. {6} Эдуард Гиббон так объяснял принцип судебного поединка:

Как в гражданской, так и в уголовной норме истец или обвинитель, ответчик или даже свидетель мог быть вызванным на смертный бой противной стороной в случае отсутствия возможности доказать свою правоту обычным образом; тогда перед ними не оставалось выбора - или отказаться от своих слов, или отстаивать собственную честь в бою.

Согласно Гиббону, Гундобальд определил законность применения судебного поединка риторическим вопросом: «Не есть ли правда, что исходы войн народов с народами и поединков между отдельными людьми в воле Бога, разве не Провидение дарует победу правому?» Вера в то, что поединок способен позволить установить истину в спорах между сторонами за счет изъявления божественной воли, есть основа, на которой базировались убеждения средневековых людей в оправданности подобной практики. Сила оружия должна была дать ответ - ответ, не замутненный словами лжесвидетелей или неправыми наветами недостойных. Гиббон не без сарказма продолжает:

Вот такой веский аргумент подпирал абсурдную и жестокую практику судебных поединков, свойственную некоторым племенам Германии, но распространившуюся и ставшую нормой во всех государствах Европы от Сицилии до Прибалтики {7} .

По закону Гундобальда дуэль разрешалась тогда, когда обвиняемый упорно отказывался признать себя виновным под присягой, а обвинитель настаивал на установлении истины с помощью оружия. Данное положение оставалось неотъемлемой составляющей установления истины в суде путем поединка по всей Европе. Первая запротоколированная судебная дуэль состоялась в итальянском городе Павия в начале седьмого столетия от Р.Х. К поединку прибегли по причине обвинения, выдвинутого против королевы лангобардов Гундиперги. Когда в 643 г. король Ротари приказал составить свод законов лангобардов, судебные дуэли заняли в нем свое достойное место, причем пережили и династию лангобардов, ниспровергнутую в 774 г. Карлом Великим. Сам же рассматриваемый нами принцип продолжал не только жить и здравствовать, но и расширять собственное применение. Например, в 982 г. император Оттон II издал указ о целесообразности прибегать к поединку в случаях клятвопреступления. В процессе эволюции законов лангобардов выработалось правило, по которому судебный поединок мог назначаться в 20 различных случаях {8} .

На протяжении периода Средних веков практика судебных дуэлей находила широкое применение повсюду в Европе. Поначалу она даже пользовалась поддержкой церкви, поскольку папа римский Николай II санкционировал ее в 858 г. Впервые узаконенный, как мы уже видели, в Бургундии, судебный поединок быстро распространился по остальной части современной Франции, укоренившись во всех франкских королевствах.

В результате норманнского завоевания судебные дуэли пришли и в Англию, хотя существует легенда, что и на полвека раньше - в 1016 г. - король Кнут и Эдмунд Железнобокий сошлись в таком поединке на острове Олни, неподалеку от Глостера. Состязались они тогда ни много ни мало за саму Англию. В конце одиннадцатого века, в правление короля Уильяма II, одним бароном, Годфруа Бэйнаром, было выдвинуто обвинение в злом умысле против короля со стороны Уильяма, графа д’Э. Двум этим рыцарям пришлось выяснять отношения с помощью судебного поединка. Они сошлись в Солсбери, где бились в присутствии короля и его двора. Граф д’Э проиграл и в результате подвергся оскоплению и ослеплению, тогда как оруженосец его по каким-то причинам был высечен плетьми и повешен.

Еще одним ярким примером испытания боем в Англии может служить поединок между бароном Генри де Эссексом и Робертом де Монфором в период царствования Генриха II (1154–1189). Эссексам принадлежало наследственное право быть знаменосцами королей Англии, и де Монфор обвинил Генри в злостном небрежении обязанностями в ходе Уэльской кампании 1157 г. Де Монфор заявил, что Эссекс бросил королевский штандарт перед лицом неприятеля и позорно бежал с поля. Подобные заявления никому не могли сойти с рук, а потому двое джентльменов встретились для выяснения истины на острове на Темзе вблизи Ридинга. Эссекс проиграл поединок и был брошен умирать там, где находился. К счастью для него, монахи, которые принесли его тело в обитель с целью погребения, обнаружили, что рыцарь еще жив. Вылеченный и поставленный на ноги, Эссекс так больше никогда и не покидал аббатства. {9}

Во Франции в 1386 г. тоже отмечался достойный внимания судебный поединок, участниками которого стали Жан де Карруж и Жак Ле Гри. Весь эпизод восстановил в деталях Эрик Джейгер в работе, несколько опрометчиво названной «Последняя дуэль». Джейгер повествует о медленно вызревавшем соперничестве между двумя рыцарями, которое приняло самые отвратительные формы, когда Ле Гри изнасиловал красивую и значительно более молодую жену де Карружа. В результате король Франции, Карл VI, отдал приказ о проведении судебного поединка с целью поставить точки в этом деле. Джейгер в ярких подробностях приводит детали пышной церемонии феодального судебного поединка. Чтобы сойтись в схватке друг с другом, два рыцаря вышли на поле на территории одного из парижских монастырей сразу после Рождества 1386 г. Там же находились король со свитой и сотни зевак - поединок мог кончиться только смертью одного из двух участников. В итоге жестокого столкновения, в котором не было никакой поэтической вдохновенности и пышной помпы, столь свойственных предшествовавшему ритуалу, обессиленный Ле Гри оказался на земле в тяжелых доспехах, где противник хладнокровно прикончил его ударом в горло {10} .

Судебные поединки, где бы те ни происходили - во Франции, в Италии или в Англии, - в сущности, мало чем отличались друг от друга. Они представляли собой открытые встречи, санкционированные королем, в которых истец и ответчик сходились между собой на виду у придворных и простых граждан в присутствии самого монарха и на площадке, которая не могла предоставлять преимущества ни одной из сторон. Приговор по итогам столкновения выносился тут же в присутствии заинтересованных сторон. Таким образом, как мы видим, судебный поединок Средневековья в этом своем аспекте коренным образом отличался от сугубо личных, тайных и незаконных встреч, которые представляли собой дуэли в более позднее время. Шекспир, как и нередко случалось при его проницательности, ухватил дух судебного поединка и передал его в «Ричарде II». Первые три начальные сцены пьесы рассказывают историю о противостоянии Томаса Маубрэя герцога Норфолка и Генри Болингброка лорда Херефорда.

Король - залог справедливости и оплот правосудия - созывает двух непримиримых баронов для решения их разногласий. Ричард, выслушав претензии каждой из сторон друг к другу, пытается добиться их примирения, а когда ничего хорошего не получается, приказывает назначить судебный поединок для урегулирования вопроса. Шекспир прекрасно представлял себе сущность судебного поединка. Когда король, которому не удается помирить враждующих, отдает распоряжение о поединке, он действует как судья. Таковые полномочия государя как председателя суда лишь подчеркиваются тем, что, когда стороны приезжают в Ковентри, готовые к битве перед лицом короля и придворных, Ричард отменяет поединок и налагает на обоих баронов наказание в виде изгнания. Как считает Шекспир, о чем он и говорит, - король и только король может осуществлять правосудие.

С раннего времени церковь противилась поединкам, усматривая в них узурпацию прав Бога, несмотря на то что светские власти, которые санкционировали поединки, всецело верили в них как в средство привлечения того же Бога для вынесения справедливого решения путем битвы между тяжущимися сторонами. Святой Авитус, архиепископ Вьеннский и примас Бургундии, выразил протест королю Гундобальду по поводу легализации судебного поединка в 501 г. Более активное противодействие описываемому нами явлению со стороны клира проявилось на соборе в Балансе в 855 г. Между тем само папство - по крайней мере, поначалу - заняло двойственную позицию, порицая поединки в отдельно взятых случаях, однако не покушаясь на сам их институт до двенадцатого века. И действительно, в 858 г. Николай I дал официальную папскую санкцию судебной ордалии, или испытанию подсудимого физическим страданием (судебный поединок являлся, по сути своей, одной из ее разновидностей).

В Италии, после пережитого им периода большой популярности между девятым и двенадцатым столетиями, судебный поединок начал отмирать. Один из историков предполагает, что процесс снижения распространения рассматриваемой нами практики пошел на убыль в результате решений церковного съезда в Вероне в 983 г. На этом высоком собрании государи Италии порешили взять под строгий контроль такое явление, как испытание поединком. Постепенно судебный поединок как институт перекочевал в сферу озабоченности гражданского руководства; к середине одиннадцатого или к началу двенадцатого века вольные города Италии стали один за другим запрещать судебные поединки. Генуя в 1056 г. и, возможно, еще Бари в 1132 г. стали одними из первых, кто отважился на подобный шаг {11} .

В других частях Европы противодействие судебным поединкам оказывала прежде всего церковь. Распоряжения папы должны были - пусть даже в теории - уважаться на всей территории, подконтрольной римской церкви. Во Франции закат эры судебных дуэлей отмечается с правления Людовика IX Святого (1226–1270), который издал эдикты, ставившие подобные обычаи вне закона. Некоторые историки полагают, что момент этот очень важен для понимания причин возникновения позднее собственно дуэлей, как мы их понимаем, поскольку Людовик, лишивший судебные поединки государственного одобрения, дал возможность, что называется, приватизировать их. Так монарх потерял или начинал терять возможность управлять таким явлением, как испытание поединком. Филипп IV Красивый в 1303 г. продолжил зажим дуэльной практики. Поскольку традиция потеряла поддержку свыше, она стала трансформироваться, утрачивая былые открытые формы с присущими им пышными феодальными ритуалами и переходя в сферу запрещенной, но повсеместно практикуемой современной дуэли, с присущим ей хорошо знакомым набором особенностей: секретностью, выбором раннего времени дня и тайного места.

В Англии судебные бои, которые пересекли Ла-Манш вместе с норманнами, познали короткий, но бурный расцвет. Внедрение Генрихом II в Англии суда присяжных стало началом заката испытаний поединком. Люди увидели альтернативный способ разрешения противоречий - более справедливый, не так подверженный предвзятости и влиянию интересов сильных и устойчивый против коррупции по сравнению с принципом рассмотрения дел одним судьей.

Эпоха рыцарства хорошо известна повальным пристрастием дворянства к турнирам, представлявшим собой отчасти пышные праздники, отчасти военные игры и как нельзя лучше отвечавшим идеалам рыцарей. Неотъемлемой составляющей этого явления выступали правила и традиции феодальной верности, которые связывали рыцаря с сеньором, и наоборот; проникая повсюду и пронизывая все общество, они прочно скрепляли узами подданных с королем и короля с подданными. Турниры, кроме того, давали рыцарям возможность совершать героические деяния на глазах дамы сердца, что само по себе служило одним из главных залогов соблюдения традиций средневекового кодекса куртуазной любви.

Средневековые турниры представляли собой помпезные и тщательно организованные мероприятия, в ходе которых рыцари сходились друг с другом в полных доспехах на причудливо украшенных конях в присутствии короля и всего двора. Однако под покровом из шелков и аксамитов, за роскошными орнаментами на шатрах и искусно вышитыми шпалерами эпохи феодализма скрывалась и вполне практическая цель: шанс для рыцарей отшлифовать боевое мастерство, без чего трудно представить себе эффективное выполнение ими обязанностей на военной службе. Тяжеловооруженные всадники - рыцари - служили главной ударной силой любой средневековой европейской армии. Ведение боя верхом в полных доспехах с копьем и мечом требовало высокой выучки и длительных тренировок, а потому представлялось очень важным для рыцаря использовать любую возможность отточить свое умение и довести его до высшей отметки. Турниры являлись одним - и, вероятно, лучшим - из способов, с помощью которых таковая цель могла быть достигнута.

Связь судебного поединка и средневекового турнира с присущей им соревновательностью очевидна, как не менее логично представлять, что и тот и другой с полным на то правом могут претендовать на звание предшественников современной дуэли, хотя лично я бы высказался в пользу первенства судебного поединка, который все же ближе привычному нам дуэльному противоборству. Испытание боем вошло в традицию и практику - или было введено туда - с целью разрешения противоречий между двумя сторонами, тогда как турнир, несмотря на то что в одной из своих форм он также представлял бой двух мужчин, невзирая на всю церемониальную оболочку, в большей степени являлся военной игрой. В общем, можно высказать несколько веских аргументов в пользу мнения, что средневековые турниры правильнее рассматривать скорее как предтечу современных спортивных состязаний, нежели дуэлей.

Третьим средневековым институтом, бывшим близким родственником турнира и судебного поединка - и в самом деле, его можно воспринимать как некоторый симбиоз двух уже рассмотренных нами явлений, - следует назвать рыцарскую дуэль. Происхождение ее довольно туманно, но зато мы хорошо представляем себе суть того, что она собой являла. Как и испытания поединком, всегда разрешенные властями, дуэли рыцарей тоже происходили на огороженных площадках - champs clos. Правила, руководствоваться которыми предписывалось двум участникам боя, судя по всему, тоже отличались довольно четкой определенностью. Биться в таком поединке любой и каждый, как и следует ожидать, не мог. Пункт 12 правил гласил: «Кто не может доказать своего благородного происхождения по отцу и матери хотя бы в четырех поколениях, не должен претендовать на честь быть допущенным к состязанию» {12} .

Как и в случае судебного поединка и средневекового показательного боя двух рыцарей, рыцарская дуэль явно имеет права претендовать на место в списке предшественников современной дуэли. Главное ее назначение состояло в улаживании вопросов, касавшихся чести рыцаря как дворянина. В этом смысле она есть самый прямой прародитель современной дуэли. Однако как и судебный поединок, она отличалась от современной дуэли тем фактом, что проходила публично с соизволения и благословения государя {13} .

По мере распространения и развития института испытания поединком возникла практика применения сторонами выставляемых бойцов, которых нанимали для отстаивания в бою дела тяжущихся. Хотя такой обычай и избавлял последних от риска с оружием в руках сражаться с оппонентом, им приходилось в полной мере нести ответственность в соответствии с результатами поединка. По выражению одного историка: «Как доверители в уголовном деле, которое решали в бою другие лица, такие люди не участвовали в дуэли, но стояли с веревкой на шее, чтобы тот, чей боец проигрывал поединок, мог быть без промедления повешен» {14} .

Следовательно, выбор «чемпиона» в таких случаях являлся в самом прямом смысле слова вопросом жизни и смерти. Фигура бойца-защитника в средневековом судебном поединке пережила сам институт таких состязаний и в рудиментарной форме просуществовала еще довольно долгое время. Бойцы-защитники, или «чемпионы» королей, продолжали играть свою роль, пусть и чисто церемониальную, в ходе коронаций в Англии. Так, на банкете в Вестминстер-Холле после коронации Георга IV в 1821 г. королю служил такой «чемпион». Боец-защитник короля в полных доспехах и при шлеме с плюмажем въехал в зал, где собрались высокопоставленные гости, и трижды бросал латную перчатку перед зрителями, вызывая на поединок один на один всех, кто пожелал бы оспорить права короля на трон. Вызов никто не принял {15} .

Несмотря на церковное противодействие и на рост ограничивающих их законов, судебные поединки не исчезли и в эпоху Возрождения, уцелев в ней как реликт медленно отступавшего Средневековья. В конце 1583 г. - то есть посредине правления Елизаветы I - двум ирландцам, Конору О’Коннору и Тиджу О’Коннору, по велению Тайного совета Ирландии предстояло уладить разногласия между собой силой оружия. Дело касалось обвинения в измене, и судебный поединок проходил во внутреннем дворе Дублинского замка. Конор погиб в схватке, а тело его было обезглавлено {16} .

В 1547 г. имело место событие, которое традиционно считается последним случаем официального применения судебного поединка или рыцарской дуэли во Франции. Пышно обставленный бой между бароном де Жарнаком и сеньором де Ла Шатэньрэ получил одобрение молодого короля Генриха II. Двое дворян бились на строго определенном поле, окруженном шатрами и палатками, на глазах самого короля в присутствии придворных, герольдов и множества прочих зрителей. Происходившее представляло собой реликт Средних веков - старомодное испытание поединком, а не современную дуэль. В подробностях нам предстоит разобрать этот случай в главе 5 данного повествования.

Поколение спустя, в 1571 г., суд в Лондоне распорядился о проведении поединка с целью разрешения противоречий, возникших вокруг участка земли на острове Харти в Кенте. Ответчик, некий Парамур, подал прошение о назначении «испытания битвой» (by Battel), чем - и, надо полагать, небезосновательно - поставил в тупик суд по общегражданским делам. Однако, поскольку истцы выражали полную готовность согласиться на поединок, суд не усмотрел оснований для отказа, какой бы устаревшей и вышедшей из обихода ни являлась подобная норма. Для состязания выгородили место на Тотхилл-Филдс (поблизости от современного здания Парламента). Оба участника тяжбы предпочли выставить доверителей, то есть прибегли к услугам бойцов, или «чемпионов», которые бились за них. Истец, некий Чэйвин, остановил выбор на Генри Нэйлере, опытном фехтовальщике, Парамур же пригласил в защитники своего дела Джорджа Торна.

…боец-защитник истца [Чэйвина], который явился в назначенное место разряженный в красный табар поверх черных доспехов, с ногами, открытыми ниже колена, с непокрытой головой и руками, голыми до локтя, был приведен за руку рыцарем, сэром Джеромом Боузом, который нес дубину длиною в эл (то есть примерно 1,10–1,15 м) с заострением из рога и баклер (маленький щит) с двойным кожаным покрытием… {17}

Бойца-защитника Парамура к полю сопровождал сэр Генри Черри. Слухи о предстоящем поединке и о тщательных приготовлениях к нему немедленно разнеслись по всему Лондону, заставив сняться с мест не менее 4000 человек, которые отовсюду поспешили к Тотхилл-Филдс, чтобы не пропустить ничего из невиданного спектакля. К сожалению для тысяч любопытных и сгоравших от нетерпения зрителей, королева, тоже узнавшая о намеченном поединке, не желая становиться пусть и непрямой, но все же соучастницей нелепого кровопролития, велела решить дело в пользу ответчика {18} . Посему испытания поединком под затаенное дыхание толпы не случилось, кровь не пролилась, а 4000 человек, страждущих зрелищ, мирно отправились по домам.

Право прибегнуть к «испытанию битвой» (by Battel) зажилось в английском праве до девятнадцатого века. В 1817 г. некий Авраам (Эйбрэхэм) Торнтон подпал под обвинение в убийстве Мэри Эшфорд. Адвокат ответчика, судя по всему искушенный в тонкостях юриспруденции и завсегдатай самых темных закоулков уголовного права, не желая подвергать клиента риску суда присяжных, предложил ему выбрать «испытание битвой» (by Battel). Вняв совету защитника, Торнтон снял в суде перчатку и вызвал обвинение на поединок {19} . Суд, конечно же, растерялся от такого поступка - призыва прибегнуть к законной процедуре, не применявшейся не то что несколько десятилетий, но и столетий, - но не мог не уважить выбора Торнтона. В 1819 г., однако, Парламент упразднил «испытание битвой». Говорят, что шаг с отменой этой нормы стал единственной реформой закона, которую одобрил реакционер лорд Элдон за то долгое время, которое он занимал пост лорда-канцлера. Даже «упорный, несгибаемый и непробиваемый» Элдон оказался вынужден признать обоснованность отмены традиции, берущей свое начало в глубине «Темных веков» {20} .

Три различных вида средневекового поединка - боя один на один - долгое время считались прямыми предками современной дуэли. Прежние историки дуэлей прослеживали ее истоки в «яростном, но мрачном суеверии северных племен» {21} . Повсеместно эти же специалисты сходятся на том, что первой важной современной дуэлью стал вызов, полученный Франциском I, королем Франции, от германского императора Карла V в 1528 г. Факт может быть и недостоверным, а рассказы - туманными и противоречивыми, однако эпизод сам по себе уверенно завоевал воображение историков дуэлей. Хотя понять причину такого отношения их нетрудно: речь идет о двух величайших светских правителях Европы, двух могущественных государях, которые бросили друг другу вызов как дуэлянты. С того самого момента, как гласит теория, и стали обычными современные дуэли. Как писал один из таких историков: «Пример оказался заразительным» {22} .

В действительности несостоявшаяся встреча между французским королем и главой Священной Римской империи имеет немало оснований претендовать на звание первой современной дуэли. Несмотря на все заметные сходства (оставим на мгновение в стороне различия) между средневековыми формами одиночного поединка и современной дуэлью, последняя в сути своей - порождение эпохи Ренессанса. Италия стала колыбелью Возрождения, она подарила нам Боттичелли, Брунеллески и Микеланджело, однако она же обогатила мир концепцией современной дуэли. Как писал один ученый недавно: «На протяжении первой половины шестнадцатого столетия средневековые виды поединка один на один переросли в Италии в дуэли чести, которые заменили вендетту» {23} . Карл V и Франциск I являлись, что называется, совершенно типичными par excellence - по определению - государями именно Ренессанса, а потому в плане логики совершенно закономерно им было бы дать начало новой традиции дуэли и внедрить понятия о чести, которые лежали бы во главе угла всей этой концепции.

В Италии первой половины шестнадцатого столетия, ставшей родиной современной дуэли, нашелся один инструмент, который способствовал распространению новых идей - печатный пресс. Именно при помощи этих станков стало возможным размножение всякого рода литературы - руководств и пособий, - с одной стороны, предлагавшей благородным господам ознакомиться со стандартами понятий о чести, а с другой - изучить накопленный опыт в плане применения оружия, помогавшего ее надлежащим образом отстаивать.

Инкубационный период вызревания современной дуэли совпал по времени с перемежающимися и накладывающимися одна на другую войнами в Италии, которые тоже подталкивали людей к тому, чтобы сходиться в поединках, множа и множа ряды тех, кто желал стать адептом нового этикета. В сентябре 1494 г. Карл VIII Французский с армией перешел Альпы и вторгся в Италию, чтобы заявить о правах на престол в Неаполитанском королевстве. Поступив подобным образом, он дал старт Итальянским войнам - целой серии все более и более кровавых и дорогостоящих в плане материальных ресурсов и людских жизней конфликтов, продлившихся до 1559 г.

Итальянские войны представляют собой важную веху в истории дуэлей, поскольку вследствие затяжных враждебных действий на территории Италии на довольно долгое время задержалось множество французских солдат. В итоге значительное количество французов оказалось в тесном соприкосновении с чем-то новым для них, впитывая и быстро осваивая не совсем привычные взгляды на понятие о личной чести и дуэльные этикеты. Возможностей для того, чтобы опробовать приобретенный опыт на практике, у них имелось предостаточно. Война и периоды неспокойствия есть благодатная почва для возбуждения всеобщей неприязни и ненависти и как нельзя лучше подходят для вызревания идей дуэлей, а Италия на заре шестнадцатого века вовсе не являлась исключением.

Итальянские войны, несомненно, познакомили вторгшихся в страну французских солдат с дуэлями в новом стиле: в хрониках полным-полно сообщений о поединках, разворачивавшихся в то время, причем во многих принимали участие как раз французы. Байяр, Сент-Круа, Кобуа, Бурдей, Пурвиллан и Ла Мотт - вот лишь несколько французских рыцарей, которые выходили сражаться один на один в Италии в тот период. Гастон де Фуа и де Шомон - два значительных французских командира - стали свидетелями дуэлей, которые вели их земляки {24} . Именно эти люди, а также и множество других, оставшихся неназванными, привезли домой из-за Альп во Францию новую моду.

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора

Его происхождение Теперь попытаемся выяснить себе историческое происхождение этого порядка. Следя за ходом владельческих отношений между князьями в XI-XIII вв. на днепровском юге и верхневолжском севере, замечаем одну видимую несообразность. В старой Киевской Руси XI-XII

Из книги Курс русской истории (Лекции LXII-LXXXVI) автора Ключевский Василий Осипович

Ее происхождение Екатерина по матери принадлежала к голштейнготторпскому княжескому роду, одному из многочисленных княжеских родов Северной Германии, а по отцу - к другому тамошнему же и еще более мелкому владетельному роду - ангальтцербстскому. Отец Екатерины,

Из книги Повседневная жизнь Франции в эпоху Ришелье и Людовика XIII автора

Из книги Варварские нашествия на Западную Европу. Вторая волна автора Мюссе Люсьен

Происхождение После мощных миграционных толчков в период поздней античности в VI–VIII вв. для Скандинавии настала нора упадка и изоляции. Человеческие ресурсы были истощены; для того чтобы сформировать новые полчища, требовалась передышка. Однако эта пауза не была

Из книги Цивилизация Этрусков автора Тюийе Жан-Поль

ПРОИСХОЖДЕНИЕ Признаем честно, происхождение этрусков - это тот вопрос, в котором не было никакого прогресса с начала XX в. Оставим в стороне появившуюся еще в XVIII в. гипотезу о приходе этрусков с севера от ретов. Эта гипотеза впоследствии была доработана с учетом

Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора Носовский Глеб Владимирович

5. Происхождение Ермака и происхождение Кортеса В предыдущей главе мы уже сообщили, что, по мнению романовских историков, сведения о прошлом Ермака чрезвычайно скудны. По преданию, дед Ермака был посадским человеком города Суздаля. Знаменитый внук его родился где-то в

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Происхождение Происхождение северо– и южноамериканских индейцев рассмотрено в предыдущей

Из книги Лицо тоталитаризма автора Джилас Милован

Происхождение 1 Корни коммунистической доктрины, какой мы ее знаем сегодня, уходят глубоко в прошлое, хотя свою «действительную жизнь» она начала с развитием в Западной Европе современной промышленности.Фундаментальные основы ее теории - первичность материи и

Из книги Маленькая книга о капоэйре автора Капоэйра Нестор

Происхождение О происхождении капоэйры - африканском или бразильском - спорят и по сей день; различные и взаимопротиворечащие теории создаются, чтобы объяснить как все началось. К сожалению, ранние дни капоэйры окутаны мраком неизвестности, так как существует всего

Из книги Повседневная жизнь европейских студентов от Средневековья до эпохи Просвещения автора Глаголева Екатерина Владимировна

автора

Происхождение

Из книги Петербургские женщины XIX века автора Первушина Елена Владимировна

Происхождение Купцы составляли чуть меньше 1 % от населения России, но были кровью, питавшей все ее части.С 1775 года купечество делилось на три гильдии согласно размеру объявляемого капитала. При этом минимум капитала, необходимого для записи в третью гильдию, был

Из книги Петербургские женщины XIX века автора Первушина Елена Владимировна

Происхождение Мещане и мещанки составляли значительную долю горожан - около 35 % городского населения и от 6 до 10 % от общего населения России. В него входили в основном мелкие торговцы (те, что не могли объявить купеческий капитал) и ремесленники.Это сословие несло

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Происхождение Если 20 лет назад проблема происхождения мезоамериканской культуры могла решаться альтернативно - считать ее автохтонной или, наоборот, привнесенной из Азии, то в настоящее время, по мере того как новые открытия умножают данные о древних горизонтах, эта

Из книги Дуэль. Всемирная история автора Хоптон Ричард

Часть II. История дуэлей

Из книги Повесть о Борисе Годунове и Димитрии Самозванце [вычитано, современная орфография] автора Кулиш Пантелеймон Александрович

ГЛАВА ПЯТАЯ. Происхождение запорожских казаков и история их до самозванца. - Описание их страны и селитьбы. - Самозванец на Дону. - Происхождение донских казаков и отношения их к Московскому государству. - Самозванец вступает в службу к князю Вишневецкому. - Быт